Макияж. Уход за волосами. Уход за кожей

Макияж. Уход за волосами. Уход за кожей

Исторические деятели культуры. М

Оказывается, современная Россия для западного мира, по-прежнему, страна классических искусств и литературы, поэтому в списке нет «народных героев», зато есть деятели оперы, балета и театра.

Валерий Гергиев, классическая музыка

Гергиев – символ России на западе, в прошлом году получил знаковую американскую премию Нельсона Рокфеллера, а в октябре 2011 года он с оркестром Мариинского театра открыл сезон в знаменитом нью-йоркском Карнеги-холле.

Анна Нетребко, опера

Обладательницу «самого дорогого» сопрано лучше всего знают в Германии: настолько, что она – лицо и украшений Chopard, и косметических средств Schwarzkopf. Там же удачно продаются диски с ее записями - у дивы контракт с Deutsche Grammophone. Но основной доход уроженки Краснодара - гонорары за выступления (от $50 000).

Дмитрий Хворостовский, опера

Баритон Дмитрий Хворостовский спорит с Анной Нетребко за звание самого высокооплачиваемого русского оперного артиста. По оценкам экспертов, его выступление обычно стоит около $70 000. Хворостовский дает на самых престижных площадках мира сольные концерты, а в операх теперь выступает гораздо реже. Хворостовского лучше всего знают в США - там он гастролирует чаще всего.

Ксения Раппопорт, кино

За 11 лет работы в петербургском Театре Европы Ксения Раппопорт сыграла во всех главных пьесах Чехова. Кинопублике она стала известна благодаря сериалам «Бандитский Петербург», «Ликвидация» и «Исаев». На зарубежных экранах актриса появилась пять лет назад, сыграв главную роль в фильме Джузеппе Торнаторе La Sconosciuta («Незнакомка»). За эту работу в 2007 году актриса получила кинематографическую премию Италии David di Donatello. В 2009 году она вела церемонию открытия Венецианского кинофестиваля. За минувший год снялась в четырех зарубежных и стольких же российских фильмах.

Борис Акунин, литература

Григорий Чхартишвили держится в десятке самых издаваемых авторов России. Лучше всего беллетриста знают в Польше (контракт с крупнейшим издательством Европы Bertelsmann) и в США (Random House).

Диана Вишнева, балет

В 1994 году ученица Вагановского училища выиграла одну из главных балетных наград - Prix de Lausanne. Приз застал организаторов врасплох - медали не было в наличии, до этого ее годами никому не вручали. Теперь она самая высокооплачиваемая балерина мира, танцует в Американском балетном театре Нью-Йорка у легендарных хореографов и удерживает статус главной балерины современности.

Федор Бондарчук, кино

Сын оскароносного Сергея Бондарчука (американскую премию он получил в 1968 году за киноэпопею «Война и мир») Федор, в отличие от многих своих соотечественников, ни разу не работал на западной киностудии и прославился за рубежом только благодаря нескольким российским работам. Права на первую режиссерскую работу Бондарчука «Девятая рота» об афганской войне продавались в течение нескольких лет после премьеры в 2005 году. На покупку прав на зарубежный прокат фильма «Сталинград», который выйдет в 2013 году, уже есть заявки от западных прокатчиков.

Антропов Алексей Петрович (1716-1795) - русский живописец. Портреты Антропова отличают связь с традицией парсуны, правдивость характеристик, живописные приемы барокко.

Аргунов Иван Петрович (1729-1802) - русский крепостной живописец-портретист. Автор репрезентативных парадных и камерных портретов.

Аргунов Николай Иванович (1771-1829) - русский крепостной живописец-портретист, испытавший в своем творчестве влияние классицизма. Автор известного портрета П. И. Ковалевой-Жемчуговой.

Баженов Василий Иванович (1737-1799) - крупнейший русский архитектор, один из основоположников русского классицизма. Автор проекта реконструкции Кремля, романтического дворцово-паркового ансамбля в Царицыне, дома Пашкова в Москве, Михайловского замка в Петербурге. Его проекты отличали смелость композиции, разнообразие замыслов, творческое использование и сочетание традиций мировой классической и древнерусской архитектуры.

