Макияж. Уход за волосами. Уход за кожей

Макияж. Уход за волосами. Уход за кожей

» » Картины Караваджо: "Поцелуй Иуды", "Больной Вакх", "Юдифь и Олоферн". Микеланджело Меризи да Караваджо

Картины Караваджо: "Поцелуй Иуды", "Больной Вакх", "Юдифь и Олоферн". Микеланджело Меризи да Караваджо

6 мая в Одесской области обнаружены украденные веронские картины из Музея Кастельвеккио. Пограничники Украины по наводке итальянской полиции нашли все 17 картин, которые были переправлены курьерской почтой и спрятаны во время ареста банды грабителей в Кишиневе.

О состоянии картин нам скажут эксперты, принимаются меры по возвращению их в Верону. Верона готовится к празднику в городе в честь возвращения своих картин в Музей Кастельвеккио.

Начало 2016 года отличается богатым уловом, не только веронские картины увидела Украина. В марте 2016 года обнаружены 4 картины, из 24 украденных в голландском Музее города Хорн в январе 2005 года. Первая из них — Пьеса на кухне, Флориса Ван Шутена XVII века была вывезена тремя украинцами в Берлин, где их и задержали. История темная, голландцы обвиняли политиков Украины в том, что у них краденые картины, были и требования выкупа. Только 4 картины готовы к возвращению в Музей Голландии. Судьба еще 20 картин и 70 серебрянных предметов, украденных более 10 лет назад, пока неизвестна.

Пьеса на кухне, 17 век, Флорис ван Шутен — возвращена в Музей Хорна

Художественный Музей Одессы неоднократно грабили.

2005 год

Вор похитил полотно Айвазовского Морской вид 1865 года. В выходной день в июне 2005 года злоумышленник разбил окно, забрался в зал на втором этаже и похитил картину, которая, имеет небольшие размеры: 30 на 39 см. Через год работа мариниста была обнаружена у 37-летнего жителя Александрии Кировоградской области, который промышлял кражей антиквариата.

Святой Лука,17 век, Франс Хальсем, Музей Одессы, Украина

Морской пейзаж Айвазовского 1865 года вернулся в Музей, но находится в запасниках, его не выставили по неизвестным причинам. На картине есть надпись художника на итальянском языке, фотографии не опубликованы.

1965 год

Долго в запасниках Музея западного и восточного искусства в Одессе хранилась картина анонимного русского художника. В 50-е годы прошлого века определили, что полотно Святой Лука написано в XVII веке фламандцем Франсем Хальсем . На выставке в Москве в 1965 году картину Святой Лука украл реставратор, через год она была найдена, и её вернули в Одессу. Вор был осужден на 10 лет тюрьмы. По мотивам этого преступления снят известный фильм Возвращение Святого Луки.

2008 год

Из Одесского Музея была похищена работа Караваджо - единственная работа художника в украинских коллекциях. 31 июля 2008 года вор-одиночка забрался в музей через окно, вырезал картину из рамы и ушел через крышу. Преступление удалось, поскольку в музее практически полностью отсутствовала система охраны. Между тем, похищенный шедевр оценивался в сумму до 100 миллионов долларов.

Поцелуй Иуды, Караваджо, 1598-1602?, Музей Одессы, Украина

Полотно в Музее Одессы является одним из вариантов картины и датируется примерно 1598 - 1602 годами. Стоимость её около 60 миллионов евро, но авторство постоянно обсуждается и подвергается сомнениям. Более известная версия Взятие Христа под стражу относится к 1602 году и находится в Ирландской Национальной Галерее в Дублине. Ранний вариант приобрел в Париже русский посол во Франции и преподнес великому князу Владимиру Александровичу. После революции картина была передана Одесскому художественному училищу, откуда и попала в музей западного и восточного искусства.

Картину, украденную в 2008 году в Одессе, воры недавно пытались продать в Берлине, где их арестовали. 4 ареста в Германии, 20 - на территории Украины, и картина вернулась на свое законное место — в Музей Одессы.

Микельанжело Меризи из Караваджо (1571 — 1610)

Поцелуй Иуды или Взятие Христа под стражу , 1602 год, масло на холсте, 133.5 на 169.5см

Ирландская Национальная Галерея, Дублин

Поцелуй Иуды, Караваджо, 1602, Галерея Дублина, Ирландия

Картина заказана Чириако Маффеем художнику Караваджо в Риме. Брат Заказчика Кардинал Джироламо Маффей предложил художнику сюжет и иконографию для будущей картины. 2 января 1603 года Караваджо получил 125 скудо за оконченную работу.

