Макияж. Уход за волосами. Уход за кожей

Макияж. Уход за волосами. Уход за кожей

» » Основная проблематика "собачьего сердца".

Основная проблематика "собачьего сердца".

Творчество Булгакова – вершинное явление русской художественной культуры XX века. Трагична судьба Мастера, лишенного возможности быть напечатанным, услышанным. С 1927 по 1940 год Булгаков не увидел ни одной своей строчки в печати.

Михаил Афанасьевич Булгаков пришел в литературу уже в годы советской власти. Он испытал все сложности и противоречия советской действительности тридцатых годов. Детство и юность его связаны с Киевом, последующие годы жизни – с Москвой. Именно в московский период жизни Булгакова была написана повесть «Собачье сердце». В ней с блестящим мастерством и талантом раскрыта тема дисгармонии, доведенной до абсурда благодаря вмешательству человека в вечные законы природы.

В этом произведении писатель поднимается на вершину сатирической фантастики. Если сатира констатирует, то сатирическая фантастика предупреждает общество о грядущих опасностях и катаклизмах. Булгаков воплощает свою убежденность в предпочтительности нормальной эволюции перед насильственным методом вторжения в жизнь, он говорит о страшной разрушительной силе самодовольного агрессивного новшества. Эти темы вечны, и они не утратили своего значения и теперь.

Повесть «Собачье сердце» отличается предельно ясной авторской идеей: свершившаяся в России революция явилась не результатом естественного духовного развития общества, а безответственным и преждевременным экспериментом. Поэтому страну необходимо возвратить в ее прежнее состояние, не допустив необратимых последствий такого эксперимента.

Итак, посмотрим на главных героев «Собачьего сердца». Профессор Преображенский – демократ по происхождению и убеждениям, типичный московский интеллигент. Он свято служит науке, помогает человеку, никогда не навредит ему. Гордый и величественный, профессор Преображенский так и сыплет старинными афоризмами. Будучи светилом московской генетики, гениальный хирург занимается прибыльными операциями по омоложению стареющих дам.

Но профессор задумывает улучшить саму природу, он решает посоревноваться с самой жизнью, создать нового человека, пересадив собаке часть человеческого мозга. Так на свет появляется Шариков, воплощающий в себе нового советского человека. Каковы же его перспективы развития? Ничего впечатляющего: сердце бродячей собаки и мозг человека с тремя судимостями и ярко выраженной страстью к алкоголю. Вот то, из чего должен развиться новый человек, новое общество.

Шариков во что бы то ни стало хочет выбиться в люди, стать не хуже других. Но он не может понять, что для этого надо проделать путь долгого духовного развития, требуется труд по развитию интеллекта, кругозора, овладение знаниями. Полиграф Полиграфович Шариков (так теперь называют существо) надевает лакированные ботинки и ядовитого цвета галстук, но в остальном его костюм грязен, неопрятен, безвкусен.

Человек с собачьим нравом, основой которого был люмпен, чувствует себя хозяином жизни, он нагл, чванлив, агрессивен. Конфликт между профессором Преображенским и человекообразным люмпеном абсолютно неизбежен. Жизнь профессора и обитателей его квартиры становится сущим адом. Вот одна из их бытовых сцен:

«– …Окурки на пол не бросать, в сотый раз прошу. Чтобы я больше не слышал ни одного ругательного слова в квартире! Не плевать! Вон плевательница, – негодует профессор.

– Что-то вы меня, папаша, больно утесняете, – вдруг плаксиво выговорил человек».

Вопреки недовольству хозяина дома, Шариков живет по-своему: днем спит на кухне, бездельничает, творит всяческие безобразия, уверенный, что «в настоящее время каждый имеет свое право». И в этом он неодинок. Полиграф Полиграфович находит союзника в лице Швондера – местного председателя домкома. Тот несет такую же ответственность, как и профессор, за человекообразного монстра. Швондер поддержал социальный статус Шарикова, вооружил его идейной фразой, он его идеолог, его «духовный пастырь». Швондер снабжает Шарикова «научной» литературой, дает тому на «изучение» переписку Энгельса с Каутским. Звероподобное существо не одобряет ни одного автора: «А то пишут, пишут… Конгресс, немцы какие-то…» Вывод он делает один: «Надо все поделить». Вот и выработалась психология Шарикова. Он инстинктивно учуял главное кредо новых хозяев жизни: грабь, воруй, растаскивай все созданное. Главный принцип социалистического общества – всеобщая уравниловка, называемая равенством. Все мы знаем, к чему это привело.

