Макияж. Уход за волосами. Уход за кожей

Макияж. Уход за волосами. Уход за кожей

» » Жан Огюст Доминик Энгр (1780–1867). Жан огюст доминик энгр

Жан Огюст Доминик Энгр (1780–1867). Жан огюст доминик энгр

Французская живопись XVIII -XIX вв.

(Электронные материалы «Раздольская В. И.»)

ЖАН-ОГЮСТ-ДОМИНИК ЭНГР (1780-1867)

Из мастерской Давида вышло много выдающихся художни­ков, но самым крупным среди них был Жан-Огюст-Доминик Энгр. Его искусство настолько значительно, что неправомерно рассматривать его в рамках школы Давида. Энгр - несомненно, один из великих худож­ников XIX столетия, но и один из самых парадоксальных, пора­жающий своей непоследовательностью и при этом неизменно хранящий свою индивидуальность.

Его ис­кусство по-разному оценивалось и современниками, и последующими поколениями. Долго велись споры, с каким из явлений французской ху­дожественной культуры следует связывать Энгра, его работы демонстрировались на разных тематических выставках во второй половине XX века - классициз­ма, романтизма и даже реализма. Ибо Энгр - один из тех масте­ров, которые не вмещаются в порой шаткие типологические рубрикации, установленные историками искусства.

В мастерской Давида Энгр проникся преклоне­нием перед классическим идеалом. Верность клас­сицистической доктрине Энгр провоз­глашал в те­чение всей жизни, называя себя ее верным хранителем, а не новатором. Энгр утверждал: «Ничего суще­ственного нельзя открыть в искусстве после Фидия и Рафаэля». При этом Энгр всегда внимательно изучал натуру - сви­детельство тому его прекрасные рисун­ки. Но он полагал, что, взяв ее за образец, следует передавать ее возвышенный облик. Уродство - случайность, а совсем не основная часть живой натуры. «Искусство должно быть только пре­красным и должно нас учить только красоте» - таков девиз Энгра, ему он оста­вался верен всю свою жизнь.

Вместе с тем в поисках идеала он далеко не всегда следовал классицистическим догмам, им же самим провозглашенным. И в лучших своих работах он демонст­рировал как раз отступления от этих догм и дерз­кую интерпретацию не только классических образцов, но и высокопочитаемой им натуры. Большинство подобных работ от­носится к раннему периоду его творчества.

В «Автопортрете за моль­бертом» чеканная форма - фигура, переданная крупной, мо­нолитной массой, - сочетается с захватывающей экспрессией взгляда, обращенного на зрителя. Как считал Энгр, в каждом пор­трете первое, что надо сделать, - это заставить говорить глаза. Этот автопортрет с поразительной интен­сивностью воссоздания напряженной внутренней жизни моде­лей, нередко сравнивают с образами романтической литературы. С другой стороны, в портретах супругов Ривьер Энгр предстает бле­стящим светским портретистом, развивающим тип давидовских портретов, но с большим вниманием к деталям ко­стюма и аксессуарам, составляющим в портрете мадам Ривьер изысканный декоративный антураж, благодаря


которому баналь­ная модель обретает своеобразное очарование.

И совершенно иначе решен портрет их юной дочери Каро­лины Ривьер. Энгр считал его своим шедев­ром. Хрупкая фигура девушки в белом платье, с белым боа, на фоне весеннего пейзажа - образ редкого изящества и тончай­шего лиризма. «Французской Джокондой» назвал ее Жан Кассу, и это не кажется грубым преувеличением, столь совершенна и целостна в картине гармония человека и необъятного мира.

Парадные портреты На­полеона писали и другие художники. Но ни в одном из них не была достигнута подобная мера трансформации реально­го человека в объект поклонения. Этот портрет срав­нивали и с Зевсом Олимпий­ским, их Богом Отцом ван Эйка (Энгр мог видеть Гентский алтарь, который одно время нахо­дился в Париже). Державное величие сочетается в нем с по­чти магической напряженностью неподвижного взгляда, ус­тремленного с высоты трона на простых смертных. Образ в своей византийской пышности и застылости.


