Биография
В 1791 г. он поступает в Тулузскую академию изящных искусств. Был учеником Г.Ж.Рока и Вигана, сотрудничал с Ж.Брианом. Занимаясь в Академии и в мастерских своих учителей, Энгр одновременно подрабатывал игрой на скрипке в оркестре оперного театра Тулузы "Капитолий" (родители Жана Доминика не обладали большим достатком, и он с юного возраста должен был думать о заработке). Музыка навсегда осталась для Энгра любимейшим, после рисования и живописи, занятием.
На фестивале молодых художников в Тулузе Энгр получает награду за рисование с натуры. Учителя единодушно предсказывают ему блестящее будущее.
В августе 1797 г. Энгр в Париже поступает в мастерскую прославленного Жака Луи Давида, а спустя два года был принят в Школу изящных искусств. Давид очень скоро обратил внимание на исключительную одаренность Жана Доминика и даже привлек его в качестве помощника к работе над таким значительным своим произведением, как портрет мадам Рекамье, поручив написать некоторые аксессуары. Энгр внимательно изучал все созданное учителем. Размолвка между ними (и последовавший за ней уход Энгра из мастерской Давида) произошла из-за присуждения в 1800 г. Большой римской премии, дававшей право продолжать в течение четырех лет обучение во Французской академии в Риме. Энгр рассчитывал на нее, но Давид решительно настоял, чтобы она была дана другому его ученику.
Первые работы художника датируются 1800 г. Для получения Большой римской премии требовалось умение построить многофигурную сцену на исторический или мифологический сюжет. С весны 1800 г. все усилия Энгра были направлены на получение столь желанной для каждого начинающего художника награды. 29 сентября 1801 г. его попытка увенчалась успехом - картина "Послы Агамемнона у Ахилла" (1801, Париж, Школа изящных искусств) была удостоена Большой римской премии.
01 - Послы Агамемнона в палатке Ахиллеса, 1801
Энгр систематически посещал и так называемую академию Сюисса - одну из частных художественных школ Парижа, где за сравнительно небольшую плату он мог писать живую натуру. В поисках заработка художник пробовал заняться иллюстрацией книг, но вскоре оказалось, что самый доступный и надежный способ пополнить материальные ресурсы - это писать портреты. С первых же шагов в этой области Энгр считал ее второстепенной. Он всегда тяготился выполнением портретных заказов и сетовал до конца своих дней на то, что они отвлекают его от более возвышенных задач.
С большим парадным портретом Первого консула (1803) связаны первые успехи Энгра-портретиста. В дальнейшем выставлялся в Салоне (в 1803, 1805), однако первые его работы получили негативную оценку критиков.
02 - Портрет консула, 1804
03 - Портрет М. Филибера Ривьера, 1805
04 - Портрет мадам Ривьер, 1805
05 - Портрет мадмуазель Ривьер, 1805
Многие поступки Энгра объяснялись его повышенной чувствительностью к критике и обидчивостью. В 1806 он переехал в Рим, где вскоре получил студию.
Пенсионеры Французской академии были обязаны ежегодно посылать в Париж в качестве отчета одну картину, скомпонованную "по воображению". Для произведения, которое надлежало послать в Париж в первую очередь, им был выбран греческий миф о мудром Эдипе. В парижском Салоне 1808 г. картина "Эдип и Сфинкс" не произвела особенно сильного впечатления, но и не подверглась серьезной критике.
06 - Эдип и сфинкс, 1808
07 - Купальщица, 1808
08 - Юпитер и Фетида, 1811
Пока в Риме французская администрация чувствовала себя хозяйкой положения, Энгр получил несколько официальных заказов на декоративные произведения исторического содержания. Наиболее монументальным и тщательно разработанным явилось пятиметровое полотно "Ромул, победивший Акрона" (1812, Париж, Школа изящных искусств). Для потолка спальни, во дворце Сан-Джованни ин Латерано Энгр исполнил плафон "Сон Оссиана" (1813, Монтобан, Музей Энгра). В истории французской живописи XIX в. эта работа явилась одним из провозвестников приближающегося романтизма.
