Макияж. Уход за волосами. Уход за кожей

Макияж. Уход за волосами. Уход за кожей

» » Что является средством формирования культуры здоровья. Культура здоровья: культурный ли вы человек? Культура здоровья в современном обществе

Что является средством формирования культуры здоровья. Культура здоровья: культурный ли вы человек? Культура здоровья в современном обществе

Здоровье – это культура и традиции. Не слова в книжках, а ваши реальные действия, культура, которая создает ваш образ жизни. Основы здоровья закладываются в наиболее ранние периоды жизни, когда ребенок бессознательно копирует поведение значимых взрослых, в первую очередь родителей. Поэтому обучение здоровью полезно не только для вас – это культурная инвестиция, которая является культурной ценностью вашей семьи и может передаваться в поколениях.


Мы привыкли считать, что культура – это статуи и древние произведения. Живая культура – это культура наших ежедневных действий, традиций, установок окружения и общества. Культура здоровья - это тысячелетний опыт, накопленный человечеством в области здоровья. Правда к механическому переносу чужого опыта надо подходить весьма осторожно. Например, оздоровительная система йоги в Индии это не только физические упражнения, это и образ жизни, и система питания, это и целая религия. Применение у нас этих, безусловно, эффективных упражнений вырванных из целостной системы оздоровления, может дать только умеренный оздоровительный эффект, а иногда и вред, так как часто не учитывается, что разучивание одного упражнения может занимать целый месяц и проводится, как правило, под наблюдением опытного гуру (учителя).

Культура здоровья - это социальная наследственность, оан аккумулирует социально прогрессивную творческую деятельность человечества в сфере здорвоья, она определяет систему ценностей и приоритетов человека и общества, социальной группы и народности, нации и человечества.

Как и другие виды культуры, культура здоровья жива, когда она живет в семьях. К сожалению, за последнюю сотню лет мы с вами видим значительное уничтожение традиций, локальных культур в рамках этноцида. Но не все потеряно, можно научиться культуре здоровья самим. Даже если вы выросли в неблагоприятном окружении. С точки зрения Песталоцци, человек является «произведением природы», «произведением общества», и «произведением самого себя». Согласно этому, человек в своей жизни переживает до известной степени три состояния, которые вовсе не обязательно сменяют друг друга во временной последовательности – естественное состоя­ние, общественное состояние и идеальное состояние, в котором человек полностью становиться самим собой.

Культура здоровья приобретается.

Культура – это ежедневные действия, а не пассивное знание. Знать о культуре здоровья не достаточ­но, такая культура не исчерпывается знаниями, она характеризуется, прежде всего, способностью применить эти знания на практике в повседневной жизни на протяжении всей жизнедеятельности. Культура здоровья - это стремление и умение сделать лучшие достижения мирового опыта нашим личным достоянием в кропотливом самосовершенствовании, наградой за которое будет не только физическое здоровье, но и ясность ума, полнота чувств и постоянный приток бодрости.

Культура здоровья приобретается трудом и состоит в привычке и постоянной потребности человека вообще чем-либо заниматься. Практиче­ская культура здоровья становится результатом «дисциплины привычки к объективной деятельно­сти и общезначимым умениям.Примером развитой культуры здоровья является Греция, где был культ здоровья. «Когда нет здоровья, молчит мудрость, не может расцвести искусство, не играют силы, бесполезно богатство и болен разум»- пишет Геродот.


Культура здоровья – это часть вашей общей культуры.

Культура здоровья является неотъемлемой частью общей культуры образованного человека. Сегодня человека со средним или высшим образованием, но практически не знающего ничего о своем здоровье и как его поддерживать, можно считать малокультурным.

Показатель культуры здоровья – общая культура человека, выраженная в достаточном уровне физического, психического, духовно-нравственного и социального развития. В настоящее время иметь излечимые хронические болезни – это признак низкой культуры здоровья, а болеть нужно стыдиться (хоть немного) и уж точно не гордится этим.

Использование накопленного человечеством тысячелетнего опыта сохранения и укрепления своего здоровья, уже сегодня позволило бы жить долго, счастливо и не болея. К сожалению, современная медицина в основном занимается только болезнями человека и практически не занимается его здоровьем.

Культура здоровья как проявление развитой общечеловеческой культуры, включает осознание человеком высокой ценности своего здоровья. Она предусматривает понимание необходимости охраны здоровья и его укрепления как непременного условия успешной самореализации человека. Культура здоровья человека – это, прежде всего, экологическая культура в широком её понимании, опирающаяся на гармонию всех проявлений человеческой деятельности и её взаимоотношений с окружающим человека обществом и природой.

Основой воспитания культуры здоровья является формирование активной, деятельной, трудолюбивой и творческой личности, нацеленной на здоровый образ жизни, на успешное саморазвитие и полное раскрытие своих потенциальных возможностей. Культура здоровья и здоровый образ жизни являются категориями широкого мировоззренческого преобразующего воздействия на формирование развивающейся личности.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

хорошую работу на сайт">

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

ПЕНЗЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

Кафедра "Психологии и педагогики"

На тему: "Культура здоровья"

К храму здоровья ведут тысячи дорог, а поможет та, по которой вы буд е те идти.

М. Норбеков

Мера душевного здоровья - это готовность во всем находить хорошее.

Джон Темплтон

По данным Всемирной организации здравоохранения, здоровье определяется как отсутствие болезней в сочетании с полным физическим, психическим и социальным благополучием.

Здоровье - это равновесие между нашим способом существования и окружающим миром. Это гармония с самим собой и окружающим миром. Мы можем оказывать влияние на свои мысли, эмоции и поведение. Мы можем оказывать влияние на окружающий мир. Заботясь о чистоте помыслов, мы заботимся о своем здоровье .

Здоровье - это резервные мощности органов, всей нашей физиологии. Они необходимы, чтобы поддерживать нормальные функциональные показатели в покое и при нагрузках - психических и физических .

Здоровье - равновесие между желанием и принуждением .

Общее здоровье человека складывается из физического, психического и социального. Все они взаимосвязаны между собой.

Физический:

ь Кардиореспираторные факторы;

ь Метаболические факторы;

ь Мышечные факторы;

ь Двигательные факторы; морфологические факторы.

Психический:

ь Индивидуальность;

ь Поведение;

ь Когнитивные способности;

ь Релаксационные способности;

ь Мотивация;

ь Чувство собственного достоинства;

ь Чувство контроля;

ь Адаптационные способности; чувство значимости.

Социальный:

ь Стиль жизни;

ь Социальный статус;

ь Социальное окружение .

Сложившаяся ситуация в России характеризуется демографическим кризисом, который связан не только с низкой рождаемостью и высокой смертностью населения, но и неумением его обращать внимание на уровень своего здоровья и заботиться о нем, а также низким уровнем здорового образа жизни, одной из причин которого является низкая культура здоровья.

