Макияж. Уход за волосами. Уход за кожей

Макияж. Уход за волосами. Уход за кожей

» » Жизнь и творчество Куприна: краткое описание.

Жизнь и творчество Куприна: краткое описание.

Чрезвычайно сложную и пеструю картину представляют собой жизнь и творчество Куприна. Кратко изложить их сложно. Весь опыт жизни научил его призывать к человечности. Во всех рассказах и повестях Куприна заложен один и тот же смысл - любовь к человеку.

Детство

В 1870 г. в унылом и безводном городке Наровчат Пензенской губернии.

Осиротел очень рано. Когда ему исполнился год, умер отец, мелкий письмоводитель. Ничего примечательного в городе не было, кроме ремесленников, делавших решета и бочки. Жизнь малыша шла без радостей, зато обид хватало. Они с матерью ходили по знакомым и угодливо выклянчивали хоть чашечку чайку. А «благодетели» совали руку для поцелуя.

Скитания и учеба

Мать спустя 3 года, в 1873 г., с сыном уехала в Москву. Ее взяли во вдовий дом, а сына с 6 лет, в 1876 году - в сиротский пансион. Позже Куприн опишет эти заведения в рассказах «Беглецы» (1917), «Святая ложь», «На покое». Это все рассказы о людях, которых жизнь безжалостно вышвырнула. Так начинается история про жизнь и творчество Куприна. Кратко рассказать об этом трудно.

Служба

Когда мальчик подрос, то его удалось пристроить сначала в военную гимназию (1880), потом в кадетский корпус и, наконец, в юнкерское училище (1888). Обучение было бесплатное, но мучительное.

Так потянулись долгие и безрадостные 14 военных лет с их бессмысленной муштрой и унижениями. Продолжением была взрослая служба в полку, который стоял в заштатных городишках под Подольском (1890-1894). Первый рассказ, который опубликует А. И. Куприн, открывая военную тему, - «Дознание» (1894), затем «Куст сирени»(1894), «Ночная смена»(1899), «Поединок» (1904-1905) и другие.

Годы странствий

В 1894 году Куприн решительно и круто меняет свою жизнь. Он уходит в отставку и живет очень скудно. Александр Иванович поселился в Киеве и начал писать для газет фельетоны, в которых он красочными мазками живописует жизнь города. Но не хватало знания жизни. Что он видел, кроме военной службы? Ему было интересно все. И балаклавские рыбаки, и донецкие заводы, и природа Полесья, и разгрузка арбузов, и полет на воздушном шаре, и цирковые артисты. Он досконально изучил жизнь и быт людей, составлявших становой хребет общества. Их язык, жаргоны и нравы. Насыщенные впечатлениями жизнь и творчество Куприна кратко передать почти невозможно.

Литературная деятельность

Именно в эти годы (1895) Куприн становится профессиональным литератором, постоянно публикуя свои произведения в различных газетах. Он знакомится с Чеховым (1901) и всеми, кто его окружает. А ранее подружился с И. Буниным (1897) и затем с М. Горьким (1902). Один за другим выходят рассказы, заставляющие вздрагивать общество. «Молох» (1896) о тяжести капиталистического гнета и бесправии рабочих. «Поединок» (1905), который невозможно читать без гнева и стыда за офицеров.

Целомудренно прикасается к теме природы и любви писатель. «Олесю» (1898), «Суламифь» (1908), «Гранатовый браслет» (1911) знает весь мир. Ему ведома и жизнь животных: «Изумруд» (1911), «Скворцы». Примерно в эти годы Куприн уже может содержать семью на литературные заработки и женится. У него рождается дочка. Затем разводится, и во втором браке у него тоже появляется дочь. В 1909 г. Куприн награжден Пушкинской премией. Жизнь и творчество Куприна, кратко описанные, с трудом умещаются в несколько абзацев.

Эмиграция и возращение на родину

Октябрьскую революцию чутьем и сердцем художника Куприн не принял. Он выезжает из страны. Но, печатаясь за границей, тоскует по родине. Подводят возраст и болезни. Наконец он все-таки вернулся в любимую Москву. Но, прожив здесь полтора года, он, тяжело больной, умирает в 1938 году в возрасте 67 лет в Ленинграде. Вот так заканчиваются жизнь и творчество Куприна. Краткое содержание и описание не передают яркой и насыщенной впечатлениями его жизни, отраженной на страницах книг.

О прозе и биографии писателя

Очерк кратко представленный в нашей статье, говорит о том, что каждый хозяин своей судьбы. Когда человек рождается, его подхватывает поток жизни. Кого-то он заносит в застоявшееся болото, да так там и оставляет, кто-то барахтается, пытаясь как-то справиться с течением, а кто-то просто плывет по течению - куда вынесет. Но есть люди, к которым относится Александр Иванович Куприн, которые всю жизнь упрямо гребут против течения.

Родившись в провинциальном, ничем не примечательном городишке, он навсегда его полюбит и будет возвращаться в этот незамысловатый пыльный мир сурового детства. Мещанский и скудный Наровчат он будет любить необъяснимо.

Может быть, за резные наличники и герани на окнах, может, за необъятные поля, а может, за запах прибитой дождем пыльной земли. И может быть, эта скудость потянет его в юности, после армейской муштры, которую он испытывал 14 лет, узнать Русь во всей полноте ее красок и говоров. Куда только не занесут его пути-дороги. И в полесские леса, и в Одессу, и на металлургические заводы, и в цирк, и в поднебесье на аэроплане, и на разгрузку кирпичей и арбузов. Все познает человек, полный неиссякаемой любви к людям, к их быту, и все свои впечатления отразит в повестях и рассказах, которыми будут зачитываться современники и которые не устарели и сейчас, сто лет спустя после их написания.

