Макияж. Уход за волосами. Уход за кожей

Макияж. Уход за волосами. Уход за кожей

Ушинский К. Д

К. Д. Ушинский

Из детских воспоминаний

23 декабря. Завтра рождественский сочельник, и сегодня распустили нашу школу. Насилу-то мы досидели последний урок! Я так бежал домой, что потерял было книгу. До 8-го января мы свободны. Эта первая треть учебного года -- самая длинная. Надо поправить нашу ледяную гору: она совсем развалилась; надобно бы устроить кукольный театр маленьким братьям и сестрам: я об этом позабочусь. 24 декабря. " Кутья стоит на покути, а узвар пошёл на базар", - сказала нам сегодня няня. Кутья, точно, стояла в переднем углу, под образами, на сене; да и узвар с базару воротился и оказался очень вкусным. Мамаша рассказала мне, зачем кутью ставят на сено. Вечером была страшная метель; но это не помешало мальчикам и девочкам прийти колядовать. Ох, как воет в трубе! Как жутко должно быть теперь в открытом поле! Так ли вы провели рождественский сочельник? 25 декабря. Рождество Христово .

Когда мы проснулись сегодня, метель уже утихла, и солнце светило ярко. У наших кроваток лежали подарки: я получил книгу с картинками и краски; Вера и Надя -- новые куклы, Костя -- лошадку, а Воля -- барабанщика, и барабанил Воля до тех пор, пока у барабанщика руки перестали подыматься... После обедни, куда нас не взяли по случаю холода, приходил к нам священник с причтом: они пели, как родился Спаситель, как появилась на небе новая звезда, как пели ангелы и как мудрецы с востока приходили поклониться Божественному Младенцу. Видно, там, где родился Спаситель, не было так холодно, как у нас, если пастухи ночевали в поле. Вечером нам приносили звезду и вертеп. Красивую звезду сделал дьячок! Вертеп тоже очень удался: страшная смерть ловко срубила голову злому Ироду. И поделом ему -- не преследуй Христа, не убивай младенцев.


1-го января Вчера вечером у нас были гости: встречали новый год. Но я не дождался двенадцати часов и заснул, не раздевшись. Сегодня все поздравляют друг друга с новым годом и желают друг другу счастья. Мамаша надела на меня новенькую рубашку. Приходили крестьянские дети и обсыпали всех ячменем и пшеницей: желали хорошего урожая в новом году. Сегодня мы едем в гости к тётушке. Я знаю, что там будут играть в фанты, гадать и петь подблюдные песни. -- "Какой начался сегодня год,-- спросили меня: простой или високосный", а я и не знал. 6-го января. Вчера мы обедали очень поздно, при свечах: дожидались святой воды. Ночью был страшный мороз; я сам слышал, как трещало. Говорят, что в саду нашли двух замёрзших ворон. Даже и меня не взяли сегодня на Иордань--так холодно!.... Сердце сжимается, как подумаешь, что завтра классы. Но мамаша говорит, что если бы я всё гулял, то и праздники не были бы для меня такие весёлые. Как бы рассчитать, далёко ли до масленицы? 2-ого февраля. Сретение. Сегодня большой праздник - Сретение Господне. Отец прочёл нам из Евангелия, как Симеон Богоприимец встретил Спасителя в храме. Бабушка при этом заплакала и всех перецеловала, я долго потом думал: " От чего это заплакала бабушка"? Зима начинает надоедать. Дни заметно стали длиннее, но солнышко всё ещё плохо греет. Масленица близёхонько. В прошлом году она была раньше. Ах, если б весна приходила поскорее!

Чистый понедельник .

На масленице мы славно повеселились: и с гор покатались, и блинов поели. Было шумно и весело: зато сегодня какая тишина и в доме, и на улицах! Только слышен печальный и протяжный благовест. Мамаша и бабушка надели тёмные платья и собираются говеть. Приходил священник: прочёл молитву и поздравил всех с Великим постом. В воздухе уже пахнет весною. В полдень солнышко заметно пригревает; с крыш свесились брильянтовые сосульки; снег рыхлеет; в саду показываются проталинки. Как бы мне хотелось знать: будет ли пасха на снегу, или на зелёной травке? Ученья всего шесть недель; на седьмую нас распустят. Надя и Вера уже начали собирать цветные тряпочки для писанок. Раненько, мои милые!

Вербное Воскресение.

Вот и пролетело шесть недель поста! Вчера нашу школу распустили. Когда я пришёл домой, отец спросил меня: "Когда воскресенье бывает в субботу?" Я не знал; а выходит, что на Вербной неделе в субботу празднуется Воскресение Лазаря. Сегодня все наши, кроме детей, ходили очень рано к заутрене. Когда мамаша и бабушка воротились домой с вербами, то нашли нас ещё в постелях; стали, шутя, вербами бить и приговаривать: "Не я бью, верба бьёт - вставайте, дети, и будьте здоровы!" Вскочили мы, а у нас, у каждого, за кроваткой заткнуто по вербочке с румяным восковым херувимчиком! Херувимчики были похожи на Надю - такие же толстушки! Но вот что хорошо! На вербочках уже есть пушистые барашки, а сегодня у нас выставили первую раму! " Выставляется первая рама - И в комнату шум ворвался, И благовест ближнего храма, И говор народа, и стук колеса"!

Страстной понедельник.

Сегодня начали мы с папашей говеть: ходим к заутрене, к часам и к вечерне. Священник в чёрных ризах. Когда он читает молитву " Господи, Владыко живота моего"! - все кладут земные поклоны. Солнышко каждый день работает прилежно. Дороги испортились; снег проваливается; везде лужи; лёд на реке почернел; у берегов полыньи; на припёке, как будто, зеленеет травка; на деревьях почки вздулись, в водостоках шумят ручейки

Страстной четверг .

Вчера я исповедовался во второй раз в моей жизни. Со страхом пошёл я за ширмочки, где сидел священник в чёрной епитрахили. Перед ним, на аналое, лежали Крест и Евангелие. Сегодня я приобщался и целый день не бегал, а всё сидел возле бабушки и читал ей Евангелие. Вечером мы ходили на Страсти. Священник посреди церкви читал, как страшно мучили Спасителя. Недаром после каждого Евангелия на клиросе славили: " Долготерпение Твое, Господи"! Все мы стояли с зажжёнными свечами. Кончил священник тем, что похоронили Спасителя и приставили стражу к Его гробу.


Трудно было выстоять все двенадцать Евангелий, но я выстоял. Вечер был тихий, и мне удалось без фонаря донести домой зажженную свечу. Бабушка взяла у меня свечу и выжгла на дверях кресты.

Страстная пятница .

Сегодня я был на выносе плащаницы и ходил со свечою вокруг церкви. День был ясный: солнышко сильно грело, птички носились у церковной крыши и весело щебетали. Свечи наши тихо теплились, и мне было как-то грустно, но приятно слушать, как сострадательный Иосиф обвил чистою плащаницею тело Спасителя. Мы не прикладывались сегодня к плащанице, потому что не вытерпели - и утром напились чаю. Снег ещё белеет кое-где в тени, но на дворе у нас совсем сухо; и весело идти по сухой земле. На реке только чернеет бывшая дорога. Вот бы теперь по ней проехаться! Переправы уже два дня нет. Милое солнышко! Работай прилежнее: помни, что послезавтра праздник.

Страстная суббота .

Рано утром, до чая, ходили мы приложиться к плащанице. Утро было ясное, но маленький мороз затянул лужицы льдом. Я всякий раз пробью ледок ногою: хочу помочь солнышку. Плащаница лежит посреди церкви; кругом горят большие свечи. Кто это положил на плащаницу душистый венок? По углам плащаницы вышиты золотом терновый венок, трость и копье. Я знаю, зачем они здесь. Я видел уже сегодня кулич и пасху. Бабушка приготовила по пасочке каждому из нас, и все под рост: моя, конечно, больше всех. Ах, какая радость! Лёд на реке тронулся. Весело смотреть, как плывут громадные льдины: шумят, сталкиваются, теснятся, взбираются одна на другую. Прощайте, льдинки, до будущего года!

