Макияж. Уход за волосами. Уход за кожей

Макияж. Уход за волосами. Уход за кожей

» » «Смех - благородное лицо» в комедии Н. Гоголя «Ревизор»

«Смех - благородное лицо» в комедии Н. Гоголя «Ревизор»

Текст сочинения:

Если смеяться, так уж лучше смеяться сильно и над тем, что действительно достойно осмеяния всеобщего,
Н. Гоголь
Комедия "Ревизор", написанная Н. В. Гоголем, несомненно, принадлежиҭ не только к классике мировой драматургии, но и к произведениям, которые с первого мгновения захватываюҭ читателя и не отпускаюҭ его внимания до последней страницы. Сюжет комедии был подсказан Гоголю А. С. Пушкиным, высоко ценившим литературный таланҭ молодого писателя с его "способностью угадывать человека и несколькими чертами выставлять его вдруг всего, как живого".
Комедия, созданная Гоголем, не так проста, как может показаться на первый взгляд. Ее цель не только развлечь читателя остроумной шуҭкой, которую судьба сыграла с чиновниками города N, но и заставить его задуматься о себе, о своем окружении.
В бессмерҭном произведении Гоголя на самом деле очень мало придуманного. На примере маленького уездного городка Гоголю удалось показать то, что было характерно для всей огромной России того времени: чиноугодничество, взяточничество, карьеризм, казнокрадство, произвол чиновников. Таким образом, сиҭуация, описанная в комедии, могла возникнуть практически в любом городе.
Целую галерею русских ҭипов вывел на сцену Гоголь в своей комедии. Бесконечно забавным кажется иногда поведение чиновников, чьи образы Гоголь создавал с изрядной долей иронии. Невозможно забыть изворотливого карьериста городничего, никогда не пропускающего своей выгоды и привыкшего хватать все, что плывет ему в руки. С большим юмором описан "вольнодумец" судья Ляп-кин-Тяпкин, уверенный в своей непогрешимости из-за того, что берет взятки борзыми щенками. Горькую улыбку вызывает образ попечителя богоугодных заведений Земляники, в больнице которого люди не только недоедаюҭ и ходят грязные, но и "мруҭ, как мухи" из-за недостатка лекарств.
А вот на сцене сам Хлестаков! Ленҭяй и бездельник, безудержный хвастун и врунишка ну как к такому относиться серьезно! Однако же чиновники города принимаюҭ его как "государственного служащего". Чем не ревизор: смотриҭ свысока, говориҭ красиво, взятки берет, рассказывает небывалое. Знамениҭый и уважаемый человек этот Хлестаков!
Таким образом, мы ясно видим, что комедия "Ревизор" это не выдумка, не клевета на современную писателю жизнь, а ее отражение. Тех же, кого эта комедия возмуҭила больше всех, хочется направить в самое начало, к эпиграфу, который является достойным ответом Гоголя своим криҭикам: "На зеркало неча пенять, коли рожа крива".
Если внимательно приглядеться, можно заметить, что в комедии нет положительного героя. Оцениваюҭ и обдумываюҭ действия и поступки действующих лиц сами зрители и читатели. Ограниченность, глупость, приспособленчество чиновников города вызываюҭ смех, и этот смех единственное "честное лицо" в комедии, ведь он связывает действие на сцене с живым откликом зрителей.
"Чему смеетесь? над собой смеетесь!.." говориҭ городничий залу по воле автора.
Гоголь достиг своей цели "собрать в одну кучу все дурное в России... и за одним разом посмеяться над всем". Но писатель смеется не один он смеется с нами, и в этом сила комедии.
После прочтения "Ревизора" я никогда уже не забуду смысл слов великого Гоголя: "О, смех великое дело! Ничего более не боиҭся человек так, как смеха. Он не отнимает ни жизни, ни имения у виновного; но он ему силы связывает, и, боясь смеха, человек удерживается от того, от чего бы не удержала его никакая сила..."

Права на сочинение "Роль смеха в комедии Н. В. Гоголя "Ревизор"" принадлежат его автору. При цитировании материала необходимо обязательно указывать гиперссылку на

В критике комедию Н.В. Гоголя «Ревизор» при­нято называть лучшей социальной комедией своего времени. Созданная на основе глубочайшего проник­новения в сущность общественных явлений, коме­дия «Ревизор» сыграла немаловажную роль в раз­витии общественного самосознания. Высокий реа­лизм тесно слился в «Ревизоре» с сатирой, сатира с воплощением социальных идей. Разъясняя смысл «Ревизора», Гоголь указал на роль смеха: «Мне жаль, что никто не заметил честного лица, бывшего в моей пьесе… Это честное, благородное лицо – был смех». Писатель ставил перед собой цель – «смеяться силь­но» над тем, что «достойно осмеяния всеобщего», ибо в смехе Гоголь видел могучее средство воздей­ствия на общество.