Звездным часом для Полиграфа Полиграфовича явилась его «служба». Исчезнув из дома, он предстает перед изумленным профессором эдаким молодцом, полным достоинства и уважения к себе, «в кожаной куртке с чужого плеча, в кожаных же потертых штанах и высоких английских сапожках». Неимоверный запах котов сейчас же расплылся по всей передней. Ошарашенному профессору он предъявляет бумагу, в которой говорится, что товарищ Шариков состоит заведующим отделом чистки города от бродячих животных. Устроил его туда Швондер.

Итак, булгаковский Шарик совершил головокружительный прыжок: из бродячей собаки он превратился в санитара по очистке города от бродячих собак и кошек. Что ж, преследование своих – характерная черта всех шариковых. Они уничтожают своих, словно заметая следы собственного происхождения…

Последний аккорд шариковской деятельности – донос на профессора Преображенского. Нужно отметить, что именно в тридцатые годы донос становится одной из основ социалистического общества, которое правильнее было бы назвать тоталитарным.

Шарикову чужды стыд, совесть, мораль. У него отсутствуют человеческие качества, есть лишь подлость, ненависть, злоба.

Однако профессор Преображенский все-таки не оставляет мысли сделать из Шарикова человека. Он надеется на эволюцию, постепенное развитие. Но развития нет и не будет, если сам человек к нему не стремится. Благие намерения Преображенского оборачиваются трагедией. Он приходит к выводу, что насильственное вмешательство в природу человека и общества приводит к катастрофическим результатам. В повести профессор исправляет свою ошибку, превращая Шарикова обратно в пса. Но в жизни подобные эксперименты необратимы. Булгаков сумел предупредить об этом в самом начале тех разрушительных преобразований, которые начались в нашей стране в 1917 году.

После революции были созданы все условия для появления огромного количества шариковых с собачьими сердцами. Тоталитарная система этому очень способствует. Из-за того, что эти монстры проникли во все области жизни, Россия и переживает сейчас тяжелые времена.

Внешне шариковы ничем не отличаются от людей, но они всегда среди нас. Их нелюдская сущность все время проявляется. Судья осуждает невиновного, чтобы выполнить план по раскрытию преступлений; врач отворачивается от больного; мать бросает свое дитя; чиновники, у которых взятки стали уже в порядке вещей, готовы предать своих же. Все самое высокое и святое превращается в свою противоположность, так как в них проснулся нелюдь и втаптывает их в грязь. Приходя к власти, нелюдь старается расчеловечить всех вокруг, так как нелюдями легче управлять. У них все человеческие чувства заменены инстинктом самосохранения.

Собачье сердце в союзе с человеческим разумом – главная угроза нашего времени. Именно поэтому повесть, написанная в начале века, остается актуальной и в наши дни, служит предупреждением грядущим поколениям. Сегодняшний день так близок ко вчерашнему… На первый взгляд кажется, что все изменилось, что страна стала другой. Но сознание и стереотипы остались теми же. Пройдет не одно поколение, прежде чем шариковы исчезнут из нашей жизни, люди станут другими, не станет пороков, описанных Булгаковым в его бессмертном произведении. Как хочется верить, что это время настанет!..

