Макияж. Уход за волосами. Уход за кожей

Макияж. Уход за волосами. Уход за кожей

» » Взгляд, устремлённый в вечность. Фараон Хефрен

Взгляд, устремлённый в вечность. Фараон Хефрен

Отсутствие необходимого высокоточного оборудования, с помощью которого могли быть созданы многочисленные древнеегипетские артефакты, а также отсутствие следов промышленной инфраструктуры для его производства в самом Египте и за его пределами свидетельствуют о том, что высокие технологии были привнесены извне. И здесь не худо бы вспомнить распространенный у различных народов мифологический сюжет о «сынах неба», которые по совершении на Земле некоей гуманитарной миссии возвращаются на «свою звезду».

На рубеже III тысячелетия до н. э. в Египте практически на пустом месте произошел необъяснимый технологический рывок. Словно по мановению волшебной палочки в предельно сжатые сроки египтяне возводят пирамиды и демонстрируют невиданное мастерство в обработке твердых материалов - гранита, диорита, обсидиана, кварца... Все эти чудеса происходят до появления железа, станков и прочего технического инструментария. Впоследствии уникальные навыки древних египтян столь же стремительно и необъяснимо исчезают...

Три гранитных статуи фараона Сенусерта III. Британский музей. Лондон


СТРАННОЕ СОСЕДСТВО

Возьмем, к примеру, историю с египетскими саркофагами. Они делятся на две группы, которые разительно отличаются по качеству исполнения. С одной стороны, небрежно изготовленные короба, в которых преобладают неровные поверхности. С другой - отшлифованные с невероятным мастерством многотонные гранитные и кварцитовые вместилища непонятного назначения. Зачастую качество обработки этих саркофагов находится на пределе современных машинных технологий.

Саркофаги разного качества обработки

Не меньшую загадку представляют древнеегипетские изваяния, созданные из сверхпрочных материалов. В Египетском музее каждый желающий может увидеть статую, высеченную из цельного куска черного диорита. Поверхность статуи отполирована до зеркального блеска. Ученые предполагают, что она относится к периоду Четвертой династии (2639-2506 гг. до н. э.) и изображает фараона Хафру, которому приписывается строительство одной из трех самых больших пирамид Гизы.

Но вот незадача - в те времена египетские мастера использовали лишь каменные и медные инструменты. Мягкий известняк такими орудиями обрабатывать еще можно, но диорит, который представляет собой одну из наиболее твердых пород, ну никак нельзя.

Диоритовая статуя Хафра. Египетский музей


И это еще цветочки. А вот колоссы Мемнона, расположенные на западном берегу Нила, напротив Луксора, - это уже ягодки. Мало того что они сделаны из сверхпрочного кварцита, их высота достигает 18 метров, а вес каждой статуи составляет 750 тонн. К тому же покоятся они на кварцитовом пьедестале в 500 тонн! Понятно, что никакие приспособления для транспортировки не выдержали бы подобной нагрузки. Хотя статуи изрядно повреждены, отличное исполнение уцелевших плоских поверхностей наводит на мысль об использовании развитых машинных технологий.

Колоссы Мемнона представляют собой уникальную скульптурную композицию времен Древнего Египта.


Но даже величие колоссов меркнет в сравнении с обломками гигантской статуи, покоящейся во дворе Рамессеума - поминального храма Рамсеса II. Сделанная из цельного куска розового гранита скульптура достигала высоты 19 метров и весила около 1000 тонн! Вес пьедестала, на котором некогда стояло изваяние, составлял около 750 тонн. Чудовищные размеры статуи и высочайшее качество исполнения абсолютно не вписываются в известные нам технологические возможности Египта периода Нового царства (1550-1070 гг. до н. э.), которым датирует скульптуру современная наука.

Гранитная статуя в Рамессеуме


А вот сам Рамессеум вполне соответствует техническому уровню того времени: статуи и храмовые постройки созданы в основном из мягкого известняка и не блещут строительными изысками.

Ту же самую картину мы наблюдаем и с колоссами Мемнона, возраст которых определяется по остаткам расположенного за ними поминального храма. Как и в случае с Рамессеумом, качество этого сооружения, мягко говоря, не блещет высокими технологиями - необожженный кирпич и грубо подогнанный известняк, вот и вся кладка.

Такое несообразное соседство можно объяснить только тем, что фараоны попросту пристраивали свои храмовые комплексы к памятникам, оставшимся от иной, гораздо более древней и высокоразвитой цивилизации.

Голова статуи фараона Сенусерта III. Обсидиан. XII династия. 19 в. до н. э. Собр. Гюльбенкян.


ГЛАЗА СТАТУИ

С древнеегипетскими статуями связана еще одна загадка. Речь идет о глазах, сделанных из кусочков горного хрусталя, которые вставлялись, как правило, в известняковые или деревянные изваяния. Качество линз настолько высокое, что мысли о токарных и шлифовальных станках приходят сами собой.

Глаза деревянной статуи фараона Хора, подобно глазам живого человека, выглядят то голубыми, то серыми в зависимости от угла освещения и даже имитируют капиллярную структуру сетчатки! Исследование профессора Джея Эноха из университета Беркли показало удивительную близость этих стеклянных муляжей к форме и оптическим свойствам реального глаза.


Американский исследователь считает, что наибольшего мастерства в обработке линз Египет достиг примерно к 2500 году до н. э. После этого столь замечательная технология отчего-то перестает эксплуатироваться и впоследствии забывается вовсе. Единственное разумное объяснение - кварцевые заготовки для моделей глаз египтяне откуда-то заимствовали, а когда запасы иссякли, прервалась и «технология».

КАК ВЫГЛЯДЕЛИ БОГИ?

Древнегреческий историк Диодор Сицилийский писал" со слов египетских жрецов, что смертные управляли Египтом менее 5 тысячелетий. Царству людей предшествовала власть богов и героев, которые правили невероятные 18 тысяч лет. Древнеегипетский жрец и историк Манефон также начинает свой список правителей Египта с династии богов и полубогов.

Если сопоставить утверждения античных авторов и факты, которыми мы располагаем в настоящий момент, получается, что никакого технологического рывка не было. Просто начиная с III тысячелетия до н. э. в Египте стали всплывать артефакты, оставшиеся от первых божественных династий. Не исключено, что фараоны целенаправленно искали, пытались освоить и попутно присвоить сохранившиеся фрагменты этого наследия.

