Макияж. Уход за волосами. Уход за кожей

Макияж. Уход за волосами. Уход за кожей

» » «Тема Великой Отечественной войны в повести В. Кондратьева "Сашка"

«Тема Великой Отечественной войны в повести В. Кондратьева "Сашка"

Тема: «Характер русского солдата и проблема нравственного выбора на войне» (по повести В. Кондратьева «Сашка»).

Цели: вызвать у учащихся размышления о прочитанном, переживания, душевный отклик; рассмотреть проблему нравственного выбора на войне; показ писателем характера русского солдата; совершенствовать умение анализировать текст.

Оборудование урока: семейные реликвии времён Великой Отечественной войны, фотографии, воспоминания писателей и поэтов – фронтовиков; диск с записями песен о войне, видеофильм «Сашка».

Методические приёмы: анализ текста, беседа, проблемные вопросы.

ХОД УРОКА

I. Вступительное слово учителя

В одном интервью В.Л.Кондратьев сказал: «У каждого писателя должна быть сверхзадача. Для меня она заключалась в том, чтобы рассказать ту правду о войне, которая ещё не написана».
Вячеслав Кондратьев прошёл вместе со своими будущими героями фронтовые дороги. Он писал о тех, кто воевал и погибал подо Ржевом. Но фронтовики, сражавшиеся под Москвой, Сталинградом, на Ладоге и Днепре, узнавали в его рассказах себя, свои чувства и мысли, свой жизненный опыт, свою радость и боль.

В центре урока сегодня – характер русского солдата и проблема нравственного выбора на войне.
Я надеюсь, что мы придём к тому вечному, что несла русская классическая литература. Что выше, что важнее: приказ, общее мнение, обстоятельства, воля кого-то, кто выше тебя, или ты сам со своим пониманием совести и добра? Старое и вечное испытание человека: переступить или не переступить?

II. Биография писателя (сообщение ученика)

В.Л.Кондратьев родился 30 октября 1920 года в Полтаве. Прозаик. Один из писателей фронтового поколения. С первого курса института в 1939 году был призван в армию. Служил в железнодорожных войсках на Дальнем Востоке. В декабре 1941 года ушёл на фронт. В 1942 году воевал подо Ржевом в составе стрелковой бригады. Был ранен, награждён медалью «За отвагу». После отпуска по ранению служил в железнодорожных войсках, был снова тяжело ранен, пробыл полгода в госпитале, стал инвалидом.
В 1958 году закончил Московский заочный полиграфический институт. Много лет работал художником-оформителем. Первую повесть – «Сашка» – опубликовал в феврале 1979 года в журнале «Дружба народов». В 1980 году в журнале «Знамя» были напечатаны рассказ «День Победы в Чернове», повести «Борькины пути-дороги» и «Отпуск по ранению».
Все произведения В.Кондратьева автобиографичны. Его повести «Отпуск по ранению», «Встречи на Стретенке» и роман «Красные ворота» объединены общим героем – лейтенантом Володькой. В первой из них он после короткой передышки в Москве возвращается воевать подо Ржев. Вторая повесть и роман – книги о возвращении героя с войны, о трудностях вхождения в будничную мирную жизнь.
Свои повести и рассказы В.Кондратьев писал о главном в жизни своего поколения, о тех, кто воевал и погибал подо Ржевом, пусть и не получившим официального статуса города-героя, но оставшимся в памяти всех, кто там воевал, одной из самых героических и трагических страниц Великой Отечественной войны. Его проза, его «Ржевский роман», по определению В.Астафьева, стала погружением в прошлое, переживанием заново «своей войны».
К.Симонов так сказал о военной судьбе писателя-фронтовика В.Кондратьева: «До Берлина не дошёл, но своё дело на войне сделал».
Писатель покончил жизнь самоубийством во время тяжёлой болезни 21 сентября 1993 года. В.Кондратьев завещал развеять его прах на Овсянниковом поле. Это там, на рубеже перед деревнями Наново, Овсянниково, Усово, где всю весну сорок второго войска 30-й армии с переменным успехом атаковали немецкую оборону. Деревни переходили из рук в руки, а на полях, почти на каждом шагу, лежали мёртвые. Это там, где погибала рота, в которой служил писатель.
Завещание В.Кондратьева осталось невыполненным. Зато поисковики отвезли на могилу писателя землю из той самой рощи, где был рубеж для атак на Панове и Овсянниково, каску да сапёрную лопатку одного из его погибших товарищей. А на краю рощи поисковики поставили крест в память о Вячеславе Леонидовиче Кондратьеве. Эта роща по картам военного времени называлась «Курица», теперь – это заповедная роща, носящая имя писателя.
А сколько пока ещё безымянных рощ и полей на всём огромном пространстве, которое именовалось по картам военного времени «Ржевским выступом»?!

III. История создания повести «Сашка»

В июле 1943 года Илья Эренбург писал: «Замечательные книги о войне напишут не соглядатаи, а участники, у которых теперь подчас нет возможности написать письмо родным…».
Так и вышло: самые пронзительные, самые правдивые книги о войне написали её участники – солдаты и офицеры переднего края, «окопники».
Страстная вера в то, что он обязан рассказать, а люди должны узнать о войне, о его товарищах, которые сложили головы в боях подо Ржевом, руководила Вячеславом Леонидовичем Кондратьевым.
Литературный дебют Кондратьева был явлением неожиданным. Он опубликовал «Сашку» в солидном возрасте, через год ему исполнилось 60 лет.
Непростой, извилистый путь писателя к «Сашке». Кондратьева спрашивали, как случилось, что в немолодые уже годы он вдруг взялся за повесть о войне. «Видимо, подошли лета, пришла зрелость, а с нею и ясное понимание, что война-то – это самое главное, что было у меня в жизни», – признаётся писатель. Начали мучить воспоминания, даже запахи войны ощущал, не забыл, хотя шли уже 60-е годы. Ночами приходили в его сны ребята из родного взвода, курили самокрутки, поглядывали на небо, ожидая бомбардировщика. Жадно читал военную прозу, но «тщетно искал и не находил в ней своей войны», хотя война была одна. Понял, что «о своей войне рассказать могу только я сам. И должен рассказать. Не расскажу – какая-то страничка войны останется нераскрытой».

IV. Чтение стихотворения А.Т.Твардовского «Я убит подо Ржевом»

Судя по всему, бои подо Ржевом были страшными, изнурительными, с огромными человеческими потерями.

