Тема:
Цель:
Оборудование: карточки с понятиями «табу » и «ойоро », карточки с табу -запретами
Ход урока
1 слайд
Салам лийже, йоча-влак!
Добрый день, дорогие ребята!
Запись в тетради темы урока.
2 слайд
(
Ойоро - это от слов ок йоро , частица ок без к
наказания за его нарушение .
Тема: Табу (ойоро) как средство воспитания в марийской культуре
Цель:
Оборудование: карточки с понятиями «табу » и «ойоро », карточки с табу -запретами
Ход урока
1 слайд
Салам лийже, йоча-влак!
Добрый день, дорогие ребята!
Ребята, оглянитесь вокруг: на улице, в транспорте, в лесу, дома и просто в школе, в классе своем. И везде сталкиваемся с проблемами. Проблемами экологического, нравственно-этического, санитарно-гигиенического характера: небрежное отношение к природе, неуважение старших, друг друга, падение нравственных ценностей, распространение алкоголизма, табакокурения и наркомании, резкое возрастание неизлечимых болезней.
Что же может спасти природу и каждого из нас? (ответы)
Есть еще одно средство в народной педагогике - это табу-запреты или ойоро.
Запись в тетради темы урока.
2 слайд
Табу или ойоро, что же это такое? В «Словаре иностранных слов» под редакцией А.Н.Комаровой, это полинезийское слово переводится как религиозный запрет, налагаемый на какой-либо предмет, действие, слово и.п., нарушение которого неминуемо влечет жестокую кару (болезнь, смерть) со стороны сверхъестественных сил. (понятия «табу» записать в тетрадь ) эти неписаные законы почитания и обожествления окружающего мира привели к бережному отношению к нему. Были выработаны определенные правила, главный смысл которых запрет, предостерегающей от опасности.
Ойоро - это от слов ок йоро , частица ок без к . табу обычно сопровождается предупреждением: если посмеешь вступить запрещенную зону, если возьмешь запрещенный предмет или произносишь неприличное к месту слово, тотчас появляются таинственные силы, скрытые в предметах, словах и покарают тебя свойственным им способом.
У марийского народа в реальной действительности до нашего времени широко используется система табу.
4. Табу состоит из двух частей: предупреждения и возможного наказания за его нарушение .
1 .Табу можно разделить на несколько групп
Нельзя пинать хлеб- бог накажет. Нельзя кидать хлеб- бог накажет.
Нельзя оставлять кусок хлеба- силы оставляешь.
Нельзя стол оставлять без хлеба - достатка в доме не будет.
Нельзя отказывать тому, кто попросил хлеба,- даже если в доме последний кусок: тогда в доме всегда будет еда.
А вы какие пословицы о хлебе знаете?
Хлеб-главный продукт питания, без него не обходится ни один обед в жизни человека. Вот перед вами буханка хлеба. Мы часто покупаем и никогда не задумываемся о том,сколько труда вложено, чтобы эта буханка появилась на столе. Марийцы по - особому относились к хлебу.
На столе всегда должен лежать каравай хлеба и соль- это показатель достатка. Стол не должен быть пустым. Дальше, как пекли хлеб, когда замешивали тесто, говорили самые добрые слова. Чтобы человек, покушав хлеб, стал добрее. Провожая в дальнюю дорогу, хлеб клали на стол, целый каравай.
Как вы думаете это сейчас сохранилось?
Что такое священные рощи? (молитвенные места)
Что делают в священной роще?
В святых рощах нельзя рубить деревья, косить траву, собирать ягоды, пасти скот - руки-ноги отсохнут.
Нельзя отказываться от верований предков - ангел-хранитель отвернётся от тебя.
Священные рощи до сих пор есть и взяты под охрану. В Марий Эл около рощ. Например: в Башкирии, где живут некрещеные марийцы,
до сих пор всё это сохранилось и ни один человек не сломает ни одну веточку в этой роще.
Нельзя плевать в родник, в колодец - на языке выскочит болячка.
Нельзя осквернять чистую воду в колодце, в речке, в озере- иначе с тобой,с членами семьи или в твоём хозяйстве может случиться что-либо страшное и непоправимое.
