Макияж. Уход за волосами. Уход за кожей

Макияж. Уход за волосами. Уход за кожей

» » Писатели. Биографии русских писателей

Писатели. Биографии русских писателей

Как ни крути, но некоторый отрицательный оттенок в словах «эмигрант», «эмиграция» до сих пор слышится даже вполне нейтральным, неангажированным людям. Признаюсь, что к самой идее политической, а тем паче экономической эмиграции лично я отношусь, мягко говоря, настороженно, а к эмигрантам, даже лучшим из них – не без некоторого скепсиса. По большому счету это люди, которые поехали в готовое общество вместо того, чтобы в меру сил строить свое, родное.

Но есть один случай, когда эмиграция не только оправдана, но и является, по сути, гражданским долгом человека. Это отъезд художника из страны, где невозможно свободно творить. Разумеется, я имею в виду сейчас так называемую «первую волну эмиграции», когда примерно половина поэтов, писателей, художников покинула Россию, по большей части навсегда. В каком-то смысле эти люди спасли русскую культуру, которая на русской почве была растоптана ленинской, сталинской и постсталинской цензурой, растоптана до такой степени, что и сейчас эхо советского наследия кричит со страниц «Нашего современника»: «Мы живы! Не задушишь, не убьешь!» Не больно-то и хотелось. Культура создана не для убийств, что бы ни думали по этому поводу бессмертные Куняевы.

Самое время оговориться, что многие оценки могут показаться читателю излишне резкими. Прошу помнить, что это личное мнение – хоть и квалифицированное, но не претендующее на истину в конечной инстанции.

До революции

Поговорим о ситуации, сложившейся в русской поэзии к тому моменту, когда перед поэтами встал вопрос: уезжать или оставаться. Развал символизма как доминирующей художественной идеологии вызвал к жизни множество поэтических групп. Крупнейшие из них известны по школьному курсу: футуристы всех мастей (Хлебников, Маяковский, Бурлюки, Лившиц, Крученых, Северянин, Пастернак...), акмеисты и «цеховики» (Гумилев, Мандельштам, Адамович, Ахматова, Г. Иванов), имажинисты (Есенин и собутыльники). Многие поэты демонстративно держались в стороне от группировок, имея при этом свой ярко выраженный почерк, самыми интересными из этих одиночек были Кузмин, Ходасевич, Цветаева. Но в какой-то степени все это воспринималось как «молодежная поэзия», независимо от возраста авторов. В обыденном же читательском сознании доминировали, конечно, все еще символисты (Вяч. Иванов, Мережковские, Сологуб, Бальмонт, Блок, Белый), а также поэты, которых условно можно назвать тридиционалистами (единственным большим автором в этой группе оказался аристократ Бунин).

Всем этим и многим другим людям предстояло сделать свой выбор – уезжать или оставаться. Проследим же самые интересные судьбы.

Старые поэты в России

Разумеется, на сложившегося поэта, человека в возрасте, даже самые серьезные бытовые передряги влияют меньше, чем на юношу: трудно ждать коренной ломки установившихся стиля и манеры письма только из-за того, что какая-то матросня обосновалась в Смольном дворце. Большинство поэтов старшего поколения сочли за благо уехать – но не всем это удалось. Из известных поэтов, которым к моменту революции было как минимум под сорок, в России остались лишь Брюсов, Белый, Блок, Сологуб, Кузмин и Волошин. При этом точно известно, что и Блок, и Сологуб также собирались покинуть Россию, ходатайствовали об этом: первому помешали запреты и ранняя смерть, второму – гибель жены: после этой трагедии он отказался от отъезда и, окаменевший от горя, остался доживать последние годы живой мумией, с которой его сравнивали и в более благополучные годы. Белый и вовсе уехал, но позже, после мучительных сомнений, вернулся в СССР – писать мемуары. Прожил он еще десяток лет, репрессиям не подвергался, но был просто вычеркнут из литературной жизни. Никаких особенных поэтических достижений советский период творчества Белого не принес – только болезненная, изломанная художественная и мемуарная проза.

Волошин, который как поэт никогда не поднимался выше второго ряда, принципиально оставался жить в своем коктебельском доме, сколько бы властей над ним ни сменялось. Мужество и личная порядочность этого человека были неизмеримо выше его поэтических талантов. Самые яркие свои стихи он написал во время гражданской войны.

Брюсов, с восторгом схватившийся за возможность государственного управления стихами, рьяно принялся за дело, но умер уже в 1924 году, успев, однако, погоревать в рифму о смерти Владимира Ильича. Его «советские» стихи несносны.

Михаил Кузмин, всегда равнодушно, если не сказать легкомысленно относившийся к политическим треволнениям, успел умереть в аккурат перед разгаром репрессий, в 1936 году. Трудно сомневаться, что в противном случае он, со своими аполитичными стихами и личными слабостями, окончил бы жизнь на лесоповале. На его стихи советская власть, как ни странно, почти не повлияла, Михаил Алексеевич жил, казалось, в совершенно ином мире, где не было всей этой идеологической мишуры. Разумеется, печататься в последние свои годы он не мог.

Старые поэты в эмиграции

Что же произошло с теми «стариками», которые приняли решение покинуть страну?

Вячеслав Иванов в 1924 году обосновался в любезной ему сердцу Италии, где вдали от эмигрантских дрязг прожил еще четверть века. Стихи он писал прекрасные по форме, но пленяющие далеко не каждого читателя. Эмиграция, пожалуй, лишь придала дополнительного италийского благозвучия его холодным, как древний мрамор, стихам.

Мережковский и Гиппиус приехали из России в парижскую квартиру, которую сняли еще до войны. Эта квартира стала одним из центров эмигрантской литературной жизни – всегда беспокойные, амбициозные, самоуверенные, Мережковские обладали даром притягивать к себе интересных людей. Им удалось воссоздать в эмигрантском Париже атмосферу довоенного Петербурга – маленький неоцененный подвиг. Что до собственно поэзии обоих, то она мало изменилась, так и оставшись, увы, крепким вторым сортом.

Бальмонт, который был выслан из России еще в период первой революции, строго говоря, и не эмигрировал, так как не успел толком снова обосноваться на родине. Его писания к этому моменту уже выглядели ярко выраженной творческой деградацией, которая с годами лишь усиливалась по причинам алкогольно-возрастным, но никак не эмигрантски-политическим.

