Макияж. Уход за волосами. Уход за кожей

Макияж. Уход за волосами. Уход за кожей

» » Средние века мир византийской культуры. Собор Святой Софии

Средние века мир византийской культуры. Собор Святой Софии

Урок МХК в 10 классе

Тема урока: "Мир византийской культуры"

Подготовила: Алтынник Антонина Николаевна,

Учитель изобразительного искусства

МОУ «Вейделевская СОШ», пос. Вейделевка.

Цель урока: Через анализ многообразия византийской культуры выявить ее художественные особенности и роль в культуре Средневековья.

Задачи:

Образовательные:

Раскрыть исторические условия развития византийской культуры.

Проанализировать крупнейшие памятники византийского искусства.

Обозначить истоки и роль византийской культуры в развитии средневековой культуры.

Развивающие:

Развивать образное и ассоциативное мышление, активировать познавательную деятельность через компьютерные технологии

Развивать интерес к познанию славянской культуры.

Развивать любовь к искусству, кругозор, логическое и образное мышление.

Воспитательные:

Воспитывать интерес и уважение к памятникам культуры.

Способствовать самостоятельному изучению истории мировой культуры.

Воспитывать патриотические чувства учащихся, умение отстаивать свой взгляд на различные искусствоведческие проблемы.

Обогащать духовный мир учащихся.

Оборудование:

Компьютер, проектор, экран, презентация, видео-лекция Сергея Павловича Карпова "ЦИВИЛИЗАЦИЯ ВИЗАНТИИ"

Тип урока: знакомство с новым материалом.

Форма: урок–презентация.

Ход урока

Организационный момент: Приветствие, проверка готовности к уроку

Актуализация знаний: Выводится на экран лекция Сергея Павловича Карпова "ЦИВИЛИЗАЦИЯ ВИЗАНТИИ" - историка, декана исторического факультета МГУ, доктора исторических наук, профессора, академика РАЕН (Российская академия естественных наук).

Сообщение темы урока: "Мир византийской культуры"

Какую цель урока вы поставите?

Объяснение нового материала:

В 330г. римский император Константин Великий объявил своей столицей город Византий, находящийся на берегу Босфора, и переименовал его в Константинополь – «новый Рим», который стал впоследствии столицей будущего византийского государства.

Необходимость переноса столицы была вызвана, прежде всего, удалённостью прежней столицы Рима от напряжённых восточных и северо-восточных границ империи, организовать оборону из Константинополя можно было гораздо быстрее и эффективнее, чем из Рима. Также среди причин переноса столицы называют религиозные предпочтения Константина: он симпатизировал христианству и не очень любил Рим, где было сильно развито язычество.

Византийская империя стала могущественной державой, империей «ромеев» (наследников римлян)

Но Византии суждено было оставить собственный след в истории культуры

Византийская империя породила особую культуру, названную в науке византизмом

Данные об авторе

Спицина Светлана Михайловна

Место работы, должность:

МОУ СОШ №81 г. Воронежа, учитель истории и обществознания

Воронежская область

Характеристики ресурса

Уровни образования:

Среднее (полное) общее образование

Класс(ы):

Предмет(ы):

Мировая художественная культура

Целевая аудитория:

Учащийся (студент)

Тип ресурса:

Методическая разработка

Краткое описание ресурса:

Данная разработка поможет учителю подготовит и провести интересный и познавательный урок МХК в 10 классе. В конце разработки находится презентация к уроку.

Мир Византийской культуры

Цель: обобщить, дополнить и систематизировать знания учащихся по теме, установить связь русской и византийской культур;

развивать чувственное восприятие мира, внимание, память, эстетический вкус, чувство прекрасного;

воспитывать интерес к произведениям мировой художественной культуры, терпимое отношение к различным художественным стилям, жанрам и видам искусства.

Внутрипредметные связи: 395г - деление Римской империи на Западную и Восточную; 988г - крещение Руси;1054г. - раскол церкви на католическую и православную.