Светлое Воскресение .


Я решился не спать эту ночь; но когда стемнело, братья и сестры заснули, то и я, сидя в креслах, задремал, хоть и знал, что в зале накрывали большой стол чистою скатертью и расставляли пасхи, куличи, крашенки и много-много хороших вещей. Ровно в полночь ударили в соборе в большой колокол; в других церквах ответили, и звон разлился по всему городу. На улицах послышалась езда экипажей и людской говор. Сон мигом соскочил с меня, и мы все отправились в церковь. На улицах темно; но церковь наша горит тысячами огней и внутри и снаружи. Народу валит столько, что мы едва протеснились. Мамаша не пустила меня с крестным ходом вокруг церкви. Но как обрадовался я, когда, наконец, за стеклянными дверьми священники появились в блестящих ризах и запели: " Христос воскресе из мертвых!" Вот уж именно из праздников праздник! После ранней обедни пошли святить пасхи, и чего только не было наставлено вокруг церкви! Мы воротились домой, когда уже рассветало. Я похристосовался с нашею нянею: она, бедняжка, больна и в церковь не ходила. Потом все стали разговляться, но меня одолел сон. Когда я проснулся, яркое солнышко светило с неба и по всему городу гудели колокола.


Радуница.

Бабушка и мамаша взяли меня и двух моих сестёр на кладбище. Там, под крестами, много спит наших родных: там и моя сестрёнка - Лиза. Как обросла травою её маленькая могилка! Повсюду проглянули жёлтые одуванчики, а длинные космы плакучих берёз будто осыпаны зелёным пухом. Пташки носятся и щебечут: та тащит соломинку, та пёрышко - видно, принялись они вить гнёзда. За кладбищем крестьяне уже пашут яровое поле.

Троицын день.

Рано мы проснулись сегодня. Мы знали, что у нас на дворе целый воз молоденьких берёзок и что надобно расставлять их и по двору, на воротах и на крыльце, и в комнатах по углам, и за образами, где ещё торчат высохшие вербочки. Чуть-чуть накрапывает весенний тёплый дождик, отчего липкие листочки на берёзе ещё ярче и душистей. Правду говорят, что Троицын день - зелёный праздник. Мне и двум старшим сёстрам поручили нарвать букеты в церковь, я наломал душистой сирени и нашёл одно счастье о девяти листочках. В церкви на полу набросана трава, свежие ветки нависли на образа. У всех в руках цветы или хоть какая-нибудь веточка. У одной бедной девочки не было ничего. Я отдал ей свой букет " Какой он добрый, наш маленький Костя"! - говорили вокруг. Завтра Духов день, а сегодня гремел первый гром. 29-ого июня. Сегодня у меня не один праздник, а много: я именинник, вчера в нашей школе был публичный акт и мне подарили книгу, сегодня начались каникулы, завтра мы едем в деревню - а в деревне-то зелень, цветы, поля рощи, птички, ягоды! Я знаю, что как мы приедем в деревню, так и отправимся с папашей на сенокос. Вот где повеселюсь-то я вволю! Не забыть бы купить удочек. На лугу летом. " Сегодня, дети, мы все едем на сенокос", - сказал нам недавно отец, - и мы так раскричались и разбегались, что нас насилу уняли. Я приготовил удочки для рыбы и сачки для раков, девочки - корзинки для ягод, и после обеда вся наша семья отправилась на двух телегах. Часа через два езды по узким просёлкам, а под конец и вовсе без дороги, добрались мы до своего заливного сенокоса на берегу Десны. Когда мы приехали, солнце уже садилось за меловые горы, но работа ещё кипела по всему лугу; а луг-то луг, -- и глазом не окинешь! Косари в белых рубахах дружно наступали на высокую траву, и за каждым быстро вытягивалась позади зелёная грядка. Подальше, крестьянки с песнями сгребали в копны сено, а у ольховой рощи уже складывался стог: два работника стояли наверху растущего стога и искусно складывали сено, а двое других подавали им его на вилах. Мальчики на лошадках подтаскивали к стогу новые копны, зацепив их верёвкою; две собачонки барахтались в сене. Весело разносились в воздухе песни, смех, говор, лай собак и звон косы под ударами точильной лопатки, набитой песком. Но вот солнце село; стало темнеть, на западе разгорелась заря: журавли с криком пронеслись в вышине; пролетела вереница диких уток на ночлег; в ближнем озере, что осталось после разлива, хором заквакали лягушки; ночные кузнечики затрещали. Работы прекратились. На берегу запылали костры, отражаясь в воде; чёрные котлы повисли над огнями, а вокруг их задвигались люди, точно громадные тени. Молодые ребята отправились с огнём щупать раков; один удалец взял в руки две горящие головни и прокатился с ними огненным колесом по скошенному лугу. Палатки наши разбили, и мы, набегавшись вволю, уснули на душистом сене. Я попросил разбудить себя пораньше: утром рыба лучше клюёт. 6 августа. Давно я не писал ничего в своём дневнике: не до того мне было целое лето! Теперь уж мы не так много бегаем: перепадают дождики и пахнет осенью. С торжеством понесли мы сегодня в церковь полное блюдо румяных яблок, жёлтых груш и синих слив. Мамаша и бабушка только сегодня начали есть плоды, но мы давным-давно разрешили. На полях уже стоят ряды высоких копён; скоро к нам принесут последний сноп и поставят его под образами. Мухи начинают больно кусаться, -- видно, лету конец. 1 октября. Покров -- наш храмовой праздник. Сколько народу было в церкви, и как все веселы! В нынешнем году большой урожай. У нас в саду вчера сняли последние яблоки: только на одной рябине ещё краснеют ягоды и дожидаются первого мороза. Зелёные рощи превратились в разноцветные; осинка дрожит, вся золотая и пурпуровая; ветер обрывает последние листья; крылья мельниц не перестают вертеться; мой новый змей летает высоко; а в сенях у нас уже стоят приготовленные зимние рамы. В ноябре. Проснулись мы сегодня и видим, что в комнате уж очень светло, хоть солнышка и не видно. Бросились мы к окну и вскрикнули от радости. Блестящий пушистый снег толстым слоем покрыл и двор наш, и забор, и конуру Жучки, и крышу сарая. Дядя Кондратий проехал уже на дровнях, а Васька бежит из кухни и отряхивает лапки. " Зима, зима"! - кричали мы и хлопали в ладоши; проворно оделись, проворно позавтракали,-- и скорее на двор. Я стал ладить свои салазки и, не подумав хорошенько, схватил коньки -- и к реке, а она, тёмная и синяя, течёт среди белых берегов.

Конец.

1864 г. Источник текста: "Родное слово" для детей младшего возраста. Год второй. Вторая после азбуки книга для чтения, с картинками в тексте Э. Якобсона. Составил К. Ушинский, Санкт-Петербург, Типография Главного артиллерийского управления, 1864 г.

Константин Дмитриевич Ушинский родился в семье чиновника Дмитрия Григорьевича Ушинского 2 марта (по новому стилю) 1824 г. в городе Туле. Детство и гимназические годы прошли в небольшом отцовском поместье на окраине города Новгород - Северска Черниговской губернии. Его мать Любовь Степановна Ушинская (урожденная Капнист) дала сыну прекрасное воспитание и сама подготовила для поступления в Новгород - Северскую гимназию. Учился Константин неровно, однако рано обнаружил способности и склонность к словесности и истории. Его сочинения по литературе были лучшими в классе, зато в математике успехами он не выделялся. Художественный склад личности будущего педагога проявился и в том, что Ушинский с юных лет начал писать стихи и сохранил поэтическую страсть до конца своих дней. Интерес к книге, к чтению, привитый ему матерью, перерос со временем в склонность к литературному творчеству.

После окончания Новгород-Северской гимназии К.Д.Ушинский поступил на юридический факультет Московского университета, а не на филологический, куда могла бы его склонить романтико-поэтическая натура.

