Макияж. Уход за волосами. Уход за кожей

Макияж. Уход за волосами. Уход за кожей

» » Сценарий внеклассного мероприятия. Музыкальная гостиная, посвященная творчеству М

Сценарий внеклассного мероприятия. Музыкальная гостиная, посвященная творчеству М

СЦЕНАРИЙ
Добрый день, уважаемые гости – учащиеся и преподаватели! Мы приветствуем вас на нашей музыкальной гостиной! Сегодня наша встреча будет посвящена прекрасному событию – в 2014 году исполняется 210 лет со дня рождения великого русского композитора Михаила Ивановича Глинки.
В лице М. Глинки русская музыкальная культура впервые выдвинула композитора мирового значения. Опираясь на многовековые традиции русской народной и профессиональной музыки, Глинка стал первым русским композитором-классиком. Он создал искусство, настолько гармоничное и прекрасное, что им не устаешь восхищаться, открывая в нем все новые и новые совершенства.
Ранним утром 20 мая 1804 года в селе Новоспасском Смоленской губернии в семье помещика Ивана Николаевича Глинки родился сын Михаил - будущий великий русский композитор. От роду ребенок был слабым и болезненным. Все детство он провел в окружении женщин. Такое влияние естественно отразилось на характере Глинки, и без того очень мягком.
С самого рождения Глинка попал под опёку бабушки, которая, окружив его чрезмерной любовью и назойливой заботой, делала всё, чтобы отдалить мальчика от детей его возраста и вырастить из него человека, непохожего на других. Бабушка больше всего на свете боялась простуды и почти не выпускала внука из своей, всегда жарко натопленной комнаты, кутала его в теплую шубку, независимо от времени года и этим делала его все более изнеженным и слабым. Огромным событием, вырвавшим его, наконец, из этой тепличной атмосферы, была музыка. Вот как рассказывает об этом повороте сам Глинка:
«Мой отец иногда принимал сразу много гостей, и в таких случаях он посылал за музыкантами моего дяди - маленьким оркестром из его крепостных крестьян, и тогда этот оркестр подолгу оставался у нас. Прежде всего он играл, конечно, танцы, под которые гости танцевали. Некоторые из этих вещей были для меня источником самых живых восторгов. Однажды эта музыка произвела на меня непостижимое, новое и восхитительное впечатление - я оставался весь день в каком-то лихорадочном состоянии, был погружен в томительно сладостное состояние… Я понял: Музыка - душа моя!
Первой учительницей музыки Глинки была мадмуазель Кламмер, с которой он занимался до 10-ти лет, затем его отдали учиться в Благородный пансион при Главном педагогическом институт в Петербурге. В столице он уже серьезно занимается музыкой, берет несколько уроков у всемирно известного пианиста и композитора Джона Фильда.
В 1822 году Глинка, окончив пансион, едет гостить к дяде в его имение в Смоленской губернии. Это важный шаг в его жизни: у дяди он с воодушевлением отдается игре с крестьянским оркестром и понемногу сам начинает сочинять музыку.
После окончания Благородного пансиона, Михаил Глинка поступает на службу в ведомство путей сообщения. Служба отнимала много времени и сил, и вскоре он уходит в отставку, чтобы полностью посвятить себя главному делу в его жизни - музыке.
К тому времени Глинка был автором множества романсов и песен. Один из них известный романс-элегия «Не искушай меня без нужды…» на слова Евгения Баратынского. Поэт в юности был влюблен и его страстные чувства отразились в стихотворении, под названием «Разуверение». Музыка Михаила Глинки выявила сокровенный смысл “Разуверения” Баратынского.
Романс был создан в 1825 году и стал не только первым удачным романсом молодого композитора, но и первым русским классическим романсом, сохранившим высочайшую популярность до наших дней. Романс стал настолько популярен, что стихотворение Баратынского оказалось как бы отодвинутым им на второй план. И даже название оригинала "Разуверение" редко вспоминается, заменённое первой строчкой романса "Не искушай меня без нужды". В этом романсе впервые проявилось непередаваемое словами глинкинское обаяние, так сказать, его почерк, его стилевое «я».
♫ В ПРЕКРАСНОМ ИСПОЛНЕНИИ ЕЛЕНЫ АФАНАСЬЕВНЫ РОСИНОЙ И КОНЦЕРТМЕЙСТЕРА – ЕЛЕНЫ АЛЕКСАНДРОВНЫ СИЛАНТЬЕВОЙ ПРОЗВУЧИТ РОМАНС «НЕ ИСКУШАЙ МЕНЯ БЕЗ НУЖДЫ…»
Молодые годы композитора проходили безоблачно. Казалось, впереди его ожидает самое светлое будущее. Единственное, что омрачало его жизнь в эти годы – это болезнь. Чем в действительности был болен Глинка, мы не имеем достоверных сведений, как и не имели их врачи, лечившие композитора. После тщетных попыток докторов поправить здоровье Глинки, его отправляют за границу.
В 1830 году композитор уезжает в Италию. Живя в Милане, Глинка восхищается итальянской музыкой. В этот период им написано большое количество арий в итальянской манере. Но вскоре первые впечатления стали терять свою прелесть. В конце концов, композитором овладело чувство тоски по России и по русскому искусству. Так вдали от Родины у Глинки возникла идея создания русской национальной музыки.В 1834 году Михаил Иванович вернулся в Петербург, и с увлечением принялся за сочинение оперы о патриотическом подвиге русского народа в образе Ивана Сусанина.
