Конспект урока урока «Основы религиозных культур и светской этики»
студентки 3 курса ГБПОУ СО "Каменск-Уральский педагогический колледж" Анчуговой Анастасии Дмитриевны.
Тема урока: Совесть
Цель: формирование у обучающихся понятия «совесть» как одной из морально-этической ценности обществаХод урока
1. Организационно-мотивационный этапПодходят к концу школьные годы. Ученики 11-х классов в мае и июне сдают выпускные экзамены. Но для того чтобы им вручили аттестат, нужно успешно сдать обязательные экзамены, в том числе и по русскому языку. Наша статья адресована тем, кому требуются аргументы по проблеме совести.
Для того чтобы за часть С получить максимально возможное количество баллов, нужно писать сочинение грамотно. В данном разделе экзамена по русскому языку тем для сочинений много. Чаще всего выпускники пишут о дружбе, долге, чести, любви, науке, материнстве и так далее. Сложнее всего писать сочинение-рассуждение по проблеме совести. Аргументы мы для вас приведем далее в нашей статье. Но это не вся полезная информация для читателя. Мы предлагаем вашему вниманию композиционный план для выпускного сочинения по русскому языку.
В школьной программе по литературе есть много произведений, в которых рассматривается проблема совести. Однако не всегда дети их запоминают. Прочитав нашу статью, вы освежите знания о самых ярких художественных произведениях по данной проблеме.
Выпускное сочинение должно иметь строгую и определенную композицию. Проверяющие педагоги выставляют баллы по нескольким критериям:
За логику и смысл в сочинении проверяющие педагоги выставляют определенное количество баллов. Чтобы получить максимально возможное число, пишите сочинение по нашему плану.
Выпускники школ, сдававшие ЕГЭ по русскому языку, отмечают, что сложнее всего дается аргументирование. Поэтому мы подобрали для вас аргументы из литературы по проблеме совести.
Произведения Федора Михайловича наполнены особой философией, отличной от всех остальных. Писатель затрагивает серьезные проблемы современного ему общества. Надо отметить, что эти проблемы актуальны и сегодня.
Итак, проблема совести в «Преступлении и наказании» рассматривается особенно глубоко. Эта тема не обошла стороной ни одного участника романа. Родион Раскольников рассчитал свою теорию совести, проверил ее арифметическими методами. Однажды ему пришлось лишить жизни старуху-процентщицу. Он думал, что смерть никому не нужной женщины не обречет его на угрызения совести.
Раскольников проделал огромный путь, чтобы искупить свой грех и избавиться от терзаний.
А мы с вами продолжаем рассматривать проблему совести в произведениях русской литературы.
Каждый из нас бывал в ситуации: поступить по совести или нет? Пьер Безухов - самый любимый персонаж эпопеи. Видимо все дело в том, что он живет по совести. Он часто рассуждал о смысле бытия, о том, кем является на жизненном пути и так далее. Пьер Безухов решает посвятить свою жизнь добру, чистоте и совести. Он жертвует деньги на различные блага.
Проблема совести не обошла стороной и Николая Ростова. Когда он проигрывает деньги в игре в карты с Долоховым, то решает вернуть финансы во что бы то ни стало и не может поступить иначе, ведь родители воспитывали в нем чувства долга и совести.
А мы продолжаем с вами рассматривать проблему совести. Аргументы из литературы на этом не заканчиваются. На этот раз вспомним произведение, которое принадлежит первой трети ХХ века - роман М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита».
Одна из сюжетных линий повествует о Понтии Пилате. Ему пришлось отправить на казнь ни в чем неповинного Иешуа Га-Ноцри. Все последующие годы прокуратора Иудеи мучила совесть, так как он поддался трусости. Успокоение пришло к нему лишь тогда, когда сам Иешуа его простил и сказал, что казни и не было.
Проблема совести рассматривалась автором и в этом бессмертном произведении. Главный герой эпопеи руководил казачьей армией, когда шла Гражданская война. Лишился этой должности, потому что запрещал казакам заниматься грабежом и насилием. Если он и брал чужое, то только чтоб поесть и накормить лошадей.
