Как ни крути, но некоторый отрицательный оттенок в словах «эмигрант», «эмиграция» до сих пор слышится даже вполне нейтральным, неангажированным людям. Признаюсь, что к самой идее политической, а тем паче экономической эмиграции лично я отношусь, мягко говоря, настороженно, а к эмигрантам, даже лучшим из них – не без некоторого скепсиса. По большому счету это люди, которые поехали в готовое общество вместо того, чтобы в меру сил строить свое, родное.
Но есть один случай, когда эмиграция не только оправдана, но и является, по сути, гражданским долгом человека. Это отъезд художника из страны, где невозможно свободно творить. Разумеется, я имею в виду сейчас так называемую «первую волну эмиграции», когда примерно половина поэтов, писателей, художников покинула Россию, по большей части навсегда. В каком-то смысле эти люди спасли русскую культуру, которая на русской почве была растоптана ленинской, сталинской и постсталинской цензурой, растоптана до такой степени, что и сейчас эхо советского наследия кричит со страниц «Нашего современника»: «Мы живы! Не задушишь, не убьешь!» Не больно-то и хотелось. Культура создана не для убийств, что бы ни думали по этому поводу бессмертные Куняевы.
Самое время оговориться, что многие оценки могут показаться читателю излишне резкими. Прошу помнить, что это личное мнение – хоть и квалифицированное, но не претендующее на истину в конечной инстанции.
До революции
Поговорим о ситуации, сложившейся в русской поэзии к тому моменту, когда перед поэтами встал вопрос: уезжать или оставаться. Развал символизма как доминирующей художественной идеологии вызвал к жизни множество поэтических групп. Крупнейшие из них известны по школьному курсу: футуристы всех мастей (Хлебников, Маяковский, Бурлюки, Лившиц, Крученых, Северянин, Пастернак...), акмеисты и «цеховики» (Гумилев, Мандельштам, Адамович, Ахматова, Г. Иванов), имажинисты (Есенин и собутыльники). Многие поэты демонстративно держались в стороне от группировок, имея при этом свой ярко выраженный почерк, самыми интересными из этих одиночек были Кузмин, Ходасевич, Цветаева. Но в какой-то степени все это воспринималось как «молодежная поэзия», независимо от возраста авторов. В обыденном же читательском сознании доминировали, конечно, все еще символисты (Вяч. Иванов, Мережковские, Сологуб, Бальмонт, Блок, Белый), а также поэты, которых условно можно назвать тридиционалистами (единственным большим автором в этой группе оказался аристократ Бунин).
Всем этим и многим другим людям предстояло сделать свой выбор – уезжать или оставаться. Проследим же самые интересные судьбы.
Старые поэты в России
Разумеется, на сложившегося поэта, человека в возрасте, даже самые серьезные бытовые передряги влияют меньше, чем на юношу: трудно ждать коренной ломки установившихся стиля и манеры письма только из-за того, что какая-то матросня обосновалась в Смольном дворце. Большинство поэтов старшего поколения сочли за благо уехать – но не всем это удалось. Из известных поэтов, которым к моменту революции было как минимум под сорок, в России остались лишь Брюсов, Белый, Блок, Сологуб, Кузмин и Волошин. При этом точно известно, что и Блок, и Сологуб также собирались покинуть Россию, ходатайствовали об этом: первому помешали запреты и ранняя смерть, второму – гибель жены: после этой трагедии он отказался от отъезда и, окаменевший от горя, остался доживать последние годы живой мумией, с которой его сравнивали и в более благополучные годы. Белый и вовсе уехал, но позже, после мучительных сомнений, вернулся в СССР – писать мемуары. Прожил он еще десяток лет, репрессиям не подвергался, но был просто вычеркнут из литературной жизни. Никаких особенных поэтических достижений советский период творчества Белого не принес – только болезненная, изломанная художественная и мемуарная проза.
Волошин, который как поэт никогда не поднимался выше второго ряда, принципиально оставался жить в своем коктебельском доме, сколько бы властей над ним ни сменялось. Мужество и личная порядочность этого человека были неизмеримо выше его поэтических талантов. Самые яркие свои стихи он написал во время гражданской войны.