Беринг Витус Ионассен (Иван Иванович) (1681-1741) - мореплаватель, капитан-командор русского флота (1730). Руководитель 1-й (1725-1730) и 2-й (1733-1741) Камчатских экспедиций. Прошел между Чукотским полуостровом и Аляской (пролив между ними теперь носит его имя), достиг Северной Америки и открыл ряд островов Алеутской гряды. Именем Беринга названы море, пролив и остров в северной части Тихого океана.

Боровиковский Владимир Лукич (1757-1825) - русский живописец-портретист. Его работам присущи черты сентиментализма, сочетание декоративной тонкости и изящества ритмов с верной передачей характера (портрет М. И. Лопухиной и др.).

Волков Федор Григорьевич (1729-1763) - русский актер и театральный деятель. В 1750 г. организовал в Ярославле любительскую труппу (актеры - И. А. Дмитревский, Я. Д. Шумский), на основе которой в 1756 г. в Петербурге был создан первый постоянный профессиональный русский публичный театр. Сам играл в ряде трагедий Сумарокова.

Державин Гаврила Романович (1743-1816) - русский поэт. Представитель русского классицизма. Автор торжественных од, проникнутых идеей сильной российской государственности, включавших сатиру на вельмож, пейзажные и бытовые зарисовки, философские размышления - "Фелица", "Вельможа", "Водопад". Автор многих лирических стихов.

Казаков Матвей Федорович (1738-1812) - выдающийся русский архитектор, один из основоположников русского классицизма. В Москве разработал типы городских жилых домов и общественных зданий, организующих большие городские пространства: Сенат в Кремле (1776-1787); Московский университет (1786-1793); Голицынская (1-я Градская) больница (1796-1801); дом-усадьба Демидова (1779- 1791); Петровский дворец (1775-1782) и др. Проявил особый талант в оформлении интерьеров (здание Дворянского собрания в Москве). Руководил составлением генерального плана Москвы. Создал архитектурную школу.

Кантемир Антиох Дмитриевич (1708-1744) -русский поэт, дипломат. Просветитель-рационалист. Один из основоположников русского классицизма в жанре стихотворной сатиры.

Кваренги Джакомо (1744-1817) - русский архитектор итальянского происхождения, представитель классицизма. В России работал с 1780 г. Монументальностью и строгостью форм, пластической законченностью образа отличаются павильон "Концертный зал" (1786) и Александровский дворец (1792-1800) в Царском Селе, Ассигнационный банк (1783-1790), Эрмитажный театр (1783-1787), Смольный институт (1806-1808) в Петербурге.

Крашенинников Степан Петрович (1711-1755) - русский путешественник, исследователь Камчатки, академик Петербургской академии наук (1750). Участник 2-й Камчатской экспедиции (1733-1743). Составил первое "Описание земли Камчатки" (1756).

Кулибин Иван Петрович (1735-1818) - выдающийся русский механик-самоучка. Автор множества уникальных механизмов. Усовершенствовал шлифовку стекла для оптических приборов. Разработал проект и построил модель одноарочного моста через р. Неву пролетом 298 м. Создал прототип прожектора ("зеркальный фонарь"), семафорный телеграф, дворцовый лифт и др.

Лаптев Харитон Прокофьевич (1700-1763) - капитан 1-го ранга. Обследовал в 1739--1742 гг. побережье от р. Лены до р. Хатанги и Таймырский полуостров.

Левицкий Дмитрий Григорьевич (1735-1822) - русский живописец. В композиционно эффектных парадных портретах торжественность сочетается с жизненностью образов, красочным богатством ("Кокоринов", 1769-1770; серия портретов воспитанниц Смольного института, 1773- 1776); углубленно-индивидуальны по характеристикам, сдержанны по цвету интимные портреты ("М. А. Дьякова", 1778). В поздний период отчасти воспринял влияние классицизма (портрет Екатерины II, 1783).