Культура здоровья - новое массовое явление в современном мире. Это специальная и реализуемая с использованием рекомендаций науки и профессиональной медицины активность человека. Она включает регулярные занятия физическими упражнениями, здоровый образ жизни, отказ от привычек, разрушающих организм (чрезмерное питание, курение, алкоголизм, наркомания, неупорядоченный режим жизни, повышенная раздражительность и прочее), предупреждение раннего ухудшения здоровья, обращение к медицинской помощи при возникновении заболеваний, купирование развития и обострения имеющихся хронических заболеваний и т.д. .

В повседневной жизни мы достаточно часто убеждаемся в зависимости, точнее, взаимозависимости физического самочувствия и психического состояния. Имеется много мудрых наблюдений о прямом влиянии психики на здоровье человека. В настоящее время науке известно, что человеческий организм является в высшей степени самоорганизующейся и саморегулирующейся системой. Мозг человека за свою эволюцию приобрел особое свойство -- высочайшую пластичность, т.е. умение приспосабливаться к самым разнообразным и неожиданным условиям существования. Истинные возможности психики, ее резервы в саморегуляции организма, состояний тела огромны. Можно привести некоторые примеры, иллюстрирующие широкий диапазон приспособительных и продуктивных возможностей нервной системы человека и его психики в регуляции состояний организма.

У тибетских йогов в ходе их тренировок имеются упражнения по выработке "психического" тепла. Начинающий йог, освоивший это упражнение в совершенстве, признается достойным носить белую хлопчатобумажную рубашку или мантию. Для того чтобы достичь этой ступени признания, необходим продолжительный подготовительный период. Вначале йог приучает себя к минимуму одежды и избегает использовать огонь для согревания собственного тела. В уединенном месте он занимается специальными упражнениями, усиливающими теплопродукцию организма. После того как он усвоит эти упражнения, йог приобретает способность переносить без каких-либо неудобств значительный холод, будучи одетым в одну лишь хлопчатобумажную рубашку. Подготовленные ученики подвергаются специальным испытаниям. Во льду, покрывающем водоем, пробивается лунка, в которой намачиваются специальные покрывала. Каждый испытуемый заворачивается в одно из них и принимается сушить его теплом собственного тела. Как только покрывало становится сухим, его снова намачивают и снова покрывают им тело йога. Тот, кто до рассвета высушит наибольшее количество покрывал, считается победителем в подобном соревновании. Данный пример иногда вызывает недоверие, однако достаточно вспомнить традиционные увлечения наших русских "моржей", как недоверие рассеивается .

Очень актуальной проблемой является, проблема сохранения здоровья детей в учебном процессе.

То, что дети в массе своей имеют отклонения в здоровье и нездоровы, стало известно не сейчас. Росла тревожная статистика, а надвигавшаяся угроза наркомании, токсикомании, бездуховности была очевидна десятилетия назад. Например, только в Свердловском инженерно-педагогическом институте почти 20 лет назад уже систематически отслеживалось отношение абитуриентов, а затем и студентов, к таким факторам риска, как наркотики, алкоголь, курение и др. Отслеживание (с элементами проектирования, диагностики и анонимности) велось, как в многолетних наркологических исследованиях, так и в учебном курсе "Нравственное санитарно-гигиеническое воспитание", уже тогда привлекавшего огромный интерес студентов.

Поэтому, несмотря на то, что многое в нашей стране продолжало замалчиваться, уже в 80-х годах проблемы сохранения здоровья молодежи становились все более очевидными и острыми .

Тенденции ухудшения здоровья молодежи, обусловленные снижением материального благополучия значительной части населения, ухудшением экологической ситуации, распространением здоровьеразрушительных стереотипов поведения, ослаблением инфраструктуры системы здравоохранения сделали проблемы формирования здорового образа жизни учащихся одной из приоритетных задач системы образования. Своеобразную значимость эта проблема приобретает в высшей школе. Процесс профессиональной самореализации специалиста с высшим образованием неотделим от саморазвития личности, т.к. основан на эксплуатации и совершенствовании личностных ресурсов: творческого мышления, коммуникативных, организаторских способностей и т.д. Причем деятельность специалиста в современных условиях сопровождается психологическими стрессами, эмоциональным выгоранием и другими факторами, разрушающими здоровье. Следовательно, в процессе высшего профессионального образования необходимо обеспечить овладение будущим специалистом культурой здоровья, обеспечивающей саморазвитие, профилактику стрессов, формирование здорового образа жизни. Не стоит забывать, что период обучения в вузе - это не только время профессиональной подготовки молодого человека, но и пора интенсивного формирования его личности, становления мировоззрения и индивидуального жизненного стиля. .

Рожнов Р.В. в реальной практике современного высшего образования выделяет ряд противоречий, связанных с формированием культуры здоровья студентов:

ь несмотря на накопленный теоретико-экспериментальный материал, позволяющий увидеть направления актуализации субъектных сил личности студента (Г. И. Аксенова, И. Г. Антипова, Л. Г. Бикчентаева, Е. Н. Волкова, Н. В. Гришина, А. Г. Гогоберидзе, С. М. Годник, И. А. Зимняя, Н. Е. Мажар, А. К. Маркова, Л. М. Митина, В. А. Сластенин, Б. А. Сосновский, Е. Н. Шиянов), в вузовской педагогике недостаточно четко описан механизм становления учащегося субъектом здорового образа жизни, мало разработаны технологии воспитания культуры здоровья;

ь в соответствии с государственными стандартами предполагается определенный объем учебного материала, который мог бы стимулировать формирование субъектной позиции саморазвития студентов в области сохранения и развития здоровья, но учебники и методические пособия по этим предметам в основном ориентированы на изложение категориально-концептуального ядра соответствующих наук на высоком уровне абстрагирования и не обеспечивают освоения студентами технологий саморазвития, формирования личной жизненной философии, индивидуальной системы здорового образа жизни;

ь юношеский возраст характеризуется потребностями в самопознании, формировании целостной жизненной философии и ценностном самоопределении, а традиционная лекционно-семинарская система ориентирует студента на ознакомительно-репродуктивное освоение информации и не учитывает актуальных для него потребностей саморазвития;

ь личностное развитие студентов связано с реализацией мотивов саморазвития. Ведущими видами деятельности для них являются интимно-личностное общение и формирование профессиональной компетентности, через которые проявляется их субъектность. В противовес этому традиционная методика обучения в вузе создает ситуацию субъект-объектного отношения преподавателя и студентов, центрированную на усвоении учебной информации и в малой мере затрагивающую личностное развитие студентов;

ь учебные заведения системы высшего профессионального образования обладают значительным потенциалом воспитательного влияния, которое могло бы обеспечить формирование культуры здоровья студентов: приобщение учащихся к занятиям физической культурой и спортом, разнообразные возможности клубных форм воспитания, просветительская работа, интегрированная в учебный процесс, и т.п. Но на практике эти возможности реализуются недостаточно, и период обучения в вузе становится одним из стрессогенных этапов в жизненном цикле человека.