Брюсов, с восторгом схватившийся за возможность государственного управления стихами, рьяно принялся за дело, но умер уже в 1924 году, успев, однако, погоревать в рифму о смерти Владимира Ильича. Его «советские» стихи несносны.
Михаил Кузмин, всегда равнодушно, если не сказать легкомысленно относившийся к политическим треволнениям, успел умереть в аккурат перед разгаром репрессий, в 1936 году. Трудно сомневаться, что в противном случае он, со своими аполитичными стихами и личными слабостями, окончил бы жизнь на лесоповале. На его стихи советская власть, как ни странно, почти не повлияла, Михаил Алексеевич жил, казалось, в совершенно ином мире, где не было всей этой идеологической мишуры. Разумеется, печататься в последние свои годы он не мог.
Старые поэты в эмиграции
Что же произошло с теми «стариками», которые приняли решение покинуть страну?
Вячеслав Иванов в 1924 году обосновался в любезной ему сердцу Италии, где вдали от эмигрантских дрязг прожил еще четверть века. Стихи он писал прекрасные по форме, но пленяющие далеко не каждого читателя. Эмиграция, пожалуй, лишь придала дополнительного италийского благозвучия его холодным, как древний мрамор, стихам.
Мережковский и Гиппиус приехали из России в парижскую квартиру, которую сняли еще до войны. Эта квартира стала одним из центров эмигрантской литературной жизни – всегда беспокойные, амбициозные, самоуверенные, Мережковские обладали даром притягивать к себе интересных людей. Им удалось воссоздать в эмигрантском Париже атмосферу довоенного Петербурга – маленький неоцененный подвиг. Что до собственно поэзии обоих, то она мало изменилась, так и оставшись, увы, крепким вторым сортом.
Бальмонт, который был выслан из России еще в период первой революции, строго говоря, и не эмигрировал, так как не успел толком снова обосноваться на родине. Его писания к этому моменту уже выглядели ярко выраженной творческой деградацией, которая с годами лишь усиливалась по причинам алкогольно-возрастным, но никак не эмигрантски-политическим.
Иван Бунин писал прекрасные стихи в России и не отступил от этой привычки и в Париже.
Поэтическая молодежь
В общем, трагических поворотов в судьбах поэтов старшего поколения революция не устроила, хотя, безусловно, ускорила смерть как минимум Блока и Сологуба. Куда жестче она обошлась с молодыми людьми 1880–90-х годов рождения, которые, собственно, и определяли лицо русской поэзии вплоть до 60-х годов XX века. И ключевой фигурой в этой ситуации стал основатель акмеизма, самонадеянный мэтр, автор прекрасных статей, а попутно нескольких интересных и тонны никуда не годных стихов, Николай Гумилев.
Как и Брюсов в Москве, Гумилев в Петербурге с готовностью ухватился за новые возможности, предоставленные Советской властью. Революция застигла его в Европе, но он добровольно помчался в Россию – навстречу усиливавшемуся потоку беженцев. В Петербурге Гумилев возобновил деятельность основанного еще во время войны Цеха поэтов, возглавил (отодвинув самого Блока) новоорганизованный Союз поэтов, читал лекции, вел бесконечные занятия – словом, был человеком, вокруг которого так или иначе вращалась вся поэтическая жизнь. Об эмиграции, несмотря на голод, думали лишь немногие из «цеховой» молодежи. В Петербурге интереснее, полагали они. Что ж, особенно интересный оборот дело приняло после неожиданного расстрела Гумилева в августе 1921 года. По сути, именно это преступление положило начало феномену русской эмигрантской поэзии. Практически все лучшие ученики и просто друзья Гумилева вскоре оказались за пределами России.
Молодежь в России
Посмотрим же, как складывались судьбы двадцати-тридцатилетних поэтов. Крупнейшие фигуры из оставшихся на родине: Пастернак, Маяковский, Хлебников, Ахматова, Есенин, Нарбут, Мандельштам. Уехали Ходасевич, Цветаева, Г. Иванов, Адамович.
