Макияж. Уход за волосами. Уход за кожей

Макияж. Уход за волосами. Уход за кожей

» » Как украсть картину из музея. Самые знаменитые похищения картин

Как украсть картину из музея. Самые знаменитые похищения картин

Там его увидели представители семьи Носенко, которая раньше владела полотном. Советский контр-адмирал Иван Носенко купил "Вечер в Каире" для своей коллекции в конце 1940-х годов. Затем полотно передавалось из поколения в поколение до тех пор, пока в 1997 году картина не была украдена из квартиры семьи в Москве. Когда же представители семьи Носенко увидели фотографию картины "Вечер в Каире" на сайте аукциона Sotheby"s, то заявили о том, что именно это полотно было похищено почти 20 лет назад.

В итоге представители аукционного дома Sotheby"s сняли картину с продажи.

Выяснилось, что картину Айвазовского выставила на торги британская владелица, которая еще в 2000 году купила полотно со всей сопутствующей документаций в Европе. И даже не подозревала о том, что оно краденое.

Картина "Вечер в Каире" была написана Иваном Айвазовским в 1870 году, когда он присутствовал на открытии Суэцкого канала. До начала 40-х годов XX века она находилась в собрании некоего коллекционера Дедова, а затем попала к тогдашнему наркому водного транспорта Ивану Носенко.

Интересно, что в базе данных Интерпаола и компании The Art Loss Register, занимающихся розыском пропавших и украденных произведений искусства, зарегистрировано более 180 тыс. работ. Среди них - 572 (!!!) творения Пабло Пикассо, 169 — Пьера-Огюста Ренуара и 16 — Караваджо. Вот лишь некоторые из самых известных произведений мирового искусства, связанных с кражами и ограблениями.

ЯН ВЕРМЕЕР «КОНЦЕРТ»

18 марта 1990 года случилась самая громкая кража произведений искусства в истории. Из музея Изабеллы Стюарт Гарднер в Бостоне грабители, проникшие в здание под видом полицейских, вынесли тринадцать картин, среди которых был и «Концерт» Яна Вермеера - одного из самых известных мастеров XVII века. На полотне, созданном в 1664 году, изображена пара женщин и мужчина, играющие музыку в слабо освещенной гостиной.

Еще в 1892 году парижский искусствовед Теофиль Тор продал картину с аукциона в своем поместье известному филантропу Изабелле Гарднер. Так «Концерт» попал в ее личный музей, где и выставлялась с 1903 года. «Концерт» вообще считается самой дорогой утерянной картиной в мире - ее цена составляет около 200 миллионов долларов. Тому, кто вернет картины в ценности и сохранности, обещано вознаграждение в размере 5 млн долл.

РЕМБРАНДТ «ШТОРМ НА ГАЛИЛЕЙСКОМ МОРЕ»

Вместе с «Концертом» Яна Вермеера из бостонского музея Изабеллы Гарднер пропало и это полотно. Картина примечательна тем, что это был единственный морской пейзаж, нарисованный Рембрандтом. «Шторм» изображал чудо Христа, когда он успокоил Галилейское море.

В марте 2013 году ФБР созвало специальную пресс-конференцию, где было заявлено о раскрытии имен исполнителей. Уголовный анализ показал, что картины украла целая организованная организация, а не местные одиночки, как считалось ранее.

Правда, власти заявили, что следствие по делу все еще продолжается, поэтому имена называть еще рано. С тех пор никаких новых данных о судьбе картин не поступало.

ЯН ВАН ЭЙК «СПРАВЕДЛИВЫЕ СУДЬИ».

Это преступление датировано еще 10 апреля 1934 года - на выставке, проходившей в соборе Святого Бавона в бельгийском Генте, украли картину Яна ван Эйка «Справедливые судьи». Это полотно само по себе являлось лишь частью алтарной картины «Поклонение Агнцу», созданной еще в 1426-1432 годы. Украли только одну часть из 12 панелей, при этом грабители оставили записку. На французском языке было написано, что картина отнята у Германии Версальским договором.

Целых семь месяцев правительство Бельгии общалось посредством писем с неким лицом, утверждавшим, что картина у него и требовавшим выкуп. Вора выявили 25 ноября, им оказался местный эксцентричный политик Арсен Годертьер. Уже умирая, он заявил, что только ему и известно, где находится картина, но эту тайну он унесет с собой в могилу. С тех пор появилось немало версий о местонахождении картины. И хотя многие склоняются к тому, что ее уничтожили, она все еще официально числится в списке пропавших произведений искусства.