Все без исключения произведения Булгакова в буквальном смысле завораживают читателя, ставят перед ним сложнейшие вопросы, решить которые оказывается не так легко. Повесть Булгакова «Собачье сердце» заставляет задуматься о месте человека в мире, об ответственности за свои поступки и действия других. Повесть написана удивительным языком, полным едкого сарказма, по вместе с тем она воспринимается как глубокое, философское произведение.
Булгаков делает героев повести символами эпохи. Профессор Преображенский - настоящий российский интеллигент, представитель уходящей категории общества. Вместе с ним уходит многое, что было важным и нужным для людей. Высказывания профессора могут показаться смешными. Но юмор отнюдь не умаляет их актуальности. «Голубчик! Я не говорю уже о паровом отоплении... Пусть: раз социальная революция - не нужно топить»; «почему, когда началась вся эта история, все стали ходить в грязных калошах и валенках по мраморной лестнице?»; «Почему убрали ковер с парадной лестницы?» «Почему пролетарий не может оставить свои калоши внизу, а пачкает мрамор?»
С точки зрения шариковых, которые по сути своей являются символом новой эпохи, эстетика быта совершенно не нужна. Вместе с этим «новые люди» готовы отказаться от всего, что создавалось веками. Стремление построить новую жизнь воспринимается ими как необходимость полностью уничтожить то, что было сделано ранее. В уста профессора Преображенского Булгаков вкладывает множество метких замечаний.
«Что такое эта ваша «разруха»? Старуха с клюкой? Ведьма, которая выбила все стекла, потушила все лампы?... Разруха не в клозетах, а в головах».
Меткие и очень точные замечания высказывают многие персонажи повести. В том числе и бездомный пес еще до превращения в человека, который отличается редкостной наблюдательностью и умом. Реальная жизнь послереволюционной России предстает перед нами во всем своем пугающем правдоподобии. Мрачные картины встают перед нами с самого начала повести. Вьюга как символ печали; запущенные пустые улицы как символ нищеты, убогости. В самом начале повести мы смотрим на обстановку глазами бездомной дворняги. Ничто не радует наш взгляд. Вот пробегает мимо девушка-машинистка, которая зарабатывает сущие копейки «по девятому разряду четыре с половиной червонца».
Для создания объективной картины не может быть незначительных деталей. Образ машинистки также неслучаен. Молодая девушка выглядит столь несчастной, замерзшей, полуголодной, что мы начинаем понимать, как несправедлива и уродлива действительность. А как много говорит фраза: «Я теперь председатель, и сколько ни накраду - все, все на женское тело, на раковые шейки, на Абрау-Дюрсо. Потому что наголодался в молодости достаточно, будет с меня, а загробной жизни не существует».
Булгаков в своей повести ставит очень серьезные вопросы - он заставляет задуматься о нравственности людей, с которыми мы сталкиваемся на страницах произведения. Повсюду царит воровство. Никто не заботится о соблюдении порядка, страна приходит в упадок, общество деградирует.
И на фоне этой деградации появляется новый человек, Шариков. То, что в повести Булгакова этот новый человек еще совсем недавно был бродячим псом, очень символично. Особенно важно, что будучи собакой, Шариков отличался большей порядочностью и вызывал искреннее сострадание и симпатию. Став человеком, он вызывает только отвращение.
Новый человек, который в повести представлен Полиграфом Полиграфычем Шариковым, полностью соответствует требованиям «новой жизни», является «продуктом» своей эпохи. Он бездуховен, необразован, неблагодарен, туп, агрессивен. Он чувствует себя настоящим хозяином жизни, не обращая внимания на кого бы то ни было.
Заслуживает пристального внимания и донос на профессора Преображенского. Это свидетельствует о полном отсутствии у Шарикова каких бы то ни было человеческих качеств. Отличительными чертами этого персонажа являются подлость, зависть, ненависть ко всему и всем вокруг.
Хозяин жизни, а именно таковым стал чувствовать себя «новый человек» после революции, очень силен. Он не останавливается ни перед чем, не думает о морали и нравственности. Фантастический эксперимент в повести - это отражение реального, огромного социального эксперимента - революции. Персонаж повести Шариков не смог стать человеком, перед нами всего лишь Существо, отдаленно на него похожее.
Рядом с «шариковыми» оказываются те, кто слабее и уязвимее. И общение с «новыми людьми» приносит исключительно страдания. Невозможно представить себе что-то более чудовищное, чем общество, в котором всем распоряжаются «ша-риковы», эти бессердечные и злобные создания. В повести профессор Преображенский находит «управу» на Шарикова, он просто превращает его обратно в собаку. Но социальный эксперимент - революция - не имеет обратного хода. И именно поэтому повесть оставляет ощущение некоторой недосказанности. Писатель ставит проблему, предоставляя возможность читателям думать о ней. Поэтому даже сегодня, по прошествии значительного периода времени, мы можем задуматься об обществе «шариковых», отголоски которого ощущаем до сих пор.