Проблема совести рассматривалась многими авторами на протяжении всего существования русской литературы. Если для вас данные аргументы показались неубедительными, то вы можете самостоятельно разобрать художественные произведения, где писатели затрагивали проблему совести:
Наша статья подошла к концу. Занимайтесь подготовкой к экзамену в соответствии с совестью! Читайте отечественную литературу, чтобы учиться на чужих ошибках и опыте других. И живите в гармонии с собственной совестью.
В сказке «для детей изрядного возраста» Салтыков-Щедрин поднимает проблему совести. Используя аллегорию, он изображает это человеческое качество в виде тряпицы, старой ненужной ветошки, от которой все стремятся избавиться. Сначала она попадает в руки жалкого пропойцы, потом к хозяину питейного дома, затем к квартальному надзирателю Ловцу, после чего перешла к финансисту Самуилу Давыдовичу Бржоцкому. Переходя из рук в руки, совесть возбуждает в каждом новом обладателе взрыв эмоций, страдания и муки, избавлением от которых может стать только смерть. Совершённые грехи, жажда наживы, преступления против чести – всё это тяжёлый груз. В финале сказки автор передает мольбу совести, которая просит, чтобы её вложили в душу младенца. Маленький человек вырос бы с ней и уже не стремился отделаться от совести, чтобы он шёл по жизни, соизмеряя свои шаги с этим достойным уважения человеческим качеством.
В повести главный герой партизан Сотников, оказавшись в плену у фашистов, терпит пытки, но не выдаёт важную информацию. Ночью перед расстрелом он вспоминает эпизод из детства, который оставил глубокий след в его душе. Однажды он взял без спроса наградной маузер своего отца, который внезапно выстрелил. Мама сразу узнала об этом, как только вошла в комнату. По её совету мальчик сознался отцу в содеянном, тот смягчил гнев на милость, потому что посчитал, что сын сам догадался признаться. И вновь Сотников-младший качнул головой. Этот малодушный кивок остался в памяти на всю жизнь: «Это было уже слишком – ложью покупать отцовское спасибо, в глазах у него потемнело, кровь прилила к лицу, и он стоял, не в силах сдвинуться с места». Муки совести преследовали его всю жизнь: «И он ни разу больше не солгал ни отцу, ни кому другому, за всё держал ответ, глядя людям в глаза». Так незначительный эпизод в жизни человека может решить судьбу и определить все поступки.
Петруша Гринёв после первого вечера взрослой жизни в кругу новоиспечённых приятелей проиграл сто рублей. Эти деньги были значительной суммой. Когда он потребовал от Савельича, чтобы тот дал ему необходимую сумму для отдачи долга, дядька – крепостной крестьянин, воспитатель Петруши, вдруг воспротивился. Он сказал, что денег не даст. Тогда Пётр Андреевич потребовал, применив суровую строгость господина: «Я твой господин, а ты мой слуга. Деньги мои. Я их проиграл, потому что так мне вздумалось». Долг был возвращен, но в душе Петруши возникли угрызения совести: он чувствовал себя виноватым перед Савельичем. И только попросив прощения и дав обещание, что всеми средствами будет отныне распоряжаться только он, верный слуга, Гринёв успокоился. Но впредь более не спорил с Савельичем по финансовым вопросам.
Николай Ростов проиграл деньги Долохову. Сумма была астрономическая – сорок три тысячи рублей. Это после того как отец попросил его не тратить лишнего, так как финансовое положение семьи критическое. Но, несмотря на это, долг чести необходимо выплатить. Николай просит деньги у отца нарочито небрежным, даже грубым тоном, говоря, что это со всяким случается. Когда Илья Андреевич соглашается дать сыну необходимую сумму, тот, рыдая, кричит: «Папенька! па…пенька! … простите меня! – И, схватив руку отца, он прижался к ней губами и заплакал». После этого Николай дал себе слово никогда не садиться за карточный стол и сделать всё, чтобы поправить благосостояние семьи.
Тема: «Совесть»
Цель урока: создать условия для формирования ценностного мира ребенка; формирования понятий « совесть », « стыд ».
Планируемые результаты
формирование осознанной необходимости нравственного поведения человека, обусловленного принятыми в обществе представлениями о совести;
развитие самостоятельной и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах;
формирование способности формулировать собственные нравственные обязательства, осуществлять нравственный самоконтроль, требовать от себя выполнения моральных норм.