Забота о здоровье - это особый компонент личной жизнедеятельности индивида, который может быть проанализирован с позиций акмеологии и теории субъектной регуляции жизненного пути личности. Причем мы предполагаем, что понятие жизненного пути личности (стратегии жизни) является более широким, чем понятие деятельности. Человек как субъект здорового образа жизни должен исследоваться во взаимосвязи личностного саморазвития и освоения культуры в контексте целостного процесса жизнедеятельности.

В соответствии с этой идеей одним из результатов педагогического процесса профессионального образования является формирование культуры здоровья специалиста - интегрального свойства его личности, проявляющегося в способности достигать, сохранять и развивать духовное, психологическое, физическое и социальное благополучие. Рассмотрение здоровья в рамках концепции благополучия позволит более полно выявить философские, психологические, культурологические и социальные аспекты его формирования.

П. И. Калью выделяет шесть типов сущностных элементов определения здоровья:

ь здоровье как норма функционирования организма на всех уровнях его организации;

ь здоровье как динамическое равновесие (гармония) жизненных функций организма;

ь здоровье как полноценное выполнение основных социальных функций, участие в жизни общества и трудовая деятельность;

ь способность организма адаптироваться к изменяющимся условиям среды;

ь отсутствие болезненных изменений и нормальное самочувствие;

ь полное физическое, духовное, умственное и социальное благополучие .

Хорошая среда является для среднего организма одним из первейших факторов самоактуализации и здоровья. Предоставив организму возможность самоактуализации, она подобно доброму наставнику отступает в тень, чтобы позволить ему самому вершить выбор в соответствии с собственными желаниями и требованиями (оставляя за собой право следить затем, чтобы он учитывал желания и требования других людей). С теоретической точки зрения логично было бы предположить, что человек может обрести совершенное здоровье только в совершенном мире, только в абсолютно здоровом обществе. Однако на практике дело обстоит несколько иначе. Даже в нашем, далеком от совершенства обществе, можно найти чрезвычайно здоровых людей. Безусловно, они не обладают совершенным здоровьем, но они являют собой именно тот образец психологического здоровья, который мы можем представить себе сейчас, в наше время и в нашей культуре. Вполне возможно, что мы пока даже не догадываемся, насколько здоровым, насколько хорошим может быть человек. Хорошая среда способствует развитию хорошей личности, но эта взаимосвязь не абсолютна. Кроме того, рассуждая о хорошей среде, мы должны иметь в виду не только условия материально-экономического характера, но и духовный уклад общества, психологический климат в нем .

Термин "культура здоровья" полагает применение культурологического подхода, по которому трансформация личной культуры в сфере элементов образа жизни, связанных со здоровьем, должна быть обусловлена достаточно широким спектром образовательного взаимодействия, далеко выходящим за рамки отдельных учебных дисциплин.

Рассматривая взаимосвязь духовно-нравственного и психологического компонентов здоровья, необходимо обратиться к восточной философии: ведической и даосской концепциями здоровья. Оздоровительные системы и профилактическая медицина востока очень созвучны современной холистической теории здоровья. Как сказал нобелевский лауреат Нильс Бор, задача современной науки - соединить новейшие формулы Эйнштейна с древней мудростью вед. Эти слова были произнесены в начале ХХ в. Дальнейшее развитие естествознания подтвердило его провидческую мысль. От ядерной физики до медицины и биологии мы можем наблюдать ренессанс идей, выраженных за несколько тысяч лет до рождества Христова в ведах и литературе даосизма. Анализируя и сопоставляя оздоровительные концепции традиционной восточной медицины, ощущаешь их принципиальное тождество. Складывается впечатление, что когда-то все знания древних о здоровье и эволюции человека составляли единое целое. До наших дней дошли лишь осколки древнего знания, своеобразная мозаика, в которой единая информация различно преломилась через историю и культуру народов востока .

Духовность с позиций информационной концепции здоровья становится столь же реальным понятием, как нервный импульс: "…сущность самообладания. Вдумайтесь в это понятие. Оно означает гармоническое сотрудничество психических центров. Вы знаете, насколько вредоносен беспорядок, тем более он губителен, когда происходит в области психической. Пора человеку твердо осознать существование мощи психической энергии, заложенной в нем" .

"…большинство болезней происходит от внушений" Много говорят о самовнушении, меньше обращают внимание на внушение на расстоянии. Можно лечить мыслью на расстоянии, но также можно являть болезни на расстоянии. Такое обстоятельство будет в будущем изучаемо, но сейчас мало кто допускает, что возможно причинить болезнь мыслью издалека.

С точки зрения информационно-энергетических процессов новое звучание обретают наставления мудрецов древности. Например, Лао-Цзы в трактате "О причинах болезней" пишет:

"Если нет ровного состояния в сердце - это болезнь.

Взяв в долг, не помнить о возвращении - это болезнь.

Помогая людям, надеяться на воздаяние - это болезнь.

Завидовать богатым - это болезнь.

Много ненавидеть, мало любить - это болезнь.

Зная много, вести себя, как знающий много, - это болезнь.

Радоваться ошибкам других - это болезнь.

Находить недостатки у известных людей - это болезнь.

Пользуясь властью, творить произвол - это болезнь.

Побеждать людей, применяя силу, - это болезнь.

Сетовать на то, что приходится трудиться, - это болезнь.

Иллюзии принимать за реальность - это болезнь.

Постоянно обсуждать, что есть правда и что неправда, - это болезнь.

Перекладывать ответственность на других людей - это болезнь.

Порицать человека за то, что он не облагодетельствовал тебя, - это болезнь.

Не любить людей за то, что превзошли тебя, - это болезнь.

Быть ревнивым - это болезнь.

Возвращаться в мыслях к старым обидам - это болезнь.

В тяжелой ситуации поступать легкомысленно - это болезнь.

Буянить, напившись вина, - это болезнь.

Вмешиваться в чужие дела - это болезнь.

Не прислушиваться к противоположному мнению - это болезнь.

Смеяться над слепыми, глухими, немыми - это болезнь.

С древнейших времен мудрецы стремились совершать добро и в мелочах. Если ведешь себя таким образом, можно сказать, что принимаешь лекарство:

Не брать сверх того, что тебе положено, - это лекарство.

Помогать старым и слабым - это лекарство.

* Сочувствовать покинутым, жалеть одиноких - это лекарство.

Не требовать возвращения старых долгов - это лекарство.