Анна Ахматова идеологически обосновала свое присутствие на родине: «Не с теми я, кто бросил землю...», и с тех пор эти строки гордо цитируются теми, кто не захотел или, чаще, не смог эмигрировать. Коммунистическая власть тяжело повлияла на талантливую поэтессу. Ей пришлось написать немало чисто советских стихов: изредка, как во время войны, по зову сердца, чаще – по необходимости. Собственный стиль Ахматовой также «советизировался», даже бесстрашный «Реквием», если отвлечься от тематики, далек от лучших образцов русской поэзии. И совершенно прав был товарищ Жданов, говоря о том, что Ахматова «мечется между будуаром и молельней» – другой вопрос, что хамский тон выступлений товарища Жданова и последовавшие оргвыводы не вполне укладываются в рамки приличного литературоведения. Да, на фоне бесконечных иосифов уткиных Ахматова выглядела великим поэтом. Но не более того.
Велимир Хлебников умер в 1922 году от голода.
Сергей Есенин уехал было из России, потом вернулся. Итог известен. Конечно, на его стихи советская власть всерьез повлиять не успела.
Чего не сказать о Маяковском. Разрываясь между Парижем и Москвой, он строгал бесконечные поэмы-агитки, напрочь убив в себе тот маленький талант, который у него, возможно, все-таки был. Итог, опять же, известен.
Осип Мандельштам. Один из самых невероятных русских поэтов. Кажется, ему было все равно, в каких условиях писать свои гениальные стихи. Наверно, русской поэзии даже повезло, что этого человека вынудили жить буквально в аду, ведь иначе не было бы, к примеру, «Воронежских тетрадей». Но я не верю, что в более человеческих условиях Мандельштам стал бы писать хуже. А цена за эти и другие стихи оказалась для поэта максимальной: постоянные гонения, аресты и гибель в пересыльном лагере.
Тем не менее самой трагической фигурой из оставшихся в России стал, быть может, Борис Пастернак. Не имея хоть сколько-нибудь значительного дара, он оказался вознесен на головокружительную высоту «первого поэта советской эпохи», а потом низвергнут после «Доктора Живаго». Блаженно-болтливый поток стихов Пастернака прерывался лишь потоком таких же переводов, но никак не творившимся вокруг него событиями. Пастернак никогда бы не мог сказать, что «после Аушвица нельзя писать музыку». Он умел закрывать глаза на что угодно, пока это было удобно ему. Что ж, это тоже дар, в тех условиях вполне заменявший поэтический, но тем больнее ударила по Пастернаку немилость Хрущева. Жить в опале Борис Леонидович не умел, потому и умер.
Молодежь в эмиграции
Обратимся к уехавшим. Хотя их судьбы сложились по-разному, все они за рубежом заметно выросли как поэты, и именно их эмигрантские стихи стали жемчужинами русской поэзии.
Великолепный Владислав Ходасевич, совесть и сердце русской поэзии 1920-30-х гг. жил трудно, бедно, под конец жизни порой мечтал о возвращении на родину. Пережил и триумф «Европейской ночи», и молчаливый закат собственного дара.
Цветаева не прижилась в эмиграции, как не приживалась никогда и нигде. Но за рубежом ей стало особенно плохо: всеми отверженная, не имеющая читателей, она писала зачастую «в стол»: ошибочно думать, будто в зарубежной нашей поэзии не существовало блата и негласной цензуры, а Марина Ивановна не проходила ни по одному из этих параметров. И все же эмиграция продлила ее жизнь: Цветаева, в отличие от своего романтического друга Пастернака, не смогла бы промолчать в 1937-м году – конечно, если бы дожила до него, ведь многих взяли и раньше. И в конце концов советская система, пусть и без участия карательных органов, все-таки расправилась с поэтом.