V. Экскурс в историю города Ржева

Вот как пишет об этом Е.Ржевская: «Оказывается, старинный герб Ржева – лев на красном поле. Мудрость? Мощь? Военная доблесть? Ржев был перевалочным пунктом и к Днепру, и к озеру Ильмень. Здесь скрещивались интересы крупных политических сил Москвы, Твери, Литвы. И с первой, отмеченной летописью осады Ржев ещё четыре века треплют войны: он объект раздора князей, то добыча Литвы, то отбит вновь для Руси русских земель, а с ослаблением её достаётся Москве. Он стоял на западной окраине русских земель, и не раз на него обрушивался удар врагов, рвущихся в глубь России».
Внимание истории не обходило город, но в годы Великой Отечественной войны он заплатил за это внимание непомерно страшную цену. Ржевский выступ немцы называли «неприступной линией фюрера». Подо Ржевом погибло столько немцев, сколько, например, жителей в Котбусе или Ингольштадте, что германское командование принуждало солдат к стойкости, Гитлер объявил: «Сдать Ржев – это открыть русским дорогу в Берлин».

VI. Воспоминания маршалов Жукова и Рокоссовского (индивидуальные задания).

В воспоминаниях Жукова приводятся факты, в которые трудно поверить. За каждым из них горькая правда, предрешённая гибель людей. Представьте только: в период наступления устанавливается норма расхода боеприпасов – 1-2 выстрела в сутки на орудие! Потому огромные потери. Войска переутомлены, ослаблены. Командование просит остановить невозможное в таких условиях наступление, разрешить закрепиться на достигнутых рубежах. И что же? Директивой от 20 марта 1942 года Верховный отклонил эту просьбу, потребовав энергичного наступления. В конце марта – начале апреля фронты Западного направления пытались выполнить этот приказ – разгромить ржевско-вяземскую группировку врага. Сделать это было нереально. Жуков пишет, что «усилия по понятным причинам оказались безрезультатными». И добавляет: только после этого Ставка вынуждена принять была предложение о переходе к обороне на этой линии.

Рокоссовский тоже рассказал о страшной тяжести, выпавшей на долю воевавших на этом направлении, в том числе и подо Ржевом: «В полках и дивизиях не хватало солдат, пулемётов, миномётов, артиллерии, боеприпасов, танков остались единицы…Парадокс: сильнейший обороняется, а более слабый наступает. Причём в наших условиях, по пояс в снегу».

VII. Анализ повести “Сашка»

– Мысленно перенесёмся в то время и на ту землю, о которых узнали по воспоминаниям военачальников и прочли в повести «Сашка».
Два месяца воюет Сашка. Много это или мало?

– Зачитайте те существенные детали, с вашей точки зрения, которые помогли писателю воссоздать это время.

– Несколько дней фронтовой жизни.

1. Быт войны. Тот самый, про который писатель скажет: «…вся война из этого быта и состояла. Сами бои составляли не главную часть жизни человека на войне. Остальное был быт, непомерно трудный, связанный с лишениями и с огромными физическими нагрузками.

– Как показан военный быт в повести?
– Так зачем же Кондратьев так дотошно выписывает этот убогий быт войны?

– Мы понимаем, что эта правда детали, быта выводит к той самой главной истине, ради которой живёт наша литература, – к правде человека, решившегося остаться человеком в этой страшной войне.

  1. Сашка добывает валенки для ротного.
  2. Раненый Сашка под огнём возвращается в роту проститься с ребятами и отдать автомат.
  3. Сашка ведёт санитаров к раненому, не полагаясь на то, что они сами его разыщут.
  4. Сашка берёт в плен немца и отказывается его расстрелять.
  5. Встреча с Зиной.
  6. Сашка выручает лейтенанта Володю.

2. Эпизод пленения немца. Испытание властью

Пересказ эпизода с привлечением текста

– Каким мы видим Сашку в этом эпизоде?

Сашка вызывает симпатии, уважение к себе добротой, участливостью. Гуманностью. Война не обезличила, не обесцветила Сашкин характер. Он любознателен и пытлив. На все события имеет свою точку зрения. Сашке не по себе от почти неограниченной власти над человеком, он понял, какой страшной может стать эта власть над жизнью и смертью. Мы ценим в Сашке и огромное чувство ответственности за всё. Даже за то, за что отвечать он не мог. Стыдно перед немцем за никудышную оборону. За ребят, которых не похоронили: он старался вести немца так, чтобы не видел тот наших убитых и не захороненных ещё бойцов, а когда всё-таки натыкались они на них, стыдно было Сашке, словно он в чём-то виновен.

В воспоминаниях В.Кондратьева есть такие строки:

Их закопать мы даже не пытались,
Себе – живым – окопы рыть не в силах…
Не узнаю… Но здесь мы были,
Ещё полна земля следов
Той страшной и далёкой были,
Они глядят глазницами пустыми
Белеющих в овраге черепов.

– Почему же Сашка всё-таки не выполнил приказ?Это ведь немыслимое в армии событие – неподчинение приказу старшего по званию.

Сашка жалеет немца, не представляет, как сможет нарушить данное ему слово. «Цена человеческой жизни не умалилась в его сознании».
И напишет Кондратьев удивительные слова: «Сашка вздохнул глубоко, полной грудью…и подумал коли живой останется, то из всего им на передке пережитого, будет для него случай этот самым памятным, самым незабываемым…».

– Почему?

Сашка ходил в атаки, часто безнадёжные и поэтому смертельно опасные, отбивал нападения немецкой разведки, бился один на один с немцем, видел смерть, но самый памятный день – это тот, когда не убил немца. Не убил, чтобы остаться человеком.
Не убитый им немец – это сила души, борющейся с таким победоносным, с таким могучим злом. И Кондратьев убеждает, что мы победили не потому, что были сильнее, а потому, что были выше. Духовнее, чище.

Просмотр этого эпизода в фильме

– Удалось ли режиссёру фильма передать душевное состояние Сашки и немца в этом эпизоде, о котором пишет Кондратьев в книге?

3. Роль эпизодического героя, связного комбата Толика

Девиз Толика – «наше дело телячье». Но Сашка не хочет быть телёнком, он хочет оставаться человеком. Сашка и Толик противопоставлены как ответственность и безответственность, сочувствие и равнодушие, честность и шкурничество.

4. Встреча с Зиной. Испытание любовью

Обсуждение: Противоречит ли поведение Сашки вашему мнению о его характере или, наоборот, подтверждает уже сложившееся мнение о нём?
Сашка остаётся Сашкой: справедливость, доброта и здесь взяли верх. Сашка не ожесточился, не огрубел, сумел понять Зину и не осудить её, хотя горько ему и больно. «Неосудима Зина… Просто война… И нету у него зла на неё!..»
Раз у них любовь, какое право он имеет ей мешать? И Сашка уходит, не причиняя Зине боли лишними разговорами. Он бы по-другому не мог.

5. Короткая фронтовая дружба с Володей. Испытание дружбой

Пересказ эпизода с привлечением текста.