Разве может стать старой юная и прекрасная Суламифь, возлюбленная царя Соломона, разве может перестать любить лесная колдунья Олеся робкого горожанина, разве может перестать играть Сашка-музыкант из «Гамбринуса» (1907). А Арто (1904) все так же предан своим хозяевам, которые его бесконечно любят. Все это своими глазами видел писатель и оставил нам на страницах своих книг, чтобы мы могли ужаснуться тяжкой поступи капитализма в «Молохе», кошмарной жизни молодых женщин в «Яме» (1909-1915), страшной смерти прекрасного и ни в чем не повинного Изумруда.

Куприн был мечтателем, любящим жизнь. И все рассказы прошли через его внимательный взгляд и чуткое умное сердце. Поддерживая дружбу с писателями, Куприн никогда не забывал ни рабочих, ни рыбаков, ни матросов, то есть тех, кого называют простыми людьми. Их объединяла внутренняя интеллигентность, которая дается не образованием и знаниями, а глубиной человеческого общения, умением сочувствовать, природной деликатностью. Эмиграцию он тяжело переживал. В одном из своих писем писал: «Чем талантливее человек, тем труднее ему без России». Не причисляя себя к гениям, он просто тосковал по родине и, вернувшись, умер после тяжелой болезни в Ленинграде.

На основании представленных очерка и хронологии можно написать краткое сочинение «Жизнь и творчество Куприна (кратко)».

Русский писатель Александр Иванович Куприн (1870―1938 гг) родился в г. Наровчат Пензенской губернии. Человек трудной судьбы, кадровый военный, затем журналист, эмигрант и «возвращенец» Куприн известен как автор произведений, вошедших в золотую коллекцию русской литературы.

Этапы жизни и творчества

Куприн родился в небогатой дворянской семье 26 августа 1870 года. Его отец работал секретарем в областном суде, мать происходила из знатного рода татарских князей Кулунчаковых. Кроме Александра в семье росли две дочери.

Жизнь семьи резко изменилась, когда через год после рождения сына от холеры умер глава семейства. Мать, коренная москвичка, стала искать возможность вернуться в столицу и как-то устроить жизнь семьи. Ей удалось найти место с пансионом в Кудринском вдовьем доме в Москве. Здесь прошли три года жизни маленького Александра, после чего в возрасте шести лет он был отдан в сиротский пансион. Атмосферу вдовьего дома передает рассказ «Святая ложь» (1914), написанный уже зрелым писателем.

Мальчик был принят на учебу в Разумовский сиротский пансион, затем, после его окончания, продолжил учебу во Втором Московском кадетском корпусе. Судьба, кажется, распорядилась быть ему военным. И в раннем творчестве Куприна тема армейских будней, взаимоотношений среди военных поднимается в двух рассказах: «Прапорщик армейский» (1897), «На переломе (Кадеты)» (1900). На пике своего литературного таланта Куприн пишет повесть «Поединок» (1905). Образ ее героя, подпоручика Ромашова, по словам писателя, списан с него самого. Выход в свет повести вызвал большую дискуссию в обществе. В армейской среде произведение было воспринято негативно. В повести показана бесцельность, мещанская ограниченность жизни военного сословия. Своеобразным завершением дилогии «Кадеты» и «Поединок» стала автобиографическая повесть «Юнкера», написанная Куприным уже в эмиграции, в 1928-32 годах.

Склонному к бунтарству Куприну армейская жизнь была совершенно чужда. Отставка с военной службы совершилась в 1894 году. К этому времени в журналах стали появляться первые рассказы писателя, пока еще не замеченные широкой публикой. После оставления военной службы начались скитания в поисках заработка и жизненных впечатлений. Куприн пробовал найти себя во многих профессиях, но полезным для начала занятий профессиональной литературной работой стал опыт журналистики, приобретенный в Киеве. Последующие пять лет ознаменованы появлением лучших произведений автора: рассказов «Куст сирени» (1894), «Картина» (1895), «Ночлег» (1895), «Барбос и Жулька» (1897), «Чудесный доктор» (1897), «Брегет» (1897), повести «Олеся» (1898).

Капитализм, в который вступает Россия, обезличивал рабочего человека. Тревога перед лицом этого процесса приводит к возникновению волны рабочих бунтов, которые поддерживает интеллигенция. В 1896 году Куприн пишет повесть «Молох» ― произведение большой художественной силы. В повести бездуховная мощь машины ассоциируется с древним божеством, которое требует и получает в качестве жертвы человеческие жизни.

«Молох» написан Куприным уже по возвращению в Москву. Здесь, после скитаний, писатель обретает дом, входит в писательский круг, знакомится и тесно сходится с Буниным, Чеховым, Горьким. Куприн женится и в 1901 г. переезжает с семьей в Петербург. В журналах печатают его рассказы «Болото» (1902), «Белый пудель» (1903), «Конокрады»(1903). В это время писатель активно занят общественной жизнью, он кандидат в депутаты Государственной думы 1-го созыва. С 1911 г. вместе с семьей живет в Гатчине.

Творчество Куприна между двумя революциями ознаменовано созданием повестей о любви «Суламифь» (1908) и «Гранатовый браслет» (1911), отличающихся своим светлым настроением от произведений литературы тех лет других авторов.