Марийцы очень почитали воду. Случай из жизни. Нельзя в незнакомом месте купаться, не подарив подарок воде, не подарив подарок роднику - брать воды.
Нельзя разорять птичьи гнёзда - твоя семья распадётся.
Если сорвёшь ветку цветущей яблони- руки отсохнут
Когда выходили из леса кланялись и благодарили.
История с берёзовыми вениками. Никогда не оставлять голой берёзу, срубив все ветки
4)Нравственные запреты (ЧИТАЮТ ОБУЧАЮЩИЕСЯ)
На этих нравственных запретах воспитывали детей:
Нельзя другим желать зла- оно вернётся к тебе.
Нельзя грубить родителям - не будет тебе счастья в жизни.
Нельзя грубить людям старше себя - может случится несчастье.
Нельзя избивать старых- руки будут трясти.
Нельзя смеяться над старостью - сам тоже состаришься, может ещё хуже.
Воспоминание человек, который посетил Дом престарелых:
«Я побывал в одном из Домов для престарелых в российской глубинке.
Обстановку описывать не стану- всё чисто и более-менее благоустроено.Интересно другое- люди и их истории. А ёщё заслуживают внимание цифры. Они показывают состояние нравственного здоровья общества, в котором мы живём. В этом Доме для престарелых и инвалидов живут 28 человек, и только 8 из них абсолютно одиноки.»
Нельзя есть с ножа - к злодеянию.
Нельзя новорожденного оставлять одного - дьявол заменит своим ребёнком.
Нельзя нож передавать острой стороной- желаешь зла.
Нельзя дразнить собаку - собачей жизнью будешь жить.
Среди двух сотен табу есть и такое: «Не поблагодаришь за доброе дело - жди беды. Одно «спасибо» спасает от сорока напастей».
Как вы понимаете это выражение, объясните.
2) У марийцев - всё живое имеет душу. Марийцы почитали лес как божество. Марийский народ поклонялся природе. Он любил и почитал её, но и боялся, считал её явлением божьим
Этот термин означает, что на какое-либо деяние, проявление чувства или поведение наложен строжайший запрет. Он же переводится как «священный». В этом значении термин использовался полинезийскими племенами. Слово активно употребляется в социологии, психологии и обыденной жизни.
Данный свод норм в древности существовал практически у всех племен и народностей. Он помогал установить основные законы в социуме. Во многих культурах для описания, что значит табу, используется одновременно 2 слова:
Изначально оно употреблялось полинезийскими аборигенами. С его помощью устанавливались стандарты и жизни. Чтобы понять, что значит слово табу для жителя полинезийского племени, ученые проводили исследования. Они показали, что для типичного аборигена это строжайший запрет на совершение некоторых деяний и проявление неодобряемых в обществе чувств.
Смысл слова будет все тем же – наказание за нарушение правил. Ученые выяснили, что полное табу накладывалось светскими властями и религиозными деятелями для собственного обогащения и подавления других членов социума. Основные вето касались вопросов жилища, средств и имущества данных людей, оспаривания их права на подчинение соплеменников.
Что такое табу в религиозных культах и для светской власти:
В этой культуре применяется слово харам. Оно означает все то же вето. Поставить табу (харам) для мусульман может только религиозный служитель, основываясь на священных книгах и нормах. В исламе выделяют:
Изначально смысл использования права вето был прост. Шаман или человек наделенный властью устанавливали стандарты, определяли, какие деяния разрешены. В правила закладывалось то, что могло принести пользу членам сообщества, вождю или жрецу. Часто за пределами нормы оказывалось и то, что сулило человеку, определявшему их потерю статуса или материального положения.
Современными людьми это словосочетание используется и для описания обыденных ситуаций. В просторечье табу человека - ситуация, когда кто-то принципиально не совершает определенных действий сам или требует этого от других. Правило в данном случае составляется человеком на основе своих убеждений и представлений. Понять, какой смысл приобретает вето в современном мире глазами обывателя, можно рассмотрев пример. Муж или жена требует, чтобы партнер полностью прекратил отношения с определенным человеком. В качестве наказания за нарушение часто выступает угроза развода.