Предметные результаты:
усвоить понятия « совесть », « стыд », « раскаяние », « чувства », « воля »;
объективно оценивать свои и чужие поступки;
понимать значимость толерантного отношения к другим мнениям.
Метапредметные результаты:
Регулятивные УУД:
совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную задачу;
выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что еще нужно усвоить.
Познавательные УУД:
отбирать необходимые для решения учебной задачи источники информации среди предложенных учителем словарей, энциклопедий, справочников и других материалов;
добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах(текстах, таблицах, схемах и др.);
перерабатывать полученную информацию: делать выводы, устанавливая аналогии и причинно-следственные связи.
Коммуникативные УУД:
доносить свою позицию до других учеников: с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в устной и письменной речи с учетом своих учебных и жизненных речевых ситуаций;
слушать других людей, рассматривать их точку зрения, относиться к ним уважительно, быть готовым изменить свою точку зрения;
сотрудничать в совместном решении задачи, выполняя разные роли в паре, группе.
Оборудование:
компьютеры с выходом в интернет,
интерактивная доска
Дидактические материалы:
учебник "Основы светской этики. 4-5 класс". Данелюк А.Я.-М.: Просвещение, 2014 г.
раздаточный материал для групповой работы (тексты, конверты с пословицами, справочный материал, цветные круги, таблички со словами, листы для групповой работы, ручки)
Эпиграф урока:
Счастлив тот, у кого совесть спокойна!
(пословица)
Ход урока.
l . Организационный момент.
Чем больше знаем, тем больше умеем,
Тем больше опыта мы наберём.
А опыт поможет добиться успеха,
К заветной мечте нас приведёт!
II . Актуализация знаний.
1. Проверка домашнего задания.
На предыдущих уроках мы познакомились с некоторыми понятиями. Давайте их вспомним.
Какие чувства испытывает человек, если у него тяжелое, подавленное состояние от осуждения окружающих за неправильное поведение, за невыполненный долг перед самим собой. Это... (СТЫД и ВИНА)
Какие качества не дадут человеку совершить безнравственный поступок, помогут избежать вражды, взаимных обид и упреков, даже мести. Это... (ЧЕСТЬ и ДОСТОИНСТВО)
(На доске записаны слова на цветных карточках, дети показывают кружок нужного цвета; объясняют свой выбор)
Обобщение учителя:
Стыд и вина формируют СОВЕСТЬ человека. Немецкий философ Артур Шопенгауэр сказал, что "Честь есть внешняя совесть, а совесть - внутренняя честь". Я думаю, что вы догадались, о чем сегодня мы будем говорить на уроке? (О СОВЕСТИ)
2.Формулирование темы, цели урока. Начало мыследеятельности.
Правильно, тема нашего урока СОВЕСТЬ. Эпиграфом нашего урока будет пословица "Счастлив тот, у кого совесть спокойна!"
Ребята, а что вы хотели бы узнать на этом уроке? (Ответы детей)
(Что такое совесть? Как она формируется? Какая бывает совесть? Что значат выражения "чистая совесть", "голос совести", "потерять совесть", "муки совести" и др.)
Давайте попробуем разобраться в этих вопросах вместе.
III . Работа по теме урока.
1. Углубление в тему урока. Работа над содержанием сказки "История про Пиню".
Я предлагаю познакомиться со сказкой "История про Пиню".
Сказка - ложь, да в ней намек! Добрым молодцам урок! (звучит сказка)
Понравилась вам сказка?
А понравился ли вам главный герой сказки? Почему с Пиней происходили большие неприятности? (Пиня думал только о себе)
Почему только тетушка Улитка вздохнула и погладила Пиню по спине? (Жалко стало, муравьишка был маленьким и глупым, не хотел понимать, сто такое хорошо и что такое плохо)
Как вы думаете, почему изменился Пиня? (Стало стыдно, попросил прощения у всех кого обидел, его простили и он приобрел друзей, стал жить по -совести)
А какой урок вы получили для себя после знакомства со сказкой? (Ответы детей)
Обобщение учителя: Искренне переживая последствия плохого поступка, обвиняя себя, раскаиваясь, человек чаще всего не понимает, не отдает себе отчета, что в этот момент звучит голос его собственной совести, не знает, как назвать происходящее с ним.
