Макияж. Уход за волосами. Уход за кожей

Макияж. Уход за волосами. Уход за кожей

Значение бард. Кто такие барды

Есть такой жанр искусства, который не предназначен для стадионов, полных публики, и забитых концертных залов. Однако фестивали авторской песни – его стихия, здесь никогда нет недостатка в зрителях. Сила бардовской песни и автора, выступающего её исполнителем в том, что они покоряют публику, общаясь отдельно с каждым человеком, ведут со зрителем сокровенную беседу о нетленных материях — духовной, чувственной, о судьбе человека.

Барды — кто это

Кельтское значение bardos относится к древнему индоевропейскому «провозглашать, петь». Кельтские друиды даровали бардам сан жреца. Человек, получивший такое звание, считался властелином звука и при помощи песен и музыки доносил людям содержание тысяч преданий и баллад древности. Бард своим творчеством подымал боевой дух войска, его относили к врачевателям души и тела.

Исполняемые певцами под авторский аккомпанемент баллады и саги, стали традиционны и в средние века. Извечные скитальцы барды имели своих последователей. Широко известны труверы, трубадуры, менестрели, ваганты. Их объединило не только исполнение популярных произведений других авторов, а и собственное сочинительство.

Современные барды

На территории СССР в позапрошлом веке популярный городской романс послужил основой дворовой песни, которая в 30-е годы прошлого столетия стала отдельным направлением в искусстве. В 60-е годы юноша, играющий на гитаре и исполняющий свои песни, стал характерным образом студенческих, туристических посиделок у костра, на кухне, в городском парке и символом молодежной романтики.

В 60-80-х годы, которые называют золотым веком авторской песни, барды стали известными и популярными исполнителями, несмотря на ограничивающую политику СССР в сфере культуры. Тогда же исполнители самодеятельных песен получили название барды. В отличие от официальных песен, бардовские взывали к личности слушателя, затрагивали его чувства, в новом формате раскрывали тему песни.

Барды России

В наши дни понятие бард используется в значении «представляющий авторскую песню», барда в России общепринято называть автором-исполнителем или автором, исполняющим свои произведения.

В музыкально-песенном искусстве барды сформировали отдельный жанр. Несомненно, первенство в нем принадлежит русским бардам Булату Окуджаве, Владимиру Высоцкому. Также стали признанными классиками жанра А. Галич, Ю. Визбор, Е. Клячкин, А. Якушева и другие. Позже к ним присоединилась целая плеяда новых авторов. Эти яркие талантливые исполнители возвысили авторскую песню, своим творчеством завоевали всенародную славу. Благодаря им, ограниченное рамками «квартирное пение» превратилось в явление культуры. Кроме этого, авторская песня показала, что непрофессиональный музыкант и исполнитель способен завоевать душу публики, вызывать неизгладимые впечатления слушателей.

До нынешнего времени ряды поклонников этого жанра не иссякают. Под свой аккомпанемент на гитаре или фортепиано на сцене поют собственные песни многие поэты. И несмотря на то, что поэтическая часть произведения первостепенна в отличие от музыкальной, неторопливый напев под размеренные гитарные переливы дают возможность раскрыться прозе, проникнуть в сердца и души слушателей.

Бард это поэт-сказитель у кельтских народов (ирландцев, валлийцев, гэлов, корнцев, бретонцев и др.), которые жили на территории Ирландии, Шотландии, Уэльсе; последователь поэтической традиции друидов.

Происхождение

Слово бард – кельтское по происхождению: шотландское bard, ирландское bard, валлийское bardd. Считается, что слово произошло от праиндоевропейского корня gwerh – «декламировать», «петь». Барды наряду с филидами продолжали традиции друидов – хранителей героических и мифологических преданий; пророков, философов и духовных учителей кельтов. Барды унаследовали поэтическую функцию друидов и стали носителями песенной традиции.