Иван Бунин писал прекрасные стихи в России и не отступил от этой привычки и в Париже.

Поэтическая молодежь

В общем, трагических поворотов в судьбах поэтов старшего поколения революция не устроила, хотя, безусловно, ускорила смерть как минимум Блока и Сологуба. Куда жестче она обошлась с молодыми людьми 1880–90-х годов рождения, которые, собственно, и определяли лицо русской поэзии вплоть до 60-х годов XX века. И ключевой фигурой в этой ситуации стал основатель акмеизма, самонадеянный мэтр, автор прекрасных статей, а попутно нескольких интересных и тонны никуда не годных стихов, Николай Гумилев.

Как и Брюсов в Москве, Гумилев в Петербурге с готовностью ухватился за новые возможности, предоставленные Советской властью. Революция застигла его в Европе, но он добровольно помчался в Россию – навстречу усиливавшемуся потоку беженцев. В Петербурге Гумилев возобновил деятельность основанного еще во время войны Цеха поэтов, возглавил (отодвинув самого Блока) новоорганизованный Союз поэтов, читал лекции, вел бесконечные занятия – словом, был человеком, вокруг которого так или иначе вращалась вся поэтическая жизнь. Об эмиграции, несмотря на голод, думали лишь немногие из «цеховой» молодежи. В Петербурге интереснее, полагали они. Что ж, особенно интересный оборот дело приняло после неожиданного расстрела Гумилева в августе 1921 года. По сути, именно это преступление положило начало феномену русской эмигрантской поэзии. Практически все лучшие ученики и просто друзья Гумилева вскоре оказались за пределами России.

Молодежь в России

Посмотрим же, как складывались судьбы двадцати-тридцатилетних поэтов. Крупнейшие фигуры из оставшихся на родине: Пастернак, Маяковский, Хлебников, Ахматова, Есенин, Нарбут, Мандельштам. Уехали Ходасевич, Цветаева, Г. Иванов, Адамович.

Анна Ахматова идеологически обосновала свое присутствие на родине: «Не с теми я, кто бросил землю...», и с тех пор эти строки гордо цитируются теми, кто не захотел или, чаще, не смог эмигрировать. Коммунистическая власть тяжело повлияла на талантливую поэтессу. Ей пришлось написать немало чисто советских стихов: изредка, как во время войны, по зову сердца, чаще – по необходимости. Собственный стиль Ахматовой также «советизировался», даже бесстрашный «Реквием», если отвлечься от тематики, далек от лучших образцов русской поэзии. И совершенно прав был товарищ Жданов, говоря о том, что Ахматова «мечется между будуаром и молельней» – другой вопрос, что хамский тон выступлений товарища Жданова и последовавшие оргвыводы не вполне укладываются в рамки приличного литературоведения. Да, на фоне бесконечных иосифов уткиных Ахматова выглядела великим поэтом. Но не более того.

Велимир Хлебников умер в 1922 году от голода.

Сергей Есенин уехал было из России, потом вернулся. Итог известен. Конечно, на его стихи советская власть всерьез повлиять не успела.

Чего не сказать о Маяковском. Разрываясь между Парижем и Москвой, он строгал бесконечные поэмы-агитки, напрочь убив в себе тот маленький талант, который у него, возможно, все-таки был. Итог, опять же, известен.

Осип Мандельштам. Один из самых невероятных русских поэтов. Кажется, ему было все равно, в каких условиях писать свои гениальные стихи. Наверно, русской поэзии даже повезло, что этого человека вынудили жить буквально в аду, ведь иначе не было бы, к примеру, «Воронежских тетрадей». Но я не верю, что в более человеческих условиях Мандельштам стал бы писать хуже. А цена за эти и другие стихи оказалась для поэта максимальной: постоянные гонения, аресты и гибель в пересыльном лагере.

Тем не менее самой трагической фигурой из оставшихся в России стал, быть может, Борис Пастернак. Не имея хоть сколько-нибудь значительного дара, он оказался вознесен на головокружительную высоту «первого поэта советской эпохи», а потом низвергнут после «Доктора Живаго». Блаженно-болтливый поток стихов Пастернака прерывался лишь потоком таких же переводов, но никак не творившимся вокруг него событиями. Пастернак никогда бы не мог сказать, что «после Аушвица нельзя писать музыку». Он умел закрывать глаза на что угодно, пока это было удобно ему. Что ж, это тоже дар, в тех условиях вполне заменявший поэтический, но тем больнее ударила по Пастернаку немилость Хрущева. Жить в опале Борис Леонидович не умел, потому и умер.

Молодежь в эмиграции

Обратимся к уехавшим. Хотя их судьбы сложились по-разному, все они за рубежом заметно выросли как поэты, и именно их эмигрантские стихи стали жемчужинами русской поэзии.

Великолепный Владислав Ходасевич, совесть и сердце русской поэзии 1920-30-х гг. жил трудно, бедно, под конец жизни порой мечтал о возвращении на родину. Пережил и триумф «Европейской ночи», и молчаливый закат собственного дара.

Цветаева не прижилась в эмиграции, как не приживалась никогда и нигде. Но за рубежом ей стало особенно плохо: всеми отверженная, не имеющая читателей, она писала зачастую «в стол»: ошибочно думать, будто в зарубежной нашей поэзии не существовало блата и негласной цензуры, а Марина Ивановна не проходила ни по одному из этих параметров. И все же эмиграция продлила ее жизнь: Цветаева, в отличие от своего романтического друга Пастернака, не смогла бы промолчать в 1937-м году – конечно, если бы дожила до него, ведь многих взяли и раньше. И в конце концов советская система, пусть и без участия карательных органов, все-таки расправилась с поэтом.

Изящные «Жоржики», Адамович и Иванов, «птенцы гнезда гумилевского», как поэты оставили своего учителя далеко позади. Адамович стал в эмиграции замечательным эссеистом, видным организатором, воспитателем молодых стихотворцев. Он был невероятно строг сам к себе, опубликовал не более полутора сотен стихов, и некоторые из них – прекрасны. Георгий Викторович прожил в эмиграции долгую и относительно спокойную жизнь. Пожалуй, это единственный эмигрировавший поэт, которого можно представить себе более-менее сносно существовавшим и в сталинском СССР.

