Макияж. Уход за волосами. Уход за кожей

Макияж. Уход за волосами. Уход за кожей

» » Тема искусство обществознание. Искусство и духовная жизнь

Тема искусство обществознание. Искусство и духовная жизнь

БАСНОПИСЦЫ ДО И ПОСЛЕ КРЫЛОВА Рассказ и цель - вот в чём сущность басни; сатира и ирония - вот её главные качества. В.Г. Белинский Басня - короткий нравоучительный рассказ, нередко стихотворный - существовала ещё в глубокой древности. АНТИЧНОСТЬ Эзоп - биографические сведения о нём легендарны. Рассказывали, что он был уродливый раб-фригиец (из Малой Азии), принадлежал простоватому философу Ксанфу, книжную учёность которого не раз посрамлял своей смекалкой и здравым смыслом. За услуги государству был освобождён, служил лидийскому царю Крезу, погиб жертвой клеветы дельфийских жрецов, обиженных его обличениями. Именно этому легендарному герою, Эзопу, приписывается «изобретение» почти всех ходивших в народе басенных сюжетов. В произведениях Эзопа животные говорят, думают, действуют, как люди, высмеиваются человеческие пороки, приписываемые животным. Этот литературный приём называется иносказанием, или аллегорией, а по имени автора - называют эзоповым языком. Басни Эзопа дошли до нас в прозаической форме. Федр (ок. 15 г. до н.э. - ок. 70 г. (?) н. э.) - раб, а затем вольноотпущенник римского императора Августа. Выпустил пять книг басен в стихах на латинском языке. Первые басни были написаны на эзоповские сюжеты, позже в них стало появляться всё больше нового, «своего». Бабрий (кон. I - нач. II в.) - также сделал стихотворное переложение басен на греческом языке, но в ином стихотворном размере и стиле. О его жизни ничего не известно. Сохранилось 145 его стихотворных басен и ещё около 50 в прозаическом пересказе. ЗАПАДНАЯ ЕВРОПА Жан де Лафонтен (1621-1695) - представитель французского классицизма, великий поэт-баснописец. Как и Крылов, он обратился к басне не сразу, сначала писал драматургические произведения и прозу. Его басни соединили в себе античные сюжеты и новую манеру их изложения. Лафонтен обогатил язык басни сословными говорами, а слог - разными поэтическими стилями придавшими изложению естественность разговорной речи. Готхольд Эфраим Лессинг (1729-1781)- писатель, драматург и философ немецкого Просвещения. Целью басни он считал обличение и поучение. РОССИЯ «В России главными этапами развития басенного жанра были потешная басня А.П. Сумарокова, наставительная И.И. Хемницера, изящная И.И. Дмитриева, лукаво-умудрённая ИЛ. Крылова, красочно-бытовая А.Е. Измайлова. С середины XIX века басенное творчество в России и Европе угасает, сохраняясь в публицистической и юмористической поэзии. Василий Кириллович Тредиаковский (1703-1769) - первый русский профессор Петербургской академии наук, реформатор русского стихосложения, работал переводчиком в Академии наук, писал хвалебные стихи в честь высокородных особ, за что был возведен в придворные поэты. Михаил Васильевич Ломоносов (1711-1765) - великий русский учёный и поэт - первый классик русской литературы. Перевёл несколько басен Лафонтена. Александр Петрович Сумароков (1717-1777) - основоположник русского классицизма, в своём творчестве дал образцы почти всех поэтических жанров, в том числе и басни. Его «Притчи» надолго определили для русской басни стихотворную форму. Денис Иванович Фонвизин (1743-1792) - автор знаменитых пьес «Бригадир» и «Недоросль», в молодости переводил на русский язык басни датского писателя Людвига Хольберга. Гавриил Романович Державин (1743-1816) - жанр басни появился в пору его позднего творчества, в 1800-е гг. Писал басни обычно на оригинальные, а не заимствованные сюжеты, откликался на конкретные злободневные события. Иван Иванович Дмитриев (1760-1837) - в молодости - офицер, в старости - сановник, министр юстиции. Младший друг Державина и ближайший товарищ Карамзина. Его «Басни и сказки» сразу стали признанным образцом этого стиля. Иван Андреевич Крылов (1769-1844) стал известен всем читателям России сразу после того, как в 1809 году вышел первый сборник его басен. Крылов использовал сюжеты, которые шли из древности от Эзопа и Федра. Крылов нашел свой жанр не сразу. В молодости он был драматургом, издателем и сотрудником сатирических журналов. Василий Андреевич Жуковский (1783-1852) - занимался басней в молодости, переводил басни для самообразования и домашнего преподавания. В 1806 году перевёл 16 басен из Лафонтена и Флориана. Жуковским была написана большая статья на первое издание басен Крылова, где он поставил Крылова-баснописца рядом с Дмитриевым. Козьма Прутков (1803-1863) - псевдоним, под которым скрывается коллектив авторов: Алексей Константинович Толстой, братья Владимир, Александр и Алексей Жемчужниковы. Лев Николаевич Толстой (1828 – 1910) – великий русский писатель, был еще и… учителем в школе. В начале 60-х годов он впервые открыл в своем имении школу для крестьянских детей. Толстой написал четыре «Русские книги для чтения», куда вошли стихи, былины и басни. Сергей Владимирович Михалков (род. 1913) - поэт, драматург, известный детский писатель. Жанр басни появился в творчестве Михалкова в конце Великой Отечественной войны.

Эзоп
VI век до н.э.

История жизни
Эзоп (Эсоп) считается родоначальником басни как жанра, а также создателем художественного языка иносказаний - эзопова языка, который не утратил своей актуальности с античных времен до наших дней. В самые мрачные периоды истории, когда за правдивое слово можно было лишиться головы, человечество не впадало в немоту лишь потому, что у него в арсенале был эзопов язык - оно могло выражать свои мысли, воззрения, протесты в сюжетах из жизни животных, птиц, рыб.
С помощью басен Эзоп преподал человечеству азы мудрости. «Используя зверей в том виде, в каком они и по сей день запечатлены на геральдических гербах, древние передавали из поколения в поколение великую правду жизни... - писал Гилберт Честертон. - Если рыцарский лев свиреп и страшен, он и впрямь свиреп и страшен; если священный ибис стоит на одной ноге, он обречен стоять так вечно.
На этом языке, устроенном наподобие огромного звериного алфавита, выведены древнейшие философские истины. Подобно тому как ребенок учит букву «А» на слове «аист», букву «В» на слове «бык», букву «В» на слове «волк», человек учится простым и великим истинам на простых и сильных существах - героях басен».
И это никогда не умолкавшее человечество, столь многим обязанное Эзопу, до сих пор точно не знает, существовал ли такой человек в действительности, или же это собирательное лицо.
По преданиям, Эзоп родился в VI веке до н.э. во Фригии (Малая Азия), был рабом, а затем вольноотпущенником. Некоторое время жил при дворе лидийского царя Креза в Сардах. Позднее, находясь в Дельфах, был обвинен жреческой аристократией в святотатстве и сброшен со скалы.
Сохранилась целая книга забавных рассказов о его жизни и приключениях. Несмотря на то что Эзоп, по легендам, был уродлив и горбат, к тому же и сквернослов, он сделался настоящим героем народных преданий, повествующих о его смелых выступлениях против богачей и знати, о посрамлении им ложной мудрости правящих верхов.
В книге немецкого археолога, историка и искусствоведа Германа Хафнера «Выдающиеся портреты античности» (1984) представлен рисунок на сосуде для питья, изготовленном в V веке до н.э. в Афинах (хранится в Ватикане). На нем гротескно изображен горбун визави с лисицей, которая, судя по жестам, о чем-то ему рассказывает. Ученые полагают, что на рисунке изображен Эзоп.
В этой же книге Хафнер утверждает, что в Афинах во время правления Деметрия Фалерского (317-307 годы до н.э.) статуя Эзопа, созданная Лисиппом, была помещена рядом с группой «Семь мудрецов», что свидетельствует о высоком почитании баснописца и два века спустя после его смерти. Считается, что при Деметрии Фалерском появилось и собрание басен Эзопа, составленное неизвестным нам лицом. «В таком составителе, по-видимому, было что-то великое и человечное, - как справедливо заметил Честертон, - что-то от человеческого будущего и человеческого прошлого...»
Под именем Эзопа сохранился сборник из 426 басен в прозаическом изложении. Среди них встречается много знакомых нам сюжетов. Например «Голодная лисица заметила на одной лозе висящие гроздья винограда. Она захотела их достать, но не смогла и ушла, сказав про себя они еще зелены». Или «Волк увидел однажды, как пастухи в шалаше едят овцу. Он подошел близко и сказал «Какой шум поднялся бы у вас, если бы это делал я!»
Басням из этого сборника писатели разных эпох придавали литературную форму. В I веке н.э. этим прославился римский поэт Федр, а во II веке - греческий писатель Вабрий. В средние века басни Эзопа и Федра выпускались специальными сборниками и были очень популярны. Из них черпали сюжеты баснописцы нового времени Лафонтен во Франции, Лессинг в Германии, И.И. Хемницер, А.Е. Измайлов, И.А. Крылов в России.