Творчество Булгакова - вершинное явление русской художественной культуры XX века. Трагична судьба Мастера, лишенного возможности быть напечатанный, услышанным. С 1927 по 1940 год Булгаков не увидел в печати ни одной своей строчки.

Михаил Афанасьевич Булгаков пришел в литературу уже в годы советской власти. Он испытал все сложности и противоречия советской действительности тридцатых годов. Детство и юность его связаны с Киевом, последующие годы жизни - с МЬсквой. Именно в московский период жизни Булгакова была написана повесть «Собачье сердце». В ней с блестящим мастерством и талантом раскрыта тема дисгармонии, доведенной до абсурда благодаря вмешательству человека в вечные законы природы.

В этом произведении писатель поднимается на вершину сатирической фантастики. Если сатира констатирует, то сатирическая фантастика предупреждает общество о грядущих опасностях и катаклизмах. Булгаков воплощает свою убежденность в предпочтительности нормальной эволюции перед насильственным методом вторжения в жизнь, он говорит о страшной разрушительной силе самодовольного агрессивного новшества. Эти темы вечны, и они не утратили своего значения и теперь.

Повесть «Собачье сердце» отличается предельно ясной авторской идеей: свершившаяся в России революция явилась не результатом естественного духовного развития общества, а безответственным и преждевременным экспериментом. Поэтому страну необходимо возвратить в ее прежнее состояние, не допустив необратимых последствий такого эксперимента.

Итак, посмотрим на главных героев «Собачьего сердца». Профессор Преображенский - демократ по происхождению и убеждениям, типичный московский интеллигент. Он свято служит науке, помогает человеку, никогда не навредит ему. Гордый и величественный, профессор Преображенский так и сыплет старинными афоризмами. Будучи светилом московской генетики, гениальный хирург занимается прибыльными операциями по омоложению стареющих дам.

Но профессор задумывает улучшить саму природу, он решает посоревноваться с самой жизнью, создать нового человека, пересадив собаке часть человеческого мозга. Так на свет появляется Шариков, воплощающий в себе нового советского человека. Каковы же перспективы его развития? Ничего впечатляющего: сердце бродячей собаки и мозг человека с тремя судимостями и ярко выраженной страстью к алкоголю. Вот то, из чего должен развиться новый человек, новое общество.

Шариков во что бы то на стало хочет выбиться в люди, стать не хуже других. Но он не может понять, что для этого надо проделать путь долгого духовного развития, требуется труд по развитию интеллекта, кругозора, овладение знаниями. Полиграф Полиграфович Шариков (так теперь называют существо) надевает лакированные ботинки и ядовитого цвета галстук, но в остальном его костюм грязен, неопрятен, безвкусен.

Человек с собачьим нравом, основой которого был люмпен, чувствует себя хозяином жизни, он нагл, чванлив, агрессивен. Конфликт между профессором Преображенским и человекообразным люмпеном абсолютно неизбежен. Жизнь профессора и обитателей его квартиры становится сущим адом. Вот одна из их бытовых сцен:

«-...Окурки на пол не бросать, в сотый раз прошу. Чтобы я больше не слышал ни одного ругательного слова в квартире! Не плевать! Вон плевательница, - негодует профессор.

- «Что-то вы меня, папаша, больно утесняете», - вдруг плаксиво выговорил человек».