Не спорить, кто прав, а кто виноват, - это лекарство.

Перетерпев оскорбление, не хранить обиду - это лекарство.

Не помнить старого зла - это лекарство.

Уступать лучшее, брать себе худшее - это лекарство.

Не жаловаться на тяжелую работу - это лекарство.

Будучи бедным, не досадовать - это лекарство.

Не преувеличивать свое значение - это лекарство.

Хорошо относиться к успехам других - это лекарство.

В своих бедах и болезнях винить самого себя - это лекарство.

Желать людям исполнения их желаний - это лекарство.

Не вмешиваться в чужие дела - это лекарство.

И за закрытой дверью строго блюсти себя - это лекарство.

Быть добрым в сердце и отзывчивым в мыслях - это лекарство".

Бегло прочтя эти строки, можно подумать: "Что здесь нового?" Если прочесть вдумчиво, то можно спросить себя: "Что из написанного применено и стало неотъемлемой частью жизни?". Сердце подскажет, где она, болезнь, и где лекарство .

Советы от Ганса Селье, которые помогут отгородить вас от отрицательных эмоций:

1. поступайте таким образом, чтобы завоевать любовь других.

2. не заводите дружбы с несдержанными людьми.

3. в каждой сфере деятельности есть своя вершина, стремитесь к ней и довольствуйтесь этим.

4. цените подлинную простоту жизненного уклада.

5. чтобы с вами не случилось, подумайте, стоит ли сражаться. Не все жизненные ситуации требуют борьбы.

6. чаще думайте о светлых сторонах вашей жизни.

7. вспоминайте о своих прошлых успехах, если вы потерпели поражение.

8. если вам предстоит какое либо неприятное дело, не откладывайте его. Сделайте прямо сейчас.

9. не забывайте о том, что все люди разные, и одного готового рецепта успеха нет. Каждый идет к победе своим путем

"Древняя Истина: "Познай самого себя" - была извращена слабыми, ленивыми мозгами. Они поспешили объявить ее как нечто сверхчеловеческое, недостижимое, между тем такое самоисследование всегда и при всех условиях возможно. Испытайте себя и замечайте, что глубже заложено в сознании вашем? Если уныние или обида долго живет в вас и огорчает сердце, вы должны сознательно изгонять таких вредителей. Вы будете знать, что они составляют причину многих заболеваний и пресекут духовное продвижение. Когда вы познаете такое простое объяснение, тогда разум ваш подскажет, что неполезно поддаваться ядовитым воздействиям. Так Мыслитель говорил: "Пусть самопознание будет праздником твоим" .

В работе Рожнова Р. В., предложена диагностическая модель культуры здоровья, разработанная на основе акмеологического подхода, теории целостного развития индивидуальности и личностно-творческого понимания культуры. Психолого-педагогическое содержание модели с указанием диагностических методик представлено ниже.

Ценностно-смысловой компонент: осознание здоровья в качестве одной из основных жизненных ценностей, а также формирование позитивного отношения к здоровому образу жизни на основе интеллектуального понимания и эмоционального переживания значимости ЗОЖ в достижении идеалов временной перспективы социальной и личной жизни, способность осознавать и транслировать ценности деятельности, направленной на сохранение и развитие здоровья.

Мотивационный компонент: осознание учащимся потребности в заботе о здоровье, способность соотносить принятые в его социальном окружении ценности и стереотипы поведения в сфере здорового образа жизни со своими потребностями и условиями жизни, умение принимать ответственные решения в сфере жизнедеятельности, связанной со здоровьем.

Когнитивный компонент культуры здоровья состоит в информированности по вопросам охраны и совершенствования здоровья, определенном наборе знаний, умений и навыков, необходимых для создания индивидуальной системы здорового образа жизни. Когнитивный компонент создает основу для технологической готовности студента к осуществлению здорового образа жизни, обеспечивает способность планировать меры по оздоровлению образа жизни и оценивать их эффективность. Составляющими когнитивного компонента являются не только объективная информация о здоровьесбережении, но и субъективное понимание природы здоровья и влияющих на него факторов.

Поведенческий компонент - это опыт личной жизнедеятельности по формированию здорового образа жизни, готовность противостоять негативным влияниям, а также умение принимать и оказывать социальную поддержку по вопросам сохранения здоровья. .

Физическая культура одно из важных направлений формирования здоровьесбергающей среды. Она в отличие от других научных дисциплин влияет на сохранение и развитие здоровья.

Таким образом, человек, обладающий правильными, гармоничными взглядами по отношению к своему здоровью, может стать подлинно свободным, способным самоопределиться и самореализоваться в жизни и решить основные задачи своей жизненной миссии.

здоровье психический дети учебный

Библиография

1. Абрахам Гарольд Маслоу Мотивация и личность / Гарольд Маслоу

2. Амосов, Н.М. Эксперимент по преодолению старости / Н.М. Амосов

3. Барбитова, А.Д. Формирование основ здорового образа жизни у старшеклассников в профильных классах с помощью элективного курса / А.Д. Барбитова // Профильное образование в современной школе: вопросы управления, содержания, психологического сопровождения. - Под общей ред. С.В. Данилова. - УНПКПРО, 2008. - 88 с.

4. Крылова, Н.Н. Батарея методик диагностики культуры здоровья студентов / Н.Н. Крылова, Р.В. Рожнов // www.aist.agni-age.net

5. Леви, В.Н. Лекарство от лени. Азбука здравомыслия / В.Н. Леви. - М.: Издательство "Метафора", 2005. - 117 с.

6. Николаенко, В.М. Психология и педагогика / В.М. Николаенко, Г.М. Залесов, Т.В. Андрюшина и др // Учебное пособие. - М.: ИНФРА-М; Новосибирск: НГАиУ, 2001. - 175 с.

7. Преемственность формирования культуры здоровья учащихся в образовательной среде региона: коллективная монография / науч. ред. Р. В. Рожнов. - Пенза: Информационно-издательский центр ПГУ, 2006. - 104 с.

8. Синельников, В.А.Прививка от стресса. Как стать хозяином своей жизни / В.А. Синельников. - М.: Центрполиграф, 2006. - 125 с.

9. Столяренко, А.М. Психология и педагогика / А.М. Столяренко // Учебное пособие для вузов. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2004. - 423 с.

10. Ткаченко Е.В. Образование и наука. Будущее в ретроспективе / Е.В. Ткаченко // Научно-методический сборник. -- Екатеринбург: Изд-во УрО РАО, 2005. -- 434 с.

11. Учение Живой Этики. Надземное. - Самара: Межрегиональная общественная организация "Центр духовной культуры", 2000. - 123 с.

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

    Теоретические основы формирования культуры здоровья дошкольников в процессе сотрудничества педагогов и родителей. Педагогические условия формирования культуры здоровья детей дошкольного возраста. Диагностика уровня сформированности культуры здоровья.