Лафонтен Жан

Федр

Древнеримский баснописец. Латинское имя его было не Phaedrus,

а скорее Phaeder; в пользу этой формы свидетельствуют надписи и древние

грамматики. Жил Федр в 1 в. по Р. Хр.; родом был из римской провинции

Македонии. В Италию попал, вероятно, еще очень молодым; судя по

заголовку его произведений, он был вольноотпущенником Августа.

Честолюбие побудило его заняться поэзией. Он решил переложить латинскими

ямбами Эзоповы басни, но уже во 2-й книге вышел из роли подражателя и

написал басню на сюжет из жизни Тиберия. Стремление поэта сблизить темы

своих произведений с современностью оказалось гибельным для него, так

как в это время императорская власть начинала уже преследовать свободу

литературы, а многочисленные доносчики жадно пользовались всяким случаем

для возбуждения процессов по оскорблению величества. Всемогущий любимец

Тиберия, Сеян, усмотрел в некоторых баснях намек на свою особу и

причинил поэту много неприятностей, может быть даже отправил его в

изгнание. При Калигуле Федр, вероятно, выступил с третьей книгой своих

басен. Этой книгой поэт хотел закончить свою поэтическую деятельность,

чтобы "оставить что-нибудь для разработки и своим будущим собратьям", но

это не помешало издать ему четвертую и пятую книги . Умер Федр, вероятно,

около 87 - 88 гг. по Р. Хр. Одному из своих покровителей он гордо

заявлял, что имя его будет жить, пока будут чтить римскую литературу, но

он рассчитывал скорее на будущие поколения, чем на современников,

отношение которых к нему он сравнивает с отношением петуха к жемчужному

зерну. Стремясь исключительно к славе, Федр не домогался никаких

материальных выгод. Главная его заслуга заключается в том, что он ввел в

римскую литературу басню, как самостоятельный отдел; раньше она

встречалась в произведениях разных писателей только спорадически.

Несмотря на неоднократные заявления баснописца о своей

самостоятельности, он в лучших своих произведениях остается только

подражателем Эзопа. Его попытки сочинять басни в духе Эзопа следует

признать неудачными. Так напр., Лессинг совершенно справедливо осудил

басню 4, 11, которую Федр выразительно называет своей собственностью.

Мораль басни Федора часто навязывает своему читателю; иногда, судя по

выводу, он даже не понимает смысла переводимой им греческой басни;

весьма часто, наконец, он удаляется от простоты избранного им рода

поэзии и сбивается на сатиру. Гораздо удачнее те стихотворения Федра, где

он рассказывает о событиях своего времени; как, например, эпизод из

жизни флейтиста Принцепса (5, 7). К числу несомненных достоинств Федра

принадлежит его простой, ясный и чистый язык, благодаря которому его

басни, особенно в прежнее время, усердно читались в школах; единственным

недостатком в этом отношении является излишнее употребление отвлеченных

имен. Ямбы Федра строго сообразуются с законами метрики. Умалению

литературной славы Ф. много способствовали такие талантливые подражатели

его, как Лафонтен и Флориан. В средне века Федр постигла своеобразная

судьба: басни его были пересказаны прозой, и эти пересказы совершенно

придворный капеллан Генриха II английского, Вальтер, пересказал стихами.

Только в конце XVI стол. были найдены три древние рукописи самого Федра,

одна из которых погибла. 30 басен Федра стали известны ученому миру только

с начала XIX стол., когда открыт был список их, сделанный кардиналом

Перотти в XV стол.; но и после нахождения записи Перотти далеко нельзя

ручаться, что мы имеем всего Федра. На утрату басен указывает уже

распределение их по книгам: в 1-й - 31, во 2-й - только 8, в З-й - 19, в

4-й - 25, в 5-й - только 10. Главная рукопись Ф. - "codex Pitboeanns"

(IX в.). названная так по имени ее прежнего владельца Ниту, ныне

находится в частных руках; в 1893 г. она издана фототипически в Париже .

Жан Лафонте́н

(фр. Jean de La Fontaine) - знаменитый французский баснописец; род. в 1621 г. в Шато-Тьери, умер в 1695 г.

Отец его служил по лесному ведомству, и Лафонтен провёл детство среди лесов и полей. Двадцати лет он поступил в братство ораторианцев (Oratoire) для подготовки к духовному званию, но больше занимался философией и поэзией.

В 1647 г. отец Жан Лафонтена передал ему свою должность и убедил его жениться на 15-тилетней девушке. Он очень легко отнесся к своим новым обязанностям, как служебным, так и семейным, и вскоре уехал в Париж, где прожил всю жизнь среди друзей, поклонников и поклонниц его таланта; о семье своей он забывал целыми годами и лишь изредка, по настоянию друзей, ездил на короткое время на родину.

Сохранилась его переписка с женой, которую он делал поверенной своих многочисленных романтических приключений. На своих детей он так мало обращал внимания, что, встретившись в одном доме со своим взрослым сыном, не узнал его. В Париже Лафонтен имел блестящий успех; Фуке назначил ему крупную пенсию, как плату за одно стихотворение в месяц; вся аристократия покровительствовала ему, а он умел остаться независимым и изящно насмешливым, даже среди льстивых панегириков, которыми он осыпал своих патронов.