МИКЕЛАНДЖЕЛО КАРАВАДЖО «РОЖДЕСТВО СО СВ. ФРАНЦИСКОМ И СВ. ЛАВРЕНТИЕМ»

Почти трехметровое полотно Караваджо было украдено в 1969 году из часовни Сан-Лоренцо в Палермо. Грабители варварски обошлись с картиной: для того чтобы извлечь ее из позолоченной рамы, они воспользовались бритвой.

Картина не найдена.

КЛОД МОНЕ «МОСТ ЧАРИНГ-КРОСС, ЛОНДОН».

Картина, созданная в 1901 году, находилась в Роттердаме и была украдена из музея Кюнстхал в октябре 2012 года.

Один из пойманных злоумышленников утверждал, что он сжег картину Моне, как и другие украденные картины в печи своей матери. Так вор пытался спрятать улики. И хотя в печи действительно были найдены некоторые пигменты, нет весомых доказательств слов преступника и уничтожения картины.

ВИНСЕНТ ВАН ГОГ «ВЛЮБЛЕННЫЕ: САД ПОЭТА IV»

В конце 1930-х по приказу Гитлера их многих частных коллекций и музеев было изъято немало «развращенных» произведений искусства. В их число попала и картина Ван Гога «Влюбленные: Сад Поэта IV». На самом деле Гитлер хотел создать свою коллекцию предметов искусств, самую большую в мире. Для нее те самые «развращенные» работы и предназначались. Однако после окончания Второй мировой войны шедевр Ван Гога обнаружить так и не удалось. Поэтому до наших дней дошла только черно-белая фотография картины.

ВИНСЕНТ ВАН ГОГ «ВИД НА МОРЕ У СХЕВЕНИНГЕНА»

Эта картина была украдена в 2002 году из Музея Ван Гога в Амстердаме по старинке. Никто не врывался в музей средь бела дня и не угрожал перепуганным смотрителям оружием. Преступники проникли в здание ночью, вскарабкавшись на второй этаж по приставной лестнице и разбив окно. В 2004 году по обвинение в краже были арестованы два человека.

Их приговорили к 4,5 годам тюрьмы, вот только картина так и осталась не найденной.

ВИНСЕНТ ВАН ГОГ «ВЫХОД ПРОЦЕССИИ ИЗ РЕФОРМАТСКОЙ ЦЕРКВИ В НЮЭНЕНЕ».

Эта картина также была украдена в 2002 году из Музея Ван Гога в Амстердаме.

ПАБЛО ПИКАССО «ГОЛУБЬ С ЗЕЛЁНЫМ ГОРОШКОМ».

Эта кража оказалась довольно странной. Произошел инцидент 20 мая 2010 года в Париже, примерно в 7 часов утра. Из местного Музея современного искусства было украдено пять картин общей стоимостью в 100 миллионов евро. Одной из них являлся шедевр Пикассо «Голубь с зеленым горошком», созданный в 1911 году. Вора осудили в 2011 году. Вот только он рассказал, что после кражи впал в панику и просто выбросил картины в мусор. История вызывает сомнения, а картины так и считаются пропавшими.

ПОЛЬ ГОГЕН «ДЕВУШКА У ОТКРЫТОГО ОКНА»

Преступление было совершено в 2012 году в музее Кюнстхал, что в голландском Роттердаме. Всего за три минуты они промчались по музею, забрали семь картин и ушли. Прибывшая на место полиция только развела руками.

Примерная стоимость похищенных шедевров - 18 миллионов евро. Но уже в ноябре был арестован один из воров, но картины так и остались не найденными.

ПЬЕР ОГЮСТ РЕНУАР "БЕСЕДА С САДОВНИКОМ"

В 2000 году произошо ограбление Национального Музея в Стокгольме: трое мужчин, один из которых угрожал охраннику автоматом, захватили несколько картин, в том числе и полотно Ренуара, и скрылись. "Беседа с садовником" неожиданно была обнаружена во время облавы на наркоторговцев в 2005 году.

