Макияж. Уход за волосами. Уход за кожей

Макияж. Уход за волосами. Уход за кожей

» » Конкурсы по сказкам для начальной школы. Сказка-игра для начальных классов "путешествие по русским народным сказкам"

Конкурсы по сказкам для начальной школы. Сказка-игра для начальных классов "путешествие по русским народным сказкам"

Литвинова М. Ф.

Русские народные подвижные игры: Пособие для воспитателя дет. сада/ Под ред. Л. В. Руссковой.— М.: Просвещение, 1986.— 79 с.. ил.

Давайте детям больше и больше содер-жания общего, человеческого, мирово-го, но преимущественно старайтесь зна-комить их с этим через родные и на-циональные явления.

В. Белинский

В «Основных направлениях реформы общеобразовательной и профессиональной школы» поставлена задача «улучшить работу по всестороннему развитию детей дошкольного возраста, воспиты-вать чувство прекрасного, формировать высокие эстетические вку-сы, умение понимать и ценить красоту и богатство родной при-роды, воспитывать в духе любви к Родине». Воспитание безза-ветной любви к Родине является основным, ведущим принципом русской и советской педагогики.

Родина впервые предстает перед ребенком в образах, звуках и красках, в играх. Все это в изобилии несет в себе народное творчество, богатое и разнообразное по своему содержанию.

Веселые подвижные игры — это наше детство. Кто не помнит неизменных пряток, ловишек, салочек! Когда они возникли? Кто придумал эти игры? На этот вопрос только один ответ: они созданы народом, так же как сказки и песни.

Русские народные игры имеют многовековую историю, они сохранились и дошли до наших дней из глубокой старины, пере-давались из поколения в поколение, вбирая в себя лучшие нацио-нальные традиции. Собирались мальчишки и девчонки вечером на деревенской улице или за околицей, водили хороводы, пели песни, без устали бегали, играя в горелки, салочки, состязались в ловкости, играя в лапту. Зимой развлечения носили иной ха-рактер: устраивались катания с гор, игры в снежки; на лошадях катались по деревням с песнями и плясками. Для всех народ-ных игр характерна любовь русского человека к веселью, удаль-ству.

Особенно популярными и любимыми были такие игры, как го-релки, русская лапта, жмурки, городки, игры с мячом. Игра в Жмурки была распространена во многих областях России и имела разные названия: «Слепая сковорода», «Жмачки», «Куриная слепота», «Кривой петух» и т. д. Прежде чем начинать игру, дети хором вели разговор с водящим: «Кот, кот, на чем стоишь?» — «На квашне».— «Что в квашне?» — «Квас!» — «Лови мышей, а не нас!» Поговорят так с водящим, да еще заставят его не-сколько раз повернуться на одном месте, и только после этого он начинает искать играющих, как правило, с закрытыми, за-жмуренными глазами.

Немало было и таких игр, где успех играющих зависел прежде всего от умения точно бросить биту, сбить городки, поймать мяч или попасть мячом в цель (городки, лапта и т. д.). Как названия

игр, так и правила были различны в разных областях России, но общим для них являлось стремление выиграть, одержать по-беду.

Русские народные игры для детей ценны в педагогическом отношении, оказывают большое влияние на воспитание ума, характера, воли, развивают нравственные чувства, физически укрепляют ребенка, создают определенный духовный настрой, интерес к народному творчеству.

В сборник вошли подвижные игры, собранные из разных источ-ников. Они достаточно разнообразны по своему содержанию, тема-тике и организации. Одни игры имеют сюжет, правила их тесно связаны с сюжетом (например, «Коршун», «Курочка», «Гуси-ле-беди», «Стадо»). В играх типа «Ляпка», «Много троих, хватит двоих», «Горячее место» сюжет и роли отсутствуют, все внимание детей направлено на движение и правила. Есть игры, в которых сюжет и действия играющих обусловлены текстом. В игре «Крас-ки» покупатель переговаривается с водящим: «Тук-тук!» — «Кто там?» — «Покупатель».— «Зачем пришел?» — «За крас-кой».— «За какой?» — «За голубой».

Привлекательны для детей в русских играх различные попевки. В игре «Уголки» каждая перебежка сопровождается по-левкой. При последнем слове играющие меняются местами, а покупающий — водящий стремится занять освободившийся во время перебежки уголок.

В играх типа «Горелки» текст отвлекает внимание ловяще-го, во время пения он должен смотреть вверх.

В сборнике представлены игры главным образом для детей старшего дошкольного возраста. Разделены они по видам дви-жений: игры с бегом, прыжками, метанием; некоторые из них можно проводить как в теплое, так и в холодное время года. Представлены также игры малой подвижности, пригодные для проведения в ненастную погоду на ограниченной площадке.

В сборнике дано много старинных и современных считалок, сговорок. В любой русской игре есть обязательно водящий или ведущий. На эту роль обычно бывает много желающих, а вы-брать нужно одного, иногда двоих, для чего и служат считалки и сговорки.

Водящего можно также выбрать жеребьевкой. Проводится она иначе, чем считалка, и применяется в тех играх, где нужно разбиться на две партии.

В практике дошкольного воспитания народные игры встре-чаются редко. В отдельных сборниках есть народные игры, но они настолько изменены, что в новом варианте утратили на-родные традиции, лишены игрового зачина и т. д.

Русские народные игры и их варианты, данные в сборнике, доступны детям дошкольного возраста. Их можно с успехом использовать в работе с детьми во время прогулок и занятий физической культурой.

Литературная игра-викторина

«ПУТЕШЕСТВИЕ ПО РУССКИМ НАРОДНЫМ СКАЗКАМ»

Задачи:

Создать условия для обобщения, систематизации и расширения у детей представлений об устном народном творчестве, сказках;

Создать условия для формирования читательских умений; для обобщения и систематизации знаний о русских народных сказках;

Способствовать возникновению интереса к исследовательской деятельности через самостоятельное чтение;

Развивать любознательность, внимательность и читательскую память.

Цели: обобщить знания учащихся о сказках, развивать умения узнавать сказки и их героев; развивать творческое воображение, ассоциативную память; воспитывать потребность в чтении книг, воспитывать любовь к устному народному творчеству.

1. «Заюшкина избушка».
2. «Репка».
3. «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка».
4. «Курочка ряба».
5. «Гуси-лебеди».

6. «Морозко»

7. «По щучьему велению»

8. «Снегурочка»

9. «Царевна-лягушка»

10. «Колобок»

11. «Теремок»

12. «Волк и семеро козлят»

13. «Лиса и Журавль»

14. «Маша и медведь»

15. «Три медведя»

Оформление:

выставка рисунков по русским народным сказкам, слайды презентации

Оборудование:

телеграммы на карточках, карточки с пословицами, компьютер, мультимедийная система, классная доска, разноцветный мел, силуэты героев сказок из цветной бумаги

Место проведения: актовый зал.

Время проведения : 40 минут.

    Организационный момент.

Звучит песня «В гостях у сказки»муз. В. Дашкевича, сл. Ю. Кима (Михайлова)

2. Вступительное слово.

Ведущая 1: - Сказки. С начала их рассказывают мамы и папы, бабушки и дедушки, укладывая нас спать. Потом появляются книжки с яркими картинками, и малыши просят взрослых почитать, неуставая слушать одну и ту же сказку сотни раз. Первым чтением становятся тоже сказки. Так в нашу жизнь входит мир, в котором творятся чудеса, мир, полный волшебства. И когда мы становимся взрослыми, нам хочется сохранить этот мир где-то в глубине сердца.

Ведущая 2: - Ребята, сегодня мы отправляемся в гости к сказке. Вы хотите попасть в сказочную страну? За правильный ответ вы будете получать баллы, по которым потом мы определим победившую команду.

Вед. 1. Много жанров есть на свете:

Басня, повесть и рассказ,

Но с рожденья любят дети

Волшебство и мир прикрас.

Что наш маленький народ

В мир волшебный унесет?

Полный смеха, света, краски,

А зовется чудо – сказки!

Вед.2 Бродят сказки по белому свету,

Людям дарят тепло и добро.