Георгий Иванов, по моему убеждению, – единственный поэт в XX веке, чье имя можно поставить рядом с именем Мандельштама. Начав в России прекрасными, но неинтересными стихами, за рубежом он постепенно развил свой талант до той точки, за которой только смерть. И умер в 1958 году, едва успев собрать свою последнюю книгу «Стихи 1943–1958», книгу о жизни и смерти, наполненную райскими звуками и адской сутью. Невозможно представить себе это написанным в СССР. Даже гордившаяся собственной независимостью и тонким вкусом Ахматова в штыки приняла поздние стихи Иванова, назвав их невыносимо пошлыми. Хотя этот эпитет куда лучше подходит к ее собственному старческому кокетству...

* * *

Я далек от мысли идеализировать литературную эмиграцию. И там гибли поэты – в 30-х годах прошла целая волна самоубийств, чего стоит одна только гибель Поплавского. Но поэзию, это нелепое искусство говорить ритмично и в рифму, за то и любят, что она по каким-то необъяснимым причинам не терпит фальши и компромиссов. В СССР же без этого было просто невозможно существовать: единственный дерзнувший, Мандельштам, подвергся показательной травле, а затем и физическому уничтожению. Остальным пришлось платить по счетам: делить стихи на «настоящие» и «печатные», осваивать технику «социалистического реализма», изворачиваться, тоннами переводить никому не нужных вьетнамцев и чилийцев... Все это не проходит бесследно. И низкий поклон тем, кто осмелился услышать «утешно звавший голос» и не «замкнуть слух». Конечно, они спасали свои шкуры. Но – пусть во вторую очередь, пусть заодно – и русскую поэзию тоже.

Произведения великих русских писателей поражают фантазию своей законченностью и продуманностью.В произведениях присутствует отличный сюжет, затягивающий, словно воронка в себя читателя и не отпускающий в привычную реальность до конца книги.

У каждого героя был свой индивидуальный характер, темперамент и характерная манера поведения. На страницах книг герои произведений оживали и начинали, казалось бы, самостоятельную жизнь полную непредсказуемости и приключений. Не скупились писатели и на детали, позволяющие во всех мелочах представить себе картину того места где разворачивались события.

Большинство произведений русских писателей отвечали интеллектуальным потребностям народа на момент их написания, но были и ситуации, когда шедевр не воспринимался из-за того, что опережал время и события. Искусство пера приобрело особое значение, благодаря возможности выражения своего личного отношения ко многим проблемам в обществе через завуалированные послания в произведениях.

Государство всегда старалось оградить народ от нежелательной литературы, понимая насколько мощным инструментом является литературное произведение, и осознавая возможности влияния на простых людей для создания у них революционных настроений. Во времена Советского Союза давление на интеллигенцию приобрело особый размах. В стране было всего одно официальное направление искусства в живописи, поэзии, литературе, скульптуре — соцреализм, выражающие идеологические ценности коммунистической власти. Писателям не разрешалось писать в другом стиле и критиковать власть. За нарушения этих правил к применялись меры негативного воздействия.

На произведениях великих русских писателей выросло много поколений. Произведения воспитывают в человеке все лучшие качества и учат нас своей мудрости на примерах жизней героев. Постоянные попытки оказывать влияние на литературу не испугали . Будучи очень храбрыми и волевыми людьми они продолжали писать свои бессмертные произведения, показывая крепость воли русского человека и её несокрушимость даже под угрозой смерти.

В этом сборнике повестей на темы украинского фольклора, якобы пересказанных со слов старого казака, писатель в сказочном и фантастическом стиле описывает пришлое и настоящее украинских крестьян, их быт и предрассудки, не забывая и о социальных противоречиях; молодость - сборники повестей "Миргород" и "Арабески" объединяют произведения на различные темы и в разных жанрах.

Детство

Будущий революционер, общественный и литературный деятель появился на свет 12.07.1828г. в семье Саратовского священника, человека весьма образованного и порядочного. Именно он да еще бабушка стали первыми учителями мальчика.

Отец научил его любить книги, занимался с ним латинским и греческим языками, а бабушка питала воображение ребенка историями и легендами о прошлом.

И хотя дома текла размеренная, спокойная жизнь со своими обособленными интересами, связанными с церковью, маленький Николай уже начинал понимать, что за пределами их двора идет какая-то другая жизнь: он видел волжских бурлаков, наблюдал их тяжелое безрадостное существование, видел, как мимо их дома гнали ссыльных крепостных, взбунтовавшихся против жестоких помещиков, слышал о публичных экзекуциях солдат в саратовском пехотном полку.


Каждый народ имеет свои вековые традиции и обычаи, являющиеся не только основополагающими чертами, определяющими весь образ мыслей, стиль жизни и само будущее того или иного народа, но и главным связующим мостом между многими поколениями.

Сколько стран и народов - столько и различных обрядов, обычаев, которые отличаются идейной направленностью, своего рода философией, смысловым и эмоциональным содержанием. У русского народа существует множество традиций, которые насчитывают не одну сотню лет.

Свадьба - очень важный момент в жизни человека. Это ритуал, важное событие и праздник. Она является началом новой семейной жизни двух людей. Конечно, обряды и обычаи, характерные для предсвадебного периода, а так же самой свадьбы, не всегда были одинаковыми.

Постепенно идя из глубины веков, эти обряды и обычаи трансформировались, некоторые из них и вовсе исчезли. То есть, они не представлены в современной культуре или же сохранились как отголоски тех далёких времён.


Видит теперь все ясно текущее поколение, дивится заблужденьям, смеется над неразумием своих предков, не зря, что небесным огнем исчерчена сия летопись, что кричит в ней каждая буква, что отовсюду устремлен пронзительный перст на него же, на него, на текущее поколение; но смеется текущее поколение и самонадеянно, гордо начинает ряд новых заблуждений, над которыми также потом посмеются потомки. "Мертвые души"

Нестор Васильевич Кукольник (1809 - 1868)
К чему? Как будто вдохновенье
Полюбит заданный предмет!
Как будто истинный поэт
Продаст свое воображенье!
Я раб, поденщик, я торгаш!
Я должен, грешник, вам за злато,
За сребреник ничтожный ваш
Платить божественною платой!
"Импровизация I"


Литература — язык, выражающий всё, что страна думает, чего желает, что она знает и чего хочет и должна знать.