Специалисты выделяют 4 типа этого явления. Разделение произошло исходя из функциональной составляющей и содержательной части установленного правила. Запреты табу бывают:
Этнографы обнаружили эти данные исследуя полинезийские общества. Первые табу, появившиеся там, относятся:
Данный ученый рассмотрел в своих трудах происхождение и религии. Тотем и табу согласно его исследованиям и трудам это:
Рассуждая о том, что такое табу по Фрейду надо упомянуть и то, что он выделял эту систему как механизм создания правил в обществе. Тотем для него это не что иное, как объект почитания. Автор считал это явление устаревшим и изжитым. Ряд психологов не соглашаются с этим утверждением, говоря, что тотемизм поменял форму выражения, но все еще существует.
Основные понятия темы
Мораль, обычай, традиция, табу, нравственные нормы, нравственные принципы, нравственные качества, добродетели, пороки, золотое правило нравственности.
Слово «мораль» в латинском языке означает «нравственный». Оно происходит от слова «mores» - обычаи, нравы, поведение.
Мораль – это система норм и правил поведения, принятых в обществе и основанных на представлениях о добре и зле, о должных и недолжных поступках. Нормы и правила морали формировались историческим путём.
При родовом строе порядок в обществе поддерживался системой табу (жёстких запретов). На основе табу постепенно складывались обычаи и традиции. Они опирались на авторитет общественного мнения, чётко указывали, что, когда и как надо делать человеку в конкретных условиях. Никакого выбора они человеку не предоставляли и были единственными нормами поведения. Их выполняли, не задумываясь о том, хороши они или плохи. Таким образом, обычаи и традиции – это совокупность образцов поведения, которым человек следует потому, что так делали его предки.
С разложением первобытнообщинного строя, формированием социально неоднородного общества, освобождением индивида во многом от опеки общины, появляется потребность в новых, индивидуальных средствах ориентации в жизни. Они и воплотились в морали.
Для каждой эпохи был характерен свой особый уровень моральности. Многое, что представлялось обязательным для одних, было неприемлемо для других. Но, тем не менее, несмотря на все разногласия конкретных людей, существуют какие-то нравственные истины, которые и проявляются в опыте человечества.
Совместная жизнь предполагает отказ от посягательства на тело, душу и интересы других людей, ограничение личного эгоизма, в идеале – взаимопомощь и взаимопонимание. Чтобы общество было обществом, а не стадом, в нём должны действовать правила, позволяющие каждому человеку чувствовать себя значимым и защищённым. Поэтому универсальными стали нормы «не убивай» (защита жизни), «не кради» (защита собственности), «не лги» (защита от манипуляций сознанием). Их выработали все человеческие коллективы независимо друг от друга. Нравственная норма определяет поведение личности в некоторых типичных ситуациях, часто повторяющихся в жизни человека. Нравственные нормы представляют собой общие правила поведения. Поступать согласно этим нормам людей побуждает не только общественное мнение, но и голос совести.
Чувство межчеловеческой общности поддерживается также нравственными принципами, например, принципами коллективизма, трудолюбия. К числу важнейших, разделяемых всеми народами установок относится патриотизм, символизирующий связь поколений и связь судеб людей с судьбой их Родины.
Каждый человек, формируясь как личность, приобретает определённые нравственные качества. Положительные нравственные качества – это добродетели (мужество, справедливость), отрицательные – пороки (зависть, жадность).
Основные понятия морали: добро и зло, честь и достоинство, долг, совесть, справедливость, смысл жизни, свобода, счастье.
Универсальный исторический опыт человечества отлился в «золотое правило нравственности. Оно гласит: «относись к другому так, как хочешь, чтобы он относился к тебе». Для всех нравственных систем стало принципом: надо относиться друг к другу по-человечески.
Мораль имеет всепроникающий и всеобъемлющий характер. Это означает, что она теснейшим образом связана с другими сферами культуры: наукой, политикой, философией, правом. Ни одна из этих сфер не может строить свою стратегию вне моральных ценностей.