Обсуждение: Как проявляет себя Сашка во время краткой фронтовой дружбы с лейтенантом Володей?

Автор сочувствует Сашке: он, на вид совсем не геройский, не лихой солдат, оказался сильнее и смелее отчаянного лейтенанта с Марьиной Рощи, выручает его из беды. «История эта нервишек стоила, если по-честному, то совсем не «наплевать» было Сашке».

VIII. Решение нравственной проблемы

– Есть «надо» и «сверх надо». Сашка делает «сверх»? Или это командует совесть?
С точки зрения Сашки, это норма, ничего сверхъестественного. Он иначе не может. Нет двух совестей – совести и иной совести: совесть или есть, или её нет, как нет двух патриотизмов.

– Что дало вам знакомство с Сашкой?
– Как вы думаете, легко или трудно иметь такого друга, как Сашка?

IX. Выводы

Характер Сашки – открытие Кондратьева. Пытливый ум и простодушие, жизнестойкость и деятельная доброта, скромность и чувство собственного достоинства – всё это соединилось в цельном характере героя. Кондратьев открыл характер человека из народной гущи, сформированный своим временем и воплотивший лучшие черты этого времени. «История Сашки – это история человека, оказавшегося в самое трудное время в самом трудном месте на самой трудной должности – солдатской». «…Не прочитай я «Сашку», мне что-то не хватало бы не в литературе, а просто-напросто в жизни. Вместе с ним у меня появился ещё один друг, полюбившийся мне человек», – писал К.Симонов.

На фоне последних кадров фильма звучит песня «Белорусский вокзал» в исполнении ученика под гитару.

X. Слово учителя. Время сегодня трудное, непредсказуемое и подчас пугающее. Никогда не знаешь, откуда ветер подует и каким он будет – шальным, сметающим всё на пути, или ласкающим душу. Большинство из нас как на весенней льдине: встанешь на один край – другой грозит перевернуться… . А старики, они как дети, отрешённо на всё это смотрят, ближе к середине жмутся. Им бывает стыдно за молодых. Они, оборванные эпохой, стараются сберечь для нас заповедное место, которое ещё не затоптано, – достоинство. Они, пережившие великие войны, великий голод, великие стройки, не считают это позорным пятном своим биографии и не сетуют ни на что, принимая жизнь такой, какая она есть. К чему я про это? Да к тому, что наши старики заслужили доброе слово. Не скупитесь на него. Пусть всегда цветут живые цветы на могилах героев. Это нужно живущим, чтобы не зачерствели сердца, чтобы всегда трепетал в них незримый тёплый огонь благодарности предкам за добро, содеянное ими. А гуманный принцип «Никто не забыт, ничто не забыто» утвердился в нашей жизни.
Вот тогда в ваших сердцах всегда будет цвести черёмуха.

XI. Домашнее задание: Написать сочинение-рассуждение: «Легко или трудно иметь такого друга, как Сашка?»

1. «Окопная правда» В. Кондратьева.
2. Пленный немец и Сашка.
3. Настоящий подвиг человеколюбия.

Приказ не выполнить! Да кого? Самого командира части...
В. Л. Кондратьев «Сашка»

Война! Что она сделала с людьми? Она разрушила семьи, оставила женщин скорбными вдовами, а детей сиротами, в чьих по-взрослому серьезных глазах отражаются блики автоматных очередей, от которых погибли их отцы... Вот одна из трагедий войны: человек убивал человека, и не важно, какова его национальность. Захватчик и защитник, победитель и побежденный — все они люди. Странно, наверное, зная о том, что творили фашисты на нашей земле, говорить о равенстве советских солдат и немецких. Первые шли на смерть за Родину, а вторые оказались в России по разным причинам, но большинство из-за того, что принимали присягу или «были одурачены и обмануты».

Раньше печатались только такие произведения, где агрессоры-немцы были все на одно лицо. Но появлялись такие писатели, как Вячеслав Кондратьев со своей «окопной правдой». Они сами прошли войну, и именно эти бывшие солдаты понимают, что нельзя рисовать людей только черной краской. И немцы-захватчики не одинаковы: одни — фашисты, нацисты, звери, для которых не существуют простые человеческие чувства, такие как жалость, сочувствие, а другие — такие же, как наши солдаты, тоскующие по родине, семье, любимой девушке. Им эта война была не нужна. Кондратьев развил эту мысль в своей повести «Сашка», она была напечатана лишь в 1979 году.

В повести рассказывается о том, как в одном из боев русский солдат Сашка взял в плен молодого немца: «Был он вроде бы Сашкин одногодок, дет двадцати, курносый, веснушчатый, на вид прямо русский». Этот немец даже напомнил Сашке его деревенского друга Димку. Когда русский солдат брал «этого фрица» в плен, «показался он Сашке обыкновенным человеком, таким же солдатом, как и он, только одетым в другую форму, только одураченным и обманутым». Кондратьев здесь одним из первых показывает, что и немец и русский не испытывают ненависти друг к другу. Сам «фриц» (его имя в повести не упоминается) протягивает пленившему его русскому солдату зажигалку, и Сашка принимает ее. Есть в произведении интересный эпизод. По пути в штаб Сашка, рассердившись на фрица, называет его фашистом, на что немец неожиданно для героя отвечает: «Их бин нихт фашист, их бин дейче зольдат...». Не фашист? Это странно для Сашки: немец — значит, фашист. По дороге русский солдат узнает, что «его немец» на гражданке был «штудент». «Выходит, грамотный немец, а в Гитлере не разобрался. Эх ты... штудент, а пошел с фашистами», — без злобы подумал Сашка. Приведя немца в штаб к капитану, Сашка получает прямой приказ: «Немца — в расход!» А накануне солдат показал немцу листовку, где говорится, что пленным гарантируется жизнь и возвращение на родину. Кондратьев мастерски показывает психологическое состояние героев. Капитан отдал приказ о расстреле, потому что вчера убило его любимую девушку, и, поддаваясь горю, он винит во всем случайно попавшего к нему немца только из-за его национальности. А Сашка, вместо того чтобы подчиниться, начинает еле слышно оспаривать решение своего командира: «Товарищ капитан... Я ж обещался ему... Я листовку нашу ему показывал, где все сказано...». Вот это настоящий подвиг совести. Но приказ выполнять все-таки пришлось. Дорога к старому сараю, где решили расстрелять немца, — самая тяжелая долгая в жизни как Сашки, так и приговоренного немца. Рука не поднимается у героя на безоружного, так похожего на него самого солдата, пусть говорящего на другом языке, курящего иной табак, ведь «обещал он жизнь немцу». «Обещал. Сроду никого не обманывал, а тут обманул», — мучается Сашка. Поднял немец взгляд — «померкшие глаза и мука в них: чего тянешь, чего выматываешь?...» Вот стоят друг против друга два солдата, воевавшие по разные стороны баррикад, два человека... Один из них ждет смерти, «беспрерывно сглатывая слюну», а другой не решается нажать на курок...