Как раскроешь ты дивную книгу,

Так возьмет тебя в плен волшебство.

Вот, как витязь, стоишь на распутье,

Ищешь к счастью дорогу свою;

Вот в волшебном саду у Кощея

Птицы-жар тебе песню поют.

Вед 1. Море синее плещет о скалы,

Буреломы встают на пути,

Машут в небе высоком крылами

Гуси-лебеди - слуги Яги.

Много в Сказочном царстве историй,

И какую ни выберешь ты -

Тебе сказка поможет, расскажет

Всё о жизни, добре и любви.

Читают уч-ся

СКАЗКИ СЛУШАТЬ Я ЛЮБЛЮ.

Сказки слушать я люблю,
Маму вечером молю:
- Почитай мне эти сказки,
Я потом закрою глазки,
Будет сниться мне во сне,
Будто на лихом коне
Я скачу на бой с Кощеем
Или с трёхголовым Змеем.

Побеждаю в сказке зло,
Людям делаю добро.
Все ребята это знают –
Сказки в жизни помогают:
Быть нам честными всегда,
Не бояться никогда,
Слабым помогать в пути,

К людям с добротой идти.

3. Конкурс «Назови сказку!»

Ведущая 2: - Ребята, все мы с вами любим сказки, а особенно русские народные. Первый конкурс нам и покажет, кто из вас лучше всех их знает.

Презентация. Слайды 2-32

Тянут дед, бабка, внучка,
Тянет маленькая Жучка,
Кошка с мышкой тянут крепко
Догадался? Это … (Репка)

Помогала им яблонька,
Помогала им печка,
Помогала им голубая речка
Все им помогали,
Все их укрывали.
К матушке и батюшке
Они домой попали. (Гуси-лебеди)

Не послушал брат сестрёнку
Превратился он в козлёнка!
Во всём ведьма виновата.
Звали как сестру и брата? (Сестрица Алёнушка и братец Иванушка)

Где и когда приключилось такое?
Мышка разбила яйцо золотое.
Дед горевал,
И печалилась баба.
Только кудахтала … (Курочка ряба)

Старухина дочь сидит
Зубами стучит.
А он по лесу потрескивает,
С елки на елку поскакивает,

Пощелкивает, на старухину дочь поглядывает. (Морозко)

На печи лежит Емеля,
Долго мучался бездельем.
А потом пошло везенье
Всё … (По щучьему велению)

Красна девица грустна:
Ей не нравится весна.
Ей на солнце тяжко!
Слёзы льёт бедняжка. (Снегурочка)

Если сбрасывает кожу,
На красавицу похожа. (Царевна-лягушка)

Он от дедушки ушёл,
Он от бабушки ушёл.
Круглый сам,
Румяный бок,
А зовётся … (Колобок)

В этом доме - вот так да! -
Поместились без труда
Мышь, лягушка, волк с лисой,
Зайка серенький, косой.
Мишка втиснулся, как мог,-
Развалился... (Теремок)

Зайку выгнала лиса...
Плачет зайчик: Вот беда!
Волк, медведь и петушок
Помогали зайке. Вот!
Догадались вы, друзья,
Что за сказка эта? Да? (Заюшкина избушка)

Отворили дверь козлята,
И… пропали все куда-то! (Волк и семеро козлят)

Колотил да колотил
По тарелке носом -
Ничего не проглотил
И остался с носом... (Лиса и Журавль)

Сидит в корзине девочка
У мишки за спиной,
Он, сам того не ведая,
Несет ее домой.
Ну, отгадал загадку?
Теперь скорей ответь!
Названье этой сказки… (Маша и медведь)

Возле леса, на опушке,
Трое их живет в избушке.
Там три стула и три кружки,
Три кроватки, три подушки.
Угадайте без подсказки,
Кто герои этой сказки? (Три медведя)

4. Конкурс «Телеграммы»

Ведущая 1:

Кто-то по лесу бродил,

Сумку в елках обронил.

Что лежит в ней? Погляжу

И по секрету вам скажу.

Телеграммы! Целых три!

Только трудно мне понять,

Кто послать их так спешил,

Что даже подписать забыл?

«К лисе в гости я иду, прилететь к вам не могу!»

(Жу­равль из русской народной сказки «Лиса и журавль».)

«Щуку в речку отпущу да на печи к вам прикачу!»

(Еме­ля из русской народной сказки «По щучьему веленью».)

«Через лес, от пня к пеньку, в деревню короб я несу. С ношей тяжело в пути, мне до вас уж не дойти!».

(Мед­ведь из русской народной сказки «Маша и медведь».)

5. Конкурс «Филфорд»

Ведущая 2: - Найдите в филфорде 10 персонажей сказок. Для этого нужно в каждой строчке среди букв найти слово. Если вы его найдете и правильно назовете, то оно высветится. Начнем искать слова.

Презентация. Слайды 33-44

Ответы: медведь, волк, петух, яичко, дед, лиса, репка, гуси, Маша, коза.

6. Конкурс «Ассоциации»

Ведущая 1: - Ребята, следующий конкурс тоже на сообра­зительность.

Ассоциации - это слова, которые вызывают в памяти произведение, в котором они встречались. Попро­буйте отгадать сказки по ассоциации со словами:

1. Дед, Жучка, Внучка. (Русская народная сказка «Репка».)

2. Царь, стрела, клубок, Иван-царевич, щука. (Русская народная сказка «Царевна-лягушка».)

3. Лиса, волк, заяц, дед, бабка. (Русская народная сказка «Колобок».)

4. Коза, петух, козлята, волк. (Русская народная сказка «Волк и семеро козлят».)

5. Баба-яга, девочка, мальчик, гуси. (Русская народная сказка «Гуси-лебеди».)

6. Медведь, Машенька, пирожки. (Русская народная сказка «Маша и медведь».)

7. Заяц, петух, лиса, собаки. (Русская народная сказка «Заюшкина избушка».)

8. Лиса, кувшин, журавль. (Русская народная сказка «Лиса и журавль»).

7. Конкурс «Исправь ошибки»

Ведущая 2: - В названиях следующих сказок есть ошибки. Найди их.

«Петушок Ряба» – «Курочка Ряба».
«Даша и медведь» – «Маша и медведь».
«Волк и семеро ягнят» - «Волк и семеро козлят».
«Утки-лебеди» – «Гуси-лебеди».
«Лисичка с кастрюлькой» – «Лисичка со скалочкой».
«По рыбьему велению» – «По щучьему велению».
«Пять медведей» - «Три медведя»
«Домик» - «Теремок»
«Морковка» - «Репка»

8. Конкурс «Собери пословицы»

Детям выдаются карточки следующего содержания.

Ведущая 1:

9. Конкурс «Продолжи сказку»

Ведущая 2: - Внимательно послушай отрывок из сказки и продолжи её (задание выполняется по командам).

1. Посадил дед репку и говорит:

Расти, расти, репка, сладкá! Расти, расти, репка, крепкá!

Выросла репка сладкá, крепкá, большая-пребольшая.

Пошел дед репку рвать: тянет-потянет, вытянуть не может...

Тянут-потянут, вытянуть не могут).

Ведущая 1:

    …Бежит Машенька, несет братца, ног под собой не чует. Оглянулась назад – увидела гусей – лебедей. Что делать?
    Побежала она к молочной реке – кисельным берегам.
    А что дальше? («Речка, спрячь нас!» просит Машенька. Речка посадила её с братцем под крутой бережок, от гусей спрятала.)

Ведущая 2:

3. …Девушка сидит под елью, дрожит, озноб ее пробирает. Вдруг слышит - невдалеке Морозко по елкам потрескивает, с елки на елку поскакивает, пощелкивает. Очутился на той ели, под которой девица сидит, и сверху ее спрашивает:

Ведущая 1:

4. … Идет медведь между елками, бредет медведь между березками, в овражки спускается, на пригорки поднимается. Шел-шел, устал и говорит:

Сяду на пенек,

Съем пирожок!

А Машенька из короба….