    курсовая работа , добавлен 25.05.2010

    Психолого-педагогическая характеристика детей раннего возраста. Понятие и критерии здоровья ребенка. Процесс сохранения и укрепления здоровья детей раннего возраста. Основа разработки здоровьесберегающей среды. Планирование систем здоровьесбережения.

    курсовая работа , добавлен 27.04.2015

    Физическое здоровье и его место в структуре полноценного здоровья человека. Состояние физического здоровья современных детей младшего дошкольного возраста. Физические упражнения на прогулке как средство оздоровления детей младшего школьного возраста.

    курсовая работа , добавлен 02.01.2017

    Кризис системы образования. Проблема взаимосвязи обеспечения здоровья подрастающего поколения и воспитательного процесса в рамках единого образовательного пространства учебных заведений. Параметры взаимосвязи духовно-нравственного и физического здоровья.

    реферат , добавлен 20.03.2016

    Здоровье человека как интегративная междисциплинарная категория. Понятие и сущность социального здоровья личности. Здоровьесберегающая среда общеобразовательного учреждения. Обоснование педагогической системы формирования социального здоровья учащихся.

    дипломная работа , добавлен 20.07.2012

    Система методов укрепления состояния здоровья ослабленных детей: закаливание, эмоциональное состояние дошкольника, рациональное питание, физическое развитие и режим. Программа укрепления здоровья детей старшего дошкольного возраста в ДОУ "Золотой ключик".

    курсовая работа , добавлен 16.01.2012

    Наиболее эффективные формы и методы организации проведения физического воспитания, физических упражнений. Педагогические средства обеспечения успешности процесса формирования физического здоровья детей с помощью формирования новых двигательных навыков.

    реферат , добавлен 25.04.2011

    Актуальность применения здоровьесберегающих образовательных технологий в современном учебном процессе. Исследование средств, способствующих сохранению, укреплению и поддержанию здоровья учащихся. Разработка и проведения урока "Вредные привычки".

    дипломная работа , добавлен 29.10.2014

    Анализ современных научных представлений о здоровье развивающегося ребенка и особенностей его сохранения психолого-педагогическими средствами. Оздоровление детей старшего дошкольного возраста средствами физического воспитания и в театрализованных играх.

    дипломная работа , добавлен 24.12.2017

    Задачи и средства физического воспитания. Принципы и методы обучения детей разнообразным формам двигательной деятельности. Роль и место дидактической игры в процессе формирования представлений о здоровом образе жизни и укреплении здоровья у дошкольников.

КУЛЬТУРА ЗДОРОВЬЯ В СОВРЕМЕННОМ ОБЩЕСТВЕ

Кузнецов Владимир Юрьевич

доктор философских наук, профессор, доцент кафедры философии МарГТУ, г. Йошкар-Ола

Оленкин Юрий Владимирович

кандидат философских наук, доцент кафедры физической культуры и спорта ЧГУ, г. Чебоксары

Здоровье является многоаспектным, многоуровневым, интегральным понятием, сущностными характеристиками которого являются физическое, психическое, духовное и ментальное благополучие человека. К главным психофизиологическим и социально-психологическим факторам здоровья часто относят биологическую надежность организма; надежность личности, показателем которой является постоянство активных отношений и способность к реализации поставленных целей; здоровое поведение, сущность которого заключается в активном созидательном отношении к своему здоровью.

Интерес ученых к культуре здоровья человека в современном обществе вызван теми происходящими изменениями, которые происходят в социальной и образовательной сферах, связанных с полноценным использованием социальных институтов в обеспечении здоровья, качества жизни и воспитания полноценной личности. Изучая критерии и показатели культуры здоровья личности, О.А. Ахвердова, В.А. Магин , сделали вывод, что культура здоровья представляет собой интегративное личностное образование, состоящее из когнитивно-мотивационного, эмоционального и конативно-волевого компонентов, которые в свою очередь, отражают объем знаний, коммуникативную толерантность, эмоциональную устойчивость, активность и волевые качества, являющиеся неотъемлемой частью образа жизни личности в его индивидуальной культуре.

Однако, несмотря на понимание значимости ценности культуры здоровья общество не торопится осуществлять соответствующие действия, направленные на развитие того, что можно было бы обозначить как здоровьеобеспечивающих социальных и индивидуальных практик, направленных на формирование, поддержание, укрепление здоровья.

На отношение к здоровью оказывают влияние не только материально-технические и экономические показатели, развитие инфраструктуры медицинской отрасли. Но так же и то, какое место ценность здоровья занимает на аксиологической (ценностной) шкале общества, группы, отдельной личности, сложившиеся культурные традиции, стереотипы, модели поведения, связанные с вопросами здоровья, а также идеалы, нормы образа жизни, которые задаются соответствующей идеологией общества.

Позитивно-ценностное или негативно-незаинтересованное отношение к проблемам здоровья, тесно связаны с широким мировоззренческим, социально-культурным контекстом, с культурными традициями, отражающими этническую, гендерную, возрастную, конфессиональную, социально-территориальную принадлежность субъекта.

Культура здоровья как полноправная, социально-значимая составляющая культуры общества и личности, как один из жизнеобеспечивающих компонентов существования человека культурного, по мнению И.М. Быховской, может быть определена как совокупность знаний, ценностей, норм, идеалов, установок, связанных с представлениями о здоровье как ценности, выполняющих регулятивно-ориентирующие функции в отношении тех видов деятельности, которые обеспечивают формирование, поддержание и укрепление здоровья. Результаты этой деятельности, включая и последствия деятельности непосредственного характера (объективное состояние здоровья), и опосредованного, символического толка – здоровый или нездоровый .

Под культурой здоровья человека, В.Н. Ирхин понимает сложноструктурное образование личности, характеризующееся определенным уровнем валеологической образованности и развития личности, овладением опытом человечества по сохранению и укреплению своего здоровья, принятием и повседневным ведением здорового образа жизни .

О.Л. Трещева рассматривает культуру здоровья личности как важнейшую составляющую общей составляющей культуры – одну из основных форм освоения человеком внешней и внутренней природы, способ создания гармонии своего существования в самом широком смысле .

В своем определении культуры здоровья авторы характеризуют ее как целостную практико ориентированную систему валеологических знаний и умений физического и психического саморазвития, совокупность норм и ценностей, обеспечивающих представление о роли и месте культуры здоровья в системе общественных отношений.

