Макияж. Уход за волосами. Уход за кожей

Макияж. Уход за волосами. Уход за кожей

» » Что высмеивал в своих рассказах салтыков щедрин. Что высмеивает салтыков щедрин в своих сказках

Что высмеивал в своих рассказах салтыков щедрин. Что высмеивает салтыков щедрин в своих сказках

после реформы 1861 года - пережитки крепостного права, укоренившиеся в психологии людей.

Творчество Щедрина связано с традициями его гениаль­ных предшественников: Пушкина ("История села Горюхи-на") и Гоголя ("Мертвые души"). Но сатира Щедрина острее и беспощаднее. Во всем блеске раскрылся талант Щедрина-обличителя в его сказках. Сказки явились своеобразным ито­ гом, синтезом идейно-творческих исканий сатирика. С фоль­клором они связаны не только наличием определенных уст­ но-поэтических деталей и образов, в них выражено народное миропонимание. В сказках Щедрин раскрывает тему эксплу­атации, дает уничтожающую критику дворян, чиновников - всех тех, кто живет народным трудом.

Генералы ни на что не способны, ничего не умеют делать, считают, что "булки в том самом виде родятся, как... их утром к кофею подают". Они чуть не съедают друг друга, хотя кругом масса плодов, рыбы, дичи. Они умерли бы с голоду, если бы рядом не оказалось мужика. Нисколько не сомнева­ясь в своем праве эксплуатировать чужой труд, генералы зас­ тавляют мужика на них работать. И вот опять генералы сыты, к ним возвращается прежняя самоуверенность и само­довольство. "Вот как оно хорошо быть генералами - нигде не пропадешь!" - думают они. В Петербурге генералы "денег загребли", а мужику выслали "рюмку водки да пятак серебра: веселись, мужичина!"

Сочувствуя угнетенному народу, Щедрин выступает против самодержавия и его слуг. Царя, министров и губернаторов вы­ смеивает сказка "Медведь на воеводстве". В ней показаны трое Топтыгиных, последовательно сменявших друг друга на вое­водстве, куда они были посланы львом, чтобы "усмирить внут­ ренних супостатов". Первые два Топтыгина занимались раз­ного рода "злодействами": один - мелкими, "срамными" ("чи­ жика съел"), другой - крупными, "блестящими" (задрал у кре-


стьянина лошадь, корову, свинью и пару овец, но сбежались мужики и убили его). Третий Топтыгин не жаждал "кровопро-литиев". Наученный опытом истории, он действовал осторож­но и повел либеральную политику. Многие годы получал от тружеников поросят, кур, мед, но в конце концов лопнуло тер­пение мужиков, и они расправились с "воеводой". Это уже сти­хийный взрыв недовольства крестьян против угнетателей. Щедрин показывает, что причина бедствий народных - в зло­употреблении властью, в самом характере самодержавной сис­темы. Аэто значит, что спасение народа- в свержении цариз­ма. Такова основная идея сказки.

В сказке "Орел-меценат" Щедрин разоблачает деятель­ность самодержавия в области просвещения. Орел - царь птиц - решил "завести" при дворе науки и искусства. Однако орлу вскоре надоело разыгрывать роль мецената: он уничтожил соловья-поэта, надел кандалы на ученого дятла и заточил его в дупло, разорил ворон. Начались "розыски, следствия, судбища", наступил "мрак невежества". Писатель показал в этой сказке несовместимость царизма с наукой, просвещением и искусством, сделал вывод, что "орлы для просвещения вредны".

Щедрин высмеивает и обывателей. Этой теме посвящена сказка о премудром пескаре. Пескарь всю жизнь думал о том, как бы его не съела щука, поэтому сто лет просидел он в своей норе, подальше от опасности. Пескарь "жил - дрожал и уми­рал - дрожал". А умирая, подумал: чего же ради всю жизнь он дрожал и прятался? Какие были у него радости? Кого он уте­шил? Кто о его существовании вспомнит? "Неправильно пола­гают те, кои думают, что лишь те пескари могут считаться дос­тойными гражданами, кои, обезумев от страха, сидят в норах и дрожат. Нет, это не граждане, а по меньшей мере бесполезные пескари. Никому от них ни тепло, ни холодно... живут, даром место занимают", - обращается автор к читателю.