В сердцах простых чувство красоты и величия природы сильнее, живее во сто крат, чем в нас, восторженных рассказчиках на словах и на бумаге. "Герой нашего времени"



И всюду звук, и всюду свет,
И всем мирам одно начало,
И ничего в природе нет,
Что бы любовью не дышало.


Во дни сомнений, во дни тягостных раздумий о судьбах моей родины, — ты один мне поддержка и опора, о великий, могучий, правдивый и свободный русский язык! Не будь тебя — как не впасть в отчаяние при виде всего, что совершается дома? Но нельзя верить, чтобы такой язык не был дан великому народу!
Стихотворения в прозе, "Русский язык"



Так, заверша беспутный свой побег,
С нагих полей летит колючий снег,
Гонимый ранней, буйною метелью,
И, на лесной остановясь глуши,
Сбирается в серебряной тиши
Глубокой и холодною постелью.


Послушай: стыдно!
Пора вставать! Ты знаешь сам,
Какое время наступило;
В ком чувство долга не остыло,
Кто сердцем неподкупно прям,
В ком дарованье, сила, меткость,
Тому теперь не должно спать...
"Поэт и гражданин"



Неужели и тут не дадут и не позволят русскому организму развиться национально, своей органической силой, а непременно безлично, лакейски подражая Европе? Да куда же девать тогда русский-то организм? Понимают ли эти господа, что такое организм? Отрыв, «отщепенство» от своей страны приводит к ненависти, эти люди ненавидят Россию, так сказать, натурально, физически: за климат, за поля, за леса, за порядки, за освобождение мужика, за русскую историю, одним словом, за всё, за всё ненавидят.


Весна! выставляется первая рама -
И в комнату шум ворвался,
И благовест ближнего храма,
И говор народа, и стук колеса…


Ну, чего вы боитесь, скажите на милость! Каждая теперь травка, каждый цветок радуется, а мы прячемся, боимся, точно напасти какой! Гроза убьет! Не гроза это, а благодать! Да, благодать! У вас все гроза! Северное сияние загорится, любоваться бы надобно да дивиться премудрости: «с полночных стран встает заря»! А вы ужасаетесь да придумываете: к войне это или к мору. Комета ли идет, — не отвел бы глаз! Красота! Звезды-то уж пригляделись, все одни и те же, а это обновка; ну, смотрел бы да любовался! А вы боитесь и взглянуть-то на небо, дрожь вас берет! Изо всего-то вы себе пугал наделали. Эх, народ! "Гроза"


Нет более просветляющего, очищающего душу чувства, как то, которое ощущает человек при знакомстве с великим художественным произведением.


Мы знаем, что с заряженными ружьями надо обращаться осторожно. А не хотим знать того, что так же надо обращаться и со словом. Слово может и убить, и сделать зло хуже смерти.


Известна проделка американского журналиста, который, для поднятия подписки на свой журнал, стал печатать в других изданиях самые резкие, наглые на себя нападки от вымышленных лиц: одни печатно выставляли его мошенником и клятвопреступником, другие вором и убийцей, третьи развратником в колоссальных размерах. Он не скупился платить за такие дружеские рекламы, пока все не задумались - да видно же любопытный это и недюжинный человек, когда о нем все так кричат! - и стали раскупать его собственную газету.
"Жизнь через сто лет"

Николай Семенович Лесков (1831 - 1895)
Я… думаю, что я знаю русского человека в самую его глубь, и не ставлю себе этого ни в какую заслугу. Я не изучал народа по разговорам с петербургскими извозчиками, а я вырос в народе, на гостомельском выгоне, с казанком в руке, я спал с ним на росистой траве ночного, под тёплым овчинным тулупом, да на замашной панинской толчее за кругами пыльных замашек…


Между этими двумя столкнувшимися титанами – наукой и теологией – находится обалдевшая публика, быстро теряющая веру в бессмертие человека и в какое-либо божество, быстро спускающаяся до уровня чисто животного существования. Такова картина часа, освещенного сияющим полуденным солнцем христианской и научной эры!
"Разоблаченная Изида"


Садитесь, я вам рад. Откиньте всякий страх
И можете держать себя свободно,
Я разрешаю вам. Вы знаете, на днях
Я королем был избран всенародно,
Но это всё равно. Смущают мысль мою
Все эти почести, приветствия, поклоны...
"Сумасшедший"


Глеб Иванович Успенский (1843 - 1902)
- Да что же тебе за границей-то надо? - спросил я его в то время, когда в его номере, при помощи прислуги, шла укладка и упаковка его вещей для отправки на Варшавский вокзал.
- Да просто... очувствоваться! - сказал он растерянно и с каким-то тупым выражением лица.
"Письма с дороги"


Разве в том дело, чтобы пройти в жизни так, чтобы никого не задеть? Не в этом счастье. Задеть, сломать, ломать, чтоб жизнь кипела. Я не боюсь никаких обвинений, но во сто раз больше смерти боюсь бесцветности.


Стих - это та же музыка, только соединенная со словом, и для него нужен тоже природный слух, чутье гармонии и ритма.


Странное чувство испытываешь, когда лёгким нажатием руки заставляешь такую массу подниматься и опускаться по своему желанию. Когда такая масса повинуется тебе, чувствуешь могущество человека…
"Встреча"

Василий Васильевич Розанов (1856 - 1919)
Чувство Родины – должно быть строго, сдержанно в словах, не речисто, не болтливо, не «размахивая руками» и не выбегая вперед (чтобы показаться). Чувство Родины должно быть великим горячим молчанием.
"Уединенное"


И в чем тайна красоты, в чем тайна и обаяние искусства: в сознательной ли, вдохновенной победе над мукой или в бессознательной тоске человеческого духа, который не видит выхода из круга пошлости, убожества или недомыслия и трагически осужден казаться самодовольным или безнадежно фальшивым.
"Сентиментальное воспоминание"


С самого рождения я живу в Москве, но ей-богу не знаю, откуда пошла Москва, зачем она, к чему, почему, что ей нужно. В думе, на заседаниях, я вместе с другими толкую о городском хозяйстве, но я не знаю, сколько вёрст в Москве, сколько в ней народу, сколько родится и умирает, сколько мы получаем и тратим, на сколько и с кем торгуем... Какой город богаче: Москва или Лондон? Если Лондон богаче, то почему? А шут его знает! И когда в думе поднимают какой-нибудь вопрос, я вздрагиваю и первый начинаю кричать: «Передать в комиссию! В комиссию!»