АНРИ МАТИСС «ЛЮКСЕМБУРГСКИЙ САД»

"Люксембургский сад" Анри Матисса была одной из картин, украденных из музея Рио-де-Жанейро, Бразилия. 24 февраля 2006 года, когда весь город отдыхал во время ежегодного Карнавала, четыре вооруженных человека ограбили музей и скрылись с работами таких известных художников, как Сальвадор Дали, Пабло Пикассо и Клод Моне. Картинны до сих пор не найдены.

ЭДВАРД МУНК "КРИК"

22 августа 2004 года вооруженные люди в масках средь бела дня проникли в Музей Мунка в Осло, Норвегия, и похитили две картины Эдварда Мунка "Крик" и "Мадонна". Шедевры были найдены полицией в 2006 году. "Крик" - наиболее известная картина художника и одна из самых узнаваемых в мире. Ее стоимость составляет 82 миллиона долларов.

ВОСЕМЬ ИМПЕРАТОРСКИХ ЯИЦ ФАБЕРЖЕ.

В коллекции Императорских Яиц, созданных ювелиром Петером Карлом Фаберже, насчитывалось 52 яйца - по количеству недель в году. В 1918 году коллекция была разграблена. Со временем некоторые из них оказались в руках частных коллекционеров, другие попали в разные музеи по всему миру. Судьба же восьми таких изделий так и осталась неизвестной.

ЛЕОНАРДО ДА ВИНЧИ «МОНА ЛИЗА"

21 августа 1911 года этот шедевр Леонардо да Винчи был украден из Лувра - как выяснилось чуть позже, картину украл музейный рабочий Перуггия, который просто снял картину со стены в тот день, когда музей был закрыт, и вышел из здания, пряча полотно у себя под одеждой.В течении двух лет фотографии "Мона Лиза" печатались во всех газетах Европы, и этот портрет стал самым известным полотном в мире. Портрет вернулся в Лувр через два года.

Как вы думаете можно ли украсть Эмпайр Стейт Билдинг — 102-х этажный небоскреб? Это невозможно, скажете вы. Однако такое случилось на самом деле. А вы знали, что знаменитая картина да Винчи — Мона Лиза тоже однажды была украдена? Смотрите у нас 10 самых дерзких краж в истории. Некоторые из похищенных ценностей до сих пор не найдены.

10 ФОТО

1. «Мона Лиза».

Одной из самых дерзких краж в истории было похищение из Лувра знаменитой картины кисти великого мастера Леонардо да Винчи — Мона Лиза. Это произошло в 1911 году. Vincenzo Peruggia работал в Лувре стекольщиком. Однажды он заметил, что картину никто не охраняет и не смог удержаться от соблазна ее украсть. Винченцо пошел прямо к картине, снял ее со стены, на лестнице избавился от рамы, потом спрятал Джоконду под пальто и, как ни в чем не бывало, покинул музей. Целых два года он хранил ее в своей парижской квартире в чемодане с двойным дном. Грабитель попался при попытке продать украденную картину в Италии. (Фото: Kenny (zoompict) Teo/flickr.com).


2. «Крик».

«Крик» Эдварда Мунка — это одна из самых узнаваемых картин в мире. Она висит рядом со знаменитой картиной Мона Лиза и тоже стала жертвой дерзких грабителей. Мунк жил в 1863-1944 годах и за свою жизнь написал несколько версий этого известного портрета. В 2004 году двое вооруженных мужчин в масках ворвались в музей Мунка в Осло и, угрожая охранникам расправой, схватили картину «Крик» и выбежали из музея. Два года о судьбе похищенного произведения искусства ничего не было известно. Как вдруг, украденная картина неожиданно нашлась, но при каких обстоятельствах — умалчивается. (Фото: BangsUndeveloped/flickr.com).


3. Туфельки Дороти из фильма «Волшебник страны Оз».

Усыпанные блестками туфельки из красного атласа, в которых Дороти (Джуди Гарланд) щеголяла в знаменитом фильме 1939 года — «Волшебник страны Оз», оцениваются в 1-2 миллиона долларов. В свое время эту пару — одну из четырех известных «туфелек ведьмы» — можно было увидеть в музее Джуди Гарленд в Гранд-Рапидс, в штате Мичиган. В 2005 году туфельки просто испарились. Никто ничего не видел и никто не мог сказать как они исчезли. И хотя у следователей было двое подозреваемых, дело так и осталось не раскрытым. (Фото: Wikimedia Commons).