В период двух революций и гражданской войны Куприн ищет возможность быть полезным обществу, сотрудничает, то с большевиками, то с эсерами. 1918 год стал переломным в жизни писателя. Он эмигрирует с семьей, живет во Франции и продолжает активно работать. Здесь, кроме романа «Юнкера», были написаны рассказ «Ю-ю» (1927 г.), сказка «Синяя звезда»(1927г.), рассказ «Ольга Сур» (1929г.), всего более двадцати произведений.

В 1937 году, после разрешения на въезд, одобренного Сталиным, уже очень больной писатель возвращается в Россию и поселяется в Москве, где через год после возвращения из эмиграции Александр Иванович умирает. Похоронен Куприн в Ленинграде на Волковском кладбище.

Александр Иванович Куприн (26 августа (7 сентября) 1870 - 25 августа 1938 г.г.) родился в уездном городе Наровчат Пензенской губернии. Отца, Ивана Ивановича, мелкого чиновника-письмоводителя, умершего в 1871 г., Куприн не помнил. Первые его детские воспоминания связаны с Вдовьим домом в Москве, в Кудрине. Его мать Куприна Любовь Алексеевна, происходившая из обедневшего рода татарских князей Кулунчаковых, поселилась там с трехлетним сыном в 1873 г. В 1876 г. мать отдает Куприна в Московский Разумовский пансион. К семилетнему возрасту относится первое сочиненное Куприным стихотворение. Любимым чтением в ранние годы были романы Ф. Купера, Г. Эмара, Ж. Верна.

Победа русской армии в русско-турецкой войне возбудила в мальчике желание стать военным. В 1880 г. он выдерживает экзамен во 2-ю Московскую военную академию, преобразованную вскоре в кадетский корпус. Впоследствии в повести «На переломе (Кадеты)» Куприн описал уродства системы, готовящей будущих офицеров. После окончания кадетского корпуса Александр Иванович поступает в военное училище. О своем пребывании в Московском Александровском Училище (1888 - 1890 г.г.) он не раз будет писать впоследствии. В кадетские и юнкерские годы у Куприна постепенно созрела мечта стать поэтом и романистом. Он знакомится с литератором «искровской» школы Л. И. Пальминым, который советует ему обратиться к прозе и содействует первому выступлению Куприна в печати. Местом своей армейской службы подпоручик Куприн выбрал наугад 46-й Днепровский пехотный полк, стоявший в Подольской губернии.

Служба в 1891 - 1894 г.г. в заштатных городах Проскурове и Волочиске дала Куприну возможность досконально узнать будничную жизнь царской армии, описанную им впоследствии во многих произведения. В 1893 г. он сделал попытку изменить ход своей жизни, сдать экзамены в Академию Генерального штаба, однако из-за стычки с полицейским чином, происшедшей в Киеве, по пути в Петербург, он был отстранен от сдачи экзаменов. Занятия литературной работой Куприн уже не оставлял. В повести «Впотьмах», рассказах «Психея», «Лунной ночи», написанных в эти годы преобладают еще искусственные сюжеты, условные приемы. Одним из первых произведений, основанных на лично пережитом и увиденном, стал рассказ из армейской жизни «Из отдаленного прошлого» («Дознание»), опубликованный в петербургском журнале «Русское богатство» (1894 г.). С «Дознания» начинается цепочка произведений Куприна, связанных с жизнью русской армии.

В августе 1894 г. Куприн в чине поручика выходит в отставку. В следующие годы (1894 - 1899 г.г.) он перепробовал множество занятий, странствуя по югу России. На киевских пристанях с артелью грузчиков разгружает баржи с арбузами, организует в Киеве атлетическое общество, совершает в 1899 г. поездку по шахтам и заводам Донбасса и работает несколько месяцев на одном из заводов, в 1897 г. на Волыни служит лесным объездчиком, управляющим имением, псаломщиком, занимается зубоврачебным делом, в 1899 г. на несколько месяцев вступает в провинциальную труппу, работает землемером, сближается с артистами цирка. Огромный запас наблюдений Куприн дополнял упорным самообразованием, чтением.

Именно в эти годы Куприн становится профессиональным литератором, сотрудничает с 1894 г. в газетах «Киевское слово», «Жизнь и искусство», «Киевлянин». В полной мере он познает «черное газетное дело», ему приходилось писать «заметки об уличных происшествиях или смешные сценки из камер мировых судей», рецензии, фельетоны, очерки. В декабре 1896 г. «русское богатство» печатает повесть Куприна «Молох», основанную на донецких впечатлениях. Это произведение стало этапным не только для Куприна, но и для всей русской литературы. В 1897 г. в Киеве выходит книга рассказов Куприна «Миниатюры» Во многих из них, вначале печатавшихся в газетах, наметились темы, которые станут постоянными для писателя. В армейской среде происходит действие «Ночлега» и «Брегета», жизни цирка посвящен рассказ «Allez!», рассказ «Собачье счастье» - одно из первых обращений Куприна к жизни животных. В 1898 г. в газете «Киевлянин» печатается повесть «Олеся». К воспоминаниям о годах, проведенных в военной гимназии, Куприн обратился в повести «На первых порах» (1990 г.; позднее название «На переломе (Кадеты)»).

Скитания Куприна по югу продолжались. В Одессе в 1897 г. состоялось знакомство Куприна с И. А. Бунином; двух писателей на долгие годы связала своеобразная дружба-соперничество в литературе. В 1901 г. Куприн знакомится с Чеховым.

В 1901 г. Куприн переезжает в Петербург, работает секретарем «Журнала для всех». В 1902 г. женится на Марии Карловне Давыдовой, издательнице журнала «Мир божий», в 1903 г. у них рождается дочь Лидия.