Ломоносов Михаил Васильевич (1711-1765) - первый -русский ученый-энциклопедист мирового уровня, поэт. Основоположник современного русского литературного языка. Художник. Историк. Деятель народного образования и науки. Обучение проходил в Славяно-греко-латинской академии в Москве (с,1731), Академическом университете в Петербурге (с 1735), в Германии (1736-1741), С 1742г.- адъюнкт, с 1745 г. - первый русский академик Петербургской академии наук. Член Академии художеств (1763).

Майков Василий Иванович (1728-1778) - русский поэт. Автор поэм "Игрок ломбера" (1763), "Елисей, или Раздраженный Вакх" (1771), "Нравоучительные басни" (1766^1767).

Ползунов Иван Иванович (1728-1766) - русский теплотехник, один из изобретателей теплового двигателя. В 1763 г. разработал проект универсального парового двигателя. В 1765 г. создал первую в России паротеплосиловую установку для заводских нужд, проработавшую 43 дня. Умер до ее пробного пуска.

Поповский Николай Никитич (1730-1760) - русский просветитель, философ и поэт. Профессор Московского университета (с 1755). Сторонник и один из идеологов просвещенного абсолютизма.

Растрелли Бартоломео Карло (1675-1744) - скульптор. Итальянец. С 1716г. - на службе в Петербурге, Его произведениям свойственны барочная парадность и пышность, умение передавать фактуру изображаемого материала ("Императрица Анна Иоанновна с арапчонком", 1733- 1741).

Растрелли Варфоломей Варфоломеевич (1700-1771) - выдающийся русский архитектор, представитель барокко. Сын Б. К. Растрелли. Его работам свойственны грандиозный пространственный размах, четкость объемов, строгость прямолинейных планов в сочетании с пластичностью масс, богатством скульптурного убранства и цвета, прихотливой орнаментикой. Крупнейшими произведениями являются Смольный монастырь (1748-1754) и Зимний дворец (1754-1762) в Петербурге, Большой дворец в Петергофе (1747-1752), Екатерининский дворец в Царском Селе (1752-1757).

Рокотов Федор Степанович (1735-1808) - русский живописец. Тонкие по живописи, глубоко поэтичные портреты проникнуты осознанием духовной и физической красоты человека ("Неизвестная в розовом платье", 1775; "В. Е. Новосильцова", 1780 и др.).

Сумароков Александр Петрович (1717-1777) - русский писатель, один из видных представителей классицизма. В трагедиях "Хорев" (1747), "Синав и Трувор" (1750) и других ставил проблемы гражданского долга. Автор многих комедий, басен, лирических песен.

Татищев Василий Никитич (1686-1750) - русский историк, государственный деятель. Управлял казенными заводами на Урале, был астраханским губернатором. Автор многих трудов по этнографии, истории, географии. Самое крупное и известное произведение - "История Российская с древнейших времен".

Тредиаковский Василий Кириллович (1703-1768)- русский поэт, филолог, академик Петербургской академии наук (1745-1759). В работе "Новый и краткий способ к сложению российских стихов" (1735) сформулировал принципы русского силлабо-тонического стихосложения. Поэма "Тилемахида" (1766).

Трезини Доменико (1670-1734) - русский архитектор, представитель раннего барокко. По национальности швейцарец. В России с 1703 г. (приглашен для участия в строительстве Санкт-Петербурга). Построил летний дворец Петра I (1710-1714), собор св. Петра и Павла в Петропавловской крепости (1712-1733), здание 12-ти коллегий (1722-1734) в Петербурге.

Фельтен Юрий Матвеевич (1730-1801) - русский архитектор, представитель раннего классицизма. Автор Старого Эрмитажа (1771-1787), ограды Летнего сада (1771- 1784) в Петербурге. Участвовал в сооружении гранитных набережных Невы (с 1769).

Херасков Михаил Матвеевич (1733-1807) - русский писатель. Автор известной эпической поэмы "Россияда" (1779), написанной в духе классицизма.