4. Произведения искусства из музея Изабеллы Стюарт Гарднер в Бостоне.

Это была кража, которой мир никогда не видел. Рембрандт, Вермеер, Дега, Мане… бесценные картины исчезли, как камень в воду. На фото: знаменитая картина «Концерт» Вермеера. (Фото: Mia Feigelson/flickr.com).

18 марта 1990 года. Раннее утро. Двое мужчин, переодетые полицейскими, входят в музей Изабеллы Стюарт Гарднер в Бостоне. Они должны были знать, что музей охранялся не очень хорошо. Грабители без труда связали двух неопытных охранников и заткнули им рты. А потом больше часа (точнее 81 минуту) выбирали картины, которые унесут с собой. Самой ценной из украденных картин является «Концерт» Вермеера — это одно из всего 36-ти известных произведений голландского мастера, стоимостью в 250 миллионов долларов. В общей сложности дерзкие грабители похитили 13 картин на сумму не менее пятисот миллионов долларов США. Что случилось дальше с картинами и где они сейчас, до сих пор не известно.


5. Эмпайр Стейт Билдинг.

Да, да, это огромное 102-этажное здание, расположенное на Манхэттене в Нью-Йорке, тоже однажды было украдено. Правда это была не совсем настоящая кража, а только провокация. Двое журналистов «Daily News» всего за 90 минут подделали документы, подтверждающие их право на владение этим зданием. Они предъявили чиновникам нотариальный акт, который был подписан не настоящим нотариусом, а легендарным грабителем банков — Вилли Сатоном. В муниципальных документах творился такой бардак, что никто и не заметил подвоха. Журналисты целый день владели шикарным зданием, а потом сами признались, что подделали документы, чтобы показать как легко в такой неразберихе украсть даже небоскреб. (Фото: Vivienne Gucwa/flickr.com).


6. Saliere — золотая итальянская солонка.

Saliere была сделана в XVI веке Бенвенуто Челлини — итальянским скульптором и ювелиром — по заказу французского короля Франциска I. По мнению экспертов, ее рыночная цена — это 65 миллионов долларов.

В ночь с 10 на 11 мая 2003 года в ходе реконструкции фасада музея Salière украли. Как оказалось потом, вором был техник музея — Роберт Манга. Музей предложил награду за помощь в поисках Salière в размере 70 тысяч евро. Но нашли ее только три года спустя закопанной в металлической коробке в лесу в Австрии. Совершивший кражу Роберт Манг утверждал, что он лишь хотел доказать неэффективность системы безопасности в музее, но суд ему не поверил и отправил за решетку на четыре года. (Фото: Wikimedia Commons).


7. Колокол монахов из Такомы.

Украсть 1360-килограмовый колокол из буддийского монастыря — вот это настоящая дерзость. Кража произошла в городе Такома, в штате Вашингтон. Местная полиция пришла к выводу, что если воры не были супергероями обладающими неземной силой, то во время кражи должны были использовать как минимум вилочный погрузчик и грузовик, и хоть кто-нибудь должен был что-то услышать. Однако воры так тихо украли огромный колокол, что ни один из монахов ничего подозрительного не услышал. Обитатели монастыря не смогли оценить стоимость похищенного имущества, но для них, колокол сделанный во Вьетнаме, был бесценным. Найден он был только три года спустя, когда кто-то пытался продать его на металлолом. Будущий покупатель пошел прямо в полицию и таким образом поймали воров. (Фото:Reuters).


8. «Самый большой гардероб в мире».

Это была самая большая гардеробная комната в мире, так по крайней мере ее назвали СМИ, а ее хозяйкой являлась 52-летняя Тереза ​​Ремер — бизнесвумен и бывшая Мисс Техаса. Трехэтажная гардеробная была площадью более 300 квадратных метров. В ней в течение 30 лет была собрана многочисленная коллекция дорогих сумок, обуви «Louboutin», платьев и аксессуаров на сумму более 2 миллионов долларов.

В начале августа этого года гардероб миссис Ремер был похищен. Когда ее с мужем не было дома, грабители прокрались через окно в ванной. Как позже призналась сама владелица, она забыла закрыть окно и включить сигнализацию. Воры украли не только дизайнерскую одежду и аксессуары, но и медальон с локоном волос погибшего сына Терезы Ремер. Расследование еще продолжается, а виновники пока гуляют на свободе. (Фото: Пресс-релизы).