Вижу, вижу! Не садись на пенек. Не ешь пирожок! Неси бабушке. Неси дедушке!»)

Ведущая 2:

5. … Стоит в поле теремок. Бежит мимо мышка–норушка. Увидела теремок, остановилась и спрашивает…

(«Терем–теремок! Кто в тереме живёт? Никто не отзывается»).

Ведущая 1:

6. … Емеля, Емеля, отпусти меня в воду, я тебе сделаю все, что ни пожелаешь. 

Ладно, только покажи сначала, что не обманываешь меня, тогда отпущу.  Щука его спрашивает:

Емеля, Емеля, скажи - чего ты сейчас хочешь? 

Хочу, чтобы ведра сами пошли домой и вода бы не расплескалась... 

Щука ему говорит:

Запомни мои слова: когда что тебе захочется - скажи только…

(«По щучьему веленью. По моему хотенью»).

10. Конкурс «Вопрос-ответ»

Ведущая 2:

1. Брат Аленушки, превратившийся в козленочка. (Иванушка.)

2. В сказках ее часто называют Патрикеевной. (Лиса.)

3. Любимый летательный аппарат Бабы Яги? (Метла и ступа)

4. Родственница Деда Мороза. (Снегурочка.)

5. Сказка - ложь, да в ней намек, добрым молодцам... (урок).

6. Русская народная сказка, в которой один малень­кий домик приютил много зверюшек. («Теремок»)

7.В сказках его всегда побеждает добро. (Зло)

8.Кого поймал в проруби Емеля? (Щуку)

9.Кем была в русской народной сказке заколдован­ная лягушка?(Царевна)

10.Назовите сказку, герой которой «по сусекам скре­бен».(«Колобок»)

11.Кому говорила девочка Маша: «Не садись на пе­нек, не ешь пирожок!»? (Медведь)

12.В этой сказке птицы налетели, подхватили маль­чика и унесли на крыльях. («Гуси-лебеди»)

13.Из какой сказки эти слова: «Тепло ли тебе, деви­ца?»(«Морозко»)

14.В русских сказках ее называют и Премудрой и Прекрасной.(Василиса)

15.«...А солнце высоко, колодец далеко, жар донимает». Кем является девочка по отношению к мальчику из этой сказки?(Сестрой)

16. Назовите одну особенность известной сказочной избушки? (Курьи ножки)

17. Какой сказочный герой придумал хранить смерть на конце иголки, а иголку в яйце и т.д.? (Кощей Бессмертный)

18. Какие герои сказки кушали из кувшина и из тарелки и оба остались голодными? (Лиса и Журавль) .

11. Конкурс «Танграмма. Собери героя сказки»

Ведущая 1:

Учащимся предлагается выбрать по два человека из команды. На столах лежат танграммы, вырезанные из цветного картона. Задача участников: собрать из геометрических фигур по образцу героев сказок и назвать их.

Ведущая: - Танграм – самая древняя китайская игра. Правила игры исключительно просты. Из семи исходных геометрических фигур нужно сложить силуэт заданной фигуры. Во время составления заданной фигуры обязательно используются все семь исходных фигурок. При этом их нельзя накладывать одну на другую. Они должны плотно прилегать друг к другу.

12. Подведение итогов.

Выступление школьного кукольного театра

Слово предоставляется жюри. Жюри подводит итоги.

Ведущая 2: - Подошла к концу наша литературная игра-виктори­на. Завершая ее, мы желаю вам: «Жить-поживать, зла не встречать, здоровыми быть и сказки любить!». А теперь пора прощаться. До свидания, друзья! До новых встреч со сказкой!


Картотека дидактических игр
по
русским народным сказкам
Выполнила:
Воспитатель: Павлова Светлана Александровна