Шелихов (Шелехов) Григорий Иванович (1747- 1795)- русский купец, первопроходец. В 1775г. создал компанию для пушного и зверобойного промысла на северных островах Тихого океана и Аляске. Основал первые русские поселения в Русской Америке. Провел значительные географические исследования. На базе созданной Шелиховым компании была в 1799 г. образована Российско-американская компания.

Шубин Федот Иванович (1740-1805)-выдающийся русский скульптор. Представитель классицизма. Создал галерею психологически выразительных скульптурных портретов (бюсты А. М. Голицына, 1775; М. Р. Паниной, 1775;

И. Г. Орлова, 1778; М. В. Ломоносова, 1792 и др.).

Яхонтов Николай Павлович (1764-1840) - русский композитор. Автор одной из первых русских опер "Сильф, или Мечта молодой женщины".

рэпер

25 февраля 2010 года Noize MC (Иван Алексеев) отреагировал на аварию с участием вице-прези­дента «Лукойла» Анатолия Баркова, в результате которой погибли две женщины (одна из них - знакомая музыканта). Барков не сделал никакого заявления; зато на следующий день после аварии в интернете появился клип Noize MC «Мерседес 666 - Дорогу колеснице», его посмотрели около 750 тысяч человек. А 31 августа Ивана Алексеева задержали после концерта в Волгограде, на котором он назвал милиционеров «животными», и посадили на десять суток «за мелкое хулиганство». Сразу после его освобождения в Сети был размещен клип на песню «10 суток», в которой Noize MC рассказал, как он провел время в заключении. Его посмотрели почти миллион пользователей. В современной культуре Noize MC фактически выпол­няет роль народного телевидения, которое в доступной форме рассказывает о происходящем вокруг и дает этому собственную оценку.

Марат Гельман

галерист, директор Пермского музея современного искусства

За последние два года Марат Гельман стал символом успешной культурной политики в регионах России. В 2009 году он создал Пермский музей современного искусства, вокруг которого постепенно развернулась бурная культурная жизнь: в Перми под эгидой Гельмана и его яростных противников (например, писателя Алексея Иванова) проходили фестивали, вы­ставки, кино- и теат­ральные эксперименты и скандалы. «Общественной деятельности в культурной среде становится все больше, - заметил куратор выставок и искусствовед Андрей Ерофеев, назвавший Гельмана в числе авторитетных деятелей культуры. - За год это движение заметно усилилось, поднявшись практически с нулевой точки. Например, активность Марата Гельмана, его желание стать альтернативным министром культуры показательна: если бы среда не подпитывала его энергией, не давала бы ему импульсов, то он бы не участвовал ни в чем».

Петр Мамонов

музыкант и актер, лидер группы «Звуки Му»

Главный отечественный юродивый рубежа XX и XXI веков, Петр Мамонов всегда олицетворял свободного человека. А сыграв монаха, юродивого и мученика в «Острове» (2006) Павла Лунгина, Мамонов и вовсе стал чуть ли не «совестью нации» - гуру, призывающим нас к вере, молитве и покаянию. Своеобразной инверсией этой роли стал его Иван Грозный в «Царе» (2009) того же Лунгина, где Мамонов столь же назидательно продемонстрировал, к чему на Руси приводит беззаконие, самодурство и злоупотребление властью. Эти две роли - милосердный отец Анатолий и погрязший в убийствах царь Иван - как две стороны русского характера, одновременно всепрощающего и беспощадного. А Мамонов - едва ли не единственный современный актер, который воплощает их с пугающей точностью.

Виктор Пелевин

писатель

В 90-е Пелевин, по сути, придумал и мифологизировал Россию, которой еще не было. Слово «пелевинщина» вошло в обиход как обозначение абсурдной социальной реальности «новых русских». Фиксируя эту реальность и находя ей самые фантастические разъяснения, Пелевин заработал звание главного летописца и толкователя современности. Наша эпоха непубличной политики особенно нуждается в таких толкователях. Фактически книги Пелевина - это мифы народов России конца ХХ - начала ХХI века, частью созданные, частью собранные и спародированные писателем. Он не просто занимается трактовкой нашей жизни с самых фантастических позиций, он создал алгоритм такого отношения к жизни и к литературе и породил целое поколение литераторов, «ушибленных Пелевиным».