Портрет Наполеона на троне. 1806

Энгр считал рисунок «высшей честностью искусства»: «Рисовать вовсе не значит просто делать контуры; рисунок не состоит только из линий. Ри­сунок - это еще и выразитель­ность, внутренняя форма, план, моделировка... Рисунок содер­жит в себе более трех четвертей того, что представляет собой живопись».

Этот линеарно-плоскостный стиль нахо­дит выражение в картинах «Эдип и Сфинкс» и «Юпитер и Фетида». Нере­ида Фетида умоляет Юпитера о заступничестве за ее сына Ахил­ла. Обманчивое на первый взгляд следование классицистиче­ским приемам - фронтальность композиции, строгая выписанность дета­лей - оборачивается произвольностью композиционного решения: иррациональностью простран­ственного построения с паря­щим в небесах троном, масш­табное несоответствие мощной фигуры Юпитера и прильнув­шей к нему Фетиды, а главное - дерзким отступлением от ана­томической точности. Плав­ные, как бы струящиеся формы фигуры нереиды, столь гибкие, что кажутся бескостными, осо­бенно руки, непомерно вытяну­тая шея, странно запрокинутая голова, - все это определяет ее пленительную грацию и особую экспрессию в контрасте с мужественной и суровой бес­страстностью Юпитера Фетида воспринимается как пластическое воплощение мольбы и нежности. Удивительно цельная и совершенная по линейному ритму, эта картина - и одна из самых красивых по цвету работ Энгра. Интенсивно-голубое небо с клубящимися белыми облаками, розовато-оранжевый плащ Юпитера, желтовато-зеленоватая драпировка Фетиды объединяются в выразительное трезвучие, своеоб­разно интерпретирующее традиционные цветовые отношения.

Картина вызвала критику ортодоксальных адептов клас­сицистической школы, а в даль­нейшем подобные работы Энг­ра высоко оценили молодые ро­мантики.

Эдип и Сфинкс 1808 Юпитер и Фетида. 1811 Сон Оссиана. 1813

Близость к романтизму осо­бенно очевидна в композиции «Сон Оссиана», воссоздаю­щей заоблачный мир Элизиума и озаренные таинственным светом призрачные фигуры муз, героев и нимф. Это, пожа­луй, самая фантастическая и завораживающе притягательная картина Энгра, демонстрирующая свободу романтического видения.

Например, «Роже и Ан­желика», «Паоло и Франческа», в которых очевидно влияние «примитивов». Как и близкие по стилю работы других художников, они неред­ко определяются понятием «стиль трубадур», представляющим определенную, хотя и не доминирующую, тенденцию во фран­цузском романтизме.

Роже и Анжелика. 1819 Паоло и Франческа. ок. 1819

В Италии Энгр создал и некоторые, едва ли не самые совер­шенные, изображения обнаженной натуры. Энгр достиг в картине «Купальщица Вальпинсона» гармонии живого восприятия натуры. Уверенный мягкий контур охватывает фигуру, изображенную со спины словно одним непрерывным движением кисти. Она моделирована тончайшими отношениями скользящего света и легких теней, рождаю­щими почти неуловимое ощущение объема. Сдержанны и просты цветовые отношения: желтоватое тело, зеленова­тый занавес слева, белая драпировка, покрывающая сиденье, серый фон. И только узор головной повязки вносит деликатный красочный акцент в эту строгую гамму.

«Большая одалиска» вначале подвер­глась резкой критике, а в дальнейшем стала одним из прославленных произ­ведений художника. Эта полулежащая женская фигура в восточном тюрбане, с веером из павлиньих перьев не столь естественна и непринужденна, как «Ку­пальщица Вальпинсона». Но нельзя не оценить очарование этого стройного тела, мелодичность его линий, изяще­ство и элегантность форм. При этом Энгр не побоялся допустить анатоми­ческие искажения: в вытянутой гибкой спине одалиски критики насчитали два лишних позвонка.