Композиция на полотне представлена горизонтально. В центре два главных персонажа - Иисус и Иуда . Плененный Иисус в тисках предателя Иуды, за ним - убегающий Святой Иоанн, лицо которого искажено криком. Он предвосхищает страдания Иисуса, которые неминуемо последуют за арестом. Справа привлекает внимание молодой персонаж с лампадой, освещающей сцену действия. Многие эксперты уверены, что это лицо самого художника - его автопортрет среди персонажей на представленной сцене — в виде Диогена. Фонарь в его руке - аллегория поиска истиной веры. Динамичность сцены усиливается отражением света на кольчугах стражников.

Только в 1990 году после тщательной реставрации полотна Поцелуй Иуды куратор галереи Дублина предположил, что речь идет о картине кисти Караваджо. После очистки и реставрации появился настоящий шедевр мастера живописи, и неутомимые поиски в архивах семьи Маффей в Реканати обнаружили запись в старом журнале расходов о выплате денег художнику Караваджо за картину. Все сомнения в авторстве отпали.

Известны 12 картин подобного сюжета, многие копии делали сами авторы, когда картина пользовалась спросом. Долго картину в Одесском Музее живописи считали оригиналом, а Дублинскую копией. Трудно сказать, что было написано художником раньше, а что позже, ведь речь в таких случаях идет об одном -двух годах разницы между полотнами. Определить это можно только с помощью архивов, экспертизы вряд ли помогут. О шедевре Андреа Мантенья Святое семейство, обнаруженном в одесской области, читайте статью

Караваджо Микеланджело Меризи постигал в своем искусстве, что есть смерть и каким образом христианин предстает перед ее лицом, где та путеводная нить, которая приведет его к спасению.

Искусство барокко

Караваджо является представителем искусства барокко, которое сделало смерть фактом жизни. Ее невозможно отделить от насилия и страдания. Смерть и ее изображение овладели чувствами живописца и подчинили их себе. Картины Караваджо - это зачастую экстаз святых, их молитвенное единение с богом в любви и смерти, их высшее паломничество перед ее лицом. Это уже не тихое и мирное событие, как в период Возрождения. В барокко она становится не личным, а публичным фактом, частью жизни, внушает страх и ужас. Человек не просто тихо умирает, а бывает вырван из нее насилием или злым роком. Примеры тому - картины Караваджо: «Давид с головой Голиафа», «Принесение в жертву Исаака», «Усекновение главы Иоанна Крестителя».

Жизнь Караваджо

Караваджо родился в семье архитектора. Он рано овладел основами мастерства и учился в Милане у художника Петерцано. Ломбардская школа дала художнику ощущение жизни и стремление ее передать. Судьба художника была настолько непростой, что сама его личность побуждала к размышлению. В поисках своего пути в жизни и живописи Караваджо покидает Ломбардию и, посетив все города северной Италии, приезжает в Рим, где у него нет покровителей. С немалыми трудами он завоевывает внимание со стороны влиятельных церковных сановников. Трудно судить о Караваджо как о человеке веры. Тому нет документальных подтверждений. Как человека, его волновало предстояние перед вечностью.

Такие картины Караваджо, как «Мученичество св. Матфея», «Положение во гроб», «Саломея с головой Иоанна Крестителя», - этому подтверждение. Тема бренности (vanitas) проходит через все творчество живописца с юных лет до его кончины.

Рубежная работа из коллекции Боргезе, 1591 год

«Больной Вакх» - это произведение, которое появилось не случайно. Художник тяжело заболел, был помещен в госпиталь, а затем переведен в подвал, где ухода за ним уже не было, и он действительно находился на грани смерти. Случайно его заметил там священник, знавший Караваджо. Художника подняли в палаты, обеспечили уход, и он выжил.

После выздоровления в полубольном состоянии он пишет картину «Больной Вакх», на которой, как считают, он изобразил себя еще в состоянии болезни. Об этом говорит холодный колорит картины, а тему смерти обыгрывают увядающие листья на первом плане, которые напоминают зрителю, что вся жизнь только временна. После этого он все чаще включает в свои натюрморты, которые несут привкус бренности, напоминание не только о жизни, но о том, что ей прямо противоположно.