Совесть – это голос, звучащий внутри нас. Он говорит, что можно делать и чего нельзя. Если что-то не так сделал, тебя совесть мучает, говорит: пойди и извинись. Тебе стыдно. Совесть и стыд – близкие вещи. Надо уметь слушать совесть.
2. Работа с текстом учебника.
Понятия "СТЫД" и "СОВЕСТЬ" еще и отличаются друг от друга. А чем? Ответить на этот вопрос вам поможет наш учебник, страница 48. Прочитайте первые три абзаца самостоятельно.
Что удивило вас? Над чем задумались? Что советовал древнегреческий философ, родившийся в 460 году до нашей эры.
Его слова современны и сегодня для нас, живущих в 21 веке.
3. Работа в группах.
А как объясняют понятие СОВЕСТЬ известные нам люди. Прочитайте цитату и попробуйте объяснить выделенные словосочетания. (Обсуждение в группах)
1 ЗАДАНИЕ.
1 группа: Совесть - когтистый зверь , скребущий сердце. (Пушкин А. С.)
2 группа: Совесть есть светило внутреннее , закрытое, которое освещает единственно самого человека и речет ему гласом тихим без звука; трогая нежно душу, приводит ее в чувство, и, следуя за человеком везде, не дает ему пощады ни в каком случае. (Суворов А. В.)
3 группа: Совесть - верный руководитель жизни людей . Берегись всего того, что не одобряется твоею совестью. ()
2 ЗАДАНИЕ.
1 группа. Давайте попробуем вслушаться в слово СОВЕСТЬ и составить из этих букв другие слова. Запишите на своем листе.
СОВЕТ (совесть - это то, что находится внутри нас и дает нам советы;
ВЕСТЬ (совесть - это то, что подает нам весточку: правильно мы поступаем или неправильно;
СЕТЬ (то, что ловит все наши хорошие и плохие поступки;
ЕСТЬ (совесть - это то, что есть у всех;
СВЕТ (совесть -это свет внутри нас;
ВЕС (совесть - это то, что имеет вес (значимость);
ВЕТО (то, что накладывает запрет на плохие поступки;
Обобщение учителя: Совесть - это чувство, которое свойственно только человеку, чувство ответственности перед собой и перед другими людьми за свои поступки. Поэтому совесть развивается и воспитывается в человеке.
2 группа. Вашей группе необходимо посмотреть в разных источниках, как там раскрывается понятие СОВЕСТЬ и выделить главные слова. Запишите на своем листе.
Толковый словарь В.Н.Даля:
« Совесть - внутрен нее сознание добра и зла, тай ник души , в котором отзывает ся одобрение или осуждение каждого поступка, способность распознавать качество поступ ка, чувство, побуждающее к истине и добру».
Совесть - это один из способов, которым душа учит человека поступать правильно; это идущее из сердца сильное воздействие души на человека (крик души).
Совесть - мощный голос сердца в защиту другого и сила, разрушающая эгоизм.
Совесть - Чувство нравственной ответственности за своё поведение перед окружающими людьми, обществом .
Интернет-Википедия:
Совесть - способность личности самостоятельно формулировать нравственные обязанности и реализовывать нравственный самоконтроль , требовать от себя их выполнения и производить оценку совершаемых ею поступков; одно из выражений нравственного самосознания личности.
Совесть - чувство нравственной ответственности за своё поведение перед другими людьми или обществом (а также и перед собой).
3 группа. В учебнике на странице 49 найти ответ, какие чувства сопутствуют совести? Запишите на своем листе эти чувства.
Постарайтесь объяснить, как вы это понимаете.
(Если ты делаешь что-то на совесть, то от этого получаешь удовольствие. Неудовлетворенность рождает муки совести, раскаяния.)
Обобщение учителя: Чувство раскаяния – это великое чувство. Оно очищает и исцеляет человека. Даже врачи признают, что самые страшные болезни, перед которыми бессильна медицина, лечит раскаяние. «Повинную голову меч не сечет», – так гласит русская пословица.
IV . Работа с пословицами.