Сюжет подсказал композитору поэт Жуковский. Опера «Иван Сусанин» - первая русская героическая опера, она была написана в 1836 году, восторженно принята публикой, и укрепила славу композитора. Драматической кульминацией 4 действия является сцена Сусанина с поляками в лесу. Главные черты облика героя в решительный час жизни раскрываются в его предсмертной арии «Ты взойдешь моя заря…» В арии господствует настроение глубокого раздумья, проникнутого сдержанным волнением и скорбью. ВНИМАНИЕ НА ЭКРАН…
В 1840 году появился знаменитый романс Глинки «Я помню чудное мгновенье…»
Искреннее чувство А.С. Пушкина к Анне Керн нашло свое отражение в прекрасном стихотворении, в котором поэт превратил свою музу «в гения чистой красоты…». Глинка тоже был знаком с Анной Керн, более того он был влюблен в её дочь – Екатерину Керн. Они должны были пожениться, но этого не произошло.
Романс Глинки «Я помню чудное мгновенье, на стихи Александра Сергеевича Пушкина является пример того неразрывного единства поэзии и музыки, при котором почти невозможно представить себе пушкинское стихотворение без интонации композитора. Поэтический бриллиант получил достойную музыкальную оправу.
♫ В ИСПОЛНЕНИИ ЕКАТЕРИНЫ БОРИСОВНЫ ИВАНОВОЙ И КОНЦЕРТМЕЙСТЕРА ЕЛЕНЫ АЛЕКСАНДРОВНЫ СИЛАНТЬЕВОЙ ПРОЗВУЧИТ РОМАНС «Я ПОМНЮ ЧУДНОЕ МГНОВЕНЬЕ…»
В 1840 году Глинка написал целую "гармоническую галерею романсов". 36ти-летний композитор в этот период собирался за границу, и тема прощания с родиной объединила большинство песен. Прощаясь с Родиной, путешественник словно вызывает в своей памяти любимые картины родной природы, что выразительно отобразилось в романсе "Жаворонок".
Этот романс написан на стихи А. Н. Струговщикова, и посвящен ему же. Глинка познакомился с ним еще в Благородном пансионе.У Глинки стихи получилась задушевная и задумчивая песня с легко льющейся и плавной мелодией, естественной и простой, окрашенной легкой печалью. Это – лирическая картина русской весенней природы. В фортепианной партии выразительно воссоздается равнинный русский пейзаж – его бескрайние дали, поля и луга со стелющимися по ветру стеблями трав.. ♫ РОМАНС «ЖАВОРОНОК» ИСПОЛНИТ СОФИЯ ШУЛЬГА, КОНЦЕРТМЕЙСТЕР ЕЛЕНА АЛЕКСАНДРОВНА СИЛАНТЬЕВА
Возникнув в 19 веке, вальс для многих композиторов стал излюбленной формой, способной воплотить разнообразные оттенки человеческих чувств: от нежного, грустного воспоминания до возвышенной, страстной патетики. На наших уроках звучат вальсы П. Чайковского, С. Прокофьева, А. Хачатуряна… Звучит и «Вальс-фантазия» М. Глинки – великолепный и, по существу, первый симфонический вальс.
Недолгий период романа Глинки с Е. Керн характеризуется подъемом творческой деятельности композитора. Вальс-фантазия одна из вершин этого подъема. Будто следуя по стопам великого поэта А.С. Пушкина, Глинка создал собственное «чудное мгновенье» - Вальс-фантазию для фортепиано, впоследствии им же самим оркестрованную. Не случайно тема любви ассоциировалась у Глинки с вальсом: балы были главным местом любовных свиданий, и надежда на счастье и угроза разлуки будто витали в бальных залах.
Итак, вальс-фантазия. ВНИМАНИЕ НА ЭКРАН…
Из истории известно, что Михаил Иванович Глинка в 1840е годы – путешествовал по Испании и изучал народную музыку. Находясь в Испании, Глинка написал замечательную«Арагонскую хоту». «Испанские мотивы» можно услышать не только в творчестве Глинки, но и других выдающихся композиторов: Римский-Корсаков «Испанское каприччио», Лист «Испанская рапсодия». Но прежде, чем отправиться в Испанию в музыкальное путешествие по следам Глинки, заглянем в глубину истории и посмотрим, откуда взялась хота.
Хота – испанский народный танец в трехдольном метре. Исследователи насчитывают на территории Испании до ста разновидностей хоты. Классический тип хоты – Арагонская. Она существует в трех видах: как танец с пением, как самостоятельная песня и как инструментальная пьеса. Танцуют хоту парами, с кастаньетами.
Арагонская хота – оживленный, подвижный, энергичный танец, аккомпанирует ему инструментальный ансамбль. Классическая арагонская хота является предметом национальной гордости. Есть «Хота новобранцев», «Свадебная хота», «Хота сборщиков винограда».
В «Арагонской хоте» Глинки призывные торжественные фанфары вначале приглашают к хоте всех желающих. И когда все собрались, изящная трехдольная мелодия зажигает сердца и глаза, передает красочный мир народной Испании, южной природы и быта. Кастаньеты в оркестре, которые обычно не входят в классический состав, блестяще передают огненную пылкость, стремительность испанского танца.
Основная мелодия не просто повторяется несколько раз, она словно передает разные настроения – и танцевальные, и боевые, и торжественно-свадебные, и таинственные. Глинка словно на экскурсии, проводит нас по тем местам, где он сам бывал, показывает, что видел и слышал, что чувствовал. И путешествие это, надо сказать, очень увлекательно… ВНИМАНИЕ НА ЭКРАН…
На этой прекрасной ноте, подведем итог. В чем же значение Глинки в музыке?
Михаил Иванович Глинка – гениальный русский композитор, основоположник русской классической музыки. Его произведения составляют незаменимый вклад в сокровищницу мировой музыки.
Мы надеемся, что вы сегодня узнали много нового, вам было интересно, вы узнали много нового.
Спасибо за внимание! До новых встреч!

В данной папке представлены презентация, конспект и аудиофайлы для уроков музыки, посвященных творчеству М.И. Глинки (2 класс, УМК "Планета знаний")

Просмотр содержимого документа
«конспект урока»

Тема: НА РОДИНЕ МИХАИЛА ИВАНОВИЧА ГЛИНКИ. СРЕДИ ДОЛИНЫ.