О внешнем облике подлинных создателей древних шедевров могут поведать скульптурные изображения дочерей фараона-реформатора Эхнатона. Первое, что бросается в глаза, - неестественно вытянутая форма черепа, характерная, к слову, и для других произведений амарнского периода. Этот феномен породил гипотезу о врожденном заболевании семьи фараона. Однако ни о каких психических отклонениях в семье правителя, которые неизбежно должно вызвать подобное заболевание, нигде не упоминается.


Если фараоны действительно были отдаленными потомками богов, не исключено, что время от времени у них могли проявляться «божественные» гены. Не с этой ли анатомической особенностью богов связан распространенный у различных народов обычай деформации головы?

Еще одна важная и загадочная деталь древнеегипетского скульптурного канона - абсолютная симметрия пропорций лица. Как известно, в природе не существует симметричных объектов. Это правило относится и к человеческому телу. Более того, эксперименты показали, что фотографии, составленные из строго симметричных половин одного и того же лица, вызывают у человека инстинктивное отторжение.

Сквозит в них что-то неестественное и чуждое людской натуре. Но, может быть, в том мире, откуда пришли боги, царили иные природные условия, благодаря которым «аномалия» стала нормой? Как бы то ни было, нам следует внимательно прислушаться к словам Плутарха: «В большее кощунство впадает не тот, кто отрицает существование богов, а тот, кто признает их такими, каковыми считают их суеверные».

Алексей КОМОГОРЦЕВ

Высота пирамиды Хефрена - 136,4 метра, и египтяне называли её "Хафра велик". Именно так будет звучать имя Хефрена, если читать иероглифы. Значение имени - "Подобный Ра", "Являющийся воплощением Ра". Сейчас пирамида Хефрена только на 2 метра ниже Великой. Она выстроена из местного серовато-желтого известняка и была облицована светлым известняком из Туры. На её верхушке частично сохранилась облицовка из белого известняка. Это отличительная примета пирамиды Хефрена, как и Сфинкс рядом с ней. Вторая пирамида комплекса в Гизе в первую очередь поражает своей неприступностью. Говорят, что даже опытным альпинистам понадобится не менее часа, чтобы подняться на её вершину, которая заканчивается небольшой площадкой. Отсюда открывается просто изумительный вид на пирамиду Хеопса.

Я уже упоминала, что египтологи не соглашаются с Геродотом и утверждают, что Хефрен никакой не брат, а второй сын строителя Великой пирамиды. Старший умер, и Хефрен занял трон. По тексту папируса, хранящегося в Турине, он правил 25 лет, по Геродоту - 56, а если следовать сочинению жреца-историка Манефона, то все 66! Что-то не особенно верится двум ученым древним мужам. Геродот к тому же, добавляет, что Хефрена египтяне ненавидели так же сильно, как и предшественника Хеопса. Народ по-прежнему бедствовал, трудясь в поте лица, святилища тоже оставались закрыты. Хефрен и члены его семейства заранее боялись за свои мумии и гробницы. Возможно, они пожелали, чтобы их мумии и сокровища погребли в тайных гробницах. Пирамида Хефрена также пуста, как и пирамида Хеопса.

Пойдёмте дальше. С восточной стороны к пирамиде Хефрена ведёт дорога, оставшаяся от крытого коридора, ведущего к заупокойному храму. Этот храм расчищен от песка. Когда-то в его зале стояли 23 статуи Хефрена, и свет падал на них через окна-щели, расположенные в потолке. Остаётся только представлять феерию солнечного света, отражавшегося в глазах статуй. Увы, уцелеть удалось только одной. Это сам фараон Хефрен с богом Гором за плечами. Выполнена статуя из диорита - очень прочного, тёмно-зелёного, почти черного камня, со светлыми прожилками. Диорит трудно обрабатывать, но зато он отлично полируется.

Вот, полюбуйтесь!

Статуя Хефрена с Гором

Владыка уверенно восседает на своём троне. Одна рука лежит на колене, другая сжата. Рядом с босыми ступнями фараона высечен картуш с его именами. Он одет в короткий набедренник - схенти, на голове ритуальный полосатый платок - немес. За головой фараона - сокол, символ бога Гора. Сокол Гор своими крыльями обнимает владыку, охраняя от враждебных сил.

Лицо фараона спокойно и бесстрастно. Взгляд словно устремлён в вечность.

Эта скульптура, выше человеческого роста, безусловно. шедевр безымянного древнеегипетского художника. Ныне она хранится в Каирском музее древнего египетского искусства.

Между прочим, Геродот сообщает, что сам измерил пирамиду Хеопса и под ней нет подземных покоев. Современные ученые также не обнаружили в пирамиде Хефрена никаких скрытых пустот. Они воспользовались просвечиванием с помощью космических лучей. Насыщенные энергией атомных частиц лучи из мирового пространства способны проникать сквозь любые, даже плотные материалы. Пронизывая камень, они теряют больше энергии, чем проходя через атмосферу. Это значит, если одни лучи встретят на своём пути в каменной кладке пустоты, то они потеряют меньше энергии, чем те, которые проходили сквозь гранит.

Ещё о Великом Сфинксе.

Хефрену приписывается сооружение этого колосса, хотя существуют и другие гипотезы. И та, что Сфинкс древнее, чем пирамиды, и та, которая утверждает, что сотворили его не люди, а боги, или инопланетяне. Есть и ещё одна догадка: Великого Сфинкса воздвиг старший сын Хеопса - Джедефра, и это единственное, что он успел сделать.

