Макияж. Уход за волосами. Уход за кожей

Макияж. Уход за волосами. Уход за кожей

» » Сообщение на тему что такое музей. План-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа) на тему: "Музей это интересно"

Сообщение на тему что такое музей. План-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа) на тему: "Музей это интересно"

Библиографическое описание:

Нестеров А.К. Понятие и функции музея [Электронный ресурс] // Образовательная энциклопедия сайт

Музей является социальным институтом, выполняющим определенные социокультурные функции. Рассмотрим понятие и функции музея в современных условиях.

Сущность музея, как особого вида культурного учреждения

Музей – это концентрированное выражение культуры прошлого и настоящего, через которое человек осуществляет свою адаптацию к изменяющимся условиям окружающей его действительности.

В музее посетители участвуют в диалоге культур, исторических событиях, формирует спектр ценностных представлений. Учитывая, что посетители по-разному воспринимают музейные экспонаты, то их понимание и осмысление требует объяснения и созерцания.

Музей позволяет человеку путем собственных душевных усилий, преодоления собственных и внешних стереотипов, внутренних барьеров сформировать целостное восприятие прошлого и настоящего времени.

Реализация функций музея способствует стабилизации социокультурных связей и отношений в обществе. Музеи также выполняют функции организации взаимодействия культур, изучения исторических традиций и культурного наследия.

Понятие "музей"

Понятие музея связано с дихотомической природой его системы целей: сохранить культурное и историческое наследие для будущих поколений, одновременно открыв его для современников.

Понятие "музей" происходит из древнегреческой культуры – "museion", что переводится как "храм муз". Вместе с тем в Древней Греции музей отличался от его современного значения, это было место созерцания, познания окружающего мира, всевозможных раздумий.

В Российской музейной энциклопедии дано такое понятие музея :

Музей – это исторически обусловленный многофункциональный институт социальной памяти, посредством которого реализуется общественная потребность в отборе, сохранении и репрезентации специфической группы природных и культурных объектов, осознаваемых обществом как ценность, подлежащая изъятию из среды бытования и передаче из поколения в поколение, – музейных предметов.

В своем исследовании Ю.В. Зиновьева сформулировала вывод, что составляющими понятия музей являются:

  1. Собрание предметов (идей и носителей), осмысленных в качестве ценностей собирателем, индивидуальным или коллективным.
  2. "Храм муз" – музей как пространство предъявления различных фрагментов реальности – место коллективного действа и собирания произведений, посвященных музам – дочерям богини памяти Мнемозины.
  3. Общение по поводу представленных ценностей, коллективное действо, в котором осуществляется выход за грани обыденности, в атмосферу иной реальности, праздника, смена ролей, воссоздания "иного".

Необходимо также дополнить, что понятие музей включает в себя феномен социально-культурной памяти, т.е. музей создается и функционирует для сохранения памяти, стабилизации норм и ценностей в современном обществе.

В словаре "Музейные термины" дано такое определение: "музей – это научно-исследовательское и культурно-просветительное учреждение, которое в соответствии со своими социальными функциями осуществляет комплектование, учет, хранение, изучение и популяризацию памятников истории, культуры и природных объектов". В данном определении отражена взаимосвязь музея с его социальными функциями, а экспонаты обозначены как непосредственные источники формирования знаний об истории, культуре, природе определенных областей, обществ. Таким образом, в определении понятия музей приоритет имеет его научная, исследовательская, просветительская природа, которая служит удовлетворению потребностей общества в сохранении и использовании предметов реального мира как элементов исторической памяти, социальной информации и эстетических ценностей. Такого подхода придерживался также отечественный ученый А.M. Разгон .

Предназначение музея состоит в накоплении информации и выявлении закономерностей, относящихся к процессам познания и передачи знаний (например, исторических) посредством музейных предметов. Согласно данному подходу:

Музей – источник информации и социальный институт.