9. Кости динозавров.

Четыре года назад в новостях по всему миру сообщили, что человек по имени Эрик Прокопи (Eric Prokopi) — уроженец Флориды — украл кости скелетов динозавров из Монголии, стоимость которых оценивалась в 1 миллион долларов. Он даже сумел переправить кости в США, однако попался, когда пытался продать их на аукционе. Что удивительно, преступник получил очень мягкий приговор — всего месяц тюрьмы. Кости динозавров были возвращены в Монголию. (Фото: Wikimedia Commons).


10. Скрипка Давидофф-Морини Страдивари.

Этот случай попал в топ-10 краж произведений искусства, который составляет ФБР. В октябре 1995 года в квартире известной скрипачки Эрики Морини была украдена скрипка Страдивари с 1727 года, стоимость которой оценивалась в 3,5 миллиона долларов. До сих пор не понятно зачем кто-то ее украл, поскольку продать ее невозможно, так как черного рынка для такого антиквариата не существует. Что делает кражу еще более дерзкой и трагической, так это то, что Эрика Морини была тогда дома. Она умерла во время нападения, ей был 91 год. Дело о пропаже скрипки Давидофф-Морини Страдивари до сих пор не раскрыто. (Фото: Wikimedia Commons).

В середине февраля во Франции отыскали две картины , похищенные из марсельского музея в 2009 году. На черном рынке произведений искусства, где девять лет пропадали работы знаменитого импрессиониста, крутятся миллиарды долларов. Однако для того, чтобы добраться до этих денег, мало украсть шедевр. Нужно знать, что делать с ним дальше. выяснила, как воры избавляются от похищенных картин.

События развивались, как в голливудском боевике. Сначала в центре Стокгольма вспыхнули два автомобиля. Пока полиция разбиралась, что происходит, в ворвался грабитель с автоматом. К тому времени его сообщники уже прятались среди посетителей. По сигналу они направили пистолеты на охранников. Через пять минут грабители выскочили на улицу с двумя полотнами Ренуара и автопортретом Рембрандта. В канале возле музея их ждала моторная лодка. Они прыгнули в нее и были таковы.

В 2000 году, когда произошло ограбление, Роберт Уиттмен возглавлял отдел по розыску похищенных произведений искусств. «Грабители продумали все, - вспоминает он. - Прекрасная работа, если говорить только о самой краже и уходе от преследования». Но, по его словам, это самая простая часть преступления. Куда труднее сбыть добычу.

Чаще всего музеи грабят люди, которые не имеют представления о том, как устроен рынок произведений искусства. «Они прекрасные воры, но ужасные бизнесмены», - говорит Уиттмен. Дилетантам невдомек, что сама по себе картина ничего не стоит. Нужны доказательства подлинности, законности и происхождения. У преступников всего этого нет.

Одно из похищенных полотен Ренуара нашли почти сразу. Автопортрет Рембрандта в 2005 году вернул сам Уиттмен. Он вышел на грабителей под видом дилера, который работает на русскую мафию в США. Те не заметили подвоха и пришли на встречу, где их взяли с поличным. Последняя картина вскоре всплыла в Лос-Анджелесе.

Ценитель в тренировочных штанах

В кино произведения искусства крадут утонченные профессионалы в смокингах. Но в действительности музейные воры больше похожи на Раду Догару - румынского преступника, который в 2012 году стащил из роттердамского музея Кюнстхал два рисунка Моне и пять полотен Гогена, Пикассо, Матисса, и Мейера де Хана.

Догару промышлял сутенерством и торговал ворованными часами. Перед кражей он посетил Кюнстхал под видом посетителя, захватив с собой девушку и сообщника. В музее он старательно притворялся ценителем искусства и с невозмутимым видом гулял по залам в тренировочных штанах, высматривая картины, которые уместятся в его рюкзаке.

Ночью Догару вернулся с подельником и при помощи кусачек вскрыл дверь, ведущую в музей со стороны парка. Камер видеонаблюдения там не было, охраны тоже. Воры быстро сняли со стен отобранные полотна и, не мешкая, скрылись. Сработала сигнализация, но к тому времени, когда подоспела полиция, преступников и след простыл.