Юрий Норштейн

мультипликатор

Классик мировой анимации и любимый режиссер Миядзаки, Юрий Норштейн закончил свой последний мультфильм - «Зимние дни» - семь лет назад. Другая его работа - экранизация «Шинели» Гоголя, начатая еще в 1981 году, - так и не завершена по финансовым причинам. Верность себе и своему искусству, которое переживет любые рыночные отношения, давно превратила Норштейна в один из столпов творческой интеллигенции. Авторитет его столь велик, что поклонники его мультфильмов решили сами собрать деньги на «Шинель»: в блогах бросили клич о материальной помощи мастеру. Но, как истинный интеллигент, Норштейн от этой помощи отказался, взамен предложив устроить аукцион по продаже своих рисунков, выручка с которого и пойдет на завершение проекта.

Юрий Шевчук

музыкант, лидер группы «ДДТ»

Символ вечно живого русского рока. «Я выделяю внутреннюю свободу Юрия Шевчука, задавшего несколько честных вопросов Путину» - так объяснил свой выбор в нашем проекте социолог Даниил Дондурей. Представившись на встрече премьера с деятелями культуры как «Юра Шевчук, музыкант», он фактически допустил саму возможность диалога власти и общества, разговора двоих равных - музыканта Юры и премьера Володи. А до этого, в марте, на церемонии вручения премии «Чартова дюжина» в «Олимпийском» Шевчук произнес пламенную речь о «тотальной коррупции», о «сволочи, кормящейся у власти, в погонах, с мигалками в башке». Музыкантов он призвал вернуть року политическую составляющую: «Я не политик, но рок - это не тогда, когда все хорошо, а когда что-то плохо, и об этом надо петь и говорить».

Людмила Петрушевская

писательница

С годами Людмила Стефановна Петрушевская становится все более мультимедийной. Завоевав себе репутацию блестящего драматурга, написав ряд сценариев к мультфильмам, включая знаменитую ленту «Сказка сказок», покорив читателей своей прозой, она в последние годы с успехом попробовала себя в качестве художника, а также уже несколько лет поет песни и выступает с собственным кабаре. Но все-таки в первую очередь Петрушевская остается писательницей, чья книга «Время ночь», вышедшая в начале 90-х, во многом предопределила путь развития русскоязычной литературы.

Владимир Сорокин

писатель

За 2000-е годы Сорокин из главного анфан террибль России превратился в живого классика, чьи значимость и авторитет не подвергаются сомнению даже его идеологическими противниками. Он переписывает нашу реальность, рассказывая то о прошлом, то о будущем, то о некоем параллельном пространстве, но всякий раз этот рассказ получается точным портретом нас и нашего времени. Портрет этот не слишком лестный: так называемый «Мир опричника» - злая пародия на нынешнее российское общество, где подчеркнуты и доведены до предела все ныне существующие социальные тренды.

Василий Сигарев

кинорежиссер

Один из участников российской новой драмы, Василий Сигарев дебютировал в кино с картиной «Волчок» (2009) - историей о любви маленькой девочки к своей матери. «Волчок» стал триумфатором прошлогоднего «Кинотавра», получив чуть ли не все возможные призы - за лучший фильм, лучший сценарий и лучшую женскую роль. Пока новая драма разбиралась с социальными конфликтами, Сигарев одним из первых решил разобраться в себе и снял самый личный фильм минувшего десятилетия. Именно ориентация на собственный голос, каким бы странным и дисгармоничным он ни был, определила интонацию «новой волны» российского кино - поколения режиссеров, которых уже не так волнует социальная несправедливость, потому что их внутренний мир куда важнее, сложнее и драматичнее.