Молитва как паломнический экстаз

Приобщение человека к вере происходит в том числе и через молитву. Примером такого духовного подвига для верующих XVI века был св. Франциск Ассизский. «Экстаз св. Франциска» (1598) для простых людей был примером постижения веры. Он изображает молитвенный экстаз, равный смерти. Это не физическая смерть, а духовное перерождение, рождение человека веры и любви. Ангел, поддерживающий его голову, держит, чтобы потом вручить, стигматы св. Франциску. Но позднее (1600 год) мы видим уже другого св. Франциска, как бедного странника, как паломника. У него грубая ряса, дыра на плече. Его волнует то, с чем он предстанет перед Богом, поэтому он держит в руках череп.

Образ «Св. Иеронима» (1606) - пример аскетизма, который привит высотам духа через уход от мирских соблазнов к пещерной жизни. Наградой ему служит божественное откровение. Об этом старается напомнить художник своему зрителю. Натюрморт - книга, перо - показывает, что святой стал проводником божественного слова.

Лицо смерти

В ранние годы творчества пишет традиционное произведение Караваджо - «Медуза» (1593-1594) в виде круглого щита. Ее очень часто изображали на деревянных щитах, обтянутых кожей, и дарили мужчинам в знаменательные события их жизни.

Не отступая от традиций, изображает чудище в предсмертных муках Караваджо. Медуза у художника еще не мертва, наступили ее последние секунды. Написано переходное состояние, когда жизнь еще присутствует, но уходит по капле, и Медуза это чувствует. Лицо еще живое и кричащее, но уже бледность покрывает его, и жизнь вот-вот исчезнет навсегда. Изображение Медузы очень натуралистичное, потому что следует испугать кошмаром исчезновения. А в это время колышутся живые змеи вокруг ее головы. Эта и другие достаточно жестокие сцены вереницей проходят через искусство Караваджо.

Подвиги веры

«Юдифь и Олоферн» (1595-1596). История такова. Олоферн с войском осадил родную Веттулию, где жила Юдифь. Девушка пробралась в палатку полководца. Красавица Юдифь и Олоферн пируют. Бесстрашная девушка опаивает его вином и отрубает голову. Забрав ее собой, она возвращается за стены города, и голова Олоферна выставляется на копье для всеобщего обозрения. Войско отступает, и народ спасен. У Караваджо изображено откровенное насилие.

На полотне Юдифь с отвращением и брезгливостью отрубает голову, держась от него на расстоянии. Караваджо - один из первых, кто изобразил сам момент этого отрубания, что чисто физиологически весьма неприятно: глаза вылезли из орбит, рот Олоферна открыт, он кричит. Предполагают, что голова Олоферна - автопортрет.

Очень похож на нее «Давид и Голиаф» (1596). На первом плане снова жестоко отрубленная голова. Еще больше это видно на более позднем одноименном произведении, когда художник отобразил свою голову, отрубленную Голиафом (1605). Театральным жестом Давид выталкивает на первый план страшную голову, как лицо смерти.

То же самое было изображено в произведении из галереи Боргезе, где совершенно точно художник написал самого себя (1606). Здесь есть тончайшая и сложная интонация трагедийного принятия смерти. Таковы картины Караваджо, изображающие устрашающие моменты смертей.

Последние годы, скитания

Мотивы смерти повторены в его поздних работах, после того как он был вынужден бежать из Рима, так как он случайно во время игры и в споре убил своего противника. Папским постановлением художник был осужден. Он с 1606-го по 1610-й скитается по Мальте, а затем умирает в Тоскане. Именно в эти годы он создает свои наиболее трагические и глубокие произведения. Он пишет несколько вариантов «Саломеи с головой Иоанна Крестителя», «Усекновение главы Иоанна Крестителя» (1608, собор Сан Джованни, Валетта). Это несомненные шедевры Караваджо, которым никто адекватно не мог подражать.