Близкий друг Гоголя, Аксаков, писал, что «со­временная русская жизнь не дает материала для комедии». На что Гоголь ему ответил: «Комизм кро­ется везде… живя среди него, мы его не видим, но… если художник перенесет его в искусство, на сцену, то мы же сами над собой будем валяться со смеху».

Своеобразие гоголевского смеха заключается прежде всего в том, что предметом для комизма из­браны не плутни какого-либо героя, а сама современ­ная жизнь в ее комически уродливых проявлениях.

В основе сюжета «Ревизора» лежит типично комедийное несоответствие: человека принимают не за того, кем он является на самом деле. Но в отли­чие от своих предшественников, Гоголь решает эту ситуацию по-новому.

Хлестаков не старается выдать себя за важное лицо. Чиновников обмануло чистосердечие Хлеста­кова. Опытный плут навряд ли провел бы городни­чего, который «мошенников из мошенников обманы­вал». Именно непреднамеренность поступков Хлес­такова сбила его с толку.

В «Ревизоре» нет внешних толчков к развитию действия. Как ни парадоксально, основным импуль­сом развития комедии является страх чиновников. Страх объединяет раздираемый внутренними противоречиями город; делает всех жителей города чуть ли не братьями. Оказывается, не родство душ, не общность интересов, а только страх способен спло­тить этих людей.

Происходящее выявляло в людях их истинное уродливое и смешнее лицо, вызывало смех над ними, над их жизнью, которая была жизнью всей России. «Над собою смеетесь»,- это ведь обращено в хохо­чущий зрительный зал.

Гоголь смеется как над всем уездным городом в целом, так и над его отдельными обитателями, над их социальными пороками. Беззаконие, казнокрад­ство, взяточничество, корыстные мотивы вместо за­боты об общественном благе – все это показано в «Ревизоре» в виде тех общепризнанных форм жиз­ни, вне которых управители не мыслят себе свое су­ществование. Смешное обнаруживается и в той се­рьезности, с которой относится к своему делу каж­дый из персонажей комедии. Все они заняты своим делом как величайшей задачей всей жизни. Читате­лю же со стороны видна незначительность и пустота их забот. Таким образом, Гоголь наглядно показыва­ет контраст суетливой внешней деятельности и внут­реннего окостенения. .

«Ревизор»- комедия характеров. Юмор Гоголя психологичен. Смеясь над персонажами «Ревизора», мы, говоря словами Гоголя, смеемся не над их «кри­вым носом, а над кривою душою». Комическое у Го­голя почти целиком отдано обрисовке типов. Оа неприятие фарса, карикатуры. Сам автор писал «Больше всего надо опасаться чтобы не впасть в ка­рикатуру». Так, отдавая спешные приказания к при ему ревизора, городничий путает слова: «Пусть каждый возьмет в руки по улице, – черт возьми, по ули­це! – по метле…» Минуту спустя он хочет надеть вме­сто шляпы бумажный футляр. В записке, получен­ной Анной Андреевной от мужа, содержится забав­ная путаница: «Я ничего не понимаю, к чему же ту! соленые огурцы и икра?» Квартальные, которым го­родничий указывает на лежащую на полу бумажку, «бегут и снимают ее, толкая друг друга впопыхах». Поздравляя Анну Андреевну с «обручением» доче­ри, Бобчинский и Добчинский «подходят в одно вре­мя и сталкиваются лбами». Вот, пожалуй, и все по­добные сцены и подробности. И мы видим, что эти смешные «цепляния»- скорее сопутствующие тона к основному мотиву. Они характеризуют атмосферу спешки, неразберихи, страха. Комическое Гоголя, как правило, вытекает из характеров героев.

Автор, равно как и читатели, смеется также «над несоответствиями характеров людей и их положени­ем в обществе, над несоответствием между тем, что персонажи думают и что говорят, между поведением людей и их мнением. Так, к примеру, чиновники с женами, пришедшие поздравить городничего и Анну Андреевну с прекрасной партией дочери, в глаза льстят, про себя же отзываются о городничем весь­ма нелестно: «Не судьба, батюшка, судьба-индейка; заслуги привели к тому. (Б сторону.) Этакой пезет все­гда в рот счастье».

Обличая все дурное, Гоголь верил в торжество справедливости, которая победит, как только люди осознают гибельность «дурного», а чтобы осознали, Гоголь осмеивает все презренное, ничтожное. Реализовать эту задачу ему помогает смех. Не тот смех, который порождается временной раздражительнос­тью или плохим характером, не тот легкий смех, слу­жащий для праздного развлечения, но тот, который «весь излетает из светлой природы человека», на дне которой заключен «вечно бьющий родник его».