Изящные «Жоржики», Адамович и Иванов, «птенцы гнезда гумилевского», как поэты оставили своего учителя далеко позади. Адамович стал в эмиграции замечательным эссеистом, видным организатором, воспитателем молодых стихотворцев. Он был невероятно строг сам к себе, опубликовал не более полутора сотен стихов, и некоторые из них – прекрасны. Георгий Викторович прожил в эмиграции долгую и относительно спокойную жизнь. Пожалуй, это единственный эмигрировавший поэт, которого можно представить себе более-менее сносно существовавшим и в сталинском СССР.
Георгий Иванов, по моему убеждению, – единственный поэт в XX веке, чье имя можно поставить рядом с именем Мандельштама. Начав в России прекрасными, но неинтересными стихами, за рубежом он постепенно развил свой талант до той точки, за которой только смерть. И умер в 1958 году, едва успев собрать свою последнюю книгу «Стихи 1943–1958», книгу о жизни и смерти, наполненную райскими звуками и адской сутью. Невозможно представить себе это написанным в СССР. Даже гордившаяся собственной независимостью и тонким вкусом Ахматова в штыки приняла поздние стихи Иванова, назвав их невыносимо пошлыми. Хотя этот эпитет куда лучше подходит к ее собственному старческому кокетству...
* * *
Я далек от мысли идеализировать литературную эмиграцию. И там гибли поэты – в 30-х годах прошла целая волна самоубийств, чего стоит одна только гибель Поплавского. Но поэзию, это нелепое искусство говорить ритмично и в рифму, за то и любят, что она по каким-то необъяснимым причинам не терпит фальши и компромиссов. В СССР же без этого было просто невозможно существовать: единственный дерзнувший, Мандельштам, подвергся показательной травле, а затем и физическому уничтожению. Остальным пришлось платить по счетам: делить стихи на «настоящие» и «печатные», осваивать технику «социалистического реализма», изворачиваться, тоннами переводить никому не нужных вьетнамцев и чилийцев... Все это не проходит бесследно. И низкий поклон тем, кто осмелился услышать «утешно звавший голос» и не «замкнуть слух». Конечно, они спасали свои шкуры. Но – пусть во вторую очередь, пусть заодно – и русскую поэзию тоже.
Произведения великих русских писателей поражают фантазию своей законченностью и продуманностью.В произведениях присутствует отличный сюжет, затягивающий, словно воронка в себя читателя и не отпускающий в привычную реальность до конца книги.
У каждого героя был свой индивидуальный характер, темперамент и характерная манера поведения. На страницах книг герои произведений оживали и начинали, казалось бы, самостоятельную жизнь полную непредсказуемости и приключений. Не скупились писатели и на детали, позволяющие во всех мелочах представить себе картину того места где разворачивались события.
Большинство произведений русских писателей отвечали интеллектуальным потребностям народа на момент их написания, но были и ситуации, когда шедевр не воспринимался из-за того, что опережал время и события. Искусство пера приобрело особое значение, благодаря возможности выражения своего личного отношения ко многим проблемам в обществе через завуалированные послания в произведениях.
Государство всегда старалось оградить народ от нежелательной литературы, понимая насколько мощным инструментом является литературное произведение, и осознавая возможности влияния на простых людей для создания у них революционных настроений. Во времена Советского Союза давление на интеллигенцию приобрело особый размах. В стране было всего одно официальное направление искусства в живописи, поэзии, литературе, скульптуре — соцреализм, выражающие идеологические ценности коммунистической власти. Писателям не разрешалось писать в другом стиле и критиковать власть. За нарушения этих правил к применялись меры негативного воздействия.
На произведениях великих русских писателей выросло много поколений. Произведения воспитывают в человеке все лучшие качества и учат нас своей мудрости на примерах жизней героев. Постоянные попытки оказывать влияние на литературу не испугали . Будучи очень храбрыми и волевыми людьми они продолжали писать свои бессмертные произведения, показывая крепость воли русского человека и её несокрушимость даже под угрозой смерти.
В этом сборнике повестей на темы украинского фольклора, якобы пересказанных со слов старого казака, писатель в сказочном и фантастическом стиле описывает пришлое и настоящее украинских крестьян, их быт и предрассудки, не забывая и о социальных противоречиях; молодость - сборники повестей "Миргород" и "Арабески" объединяют произведения на различные темы и в разных жанрах.