Первые стихи, превратившие Жана Лафонтена из салонного стихотворца в первоклассного поэта, написаны были им в 1661 г. и внушены были сочувствием к печальной судьбе его друга Фуке. Это была «Элегия к нимфам Во» (Elégie aux nymphes de Vaux), в которой он горячо заступался перед Людовиком XIV за опального сановника. Жил он Париже сначала у герцогини Бульонской, потом, более 20 лет, в отеле мадам де Саблиер (m-me de la Sablière); когда последняя умерла, и он вышел из её дома, он встретил своего знакомого д"Эрвара (d"Hervart), который предложил ему поселиться у него. «Я как раз туда и направлялся», гласил наивный ответ баснописца.

В 1659-65 гг. Жан Лафонтен был деятельным членом кружка «пяти друзей» - Мольера, Л., Буало, Расина и Шапелля, и сохранял со всеми дружеские сношения и после разрыва между другими членами кружка. В числе его друзей были также Кондэ, Ларошфуко, мадам де Севиньи и др.; только ко двору он не имел доступа, так как Людовик XIV не любил легкомысленного, не признающего никаких обязанностей поэта. Это замедлило избрание Лафонтена в академию, членом которой он стал только в 1684 г. Под влиянием мадам де Саблиер Лафонтен, в последние годы жизни, стал верующим, оставаясь, однако, легкомысленным и рассеянным поэтом, для которого серьёзна была только его поэзия. Значение Жана Лафонтена для истории литературы заключается в том, что он создал новый жанр, заимствуя из древних авторов лишь внешнюю фабулу басен. Создание этого нового жанра полу-лирических, полу-философских басен обусловливается индивидуальным характером Лафонтена, искавшего свободной поэтической формы для отражения своей артистической натуры.

Эти поиски не сразу увенчались успехом. Его первым произведением была «Джоконда» (Joconde, 1666), легкомысленное и остроумное подражание Ариосто; за этим последовал целый ряд «сказок», крайне скабрёзных. В 1668 г. появились первые шесть книг басен, под скромным заглавием: «Басни Эзопа, переложенные на стихи М. Лафонтеном» (Fables d’Esope, mises en vers par M. de La Fontaine); 2 изд., заключавшее уже 11 книг, вышло в 1678 г., а 3-е, с включением 12-й и последней книги - в 1694 г. Первые две книги носят более дидактический характер; в остальных Жан Лафонтен все более становится свободным, перемешивает нравоучение с передачей личного чувства и, вместо иллюстрации, напр., той или другой этической истины, передает большей частью какое-нибудь настроение.

Жан Лафонтен менее всего моралист и, во всяком случае, мораль его не возвышенная; он учит трезвому взгляду на жизнь, уменью пользоваться обстоятельствами и людьми, и постоянно рисует торжество ловких и хитрых над простоватыми и добрыми; сентиментальности в нём абсолютно нет - его герои те, кто умеет устроить свою судьбу. Но не в этой грубой, утилитарной морали значение басен Жана Лафонтена Они велики своими художественными достоинствами; автор создал в них «комедию в сто актов, перенеся на сцену весь мир и все живые существа в их взаимных отношениях». Он понимал людей и природу; воспроизводя нравы общества, он не громил их как проповедник, а отыскивал в них забавное или трогательное. В противоположность своему веку, он видел в зверях не механические существа, а живой мир, с богатой и разнообразной психологией. В его баснях живёт вся природа. Под видом звериного царства он, конечно, рисует человеческое, и рисует тонко и метко; но в то же время его звериные типы в высшей степени выдержанны и художественны сами по себе.

Художественному значению басен Жана Лафонтена способствует также красота поэтических вступлений и отступлений Лафонтена, его образный язык, свободный стих, особое искусство передавать ритмом движения и чувства и вообще удивительное богатство и разнообразие поэтической формы. Данью галантной литературе стало прозаическое произведение Жана Лафонтена - повесть «Любовь Психеи и Купидона» (Les amours de Psyché et de Cupidon), являющаяся переработкой сказки Апулея об Амуре и Психее из его романа «Золотой осёл».

Иван Андреевич Крылов

Русский баснописец, писатель, драматург.

Родился в 1769 году в Москве. Учился молодой Крылов мало и бессистемно. Ему шел десятый год, когда умер отец, Андрей Прохорович, бывший в тот момент мелким чиновником в Твери. Андрей Крылов "наукам не учился", но очень любил читать и привил свою любовь сыну. Он сам выучил мальчика чтению и письму и оставил ему в наследство сундук книг. Дальнейшее образование Крылов получил благодаря покровительству писателя Николая Александровича Львова, прочитавшего стихи юного поэта. В юности много жил в доме у Львова, учился вместе с его детьми, и просто слушал разговоры литераторов и художников, приходивших в гости. Недостатки отрывочного образования сказывались впоследствии - так, Крылов всегда был слаб в орфографии, но известно, что с годами приобрел достаточно прочные знания и широкий кругозор, научился играть на скрипке и говорить по-итальянски.

Был записан на службу в нижний земский суд, хотя, очевидно, это была простая формальность - в присутствие Крылов не ходил или почти не ходил и денег не получал. В четырнадцатилетнем возрасте попал в Петербург, куда мать отправилась хлопотать о пенсии. Затем перевелся на службу в Петербургскую казенную палату. Однако дела служебные его не слишком интересовали. На первом месте среди увлечений Крылова были литературные занятия и посещение театра. Эти пристрастия не изменились и после того, как в семнадцать лет он лишился матери, и на его плечи легли заботы о младшем брате. В 80-е годы много писал для театра. Из-под его пера вышли либретто комических опер "Кофейница" и "Бешеная семья", трагедии "Клеопатра" и "Филомела", комедия "Сочинитель в прихожей". Эти произведения не принесли молодому автору ни денег, ни известности, но помогли попасть в круг петербургских литераторов. Ему покровительствовал известный драматург Я. Б. Княжнин, однако самолюбивый молодой человек, решив, что в доме "мэтра" над ним насмехаются, порвал со своим старшим другом. Крылов написал комедию "Проказники", в главных героях которой, Рифмокраде и Тараторе, современники без труда узнали Княжнина и его жену. "Проказники" - более зрелое произведение, чем предыдущие пьесы, но постановка комедии была запрещена, и у Крылова испортились отношения не только с семейством Княжниных, но и с театральной дирекцией, от которой зависела судьба любого драматического сочинения.

С конца 80-х основная деятельность разворачивалась в сфере журналистики. В 1789 году в течение восьми месяцев издавал журнал "Почта духов". Сатирическая направленность, проявившаяся уже в ранних пьесах, сохранилась и здесь, но в несколько преображенном виде. Крылов создал карикатурную картину современного ему общества, облекая свой рассказ в фантастическую форму переписки гномов с волшебником Маликульмульком. Издание было прекращено, так как у журнала оказалось всего восемьдесят подписчиков. Судя по тому, что "Почта духов" была переиздана в 1802 году, ее появление все же не осталось незамеченным читающей публикой.

В 1790 году вышел в отставку, решив полностью посвятить себя литературной деятельности. Он стал владельцем типографии и в январе 1792 года вместе со своим другом литератором Клушиным начал издавать журнал "Зритель", пользовавшийся уже большей популярностью.