Основные понятия: ромеи, базилика, апсида, неф, алтарь, иконопись, мозаика, гимнографы, канон, невмы, осмогласие, тропарь.

Оборудование: учебник Г. И. Даниловой «Мировая художественная культура», видеофрагмент «Крещение Руси» из цикла «История государства Российского» (проект канала ТВЦ), видеофрагмент «Храм святой Софии» из цикла «Великие творения людей» («Ридерс дайджест»), иллюстрации мозаик византийских храмов, схема «Раннехристианская базилика».

План урока.

1.Введение. Крещение Руси.

2.Загадочная страна (геогр. положение, императоры, создание храма св. Софии)

3.Науки - школы, развитие математики.

4.Архитектура.

5.Живопись.

q Иконы и иконописцы

q Мозаики

q Образ иконы Владимирской богоматери

6.Музыка Византии.

7.Подведение итогов. Домашнее задание.

Ход урока.

1. Организационный момент. Проверка готовности к уроку.

Внук: Деда, а, правда, ты князя видел?

Дед: Истинная правда, внучек. Видел, вот как тебя. Правда, говорить с ним не мог.

В.: Деда, а, правда, раньше красивые столбы в селениях стояли, и люди все им поклонялись?

Д.: И это правда, внучек. Когда начал Владимир один княжить в Киеве, поставил он кумиры на холме: деревянного Перуна с серебряной головой и золотыми усами, и Хорса, Дажьбога, и Стрибога, и Симаргала, и Мокоша.

Приносили им жертвы, называя их богами. И приводили к ним своих сыновей и дочерей.

- Видеофрагмент «Крещение Руси»

Учитель: Что же это за слова такие волшебные, которые так сильно изменили князя? Где находится страна эта загадочная и чем знаменита?

Сегодня мы с вами узнаем много интересного на уроке, тема которого «Мир Византийской культуры». Ваша задача - внимательно слушать и смотреть, запоминать и записывать. В течение урока вам предстоит заполнять листочки с тестовыми заданиями.(Приложение 1) Все это позволит нам лучше узнать особенности ромейской культуры. Ромейской, потому что византийцы называли себя так, а страну свою Ромейской , т. е. Римской империей.

2. Подготовленный ученик читает стихотворение О. Мандельштама «Айя-София».

Без сомнения, храм Святой Софии, построенный Анфимием и Исидором , является жемчужиной мировой архитектуры.

Видеофрагмент (10 мин). Во время просмотра учащиеся записывают в тетради основные даты, события и имена Византии.

Первоначально, архитектура Византии включала в себя элементы античного и восточного зодчества. Для ее раннего периода характерна базилика (греч. «царский дом») - храм специально предназначенный для многолюдных богослужений.(Рисунок 1) Это вытянутое в плане здание, разделенное продольными рядами колонн на нечетное количество проходов - нефов (корабль). Средний неф всегда был выше остальных. Для базилик характерны стропильные двускатные крыши(Рисунок 2). Но позднее византийские зодчие стали использовать сводчатые и купольные перекрытия.

При строительстве византийские храмы всегда ориентировали на восток. Взгляд человека, приходящего сюда, непременно устремлялся к алтарю - священной части храма, местонахождение которого подчеркивала апсида (полукруглая ниша). Алтарную часть от нефа отделяла триумфальная арка, символизировавшая переход от смерти к жизни вечной.

Начиная с VI века, продольные нефы стали пересекать поперечным нефом, образуя форму креста - главный символ христианства. Такая конструкция идеально подходит для христианских храмов, позволяя располагать в центре купол - символ неба (Рисунок 3).

3. Внешний вид базилик подчеркнуто скуп и строг. Он поражает отсутствием декоративных деталей в оформлении фасадов. Зато интерьеры базилики украшены облицовкой из мрамора, мозаиками и фресковыми росписями на стенах.