Будущий революционер, общественный и литературный деятель появился на свет 12.07.1828г. в семье Саратовского священника, человека весьма образованного и порядочного. Именно он да еще бабушка стали первыми учителями мальчика.
Отец научил его любить книги, занимался с ним латинским и греческим языками, а бабушка питала воображение ребенка историями и легендами о прошлом.
И хотя дома текла размеренная, спокойная жизнь со своими обособленными интересами, связанными с церковью, маленький Николай уже начинал понимать, что за пределами их двора идет какая-то другая жизнь: он видел волжских бурлаков, наблюдал их тяжелое безрадостное существование, видел, как мимо их дома гнали ссыльных крепостных, взбунтовавшихся против жестоких помещиков, слышал о публичных экзекуциях солдат в саратовском пехотном полку.
Каждый народ имеет свои вековые традиции и обычаи, являющиеся не только основополагающими чертами, определяющими весь образ мыслей, стиль жизни и само будущее того или иного народа, но и главным связующим мостом между многими поколениями.
Сколько стран и народов - столько и различных обрядов, обычаев, которые отличаются идейной направленностью, своего рода философией, смысловым и эмоциональным содержанием. У русского народа существует множество традиций, которые насчитывают не одну сотню лет.
Свадьба - очень важный момент в жизни человека. Это ритуал, важное событие и праздник. Она является началом новой семейной жизни двух людей. Конечно, обряды и обычаи, характерные для предсвадебного периода, а так же самой свадьбы, не всегда были одинаковыми.
Постепенно идя из глубины веков, эти обряды и обычаи трансформировались, некоторые из них и вовсе исчезли. То есть, они не представлены в современной культуре или же сохранились как отголоски тех далёких времён.
Видит теперь все ясно текущее поколение, дивится заблужденьям, смеется над неразумием своих предков, не зря, что небесным огнем исчерчена сия летопись, что кричит в ней каждая буква, что отовсюду устремлен пронзительный перст на него же, на него, на текущее поколение; но смеется текущее поколение и самонадеянно, гордо начинает ряд новых заблуждений, над которыми также потом посмеются потомки. "Мертвые души"
В сердцах простых чувство красоты и величия природы сильнее, живее во сто крат, чем в нас, восторженных рассказчиках на словах и на бумаге. "Герой нашего времени"
И всюду звук, и всюду свет,
И всем мирам одно начало,
И ничего в природе нет,
Что бы любовью не дышало.
Но мне другие — не пример,
И мой устав — простой и строгий.
Мой стих — мальчишка-пионер,
Легко одетый, голоногий.
1926
"На дне"
"Взвихренная Русь"
Михаил Андреевич Осоргин (Ильин) (1878 - 1942)
Как странно /…/ Сколько есть веселых и бодрых книг, сколько блестящих и остроумных философских истин,- но нет ничего утешительнее Экклезиаста.
"Поэзия слова"
МБОУ «Погромская средняя общеобразовательная школа имени А.Д.Бондаренко» Волоконовского района Белгородской области
Итоговый тест по литературе
за курс 10 класса
подготовила
учитель русского языка и литературы
Морозова Алла Станиславовна
с. Погромец
2012
Пояснительная записка
Тесты по литературе за курс 10 класса позволяют определить уровень знаний учащихся произведений, изученных в 10 классе. Работа содержит вопросы о жизни и творчестве писателей и поэтов, вопросы на знание текста, на знание героев изученных произведений..
К каждому вопросу даётся четыре варианта ответа.
Представленные тесты можно использовать на заключительном уроке литературы.
Критерии оценивания:
«5» — 90 – 100 %
«4» — 70 – 89 % от общего количества вопросов,
«3» — 50 – 69 % от общего количества вопросов,
«2» — менее 50 % от общего количества вопросов.
I вариант
1. Какое литературное направление господствовало в литературе второй половины XIX в.?