Важной вехой в жизни Куприна стало знакомство в 1902 г. с М. Горьким, сближение с горьковским издательством «Знание», которое в 1903 г. выпустило сборник Куприна «Рассказы». По предложению Куприна третий сборник «Знание» (1905 г.) был выпущен памяти Чехова, в нем появились воспоминания Куприна о Чехове. Посвящение Горькому стояло на первой странице повести Куприна «Поединок», вышедший в мае 1905 г. в четвертом сборнике «Знание».

Летом и осенью 1905 г. повесть Куприна «Поединок» всколыхнула читателей в русской армии и во всей стране. Живя в Балаклаве под Севастополем, Куприн становится свидетелем восстания матросов на крейсере «Очаков», помогает многим из них скрыться от карателей. Откликом на события революции 1905 - 1907 г.г. стали очерк Куприна «События в Севастополе» (1905 г.), стихотворение в прозе «Искусство», рассказы «Река жизни» (1906 г.), «Гамбринус», «Механическое правосудие», «Исполины» (1907 г.), «Свадьба» (1908 г.) и другие. Не обладая определенным политическим мировоззрением, Куприн твердо стоит на общедемократических позициях.

В 1907 г. Куприн женится (второй брак) на сестре милосердия Елизавете Марицевне Гейнрих. В 1908 г. у них рождается дочь Ксения. Годы реакции, господства декадентства в русской литературе внесли в некоторые рассказы Куприна («Морская болезнь» (1908 г.), «Искушение» (1910 г.)) ноты пессимизма и грубого натурализма. Противоречия творчества Куприна в годы между революциями особенно наглядно проявилось в повести «Яма».

Но в целом творчество Куприна противостояло упадочной литературе, оно проникнуто неизменно демократическими симпатиями. Жизнеутверждающее, здоровое начало присутствует в цикле очерков «Листригоны» (1907 - 1911 г.г.) Внимание ко всем проявлениям живого, зоркость наблюдений отличают рассказы Куприна о животных: «Изумруд» (1907 г.), «Скворцы» (1906 г.), «Завирайка» (1906 г.). О любви Куприн пишет в рассказах «Суламифь» (1908 г.), «Гранатовый браслет» (1911 г.).

Проза Куприна стала одним из заметных явлений русской литературы начала века, ее литературные традиции новаторски, оригинально обогащаются писателем, По сравнению с предшественниками Куприн заметно усилил с своих произведениях событийное, сюжетное начало. Обилие и разнообразие сюжетов подсказал писателю его жизненный опыт. Свидетель начала эпохи воздухоплавания, он поднимается на воздушном шаре, в 1910 г. совершает полет на одном из первых в России аэропланов, изучает водолазное дело и опускается на морское дно, гордится дружбой с балаклавскими рыбаками, неизменно его влечет магия цирка. Все это вносит на страницы его произведений множество ярких красок, дух здоровой романтики. Куприн - мастер увлекательного сюжета, изобразитель порой странных и маловероятных событий («Штабс-капитан Рыбников», «Капитан», «Звезда Соломона»).

С середины 10 г.г. в творчестве Куприна постепенно наступает спад. Оттачивалось стилистическое мастерство, разнообразие его сюжетов, но в них, как правило, отсутствует глубокое проникновение в суть быстро меняющейся исторической действительности. С 1911 г. Куприн с семьей поселился в Гатчине под Петербургом. В 1912 г. и 1914 г. совершает поездки во Францию и Италию. В годы Первой Мировой войны, особенно на начальном ее этапе, Куприным владеют ура-патриотические настроения, отразившиеся в его публицистике; писателю кажется, что война помогает единению всех классов русского общества. В своем гатчинском имении он устроил солдатский госпиталь. Куприн приветствует Февральскую революцию, редактирует эсеровскую газету «Свободная Россия». В статьях Куприна, написанных в первые месяцы Октября, отразилось двойственность и противоречивость его отношения к революции. Он пишет о «кристальной чистоте» вождей большевиков, но выступает против конкретных шагов Советской власти. У Куприна рождается план издания газеты для крестьянства «Земля», в связи с этим в декабре 1918 г. он был принят В. И. Лениным. Плану не суждено было осуществиться. В октябре 1919 г. войска Юденича заняли Гатчину. Куприн был мобилизован в белую армию и вместе с отступающими белогвардейцами покинул Родину. Вначале он попадает в Эстонию, затем - в Финляндию, а с 1920 г. с женой и дочерью поселяется в Париже. В эмигрантские годы Куприн выпустил несколько сборников прозы: «Купол св. Исаакия Долматского», «Елань», «Колесо времени», повесть «Жанета», роман «Юнкера» (1928 - 1933 г.г.). Основное содержание рассказов и романа - воспоминания о Родине.

Куприн тяжело переносил жизнь на чужбине, ему претили нравы эмигрантской среды. В мае 1937 г. Куприн с женой прибывает в Москву. Он публикует очерк «Москва родная», у него созревают новые творческие планы. Однако здоровье было подорвано, в августе 1938 г. он скончался от рака пищевода. Похоронен Куприн в Ленинграде на Литераторских мостках Волкова кладбища.

Жизнелюбие, гуманизм, пластическая сила описаний, богатство языка делают Куприна одним из самых читаемых писателей и в наши дни. Многие его произведения инсценированы и экранизированы; они переведены на ряд иностранных языков.