«Усекновение» - это огромная работа, на которой изображен обычный сюжет. Необычность его в том, что мы как бы реально стоим в огромном пустынном дворе с его колоссальной аркой, сложенной из камня. Откровенность изображенного подчеркивается тем, что палач отрубил, но еще не поднял голову. То есть опять повторяется момент перехода от живого к неживому, когда еще нити жизни связывают тело и голову. Но больше всего потрясает и дает трагедийность изображению то, что в крови, которая растекается из тела, Караваджо подписывает свое имя. Этой кровью он объединяет себя с жертвенной смертью Иоанна Крестителя.

Освещение на картинах Караваджо

Для Караваджо свет является не просто инструментом, которым он моделирует форму, придает объем и пластику. Свет у художника - это драматургия. Он выявляет основные компоненты содержания и создает его. Художник светом выхватывает какие-то главные моменты, делая на них акцент. По документальным источникам из старых авторов явствует, что он писал в затененной мастерской и пользовался искусственным освещением.

Неожиданная находка

Считалась давно потерянной картина Караваджо «Поцелуй Иуды». В Дублине в 1990 году монастырь Св. Игнатия обратился в Национальную галерею Ирландии. Монахам требовалась реставрация картины, которая у них находилась с 30-х годов XX века.

Реставратор сразу понял, кто автор этого шедевра, который был известен только по копиям. Художник его создал по заказу своего постоянного клиента Маттеи. Затем его потомки сочли картину копией и продали в 1802 году в Шотландию, где она оставалась до 1921 года и была перепродана в Ирландию детскому врачу. Потом она была отдана в дар монастырю, где и висела в трапезной. После реставрации картина осталась в бессрочной аренде в Национальной галерее. Сюжет основывается на евангельском тексте. Иуда целует Спасителя, когда тот выходит из Гефсиманского сада, чтобы указать стражникам, кого следует арестовать.



Фрагмент фрески в Капелле Скровеньи в Падуе, Италия

“Поцелуй Иуды”. История вероломного предательства учеником своего учителя. Изображение этого сюжета из Нового Завета часто встречается и на фресках, и в псалтырях, и на холстах. Историю эту не раз изображали и до Джотто, и после него.

Но “Поцелуй Иуды” Джотто (1303-1305 гг.) особенный. Разница между его фреской и работами его предшественников колоссальная. Судите сами. Ниже - миниатюра из псалтыри 12 века.



Поцелуй Иуды Псалтырь Мелисенды
Миниатюра “Поцелуй Иуды”. Псалтырь Мелисенды. Иерусалим (Византийская империя). 12 век (1131-1143 гг.). Хранится в Британской библиотеке, Лондон

Плоские фигуры. Лики вместо лиц. Складки одежды как будто живут своей жизнью. Неествественный полукруг из голов людей. Персонажи как будто висят в воздухе. А фигуры святого Петра и раба в правом углу рисунка раза в три меньше остальных фигур.

Дело в том, что средневековый мастер пренебрегал реалистичностью изображения. Так как физический мир был гораздо менее важен духовного. Зритель должен был сосредоточиться только на библейском сюжете.

А эта работа старшего современника Джотто. Гвидо да Сиена. Она была написана за 20 лет до “Поцелуя Иуды” Джотто.


Гвидо да Сиена. Поцелуй Иуды. 1275-1280 гг.
Хранится в Национальной пинакотеке г. Сиена, Италия

У Гвидо да Сиена фигуры уже хотя бы не висят в воздухе. Но иконописные каноны ещё явно преобладают. Лики вместо лиц. Золотой абстрактный фон.

Представьте, что подобные работы Джотто и видел. Но он смог каким-то чудом создать совершенно иное. Посмотрите на его фреску.


Джотто. Поцелуй Иуды. 1303-1305 гг.

Впервые художник делает фигуры объёмными. Впервые появляется композиция. Впервые мы видим настоящие эмоции. Много вот таких “впервые”.

Как ему это удалось? Очевидно, он должен был обладать незаурядным мышлением. Один случай из его жизни это подтверждает.

Характер Джотто
Вазари, биограф Эпохи Возрождения, пишет о вот такой истории из жизни мастера.

Однажды к Джотто пришёл посланник Папы Римского. Чтобы взять у художника пару рисунков. По ним оценили бы его мастерство. И решили бы, стоит ли его приглашать в Рим. Как вы понимаете, выполнять заказы Папского двора было очень престижно.