Университетское время (1840--1844) стало для Ушинского началом серьезного размышления о жизни. Помимо посещения лекций и работы над первоисточниками, предусмотренными программой, он углубленно изучал философские сочинения Гегеля и других мыслителей. К этому его побуждали и беседы с профессорами Т.Н.Грановским и П.Г.Редкиным.

В мае 1844 г. Ушинский окончил Московский университет вторым кандидатом права и был оставлен на кафедре энциклопедии законоведения для подготовки к экзаменам на звание магистра, дающее право преподавания в университете.

Летом 1846 г. К.Д.Ушинского как одного из лучших выпускников Московского университета назначили исправляющим должность профессора Демидовского лицея в Ярославле.

Ярославский лицей -- привилегированное учебное заведение для подготовки высших государственных чиновников -- был основан в 1803 г. горнопромышленником П.Г.Демидовым. Он приравнивался к юридическим факультетам. В 40-х годах XIX в. в его учебный план вошли новые отрасли знаний по финансам, хозяйству, управлению и государственному праву под общим названием камеральные науки или камералистика. В них излагался широкий круг сведений и по истории, географии, политэкономии, философии и др.

Лекции Ушинского по камералистике, как и его речь «О камеральном образовании», произнесенная на торжественном собрании преподавателей и студентов Ярославского Демидовского лицея 18 сентября 1848 г., отличались особой либеральностью. «Рассуждения молодого профессора о правовом государстве, о науке вообще и камералистике в особенности, о духовной и хозяйственной жизни общества и государства воспринимались либо восторженно, либо настороженно. Не всем были понятны мысли Ушинского о том, что камеральное образование, в конечном счете призвано улучшать людей, будить творческие силы народа. И уж совсем сомнительным казалось приверженцам старины его смелое заключение о том, что теперь уже нет необходимости «копаться в древнем пепле, чтобы отыскать там феникса», и что общее образование должно переменить свое направление и соответствовать «духу времени» -- новому состоянию науки, индустриальному развитию века».

К.Д.Ушинский оказался достойным учеником Т.Н.Грановского -- и поплатился за это своей карьерой профессора. Поводом к увольнению из лицея стало его нежелание исполнять распоряжение Министерства народного просвещения о представлении преподавателями на просмотр подробных конспектов своих лекций. В начале сентября 1849 г. молодой ученый вынужден был покинуть лицей.

С осени этого года начался петербургский период жизни К.Д.Ушинского. Без малого полгода он оставался вне официальной службы. И лишь в феврале 1850 г. был «согласно желанию его перемещен в Департамент духовных дел иностранных исповеданий помощником столоначальника». Его служба чиновником Министерства внутренних дел в течение четырех с половиной лет давала довольно сносное материальное обеспечение, но духовная жизнь оставалась за пределами Департамента.

Возможно, чиновничья служба вперемежку с журналистской и переводческой работой так и продолжалась бы, но в июле 1854 г. отделение, в котором служил Ушинский, было упразднено, а сам он оказался за штатом.

Три месяца без службы, без постоянного жалованья, жена ждет рождения второго ребенка. Случайные заработки не то писателя, не то журналиста, не то переводчика не могли обеспечить сносную жизнь семье. Лишь в начале ноября 1854 г. по счастливой случайности К.Д.Ушинский получил место старшего учителя словесности в Гатчинском сиротском институте. Это было закрытое среднее учебно-воспитательное заведение, насчитывавшее около 1000 воспитанников и более 70 преподавателей. Среди них замечательные русские педагоги, чьи имена внесены в летопись отечественной педагогической мысли: А.Г.Ободовский, Е.О.Гугель, П.С.Гурьев.

Учительская, а затем инспекторская работа открыла ему глаза на новую для него действительность, гораздо более сложную, чем та, с которой ему приходилось иметь дело в Ярославском Демидовском лицее. Он оказался у основания той педагогической пирамиды, на вершине которой уже побывал и о которой сказал, что преподавателю университета достаточно хорошо знать свой предмет и излагать его ясно. Внизу же, у основания пирамиды, этого совершенно недостаточно, несмотря на кажущуюся простоту, элементарность отношений «взрослый -- ребенок» и познавательную узость детей. Детский мир, его своеобразие и красота открылись Ушинскому, в душе поэту и художнику. Он устремился в глубину этого мира, стараясь разгадать тайны становления человеческого сознания и поведения, проникнуть в истоки человеческой жизни. Побуждали к этому не только казенное учебно-воспитательное заведение, но и родная семья. К началу сентября 1856 г. у него было трое детей: сын Павел и две дочери -- Вера и Надежда. И не случайно первая учебная книга К.Д.Ушинского называлась «Детский мир» и была задумана во время работы в Гатчине, когда в семье ожидалось появление еще одного ребенка. А когда книга увидела свет, в семье прибавилось еще два сына: Константин и Владимир.

Здесь же, в Гатчине, было задумано и «Родное слово». Правда, увидел свет этот учебный комплект (Азбука и книга для чтения) лишь в конце 1864 г. Между замыслом и воплощением его пролегла очень трудная полоса жизни и деятельности педагога. Именно в Гатчине Ушинский стал педагогом. До этого он был преподавателем (профессором), чиновником, писателем, журналистом, переводчиком. А в «детском городке» Ушинский обрел свое подлинное призвание. Отсюда началось его восхождение на педагогический олимп. Здесь пришла к нему слава русского педагога и детского писателя, рассказы которого вошли в «Детский мир и Хрестоматию», ставшую образцом учебной книги для чтения в начальных классах, а его маленькие рассказы вышли из тесных обложек учебника и обрели долгую самостоятельную жизнь в виде отдельных изданий вплоть до нашего времени («Петушок», «Русские сказки, рассказанные К.Ушинским», «Бишка», « Рассказы» и др.). В предисловии к первому изданию «Детского мира» Ушинский разъяснил назначение своей книги для первоначального классного чтения. Она должна быть «преддверием серьезной науки; так чтобы ученик, прочитав ее с учителем, приобрел любовь к серьезному занятию наукой».

Дух того времени, веяния перемен в женском образовании на Западе и обнажившиеся недуги российского элитарного образования (Пажеский корпус, Смольный институт и др.) побудили Мариинское ведомство внести усовершенствования в учебную часть, начать преобразования прежде всего в самых привилегированных заведениях. Нужны были реформаторы. Обычно их выписывали из-за границы. Для Смольного института, однако, было сделано исключение. Реформатора нашли в своем ведомстве. Им оказался инспектор классов Гатчинского сиротского института К.Д.Ушинский, проект учительской семинарии которого положили под сукно «до лучших времен» в Учебном комитете Ведомства императрицы Марии.

Педагогическая деятельность Ушинского в Смольном институте, длившаяся три с небольшим года (январь 1859 -- март 1862 г.), была самой напряженной и драматичной. Она началась с составления Ушинским проекта учебных преобразований благородного и мещанского отделений. Пока этот проект рассматривался советом института и высочайше утверждался, Ушинский в начале апреля 1859 г. подает в Министерство народного образования прошение о разрешении ему издания критико-философского, педагогического и психологического журнала «Убеждение».