Ирландские барды образовали наследственное сословие профессиональных поэтов-сказителей и музыкантов. Барды знали историю и традиции страны, владели поэтическим мастерством (силлабической версификацией, рифмой, аллитерацией и др.), что облегчало запоминание преданий.

Существовали закрытые клановые бардовские школы, в которые принимали детей, походящих из рода бардов. На протяжении нескольких лет будущие поэты обучались сложным правилам метрики, рифмовки, архитектоники.

Барды и филиды

Поэты в древней и средневековой Ирландии составляли 2 категории:

Изначально барды представляли собой группу поэтов более низкого ранга, чем филиды; они не сочиняли отдельные тексты (сказания, мифы, легенды, пророчества). Но со временем эти названия стали синонимами.

Между бардами проводились соревнования «эйстедфоды», в которых поэты состязались в мастерстве сложения стихов, а победители определялись судьями, назначенными королём. Барды одевались в небесно-голубую одежду – цвет обозначал истину и гармонию.

Обособленные сословия певцов существовали и у других индоевропейских народов: скальды, рапсоды, менестрели.

Придворные и странствующие барды

Барды исполняли героические, религиозные, сатирические песни, баллады, элегии под аккомпанемент арфы (которая считалась ирландской национальной эмблемой) или кроты – давнего кельтского струнного инструмента. Во время культовых праздников певцы прославляли богов и героев, в дальнейшем сочиняли религиозные стихи, вдохновляли слушателей на подвиги, провозглашали патриотические идеи в борьбе против англосаксонских и нормандских завоевателей, в том числе воспевали подвиги короля Артура и рыцарей Круглого стола (Артуриана).

В зависимости от места творческой деятельности бардов существовали:

  • придворные барды – поэты-сказители, которые жили при дворах ирландских князей и вождей кланов. Барды составляли хвалебные стихи для короля, на службе которого они пребывали, чтобы возвеличить правителя и увековечить память его предков. Барды, кроме героического эпоса, также сочиняли сатирические стихи, высмеивая врагов короля и даже самого правителя. Барды часто являлись должностными лицами вождя или короля, выполняя официальные функции. Придворные барды участвовали в княжеских пирах, иногда становились влиятельными советниками князей;
  • странствующие барды – поэты-сказители, которые странствовали между княжескими дворами или служили народу. Королевская форма бардовского творчества прекратилась в XIII в., когда завоевание Уэльса английским королём Эдвардом в 1282 году закончило господство валлийский князей. Барды продолжали творить ещё долгое время, странствуя между дворами или уходя в народ. Таким образом появились странствующие барды. Поэты имели цеховую организацию, подобную цехам немецких мейстерзингеров.

Знаменитые барды

Самый знаменитый бард – легендарный ирландский поэт Оссиан (III в.), герой с фенианского цикла ирландского героического эпоса, также известны Америгин (VI-VII в.), произведения которого записаны в «Книге завоевания Ирландии» (XII в.), барды из рода О’Далей (Мюредах Албанах, Дондах Мор, Гофрей Фионн). Последним известным ирландским бардом считается слепой арфист и поэт Трейлех О’Карулань (1670-1738).

В Валлисе (Уэльсе) давнейшие барды жили в VI в. – Талиесин и Анейрин, автор произведения «Гододин». Ранним бардам посвящены произведения валлийской литературы Средневековья: рукописи «Красная книга из Хергеста», «Книга Анейрина» и «Книга Талиесина», которые входят в «Чётыре книги Уэльса».
Деятельность бардов продолжалась в Ирландии до середины XVII в., в Шотландии – до начала XVIII в.

Бард в литературе Нового времени

Поэзия бардов, просуществовавшая до конца XVIII века, повлияла на европейскую литературу. Понятие «бард» получило особую популярность в эпоху романтизма, особенно после издания шотландским поэтом Дж. Макферсоном поэм легендарного ирландского барда Оссиана в 1763 г.