С учетом современных реалий, кроме процессов исторического познания, передачи исторических знаний, философско-культурного осмысления, ознакомления с информацией, в понятие музей закладывается также эстетическая составляющая в понимании действительности. В этом контексте реальность оказалась результатом культурного акта, его творения и сконструированной языковой практикой.

В настоящее время, музей играет также роль культурного центра и социального инструмента воздействия. С этой точки зрения в понятие музей включается и коммуникативная составляющая, согласно которой музейные фонды создаются осмысленно с целью передачи по такому специфическому каналу коммуникации сложную информацию. Музейные фонды при создании наделяются ценностными значениями, сопутствующей информацией, которую посетители должны воспринять и осознать. Таким образом, формируется диалог, направленный на выработку общего взгляда на предметы музейных экспозиций. В рамках данного понятия теоретическая интерпретация приводит также к уточнению технологических характеристик экспонатов музея и ситуаций музейной коммуникации.

Выделяют 2 основные функции музея :

  1. Функция документирования
  2. Функция образования и воспитания

Документирование , как функция музея, означает целенаправленное, скоординированное, структурированное отражение с помощью музейных экспонатов различных фактов, исторических событий, явлений, природных и общественно-культурных процессов. Данная функция музея проявляется через выявление и отбор природных объектов и созданных человеком предметов труда, одежды и т.п., а также иных сложных объектов, которые могут быть представлены в виде физических свидетельств объективной реальности. Демонстрация собранных экспонатов означает реализацию данной функции, а сами экспонаты становятся знаками и символами конкретного исторического периода, события, природного явления, культурного наследия. Функция документирования раскрывается в музее в процессе изучения и составления научного описания экспонатов, что позволяет посетителям музея воспринимать действительность объективно.

Образование и воспитание , как функция музея, основывается на содержании и экспрессивном воздействии музейных экспонатов на посетителей, что сопровождается большим объемом получаемой информации. В результате реализации данной функции музей стимулирует и удовлетворяет познавательные и культурные запросы общества. Данная функция музея также проявляется в различных формах экспозиционной и культурно-образовательной деятельности.

В качестве дополнительных функций музея выступают:

  1. Функция организация досуга общества
  2. Коммуникативная функция
  3. Социально-культурная функция
  4. Общая функция сохранения памяти
  5. Функция профессиональной музейной деятельности
  6. Функция символического воздействия
  7. Функция взаимодействия

В рамках выполнения социально-культурной функции музей выступает в виде своеобразного посредника при взаимодействии посетителей, музейных работников и представленных экспонатов. В этом проявляется специфика музея в ряду других коммуникационных систем, что соответствует его понятию в социально-культурном плане.

Реализуя социально-культурную функцию, музей согласует ее с коммуникативной функцией, тогда как сам он выступает в качестве информационно-коммуникативного учреждения, посредством которого общество удовлетворяет потребности в сохранении и использовании предметов реального мира в виде свидетельств объективной реальности. Таким образом, музей осуществляет передачу социально-значимой информации. Подлинные исторические предметы изучаются и экспонируются как первичные источники познания с учетом сложившегося представления о предназначении самого музея и его роли в обществе.

Организация досуга в обществе, как функция музеев, проявляется в современных условиях, когда музеи реализуют свои задачи по ознакомлению посетителей с историческим и культурным наследием. Выполнение музеями данной функции обусловлено потребностями современного общества в культурных формах досуга и эмоциональном развитии.

Так называемая общая функция музеев сохранения социальной памяти иногда выделяется отдельно от функции документирования, так как особенности исторического периода времени постоянно накладывают свою специфику на музейное дело, в результате, музеи эволюционируют вместе с изменениями экономической, политической, социальной, духовной жизнью общества. У жителей различных стран, народов и социальных общностей это проявляется различным образом, что и обуславливает разные подходы к систематизации своих представлений о мире, стремление к гармонии, красоте, эстетике, определяя специфику представления музейных экспонатов. Таким образом, с помощью данной функции музеи сохраняют социальную память, фиксируя ее в своих экспонатах.