Вопреки недовольству хозяина дома, Шариков живет по-своему: днем спит на кухне, бездельничает, творит всяческие безобразия, уверенный, что «в настоящее время каждый имеет свое право». И в этом он неодинок. Полиграф Полиграфович находит союзника в лице Швондера - местного председателя домкома. Тот несет такую же ответственность, как и профессор, за человекообразного монстра. Швондер поддержал социальный статус Шарикова, вооружил его идейной фразой, он его идеолог, его «духовный пастырь». Швондер снабжает Шарикова «научной» литературой, дает тому на «изучение» переписку Энгельса с Каутским. Звероподобное существо не одобряет ни одного автора: «А то пишут, пишут... Конгресс, немцы какие-то...» Вывод он делает один: «Надо все поделить». Вот и выработалась психология Шарикова. Он инстинктивно учуял главное кредо новых хозяев жизни: грабь, воруй, растаскивай все созданное. Главный принцип социалистического общества - всеобщая уравниловка, называемая равенством. Все мы знаем, к чему это привело.

Звездным часом для Полиграфа Цолиграфовича явилась его «служба». Исчезнув из дома, он предстает перед изумленным профессором эдаким молодцом, полным достоинства и уважения к себе, «в кожаной куртке с чужого плеча, в кожаных же потертых штанах и высоких английских сапожках». Неимоверный запах котов сейчас же расплылся по всей передней. Ошарашенному профессору он предъявляет бумагу, в которой говорится, что товарищ Шариков состоит заведующим отделом чистки города от бродячих животных. Устроил его туда Швондер.

Итак, булгаковский Шарик совершил головокружительный прыжок: из бродячей собаки он превратился в санитара по очистке города от бродячих собак и кошек. Что ж, преследование своих - характерная черта всех шариковых. Они уничтожают своих, словно заметая следы собственного происхождения...

Последний аккорд шариковской деятельности- донос на профессора Преображенского. Нужно отметить, что именно в тридцатые годы донос становится одной из основ социалистического общества, которое правильнее было бы назвать тоталитарным.

Шарикову чужды стыд, совесть, мораль. У него отсутствуют человеческие качества, есть лишь подлость, ненависть, злоба.

Однако профессор Преображенский все-таки не оставляет мысли сделать из Шарикова человека. Он надеется на эволюцию, постепенное развитие. Но развития нет и не будет, если сам человек к нему не стремится. Благие намерения Преображенского оборачиваются трагедией. Он приходит к выводу, что насильственное вмешательство в природу человека и общества приводит к катастрофическим результатам. В повести профессор исправляет свою ошибку, превращая Шарикова обратно в пса. Но в жизни подобные эксперименты необратимы. Булгаков сумел предупредить об этом в самом начале тех разрушительных преобразований, которые начались в нашей стране в 1917 году.

После революции были созданы все условия для появления огромного количества шариковых с собачьими сердцами. Тоталитарная система этому очень способствовала. Из-за того что эти монстры проникли во все области жизни, Россия и переживает сейчас тяжелые времена.

Внешне шариковы ничем не отличаются от людей, но они всегда среди нас. Их нелюдская сущность все время проявляется. Судья осуждает невиновного, чтобы выполнить план по раскрытию преступлений; врач отворачивается от больного; мать бросает свое дитя; чиновники, у которых взятки стали уже в порядке вещей, готовы предать своих же. Все самое высокое и святое превращается в свою противоположность, так как в них проснулась нелюдь и втаптывает их в грязь. Приходя к власти, нелюдь старается расчеловечить всех вокруг, так как нелюдью легче управлять. У нее все человеческие чувства заменены инстинктом самосохранения.

Собачье сердце в союзе с человеческим разумом - главная угроза нашего времени. Именно поэтому, повесть, написанная в начале века, остается актуальной и в наши дни, служит предупреждением грядущим поколениям. Сегодняшний день так близок ко вчерашнему... На первый взгляд кажется, что все изменилось, что страна стала другой. Но сознание и стереотипы остались теми же. Пройдет не одно поколение, прежде чем шариковы исчезнут из нашей жизни, люди станут другими, не станет пороков, описанных Булгаковым в его бессмертном произведении. Как хочется верить, что это время настанет!

Проблематика "Собачьего сердца" позволяет в полной мере исследовать суть творчества знаменитого советского писателя Михаила Булгакова. Повесть была написана в 1925 году. Почему она считается одним из ключевых произведений отечественной литературы начала XX века, попробуем разобраться вместе.