В XV в. гэльское (шотландское) слово bard перешло в английский язык со значением «странствующий певец». Давних бардов воспевали английские писатели, в частности Вальтер Скотт. В европейской литературе Нового времени слово «бард» употреблялось в значении «поэт». Например, бардами именовали поэтов Уильяма Шекспира («Бард Эйвона», «Бессмертный бард»; в Англии – просто «Бард») и Роберта Бернса («Бард из Эйршир»; в Шотландии – просто «Бард»).

Образ барда в значении поэта принят в славянской литературе XVIII-XIX вв. Понятие барда применяли Г. Р. Державин («Ода на взятие Измаила», 1790), В. А. Жуковский («Песнь барда над гробом славян-победителей», 1806), М. Ю. Лермонтов, О. Ф. Одоевский в ответе на пушкинское «Послание в Сибирь» (1827):

«Но будь спокоен, бард: цепями,
Своей судьбой гордимся мы…»

Польский поэт А. Мицкевич подобно оссианскому барду создал образ литовского певца-вайделота в эпической поэме «Конрад Валленрод» (1828).

Современное значение

В современном искусстве бардами называют исполнителей авторской песни – музыкального жанра, возникшего в середине XX в. Барды исполняют песни на собственный текст, преимущественно с эстрады, сопровождая его игрой на гитаре. К знаменитым русским бардам относятся Б. Ш. Окуджава, Ю. Й. Визбор, В. С. Высоцкий и др.

Слово бард произошло от древнеирландского bard.

Барды

(по-ирландски bard , по-кимврски bardh ) - так называли, начиная уже со II века до Р. X., известных римлянам певцов галльских и других кельтских народов, как-то: бриттов , кимвров (валлийцев), ирландцев и скоттов. Подобно скаппенам и скальдам древних скандинавов, отчасти и баянам славян, они воспевали деяния богов и героев при богослужениях и во время пиров князей и знати под аккомпанемент арфы, возбуждали войска к подвигам храбрости, во время битв шли впереди войск и служили герольдами и посредниками у князей. У галлов барды. исчезают довольно рано; дольше держались они в Валлисе , Ирландии и Шотландии . Барды повсеместно образовали наследственные цехи, которые были организованы наподобие ордена и имели значительное влияние на народ и князей. Певец был у кельтов, так же как и у германцев, выразителем народных дум, носителем всх его исторических преданий. Привилегии и вольности бардов были в 940 г. сильно ограничены в Валлисе, весь же орден в г. был реформирован и переустроен Грифитом-ап-Конаном.

От времени до времени назначались большие состязания в пении и поэзии , т. наз. «Эйстедфоды», причем судьи назначались от короля. Хотя с покорением Валлиса Эдуардом I () Б. и потеряли свои преимущества и даже подверглись преследованию, но они продолжали существовать еще долгое время, и названные выше «Эйстедфоды» с согласия английских королей устраивались вплоть до Елизаветы. В новейшее время благодаря возродившейся любви к древненациональному кельтическому эпосу образовалось несколько обществ, или ферейнов, которые возобновили Эйстедфоды. Усердию этих последних, а также патриотизму отдельных лиц наука обязана не только основательным исследованием истории кимврских бардов, но и собранием оставшихся от них песен. См. Вальтера, «Das alte Wales» (Бонн , ).