Функция профессиональной музейной деятельности проявляется через разделение труда. Общая профессионализация выполнения работниками музея своих функций требует высокого уровня подготовки. На практике данная функция в музеях реализуется по всем направлениям музейной работы: научно-исследовательская, экспозиционная, фондовая, реставрационная, просветительская, педагогическая и другие виды деятельности.

Функция символического воздействия в музеях обусловлена наличием пласта культурных символов различных уровней. На уровне государства, например, это флаг, герб, гимн, на уровне города также добавляются памятники, известные места и т.п., а на культурно-бытовом уровне – это традиционные костюмы, одежда, свойственная определенной эпохе и т.п. В музее данная функция проявляется в их дифференциации в соответствии с типами и видами. Также сюда относятся установки, образцы поведения, изучение прошлого, социальной памяти и опыта, которые могут быть представлены в виде музейных экспонатов или подтверждающих фактах, свидетельствах, описывающих объективную реальность.

Реализация музеями функции взаимодействия обусловлена наличием учреждений и общественных институтов, активно взаимодействующих с музеями и другими общественными институтами – учреждениями культуры, образования, науки. Система этих связей должна быть разнообразной и эффективной и в первую очередь, это касается дошкольных и школьных учреждений, всей системы среднего специального и высшего образования. В первую очередь, это групповые экскурсии. Кроме того, у учащихся и исследователей прямой интерес во взаимодействии с музейными экспонатами, которые являются объектами исторического, культурного, общественного и природного наследия.

Вывод

Таким образом, сущность понятия музей обусловлена необходимостью сохранения исторического, культурного, природного общественного наследия для потомков и демонстрация уже накопленного наследия современникам.

Реализация функций музея связана с концепцией комплектования музейных коллекций, в создании которой принимает участие весь научный и профессиональный коллектив музея. Это происходит с широким привлечением научной общественности, краеведов, преподавателей вузов и школ, всех заинтересованных лиц. Реализуя свои функции, музей не только учитывает потребности и интересы различных групп населения, но в дальнейшем активно опирается на их поддержку при организации выставок и сохранении историко-культурного наследия.

Формализм зачастую губителен для музейной культуры, он гасит интерес к ней, порождает представление о музее как скучном складе ненужных вещей и бесполезной информации. Необходима более глубокая и возвышенная идея, чем просто "дополнительная информация" – это одна из главных задач музея при работе с публикой.

Литература

  1. Зиновьева Ю.В. Взаимодействие музея и общества как социокультурная проблема. Дисс. канд. культурологии. Санкт-Петербург. 2000.
  2. Разгон A.M. Музееведение как научная дисциплина. М., 1984.

Могут входить или не входить профильные и узковедомственные музеи (по истории предприятий, учебных заведений, воинских частей, музеи общественных организаций, выставочные залы).

Появление первых музеев в Москве

Историю музейного дела в Москве можно отсчитывать с 1856 года - тогда император Александр II принял решение о восстановлении Палат бояр Романовых в первоначальном виде (после ряда пожаров и ввиду обветшания) и создании в них музея. Работы по восстановлению здания и наполнению его экспозициями велись три года, и 27 августа 1859 года состоялось торжественное открытие музея. Посещать его можно было два раза в неделю, а внутрь одновременно могло входить не более восьми человек. Служителям музея предписывалось проявлять предельную вежливость к посетителям, а если какой служитель брал от них деньги, то он подвергался взысканию .

В эти же годы статус публичного музея приобрела Оружейная палата , которая уже с XVII века имела своего рода экспозиционный зал, а в 1862 году в дом Пашкова из Петербурга был переведен Румянцевский музей . Также большое значение приобрело проведение в Москве всероссийских выставок, экспонаты которых впоследствии послужили основой для создания ряда известных музеев - Политехнического , Исторического , Московского университета, Музея народного искусства .