а) романтизм
б) классицизм
в) сентиментализм
г) реализм
2. Укажите основоположников «натуральной школы».
а) В. Г. Белинский и И. С. Тургенев
б) А. С. Пушкин и Н. В. Гоголь
в) М. Ю. Лермонтов и Ф. И. Тютчев
г) В. Г. Белинский и Н. В. Гоголь
3. Кого из русских писателей называли «Колумбом Замоскворечья»?
а) И. С. Тургенева
б) А. Н. Островского
в) JI . Н. Толстого
г) Ф. М. Достоевского
4. Статья Н. А. Добролюбова «Когда же придет настоящий день?» посвящена роману И. С. Тургенева:
а) «Отцы и дети»
б) « Накануне»
в) «Дворянское гнездо»
г) «Рудин»
5. Героиню пьесы Островского «Гроза», Кабаниху, звали:
а ) Анна Петровна
б) Марфа Игнатьевна
в) Катерина Львовна
г ) Анастасия Семеновна
6. Укажите, какой художественный прием использует А. А. Фет в выделенных словосочетаниях.
Снова птицы летят издалека
К берегам, расторгающим лед,
Солнце теплое ходит высоко
И душистого ландыша ждет.
а ) олицетворение
б) инверсия
в) эпитет
г ) аллегория
7. Герой какого произведения при рождении был обещан Богу, «много раз погибал и не погиб»?
а) JI . Н. Толстой «Война и мир», князь Андрей
б) А. Н. Островский «Гроза», Катерина Кабанова
в) И. С. Тургенев «Отцы и дети», Базаров
г ) Н. С. Лесков «Очарованный странник», Иван Северьянович Флягин
8. В каком произведении русской литературы второй половины XIX в. появляется герой-нигилист?
а) А. Н. Островский «Лес»
б) И. С. Тургенев «Отцы и дети»
в ) Ф. М. Достоевский «Преступление и наказание»
г) И. А. Гончаров «Обломов»
9. Назовите основной конфликт в романе И. С. Тургенева «Отцы и дети».
а ) столкновение либерально-консервативных и демократических идей (Павел Петрович — Базаров)
б) конфликт между аристократкой Одинцовой и плебеем Базаровым (любовный конфликт)
в ) конфликт между старшим и младшим поколениями (родители Базарова — Базаров)
г) внутренний конфликт в душе главного героя Базарова (несоответствие целей и возможностей)
10. Катерина Измайлова — это героиня:
а) очерка Н. С. Лескова «Леди Макбет Мценского уезда»
б) пьесы А. Н. Островского «Бесприданница»
в) романа Ф. М. Достоевского «Идиот»
г ) романа И. А. Гончарова «Обыкновенная история»
а) А. Н. Островский
б) Ф. М. Достоевский
в) М. Е. Салтыков-Щедрин
г) Л. Н. Толстой
12. Кто из героев романа «Война и мир» предложил М. Кутузову план партизанской войны?
а ) Ф. Долохов
б) В. Денисов
в ) А. Волконский
г ) Б. Друбецкой
13. Какому герою «Войны и мира» принадлежит высказывание «Шахматы расставлены. Игра начнется завтра»?
а) князю Андрею
б) императору Александру I
в ) Наполеону
г) М. И. Кутузову
14. Какого героя романа «Преступление и наказание» Д. Разумихин характеризует следующими словами: «Угрюм, мрачен, надменен и горд…»?
а) Порфирия Петровича
б) Зосимова
в ) Раскольникова
г) Свидригайлова
И, как предчувствие сходящих бурь,
Порывистый и ясный ветр порою,
Ущерб, изнеможенье, — и на всем
Та кроткая улыбка увяданья,
Что в существе разумном мы зовем
Божественной стыдливостью страданья.
а) А. К. Толстой
б) А. А. Фет
в ) Н. А. Некрасов
г) Ф. И. Тютчев
16. Укажите писателей второй половины XIX в., в названии произведений которых есть противопоставление (имеются в виду произведения, изученные в школьном курсе).