В своих сказках Салтыков-Щедрин показывает, что на­род талантлив. Мужик из сказки о двух генералах сообра­зителен, у него золотые руки: он и силок смастерил "из собственных волос", и "чудо-корабль" построил. Народ под­вергался гнету, его жизнь - бесконечный тяжелый труд, и писателю горько, что он своими руками вьет веревку, кото-


рую накинули ему на шею. Щедрин призывает народ заду­маться над своей судьбой, объединиться в борьбе за пере­устройство несправедливого мира.

Свою творческую манеру Салтыков-Щедрин называл эзо­повой, каждая сказка имеет подтекст, в ней действуют коми­ческие персонажи и образы-символы.

Своеобразие сказок Щедрина еще и в том, что в них реальное переплетается с фантастическим, тем самым созда­вая комический эффект. На сказочном острове генералы находят известную реакционную газету "Московские ведо­мости". От необыкновенного острова недалеко до Петербур­га, до Большой Подьяческой. В жизнь сказочных рыб и зверей писатель вводит детали из жизни людей: пескарь "жалованье не получает и прислуги не держит", мечтает выиграть двести тысяч.

Излюбленные приемы автора - гипербола и гротеск. И ловкость мужика, и невежество генералов чрезвычайно пре­увеличены. Умелый мужик варит суп в пригоршне. Глупые генералы не знают, что булки из муки пекут. Голодный гене­рал проглатывает орден своего приятеля.

В сказках Щедрина нет случайных подробностей и лиш­них слов, а герои раскрываются в действиях и словах. Писа­тель обращает внимание на смешные стороны изображаемо­го. Достаточно вспомнить, что генералы были в ночных ру­башках, а на шеях у них висело по ордену. В сказках Щедри­на видна связь с народным творчеством ("жил-был пескарь"% "мед-пиво пил, по усам текло, а в рот не попало", "ни в сказке сказать, ни пером описать"). Однако наряду со сказочными выражениями мы встречаем книжные слова, совсем нехарак­терные для народных сказок: "жизнью жертвовать", "пескарь жизненный процесс завершает". Чувствуется иносказатель­ный смысл произведений.

В сказках Щедрина отразились и его ненависть к тем, кто живет за счет трудящихся, и его вера в торжество разума и справедливости.

Сказки эти - великолепный художественный памятник минувшей эпохи. Многие образы стали нарицательными, обозначая социальные явления русской и мировой действи­тельности.

Сочинение на тему «Сказки М. Е. Салтыкова-Щедрина, как обличение пороков» 5.00 /5 (100.00%) 2 votes

Особенностью написания произведений Салтыкова-Щедрина является сатирическая направленность. Автор выбрал жанр сатиры, форму сказки, так как это помогает скрыть от цензуры истинный смысл произведения, так же жанр сказка позволяет передавать различные события простым языком, доступным для читателя. Основная тема сказок Щедрина – высмеивание самодержавия, господствующего класса, произвола властей, несовершенства русского общества.


В своих сказках автор отображает фантастику и реальность, но фантастика в основном базируется на реально прошедших событиях. Часто автор начинает свои сказки словами о том, что рассказ пойдет о давно минувших событиях или использует зачин русских сказок. Сказка «Дикий помещик» начинается словами: «В некотором царстве, в некотором государстве жил-был помещик». Автор использует эти приему для того, что бы обмануть цензуру и показать события по-новому.
Как и в народных сказках, автор противопоставляет добро и зло, плохое — хорошему, но грани между ними стерты. Салтыков даже положительным героям присваивает отрицательные качества. В «Повести о том, как один мужик двух генералов прокормил» , Салтыков показывает нам глупость мужика, который сам сплел веревку и предложил оказавшимся на необитаемом острове генералам связать его на ночь.
Писатель ввел в сказки политическую сатиру, изменил её предмет, и стал своего рода новатором. В своих произведениях автор часто использует такие приемы как гротеск, гиперболу, антитезы. Салтыков мастер иронии, открывает новые приемы и способы сатирического изображения в литературе. Юмор составляет главную силу произведений данного автора. Писатель считает, что смех вызывает недомогание против социального неравенства и политического деспотизма. Все герои сказок – это люди определенных социальных слоев, представители эпохи, которые лишены человеческих черт.
Использую в сказках гротеск, автор доводит события до абсурдности. Так, помещик из сказки «Дикий помещик», оставшись один без крестьян, потерял человеческий облик, как нравственный, так и внешний. Он устал от запаха крестьян, и поэтому принял решение выгнать их, но без них в помещике умерло все человеческое. Генералы из «Повести о том, как один мужик двух генералов прокормил», так же совершенно беспомощны без мужика, готовы уже погибать, но на радость им мужик нашелся и спас их.
Обе сказки показывают нам самодержавие, крепостничество, зависимость от крестьян. Автор высмеивает беззащитность и глупость дворянства, в лице генералов, а так же простого народа. Крестьяне привыкли подчиняться, из поколения в поколение, а дворяне только и умеют, что подчинять, да приказывать. Салтыков- Щедрин боролся с несправедливостью с помощью смеха, социально- политическая сатира стала его призванием.