Значительный вклад в развитие музейного дела внесло частное коллекционирование. Наряду с появлением государственных музеев, многие частные владельцы преобразовывали свои коллекции в открытые музеи, либо передавали их публичным музеям и городу. Самым известным примером стало основание в 1856 году купцом Павлом Третьяковым Художественного музея . В 1892 году Третьяков передал свою художественную галерею в дар городу: так, Москва первой обзавелась публичным музеем национальной живописи - фонд галереи тогда насчитывал 1276 картин русских художников.

Важным культурным событием для Москвы стало создание Музея изящных искусств , предназначенного для публичного хранения слепков и копий с классических произведений мирового искусства. Инициатором его создания выступил историк искусства Иван Цветаев в 1893 году, и его сразу же поддержали городская дума и Московский университет . Для публики музей открылся в 1912 году, став самым крупным из российских музеев европейского и мирового искусства.

К 1914 году в Москве насчитывалось более 40 публичных музеев .

Московские музеи в наше время

С распадом СССР начался новый период в развитии музейного дела, что связано с отказом от взгляда на музей как пропагандистское заведение, а также с возрождением частных музеев. В 1993 году в Москве был зарегистрирован первый частный художественный музей - Русский национальный музей искусств (РНМИ), вскоре появляется частный Музей природы. Статус частных музеев был закреплен на законодательном уровне, определив Музейный фонд РФ как состоящий из государственной и негосударственной частей .

Важной тенденцией в развитии московских музеев стала их нарастающая технологичность и интерактивность. В основе современного музея всё чаще лежит не только выставка экспозиций, но и создание полноценного арт-пространства: задействование мультимедиа и саунд составляющих, вовлечение посетителей в разного рода перформансы, проведение на территории музея публичных лекций, киноклубов, фестивалей, презентаций, световых и лазерных шоу . Показательными в этом плане являются примеры Мультимедиа Арт Музея , Еврейского музея , Музея Москвы , Музея современного искусства «Гараж» ,Центр фотографии имени братьев Люмьер . Появляются и чисто игровые музеи, такие как Музей занимательных наук «Экспериментаниум» и Музей советских игровых автоматов , для которых основополагающим фактором становится прямое взаимодействие с экспонатами.

Меняется и концепция локации музеев. Новые экспозиционные пространства открываются на территории бывших заводов, получивших название творческих кластеров, или арт-кластеров. Первый московский арт-кластер «Винзавод» был создан в 2007 году на территории бывшего пивоваренного и винного завода «Московская Бавария», впоследствии арт-кластер появился на территории завода «Красный Октябрь» , а в 2009 году в бывшем заводе «Хрустальный» был открыт

Что такое Музей? Музей учреждение, занимающееся собиранием, изучением, хранением и экспонированием предметов памятников естественной истории, материальной и духовной культуры Раньше это понятие обозначало коллекцию экспонатов по искусству и науке, затем, с 18 века, оно включает в себя также здание, где располагаются экспонаты.


Лувр Национальный музей Франции. Один из первых европейских музеев и один из самых посещаемых музеев мира и третий в мире по величине. Музей расположен в центре Парижа, на правом берегу Сены. Самые известные шедевры Лувра это Мона Лиза Леонардо да Винчи, древнегреческие скульптуры Венеры Милосской и Ники Самофракийской.




Музей Санкт-Петербурга Лабиринтум Интерактивный музей занимательной науки для детей и взрослых Открылся совсем недавно в декабре 2010 года. Здесь можно познакомиться с основами законов физики экспериментальным путем. В музее есть зал с оптическими иллюзиями; зал с приборами, где можно поучаствовать в экспериментах с электричеством; зал экспериментов с водой; зеркальный лабиринт.