Мозаика - картина, выполненная из цветных камешков - смальты. (Учащиеся записывают определение и переходят к чтению фрагмента учебника, рассказывающего о мозаиках, с.115) Сообщение подготовленного ученика о Юстиниане. Работа с иллюстрациями - рисунки 4, 5).

В христианских храмах обязательными были не только мозаичные и фресковые композиции, но и иконы (от греч. «образ»). Долгое время не затихали споры между сторонниками и противниками икон - иконоборцами. В защиту икон выступил философ, поэт, автор многих богословских сочинений Иоанн Дамаскин. Он родился в Дамаске, в богатой и знатной христианской семье. Получил хорошее образование. Сначала служил при дворе Омейядов - династии арабских халифов, затем ушел в монастырь св. Саввы, где и прожил до самой смерти. С точки зрения художественной культуры Иоанн Дамаскин интересен как создатель теории Священного образа, положивший начало канонизации иконописи. Согласно его теории:

1.Изображать святых можно, но в символическом и аллегорическом виде.

2.Можно и нужно изображать то, что было в действительности (сцены из Священного писания, Жития Святых).

3.Можно писать Христа в том виде, в котором он пребывал на земле, но нельзя писать образ Бога-Отца.

4.Изображения святых необходимы - они украшают храмы, заменяют книги неграмотным, постоянно напоминают о подвигах во имя веры. Однако икона - не картина, а священный образ, поклоняясь иконе, мы поклоняемся тому, что на ней изображено («первообразу»), а не мастерству художника - иконы должны быть анонимны.

5.Иконы чудотворны, так как несут в себе часть божественной силы того, кто на них изображен.

Последний довод он подкреплял примером из собственной жизни.

Халиф заподозрил Иоанна-Мансура в шпионаже в пользу Византии и приказал отрубить ему кисть правой руки, что и было сделано незамедлительно.

Иоанн приложил отрубленную кисть на место, всю ночь усердно молясь об исцелении иконе Богоматери, по преданию написанной самим евангелистом Лукой. Наутро кисть приросла. В ознаменовании этого чуда Дамаскин прикрепил к серебряному окладу чудотворной иконы в знак вечной благодарности руку, отлитую из чистого серебра. Эта икона изображена слева. Сейчас она находится в монастыре Хилардар (Афон, Греция). Так возник один из канонических образов Богоматери - Богоматерь-Троеручица.

На Руси самой главной и почитаемой иконой является икона Владимирской Богоматери. По преданию, она написана Евангелистом Лукой и принесена им Пресвятой Деве во время Ее земной жизни. Богоматерь, видя изображение лица своего на иконе, повторила пророческое свое изречение «отныне ублажать Мя вси роди» и добавила: «благодать Рождшагося от Меня и Моя с сею иконою да будет». (Рисунок 6)

Подготовленный ученик читает стихотворение М. Волошина «Владимирская Богоматерь», с. 119.

Во второй половине V века икона была перенесена из Иерусалима в Константинополь, откуда в 1155 году Юрий Долгорукий привез ее в Киев и передал своему сыну Андрею Боголюбскому. С. 118 - о переезде во Владимир.

4. «Ничто так не возвышает душу, ничто так ее не окрыляет, не удаляет от земли, не освобождает от телесных уз, не наставляет в философии и не помогает достигнуть полного презрения к житейским предметам, как согласованная мелодия и управляемое ритмом божественное пение» - Иоанн Златоуст.

По Библейскому преданию, иудейский царь Давид «расслышал пение небес» и передал небесные славословия людям. Тексты византийских песнопений кроме псалмов Давида включали новые произведения, созданные христианскими гимнографами . Ранние образцы таких произведений представлены в творчестве Романа Сладкопевца (VI в). До возникновения нотного письма песнопения передавались в устной традиции, затем стали записываться при помощи особых знаков - невмов , сама же система получила название - осмогласие .