В Ирландии наследственный цех бардов после своего образования распался на три различные части. Огражденные многими привилегиями, барды со временем приобрели настолько обширные поземельные владения и присвоили себе такое высокое положение, что неоднократно вызывали против себя неудовольствие народа, доходившее иногда до изгнания их из известных местностей. Искусство Б. играть на арфе было в то время всеми признаваемо. Сохранились и доныне многочисленные остатки ирландской поэзии Б. (напр., фенианские песни). После покорения Ирландии Генрихом II цех Б. начал падать. Но барды оставались еще в знатных ирландских семьях. Их песни, исторические сказания содействовали сохранению любви к отечеству ирландцев. Это обстоятельство именно и служило поводом к неоднократным мероприятиям против ирландских бардов и певцов со стороны английских властителей, как, напр., Генриха VI и VII. Елизавета даже повелела вешать всех пойманных менестрелей , так как их песни возбуждали народ к восстанию и к другим преступлениям. Битва при Боине послужила к окончательному уничтожению бардов. Последним ирландским бардом считается Турлоу О’Каролан, род. г., ум. г. См. Иосиф Купер Валькер, «Memoire of the Irish bards» (Лонд., ). Приблизительно такую же организацию имел орден бардов и в Шотландии, или Каледонии . Здесь он продержался до года.

Древним германцам было неизвестно слово Б., хотя многие, и в особенности поэты, часто говорят о бардах древних германцев. Клопшток и его последователи этою фикциею старались оправдать свои реформаторские стремления в немецкой поэзии. Так, основываясь исключительно на одном только месте в «Germania» Тацита, где в рукописях слово «baritus» (призыв к боевому ключу) было неверно прочитано за «barditus», и этому слову ошибочно придали значение боевой песни. Клопшток назвал бардитами (Bardiet ) свои религиозные воинственные песни, сочиненные в духе «песней бардов», а также боевые песни в древнегерманском вкусе. Немецкие поэты во время Клопштока особенно любили писать «бардиты», подражая в них большею частью чувствительной мягкости Оссиана, чаще же всего их песни вырождались в безвкусный набор пустых слов, осмеянный еще Лихтенбергом, Гёльти и другими. Свои три национальные драмы, «Die Hermannsschlacht», «Hermann und die Fürsten» и «Hermanns Tod», Клопшток тоже назвал бардитами. Денис и

Барды

Барды

БАРДЫ (ирландск. bard, валлийск. bardd, слово неизвестного значения) - певцы-поэты у кельтских народов, подобные скандинавским скальдам и организованные в виде цеха, с весьма устойчивыми и одинаковыми у всех племен свойствами. Поэзия их - исключительно лирическая, с намеками на героизм (по преимуществу панегирики и сатиры), поэзия природы, любовная и религиозная. Древнейший вид Б. - служилые Б., состоявшие при княжеских дворах на определенном жалованьи; их главное назначение - восхвалять своего князя и хулить его врагов (отсюда дух областного патриотизма, сохраняющийся в поэзии Б. по традиции до XVIII в.). Как приближенные (нередко советники) князя и участники его пиров эти Б. пользовались, особенно у галлов и валлийцев, большим моральным авторитетом и влиянием на политические дела. В эпоху борьбы с англичанами (в Уэльсе до XIV в., в Ирландии - много позже) они были носителями национальной идеи, но в то же время и разжигателями внутренних распрей. По образцу служилых Б. очень рано возникли бродячие Б., жившие доброхотными даяниями населения и нередко занимавшиеся, в связи с верой в магическую силу их заклинаний, вымогательством. В Ирландии, где уже в 590 была сделана попытка упразднить сословие Б., они были истинным бичом населения. Но в то же время они выполняли здесь известную культурную миссию: с древнейших времен до XVII в. существовали содержавшиеся на государственный счет школы Б., где по временам обучалось до 2/3 всего населения Ирландии. Различалось 8 классов Б., и для достижения высшей ступени требовалось от 9 до 12 лет обучения, главными предметами к-рого являлись весьма сложная метрика и особенный вычурный стиль поэзии. В XVIII в. институт Б. в Ирландии приходит в упадок, и имя Б. становится просто синонимом поэта. Сходный характер имели Б. и их поэзия в Уэльсе, где устав их был выработан королем Грифидом аб-Кинаном (ок. 1110); однако роль бродячих Б. была здесь более почтенна. С конца XV в. значение Б. здесь ослабевает, а с половины XVI в. прекращаются их поэтические собрания. В Бретани Б. большим распространением не пользовались, и бретонское слово barz, в смысле поэта вообще, - ученая реконструкция XIX в.
Для развития европейской литературы огромное значение имело не столько подлинное творчество Б., сколько литературные переделки и подделки, сделанные в духе своего времени Дж. Макферсоном (1736–1796), с 1760 начавшим издавать творения мифического Б. Оссиана, породившего волну переводов и подражаний по всей Европе (см. Оссиан). В Германии XVIII в. особой популярности «поэзии Б.» (т. е. приписываемого ей тематического - сюжетного и инвентарного - комплекса) способствовало ошибочное отождествление (основанное на неверном истолковании упоминаемого Тацитом barditus’а) кельтских Б. с древнегерманскими певцами; отсюда - так наз. «бардизирующее направление» у предшественников Sturm und Drang’а - Клопштока и его круга, представляющее реакцию против просвещения и отражающее националистические настроения немецкой буржуазии.Библиография:
Walter F., Das alte Wales, Bonn, 1859; D’Arbois de Jubainville H., Introduction à l’étude de la littérature celtique, P., 1883; Ehrmann E., Die bardische Lyrik im XVIII Jahrh., Heidelb., 1892; Merker E., Bardendichtung (в Reallexikon für deutsche Literaturgeschichte, her. v. P. Merker u. W. Stammler, B., 1925–1926).