Выделяют различные функции морали, из которых основные – гуманизирующая и регулятивная.
Гуманизирующая функция. Мораль «приподымает» нас над собственной сегодняшней ограниченностью, создаёт ориентир человечности. Мораль помогает видеть смысл своей жизни, сохранять целостность личности, изменять мир в направлении гуманности.
Регулятивная функция. Предполагается, что люди должны жить по-человечески, а значит, соблюдать некоторые правила поведения. Но поскольку так бывает не всегда, то именно моральные правила предписывают должное положение вещей. Мораль с помощью своих норм регулирует поведение как отдельного лица, так и общества.
Задача морали заключается в том, чтобы дать людям знание и понимание идеалов гуманности, научить владеть собой, регулировать свои поступки.
Вопросы для повторения
Воспользуйтесь формой поиска
релевантные научные источники:
М.БУР и др. | Москва, Издательство «Прогресс» 1978 | Научная книга | 1978 | docx | 0.37 Мб
Немецкая классическая буржуазная философия от Канта до Гегеля и Фейербаха составляет часть, вершину и завершение истории классической буржуазной философии. Под классической буржуазной философией мы
Андреева Елена Владимировна | Диссертация на соискание ученой степени кандидата филологических наук. Санкт-Петербург - 2004 | Диссертация | 2004 | Россия | docx/pdf | 12.38 Мб
Специальность 10.02.01 - русский язык. Структура художественного текста неоднородна. Опа представляет собой комбинацию авторского повествования или речи повествователя и персонажей. Вопросы структуры
Бакина Ольга Владимировна | Диссертация на соискание ученой степени кандидата филологических наук. Санкт-Петербург - 2001 | Диссертация | 2001 | Россия | docx/pdf | 6.92 Мб
Специальность 10.01.10 - журналистика. Актуальность исследования. Социально-политические, экономические перемены, произошедшие в России за последние два десятилетия, вызвали существенные изменения и
Миронова Наталья Ивановна | Диссертация на соискание ученой степени кандидата педагогических наук. Москва - 1999 | Диссертация | 1999 | Россия | docx/pdf | 4.83 Мб
13.00.01 - общая педагогика. Актуальность исследования. В настоящее время, в эпоху радикальных преобразований в социально-политической, экономической и культурной жизни общества, особенно актуальным
| Лекция(и) | | Россия | docx | 0.02 Мб
Раздел I. Этика - Философское учение о морали. Основные этапы и направления развития этики Раздел I. Этика - философское учение о морали. Основные этапы и направления развития этики. Тема 1. Предмет
Бур М., Иррлиц Г. | М.: Прогресс,1978. – 327 с. | Научная книга | 1978 | docx | 4.78 Мб
ПЛАН
1. Табу как социальный феномен.
2. Виды табу 3. Тотемизм как составляющая культуры первобытного общества. Тотемизм и религия.
4. Мифы нерелигиозные и религиозные в жизни первобытного общества.
Литература.
ТАБУ - первобытный социальный институт, представляющий собой запрет на определенные действия по отношению к табуированным предметам. Слово «табу» - полинезийского происхождения и означает «запретное» в смысле «священное» и «неприкосновенное». Английский путешественник Джеймс Кук завез это слово в Европу, описав в 1771 г. обычай табуирования на островах Тонга.