Неожиданно и Сашку и немца спасает сам комбат. Подойдя к Сашке, он сказал, отводя глаза: «Немца отвести в штаб бригады. Я отменяю свое приказание». Капитан все-таки одолел свой гнев, горе, отказался от несправедливого приказа. Кондратьев умеет без пафоса, пространных рассуждений показать настоящий человеческий подвиг милосердия и справедливости. И Сашка, и комбат даже не гордятся собой, а воспринимают сделанное как должное, самое обычное дело. Сашка всего лишь подумал: «...коли живой останется, то из всего, им на передке пережитого, будет для него этот случай самым памятным, самым незабывным...».

Повесть Вячеслава Кондратьева «Сашка» рассказывает о молодом русском пареньке, который волею судьбы оказался на фронте. Война изменила жизнь целых поколений, отняла мирный быт, возможность жить, работать.

Однако человеческие представления о чести, совести, добре и зле невозможно искоренить в человеке. Сашка удивительно добр, ему свойственно милосердие и сострадание к ближнему. Сашке удается взять в плен молодого немца. Если бы им суждено было встретиться в бою, не было бы никаких сомнений, как поступить. А теперь пленник совершенно беспомощен.

Комбат приказывает Сашке расстрелять пленного. Этот приказ вызывает у парня сильнейшее сопротивление.

Мысль о том, что он должен расстрелять беззащитного человека, кажется Сашке чудовищной. Капитан догадывается о состоянии Сашки, поэтому приказывает другому бойцу проверить исполнение приказа.

В сознании каждого человека заложена уверенность, что жизнь человеческая священна. Сашка не может убить беззащитного пленного немца. Он не случайно находит в пленном немце сходство со своим хорошим знакомым. В довершение ко всему он не может забыть листовку, которую показывал немцу. В листовке была обещана жизнь, и Сашка не может понять, как же можно нарушить это обещание.

Ценность человеческой жизниважный фактор. И пусть Сашка слишком прост, чтобы обратиться к теориям великих философов и гуманистов, в душе он четко осознает свою правоту. И именно это заставляет его медлить с выполнением приказа.

Даже в условиях войны Сашка не ожесточился, общечеловеческие ценности для него не потеряли свой смысл. Не случайно уже после того, как комбат отменил приказ, Сашка понял: «...коли живой останется, то из всего, им на передке пережитого, будет для него случай этот самым памятным, самым незабывным...».

Пришлось Сашке из-за ранения отправиться в тыл. Волнует предстоящая встреча с девушкой Зиной, которая была медсестрой. И пусть сознает Сашка, что ничего серьезного у него с Зиной не было, но все-таки мысль о ней согревала его душу, вселяла надежду.

Неожиданно на Сашку обрушивается чужое недоверие, которое шокирует его. Ранен он был в левую руку, и присутствующий на осмотре лейтенант счел, что сделано это целенаправленно самим бойцом, чтобы покинуть поле боя и отправиться в тыл. Сашка не сразу понял, о чем идет речь. «Но потом, поймав на себе подозрительный, пристальный взгляд, догадался: этот аккуратненький, … не хлебнувший и тысячной доли того, что довелось Сашке и его товарищам, подозревает его, Сашку, что он... сам себя... Да в самые лихие дни, когда казалось, проще и легче – пулю в лоб, чтоб не мучиться, не приходила Сашке такая мысль».

Встреча с Зиной оказалась не столь волнующей, как ожидалось. Не сразу, но узнает Сашка об ее измене.

И становится ему горько и тоскливо. Поначалу возникло у него желание «завтра же утром на передок податься, пусть добивают». Но потом понял Сашка, что у него есть мама и сестра, и не может он так безрассудно распоряжаться своей жизнью.

Сашка открыт и искренен, он весь как на ладони, он не скрывает ничего. Это тип простого русского человека, который, в общем-то, и выиграл войну. Сколько таких Сашек, молодых, искренних, добрых и чистых душой, погибло в Великую Отечественную войну!

Повесть заканчивается размышлениями Сашки, которые возникают у него при взгляде на спокойную, почти мирную Москву. И Сашка понимает: «...чем разительней отличалась эта спокойная, почти мирная Москва от того, что было там, тем яснее и ощутимее становилась для него связь между тем, что делал он там, и тем, что увидел здесь, тем значительней виделось ему его дело там...».

Каждое произведение о войне стремится донести до последующих поколений всю трагедию, с которой вынуждены были столкнуться советские люди в период с сорок первого по сорок пятый. Чем больше времени отделяет нас от того страшного периода, тем меньше остается живых людей, помнящих ту кровавую мясорубку. И именно поэтому произведения о войне необходимо читать и перечитывать, чтобы иметь достоверное понятие о сложной судьбе России.

Глубокий импульс, который послужил толчком к написанию Вячеславом Кондратьевым произведений о тяжких боевых буднях, - непоколебимая вера в то, что он должен поведать о войне, о своих друзьях, сложивших голову в сражениях подо Ржевом. Автор считал своей обязанностью поведать читателю военную правду, какой бы горькой она ни была.

Повесть В. Кондратьева "Сашка" была сразу же замечена и литературной критикой, и читателями. Она заняла достойное место в ряду лучших литературных произведений о военном времени. Какой мы видим войну в повести Вячеслава Кондратьева? Это редеющий в атаках и от постоянных немецких обстрелов батальон; разные его роты, в каждой из которых осталось по полтора десятка из первоначальных ста пятидесяти бойцов... Это три захваченные фашистами деревни - Панове, Усово, Овсянниково. Это овраг, маленькие рощицы и поле, за которым вражеская оборона, простреливаемая пулеметным и минометным огнем...

В центре повествования Кондратьева именно это овсянниковское поле, в воронках от мин, снарядов и бомб, с неубранными трупами, с валяющимися простреленными касками, с подбитым в одном из первых боев танком. Казалось бы, овсянниковское поле ничем не примечательно - обычное поле боя. Но для героев повести Кондратьева все главное в их жизни совершается именно здесь. И многие из них останутся здесь навсегда...

В. Кондратьев во всех деталях воспроизводит военный быт, что придает его повествованию особую реалистичность, делает читателя соучастником военных событий. Для людей, воюющих здесь, даже самая незначительная деталь навсегда врежется в память. Для бойцов овсянниковского поля содержанием жизни стали и шалаши, и мелкие окопчики, и последняя щепоть махры, и валенки, которые никак не высушить, и полкотелка жидкой пшенной каши в день на двоих. И пока солдат жив и цел, ему снова ходить в атаку, есть, что придется, спать, где придется... Из этого и складывалась жизнь солдата. Даже смерть была здесь привычной, и мало у кого оставалась надежда выбраться отсюда живым и неискалеченным.