Александр Иванович Куприн родился 26 августа 1870 года в Пензенской губернии, в семье мелкого чиновника. В 1873 г. после смерти мужа мать Куприна, происходившая из семьи обедневших татарских князей, оказалась без всяких средств и переехала в Москву (вместе с сыном и двумя дочерьми). Детство свое Куприн провел с ними в Московском Вдовьем доме на Кудринской, затем был определен в Разумовский пансион (сиротский) и в 1880 году в кадетский корпус. В этих казенных заведениях царила атмосфера насильствен­ного почтения к старшим, безличности и безгласия. Режим кадетского корпуса, в котором Куприн провел 12 лет, на всю жизнь оставил след в его душе (и проявился в творчестве). Здесь зародилась в нем чуткость к человеческому страданию, ненависть ко всякому насилию над человеком .

С 1877 года начинает писать стихотворения Куприн переводит из Гейне и Беранже, пишет стихи в духе гражданской лирики А. Толстого, Некрасова.

В 1889 г., уже будучи юнкером, в журнале "Русский сатирический листок" он публикует свое первое прозаическое произведение – рассказ «Последний дебют». После этого 4 года посвящает военное службе - впоследствии армейская тема займет у Куприна много места.

На раннем этапе творческого развития Куприн испытал сильное влияние Достоевского , проявившееся в рассказах «Впотьмах», «Лунной ночью», «Безумие», «Каприз дивы» и в других, вошедших позднее в книгу «Миниатюры» (1897). Он пишет о «роковых мгновениях», роли случая в жизни человека, анализирует психологию страстей. На твор­честве Куприна тех лет сказалось влияние натуралистической концеп­ции человеческой природы , в которой биологическое начало преобладает над социальным. В некоторых рассказах этого цикла он писал, что человеческая воля беспомощна перед стихийной случайно­стью жизни, что разум не может познать таинственные законы, которые управляют человеческими поступками («Счастливая карта», «Лунной ночью»).

Решающую роль в преодолении литературных штампов, идущих от интерпретаторов Достоевского–декадентов 90-х годов, сыграла ра­бота Куприна в периодической печати и его непосредственное знаком­ство с реальной русской жизнью того времени. С начала 90-х годов он активно сотрудничает в провинциальных русских газетах и журналах – в Киеве, Волыни, Житомире, Одессе, Ростове, Самаре. Сотрудничал с газетами "Киевское слово" и "Киевлянин". Он пишет фелье­тоны, репортажи, передовые статьи, стихи, очерки, рассказы, испыты­вает себя почти во всех жанрах журналистики. Но чаще и охотнее всего Куприн пишет очерки . А они потребовали знания фактов жизни.

Очерковая работа помогла писателю преодолеть воздействие неорга­ничных для его миропонимания литературных традиций, она стала этапом в развитии его реализма. Особенность очерка Куприна 90-х годов, который по форме своей представляет обычно беседу автора с читателем, было наличие широких обобщений, четкость сюжетных линий, простое и одновременно дета­лизированное изображение производственных процессов. В очерках он продолжал традиции русской демократической очерковой литера­туры предшествующих десятилетий. Наибольшее влияние на Купри­на-очеркиста оказал Г. Успенский.

В это время Куприн много странствовал по России, выполняя самую разнообразную работу: был фельетонистом, грузчиком, пел в Церковном хоре, играл на сцене, работал землемером, служил на заводе русско-бельгийского общества, изучал врачебное дело, рыбачил в Балаклаве. Это повлияло на его раннюю прозу, для которой характерно освоение самых разных социальных уровней русской жизни, психологии героев различных профессиональных призваний.

Работа журналиста, заставившая Куприна обратиться к насущным проблемам времени, способствовала формированию у писателя демок­ратических взглядов, выработке творческого стиля. В те же годы Куприн публикует серию рассказов о людях, отверженных обществом, но хранящих высокие нравственные и духовные идеалы («Проситель­ница», «Картина», «Блаженный» и др.). Идеи и образы этих рассказов были традиционными для русской демократической литературы.

Первую известность писателю принесла повесть "Дознание" (1894 год), написанная на материале армейской жизни. В ней он показал, как отупляюще воздействуют нравы офицерской и солдатской среды.

Творческие искания Куприна этого времени завершились повестью «Молох» (1896), которая стала отражением его работы в кач-ве корреспондента на сталелитейном заводе Донбасса. Куприн показывает все более и более обостряющиеся противоречия между капиталом и подневольным трудом. В отличие от многих современников, он сумел уловить социальные особенности новейших форм капиталистического развития в России. "Молох" был важным этапом в творческом развитии Куприна - от очерков и рассказов он впервые обратился к большой литературной Форме (в центре повести "Молох" – история жизни инженера Андрея Боброва, показан внутренний мир и душевные переживания героя; все события в повести даны через его восприятие и тд).

В поисках нравственных и духовных идеалов жизни, которые писатель противопоставлял уродству современных человеческих отношений, Куприн обращается к «естественной жизни» отщепенцев этого мира – бродяг, нищих, артистов, голодающих непризнанных художников, детей неи­мущего городского населения. Это мир людей безымянных, которые образуют массу общее и на которых особенно рельефно сказывается вся бессмысленность существования. Среди этих людей Куприн и пытался найти своих положительных героев. Излюбленными героями писателя стали также обитатели глухих углов России, вольные бродяги, люди, близкие природе, сохранившие вдали от общества душевное здоровье, свежесть и чистоту чувства, нравственную свободу. Так Куприн пришел к своему идеалу «естественного человека», свободного от влияния буржуазной цивилизации.