Всё новое на старый лад:
У современного поэта
В метафорический наряд
Речь стихотворная одета.

Но мне другие — не пример,
И мой устав — простой и строгий.
Мой стих — мальчишка-пионер,
Легко одетый, голоногий.
1926


Под влиянием Достоевского, а также иностранной литературы, Бодлера и Эдгара По, началось моё увлечение не декадентством, а символизмом (я и тогда уже понимал их различие). Сборник стихотворений, изданный в самом начале 90-х годов, я озаглавил «Символы». Кажется, я раньше всех в русской литературе употребил это слово.

Вячеслав Иванович Иванов (1866 - 1949)
Бег изменчивых явлений,
Мимо реющих, ускорь:
Слей в одно закат свершений
С первым блеском нежных зорь.
От низовий жизнь к истокам
В миг единый обозри:
В лик единый умным оком
Двойников своих сбери.
Неизменен и чудесен
Благодатной Музы дар:
В духе форма стройных песен,
В сердце песен жизнь и жар.
"Мысли о поэзии"


У меня много новостей. И все хорошие. Мне «везёт». Мне пишется. Мне жить, жить, вечно жить хочется. Если бы Вы знали, сколько я написал стихов новых! Больше ста. Это было сумасшествие, сказка, новое. Издаю новую книгу, совсем не похожую на прежние. Она удивит многих. Я изменил своё понимание мира. Как ни смешно прозвучит моя фраза, я скажу: я понял мир. На многие годы, быть может, навсегда.
К. Бальмонт - Л. Вилькиной



Человек — вот правда! Всё — в человеке, всё для человека! Существует только человек, всё же остальное — дело его рук и его мозга! Чело-век! Это — великолепно! Это звучит... гордо!

"На дне"


Мне жаль создавать нечто бесполезное и никому не нужное сейчас. Собрание, книга стихов в данное время - самая бесполезная, ненужная вещь... Я не хочу этим сказать, что стихи не нужны. Напротив, я утверждаю, что стихи, нужны, даже необходимы, естественны и вечны. Было время, когда всем казались нужными целые книги стихов, когда они читались сплошь, всеми понимались и принимались. Время это – прошлое, не наше. Современному читателю не нужен сборник стихов!


Язык — это история народа. Язык — это путь цивилизации и культуры. Поэтому-то изучение и сбережение русского языка является не праздным занятием от нечего делать, но насущной необходимостью.


Какими националистами, патриотами становятся эти интернационалисты, когда это им надобно! И с каким высокомерием глумятся они над "испуганными интеллигентами",- точно решительно нет никаких причин пугаться,- или над "испуганными обывателями", точно у них есть какие-то великие преимущества перед "обывателями". Да и кто, собственно, эти обыватели, "благополучные мещане"? И о ком и о чем заботятся, вообще, революционеры, если они так презирают среднего человека и его благополучие?
"Окаянные дни"


В борьбе за свой идеал, который состоит в „свободе, равенстве и братстве“, граждане должны пользоваться такими средствами, которые не противоречат этому идеалу.
"Губернатор"



«Пусть ваша душа будет цельна или расколота, пусть миропостижение будет мистическим, реалистическим, скептическим, или даже идеалистическим (если вы до того несчастны), пусть приемы творчества будут импрессионистическими, реалистическими, натуралистическими, содержание – лирическим или фабулистическим, пусть будет настроение, впечатление – что хотите, но, умоляю, будьте логичны – да простится мне этот крик сердца! – логичны в замысле, в постройке произведения, в синтаксисе».
Искусство рождается в бездомье. Я писал письма и повести, адресованные к далекому неведомому другу, но когда друг пришел — искусство уступило жизни. Я говорю, конечно, не о домашнем уюте, а о жизни, которая значит больше искусства.
"Мы с тобой. Дневник любви"


Художник не может большего, как открыть другим свою душу. Нельзя предъявлять ему заранее составленные правила. Он — ещё неведомый мир, где всё ново. Надо забыть, что пленяло у других, здесь иное. Иначе будешь слушать и не услышишь, будешь смотреть, не понимая.
Из трактата Валерия Брюсова "О искусстве"


Алексей Михайлович Ремизов (1877 - 1957)
Ну и пусть отдохнет, измаялась - измучили ее, истревожили. А чуть свет подымется лавочница, возьмется добро свое складывать, хватится одеялишка, пойдет, вытащит из-под старухи подстилку эту мягкую: разбудит старуху, подымет на ноги: ни свет ни заря, изволь вставать. Ничего не поделаешь. А пока - бабушка, костромская наша, мать наша, Россия!"

"Взвихренная Русь"


Искусство никогда не обращается к толпе, к массе, оно говорит отдельному человеку, в глубоких и скрытых тайниках его души.

Михаил Андреевич Осоргин (Ильин) (1878 - 1942)
Как странно /…/ Сколько есть веселых и бодрых книг, сколько блестящих и остроумных философских истин,- но нет ничего утешительнее Экклезиаста.


Бабкин смел, — прочёл Сенеку
И, насвистывая туш,
Снес его в библиотеку,
На полях отметив: «Чушь!»
Бабкин, друг, — суровый критик,
Ты подумал ли хоть раз,
Что безногий паралитик
Легкой серне не указ?..
"Читатель"


Слово критика о поэте должно быть объективно-конкретным и творческим; критик, оставаясь ученым, – поэт.

"Поэзия слова"




Только о великом стоит думать, только большие задачи должен ставить себе писатель; ставить смело, не смущаясь своими личными малыми силами.