Кому-то может показаться, что повествование Вячеслава Кондратьева содержит и несущественные подробности: дата, которой помечена пачка концентрата, лепешки из гнилой, раскисшей картошки. Но это все правда, та правда, которая помогает понять по-настоящему, чего стоила русскому народу Великая Отечественная война. Картина военного быта дополняется постоянным обращением В. Кондратьева к тылу. Война в тылу легла на плечи людей непосильной работой, слезами матерей, у которых сыновья на фронте, вдовьей долей солдаток.

В кровавом бою местного значения и в описании жизни тыла Вячеслав Кондратьев изобразил картину большой войны. Люди, показанные в повести, - самые обыкновенные. Но в их судьбах отражается судьба миллионов россиян во время тяжелейшей войны.

Кондратьев с большим мастерством передает напряженную жизнь военного времени. В любой момент приказ или пуля могли разлучить людей надолго, часто навсегда. Но за немногие дни и часы, иногда в одном лишь поступке полностью проявлялся характер человека. Когда Сашка, сам раненый, перевязал тяжело раненного солдата из "папаш", и, добравшись до санвзвода, привел санитаров, он совершил этот поступок, ни минуты не раздумывая. Таков был зов его совести. Он сделал то, что считал само собой разумеющимся, не придавая этому большого значения.

Но тот раненый солдат, которому Сашка спас жизнь, наверняка никогда его не забудет. И пусть он не знает даже имени своего спасителя - он знает гораздо большее: это благородный человек, сострадающий такому же, как он сам, бойцу.

Против нас была очень сильная армия - хорошо вооруженная, уверенная в своей непобедимости. Армия, отличавшаяся необычайной жестокостью и бесчеловечностью, у которой не было никаких нравственных преград в обращении с противником. А как же обращалась с противником наша армия? Сашка, что бы там ни было, не сможет расправиться с безоружным. Для него это означает утрату чувства собственного достоинства, нравственного превосходства над фашистами. Когда у Сашки спрашивают, как он решился не выполнить приказ - не стал расстреливать пленного, разве не понимал, чем ему это грозило, он отвечает просто: "Люди же мы, а не фашисты". И простые его слова наполнены глубоким смыслом.

Несмотря на то, что война изображена Вячеславом Кондратьевым в жутких подробностях - грязь, кровь, трупы, повесть "Сашка" проникнута верой в торжество человечности. Тяжкий период войны изображает В.А. Кондратьев: мы учимся воевать, дорого стоит нам эта учеба, многими жизнями плачено за науку. Постоянный мотив В.А.Кондратьева: уметь воевать - это не только, преодолев страх, пойти под пули, не только не терять самообладания в минуты смертельной опасности. Это еще полдела - не трусить. Труднее научиться другому: думать в бою и над тем, чтобы потерь - они, конечно, неизбежны на войне - все-таки было поменьше, чтобы зря и свою голову не подставлять, и людей не класть.

И нехитрые слова Сашки, о том, что "люди же мы, а не фашисты" преисполнены глубокого смысла: они сообщают о необоримости этого человека. Произведение Кондратьева, в котором он с мужеством и бесстрашием изобразил страшное лицо войны, в своем основании - светлая и ясная книга, так как пронизана непоколебимой верой в торжество человеколюбия и гуманности.

Сегодня мы открываем для себя еще одно имя в современной литературе. Л.Н.Толстой признавался, что каждый раз брал в руки новую книгу с одной и той же думой об авторе: что ты за человек и что нового о жизни можешь поведать?

Что же за человек Вячеслав Кондратьев? Что нового о жизни он нам может поведать?

Скачать:


Предварительный просмотр:

Вячеслав Кондратьев «Сашка»

Урок-размышление

План-конспект урока

Цель урока : вызвать и сохранить у учащихся личностные впечатления, переживание

Прочитанного; совершенствовать умение анализировать текст; воспитывать у

Учащихся патриотические чувства и нравственные качества – замечать

Страдания других и стремиться помочь им; вырабатывать у учащихся умения

Размышлять над теми проблемами, которое несёт в себе художественное

Произведение.

Оборудование: 1. Портрет писателя и иллюстрации к его произведениям.

2. Семейные реликвии времён войны: письма, документы, фотографии

Ход урока.

I. Вступительное слово учителя.

Шесть десятилетий, что минули после Великой Отечественной войны, не ослабили нашего интереса к этому историческому событию. Много честных и талантливых книг написано на эту тему. Это и произведения В.Быкова, и романы В.Астафьева, и повести В.Некрасова, К.Воробьева, В.Кондратьева.

Но горько становится нам от наблюдений, сделанных американским журналистом Хенриком Смитом в его книге «Русские»: «Люди Запада… подчас знают о некоторых исторических событиях в Советском Союзе больше, чем русская молодежь… Такая историческая глухота… привела к развитию поколения молодых, не знающих ни злодеев, ни героев и поклоняющихся разве что звездам западной «рок-музыки».

Не можем мы смириться и с тем, что порой внуки и правнуки фронтовиков стреляют по памятникам погибшим за Родину, глумятся над братскими могилами, решаются на преступления, чтобы завладеть ценными боевыми наградами. Да и сами ордена, медали и знаки воинской доблести превращаются в предметы купли-продажи. К сожалению, не во всех семьях хранят память о воевавших родных.

Подумайте, а смогли бы вы рассказать о том, как отразилась война в судьбе твоей семьи, твоих близких и родных?

(Выступления учащихся по теме «Семейные реликвии времён войны: письма, документы, фотографии»)

Сегодня мы открываем для себя еще одно имя в современной литературе. Л.Н.Толстой признавался, что каждый раз брал в руки новую книгу с одной и той же думой об авторе: что ты за человек и что нового о жизни можешь поведать?

Что же за человек Вячеслав Кондратьев? Что нового о жизни он нам может поведать? Об этом мы узнаем, прослушав сообщение о писателе.

II. Сообщение (Примерное выступление)

Об авторе «Сашки» коротко, но емко сумел сказать К.Симонов в статье «Доброго пути, Сашка!» («Дружба народов», 1972, №2). Мы узнаем, что Кондратьев по профессии художник-оформитель, а по призванию – большой писатель. В 1939 году с первого курса вуза ушел в армию, служил на Дальнем Востоке. Как вы помните, у героя повести такая же судьба. В декабре 1941 года после многочисленных рапортов он в числе 50 младших командиров отправляется на фронт. На переломе от зимы к весне 1942 года Кондратьев подо Ржевом. От тяжести доставшихся бойцам боев мы можем судить по тому, что только первую неделю он был помкомвзвода, командиром взвода, принял роту убитого командира, а после пополнения – снова взвод.