Среди жанров церковной музыки предпочтение отдавалось канону и тропарю. Канон (образец, правило) - музыкально-поэтическая композиция, включающая темы покаяния и прославления. Тропарь - хвалебное песнопение, сочинявшееся к празднику или торжественному событию. Являясь основой православного богослужения, не был самостоятельным произведением, а включался в более крупное.

Прослушивание музыкального фрагмента «Тропарь Феодоровской иконе Божьей матери». Обмен впечатлениями.

5. Заключение. Турецкие войска, захватившие Константинополь в 1453г., поставили точку в истории Византийской империи. Но это был не конец ее художественного и культурного развития. Дальнейшее продолжение она получила на бескрайних просторах Древнерусского государства. Но это уже тема наших последующих уроков.

Сейчас у вас есть несколько минут, чтобы закончить заполнение тестовых листочков и записать домашнее задание.

Домашнее задание: глава 12, задание 2 из раздела «Творческая мастерская».

По окончании урока учитель проверяет выполнение тестовых работ и выставляет оценки. Таким образом, все учащиеся получают отметки в дневники.

На берегу Босфора римским императором Константином в 324-330 гг. был возведен Константинополь – «новый Рим», столица будущего Византийского государства. Сказочно красивым представлялся город пришельцам с Запада, Востока и Севера.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Термин «Средние века» появился в эпоху Возрождения. Им обозначали период с момента падения Римской империи в Vв. до XV столетия. Эпохе Ренессанса, возрождавшей античные традиции, Средневековье представлялось мрачным, невежественным, далеким от прекрасных образцов античной культуры. Вот почему писатели-гуманисты XV-XVIвв. называли Средние века «темной ночью», «эпохой умственного застоя». Но так ли это было на самом деле? Как и почему изменился художественный идеал Античности?

Действительно, в Средние века ему было суждено претерпеть глубокие изменения, пройти сложную эволюцию. Главной причиной этого являлось распространение христианства, во многом определившего общий характер и основные направления в развитии искусства. Иными стали представления о картине мира, понимание человека и определение его места во Вселенной. Теперь в произведениях искусства в большей степени подчеркивались духовная сущность человека, его суровый облик, такой чуждый и непонятный гуманистам Возрождения.

Средневековая культура, созданная народами Западной Европы и Востока в течение десяти веков, уникальна и неповторима. Она внесла существенный вклад в историю мировой художественной культуры и заняла в ней почетное место. Сегодня она предстает перед нами как важнейший этап художественного развития человечества, заложивший фундамент современной цивилизации.

Мир византийской культуры.

На берегу Босфора римским императором Константином в 324-330 гг. был возведен Константинополь – «новый Рим», столица будущего Византийского государства. Сказочно красивым представлялся город пришельцам с Запада, Востока и Севера.

Византийская империя стала могущественной державой, империей «ромеев», как называли себя жители, считавшие себя наследниками римлян. С одной стороны, она явилась продолжением богатейшей античной культуры, а с другой – началом культуры средневековой. Византия – наследница античности – испытала на себе и влияние культуры народов Востока, сумев творчески переработать их художественные традиции. От Египта она унаследовала художественные росписи тканей, резьбу по дереву и кости, от Малой Азии – тип купольной базилики, у персов научилась придворному церемониалу, из Палестины привезла святые реликвии христианской веры. И все-таки Византии суждено было оставить собственный след в истории мирового искусства. Ее культура имеет вполне самостоятельное значение.

Здесь был воплощен в жизнь крестово-купольный храм, идеально отвечающий требованиям христианского богослужения. Византийские мастера добились синтеза мозаичных и фресковых росписей. Здесь зародилась иконография, подчиненная строго обоснованным законам (канонам), которым следовали живописцы Западной Европы и Древней Руси. Значительными были успехи в литературе, книжной миниатюре, музыке и декоративно-прикладном искусстве.

Достижения византийской архитектуры.