Литературная энциклопедия. - В 11 т.; М.: издательство Коммунистической академии, Советская энциклопедия, Художественная литература . Под редакцией В. М. Фриче, А. В. Луначарского. 1929-1939 .

Ба́рды

(ирл. bard, валлийское bardd – поэт), 1) поэты и певцы у кельтских народов раннего Средневековья, с 12 в. – сословие профессиональных придворных стихотворцев в Ирландии и Уэльсе, воспевавших своих правителей, а также героические деяния их предков и соплеменников. Так, валлийский бард Талиесин (предположительно 6 в.) славил своего покровителя Уриена, а затем его сына Овейна, ставшего прототипом рыцарей Ивейна и Гавейна в романах о короле Артуре. Ему же принадлежат первые в европейской поэзии упоминания об Артуре.
2) Современное обозначение исполнителей песен собственного сочинения (В. С. Высоцкий , Б. Ш. Окуджава и др.).

Литература и язык. Современная иллюстрированная энциклопедия. - М.: Росмэн . Под редакцией проф. Горкина А.П. 2006 .


Смотреть что такое "Барды" в других словарях:

    БАРДЫ, 1) народные певцы древних кельтских племен. Впоследствии стали профессиональными поэтами бродячими или живущими при княжеских дворах (главным образом Ирландии, Уэльса и Шотландии). Сложившиеся в начале 5 в. школы бардов просуществовали до… … Современная энциклопедия

    1) народные певцы древних кельтских племен. Впоследствии стали профессиональными поэтами бродячими или живущими при княжеских дворах (главным образом Ирландии, Уэльса и Шотландии)2)] Поэты и музыканты, исполнители собственных, т. н. авторских пе … Большой Энциклопедический словарь

    - «БАРДЫ», СССР, Мосфильм, 1988, цв., 81 мин. Музыкальный документальный фильм. Об истории авторской песни. В картине звучат песни Владимира Высоцкого, Александра Галича, Юрия Визбора, Булата Окуджавы и других авторов. Фильм комментируют историк… … Энциклопедия кино

    Народные поэты и странствующие певцы средних веков, прославлявшие в своих песнях народных героев. Полный словарь иностранных слов, вошедших в употребление в русском языке. Попов М., 1907 … Словарь иностранных слов русского языка

    Народные певцы древних кельтских племён; впоследствии профессиональные поэты бродячие или живущие при княжеских дворах (главным образом Ирландии, Уэльса и Шотландии). * * * БАРДЫ БАРДЫ, 1) народные певцы древних кельтских племен. Впоследствии… … Энциклопедический словарь