09 - Ромул, победитель Акрона приносит богатые дары в храм Зевса, 1812
10 - Сон Оссиана, 1813
В Салон 1814 г. мастер послал несколько работ. Из исторических композиций художник выбрал картины "Испанский посол дон Педро Толедский, целующий шпагу Генриха IV в галерее Лувра", "Рафаэль и Форнарина" и композицию на современный сюжет - "Папа Пий VII в Сикстинской капелле" (1814, Вашингтон, Национальная галерея). Энгр современными считал все неантичные темы, и, сюжеты из истории XVI-XVII вв. полностью входили в понятие современных.
11 - Рафаэль и Форнарина, 1814
12 - Смерть Леонардо да Винчи, 1818
13 - Большая одалиска, 1814
14 - Роже, освобождающий Анджелику, 1819
Приглашенный своим старым другом итальянским скульптором Лорренцо Бартолини, художник в конце лета 1820 г. переезжает во Флоренцию. Их объединяло многое: взгляды на цели и задачи изобразительного искусства, пылкая любовь к музыке. Период наибольшей душевной и творческой близости этих двух художников падает на конец 1820 г., когда Энгр работает над известным портретом своего друга, хранящимся ныне в Лувре.
15 - Портрет Паганини, 1819
16 - Обет Людовика XIII, 1824
Около месяца длилось путешествие Энгра из Парижа в Рим. Его путь лежал через Милан, Бергамо, Брешию, Верону, Падую, Венецию и Флоренцию с остановками для краткого отдыха и осмотра достопримечательностей.
Это были годы материальной обеспеченности и внешнего благополучия, когда Энгр добросовестно и старательно выполнял свои административные и педагогические обязанности, сравнительно мало внимания уделяя собственному творчеству.
В период директорства Энгра значительно пополняются также библиотека и коллекция галереи слепков с античных и ренессансных произведений. Годы его второго пребывания в Риме ознаменованы появлением трех новых картин: "Одалиска и рабыня"(1839), "Стратоника"(1840) и "Мадонна перед чашей с причастием"(1841).
17 - Одалиска с рабыней, 1839
18 - Антиох и Стратоника, 1840
В это же время Энгр работал над росписями в замке Дампьер по заказу герцога де Люин (1841-1847, "Железный век" и "Золотой век", обе не были закончены).
1849 годом Энгр не пометил ни одну из своих картин. Большое горе обрушилось на него: тяжелая болезнь и смерть любимой жены.
19 - Мадам Энгр, 1859
20 - Автопортрет, 1858
В 1853 художник выполнил плафон Триумф Наполеона I для городского замка (разрушен в 1871, в дни Коммуны), в 1855 выставил свои работы на Всемирной выставке в Париже. В 1862 получил звание пожизненного сенатора.
21 - Триумф Наполеона, 1853
В том же году памяти художника была посвящена персональная выставка его картин, этюдов и рисунков, устроенная в Школе изящных искусств в Париже. Каталог ее насчитывал 584 номера. В 1869 г. открылся Музей Энгра в Монтобане, превратившийся в наши дни в центр научного изучения творчества художника. Основные произведения мастера остались во Франции, и большинство их хранится в различных музеях.
Вклад в мировую культуру
22 - Апофеоз Гомера, 1827
23 - портрет мадам Сеннон, 1814
24 - Венера Анадиомена - 1808-1848
25 - Портрет мадам Девосе, 1807
26 - Портрет Франсуа Марио Гранье, 1807
27 - Ингресс, Паоло и Франческа, 1819
28 - Источник, 1820-1856
29 - Принцесса де Брогли, 1851-1853
30 - Жанна д"Арк на коронации Карла VII, 1854
31 - Портрет мадам Муатессье, 1856
32 - Турецкие бани, 1862
33 - Портрет Наполеона на императорском троне, 1860
идеализированные и вместе с тем полные острого чувства реальной красоты ню
“Купальщица Вольпенсон”, 1808,
“Большая одалиска”, 1814,
- оба в Лувре, Париж.
Произведения Энгра, особенно ранние, отмечены классической стройностью композиции, тонким чувством цвета, гармоничностью ясного, светлого колорита, но главную роль в его творчестве играл гибкий, пластически выразительный линейный рисунок. Энгр - автор блестящих карандашных портретов и натурных штудий (большинство - в Музее Энгра в Монтобане).