“Сказки” Салтыкова-Щедрина не случайно называют итоговым произведением автора. В них со всей остротой подняты те проблемы России 60-80 гг. XIX века, которые волновали передовую интеллигенцию. В спорах о дальнейших путях России высказывались многие точки зрения. Известно, что Салтыков-Щедрин был сторонником борьбы с самодержавием. Как и многие мыслящие люди того времени, он был увлечен “народной” идеей и сетовал на пассивность мужика. Салтыков-Щедрин писал, что несмотря на отмену крепостного права, оно живет во всем: “в нашем темпераменте, в нашем образе мыслей, в наших обычаях, в наших поступках. Все, на что бы мы ни обратили наши взоры, все из него выходит и на него опирается”. Этим политическим взглядам и подчинены журнально-публицистическая деятельность писателя и его литературное творчество.
Писатель постоянно стремился сделать своих противников смешными, ибо смех - великая сила. Вот и в “Сказках” Салтыков-Щедрин высмеивает правительственных чиновников, помещиков, либеральную интеллигенцию. Показывая беспомощность и никчемность чиновников, тунеядство помещиков и одновременно подчеркивая трудолюбие, ловкость русского мужика, Салтыков-Щедрин высказывает в сказках свою основную идею: мужик бесправен, забит правящими сословиями.
Так, в “Повести о том, как один мужик двух генералов прокормил” Салтыков-Щедрин показывает полную беспомощность двух генералов, оказавшихся на необитаемом острове. Несмотря на то, что кругом было в изобилии и дичи, и рыбы, и плодов, они чуть не умерли с голоду.
Чиновники, которые “родились, воспитались и состарились” в какой-то регистратуре, ничего не понимали, и не знали “даже слов никаких”, кроме разве что фразы: “Примите уверение в совершенном моем почтении и преданности”, генералы делать-то ничего не умели и совершенно искренне верили, что булки растут на деревьях. И вдруг их осеняет мысль: надо найти мужика! Ведь он обязательно должен быть, просто “где-нибудь спрятался, от работы отлынивает”. И мужик действительно нашелся. Он накормил генералов и тут же по их приказу послушно вьет веревку, которой те привязывают его к дереву, чтобы не убежал.
В этой сказке Салтыков-Щедрин высказывает мысль о том, что Россия держится на труде крестьянина, который несмотря на свой природный ум и смекалку, покорно подчиняется беспомощным господам. Эта же мысль развивается автором в сказке “Дикий помещик”. Но если генералы из предыдущей истории оказались на необитаемом острове по воле судьбы, то помещик из этой сказки все время мечтал избавиться от несносных мужиков, от которых идет дурной, холопий дух. Поэтому столбовой дворянин Урус-Кучум-Кильдибаев всячески притесняет мужиков. И вот мужицкий мир исчез. И что же? Через некоторое время “весь он… оброс волосами… а когти у него сделались железными”. Помещик одичал, потому что без мужика он не способен даже обслужить себя.
Глубокая вера Салтыков-Щедрина в скрытые силы народа видна в сказке “Коняга”. Замученная крестьянская кляча поражает своей выносливостью и жизнестойкостью. Все ее существование заключается в бесконечной тяжелой работе, а тем временем сытые пустоплясы в теплом стойле удивляются ее выносливости, много рассуждают о ее мудрости, трудолюбии, здравомыслии. Скорее всего, в этой сказке Салтыков-Щедрин подразумевал под пустоплясами интеллигенцию, переливавшую из пустого в порожнее, рассуждая о судьбах русского народа. Очевидно, что в образе Коняги отражен крестьянин-труженик.
Героями “Сказок” зачастую становятся звери, птицы, рыбы. Это говорит о том, что в их основе лежит русский народный фольклор. Обращение к нему позволяет Салтыкову-Щедрину в лаконичной форме и вместе с тем сатирически остро передать глубокое содержание. Возьмем, к примеру, сказку “Медведь на воеводстве”. Три Топтыгина - это три разных правителя. По характеру они не похожи друг на друга. Один жестокий и кровожадный, другой не злой, “а так, скотина”, а третий ленивый и добродушный. И каждый из них не в состоянии обеспечить нормальную жизнь в лесу. И стиль их правления здесь ни при чем. Мы видим, что ничто не изменило общий неблагополучный порядок в лесной трущобе: коршуны ворон ощипывают, а волки с зайцев шкуру дерут. “Таким образом, перед умственным взором третьего Топтыгина вдруг выросла целая теория неблагополучного благополучия”, - иронизирует автор. Скрытый смысл этой сказки, в которой пародируются реальные правители России, в том, что без отмены самодержавия ничего не изменится.
Говоря об идейном содержании “Сказок” Салтыкова-Щедрина, нужно отметить, что многие талантливые писатели XX века (Булгаков, Платонов, Гроссман и др.) как раз и показали в своих произведениях, что происходит, когда человек нарушает вечные законы развития природы, общества. Мы можем сказать, что литература XX века, испытавшего потрясения социальных революций, полемизирует с литературой второй половины XIX века, в том числе с творчеством Салтыкова-Щедрина. События начала XX века привели мыслящую интеллигенцию к разочарованию в народе, в то время как “мысль народная” в XIX веке была определяющей у многих русских писателей. Но тем богаче наше литературное наследие, что в нем есть разные точки зрения на пути развития общества.