Потом новые бои, тягостные, неудачные, такие, о которых с перехваченным горечью горлом вспоминают фронтовики, когда читают или слушают стихотворение «Я убит подо Ржевом» А.Т.Твардовского:

Я убит подо Ржевом,

В безымянном болоте,

В пятой роте, на левом,

При жестоком налете.

Я не слышал разрыва,

Я не видел той вспышки,-

Точно в пропасть с обрыва –

И ни дна, ни покрышки.

И во всем этом мире,

До конца его дней,

Ни петлички, ни лычки

С гимнастерки моей.

Я – где корни слепые

Ищут корма во тьме;

Я – где с облачком пыли

Ходит рожь на холме;

Я – где крик петушиный

На заре по росе;

Я – где ваши машины

Воздух рвут на шоссе;

Где травинку к травинке

Речка травы прядет,-

Там, куда на поминки

Даже мать не придет.

Подсчитайте, живые,

Сколько сроку назад

Был на фронте впервые

Назван вдруг Сталинград.

Фронт горел не стихая,

Как на теле рубец.

Я убит и не знаю:

Наш ли Ржев, наконец?.. (отрывок)

Убит – эта чаша миновала автора «Сашка», на его долю досталось ранение и медаль «За отвагу» - за отвагу подо Ржевом. Бои подо Ржевом были страшными, изнурительными, с огромными человеческими потерями. Достаточно вспомнить размышления маршала Жукова. В его воспоминаниях приводятся факты, в которые трудно поверить. За каждым из них жесткая правда, предрешенная гибель людей. Представьте только: в период наступления устанавливается норма расхода боеприпасов – 1-2 выстрела в сутки на орудие! Потому потери огромны. Войска переутомлены, ослаблены. Командование просит остановить невозможное в таких условиях наступление, разрешить закрепиться на достигнутых рубежах. И что же? Директивой от 20 марта 1941 г. Верховный отклонил эту просьбу, потребовав энергичного наступления. В конце марта – начале апреля фронты Западного направления пытались выполнить этот приказ – разгромить ржевско-вяземскую группировку врага. Нам понятно теперь, что сделать это было нереально. Жуков пишет, что «усилия по понятным причинам оказались безрезультатными», и добавляет: «только после этого Ставка была вынуждена принять предложение о переходе к обороне на этой линии».

О страшной тяжести, выпавшей на долю воевавших на этом направлении, в том числе и подо Ржевом, рассказал также Рокоссовский: «В полках и дивизиях не хватало солдат, пулеметов, минометов, артиллерии, боеприпасов, танков осталось единицы… Парадокс: сильнейший обороняется, а более слабый наступает. Причем в наших условиях, по пояс в снегу».

После отпуска по ранению В. Кондратьев вновь едет на фронт, служит в железнодорожных войсках, в разведке. В конце 1943 года тяжелое ранение, полгода в госпитале, после – ограниченная годность, инвалидность. «До Берлина не дошел, но свое дело на войне сделал», - так заканчивает повествование о военной судьбе писателя-фронтовика К.Симонов.

III. Путь писателя к «Сашке».

Однажды В.Кондратьева спросили, как случилось, что в немолодые годы он вдруг взялся за повесть о войне. «Видимо, подошли лета, пришла зрелость, а с нею и ясное понимание, что война-то – это самое главное, что было у меня в жизни», - признается писатель. Начали мучить воспоминания, даже запахи войны ощущал, не забыл, хотя шли уже шестидесятые годы. Ночами приходили в его сны ребята из родного взвода, курили самокрутки, поглядывали на небо, ожидая бомбардировщика. Жадно читал военную прозу, но «тщетно искал и не находил в ней своей войны», хотя война была одна. Понял, что «о своей войне рассказать могу только я сам. И я должен рассказать. Не расскажу – какая-то страничка войны останется нераскрытой».

Кондратьев начал разыскивать своих Ржевских однополчан, но никого не нашел и вдруг подумал, что, может, уцелел он один. Значит, тем более он должен обо всем рассказать! Это его долг! И вот «поехал весной 62-ого подо Ржев. Протопал 20 км пехом до самой своей бывшей передовой, увидел ту истерзанную, всю испещренную воронками Ржевскую землю, на которой валялись еще и ржавые пробитые каски, и солдатские котелки… торчали еще оперения невзорвавшихся мин, увидел – это было самым страшным – незахороненные останки тех, кто воевал здесь, может быть, те, кого знал, с кем хлебал из одного котелка жидню-пшенку или с кем жался в одном шалашике при лишенном обстреле, и меня пронзило: об этом писать можно только строгую правду, иначе это будет просто безнравственно».

Писатель открыл правду о войне, пропахшую потом и кровью, хотя сам считает, что «Сашка» - «лишь малая толика того, что нужно рассказать о Солдате, Солдате-Победителе».

На одной из читательских конференций Кондратьеву был задан вопрос: «Что было толчком к появлению «Сашки»? Написан ли он раньше других Ваших произведений, или есть более ранние вещи?»

Ответ Кондратьева: «Сашку» я начал писать с середины, то есть с ранения героя, а когда уже в этой части выявился его характер, я вспомнил рассказанную мне после войны, в году, наверное, сорок седьмом, одним ветераном историю с немцем. Правда, этот человек поступил по-другому – выполнил приказ, не рассуждая. Но и через 5 лет после происшедшего он все прокручивал и прокручивал мысленно свой поступок, искал выходы из создавшегося положения, которые не мог найти тогда.

Он говорил: «Не пойму, как не догадался я тогда обратиться к комиссару батальона или к начштаба – они наверняка сразу отменили бы приказ …» Видите, сколько лет мучил человека поступок, в котором он формально не был виноват, потому что просто выполнил приказ, пусть даже с внутренним сопротивлением. И вот, вспомнив эту историю, я подумал: а как поступил бы в такой ситуации Сашка? Но я усложнил Сашкину задачу, лишив его возможности обратиться к начштаба или к комиссару, которых я « увел на совещание.». поставив своего героя в эти обстоятельства, я не знал еще финала. У меня, как в шахматной задаче, на этом ржевском поле было 3 фигуры – комбат, Сашка и немец; но каждый – со своим характером. Что произойдет с ними, как развяжется этот узел, я не знал. В одной из своих статей критик Людмила Иванова писала, что я облегчил себе задачу, заставив комбата отменить собственный приказ. Нет, это не я его заставил! Его заставил сам Сашка! Своим поведением он поставил капитана в условия, при которых было только 2 выхода: либо расстрелять Сашку за невыполнение приказа, либо отменить приказ. Расстрелять хорошего солдата, взявшего в бою в плен врага, комбат не мог! Он же у меня не изверг какой-то, а просто подавленный горем человек, в этом ослепленном состоянии отдавший необдуманный приказ…».