Цель: способствовать формированию восприятия музыки;

Формируемые УУД:

Познавательные : решать творческие задачи, используя известные средства.

Р егулятивные : выполнять музыкально - творческие задания по инструкции учителя, по заданным правилам.

Коммуникативные : выражать эмоционально - ценностное отношение к прослушанным музыкальным произведениям.

Личностные: формировать эмоционально - ценностное отношение к произведениям народной и классической музыки, чувство уважения к народной песне, народным традициям, музыкальной культуре России.

Виды деятельности: слушание, пение.

Оборудование: проигрыватель, МР3 диск с записью произведений: Вариации на тему русской народной песни «Среди долины ровньия», М.И. Глинки. Песня Среди долины ровныя», русской народной песни «Во поле берёза стояла ».

Пение: русской народной песни «Во поле берёза стояла».

Ход урока

1. Организационный момент.

Вход в класс под музыку

2. Повторение пройденного материала

Под какую музыку вы вошли?

Как назвать человека, который сочиняет музыку?

3. Знакомство с новым материалом

1. Сообщение темы.

Сегодня мы начинаем новый раздел: «Встречи с великими композиторами»

2. Знакомство с творчеством Великого русского композитора М. И. Глинки.

Михаил Иванович Глинка (портрет показан на слайде) родился в самом конце весны 20 мая 1804 года, когда природа расцветает. Детство маленького Миши прошло в деревне, в помещичьей усадьбе, в имении своего отца, отставного капитана Ивана Николаевича Глинки. До шести лет воспитывался бабушкой (по отцу) Фёклой Александровной. А также у Миши была няня. Глинка очень любил слушать сказки и песни своей няни, простой русской женщины Авдотьи Ивановны, благодаря которой любовь к русской песне сохранилась у Глинки на всю жизнь.

С десяти лет Михаил начал учиться игре на фортепиано и скрипке. Когда вырос поехал учиться музыке за границей. В те времена в России не было лучших музыкантов и учебных заведений, где можно было бы учиться музыке. Композитор за границей занимался с лучшими европейскими педагогами.

За границей Михаил Иванович Глинка очень тосковал по своей любимой родине. У него есть музыкальная пьеса, которая и называется «Разлука».

Глинка писал музыку, посвященную родной природе.

4. Слушание вариации на тему русской народной песни «Среди долины ровныя»

Каков характер музыки?

5. Беседа по картине И. Шишкина «Среди долины ровныя»


Картина “Среди долины ровныя...”, создана по мотивам одноименного стихотворения Алексея Мерзлякова. В ней удаление в сторону романтизма кажется непривычным, но торжественным и монументальным. Пейзаж явно сочиненный, а не воспроизведенный, как обычно у художника.
Одиноко растущий дуб - это, скорее, символ. Равнина как бы интернациональна. В ней просматриваются и русские пространства и, вероятно, европейские. Достаточно сопоставить мощное одинокое дерево с дубами, написанными художником за границей (Дуб ), с российскими дубами (Дубы , Дубовая роща , обе - 1887), чтобы понять, что за образец взяты давние швейцарские впечатления.
Взгляд на обширную панораму в картине открывается с небольшой возвышенности. Визуальное однообразие равнинной плоскости разбивается композиционными приемами.
Ближний план с сочно написанными полевыми травами и цветами придает образу физическую убедительность и материальную ощутимость дыхания реальной природы. Средний план, где возвышается мощный дуб - царь природы, частично освещен солнцем. Перемежающиеся освещенные и затененные полосы равнины создают динамическое впечатление игры света, разбивающего однообразие плоскости.

Физминутка

6. Пение: народной песни «Во поле берёза стояла»

7. Итог урока. Оценивание детей. Рефлексия.

Понравился ли вам урок?

Что нового вы узнали?

С каким композитором познакомились?

8. Домашнее задание

Остается только удивляться, насколько талантлив композитор, который создает такие красивые произведения! Не менее талантливы и вы, дети. Поэтому домашнее задание для вас будет творческим: сочините частушки о природе.

Просмотр содержимого презентации
«Презентация _Михаил Иванович Глинка_ »


Михаил Иванович Глинка (1804 – 1857)



Родители композитора Евгения Андреевна Иван Николаевич



Воспитывала Глинку бабушка, Фёкла Александровна, которая всячески баловала его, отчего вырос он болезненным и слабым.

Из записок М.И. Глинки:

«Вскоре по рождении моем матушка моя Евгения Андреевна, урожденная Глинка, принуждена была предоставить первоначальное мое воспитание бабке моей Фёкле Александровне (матери моего отца), которая, овладев мной, перенесла меня в свою комнату. С ней, кормилицей и няней провел я около трех или четырех лет, видаясь с родителями весьма редко…»


Начальное образование Глинка

Первые музыкальные впечатления

композитора - пение крепостных

крестьян и звоны колоколов местной

церкви. Кроме того, он увлекался

игрой оркестра крепостных музыкантов

в имении дяди,

Афанасия Андреевича Глинки.

Михаил Иванович обучался игре на скрипке и фортепиано и музыка оказывала на него столь сильное влияние, что однажды на замечание о рассеянности он заметил:

«Что же делать?... Музыка - душа моя!» .



В 1817 году родители привозят Михаила в Санкт-Петербург и помещают в Благородный пансион при Главном педагогическом институте, где его гувернёром был поэт, декабрист Вильгельм Карлович Кюхельбекер, друг А. С. Пушкина.

В. К. Кюхельбекер


В пансионе Глинка изучал иностранные языки, географию, зоологию. В Петербурге он посещал концерты, оперный театр, а также брал уроки у крупнейших музыкантов, в том числе у ирландского пианиста и композитора Джона Филда.