План
Введение
Комедия Гоголя «Ревизор» - сатирическое произведение.
В комедии выражено критическое отношение автора к современному ему обществу.
Основная часть
Н.В. Гоголь «решился собрать в одну кучу все дурное»:
а) мы видим удручающую картину уездного города;
б) от страха возмездия чиновники принимают Хлестакова за ревизора;
в) узнав правду о Хлестакове, чиновники поражены;
г) Городничий обращается к окружающим: «Чему вы смеетесь!..»;
Кто из героев комедии достоин сочувствия?
По словам автора, в комедии есть одно «благородное лицо» - «смех».
Заключение
Смех над подлыми людьми - вот что может исправить общество.
Комедия Н.В. Гоголя «Ревизор» - сатирическое произведение. Поэтому в нем ярко выражено критическое отношение автора к современному обществу, его социальным проблемам, а также нравственные проблемы, раскрывающиеся на примере характеров героев.
Как писал Н.В. Гоголь, в «Ревизоре» он «решился собрать в одну кучу все дурное в России, какое я тогда знал, все несправедливости, какие делаются в тех местах и в тех случаях, где больше всего требуется от человека справедливости, и за одним
разом посмеяться над всем». Поэтому мы видим удручающую картину жизни уездного города, где правят беззаконие и произвол. Люди, имеющие власть, употребляют ее не во благо народа, а для своего личного обогащения. При этом они умственно и нравственно убоги, низки, подлы. От страха возмездия они принимают за ревизора Хлестакова - ничтожество, верят его вранью и не верят правде. Поэтому когда правда выясняется, они поражены, как могли они так обмануться. А сам Хлестаков даже не понял, какую роль он сыграл. Городничий кается публично: как он мог? «Тридцать лет живу на службе; ни один купец, ни подрядчик не мог провести, мошенников над мошенниками обманывал, пройдох и плутов таких, что весь свет готовы обворовать, поддевал на уду». И обращается к окружающим: «Чему вы смеетесь!..»
Действительно, кто из персонажей комедии заслуживает сочувствия? Обманутые чиновники? Но ведь они сами жулики и подлецы. Хлестаков? Жалующиеся купцы? Нет положительного героя в комедии Гоголя.
Сам автор писал, что в его комедии есть одно честное, благородное лицо - «смех». Это не развлекательный смех, а грозный, как карающая сила. Смеха боится даже тот, кто ничего не боится. Городничий боится одного: что найдется автор, «в комедию тебя вставит», «и все будут скалить зубы и бить в ладоши».
Смех над бесчестными и подлыми людьми - единственное, что может исправить общество, если эти люди, боясь стать посмешищем, сумеют измениться нравственно. В это горячо верил и на это надеялся автор бессмертной комедии.

Разъясняя смысл «Ревизора», Н. В. Гоголь указал на роль смеха: «Мне жаль, что никто не заметил честного лица, бывшего в моей пьесе. Да, было одно честное, благородное лицо, действовавшее в ней во все продолжение ее. Это честное, благородное лицо был – смех».

Близкий друг Н. В. Гоголя, писал, что современная русская жизнь не дает материала для комедии. На что Гоголь ответил: «Комедия кроется везде… Живя среди него, мы его не видим…, но если художник перенесет его в искусство, на сцену, то мы же сами над собой будем валяться со смеху».

Объектом сатиры у Н. В. Гоголя становится сама современная жизнь в ее комически уродливых проявлениях. Уже в основе самого сюжета заложено комедийное несоответствие: человека принимают не за того, кем он является на самом деле. Но эту ситуацию автор решает по новому: Хлестаков ни за кого себя не выдает. Непреднамеренность поступков Хлестакова сбила всех с толку, а чистосердечие его обмануло чиновников и городничего, который сам «мошенников из мошенников обманывал». Происходящее и выявило истинно уродливое и смешное лицо людей, вызвало смех над ними. Это был смех сквозь слезы – гневный смех сквозь слезы горечи и негодования. Автор смеется не над конкретными личностями, а над пороками русской действительности, недаром в конце брошено в хохочущий зал: «Над собой смеетесь».

И смешно, и горько становится, когда мы читаем о порядках в уездном городе: в присутственных местах шныряют «гуси с гусенками», а от заседателя вечно пахнет водкой; в училище преподают какие бесноватые учителя; врачеватель Христиан Иванович по русски ни одного слова не знает; на почте вскрываются письма ради удовлетворения любопытства почтмейстера, а полицейские «для порядку» ставят всем подряд и так далее.

Именно такое сатирическое изображение позволило Н. В. Гоголю ясно высказать свое возмущение административным произволом и хищничеством, мелкими своекорыстными характерами облеченных властью людей.

Но и просто забавных комических ситуаций есть в пьесе немало. Например, спешные приказания городничего: «Пусть каждый возьмет в руки по улице…», или реплика «Вместо шляпы надевает бумажный футляр» и др. Нелеп и смешон Хлестаков, в страхе кричащий и стучащий кулаком по столу: «Да какое вы имеет е право?... Я прямо к министру!» А уж как он «великолепен» в сцене вранья, сделав за несколько минут головокружительную карьеру от переписчика бумаг до фельдмаршала.

Все это делает пьесу живой, достоверной и помогает читателю и зрителю очистить свою душу с помощью смеха, потому что, обличая все дурное, писатель верит в торжество справедливости, которая победит.