Византийская архитектура складывалась постепенно, в ней органично сочетались элементы античного и восточного зодчества. Главным архитектурным сооружением был храм, так называемая базилика (греч. «царский дом»), назначение которой существенным образом отличалось от известных нам архитектурных построек. Если египетский храм предназначался для проведения жрецами торжественных церемоний и не допускал человека в святилище, а греческий и римский храмы служили местопребыванием божества, то византийские храмы стали центром, где верующие собирались на богослужение, то есть были рассчитаны на пребывание в них человека.

Базилика отличается простотой плана: это вытянутое здание, продольно разделенное внутри рядами колонн на части, так называемые нефы , число которых достигает 3 или 5. Все храмы ориентированы на восток, так как там, по представлению христиан, находился Иерусалим – центр земли.

Позднее все большее значение приобретает новый тип храма – крестово-купольный , имеющий в плане форму креста с куполом в центре.

Наивысшие достижение византийской архитектуры –собор Святой Софии в Константинополе , соединивший базилику с купольным перекрытием. Храм «премудрости Божьей» воздвигли сравнительно быстро два архитектора – Анфимий и Исидор. От них требовалось выразить «непостижимость и неизреченность» христианского восприятия Вселенной, воплотить идею могущества Византийской империи. Зодчие блестяще справились с этой задачей. Отныне здесь стали проводить императорские церемонии и торжественные богослужения. Храм, расположенный в центре города, на самом высоком холме, далеко виден с Босфора. По словам очевидцев, в «высоту он поднимается будто до неба и, как корабль на высоких волнах моря, выделяется среди других строений».

В плане храм представляет собой прямоугольник, в центре которого четыре массивные опоры обозначают огромный квадрат. Центральный купол Софии – самое замечательное достижение византийских зодчих, в котором воплощено представление о космическом подобии мира. Снизу купол кажется парящим в воздухе, так как тонкие части стены между окнами не видны. Оптический эффект породил легенду о том, что купол подвешен с неба на золотой цепи. К центральному куполу примыкают два более низких купола. Снаружи храм не кажется слишком большим, его внешний вид отличается спокойствием Иное дело его интерьер. Всех изумляет зеленая и розоватая мраморная облицовка стен и золотая мозаика сводов. Кажется, что главное пространство храма не имеет границ, растворяется в световых лучах, которые проникают через сорок окон, вырезанных у основания купола. Колонны объединены волнистыми аркадами, что создает впечатление ритмического движения. Один из современников писал: «…в соборе ничто не останавливает взора, но все влечет к себе, постоянно меняется так, что зрителю трудно сказать, что ему больше всего понравилось». и строгостью.

Мерцающий свет византийских мозаик .

Мировую славу приобрели мозаики Византии. Используя античную технологию изготовления мозаик, византийские мастера нашли и свои, оригинальные способы их создания. Кусочки матовой или прозрачной смальты, а иногда каменные кубики различной формы и величины закреплялись в связующей основе под разным наклоном. Это поваляло лучам солнца или свету зажженной свечи вспыхивать, отражаться и искриться золотом, пурпуром и синевой. Мастера Византии пользовались всем богатством красочной палитры. Им хорошо были знакомы различные оттенки и интенсивность цветов: от бледных и нежных, приглушенных и тусклых, до ярких и насыщенных.

Изображения на стенах рассказывали об основных событиях христианской истории, они переносили мысли верующих в особый мир. Многочисленные изображения Христа, пророков и ангелов, сцены из Священного писания и прославление власти императора стали излюбленными темами и сюжетами византийских мозаик.. их золотой фон также имел особый смысл. Во-первых, он воспринимался как символ богатства и роскоши, а во-вторых, как один из самых ярких цветов он создавал вокруг изображенных фигур эффект священного сияния.

Если светлый фон античной мозаики позволял передавать пространство, создавал иллюзию реальности, то золотой фон византийских мозаик фантастическим образом преображал это реальное пространство. Дело в том, что золотой фон в сочетании с вогнутой или сферической поверхностью вызывал своеобразный эффект присутствия, рождал у зрителей ощущение сопричастности с изображенным.