Михаил Угаров

режиссер и драматург, художественный руководитель Театра.doc

Идеолог новой драмы, Михаил Угаров за последние десять лет сплотил вокруг себя активную творческую группу драматургов, режиссеров и актеров, не согласных с традиционным репертуарным театром и его законами. Они пишут, ставят и играют спектакли о современной жизни - о том, что происходит вокруг нас и с нами, о сегодняшней социальной реальности. Угаров - один из тех, кто ввел моду на активное обсуждение современности в культуре: весной он получил «Золотую маску» за спектакль «Жизнь удалась» по пьесе Павла Пряжко, с жестким матерным языком и почти античной по масштабу трагедией маленьких людей - «одноклеточных», как называют их критики. Соавтор (вместе с женой Еленой Греминой) самого страшного спектакля о сегодняшней жизни в России - «Час восемнадцать», поставленного по документальным свидетельствам о гибели в СИЗО адвоката Сергея Магнитского.

Фото: АЛЕКСЕЙ МАЙШЕВ ДЛЯ «РР»; ИТАР-ТАСС (3); ДМИТРИЙ ЛЕКАЙ/КОММЕРСАНТ; OPALE/FOTOLINK (2); PHOTOXPRESS; ДМИТРИЙ БЕЛЯКОВ ДЛЯ «РР»

ГАШЕК Ярослав

Чешский писатель-сатирик

Родился в семье школьного учителя. В юности отличался взрывным характером, был непременным участником антинемецких выступлений в Праге, различных скандалов и драк.

Всегда был дущой компании, завсегдатаем пражских кабачков и пивных. В 1902 году с отличием окончил Торговую академию и устроился на работу в банк «Славия». В 1903 году бросил работу и совершил путешествие по Балканам и Центральной Европе.

После публикации в 1903 году сборника стихов «Майские выкрики», написанного совместно с Ладиславом Гаеком, и получения денег за свои заметки, которые писал в ходе своих путешествий, решил стать писателем. Быстро приобрел популярность как самый читаемый чешский юморист, печатаясь в развлекательных рубриках ежедневных газет и еженедельников, юмористических журналах, календарях.

В середине 1900-х сблизился с анархистскими кругами и принимал участие в митингах, выступал с агитационными поездками. К 1909 году порвал с анархическим движением.

В 1909 году стал редактором журнала «Мир животных». Спокойный академический характер издания претил веселому характеру Гашека, и он решил порадовать читателей всяческими открытиями из жизни животных. Из под его пера вышли загадочный «табу-табуран», живущий в Тихом океане, муха с шестнадцатью крыльями, восемью из которых она обмахивается как веером, домашние серебристо-серые вурдалаки, древний ящер «идиотозавр». Неудивительно, что вскоре был уволен с поста редактора. В 1912-1915 годах были изданы сборники «Бравый солдат Швейк и другие удивительные истории», «Страдания пана Тенкрата», «Гид для иностранцев», «Моя торговля собаками».

Затем открыл «Кинологический институт», а по сути просто контору по продаже собак. Не имея денег на покупку породистых щенков, ловил дворняг, перекрашивал их и подделывал родословную. Подобное мошенничество продолжалось недолго и окончилось судом. Вообще имя Гашека часто фигурировало в полицейских протоколах: «в нетрезвом состоянии справлял малую нужду перед зданием полицейского управления»; «в состоянии легкого алкогольного опьянения повредил две железные загородки»; «недалеко от полицейского участка зажег три уличных фонаря, которые уже были погашены»; «стрелял из детского пугача». Представившись в полиции святым Яном Непомуцким, 518 лет от роду, был помещен в сумасшедший дом, где собирал материалы для новых юморесок. Во время Первой мировой войны поселился в пражском отеле и зарегистрировался как «Лев Николаевич Тургенев. Родился 3 ноября 1885 года в городе Киеве. Живет в Петрограде. Православный. Частный служащий. Приехал из Москвы. Цель приезда - ревизия австрийского генерального штаба». Будучи арестован как русский шпион, заявил, что в качестве лояльного гражданина счел долгом проверить, «как в это тяжкое для страны время функционирует государственная полиция».