В тот же день румыны побывали в Брюсселе и встретились с человеком по прозвищу Джордж-Вор. Заручившись обещанием, что он найдет им покупателя, Догару с приятелем вернулись в Роттердам, а оттуда поехали на родину.

В течение следующего месяца они пытались продать добычу. Джордж-Вор пытался свести их с людьми во Франции, Бельгии, Монако, Белоруссии и России, но ничего не получалось. Через месяц слухи о краденых картинах дошли до сотрудницы музея в Бухаресте. Она рассказала о подозрительных типах полиции.

Законы черного рынка

По данным RAND Corporation, почти все удачные сделки на подпольном рынке произведений искусства строятся по одной схеме. Непосредственными исполнителями, как правило, становятся недалекие люди с криминальным прошлым - такие, как Раду Догару. Их добыча попадает в руки скупщиков - экспертов с прекрасным образованием и обширными связями как в преступном мире, так и на арт-рынке. Их задача - «отмыть» репутацию краденого и при помощи контрабандистов переправить его дилерам. Те, в свою очередь, находят торговцев, которые зачастую даже не подозревают о происхождении товара.

В большинстве случаев цепочка, связывающая исполнителя и покупателя, состоит из пяти человек. Некоторые из них совмещают несколько ролей, а торговцами оказываются обычные аукционные дома или антикварные лавки. Но если речь идет о знаменитом произведении искусства, все гораздо сложнее. В этом случае рассчитывать на легальных покупателей нельзя. Остаются преступные синдикаты, использующие краденые полотна в качестве валюты, и частные коллекционеры, которых не смущают проблемы с законом.

Три картины, похищенные из Национального музея в Стокгольме, стоили порядка 40 миллионов долларов. Добыча Догару - от 100 до 200 миллионов долларов. Однако сумма, на которую могли рассчитывать преступники, на порядок меньше. По оценке Элис Фаррен-Брэдли из компании Art Loss Regitstry, поддерживающей крупнейшую базу данных краденых произведений искусства, цены на черном рынке в 10-20 раз ниже обычных.

За известные картины платят еще хуже. «Даже 10 процентов - слишком дорого, когда речь идет о шедеврах, - считает Энтони Аморе, отвечающий за охрану в Бостоне. - Никто не станет тратить миллионы на произведение, которое невозможно показать другим».

Утраченные шедевры

В июле 2013 года Догару и его сообщников арестовали, но похищенных полотен у них не оказалось. Не исключено, что картин больше нет: мать Догару утверждала, что после ареста сына испугалась и сожгла их в печке. Потом она изменила показания, однако в золе действительно нашли остатки холстов и краски.

Экспертов такой поворот сюжета не удивляет. По той или иной причине гибнет заметная доля краденых произведений искусства. Иногда их уничтожают, чтобы избавиться от улик. Иногда полотна губит неверное обращение. «Если их украли неспециалисты, они не знают, что делают, - объясняет Элис Фаррен-Брэдли из Art Loss Registry. - Картины необходимо хранить при определенном температурном режиме». В противном случае они быстро придут в негодность.

Самый известный случай такого рода произошел в 2001 году, когда 53-летняя жительница маленького французского городка Мирейль Брейтвейзер уничтожила произведения искусства и ценности, стоившие 1,4 миллиарда евро. Ее сын Стефан Брейтвейзер добывал их семь лет. За это время он и его подруга Анна-Катерина Клейнклаусс обокрали 172 музея в пяти странах Европы. Полотна старых мастеров, старинную керамику, оружие и музыкальные инструменты вор прятал в доме матери.

В 2001 году Стефан допустил ошибку и попался. Когда об этом узнала его мать, она ужасно разозлилась и решила избавиться от вещей сына. Женщина изрубила на куски более 60 картин, смешала их с мусором и выбросила, а ювелирные украшения, керамику и статуэтки утопила в реке. Кое-что удалось достать со дна, но уничтоженные полотна бесследно пропали.

Криминальная валюта

Международные базы данных краденого заметно усложнили жизнь музейных воров. Теперь нельзя, как раньше, залечь на дно и дождаться, когда уляжется шумиха, или отвезти добычу в другую страну, где не знают о краже. «Вор не может отнести краденое в аукционный дом, потому что они проверяют все лоты, - говорит Уилл Корнер из Art Loss Registry. - То же самое относится к приличным дилерам и ломбардам, которые проверяют товар по нашей базе. В результате доходность таких преступлений существенно снизилась».