В конце февраля 1860 г. Ведомство императрицы Марии утвердило проект Ушинского о преобразовании классов Смольного института. Почти одновременно была утверждена и докладная записка министра народного просвещения Е.П.Ковалевского о поручении К.Д.Ушинскому редактировать «Журнал Министерства народного просвещения» («ЖМНПр»), а 9 марта 1860 г. К.Д.Ушинский постановлением Министерства народного просвещения назначается редактором «ЖМНПр». Параллельно с этой огромной разносторонней литературно-педагогической работой Ушинский завершал подготовку к изданию учебной книги «Детский мир и Хрестоматия». Сюда же надо отнести и практическую проверку этого учебника в младших классах Смольного института, а также участие в «четвергах» проходивших во флигеле Смольного, где размещалась квартира инспектора. На «четвергах» обычно собирались сослуживцы и беседовали на самые разнообразные темы -- от новинок литературно-педагогических публикаций до внутриинститутских учебных дел. А дела эти после ухода из «ЖМНПр» и появления в «Современнике» (1861, № 9) отрицательной рецензии на учебник «Детский мир» складывались у Ушинского крайне трудно «Если реорганизация института, несмотря на сопротивление отдельных воспитателей и учителей, проходила довольно успешно то отношения с начальницей института статс-дамой М.П. Леонтьевой были чрезвычайно натянутыми. К.Д.Ушинский произвел перемены в учебном строе Смольного института согласно своему проекту: уменьшил срок пребывания воспитанниц в этом закрытом заведении с девяти до семи лет, уравнял учебные курсы «благородного» и «мещанского» отделений, осовременил содержание образования, а также методику обучения, «потеснил» иностранные языки в пользу родного, расширил преподавание естествознания и физики, ставших самостоятельными учебными предметами, а не материалом для упражнений при изучении иностранных языков. Сверх семи классов вводился двухлетний педагогический класс. Воспитанницы наконец-то получили право посещать родителей или родственников в праздничные дни и каникулы, проводить каникулярное время за пределами интерната («Смольного монастыря»). В осуществлении проекта помогли новые учителя, приглашенные им весной 1860 г. (Д.Д. Семенов, Я.Г.Пугачевский, В.И.Водовозов, В.И. Лядов Н И Раевский) и весной 1861 г. (М.И.Семевский, О.Ф.Миллер Л. Н. Модзалевский, М.О.Косинский, Г.С.Дестунис)».

Еще в 1861 г., после ухода из «ЖМНПр», Ушинский собирался поехать за границу на лечение. Но неотложные служебные и литературные дела заставляли его отложить поездку. Однако весной 1862 г., он вынужден был подать прошение об увольнении из Смольного института «по расстроенному здоровью». В Совете института и в Ведомстве нашлись влиятельные сановники, благожелательно относившиеся к Ушинскому. Они перевели его в члены Учебного комитета Ведомства императрицы Марии и отправили в заграничную командировку для изучения постановки женского образования в странах Западной Европы. Таким образом сохранялось жалованье Ушинского, которое вместе с доплатами Мариинского ведомства по командировке позволяло семье жить довольно безбедно. Ко времени отъезда за границу весной 1862 г. у Ушинского было пятеро детей, по возвращении в Россию (1.XI.1867) родилась дочь Ольга.

Мысли Ушинского о народной школе периода пребывания его за границей отдавали значительным «иноземным» привкусом. Лишь после возвращения в Россию он уточнил свои представления о русской народной школе -- не без помощи педагога-земца Н.А.Корфа, хотя оба извлекали исходные идеи из школьно-педагогического наследия Песталоцци. Однако Корф шел от запросов практики, а Ушинский -- от истин науки. Оба сошлись, в конце концов, на том, что «земская школа должна, наконец, положить прочное основание народному образованию в России...». «Осознав, что новая земская школа может стать подлинно народной, Ушинский более точно спланировал свое ближайшее будущее, хотя незавершенность «Педагогической антропологии» (он работал над третьим томом) и шаткое здоровье вынуждали его быть осмотрительным даже в доверительных письмах к Н.А.Корфу: «Написать книгу для народной школы составляет уже давно мою любимую мечту, но, кажется, ей и суждено остаться мечтою. Прежде мне необходимо кончить «Антропологию», и потом только я хоть сколько-нибудь применю «Родное слово» к потребностям сельской школы». Несколько выше Ушинский писал: «Если здоровье мое потянет, то, как разделаюсь с третьим томом «Антропологии», займусь исключительно народным образованием». Корф нашел практическое применение «Родного слова» Ушинского в школах Александровского уезда, о чем и сообщил ему, а ранее напечатал в своих «Отчетах» результаты этих применений. Ушинский отметил, что «применений сделано гораздо больше», чем он сам мог рассчитывать. Поэтому он намеревался переделать «Родное слово», сориентировав его на сельскую (земскую) школу».

Замыслам не суждено было осуществиться. «Измятый и скомканный», по признанию самого Ушинского, он готовился отойти от педагогического поприща.

Т. Шапиро Первое июня.

Наступило лето.

И теплом июньским

Вся земля согрета.

Змей бумажный пляшет

Где-то в облаках.

Вот какое счастье

У меня в руках!

И бегу со смехом

Я на встречу дня.

Эй, попробуй, ветер,

Догони меня! Первое июня -

День больших затей.

День защиты в мире

Маленьких детей!
Летний день

Как хорош он, летний день,
Весело играет тень,
В саду бабочка порхает,
Зяблик что-то напевает,
У куста цветущих роз
Стайка пляшущих стрекоз,
И жужжит весь день пчела -
Мёд душистый принесла.

Я рисую лето

П. Прануза

Я рисую лето –
А какого цвета?
Красной краской –
Солнце,
На газонах розы,
А зеленой – поле,
На лугах покосы.
Синей краской – небо
И ручей певучий.
А какую краску
Я оставлю туче?
Я рисую лето –
Очень трудно это.

Июнь Т. Керстен

Настал июнь - начало лета.

Его мы ждали целый год.

Всё, тёплым солнышком согрето, Благоухает и цветёт.

Деревья вновь позеленели.

Их новый радует наряд.

И только сосенки да ели

Отводят свой колючий взгляд.
Лето Е. Трутнева

Если в небе ходят грозы,

Если травы расцвели,

Если рано утром росы

Гнут былинки до земли,

Если в рощах над калиной

Вплоть до ночи гул пчелиный,

Если солнышком согрета

Вся вода в реке до дна –

Значит, это уже лето!

Значит, кончилась весна!

Август по лесу шагает.

Всем подарки предлагает:

Груши, яблоки, орехи -

Рыжим белкам для потехи.

Зайцу свежую морковку,

Чтоб трусишка прыгал ловко.

В поле гречка для мышат,

А опята для ежат,

Спелых ягод урожай -

Толька вёдра подставляй! Медвежонку сладкий мёд –

Август всем подарки шлёт.


В лесу летом. К.Д. Ушинский.

Нет в лесу того раздолья, как на поле; но хорошо в нём в жаркий полдень. И чего только не насмотришься в лесу! Высокие, красноватые сосны развесили свои иглистые вершины, а зелёные ёлочки выгибают свои колючие ветви. Красуется белая, кудреватая берёзка с душистыми листочками; дрожит серая осина; а коренастый дуб раскинул шатром свои вырезные листья. Из травы глядит беленький глазок земляники, а рядом уже краснеет душистая ягодка.
Белые серёжки ландыша качаются между длинными, гладкими листьями. Где-то рубит крепконосый дятел; кричит жалобно жёлтая иволга; отсчитывает года бездомная кукушка. Серый зайчик шмыгнул в кусты; высоко между ветвями мелькнула пушистым хвостом цепкая белка. Далеко в чаще что-то трещит и ломится: уж не гнёт ли дуги косолапый мишка?



Утренние лучи. Ушинский К.Д.

Выплыло на небо красное солнышко и стало рассылать повсюду свои золотые лучи - будить землю.
Первый луч полетел и попал на жаворонка. Встрепенулся жаворонок, выпорхнул из гнездышка, поднялся высоко, высоко и запел свою серебряную песенку: «Ах, как хорошо в свежем утреннем воздухе! Как хорошо! Как привольно!»
Второй луч попал на зайчика. Передернул ушами зайчик и весело запрыгал по росистому лугу: побежал он добывать себе сочной травки на завтрак.
Третий луч попал в курятник. Петух захлопал крыльями и запел: ку-ка-ре-ку! Куры слетели с нашестей, закудахтали, стали разгребать сор и червяков искать. Четвертый луч попал в улей. Выползла пчелка из восковой кельи, села на окошечко, расправила крылья и - зум-зум-зум! - полетела собирать медок с душистых цветов.
Пятый луч попал в детскую, на постельку к маленькому лентяю: режет ему прямо в глаза, а он повернулся на другой бок и опять заснул.