Паоло Уччелло. Джотто ди Бондони.
Фрагмент картины “Пять мастеров флорентийского Возрождения”. Начало 16 века. Лувр, Париж

Выслушав посланника, Джотто взял кисть и нарисовал на листе бумаги идеально ровный круг. Какие-либо другие рисунки он передавать отказался. Посланник был уверен, что над ним подшутили. Но все-таки решил лист с кругом оставить в пачке рисунков других художников.

В Риме же мастерство художника оценили по достоинству. Джотто несколько лет выполнял заказы Папы и кардиналов.

Эта история раскрывает характер Джотто. Он был человеком дерзким, смелым, остроумным. Явно с оригинальным взглядом на жизнь. Это может обьяснить его склонность к новаторствам.

Джотто и Чимабуэ

Давайте сравним фреску Джотто с работой его учителя Чимабуэ. Тот также делал робкие попытки отойти от иконописных канонов. Но в этом ученик явно превзошёл учителя.


Чимабуэ. Поцелуй Иуды. 1277-1280 гг.
Фреска в церкви Сан-Франческо, г. Ассизи, Италия

У Чимабуэ мы уже видим синеву неба и элементы пейзажа вместо абстрактного золотого фона. Лица изображённых уже более-менее отличаются друг от друга.

Но все же Чимабуэ далеко до Джотто. В его фреске нет самых главных новаторств Джотто. Эмоций. И объема. А значит реалистичности.

Его фигуры плоские. Иуда словно приклеен к Иисусу. Да ещё и не дотягивается ногами до земли. Лицо Христа ничего не выражает. Фигуры Святого Петра с рабом в левом углу фрески очень малы по сравнению с другими персонажами.

Новаторства Джотто. Композиция. Объём.

А теперь взглянем ещё раз на фреску Джотто. Чтобы в полной мере осознать все его новаторство.

Джотто создаёт продуманную композицию. Композиционный центр совпадает с центром картины. Это головы Христа и Иуды. Джотто выделяет центр поднятой рукой священника и рукой с ножом святого Петра. Если мысленно провести линии от их рук, то они как раз сойдутся на головах главных героев.

До Джотто о композиции и не помышляли. Главных героев помещали посередине. Их выделяли большими размерами или парящими над всеми остальными. Второстепенные же герои изображались мельче или ниже.

Посмотрите, насколько фигуры у Джотто объемны. Мастер смело пользуются приёмом светотени. Конечно, его фигуры тяжеловесны и грузны. Ведь в то время живописцы не изучали анатомию человека. Зато драпировка одежды уже гораздо естественнее.

Немой диалог Христа и Иуды

Лица его героев индивидуальны. А главное они выражают эмоции. Чего только стоит немой диалог Христа и Иуды.

Это уже не просто застывшие лики. Это два очень разных лица. Два разных взгляда. Благородное лицо Христа. Некрасивое лицо Иуды. Сила духа и принятие своей судьбы одного. Слабохарактерность и вероломство другого.

Иуда должен был по договорённости с охраной указать на Христа своим поцелуем. Он не стал показывать на него издалека, чтобы его не спутали в темноте с другим.

Однако сам поцелуй Джотто не показывает. Он показывает момент за секунду до этого. Иуда протянул своё лицо к лицу Христа. И тут пауза…

Их взгляды встретились. Мы словно видим, как маленькие глаза Иуды бегают по лицу Христа. Он ищет что-то в лице учителя. Он ждёт какой-то реакции. Возможно, осуждения или отвращения. Но не находит этого. Христос не отвечает ему.

Он смотрит спокойно. В его взгляде нет того, что предатель ожидает. Он не опускается до его уровня. Он выше этого.

Вот это столкновение высокого и низменного Джотто удалось показать очень выразительно.

Святой Петр и раб с отрезанным ухом

А теперь посмотрите на фигуры святого Петра и раба. И вспомните, как их изображали предшественники Джотто.


Джотто. Поцелуй Иуды. 1303-1305 гг.
Фреска в Капелле Скровеньи в Падуе, Италия

Их фигуры нормальных размеров. Они гармонично вписаны в композицию. Мы верим, что святой Петр пытается броситься на защиту Христа. Вытащил нож, чтобы поразить Иуду. Но отрезал ухо попавшего под руку человека. Он уже не просто прилеплен где-то сбоку. Он в толпе. Он зол.