Название игры Цель игры Необходимые материалы Содержание игры
«Кто за кем? »
Закрепление знания сказок. Развитие грамматического строя речи, знакомить детей с предлогами: за, перед, до, после, между; учить ориентироваться в пространстве, развивать наглядное мышление. Развивать элементарные математические представления: сначала, потом, первый, второй, последний.
Используются фигурки героев одной сказки («Репка», «Теремок», «Колобок», «Заяц и лиса (Заюшкина избушка) » и др.) ; кружки – жетоны. Можно использовать фигурки сказочных героев из театра на фланелеграфе.
1. Ведущий просит разместить героев знакомой сказки в определённой последовательности. После этого просит ребёнка объяснить: кто за кем пришёл, встретил; кто как стоит, используя различные предлоги. Ведущий задаёт наводящие вопросы.
2. Если ребёнок успешно овладел всеми понятиями, можно игру усложнить, добавив понятия право, лево.
За правильное выполнение задания ребёнок получает жетон.
«Что изменилось? » Развитие связной речи, внимания, наглядного мышления. Используются фигурки героев одной сказки («Репка», «Теремок», «Колобок», «Заяц и лиса (Заюшкина избушка) » и др.) и предметов; кружки – жетоны. Можно использовать фигурки сказочных героев из театра на фланелеграфе.
1. Ведущий с помощью фигурок воспроизводит на фланелеграфе сюжет какой – либо сказки и просит одного из детей описать, что изображено. Затем ребёнок отворачивается и ведущий вместе с другими детьми меняет две – три фигурки местами (если дети старше шести лет, количество изменений можно увеличить до пяти). Ребёнок должен сказать, что изменилось. За правильные ответы он получает жетон. Побеждает тот кто наберет больше всех жетонов.
2. Если дети успешно освоили эту игру, попросите их самих выложить сюжет какой – нибудь сказки и самим без ведущего продолжить игру, назначив ведущим одного из детей.
«Расскажи о картинке» Расширение словарного запаса, развитие связной речи, творческого мышления, наблюдательности.
Используются фигурки героев одной сказки («Репка», «Теремок», «Колобок», «Заяц и лиса (Заюшкина избушка) » и др., кружки – жетоны. Можно использовать фигурки сказочных героев из театра на фланелеграфе.
Выбирается сказка взрослым (это может быть сказка, которая изучается в данный момент). Ведущий берёт одного из героев сказки и описывает его: рассказывает как он выглядит, добрый или злой, большой или маленький, что он делает по ходу сказки и т. д. После этого он просит детей повторить, что он рассказал.
Затем ведущий берёт другую фигурку и просит детей по очереди описывать героя и следить, чтобы описания не повторялись.
Если это не получается, ведущий задаёт наводящие вопросы: например, во что одет дед; старый он или молодой; что делает и т. д. За правильные ответы ребёнок получает жетон. Побеждает тот, кто даст ответов больше всех.
«Найди по силуэту»
Развитие речи, наглядного мышления, внимания, образной памяти.
Используются фигурки героев одной сказки («Репка», «Теремок», «Колобок», «Заяц и лиса (Заюшкина избушка) » и др.) . Можно использовать фигурки сказочных героев из театра на фланелеграфе.
Ведущий просит детей рассмотреть фигурки со всех сторон. Далее он объясняет, что такое силуэт, и просит детей обвести пальчиком силуэт фигурки, а затем – карандашом.
Ведущий выкладывает фигурки обратной стороной и просит найти героев сказки, предметы
«Покажи одинаковое» Расширение словарного запаса. Учить детей мыслительным операциям: сравнению, обобщению, логическому мышлению. Развивать фантазию, уметь классифицировать предметы по разным признакам. Фигурки героев сказок из театра на фланелеграфе; картинки с сюжетами, выбранной сказки.
Ведущий рассказывает о том, что есть одинаковые предметы, части тела у разных людей, животных и т. д., и просит показать детей одинаковое.
Затем он просит ответить на его вопросы и показать одинаковое на фигурках. Например, у кого есть хвосты, кто одет в юбки, чем похожи дед, бабка, внучка (ходят на ногах, люди, чем похожи Жучка, кошка, мышка (животные) и т. д.«Раскрась по описанию» Развитие речи, умения слушать другого, понятно выражать свои мысли; закрепление понятия «силуэт»; развитие наблюдательности, образного мышления и воображения. Фигурки героев сказок из театра на фланелеграфе; картинки с сюжетами из игры «Собери и расскажи сказку», выбранной сказки; загадки к героям сказки; цветные карандаши, бумага.
Ведущий рассказывает детям сказку, и выкладывает опорные картинки с сюжетами сказки. Затем вместе с детьми отбирает фигурки героев сказки.
Когда фигурки лежат перед детьми, взрослый зачитывает по карточке загадку про одного из героев. Дети должны отгадать, о ком идёт речь. Тот, кто первым отгадал, становится рассказчиком.
Ведущий переворачивает карточку и просит найти точно такую же фигурку – силуэт.
Дети, каждый на своём месте, обводят силуэт. После этого опорные картинки убираются, и рассказчик вместе с ведущим должен описать изображение, а дети должны дорисовать и раскрасить силуэты, не глядя на фигурку.
Вначале рекомендуется играть простыми фигурами (репка, колобок, теремок, рукавичка). После каждого описания показывайте фигурку и сравнивайте, у кого какой силуэт получился. Следующим рассказчиком становиться тот, у кого точнее всех получился рисунок, или можно загадать загадку про следующего героя.
«Кто самый наблюдательный? » Закреплять умение составлять рассказ по картинке, развивать внимание, расширять словарный запас Сюжетные картинки из игры «Собери и расскажи сказку». Взрослый показывает картинку с изображением сюжета одной из сказок и просит детей описать, что изображено на картинке. Дети перечисляют и описывают героев, события, предметы. За каждый правильный ответ они получают жетоны.
Детям 3 – 5 лет можно играть два – три раза по одному сюжету. Если дети старше пяти лет, они играют по данному сюжету один раз. Победитель выкладывает свой сюжет.
«Разведчик» Развитие речи, внимания, образной памяти; закрепление понятий: на, над, под, перед, с, внутри и т. д.Фигурки героев сказок; картинки с сюжетами сказок; бумага, цветные карандаши, загадки. Взрослый загадывает загадку. Тот, кто её отгадал, становятся «разведчиком». Ему показывают картинку – сюжет, и он должен описать картинку с героем как можно точнее, а другие дети, используя фигурки, рисуют у себя картинку по описанию.
Взрослый помогает «разведчику» описать картинку более точно.
«Цветные кружочки» Развитие связной речи, образной памяти, обучение детей мнемотехникам. Цветные кружочки, отличающиеся цветом и размером в соответствии с героями сказок; фигурки героев сказки; картинки с сюжетами сказки. Расскажите сказку детям и попросите их показать соответствующие фигурки. Попросите малыша разыграть сюжет из сказки.
Если ребёнок не справляется, покажите ему картинку – сюжет, и пусть он расскажет сюжет, используя фигурки.
Затем расскажите ему сказку, выкладывая лишь кружочки. После этого он должен заменить героев кружочками и пересказать сказку, используя кружочки.
«Собери из частей» Развитие речи, внимания, памяти, мышления, координации движений рук.
Разрезные картинки героев сказок, фигурки героев сказок из «Сказочного сундучка», соответствующие разрезным картинкам, загадки. Взрослый показывает детям фигурки героев сказок. Спросите, как их зовут. Затем покажите, что из частей можно сложить фигурку любого из героев.
Затем части карточек перемешиваются, и взрослый просит малыша отгадать загадку и сложить фигурку героя.
«Шляпа фокусника» Закрепление знания сказок; развитие речи; развитие тактильной чувствительности, мелкой моторики рук, внимания и образной памяти Резиновые игрушки из настольного театра, шляпа или коробка, платок. Взрослый показывает шляпу и платок: «Это шляпа фокусника, в ней лежат герои сказок. Вам надо по очереди на ощупь определить героя, назвать его и сказать, из какой он сказки.
«Я назову, а вы продолжите» Развитие речи, закрепление знания сказок, развитие внимания, мышления, памяти Взрослый называет одного из героев, а дети добавляют его сказочное название.
Младший и средний возраст
Мышка - … (норушка)
Лягушка - … (квакушка)
Зайчик - … (побегайчик)
Лисичка - … (сестричка)
Волчок - (Серый бочок)
Медведь - … (косолапый)
Петушок - (Золотой гребешок)
Гуси - (Лебеди)
Сестрица - (Алёнушка)
Братец - (Иванушка)
Серый … (волк)
Баба - … (Яга, костяная нога)
Коза - … (дереза)
Красная (шапочка)
Курочка - … (Ряба)
Муха - … (Цокотуха)
Старшая и подготовительная группа
Крошечка – … (Хаврошечка)
Царь … (Салтан)
Царевна - … (лягушка)
Сивка … (бурка)
Финист - … (Ясный сокол)
Никита … (Кожемяка)
Серебряное … (копытце)
Цветик - … (семицветик)
Илья … (Муромец)
Добрыня … (Никитич)
Соловей - … (разбойник)
Василиса … (Прекрасная)
Царевич … (Елисей)
Мальчик … (с пальчик)
Конёк – (Горбунок)
Гадкий … (утёнок)
«Из какой сказки герой?» Закрепление знания сказок, развитие речи, мышления, памяти.
Большая карточка с изображением героя сказки; маленькие карточки, с изображением сюжетов разных сказок Детям раздаются большие карточки. Ведущий показывает карточки с сюжетами сказок. Тот ребёнок, у которого на большой карточке изображен герой из сюжета сказки, называет сказку и берёт карточку себе.
Выигрывает тот, кто быстрее соберет все сказки.
«Помоги герою найти свою сказку» Закрепление знания сказок, развитие речи, мышления, памяти. На листе бумаги изображён герой сказки и три картинки – сюжеты сказок, в которых этого героя нет, и одна картинка, в которой этот герой есть.