Купальщица Вальпинсона. 1808 Большая одалиска. 1814

В Италии до 1824 года были созданы прекрасные портреты, живописные и графические. Энгр выработал в рисунках особую технику. Каранда­шом он передавал фигуру, единой непрерывной линией, почти без моде­лировки, но уделяя большее или мень­шее внимание костюмам и аксессуарам. Впрочем, главным всегда было лицо, как правило, проработанное более под­робно («Портрет мадам Детуш», «Портрет Паганини»). Энгр умел остановиться вовремя и не нарушать прозрачную легкость графической формы, которой он мог подчинять даже громоздкие муж­ские костюмы или перегруженные де­талями дамские наряды.

Конечно, это относится не только к портретам, но, может быть, в еще боль­шей степени к рисункам обнаженной натуры, которую Энгр мог передавать единым контуром, часто не отрывая карандаш от бумаги, с безошибочной уверенностью и трепетным чувством, «Строя фигуру, не создавайте ее по ча­стям, - учил он. - Согласуйте все одно­временно и ри­суйте ансамбль». В этих пленительных рисунках гибкие, текучие линии сла­гаются в безупречно выверенные фор­мы.

Портрет мадам Детуш. 1816. Портрет Паганини. 1819

В Италии Энгр выполнил прекрас­ные женские портреты: благородный и сдержанный по цвету чуть отрешенный по выражению портрет мадам Девосе, более сложный по композиции и на­рядный по колориту портрет мадам де Сенонн. Среди портретов друзей-художников, живших в Риме, многие сочетают строгость пластической формы с напряженностью внутренней жизни. Даже в портрет надменно-бесстрастного русского диплома­та графа Н. Д. Гурьева Энгр вносит оттенок романти­ческой взволнованности бла­годаря выразительному пей­зажному фону с тревожным грозовым небом.

Портрет мадам Девосе. 1807 портрет мадам де Сенонн. 1814 Портрет графа Н. Д. Гурьева. 1821

В 1820 году он получил заказ на большую алтарную картину для собора в Монтобане - «Обет Людовика XIII». В ней он вер­нулся к классицистиче­ской традиции, словно забыв о своих прежних оригинальных и смелых творческих устремле­ниях. Композиционное пост­роение картины, образ Мадон­ны с Младенцем, являющейся в облаках коленопреклоненному Людовику XIII, фигуры ангелов - все решено, как говорил сам художник, «в рафаэлевском и моем духе». Но в этой безжизненной стилистической реконструкции творческая оригинальность Энгра оказалась совершенно нивелиро­ванной влиянием его кумира. Что каса­ется образа Людовика ХШ, то его прототипом послужил портрет Филиппа де Шампеня. Результатом стало совершенно эклектическое, хотя и мастерски вы­полненное произведение.

К счастью, работы, решенные в классицистическом плане, которым Энгр при­давал особое значение, не исчерпывали его творческих устрем­лений. Он продолжал писать великолепные изображения обна­женной натуры, ставшие классическими в высоком смысле это­го слова. Таковы «Венера Анадиомена» и «Источник». В отличие от ранней «Купальщицы Вальпинсона», Энгр писал их долго, в течение многих лет, упорно стремясь к идеалу, который ему самому по­рой казался недостижимым.

Венера Анадиомена. 1848Источник. 1856

Своеобразным обобщением ра­боты в этом жанре стала ком­позиция «Золотой век» (неза­конченная роспись в замке Дампьер). Прекрасные обна­женные фигуры на фоне иде­ального пейзажа - алтарная картина культа античности. Энгр выразил в ней извечную мечту о счастливой гармонии идеальных людей и прекрас­ной природы, для выражения которой он не находил мотивов в своей эпохе.

К последним годам жизни Энгра относится и одна из самых удивительных интерпретаций мотива наготы - картина «Турецкая баня» - сложная арабеска из обнажен­ных тел, заключенная в форму тондо. В ней вновь, более чем пол­века спустя, появляется Купальщица Вальпинсона на фоне округлых сплетающихся фи­гур, исполненных томной за­думчивости или чувственной неги.

Золотой век. Незаконченная роспись в замке Дампьер. 1843-1847 Турецкая баня. 1863

В портретах Энгр блестяще выразил меняющее­ся лицо эпохи. Различие между мужскими и женскими портре­тами: в первых более выражается характер модели, в женских - поиски красоты линейно-пластической структуры и цвета.