Дерзкая повесть

Проблематикой "Собачьего сердца" проникались все, кому на глаза попадалось это произведение. Его первоначальным названием было "Собачье сердце. Чудовищная история". Но затем автор решил, что вторая часть только утяжеляет заголовок.

Первыми слушателями повести стали друзья и знакомые Булгакова, которые собрались на Никитинском субботнике. Повесть произвела большое впечатление. Все ее оживленно обсуждали, отмечая ее дерзость. Проблематика повести "Собачье сердце" стала одной из самых обсуждаемых тем на ближайшие месяцы среди столичного образованного общества. В результате слухи о ней дошли и до правоохранительных органов. В доме Булгакова провели обыск, рукопись конфисковали. Она так и не вышла в свет при его жизни, будучи опубликованной только в годы перестройки.

И это можно понять. Ведь отражала основные проблемы советского общества, которые проявились практически сразу после победы Октябрьской революции. Ведь, по сути, Булгаков сравнил власть с собакой, которая превращается в эгоистичного и мерзкого человека.

Анализируя проблематику "Собачьего сердца", можно изучить, какой была культурная и историческая ситуация в России после В повести отражены все беды, с которыми пришлось столкнуться советским людям в первой половине 20-х годов.

В центре повествования - научный эксперимент, который проводит Он пересаживает собаке человеческий гипофиз. Результаты превосходят все ожидания. За несколько дней собака превращается в человека.

Это произведение стало откликом Булгакова на события, происходящие в стране. Научный эксперимент, который он изобразил, - яркая и точная картина пролетарской революции и ее последствий.

В повести автор ставит перед читателем много важных вопросов. Как революция соотносится с эволюцией, какова природа новой власти и будущее интеллигенции? Но Булгаков не ограничивается только общеполитическими темами. Его также волнует проблема старой и новой морали и нравственности. Ему важно выяснить, какая из них человечнее.

Противопоставление слоев общества

Проблематика повести "Собачье сердце" Булгакова во многом заключается в противопоставлении различных слоев общества, пропасть между которыми в те времена ощущалась особенно остро. Интеллигенцию олицетворяет профессор, светило науки Филипп Филиппович Преображенский. Представителем "нового" человека, рожденного революцией, является домоуправ Швондер, а позже и Шариков, влияние на которого оказывают речи его нового друга и пропагандистская коммунистическая литература.

Помощник Преображенского, доктор Борменталь, называет того творцом, но сам автор явно придерживается другого мнения. Он не готов восхищаться профессором.

Законы эволюции

Основная претензия заключается в том, что Преображенский посягнул на основные законы эволюции, примерил на себя роль Бога. Он создает человека своими руками, проводя, по сути, чудовищный эксперимент. Тут Булгаков делает отсылку к своему первоначальному заголовку.

Стоит отметить, что именно как эксперимент Булгаков воспринимал все, что происходило тогда в стране. Причем эксперимент грандиозный по масштабам и в то же время опасный. Главное, в чем автор отказывает Преображенскому, - это в моральном праве творца. Ведь наделив доброго бездомного пса человеческими повадками, Преображенский сделал из Шарикова воплощение всего того ужасного, что было в людях. Имел ли профессор на это право? Этим вопросом можно охарактеризовать проблематику "Собачьего сердца" Булгакова.

Отсылки к фантастике

В повести Булгакова переплетается множество жанров. Но самыми очевидными являются отсылки к фантастике. Именно они составляют ключевую художественную особенность произведения. В результате реализм доводится до полнейшего абсурда.

Один из главных тезисов автора - невозможность насильного переустройства общества. Тем более такого кардинального. История показывает, что во многом он оказался прав. Ошибки, допущенные большевиками, сегодня составляют основу учебников истории, посвященных тому периоду.

Ставший человеком Шарик олицетворяет собой среднестатистического персонажа той эпохи. Главное в его жизни - классовая ненависть к врагам. То есть пролетарии на дух не переносят буржуа. Со временем эта ненависть распространяется на богатых, а затем и на образованных людей и обычных интеллигентов. Оказывается, что основа нового мира - ко всему старому. Очевидно, что мир, основанный на ненависти, не имел будущего.