Сам Энгр считал себя историческим живописцем, последователем Давида. Однако в своих программных мифологических и исторических композициях Энгр отступал от требований учителя, внося больше живых наблюдений натуры, религиозного чувства, расширив тематику, обратившись, в частности, подобно романтикам, к эпохе античности и средневековья (“Обет Людовика XIII”, 1824, Собор Монтобан, “Апофеоз Гомера”, 1827, Париж, Лувр).
Если историческая живопись Энгра представляется традиционной, то его великолепные портреты и зарисовки с натуры составляют ценную часть французской художественной культуры 19 века.
Одним из первых Энгр сумел почувствовать и передать не только своеобразный облик многих людей того времени, но и черты их характеров - эгоистический расчет, черствость, прозаизм личности у одних, и доброту и одухотворенность у других.
Чеканная форма, безупречный рисунок, красота силуэтов определяют стиль портретов Энгра. Меткость наблюдения позволяет художнику передать манеру держаться и специфический жест каждого человека
портрет Филибера Ривьера, 1805;
портрет госпожи Ривьер, 1805,
обе картины — Париж, Лувр;
госпожи Девосе, 1807, Шантильи, Музей Конде).
Сам Энгр не считал портретный жанр достойным настоящего художника, хотя именно в области портрета создал самые значительные свои произведения. С тщательным наблюдением натуры и восхищением ее совершенными формами связаны удачи художника при создании ряда поэтических женских образов в картинах “Большая одалиска” (1814, Париж, Лувр),
“Источник” (1820—1856, Париж, Лувр);
в последней картине Энгр стремился воплотить идеал «вечной красоты».
Закончив в старости это начатое в ранние годы произведение, Энгр подтвердил свою верность юношеским устремлениям и сохранившееся чувство прекрасного. Если для Энгра обращение к античности заключало прежде всего преклонение перед идеальным совершенством силы и чистотой образов высокой греческой классики, то считавшие себя его последователями многочисленные представители официального искусства наводнили Салоны (выставочные залы) «одалисками» и «фрипами», используя античность лишь как предлог для изображения обнаженного женского тела.
Позднее творчество Энгра с характерной для этого периода холодной отвлеченностью образов оказало значительное воздействие на развитие академизма во французском искусстве XIX века.
Послы Агамемнона в палатке Ахиллеса, 1801, Лувр, Париж
Автопортрет 1804г.
Портрет Бонапарта 1804
Портрет дочери Филибера Ривьера 1805
Энгр. Наполеон на императорском троне. 1806
Венера Анадиомена 1808-1848
Ромул - победитель Акрона 1812
. Сон Оссиана 1813.
Энгр. Джозеф Вудхед с женой и шурином. 1816
Леонардо умирающий на руках Франциска I 1818
Энгр. Никколо Паганини. 1819 графит
Роже, освобождающий Анжелику, 1819.
Христос, передающий св. Петру ключи от рая (1820)
Портрет мадам Леблан 1823.
Эдип и Сфинкс 1827, Лувр, Париж
Энгр. Одалиска и рабыня. 1840
Энгр. Царевич Антиох и Стратоника. 1840
The Virgin of the Host". 1841.
Энгр. Виконтесса д’Оссонвиль. 1845
"Jupiter and Antiope". 1851.
Энгр - один из ведущих мастеров классицистического направления Франции. Художник вышел из среды интеллигенции Тулузы. Учился в Тулузской академии изящных искусств. В 17 лет Энгр попал в революционный Париж, в ателье Давида. Усвоив классицистическую систему с ее культом античности, Энгр намеренно отказался от революционности классицизма Давида, отрицая современность и выражал своим творчеством единственное желание - уйти от жизни в мир идеального. Преклонение перед античностью переросло у Энгра в почти слепое восхищение ею. Желая обрести полную независимость от своего времени, он обращается только к прошлому.
В начале 19-го столетия Энгр уезжает в Италию, где много рисует архитектуру Вечного города, а в одном из маленьких тондо (круг), выполненных маслом, изобразил домик Рафаэля. Этот великий итальянский художник всю жизнь был кумиром, образцом подражания для Энгра.