О чем свидетельствует рассказанная самим автором история?

(Об очень сложном взаимодействии слагаемых творческого процесса – факта жизни и художественного воображения.)

IV Аналитическая беседа по прочитанному.

Перенесемся же мысленно в то время и на ту землю, о которых узнали по воспоминаниями военачальников и прочли в повести «Сашка».

  1. Время повести – ранняя весна 1942 года, место –подо Ржевом, где идут ожесточенные бои. Герой повести, которого даже по фамилии не зовут, все Сашка да Сашка, так он молод, уже 2 месяца находится на «передке». На ваш взгляд, много это или мало? В поисках ответа найдите те существенные художественные детали и картины, которые помогают писателю воссоздать это время, а нам его представить.

(1. Война есть война, и несет она только смерть. Мы видим такую войну с первых страниц (стр.116). читаешь и видишь танки – махины, которые прут на маленьких людей, а им негде спрятаться на белом от снега поле. И рад Сашка рявканью сорокапятки, потому что они отгоняют смерть.

2. Вспомним первую встречу с Сашкой. Ночью он задумал достать валенки для ротного. Рисуется страшная картина, а оказывается – это обычно. (стр. 115).

3. О многом говорит заведенный на передовой порядок: «ранило – отдай автомат оставшемуся, а сам бери родимую трехлинейку, образца 1891 года дробь 30…»

4. Автор говорит о том, что Сашка жалеет о том, что не знал немецкого языка. Он бы спросил у пленного, как у них «с кормежкой, и сколько сигарет в день получают, и почему перебоев с минами нет… Про свое житье-бытье Сашка, разумеется, рассказывать бы не стал, хвалиться нечем. И со жратвой туго, и с боеприпасами,.. нету силенок ребят хоронить, нету… Ведь себе, живым, окопчик вырыть не в силах». Действительно, не было у них ни окопов, ни землянок, только у ротного был «жиденький блиндажик». Этим тоже много сказано: и сил нет, и надежды, что завтра здесь не будет враг. И слова какие: жиденький блиндажик , рота ютится в шалашиках – все подчеркивает ненадежность положения.

5. Когда капитан велел расстрелять пленного, Сашка пробовал возразить. Между ними произошел следующий разговор (стр.140). Значит, за 2 месяца из каждых десяти погибли девять. Вот в чем смысл этого диалога. Ржавая земля пропиталась их кровью. Сашка все время помнит, скольким товарищам не видать пути назад. «Все поля в наших»,- скажет он.

6. На передовой с хлебом было плохо, навару никакого. По несколько раз в день охватывало ощущение пустоты в желудке. «Начальника продснабжения без матерка не поминали, но, когда в апреле концентрат – пшенку получили с отметкой на этикетке, что выпущена она в марте месяце, задумались». Да и полкотелка пшенки делили на двоих.

7. Если с хлебом плохо, то не лучше со снарядами, а немцы все бьют и бьют. Нейтральная полоса между нашими и немецкими окопами простреливается насквозь и составляет всего 1000 метров.

8. Нет курева, боеприпасов. Есть грязь, вши.)

  1. В одной из рецензий сказано, что Кондратьев провел своего героя через испытание властью, любовью и дружбой. Какие эпизоды вы возьмете для доказательства?
  1. Сашка берет в плен немца и отказывается его расстреливать.
  1. Встреча с Зиной.
  2. Сашка выручает лейтенанта Володю; добывает валенки для ротного; раненый Сашка возвращается в роту проститься с ребятами и отдать автомат; во время атаки отдает ротному свой запасной диск для автомата, а сам остается без патронов).
  1. Сжато перескажите, как Сашка взял в плен немца и как это повлияло на его дальнейшую судьбу.

(Сашкина рота, от которой осталось 16 человек, напоролась на немецкую разведку. Она захватила «языка» и поспешно стала отходить. Фашисты хотели отрезать от наших свою разведку: полетели немецкие мины, Сашка оторвался от своих, рванул через огонь и тут увидел немца. Сашка проявляет отчаянную храбрость – берет немца голыми руками: патронов у него нет, свой диск он отдал ротному. Но сколько ребят полегло за «языка»! Сашка знал, поэтому не колебался ни минуты.) (стр.121-123).

  1. Безрезультатно допрашивает немца ротный и приказывает Сашке вести немца в штаб. По дороге Сашка рассказывает немцу, что у нас пленных не расстреливают, обещает ему жизнь. Но комбат, не добившись от немца при допросе никаких сведений, приказывает его расстрелять. Сашка приказу не подчинился. Почему?

(1. Он обещал немцу жизнь: дал ему листовку, в которой было написано, что пленным «обеспечена жизнь и возвращение на родину после войны». Да, тех, кто спалил деревню, «вот поджигателей этих стрелял бы Сашка безжалостно, если б попалась, а как в безоружного? Как?»

2. Очень уж много видел Сашка смертей за это время – проживи до 100 лет, столько не увидишь. Он знает, чего стоит человеческая жизнь.

3.Он чувствует себя ответственным за судьбу пленного немца. Ведь именно он, Сашка, взял его в плен.

4. Сашка понимает свою почти неограниченную власть над немцами, понимает, какой страшной может стать эта власть над жизнью и смертью (стр. 131-132)).

  1. Когда Сашка ведет немца в штаб, мы видим его страшное чувство ответственности за все то, что его окружает. Докажите эту мысль.

(Стыдно ему перед немцем за никудышную оборону, за ребят, которых не похоронили. Он старается вести немца так, чтобы не видел тот наших убитых и не захороненных еще бойцов. А когда они все-таки натыкались на них, стыдно было Сашке, словно он в чем-то был виноват).

Именно этой огромной ответственностью за все, что происходит вокруг, объясняется немыслимое в армии событие – неподчинение приказу старшего по званию: Сашка отказался расстрелять пленного.

  1. А как бы в этой ситуации поступил Толик?

(«Наше дело телячье»,- рассуждает он и, позарившись на часы, готов расстрелять немца).

  1. Что, на ваш взгляд, повлияло на решение комбата отменить приказ о расстреле пленного?

(Комбат сумел перебороть себя, отбросил свои личные обиды и понял Сашку как человека).

Гуманизм Сашки естественен по отношению к пленному немцу, и когда читаешь эти страницы, невольно себе задаешь вопрос: а немец проявил бы такой гуманизм?