Другие персонажи и скрытые символы


Джотто. Поцелуй Иуды. 1303-1305 гг. Фреска в Капелле Скровеньи в Падуе, Италия

Еще один необычный момент. Это то, как Джотто передаёт напряжение людей. Обратите внимания на солдата в чёрном шлеме и красном плаще. Он весь подался вперёд. Он даже не замечает, что наступил на ногу сзади идущего. А тот тоже так сосредоточен, что не замечает боли.

Ещё один красивый элемент в своё творение вносит Джотто. На дальнем плане какой-то человек поднял вверх рог и трубит. Это означает скорое вознесение в Рай.

То есть Иуда ещё не успел поцеловать Христа, а ангел уже трубит об его воскрешении. Перед нашими глазами как бы проносятся все предстоящие страдания Христа. От поцелуя до воскрешения. Необыкновенно.

Джотто считается отцом Возрождения. До него - столетия иконописи. Когда человек был недостоин реалистичного изображения. И вдруг такой прорыв в лице одного мастера! У Джотто человек - главное действующее лицо. Именно такая центричность человека будет основной чертой Возрождения.

Правда произойдёт это только через пару столетий. А вот почему после Джотто Возрождение не наступило сразу, читайте в статье “Фрески Джотто. Между иконой и реализмом Возрождения”. В этой же статье вы найдёте ещё один наинтереснейший факт о фреске “Поцелуй Иуды”.

Паола Волкова. Мост над бездной. Джотто. Поцелуй Иуды


30 июля 2008 года из Одесского музея Западного и Восточного искусства украли картину Караваджо «Поцелуй Иуды» («Взятие Христа под стражу»). Известно, что прошлым летом ее нашли. В Германии. С помощью секретного агента.

Секретным агентом, как выяснилось, может стать практически каждый. Набор рецептов прост - например, оказаться в нужном месте и в нужное время; встреча со старым другом - помнишь, я тебе помог, теперь ты поучаствуй - тупик у нас, картину большой ценности украли, вся надежда на тебя, помоги найти.

А почему я? У меня ж ни опыта, ни денег…

Так ты искусством интересуешься давно и плотно, продуманной в деталях легендой и деньгами на представительские мы тебя обеспечим, не вопрос, а нужен нам человек средних лет, неоспоримо респектабельной наружности. Вид у тебя что надо, убедительно выглядишь, уж поверь моему опыту. И персона в нашем деле не засвеченная, никто не заподозрит.

Такая или примерно такая беседа состоялась у давнего моего приятеля, назовем его А. (Против публикации возражений не было, но конкретные имена обещала не называть. Не называю).

Как стать миллионером

Представления о том, как выглядит американский миллионер у каждого свои, но типаж, нечто вроде фоторобота, тем не менее, составить можно. Вальяжный, уверенный в себе, спокойствие в облике, во взгляде - непроницаемость, он не теряет самообладания ни при каких обстоятельствах, даже если сиюминутные хлопоты вовсе не радуют, словом, хозяин жизни даже в моменты сильных душевных потрясений.

Холодная война продолжается внутри Германии, немецкие художники западной части страны отрицают всё, что делается восточными коллегами. Франкфуртскому Stadel Museum в конце декабря прошлого года крупно повезло - супруги Барбара и Эдуард Боукамп передали в дар музею уникальную картину знаменитого мастера эпохи барокко Джованни Гверчино «Мадонна с младенцем», датированную приблизительно 1621 годом.

Этим и другим, если у кого возникли, приметам А. соответствовал на все 100%. Я сама его когда-то американским миллионером дразнила, в хорошем смысле этого словосочетания, разумеется.

Теперь А. предстояло этим имиджем, природой данным, поработать, рискнуть ради общего дела и вжиться в образ американского миллионера-коллекционера, склонного к авантюрным приобретениям. Какой настоящий мужчина откажется?

На некоторое время А. выдали новое имя, в интернете продуманные сведения разместили, стал он владельцем офиса в крупном городе США (персонал четко откликался на телефонные звонки ищущих рынок сбыта злоумышленников, проверяющих достоверность информации в интернете), собирателем редких произведений искусства, все четко, комар носа не подточит.

Римские каникулы

В Риме А. целую неделю проходил искусствоведческий профинструктаж, чтобы подлинник Караваджо с подделкой не перепутать. Ну не воспроизводится копиистами цвет в точности такой же красный, как у Караваджо, ибо имеет он особенный компонент, секрет смеси утерян, нынче краску повторить практически невозможно.