- У вас в конвертах есть слова из пословиц. Составьте свою пословицу.
1. Есть совесть, есть и стыд, а стыда нет, и совести нет.
2. Деньги потеряешь - можно нажить, а совесть потеряешь - беду узнаешь.
3. Покоряйся совести, а овладей волей.
V . Работа с притчами.
Притча - это такая короткая история, в которой заложен глубокий смысл.
Работа с притчами. (В группах )
Прочитайте притчу.
Что вы почувствовали, что подумали, когда читали притчу? Расскажите о своих чувствах и мыслях.
1 группа. Совесть без муки.
( Автор притчи: Монах Варнава (Евгений Санин))
Беседа по притче.
Как поступит герой притчи? Ваше мнение.
Почему он вернет кошелек хозяину?
Что помогает человеку отличить добро от зла?
Какая пословица подходит?
2 группа. Хозяин или слуга.
( Автор притчи: Александра Лопатина)
Беседа по притче.
В каких строках мудрость? (Чтобы преодолеть препятствия, человеку нужна воля, разум)
Какая пословица подходит?
3 группа. Совесть.
( Автор притчи: Монах Варнава (Евгений Санин))
Беседа по притче.
Ребята, при какой ситуации главный герой услышал голос совести?
Какая пословица подходит?
Обобщение учителя: Голос совести - это внутренняя работа ума и сердца, когда человек размышляет о том, что хорошего, что плохого сделал за день, старается увидеть последствия своих поступков, умеет посмотреть на свои поступки глазами людей, которых он уважает. При такой работе совесть не замолкнет и всегда будет внутренним судьей человека. Совесть, отвергнутая человеком, проявляется в непонятных состояниях тревоги, страха, неудовлетворённости. Одним словом – болит душа. Чтобы у вас этого не было, давайте попробуем определить последовательность своих действий для решения вашей проблемы.
Наступает мир с самим собой . (5)
Ты размышляешь над тем, что совершил . (1)
Эта мысль тебя преследует. (2)
Ты исправляешь положение . (4)
Ты понимаешь , что надо исправить свой поступок. (3)
VI . Применение знаний.
1. Проблемно-поисковая ситуация. Коллективная работа.
Согласны ли вы с утверждениями:
у всех людей есть совесть;
бессовестному человеку жить легче;
плохих людей, преступников совесть не мучает;
ВЫВОД ( Обобщение учителя):
Запомните! Бессовестных людей нет! Просто совесть таких людей очерствела, как кожа после мозоли или ожога, где зарубцевавшиеся ткани становятся нечувствительными.
Не игнорируйте и не подавляйте голос своей совести, и вы всегда будете идти правильным путем!
VII . Рефлексия. Оценка.
Итак, вспомните цели урока. Выскажите свое мнение о том, насколько мы достигли поставленных целей. (Дети кратко анализируют достижение целей)
Обобщение учителя:
Активно работали на уроке….
Интересны были высказывания…
VIII . Итог.
Самое главное в жизни человека – быть в ладу со своей совестью.
В мире столько всяческого зла.
Значит, надо помнить постоянно:
Никогда не поздно и не рано
Совершать хорошие дела.
И чтоб сердцу не было морозно,
Сколько бы ты бед ни натворил,
Никогда не рано и не поздно
Повиниться честно и серьезно
В том, что ты когда - то совершил. (Э. Асадов)
Учитесь слушать и слышать голос своей совести и поступать по ее подсказкам, исправляя свои прошлые ошибки, не совершая новых. Ведь как гласит пословица: "Счастлив тот, у кого совесть спокойна!"
I Х. Домашнее задание.
1. Вспомнить сказку А. Погорельского "Черная курица, или Подземные жители". Какое чувство испытал герой из-за своего поступка?
2. Нарисуйте, как по-вашему выглядит совесть.
3. Подберите пословицы о совести.
ПРИЛОЖЕНИЕ 1.
Совесть без муки.
Нашел совестливый человек чужой кошелек. А в нем – столько денег, что ему, жившему на пороге бедности, на всю жизнь бы хватило. Да еще и осталось! Обрадовался человек.