Наибольший успех "Зрителю" принесли произведения самого Крылова "Каиб", восточная повесть, сказка Ночи, "Похвальная речь в память моему дедушке", "Речь, говоренная повесою в собрании дураков", "Мысли философа о моде". Число подписчиков росло. В 1793 году журнал был переименован в "Санкт-Петербургский Меркурий". К этому времени его издатели сосредоточились прежде всего на постоянных иронических нападках на Карамзина и его последователей. Издателю "Меркурия" было чуждо реформаторское творчество Карамзина, которое казалось ему искусственным и излишне подверженным западным влияниям. Преклонение перед Западом, французским языком, французскими модами было одной из любимых тем творчества молодого Крылова и объектом высмеивания во многих его комедиях. Кроме того, карамзинисты отталкивали его своим пренебрежением к строгим классицистским правилам стихосложения, возмущал его и излишне простой, по его мнению, "простонародный" слог Карамзина. Своих литературных противников, как всегда, изображал с ядовитой язвительностью. Так, в "Похвальной речи Ермолафиду, говоренной в собрании молодых писателей" Карамзин был издевательски изображен как человек, несущий чепуху, или "ермолафию". Возможно, именно резкая полемика с карамзинистами оттолкнула читателей от "Санкт-Петербургского Меркурия".

В конце 1793 года издание "Санкт-Петербургского Меркурия" прекратилось, и Крылов на несколько лет уехал из Петербурга. По словам одного из биографов писателя, "С 1795 по 1801 год Крылов как бы исчезает от нас". Некоторые отрывочные сведения позволяют предположить, что он некоторое время жил в Москве, где много и азартно играл в карты. Очевидно, он странствовал по провинции, жил в поместьях своих друзей. В 1797 году Крылов уехал в поместье князя С. Ф. Голицына, где, очевидно был его секретарем и учителем его детей.

Именно для домашнего спектакля у Голицыных в 1799-1800 годах была написана пьеса "Трумф или Подщипа". В злой карикатуре на тупого, заносчивого и злого вояку Трумфа легко угадывался Павел I , не нравившийся автору прежде всего своим преклонением перед прусской армией и королем Фридрихом II. Ирония была настолько язвительна, что в России пьесу впервые опубликовали только в 1871 году. Значение "Трумфа" не только в его политическом подтексте. Куда важнее, что сама форма "шутотрагедии" пародировала классическую трагедию с ее высоким стилем и во многом означала отказ автора от тех эстетических представлений, которым он был верен в течение предыдущих десятилетий.

После смерти Павла I князь Голицын был назначен рижским генерал-губернатором, и Крылов два года служил его секретарем. В 1803 году снова вышел в отставку и, очевидно, опять провел два следующих года в беспрерывных путешествиях по России и карточной игре. Именно в эти годы, о которых мало известно, драматург и журналист начал писать басни.

Известно, что в 1805 году Крылов в Москве показал известному поэту и баснописцу И. И. Дмитриеву свой перевод двух басен Лафонтена : "Дуб и трость" и "Разборчивая невеста". Дмитриев высоко оценил перевод и первым отметил, что автор нашел свое истинное призвание. Сам поэт не сразу это понял. В 1806 году он напечатал только три басни, после чего вновь вернулся к драматургии.

В 1807 году выпустил сразу три пьесы, завоевавшие большую популярность и с успехом шедшие на сцене. Это - "Модная лавка", "Урок дочкам" и "Илья Богатырь". Особенно большим успехом пользовались две первые пьесы, каждая из которых по своему высмеивала пристрастие дворян к французскому языку, модам, нравам и т.д. и фактически ставила знак равенства между галломанией и глупостью, распутством и мотовством. Пьесы неоднократно ставились на сцене, причем "Модную лавку" играли даже при дворе.

Несмотря на долгожданный театральный успех, Крылов решился пойти по другому пути. Перестал писать для театра и с каждым годом все больше внимания уделял работе над баснями.

В 1808 году им было издано уже 17 басен, среди которых и знаменитая "Слон и моська".

В 1809 году был опубликован первый сборник, сразу же сделавший его автора по-настоящему знаменитым. Всего до конца жизни он написал более 200 басен, которые были объединены в девять книг. Работал он до последних дней - последнее прижизненное издание басен друзья и знакомые писателя получили в 1844 году вместе с извещением о смерти их автора.

Сначала в творчестве Крылова преобладали переводы или переложения знаменитых французских басен Лафонтена, ("Стрекоза и муравей", "Волк и ягненок"), затем постепенно он начал находить все больше самостоятельных сюжетов, многие из которых были связанны со злободневными событиями российской жизни. Так, реакцией на различные политические события стали басни "Квартет", "Лебедь", "Щука и Рак", "Волк на псарне". Более отвлеченные сюжеты легли в основу "Любопытного", "Пустынника и медведя" и других. Однако басни, написанные "на злобу дня", очень скоро также стали восприниматься как более обобщенные произведения. События, послужившие поводом для их написания, быстро забывались, а сами басни превращались в любимое чтение во всех образованных семьях.

Работа в новом жанре резко изменила литературную репутацию Крылова. Если первая половина его жизни прошла практически в безвестности, была полна материальными проблемами и лишениями, то в зрелости он был окружен почестями и всеобщим уважением. Издания его книг расходились огромными для того времени тиражами. Писатель, в свое время смеявшийся над Карамзиным за его пристрастие к излишне простонародным выражениям, теперь сам создавал произведения, понятные всем, и стал истинно народным писателем.

Крылов стал классиком при жизни. Уже в 1835 году В. Г. Белинский в своей статье "Литературные мечтания" нашел в русской литературе всего лишь четырех классиков и поставил Крылова в один ряд с Державиным ,Пушкиным и Грибоедовым .

На национальный характер его языка, использование им персонажей русского фольклора обратили внимание все критики. Писатель оставался враждебен западничеству в течение всей своей жизни. Не случайно он примкнул к литературному обществу "Беседа любителей русской словесности", отстаивавшему старинный русский слог и не признававшему карамзинской реформы языка. Это не помешало Крылову быть любимым как сторонниками, так и противниками нового легкого слога. Так, Пушкин, которому намного ближе было карамзинское направление в литературе, сравнивая Лафонтена и Крылова, писал: "Оба они вечно останутся любимцами своих единоземцев. Некто справедливо сказал, что простодушие есть врожденное свойство французского народа; напротив того, отличительная черта в наших нравах есть какое-то веселое лукавство ума, насмешливость и живописный способ выражаться".

Параллельно с народным признанием шло и признание официальное. С 1810 года Крылов был сначала помощником библиотекаря, а затем библиотекарем в Императорской публичной библиотеке в Санкт-Петербурге. Одновременно с этим получал неоднократно увеличивавшуюся пенсию "во уважение отличных дарований в российской словесности". Был избран членом Российской Академии, награжден золотой медалью за литературные заслуги и получил много других наград и почестей.

Одна из характерных черт популярности Крылова - многочисленные полулегендарные рассказы о его лени, неряшливости, обжорстве, остроумии.

Уже празднование пятидесятилетнего юбилея творческой деятельности баснописца в 1838 году превратилось в поистине всенародное торжество. За прошедшие с тех пор почти два столетия не было ни одного поколения в России, которое не воспитывалось бы на баснях Крылова.

Иван Андреевич Крылов умер в 1844 году в Санкт-Петербурге.

Знакомство человека с басней происходит в школе. Именно здесь мы впервые начинаем понимать ее глубокий смысл, делать первые выводы из прочитанного и пытаемся поступать правильно, хотя и не всегда это выходит. Сегодня мы попытаемся разобраться с тем, что это такое, и выяснить, какова форма речи басни.