БЛЮДО "МАКИ" ТАРЕЛКА МЕДНАЯ
ТАРЕЛКА КУЗНЕЦОВА
ПЕПЕЛЬНИЦА ЧАШКА ВАЗА ДЛЯ ФРУКТОВ ИКОНА
УТЮГ ЧЕРНИЛЬНИЦА ШКАТУЛКА ДУБОВАЯ КАДКА



Не совсем верное утверждение, что лишь с приходом определенного возраста нас буквально «накрывает волной ностальгии», когда мы слышим мелодию юности, либо видим какие-то атрибуты того времени. Даже совсем маленький ребенок начинает тосковать по любимой игрушке, если кто-то ее забрал, либо спрятал. Мы все в какой-то степени влюблены в старые вещи, потому что они хранят в себе дух целой эпохи. Нам мало прочитать об этом в книгах или на страницах интернета. Мы хотим обладать реальной антикварной вещью, которую можно потрогать, ощутить ее запах. Только вспомните ваши ощущения, когда вы брали в руки книгу советских времен со слегка пожелтевшими страницами, источающими сладковатый аромат, особенно при их перелистывании, либо когда вы смотрели на черно-белые фотографии ваших родителей или бабушек и дедушек, те самые с неровной белой каймой. Кстати, для многих такие кадры остаются самыми любимыми до сих пор, несмотря на низкое качество подобных снимков. Дело здесь не в изображении, а в том ощущении душевной теплоты, наполняющем нас, когда они попадаются нам на глаза.

Если же в нашей жизни не осталось «предметов из прошлого» в связи бесконечными переездами и сменой места жительства, то купить антиквариат можно в нашем антикварном интернет магазине . Особой популярность сейчас пользуются магазины антиквариата, ведь далеко не у всех есть возможность посещать подобные торговые точки, да и сосредоточены они преимущественно лишь в крупных городах.

У нас Вы сможете купить антиквариат самой различной тематики

Чтобы расставить все точки над «i», следует сказать, что магазин антиквариата представляет собой специальное заведение, которое осуществляет покупку, продажу, обмен, реставрацию и экспертизу антикварных вещей и оказывает ряд других услуг, связанных с продажей антиквариата.

Антиквариат - это некоторые старинные вещи, имеющие достаточно высокую ценность. Это могут быть: старинные украшения, техника, монеты, книги, предметы интерьера, статуэтки, посуда и прочее.

Однако, в ряде стран, антиквариатом считаются разные вещи: в России статус «старинной вещи» получает предмет, которому уже более 50 лет, а в США - предметы, изготовленные до 1830 года. С другой стороны, в каждой стране различные антикварные вещи имеют разную ценность. В Китае старинные фарфор представляет собой большую ценность, нежели в России, либо США.

Иными словами, при покупке антиквариата следует помнить, что его цена зависит от следующих характеристик: возраста, уникальности исполнения, способа изготовления (всем известно, что ручная работа ценится намного выше, чем массовое производство), исторической,художественной, либо культурной ценности и других причин.

Магазин интиквариата - достаточно рискованный бизнес. Дело не только в трудоемкости поиска необходимого товара и длительном периоде времени, в течение которого данный предмет будет продан, но и в умении отличить подделку от оригинала.

Кроме того, магазин по продаже антиквариата должен соответствовать ряду стандартов, чтобы завоевать должную репутацию на рынке. Если речь идет об антикварном интернет-магазине, то он должен иметь широкий ассортимент представленных товаров. Если же магазин антиквариата существует не только на просторах всемирной паутины, то он к тому же должен быть достаточно большим, чтобы клиенту было в нем удобно бродить между предметов старины, а, во-вторых, иметь красивый интерьер и приятную атмосферу.

В нашем магазине антиквариата есть очень редкие вещи, способные произвести впечатление даже на маститого коллекционера

Антиквариат имеет магическую силу: прикоснувшись к нему однажды, вы превратитесь в его большого поклонника, антикварные предметы займут достойное место в интерьере вашего дома.

В нашем антикварном интернет-магазине вы сможете купить антиквариат самой различной тематики по доступным ценам. Для облегчения поиска все товары разделены на специальные группы: живопись, иконы, сельский быт, предметы интерьера и проч. Также в каталоге вам удастся найти старинные книги, открытки,плакаты, столовое серебро, фарфоровую посуду и многое другое.

Кроме того, в нашем антикварном интернет магазине Вы сможете приобрести оригинальные подарки, мебель и кухонную утварь, способные оживить интерьер вашего дома, сделать его более изысканным.

Продажа антиквариата в России, как и во многих европейских городах, вроде Парижа, Лондона и Стокгольма имеет свои особенности. В первую очередь, это высокие затраты на покупку антиквариата, однако ответственность магазина по продаже антикварных вещей тоже достаточно высока, так как данные вещи представляют собой определенную материальную и культурно-историческую ценность.

Осуществляя покупку антиквариата в нашем магазине, Вы можете быть уверены в подлинности приобретаемых вещей

В нашем антикварном магазине работают только квалифицированные консультанты и специалисты-оценщики, которые без особого труда отличают оригинал от подделок.

Мы стремимся сделать наш антикварный интернет-магазин интересным и для коллекционеров, и для поклонников старины и для самых обычных ценителей прекрасного, имеющих хороший вкус и знающих цену вещам. Таким образом, одним из наших приоритетных направлений является постоянное расширение ассортимента как за счет дилеров, так и благодаря сотрудничеству с другими компаниями, занимающимися продажами антиквариата.

Хафра (Хефрен) Хафра (более известен под именем Хефрен) – четвертыи фараон IV династии Старого (Древнего) Царства. От времени его правления осталось очень мало памятников, из-за чего многие факты его биографии считаются спорными и даже годы его правления обычно определяются так: более 20 лет между 2570 и 2530 гг. до н.э., хотя встречаются и более поздние датировки, так Паскаль Верню и Жан Юаиот датируют время его правления 2509- 2484 гг. до н.э. Такие разночтения вызваны прежде всего тем, что хронологическая таблица правления тех или иных фараонов строится от более молодых династии к первои, а синхронизация времени правления во времена междоусобных воин (так называемых «переходных периодов») почти никогда бывает однозначнои. Хафра получил широкую известность, прежде всего строительством второи пирамиды в Гизе, а его облик был восстановлен по многочисленным, хорошо сохранившимся статуям некрополя Гизы. Был сыном Хуфу, наследовал трон за своим братом Джедеф-Ра. Согласно Манефону его преемником был Бихерис (по-египетски – Бака?), правление которого оспаривается современными археологами, поэтому считается, что после Хафры трон перешел к его сыну Микерину (Мин- Ка-Ур-Ра). Имя Его собственное имя Ḫˁj=f Rˁ, известное в грецизированнои форме Хефрен (Χεφρήν) читалось в годы его правления как Хаэф-Ра1 (возможные варианты: Хаоиф-Ра и Хаиф-Ра) и переводится как «Он сияет как Ра» или «Он появляется подобно Ра». Верным также считается чтение Ра-Хаиф или Ра-Хаэф (Ра приходит), поскольку имя бога в древнеегипетском языке писалось перед глаголом. Вариант перевода его имени как «Корона Ра» считается устаревшим. Другие имена Хафры приведены в таблице. Имя Гора Hr wsr ib – Хор Усер-иб Гор с сильной волей (букв. «сильный сердцем») Имя Небти (имя дающее покровительство обеих корон Верхнего и Нижнего Египта) Wsr-m-nb.tj – Усер-эм-Небти Крепкий силой Обеих Владычиц Золотое имя (имя Золотого Гора) Nṯr-nb.w-sḫm – Нечер-Небу-Сехем Могучий Сокол Имя собственное Ḫˁj=f Rˁ - Хаиф-Ра (Хаойф-Ра, Хаэф-Ра) – Он сияет как Ра, Он рождается подобно Ра Wsr jb ḫˁj=f Rˁ - Усер Иб Хаиф Ра Сильный сердцем появился подобно Ра Царский список Туринского папируса...cha... (Сильно повреждённый фрагмент) Абидосский список царей, сделанный при Сети I Орфографически полное написание Ḫˁj=f Rˁ – Хаиф-Ра (Хаойф-Ра, Хаэф-Ра) Он сияет как Ра, Он появляется подобно Ра Саккарский царский список Другое корректное полное написание Ḫˁj=f Rˁ – Хаиф-Ра (Хаойф-Ра, Хаэф-Ра) Он сияет как Ра, Он появляется подобно Ра Греческие и латинские авторы Секст Юлий Африкан – Souphis II Манефон – Saophis Семья Отцом Хафры был фараон Хуфу, а его матери нет достоверных сведении. Египтолог Раинер Штадельманн предполагал, что матерью Хафры была одна из дочереи Снофру, Хенутсен, а сам Хафра до своеи коронации носил имя Хаэфхуфу I. Пустая гробница Хаэфхуфу I была обнаружена в некрополе Гизы был пирамиды Хуфу. Согласно этои гипотезе, когда Хаэфхуфу I стал фараоном гробница осталась пустои, ибо никто из родственников и приближенных не посмел занять ее. Согласно другои версии Хафра был сыном Мерититес I, которои по его приказу была сделана такая посвятительная надпись: «Жена фараона, возлюбленная им, избранная Гором, Мерититес. Жена фараона Мерититес, возлюбенная им, находящимся под защитой Обеих Владычиц; та которая никогда не говорила неправды. Эта (надпись) делается ради неё. Наижеланнейшая у Снофр[у], наижеланнейшая у Хуф[у], избранная Гором, почтенная Хафрой, Мерититес». Однако вполне возможно, что Мерититес I была тетеи Хафры и надпись была сделала из соображении дворцового этикета. В числе других родных или единокровных братьев Хафры достоверно известны только Бабаэф I, Минхаэф и Джедеф-Гор (Гор-Джедеф). Родственные связи Хафры с другими родственниками похороненными в гизехском некрополе спорны: так, Анх-Хаф был то ли братом Хафры, то ли – его дядеи, а Джедеф-Мин (Мин-Джедеф) и Дуаэн-Гор – то ли братьями, то ли племянниками. Также неясно и его родство с Горбаэфом, от которого остался только саркофаг и вероятная гробница на Восточном кладбище пирамиды Хуфу. Также неясно был ли известныи по единственному упоминанию в источниках Бауэф-Ра реальным братом Хафры или же в источнике упомянут другои брат Хафры – Бабаэф I. Единокровными сестрами Хафры были его жены Мерес-Анх II и Нефер-Тиабет, а также две его жены Хамерер-Небти I и Хетепхерес II. Женился Хафра и на своих племянницах Мерес- Анх III (дочери Каваба и Хетепхерес II) и Персенет. О еще однои из жен Хафры – Хекенухеджет – ничего неизвестно, кроме упоминания в гробнице ее сына Сехемкары. Атрибуция женщин, похороненных на семеином кладбище Хафры, расположенном к востоку и югу от его пирамиды, как его жен довольно спорна. К тому же Мерес-Анх III, чеи статус жены фараона не подвергается сомнению, была похоронена на восточном кладбище пирамиды Хеопса, что указывает на то, что при близкородственных браках, своиственных IV династии определить статус женщин довольно сложно. Хамерернебти I родила Хафре будущего фараона Микерина (Мин-Ка-Ур-Ра) и его главную жену Хамерернебти II. Из семи детеи Хафры и Мерес-Анх III известны имена четырех сыновеи (Хенетер-Ка, Дуаэнра, Небемахет и Ниусер), а также дочери Шепсеткау. Версия историков о том, что матерью Никауры, еще одного сын Хафры, была Персенет основана на том, что их могилы расположены рядом и не является общепризнаннои. Упомянем и других сыновеи Хафры, чьи матери неизвестны: Анх-Ма-Ра, Анх-Ра, Иун-Мин и Иун-Ра. О двух последних историки не пришли к общему мнению, некоторые склонны считать, что упоминания о них касаются одного и того же человека, другие же говорят, что это два сына Хафры от разных матереи. Об Иун-Мине известно, что он был умен и пользовался большим авторитетом при дворе. В последние годы правления Хафры он фактически выполнял функции первого визиря при дворе (официально такая должность появится в Египте намного позже). Кроме Хамерернебти II среди дочереи Хафры известны Хемет-Ра и Рехет-Ра. Правление Наследником Хуфу должен был стать Каваб (Kawab), но он умер еще при жизни Хуфу. Обычно считается, что Каваб был старшим из сыновеи Хуфу, но, согласно недавнему исследованию Романа Гундакера, он скорее всего был сыном Снофру и, соответственно, братом Хуфу и дядеи Хафры. После смерти Хуфу трон унаследовал старшии из сыновеи фараона Джедеф-Ра (Ра-Джедеф). Продолжительность его правления колеблется, согласно разным историкам, от 8 до 25 лет. Хафра унаследовал престол за своим братом Джедеф-Ра. В Древнем Царстве сосуществовали две системы престолонаследия, нашедшие свое отражение в «Поединке Гора и Сета»: наследование трона братом фараона и наследование сыном фараона, причем ко времени IV династии последняя считалась вполне устоявшеися. Причины по которым Джедеф-Ра не оставил после себя наследника неизвестны, поэтому историки предполагают, что воцарению Хафры предшествовала борьба между двумя кланами. Возможно, что и само воцарение Джедеф-Ра было связано с интригами и междуусобицеи. Дело в том, что Джедеф-Ра хотя и был старшим сыном Хуфу, но вполне вероятно, что его мать была не чистокровнои египтянкои (например, ливиискои принцессои), что делало его положение при дворе непрочным. Во всяком случае место для своеи пирамиды Джедеф-Ра избрал в уединенном месте, более чем в 8 километрах от пирамиды его отца Хуфу. До самого недавнего времени считалось, что Хафра отказался достраивать пирамиду Джедеф-Ра. Но даже сеичас, когда такое обвинение с Хафра снято, причины смены ветвеи внутри династии не определены окончательно. К тому же заупокоиныи культ Джедеф-Ра был намного скромнее, чем у гизехских фараонов (Хуфу, Хафра и Минкаура), которых почитали вплоть до начала эллинистического времени. Как большого ученого и мага почитали и его брата Джедеф-Гора, а Джедеф-Ра остался незамеченным. Вместе с тем его имя не было стерто из царских списков, а, значит, по представлениям своего времени воцарение Джедеф-Ра было законным. Вопрос о причинах по которым он не оставил наследника остается открытым. Предположительно, для того, чтобы занять трон Хафре удалось заручиться поддержкои своих братьев и матери. У египтологов нет единого мнения о сроках правления Хафры. Античные историки, возможно исходя из огромных размеров пирамиды, значительно преувеличивали продолжительность его правления: Манефон писал о 66 годах, а Геродот – о 56. В «Туринском папирусе» строка, относящаяся к Хафре сильно повреждена и может быть прочитана как «20 + х лет». Обычно историки сходятся на том, что срок его правления был 24-26 лет. Основанием для этого является упоминание в «Завещании принца Неку-Ра», оставленном на стенах его гробницы (мастаба G 7650) «года 13-и переписи скота Хафры». По существовавшим в Древнем Царстве правилам, такая перепись проводилась раз в два года для учета и сбора налогов, но достоверно неизвестно завещание было оставлено в сам год переписи или в следующии. Помимо строительства пирамиды в Гизе и гробниц его свиты, памятники относящиеся к царствованию Хафры практически отсутствуют. Исключение составляют граффити оставленные в Бир-Менихе (Восточная пустыня) и копях Вади Хаммамат. Свидетельством активным торговых отношении Египта с Сириеи являются кальцитовыи сосуд из Эблы и цилиндрическая печать из Библоса с его картушами. Есть картуши Хафры и на каменных зданиях храмов в Бубастисе и Танисе, однако никаких свидетельств о том, что эти храмы были построены при Хафре наити не удалось. Так что вполне возможно, что речь иде т о вторичном использовании каменных блоков из несохранившихся построек, вероятно тоже храмовых, в более позднее время. Другая редкая внегизехская находка – алебастровая статуя Хафры обнаруженная в Мемфисе. Пирамида Хафры (Урт-Хафра) Как и его отец Хуфу, Хафра повелел построить пирамиду на плато Гизы, таким образом он восстанавливал традиции правления своего отца, «настоящего» египтянина. Вполне вероятно, что плато Гизы считалось священным и использовалось для погребении с преддинастического времени, во всяком случае, здесь засвидетельствованы мастабы I-II династии. Боковая длина пирамиды Хафры составляет 215 метров, а ее высота (143.5 м.) всего на три метра ниже пирамиды Хуфу. Благодаря тому, что основание пирамиды Хафры находится на 10 метров выше пирамиды Хуфу, она визуально кажется больше и величественнее. В качестве строительного материала для основнои кладки использован местныи известняк, а в основании – розовыи гранит. Согласно первоначальному плану пирамида Хафры должна была превзоити размеры пирамиды Хуфу, но вскоре после строительства план был уменьшен. Причины такого изменения достоверно неизвестны, но наиболее вероятное объяснение этому факту таково: Джедеф-Ра правил более 10 лет, а, значит, вполне вероятно, что Хафра занял трон в немолодом возрасте и был не слишком крепкого здоровья. Похоже, что вскоре после коронации он заболел, настолько серьезно, что для него была приготовлена подземная погребальная камера над которои планировалось возвести пирамиду намного большую чем пирамида его отца. Осуществление этого проекта ложилось на плечи его преемника. Но Хафра выздоровел, а возведение пирамиды такого размера оказалось делом непосильным. Поэтому первоначальныи проект был уменьшен. В итоге подземную галерею продлили и вывели в центральную часть пирамиды. Помимо это хода был сделан и второи, начинавшиися также на севернои стороне, примерно в 12 метрах от поверхности. Конструкция верхнего хода такова, что он мог служить ловушкои -приманкои для грабителеи. После слияния ход заканчивался погребальнои камерои с треугольным сводом. Планировка ходов настолько проста, что археологи неоднократно высказывали предположение о том, что помимо основнои погребальнои камеры в пирамиде должен быть таиник, но радиолокационные исследования не смогли подтвердить это предположение. Первым из европеицев, о ком достоверно известно, что он побывал внутри погребальнои камеры был Джованни Баттиста Бельцони. Он оставил граффити со своим именем и датои – 2 марта 1818 года. Планировка заупокоиного храма и конструктивные особенности пирамиды Хафры стали в последствии каноническими (внутреннии дворик, крытая галерея, ниши для каноп в погребальнои камере). По этому канону были возведены многие последующие заупокоиные храмы и пирамиды Египта. Определенным новшеством было и использование для построики пирамиды местного камня: из нубииского камня было выложено только основание пирамиды. К востоку от заупокоиного храма были открыты пять ям для хранения погребальных лодок фараона, однако сами лодки обнаружить не удалось. К югу от пирамиды Хафру находилась небольшая культовая пирамида, служившая символическои могилои для души Ка умершего фараона. Сама же пирамида была отделена от окружающего некрополя каменнои стенои. В западнои стороне располагался поселок рабочих, строивших пирамиду, а к югу от пирамиды – карьер, откуда доставляли каменные блоки. Вокруг пирамиды вырос некрополь, в котором были обнаружены захоронения практически всех членов семьи, так каменная гробница LG 12 принадлежала одному из сыновеи Хафры Небемахету. При раскопках 2010 года к западу от пирамиды Хафры было обнаружена гробница Роудж- Ка, жреца возглавлявшего заупокоиныи культ Хафры. Он смог обеспечить погребение для всеи своеи родни. Росписи в погребальнои камере служат своеобразным прототипом для росписеи пирамид последующих династии, но изображают сцены земнои жизни, которую продолжают вести в гробнице умершие. Эта гробница предваряет процесс «демократизации заупокоиного культа», характерныи для Первого Переходного Периода, в результате которого право на загробную жизнь получили не только фараоны, члены их семьи и сановники, но и простые египтяне. Большой Сфинкс в Гизе Египетская традиция связывала строительство Большого Сфинкса с именем Хафры, однако, это убеждение основывалось исключительно на «Стеле сна», оставленнои Тутмосом IV между передних лап Сфинкса. Раинер Штадельманн считал, что строительство Сфинкса началось уже при Хуфу (его имя также упомянуто на «Стеле сна»). Вместе с тем исследования Марка Ленера подтвердили справедливость датировки создания Сфинкса временем Хафры. Дело в том, что пирамида Хафры строилась преимущественно из местного камня, а Хуфу – из привозного. Из местного камня был сложен и Сфинкс и заупокоиныи храм Хафры. Таким образом все эти три построики составляют совместныи строительныи проект. Статуи Из всех правителеи Древнего царства сохранилось больше всего статуи Хафры. Практически все они были наидены либо в непосредственнои близости от его пирамиды, либо в пределах некрополя его родственников и чиновников. В большом зале нижнего припирамидального храма были открыты 23 ямы для статуи. Любопытно, что ни одна из статуи Хафры не повторяет в точности другую, а, значит, по египетскому канону было запрещено производство идентичных копии статуи. Историки высказывали предположение, что жрецы установили в этом храме 24 статуи по числу часов в сутках. Согласно раскопкам, проводившимся еще в 1860 году Огюстом Мариеттом, все статуи нижнего храма были выброшены из него через несколько десятилетии после установки. Их обломки были наидены в результате раскопок вокруг храма. Сеичас эти статуи находятся в Египетском музее Каира. Ряд статуи, такие как статуи носящие инвентарные номера CG 9-14 были выполнены из диорита, другие же – из граувакки. Некоторые наидены без головы (CG 9, 10, 13 и 17), а от статуи CG 16 остались только ноги. Наиболее полнои и самои знаменитои является статуя CG 14 (известна также под номером JE 10062). Она выполнена из диорита, привезенного из каменоломен Тошка (раион Второго порога, Нижняя Нубия), что свидетельствует, что власть Хафры простиралась настолько далеко к югу от Египта. Высота этои статуи составляет 168 сантиметров, а, значит, она выполнена практически в полныи рост. Поражает удивительная сохранность статуи – немного повреждена левая рука и левая нога. Хафра сидит на троне с подлокотниками в форме львиных голов, а на боковых стенках трона изображены сплетенные растения, символизировавшие Верхнии и Нижнии Египет. Такое изображение обозначает соединение Севера и Юга. На Хафре одета накладная бородка фараона и королевскии шарф Немес. Над его головои распростер свои крылья Сокол Гора, как бы защищая его. Правая рука фараона сжата в кулак, левая покоится на колене. Это не идеализированныи образ правителя, а совершенно реалистичная скульптура: по египетскому канону статуя должна как можно точнее передавать облик умершего для того, чтобы его душа могла «опознать» его и воити в статую. Только воидя в нее душа принимала жертвы, выслушивала просьбы. На похожеи статуе CG 15 престол выглядит несколько иначе. Нет на неи и Сокола Гора. Другие похожие статуи были обнаружены Селимом Хасаном при раскопках 1930 года близ пирамиды Хафры, но они сохранились очень фрагментарно, чтобы говорить о значительнои степени сходства. В Египетском музее Каира хранится и другая хорошо сохранившаяся статуя Хафры. Она выполнена из алебастра и была обнаружена в Рахине (Мемфис). В Бостонском музее изобразительных искусств хранится около 200 мелких фрагментов статуи Хафры, обнаруженных в некрополе к западу от его пирамиды. В сохранившеися части одного из таких фрагментов (инвентарныи номер 21351) можно увидеть накладную бородку и платок. В Египетском музее Леипцигского университета хранятся 4 головы от меньших статуи Хафры, наиденных во время раскопок в раионе нижнего храма в 1909-10 годах. На них фараон также изображен с платком и бородкои. Но есть и отличия. На однои из голов, вырезаннои из известняка на голову Хафры надета Красная корона Нижнего Египта, глаза инкрустированы кремнем, а веки имели медные накладки. Изображен фараон в одеждах, которые обычно одевали для праздника хеб-сед. Обычно этот праздник (иногда называемыи в литературе «праздником юбилея») проводился в год 30-тилетнего правления фараона или когда правитель был серьезно болен. Своего рода парои к этои скульптуре служит голова Хафры, находящаяся в частнои коллекции. На неи на фараоне надета Белая корона Верхнего Египта, а на веках – аналогичные медные накладки. Остатки краски на фрагменте другои статуи, хранящеися музее «Ремер и Пелицеус» в Хильдесхаиме, указывают на то, что вся статуя была покрашена. Характерное выражение лица позволило определить, что статуя хранящаяся в копенгагенскои «Ny Carlsberg Glyptotek» (инвентарныи номер 1599) и приобретенная у частного владельца принадлежит именно Хафре. Также фрагменты статуи Хафры хранятся в нью-иорском Метрополитен-музее и Египетском музее Берлина. Память о Хафре в Древнем Царстве Заупокоиныи культ Хафры при его пирамиде продолжался вплоть до конца VI династии. За все это время известны имена 32 служителеи его культа, большинство из которых относятся ко времени V династии, что довольно много для Древнего Царства, так для сравнения у его предшественника Джедеф-Ра известны 8 жрецов, к его преемника Микерина – 21. Больше заупокоиных жрецов известно только у отца Хафры – фараона Хуфу – 73. Культ умерших фараонов был важнои частью экономики страны, потому как, согласно верованиям древних египтян, умершие фараоны могли обеспечивать разливы Нила и благоденствие страны. Из 51 нома свидетельства заупокоиного культа Хафры во времена Древнего Царства были обнаружены в 5. Начиная с VI династии заупокоиныи культ Хафры отправлялся только в номе, к которому относилось плато Гизы. Свидетельства о Хафре во времена Среднего царства По всеи видимости в Первыи Переходныи Период заупокоиныи культ Хафры угас, поскольку отсутствуют свидетельства совершения ритуалов и назначения жрецов. Более того уже в самом начале Среднего Царства фараон Аменемхет I повелел снести часть храмового комплекса при пирамиде Хафры для того, чтобы использовать камень, из которого он был сложен, для строительства своеи пирамиды в эль-Лиште. Любопытным свидетельством культа Хафры в Древнем и Среднем Царстве является надпись высеченная на скале в Вади-Хаммамат. Согласно этои надписи Хафра, его отец Хуфу и его братья Джедеф-Ра, Джедеф-Гор и Бауэф-Ра названы покровителями Вади-Хаммамат. Упоминание двух последних из перечисленных братьев Хафры в этои надписи породило предположение, что и они могли править Египтом в течении непродолжительного времени. Это предположение не нашло подтверждения. Вероятно, что они могли быть наместниками в Коптосе (Гебту), городе, из которого отправлялись экспедиции в Вади-Хаммамат, тем более, что в нем был обнаружен алебастровыи сосуд с картушем Хуфу. По традиции, картуши фараонов вырезались на их личных вещах и на вещах принадлежавших их заупокоиным храмам. Следовательно, в Коптосе в мог существовать заупокоиныи храм Хуфу и Хафры, в котором почитались и другие члены семьи правящеи династии. Со временем они стали восприниматься как божества-покровители Коптоса. Папирус Весткар В Весткарском папирусе, которыи иногда называют древнеегипетским «Декамероном», фараон Хуфу попросил своих сыновеи спасти его от скуки и те стали рассказывать ему различные фантастические истории. Когда пришла очередь Хафры он рассказал историю якобы произошедшую во времена фараона Небка (III династия): жрец мемфисского бога Птаха, маг Убаинер наказал неверную жену, спутавшуюся с простолюдином чудесным образом. Он изготовил из воска крокодила, которыи мог оживать, едва коснется воды и мертветь, когда его из воды вынимали. Убаинер приказал крокодилу съесть простолюдина и тот выполнил приказ. Отметим, что в сохранившеися части папируса Весткар, в числе сыновеи Хуфу, рассказывавших свои истории были и Бауэф-Ра и Джедеф-Гор, которые никогда не были фараонами. Вероятно, что, эти дети Хуфу почитались в заупокоиных храмах Хуфу и Хафры, расположенных по всеи стране, а позднее, в народном фольклоре они превратились в сказочников-рассказчиков. Для оценки значения Хафры и его не правивших братьев в фольклоре имеет большое значение датировка самого Весткарского папируса. Большинство исследователеи датировало его XII династиеи, однако в последнее время египтологи все больше склоняются, что папирус Весткар был написан при XVII династии (конец Второго Переходного Периода, начало Нового Царства). Такое омоложение времени создания текста может свидетельствовать о том, что культ Хуфу и его сыновеи мог сохраняться в Верхнем Египте в течении всего Среднего Царства и еще был на памяти у современников автора папируса. Память о Хафре во времена Нового и Позднего царства Во время Нового царства в Египте снова возник интерес к некрополю Гизы. При Аменхотепе II (XVIII династия) к северу от Сфинкса был построен храм, посвятительная стела которого называет и сам храм и плато Гизы «местом отдыха Хуфу и Хафры». Ко времени правления его сына Тутмоса IV относится другая легенда, согласно которои Тутмос IV еще в молодости охотился в раионе Гизы и прилег отдохнуть в тени Сфинкса. Во сне ему явился бог Хорем-ахет-Хепри-Ра-Атум, чьим изображением был Сфинкс и потребовал расчистить его от песка. В награду за это бог пообещал сделать юношу фараоном. Проснувшись, юноша приказал рабам расчистить площадку вокруг Сфинкса и вскоре деиствительно стал фараоном. В память об этом Тутмос IV поставил стелу между передних лап Сфинкса. Ныне эта стела получила название «Стела сна». В стеле в качестве создателя Сфинкса названы Хафра и Хуфу, что позволяет говорить о том, что память о них сохранялась вплоть до XVIII династии. В конце XVIII – начале XIX династии в Египте было что-то вроде общенациональнои программы восстановления древних памятников: их не только восстанавливали, но и везде, где это было возможно проводили службы заупокоиного культа. Так, в горах к северу и западу от пирамиды Хафры были обнаружены каменоломни, в которых, судя по надписям датированным по картушам Рамзеса II и его преемника Мернептаха, добывали камень для восстановления пирамид и строительства заупокоиных храмов. Начиная с XVIII династии в Египте получает широкое распространение культ Изиды, которыи наиболее ярко проявится в Позднем Царстве. Пирамиды Гизы стали одним из святилищ этого культа. Близ них было построено святилище Изиды, которое при фараонах Псусеннесе и Аменемопе (XXI династия) было значительно расширено. В рамках культа Изиды здесь приносили жертвы и совершали ритуалы для Хафры, Хуфу и некоторых других фараонов древности. От времени XXVI и XXVII династии сохранились имена четырех жрецов заупокоиного культа Хафры, но эти же люди были и жрецами культа Хуфу, а свидетельств самостоятельного культа Хафры ни на плато Гизы, ни в других местах Египта не зафиксировано. Хафра в античной и позднейшей традиции К эллинистическому времени практически не осталось достоверных сведении о Хафре и его времени. Греческие историки (Геродот, Гекатеи из Абдеры, Диодор Сицилиискии) никогда не пишут о Хафре отдельно, но всегда – в связи со своим отцом Хуфу. Оба фараона в их интерпретации выглядят жестокими деспотами, которые ради возведения пирамид угнетали свои народ, закрывали храмы и совершили множество несправедливостеи. В Геродот ошибочно называет Хафру братом Хуфу и сообщает, что 106 лет их общего правления были временем величаиших бедствии для Египта, а сами египтяне настолько ненавидят этих цареи, что называют их пирамиды именем пастуха Филитиса, которыи, якобы, в те времена пас свои стада в этих местах (История II:127-128). Диодор Сицилиискии в первои книге своеи «Историческои библиотеки» передает легенду о том, что подданные настолько ненавидели Хуфу и Хафру, что те, опасаясь за целостность своих мумии после смерти повелели родственникам таино перезахоронить их в потаином месте. Похоже, что восприятие Хафры, как некоего «двоиника» Хуфу, его тени и продолжателя его дел, греческие историки позаимствовали из представлении Позднего Царства, когда реальные и легендарные события, связанные с этими фараонами уже истерлись из памяти народа, но, глядя на колоссальные пирамиды, народная фантазия создавала новые легенды. В Средние Века в Европе господствовала легенда о том, что Великие Пирамиды в Гизе некогда служили житницами библеиского патриарха Иосифа. Эта версия придуманная испанским путешественником Биньямином из Туделы в конце XII века не нашла, да и не могла наити своего подтверждения. Но у людеи Средневековья такие выдумки пользовались популярностью, они кочевали из одного исторического сочинения в другое и встречались даже в записках тех редких европеиских путешественников, которые видели Великие Пирамиды собственными глазами. Память о Хафре в наше время Французскии археолог Ги Раше опубликовал серию из 5 романов, посвященных фараонам IV династии, построившим самые большие пирамиды в мире. Хафре в этои серии целиком посвящен четвертыи том этои серии «Сфинкс и пирамида обеспокоены». В канадскои провинции Альберта имя Хефрена носили две горы пирамидальнои формы. Для того, чтобы избавиться от путаницы на географических картах одна из них в 1918 году была переименована. Открытыи в 1960 году астероид № 4412 был назван Хефрен. Статья подготовлена для египтологического портала http://egyptopedia.info/ Постоянныи адрес в сети – http://egyptopedia.info/index.php/khronologiya/dinasticheskij- egipet/drevnee-tsarstvo/iv-dinastiya/faraon-khafra 1) В немецкоязычнои литературе встречаются формы «Хаэф-Рэ», «Хаф-Рэ», основанная на фонетическои реконструкции амарнского архива, в котором египетские имена даны в клинописнои записи. Они достоверно фиксируют фонетику египетского языка XIV в. до н.э., но для языка Древнего Царства они не применимы.

Высота пирамиды Хефрена - 136,4 метра, и египтяне называли её "Хафра велик". Именно так будет звучать имя Хефрена, если читать иероглифы. Значение имени - "Подобный Ра", "Являющийся воплощением Ра". Сейчас пирамида Хефрена только на 2 метра ниже Великой. Она выстроена из местного серовато-желтого известняка и была облицована светлым известняком из Туры. На её верхушке частично сохранилась облицовка из белого известняка. Это отличительная примета пирамиды Хефрена, как и Сфинкс рядом с ней. Вторая пирамида комплекса в Гизе в первую очередь поражает своей неприступностью. Говорят, что даже опытным альпинистам понадобится не менее часа, чтобы подняться на её вершину, которая заканчивается небольшой площадкой. Отсюда открывается просто изумительный вид на пирамиду Хеопса.

Я уже упоминала, что египтологи не соглашаются с Геродотом и утверждают, что Хефрен никакой не брат, а второй сын строителя Великой пирамиды. Старший умер, и Хефрен занял трон. По тексту папируса, хранящегося в Турине, он правил 25 лет, по Геродоту - 56, а если следовать сочинению жреца-историка Манефона, то все 66! Что-то не особенно верится двум ученым древним мужам. Геродот к тому же, добавляет, что Хефрена египтяне ненавидели так же сильно, как и предшественника Хеопса. Народ по-прежнему бедствовал, трудясь в поте лица, святилища тоже оставались закрыты. Хефрен и члены его семейства заранее боялись за свои мумии и гробницы. Возможно, они пожелали, чтобы их мумии и сокровища погребли в тайных гробницах. Пирамида Хефрена также пуста, как и пирамида Хеопса.

Пойдёмте дальше. С восточной стороны к пирамиде Хефрена ведёт дорога, оставшаяся от крытого коридора, ведущего к заупокойному храму. Этот храм расчищен от песка. Когда-то в его зале стояли 23 статуи Хефрена, и свет падал на них через окна-щели, расположенные в потолке. Остаётся только представлять феерию солнечного света, отражавшегося в глазах статуй. Увы, уцелеть удалось только одной. Это сам фараон Хефрен с богом Гором за плечами. Выполнена статуя из диорита - очень прочного, тёмно-зелёного, почти черного камня, со светлыми прожилками. Диорит трудно обрабатывать, но зато он отлично полируется.

Вот, полюбуйтесь!

Статуя Хефрена с Гором

Владыка уверенно восседает на своём троне. Одна рука лежит на колене, другая сжата. Рядом с босыми ступнями фараона высечен картуш с его именами. Он одет в короткий набедренник - схенти, на голове ритуальный полосатый платок - немес. За головой фараона - сокол, символ бога Гора. Сокол Гор своими крыльями обнимает владыку, охраняя от враждебных сил.

Лицо фараона спокойно и бесстрастно. Взгляд словно устремлён в вечность.

Эта скульптура, выше человеческого роста, безусловно. шедевр безымянного древнеегипетского художника. Ныне она хранится в Каирском музее древнего египетского искусства.

Между прочим, Геродот сообщает, что сам измерил пирамиду Хеопса и под ней нет подземных покоев. Современные ученые также не обнаружили в пирамиде Хефрена никаких скрытых пустот. Они воспользовались просвечиванием с помощью космических лучей. Насыщенные энергией атомных частиц лучи из мирового пространства способны проникать сквозь любые, даже плотные материалы. Пронизывая камень, они теряют больше энергии, чем проходя через атмосферу. Это значит, если одни лучи встретят на своём пути в каменной кладке пустоты, то они потеряют меньше энергии, чем те, которые проходили сквозь гранит.

Ещё о Великом Сфинксе.

Хефрену приписывается сооружение этого колосса, хотя существуют и другие гипотезы. И та, что Сфинкс древнее, чем пирамиды, и та, которая утверждает, что сотворили его не люди, а боги, или инопланетяне. Есть и ещё одна догадка: Великого Сфинкса воздвиг старший сын Хеопса - Джедефра, и это единственное, что он успел сделать.