а) А. Н. Островский, И. С. Тургенев, М. Е. Салтыков-Щедрин
б) И. С. Тургенев, Ф. М. Достоевский, JI . Н. Толстой
в) И. А. Гончаров, Ф. М. Достоевский, А. П. Чехов
г) JI . Н. Толстой, Н. С. Лесков, И. С. Тургенев
17. В творчестве какого поэта впервые была применена импрессионистическая манера изображения?
а) Н. А. Некрасов
б) Ф. И. Тютчев
в) А. А. Фет
г) А. К. Толстой
а) А. Н. Островский «Бешеные деньги»
в) JI . Н. Толстой «Живой труп»
г) Н. С. Лесков «Леди Макбет Мценского уезда»
19. Определите, из какого произведения взят следующий отрывок.
Какое бы страстное, грешное, бунтующее сердце ни скрылось в могиле, цветы, растущие на ней, безмятежно глядят на нас своими невинными глазами: не об одном вечном спокойствии говорят нам они, о том великом спокойствии «равнодушной» природы; они говорят также о вечном примирении и о жизни бесконечной…
а) JI . Н. Толстой «Севастопольские рассказы»
б) Ф. М. Достоевский «Преступление и наказание»
в ) И. А. Гончаров «Обломов»
г ) И. С. Тургенев «Отцы и дети»
20. Укажите имя критика, который определил особенности психологизма
JI . Н. Толстого как «диалектику души».
а) Н. Г. Чернышевский
б) Н. А. Добролюбов
в) А. И. Герцен
г) Н. Н. Страхов
21. Какой художественный прием использовал автор в данном произведении?
Блажен незлобивый поэт,
В ком мало желчи, много чувства:
Ему так искренен привет
Друзей спокойного искусства…
Но нет пощады у судьбы
Тому, чей благородный гений
Стал обличителем толпы,
Ее страстей и заблуждений.
а ) аллегория
б) антитеза
в ) метафора
г ) гипербола
22. Назовите основные критерии оценки личности в романе JI . Н. Толстого «Война и мир».
а ) гордость и самолюбие
б) благородство и доброта
в ) естественность и нравственность
г ) щедрость и мужество
II вариант
1. Кто из русских писателей был осужден на каторжные работы?
а) М. Е. Салтыков-Щедрин
б) Ф. М. Достоевский
в ) А. И. Герцен
г) Н. А. Некрасов
2. Какой литературный тип изображен в образе Дикого (А. Н. Островский «Гроза»)?
а ) тип «маленького человека»
б) тип «лишнего человека»
в ) самодур
г ) романтический герой
а) И. А. Гончаров
б) Н. А. Некрасов
в ) М. Е. Салтыков-Щедрин
г) А. П. Чехов
4. Какая пьеса не принадлежит перу А. Н. Островского?
а) «Лес»
б) «Волки и овцы»
в ) «Не в свои сани не садись»
г) «Месяц в деревне»
Еду ли ночью по улице темной,
Бури заслушаюсь в пасмурный день, —
Друг беззащитный, больной и бездомный,
Вдруг предо мной промелькнет твоя тень!
а) Ф. И. Тютчев
б) А. А. Фет
в ) Н. А. Некрасов
г) И. С. Тургенев
6. Укажите, какую позицию занимает в романе-эпопее «Война и мир» автор.
а ) участник происходящих событий
б) человек, глубоко переживающий и комментирующий описываемые события
в ) бесстрастный наблюдатель
г ) повествователь, прерывающий рассказ, чтобы поведать читателю о себе
7. Укажите название полка, в котором служил Николай Ростов.
JI . Н. Толстой «Война и мир»
а ) Преображенский
б) Павлоградский
в ) Измайловский
г ) Семеновский
8. Какой род литературы стал господствующим во второй половине XIX в.?
а ) лирика
б) драма
в ) эпос
г ) лиро-эпика
9. Укажите, с чем связаны изменения в характере Д. И. Старцева
(А. П. Чехов «Ионыч»).