В 1915 году был призван в армию и зачислен в 91-й пехотный полк, расположенный в Ческе-Будеевицах. Многое из того, что случилось с Гашеком в армии, он описал затем в романе «Похождения бравого солдата Швейка». Так, в полк он явился в военной форме, но в цилиндре. Из школы вольноопределяющихся был отчислен за нарушения дисциплины. А симуляцию ревматизма признали попыткой дезертирства и даже осудили на три года, с отбытием по окончании войны. Так что на фронт Гашек отправился в арестантском вагоне.

В армии получил должность помощника писаря, что позволило ему уклоняться от учений и продолжать творчество. Тогда же довольно тесно сошелся с денщиком Франтишеком Страшлипкой, ставшим одним из основных прототипов Швейка. На фронте в Галиции выполнял обязанности квартирьера, позже был ординарцем и связным взвода. Участвовал в боях у горы Сокаль, был награжден серебряной медалью за храбрость и произведен в чин ефрейтора. 24 сентября 1915 года, в ходе контрнаступления русской армии на участке 91-го полка, Гашек вместе со Страшлипкой добровольно сдались в плен.

В плену, подобно многим другим соотечественникам, вступил в Чехословацкий легион, воевавший на стороне русской армии. Летом 1917 года за бой у Зборова он даже был награжден георгиевским крестом четвертой степени.

После заключения сепаратного мира между Россией и Германией и начавшейся эвакуацией чешского корпуса в Европу через Владивосток отправился в Москву, где вступил в коммунистическую партию. В апреле 1918 года был отправлен в Самару, где вел среди чехов и словаков агитацию против эвакуации во Францию, а также призывал их вступать в Красную Армию. К концу мая отряд Гашека насчитывал 120 бойцов, которые принимали участие в боях с частями Белой армии и успешно подавили анархистский мятеж в Самаре. В июле полевой суд чехословацкого легиона выдал ордер на арест Гашека, как предателя чешского народа. После белочешского мятежа, оказавшись на контролируемой колчаковцами территории, был вынужден скрываться. Только к сентябрю пересек линию фронта, и в Симбирске вновь примкнул к частям Красной Армии.

С октября 1918 года занимался партийной, политической и административной работой при политотделе 5-й армии Восточного фронта. В декабре 1918 года был назначен комендантом города Бугульмы. Принимал личное участие в красном терроре. В 1919 году был переведен в Уфу, где заведовал типографией и издавал большевистскую газету «Наш путь». Там женился на сотруднице типографии А.Г. Львовой. Вместе с 5-й армией побывал в Челябинске, Омске, Красноярске, Иркутске, где был легко ранен при покушении

В Иркутске был избран депутатом городского Совета. Одновременно издавал газеты «Штурм» на немецком языке, «Рогам» на венгерском, «Бюллетень политработника» на русском и «Ур» («Рассвет») на бурятском. После окончания Гражданской войны Гашек остался в Иркутске, где даже купил дом. Однако в то время в Сибири действовал «сухой закон», что не могло не огорчать известного любителя выпить. Возможно, это стало одной из причин возвращения на родину.

В декабре 1920 года вместе с супругой вернулся в Прагу, где в связи со своей службой у большевиков, был встречен с крайней неприязнью. Оказался почти без средств к существованию и даже продавал на улицах экземпляры своих книг, скопившиеся у издателей за время войны. Вскоре снова жил на авансы от издателей, кочуя из трактира в трактир. В трактирах же он и писал свои новые произведения, часто там же их и зачитывал. Постоянная выпивка, два перенесенных тифа, отказ соблюдать рекомендации врачей, - все это приводило к постоянному ухудшению здоровья Гашека.

После возвращения в Прагу выпустил сборники рассказов «Две дюжины рассказов», «Трое мужчин и акула» и «Мирная конференция и другие юморески». В это же время начал работу над романом «Похождения бравого солдата Швейка», который печатался отдельными выпусками. Роман писался сразу набело, и каждая написанная глава немедленно направлялась издателю. Одновременно с чешским изданием перевод книги на правах оригинала выходит во Франции, Англии, Америке. К 1922 году первый том романа уже выдержал четыре издания, а второй - три.