Музей человеческого тела Само здание музея, находящегося в нидерландском Лейдене, сделано в виде фигуры человека. Передвигаясь с этажа на этаж, посетители музея словно совершают путешествие внутри человеческого тела: мимо огромных органов или прямо сквозь них. На специальных экранах можно увидеть различные процессы, проходящие в организме: пищеварение, снабжение кислородом и т.д.


Музей растворимой лапши Растворимая лапша была изобретена японцем Момофуку Андо в 1958 году, и в музее, находящемся в Осаке, собрано все, что только может иметь отношение к этому продукту. Более того, посетители могут не только поглазеть на экспонаты, но и сами поучаствовать в создании уникальной лапши на мини-фабрике, причем готовый продукт в пластиковом стаканчике можно унести с собой.


Центральный музей связи им. А.С. Попова Один из старейших научно- технических музеев, Посетители могут познакомиться здесь не только с редкими экспонатами, относящимися к истории почтовой, телеграфной и телефонной связи, радиосвязи и радиовещания, телевидения и космической связи, но и с современными средствами телекоммуникации.


Музей железнодорожной техники Музей расположен недалеко от Брестской крепости. Основан в 2002 году. Под открытым небом можно увидеть около 50 образцов железнодорожной техники начала и середины прошлого века. Отличительной особенностью музея является то, что большинство экспонатов действующие. Прокатиться с ветерком, правда, не получится, а вот фотосессию устроить - запросто.


Дарвинский музей в Москве Занимательное путешествие познакомит с удивительными животными, представленными в экспозиции залов «История музея», «Многообразие жизни на Земле», «Происхождение видов (Микроэволюция)», «Зоогеография». «Весёлый музей» расскажет вам истории и про зверя-шишку, птицу-гриб, плавающего ежа, шестиногого оленя, собаку-игрушку и про других зверей, птиц и рыб. В нашем музее вам не будет скучно.



греч. museion - место, посвященное музам, храм муз, от musa - муза), учреждения, осуществляющие отбор, науч. исследование и хранение памятников культуры и иск-ва. Деятельность М. направлена на удовлетворение образоват. и творческих интересов личности, связанных с изучением и освоением культурного наследия.

Возникновение и развитие М. связаны, с одной стороны, с потребностью сохранения человечеством ист. памяти, с другой - с развитием разнообразных форм коллекционирования и собирательства. Прообразами М. были др.-греч. Александрийский мусейон (3 в. до н. э.; здесь изучались мусич. иск-ва), собрания ценностей и худож. произведений в Пер-гаме (2 в. до н. э.), галереи Варреса и Сул-лы в Риме (1 в. до н. э.), коллекции растений и минералов Теофраста (3-4 вв. до н. э.) и Плиния Старшего (1 в.), универсальные ср.-век. монастырские и мирские сокровищницы. В 16-18 вв. появились разл. кабинеты натуралий, кунсткамеры и т. п.; обширные собрания произв. иск-ва. Долгое время крупнейшие коллекции были мало доступны широкой публике. Демократизация М. началась в эпоху Возрождения. Собрания случайных раритетов сменились систематич. коллекциями, имеющими дидактич. значение. Совр. М. часто представляют собой науч.-культурные комплексы и центры. Просветительские и образоват. аспекты стали неотъемлемым компонентом музейной деятельности.