Джон Филд


По окончании в 1822 году пансиона Михаил Глинка усиленно занимается музыкой: изучает западноевропейскую музыкальную классику, участвует в домашнем музицировании в дворянских салонах, иногда руководит оркестром дяди. В это же время Глинка пробует себя в качестве композитора, сочиняя вариации для арфы или фортепиано на тему из оперы австрийского композитора Йозефа Вайгля «Швейцарское семейство».

В 1824 году он поступает на службу в канцелярию Главного управления путей сообщения.

В 1828 году – оставляет службу и посвящает себя музыке. К этому времени он уже автор романсов, «русских песен», арий в итальянском стиле, квартетов.


Здоровье композитора ухудшилось и он отправляется в Европу на воды.

В конце апреля 1830 года композитор отправляется в Италию, задержавшись по пути в Германии.

Приехал в Италию в начале осени

и поселился в Милане.

В Италии Глинка знакомится

с выдающимися композиторами

В. Беллини и Г. Доницетти,

изучает вокальный стиль бельканто

и сам много сочиняет в

«итальянском духе». Здесь он

ему приходит идея написать

оперу на русский сюжет.


В июле 1833 года Глинка отправился в Берлин, остановившись по пути на некоторое время в Вене. В Берлине Глинка, под руководством немецкого теоретика Зигфрида Дена работает в области композиции, полифонии, инструментовки.

Зигфрид Ден

Получив в 1834 году известие

о смерти отца, Глинка решил

незамедлительно вернуться в Россию.


Вернувшись в Россию, Глинка начинает искать сюжет для оперы. По совету Жуковского он останавливается на истории русского крестьянина Ивана Сусанина.

В. А. Жуковский


В конце апреля 1835 года Глинка обвенчался с Марьей Петровной Ивановой. Вскоре после этого молодожёны отправились в Новоспасское, где Глинка принялся за написание оперы.

В 1836 году опера «Жизнь за царя» была закончена, однако Михаилу Глинке с большим трудом удалось добиться постановки на сцене Петербургского Большого театра.


Опера была тепло встречена передовой публикой, но аристократия и императорский двор нашли ее «кучерской».

Слушая сию новинку,

Зависть, злобой омрачась,

Пусть скрежещет, но уж Глинку

Затоптать не сможет в грязь.

А.С. Пушкин

Пой в восторге, русский хор,

Вышла новая новинка,

Веселися, Русь! Наш Глинка –

Уж не глинка, - а фарфор.

Виельгорский



В 1856 году Глинка уезжает в Берлин. После одного из концертов в зале Королевского дворца Глинка сильно простудился, а 3 февраля 1857 года умер.

По настоянию сестры прах Глинки в 1857 был перевезен в Россию и погребен на кладбище Александро-Невской Лавры.



(к 210-летию со дня рождения)

Лекция – концерт

Цель:
Познакомить учащихся, их родителей с музыкой и основными этапами жизненного и творческого пути М. И. Глинки, 210 лет со дня рождения которого исполняется в 2014 году.

План лекции – концерта:
I. Вступление
II. Жизненный и творческий путь композитора:
1804-1817 детство, домашнее воспитание
1817-1828 учёба в Пансионе, служба в канцелярии
1830-1834 поездка за границу
1834-1836 сочинение, премьера оперы «Иван Сусанин»
1838 - служба в Певческой капелле, набор певчих на Украине
1840 - знакомство с Е. Керн, вокальный цикл «Прощание с Петербургом»
1842 - опера «Руслан и Людмила»
1844 - Франция, Испания
III. Заключение, вывод

Программа концерта:

1. «Полька» (фортепианный ансамбль)
2. «Простодушие» (переложение для скрипки и фортепиано)
3. Романс «Не искушай» (переложение для скрипки, альта и фортепиано)
4. Вариации «Среди долины ровныя»
5. «Танец» из оперы «Иван Сусанин» (фортепианный ансамбль)
6. «Гудэ витер» (переложение для флейты и фортепиано)
7. Ноктюрн «Разлука»
8. Романс «К Молли» (переложение для скрипки, альта и фортепиано)
9. Романс «Я помню чудное мгновенье»
10. «Жаворонок» (переложение для скрипки и фортепиано)
11. Каватина Людмилы из оперы «Руслан и Людмила»

Участники концерта:
преподаватели и учащиеся всех отделений музыкальной школы

I
Михаил Иванович Глинка занимает такое же положение в русской музыке, как Александр Сергеевич Пушкин – в русской литературе. Если Пушкин – наш первый поэт мирового значения, то Глинка – первый композитор, открывший новую эпоху русской культуры.
II
М.И. Глинка родился 20 мая 1804 года в селе Новоспасское Смоленской губернии. Первые шесть лет жизни он провёл под присмотром своей бабушки Фёклы Александровны, которая нежно любила внука и дрожала от страха за его здоровье. Мальчика кутали в тёплую одежду, не выпускали круглый год из жаркой комнаты, но в результате такого воспитания он не приобрёл крепкого здоровья. Сам Глинка впоследствии дал себе прозвище «мимоза».
Помогали растить Мишу выбранные бабушкой няни. Как у Пушкина была любимая няня Арина Родионовна, так у Глинки - няня Авдотья Ивановна. Эта молодая весёлая женщина знала много разных сказок и песен и приобщила будущего композитора к русскому народному творчеству. Песни нянюшки Авдотьи были первыми музыкальными впечатлениями Глинки, на которых возникла его глубокая любовь к родной русской песне.
Несмотря на повышенное внимание со стороны бабушки, мальчик был тихого и кроткого нрава. Его любимым занятием было рисование мелом на полу деревьев и церквей, с малых лет появилась страсть к колокольному звону. Мальчик мог различать звон разных церквей и ловко подражал звонарям на двух медных тазах.
После смерти бабушки жизнь Миши пошла по-новому. Он имел теперь возможность ходить по всему дому, общаться со своими родителями, младшими сёстрами, сверстниками, появилось очень много новых впечатлений. Мальчик рос способным, рано научился читать, увлекался рисованием, рассказами о природе, путешествиях.
В 1812 году семья Глинок покинула на время свой дом, спасаясь от нашествия французов (Отечественная война 1812 года) и переехала в Орёл. В это время маленькому Мише довелось услышать немало историй о героических подвигах русских людей, вставших на защиту своей Родины. Но никто тогда ещё не мог и предположить, что в будущем он создаст бессмертный памятник героизму русского народа – оперу «Иван Сусанин».
Вернувшись в своё имение, родители Миши выписали из Петербурга гувернантку, которая принялась обучать детей различным языкам, географии и музыке. Заучивание правил по теории «вдолбяшку», т. е. слово в слово, как того требовала строгая Варвара Фёдоровна Кламмер, не очень-то нравилось Мише, но в целом он легко и быстро овладевал техникой фортепианной игры.
В доме Глинок часто собирались гости, устраивались вечера с танцами, исполнением пьес на фортепиано и различных ансамблей. Будущий композитор и его младшая сестра Полинька принимали самое активное участие в таких музыкальных мероприятиях.