Неровные мерцающие поверхности мозаик включались в игру светотени, наполняя интерьер еще большей таинственностью. Глубокие насыщенные тона вызывали у зрителя ощущение свершающегося на его глазах чуда. Как цветной ковер, повторяя каменную кладку, мозаика покрывала стены, своды и потолков храмов. Она сливалась с богатой резьбой и мраморной облицовкой стен.

На первой из них в центре изображен император Юстиниан , подносящий в дар церкви тяжелую золотую чашу. Его голову венчают диадема и нимф – символ святости. На нем богатые цветные одежды, украшенные золотом. Справа от Юстиниана – двое придворных и телохранители, фигуры которых прикрыты парадным щитом с монограммой Христа. За левым плечом императора – пожилой человек в одежде сенатора, а также епископ Максимиан с крестом в руке и два дьякона, один из которых держит Евангелие, а другой – кадило. Зеркальная симметрия правой и левой сторон композиции создает ощущение равновесия и покоя. Кажется, фигуры не ступают, а как бы парят над землей.

Мозаика на противоположной стороне изображает императрицу Феодору . Она входит в храм, неся в руках потир с золотыми монетами. Вокруг шеи и на плечах – роскошные ожерелья. На голове – корона с длинными жемчужными подвесками, вокруг головы – большой нимб. Слева от Феодоры стоят придворные дамы в украшенных драгоценными камнями туниках. Справа – дьякон и евнух, открывающий завесу храма. Художник помещает персонажи на золотом фоне. Все в этой сцене исполнено торжественности и величия.

Обе мозаичные картины внушают зрителю мысль о незыблемости власти византийского императора. Как не покориться этой державной власти, окруженной такой роскошью, богатством и красотой! Спустя много веков в Равенне побывал поэт А.А.Блок. вдохновленный мозаиками, он написал эти стихи:

Всё, что минутно, всё, что бренно,

Похоронила ты в веках.

Ты, как младенец, спишь, Равенна,

У сонной вечности в руках.

Рабы сквозь римские ворота

Уже не ввозят мозаик.

И догорает позолота

В стенах прохладных базалик

Замечательны и мозаики церкви Успения в Никее (VII в., разрушена в 1922 году) изображенные здесь ангелы поражают утонченным благородством облика, пристальным, как будто гипнотизирующим взглядом. Чем-то они напоминают античный идеал красоты. В роскошных нарядах придворных телохранителей они выступают на темно-золотом фоне алтарного свода. Подобно стражам, они попарно стоят у трона с знаменами в руках. Их спокойные позы естественны, а тонкие сочетания цветов, плавные переходы, сложные ракурсы рук, сквозь ладони которых просвечивает свет, делают эти фигуры особенно жизненными и привлекательными.

Вглядимся в изображение одного из самых знаменитых ангелов – «Дюнамиса» , который являет собой совершенный пример одухотворенности и благородства. Лицо ангела завораживает богатством внутреннего мира, глубиной чувств и эмоций. К сожалению, мы не знаем имя художника, создавшего этот шедевр, как, впрочем, и других имен византийских мастеров.

Лучше всего сохранились мозаики Равенны – города на север Италии, в VI в. Центра византийской провинции. Особую известность приобрели мозаичные росписи церкви Сан Витале . Потолки света, льющегося из купола и арочных проемов галерей, заставляют мозаики загораться неземным блеском. По обеим сторонам от окон расположены мозаики с изображением императора Юстиниана и его жены Феодоры со свитой.