Но не деньгам. А тому… что в кошельке визитка хозяина оказалась. С адресом, по которому находку можно было вернуть. Иначе – вся эта сытая и безбедная жизнь была бы сплошной мукой. Да еще б и на вечность хватило!
ПРИЛОЖЕНИЕ 2.
Хозяин или слуга.
Однажды к учителю пришёл богатый господин и сказал:
- Вы, наверное, не помните меня, но я всю жизнь помнил ваши уроки. «Будьте хозяевами своих чувств - воли, разума, упорства. Пусть они слушаются вас», - говорили вы нам. Эти слова помогли мне достичь всего.
- Я рад, - улыбнулся учитель. - Но зачем ты снова пришёл?
- Помогите мне справиться с одним чувством. Жизнь жестока, и мне часто приходилось лишать своих должников крова и земли. Последнее время воспоминания о них не дают мне спать.
- Твоё сердце не очерствело, если оно еще может слышать голос совести. Этому чувству человек должен служить. Будь хозяином воли и разума, но слугой совести, мой дорогой ученик, - произнес учитель.
ПРИЛОЖЕНИЕ 3.
Совесть.
Раз сказала совесть человеку, что он не прав, другой, третий… На четвертый он решил избавиться от нее. Да не на день или два – навсегда! Думал-думал, как это сделать, и надумал…
Давай, - говорит, - совесть, в прятки играть!
Нет, - говорит та. – Ты меня все равно обманешь – подглядывать будешь!
Притворился тогда человек совсем больным и говорит:
Занедужил я что-то… Принеси-ка мне из погреба молочка!
Не смогла отказать ему в этом совесть. Спустилась в погреб. А мужик прыг из кровати – и закрыл ее!
Позвал он на радостях друзей и с легким сердцем: одного обманул, другого обидел, а когда они стали обижаться, и вовсе выгнал всех вон. И никаких тебе угрызений, никаких попреков – хорошо на душе, спокойно. Хорошо-то хорошо, да только прошел день, другой, а чего-то стало не хватать человеку. И через месяц он понял чего – совести! И такая тут тоска на него навалилась, что он не выдержал и открыл крышку погреба.
Ладно, - говорит, - выходи! Только теперь не командуй!
А в ответ – молчание. Спустился в погреб: туда, сюда – нет нигде совести!
Видно, и впрямь, избавился от нее навсегда… Зарыдал человек:
Как же я теперь без совести жить-то буду?
И вдруг слышит тихий-претихий голос. Не из погреба – в сердце: - Здесь я…
Позвал человек на радостях друзей, извинился и такой им тут пир устроил! Все думали, что у него день рождения, и поздравляли его с этим. А он и не отказывался, и совесть не возражала. И совсем не потому, что боялась опять оказаться в подвале. Ведь, если разобраться, так всё оно и было!
ПРИЛОЖЕНИЕ 4.
История про Пиню.
Однажды в одной добропорядочной муравьиной семье появился малыш. Он так быстро перебирал ножками, как будто пинался, за что его назвали Пиня. Рос он бойким, горластым и очень непослушным.
Как-то утром он вышел из дома, прихватив остаток пирога, и отправился гулять. Идет, во весь голос орет. Выглянул Жук из-под листочка:
– Совесть у тебя есть? Все еще спят, а ты кричишь.
– У меня только кусочек сладкого пирога, а совести нет, – подумал Пиня, заглядывая в карман штанишек, и с визгом помчался дальше.
Заметив медленно идущего Червяка, решил подшутить. Дернул за листочек – вся холодная роса обрушилась из цветка на несчастного прохожего. Выронив от неожиданности тросточку, Червяк ойкнул и сжался от страха.
А Пиня прыгал вокруг дрожащего старичка и смеялся.
– Совсем совесть потерял! – сердито зажужжал шмель, пытаясь хлопнуть муравьишку крылом. Испугался проказник, понесся что было сил, не разбирая дороги, чуть в пруд не свалился. Спрятался за камешек, отдышался, заворчал с обидой:
– И ничего я не терял. А пирог – вот он.