Табу - отрицательная сторона «маны», сверхъестественной силы, которой может быть наделен как человек так предмет или дух. Поскольку человек, обладающий маной, или вещь, которой сообщена мана, считаются опасными для окружающих, то прикосновение к ним, а порой даже взгляд на них, превращается в табу. Иногда снять табу можно посредством религиозно-магических обрядов. Страх перед «сверхъестественной силой» табу подкрепляется реальным наказанием (часто смертью) за его нарушение. После обнаружения института табу у полинезийцев, затем у меланезийцев, оказалось, что понятия аналогичные понятию табу существовали во всех обществах:
Дж. Фрейзер показал, что табу существовало у всех первобытных народов. У.Робертсон-Смит использовал слово табу для обозначения запретов, налагаемых на «произвольное использование человеком обычных вещей и подкрепляемых угрозой сверхъестественной кары». Ф. Ратцель, обративший внимание на случаи использования табу «в социально-политических целях», считал табу явлением религиозного происхождения. Согласно Э.Дюркгейму, социальными последствиями соблюдения табу является объединение социальной группы вне обычных ритуалов и чувственных проявлений. Табу является символом членства в группе. 3. Фрейд рассматривал табу как первую в истории нравственную норму. Согласно его концепции, этот моральный запрет стал результатом договора, заключенного сыновьями, убившими своего отца, вожака первобытного человеческого стада, для того чтобы обладать его женами, своими матерями и мачехами. Испытывая жгучее чувство стыда за содеянное, сыновья договорились между собой наложить табу на убийство родственников и брак с матерями (и мачехами), а жен брать вне своего рода. Эти два запрета стали первой социальной нормой, с которой и начинается история человечества. Б. Малиновский, рассматривая табу как регулятивный социальный институт, не сумел обнаружить «эдипов комплекс» у первобытных народов Океании и решил отнести его к более позднему «патриархальному» периоду A.P. Радклифф-Браун считал табу вневременной нравственной нормой, регулирующей поведение членов общества в соответствии с принятыми в нем нормами и ценностями. К.Леви-Стросс определяет табу как сообщение, символическую системы, представляющую собой обмен между природой и культурой, животным миром и обществом. М.Дуглас рассматривает табу в контексте исследования бинарных оппозиций грязное/чистое.
Тотемизм в своей исходной форме представлял собой глубокую, не знающую сомнений веру в полное тождество членов того или иного человеческого коллектива (первоначально - праобщины, позднее - рода) с особями одного определенного вида животных (медведями, волками, оленями и т.п.). Этот вид животных, а тем самым и каждое животное данного вида, являлся тотемом данной группы людей, а тем самым и любого из ее членов. В своей сущности тотемизм был не чем иным, как осознанием реального единства человеческого коллектива, фундаментальной общности всех его членов и одновременно столь же фундаментального их отличия от членов всех других существующих на земле человеческих коллективов. Если иные формы религии, исключая политеизм, были отражением господства над людьми слепой необходимости природы, то тотемизм был отражением господства над человеком сил общественного развития, отражением не природного, а общественного бытия. И это отражение, так же, как и отражение в магии, оменализме и т.п. господства над людьми объективных природных сил, было не адекватным, а иллюзорным, фантастическим. Поэтому тотемизм, как и магия, оменализм, фетишизм и т.п., был верой. Все это и дало основание трактовать тотемизм как одну из форм религии. Однако согласиться с таким пониманием тотемизма нельзя.
Понятия иллюзии и религии далеко не тождественны. Всякая религия есть иллюзорное отражение действительности, но не всякое иллюзорное отражение действительности является религией. Могут существовать и существуют различного рода нерелигиозные иллюзии. Религией является только такая иллюзия, которая включает в качестве неотъемлемого момента веру в сверхъестественную силу, от которой зависят ход и исход человеческих действий, веру в сверхъестественное влияние на судьбу человека. Если подобного рода вера отсутствует, иллюзия не может быть охарактеризована как религиозная, сколь бы фантастическими ни были составляющие ее представления.
Животные, являвшиеся тотемом, никогда не наделялись в воображении людей способностью сверхъестественным образом влиять на их дела. Поэтому тотемизм в его исходной форме не был религией.
В процессе своего оформления и развития тотемизм оброс значительным числом всевозможных ритуальных действий. В частности, возникли особые празднества, во время которых люди облекались в шкуры тотемных животных и подражали их действиям. Но эти тотемистические пляски не представляли собой религиозного культа. Люди, их совершавшие, не ставили своей целью добиться от тотемных животных благоприятного воздействия на ход и исход их деятельности. Суть тотемистических плясок заключалась в подтверждении идентичности членов данного коллектива и животных тотемного вида. В последующем некоторые из действий, совершаемых во время такого рода празднеств, приобрели характер магических обрядов. В тотемистическую обрядность вплелись и новые, чисто магические, действия. Тем самым тотемизм оказался связанным с магией, но формой религии он при этом не стал.