Зато специальные лампы, при определенном освещении, наличие или отсутствие составной определяют мгновенно.

Добрые римляне пополнили снаряжение «миллионера, любителя живописи», исследовательскими очками и портативными лампочками к ним. Заодно рассказали, что в Италии рекордное количество музейных ограблений. И рекордная раскрываемость их.

У вас, мол, сколько в Украине шедевров старых мастеров? - спросили итальянские профессионалы.

Ну где-то около десяти» - ответил А.

Нет, у вас их восемь. Всего. А у нас много-много тысяч. Крадут около десяти в год. Пять-шесть находят, а то и все семь. Очень высокий процент получается. А в Украине одну не найдут - и уже стопроцентное поражение.

Чтобы поражение не было столь разгромным, украинские следопыты предусмотрели практически все, творческая мысль работала на славу.

Итак, для А. теперь подлинник Караваджо от подделки отличить - семечки, стал он ездить на шумные биеннале, ярмарки картин, знаменательные выставки, присутствовал на знаковых мероприятиях, приучал потенциальных продавцов к своей вальяжной персоне.

Для усиления сходства с богатым западным коллекционером, готовым пополнить коллекцию любой ценой, его снабдили подобающим автомобилем, подсадной секретаршей - сотрудницей спецслужб, костюмами Brioni, часами Breguet и кольцом со скромным бриллиантом тысяч этак за сто пятьдесят американских денег, представительский реквизит, останавливался путешествующий ценитель искусств исключительно в престижных отелях, предпочтительно в люксах. ( ему даже номер с личным лифтом достался, он мне ручку из «Steigenberger» показывал, у меня такая же есть.)

Преступники нервничали впрок

И в Амстердаме А. побывал неоднократно, картину поначалу туда переправили, потом - в Берлин. Сложная история создания у шедевра, у похищения шедевра - география дерганая.

Моне сделал для Франции, её самоописания и самоощущения, хоронящегося внутри мощных исторических потоков и порывов, столько же, сколько сделал для формирования российской литературы и общественной мысли Лев Толстой. Тем, что для России была литература, а для Германии - музыка и философия, для Франции стала живопись: главным зеркалом и мерилом национального духа. Метафорой общественного состояния, наконец. Находя и сравнивая равновеликие фигуры разных культур, ты наконец начинаешь понимать глубинные сходства и различия, впрочем подчас лежащие на поверхности. У французов в этом году 150-летний юбилей Моне, у нас - круглые даты, связанные с днём рождения Антона Чехова в Таганроге и предсмертным уходом из Ясной Поляны Льва Толстого. Бегство Льва Николаевича, случившееся сто лет назад, воспринимается нами как до сих пор продолжающаяся метафизическая драма, влияющая на судьбы людей.

Почему? Да скандал между грабителями случился, суть изложу вкратце.

Одесскую кражу заказал человек, назовем его Б. - российский искусствовед, переместившийся в Киев по случаю женитьбы на украинской красавице, она денег хотела, много.

Вот и придумал он план злодеяния, исполнителями грузинские воры-домушники стали. Те и вовсе неизвестно зачем в Киев переместились, испытывали там нужду и выбраться не могли из денежных затруднений. Искусствовед Б., от продажи украденного шедевра, сто тысяч пообещал.

Близкий родственник искусствоведа много лет назад в Амстердаме обосновался, странствия одесского «Поцелуя Иуды» стартовали. Но продать произведение искусства там и простому художнику нелегко, не то что шедевр старого мастера пристроить. Грузинские украинцы зароптали, картину в Германию вытребовали, там подельник у них германским гражданином числится, помочь обещал.

Картину с места на место перетаскивать - следствию помогать. Так и вышло. Б.-то парень крученый, о каждом шаге с гадалкой совещался. Она ему на кражу добро дала, перевозку в Амстердам разрешила, а о Берлине и слышать не хотела, не говоря уже о персоне нашего бравого резидента. В крик тут же пускается, глазами вращает, несчастья пророчит.

Но вышло так, что объединенными силами украинской секретной и германской криминальной полиции операцию успешно довели до конца. Отсекали других покупателей на корню.