● Звучит фортепианный ансамбль:
М. Глинка « Полька»

Часто в домашних концертах участвовал оркестр крепостных музыкантов Мишиного дядюшки Афанасия Андреевича. Для юного Глинки каждое такое выступление было настоящим событием. Особенно ему запомнилось одно выступление, когда музыканты исполняли квартет шведского композитора Б. Крузеля. Новое впечатление от этой музыки было настолько ярким, непостижимым и восхитительным, что мальчик какое-то время не мог больше ни о чём другом думать. Именно тогда, в 10 лет, он произнёс свои знаменитые слова: «Музыка – душа моя!». Он брал в руки скрипку или маленькую флейту и старался подделываться под оркестр.
Таким образом, получив домашнее образование, Глинка умел уже играть на фортепиано и немного на скрипке и флейте. Эти инструменты мы с вами тоже услышим в сегодняшнем концерте.

● Звучит пьеса «Простодушие»
(в переложении для скрипки и фортепиано)

В 1817 году 13-летнего Мишу отправили учиться в Благородный пансион для юношей при Петербургском педагогическом институте. Здесь он изучал языки, географию, зоологию, занимался и музыкой: ему даже удалось взять несколько уроков у знаменитого в то время пианиста Джона Фильда. Родители часто водили Михаила в театр - оперы и балеты вызывали у юноши неописуемый восторг. В пансионе Глинка познакомился со многими известными поэтами – Пушкиным, Дельвигом, Баратынским.
Через некоторое время после окончания пансиона, в 1824 году, Глинка поступил на службу в канцелярию помощником секретаря. Эта служба оказала важное влияние на дальнейшую судьбу Михаила Ивановича, т. к. всё своё свободное время он посвящал музыке, брал уроки танцев, пения, занимался композицией.
Одним из первых опытов в сочинении с текстом, написанных в этот период, стал романс «Не искушай» на слова Е. Баратынского. Это произведение сам Глинка считал своей первой творческой удачей. В романсе проявляется глубокое чувство поэзии, слышна певучесть поэтической речи. Мелодия удивительно проста и естественна и в то же время полна теплотой чувства, выразительностью, в ней уже можно ощутить индивидуальный творческий почерк молодого Глинки, сказывающийся в красоте и особой пластичности мелодии.

● Звучит романс
«Не искушай»
(в переложении для скрипки, альта и фортепиано)

В канцелярии Михаил Иванович прослужил недолго – всего 4 года, и в 1828 году он оставил службу, чтобы полностью посвятить себя творчеству. Примерно к этому времени относится сочинение им вариаций на тему популярной городской песни, бытовавшей в первой половине 19 века, « Среди долины ровныя». Вариации являются одним из первых опытов композитора в этом жанре, но уже представляют собой исключительный образец большой художественной ценности, зрелости и законченности.
Среди долины ровныя,
На гладкой высоте,
Цветёт, растёт высокий дуб
В могучей красоте.

● Звучат вариации
«Среди долины ровныя»

В 1830 году начали сказываться результаты бабушкиного «тепличного» воспитания, и родители решили послать сына за границу с целью поправить его здоровье.
Около 4-х лет Глинка провёл в поездках по разным странам. Путешествие охватывало Германию, Италию, Польшу, Австрию, Финляндию. Лечение у разных докторов Михаил Иванович совмещает с развитием и совершенствованием своих музыкальных и композиторских навыков. Он знакомится с мастерами итальянской оперы, встречается с известными музыкантами того времени Ф. Мендельсоном, Ф. Шопеном, продолжает писать, берёт уроки у итальянских маэстро, посещает знаменитые театры, но главной идеей этого времени, полностью овладевшей Глинкой, становится идея создания русской национальной оперы. Глинка многому научился у мастеров итальянской оперы – Доницетти и Беллини, но мысль о создании именно русской оперы, правдивой и величественной, не покидает композитора.

Неожиданное известие о смерти отца заставляет Глинку принять решение вернуться домой. Здесь Глинка с большим воодушевлением принимается за написание различных тем для будущей оперы «Иван Сусанин». Сюжет, подсказанный композитору поэтом В. Жуковским, взят из истории русского народа – подвиг русского крестьянина Ивана Сусанина, который завёл врага в непроходимый лес, тем самым обрекая на гибель, но погиб и сам. Через некоторое время было получено разрешение на постановку оперы на сцене Большого театра в Петербурге, но с условием отказаться от денежного вознаграждения и переименовать оперу, посвятив её императору, поэтому вместо «Ивана Сусанина» она была названа «Жизнь за царя».
В 1836 году состоялась премьера оперы, она имела совершенный успех. Сам государь присутствовал на премьере и первым поблагодарил композитора за оперу, вручив ему царский подарок – перстень в 4000 рублей. Состоялось чествование Глинки, в котором участвовали А. Пушкин, В. Жуковский, артисты и друзья композитора.