Дополнительные сочинения

Социально-политические мотивы сатиры М. Е. Салтыкова-Щедрина

Салтыков-Щедрин - признанный во всем мире мастер сатиры. Его талант проявил себя в трудное для России время. Стали явными противоречия, разъедавшие страну изнутри, разлад в обществе. Появление сатирических произведений было неизбежно. Но только единицы смогли раскрыть свой талант в полной мере. Беспощадная цензура не оставляла ни малейшей возможности высказать свое мнение о ситуации в России, если оно противоречило правительственному. Для Салтыкова-Щедрина проблема цензуры стояла очень остро, конфликты с ней учащались. После опубликования некоторых ранних повестей писателя отправили в ссылку в Вятку. Семилетнее пребывание в провинции принесло свою пользу: Салтыков-Щедрин лучше узнал крестьян, их быт, жизнь мелких городов. Но отныне он был вынужден прибегать к иносказанию, использовать сравнения, чтобы его печатались и были прочитаны.

Примером яркой политической сатиры является прежде всего повесть “История одного города”. В ней описываются история вымышленного города Глупова, взаимоотношения между “обывателями и начальниками”. Салтыков-Щедрин поставил перед собой задачу показать типичность Глупова и его проблем, общие детали, присущие почти всем городам России того времени. Но все черты нарочито преувеличены, гиперболизированы. Писатель обличает пороки чиновников с присущим ему мастерством. Взяточничество, жестокость, корысть процветают в Глупове. Полная неспособность управлять вверенным им городом приводит порой к самым печальным для жителей последствиям. Уже в первой главе четко намечается стержень будущего повествования: “Раз-зорю! Не потерплю!” Безмозглость градоначальников Салтыков-Щедрин показывает в самом буквальном смысле. Брудастый имел “некое особливое устройство” в голове, способное воспроизводить две фразы, которых оказалось достаточно для того, чтобы назначить его на этот пост. Прыщ же и вовсе имел фаршированную голову. Вообще к такому художественному средству, как , писатель прибегает довольно часто. Выгоны Глупова соседствуют с византийскими, Беневоленский завязывает интригу с Наполеоном. Но особенно гротеск проявился позднее, в сказках, не случайно Салтыков-Щедрин вставляет в повесть