Портрет Бертена-старшего - один из самых прославленных в искус­стве XIX века. Энгр добился в нем не просто поразительной передачи портретного сход­ства, образ энергич­ного и самоуверенного магна­та французской прессы воспринимается как «выражение Целой эпохи», как «Будда торжествующей, бога­той, пресыщенной буржуазии».

Столь же красноречиво выражена эпоха в портрете Инесс Муатесье. Эту величавую красавицу, которую совре­менники сравнивали с Юноной, Энгр писал мучительно долго, придирчиво выбирая и меняя ее наряд и украшения. В окончательном варианте она изображена сидящей в позе, близкой к позе аркадской богини. Фигура отражается в зеркале, где хорошо видны ее обнаженные плечи и классический профиль. Пышное платье лионского шелка с цветочным узором, подчеркивающее ее зрелую, несколько тяжеловесную красоту, обилие драгоценностей - все выражает вкус времени, с его пристрастием к декоративному богатству.

Портрет Инесс Муатесье. 1856 Портрет Бертена-старшего. 1832

В поздние годы Энгр был материально независимым и мог выбирать свои модели. В рисунках это чаще всего его близкие или друзья. Великолепными образцами поздних графических портретов Энгра могут служить его автопортрет, отличающийся особой деликатностью и мягкостью мане­ры или портрет Дельфины Энгр, второй жены художника.

Автопортрет. 1835 портрет Дельфины Энгр. 1852

В поздний период многие его произве­дения не соответствовали академической доктрине, в частности узкое неожиданное и своеобразное проявление ориентализма, как картина «Одалиска и рабыня».

Одалиска и рабыня. 1839

Энгр - один из ведущих мастеров классицистического направления Франции. Художник вышел из среды интеллигенции Тулузы. Учился в Тулузской академии изящных искусств. В 17 лет Энгр попал в революционный Париж, в ателье Давида. Усвоив классицистическую систему с ее культом античности, Энгр намеренно отказался от революционности классицизма Давида, отрицая современность и выражал своим творчеством единственное желание - уйти от жизни в мир идеального. Преклонение перед античностью переросло у Энгра в почти слепое восхищение ею. Желая обрести полную независимость от своего времени, он обращается только к прошлому.

В начале 19-го столетия Энгр уезжает в Италию, где много рисует архитектуру Вечного города, а в одном из маленьких тондо (круг), выполненных маслом, изобразил домик Рафаэля. Этот великий итальянский художник всю жизнь был кумиром, образцом подражания для Энгра.

В Риме художник создает один из лучших портретов своего друга - художника Франсуа Мариуса Гране. По настроению портрет предвещает новое мироощущение романтиков. Неким отходом от привычного классицизма, предвестием романтического направления было появление в произведениях Энгра такого экзотического мотива, как одалиски с их восточными атрибутами: чалмой, веером, чубуком и пр.

В женских портретах у Энгра появлется чрезмерное увлечение антуражем, аксессуарами, разнообразной фактурой предметов: шелком, бархатом, кружевами, штофом обоев. Все это создает сложный орнаментальный узор.

В тематических картинах 10-х годов Энгр остается верен классицизму - темы берет из мифологии, из истории древних времен.

Развивая традиции французского карандашного портрета, Энгр создает "Портрет Паганини", групповые портреты французского консула Стамати, женские карандашные образы и пр.

Но главным трудом его в этот период становится алтарный образ для церкви его родного города Монтабана, получивший название "Обет Людовика XIII, просящего покровительства мадонны для Французского королевства". Именно это творение принесло художнику успех, отныне он становится признанным главой официальной французской школы.

В 1824 году Энгр возвращается после 18-летнего отсутствия на родину, избирается академиком, награждается орденом Почетного легиона, открывает свое ателье и отныне до конца дней остается вождем официального академического направления. Энгр всегда был далек от политики и не принимал участия в событиях 1830г.