В августе 1921 года переехал в небольшой городок Липнице, где продолжал активно работать над романом о Швейке. Но здоровье его неуклонно ухудшалось. Часто из-за болей приходилось прерывать работу. Однако писатель трудился до конца. Последний раз он диктовал Швейка всего за 5 дней до собственной смерти. Роман остался незаконченным. 3 января 1923 года Гашек скончался.

Во многих городах мира в честь Ярослава Гашека названы улицы, а количество памятников Йозефу Швейку даже превышает количество памятников самому Гашеку. В мире существует несколько музеев Гашека, в том числе в России (в Бугульме). В честь Я. Гашека назван астероид 2734 Гашек, а в честь его самого известного персонажа - астероид 7896 Швейк.

Деятели культуры – понятие такое же общее, как сама культура, а эта категория представляет собой целую филисофскую тему. Культура понимается как нечто, с одной стороны, рукотворное, социальное – в противоположность природе, с другой – как нечто упорядоченное и подчиненное законам красоты – в противоположность варварству и дикости. В этом смысле к категории культуры можно отнести и искусство, и науку, и религию, и даже своды моральных норм… впрочем, углубившись в понятие культуры как таковой, мы рискуем окончательно затеряться в философских и культурологических «дебрях», так что сузим наш предмет исследования за счет «государственной машины» и посмотрим, что находится в ведении Министерства культуры.

В первую очередь это, конечно, все, что связано с искусством – филармонии и концертные залы, драматические, оперные и кукольные театры, цирки, киностудии, самостоятельные исполнительские коллективы – оркестры, хоры и ансамбли… вот всех людей, которые работают в заведениях такого рода и можно назвать деятелями культуры. Правда, чаще употребляют несколько иную формулировку – «работник культуры», а «деятель» – это уже нечто более возвышенное… но никакого конкретного, зафиксированного в документах различия между тем и другим указать нельзя.

К работникам (или, если хотите, деятелям) культуры в нашей стране относятся и те, кто готовит кадры для всех этих организаций, причем на самом что ни на есть базовом уровне: музыкальные и художественные школы находятся у нас в ведении Министерства культуры, а не образования… примечательно, что учебные заведения более высокого уровня – например, музыкальные училища и консерватории – все-таки относятся к категории образования… иначе, как иронией судьбы это не назовешь: ведь у студента консерватории намного больше шансов стать музыкантом (т.е. работником культуры), чем у учащегося музыкальной школы.

Но к деятелям культуры причисляют не только тех, кто искусство создает. В эту категорию входят и те, кто сохраняет его и преподносит широкой публике: картинные галереи и прочие музей – это тоже учреждения культуры, а их сотрудники – работники культуры. Входят в это понятие и библиотеки (исключая те, которые являются частью каких-то организаций – например, университетов, в данном случае речь идет о библиотеках, являющихся самостоятельными организациями).

Всех деятелей культуры – какими бы разными ни были сферы их деятельности – объединяет одно: без них сравнительно легко обойтись. Не случайно именно по ним бьют в первую очередь все экономические кризисы – так, в незабвенные 90-е годы, когда учителя и врачи хотя бы пытались бастовать, работники культуры, сидя месяцами без зарплаты, не решались даже на это: ведь скажешь слово – закроют! И все же… представьте себе, что завтра закроются все театры, картинные галереи и концертные залы… от голода, холода и болезней мы тогда, конечно, не умрем – но в нас умрет нечто очень важное, что принципиально отличает нас от животных. Можно сказать, что главная обязанность любого деятеля культуры – от экскурсовода в провинциальном музее до директора Мариинского театра – это делать людей людьми.

Одно из высших признаний заслуг для такого человека – звание Заслуженного работника культуры. Правда, есть и более высокие звания – Заслуженный деятель искусств, Заслуженный артист – но их получают именно артисты, а стать Заслуженным работником культуры может и преподаватель музыкальной школы.