Что такое басня

Перед тем как выяснить, какова форма речи басни, разберемся, что это такое. Басней называют сказку небольших размеров, написанную в нравоучительной манере. Ее действующими лицами являются животные и неодушевленные предметы. Иногда главными героями басни выступают и люди. Может иметь стихотворную форму или быть написанной в прозе.

Басня - это какая форма речи? Об этом мы узнаем позже, а сейчас поговорим о ее структуре. Басня состоит из двух частей - повествования и вывода, коим считается конкретный совет, правило или указание, "прикрепленное" к повествованию. Такой вывод обычно располагается в конце произведения, но может быть подан и в начале сочинения. Некоторые авторы представляют его и в виде заключительного слова одного из персонажей сказки. Но как бы читатель ни старался увидеть вывод в отдельно написанной строке, он этого не сможет сделать, так как он прописан в скрытой форме, как само собой разумеющийся в связи с приведенными событиями и разговорами. Поэтому на вопрос: - можно ответить, что это с обоснованным и поучительным выводом.

Форма речи басни

Продолжая изучать этот остановимся на следующем вопросе. Какова же форма речи басни? Чаще всего авторы произведения обращаются к аллегории и прямой речи. Но также встречаются и произведения в жанре дидактической поэзии, в коротком повествовательном виде. Но обязательно это произведение, сюжетно законченное и подлежащее аллегорическому истолкованию. Обязательно присутствует мораль, которая завуалирована.

Самобытна басни Крылова. Русский литератор, конечно же, опирался на работы своих предшественников - Эзопа, Федра, Лафонтена. Однако он не старался подражать их произведениям, переводить их, а создавал свои оригинальные басни. Как правило, использовал он прямую речь и аллегорию, диалоги.

Известные баснописцы

Басня пришла к нам еще из времен Древней Греции. Отсюда нам известны такие имена, как Эзоп (самый великий автор древности), второй по величине баснописец - Федр. Он был автором не только своих собственных сочинений, но и занимался переводами и переделками эзоповских произведений. В Древнем Риме о том, что такое басня, было известно Авиану и Неккаму. В Средневековье написанием сказок с поучительным выводом занимались такие авторы, как Штейнгевель, Ник Пергамен, Б. Папроцкий, и многие другие авторы. Прославился произведениями в данном жанре и Жан Лафонтен (семнадцатый век).

Басня в русской литературе

В 15-16 столетиях в России успех имели те басни, которые пришли с Востока через Византию. Хотя и до этого времени у читателей уже сложилось кое-какое мнение по поводу того, что это такое. Немного позже люди уже начали изучать произведения Эзопа, а в 1731 году Кантемир даже написал шесть басен. Правда, в этом он заметно подражал работам древнегреческого автора, но все же произведения Кантемира можно считать русскими.

Хемницер, Сумароков, Тредиаковский, Дмитриев усердно трудились над созданием своих собственных и переводами иностранных басен. В советское время особую популярность имели работы Демьяна Бедного, Михалкова, Глибова.

Ну а самым известным русским баснописцем был и остается Иван Андреевич Крылов. Расцвет его творчества пришелся на рубеж восемнадцатого и девятнадцатого столетий. Героями произведений чаще всего выступали животные и неодушевленные предметы. Они действуют, словно люди, но своим поведением высмеивают пороки человеческой натуры. Многие животные олицетворяют какую-нибудь черту характера. Например, лисица символизирует хитрость, лев - мужество, гусь - глупость, сова - мудрость, заяц - трусливость, и так далее. Самобытные, гениальные и совершенные басни Крылова переведены на многие европейские и восточные языки. Сам баснописец внес весомую лепту в развитие этого жанра и литературы в целом в России. Наверное, потому его скульптура среди прочих выдающихся личностей заняла свое место на памятнике «Тысячелетие России» в древнейшем городе - Великом Новгороде.

Подведем итог

Итак, мы разобрались с басня, как она произошла, где жили и как назывались творцы этого жанра. Мы выяснили, кем были лучшие в мире баснописцы, и изучили особенности их произведений. А еще мы знаем, какова структура этого литературного шедевра и чему она учит. Теперь читатель знает, что говорить, получив задание: "Раскрой понятие басни". Форма речи и особенный язык этих произведений никого не оставят равнодушным.

Конспект урока можно использовать как урок, а также для подготовки к ЕГЭ по обществознанию либо как внеурочное мероприятие. Первый слайд выполнен в виде видеоролика как вводно-мотивационный этап урока. Практическая часть: миниисследовательская работа. Домашнее задание: выполнение проекта.

Скачать:


Предварительный просмотр:

План урока

Класс 12

Предмет Обществознание

Тема : « Искусство, его виды и формы»

Цель :

Образовательная : раскрыть и осмыслить содержание понятия «искусство», его формах и видах;

Развивающая : помочь обучающимся в осознании непреходящей ценности духовных открытий, выраженных в разных видах искусства;

Воспитательная : способствовать формированию глубокого уважения к культуре прошлого и настоящего, духовным поискам людей, общечеловеческим ценностям, воплощенным в искусстве, веротерпимости и готовности к диалогу с представителями разных культур, отрицательному отношению к культурной изоляции, желания внести собственный вклад в сохранение культурного наследия России.


Задачи

Раскрыть понятие «Искусство»;

Разъяснить его функции;

Рассказать о его видах и формах.

Тип урока : урок обобщения и систематизации полученных ранее знаний с новой точки зрения.

Основные понятия и термины : искусство, предмет искусства, виды искусств, функции искусства.

Необходимое оборудование: Windows7, программа для чтения файлов формата VSP, DVD PAL

ХОД УРОКА

Организационный момент (отметка присутствующих).

Вводно-мотивационный: Презентация слайд 1(видеоролик, выполненный ulead VidioStudio); вопрос учителя: «О чем мы сейчас будем говорить?»

Определяем тему урока слайд 2:

«Искусство, его виды и формы»

Постановка целей и задач слайд 3:

Цель: осмыслить содержание понятия «искусство», его форм и видов.
Задачи для обучающихся:
- понять, что такое «искусство» как познавательная деятельность
- усвоить его функции
- систематизировать знания о его видах

Актуализация опорных знаний: Презентация слайд 4

Искусством принято называть специфическую форму общественного сознания и человеческой деятельности, которая представляет собой отражение окружающей действительности в художественных образах. Посредством создания произведений искусства происходит реализация такого вида познавательной деятельности людей как художественное познание.

Слова учителя: Искусство зародилось еще в античную эпоху, однако в этот период оно еще не считалось каким-то особым видом деятельности. Древние греки называли "искусством" и умение строить дома, и навыки управления государством, и процесс лечения людей и т.п. Обособление же собственно эстетической деятельности, т.е. искусства в его современном понимании, раньше всего произошел в области ремесла. Это можно отчетливо проследить на примере гончарного ремесла. Изготовление посуды, в частности, знаменитых греческих ваз, сопровождалось украшением их различного рода орнаментами. Орнаментом называют узор, построенный на регулярном ритмическом чередовании и организованном расположении абстрактно-геометрических или изобразительных элементов. Ранние греческие орнаменты - меандры - представляли собой изломанную под прямым углом линию, образовывавшую ряд одинаковых, связанных друг с другом мотивов. (слайд 5)

Постепенно процесс создания эстетического был перенесен из сферы материальной в сферу духовную, а сама художественная деятельность превратилась в создание человеком особого (второго, наряду с предметным), вымышленного мира.