К.Д.Ушинский "Лето

В начале лета бывают самые долгие дни. Часов двенадцать солнце не сходит с неба, и вечерняя заря ещё не успевает погаснуть на западе, как на востоке показывается уже беловатая полоска, - признак приближающегося утра. И чем ближе к северу, тем дни летом длиннее и ночи короче.
Высоко-высоко подымается солнышко летом, не то что зимой: ещё немного повыше, и оно стало бы прямо над головой. Почти отвесные лучи его сильно греют, а к полудню даже и жгут немилосердно. Вот подходит полдень; солнце взобралось высоко на прозрачный голубой свод неба. Только кое-где, как лёгкие серебряные чёрточки, видны перистые облачка- предвестники постоянной хорошей погоды, или вёдра, как говорят крестьяне. Выше уже солнце идти не может и с этой точки станет спускаться к западу. Точка, откуда солнце начинает уже склоняться, называется полднем. Станьте лицом к полудню, и та сторона, куда вы смотрите, будет юг, налево, откуда поднялось солнце, - восток, направо, куда оно клонится,- запад, а позади вас - север, где солнце никогда не бывает.
В полдень не только на самое солнце невозможно взглянуть без сильной, жгучей боли в глазах, но трудно даже смотреть на блестящее небо и землю, на всё, что освещено солнцем. И небо, и поля, и воздух залиты горячим, ярким светом, и глаз невольно ищет зелени и прохлады. "Уж слишком тепло! Над отдыхающими полями (теми, на которых ничего не посеяно в этом году) струится лёгкий пар. Это тёплый воздух, наполненный испарениями: струясь, как вода, подымается он от сильно нагретой земли. Вот почему наши умные крестьяне и говорят о таких полях, что они отдыхают под паром. На дереве ничего не шелохнётся, и листья, будто утомлённые жаром, повисли. Птицы попрятались в лесной глуши; домашний скот перестаёт пастись и ищет прохлады; человек, облитый потом и чувствуя сильное изнеможение, оставляет работу: всё ждёт, когда спадёт жар. Но для хлеба, для сена, для деревьев необходима эта жара.
Однако ж долгая засуха вредна для растений, которые любят тепло, но любят и влагу; тяжела она и для людей. Вот почему люди радуются, когда набегут грозовые тучи, грянет гром, засверкает молния и освежительный дождь напоит жаждущую землю. Только бы дождь не был с градом, что иногда случается среди самого жаркого лета: град губителен для поспевающих хлебов и лоском кладёт иное поле. Крестьяне усердно молят бога, чтобы града не было.
Всё, что начала весна, доканчивает лето. Листья вырастают во всю свою величину, и, недавно ещё прозрачная, роща делается непроглядным жилищем тысячи птиц. На заливных лугах густая, высокая трава волнуется, как море. В ней шевелится и жужжит целый мир насекомых. Деревья в садах отцвели. Ярко-красная вишня и тёмно-малиновая слива уже мелькают между зеленью; яблоки и груши ещё зелены и таятся между листьями, но в тиши зреют и наливаются. Одна липа ещё в цвету и благоухает. В её густой листве, между её чуть белеющими, но душистыми цветочками, слышен стройный, невидимый хор. Это работают с песнями тысячи весёлых пчёлок на медовых, благоухающих цветочках липы. Подойдите ближе к поющему дереву: даже пахнет от него мёдом!
Ранние цветы уже отцвели и заготовляют семена, другие ещё в полном цвету. Рожь поднялась, заколосилась и уже начинает желтеть, волнуясь, как море, под напором лёгкого ветра. Гречиха в цвету, и нивы, засеянные ею, будто покрыты белой пеленой с розоватым оттенком; с них несётся тот же приятный медовый запах, которым приманивает пчёл цветущая липа.
А сколько ягод, грибов! Словно красный коралл, рдеет в траве сочная земляника; на кустах развесились прозрачные серёжки смородины... Но возможно ли перечислить всё, что появляется летом? Одно зреет за другим, одно догоняет другое.
И птице, и зверю, и насекомому летом раздолье! Вот уже и молоденькие птички пищат в гнёздах. Но пока ещё у них подрастут крылья, заботливые родители с весёлым криком снуют в воздухе, отыскивая корм для своих птенцов. Малютки давно уже высовывают из гнезда свои тоненькие, ещё худо оперившиеся шейки и, раскрыв носики, ждут подачки. И корму довольно для птиц: та подымает оброненное колосом зерно, другая и сама потреплет зреющую ветку конопли или почнёт сочную вишню; третья гонится за мошками, а они кучами толкутся в воздухе. Зоркий ястреб, широко распустив свои длинные крылья, реет высоко в воздухе, зорко высматривая цыплёнка или другую какую-нибудь молоденькую, неопытную птичку, отбившуюся от матери, - завидит и, как стрела, пустится он на бедняжку: не миновать ей жадных когтей хищной, плотоядной птицы. Старые гуси, гордо вытянув свои длинные шеи, громко гогочут и ведут на воду своих маленьких деток, пушистых, как весенние барашки на вербах, и жёлтых, как яичный желток.
Мохнатая, разноцветная гусеница волнуется на своих многочисленных ножках и гложет листья и плоды. Пёстрых бабочек порхает уже много. Золотистая пчёлка без устали работает на липе, на гречихе, на душистом, сладком клевере, на множестве разнообразных цветов, доставая всюду то, что ей нужно для изготовления её хитрых, душистых сотов. Неумолкающий гул стоит в пасеках (пчельниках). Скоро пчёлкам станет тесно в ульях, и они начнут роиться: разделяться на новые трудолюбивые царства, из которых одно останется дома, а другое полетит искать нового жилья где-нибудь в дуплистом дереве. Но пасечник перехватит рой на дороге и посадит его в давно приготовленный для него новенький улей. Муравей уже много настроил новых подземных галерей; запасливая хозяйка белка уже начинает таскать в своё дупло поспевающие орехи. Всем приволье, всем раздолье!
Много, много летом работы крестьянину! Вот он вспахал озимые поля и приготовил к осени мягкую колыбельку хлебному зерну. Ещё не успел он кончить пахоты, как уже настаёт пора косить. Косари, в белых рубахах, с блестящими и звенящими косами в руках, выходят на луга и дружно подкашивают под корень высокую, уже обсеменившуюся траву. Острые косы блестят на солнце и звенят под ударами набитой песком лопатки. Женщины также дружно работают граблями и сваливают уже подсохшее сено в копны. Приятный звон кос и дружные, звонкие песни несутся повсюду с лугов. Вот уже строятся и высокие круглые стога. Мальчики валяются в сене и, толкая друг друга, заливаются звонким смехом; а мохнатая лошадёнка, вся засыпанная сеном, едва волочит на верёвке тяжёлую копну.
Не успел отойти сенокос, - начинается жатва. Рожь, кормилица русского человека, поспела. Отяжелевший от множества зёрен и пожелтевший колос сильно понагнулся к земле; если ещё его оставить на поле, то зерно станет сыпаться, и пропадёт без пользы Божий дар. Бросают косы, принимаются за серпы. Весело смотреть, как, рассыпавшись по ниве и нагнувшись к самой земле, стройные ряды жнецов валят под корень рожь высокую, кладут её в красивые, тяжёлые снопы. Пройдёт недели две такой работы, и на ниве, где ещё недавно волновалась высокая рожь, будет повсюду торчать срезанная солома. Зато на сжатой полосе рядами станут высокие, золотистые копны хлеба.
Не успели убрать ржи, как пришла уже пора приниматься за золотистую пшеницу, за ячмень, за овёс; а там, смотришь, уже покраснела гречиха и просит косы. Пора дёргать лён: он совсем ложится. Вот и конопля готова; воробьи стаями хлопочут над ней, доставая маслянистое зерно. Пора копать и картофель, и яблоки давно уже валятся в высокую траву. Всё спеет, всё зреет, всё надобно убрать вовремя; даже и длинного летнего дня не хватает!
Поздно вечером возвращаются люди с работы. Они устали; но их весёлые, звонкие песни раздаются громко по вечерней заре. Утром вместе с солнышком крестьяне опять примутся за работу; а солнышко летом встаёт куда как рано!
Отчего же так весел крестьянин летом, когда работы у него так много? И работа не лёгкая. Нужна большая привычка, чтобы промахать целый день тяжёлой косой, срезывая каждый раз добрую охапку травы, да и с привычкой много ещё нужно прилежания и терпения. Нелегко и жать под палящими лучами солнца, нагнувшись до самой земли, обливаясь потом, задыхаясь от жары и усталости. Посмотрите на бедную крестьянку, как она своей грязной, но честной рукой отирает крупные капли пота с разгоревшегося лица. Ей даже некогда покормить своего ребёнка, хотя он тут же на поле барахтается в своей люльке, висящей на трёх кольях, воткнутых в землю. Маленькая сестра крикуна сама ещё ребёнок и недавно начала ходить, но и та не без дела: в грязной, изорванной рубашонке сидит она на корточках у люльки и старается закачать своего расходившегося братишку.
Но почему же весел крестьянин летом, когда работы у него так много и работа его так трудна? О, на это есть много причин! Во-первых, крестьянин работы не боится: он вырос в трудах. Во-вторых, он знает, что летняя работа кормит его целый год и что надо пользоваться вёдром, когда Бог даёт его; а не то - можно остаться без хлеба. В-третъих, крестьянин чувствует, что его трудами кормится не одна его семья, а весь мир: и я, и вы, и все разодетые господа, хотя иные из них и с презреньем посматривают на крестьянина. Он, копаясь в земле, кормит всех своею тихой, не блестящей работою, как корни дерева кормят гордые вершины, одетые зелёными листьями.
Много прилежания и терпения нужно для крестьянских работ, но не мало также требуется знаний и опыта. Попробуйте жать, и вы увидите, что на это надобно много уменья. Если же кто без привычки возьмёт косу, то не много с нею наработает. Сметать хороший стог сена - тоже дело не лёгкое; пахать надо умеючи, а чтобы хорошо посеять - ровно, не гуще и не реже того, чем следует, - то даже не всякий крестьянин за это возьмётся. Кроме того, нужно знать когда и что делать, как сладить соху и борону, как из конопли, например, сделать пеньку, из пеньки нитки, а из ниток соткать холст... О, много, очень много знает и умеет делать крестьянин, и его никак нельзя назвать невеждой, хотя бы он и читать не умел! Выучиться читать и выучиться многим наукам гораздо легче, чем выучиться всему, что должен знать хороший и опытный крестьянин.
Сладко засыпает крестьянин после тяжких трудов, чувствуя, что он выполнил свой святой долг. Да и умирать ему не трудно: обработанная им нива и ещё засеянное им поле остаются его детям, которых он вспоил, вскормил, приучил к труду и вместо себя поставил работниками перед людьми.