Аналитический взгляд на проблему здоровья как социокультурный феномен, позволяет выделить следующие проблемные блоки:

· объективные воздействия на состояние здоровья человека, включая экологические факторы; особенности образа жизни, связанные преимущественно с социально-экономическим укладом изучаемых социальных групп;

· образы, модели, нормативные представления о здоровье/нездоровье человека – как в структуре обыденных представлений, массового сознания, так и специализированного знания, характерного для изучаемого социокультурного среза;

· особенности сложившихся в обществе подходов к формированию валеологического сознания и поведения человека;

· деятельно-практическое отношение к характеристикам здоровья как актуализация содержания, смысла, направленности валеологических представлений и ориентаций, их объективизация: контроль, ограничения, «дисциплинирование» (М. Фуко) тела человека в социальной практике; инструментальное и экспрессивное использование двигательных характеристик человека; целенаправленное формирование показателей здоровья, двигательных навыков на основе принятых ценностей, норм, идеалов, образцов.

Культура здоровья включает в себя потребность и способность индивида к максимальной самореализации в качестве социально и индивидуально-значимого субъекта на основе использования средств, отпущенных природой (телесно-двигательных характеристик) и преобразованных в соответствии с этими целями и принципами культуросообразности, в пределах их нормального функционирования.

Предметным основанием культуры здоровья и спорта как социальных механизмов служит культура двигательной деятельности Л.И. Лубышева . Обычно под культурой понимают все, что создано человечеством, как совокупность условий, способов и результатов формирования, развития и сохранения потребностей и свойств «человека общественного». Как общественная система культура разворачивается в трех формах своего существования: культура условий жизни, культура деятельности и культура личности. Круговорот форм культуры свойственен и для феноменов культуры здоровья. Условия жизнедеятельности обеспечивают развертывание процессов формирования культуры двигательной деятельности, которая развивает процесс формирования физической и спортивной культуры личности.

Социальная значимость культуры здоровья состоит в той огромной роли, которую она играет в развитии, сохранении и поддержании телесного, психического, нравственного и духовного здоровья человека. Как справедливо отмечают многие ученые в современной критической ситуации, в сложившейся социальной сфере, культура здоровья должна стать важнейшим фактором способным помочь людям противостоять сложным условиям жизни.

Значимость ценностного потенциала культуры здоровья не исчерпывается отмеченными характеристиками. В ходе развития общества культура здоровья наряду с другими социальными явлениями непрерывно расширяют границы своего влияния на жизнь людей.

Физическое и духовное совершенствование личности, полнокровная и активная человеческая жизнь, здоровье, здоровый образ жизни, дух соперничества, уважения и сопереживания – вот те человеческие ценности, которые заложены в основе культуры здоровья.

Специалистам, работающим в области физической культуры, необходимо в первую очередь самим осознать все богатство этих социальных явлений, и в последующем вносить в общественное сознание философское, а не утилитарное понимание, которое на сегодняшний день еще господствует в современном обществе. И только таким путем действительно можно поднять авторитет и престиж занятий физической культурой, добиться подлинной массовости физкультурного движения в нашем обществе.

Основная задача духовного воспитания заключается в том, чтобы дать человеку правильное представление о наивысшем в данных конкретно-исторических условиях уровне сознания, выработать у него устойчивую потребность в соответствии с этим представлением. Необходимо отметить, что сегодня многие, занимаясь физическим и духовным воспитанием, не только понимают необходимость сознательного применения различных видов укрепления физического и психического здоровья, но и в той или иной мере используют их. Однако далеко не все понимают важную роль регулярных занятий при овладении духовными ценностями ради духовного совершенствования и самосовершенствования. Поэтому, телесное совершенствование и здоровье, с одной стороны, и формирование духовного здоровья – с другой, не только должны исключать, но и дополнять друг друга.

Таким образом, проблему формирования культуры здоровья можно плодотворно решать только на основе идеи единства и взаимообусловленности социального и биологического, духовного и телесного начал. Телесная культура в отличие от других сфер культуры соединяет эти компоненты в человеке в единое целое и является сферой их гармонизации, областью ценностно-ориентированного разрешения постоянно воспроизводимых противоречий между ними.

Еще с древности нам известна истина: «Здоровый дух в здоровом теле», в которой подчеркивается именно таким порядком слов приоритетность здоровья духовного, которому сопутствует и здоровье физическое; другими словами – если человек культурен в широком смысле этого понятия, духовен, то и за своим физическим здоровьем он не сможет не следить. Но в практику нашего современного сознания эта древняя мудрость пришла в искаженном, перевернутом виде, что и сказалось на некоторых концептуальных просчетах. В современности она звучит, как «в здоровом теле – здоровый дух», а значит, телесное как бы ставится, выпячивается на первый план, являясь гарантом того, что телесное здоровье может служить залогом духовного здоровья, что, как мы тому имеем множество свидетельств совсем не так.

В заключении отметим, что для современного этапа развития общества характерно возрастание роли духовных ценностей в обеспечении полноценного физического развития и здоровья человека, освещение их «функции» как посредников восхождения человека из ниже – в выше организованные макросферы своего бытия; а также их атрибута как необходимого условия достижения человеком самореализации своего духовного потенциала. В современном обществе цель духовного воспитания должна состоять в том, чтобы дать человеку верное представление о наивысшем в данных конкретно-исторических условиях типе сознания, выработать у него устойчивую потребность в соответствии с этим представлением. Формирование культуры здоровья можно плодотворно решать только на основе идеи диалектического единства и взаимообусловленности социального и биологического, духовного и телесного начал.

Список литературы:

1.Ахвердова О.А., Магин В.А. К исследованию феномена «культура здоровья» в области профессионального физкультурного образования. // Теория и практика физической культуры. 2002, № 9. С. 5-7.

2.Быховская И.М. Образование и культура здоровья // Дети России образованы и здоровы Материалы IIIВсероссийской научно-практической конференции г. Москва, 28-29 октября 2005 г. М.: 2005. С. 28-32.

3.Ирхин В.Н. Теоретические основы построения школы здоровья в контексте гуманистической парадигмы образования и воспитания // Проблемы образования и воспитания в контексте гуманистической парадигмы педагогики (конец XIX в. - 90-е гг. XX в.): Монография: В 2-х т. // Под ред. З.И. Равкина. М., 2000. С. 139 - 172.

4.Лубышева Л.И. Физическая и спортивная культура: теоретический взгляд и технологические решения // Дети России образованы и здоровы Материалы III Всероссийской научно-практической конференции г. Москва, 28-29 октября 2005 г. М.: 2005. С. 38-42.

5.Трещева О.Л. К вопросу системного обоснования индивидуального здоровья и его компонентов // Здоровье и образование: Матер. Международного конгресса валеологов. СПб, 1999. С. 176-177.