Но даже если картину нельзя продать, она может представлять ценность для преступников. «Похищенные произведения искусства очень быстро переходят из рук в руки, - говорит голландский искусствовед Артур Бранд. - В криминальном мире их используют вместо банкнот. Полотна меняют на оружие и наркотики».

Иногда преступники соглашаются взять краденые картины в качестве залога или платы за товар. В этом есть логика: провезти их через границу куда проще, чем крупную сумму наличных. При этом номинальная стоимость полотен может быть очень высокой (по крайней мере, в теории). Кроме того, картины бывают полезны при переговорах с органами правосудия. За возвращение бесценного шедевра могут смягчить приговор. Это неплохая страховка на черный день.

Хороший пример - судьба 18 картин, которые в 1986 году похитил ирландский вор Мартин Кагилл по кличке Генерал. Сначала Ирландская республиканская армия, заказавшая кражу, пыталась обменять полотна на пойманных соратников. Когда ничего не вышло, Кагилл попытался найти добыче другое применение. Одну из картин выменял на крупную партию героина в Стамбуле. Еще четыре отдал в качестве залога за ссуду. Вор хотел открыть собственный банк на Багамах, но не успел: его убили бывшие партнеры из ИРА.

Иногда криминальные воротилы покупают картины из любви к искусству - такое тоже случается. К полотнам Ван Гога, которые в 2002 году украл Октав Дюрам, присматривался знаменитый голландский преступник Кор ван Хаут - организатор похищения пивного магната Альфреда Хейнекена. В день сделки ван Хаут погиб в перестрелке, и Дюраму пришлось искать другого покупателя. В итоге картины достались итальянцу, который торговал марихуаной в амстердамском кофешопе. Через 13 лет их нашли в резиденции Каморры - неаполитанской мафии.

Парижский Человек-паук

Если верить исследованию RAND Corporation, выгоднее всего быть скупщиком: риска почти нет, а большая часть выручки достается именно ему. Непосредственному исполнителю перепадают гроши - часто не больше процента от цены, которую согласился заплатить покупатель.

История Вьерана Томича по кличке Человек-паук подтверждает эти подсчеты. В 2010 году серб украл из Парижского музея современного искусства работы Пикассо, Матисса, Модильяни, Жоржа Брака и Фернана Леже, стоящие 125 миллионов долларов, и получил за них всего 40 тысяч евро.

Деньги обещал заплатить антиквар Жан-Мишель Корвез. Он утверждал, что нашел в Израиле человека, который готов купить краденую картину Леже. Глубокой ночью Томич выбил окно музея, проник в здание, нашел нужное полотно и аккуратно вынул его из рамы. Он ожидал, что сработает сигнализация и прибежит охрана, но было тихо. Тогда вор решил остаться и посмотреть другие картины. Томич целый час бродил по залам и в итоге взял еще четыре полотна, после чего спустился из окна по веревке. Пропажу заметили только в семь утра.

Мы знаем историю парижского Человека-паука или Раду Догару только потому, что они попались. Это делает их исключениями из правила, потому что большинство преступников, которые крадут картины, избегают наказания. «Часто даже в тех случаях, когда мы находим краденое, ворам удается уйти, - говорит Бонни Магнесс-Гардинер из ФБР. - За много лет произведения искусства проходят через столько рук, что установить, кто именно их украл, очень трудно».

Шансов на обнаружение пропавшего полотна тоже мало. Статистика ФБР показывает, что бесследно исчезают более 90 процентов украденных произведений искусства. Оценка основателя Art Loss Registry Джулиана Рэдклиффа чуть оптимистичнее: он считает, что в течение двадцати лет владельцам удается вернуть до 20 процентов похищенного.

RAND Corporation подсчитала, что на черном рынке произведений искусств совершаются сделки на восемь миллиардов долларов в год. Большую часть дохода подпольным дилерам дают не исчезнувшие шедевры, которые стоят миллионы долларов, а куда более дешевые работы менее известных художников.

«95 процентов произведений искусства крадут из частных домов, и они обычно стоят до 10 тысяч долларов - полагает эксперт по черному рынку произведений искусств Пол Хендри. - После кражи они проходят через несколько посредников и всплывают на легальном рынке по полной цене». В качестве примера он приводит мейсенские фарфоровые фигурки. «Вариантов этой фигурки может быть 500 или 1000, - поясняет он. - Кто разберет, какая из них краденая, а какая нет?»