Искусство представляет собой высшую форму эстетического сознания. Оно является необходимым элементом общественного сознания, обеспечивающим его целостность, мобильность, устойчивость в настоящем и направленность в будущее.

Предмет искусства - человек, его отношения с окружающим миром и другими индивидами, а также жизнь людей в определенных исторических условиях. Искусство обусловлено миром природы и общественных отношений, которые окружают индивидов. (слайд 6)

Формой бытия искусства является художественное произведение, имеющее видовую и жанровую определенность и осуществляющееся в качестве материального предмета - знака, который передает людям определенную художественную концепцию, обладающую эстетической ценностью.

Искусство как феномен культуры подразделяют на ряд видов, каждый из которых обладает специфическим языком, своей знаковой системой. Ученые выделяют следующие виды искусств.

1. Архитектура (зодчество) - вид искусства, представляющий собой систему зданий и сооружений, формирующих пространственную среду для жизни человека.

Архитектура занимает особое место среди других видов искусств, поскольку она не изображает предметы, а создает их. Архитектура бывает общественная, жилая, градостроительная, садово-парковая, промышленная, реставрационная. (слайды 7 – 9)

2. Живопись - вид искусства, произведения которого представляют собой отображение жизни на определенной поверхности при помощи цвета. (слайды 10 – 16)

Произведение, создаваемое художником-живописцем называется картиной. Картина может быть нарисована на дереве, бумаге, картоне, шелке или холсте.

Совокупность произведений, объединяемых общим кругом тем или предметов изображения, называется жанром. В живописи различают следующие жанры:

а) портрет – жанр, который посвящен изображению человека или группы людей, существующих или существовавших в действительности;

б) натюрморт - жанр, который посвящен изображе нию окружающих человека вещей;

в) пейзаж - жанр, который посвящен изображению естественной или преобразованной человеком природы;

г) бытовой жанр – жанр, который посвящен изображению повседневной жизни людей;

д) анималистический жанр - жанр, который посвя щен изображению животных;

е) исторический жанр – жанр, посвященный изображению исторических событий и деятелей.

От живописи следует отличать графику, которая так же, как и живопись, связана с изображением на плоскости, но её произведения, как правило, выполняются на бумаге, меньше по формату и легче перемещ аются в пространстве.

Различают станковую, книжную, журнальную, газетную графику. Жанры графики в основном повторяют жанры живописи. В известной мере специфическим графическим жанром является карикатура (сатирический рисунок, шарж).

3. Скульптура - вид изобразительного искусства, произведения которого имеют физически материальный, предметный объект и трехмерную форму, размещенную в реальном пространстве. Скульптура подразделяют на круглую (голова, бюст, торс, статуя) и рельефную. Рельефом называют выпуклое изображение па камне. Все рельефы делятся на барельефы, горельефы и контррельефы. Барельефом, называют низкий рельеф, который возвышается над плоскостью менее чем на половину своего реального объема. Горельеф - это высокий рельеф, который, возвышается над плоскостью более чем на половину своего реального объема. Контррельеф представляет собой углубленный рельеф. (слайд 17)

Различают также скульптуру станковую, декоративную и монументальную. Станковая - это небольшая скульптура, предназначенная в основном для украшения помещений. Декоративная - скульптура средних, а монументальная - больших и огромных размеров.

Практическая работа: предлагаю ребятам выполнить мини-исследовательскую работу: раздаю распечатанные изображения скульптур разных форм. Задание: определить какой вид скульптуры изображен на снимке.

4. Декоративно-прикладное искусство - вид изобразительного искусства, непосредственно связанный с бытовыми нуждами людей. К декоративно-прикладному искусству относят произведения, выполняемые из самых разных материалов (традиционно из дерева, глины, камня, стекла и металла). Особенностью данного вида искусства является его утилитарность, включенность в повседневную жизнь людей. Как и архитектура, декоративно- прикладное искусство является постоянно действующим фактором формирования среды обитания человека. (слайд 18)

  1. Литература - вид искусства, отражающий действительность в словесно-письменных образах.

Первые литературные произведения - легенды, былины, мифы - появились еще тогда, когда человечество не имело письменности, и передавались из уст в уста. Устное народное творчество принято называть фольклором. (слайд 19)

  1. Музыка - вид искусства, отражающий действительность в звуковых художественных образах. Музыку, предназначенную для пения, называют вокальной. Если же произведение исполняется только на инструментах, то такую музыку называют инструментальной. (слайд 20)
  2. Театр - вид искусства, специфическим средством выражения которого является сценическое действие, возникающее в процессе игры актера перед публикой. (слайд 21)
  3. Цирк - искусство акробатики, эквилибристики, гимнастики, пантомимы, жонглирования, фокусов, клоунады, музыкальной эксцентрики, конной езды, дрессировки животных. (слайд 22)
  4. Балет - вид искусства, содержание которого раскрывается в танцевально-музыкальных образах. (слайд 23)
  5. Кино - вид искусства, произведения которого создаются с помощью киносъемки реальных, специально инсценированных или воссозданных средствами мультипликации событий. (слайд 24)
  6. Эстрада - вид искусства, включающий в себя малые формы драматургии, музыки и хореографии, основные произведения которого представляют собой отдельные законченные номера. (слайд 25)
  7. Фотоискусство - искусство создания химико-техническими средствами зрительного образа документального значения, художественно выразительного и с достоверностью запечатляющего в застывшем изображении существенный момент действительности. (слайд 26)

Решаем главную задачу, предлагаю ребятам самим выделить функции искусства. В результате разговора определяем:

Искусство полифункционально: оно выполняет в обществе множество разнообразных функций. (слайд 27-29)

Общественно-преобразующая функция искусства проявляется в том, что оно, оказывая идейно-эстетическое воздействие на людей, включает их в направленную и целостно ориентированную деятельность по преобразованию общества.

Утешительно-компенсаторная функция заключается в восстановления в сфере духа гармонии, утраченной человеком в реальной действительности. Своей гармонией искусство влияет на внутреннюю гармонию личности, способствует сохранению и восстановлению ее психического равновесия.

Художественно-концептуальная функция - выражается в свойстве искусства анализировать состояние окружающего мира.

Функция предвосхищения характеризует способность искусства предвосхищать будущее. На этой способности основаны фантастические, утопические и социально прогнозирующие произведения искусства.

Воспитательная функция искусства отражает роль искусства в формировании целостной человеческой личности, чувств и мыслей людей.

Внушающая функция проявляется в воздействии искусства на подсознание людей, на человеческую психику. В напряженные периоды истории она играет ведущую роль в общей системе функций искусства.

Эстетическая функция - это специфическая способность искусства формировать эстетические вкусы я потребности человека, пробуждать в личности желание и умение творить по законам красоты.

Гедонистическая функция показывает особый, духовный характер искусства, призванного доставлять людям удовольствие. Она опирается на идею самоценного значения личности и осуществляет ее, доставляя человеку бескорыстную радость эстетического наслаждения.

Познавательно-эвристическая функция отражает познавательную роль искусства и выражается в его способности к отражению и освоению тех сторон жизни, которые труднодоступны науке.