● Звучит фортепианный ансамбль
«Танец» из оперы «Иван Сусанин»

После премьеры «Ивана Сусанина» Глинка был назначен капельмейстером придворной Певческой капеллы. Он взялся с энтузиазмом учить певчих чтению нот, работал над чистотой интонации. Весной 1838 года Михаил Иванович был послан на Украину для набора певчих. Там он имел возможность поближе познакомиться и вникнуть в музыку украинских песен. И даже сам попробовал написать несколько песен в стиле украинской музыки на стихи украинского поэта Виктора Забелы. Опыты оказались настолько удачными, что многие слушатели песен нередко принимали их за обработку народных народных мелодий. Мы послушаем одну песню в украинском стиле в переложении для флейты и фортепиано:

● Звучит «Гудэ витер»
(в переложении для флейты и фортепиано)

Набранные певчие были представлены императору, он самолично их экзаменовал, остался весьма доволен и распорядился выдать Глинке вознаграждение в 1500 рублей.
В это же время Глинка издаёт «Собрание музыкальных пьес» и пишет для своей сестры Елизаветы Ивановны, находившейся тогда с больным племянником в Петербурге, ноктюрн «Разлука». Это сочинение уже можно отнести к периоду полного расцвета творческого гения Глинки. Пьеса замечательна по яркой и оригинальной мелодии, по силе чувства, по зрелому мастерству и является практически лучшей фортепианной пьесой Глинки, относится к произведениям, имевшим основополагающее значение в развитии жанра русской фортепианной лирической миниатюры.

● Звучит ноктюрн «Разлука»

Одновременно с ноктюрном «Разлука» М. И. Глинка принимается и за другой ноктюрн – «Сожаление», но смерть горячо любимого 16-летнего брата Андрея не даёт ему закончить это сочинение. Позже, в 1840 году, Михаил Иванович использует тему этого ноктюрна в романсе « К Молли» или «Не требуй песен от певца» (на слова Н. Кукольника), вошедшего затем в цикл вокальных пьес «Прощание с Петербургом».

● Звучит романс «К Молли»
в переложении для скрипки, альта и фортепиано

В 1840 году, уже будучи женатым, Глинка знакомится с Екатериной Керн, к которой у него возникают пламенные поэтические чувства. Подобно А. Пушкину, вручившему своей возлюбленной, Анне Петровне Керн, свои лучшие стихи « Я помню чудное мгновенье», М. Глинка спустя 15 лет, посвящает свой лучший романс на эти стихи также своей возлюбленной – её дочери, Екатерине. В романсе идеально сливаются пленительные стихи выдающегося поэта и вдохновенная музыка выдающегося композитора. Мелодия чарует своей красотой, плавностью и гибкостью. Для стиля романса характерны стройность и завершённость формы.
Я помню чудное мгновенье –
Передо мной явилась ты,
Как мимолётное виденье,
Как гений чистой красоты.

● Звучит романс «Я помню чудное мгновенье»

В 1840 году М. И. Глинка написал цикл из 12 романсов на слова своего близкого друга – поэта Нестора Кукольника «Прощание с Петербургом». В это время происходят постоянные семейные неурядицы, доводившие Глинку до полного отчаяния; единственным выходом из сложившейся ситуации он видит свой отъезд из Петербурга, поэтому цикл становится отражением всех переживаемых в тот момент настроений.
Одним из произведений, вошедших в этот цикл, является скромная, бесхитростная песенка народного склада «Жаворонок». Она звучит как воспоминание о родных просторах. Глинка с детства любил наблюдать за птицами, слушать их пение и часто устраивал дома целые вольеры с большим количеством пернатых. Подражанием птичьему щебетанию в фортепианном вступлении, улетающими вверх октавами в сопровождении он рождает настроение светлой грусти, задумчивости. Мелодия романса сразу стала очень популярна и часто звучала в быту русских людей.
Между небом и землёй Не видать певца полей!
Песня раздаётся Где поёт так громко
Неисходною струёй Над подруженькой своей
Громче, громче льётся. Жаворонок звонкий?

● Звучит романс «Жаворонок»
в переложении для скрипки и фортепиано

Планы отъезда за границу, предполагавшегося в 1840 году не осуществились. На одном из концертов, на котором были исполнены произведения композитора, государь отозвался о нём: «Глинка – великий мастер, жаль, если при одной его опере останемся!» И вот, задержавшись на родине, Михаил Иванович вплотную занялся сочинением второй своей оперы «Руслан и Людмила», идею которой ему подсказал драматург А. Шаховской. Но в отличие от «Ивана Сусанина» он пишет её по кусочкам, урывками, используя темы, сочинённые ранее в предыдущих заграничных поездках. Взяв сюжет из юношеской поэмы А. Пушкина, он тем самым как бы посвящал своё новое произведение памяти великого поэта. На сочинение оперы ушло около двух лет, и 1842 году состоялась её премьера. За постановку оперы «Руслан и Людмила» Михаил Иванович получил 3000 рублей серебром. Оперу давали часто, и она имела успех. На одном из представлений присутствовал сам Ф. Лист, который высоко оценил талант Глинки.