На берегу Босфора римским императором Константином в 324-330 гг. был возведён - «новый Рим», столица будущего Византийского государства. Византийская империя стала могущественной державой, империей «ромеев» (наследников римлян), как называли себя её жители. С одной стороны, она считала себя наследницей богатейшей античной культуры, а с другой - явилась началом культуры средневековой.
В византийской архитектуре органично совмещались элементы античного и восточного зодчества. Главным архитектурным сооружением был храм - заимствованная у римлян базилика (греч. «царский дом»). Если египетский храм предназначался для проведения жрецами торжественных церемоний и человек не имел доступа в святилище, а греческий и римский храмы считались местопребыванием божества, то византийский храм стал местом, где верующие собирались для «общения» с Богом. Впервые храмы были рассчитаны на посещение их человеком.
Базилика отличалась простотой плана и представляла собой вытянутое здание, продольно разделённое внутри рядами колонн на части, то есть нефы (греч. «корабль»), число которых достигало трёх или пяти. Все храмы были ориентированы на восток, откуда, по представлению христиан, придёт Мессия. На востоке к основному прямоугольному объёму обычно примыкал полукруглый выступ - апсида с расположенным в ней алтарём - священной частью храма.
Характерную черту архитектуры базилики составляли деревянные балочные перекрытия, обращённые во внутреннее пространство храма. У входа в здание на западе обычно располагался двор - атриум , окружённый крытой колоннадой. Особенностью оформления византийских храмов был контраст между их внешним и внутренним обликом. Внешний вид базилик подчёркнуто скуп и строг, он поражает мощью суровых гладких стен с прорезанными в них редкими и узкими окнами, скромным декором в оформлении фасадов. Зато интерьеры базилики украшены облицовкой из мрамора и гранита, мозаикой и фресковыми росписями, роскошными предметами церковной утвари.
С VI в., когда укрепляется Византийская империя, на смену базилике приходит новый тип храма - крестово-купольный , имеющий в плане форму креста с куполом в центре. Наивысшее достижение византийской архитектуры - собор Святой Софии в Константинополе , соединивший базилику с купольным перекрытием. Храм «премудрости Божьей» воздвигли сравнительно быстро два архитектора - Анфимий и Исидор. От них требовалось выразить «непостижимость и неизречённость» христианского восприятия Вселенной, воплотить идею могущества Византийской империи. Зодчие блестяще справились с этой задачей. В храме стали проводить императорские церемонии и торжественные богослужения. Храм, расположенный в центре города, на самом высоком холме, далеко виден со стороны пролива Босфор.
В плане храм представляет собой прямоугольник, в центре которого четыре массивные опоры обозначают огромный подкупольный квадрат. Центральный купол, составляющий в диаметре 31,5 м, - самое замечательное сооружение византийских зодчих, в котором воплощено представление о космическом подобии мира. Снизу купол кажется парящим в воздухе, так как тонкие части стены между окнами не видны. Оптический эффект породил легенду о том, что купол подвешен с неба на золотой цепи. К центральному куполу примыкают два более низких боковых купола. Снаружи храм не кажется слишком большим, его внешний вид отличается спокойствием и строгостью.
Иное дело его интерьер. Всех изумляет зелёная и розоватая мраморная облицовка стен и ослепляющая золотым фоном мозаика сводов. Кажется, что главное пространство храма не имеет границ, растворяется в световых лучах, которые проникают через 40 окон, вырезанных у основания купола. Колонны объединены волнистыми аркадами, что создаёт впечатление ритмического движения.
В середине XV в. Византия пала под натиском турок. Храм Святой Софии был превращён в мусульманскую мечеть. Тем не менее храм Святой Софии оказал огромное влияние на развитие мировой архитектуры и монументальной живописи.