Достал Пиня пирог и давай его уплетать. Нарядная Бабочка осторожно присела рядом, надеясь на угощение, но сладкие крошки мигом исчезли во рту муравьишки. Отдохнув, Пиня от нечего делать принялся бросать камешки в белые лилии. Ломаются с хрустом лепестки, а озорник хохочет на всю округу. Стрекоза хотела защитить нежные цветы, но камень угодил и в нее. Тут из воды Лягушка вынырнула, вслед за ней еще несколько, да как заквакают:
– Что ты делаешь, хулиган! Невежа! Как ты смеешь обижать беззащитные цветы? Вот бросим тебя в пруд, глядишь, и совесть у тебя проснется.
Вмиг очутился муравьишка в воде! А плавать-то не умеет. Захлебывается, маму на помощь зовет, только спасать его никто не торопится.
На его счастье мимо пролетал Вéтрушко, он-то и вытолкнул тонущего на берег. Лег тот на песочек, еле дышит, а Вéтрушко дознается, порхая над водой:
– Кто ты, откуда? Зачем в воду полез, коли плавать не умеешь? Почему один гуляешь? Отвечай, а то улечу, вдруг опять что-нибудь с тобой случится или обидит кто?
– Это он всех обижает! Никому от него покоя нет. Невоспитанный! Без совести живет! – зашумели жители водоема.
– Как это без совести? Быть такого не может! – удивился Вéтрушко.
– Никакой совести у меня не было, а только кусочек пирога, но я его съел. Живу я с мамой и папой, есть еще братья и сестрички, а никакая совесть с нами не живет! – в отчаянии закричал Пиня, по привычке топая ногами и взмахивая кулачками.
На шум вышла тетя Улитка, и все наперебой стали рассказывать о случившемся. Уважаемая тетушка покачала головой, вздохнула и, ласково поглаживая Пиню по спине, произнесла:
– Маленький ты еще, глупый, хотя уже должен понимать, что хорошо, а что плохо. Страшно было в воде? И другим бывает страшно, когда беда настигнет. Как же домой пойдешь, солнышко скоро закатится, темнота тропинка накроет, без провожатого не обойтись. Только вот кто тебе помогать будет?
Залился малыш горючими слезами, но тут Вéтрушко зашуршал:
– Ладно, провожу тетя. Родители, поди, с ног сбились, ищут тебя, непутевого, плачут, переживают.
Вспомнил Пиня тут о маме и папе, почувствовал какой-то жар в груди и застонал.
– Это стыд жжет, он и совесть разбудит, – сказала тихо Улитка, наклоняясь к несчастному Пине. – Надо у всех, кого обидел, прощения попросить, тогда совесть никогда не покинет тебя, тогда и жить будешь правильно, по-совести.
– Я многих обидел. Успею ли до темноты всех обойти? – снова захныкал бедняга.
– Хватит хныкать! Беги за мамой! Вдвоем мигом управимся! Спасибо, добрая тетя Улитка! Спокойной ночи, друзья! – прошумел Вéтрушко и полетел, увлекая за собой Пиню.
Все жители муравейника вышли встречать пропавшего малыша, а Шмель, Червяк и Жук искренне простили его. С тех пор Пиня стал послушным, добрым, а если кого-то нечаянно обижал, – просил прощения, потому что в его муравьиной душе теперь жила Совесть.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
Мудрость тысячелетий. Энциклопедия. -М.:ОЛМА-ПРЕСС, 2005.- Автор-составитель В. Балязин.-848 с.
Монах Варнава (Евгений Санин).
Маленькие притчи для детей и взрослых.
http://лучик-света.рф/?p=32886
Притча от Александры Лопатиной "Хозяин или слуга"
http://pritchi.ru/id_5609
Плетнёва Г.С. "История про Пиню"
http://kvaclub.ru/babyclub/pisateli-klubu/muravishka-pinya/istoriya-pro-pinyu/
Интернет -Википедия
https://ru.wikipedia.org/wiki/%D1%EE%E2%E5%F1%F2%FC
Когда-то в русском языке слово «совесть» несло смысл некоторого сообщения, подсказки, которой мог воспользоваться человек («со-весть»). И эта подсказка всегда приходила в виде определенного чувства, при помощи которого можно было определить правильность своих действий.