● Звучит Каватина Людмилы из оперы «Руслан и Людмила»

III
В последние годы жизни Глинке всё-таки удалось ещё побывать за границей, и не один раз. Он посетил Францию, Испанию, о которых давно мечтал. Музеи, дворцы, театры, встречи со знаменитыми музыкантами, в частности, с Г. Берлиозом, при поддержке которого парижане имели возможность познакомиться с музыкой Глинки. В эти годы сочинено ещё немало интересных произведений, которые мы с Вами, возможно, услышим в других концертах; написаны автобиографические «Записки».
Но болезни всё чаще и чаще давали о себе знать, и зимой 1857 года композитора не стало. Он закончил свой жизненный путь вдали от Родины, будучи в Германии. Благодаря хлопотами сестры, Людмилы Ивановны, он был похоронен в Петербурге, на кладбище Александро-Невской лавры. Но для музыки Глинки уже наступило бессмертие: она проникла в самые отдалённые уголки родного края, всё чаще и чаще звучала за рубежом, и остаётся живой и поныне. Ещё многие поколения музыкантов будут учиться у Глинки его совершенному мастерству, нравственной силе, скромной и чистой красоте.

Используемая литература:
1. М. Шорникова «Русская музыкальная классика»
2. В. Васина – Гроссман «М. И. Глинка»
3. М. И. Глинка «Записки»
4. Е. Канн – Новикова «К 100-летию М. И. Глинки»

Бычкова Н. О.
г. Балаково, 2014 год


музыкально-литературный вечер к пушкинскому юбилею

Ведущие располагаются у рояля, за столиком со свечами, в кресле, стилизованном под XIX в. Художественное оформление - репродукции портретов адресатов и вдохновительниц лирики А.С. Пушкина (А.П. Керн, М.Н. Волконской, Е.К. Воронцовой, Н.Н. Гончаровой) и композиторов (М.И. Глинки, А. С. Даргомыжского, Н.А. Римского-Корсакова, Ц. Кюи).
Романсы исполняются школьниками, или используются аудиозаписи.

1-й ведущий: Пушкину было 20 лет, когда он впервые встретился с 19-летней Анной Петровной, женой генерала Ермолая Федоровича Керна.
1-я ведущая: Это произошло в Петербурге, в доме президента Академии художеств А.Н. Оленина. Она произвела на поэта большое впечатление.
1-й ведущий: "Позволительно ли быть до того прелестною?" - спрашивал он своего друга за столом.
1-я ведущая: Через 6 лет после этого, в июне 1825 г., Анна неожиданно приехала к соседям поэта в Тригорское навестить свою двоюродную сестру Анну Николаевну Вульф.
1-й ведущий: Пушкин отбывал тогда ссылку в Михайловском. В один из вечеров он читал чудную поэму "Цыганы".
1 -я ведущая: А Анна пела для него "Венецианскую ночь" И.И.Козлова на музыку М.И. Глинки.
1-й ведущий: Пушкин назвал это пение "небесным". В альбоме Керн появились такие строки:
Если в жизни поднебесной
Существует дух прелестный,
То тебе подобен он...
1 -я ведущая: Давно его не видели таким добродушным, веселым, остроумным, любезным.
1-й ведущий: Он помнил и первую встречу с ней у Олениных. Они виделись ежедневно в течение месяца, а когда Анна уезжала, поэт подарил ей вышедшую тогда первую главу "Евгения Онегина". Между неразрезанными страницами лежал листок с написанным ночью стихотворением:
Я помню чудное мгновенье:
Передо мной явилась ты,
Как мимолетное виденье,
Как гений чистой красоты...
1-я ведущая: Анна собиралась уже спрятать драгоценный подарок, поэт долго смотрел на нее, затем выхватил стихи и не хотел возвращать. "Насилу выпросила я их опять", - вспоминала Анна Петровна.
1-й ведущий: Она уехала в Ригу. Через два дня он уже пишет ей: "У меня сердце ноет... Каждую ночь гуляю я по саду и говорю себе: она была здесь: камень, о который она споткнулась, лежит на моем столе возле ветки увядшего гелиотропа..."
1-я ведущая: Он написал семь писем, семь восторженных посланий, полных противоречивых чувств, искрящихся любовью и ревностью одновременно, насыщенных преклонением перед поразившей его красотой. Он называл ее "чудотворной".
1-й ведущий: Вернувшись из ссылки, Пушкин встречался с ней в доме своих родителей и у А.А.Дельвига. Они подружились, но это был отзвук бь1лого увлечения, пути их разошлись.
1-я ведущая: Анна Петровна дожила до глубокой старости, на сорок два года пережила Пушкина, до конца дней носила в сумочке поэтический подарок и письма к ней того, кто обессмертил ее так же, как Петрарка обессмертил Лауру, а Данте - Беатриче.
2-я ведущая: Имя Пушкина было свято и для М.И.Глинки. А его личная судьба неожиданно переплелась и с семейством Керн.
2-й ведущий: Крут знакомых композитора был широк. И поэт Жуковский, на стихи которого Глинка писал музыку, и товарищ Пушкина по лицею, автор известных русских романсов Михаил Яковлев, и дипломат, автор комедии "Горе от ума" А.С.Грибоедов, который и сообщил о том, что придет в гости, да еще с ним - Пушкин!
2-я ведущая: В этот вечер Грибоедов наиграл грузинскую песню, Пушкин обещал непременно написать стихи. На следующее утро пришло письмо с текстом: "Не пой, волшебница, при мне ты песен Грузии печальной..." (Позднее "волшебница" было изменено на "красавица".)

Звучит музыка "Вальса-фантазии" М.И. Глинки, посвященного Екатерине Ермо-лаевне Керн, в инструментовке дирижера Г. Германа - "Павловский вальс".