Взрослый показывает детям картинку и говорит, например: «Петушок пошёл гулять и заблудился. Давайте поможем ему вернуться в свою сказку». Дети рассматривают картинку и называют подходящую сказку.
«В какую сказку попал Колобок? » Закрепление знания сказок, развитие речи, мышления, памяти. Картинка с изображением сюжета сказки, на которую приклеен Колобок. Взрослый показывает детям сюжетную картинку. Дети называют сказку, и описывают картинку.
«Сказочная путаница» Закрепление знания сказок, развитие речи, мышления, памяти. Картинка с изображением двух разных сказок. Взрослый показывает картинку. Дети должны назвать какие сказки перепутались.
«Кто как кричит? » Развитие ЗКР Картинки, изображающие животных, загадки. Взрослый загадывает загадку о животных, дети её отгадывают. Взрослый показывает картинку и говорит: «Как говорит это животное?» Дети имитируют животного.
«Собери и расскажи сказку» Закрепление знания сказок; расширение словарного запаса, развитие связной речи, внимания, памяти Картинки с изображением сюжетов, выбранной сказки. Ребёнок должен сложить последовательно сюжетные картинки от начала до конца сказки, затем рассказать сказку с опорой на сюжетные картинки.
«Чья песенка» Расширение словарного запаса, развитие речи, закрепление знания сказок. Воспитатель читает слова героя из сказки. Дети называют сказку и героя, которому принадлежат эти слова. Например:
Я, Колобок, Колобок,
По амбару метён,
По сусечкам скребён,
На сметане мешён,
В печку сажён,
На окошке стужён.
(Сказка «Колобок», песенка Колобка)
Козлятушки, дитятушки,
Отомкнитеся, отопритеся!
Ваша мать пришла,
Молочка принесла.
Я, Коща, во бору была,
Ела траву шелковую,
Пила воду студёную;
Бежит молочко по вымечку,
Из вымечка по копытечкам,
А с копытечка во сыру землю.
(Сказка «Волк и козлята», песенка Козы)
Вы, детушки, вы, батюшки
Отопритеся, отворитеся!
Ваша мать пришла,
Молочка принесла,
Полны копытся водицы!
Сказка «Волк и козлята», песенка волка)Ау, ау, Снегурушка!
Ау, ау, голубушка!
У дедушки, у бабушки
Была внучка Снегурушка,
Её подружки в лес заманили,
Заманили – покинули.
(Сказка «Снегурушка и лиса», песенка Снегурушки) .Вижу, вижу!
Не садись на пенёк,
Не ешь пирожок!
Неси бабушке,
Неси дедушке!
(Сказка «Маша и медведь», песенка Маши) .Как выскочу, как выпрыгну –
Полетят клочки по закоулочкам.
(Сказка «Лиса, заяц и петух», песенка лисы) .Петушок, Петушок
Золотой гребешок,
Выгляни в окошко –
Дам тебе горошку.
(Сказка «Кот, петух и лиса», песенка лисы) .Несёт меня лиса
За тёмные леса,
За высокие горы!
Котик-братик,
Выручи меня!
(Сказка «Кот, петух и лиса», песенка Петушка) .Эта ложка простая – Петина,
Эта ложка простая – Котова,
А это ложка не простая, - точёная,
Ручка золочёная, -
Эту ложку я себе возьму.
(Сказка «Жихарка», слова Жихарки)
Ку – кА – ре – ку!
Несу косу на плечи,
Хочу лису посечи!
Поди лиса, вон!
(Сказка «Лиса, заяц и петух», песенка Петушка) .Стрень, брень, гусельки,
Золотые стунушки,
Дома ли лиса?
Выходи лиса!
(Сказка «Кот, петух и лиса», песенка Кота) .Сяду на пенёк
Съем пирожок.
(Сказка «Маша и медведь», песенка медведя)
«Сказочные зайцы» Развитие речи, воображения, наблюдательности, выразительности движений. Взрослый предлагает детям вспомнить сказки, в которых есть зайцы. Желающие рассказывают, какие это зайцы, или изображают, как они себя ведут, не называя сказки. Остальные дети отгадывают, из какой сказки заяц.
«Большой – маленький» Упражнять в образовании слов по аналогии. Развитие речи, наблюдательности, выразительности движений. Воспитатель называет название взрослого животного. Ребёнок называет название его детёныша. Затем изображают детёныша животного.
«Волшебный кубик» Закрепление знания сказок, развитие речи, памяти.
Разноцветный кубик, на каждую грань которого, с помощью липучки, прикрепляются герои или сюжеты сказок I вариант. Воспитатель бросает кубик, на каждой грани которого прикреплено изображение какого-либо персонажа сказки. Дети называют героя и сказки с его участием.
II вариант. Воспитатель бросает кубик, на каждой грани которого прикреплено изображение какого-либо персонажа сказки. Дети изображают этого героя.
III вариант. Воспитатель бросает кубик, на каждой грани которого прикреплено изображение какого-либо сюжета сказки (желательно чтобы сказки были разные). Дети называют сказку и её героев.
IV вариант. Ребёнок бросает кубик, на каждой грани которого прикреплено изображение какого-либо персонажа сказки, и называет героя и сказки с его участием.
V вариант. Ребёнок бросает кубик, на каждой грани которого прикреплено изображение какого-либо сюжета сказки (желательно чтобы сказки были разные, и называет сказку и её героев.«Опиши героя» Развитие грамматического строя речи, умения подбирать прилагательные. Сказка, картинка или фигурка героя для описания; карточки со схематическими изображениями эмоций, цвета, строения тела. I вариант (для детей 3 – 4 лет) :После прочтения сказки, воспитатель спрашивает: (например, сказка «Лиса и заяц») – Какой Петушок?
Дети отвечают: «Добрый, смелый и т. д. »
II вариант (для детей 4 – 7 лет) :
После прочтения сказки, или при сравнении сказок, воспитатель просит описать одного из героев, используя схематические карточки.
«Я начну, а ты продолжи» Закрепление знания сказки, развитие связной речи, умение внимательно слушать друг друга. Персонаж – герой выбранной сказки. Дети сидят в кругу. У воспитателя в руках персонаж – герой сказки, которую дети будут рассказывать. Воспитатель начинает сказку (говорит одно – два предложения) и передаёт сидящему рядом ребёнку. Ребёнок продолжает, говоря тоже одно – два предложения, и передаёт следующему.
«Маски» Развитие речи, воображения, наблюдательности, сообразительности, выразительности движений. Маски сказочных персонажей – животных. Выбирается водящий. Остальные дети стоят перед ведущим полукругом. На водящего надевают маску сказочного персонажа знакомой сказки, но он не знает какого. Чтобы догадаться, чья это маска, водящий предлагает кому – либо из детей, или всем детям, изобразить этого персонажа. Если персонаж будет угадан, водящим становится тот, кто его изображал.
«Угадай сказку» Закрепление знания сказок и сказочных героев, развитие связной речи, внимания, наглядного мышления. Используются фигурки сказочных героев одной из сказки. Взрослый прикрепляет на фланелеграф фигурки сказочных героев персонажев какой - либо сказки и просит детей назвать эту сказку.
«Назови сказку» Закрепление знания сказок и сказочных героев, развитие связной речи, внимания, памяти, наглядного мышления. Игровое поле, на котором помещены сюжеты разных сказок; кубик.
Ребёнок бросает кубик на игровое поле. Когда кубик остановиться на одном из сюжетов, ребёнок называет сказку и её героев
«Что изменилось? » - 2 Развитие связной речи, внимания, наглядного мышления. Игрушки из настольного театра На столе перед детьми стоят фигурки героев одной сказки. Воспитатель называет героев. Затем дети закрывают глаза и воспитатель убирает одну игрушку. Дети открывают глаза и воспитатель спрашивает: «Кто убежал в лес? » Дети должны сказать, что изменилось
«Найди сказочных героев» Закрепление знания сказок и сказочных персонажей. Развитие речи, памяти, внимания, мышления. I вариант:
Материал: Фигурки сказочных героев, сюжеты сказок.
Воспитатель раздаёт детям фигурки или резиновые игрушки сказочных героев. На столах разложены сюжеты разных сказок. По команде воспитателя дети к каждому сюжету ставят своего сказочного героя.
II вариант.
Материал: большие карты, на которой изображен сюжет какой – либо сказки; маленькие карточки с изображением сказочных героев сказки Игра проводиться по принципу лото. Детям раздаются большие карты. Ведущий показывает маленькие карточки. Дети, у которых герой из сказки, изображенной на большой карте, называет героя и берёт его себе. Выигрывает тот кто первым заполнит свою карту.
«Кто лишний? » Закрепление знания сказок и сказочных персонажей, развитие речи, внимания, памяти, мышления. Используются фигурки героев сказок из театра на фланелеграфе или из настольного театра.
На столе или на фланелеграфе выставляются герои одной из сказок и один лишний герой. Детям до 5 лет, взрослый называет сказку. Дети должны назвать кто лишний, кто заблудился.
Дети после пяти лет, должны назвать из какой сказки герои и кто заблудился.
«Отгадай слово» Закрепление первого звука в слове, закрепление знаний о сказочных героях, развитие ЗКР, мышлении, памяти, внимания. Двухсторонние карточки: с одной стороны буква, с другой стороны изображение сказочного персонажа название, которого начинается на эту букву.
I вариант:
Воспитатель показывает картинку сказочного персонажа. Ребёнок проговаривает название и выделяет первый звук. Воспитатель переворачивает карточку.
II вариант:
Воспитатель выкладывает из карточек слово картинками вверх. Ребёнок проговаривает название каждой картинки, выделяя первый звук. Воспитатель переворачивает карточку буквой вверх, ребёнок складывает (прочитывает) загаданное слово.
«Расскажи сказку по картинке» Развитие связной речи; закрепление знания сказок, памяти. Сюжетные картинки к сказкам.
Воспитатель показывает ребёнку сюжетную картинку. Ребёнок называет сказку и описывает, что на ней изображено. При желании ребёнок может рассказать сказку полностью.