Рабы у власти

Булгаков пытается донести свою позицию - у власти оказались рабы. Именно об этом "Собачье сердце". Проблематика состоит в том, что право управлять они получили прежде чем хотя бы минимальное образование и представление о культуре. В таких людях просыпаются самые темные инстинкты, как в Шарикове. Человечество оказывается перед ними бессильно.

Среди художественных особенностей этого произведения необходимо отметить многочисленные ассоциации и отсылки к отечественной и зарубежной классике. Ключ к произведению можно получить, если проанализировать экспозицию повести.

Элементы, которые мы встречаем в завязке "Собачьего сердца" (вьюга, зимняя стужа, бродячая собака), отсылают нас к поэме Блока "Двенадцать".

Важную роль играет такая малозначительная деталь, как воротник. У Блока в воротнике прячет свой нос буржуй, а у Булгакова именно по воротнику бездомный пес определяет статус Преображенского, понимая, что перед ним - благодетель, а не голодный пролетарий.

В общем, можно сделать вывод, что "Собачье сердце" - выдающееся произведение Булгакова, которое играет ключевую роль как в его творчестве, так и во всей отечественной литературе. В первую очередь по идейному замыслу. Но высокой оценки достойны и его художественные особенности, и та проблематика, которая поднимается в повести.

Михаил Афанасьевич Булгаков родился в Киеве, в семье преподавателя Духовной академии Афанасия Ивановича Булгакова. Сочинять он стал, по свидетельству близких, рано. В основном это были небольшие рассказы, сатирические стихи, драматические сценки. Постепенно интерес к булгаковским произведениям возрастает. Становится очевидным то, что талант художника был у Булгакова, что называется, от Бога. Известность писателю принес роман “Белая гвардия”, переработанный впоследствии в пьесу “Дни Турбиных”. Большой успех имели комедия “Зойкина квартира” и юмористический сборник рассказов “Дьяволиада” (1925 г.). Однако начиная с 1928 года вокруг имени Булгакова создается обстановка травли, само имя писателя становится как бы вне закона. Пьесы “Бег”, “ИванВасильевич”, “Багровыйостров”, роман “Мастер и Маргарита” - далеко не полный список произведений, не увидевших свет при жизни автора. В этом же перечне находится и повесть “Собачье сердце”. Это произведение, написанное в 1925 году, увидело свет лишь в 1987 году в журнале “Знамя”. В основу повести лег рискованный эксперимент. Выбор такого сюжета Булгаковым не случаен. Все, что происходило тогда и что называлось строительством социализма, воспринималось автором “Собачьего сердца” именно как эксперимент - огромный по масштабам и более чем опасный. Скептично Булгаков относился и к попыткам создания нового совершенного общества революционными, то есть не исключающими насилия, методами, к воспитанию теми же насильственными методами нового, свободного человека. Для автора повести это было недопустимым вмешательством в естественный ход вещей, последствия которого могли оказаться плачевными для всех, в том числе и для самих “экспериментаторов”. Об этом “Собачье сердце” и предупреждает читателя.

Одним из главных героев, выразителем авторских мыслей в повести становится профессор Преображенский. Это крупный ученый-физиолог. Он предстает как воплощение образованности и высокой культуры. По убеждениям это сторонник старых дореволюционных порядков. Все его симпатии на стороне бывших домовладельцев, заводчиков, фабрикантов, при которых, как он говорит, был порядок и ему жилось удобно и хорошо. Булгаков не анализирует политические взгляды Преображенского. Но ученый высказывает очень определенные мысли о разрухе, о неспособности пролетариев справиться с ней. По его мнению, прежде всего нужно людей научить элементарной культуре в быту и на производстве, только тогда наладится дело, исчезнет разруха, будет порядок. Люди станут другими. Но и эта философия Преображенского терпит крушение. Он не может воспитать в Шарикове разумного человека: “Я измучился за эти две недели больше, чем за последние четырнадцать лет...”