Слова мои: Специфика искусства как формы художественного познания заключается в том, что, во-первых, оно является образным и наглядным. Предмет искусства - жизнь людей - чрезвычайно разнообразна и отражается в искусстве во всем своем многообразии в форме художественных образов. Последние, будучи результатом вымысла, тем не менее, являются отражением действительности и всегда несут на себе отпечаток реально существующих предметов, событий и явлений. Художественный образ выполняет в искусстве те же функции, что и понятие в науке: с помощью него происходит процесс художественного обобщения, выделения существенных признаков познаваемых предметов. Созданные образы составляют культурное наследие общества и способны, став символами своего общества, оказывать серьезное влияние на общественное сознание. (слайд 30)

Во-вторых, для художественного познания характерны специфические способы воспроизведения окружающей действительности, а также средства, при помощи которых происходит создание художественных образов. В литературе таким средством является слово, в живописи – цвет, в музыке - звук, в скульптуре - объемно- пространственные формы и т.д.

В-третьих, огромную роль в процессе познания мира с помощью искусства играет воображение и фантазия познающего субъекта. Художественный вымысел, допускаемый в искусстве, является совершенно недопустимым, например, в процессе научного познания.

В отличие от различных общественных наук, с другими формами познавательной деятельности является особой формой познания окружающей действительности.

Вывод: Искусство включено в целостную систему форм общественного сознания, куда наряду с ним входят уже рассмотренные выше философия, политика, право, наука, мораль, религия. Все они реализуют свои функции в едином культурном контексте, возникающем благодаря их взаимосвязям. (слайд 31)

Рефлексия (обратная связь)

Определить вид искусства (раздаются распечатанные изображения)

Подведение итогов, выставление оценок.

Домашнее задание: Творческое задание составить рассказ и презентацию для демонстрации рассказа о основных стилях искусства: античное искусство, романский стиль, готика, барокко, рококо, ампир, классицизм на примере различных видов искусства.

Учитель Бабина Л.Г.


Обществознание. Полный курс подготовки к ЕГЭ Шемаханова Ирина Альбертовна

1.14. Искусство

1.14. Искусство

Искусство 1) в узком смысле – это специфическая форма практически-духовного освоения мира; 2) в широком – высший уровень мастерства, умения, независимо от того, в какой сфере жизни общества они проявляются (искусство печника, врача, пекаря и др.).

Искусство – особая подсистема духовной сферы жизни общества, представляющая собой творческое воспроизведение действительности в художественных образах; одна из форм общественного сознания, важнейшая составная часть духовной культуры; художественно-образная форма познавательной деятельности человека, способ эстетического выражения своего внутреннего состояния.

Версии соотношения природы и искусства

а) Кант сводил искусство к подражанию.

б) Шеллинг и немецкие романтики ставили искусство выше природы.

в) Гегель ставил искусство ниже философии и религии, полагая, что оно отягощено чувственностью, т. е. выражает духовную идею в неадекватной ей форме.

Теории происхождения искусства

1. Биологизаторская – происхождение искусства из потребности привлечения внимания противоположного пола. Искусство возникает из душевного волнения, психики, находящейся в состоянии конфликта, в моменты преобразования и переключения энергии элементарных влечений на цели высокой творческой деятельности.

2. Игровая – причины возникновения искусства в потребности расходования человеком нерастраченной в трудовой деятельности энергии, в необходимости тренировки для усвоения социальных ролей.

3. Магическая: искусство – форма различных видов магии, внедренной в повседневную деятельность еще первобытного человека.

4. Трудовая: искусство – результат труда (полезные качества произведенных предметов становятся объектом художественного наслаждения).

Отличия искусства от других форм общественного сознания

– Искусство познает мир посредством образного мышления (если действительность предстает в искусстве целостно, то сущность выступает в богатстве своих чувственных проявлений, единичных и уникальных).

– Искусство не ставит целью давать какую-либо специальную информацию о частных отраслях общественной практики и выявлять их закономерности, такие, как физические, экономические и другие. Искусство как особая специфическая отрасль духовного производства осваивает действительность эстетически, с позиций основных эстетических категорий: «прекрасного», «возвышенного», «трагического» и «комического».

– Целостно-образный и эстетический принципы художественного сознания отличают искусство от морали.

Функции искусства

1) общественно-преобразующая – оказывая идейно-эстетическое воздействие на людей, включает их в направленную деятельность по преобразованию общества;

2) художественно-концептуальная – анализирует состояние окружающего мира;

3) воспитательная – формирует личность, чувства и мысли людей; воспитывает гуманистические качества человеческой личности;

4) эстетическая – формирует эстетические вкусы и потребности человека;

5) утешительно-компенсаторная – восстанавливает в сфере духа гармонию, утраченную человеком в реальной действительности, способствует сохранению и восстановлению психического равновесия личности;

6) предвосхищения – предвосхищает будущее;

7) внушающая – воздействует на подсознание людей, на человеческую психику;

8) гедонистическая (от греч. наслаждение) – доставляет людям удовольствие; учит людей относиться к миру позитивно, смотреть в будущее с оптимизмом;

9) познавательно-эвристическая – отражает и осваивает те стороны жизни, которые труднодоступны науке;

10) синтезирующая – является сокровищницей образов и символов, в которых выражаются значимые для человека ценности;

11) коммуникативная – связывает людей вместе, служит средством общения и коммуникации;

12) рекреационная – служит средством отдыха, освобождением от повседневных трудов и забот.

Основной категорией искусства является художественный образ . Художественный образ – часть или компонент произведения искусства; способ бытия произведения искусства, взятого в целом. Неразрывная связь художественного смысла с материальным, чувственным воплощением отличает художественный образ от научного понятия, абстрактной мысли. Смысл, составляющий содержание художественного образа, создается художником в расчете на то, что он будет передан, доступен другим. Материальная чувственно воспринимаемая форма (зрительная и звуковая) предоставляет такую возможность и выступает в функции знака.

Под знаком понимается любое материальное явление, создаваемое или используемое с целью передать с его помощью какую-либо информацию. Это изобразительные, выразительные, словесные и условные знаки. Особенностью художественных знаков является то, что независимо от того, что они изображают, выражают или обозначают, они сами по себе всегда должны вызывать эстетическое наслаждение. Духовное содержание художественного образа может быть трагичным, комичным и т. п., но впечатление от его знаковой материальной формы представляет переживание прекрасного, красоты. Знаковая форма художественного образа подчиняется не только коммуникативному и эстетическому принципу, но и психологическому требованию привлекать, удерживать и переключать внимание зрителя и слушателя.

Классификация

1) по количеству использованных средств: а) простые (живопись, скульптура, поэзия, музыка); б) сложные, или синтетические (балет, театр, кино);

2) по соотношению произведения искусства и реальности: а) изобразительные, изображающие действительность, копируя ее (реалистическая живопись, скульптура, фотография); б) выразительные, где фантазия и воображение художника творят новую действительность (орнамент, музыка);

3) по отношению к пространству и времени: а) пространственные (изобразительное искусство, скульптура, архитектура); б) временные (литература, музыка); в) пространственно-временные (театр, кино);

4) по времени возникновения: а) традиционные (поэзия, танец, музыка); б) новые (фотография, кино, телевидение, видео), обычно использующие для построения образа достаточно сложные технические средства;

5) по степени применимости в быту: а) прикладные (декоративно-прикладное искусство); б) изящные (музыка, танец).

В пространственных искусствах выделяют три рода: станковые (станковая живопись, станковая графика и т. п.), монументальные (монументальная скульптура, стенная живопись и др.) и прикладные (типовая массовая архитектура, малая пластика, миниатюрная живопись, промышленная графика, плакат и др.).