2-й ведущий: 28 марта 1839 г. Глинка познакомился с Екатериной Ермолаевной Керн, дочерью Анны Петровны, чье имя освящено чувством к ней А.С. Пушкина. "Лицо бледное, и что-то в нем страдальческое... Но глаза ясные, выразительные, и необыкновенно стройный стан". Его привлекала "сдержанность" в каждом движении. "..Кити, Катрин, а по-русски - просто Катенька".
2-я ведущая: Она классная дама в Смольном, и ей живется нелегко: отец разорился, мать с ним разошлась, теперь у Катеньки отчим.
2-й ведущий: Впервые после долгой размолвки с женой у него появилась призрачная надежда на счастье. "Надо решиться на объяснение с ней, - говорил он. - Неужели человек не имеет права на счастье?"
2-я ведущая: Когда Анна Петровна узнала о намерениях Михаила Ивановича в отношении ее дочери, тут же благословила, но не стала скрывать, что "Катрин больна". "Доктора боятся чахотки..."
2-й ведущий: Глинка отдает все деньги на лечение. Мать и дочь уезжают на юг. А ему не хватило средств, чтобы к ним приехать. Зима 1840 г. прошла в работе, он часто болел, кроме "Руслана", работал над другими произведениями.
2-я ведущая: Ночь. Не спится. Он подходит к фортепьяно и в темноте проводит руками по клавишам. Слова Пушкина, посвященные Анне Петровне Керн, - "Я помню чудное мгновенье...", а музыка его, Глинки.
2-й ведущий: Пусть этот образец вокальной лирики будет посвящен девушке, с которой он не соединил жизнь: жена так и не дала развода, а разлука остудила чувства. Но останется лирическая пьеса - совершенное слияние высокой поэзии чувства с его музыкальным выражением.

Исполняется романс М.И. Глинки "Я помню чудное мгновенье...".

3-й ведущий: Александр Сергеевич Даргомыжский, современник Пушкина, друг Глинки, также испытал могучее воздействие своего великого тезки. Вслед за Михаилом Ивановичем он пишет романсы: испанский ("Ночной зефир"), восточный ("Ты рождена воспламенять"), элегию ("Я вас любил").
3-я ведущая: Однако Александр Сергеевич Даргомыжский не остается подражателем, а вносит яркий и оригинальный вклад в музыкальное истолкование пушкинской лирики. Романсовая пушкиниана композитора наполняется новыми мотивами, а элегия "Я вас любил" выражает не только лирический порыв, но и раздумья о смысле жизни.
3-й ведущий: Как бы в тон такой интерпретации звучат слова другого современника Пушкина, великого критика В.Г. Белинского: "Мы спрашиваем себя, что такое любовь?.."

Исполняется романс А.С.Даргомыжско-го "Я вас любил"

4-й ведущий: Стихотворению "Не пой, красавица, при мне..." свою музыкальную трактовку дали многие композиторы (Михаил Глинка, Сергей Рахманинов), среди них и Николай Римский-Корсаков.
4-я ведущая: Другое произведение поэта, которое также привлекло его внимание, - "На холмах Грузии...". Это последнее поэтическое воспоминание Пушкина о Марии Волконской, дочери прославленного героя Отечественной войны генерала Н.Н. Раевского.
4-й ведущий: Поэт путешествовал вместе с Раевскими по Кавказу и Крыму. Мария отличалась пылкостью и естественностью характера, незаурядностью натуры. 4-я ведущая: Осенью 1824 г. в Михайловском поэт узнал о предстоящем замужестве Марии Николаевны. Но счастье молодой четы было недолгим. Через год после свадьбы за участие в восстании декабристов был арестован и заключен в Петропавловскую крепость ее муж Сергей Григорьевич Волконский. Решение Марии Николаевны оставить родных, малютку сына и последовать за мужем, приговоренным к 20 годам каторжных работ, вызывает восхищение Пушкина, преклонение перед ее самоотверженностью.
4-й ведущий: В черновых бумагах сохранились не включенные в окончательный текст стихов строфы, посвященные юношеской любви поэта:
...Я твой по-прежнему, тебя люблю я вновь
И без надежд и без желаний.
Как пламень жертвенный, чиста моя любовь
И нежность девственных мечтаний.

Звучит романс Н.А. Римского-Корсакова "На холмах Грузии лежит ночная мгла"

5-й ведущий: Среди адресатов любовной лирики А.С. Пушкина - Елизавета Ксаверьевна Воронцова, жена генерал-губернатора Новороссийского края. Современники отмечали ее ум, образованность, очарование и " прелесть обхождения ".
5-я ведущая: Поэт познакомился с ней в 1823 г. в Одессе, "...любовь овладела его душою". Ей посвящены ставшие знаменитыми стихи: "Сожженное письмо", "Храни меня, мой талисман", "Прощанье".
5-й ведущий: А замечательный композитор Цезарь Кюи создал романс "Сожженное письмо".

Исполнение произведения или аудиозапись.

6-я ведущая: Наталья Николаевна Пушкина - жена поэта, урожденная Гончарова. Впервые они встретились зимой 1828 - 1829 гг. на одном из московских балов.

Рассказ идет на фоне музыки К. Листова "Я помню вальса звук прелестный".

6-й ведущий: И только после продолжительного знакомства, сватовства, знаменитой Болдинской осени состоялось венчание - 18 февраля 1831 г. в Москве в церкви Большого Вознесения. После свадьбы поэт писал другу: "Я женат - и счастлив..." 6-я ведущая: Чувство глубокой любви и нежности Пушкин сохранил на протяжении всей их совместной жизни. Наталье Николаевне посвящены прекрасные стихотворения: "Когда в объятия мои", "Мадонна", "Пора, мой друг, пора! Покоя сердце просит".

Звучит стихотворение "Мадонна".

Заключение

6-й ведущий: Женская красота, обаяние, грация не раз вдохновляли Музу Пушкина. А его божественный дар, пленительные стихи стали источником создания образцов вокальной лирики.

6-я ведущая: Так счастливо соединилось прекрасное в жизни, в поэзии и музыке. Закончить встречу можно романсом замечательного композитора XX века Г.В.Свиридова на шутливые стихи Пушкина, обращенные к юной девушке Кате Вельяшевой, - "Подъезжая под Ижоры...".