И многих других.

Cказки Ушинского

Рассказы Ушинского

Биография Ушинского Константина Дмитриевича

Ушинский Константин Дмитриевич - великий русский педагог, основоположник русской педагогической науки, до него в России не существовавшей. Ушинский создал теорию и совершил переворот, фактически революцию в русской педагогической практике.

Ушинский Константин Дмитриевич родился 19 февраля (2 марта) 1824 года в городе Туле в семье Ушинского Дмитрия Григорьевича - отставного офицера, участника Отечественной войны 1812 года, мелкопоместного дворянина. Мать Константина Дмитриевича - Любовь Степановна умерла, когда сыну было только 12 лет.

После назначения отца Константина Дмитриевича судьей в небольшой, но старинный уездный город Новгород-Северский Черниговской губернии, вся семья Ушинских переехала туда. Все детство и отрочество Ушинского прошло в приобретенном отцом небольшом имении, расположенном в четырех верстах от Новгород-Северского на берегу реки Десны. Константин Ушинский в 11 лет поступил в третий класс Новгород-Северской гимназии, которую окончил в 1840 году.

Здесь, в небольшом имении, на берегу Десны, купленным отцом, в четырех верстах от уездного города, прошло детство и отрочество Ушинского. Каждый день, по дороге в гимназию уездного города Новгород-Северского, он проезжал или проходил по этим красивым и волшебным местам, полным древней истории и преданиями глубокой старины.

Завершив курс обучения в гимназии, Ушинский в 1840 году уезжает из родного имения в Москву и становится в ряды славного московского студенчества. Он поступает в Московский университет на юридический факультет.

После блестящего окончания университетского курса с отличием в 1844 году Ушинский был оставлен в Московском университете для подготовки к сдаче магистерского экзамена. В круг интересов молодого Ушинского не ограничивался философией и юриспруденцией. Он так же увлекался литературой, театром, а также все те вопросы, которые интересовали представителей прогрессивных кругов русского общества того времени.

В июне 1844 года ученый совет Московского университета присудил Константину Ушинскому степень кандидата юриспруденции. В 1846 году Ушинский был назначен исполняющим обязанности профессора камеральных наук на кафедру энциклопедии законоведения, государственного права и науки финансов в Ярославском Демидовском лицее.

В 1850 году Ушинский подает прошение об отставке и покидает лицей.

Оставшись без работы, Ушинский Константин Дмитриевич перебивается мелкой литературной -рецензиями, переводами и обзорами в журналах. Все попытки вновь устроится на работу в любое другое уездное училище у всех администраторов сразу вызывала подозрение, так как необъяснимо было, чтобы молодой профессор из Демидовского лицея менял свою высокооплачиваемую и престижную должность на незавидное нищенское место в уездном захолустье.

Прожив полтора года в провинции, Ушинский переезжает в Петербург в расчете на то, что в столице больше школ, гимназий и училищ и, следовательно, больше шансов найти работу и единомышленников. Но там без знакомств и связей ему с большим трудом удается устроиться лишь на должность столоначальника департамента иноземных вероисповеданий.

В 1854 году Ушинский Константин Дмитриевич увольняется из департамента иноземных вероисповеданий, так как его пригласили на должность преподавателя русской словесности в Гатчинский сиротский институт.

В 1859 году Ушинского пригласили на должность инспектора классов Смольного института благородных девиц, где ему удалось провести значительные прогрессивные изменения.

Одновременно с работой в институте Ушинский принял на себя редактирование «Журнала Министерства Народного Просвещения» и превратил его из сухого сборника официальных распоряжений и научных статей в педагогический журнал, весьма отзывчиво относившийся к новым течениям в области народного образования.

Несмотря на то, что Ушинский находил сочувствие у весьма влиятельных лиц, он вынужден был оставить институт и принять командировку за границу. Фактически это было изгнание, длившееся пять лет.

Ушинский посетил Швейцарию, Германию, Францию, Бельгию и Италию. Везде он посещал и изучал учебные заведения - женские школы, детские сады, приюты и школы, особенно в Германии и Швецарии, которые гремели тогда своими новациями в педагогике.

За границей в 1864 году он написал и издал учебную книгу «Родное слово», а также книгу «Детский Мир». Фактически это были первые массовые и общедоступные российские учебники для начального обучения детей. Ушинский написал и издал особое руководство для родителей и учителей к своему «Родному Слову» - «Руководство к преподаванию по «Родному слову» для учителей и родителей». Это руководство оказало огромное, широчайшее влияние на русскую народную школу. Свою актуальность, как пособие по методике преподавания родного языка, оно не потеряло и по сей день. Это были первые в России учебники для начального обучения детей, и это были первые массовые и общедоступные книги. Они расходились тиражами в десятки миллионов экземпляров.

В середине 60-х годов Ушинский Константин Дмитриевич с семьей вернулся в Россию. Свой последний главный научный труд, названный Ушинским «Человек как предмет воспитания, опыт педагогической антропологии», он начал печатать в 1867 году. Первый том «Человек как предмет воспитания» вышел в 1868 году, а через некоторое время вышел второй том. К сожалению, этот его научный труд (третий том) остался незавершенным.