Если поступок совершался правильный, приходило ощущение внутреннего удовлетворения, уверенности в себе, гордости. Это первое, что может указать школьник в своем сочинении. Но если человек совершал неблаговидный поступок, то после этого он испытывал чувство вины, тоски и досады. И это являлось и является негативной стороной переживания совести. Остановимся на этом подробнее.
Проблема совести в современной психологии обычно рассматривается с точки зрения ее отрицательного влияния. Она считается источником ненужного чувства вины, подавленности. Известно, что таким образом относился к совести философ Ф. Ницше. Он считал, что она непосредственно связана с чувством вины. Подчеркивая при этом, что она является своеобразным внутренним «трибуналом». С помощью этого чувства человек оказывается всегда подчиненным обществу.
Совесть нередко сливается с чувством вины, стыдом. Проблема совести обсуждалась еще со времен Древней Греции. Например, оратор Цицерон говорил: «Совесть означает для меня больше, чем разговоры всех окружающих».
В древнегреческой культуре существовало понятие «эн тэос», или «внутренний бог». Сейчас самым близким к нему термином является слово «интуиция». В православии совесть объясняется как «голос Бога внутри человека». Его сторонники считают, что человек может общаться с Богом без посредников при помощи совести.
В сочинении «Проблема совести» можно упомянуть и об отношении к данному вопросу древнегреческого философа Сократа. Он стремился возродить традицию прислушиваться к «внутреннему богу». Он утверждал, что у каждого человека есть «личный даймонион» («демон»). Сократ считал, что при помощи общения с ним человек обретает настоящую моральность, становится поистине свободным. Но философа обвинили в отвержении власти авторитетов и негативном влиянии на молодежь и затем казнили.
П. А. Гольбах называл совесть «внутренним судьей». Стыд и ответственность являются высшими моральными качествами, которые со временем стали общечеловеческими. Морально зрелым называют того, кто способен регулировать собственные действия независимо от влияния внешних факторов.
Для нормального человека проблема совести решается только выполненным долгом, ведь в противном случае его ждет наказание в виде внутренних угрызений. Можно спрятаться от окружающих, уйти от каких-либо событий. Однако невозможно уйти от самого себя.
Проблема совести интересует многих исследователей в сфере психологии. Например, феномен детской жестокости позволяет сделать вывод о том, что детям, как и животным, совесть неизвестна. Она не является врожденным инстинктом. Считается, что механизм возникновения совести заключается в следующем:
Одним из самых часто упоминаемых аргументов из литературы по проблеме совести является моральная дилемма Родиона Раскольникова. Главный герой романа Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание» решается на убийство. Раскольников озлоблен из-за своего бессилия помочь родным людям, подавлен из-за бедности. Он жаждет мести за нищих людей и решает убить отвратительную старуху-процентщицу. Проблема совести в этом произведении раскрывается в действиях главного героя: он идет на сделку с самим собой. Преступление должно доказать Раскольникову, что он не «тварь дрожащая», а «властелин, который может творить судьбы людей».
Сначала его нисколько не трогает то преступление, которое он совершил, ведь герой уверен в правильности собственных действий. Но со временем его начинают одолевать сомнения, он начинает переоценивать правильность совершенного поступка. И такие мучения совести абсолютно естественны - ведь был совершен противоправный и безнравственный поступок.
Ученик может использовать в сочинении «Проблема совести» аргументы из литературы, которая не входит в школьную программу. Эти книги он мог прочесть самостоятельно. К примеру, роман М. Булгакова «Мастер и Маргарита» также освещает данную проблему. У писателя вопрос совести достигает огромных, всечеловеческих масштабов. Понтий Пилат, один из главных действующих лиц произведения, не стал жертвовать своей карьерой, чтобы спасти невиновного Иешуа. За это прокурора должна мучить совесть в течение двух тысячелетий.
Однако впоследствии Пилата прощают, поскольку он осознает свою вину, раскаивается. Все становится на свои места, «гармония мира» восстанавливается. По теме "Проблема совести" аргументы на ЕГЭ могут быть убедительными лишь в том случае, если школьник проработал тему самостоятельно. Ведь иначе высок риск приведения неточностей в сочинении и получения неудовлетворительной оценки. Если же ученик хорошо знает литературные произведения и способен при этом грамотно выразить собственное мнение о проблеме - это залог успешной сдачи экзамена.