Последние годы мастера, общепризнанного и всеми почитаемого, омрачены жесточайшими битвами его сначала с романтиками во главе с Делакруа, затем с реалистами, которых представлял Курбе. Энгр много работает в эти преклонные годы, не теряя творческой активности.

Энгр умер, когда во Франции уже давно процветал реализм ничем не прикрашенной действительности.

ЭНГР, ЖАН ОГЮСТ ДОМИНИК (1780–1867) (Ingres, Jean Auguste Dominique), французский художник-неоклассицист. Родился в Монтабане 29 августа 1780. В 1791 поступил в Тулузскую Академию, был учеником Г.Ж.Рока и Вигана, сотрудничал с Ж.Брианом. Занимался музыкой, подрабатывал игрой на скрипке в оркестре оперного театра Тулузы. В 1797 приехал в Париж и поступил в мастерскую Жака Луи Давида , а спустя два года был принят в Школу изящных искусств. В 1801 был награжден Большой (Первой) Римской премией за картину Послы Агамемнона у Ахилла (однако так и не смог получить деньги от французского казначейства, которое взамен выделило ему студию и скромное содержание). В дальнейшем выставлялся в Салоне (в 1803, 1805), однако первые его работы получили негативную оценку критиков. Многие поступки Энгра объяснялись его повышенной чувствительностью к критике и обидчивостью. В 1806 он переехал в Рим, где вскоре получил студию. В этот период Энгр, зарабатывая на жизнь, сделал множество потретов карандашом (ныне большинство из них хранится в музее Энгра в Монтабане). В 1808 Энгр создал картины Купальщица Вальписон (Лувр), Эдип и Сфинкс , в 1811 – Фетида, умоляющая Зевса (Монтабан, музей), в 1814 – Дон Педро Толедский (полное название – Дон Педро Толедский, испанский посол, целующий шпагу Генриха IV ). В 1819 выставил в Салоне полотна Большая одалиска (1814, Лувр), Филипп V награждает маршала Бервика Золотой цепью (1818, Мадрид); Роже, освобождающий Анжелику (1819, Лувр), однако, обидевшись на холодный прием публики и резкие слова критиков, переехал во Флоренцию.

Первый и шумный успех Энгр завоевал, выставив в Салоне картину Обет Людовика XIII , после чего переехал в Париж, получил из рук Карла X орден Почетного легиона. В следующем году стал академиком Академии изящных искусств и открыл собственную мастерскую (1825). В 1833 выставил в Салоне Портрет г-на Бертена (Лувр). В 1834, после того как осталась незамеченной его картина Св. Симфорион, идущий на казнь , которую он считал своим шедевром, Энгр вновь переехал в Рим, где получил пост директора французской Академии в Риме, однако в 1841 возвратился в Париж (полотна этого периода – Одалиска и рабыня , Кембридж, музей Фогг; Антиох и Стратоника , Шантильи, музей Конде; Портрет герцога Орлеанского , собственность семьи Орлеанских). В это же время Энгр работал над росписями в замке Дампьер по заказу герцога де Люин (1841–1847, Железный век и Золотой век , обе не были закончены в связи со смертью жены художника).

В Риме Энгру для Николая I (лично наследником престола Александром II) была заказана картина Мадонна с остией (Москва, музей им. Пушкина), по сторонам мадонны стоят святые Николай и Александр. В России полотно сочли латинским по духу, после чего недовольный Энгр сделал реплику картины уже с латинскими святыми (1852, Лондон, частное собрание), а еще в одной реплике изобразил рядом с мадонной ангелов (1854, Лувр). Для творчества Энгра вообще характерны реплики ряда его известных картин, часто незначительно отличающиеся друг от друга.

В 1853 художник выполнил плафон Триумф Наполеона I для городского замка (разрушен в 1871, в дни Коммуны), в 1855 выставил свои работы на Всемирной выставке в Париже. В 1862 получил звание пожизненного сенатора. Умер Энгр в Париже 14 января 1867.