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Урок-викторина « По дорогам русской сказки» 5 класс Разработала Семёнова А.В. ГБОУ СОШ 690 г. Москвы

Иллюстрация к любой русской народной сказке на листе формата А4. КОНКУРС 1

Инсценировка отрывка из любой русской народной сказки. КОНКУРС 2

Вопросы на карточках. КОНКУРС 3

Вопросы по терминологии (карточки). КОНКУРС 4

1.Каша из топора – это: а) волшебная; б) бытовая; в) сказка о животных; г) сказочная повесть. 2.Птицы, укравшие мальчика: а) журавли-аисты; б) стрижи-ласточки; в) совы-филины; г) гуси-лебеди. 3.Название сказочной реки – а) Волга; б) Малина; в) Калина; г) Смородина. КОНКУРС 5

Участник каждой команды должен с завязанными глазами нарисовать на доске избушку на курьих ножках. КОНКУРС 6

КОНКУРС 7 Храбрый Хитрый Злой Трусливый Добродушный Заяц Петух Лиса Медведь Волк

Вода Молодец Девица Лес Меч Стрелы Яблочки КОНКУРС 8

Вода Молодец Девица Лес Меч Стрелы Яблочки КОНКУРС 8 ж ивая/мёртвая д обрый красная дремучий/тёмный б улатный калёные наливные

Земля Ворон Ветры Нога Бабы-Яги Головушка Рученьки КОНКУРС 8

Земля Ворон Ветры Нога Бабы-Яги Головушка Рученьки КОНКУРС 8 сырая чёрный буйные костяная буйная белы

Напишите на листе бумаги названия волшебных предметов. КОНКУРС 9

Соберите из букв название сказки КОНКУРС 10 п о Щ У Ч Ь Е М У В Е Л Е Н Ь Ю

ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок литературы в 5 классе по русским народным сказкам.

Конспект урока по русским сказкам "Журавль и Цапля", "Солдатская шинель". Сказочники. Отличительные черты сказок бытовых, о животных, волшебных....

Презентация к уроку по русской народной сказке "Царевна-лягушка" предназначена для учеников 5 класса

Данная презентация может использоваться на уроке литературы в 5 классе при изучении народных сказок. Работа составлена красочно, кроме информации о содержании сказки и ее вариантах, помещены за...

Викторина "Путешествие по русским народным сказкам"

Тема: Викторина «Путешествие по русским народным сказкам» Цели:- обобщить знания детей по русским народным сказкам;Задачи:- приобщить детей к народному творчеству;-формиро...

Викторина-эстафета по русским народным сказкам «Сказки водят хоровод»

Цели: Расширить знания детей о сказках;Создать условия для пропаганды здорового образа жизни;Способствовать развитию физических качеств: быстроты, координации, ловкости;Развивать речь детей, память....

Интересные познавательные игры, игры-викторины и конкурсы для младших школьников на знание сказок.

Игра «Сказки. Сказки. Сказки»

Дополни имя . Игра для разминки, включения ребят в игровую ситуацию. Ведущий называет первое слово имени сказочного героя, а дети хором продолжают. Чей хор дружнее и без ошибок, та команда побеждает.

Кощей — Бессмертный

Елена — Прекрасная

Василиса — Прекрасная

Сестрица — Аленушка

Мальчик — с-пальчик

Финист — Ясный Сокол

Иван — царевич

Братец — Иванушка

Змей — Горыныч

Андрей — стрелок

Никита — Кожемяка

Крошечка — Хаврошечка

Отвечай одним словом . Каждому игроку или команде быстро задаются вопросы. Время на обдумывание — 1-2. секунды. Кто больше даст правильных ответов, тот победил.

Способ передвижения Бабы-Яги. (Ступа)

Так иногда называют в сказках лису. (Кумушка)

Любимая книга Буратино. (Азбука)

Гордость Марьи-красы. (Коса)

Сестрица Иванушки. (Аленушка)

Как звали невесту Пьеро? (Мальвина)

Сказочное название волшебной скатерти. (Самобранка)

Кто из обитателей болота стал женой царевича? (Лягушка)

Имя мальчика, которого унесли дикие лебеди. (Иванушка)

У кого смерть была на конце иглы? (У Кощея)

В кого превратился гадкий утенок? (В лебедя)

Фрукт, которым отравили царевну? (Яблоко)

Кто из героев русской народной сказки был хлебобулочным изделием? (Колобок)

В каком городе жил Незнайка? (В Цветочном)

Кто помог вытащить репку? (Мышка)

Какое лакомство предпочитал Карлсон? (Варенье)

Куда летал Незнайка? (На Луну)

Игра «Русские сказки»

Игроки разбиваются на три команды (по числу вариантов), которым ведущий по очереди задает вопросы. Ответы записываются на листке в столбик. Команда, первой прочитавшая зашифрованное слово по начальным буквам ответов, становится победителем.

Вопросы

Вариант 1

Этим предметом Иван пытался разбудить своих братьев.

Эта птица иногда превращалась в кривенькую девочку.

На какой реке Иван бился с Чудом-Юдом?

Кличка сказочного коня.

Без этого домашнего животного не обходится большинство сказок.

Жилище Бабы-Яги.

Имя сказочного героя.

Вариант 2

Имя девицы из сказки «О молодильных яблоках и живой воде».

Его пытались съесть пятеро, а удалось шестому.

Сестра Иванушки.

Пресмыкающееся с тремя и более головами.

Сказочный герой, смерть которого в яйце.

Мужское имя в сказках.

Вариант 3

Предмет, благодаря которому царевич нашел себе жену.

В чем нес медведь девочку вместе с пирогами?

Имя героя, нашедшего «то, не знаю что».

Этим подавился петушок.

Посуда, из которой журавль кормил лису.

На ее кончике смерть одного сказочного героя.

Ответы

Вариант 1

Р укавица

У точка

С мородина

С ивка

К онь

И збушка

Е меля

Вариант 2

С инеглазка

К олобок

А ленушка

З мей

К ощей

И ван

Вариант 3

С трела

К ороб

А ндрей

З ернышко

К увшин

И гла

Игра «Удивительные превращения»

Команда или игроки отвечают на вопрос ведущего «В кого превращались или были заколдованы сказочные герои?» за определенное время.

Князь Гвидон из сказки А. Пушкина «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди». (В комара, муху, шмеля)

Великан-людоед из сказки Ш. Перро «Кот в сапогах». (В льва, мышь)

Красивый мальчик Якоб из сказки В. Гауфа «Карлик Нос». (В кролика)

Одиннадцать братьев-принцев из сказки Г.-Х. Андерсена «Дикие лебеди». (В лебедей)

Чудовище из сказки С. Аксакова «Аленький цветочек». (В принца)

Коротышка Листик из книги Н. Носова «Незнайка в Солнечном городе». (В ослика)

Багдадский калиф Хасид из сказки В. Гауфа «Калиф-аист». (В аиста)

Два брата из книги Е. Шварца «Два клена». (В клены)

Женя Богорад из повести Л. Лагина «Старик Хоттабыч». (В старика)

Ослы Брыкун, Пегасик и Калигула из повести Н. Носова «Незнайка в Солнечном городе». (В коротышек)

Игра «Необыкновенные путешествия»

Команда или игрок отвечают за определенное время на вопрос ведущего: «На чем или на ком сказочные герои совершили необыкновенное путешествие?».

В волшебную страну Элли и дядюшка Чарли из книги А. Волкова «Урфин Джюс и его деревянные солдаты». (На сухопутном корабле)

Вокруг света капитан Врунгель, Лом и Фукс из книги А. Некрасова «Приключения капитана Врунгеля». (На яхте «Беда»)

В Индию за Женей Богорадом старик Хоттабыч и Волька из сказочной повести Л. Лагина «Старик Хоттабыч». (На ковре-самолете)

За медом Винни-Пух из сказочной повести А. Милна «Винни-Пух и все-все-все». (На воздушном шарике)

В лагерь турецкого войска барон Мюнхгаузен из книги Э. Распэ «Приключения барона Мюнхгаузена». (На ядре)

На Луну Незнайка и Пончик из книги Н. Носова «Незнайка на Луне». (На ракете)

Из норы крота в теплые края Дюймовочка из сказки Г.-Х. Андерсена «Дюймовочка». (На ласточке)

В Африку доктор Айболит и его друзья из книги К. Чуковского «Доктор Айболит». (На корабле)

С железнодорожной станции в деревню Простоквашино дядя Федор и его друзья из книги Э. Успенского «Дядя Федор, пес и кот». (На тракторе)

На крышу Малыш из сказочной повести А. Линдгрен «Карлсон, который живет на крыше». (На Карлсоне)

Игра «Сказочные заклинания»

Команда или игрок отвечают за определенное время на вопрос ведущего: «Кто говорил такие волшебные слова?».