В словесно-временных искусствах различают три рода: эпос (роман, поэма и др.), лирика (стихотворения и др.) и драма (различные пьесы и др.).

Виды искусства – это исторически сложившиеся формы художественного отражения мира, использующие для построения образа особые средства – звук, цвет, телодвижение, слово и т. д. В каждом из видов искусства имеются свои особые разновидности – роды и жанры, которые вместе обеспечивают многообразие художественного отношения к действительности. Коротко рассмотрим основные виды искусства и некоторые их разновидности.

* Первичной формой искусства был особый синкретический (нерасчлененный) комплекс творческой деятельности. Для первобытного человека не существовало отдельно музыки, или литературы, или театра. Все было слито вместе в едином ритуальном действе. Позднее из этого синкретического действа стали выделяться отдельные виды искусства.

* Литература использует словесно-письменные средства для построения образов. Основные роды литературы: драма, эпос и лирика. Жанры: трагедия, комедия, роман, повесть, поэма, элегия, рассказ, очерк, фельетон и т. д.

* Музыка использует звуковые средства. Музыку делят на вокальную (предназначенную для пения) и инструментальную. Жанры: опера, симфония, увертюра, сюита, романс, соната и т. п.

* Танец использует для построения образов средства пластических движений. Выделяют ритуальные, народные, бальные, современные танцы, балет. Направления и стили танца: вальс, танго, фокстрот, самба, полонез и др.

* Живопись отображает реальность на плоскости средствами цвета. Жанры: портрет, натюрморт, пейзаж, бытовой, анималистический (изображение животных), исторический.

* Архитектура формирует пространственную среду в виде сооружений и зданий для жизни человека. Ее делят на жилую, общественную, садово-парковую, промышленную и т. д. Архитектурные стили: готика, барокко, рококо, модерн, классицизм и т. п.

* Скульптура создает художественные произведения, имеющие объем и трехмерную форму. Скульптура бывает круглой (бюст, статуя) и рельефной (выпуклое изображение); по размеру: станковая, декоративная, монументальная.

* Декоративно-прикладное искусство связано с прикладными нуждами. Сюда относят художественные предметы, которые могут применяться в быту, – посуду, ткани, орудия труда, мебель, одежду, украшения и др.

* Театр организует особое сценическое действо посредством игры актеров. Театр может быть драматическим, оперным, кукольным и т. д.

* Цирк – зрелищно-развлекательное действо с необычными, рискованными и смешными номерами на специальной арене: акробатика, эквилибристика, гимнастика, джигитовка, жонглирование, фокусы, пантомима, клоунада, дрессировка животных и пр.

* Кино является развитием театрального действа на основе современных технических аудиовизуальных средств. К видам киноискусства относят игровое, документальное кино, анимацию. По жанрам: кинокомедия, драма, мелодрама, приключенческий фильм, детектив, триллер и т. п.

* Фотография фиксирует документальные зрительные образы с помощью технических средств – оптических и химических или цифровых. Жанры фотографии соответствуют жанрам живописи.

* Эстрада включает в себя малые формы сценического искусства – драматургию, музыку, хореографию, иллюзии, цирковые номера, оригинальные выступления и т. д.

К перечисленным видам искусства можно добавить графику, радиоискусство и т. д.

В разные эпохи и в разных художественных направлениях границы между жанрами бывают более строгими (например, в классицизме), в других – менее (романтизм) или даже условными (реализм). В современном искусстве наблюдается тенденция отрицания жанра как устойчивой формы художественного творчества (постмодернизм).

Истинное искусство всегда элитарно. Истинное искусство, как сущность религии и философии, открыто для всех и создается для всех.

Духовное – это творчество во всем, а философия и вера – поэзия духа. Бердяев определяет философию как «искусство познания в свободе через творчество идей…». Творчество не является служебным по отношению к метафизике и этике, но пронизывает их, наполняет жизнью. Красота столь же важна для целостного духовного развития человека, как истина и добро: гармонию создает их единство в любви. Именно поэтому великий русский писатель и мыслитель Ф. М. Достоевский, повторив мысль Платона, сказал, что «красота спасет мир».

Из книги В начале было слово. Афоризмы автора

Искусство вычеркивания Писательство – это искусство вычеркивания. Юлиан Пшибось (1901–1970), польский поэт Работа пера не менее серьезна, когда оно стирает написанное. Квинтилиан (ок. 35-ок. 96), римский учитель красноречия Сокращать книги – значит удлинять читателю

Из книги Музы и грации. Афоризмы автора Душенко Константин Васильевич

ИСКУССТВО И МЫ Искусство не могло бы жить даже без того человека, который мог бы обойтись без искусства.Станислав Ежи Лец (1909–1966), польский поэт и афорист* * *Душа есть только у искусства, а у человека ее нет.Оскар Уайльд (1854–1900), английский писатель* * *Искусство любят те,

Из книги Большая Советская Энциклопедия (ИС) автора БСЭ

Из книги Большая Советская Энциклопедия (ФЛ) автора БСЭ

Из книги Лексикон нонклассики. Художественно-эстетическая культура XX века. автора Коллектив авторов

Из книги Обществознание: Шпаргалка автора Автор неизвестен

19. ИСКУССТВО Искусство – отражение окружающего мира в художественных образах. С помощью искусства художник или скульптор передает свои замыслы и переживания.Предмет искусства – человек, его взаимодействие с окружающим миром и обществом. Произведение искусства –

Из книги Краткий справочник необходимых знаний автора Чернявский Андрей Владимирович

Изобразительное искусство Жанры живописи Жанры живописи (франц. genre - род, вид) - исторически сложившееся деление произведений живописи в соответствии с темами и объектами изображения.Батальный жанр (от франц. bataille - битва) - жанр изобразительного искусства,

Из книги Энциклопедия ислама автора Ханников Александр Александрович

Театральное искусство Театр (греч. GeaTpov - основное значение - место для зрелищ, затем - зрелище, от 0єао|ші - смотрю, вижу) - одно из направлений искусства, в котором чувства, мысли и эмоции автора (творца, художника) передаются зрителю или группе зрителей посредством

Из книги Новейший философский словарь автора Грицанов Александр Алексеевич

Из книги Домашний музей автора Парч Сусанна

ИСКУССТВО - термин, используемый в двух значениях: 1) мастерство, умение, ловкость, сноровка, развитые знанием дела; 2) творческая деятельность, направленная на создание художественных произведений, шире эстетически-выразительных форм. Понятийный статус И.

Искусство Искусство - творческое отражение, воспроизведение действительности в художественных образах. Искусство не требует признания его произведений за действительность. Владимир Ленин Искусство исполняет, между прочим, задачу консервирования, а также некоторого

Из книги Философский словарь автора Конт-Спонвиль Андре

Искусство и… подделки под искусство Не все еще знают, что в литературе, как и в любом виде искусства, существует разделение на искусство и на подделки под искусство, хотя это должно быть очевидно. К примеру, любовь – искусство, а вот секс – подделка.Понятно, подделки

Из книги Мысли, афоризмы, цитаты. Бизнес, карьера, менеджмент автора Душенко Константин Васильевич

Из книги автора

Искусство нравиться. Искусство общения См. также «Пиар» (с.178); «Работа с людьми. Работа в команде» (с.307)Самое полезное из всех искусств – искусство нравиться.Филип Честерфилд (1694–1773),английский дипломат и писательНадо полагать, что если у человека разумного нет желания