В России музейное просветительство ведет свое начало от первого рос. общедоступного М. - «Кунсткамеры» (1714). Идея «публичного музеума» воплощалась в разнообразных проектах и начинаниях, так или иначе связанных с решением образоват. задач. На рубеже 18-19 вв. в России возникли первые уч. М. - Горного ин-та в Петербурге, Зоологический («Кабинет естеств. истории»), Ботанический («Гербарий») и Минералогический при Моск. ун-те, М. при гор, школе в Иркутске (1782). В нач. 19 в. открылись для публичных посещений Кремлевское «древлехранилище» (Оружейная палата) в Москве и Эрмитаж в С.-Петербурге. 19 в. ознаменовался интенсивным музейным стр-вом, воплотившим широко обсуждавшиеся ранее проекты создания общедоступных музеев с широкой просветит. программой (В. И. Баженов, Ф. И. Прянишников, Е. Д. Тюрин и др.). Наряду с крупнейшими М. (Промышленный в Петербурге, Политехнический и Исторический в Москве) возникло ок. 80 местных М. На рубеже 19- 20 вв. сложилась сеть гос. и частных М. - художественных, исторических, краеведческих и др. Разл. М. действовали в высш. и ср. уч. заведениях.

Музейное просветительство в России было тесно связано с реформами в сфере образования, с развитием наглядных методов обучения. М. рассматривался как важнейшее средство внешкольного образования. Своеобразным уч.-образоват. центром с сер. 70-х гг. 19 в. стал Поли-техн. М., где проводились циклы лекций и экскурсий для учащихся, курсы для учительниц, создавались экспозиции по обучению шк. предметам, по проблемам физич. воспитания, для занятий со слепыми, глухими детьми. В 1886 в Ист. М. проведены первые экскурсии для воспитанниц жен. гимназий, с 1913 организовывалась систематич. работа с педагогами по подготовке их к экскурсионной деятельности. Создавались панорамы или диорамы, воспроизводившие ист. события, биогруппы - сценки из жизни животных и т. д.; были распространены экспозиции с рубрикациями, пояснит, текстами. Выделялись музейные фонды, доступные специалистам и предназначенные для широкой публики. В музейной работе ведущую роль стал играть экскурсовод. Образоват. сущность М. теоретически обосновывали Н. Ф. Федоров, Е. Н. Медынский, М. В. Новорусский и др. Развитию музейно-образоват. деятельности способствовали идеи рус. экскурсионной школы (И. М. Гревс, Н. А. Гейнике, А. В. Бакушинский и др.), воплотившиеся в массовом экскурсионном движении.

После октября 1917 демокр. традиции просветительства получили дальнейшее развитие. В 20-е гг. организовывались дет. музеи и выставки (Н. Д. Бартрам, А. У. Зеленко, Я. П. Мексин), использовались методики активизации юных посетителей, организации музейных игр, проводились социологич. исследования шк. аудитории (впервые - в Третьяковской галерее под руководством Л. В. Ро-зенталя). В 1923 Ист. М. устроил выставку - «Музей и школа» с целью знакомства деятелей нар. образования с приемами пед. работы в М. В центр. и местных М. учащиеся составляли от 40 до 70% посетителей. В кон. 20-х гг. с созданием единой музейной сети возникла тенденция к политизации и идеологизации М. Парт.-гос. постановления о нач. и ср. школе 30-х гг., с одной стороны, нацеливали пед. работников на укрепление связи М. с уч. заведениями, указывали на необходимость усиления в обучении принципов историзма, наглядности, на использование краеведч. материала и экскурсионного метода, а с другой - ставили музейно-образоват. деятельность в прямую зависимость от авторитарных пед. принципов школы. Надолго утвердилась «школоцентристская» точка зрения на музей. Творческие поиски 20-х гг. были искусственно прекращены. Фактически безраздельное влияние в музейном деле получила концепция «музея-учебника», при к-рой экспонаты служили иллюстрацией к уч. материалу шк. программ.

До 80-х гг. музейно-образоват. деятельность оставалась на уровне представлений о М., сложившихся в 30-е гг. Гл. показателем ее эффективности считалась посещаемость, содержание составляли основы шк. наук, ограничивающие диапазон экспонируемых собраний, а ведущей формой являлся монолог экскурсовода, рассчитанный на пассивного слушателя. Т. о., экскурсовод оказывался для посетителя своеобразным «говорящим» экспонатом. Межличностное общение почти полностью исключалось из музейной ситуации.