а) влияние его невесты
б) воздействие родителей Д. И. Старцева
в ) влияние среды
г ) профессия врача
10. Укажите, к какому литературному направлению следует отнести роман-эпопею JI . Н. Толстого «Война и мир».
а ) романтизм
б) сентиментализм
в ) классицизм
г ) реализм
11. Укажите произведение А. П. Чехова, которое является лирической комедией.
а ) «Человек в футляре»
б) «Чайка»
в ) «Медведь»
г ) «Дама с собачкой»
12. Укажите, кому из русских писателей принадлежит высказывание «Нет величия там, где нет простоты, добра и правды».
а) М. Е. Салтыков-Щедрин
б) JI . Н. Толстой
в ) Ф. М. Достоевский
г) А. П. Чехов
13. Укажите, где происходит основное действие романа И. А. Гончарова «Обломов».
а ) Петербург
б) Москва
в) город NN
г) тульское имение И. И. Обломова
14. Героем какого произведения А. Н. Островского является Несчастливцев?
а ) «Волки и овцы»
б) «Не в свои сани не садись»
в ) «Гроза»
г ) «Лес»
15. Кому посвящены следующие строки?
Его преследуют хулы:
Он ловит звуки одобренъя
Не в сладком ропоте хвалы,
А в диких криках озлобленья…
а) Н. Г. Чернышевский
б) В. Г. Белинский
в ) Н. В. Гоголь
г) А. С. Пушкин
16. Кого из героев романа «Преступление и наказание» тревожат сновидения?
а ) Лебезятников
б) Соня
в) Лужин
г ) Свидригайлов
17. Какому персонажу чеховского рассказа принадлежит следующая реплика?
Малороссийский язык своею нежностью и приятною звучностью напоминает древнегреческий.
а) Беликов («Человек в футляре»)
б) Иван Петрович Туркин («Ионыч»)
в) надзиратель Очумелов («Хамелеон»)
г) Ипполит Ипполитыч («Учитель словесности»)
18. Почему А. П. Чехов назвал свою пьесу «Вишневый сад» комедией?
а ) забавный сюжет
б) комичный финал
в ) фарсовые ситуации
г ) претензии персонажей противоречат их возможностям
19. Укажите, кому из русских писателей принадлежат слова «Умом Россию не понять, аршином общим не измерить…».
а ) А. К. Толстой
б) А. С. Пушкин
в ) А. А. Фет
г) Ф. И. Тютчев
20. Укажите, кто из русских писателей является автором романа «Накануне».
а) И. С. Тургенев
б) JI . Н. Толстой
в ) Ф. М. Достоевский
г) А. К. Толстой
21. Укажите, кто из русских писателей принимал участие в обороне Севастополя.
а ) Ф. М. Достоевский
б) Ф. И. Тютчев
в ) JI . II. Толстой
г ) И. Л. Гончаров
22. Укажите, кому из русских поэтов принадлежат слова «Поэтом можешь ты не быть, но гражданином быть обязан».
а ) А. А. Фет
б) Н. А. Некрасов
в) Ф. И. Тютчев
г) А. К. Толстой
Ответы
II вариант | |
1 — г 2 — г 3 — б 4 — б 5 — б 6 — в 7 — г 8 — б 9 — а 10 — а 11 — в 12 — б 13 — в 14 — в 15 — г 16 — б 17 — в 18 — б 19 — г 20 — а 21 — б 22 — в | 1 — б 2 — в 3 — в 4 — г 5 — в 6 — б 7 — б 8 — в 9 — в 10 — г 11 — б 12 — б 13 — а 14 — г 15 — в 16 — г 17 — а 18 — г 19 — г 20 — а 21 — в 22 — б |
Список использованной литературы
1. Алиева Л.Ю. Тесты по литературе/ Л.Ю.Алиева, — М.: Айрис-пресс, 2004
2. Золотарёва И.В., Егорова Н.В. Универсальные поурочные разработки по литературе: 11 класс, — Москва «ВАКО», 2009
3. Щербина, И.В. Тесты на уроках литературы.10-11 кл.: методическое пособие/ И.В.Щербинина, — М.: Дрофа, 2008