Противопоставление буржуазно-мещанского мира жиз­ни природы становится одной из главных тем его творчества . Она воплотится в самых различных вариантах, но внутренний смысл ос­новного конфликта останется всегда одним и тем же – столкновением естественной красоты с безобразием современного мира.

В это же время Куприн восхищается страстными натурами героев Д.Лондона и Р.Киплинга, и в его творчестве возникает тема любви: Куприн стремится постичь тайну женской души.

В 1898 г. Куприн, под впечатлением от поездки в Полесье, пишет повесть «Олеся» . Схема повести литературно-традиционна: интеллигент, человек обыкновенный, без­вольный, робкий, в глухом углу Полесья встречается с девушкой, выросшей вне общества и цивилизации. Куприн наделяет ее ярким характером. Олеся отличается непосредственностью, цельностью, ду­шевным богатством. Схема сюжета тоже традиционна: встреча, зарож­дение и драма «неравной» любви. Поэтизируя жизнь, не ограниченную современными социальными и культурными рамками, Куприн стре­мился показать явные преимущества «естественного человека», в ко­тором он видел духовные качества, утраченные в цивилизованном обществе. Смысл повести состоит в утверждении высокой «естествен­ной» нормы человека. Образ «естественного человека» пройдет через творчество Куприна от произведений 900-х годов до последних пове­стей и рассказов эмигрантского периода.

С тягой ко всему не извращенному буржуазной цивилизацией связано у Куприна и любовное отношение к родной природе. Природа живет у Куприна полной, самостоятельной жизнью , свежесть и красота которой опять-таки противопоставляются неестественным нормам че­ловеческого общежития. Куприн как художник-пейзажист во многом усвоил традиции пейзажной живописи Тургенева.

Расцвет творчества Куприна приходится на годы первой россий­ской революции . В конце 1890х и начале 1900х Куприн активно входит в литературные круги: в 1897 под Одессой знакомится с Буниным, в апреле 1900 в Ялте знакомится с Чеховым. В это время он становится широко известен русской читающей публике. В 1901 г. Куприн переезжает в Петербург, начинает публиковаться в "Мире Божьем" и "Русском богатстве". Сближа­ется с писателями «Среды». Его рассказы хвалят Толстой и Чехов. В 1902 г. Горький вводит его в круг «Знания», а в 1903 г. в этом издательстве выходит первый том его рассказов.

В эти годы Куприн живет в атмосфере напряженной общественно-политической жизни. Под влиянием революционных событий меня­ется содержание его социальной критики: она становится все более конкретной. Приобретает новое звучание и тема «естественного чело­века» .

Изменения в проблематике повлекли за собой новые жанровые и стилевые особенности купринской новеллы . В его творчестве возникает тип новеллы, которую в критике принято называть «проблемной новеллой» и связывать с традициями позднего чеховского рассказа. (такая новелла строится на идеологическом споре, столкновении идей. идеологический конфликт организует композиционную и образную систему произведения)

В творчестве Куприна появляется герой, находящий в споре с самим собой свою «правду» жизни . В 900-е годы он входит в сферу «чеховских тем». Герои Куприна, как и Чехова, обыкновенные средние люди, которые образуют «массу общества». В творчестве Чехова Куприн видел очень близкое себе демократизм, уважение к человеку, неприятие жизненной пошлое чуткость к человеческому страданию.

В 900-е годы Куприн испытал воздействие идей, тем, образов горьковского творчества . Протестуя против общественной инертно и духовной нищеты мещанства, он противопоставляет миру собственников, их психологии свободу мысли и чувства людей, этим общество отвергнутых. Горьковские образы босяков оказали прямое влияние некоторые образы Куприна. Но поняты они были Куприным очень своеобразно, в характерном для него ключе: даже в 900-е годы босяцкая вольница представлялась Куприну революционной силой общества.

Писатель пишет лучшее свое произведение – повесть «Поединок» с посвящением М. Горькому . О замысле повести Куприн сообщил Горькому в 1902 г. В повести армейская тема осмыслена во взаимодействии автобиографического опыта масштабных социальных обобщений. Выход «Поединка» вызвал огромный общественно-политический резонанс: Во время русско-японской войны, в обстановке революционного брожения в армии и на флоте, повесть приобретала особую актуальность и играла немаловажную роль в формировании оппозиционных настроений русского демократического офицерства. Недаром реакционная печать сразу выступила с критикой «крамольного» произведения писателя. Куприн расшатывал один из главных устоев самодержавной государственности – военную касту, в чертах разложения и нравст­венного упадка которой он показал признаки разложения всего соци­ального строя. Основа сюжета «Поединка» – судьба честного русского офицера, которого условия армейской казарменной жизни заставили ощутить всю неправомерность социальных отношений людей. И вновь Куприн говорит не о выдающихся личностях, не о героях, а о русских офицерах и солдатах рядового армейского гарнизона.

В 900-е годы стиль Куприна меняется. Психологизм и характерная для него «бытопись» сочетаются с прямым авторски-эмоциональным выражением идеи. Это характерно для «Поединка» и многих рассказов того времени. В ткань эпического повествования врывается высокий лиризм, ораторская патетика («Поединок», «Гамбринус»). Образы подчас гиперболизируются, образная система произведения строится на резких психологических контрастах. Куприн в это время тяготеет к аллегории, легенде. В этом сказались общие тенденции развития русской реалистической прозы в 900-е годы.