Предварительный просмотр:

Подписи к слайдам:

Культура здоровья как фактор формирования здоровьесберегающей среды
Здоровье - не всё, но всё без здоровья – ничто.Сократ
Поэтому одной из приоритетных задач, стоящих перед современной школой, является сохранение и укрепление здоровья детей.
В законе РФ «Об образовании» сказано: «Образовательное учреждение создаёт условия, гарантирующие охрану и укрепление здоровья обучающихся»
Здоровье по определению Всемирной организации здравоохранения это состояние полного физического, духовного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов.
«Вообще 9/10 нашего счастья основано на здоровье. При нём все становится источником наслаждения, тогда как без него решительно никакое внешнее благо не может доставить удовольствия»Артур Шопенгауэр
В физическом плане – умеет преодолевать усталость, здоровье позволяет действовать в оптимальном режиме.
В интеллектуальном плане – проявляет хорошие умственные способности, любознательность, воображение, самообучаемость.
В нравственном плане – честен, самокритичен.
Здоровый ребёнок – практически достижимая норма детского развития (здоровье ребёнка считается в норме, если он):
В социальном плане – коммуникабелен, понимает юмор, сам умеет шутить.
В эмоциональном плане – уравновешен, способен удивляться и восхищаться.
Группы здоровья учащихся
1
2
3
4
5
1-4 кл.
17
149
58
1
4
5-9 кл.
29
146
44
2
3
10-11 кл.
5
17
25
-
1
Всего
51 10%
312 62%
127 26%
3 0,5%
8 1,5%
Заболевания учащихся
Недостаток массы тела
Анемия
Ожирение
Органы пищеваре-ния
1-4 кл.
0
0
6
18
5-9 кл.
4
2
15
83
10-11 кл.
2
1
1
8
Всего
6
3
22
109 (22%)
Факторы, отрицательно влияющие на здоровье школьников:
ограниченность двигательной активности обучающихся (гиподинамия); низкий уровень организации питания обучающихся; отсутствие продуктивной системы служб врачебного контроля за состоянием здоровья обучающихся; нарушения физиолого-гигиенических требований к организации учебно-воспитательного процесса;отсутствие планомерной и целенаправленной работы по профилактике вредных для здоровья привычек (табакокурение, потребление алкоголя, наркотиков, игровой, Интернет-зависимости и других девиаций);несовершенство учебных программ и методик организации здоровьесбережения в образовательном учреждении; увеличение объёма учебных нагрузок на обучающегося, ведущая к переутомлению, стрессам;распространённость новых видов зависимостей (компьютерная, интернет, игровая и др.), отрицательно сказывающихся на здоровье обучающихся; недостаточный уровень компетентности педагогов, родителей в вопросах здоровьесберегающего, здоровьеформирующего образования.

Ухудшение здоровья детей и подростков связано, прежде всего, с экологическим и социально-экономическим кризисом в стране. Вместе с тем, на здоровье школьника оказывает влияние и комплекс так называемых внутришкольных факторов, включающих планировку, благоустройство и оборудование учебных помещений, их освещенность и микроклимат, общую вместимость учебного заведения и т.д.Важная роль принадлежит организации учебного процесса, учебной нагрузке.
Культура здоровья (в образовательном процессе) – это совокупность элементов, оказывающих жизненно значимое влияние на нормальную деятельность детского организма в процессе образования.
Культура здоровья каждого человека формируется на основании следующих компонентов:
Познавательный - познавательная деятельность личности (насколько сам человек понимает «культуру здоровья») Эмоциональный отражает уровень физического и социального благополучия, качество и удовлетворенность жизнью. Коммуникативный отражает адекватность взаимодействия человека с другими людьми и с окружающим миром. Волевой компонент, мотивация для формирования высокой культуры здоровья.
1).ОРГАНИЗАЦИЯ И ПРОВЕДЕНИЕ УРОКА С УЧЁТОМ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ УСЛОВИЙ

4).БЛАГОПРИЯТНЫЙ ЭМОЦИОНАЛЬНЫЙ КЛИМАТ В КОЛЛЕКТИВЕ
3).ЗДОРОВЬЕ УЧИТЕЛЯ
2).СОЦИАЛЬНО -ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ЗДОРОВЬЕ УЧАЩИХСЯ

Элементы, определяющие культуру здоровья:
«Здоровье не всё, но всё без здоровья – ничто»Сократ
Школа призвана обеспечить здоровый образ жизни для всего школьного коллектива путём создания окружающей среды, благоприятной для укрепления здоровья. Основные направления работы можно разделить на три взаимосвязанные группы.
1.Для учащихся
2.Для учителей и сотрудников школы
3.Для родителей
Профилактика и оздоровление
Образовательный процесс
Информационно-консультативная работа
Профилактические мероприятия
Информационно-консультативная работа
Участие в создании внутришкольной среды
Профилактика и оздоровление: Регулярное прохождение диспансеризации. Использование материально-технической базы. Физкультурная разминка, во время учебного процесса, для активизации работы головного мозга и релаксации органов зрения. Обучение навыкам самоконтроля и самодиагностики. Сбалансированное питание. Физкультурно-оздоровительная работа
Образовательный процесс: Использование здоровьесберегающих образовательных технологий: развитие проектных технологий, разноуровневого и модульного обучения, коллективного взаимообучения и междисциплинарной интеграции. Рациональное расписание.
Для учащихся
Строгое соблюдение режима школьных занятий(урок – перемена, каникулы, нагрузка).
Условия образовательной среды для сохранения здоровья ребенка:
Благоприятный эмоциональный настрой (доброжелательность учителя, юмор).
Обязательное выполнение гигиенических требований (свежий воздух, адекватная температура, световое и цветовое оформление и т.п.).
Построение урока с учётом динамичности детей, их работоспособнос-ти, использование ТСО, средств наглядности.
Здоровье – основное и истинное достояние человека