Борис Константинович Зайцев (1881 - 1972)
«Верно, тут есть и лешие, и водяные, – думал я, глядя перед собой, – а может быть, здесь живет и еще какой дух… Могучий, северный дух, который наслаждается этой дикостью; может, и настоящие северные фавны и здоровые, белокурые женщины бродят в этих лесах, жрут морошку и бруснику, хохочут и гоняются друг за дружкой».
"Север"


Нужно уметь закрывать скучную книгу...уходить с плохого фильма...и расставаться с людьми, которые не дорожат тобой!


Из скромности я остерегусь указать на тот факт, что в день моего рождения звонили в колокола и было всеобщее народное ликование. Злые языки связывали это ликование с каким-то большим праздником, совпавшим с днём моего появления на свет, но я до сих пор не понимаю, при чём здесь ещё какой-то праздник?


То было время, когда любовь, чувства добрые и здоровые считались пошлостью и пережитком; никто не любил, но все жаждали и, как отравленные, припадали ко всему острому, раздирающему внутренности.
"Хождение по мукам"


Корней Иванович Чуковский (Николай Васильевич Корнейчуков) (1882 - 1969)
- Ну что плохого, - говорю я себе, - хотя бы в коротеньком слове пока? Ведь точно такая же форма прощания с друзьями есть и в других языках, и там она никого не шокирует. Великий поэт Уолт Уитмен незадолго до смерти простился с читателями трогательным стихотворением “So long!”, что и значит по-английски - “Пока!”. Французское a bientot имеет то же самое значение. Грубости здесь нет никакой. Напротив, эта форма исполнена самой любезной учтивости, потому что здесь спрессовался такой (приблизительно) смысл: будь благополучен и счастлив, пока мы не увидимся вновь.
"Живой как жизнь"


Швейцария? Это горное пастбище туристов. Я сама объездила весь свет, но ненавижу этих жвачных двуногих с Бэдэкером вместо хвоста. Они изжевали глазами все красоты природы.
"Остров погибших кораблей"


Всё, что писал и напишу, я считаю только лишь мысленным сором и ни во что почитаю мои писательские заслуги. И удивляюсь, и недоумеваю, почему по виду умные люди находят в моих стихах какое-то значение и ценность. Тысячи стихов, моих ли или тех поэтов, которых я знаю в России, не стоят одного распевца моей светлой матери.


Я боюсь, что у русской литературы одно только будущее: её прошлое.
Статья «Я боюсь»


Мы долго искали такую, подобную чечевице, задачу, чтобы направленные ею к общей точке соединенные лучи труда художников и труда мыслителей встретились бы в общей работе и смогли бы зажечь обратить в костер даже холодное вещество льда. Теперь такая задача — чечевица, направляющая вместе вашу бурную отвагу и холодный разум мыслителей, — найдена. Эта цель — создать общий письменный язык...
"Художники мира"


Поэзию он обожал, в суждениях старался быть беспристрастным. Он был удивительно молод душой, а может быть и умом. Он всегда мне казался ребёнком. Было что-то ребяческое в его под машинку стриженой голове, в его выправке, скорее гимназической, чем военной. Изображать взрослого ему нравилось, как всем детям. Он любил играть в «мэтра», в литературное начальство своих «гумилят», то есть маленьких поэтов и поэтесс, его окружавших. Поэтическая детвора его очень любила.
Ходасевич, "Некрополь"



Я, я, я. Что за дикое слово!
Неужели вон тот — это я?
Разве мама любила такого,
Желто-серого, полуседого
И всезнающего, как змея?
Ты потерял свою Россию.
Противоставил ли стихию
Добра стихии мрачной зла?
Нет? Так умолкни: увела
Тебя судьба не без причины
В края неласковой чужбины.
Что толку охать и тужить -
Россию нужно заслужить!
"Что нужно знать"


Я не переставала писать стихи. Для меня в них — связь моя с временем, с новой жизнью моего народа. Когда я писала их, я жила теми ритмами, которые звучали в героической истории моей страны. Я счастлива, что жила в эти годы и видела события, которым не было равных.


Все люди, посланные нам -это наше отражение. И посланы они для того, чтобы мы, смотря на этих людей, исправляли свои ошибки, и когда мы их исправляем, эти люди либо тоже меняются, либо уходят из нашей жизни.


На широком поле словесности российской в СССР я был один-единственный литературный волк. Мне советовали выкрасить шкуру. Нелепый совет. Крашеный ли волк, стриженый ли волк, он всё равно не похож на пуделя. Со мной и поступили как с волком. И несколько лет гнали меня по правилам литературной садки в огороженном дворе. Злобы я не имею, но я очень устал…
Из письма М. А. Булгакова И. В. Сталину, 30 мая 1931 года.

Когда я умру потомки спросят моих современников: "Понимали ли вы стихи Мандельштама?" - "Нет, мы не понимали его стихов". "Кормили ли вы Мандельштама, давали ли ему кров?" - "Да, мы кормили Мандельштама, мы давали ему кров". - "Тогда вы прощены".

Илья Григорьевич Эренбург (Элиягу Гершевич) (1891 - 1967)
Может быть, пойти в Дом печати – там по одному бутерброду с кетовой икрой и диспут – «о пролетарском хоровом чтенье», или в Политехнический музей – там бутербродов нет, зато двадцать шесть молодых поэтов читают свои стихи о «паровозной обедне». Нет, буду сидеть на лестнице, дрожать от холода и мечтать о том, что все это не тщетно, что, сидя здесь на ступеньке, я готовлю далекий восход солнца Возрождения. Мечтал я и просто и в стихах, причем получались скучноватые ямбы.
"Необычайные похождения Хулио Хуренито и его учеников"

МБОУ «Погромская средняя общеобразовательная школа имени А.Д.Бондаренко» Волоконовского района Белгородской области

Итоговый тест по литературе

за курс 10 класса

подготовила

учитель русского языка и литературы

Морозова Алла Станиславовна

с. Погромец

2012

Пояснительная записка

Тесты по литературе за курс 10 класса позволяют определить уровень знаний учащихся произведений, изученных в 10 классе. Работа содержит вопросы о жизни и творчестве писателей и поэтов, вопросы на знание текста, на знание героев изученных произведений..

К каждому вопросу даётся четыре варианта ответа.

Представленные тесты можно использовать на заключительном уроке литературы.

Критерии оценивания:

«5» — 90 – 100 %

«4» — 70 – 89 % от общего количества вопросов,

«3» — 50 – 69 % от общего количества вопросов,

«2» — менее 50 % от общего количества вопросов.