В последние годы жизни Ушинский Константин Дмитриевич выступал как видный общественный деятель. Он писал статьи о воскресных школах, о школах для детей ремесленников, а также принял участие в учительском съезде в Крыму.

Умер Ушинский Константин Дмитриевич в Одессе 22 декабря 1870 года, похоронен в Киеве на территории Выдубецкого монастыря.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

Детский сад № 160 комбинированного вида

Педагогический проект

Тема: «Знакомство с творчеством К.Д. Ушинского»

Выполнил:

воспитатель Третьякова Н.А.

Нижний Тагил 2014

Введение

Формирование связной речи - одна из сложных задач, стоящих перед педагогами и их воспитанниками в старшем дошкольном возрасте. Родная природа - это могущественный источник, из которого дети черпают знания и впечатления. Интерес к окружающим объектам неживой и живой природы проявляется очень рано. Дети замечают всё: быструю птичку, трудолюбивого муравья, крохотного паучка, яркую бабочку на лепестках цветка. Поддерживая интерес ребёнка к окружающему миру, я опираюсь на художественные произведения Константина Дмитриевича Ушинского. Замечательный педагог и писатель, он жил почти сто лет назад, его рассказы удивительно яркие и близкие детям, в них открываются маленькие и большие тайны огромного мира, который они только начинают познавать. Произведения писателя интересно пересказывать и драматизировать, именно они стали базой для реализации цели и задач проекта.

Цель проекта : Формировать связную речь и совершенствовать лексико-грамматический строй речи детей, вызвать интерес к окружающему миру, формировать реалистические представления о природе, познавательное отношение к ней через знакомство с произведениями Ушинского.

Задачи проекта:

Познакомить детей с творчеством К.Д. Ушинского;

Формировать связную речь детей, способствовать развитию творческих способностей, развивать мелкую моторику;

Воспитывать гуманное отношение к природе.

Участники проекта: дети 5-7 лет, воспитатели, руководитель изобразительной деятельности, родители.

Продолжительность проекта: 1 месяц.

Основные формы реализации проекта:

Чтение художественной литературы;

Пересказ произведения;

Пальчиковые игры;

Подвижные игры;

Продуктивная деятельность.

Принципы реализации проекта:

Учёт возрастных особенностей воспитанников ДОУ;

Интеграция;

Координация деятельности воспитанников;

Преемственность взаимодействия ДОУ и семьи.

Предполагаемый результат:

Улучшение связной речи детей, развитие творческих способностей, развитие мелкой моторики;

Повышение педагогической культуры родителей;

Повторение в игровых ситуациях знаний, полученных в процессе реализации проекта

Формирование реалистических представлений о природе, воспитание гуманного отношения к ней.

Продукт проектной деятельности:

Выставка работ детского творчества по рассказам К. Д. Ушинского;

Картотека подвижных, дидактических, пальчиковых игр;

Иллюстрации к рассказам писателя;

Консультация для родителей «Книга и ребёнок».

Фото отчето проведении проекта.

Этапы работы над проектом:

1. Целеполагание.

2. Формулирование проблемы, объяснение актуальности темы проекта.

3. Разработка проекта:

Доведение до участников проекта важности данной проблемы;

Составление перспективного плана мероприятий;

Материально-техническое оснащение проекта;

Организация работы по созданию условий для реализации проекта;

Организация методической работы;

4. Выполнение проекта.

Работа, направленная на решение задач, способствующих реализации цели проекта.

5. Презентация проекта (фото отчет).

Знакомство с творчеством К.Д. Ушинского

творчество Ушинский сказка рассказ

Нет в нашей стране человека, который не знал бы сказок про курочку рябу, про колобок, про братца Иванушку с сестрицей Алёнушкой, не читал бы рассказа "Четыре желания", не повторял бы лукавую прибаутку про лентяя Тита: "Тит, иди молотить".-"Брюхо болит".-"Тит, иди кисель есть".-"А где моя большая ложка?"

Все эти и многие другие, так же хорошо известные всем сказки, рассказы и прибаутки одни сочинил, другие пересказал Константин Дмитриевич Ушинский.

Константин Дмитриевич Ушинский родился более ста пятидесяти лет назад, в 1824 году.

Детство он провёл на Украине, в маленьком городке Новгород-Северске и учился в тамошней гимназии.

Гимназия, вспоминал Ушинский, помещалась в старом, ветхом здании, похожем больше на сарай, чем на школу: "Окна в старых рамах дрожали, подгнившие полы, залитые чернилами и стоптанные гвоздями каблуков, скрипели и прыгали; расколовшиеся двери притворялись плохо, длинные старые скамьи, совершенно утратившие свою первоначальную окраску, юыли изрезаны и исписаны многими поколениями гимназистов. Чего-чего только не было на этих скамьях! И ящики самой замысловатой работы, и прехитрые, многосложные каналы для спуска чернил, и угловатые человеческие фигурки - солдатики, генералы на лошадях, портреты учителей; и бесчисленные изречения, бесчисленные обрывки уроков, записанных учеником, не понадеявшимся на свою память, клеточки для игры в скубки, состоящей в том, что гимназист, успевший поставить три креста сряду, драл немилосердно своего партнёра за чуб... В низших классах бывало до того душно, что какой-нибудь новенький учитель, ещё не привыкший к нашей гимназической атмосфере, долго морщился и отплёвывался, прежде чем начинал свой урок".

Но директор гимназии И.Ф.Тимковский - писатель и историк, добрый и образованный человек, сумел воспитать в гимназистах уважение к знанию, к науке, и те гимназисты, которые хорошо учились, пользовались среди товарищей большим уважением.

После гимназии Ушинский учился в Московском университете. А окончив университет, сам стал учителем.

Сначала он работал в Ярославле, потом его назначили преподавать русскую словесность - так тогда в школах назывались уроки русского языка и литературы - в Гатчинский сиротский институт, в котором жили и учились дети-сироты.

Когда Ушинский начал преподавать в Гатчинском институте, он обнаружил, что его ученики и ученицы очень плохо знают все предметы.

То же самое он увидел и в Смольном институте благородных девиц, куда его перевели потом и где воспитывались дочери дворян. Девочки юыли уверены, что булки растут на деревьях, а когда однажды им задали написать сочинение "Восход солнца", они даже не смогли объяснить, почему солнце восходит и заходит.

Но хуже всего было то, что они считали ученье мукой мученической и наказанием.

И так во всех школах.

Ушинский очень любил детей и очень им сочувствовал: учиться им действительно было трудно. Учебники, по которым они учились, были скучные и непонятные, и ребятам, чтобы не получить плохой отметки, приходилось затверживать их наизусть.

И вот Константин Дмитриевич Ушинский решил написать такой учебник, по которому детям учиться было бы легко и интересно. А когда ученье не мученье, тогда ученик и занимается, и учится успешнее.

И Ушинский составил два таких учебника для начальной школы. Они назывались "Родное слово" и "Детский мир".

"Родное слово" и "Детский мир" были совсем не похожи на прежние скучные учебники. В них было всё понятно и очень интересно. Уж их-то начнёшь читать и не оторвёшься: хочется скорее узнать, про что написано на следующей странице.

В свои книги Ушинский поместил сказки - некоторые из них он слышал в детстве и теперь пересказал, а некоторые придумал сам.

Он сочинил рассказы о том, что близко детям, что окружает их в повседневной жизни: о животных и птицах, о явлениях природы, о самих детях - об их занятиях и играх.

Он рассказал ребятам про то, что хлеб, который они едят, одежда, которую они носят, дом, в котором живут, - всё это дело рук людей, и поэтому самый нужный, самый уважаемый человек в обществе - труженик: крестьянин, ремесленник, рабочий.

Вместе со своим другом - молодым учителем Модзалевским Константин Дмитриевич сложил стихотворения-песенки, которые так легко запоминались. Они тоже вошли в его книги.

Среди этих песенок было и вот эта:

Дети, в школу собирайтесь!

Петушок пропел давно!

Попроворней одевайтесь!

Смотрит солнышко в окно.