Независимо от педагогических целей любой образовательный процесс не должен вредить здоровью и учитывать ресурсы здоровья каждого ребёнка. Именно поэтому в обучении должны использоваться личностно-ориентированные технологии, которые обеспечивают гармоническое физическое, умственное и психологическое развитие учащихся. Практическая реализация здоровьесберегающей технологии обучения осуществляется основываясь на следующих принципах: учёт особенностей данной возрастной группы учащихся; учёт состояния здоровья ученика и его индивидуальных
психофизиологических особенностей (информационная база включающая состояние здоровья, особенности психики и функциональное состояние учащихся); структурирование урока с учетом изменений работоспособности; использование на уроках здоровьесберегающих действий (оптимальная плотность уроков, чередование видов учебной деятельности, уважительный стиль общения, эмоциональная разрядка, физкультурная пауза, правильная рабочая поза, положительные эмоции).
Правила лечебной педагогики:
Не навреди здоровью ребёнка.Учащийся личность, относись к ней с глубоким уважением.Научись и умей видеть душу в глазах ребёнка.Будь терпелив, требователен, вежлив и снисходителен в обращении с учащимися.Будь всегда в хорошем настроении, владей чувством юмора. Постоянно повышай самооценку учащихся, будь всегда правдив.Добивайся доверия учащихся и береги его.Умей беречь здоровье учащихся и своё.Твоё личное здоровье -пример для учащихся.Будь умерен на похвалы и откажись от наказаний.Не жалуйся родителям учащихся.
Охват питанием
1-4 кл. - завтрак – 91%, обед – 59%5-9 кл. – 50%10-11 кл. – 8%
Закаливающие, здоровьеукрепляющие мероприятия
Спортивные мероприятия
Уроки физкультуры в спортзале
Комплекс упражнений для глаз
Поливитамини-зация
Кислород-ныйкоктейль
Оптимальный температурный режим в помещениях
Прогулкина свежем воздухе
Проведение уроков физкультуры на свежем воздухе
Регулярные проветривания
Ежедневные гигиенические процедуры
Мероприятия по укреплению здоровья
Кислородный коктейль
Санаторий «Лесная сказка»
Комплекс мероприятий для активизации двигательного компонента в режиме дня в школе
Прогулки на свежем воздухе(ГПД, лагерь)
Динамические перемены
Занятия спортивных и оздоровительных секций
Проведение Дней здоровья и других физкультурных праздников
Физкультурные паузы во время уроков
Дополнительные часы физкультуры
Мероприятия по увеличениюдвигательной активности.
.
Учебно-воспитательный процесс по формированию культуры здоровья обучающихся должен быть напрвлен:
- приобретение и усвоение знаний о том, как сохранить свое здоровье и предупредить его нарушение; - развитие умений и навыков безопасной, здоровой жизни; воспитание культуры здоровья (поведения, питания, общения, быта, труда, отдыха, досуга и т. д.); - воспитание трудолюбия, духовной культуры, патриотизма, национального самосознания, толерантности; - формирование устойчивого иммунитета и негативного отношения к табаку, алкоголю, наркотикам и влиянию деструктивных религиозных культов и организаций; - воспитание гуманистических ориентиров поведения, исключающих жестокость, насилие над личностью; - воспитание потребности в занятии физической культурой, закаливании и совершенствовании физических способностей и возможностей организма человека; - формирование культуры взаимодействия с природой, окружающим нас миром; - развитие умений оказать первую медицинскую помощь; - формирование у учащейся молодежи знаний о здоровой семье, роли родителей в воспитании здоровых детей.
Профилактические мероприятия: Лечебная физическая культура Тренажерный зал Аэротерапия
Психотерапевтическая программа: Психологические тренинги Индивидуальные консультацииРазвитие навыков по восстановлению благоприятного эмоционального состояния Консультации и рекомендации по работе с учащимися и родителями
Для учителей и сотрудников школы
Информационно-консультативная работа: Тематические семинары и педагогические советы Курсы повышения квалификации
Информационно-консультативная работа: Информация о результатах диспансеризаций и дополнительных медицинских исследований. Беседы для родителей по вопросам здорового образа жизни. Консультации врачей-специалистов. Консультации и рекомендации школьной психологической службы.
Для родителей
Здоровьесберегающее пространство в школе включает:
медицинскую службу (медицинское обследование, профилактическая работа по ЗОЖ);профилактику гиподинамии (динамические паузы, спортивные часы, перемены подвижных игр);внеклассную физкультурно–оздоровительную работу, общешкольные и классные мероприятия по формированию понимания ценности здоровья, ЗОЖ;отслеживание экологического состояния территории школы;организацию питания детей;выполнение СанПиНов;работу с родителями;контроль за перегрузками.
Вовлечение всех участников образовательного процесса в разнообразные формы деятельности по сохранению и укреплению здоровья. Образование будет выполнять функцию укрепления здоровья подрастающего поколения в том случае, если здоровью будут не только учить, но здоровье станет образом жизни. Пример такого образа жизни должны показать педагоги, родители, общественность. Для формирования культуры здоровья обучающихся необходимо прежде всего заинтересованное и творческое отношение к работе всего педагогического коллектива.
Здоровье – это драгоценность, и притом единственная, ради которой действительно стоит не только не жалеть времени, сил, трудов и всяких благ, но и пожертвовать ради него частицей самой жизни, поскольку жизнь без него становится нестерпимой и унизительной.М. Монтень

По данным ВЦИОМ по состоянию на 2010 год , своим здоровьем удовлетворены лишь 11% россиян, а 23% оценивают его как слабое или очень слабое. Таким образом получается, что большое количество россиян не ощущают себя полностью здоровыми.

Известно, что здоровье каждого человека зависит от его образа жизни, социального благополучия, морального состояния и факторов окружающей среды. Культура здоровья включает в себя гармоничное сочетание всех этих компонентов.

Абсолютно здоровый человек чувствует себя здоровым как в физическом плане, так и в моральном. Как говорится, «в здоровом теле здоровый дух» , однако большинство людей забывают об этой поговорке.

Моральное состояние человека, его душевное спокойствие и уверенность в завтрашнем дне — это основа культуры . Конечно, не все в этом плане зависит от самого человека. Мы не можем полностью отвечать за окружающую среду, за экономическое состояние государства и другие проблемы, которые впоследствии отражаются на душевном состоянии. Однако каждый человек в состоянии сделать свой вклад в это дело. Например, на улицах, в парках, на природе, бросить курить, экономить воду и т. д. Марк Аврелий говорил: «Приставлять одно доброе дело к другому так плотно, чтобы между ними не оставалось ни малейшего промежутка, — вот что я называю наслаждаться жизнью».

Также важно научиться управлять своим внутренним состоянием, уметь радоваться каждой мелочи, любить своих близких и стремиться к желанным целям. Человек, живущий без какой-либо цели, всегда будет ощущать себя опустошенным и не сможет радоваться жизни.

Что касается физического здоровья, то здесь складывается такая ситуация. Государственная политика в первую очередь нацелена на предотвращение развития болезней, лишь малая часть отведена их профилактике. Именно поэтому человек должен научиться предупреждать возникновение заболеваний самостоятельно. Необходимо обязательно (курения, злоупотребления алкоголем, переедания и т. д.), а также поддерживать нормальное артериальное давление, регулярно выполнять физические упражнения, своевременно посещать профилактические осмотры и делать прививки от инфекционных болезней.

Каждый человек должен приучить себя регулярно проходить профилактические осмотры. Мировая и российская практика доказывает, что раннее выявление болезни обеспечивает более успешное ее лечение. Не забывайте, что крепкое здоровье — не только результат здорового образа жизни, но и своевременное обнаружение проблем.

Здоровый образ жизни — это основа профилактики заболеваний. Следите за своим здоровьем, ведь это самая главная ценность человека! Радуйтесь жизни и делайте свой вклад в здоровье окружающей нас среды.