В Византии были созданы выдающиеся образцы изобразительного искусства, представленного иконописью, фресковой живописью и книжной миниатюрой. Мировую славу приобрели мозаики Византии. Кусочки матовой или прозрачной смальты с тончайшей золотой подкладкой, а иногда каменные кубики различной формы и величины закреплялись на связующей основе под разным наклоном. Это позволяло лучам солнца или свету зажжённой свечи вспыхивать, отражаться и искриться золотом, пурпуром и синевой. Мозаичисты Византии пользовались всем богатством красочной палитры. Им хорошо было знакомо множество различных оттенков: от бледных и нежных, приглушённых и тусклых до ярких и насыщенных. Золотой фон имел особый смысл. Во-первых, он воспринимался как символ богатства и роскоши, а во-вторых, как один из самых ярких цветов он создавал вокруг изображённых фигур эффект немеркнущего священного сияния. Золотой фон византийских мозаик фантастическим образом преображал реальное пространство. Неровные мерцающие поверхности мозаик включались в игру светотени, наполняя интерьер ещё большей таинственностью.
Лучше всего сохранились мозаики Равенны - города на севере Италии, ставшего в VI в. одним из центров византийской культуры. Особую известность приобрели мозаики церкви Сан-Витале , дающие наиболее яркое представление о былом великолепии византийского искусства.
На первой из них в центре изображён император Юстиниан , подносящий в дар церкви тяжёлую золотую чашу. Его голову венчают диадема и нимб - символ святости. На нём торжественные пурпурные одежды, украшенные золотом. Фигура императора симметрично делит композицию на две равные части. Справа от Юстиниана - двое придворных и телохранители, фигуры которых прикрыты парадным щитом с монограммой Христа. За левым плечом императора - пожилой человек в одежде сенатора, архиепископ Максимилиан с крестом в руке и два дьякона, один из которых держит Евангелие, другой - кадило. Зеркальная симметрия правой и левой сторон композиции создаёт ощущение равновесия и покоя. Кажется, фигуры не ступают, а как бы парят над землёй.
Другая мозаика изображает входящую в храм императрицу Феодору . В руках она несёт потир с золотыми монетами. На голове - корона с длинными жемчужными подвесками, вокруг головы - большой нимб. Слева от Феодоры стоят придворные дамы. Справа - дьякон и евнух, открывающий завесу храма. Художник помещает персонажи на золотом фоне. Одухотворённая красота ликов, гармония, богатая цветовая гамма, более свободная манера в передаче эффекта движения, окружающей обстановки являются отличительными особенностями этого мозаичного шедевра.
В христианских храмах обязательными были иконы (греч. «образ»). Первоначально иконами называли любые священные изображения, противопоставленные языческим «идолам». Они выполнялись на камне, дереве, ткани или металле. Со временем этот термин стал применяться для обозначения изображений на специальных досках. Им поклонялись во время богослужения. Как особый вид изобразительного искусства икона начала развиваться со II в., в VI в. она официально была санкционирована церковью.
Характерными особенностями икон становятся: фронтальность главных изображений (обращённость их к зрителю); строгая симметрия по отношению к центральным фигурам Христа или Богоматери; подчёркнуто высокий лоб - средоточие духовного начала; сияющий нимб вокруг головы; пристальный, суровый взор увеличенных глаз; статичность, состояние аскетического бесстрастного покоя; декоративность и условность одежды, подчёркивающей бесплотность, бестелесность фигур. Цвет на иконах символичен. Золото и пурпур выражают идею царственности, синий цвет - божественность, белый - нравственную чистоту и невинность, зелёный - юность и бодрость.
Шедевром византийской иконописи по праву считается икона «Владимирской Богоматери» , попавшая на Русь, вероятно, в первой половине XII в., в 1155 г. она оказалась во Владимире. Мир переживаний Богоматери глубоко человечен. В её образе выражено то, что близко и понятно всем людям, - идея жертвенности материнской любви. В глазах Богородицы, предвидящей трагическую участь сына, - светлая печаль. Её тонкие уста плотно сомкнуты, в уголках рта затаились тревога и горечь. Младенец нежно прижался личиком к матери и обвил её шею рукой. Мария левой рукой придерживает ребёнка, как бы пытаясь защитить его от уготованной ему судьбы. Совершенно композиционное решение иконы, мастерски переданы плавная гибкость силуэтов, едва заметный, «скользящий» ритм движения, лёгкость и ясность соотношения двух фигур.