В эпоху реакции обнаруживаются колебания Куприна между про­грессивно-демократическими взглядами и анархо-индивидуалистиче-скими настроениями. Из горьковского «Знания» писатель уходит в издательство «Шиповник», печатается в сборниках «Земля», подпадает под влияние упадочных настроений. Социальный скепсис, ощущение бесперспективности общественных устремлений становятся пафосом ряда его произведение тех лет . Скептически оце­нивая ближайшие перспективы социального развития, Куприн утвер­ждает в качестве подлинных ценностей жизни лишь высокие человеческие переживания. Как и прежде, любовь видится Куприну единственной непреходящей ценностью.

Среди рассказов, отразивших дух революц. потрясений, особенно выделяется "Гамбринус"(1907).

В эти годы усиливается интерес писателя к миру древних легенд, истории, античности . В его творчестве возникает оригинальный сплав прозы жизни и поэзии, реального и легендарного, действительного и, романтики чувства. Куприн тяготеет к экзотике, разрабатывает фанта­стические сюжеты. Он возвращается к темам своей ранней новелли­стики. Вновь звучат в его произведениях мотивы неодолимой власти случая, снова писатель предается размышлениям о глубокой отчужден­ности людей друг от друга.

О кризисе реализма писателя свидетельствовала неудача его в крупной повествовательной форме . В 1909 г. в «Земле» появилась первая часть большой повести Куприна «Яма» (вторая часть вышла в 1915 г.). В повести сказалось явное нисхождение купринского реализма к натурализму. В 1907 г. Куприн пишет рассказ «Изумруд» о жестокости и лицемерии законов человеческого мира. В 1911 г. создает рассказ «Гранатовый браслет». Для Куприна любовь – единственная ценность, единственное средство нравственного преображения мира. В мечте о любви Желтков(гранатовый браслет) находит спасение от пошлости реальной жизни. В иллюзорном, вооб­ражаемом мире спасаются и герои рассказов «Путешественники», «Святая ложь» (1914).

Однако в ряде рассказов, написанных в те же годы, Куприн попытался указать и на реальные приметы высоких духовных и нрав­ственных ценностей в самой действительности. В 1907–1911 гг. он пишет цикл очерков «Листригоны» о крымских рыбаках, о цельности их натур, воспитанных трудом и близостью к природе. Но и этим образам присуща некая абстрактная идеализация (балаклавские рыбаки это и «листригоны» – рыбаки гомеровского эпоса). Куприн синтези­рует в «листригонах» XX в. вечные черты «естественного человека», сына природы, искателя. Очерки интересны отношением писателя к ценностям жизни: в самой реальности Куприна привлекало высокое, смелое, сильное. В поисках этих начал он обращался к народной русской жизни. Произведения Куприна 1910-х годов отличаются пре­дельной отточенностью, зрелостью художественного мастерства.

В 1912 году вместе с семьей отправляется в путешествие по Европе, на основе этого в 1913 создает цикл очерков "Лазурные берега".

В августе 1914 года в его доме в Петербурге открывается лазарет для раненых солдат Первой мировой войны. В 14-15 гг. сам Куприн находится в действующей армии. В 1919 году, занимая антибольшевистскую позицию,вместе с отступающей Белой гвардией эмигрирует. Вначале в Эстонию, потом в Финляндию, затем во Францию, и с 1920 г. Куприн живет семьей в Париже . Произведения Куприна эмигрантского времени по содержанию и стилю резко отличаются от произведений дореволюционного периода. Основной их смысл –тоска по отвлеченному идеалу человеческого бытия, грустный взгляд в прошлое. Сознание оторванности от Родины превращается в трагическое чувство обреченности. Куприн работает редактором в литературных журналах "Отечество" и "Иллюстрированная Россия".

Начинается новый этап увлеченности Куприна Л. Толстым, прежде всего его моральным Учением. Сосредоточившись на этой теме, Куприн пишет сказки, легенды, фантастические повести, в которых причудливо сплетаются; быль и небылицы, чудесное и бытовое . Вновь начинает звучать у неге тема рока, власти случая над человеком, тема непознаваемых грозных сил, перед которыми человек бессилен. По-иному осознаются отно­шения человека и природы, но подчиняться ей, слиться с ней должен человек; лишь так может он, по мысли Куприна, сохранить «живую душу». Это уже новый поворот темы «естественного состояния».

В отличие от многих писателей-эмигрантов, Куприн не утратил веры в доброту человека. Он говорил об извечной мудрости жизни, торжестве добра, призывал восхищаться красотой природы , поняв которую, человек будет «гораздо более достоин благородного бессмер­тия, чем все изобретатели машин...».

Во всем, что писал в то время Куприн, всегда пробивалась одна и та же нота – тоска по родной стране .

В конце жизни Куприн нашел в себе силы вернуться домой. Он возвращается в СССР в 1937 году, в июне этого года выходят два тома его "Избранныз произведений". Через год, 25 августа 1938 года Куприн умирает.

Слово о творчестве А. И. Куприна.

Вопрос 36. Основные темы и идеи прозы А. И. Куприна.

А. И. Куприн

2. Основные темы и идем творчества:

а) ʼʼМолохʼʼ - изображение буржуазного общества;

б) изображение армии (ʼʼНочная сменаʼʼ, ʼʼПоходʼʼ, ʼʼПоединокʼʼ);

в) конфликт романтического героя с обыденной действительностью (ʼʼОлесяʼʼ);

г) тема гармонии природы, красоты человека (ʼʼИзумрудʼʼ, ʼʼБелый пудельʼʼ, ʼʼСобачье счастьеʼʼ, ʼʼСуламифьʼʼ);

д) тема любви (ʼʼГранатовый браслетʼʼ).

3. Духовная атмосфера эпохи.