Книги Ушинского открывали детям большие и маленькие тайны огромного мира, в котором они только начинали жить и в котором так много было незнакомого, непонятного и таинственного.

А главное - они открывали самую большую тайну: в чём радость и счастье человека. Из рассказов и сказок Ушинского всем было ясно, что счастливым бывает только добрый, честный и трудолюбивый человек.

В первый раз книги Ушинского "Родное слово" и "Детский мир" были напечатаны более ста лет тому назад. По ним учились многие поколения: не только наши бабушки и дедушки, прабабушки и прадедушки, но и прапрабабушки и прапрадедушки.

И нынешние школьники читают и любят рассказы и сказки Константина Дмитриевича Ушинского.

И можно с уверенностью сказать, что эти рассказы и сказки будут читать и любить ещё много-много новых поколений, потому что всегда у людей будет в почёте труд, знание, честность и доброта.

Сказки и рассказы К.Д. Ушинского

Пчелы и мухи. Ушинский Константин Дмитриевич. Рассказ

Медведь и бревно. Ушинский Константин Дмитриевич. Рассказ

Пчелки на разведках. Ушинский Константин Дмитриевич. Рассказ

Лес и ручей. Ушинский Константин Дмитриевич. Рассказ

В лесу летом. Ушинский Константин Дмитриевич. Рассказ

Орел и кошка. Ушинский Константин Дмитриевич. Рассказ

Бодливая корова. Ушинский Константин Дмитриевич. Рассказ

Дятел. Ушинский Константин Дмитриевич

Ворон и сорока. Ушинский Константин Дмитриевич

Гусь и журавль. Ушинский Константин Дмитриевич

Два козлика. Ушинский Константин Дмитриевич

Козел. Ушинский Константин Дмитриевич

Васька. Ушинский Константин Дмитриевич

Петушок с семьей. Ушинский Константин Дмитриевич

Лошадка. Ушинский Константин Дмитриевич

Бишка. Ушинский Константин Дмитриевич

Уточки. Ушинский Константин Дмитриевич

Не ладно скроен, да крепко сшит (Заяц и ёж). Ушинский Константин Дмитриевич

Жалобы зайки. Ушинский Константин Дмитриевич

Слепая лошадь. Ушинский Константин Дмитриевич

Два плуга. Ушинский Константин Дмитриевич. Притча

Ветер и солнце. Ушинский Константин Дмитриевич. Притча

Дети в роще. Ушинский Константин Дмитриевич. Рассказ

Чужое яичко. Ушинский Константин Дмитриевич. Рассказ

Четыре желания. Ушинский Константин Дмитриевич. Рассказ

Утренние лучи. Ушинский Константин Дмитриевич. Рассказ

Проказы старухи-зимы. Ушинский Константин Дмитриевич. Рассказ

История одной яблоньки. Ушинский Константин Дмитриевич. Рассказ

Гадюка. Ушинский Константин Дмитриевич. Рассказ

Как рубашка в поле выросла. Ушинский Константин Дмитриевич. Рассказ

Перспективный план реализации педагогического проекта

1.Чтение рассказа К. Д. Ушинского «Четыре желания».

2. Работа над содержанием рассказа и с иллюстрацией.

3.Этюд импровизация.

4.Пересказ текста детьми.

5. Дидактическая игра «Подбери признак».

6.Дидактическая игра «Составь предложение».

7.Физкультминутка «Русская песенка».

8. Повторное чтение рассказа с установкой на пересказ.

9. Пересказ рассказа детьми.

10. Продуктивная деятельность: рисование «Времена года».

11. Поисковая работа (совместно с родителями) - найти пословицы и поговорки о временах года.

1.Чтение рассказа К.Д.Ушинского «Умей обождать».

2.Работа над содержанием рассказа.

3.Физкультминутка «Вышла курочка гулять».

4. Дидактическая игра «Какой, какая, какие?».

5. Этюд «Петушок и курочка».

6. Пальчиковая игра «Птицы».

7. Работа с иллюстрацией.

8.Упражнение «Переделываем сказку».

9. Беседа по русским народным сказкам «Кот, Петушок и Лиса», «Зайкина избушка», «Курочка Ряба».

8. Продуктивная деятельность: отрывная аппликация «Птицы».

1.Чтение рассказа «Спор животных К.Д. Ушинского.

2. Работа над содержанием рассказа.

3. Работа с иллюстрацией.

4. Дидактическая игра «Чья, чей, чьё?».

5. Этюд - импровизация.

7. Повторное чтение рассказа.

8. Выстраивание графического плана рассказа.

9. Пересказ текста детьми по графическому плану.

10. Наблюдение за домашними животными.

11. Продуктивная деятельность: дети рисуют своё любимое домашнее животное.

1.Чтение сказки К.Д.Ушинско-го «Как аукнется, так и откликнется».

2.Пояснение детям незнакомых слов.

3.Работа над содержанием сказки.

4. Этюд «Лиса и журавль».

5. Повторное чтение рассказа с подсказками детей.

6. Пересказ текста с опорой на схемы.

7. Работа с пословицами и поговорками.

8. Упражнение «Мы -сказочники».

9. Пальчиковая гимнастика «Звери».

10. Продуктивная деятельность: лепка посуды для журавля и лисы.

Размещено на Allbest.ru

...

Подобные документы

    Даты жизни и деятельности великого педагога, основоположника русской педагогической науки. Его вклад в развитие мировой педагогики. Условия для выполнения образовательных и воспитательных задач. Работы Ушинского, содержание центральных идей его теории.

    презентация , добавлен 21.10.2016

    Краткая характеристика культуры XIX века в России. Достижения в воспитании и образовании. Дидактическая установка великого русского педагога Константина Дмитриевича Ушинского - учителя русских учителей. Принцип научности обучения, его содержание.

    контрольная работа , добавлен 06.05.2015

    Становление лексико-грамматической системы у детей в норме и с общим недоразвитием речи. Характеристика нарушения лексико-грамматической стороны речи при ОНР. Выявление нарушений лексико-грамматического строя речи у детей, разработка методов коррекции.

    курсовая работа , добавлен 22.09.2010

    Антропологическое обоснование педагогического знания. Закон детской природы. Народность в воспитании. Общественный характер образования. Оригинальность и новаторство подхода К.Д. Ушинского. Физиологическая, психологическая и социальная природа человека.

    презентация , добавлен 10.12.2010

    Психолого-педагогические аспекты речевого развития ребенка. Сказка как жанр художественной литературы. Основные функции и виды речи. Восприятие сказки ребенком дошкольного возраста. Исследование влияния сказки на особенности связной речи детей 4-5 лет.

    дипломная работа , добавлен 22.10.2009

    Лингвистические и психологические аспекты изучения связной речи у детей. Развитие связной речи у детей с недоразвитием речи. Разработка рекомендаций по формированию связного речевого высказывания у детей школьного возраста с недоразвитием речи.

    дипломная работа , добавлен 29.10.2017

    Научно-методическое обоснование лингводидактической проблемы развития связной речи у младших школьников. Роль педагогического подхода к привитию навыков связной речи. Работа над словом, словосочетанием и предложением. Методы развития связной речи.

    курсовая работа , добавлен 13.05.2013

    Анализ теоретических подходов к проблеме психолого-педагогического сопровождения в дошкольном образовательном учреждении. Выявление уровня сформированности ситуативной связной речи у детей среднего дошкольного возраста с комплексными нарушениями речи.

    курсовая работа , добавлен 02.11.2014

    Первые этапы жизни К.Д. Ушинского. Складывание педагогических взглядов в ходе преподавания в Ярославском Демидовском лицее и Гатчинском сиротском институте. Педагогические принципы К.Д. Ушинского, его взгляды и идеи на образование и воспитание личности.

    курсовая работа , добавлен 29.08.2015

    Психолого-педагогически основы развития связной речи дошкольников, проблема в трудах педагогов. Русские народные сказки как средство развития связной речи детей. Экспериментальное изучение влияния русских народных сказок на развитие связной речи.