Только на горизонте реальный «богатенький буратино» нарисуется - дают информацию в прессе, что картина уже найдена. Покупатель тут же миражом в пустыне делается, растворяется в воздухе, как и не было.

Один А., подсадная утка, верным клиентом оставался, ему и Караваджо продать решили. (После четырех изматывающих встреч, звук на чип аккуратненько писался, как в кино, видели? Вот так. Мне тут говорят:

А как же не заподозрили-то?

А невмоготу! Деньги нужны now! - как если ломка у наркомана, недосуг ему осторожность соблюдать. Нечто вроде «эх, была не была, кто не рискует, тот...» - и далее по тексту, вероятно).

Одно отклонение от голливудских сценариев: накануне покупки А. нешуточный приступ настиг, очнулся он на больничной койке. Похитители шедевра и в клинику щупальцами - интересовались, настоящая ли болезнь. Настоящая.

Миссия выполнима

Это в прошлом году происходило, напоминаю. В аккурат 22 июня немецкие доктора решили бедолагу А. оперировать. Тут он восстал, взбунтовался: «22-го июня немцам не дамся!»- заявил.

Предложил болезнь утихомирить на время, медикаменты применить. «А резать меня дома будут. Там я с докторами поговорить могу, да и знакомство личное успокаивает».

Долго рядили да спорили, представители продавца растеряны… совещаются… решились, наконец: картину вручат ассистенту “миллионера”, подсадной утке - секретарше, стало быть. Преступникам уже трубы горят деньги получить, они ведь с подпольным коллекционером на 30-ти миллионах сошлись! (страховая стоимость 100 миллионов, начинали торг с пятидесяти, двадцать миллионов А. без труда скостил, он это умеет).

Германская полиция поймала с поличным и на месте повязала многих. Но не всех. Искусствовед Б. до сих пор на свободе. Вполне возможно, опять недоброе замышляет.

Так что, оглядывайтесь по сторонам, будьте бдительны.

Преступник тоже не дремлет.



Библейские сюжеты: Поцелуй Иуды глазами художников

Иуда Искариот. Это библейское имя и связанная с ним история превратилась в символ предательства. Тридцать серебряников, за которые Иуда согласился рассказать про Иисуса - плата за это предательство. Все библейские сюжеты на протяжении двух тысячелетий вдохновляют представителей разных видов искусства. История про Иуду наравне с другими часто появляется на полотнах художников.

История картины Караваджо «Поцелуй Иуды» удивительна сама по себе. Мастер написал ее по заказу Кириако Маттеи в 1602 году. Однако спустя два столетия работа исчезла. Обнаружить ее удалось совсем недавно, когда в 1990 году картину опознал главный реставратор Национальной галереи Ирландии Серджио Бенедетти. Долгое время полотно Каравджо висело в Обществе Иисуса, в Дублине. Его считали копией картины голландского живописца Герарда ван Хонтхорста. Сейчас работа находится в Национальной галерее Ирландии.

К образу Иуды обращается итальянский художник, один из виднейших представителей сиенской школы Дуччо ди Буонинсенья . Главной работой мастера считается алтарный образ сиенского собора «Маэста». Его создание относится к началу XIV столетия.

Предательство ученика Иисуса попало в серию работ «Большие страсти» Альбрехта Дюрера . На гравюре немецкого живописца и графика мы видим, как Спасителя берут под стражу. Возле него расположился и тянется Иуда. На лице Иисуса - страдание и боль, в то время как предатель нервно и поспешно пытается объясниться перед учителем.

В мадридском музее «Прадо» находится «Поцелуй Иуды», написанный представителем неаполитанской школы Джордано Лука . Предатель с отчаянием всматривается в лицо Иисуса. Но глаза сына божьего закрыты, голова повернута, рука тянется к сердцу.

На фреске Джотто Ди Бондоне разворачивается драма. Иллюстрируя библейскую историю, автор использует все средства художественной выразительности, чтобы подчеркнуть значимость и величие Христа и противопоставить ему уродливость и подлость Иуды. Художник сталкивает высокое и низкое, мораль и ее отсутствие. Спокойный и уверенный взгляд Иисуса встречается с отталкивающими и неприятными глазами предателя. Джотто оживляет композицию за счет окружающих учителя и ученика, застывших в напряжении. Статичность и концентрация в центре контрастирует с динамикой вокруг.