Кражи произведений искусства, несмотря на сложность этого «ремесла», остаются популярными среди грабителей. Этот криминальный бизнес считается одним из самых прибыльных и занимает «почётное» четвёртое место по обороту денег среди преступлений. /сайт/

Кражи картин являются старинным промыслом, но остаются популярными и сегодня. В понедельник, 14 марта, полиция Мадрида рассказала об одной из крупнейших краж за последние десятилетия. Преступники похитили пять картин британского экспрессиониста Фрэнсиса Бэкона общей стоимостью 30 миллионов евро. Произведения украдены из частного дома друга знаменитого художника.

Кража произошла ещё в июле прошлого года, однако владелец картин и полиция ранее не обнародовали данную информацию. Грабители воспользовались отсутствием хозяев, отключили сигнализацию и вынесли картины. При этом злоумышленники смогли остаться незамеченными. Хозяева картин и правоохранители надеются, что картины всё ещё находятся в Испании.

Это не единственная за последнее время кража картин, хотя и одна из крупнейших. Даже если полиции удаётся раскрыть преступление, то найти картины получается не всегда. Чаще всего грабители продают картины перекупщикам, а те - коллекционерам. Нередко произведения искусств попадают за границу, после чего их след теряется.

Знаменитые арт-преступления

В 2012 году грабители вынесли из музея «Кунстхал» в голландском городе Роттердам семь картин Пикассо, Моне, Гогена, Матисса и других известных художников. Воры вынули все картины из рам, при этом сигнализация почему-то не сработала. Эта кража стала крупнейшей в Нидерландах с 1991 года, когда из музея Ван Гога в Амстердаме похитили сразу 20 картин. Совершение преступления заняло у грабителей две минуты. Полиция нашла преступников, однако похищенные картины ищут до сих пор.

Не менее дерзкое преступление произошло в 1990 году, когда двое мужчин, переодетых полицейскими, вынесли из музея 13 экспонатов, среди которых картины Рембранта, Дега Вермеера и других художников. Преступники находились в музее 81 минуту, но никто их не остановил. Спустя 23 года после совершения преступления ФБР объявила о его раскрытии. Однако личности грабителей так и не были обнародованы, а картины до сих пор не найдены. В музее и сейчас оставлены пустые места и рамы на тех местах, где когда-то были экспонаты.

Однако есть ограбления, которые заканчивались менее печально, и даже принесли пользу самому экспонату. Так произошло с известной «Моной Лизой», которая не всегда была такой популярной. До 1911 года о картине знали лишь искусствоведы, однако кража произведения принесла ему мировую славу. Картину украл работник Лувра, который просто вынес её под одеждой. Журналисты настолько растиражировали информацию о преступлении, что сделали его настоящей мировой сенсацией. Только гибель «Титаника» вытеснила сообщения о расследовании кражи «Джоконды» с первых полос газет всего мира.

Знаменитое произведение было найдено в 1913 году, спустя два года после кражи. Этому способствовал сам грабитель, опубликовавший объявление о продаже «Джоконды». Предполагается, что он собирался сделать копии и выдать их за оригинал. После того как картина вернулась в Лувр, она стала объектом поклонения, как шедевр мировой классики.

Эксперты утверждают, что оценить число картинных краж невозможно. Единственная страна, в которой есть полицейское арт-подразделение - это Италия. Однако даже в этой стране ежегодно регистрируют более 20 тысяч арт-преступлений. Специалисты утверждают, что урон от арт-преступлений гораздо серьёзнее, чем мы привыкли думать. Картины меняют на оружие, наркотики и другие опасные вещи.

Самыми популярными у преступников являются произведения Пикассо, Шагала, Ренуара, Ван Гога и Дали. Большим спросом у воров стали пользоваться и работы Эдварда Мунка. Ежегодные потери от грабителей, которые несут музеи и частные коллекции, оцениваются в $7 млрд. Количество преступных группировок, добывающих произведения искусства незаконным путём, постоянно растёт. Эксперты отмечают, что спрос рождает предложение. Пока создаются шедевры, всегда будут те, кто захочет их заполучить любыми путями. Поэтому всегда будет востребована работа тех, кто сможет украсть эти вожделенные произведения искусства.