Жан Огюст Доминик Энгр (фр. Jean Auguste Dominique Ingres; 1780—1867) — французский художник, живописец и график, общепризнанный лидер европейского академизма XIX века. Получил и художественное, и музыкальное образование, в 1797—1801 годах учился в мастерской Жака-Луи Давида. В 1806—1824 и 1835—1841 годах жил и работал в Италии, преимущественно в Риме и Флоренции (1820—1824). Директор Школы изящных искусств в Париже (1834—1835) и Французской Академии в Риме (1835—1840). В молодости профессионально занимался музыкой, играл в оркестре Тулузской оперы (1793—1796), в дальнейшем общался с Никколо Паганини, Луиджи Керубини, Шарлем Гуно, Гектором Берлиозом и Францем Листом.

Ортанс Резе

Творчество Энгра делится на ряд этапов. Как художник он сформировался очень рано, и уже в мастерской Давида его стилевые и теоретические изыскания входили в конфликт с доктринами его учителя: Энгра интересовало искусство Средневековья и Кватроченто. В Риме Энгр испытывал определённое влияние стиля назарейцев, его собственное развитие демонстрирует ряд экспериментов, композиционные решения и сюжеты ближе к романтизму. В 1820-е годы он испытал серьёзный творческий перелом, после которого стал использовать почти исключительно традиционные формальные приёмы и сюжеты, хотя и не всегда последовательно. Энгр определял своё творчество как «хранение истинных доктрин, а не новаторство», однако эстетически постоянно выходил за пределы неоклассицизма, что выразилось в его разрыве с парижским Салоном в 1834 году. Декларируемый эстетический идеал Энгра был противоположен романтическому идеалу Делакруа, что привело к упорной и резкой полемике с последним. За редкими исключениями произведения Энгра посвящены мифологической и литературной тематике, а также истории античности, истолкованной в эпическом духе. Он также оценивается как крупнейший представитель историзма в европейской живописи, заявляя, что развитие живописи достигло пика при Рафаэле, далее пошло в неверном направлении, и его, Энгра, миссия — продолжить с того же уровня, который был достигнут в эпоху Ренессанса. Искусство Энгра — цельное по стилю, но очень неоднородное типологически, и потому по-разному оценивалось современниками и потомками. Во второй половине XX века работы Энгра выставлялись на тематических экспозициях классицизма, романтизма и даже реализма.

Принцесса де Бройли


Источник

Графиня д´Оссонвиль

Малая купальщица, интерьер гарема

Мадам Энгр, урожденная Рамель

Турецкая баня

Одалиска с рабыней


Жозеф-Антуан де Ножан

Мадонна Благовещения

Венера на Пафосе


Автопортрет

Купальщица

Мужской торс

Юпитер и Антиопа

Баронесса Бетти де Ротшильд

Венера Анадиомена (Рождение Венеры)


Каролина Мюрат, королева Неаполя


Мадам Панкук (урожденная Сесиль Боше)


Мадмуазель Ривьер

Кондотьер


Въезд дофина, будущего короля Карла V, в Париж


Купальщица Вальпинсона


Анжелика, эскиз


Мадам Муатессье


Сон Оссиана


Наполеон Бонапарт в мундире Первого Консула

Портрет молодого человека


Наполеон на императорском троне


Король Карл X в коронационном облачении

Рафаэль и Форнарина


Эдип и Сфинкс


Паоло и Франческа

Мадам Гонс


Обручение Рафаэля и племянницы кардинала Биббьены


Руджеро, спасающий Анжелику

Рафаэль и дочь булочника


Большая одалиска (деталь)


Мадонна с гостией

Автопортрет

Жан Огю́ст Домини́к Энгр (фр. Jean Auguste Dominique Ingres; 1780-1867) - французский художник, живописец и график, общепризнанный лидер европейского академизма XIX века. Получил и художественное, и музыкальное образование, в 1797-1801 годах учился в мастерской Жака-Луи Давида . В 1806-1824 и 1835-1841 годах жил и работал в Италии, преимущественно в Риме и Флоренции (1820-1824). Директор Школы изящных искусств в Париже (1834-1835) и Французской Академии в Риме (1835-1840). В молодости профессионально занимался музыкой, играл в оркестре Тулузской оперы (1793-1796), в дальнейшем общался с Никколо Паганини, Луиджи Керубини, Шарлем Гуно, Гектором Берлиозом и Францем Листом.