I вариант

1. Какое литературное направление господствовало в литературе второй половины XIX в.?

а) романтизм

б) классицизм

в) сентиментализм

г) реализм

2. Укажите основоположников «натуральной школы».

а) В. Г. Белинский и И. С. Тургенев

б) А. С. Пушкин и Н. В. Гоголь

в) М. Ю. Лермонтов и Ф. И. Тютчев

г) В. Г. Белинский и Н. В. Гоголь

3. Кого из русских писателей называли «Колумбом Замоскворечья»?

а) И. С. Тургенева

б) А. Н. Островского

в) JI . Н. Толстого

г) Ф. М. Достоевского

4. Статья Н. А. Добролюбова «Когда же придет насто­ящий день?» посвящена роману И. С. Тургенева:

а) «Отцы и дети»

б) « Накануне»

в) «Дворянское гнездо»

г) «Рудин»

5. Героиню пьесы Островского «Гроза», Кабаниху, звали:

а ) Анна Петровна

б) Марфа Игнатьевна

в) Катерина Львовна

г ) Анастасия Семеновна

6. Укажите, какой художественный прием исполь­зует А. А. Фет в выделенных словосочетаниях.

Снова птицы летят издалека

К берегам, расторгающим лед,

Солнце теплое ходит высоко

И душистого ландыша ждет.

а ) олицетворение

б) инверсия

в) эпитет

г ) аллегория

7. Герой какого произведения при рождении был обещан Богу, «много раз погибал и не погиб»?

а) JI . Н. Толстой «Война и мир», князь Андрей

б) А. Н. Островский «Гроза», Катерина Каба­нова

в) И. С. Тургенев «Отцы и дети», Базаров

г ) Н. С. Лесков «Очарованный странник», Иван Северьянович Флягин

8. В каком произведении русской литературы второй половины XIX в. появляется герой-нигилист?

а) А. Н. Островский «Лес»

б) И. С. Тургенев «Отцы и дети»

в ) Ф. М. Достоевский «Преступление и нака­зание»

г) И. А. Гончаров «Обломов»

9. Назовите основной конфликт в романе И. С. Тур­генева «Отцы и дети».

а ) столкновение либерально-консервативных и демократических идей (Павел Петрович — Базаров)

б) конфликт между аристократкой Одинцовой и плебеем Базаровым (любовный конф­ликт)

в ) конфликт между старшим и младшим по­колениями (родители Базарова — База­ров)

г) внутренний конфликт в душе главного ге­роя Базарова (несоответствие целей и воз­можностей)

10. Катерина Измайлова — это героиня:

а) очерка Н. С. Лескова «Леди Макбет Мценского уезда»

б) пьесы А. Н. Островского «Бесприданница»

в) романа Ф. М. Достоевского «Идиот»

г ) романа И. А. Гончарова «Обыкновенная ис­тория»

а) А. Н. Островский

б) Ф. М. Достоевский

в) М. Е. Салтыков-Щедрин

г) Л. Н. Толстой

12. Кто из героев романа «Война и мир» предложил М. Кутузову план партизанской войны?

а ) Ф. Долохов

б) В. Денисов

в ) А. Волконский

г ) Б. Друбецкой

13. Какому герою «Войны и мира» принадлежит выс­казывание «Шахматы расставлены. Игра начнет­ся завтра»?

а) князю Андрею

б) императору Александру I

в ) Наполеону

г) М. И. Кутузову

14. Какого героя романа «Преступление и наказание» Д. Разумихин характеризует следующими слова­ми: «Угрюм, мрачен, надменен и горд…»?

а) Порфирия Петровича

б) Зосимова

в ) Раскольникова

г) Свидригайлова

И, как предчувствие сходящих бурь,

Порывистый и ясный ветр порою,

Ущерб, изнеможенье, — и на всем

Та кроткая улыбка увяданья,

Что в существе разумном мы зовем

Божественной стыдливостью страданья.

а) А. К. Толстой

б) А. А. Фет

в ) Н. А. Некрасов

г) Ф. И. Тютчев

16. Укажите писателей второй половины XIX в., в названии произведений которых есть противопос­тавление (имеются в виду произведения, изучен­ные в школьном курсе).

а) А. Н. Островский, И. С. Тургенев, М. Е. Сал­тыков-Щедрин

б) И. С. Тургенев, Ф. М. Достоевский, JI . Н. Тол­стой

в) И. А. Гончаров, Ф. М. Достоевский, А. П. Че­хов

г) JI . Н. Толстой, Н. С. Лесков, И. С. Тургенев

17. В творчестве какого поэта впервые была приме­нена импрессионистическая манера изображе­ния?

а) Н. А. Некрасов

б) Ф. И. Тютчев

в) А. А. Фет

г) А. К. Толстой

а) А. Н. Островский «Бешеные деньги»

в) JI . Н. Толстой «Живой труп»

г) Н. С. Лесков «Леди Макбет Мценского уезда»

19. Определите, из какого произведения взят следую­щий отрывок.

Какое бы страстное, грешное, бунтующее серд­це ни скрылось в могиле, цветы, растущие на ней, безмятежно глядят на нас своими невинны­ми глазами: не об одном вечном спокойствии го­ворят нам они, о том великом спокойствии «рав­нодушной» природы; они говорят также о веч­ном примирении и о жизни бесконечной…

а) JI . Н. Толстой «Севастопольские рассказы»

б) Ф. М. Достоевский «Преступление и нака­зание»

в ) И. А. Гончаров «Обломов»

г ) И. С. Тургенев «Отцы и дети»

20. Укажите имя критика, который определил особен­ности психологизма

JI . Н. Толстого как «диалек­тику души».

а) Н. Г. Чернышевский

б) Н. А. Добролюбов

в) А. И. Герцен

г) Н. Н. Страхов

21. Какой художественный прием использовал автор в данном произведении?

Блажен незлобивый поэт,

В ком мало желчи, много чувства:

Ему так искренен привет

Друзей спокойного искусства…

Но нет пощады у судьбы

Тому, чей благородный гений

Стал обличителем толпы,

Ее страстей и заблуждений.