В чем же причина неудачи Преображенского и доктора Борменталя? А дело не только в генной инженерии. Преображенский уверен, что чисто звериные инстинкты, сказывающиеся в поведении бывшего пса Шарикова, можно изжить: “Коты - это временно... Это вопрос дисциплины и двух-трех недель. Уверяю вас. Еще какой-нибудь месяц, и он перестанет на них кидаться”. Вопрос не в физиологии, а в том, что Шариков - тип определенной среды. Пес становится человеком, но его поступки определяют гены, полученные от пьяницы и хама Клима Чугункина: “...у него уже не собачье, а именно человеческое сердце. И самое паршивое из всех, которые существуют в природе!” Контраст между интеллектуальным началом, воплощенным в интеллигентных людях, физиологах Преображенском и Борментале, и темными инстинктами “гомункула” Шарикова (с низким, скошенным лбом) настолько разителен, что создает не только комический, гротескный эффект, но и окрашивает в трагические тона.

Немаловажную роль играет здесь и Швондер. Он старается повлиять, воспитать Шарикова. Этот не то пес, не то человек в беседе с Преображенским буквально повторяет слова и фразы Швондера не только о правах, но и о своем превосходстве над буржуями: “Мы в университетах не обучались, в квартирах из 15 комнат с ваннами не жили...” Естественно, что попытка воспитать нового человека во вчерашнем Шарикове - сатирический выпад писателя против Швондеров. Стоит отметить, что сатира и юмор Булгакова в этой повести достигают высшей степени мастерства. Достаточно вспомнить блестяще написанную сцену с омоложенным старичком, хвастающим своими любовными похождениями, или же сцену со “страстной дамочкой” не первой молодости, которая, чтобы удержать любовника, готова на все. Эти сцены рисуются через восприятие пса. “Ну вас к черту”, - мутно подумал он, положив голову на лапы и задремав от стыда”. Комичен и образ Швондера, решившего воспитать Шарикова в “марксистском духе”: сам процесс очеловечивания Шарикова рисуется в резких сатирических и юмористических тонах. Сюжетно он построен по контрасту - умный и ласковый пес становится грубым, невоспитанным хамом, в котором все отчетливее проявляются унаследованные свойства Клима Чугункина. Вульгарная речь этого персонажа слита с его поступками. Они становятся постепенно все более возмутительными и нетерпимыми. То он пугает даму на лестнице, то он как сумасшедший кидается за уносящимися прочь кошками, то пропадает по кабакам и трактирам. Как итог - юмористическая сцена с уголовной милицией, пришедшей в эпилоге повести по доносу Швондера разыскивать Шарикова; много объясняет профессор. Он предъявляет пса как доказательство своей невиновности и поясняет: “То есть он говорил... Это еще не значит быть человеком...”

Новаторство же повести “Собачье сердце” не только в сатирическом и юмористическом мастерстве Булгакова, но и в сложной философской концепции этого произведения. По мнению автора “Собачьего сердца”, человечество оказывается бессильным в борьбе с темными инстинктами, просыпающимися в людях. Трагедия заключалась в том, что в жизни Шариковы быстро расплодились. И уж они, говоря словами Полиграфа Полиграфыча, “душили-душили”... Таким образом, мы понимаем, что Булгаков в повести “Собачье сердце” с огромной впечатляющей силой, в своей излюбленной манере гротеска и юмора поставил вопрос о власти темных инстинктов в жизни человека. Его сатира в адрес Шариковых, Швондеров, Климов Чугункиных достигала высшей степени мастерства и выразительности. Симпатии Булгакова на стороне Преображенского. Но веры в то, что темные инстинкты в жизни людей можно изжить то ли с помощью науки, то ли с помощью всеобщего усилия коллектива, - веры этой у писателя нет. Можно сказать, что повесть окрашена в пессимистические тона.

В широкий и многообразный поток литературы двадцатых годов Булгаков ворвался стремительно и занял в нем видное место. Он создал ряд классических произведений во многих жанрах. Михаил Афанасьевич стал одним из основоположников новой сатиры. Он защищал общечеловеческие идеалы, клеймил пороки, которые, к сожалению, не изжиты до сих пор...