Творчество Энгра делится на ряд этапов. Как художник он сформировался очень рано, и уже в мастерской Давида его стилевые и теоретические изыскания входили в конфликт с доктринами его учителя: Энгра интересовало искусство Средневековья и Кватроченто . В Риме Энгр испытывал определённое влияние стиля назарейцев, его собственное развитие демонстрирует ряд экспериментов, композиционные решения и сюжеты ближе к романтизму . В 1820-е годы он испытал серьёзный творческий перелом, после которого стал использовать почти исключительно традиционные формальные приёмы и сюжеты, хотя и не всегда последовательно. Энгр определял своё творчество как «хранение истинных доктрин, а не новаторство», однако эстетически постоянно выходил за пределы неоклассицизма , что выразилось в его разрыве с парижским Салоном в 1834 году. Декларируемый эстетический идеал Энгра был противоположен романтическому идеалу Делакруа , что привело к упорной и резкой полемике с последним. За редкими исключениями произведения Энгра посвящены мифологической и литературной тематике, а также истории античности, истолкованной в эпическом духе. Он также оценивается как крупнейший представитель историзма в европейской живописи, заявляя, что развитие живописи достигло пика при Рафаэле , далее пошло в неверном направлении, и его, Энгра, миссия - продолжить с того же уровня, который был достигнут в эпоху Ренессанса. Искусство Энгра - цельное по стилю, но очень неоднородное типологически, и потому по-разному оценивалось современниками и потомками. Во второй половине XX века работы Энгра выставлялись на тематических экспозициях классицизма , романтизма и даже реализма.

Жан Огюст Доминик Энгр родился 29 августа 1780 года в Монтобане на юго-западе Франции. Он был первенцем в семье Жана-Мари-Жозефа Энгра (1755-1814) и Анны Муле (1758-1817). Отец был родом из Тулузы, но осел в патриархальном Монтобане, где преуспел как художник-универсал, который брался за живописные, скульптурные и архитектурные работы, а также был известен как скрипач. Позднее Энгр-старший был избран членом Тулузской академии. Вероятно, он хотел, чтобы сын пошёл по его стопам, тем более, что Жан Огюст рано проявил талант художника и стал копировать работы отца и те произведения искусства, которые имелись в домашней коллекции. Жан Огюст получил первые уроки музыки и рисования дома и далее был отдан в школу в Монтобане (фр. École des Frères de l"Éducation Chrétienne), где он смог в очень раннем возрасте реализоваться как художник и скрипач.

В 1791 году отец решил, что сыну необходимо более фундаментальное образование, и отдал его на обучение в тулузскую Академию живописи, скульптуры и архитектуры (фр. Académie Royale de Peinture, Sculpture et Architecture), которая из-за перипетий революции потеряла статус «Королевской». В Тулузе Энгр провёл шесть лет - до 1797 года, и его наставниками были известные художники того времени: Гийом-Жозеф Рок, скульптор Жан-Пьер Виган и пейзажист Жан Бриан. Рок в своё время совершил пенсионерскую поездку в Рим, во время которой познакомился с Жаком-Луи Давидом . Энгр преуспевал в живописи и получил несколько наград за годы учения, а также хорошо изучил историю искусства. На конкурсе молодых художников 1797 года в Тулузе Энгр удостоился первого приза за рисунок с натуры, а Гийом Рок внушал ему, что для преуспевающего художника важно быть хорошим наблюдателем и портретистом, способным достоверно воспроизвести натуру. Одновременно Рок преклонялся перед искусством Рафаэля и привил Энгру уважение к нему на всю жизнь. Жан Огюст начал заниматься портретной живописью, главным образом для заработка, подписывая свои работы «Энгр-сын» (фр. Ingres-fils). Не оставил он и занятий музыкой под руководством известного скрипача Лежана. В 1793-1796 годах выступал второй скрипкой в оркестре тулузского Капитолия (фр. Orchestre du Capitole de Toulouse) - оперного театра.

Это часть статьи Википедии, используемая под лицензией CC-BY-SA. Полный текст статьи здесь →