а ) аллегория

б) антитеза

в ) метафора

г ) гипербола

22. Назовите основные критерии оценки личности в романе JI . Н. Толстого «Война и мир».

а ) гордость и самолюбие

б) благородство и доброта

в ) естественность и нравственность

г ) щедрость и мужество

II вариант

1. Кто из русских писателей был осужден на катор­жные работы?

а) М. Е. Салтыков-Щедрин

б) Ф. М. Достоевский

в ) А. И. Герцен

г) Н. А. Некрасов

2. Какой литературный тип изображен в образе Ди­кого (А. Н. Островский «Гроза»)?

а ) тип «маленького человека»

б) тип «лишнего человека»

в ) самодур

г ) романтический герой

а) И. А. Гончаров

б) Н. А. Некрасов

в ) М. Е. Салтыков-Щедрин

г) А. П. Чехов

4. Какая пьеса не принадлежит перу А. Н. Остров­ского?

а) «Лес»

б) «Волки и овцы»

в ) «Не в свои сани не садись»

г) «Месяц в деревне»

Еду ли ночью по улице темной,

Бури заслушаюсь в пасмурный день, —

Друг беззащитный, больной и бездомный,

Вдруг предо мной промелькнет твоя тень!

а) Ф. И. Тютчев

б) А. А. Фет

в ) Н. А. Некрасов

г) И. С. Тургенев

6. Укажите, какую позицию занимает в романе-эпо­пее «Война и мир» автор.

а ) участник происходящих событий

б) человек, глубоко переживающий и коммен­тирующий описываемые события

в ) бесстрастный наблюдатель

г ) повествователь, прерывающий рассказ, что­бы поведать читателю о себе

7. Укажите название полка, в котором служил Ни­колай Ростов.

JI . Н. Толстой «Война и мир»

а ) Преображенский

б) Павлоградский

в ) Измайловский

г ) Семеновский

8. Какой род литературы стал господствующим во второй половине XIX в.?

а ) лирика

б) драма

в ) эпос

г ) лиро-эпика

9. Укажите, с чем связаны изменения в характере Д. И. Старцева

(А. П. Чехов «Ионыч»).

а) влияние его невесты

б) воздействие родителей Д. И. Старцева

в ) влияние среды

г ) профессия врача

10. Укажите, к какому литературному направлению следует отнести роман-эпопею JI . Н. Толстого «Война и мир».

а ) романтизм

б) сентиментализм

в ) классицизм

г ) реализм

11. Укажите произведение А. П. Чехова, которое яв­ляется лирической комедией.

а ) «Человек в футляре»

б) «Чайка»

в ) «Медведь»

г ) «Дама с собачкой»

12. Укажите, кому из русских писателей принадле­жит высказывание «Нет величия там, где нет про­стоты, добра и правды».

а) М. Е. Салтыков-Щедрин

б) JI . Н. Толстой

в ) Ф. М. Достоевский

г) А. П. Чехов

13. Укажите, где происходит основное действие рома­на И. А. Гончарова «Обломов».

а ) Петербург

б) Москва

в) город NN

г) тульское имение И. И. Обломова

14. Героем какого произведения А. Н. Островского является Несчастливцев?

а ) «Волки и овцы»

б) «Не в свои сани не садись»

в ) «Гроза»

г ) «Лес»

15. Кому посвящены следующие строки?

Его преследуют хулы:

Он ловит звуки одобренъя

Не в сладком ропоте хвалы,

А в диких криках озлобленья…

а) Н. Г. Чернышевский

б) В. Г. Белинский

в ) Н. В. Гоголь

г) А. С. Пушкин

16. Кого из героев романа «Преступление и наказа­ние» тревожат сновидения?

а ) Лебезятников

б) Соня

в) Лужин

г ) Свидригайлов

17. Какому персонажу чеховского рассказа принад­лежит следующая реплика?

Малороссийский язык своею нежностью и при­ятною звучностью напоминает древнегречес­кий.

а) Беликов («Человек в футляре»)

б) Иван Петрович Туркин («Ионыч»)

в) надзиратель Очумелов («Хамелеон»)

г) Ипполит Ипполитыч («Учитель словеснос­ти»)

18. Почему А. П. Чехов назвал свою пьесу «Вишне­вый сад» комедией?

а ) забавный сюжет

б) комичный финал

в ) фарсовые ситуации

г ) претензии персонажей противоречат их воз­можностям

19. Укажите, кому из русских писателей принадле­жат слова «Умом Россию не понять, аршином общим не измерить…».

а ) А. К. Толстой

б) А. С. Пушкин

в ) А. А. Фет

г) Ф. И. Тютчев

20. Укажите, кто из русских писателей является ав­тором романа «Накануне».

а) И. С. Тургенев

б) JI . Н. Толстой

в ) Ф. М. Достоевский

г) А. К. Толстой

21. Укажите, кто из русских писателей принимал участие в обороне Севастополя.

а ) Ф. М. Достоевский

б) Ф. И. Тютчев

в ) JI . II. Толстой

г ) И. Л. Гончаров

22. Укажите, кому из русских поэтов принадлежат слова «Поэтом можешь ты не быть, но граждани­ном быть обязан».

а ) А. А. Фет

б) Н. А. Некрасов

в) Ф. И. Тютчев

г) А. К. Толстой

Ответы

I вариант

II вариант

1 — г

2 — г

3 — б

4 — б

5 — б

6 — в

7 — г

8 — б

9 — а

10 — а

11 — в

12 — б

13 — в

14 — в

15 — г

16 — б

17 — в

18 — б

19 — г

20 — а

21 — б

22 — в

1 — б

2 — в

3 — в

4 — г

5 — в

6 — б

7 — б

8 — в

9 — в

10 — г

11 — б

12 — б

13 — а

14 — г

15 — в

16 — г

17 — а

18 — г

19 — г

20 — а

21 — в

22 — б

Список использованной литературы

1. Алиева Л.Ю. Тесты по литературе/ Л.Ю.Алиева, — М.: Айрис-пресс, 2004

2. Золотарёва И.В., Егорова Н.В. Универсальные поурочные разработки по литературе: 11 класс, — Москва «ВАКО», 2009

3. Щербина, И.В. Тесты на уроках литературы.10-11 кл.: методическое пособие/ И.В.Щербинина, — М.: Дрофа, 2008