По щучьему велению, по моему хотению. — Емепя (Русская народная сказка «По щучьему велению»)

Сивка-бурка, вещий каурка! Стань передо мною, как лист перед травою. — Иванушка-дурачок (Русская народная сказка «Сивка-бурка»)

Сим-сим, открой дверь! — Али-Баба (Арабская сказка «Али- Баба и 40 разбойников»)

Лети, лети, лепесток, через запад на восток, через север, через юг, возвращайся, сделав круг. Лишь коснешься ты земли — быть по-моему вели. —Женя (В. Катаев «Цветик-семицветик»)

Раз, два, три. Горшочек, вари! — Девочка (Братья Гримм «Горшок каши»)

Кара-барас. — Мойдодыр (К. Чуковский «Мойдодыр»)

Мутабор. — Калиф (В. Гауф «Калиф-аист»)

Бамбара, чуфара, лорики, ерики, пикапу, трикапу, скорики, мо- рики. -— Бастинда (А. Волков «Волшебник Изумрудного города»)

Крекс, пеке, фекс. — Буратино (А. Толстой «Золотой ключик, или Приключения Буратино»)

Стань передо мной, как мышь перед горой, как снежинка перед тучей, как ступенька перед кручей, как звезда перед луной. Бурум-шурум, шалты-балты. Кто ты? Кто я? Был — я, стал — ты. —Нильс (С. Лагерлеф «Чудесное путешествие Нильса с дики ми гусями»)

Игра «Кто есть кто?»

Команда или игрок отвечают за определенное время на вопрос ведущего: «Кто есть кто из литературных персонажей?».

Мойдодыр. — Умывальник (К. Чуковский «Мойдодыр»)

Дядя Федор. — Мальчик (Э. Успенский «Дядя Федор, пес и кот»)

Тяни-Толкай. — «Конь» с двумя головами (К. Чуковский «Доктор Айболит»)

Куинбус-Флестрин — Человек Гора. — Гулливер (Дж. Свифт «Путешествие Лемюэля Гулливера в некоторые отдаленные страны света, сначала хирурга, а потом капитана нескольких кораблей»)

Рикки-Тикки-Тави. — Мангуста (Р. Киплинг «Рикки-Тикки-Тави»)

Господин Нильсон. — Обезьянка (А. Линдгрен «Пеппи Длинный Чулок»)

Гассан Абдурахман ибн Хоттаб. —Джинн (Л. Лагин «Старик Хоттабыч»)

Каа. — Удав (Р. Киплинг «Маугли»)

Страшила. — Соломенное чучело (А. Волков «Волшебник Изумрудного города»)

Тилли-Вилли. — Железный великан (А. Волков «Желтый туман»)

Игра «Разноцветные ответы»

Команда или игрок отвечают за определенное время на вопрос ведущего: «Какое слово надо поставить вместо многоточия?».

Сказка Ш. Перро «Красная...» (Шапочка)

Сказка Ш. Перро «Синяя...» (Борода)

Сказка М. Метерлинга «Синяя...» (Птица)

Рассказ В. Осеевой «Синие...» (Листья)

Волшебная повесть А. Погорельского «Черная...» (Курица)

Рассказ А. Куприна «Белый...» (Пудель)

Сказочная повесть А. Волкова «Желтый...» (Туман)

Рассказ В. Бианки «Серая...» (Шейка)

Рассказ В. Бианки «Оранжевое...» (Горлышко)

Игра «Друзья и подруги...»

Карточки с пустыми столбцами для ответов копируют по количеству команд. За определенное время заполните таблицу.

Кто из литературных персонажей были друзьями...

Ответы

1. Багира, Балу, Каа (Р. Киплинг «Маугли»)

2. Вишенка, Редиска (Дж. Родари «Приключения Чиполлино»)

3. Карлсон (А. Линдгрен «Три повести о Малыше и Карлсоне»)

4. Пятачок, Иа-Иа, Кролик (А. Милн. «Винни-Пух и все- все-все»)

5. Кай (Г.-Х. Андерсен «Снежная королева»)

6. Чебурашка, Галя (Э. Успенский «Крокодил Гена и его друзья»)

7. Кот в сапогах (Ш. Перро «Кот в сапогах»)

8. Тотошка, Страшила, Железный Дровосек, Трусливый Лев (А. Волков «Волшебник Изумрудного города»)

9. Гунька, Знайка, Ворчун, Молчун, Авоська, Небоська, Винтик, Шпунтик, Растеряйка, Тюбик, Пилюлькин, Пончик, Сироп- чик, Торопыжка, Гусля (Н. Носов «Приключения Незнайки и его друзей»)

10. Яло (В. Губарев «Королевство кривых зеркал»)

Игра «С подсказкой и без...»

Ведущий задает вопросы с подсказками. За правильный ответ после вопроса игрок получает 3 балла, с одной подсказкой — 2, с двумя — 1 балл. Кто первым отгадает персонажей и наберет большее количество очков, тот и выигрывает.

Вопросы

1. Чтобы хорошенько пообедать, этот подлый обманщик прикинулся добренькой старушкой.

В чепчике, в очках и под одеялом узнать его было трудно.

Девочка удивилась, почему у бабушки такие большие зубы.

2. Хорошей девочке пришлось соврать, чтобы вырваться на свободу.

Тот, кто ее не пускал, сам же и доставил ее домой, ничего не подозревая.

Если бы он знал, что несет не пирожки, не потрепали бы его в деревне собаки.

3. Мелкие торговцы-врунишки заявили, что их товар — волшебный.

Даже король поверил в это.

А вот если бы не поверил, то не появился бы перед народом в самом смешном виде, какой только можно себе представить.

4. Эта обманщица знает много способов добиться своего, и один из них — лесть.

Глупая птичка поверила ей.

Проворонить свой сыр — это обидно.

5. Эти коварные женщины обманули царя, наговорив ему такого, что и представить страшно.

Вот поэтому только через много лет он впервые увидел сына.

Их самих следовало бы засмолить в бочку и пустить плавать по морю-океану.

6. Этот лгунишка очень помог своему хозяину, придумав ему новое имя.

Раздобыв хозяину настоящий замок и дорогую одежду, он превратил его в достойного жениха для принцессы.

А вот то, что он ходил в сапогах, очень удивляло прохожих.

7. Чтобы превратить свою жизнь в сказку, эта обманщица заявила, что необычное изделие из хрусталя принадлежит именно ей.

Но оно никак не могло ей принадлежать, потому что совсем не подходит по размеру.

Эту хрустальную вещь обронила ее хозяйка, когда убегала домой.

8. Этот хитрый обманщик смог изменить свой голос.

Дети не сразу поверили, что пришла мама.

Из семи ребятишек остался только один, который и рассказал козе о том, что случилось.

9. Эта обманщица придумала притвориться глухой.

Глупый кругляшок пел ей песни.

Когда он уселся ей на язычок, оставалось только проглотить его.

10. Две сестрички желали третьей только добра. И поэтому перевели часы на час назад.

Они не знали, что сестра совсем не боится чудовища.

А вот если бы она попросила у отца новые наряды, то не нашла бы своего принца.

11. Этот малюсенький врунишка присвоил себе целое изобретение.

Сам-то он ничего не знал, поэтому всегда попадал в смешные истории.

Потом уже все узнали, что воздушный шар изобрел совсем не он.

Ответы

1. Волк (Ш. Перро «Красная Шапочка»)

2. Медведь (Русская народная сказка «Маша и медведь»)

3. Торговцы «невидимой тканью» (Г.-Х. Андерсен «Голый король»)

4. Лиса (Басня И. Крылова «Ворона и лисица»)

5. Ткачиха с поварихой, с сватьей бабой Бабарихой (А. Пушкин «Сказка о царе Салтане...»)