1. Творчество А. И. Куприна своеобразно и интересно, в нем поражает наблюдательность автора и удивительное правдоподобие, с которыми он описывает жизнь людей. Как писатель-реалист, Куприн внимательно всматривается в жизнь и выделяет в ней главные, существенные стороны.

2. а) Это дало Куприну возможность создать в 1896 году крупное произведение ʼʼМолохʼʼ, посвященное важнейшей теме капиталистического развития России. Правдиво и без прикрас писатель изобразил подлинный облик буржуазной цивилизации. В этом произведении он обличает лицемерную мораль, продажность и фальшь в отношениях между людьми в капиталистическом обществе.

Куприн показывает большой завод, где рабочие подвергаются жестокой эксплуатации. Главный герой, инженер Бобров, честный, гуманный человек, потрясен и возмущен этой страшной картиной. В то же время автор рисует рабочих как безропотную толпу, бессильную предпринять какие-либо активные действия. В ʼʼМолохеʼʼ наметились мотивы, характерные для всœего последующего творчества Куприна. Образы гуманистов-правдоискателœей пройдут длинной вереницей во многих его произведениях. Герои эти тоскуют по красоте жизни, отвергая современную им уродливую буржуазную действительность.

б) Страницы, исполненные огромной разоблачающей силы, посвятил Куприн описанию царской армии. Армия являлась оплотом самодержавия, против которого в те годы поднимались всœе прогрессивные силы русского общества. Вот почему произведения Куприна ʼʼНочная сменаʼʼ, ʼʼПоходʼʼ, а затем и ʼʼПоединокʼʼ имели большое общественное звучание. Царская армия, с ее бездарным, морально выродившимся командованием, предстает на страницах ʼʼПоединкаʼʼ во всœем своем неприглядном облике. Перед нами проходит целая галерея тупиц и выродков, лишенных всяких проблесков человечности. Им противостоит главный герой повести подпоручик Ромашов. Он всœей душой протестует против этого кошмара, но не способен найти пути к его преодолению. Отсюда и вытекает название повести - ʼʼПоединокʼʼ. Тема повести - драма ʼʼмаленького человекаʼʼ, его поединок с невежественной средой, который заканчивается гибелью героя.

в) Но не во всœех своих произведениях Куприн придерживается рамок строго реалистического направления. В его повестях есть и романтические тенденции. Он помещает романтических героев в повсœедневную жизнь, в реальную обстановку, рядом с обыкновенными людьми. И очень часто в связи с этим основным конфликтом в его произведениях становится конфликт романтического героя с обыденностью, серостью, пошлостью.

В замечательном рассказе ʼʼОлесяʼʼ, проникнутом подлинным гуманизмом, Куприн воспевает людей, живущих среди природы, не тронутых стяжательством и растлевающей буржуазной цивилизацией. На фоне дикой, величественной, прекрасной природы живут сильные, самобытные люди - ʼʼдети природыʼʼ. Такова Олеся, которая так же проста͵ естественна и прекрасна, как сама природа. Автор явно романтизирует образ ʼʼдочери лесовʼʼ. Но ее поведение, психологически тонко мотивированное, позволяет увидеть реальные перспективы жизни. Наделœенная небывалой силой душа вносит гармонию в заведомо противоречивые отношения людей. Столь редкий дар выражается в любви к Ивану Тимофеевичу. Олеся как бы возвращает ненужнолго утраченную им естественность переживаний. Τᴀᴋᴎᴍ ᴏϬᴩᴀᴈᴏᴍ, в повести описывается любовь человека-реалиста и романтической героини. Иван Тимофеевич попадает в романтический мир героини, а она - в его реальность.

г) Тема природы и человека волнует Куприна на протяжении всœей его жизни. Мощь и красота природы, животные как составная часть природы, человек, не потерявший с ней связь, живущий по ее законам, - вот грани этой темы. Куприна восхищает красота лошади (ʼʼИзумрудʼʼ), верность собаки (ʼʼБелый пудельʼʼ, ʼʼСобачье счастьеʼʼ), женская молодость (ʼʼСуламифьʼʼ). Куприн воспевает прекрасный, гармоничный, живой мир природы.

д) Только там, где человек живет в ладу с природой, любовь прекрасна и естественна. В искусственной жизни людей любовь, подлинная любовь, которая бывает раз в сто лет, оказывается неузнанной, непонятой и гонимой. В ʼʼГранатовом браслетеʼʼ этим даром любви наделœен бедный чиновник Желтков. Великая любовь становится смыслом и содержанием его жизни. Героиня - княгиня Вера Шеина - не только не отвечает на его чувство, но и воспринимает его письма, подарок - гранатовый браслет - как нечто ненужное, нарушающее ее покой, привычный уклад жизни. Только после смерти Желткова она понимает, что мимо прошла ʼʼлюбовь, о которой мечтает каждая женщинаʼʼ. Взаимная, совершенная любовь не состоялась, но это высокое и поэтическое чувство, пусть сосредоточенное в одной душе, открывает путь к прекрасному перерождению другой. Здесь автор показывает любовь как феномен жизни, как нежданный подарок - поэтический, озаряющий жизнь среди обыденности, трезвой реальности и устойчивого быта.

3. Размышляя об индивидуальности героя, его месте среди других, о судьбе России в кризисное время, на рубеже двух веков, Куприн изучал духовную атмосферу эпохи, изображал ʼʼживые картиныʼʼ окружающего.

Слово о творчестве А. И. Куприна. - понятие и виды. Классификация и особенности категории "Слово о творчестве А. И. Куприна." 2017, 2018.