В Риме художник создает один из лучших портретов своего друга - художника Франсуа Мариуса Гране. По настроению портрет предвещает новое мироощущение романтиков. Неким отходом от привычного классицизма, предвестием романтического направления было появление в произведениях Энгра такого экзотического мотива, как одалиски с их восточными атрибутами: чалмой, веером, чубуком и пр.
В женских портретах у Энгра появлется чрезмерное увлечение антуражем, аксессуарами, разнообразной фактурой предметов: шелком, бархатом, кружевами, штофом обоев. Все это создает сложный орнаментальный узор.
В тематических картинах 10-х годов Энгр остается верен классицизму - темы берет из мифологии, из истории древних времен.
Развивая традиции французского карандашного портрета, Энгр создает "Портрет Паганини", групповые портреты французского консула Стамати, женские карандашные образы и пр.
Но главным трудом его в этот период становится алтарный образ для церкви его родного города Монтабана, получивший название "Обет Людовика XIII, просящего покровительства мадонны для Французского королевства". Именно это творение принесло художнику успех, отныне он становится признанным главой официальной французской школы.
В 1824 году Энгр возвращается после 18-летнего отсутствия на родину, избирается академиком, награждается орденом Почетного легиона, открывает свое ателье и отныне до конца дней остается вождем официального академического направления. Энгр всегда был далек от политики и не принимал участия в событиях 1830г.
Последние годы мастера, общепризнанного и всеми почитаемого, омрачены жесточайшими битвами его сначала с романтиками во главе с Делакруа, затем с реалистами, которых представлял Курбе. Энгр много работает в эти преклонные годы, не теряя творческой активности.
Энгр умер, когда во Франции уже давно процветал реализм ничем не прикрашенной действительности.
Жан Огюст Доминик Энгр родился 29 августа 1780 года в городе Монтобан неподалеку от Тулузы. Отец, будучи скульптором и живописцем, с самого детства привил ребенку любовь к творческим занятиям, обучив пению, игре на скрипке и, конечно, рисованию. Неудивительно, что среди картин будущего классика европейского академизма можно найти рисунок, выполненный им в возрасте девяти лет.
Дальнейшее обучение художник получил в Тулузе, в местной академии изящных искусств. Будучи довольно стесненным в средствах, юноша зарабатывал на жизнь, играя в оркестре тулузского театра «Капитолий». По завершению курса обучения в академии семнадцатилетний Энгр отправляется в столицу, где его учителем становится Жак-Луи Давид. Признанный приверженец и один из лидеров классицизма, Давид оказал сильное влияние на взгляды и стиль творчества своего талантливого ученика. Но Энгр довольно быстро отошел от слепого наследования манеры классиков и своего наставника, придал классицистической системе новое дыхание, расширил и углубил ее, сделав существенно ближе к запросам и требованиям меняющейся эпохи.
Ежегодно одному из парижских молодых художников по традиции присуждалась Большая римская премия, лауреат которой мог в течение четырех лет продолжать обучение живописи во Французской академии Рима. Энгр очень сильно мечтал получить ее, но по настоянию Давида премия 1800 года досталась еще одному его ученику. Произошла серьезная размолвка между Энгром и его наставником, результатом которой стал уход молодого художника из мастерской своего учителя.
Настойчивость и несомненный рост мастерства молодого живописца позволили ему добиться в следующем 1801 году присуждения вожделенной премии за полотно «Послы Агамемнона у Ахилла». Но мечта попутешествовать по Италии и провести четыре года в академии в Риме тогда не смогла воплотиться в жизнь – у художника были серьезные финансовые проблемы. Оставшись в Париже, он посещает частные художественные школы, чтобы сэкономить на натурщиках. Попытки заработать, иллюстрируя книги, особым успехом не увенчались, а вот рисование портретов под заказ оказалось весьма доходным занятием. Но душа у широкой натуры Энгра не лежала к портретам, и он до конца жизни утверждал, что настоящему его творчеству эти заказы только мешают.
В 1806 году Энгр все-таки смог перебраться в Италию, прожил долгих 14 лет в Риме и еще 4 – во Флоренции. Вернувшись затем в Париж, он открывает свою школу живописи. Через некоторое время 55-летний мастер получает должность директора Римской Французской академии и снова оказывается в Вечном городе. Но уже в 1841 году он навсегда возвращается в Париж, где на вершине славы и признания доживает до своей смерти в 1867 году.