С кон. 80-х - нач. 90-х гг. начался поиск новой модели М. и его образоват. концепции. М. рассматривается как социальный институт, дающий образец восприятия классич. наследия и совр. культуры и ориентированный на развитие ценностных качеств личности. Экспозиция и экскурсия стали пониматься как равноправный диалог со зрителем. Пед. возможности М. используются при создании комплексных образоват. программ, факультативных циклов, организации клубных, обрядовых форм деятельности.

Отношения между М. и уч. заведениями, прежде всего со школами, строятся на принципе партнерства и сотрудничества.

Внимание М. направляется не только на совершенствование работы с учащимися, но и на контакт с учителями, к-рые вместе с сотрудниками М. привлекаются к разработке и осуществлению музейных проектов в области образования. Эти процессы привели к формированию особой сферы проф. музейной деятельности, а также области науч. исследований - музейной педагогики и возникновению в штате М. новой должности - музейного педагога.

Понятие «музейная педагогика» впервые было сформулировано в кон. 19 в. в Германии (Э. А. Росмелер, А. Лихтварк, А. Рейхвейн) и первоначально трактовалось как направление музейной работы с учащимися. С возрастанием социальной роли М. в обществе в 60-е гг. 20 в. музейная педагогика начала формироваться и как особая область знаний и исследований. В 60-70-е гг. 20 в. появились первые музейно-пед. центры (в Зап. и Вост. Берлине, Кельне, Мюнхене, Нюрнберге). В нашей стране термин « музейная педагогика» стал употребляться с 70-х гг. 20 в. Музейная педагогика изучает историю и особенности кулыурно-образоват. деятельности, методы воздействия М. на разл. категории посетителей, взаимодействие с др. пед. учреждениями.

Совр. музейная педагогика развивается в русле проблем музейной коммуникации и направлена на приобщение к М. и его культуре подрастающего поколения с самого раннего возраста, активизацию творческих способностей личности, создание многоступенчатой системы музейного образования. Проблемы образоват. деятельности решаются в связи с глобальными изменениями, происходящими в мировой культуре. Увеличение объема зрительной информации повлияло на восприятие человека, переставшего замечать предметы и явления, к-рые производили впечатление на старшее поколение.

Центральным для этой отрасли пед. знания становится понятие музейной культуры, трактуемой как степень подготовленности посетителя к восприятию предметной информации. В широком смысле музейная культура - это ценностное отношение человека к действительности, подлинное уважение к истории, умение оценивать в реальной жизни предметы музейного значения. На развитие музейной педагогики оказала также влияние теория диалога культур М. М. Бахтина. М. становится местом осуществления культурно-ист. диалога, поиска новых форм общения с культурными ценностями.

Педагогика М. осн. на идее погружения личности в специально организованную предметно-пространств. среду, включающую произведения иск-ва и памятники природы, экзотич. предметы и ист. реликвии. Осматривая выставленные коллекции и получая информацию о них, посетитель М. приобщается к истории и культуре, постигает разнообразие предметного мира, учится понимать конкретные проявления всеобщего.

Во мн. заруб. странах М. рассматриваются как системы «параллельного обучения». В штаты М. вводится должность музейного педагога, спец. задачей к-рого является активизация посетителя в музее. В ряде М. ведется оригинальная эксперим. работа с детьми и учащимися. Напр., в дет. музее в Каракасе (Венесуэла) для детей создается атмосфера чудес, способствующая рождению многочисл. ассоциаций, развитию фантазии. Музей «Экспло-раториум» в Сан-Франциско (США) стремится сделать посетителя средоточием пережитого и прочувствованного человечеством опыта. М. воздействует тем самым на образ жизни и деятельность людей, на их понимание науки, иск-ва, техники, а в конечном счете человечества и самих себя. Город науки и техники «Ла-Виллет» в Париже организовал спец. «залы открытий» для детей и взрослых в целях развития у посетителей навыков к исследоват. деятельности, интереса к познанию. М. рассматривает эти залы как средство установления диалога с посетителем. Широкое распространение получили в США и Канаде т. н. осязаемые экспозиции и интерактивные (действующие) экспонаты. Центры популяризации науч. знаний существуют при М. науки и техники в Чикаго (США), М. науки в Лондоне (Великобритания), Норвежском техн. M., M. коммуникаций и технологий в Берлине (Германия) и др.