“Опись градоначальников”. Из нее видно, что на посты, назначают не людей с какими-либо государственными заслугами, а кого придется, что подтверждается их административной деятельностью. Один прославился тем, что ввел в употребление лавровый лист, другой “разместил вымощенные предместниками его улицы и... настроил монументов” и т. д. Но Салтыков-Щедрин высмеивает не только чиновников - При всей своей любви к народу писатель показывает его неспособным на решительные действия, безгласным, привыкшем вечно терпеть и ждать лучших времен, повиноваться самым. диким приказам. В градоначальнике он ценит прежде всего умение красиво говорить, а всякая активная деятельность вызывает только страх, боязнь отвечать за это. Именно беспомощность обывателей, их вера в начальство поддерживают деспотизм в городе. Пример тому попытки Бородавкина ввести в употребление горчицу. Обыватели ответили тем, что “упорно стояли на коленях”, им казалось, что это единственно правильное решение, способное умиротворить обе стороны.

Как бы подводя итог, в конце повести появляется образ Угрюм-Бурчеева - некая пародия на Аракчеева (хотя не совсем очевидная). Идиот, который во имя осуществления своей бредовой идеи разрушает город, продумал все устройство будущего Неприклонска до малейших подробностей. На бумаге этот план, строжайше регламентировавший жизнь людей, кажется вполне реальным (несколько напоминает “военные поселения” Аракчеева). Но недовольство нарастает, бунт русских людей смел тирана с лица земли. И что же? Политическая незрелость приводит к периоду реакции (“упразднение наук”).

“Сказки” по праву считаются итоговым произведением Салтыкова-Щедрина. Масштаб охватываемых проблем стал гораздо шире. Сатира приобретает вид сказки не случайно. В основе сатирических рассказов лежат народные представления о характере животных. Лиса всегда хитрая, волк - жестокий, заяц - трусливый. Обыгрывая эти качества, Салтыков-Щедрин использует также народную речь. Это способствовало большей доступности и пониманию среди крестьян проблем, поднятых писателем.

Условно сказки можно поделить на несколько групп: сатира на чиновников и правительство, на представителей интеллигенции, на городских жителей и на простой народ. Образ медведя как тупого, самодовольного, ограниченного чиновника, скорого на расправу, появляется не один раз, олицетворяя беспощадную тиранию. Классическим примером гротеска является сказка “Как один мужик двух генералов прокормил”. Генералы не способны обеспечить себя сами, беспомощны. Действие принимает зачастую абсурдный характер. Вместе с тем Салтыков-Щедрин высмеивает и мужика, свившего веревку, чтобы его привязали к дереву. Пискарь-обыватель “жил - дрожал и умирал - дрожал”, не пытаясь совершить что-то или изменить. Карась-идеалист, не знающий ничего ни о сетях, ни об ухе, обречен на смерть. Очень значимой является сказка “Богатырь”. Самодержавие изжило себя, осталась только видимость, внешняя оболочка. Писатель не призывает к неминуемой борьбе. Он просто изображает существующее положение, пугающее своей точностью и достоверностью. В своих произведениях Салтыков-Щедрин при помощи гипербол, метафор, порой даже фантастических элементов, тщательно подобранных эпитетов показал вековые противоречия, не изжившие себя и в современные писателю дни. Но, обличая народные недостатки, он желал лишь помочь их устранению. И все, что он написал, было продиктовано только одним - любовью к своей Родине.

Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин - один из величайших сатириков в мировой литературе. Свою жизнь и свой талант он посвятил борьбе за освобождение русского народа от крепостнического гнета;, критикуя в своих произведениях самодержавие и крепостничество, а после реформы 1861 года - пережитки крепостного права. Сатирик высмеивал не только деспотизм и эгоизм угнетателей, но и покорность угнетаемых, их терпение, страх.

Очень ярко сатира Салтыкова-Щедрина проявляется в сказках. