Макияж. Уход за волосами. Уход за кожей

Макияж. Уход за волосами. Уход за кожей

» » Выставка «Часовое искусство. Часы XVI — XVII веков в собрании Эрмитажа

Выставка «Часовое искусство. Часы XVI — XVII веков в собрании Эрмитажа

Посмотрело: 14

Большинство именитых брендов наручных часов в вопросах, связанных с габаритами, придерживаются правила золотой середины. Возьмем, к примеру, Rolex - в коллекциях, выпускаемых этой компанией-иконой часового искусства не получится найти по-настоящему большие часы. Очень плотное взаимодействие с рынком, раскрутка новых изделий и поддержание аудитории просто не оставляют времени на эксперименты, во всяком случае столь серьезные, как выпуск линейки часов с существенно увеличенными размерами. С другой стороны, если взглянуть в сторону других, хоть и менее популярных, однако не менее именитых марок, можно встретить настоящих гигантов, которые “вытянет” далеко не каждое запястье.

Интересен тот факт, что в РФ к увеличению диаметра часов относятся в основном положительно. Для российских…

Интерьерные часы.

Где применить

Интерьер - это наше окружение, каким он будет и каким будет наше психологическое состояние, связанное с ним - зависит от нашего воображения! Выбор настенных часов зависит от предназначения помещения, хотя интерьерные часы - это не только дополнение или акцент интерьера, но и необходимость, ведь в современном мире мы часто контролируем время, следим за ним. Часы для кухни вряд ли впишутся в детскую или спальню, поэтому стоит задуматься о качественном подборе часовых механизмов.

А какие они бывают, интерьерные часы? Настольные часы - которые мы можем поставить на этажерку, прикроватный стол или тумбу. Такие часы все реже встречаются, хотя они интересно смотрятся, особенно крупные или даже массивные. Второй вид интерьерных часов - напольные часы, в России мода на них пошла с семнадцатого века, когда они так полюбились самому Петру. Они так же, как и настольные, встречаются редко, но выглядят монументально, особенно неплохо смотрятся рядом с камином...

Часовое искусство

На 40-й ежегодной международной ювелирной выставке Baselworld 2012 были представлены уникальные коллекции часов и ювелирных украшений от ведущих в мире брендов. В новом выпуске журнала «Авиамост» Фади Бустани рассказывает о самых ярких и запоминающихся новинках салона, уделяя внимание их совершенным техническим достоинствам и характеристикам, а также особенностям уникального дизайна широкого разнообразия часов.

Легендарный швейцарский часовой бренд Omega уже в 25-й раз выступает официальным хронометристом олимпийских игр, которые состоятся в Лондоне в этом году. Одна из выдающихся часовых моделей Speedmaster получила высокую оценку среди участников соревнований по автоспорту и авторалли, благодаря высококачественному хронографу и стильному дизайну. Новые многофункциональные часовые модели Speedmaster Racing и дайверские часы Seamaster Planet Ocean 45.5 mm Ceragold Chronograph продолжают традиции великого бренда. По случаю 50-летия выхода популярной экранизации «Доктор Но» с Шоном Коннери в главной роли, компания Omega выпустила юбилейную часовую модель James Bond 007 50th Anniversary Collector’s Piece в двух версиях – диаметром 41 мм и 36.25 мм.

Часовая модель Zenith – Christophe Colombe – выпущена в честь легендарного путешественника Христофора Колумба и воплощает идею корабельных хронометров. Классический круглый корпус диаметром 45 мм выполнен из 18-каратного белого, желтого или розового золота. Циферблат серебряный с гильошированием, имеет симметричное построение. Настоящий фурор на выставке Baselworld 2012 произвела часовая новинка Zenith – пилотские часы Pilot Montre d’Aeronef Type 20. Диаметр титанового корпуса 57,5 мм. Черный циферблат оснащен арабскими цифрами, двумя большими и толстыми стрелками, маленькой секундной стрелкой в позиции 9 часов и окошком запаса хода с красным указателем у часовой метки 3. Логотип марки Zenith – под цифрой 12, над отметкой 6 – надпись Special.

На протяжении 128 лет развития итальянский бренд Bulgari воплощает высокое ювелирное искусство в мировой индустрии роскоши. Часовой механизм Papillon Voyageur изготовлен по принципу бабочки. В центре циферблата на 180-градусной дуге размещаются две вороненые стрелки – они крепятся на диске, совершающем полный оборот за 2 часа. Необычной формы корпус изготовлен из 18-каратного розового золота. Водонепроницаемость до 30 метров. Уникальная часовая новинка Bulgari Serpenti демонстрирует элегантность и роскошь. В дизайне стильно смотрятся розовое золото, бриллианты и сапфиры. Корпус часов выполнен в форме змеиной головы, браслет имеет три кольцевых оборота и выполнен из розового золота. Корпус украшен шестью бриллиантами, часовые маркеры также украшены бриллиантами.

Эксклюзивная часовая версия Blancpain воздает дань многовековой культуре Китая и оснащена традиционным китайским календарем. На циферблате часовая, минутная и календарная индикация по григорианскому календарю дополняется показаниями по китайскому календарю, с традиционной часовой индикацией, указанием дня, месяца и так называемого «промежуточного месяца», знаков Зодиака, пяти элементов и десяти небесных стволов. На циферблате также представлен индикатор фаз Луны, осуществляющий связь между лунными циклами и китайской разбивкой на месяцы. Часовые версии из платины выпущены в лимитированном количестве – всего 20 экземпляров. Также имеются часовые версии из розового золота.

За последние семь лет швейцарский часовой бренд Patek Philippe выпустил восемь хронографов. Новым часовым шедевром являются женские наручные часы Patek Philippe Ladies First Perpetual Calendar. Эти часы сочетают множество элементов и различных деталей. Корпус выполнен из розового золота 18 карат. Безель украшен 68 бриллиантами. На круглом белом опаловом циферблате размещаются золотые часовая и минутная стрелки, и арабские цифры. Минутные и часовые индексы выполнены в форме миниатюрных золотых жемчужин. На циферблате имеются три счетчика – по ним можно определить день недели, число, месяц, високосный год и фазу Луны. Хронограф может работать без подзавода до 48 часов. Диаметр часов 35,1 мм, водонепроницаемость до 30 метров. Ремешок из кожи аллигатора, застежка декорирована 27 бриллиантами.

Знаковой часовой моделью от швейцарского часового бренда Patek Philippe в этом году стал Perpetual Calendar Automatic Ref.5940. Корпус бочкообразной формы выполнен из 18-каратного желтого золота, водонепроницаемость до 30 метров, на отметке 6 часов традиционно инкрустирован бриллиант. Сапфировые стекла на передней стороне корпуса и на его задней крышке. Циферблат с золотыми арабскими цифрами и часовыми индексами, золотые стрелки. Мануфактурный швейцарский автоматический механизм Patek Philippe 240Q имеет вечный календарь, запас хода 48 часов, функции индикации часов, минут, дня недели и времени в 24-часовом формате, месяцев, високосного года и даты.

Представленный в 2011 году калибр UN-118 от Ulysse Nardin приводит в действие искусно созданный механизм хронометров Marine Chronometer Manufacture из коллекции 2012 года. Диаметр увеличенного корпуса из 18-каратного розового золота составляет 45 мм, заводная головка с каучуковой насечкой, циферблат покрыт эмалью тонкой ручной работы. На яркий белоснежный циферблат хронометров Marine Chronometer нанесены черные римские цифры, метки вишнево-красного цвета.

Новая модель El Toro Limited Edition от Ulysse Nardin имеет синий циферблат с арабскими цифрами, часовыми индексами, часовой и минутной стрелками, покрытыми люминесцентным составом. Модель оснащена автоматическим механизмом UN-32. на 34 камнях, запас хода 45 часов, синий каучуковый ремешок с титаново-керамической раскладной застежкой или кожаный ремешок с раскладной застежкой. Лимитированный выпуск – всего 99 экземпляров.

Новая коллекция часов Dior VIII от модного Дома Dior включает серию уникальных моделей Dior VIII Grand Bal Haute Couture, которые вызвали огромный интерес на выставке Baselworld 2012. Часы украшены драгоценными камнями, роторы Dior Inversе, приводят в действие механизмы, и доминируют в декоративном оформлении часов. Циферблат часовой модели Grand Bal Haute Couture Model N°1 украшен австралийским опалом, а безель – 60 гранатами багетной огранки. Перламутровый циферблат Dior VIII Grand Bal Haute Couture Model N°2 украшен 227 розовыми сапфирами, безель декорирован 60 аметистами багетной огранки, доставленных с Мадагаскара. Корпус часовой версии Dior VIII Grand Bal Haute Couture Model N°5 выполнен из белой керамики и белого золота, нефритовый циферблат инкрустирован бриллиантами и изумрудами. На безеле расположены 60 нигерийских сапфиров.

В выставке Baselworld компания TAG Heuer представила новую коллекцию часов для женщин Link Lady. Новым посланником бренда стала актриса Камерон Диас. Коллекция часов многогранна – от сдержанных часов в стальном корпусе до сияющей модификации Diamond Star. Корпус диаметром 29 мм и 34,5 мм выполнен из стали или розового золота. В коллекции также представлены биметаллические модели из нержавеющей стали и желтого золота. Циферблаты Link Lady разных оттенков выполнены из перламутра или имеют S-образное гильоше, сочетающееся с S-образной формой звеньев браслета. Часы Diamond Star заключены в корпус из розового золота 18 карат 5N и украшены 192 бриллиантами, ротор автоматического подзавода по размерам больше часового механизма, сложная конструкция сапфирового стекла удерживает механизм часов в центре корпуса.

Ювелирный Дом Chopard представил первые в мире часы с тройным сертификатом – L.U.C Triple Certification Tourbillon. Сертификат COSC (Contrоle Officiel Suisse des Chronomеtres) гарантирует качество механизма, Qualitе Fleurier – надежность, а Poinсon de Genеve отвечает за техническую оснащенность модели. Корпус диаметром 43 мм на 11,2 мм выполнен из 18-каратного розового золота. На посеребренном зернистом циферблате – логотип Poinсon de Genеve. Часовые индексы выполнены в форме римских цифр. Часовая и минутная стрелки родированные, черного цвета. Водонепроницаемость до 50 метров. Часы от Chopard имеют мануфактурный механизм с ручным заводом L.U.C 1.02 QF с функциями индикации часов, минут, секунд, запаса хода, а также с турбийоном. Коричневый ремешок из крокодиловой кожи и с застежкой-булавкой из розового золота. Лимитированная серия – всего 100 экземпляров. Женская часовая модель Imperiale Tourbillon Full Set от Chopard украшена бриллиантами и аметистами разных размеров и огранок. Корпус диаметром 42 мм. Сапфировое стекло с антибликовым покрытием защищает циферблат.

Часы Premiеre Tourbillon Volant от французского ювелирного Дома Chanel являются уникальным турбийоном – они выполнены в виде камелии. Турбийон совершает оборот за одну минуту, и лепестки камелии отсчитывают секунды. Запас хода 40 часов. Корпус, безель и заводная коронка украшены бриллиантами и другими драгоценными камнями багетной или классической огранки. Лимитированная серия - всего 20 экземпляров. Часы выполнены из белого 18-каратного золота и украшены 101 бриллиантом багетной огранки. По случаю празднования 10-й годовщины выпуска линейки J12, компания Chanel выпустила уникальную часовую модель – Chanel J12 Retrograde Mysterieuse, с неповторимым дизайном. Заводная головка часов расположена прямо на циферблате – на отметке 3-х часов, она может выдвигаться или убираться.

Знаменитый люксовый бренд Versace выпустил новую часовую коллекцию DV One Cruise в шести различных версиях, с яркой расцветкой. Корпус выполнен из высокотехнологичной керамики XL, кварцевый механизм. Эмалированный циферблат и кожаный ремешок. В трех видах часах безель украшен красочными камнями, и в трех спортивных версиях – безель имеет тахиметрическую шкалу. Новая часовая линия Versace Mystique включает шесть различных моделей, а также эксклюзивную часовую версию с безелем, украшенным 56 бриллиантами. Диаметр корпуса 38 мм, на циферблате изображены цветки гибискуса.

Инновационная часовая модель Transocean Chronograph Unitime от швейцарского часового бренда Breitling привлекла всеобщий интерес участников выставки Baselworld 2012. Новинка является универсальным хронографом с двойным диском, который демонстрирует время во всех часовых поясах. Результатом сотрудничества Breitling с автомобильным концерном Bentley стало появление на свет новой часовой модели Breitling for Bentley Supersports Chronograph, с несколькими сериями наручных часов. Диаметр корпуса из нержавеющей стали 49 мм. Хронограф имеет автоматический механизм Breitling 26B, сертифицированный COSC – официальным швейцарским институтом тестирования.

Успешно представленные на выставке Baselworld 2012 часы Longines Saint-Imier Chronograph являются классическим хронографом, в корпусе сочетаются розовое золото и нержавеющая сталь. Диаметр корпуса 39 мм. Водонепроницаемость до 30 метров. Сапфировое стекло с антибликовым покрытием. Запас хода до 54 часов. Внутренние мелкие циферблаты имеют различные возможности индикаторов. Стальной браслет с золотыми вставками. Название новой часовой коллекции Saint-Imier символизирует место зарождения бренда Longines – город Сент-Имьер в Швейцарии.

Часовая новинка Jaquet Droz Eclipse Onyx демонстрирует яркие контрасты материалов и оттенков. Циферблат часов покрыт черным ониксом, на циферблате привлекает к себе внимание функция индикации лунных фаз. На циферблате восемь накладок, покрытых родием, в виде звезд и одна родиевая накладка в виде луны, окруженной звездами. В зависимости от лунной фазы улыбающееся «лицо» луны перекрывается круглой тенью, изготовленной из черного оникса.

В честь текущего года Дракона по восточному календарю компания Jaquet Droz выпустила новую лимитированную модель Petite Heure Minute Relief Dragon.

Диаметр круглого корпуса из 18-каратного красного золота – 41 мм, водонепроницаемость до 30 метров. Циферблат черный, перламутровый, структурированный, с накладным изображением дракона, выполненного из вручную гравированного 22-каратного желтого золота с патиной, а также с круглым рубином, инкрустированным между 5 и 6 часами. На 12 часах эксцентрично расположен малый циферблат с золотой окантовкой и с золотыми стрелками. Лимитированный выпуск 88 экземпляров.

Главный элемент новой часовой коллекции Perrelet Turbine от Perrelet – двойной ротор. Работу часам обеспечивает автоматический двойной механизм Perrelet C-181. Ротор занимает полностью часовой диск и размещается под циферблатом черного цвета с выделенными светящимися цифрами. Ремешок армирован на стыках с креплениями корпуса. Три версии Perrelet Turbine XL: сталь с DLC-покрытием, титан и сталь с DLC-покрытием и сталь и розовое золото. Лимитированная серия – всего 77 экземпляров.

Коллекция женских часов Premier Feathers Luxury («Роскошь Перьев») от легендарного американского ювелирного Дома Harry Winston выполнена с высоким художественным мастерством. Четыре различных циферблата изготовлены в форме перьев серебряного фазана, алмазного фазана, павлина и кавказского фазана. В роскошных часах используется трехмерная технология для асимметричной установки камней с огранкой «груша» и «маркиз». Корпус выполнен из 18-каратного белого или розового золота, механизм кварцевый. Корпус изящно украшен бриллиантами. Атласный ремешок с застежкой из 18-каратного белого или розового золота.

Часовые новинки от Rolex впечатляют технологическим совершенством и ювелирным искусством. Модель часов Oyster Perpetual Sky-Dweller имеет корпус из 18-каратного желтого золота, с диаметром 42 мм. Рифленый безель вращается в двух направлениях, водонепроницаемость до 100 метров. Автоматический механизм, указание времени в двух часовых поясах. Автоматический калибр 9001. Другая инновационная модель – Oyster Perpetual Datejust – белые бриллианты украшают циферблат, безель декорирован 180 бриллиантами. Часовая модель оснащена калибром 3136, с автоматическим подзаводом. Механический калибр полностью разработан и изготовлен Rolex.

Всемирно известная часовая компания Tudor на выставке Baselworld 2012 представила новые дайверские часы Black Bay (Ref. 79220R) из коллекции 2010 года Heritage. Круглый корпус диаметром 41 мм выполнен из нержавеющей стали и оснащен однонаправленным вращающимся безелем бордового цвета с матовой обработкой. На черном циферблате новинки расположены крупные часовые метки и три стрелки, покрытые люминесцентным веществом. Водонепроницаемость – 200 метров. Часы имеют автоматический механизм с 38-часовым запасом хода, функциями часов, минут, секунд. Другая уникальная часовая модель, представленная на выставке в Базеле – Tudor Pelagos, c водонепроницаемостью, до 500 метров. Автоматический механический механизм с запасом хода 38 часов.

Корпус модели диаметром 42 мм выполнен из титана и нержавеющей стали. Браслет модели выполнен из титана и оснащён складывающейся застёжкой и системой расширения.

Эксклюзивной новинкой на выставке в Базеле стала часовая модель стоимостью 5 миллионов долларов от Hublot. На изготовление часов потребовалось 14 месяцев, часы украшены 1300 бриллиантами. Диаметр корпуса из 18К белого золота – 44 мм. Циферблат выполнен из 18К белого золота и палладия. Механизм с автоподзаводом, запасом хода 42 часа, частотой колебаний балансового колеса в 28 800 пк/час. Механизм состоит из 63 компонентов, включая 25 камней, его диаметр 25,6мм, а толщина 3,6мм.

Один из люксовых немецких часовых производителей Glashutte Original с центром в Гласхютте (Саксония) известен в мире своими уникальными механическими часовыми новинками. На выставке в Базеле были представлены лимитированная серия Grande Cosmopolite Tourbillon и женская часовая модель Lady Serenade, оснащенная калибром 39-22. Различные версии часов Lady Serenade выполнены из нержавеющей стали и розового золота.

Легендарный французский ювелирный Дом Boucheron выпустил неповторимой красоты часовую модель Cypris Tourbillon, созданную в образе лебедя. Браслет часов выполнен в форме лебединых перьев. В материале часов использовано белое золото, бриллианты, голубые и пурпурные сапфиры, оникс и коралл. Часы из коллекции Ajouree в дизайне украшены изображением хамелеона, лягушки и роскошными цветами.

В этом году швейцарский бренд de Grisogono выпустил свыше 400 различных новинок. Новейшей часовой разработкой компании De Grisogono являются женские часы Tondo Tourbillon Gioiello. Эти часы произвели настоящий фурор на выставке в Базеле в этом году. Механический механизм оснащён турбийоном, расположенным на позиции «8» часов. Часовая новинка выполнена в лучших традициях современных высоких технологий. В основе модели - калибр Tourbillon DG 31-88 с ручным заводом. Запас хода – 72 часа. Не менее эффектными являются часы Tondo by Night, с искрящимся корпусом в дневное и вечернее время, благодаря фотолюминесцентному материалу.

Женские часы Reine de Naples от Breguet отмечают свой двухсотлетний юбилей. Эти часы предназначались для королевы Неаполя Каролины Мюрат. Новые часовые модели Breguet Reine de Naples демонстрировались на выставке в Базеле. В числе новинок – часовая модель Tradition 7047 Tourbillon Fusee, которая имеет турбийон, фузею, цепную передачу и кремниевую балансовую пружину. Круглый корпус выполнен из 18-каратного золота. Минутный турбийон расположен на 13 часах. Функции: аналоговая индикация часов и минут. Темно-коричневый ремешок из кожи аллигатора с застежкой из 18-каратного розового золота.

Эстетичный дизайн имеет новая часовая модель P’6510 Black Chronograph от Porsche Design. Корпус новых часов из нержавеющей стали с защитным черным покрытием PVD. Белые часовая и минутная стрелки покрыты люминесцентным материалом. Водонепроницаемость до 100 метров. Часы оснащены швейцарским механизмом ETA Valjoux 7750 с колонным колесом. Ограниченный выпуск – всего 911 экземпляров.

На выставке в Базеле были представлены две уникальные обновленные версии часовой модели MasterGraff Minute Repeater от Graff, которая имела огромный успех на выставке в Базеле еше в прошлом году. Диаметр граненого корпуса 48 мм, из белого или розового золота, украшен бриллиантами огранки pave, механизм с ручным заводом, запас хода 80 часов, парящий турбийон размещен на отметке «6 часов». Ограниченный выпуск – всего 10 шт.

Произведение искусства воплощает новая часовая модель Crazy Carats Pave от Fendi. Циферблат часов полностью украшен бриллиантами, вращающийся механизм магически меняет драгоценные камни – белые или черные бриллианты, розовые и голубые сапфиры, красные рубины. Спортивная модель часов Selleria Chronograph имеет различного цвета ремешки, различный выбор циферблатов и материалов корпуса в зависимости от модели.

Огромным успехом на выставке в Базеле пользовались новинки от Carl F.Bucherer – Patravi DayDate с указателем текущего дня недели и большим окном даты. Также больший интерес вызвали многофукциональные часы Manero ChronoPerpetual с вечным календарем и элегантная женская модель Alacria TwoTone в корпусе из стали, розового золота и украшенные бриллиантами.

Новая модель Verdict 45mm Tourbillon от швейцарской часовой компании HYSEK имеет корпус диаметром 44,5 мм, изготовленный из титана или из 18-каратного розового золота и титана, водонепроницаемость до 30 метров. Циферблат темно-серого цвета, с серебристой центральной частью, и с накладными арабскими цифрами, автоматический механизм, запасом хода 62 часа, парящий турбийон в апертуре на 10 часах.

Отличный выбор для бизнесменов, спортсменов и путешественников представляет часовая новинка Voyageur от Korloff. Круглый корпус из нержавеющей стали имеет циферблаты на его обеих сторонах. Часы способны указывать время в пяти различных часовых поясах, таким образом, модель оснащена пятью кварцевыми механизмами. Двусторонний ремешок очень удобен в использовании.

Искусство гильоше ярко проявляется в часовых моделях от молодой компании De Witt, история развития которой насчитывает всего 15 лет. На выставке в Базеле были успешно представлены часовая модель N3, и обновленные версии часовых линий Twenty-8-Eight и Academia, отражающие высокий стиль и совершенство.

Один из широко известных в мире брендов Philip Stein выпустил эксклюзивную коллекцию часов Philip Stein Round Prestige Limited Edition Kudoke. Скелетонизированные часы из этой коллекции оборудованы технологией собственных частот Natural Frequency Technology (NFT) – эта технология воздействует на индивидуальный биоритм и энергетическое поле владельца часов.

На выставке в Базеле в этом году были представлены первые часы Дома Hermes, оснащенные автоматическим калибром H1837 собственного производства. Цифры в названии символизируют год основания бренда. Корпус часов выполнен из 18-каратного розового золота или нержавеющей стали. Циферблат графитового или серебристого цвета, запас хода до 50 часов.

Инновационные модели C2 Chronograph Black and White часовой компании Concord вызвали повышенный интерес среди участников выставки в Базеле. Часы Black Forest украшены черными бриллиантами, другая версия часов – с белыми бриллиантами. Линия Black and White олицетворяет Инь и Янь жизни. Великолепный дизайн и совершенство воплощает часовая линия Saratoga от Concord.

Самые тонкие часы с высокотехнологичной керамикой включает новая коллекция True Thinline от компании Rado. Толщина часового механизма всего 1 мм. В этом году выпущено более чем 20 моделей часов различных размеров, цвета и отделки, с неповsторимым дизайном. Браслет выполнен из высокотехнологичной керамики или гипоаллергенной резины.

Часовая модель Arnold & Son TB88 True Beat оснащена декорированным, собранным и отрегулированным вручную калибром A&S5003. Число «88» в названии новой модели символизирует знаменитые карманные часы Джона Арнольда, с таким же номером на корпусе часов. Дизайн механизма с открытым циферблатом выполнен в современном стиле хай-тек. Механизм с ручным заводом, корпус выполнен из 18-каратного розового золота.

Швейцарская часовая компания Oris выпустила дайверскую часовую новинку Oris Tubbataha Limited Edition с целью поддержки национального морского парка «Рифы Туббатаха» на Филиппинах. Модель оснащена автоматическим гелиевым клапаном, водонепроницаемость до 500 метров. Из новинок Oris также представлена часовая серия Atelier, Aquis Divers и Artix GT.

Ювелирные творения

Испанский ювелирный бренд Carrera y Carrera презентовал на выставке в Базеле неповторимой красоты коллекцию ювелирных украшений Circulos de Fuego, в которой испанский темперамент переплетается с восточным мистицизмом. На каждом изделии коллекции присутствует изображение дракона. Коллекция Musica навеяна культурой Испании.

Красочная ювелирная коллекция украшений от Marco Bicego включает колье Africa, сережки и кольца Jaipur и красочные висячие серьги Siviglia Sapphire. Также всеобщее внимание участников выставки привлекли изделия из ювелирной коллекции Marrakech.

Цветочную тематику и необычную символику демонстрируют украшения от ювелирного бренда Masriera. Женственно и эффектно смотрится колье Spring Dance, выполненное из 18-каратного золота и украшенное четырьмя гранатами, 470 бриллиантами и с использованием эмали.

Один из всемирно известных ювелирных брендов Mikimoto выпустил уникальные коллекции с жемчугом Акоя и драгоценными камнями. На протяжении 120 летней истории развития культивированный жемчуг от Mikimoto пользуется огромным успехом в мире. Колье Phoenix от Mikimoto и другие украшения являлись предметом всеобщего восхищения на выставке в Базеле.

Легендарный ювелирный бренд Pasquale Bruni, украшения которого производятся в итальянском городе Валенца, имеет свыше 300 торговых точек по всему миру. В Москве ювелирный бутик Pasquale Bruni открылся в торговом центре ЦУМ. Из украшений на выставке были представлены коллекции Mandala Maha с разноцветными камнями и Bon Ton c кольцами и серьгами из розового золота с бриллиантами, розовым кварцем, аметистами и перидотами.

Эргономичный дизайн и художественное ювелирное мастерство олицетворяет коллекция Flex it Vendome, включающая украшения из золота с бриллиантами. Ювелирная коллекция Twin состоит из украшений с жадеитом, халцедоном и сердоликом. Эти ювелирные новинки были успешно представлены в этом году на выставке в Базеле.

Украшения Annamaria Cammilli хорошо известны во всем мире, с обширной сетью ювелирных бутиков в России, Восточной Европе, на Ближнем и Дальнем Востоке. Многообразные коллекции Annamaria Cammilli черпают вдохновение из природных мотивов, имеют цветочную тематику, c драгоценными и полудрагоценными камнями, а также жемчугом.

Ювелирная поэтическая симфония из розового, пурпурного и лилового цветов – так можно охарактеризовать одну из ярких коллекций украшений от de Grisogono. Сережки из белого золота украшены бриллиантами, розовыми сапфирами и аметистами. Природными мотивами проникнута коллекция украшений Galuchat.

Грациозные мотивы бабочек в новой коллекции украшений Butterfly от итальянского ювелирного Дома Damiani сочетаются с красотой разноцветных сапфиров и бриллиантов. Концепция расширения знаменитого итальянского бренда включает открытие свыше 100 бутиков по всему миру, включая фирменный магазин в Москве.

Удивительной красоты украшения американского бренда Aaron Basha можно приобрести в фирменном бутике Levant. В новых коллекциях впервые используются разноцветные кожаные браслеты. Ювелирная коллекция Evil Eye в этом году пополнилась новыми изделиями – все предметы из этой коллекции олицетворяют совершенство и высокий стиль.

Обитатели водной стихии являются образами несравненной красоты коллекции Best Friends от немецкого ювелирного бренда Schoeffel – очень эффектно смотрятся изделия с образами осьминогов, лягушек, рыб и крабов. В материале используются белое и розовое золото, горный хрусталь и перламутр различных оттенков - апельсинового, бирюзового, зеленого и серебристого.

Мифология и культура древней цивилизации Испании c элементами водной и воздушной стихии искусно воссозданы в украшениях из коллекции Atlantis от Magerit Joyas, включающей сережки, колье и кольца.

В честь года дракона по китайскому календарю итальянский ювелирный бренд Roberto Coin выпустил лимитированную коллекцию украшений Dragon. Из новых коллекций также выделяются Bull с изделиями из розового и белого золота, бесцветными и черными бриллиантами, и коллекция Eagle c изделиями из желтого и белого золота с черными и коричневыми бриллиантами и желтыми сапфирами.

Уникальное ювелирное мастерство и романтизм отражает новая коллекция ювелирных украшений Serenade от Victor Mayer, история развития которого берет начало с 1890 г. В кольце Soiree цветная эмаль гармонирует с бриллиантами и турмалинами.

Ведущий швейцарский производитель часов Tag Heuer выпустил смартфон Racer, объединивший технологии автоспорта и совершенные авиационные материалы. Лёгкие детали, ударопрочная конструкция, композитные материалы: титан, невесомый и прочный карбон, чёрное PVD-покрытие, нержавеющая сталь 316L, каучук – всё это прошло обкатку именно в гонках серий GT и Formula 1, а также в авиации. Tag Heuer Racer работает под управлением системы Android с персонализированным 3D-интерфейсом.

На протяжении более ста лет развития ювелирный бренд Bogh-Art создает уникальные коллекции украшений с драгоценными камнями, включая цветные бриллианты, изумруды, рубины, сапфиры, а также жемчуг.

На Baselworld 2012, помимо часов и ювелирных изделий, были также представлены и другие технологические новинки.

Новый элитарный смартфон Vertu Constellation Quest Ferrari создан в честь итальянского суперкара 458 Italia. Это совместный проект Vertu с Ferrari. Титановый корпус. Нескользящее покрытие, аналогичное с двигателем Ferrari обеспечивает удобство пользования гаджетом и повышает степень защиты. Сапфировая клавиатура с подсветкой. Три различные модификации смартфона.

Итальянскя компания Montegrappa совместно с автором популярного романа Пауло Коэльо выпустила лимитированную серию пишущих инструментов The Alchemist (“Алхимик»). Мастера Montegrappa в дизайне ручек используют бесчисленные символы, которые упоминаются в рассказе, с использованием восковой техники. Колпачок ручки украшают Солнце и Луна. На кольце колпачка – вращающийся механизм, осязательно напоминающий регулирование времени механических часов. На корпусе ручки отображены физические элементы семи металлов алхимии.

В Синей спальне Зимнего дворца открыта выставка «Часовое искусство. Часы XVI – XVII веков в собрании Эрмитажа», где представлены уникальные первые памятники часового искусства, созданные европейскими мастерами.
В составе экспозиции около ста предметов? настольные, настенные, карманные механические часы, а также их предшественники – солнечные, лунные и звездные приборы для измерения времени.
Создание часов – область прикладного искусства, которая соединила в себе несколько видов деятельности: изготовление механизма – «сердца» часов и соответствующего футляра-корпуса. В ранний период часы особенно высоко ценились, они выполнялись из редких, дорогих материалов и предназначались, прежде всего, для первых лиц государства, влиятельных персон и знати. В России часы начали использовать с XVI столетия, позднее вышедшие из употребления экземпляры стали объектом коллекционирования. На выставке можно увидеть разнообразные по форме, техническим и художественным решениям изделия, приобретенные Петром I, Елизаветой Петровной, Екатериной II, а также представителями петербургского дворянства.
Появлению первых механических часов предшествовали иные приборы измерения времени: водяные, песочные, солнечные, звездные часы. В составе экспозиции: старейшие в России солнечные часы работы аугсбургского мастера Клибера (1556); сложнейший астрономический прибор, созданный в 1584 году другими аугсбургскими мастерами Георгом Роллем и Иоганном Рейнгольдом, ? астрономические часы, со звездным и земным глобусами – своеобразная система мира в представлении своей эпохи. Особое место занимают универсальные экваториальные солнечные часы, выполненные мастерами «Токарни» Петра I.
Первые механические портативные часы были настольными, в Эрмитаже они представлены, в основном, работами мастеров Германии середины и второй половины XVI века. Самые ранние экземпляры датируются первой третью XVI столетия. До нашего времени дошло всего несколько имен первых мастеров часового искусства. Их редкие произведения показаны на выставке? часы немецких часовщиков Ганса Грюбера с аллегорическими гравированными сценами и часы со сценой распятия Ганса Лукаса Торна. Французская школа представлена уникальным образцом эпохи Возрождения – цилиндрическими часами, выполненными Матье Башеле.
Архитектурные формы корпусов ранних часов соответствовали господствующему художественному стилю, а элементы декора изменялись и варьировались. Для усиления декоративного эффекта корпус украшался колонками по углам и базой в основании. В верхней части часов располагался колокол боя, увенчанный чеканными фигурами, вазонами, балясинами. В центре, обычно, был циферблат, иногда два или три. Основную поверхность изделий этого времени покрывали разнообразные гравированные и чеканные композиции, восходящие к гравюрам того периода. Мастера повторяли сюжетную композицию почти полностью, иногда использовали отдельные фигуры или фрагменты орнаментов. Наиболее распространенными были изображения аллегорических фигур Астрологии, Времени, Истины, Милосердия. В декор часов включались гравированные надписи, например, такие как: Fugitirreharabiletempus («Бежит невозвратное время»), Tempusfugit («Время бежит»), Fugitaetasutumbra («Жизнь пробегает как тень») и другие. Размышления о не зависящих от человека изменениях природы, о постоянном движении солнца и планет, прогресс науки в изучении окружающего мира нашли отражение в форме часов, выполненных в виде глобуса со знаками зодиакальных созвездий или шара с циферблатом по линии экватора.
Широкое распространение имели настольные многоугольные часы, в боковые стенки которых монтировались пластины из прозрачного горного хрусталя или стекла, позволяющие наблюдать движение колес, пружин, шестеренок и иных деталей механизма.
Исследователи полагают, что скругление углов настольных часов, стало основой первых миниатюрных часов, выполненных в виде тамбуринов. К 1570 – 1580 годам они получили характерный вид: механизм помещался в корпус из двух прорезных створок с чеканными композициями в центре. Как и большинство «тамбуринов», сохранившихся в музейных коллекциях, эрмитажные вещи выполнены немецкими мастерами.
Первые карманные часы представлены на выставке во всем многообразии их форм: в виде книги, образка, цветочного бутона, черепа, креста. Работы Б. Маньена, Исидора Шампиона, Жака Сермана, выполненные в форме креста, могли принадлежать священнослужителям. Чаще миниатюрные часы исполнялись в форме круга, овала, восьмиугольника, квадрата. Особое распространение в XVII веке имели квадратные часы, примером которых являются работы мастеров Луи Баронно, Иоганна Зигмунда Шлёера.
После того, как в 1657 году Христиан Гюйгенс ввел в механизм маятник, а в 1674 году по его проекту были сделаны часы, в которых роль маятника выполнял баланс, мастера добились высокой, почти современной точности хода часов. С тех пор формы механизмов и корпусов портативных часов могли варьироваться более свободно, геометрические соседствовали с фигурными. Получили распространение часы, механизмы которых вставлялись в фигурку птицы, как в изделиях Каспара Камеля (Камила) из Страсбурга и Абеля Сенебье из Женевы.
Самой популярной формой карманных часов был круг, со второй половины XVII века он стал господствующим. Разнообразны материалы круглых корпусов: золотые, серебряные, выточенные из камня, с крышками из горного хрусталя, украшенные драгоценными камнями и эмалевыми росписями. Искусство декора ярко представлено в часах немецкого мастера Иоганна Ольденбурга, выдающегося французского часовщика Никола Лемендра и целой плеяды мастеров из европейских центров часового дела. На протяжении XVII века характерные особенности стиля барокко проявили себя в использовании пышных цветочных орнаментов, ярких колористических акцентов. Широкое распространение в последней четверти XVII столетия во Франции и Швейцарии получает новый тип эмалевого декора: внутренние, наружные, боковые поверхности корпусов и даже циферблат украшаются композициями расписной эмали. Среди них великолепные часовые корпуса с росписями, выполненными братьями Жаном-Пьером и Ами Хюо и последователями по живописным оригиналам их современников.
Куратор, автор концепции выставки? Ольга Григорьевна Костюк, заместитель заведующей Отделом западноевропейского прикладного искусства, кандидат искусствоведения.

Ещё в ранние времена, изобретя простейший часовой механизм, люди стали предавать ему огромное значение. Кто знает почему? Возможно это стремление понять необъяснимое или же человеческая жажда контролировать независящие от него силы. Так или иначе, часы из предмета необходимости давно стали показателем вкуса и социального статуса. Говоря о странах-создателях часовых брендов, первое, что приходит в голову обывателю — Швейцария. Эта страна давно стала синонимом «качества», «надёжности», «точности» в часовой индустрии. Говоря же о России, большинство скажет, что в России этот кластер отсутствует напрочь. Но так ли это?

Константин Чайкин, часовой мастер и пытливый изобретатель, фактически, в единственном лице представляющий современную российскую часовую школу на международной арене Высокой хронометрии. Работы его мануфактуры самобытны и по конструкции калибров.

Недавней премьерой стали часы «Время России. Крузенштерн». Как правило, творящий создаёт что-либо, вдохновляясь событием, предметом. В лице этого изобретения Константин Чайкин воздал должное истории отечественного военно-морского флота, в развитии которого, как и в нескольких областях наук, российский мореплаватель Иван Фёдорович Крузенштерн сыграл значительнейшую роль. Именно он совершил первое русское кругосветное путешествие на двух небольших трёхмачтовых шлюпах. Изображения легендарных судов вручную выгравированы с одной из сторон 44-мм корпуса, выполненного из 18-каратного розового золота: «Надежде» отведено место справа от заводной головки, «Неве» — слева. От заднего борта каждого из шлюпов до конца сужающихся к креплению ремешка боковин проушин выведен резной узор из переплетенных линий.

Жители 21 века, беспечно отплывающие в круизы на многотонных, оснащенных бесчисленным числом электронных приборов океанских лайнерах, едва ли отдают себе отчет в том, какая по тем временам это была авантюра. Команда Крузенштерна, отправившись в полную непредсказуемых опасностей трехлетнюю экспедицию (1803-1806 гг.), оперировала лишь ограниченным числом измерительных навигационных инструментов. О том, насколько обширна территория нашей страны, разделенная сразу на 11 временных зон, призвана напоминать лицевая сторона часов. Запатентованное годом ранее усложнение, одновременно ведущее отсчет во всех часовых поясах Российской Федерации, оформлено в виде двух апертур, расположенных сверху и снизу. Обе они разбиты на «день» — светлая половина дугообразной шкалы, и «ночь» — темная. Центральные скелетонированные стрелки, указывающие на римские цифры и минутную шкалу по всему периметру периферийного фланца, выставляются на «домашнее» время, что автоматически синхронизирует остальные десять зон (11-я местному времени) в 24-часовом формате. Сверху для этого перечислены наименования знаковых городов, с рисками, «прочерченными» от них к нужной цифре. Снизу аналогичные данные изображены в виде разноцветной схематичной карты России, нанесенной на циферблат в технике горячей эмали и разделенной от пояса к поясу перегородками из золота. Область под стрелками — отведена ажурной ручной гравировке. Чествовать успех первой российской кругосветной кампании, на средней скорости всего в 9 узлов — около 16 км в час - пересекшей водное пространство от Кронштадта до Японии (шесть морей и три океана), выпало модулю мирового времени. Он установлен на отделанный «женевскими волнами» Калибр K01-7 с ручным подзаводом с оборотной стороны модели. Функция представлена в виде 24-часового вращающегося диска и двойного ряда названий наиболее известных городов, выгравированных по кругу на металлической части задней крышки с инсталированным в неё сапфировым стеклом. Время указывается одновременно для каждого из мировых часовых поясов с учётом текущего времени суток.

С удивлением обнаружила, что каждое творение мастера кардинально отличается от предыдущего. По словам самого изобретателя, это не выверенное решение, а следование тому, что вдохновляет его в этот период времени. «Время» — слово, имеющее особое значение для этого человека, творящего и делящегося этим с миром потому что не может иначе.

15/09/2007

Что такое часовое искусство? Для большинства его синонимом является сам часовой механизм, его сложность и красота гравировки

Что такое часовое искусство? Для большинства его синонимом является сам часовой механизм, его сложность и красота гравировки. А все остальное: корпус, циферблат, инкрустация — воспринимаются скорее как достойное оформление. Между тем не стоит забывать, что часовое искусство с самого начала появилось, так сказать, «в комплексе». Если бы дело касалось только механики, то наручные часы не будоражили бы воображение современных ценителей роскоши

Без фальши

Если мы говорим о больших часах, то механика в них тесно соседствовала с архитектурой, скульптурой и живописью. Что касается карманных, а затем и наручных часов, то ювелиры, граверы и художники?миниатюристы сделали не меньше для возвеличивания часового искусства, чем сами часовщики.

Собственно, еще неизвестно, кого в большей степени можно было бы назвать «часовщиком» в XVIII веке: безвестного мастера из королевских мастерских Версаля, который собирал безликий механизм, или придворного ювелира, придававшего этому механизму великолепный завершенный вид и создававшего уникальный и красивейший корпус.

Даже сам Авраам-Луи Бреге испытывал не меньшую гордость от изобретения им гравировки гильоше на циферблате, знаменитых стрелок, впоследствии получивших его имя, и довольно хитрого способа ставить собственную подпись, которую было видно только под определенным углом (все это делалось ради защиты от подделок), чем от изобретения того же турбийона.

И, в конце концов, если заслуги мастера как механика известны в первую очередь все-таки знатокам и коллекционерам, то его достижения гравера и ювелира знает каждый, кто просто хоть раз в жизни покупал себе хорошие . Потому что при слове «часы» человек все- таки в первую очередь представляет себе не механизм, а циферблат.

И здесь не последнюю роль играет материал, без которого невозможно представить себе современные наручные часы, но которому в истории часового искусства уделяется незаслуженно мало внимания. Эмаль — это неотъемлемая часть Haute Horlogerie, о которой известно, наверное, меньше, чем о бриллиантах в инкрустации, которые уж точно — элемент факультативный.

Между тем сегодня все больше престижных марок выпускают часы не просто с эмалевым циферблатом, а возрождают традиционное искусство эмальерных миниатюр, украшающих корпус и циферблат. И на часовых салонах из уст представителей швейцарских компаний наряду с уже привычными терминами Tourbillon, Reserve de Marche и Grand Sonnerie звучат не менее интригующие Cloisonne, Champleve или Grand Feu.

А все потому, что чем сильнее в часовое искусство возвращаются традиционные, можно даже сказать, средневековые ценности, и в первую очередь ручная работа мастера, тем больше внимания уделяется техникам, которые действительно можно выполнять только вручную.

В этом отношении эмальерная живопись очень похожа на часовую механику, а в чем- то даже выигрывает. Как и создание механизма, эмальерная миниатюра — это кропотливый труд человека в течение многих часов, требующий точности каждого движения, чтобы получился практически шедевр.

Как и часовая механика, эмальерная миниатюра является ценнейшим произведением искусства и человеческой мысли. Но в отличие от тех же механизмов, миниатюра на эмали практически не испытала на себе влияние технического прогресса.

И если сегодня часовым мастерам приходится чуть ли не насильно возвращать себя в прошлое, то эмальеры пользуются теми же инструментами, художественными техниками и даже материалами, что и их предшественники 300 лет тому назад.

К тому же, если механизм в часах может внушать сомнения относительно аутентичности (не случайно же швейцарские часовщики так упорно борются за ужесточение правил маркировки Swiss Мade), то эмальерная миниатюра — вещь на 100 процентов подлинная.

Вы приобретаете реальную ценность, которая сохранится еще долгие годы. Кстати, долговечность — еще одно из уникальных свойств эмальерной живописи. В отличие от обычной, она не старится, не распадается под воздействием света и влажности, не меняет цвет и не выцветает. И, наконец, если красота механики постигается не сразу, то эмальерная живопись — это фасад часового искусства, то, что окружающие видят в часах в первую очередь.

К сожалению, мы знаем об эмальерном искусстве крайне мало, поскольку довольно долгое время оно встречалось столь редко, что многие считали его едва ли не утерянным.

Расплавленное стекло

Вначале стоит уяснить, что такое эмаль сама по себе. Это ближайшая родственница стекла и фарфора — похожий на стекло материал, получаемый в результате обжига смеси кристаллов кремния, буры (тетрабор? нокислотного натрия) и магния. Ее можно окрашивать в различные оттенки путем добавления окислов металлов (кобальта, меди или серебра).

При интенсивном нагревании она плавится подобно стеклу. Вначале художники освоили то, что сегодня называется Grand Feu, (гранфё — «горячая эмаль»), то есть нанесение порошка эмали на металл с последующим обжигом, которая позволяла создавать цветные вставки, схожие с инкрустацией драгоценными камнями. Эмалевые вставки в украшения и посуду Grand Feu использовались уже

Революция и китайцы

Возрождению эмалевой миниатюры способствовало налаживание торговых отно? шений с Китаем. Китайским императорам до безумия нравились «европейские штучки», особенно расписные часы. Коллекция императорского двора, пока ее не разворовали во время Гоминдановских войн, включала тысячи часов, шкатулок и табакерок с эмалевыми миниатюрами.

Центром этого искусства в XVII — XIX вв. стала все та же Женева. Революция и наполеоновские войны вынудили последних оставшихся во Франции мастеров?художников переехать в нейтральную Швейцарию. В этот период в Женеве работали примерно 80 художников?миниатюристов, среди которых такие знаменитости, как Тюрке де Мейнн, Лиотар, Птито и Франсуа Тэнгю.

А крупнейшим мастером XIX века считается Жан-Луи Рихтер, создавший множество миниатюр для швейцарских часовых компаний, в том числе и для самой активной на китайском рынке Bovet Freres & Cie. Особенно стоит выделить часы с изображениями, носящими эротический характер: такие часы на восточный рынок поставляли Blancpain и другие известные часовые дома.

Наконец, с середины XVIII века в Москве также осваивают школу Блуа: первыми известными живописцами, рисовавшими миниатюрные портреты на эмали, стали Григорий Муссикийский и Андрей Овсов. К 80?м годам XVIII века это становится популярным видом искусства.

В Академии художеств России учреждается эмальерный класс, которым с 1790?го руководил Петр Жарков, чьи работы сохранились до наших дней. В своих произведениях активно использовал миниатюры на эмали и поставщик императорского двора Карл Густав Фаберже.

Второй раз миниатюра «умерла» с появлением Нового искусства и массового производства. Учитывая, что только одно нанесение рисунка на поверхность в этой технике занимает порядка 250 часов, неудивительно, что подобные изображения могли изготавливаться лишь в штучном варианте.

Кроме того, миниатюры на эмали, хотя и отличаются особой точностью в воспроизведении деталей, портретов, u1094 цветов и пейзажей, но малопригодны для изображения вошедших повсеместно в моду абстрактного или импрессионистического рисунка. Одно их преимущество неоспоримо — со временем они не деформируются, а краски не тускнеют. В общем, тогда казалось, что эмальерной живописи самое место только в коллекциях антиквариата.

Хорошо потерянное искусство

Если полистать специализированные антикварные издания еще, скажем, пятилетней давности, то создастся впечатление, что все эмальерные техники считаются сегодня забытыми. Мол, не делают такого больше, и все тут — секрет утерян. Что на самом деле весьма далеко от истины. Технологии и пропорции известны всем, публикуются в журналах и в Интернете.

Утеряно было другое — мастерство. Вот его-то восстановить оказалось труднее всего. Однако часовые марки, поставившие себе задачу в короткие сроки вернуться к истокам, кажется, постепенно исправляют ситуацию, находят и воспитывают мастеров.

Более того, если посмотреть на новые модели, представленные в этом и прошлом году на выставках в Базеле и Женеве, то можно сказать, что эмальерный рисунок на циферблате стал явным трендом (если, конечно, можно употребить слово «тренд» применительно к единичным экземплярам ручной работы).

Появление работ в технике Champleve, Cloisonne или Grand Feu у многочисленных мастерами прикладного искусства Древнего Египта, Индии и Китая, особой популярностью пользовалась смесь магния и кобальта, разогретая до температуры 1200 градусов, которая после застывания превращалась в мерцающий однородный материал глубокого синего цвета.

Впоследствии в Византии появилась своя разновидность Grand Feu, которая вместо темно-синей была ярко?голубой, сегодня этот вид эмали получил название Tourquise (туркуаз). Она фактически заменила столь популярные в ближневосточном мире вставки из бирюзы. Художниками древнего мира были также освоены техники выемчатой Champleve (шамплеве) и перегородчатой Cloisonne (клуазон) эмали, известные нам и сегодня.

В первом случае в металле отпечатывается рисунок, который потом заливается разноцветной эмалью, а во втором — контур рисунка создается с помощью тончайших перегородок из нитей металла, чаще всего золота. В основном эмалевый рисунок использовался для украшения кубков, ваз и прочей интерьерной утвари. Наибольшего совершенства техника выемчатой и перегородчатой эмалей достигла в произведениях прикладного искусства Византии (X - XV вв.). С усилением роли церкви расширился круг применения изделий с горячей эмалью.

Благодаря своим свойствам, она была легче в обработке, чем ювелирные камни, а выглядела не менее роскошно и красочно, поэтому, кроме ювелирных изделий и посуды, эмалью начали украшать предметы церковного обихода: иконы, оклады, церковные книги и другие предметы культа. Именно в таком качестве эмаль Grand Feu, известная у нас под названием «финифть», пришла и в Россию.

Как прямые наследники греческой культуры, мы вначале (XIV — XV вв.) использовали эмаль как фон на литых и чеканных изделиях, а к XVI веку освоили и рисунок перегородчатой (сканной) эмали, которым покрывали всю ту же церковную утварь.

Пока восточные традиции декоративного искусства отводили эмали роль чисто оформительского материала (скорее схожего с чеканкой или инкрустацией — ведь не случайно эмалевые вставки ценились русскими царями не меньше, чем драгоценные камни), в Европе эмаль превратилась в полноценную художествен- ную отрасль. И произошло это благодаря появлению первых карманных часов.

Картина на шее

История карманных часов берет свое начало приблизительно в 1510 году. На самом деле, их в то время никто не носил в кармане, как это стали делать почти два века спустя. Они висели на цепочке, которую надевали на шею. Поэтому более правильным в данном случае будет английский термин pendant watches, что буквально переводится как «часы-подвески».

Вначале часы имели шарообразную форму и только к 1630 году приобрели знакомый нам вид: круглый корпус с крышкой, предохраняющей циферблат. Естественно, при достаточно сомнительной точности механизмов и штучном производстве часы на шее воспринимались в первую очередь как украшение и признак статуса. Поэтому над их оформлением трудились не меньше, чем над наградными знаками.

Вначале часовые мастера использовали для инкрустации корпусов и циферблатов уже хорошо знакомые техники клуазон и шамплеве (Cloisonne и Champleve). В принципе, они обе сохранились до наших дней и пользуются большой популярностью у современных часовых марок класса люкс.

В техническом плане оба вида рисунка невероятно сложны и требуют кропотливой точной работы, особенно, когда речь идет о небольшом пространстве циферблата. Для рисунка Champleve мастер тончайшим лезвием вырезает в золотой основе миниатюрные ячейки, куда затем слой за слоем заливает разные оттенки горячей эмали.

Cloisonne еще сложнее, поскольку в его основе лежит «сетка» из золотой нити, длина которой иногда превышает 100 метров, а толщина не больше волоска. В эту сетку также заливаются отдельные разноцветные фрагменты эмали, которые создают целый рисунок. Саму золотую нить после этого в изображении можно разглядеть только под лупой, поэтому рисунок Cloisonne получается более детальным и натуралистичным, чем Champleve.

Чтобы сравнить оба вида эмальерного изображения, достаточно взглянуть на модели Santos 100 Facon от Cartier и St. Basil от Ulysse Nardin. В первом случае изображение сокола на циферблате Cartier выглядит очень «ювелирным» и претендует на красочность и роскошь, а не на достоверность.

А храм Василия Блаженного у Ulysse Nardin прорисован до мельчайших деталей. Но даже Cloisonne по степени художественной выразительности не может соперничать с настоящей живописью, поскольку не передает ни глубину изображения, ни оттенки, ни игру светотени.

Эмальерное искусство так и осталось бы в категории прикладных ювелирных техник, если бы в XVII веке не появилась поистине революционная эмальерная миниатюра — полное воспроизведение настоящей живописи на небольшом пространстве эмалевого циферблата. Эмальерная миниатюра появилась одновременно с часами и стала их «вторым лицом».

После первой смерти

Родоначальником этой миниатюры стал французский город Лимож. Два лиможских мастера Пенико (Penicauds) и Реймон (Reymonds) предложили технику нанесения оксидов на уже покрытую белой или чермарок, начиная от Cartier и заканчивая Milus и Van Cleef & Arpels, объяснить можно.

У этих брэндов они и не исчезали, просто на время «засыпали». А вот обилие настоящих миниатюр у марок Jaeger-LeCoutre, Bovet, Patek Philippe и уж совсем далекой от эмальерного искусства Corum вызывает только один вопрос — а где они нашли мастеров? Неужели подняли из могил? На самом деле, все действительно довольно печально.

Эмальерное искусство — удел энтузиастов и держится в основном на мастерах, которые освоили его самостоятельно, разведав секреты у сохранившихся художников по эмали. (Между прочим, главным специалистом по «перегородчатой эмали» Cloisonne в Советском Союзе в 60?е годы был не кто иной, как Зураб Церетели, создававший, правда, в этой ювелирной технике отнюдь не миниатюры, а вполне в своем стиле монументальные фрески.)

Техника довольна схожа с росписью по фарфору, только требует еще более мелкого и точного мазка и значительно большего числа обжигов каждого оттенка. Но никакой специализированной школы или даже кур- сов во всей Швейцарии и в бывшем центре эмальерной живописи Женеве больше нет.

И действующих художников, расписывающих циферблаты, сейчас в стране всего шесть. Что же касается многочисленных эмальерных миниатюр, которые явно не могли за столь короткий срок создать столь мало мастеров, то у марок есть собственные «секреты мастерства», позволяющие сэкономить на процессе.

Например, создание шаблона, когда один элемент (например, цветок или птичка) на светлый фон эмали не наносится кисточкой, а просто штампуется. В таком случае обычно видно, что рисунок композиционно простой — настоящий мастер-эмальер до такого никогда не снизойдет.

Второй вариант более тонкий: на циферблат наносится тончайшая гравировка Champleve. Она только намечает контуры будущего рисунка, и мастеру все равно приходится многое прорисовывать вручную. Однако среди истинных ценителей эта техника никак не может сравниться с подлинной миниатюрой, где мастер оперирует только тончайшей кистью и горячей печью.

Работа адская, каждую секунду эмаль грозит потечь и испортить десятки u1095 часов работы, однако в результате получается «вечное» изображение с неограниченной художественной ценностью. Согласно психологическому профилю творческих профессий, художники-миниатюристы — люди очень закрытые, нервные и ранимые, настоящие эскаписты, за микроскопом создающие свой идеальный мир в противовес грубой и некрасивой реальности.

Неудивительно, что таких людей осталось немного, ведь для работы им необходим полный душевный комфорт и спокойствие. Пожалуй, лишь эти мастера и шедевры, которые они кропотливо создают, — это единственное, что сохранилось в часовом искусстве без изменений на протяжении пятисот лет. ной эмалью поверхность металла с последующим постепенным обжигом, что позволяло создавать несколько схематичные, но все же отчетливые и сложные по композиции рисунки.

Лиможские миниатюры использовались для украшения большинства парижских карманных часов XVI века и известны сегодня не меньше, чем лиможский фарфор. Кстати, именно лиможская эмаль первой добралась до России — в последней четверти XVII века.

В этой технике работали мастера- эмальеры Оружейной палаты Московского Кремля, а также Великого Устюга и Сольвычегодска. Однако звание центра миниатюрной живописи в итоге досталось регионам Луар- э-Ше и Эр-э-Луар и их столице — городу Блуа.

Случилось это во многом благодаря войне между католиками и гугенотами. В результате Нантского эдикта, объявленного Генрихом IV в 1598 году, сотни парижских художников и часовщиков переехали из Парижа и других католических городов в оплот протестантизма Блуа, который таким образом превратился в передовой культурный центр, оппозиционный столице.

Устремился в Блуа и честолюбивый 26- летний ювелир Жан Тутэн (Jean Toutin). Именно он придумал технику живописи по эмали, по качеству и глубине изображения не уступающую письму маслом. Суть ее — в пуантилистской манере нанесения эмали, когда на блестящей, уже обожженной белой поверхности художник создает миниатюрный портрет или пейзаж, нанося с помощью тонкой кисточки (или даже одного волоска) крошечные пунктирные точки цветной эмали.

Затем светлые тона обжигаются в печи, и художник снова наносит рисунок — теперь уже более темные цвета. Таким образом, путем последовательного рисования и обжига автор добивается высочайшей точности изображения и тончайших цветовых нюансов.

В самом конце накладывается последний слой прозрачной эмали — так называемый фондан (fondant), который после обжига и полировки придает рисунку мерцающую глубину. У Тутэна очень быстро появилось множество учеников, которые и составили впоследствии школу Блуа.

Среди них такие имена, как Кристоф Мольер, Пьер Шартье, Дюби, а также известный более как художник и чеканщик Исаак Грибелин. В 1622 году Тутэн вернулся в Париж, где постепенно стал приобретать международную известность, оформляя карманные часы французских, немецких и даже английских мастеров.

Так миниатюры на крышках и циферблатах перебрались через Ла-Манш, и уже в 1635 году Саймон Хаккет изготовил с пейзажем на крышке, выполненном в стиле школы Тутэна. Газета Journal des Savants 14 сентября 1676 года писала: «Ювелир Тутэн, родом из Шатодана, достиг совершенства в рисовании по эмали, добившись в портретах и исторических сценах искусства, сравнимого с живописью маслом».

Правда, признание заслуг школы Блуа к этому времени уже несколько запоздало. Изгнание гугенотов в Швейцарию привело к тому, что центр часового и ювелирного дела переместился в Женеву. Конец XVII века в принципе можно обозначить как «первую смерть» миниатюры: после изобретения в 1675 году Кристианом Гюйгенсом маятникового регулятора и баланс-спирали часы стали более точным, а, следовательно, более утилитарным предметом.

Появилась минутная стрелка, стекло, мастера все усилия бросили на усовершенствование механизмов. Часы, наконец, начали убирать в специальный карман, а значит, отпала и необходимость в их ярком украшении. Эмалевые картины были почти полностью вытеснены гравировкой гильоше.