На этот вопрос так ответил писатель в интервью по Всероссийскому радио в январе 1985 года: «… Были какие-то отдельные случаи проявления человечности. Я вот хочу рассказать случай, который мне рассказал один инженер из Омска. Было так, что источник воды где-то находился на нейтралке,и, в общем, по молчаливому согласию ни немцы, ни мы, когда люди идут за водой, не стреляют. И посылали его все время. Он самый маленький, такой юркий был, и самый молоденький. И вот он с термосом ползал к ручейку этому за водой.

И вдруг видит завернутое в бумажку что-то лежит. Он побоялся взять, потом пополз туда с минером – не заминировано ли, раскрывает – там лежит шоколадка.

Ну представляете, наверное, какой-то пожилой немец, который видел этого мальчишку, может, он напомнил ему сына или младшего брата, вот сделал ему презент. Если бы это рассказал не воевавший, никто бы не поверил, потому что война действительно была жесточайшая. Но ведь и на войне есть люди и хорошие, плохие, и интеллигентные, которые, в общем-то, не принимали эту войну, но они вынуждены были воевать…»

  1. Мы сказали, что Сашка – человек с огромным чувством ответственности. В каких эпизодах еще он раскрывается в этом качестве?

(1. Услышав в лесу стоны тяжелого раненого человека, Сашка обещает ему прислать из санвзвода санитаров и даже начертил штыком глубокую стрелу и написал «раненый». Но когда добрался, раненый сам, до санвзода и растолковал санитарам, где найти раненого, сам пошел провожать их: «…знает он этих санвзводовских, на передок арканом не затащить. Вернутся и скажут – не нашли, дескать, или что помер уже раненый. Кто их проверять будет?.. А ведь он слово дал. Умирающему – слово!»

2. Уходит в госпиталь Сашка, а автомат своей роте отдает.)

Для героев В.Кондратьева характерно то, что, подчиняясь «надо», они думают и действуют «сверх» надобного. Этим они и привлекательны.

  1. Вспомним сцену, когда неожиданно прорываются немцы, а наши отступают (для политрука главное – не рассуждая, выполнять приказ, пусть даже – ценой жизни (и своей, и еще чужой). Для Сашки – как лучше выполнить сверхзадачу, ради которой и отдан приказ! Ведь, укрывшись за оврагом, наши окажутся в более выгодном для боя положении, чем идущие по открытому полю немцы.

Сашка все, что делает, делает не слепо, а с умом и расчетом.

Итак, следующее испытание – испытание любовью – встреча с Зиной.

  1. Что значит Зина в жизни Сашки?

(Сашка спас ей жизнь. Это его первая любовь, потому он с таким нетерпением ждет встречи с ней: «…понял, что роднее и ближе нет у него сейчас никого, а когда она, спрыгнув с вагона, подбежала к нему, прижалась холодным мокрым лицом и шепнула, чтоб возвращался он обязательно, что будет ждать его, то прищемило сердце какой-то сладкой больно и понял он, что готов для этой девчушки в шинели сделать все, что угодно, лишь бы было ей хорошо и покойно».) (стр. 165-166).

И вот новая встреча с Зиной, которую он так ждет. Но ожидание Зины постоянно прерывается тревогой о родной роте: ей опять дрожать в шалашиках, «…а кого-то беспременно сегодня шлепнет».

  1. Какое чувство у Сашки вызывает предстоящая вечеринка?

(Гнев. Зина видит, как у него подрагиваются губы, а лицо будто почернело: «Веселиться нельзя, когда все поля в наших». А потом обрушивается на него известие, что Зина- там, танцует с лейтенантом. Тяжелую ночь переживает Сашка, горько ему, больно).

  1. Что понимает Сашка, увидев Зину и лейтенанта в окне?

(Он слышит голос Зины: «Не надо, Толя!» - и замечает, как она мягко и несердито отвела его руку. «Вздыбилась рядом земля от взрыва, не ошеломило бы так Сашку. И ни слова, ни обращение по имени, а вот этот жест покойный, даже ласковый… поразил Сашку в самое сердце и уверил его, что любовь у них», - так передает В.Кондратьев состояние Сашки).

Поняв, что ее отношение к нему всего лишь жалость, да к тому же узнав, что она любит другого, Сашка, не попрощавшись, уходит из госпиталя.

Осуждает ли он Зину «за измену», за то, что «за такое краткое время успела разлюбить Сашку и полюбить лейтенанта?»

(Нет. Позже он расскажет обо всем деревенской женщине Паше, и та скажет ему: «Хорошо, что Зину эту не хулишь. Справедливый, значит. Вошел в ее женское положение. Понял…» Прежде всего, он подумал о ней, не о себе. Сумел понять и простить).

Сашка остается Сашкой: справедливость и доброта и здесь взяли верх.

  1. Теперь вспомним эпизоды, связанные с дружбой. Расскажите историю краткой фронтовой дружбы Сашки с лейтенантом Володей.

(Они встретились по дороге к госпиталю. Вместе протопали 100 км, ночуя в деревнях, получая приют от деревенских женщин. В госпитале толстый, отъевшийся майор приходит утихомирить недовольных солдат: две ложки пшенки дали на ужин. На справедливые требования и гневные вопросы майор отвечает по-хамски, и полетела в него тарелка, брошенная рукой разъяренного Володьки. Вину на себя принял Сашка. Он рассудил, что лейтенанту эта выходка так просто с рук не сойдет – трибунал в военное время суров, а его, рядового, быть может, и не накажут строго, а если накажут, то «дальше передка не пошлют», а ему не привыкать.

  1. Осуждаем ли мы Сашку за этот поступок или оправдываем его?

(В бесчеловечной, кровавой войне человек остается человеком, а люди – людьми. «Ну, Сашок, ты человек…», - скажет Сашке лейтенант Володька, когда по дороге услышит от него историю про пленного немца. «Люди же мы, а не фашисты»,- доскажет Сашка просто. Это для писателя главное. Об этом и написана повесть: о страшной войне и сохраненной человечности. Из книги В.Быкова «Сотников» мы уже знаем, что человек может и не выдержать это испытание быть Человеком.

V. Домашнее задание. Сочинение-миниатюра.

  1. «Не прочитай я «Сашку», мне чего-то не хватало бы не в литературе, а просто-напросто в жизни. Вместе с ним у меня появился еще друг, полюбившийся мне человек» - так оценил значение повести В. Кондратьева в своей жизни К. Симонов. А как оцениваешь ее ты?
  2. «История Сашки – это история человека, оказавшегося в самое трудное время в самом трудном месте на самой трудной должности – солдатской», - в этом высказывании К. Симонова трижды повторяется слово «трудный!», однокоренное со словом «труд». Как ты считаешь, за какой труд ценит писателя своего героя? Разделяешь ли ты эту позицию?
  3. Мое впечатление от повести Вячеслава Кондратьева «Сашка».