6. Кот (Ш. Перро «Кот в сапогах»)

7. Дочка мачехи (Ш. Перро «Золушка»)

8. Волк (Русская народная сказка «Волк и семеро козлят»)

9. Лиса (Русская народная сказка «Колобок»)

10. Старшие сестры (К. Аксаков «Аленький цветочек»)

11. Незнайка (Н. Носов «Приключения Незнайки и его друзей»).

Загадки сказочных героев

Игроки делятся на две команды. Ведущий зачитывает рассказы сказочных героев о себе, о своих ощущениях, чувствах и т. п. Задача — узнать героя. Побеждает команда, давшая больше верных ответов.

Вопросы

1. «Я решил просто попутешествовать по свету и не знал, что все так обернется. Я думал, что все такие же добрые, как мои Бабушка и Дедушка. Но оказалось, что в этом мире живут и злые, и жестокие, и хитрые...»

2. «Всю жизнь боялась кошек. А она в этот раз пришла: мурлычет, скребется, мол, помоги. А чем я, маленькая Мышка, могу помочь Кошке? Но вижу, не обманывает. Выбежала в поле, смотрю, действительно моя помощь нужна...»

3. «Я знал, что все так закончится. Уж больно ветхий я и старый, сколько лет в поле стою. Мечтал, конечно, чтобы во мне кто-нибудь поселился... Но их поселилось так много, что я просто не выдержал и рухнул...»

4. «Ну и хвост у этой Мышки! Не сравнится он ни с кулаком Деда, ни с кулаком Бабы. И надо было этой Мышке выбежать в самый неподходящий момент. Сейчас бы мной все любовались. Лежало бы я на самом видном месте...»

5. «Мне приятно быть на голове этой девочки. Она за мной ухаживает. Я всегда чистая. Мне нравится вместе с ней путешествовать по лесу, ходить в гости к бабушке. Но вот беда: моя хозяйка очень-очень доверчива. Из-за этого с ней происходят всякие неприятности...»

6. «Честно говоря, неприятно, когда тебя надевает на ноги Кот. Он исцарапал и порвал все мои стельки. Я, конечно, понимаю, что вся эта беготня ради хозяина, но больно ведь...»

7. «Нам бы, конечно, не хотелось ее подводить. Мы бы могли отстать, и вся история закончилась бы там, на балу. Но мы не имеем права ни спешить, ни отставать...»

8. «Для меня очень вредно столько находиться в воде... Спасибо этому любопытному и непослушному мальчишке. Если бы не он и не черепаха, сколько бы я еще пролежал на дне?..»

9. «Она хорошая девочка. Добрая, заботливая. Но надо же знать себя — что тебе можно, а что нельзя. Я вот Горяч по натуре: согреваю, сжигаю, растапливаю... Зачем было через меня прыгать?..»

10. «Я, конечно, готова была выполнить любое ее желание. Ведь ее муж спас мне жизнь. Но в конце концов я поняла: чем больше человеку даешь, тем больше ему хочется. Вот и приходится таким людям оставаться у разбитого корыта...»

11. «Вы думаете, мне приятно жить с такой хозяйкой? Моя беда (а может, и не беда) в том, что я не могу лгать. Всегда ей всю правду рассказываю. И из-за этого мне достается: то она на меня накричит, то бросит, то пригрозит, что разобьет. А вот когда ей приятно, что я говорю, она поглаживает мою ручку и долго-долго смотрится в меня...»

12. «Я осталась жива только благодаря этой маленькой хрупкой девочке. Она меня согревала, кормила, поила. Как прекрасно жить! Радоваться солнцу, ветру, теплу!..»

Ответы

1. Колобок.

2. Мышка («Репка»).

3. Теремок.

4. Яйцо («Курочка Ряба»),

5. Красная Шапочка.

6. Сапоги («Кот в сапогах»).

7. Часы («Золушка»),

8. Золотой ключик («Буратино»),

9. Костер («Снегурочка»).

10. Золотая рыбка («сказка о рыбаке и рыбке»).

11. Зеркальце («сказка о мертвой царевне и семи богатырях»),

12. Ласточка («Дюймовочка»),

Блицконкурс «вопросы с подвохом»

Главное в конкурсе — отвечать как можно быстрее. Большее количество ответов за минуту гарантирует большее количество баллов.

Вопросы

1. Золушкин башмачок простой Или золотой?

2. Сколько человек тянули репку?

3. У колобка на шее был бантик или галстук?

4. Сколько козлят съел волк в сказке «Волк и семеро козлят»?

5. Маша приговаривала: «Высоко сижу, далеко гляжу...». Куда же она залезла: на высокое дерево или на крышу дома?

6. По какому поводу Муха-Цокотуха собрала гостей: именины или свадьба?

7. Во что превратилась Золушкина карета: в тыкву или брюкву?

8. Мальвина — брюнетка или блондинка?

9. Что просил старик у Золотой рыбки, когда выловил ее в первый раз?

10. Красная Шапочка носила венок из ромашек или одуванчиков?

11. Воздушный шарик, который подарил Пятачок Ослику, был похож на мячик или солнышко?

12. Что показывают часы, когда бьют 13 раз?

13. Что Муха-Цокотуха нашла, когда по полю пошла: самовар или чайник?

14. Сколько зернышек в день ела Дюймовочка, когда жила у Крота?

15. Котенок Гав гавкает или тявкает?

16. Чью дочку Морозко одарил приданым — старикову или старухину?

17. Когда Буратино получил золотой ключик, пытался ли Бармалей его отобрать?

18. Как Емеля возил на печке дрова: вязанками или врассыпную?

19. Кого водила на веревочке Шапокляк — кошку или собачку?

20. По какому месту ударила шишка косолапого мишку?

Ответы

1. Не простой и не золотой, а хрустальный.

2. Трое, остальные животные.

3. Ничего не было, так как у него нет шеи.

4. Шесть, а седьмой спрятался и все рассказал маме.

5. Она сидела в коробе за спиной у медведя.

6. Именины. Свадьба тоже состоялась, но позже.

7. В тыкву.

8. Мальвина — девочка с голубыми волосами.

9. В первый раз — ничего.

10. Она носила только красную шапочку.

11. Он был похож на зеленую тряпочку.

12. Что им пора в ремонт.

13. Нашла денежку, а самовар потом на базаре купила.

14. Нисколько: она совсем не стала у него жить, а улетела с ласточкой.

15. Он мяукает.

16. Старикову.

17. Нет, так как он совсем из другой сказки, а за ключиком охотился Карабас-Барабас.

18. Дрова ходили сами, а на печке не ездили.

19. Крыску Лариску.

20. По лбу («шишка отскочила прямо мишке в лоб...»).

Игра «Ящик-загадка»

В ящике (коробке) находится сказочный предмет(ы), который необходимо узнать по вопросу-подсказке. За название сказки и автора участники получают дополнительные очки.

Вопросы

1. В ящике спрятаны предметы, которые девочка принесла из леса зимой, чтобы угодить своенравной принцессе и мачехе с ее дочкой.

2. Здесь находится вещь, которую съел крокодил.

3. С помощью предмета, находящегося внутри ящика, можно смастерить самые разные вещи, а можно убить страшного злодея — персонажа русских сказок.

4. С помощью предмета, находящегося здесь, главный герой сказки нашел свое счастье — мудрую жену, которая была заколдована.

5. Здесь находится игрушка, которой дали очень смешное имя, потому что она упала со стола. Кто это?

6. В этом ящике есть то, что указывает путь-дорожку не только Ивану-царевичу, но и одному из мифических героев Древней Греции.

Ответы

1. Подснежники (С. Маршак «12 месяцев»)

2. Мочалка (К. Чуковский «Мойдодыр»)

3. Игла (Сказка «Царевна-лягушка»)

4. Стрела (Сказка «Царевна-лягушка»)

5. Чебурашка (Э. Успенский «Крокодил Гена и его друзья»)

6. Клубок ниток и нить Ариадны (Сказка «Царевна-лягушка» и миф о Минотавре)