    БАРДЫ - певцы (поэты) у древних кельтов в Англии, Шотландии, Ирландии и Галлии, где они составляли привилегированную, всеми уважаемую и охраняемую законами касту. В Галлии и в покоренной римлянами части Британии б. вскоре исчезли, так как римляне… … Музыкальный словарь Римана

    Мн. китовый ус, кольск., арханг. (Подв.). Скорее всего, из норв. barder, ср. датск., шв. barder, голл. baarden; см. Тернквист, ZfslPh 8, 427 и сл … Этимологический словарь русского языка Макса Фасмера

    - (слово кельт. происхождения) народные певцы древних кельтских племён; впоследствии стали профессиональными поэтами бродячими или живущими при княжеских дворах, главным образом Ирландии, Уэльса и Шотландии. В средние века Б. были… … Большая советская энциклопедия

    - (по ирландски bard, по кимврски bardh) так называли, начиная уже со II века до Р. X., известных римлянам певцов галльских и других кельтских народов, как то: бриттов, кимвров (валлийцев), ирландцев и скоттов. Подобно скаппенам и скальдам древних… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

    Мн. 1. Народные певцы древних кельтских племен. 2. Профессиональные поэты (бродячие или живущие при княжеских дворах). 3. Авторы и исполнители обычно под гитару собственных или современных самодеятельных песен. Толковый словарь Ефремовой. Т. Ф.… … Современный толковый словарь русского языка Ефремовой

Изначально слово «бард» возникло в кельтском языке и обозначало низший жреческий сан в касте друидов. Звание барда получал человек, мастерски владеющий магией звука, знавший наизусть тысячи древних баллад и поэтических преданий, умеющий пением поднять боевой дух воинов и даже врачевать тела и души.

Но почет и уважение снискали , слагающие и исполняющие песни о героях и богах не только у кельтов, но и у других народов древности: у , этрусков, скандинавов и древних .

Традиция слагать баллады и саги, исполнять их, аккомпанируя себе на , была жива и в Средневековье. Назывались такие певцы и исполнители в одном лице по-разному: труверы, трубадуры, ваганты, менестрели. Но их можно назвать продолжателями бардовской традиции. Этих вечных скитальцев роднило с бардами то, что они не только исполняли чужие хиты того времени, но и самостоятельно сочиняли как текст, так и музыку.

Современные барды

Начиная с 30-х годов ХХ века на территории Советского Союза получило развитие новое направление песенного жанра. Так называемый городской , популярный в XIX веке, перевоплощается в дворовую песню. К 60-м годам образ молодого человека с гитарой, исполняющего песни нередко собственного сочинения у костра или во время кухонных посиделок, стал классическим атрибутом городской, студенческой и туристической романтики. Наиболее яркие представители этого нового жанра становились известными и даже популярными. У многих до сих пор на слуху имена А. Галича, Ю. Визбора, Е. Клячкина, А. Якушевой.

Но первыми русскими бардами, снискавшими поистине всенародную славу и любовь, считаются такие яркие и талантливые личности, как Булат Окуджава и Владимир Высоцкий. Именно они подняли авторскую песню от уровня «квартирных концертов» до значительного явления в культурной жизни страны. Именно они показали, что человек без музыкального образования, не владеющий профессионально музыкальным инструментом, способен найти отклик в тысячах сердец.

Пожалуй, золотым веком для авторской песни в России стали 80-е годы прошлого века, но и сейчас этот жанр не растерял своих поклонников. Многие выходили и продолжают выходить на сцену, аккомпанируя себе на гитаре, исполняя свои песни. Конечно, поэтическая составляющая более ценна и значима, нежели музыкальная. Но и гитарный ритм или неспешные переливы мелодии помогают словам найти путь к сердцам и душам слушателей.