Значит. вклад в обобщение и популяризацию мирового музейно-пед. опыта вносит К-т по просветит. работе Между-нар. совета музеев (ИКОМ).

Лит.: История музейного дела в СССР, [в. 1], «Труды НИИ музееведения», 1957, в. 1; Очерки истории музейного дела в России, в. 2-3, Ми960-61; Вопросы истории музейного дела в СССР, в. 4. «Труды НИИ музееведения», 1962, в. 7; Очерки истории музейного дела в СССР, в. 5, «Труды НИИ музееведения», 1963, в. 9; Очерки истории музейного дела в СССР, в. 6-7, М., 1968-71; Федоров Н. Ф., Музей, его смысл и назначение, Соч., М., 1982, с. 575 - 606; Музей и школа. Пособие для учителей, М., 1985; Гнедовский М. Б., Совр. тенденции развития музейной коммуникации в капита-листич. странах: теория и практика, М., 1986; его же, Музей в системе непрерывного образования. Экспресс-информация, в. 1, М., 1990; Воспитание подрастающего поколения в музее: теория, методика, практика, М., 1989; Музей и образование, в сб.: Музейное дело и охрана памятников, в. 5, М., 1989.

З. А. Бонами, М. Б. Гнедовский, Н. Г. Макарова, М. Ю - Юхневич.

Отличное определение

Неполное определение ↓

Слово музей происходит от греческого – museum, что в переводе означает «дом муз ». В современном понимании музеи – это учреждения, которые занимаются изучением и хранением памятников культуры, а также просветительскими целями.

Изначально слово музей означало какую-либо коллекцию, но со временем это понятие стало обозначать дома и здания, в которых находились экспонаты.

Первый прототип современного музея был основан в под названием в 290 году до н.э. В этом здание было огромное количество комнат, и в одной из них была знаменитая Александрийская библиотека, которая не сохранилась до нашего времени. Также там были залы для чтения, столовая и другие комнаты. Постепенно здание расширялось и туда добавлялись новые экспонаты, такие как чучела животных, которые использовались как наглядное пособие для обучения.

Музеи в древние века


В древней Греции также существовали помещения, в которых находились предметы искусства и культуры, захваченные у других народов во время войн, такие как скульптуры, статуи и другие произведения искусства.

В средних веках произведения искусства представлялись в храмах и монастырях (ювелирные украшения, манускрипты). В это время, экспонаты захваченные во время войны служили, можно сказать, оплатой за выкупы или прочие расходы.

В 15 веке (всемирно знаменитого рода) дал указание создать так называемый Сад Скульптур . Именно в эти века становится модным строить здания с длинными коридорами, а в них располагать картины и статуи. Со временем мода взяла свое, и начали создаваться так называемые «кабинеты» - помещения, специально предназначенные для размещения произведений искусства. Это очень быстро распространилось в Италии, затем в Германии и потом уже по всей Европе. Наряду с кабинетами в Германии создавались коллекции необычных вещей (Wunderkammer).

Создание современных музеев


Любой современный музей был создан на основе частной коллекции. Многие знаменитые персоны жертвовали своими коллекциями, чтобы расширить ее, сделать более богатой и выставить на всеобщее обозрение. Такие меценаты часто спонсировали собирательство произведений искусства, тем самым помогая создавать музеи.

Многие мелкие коллекции объединялись в более крупные, так и создавались современные музеи. Самым первым современным музеем является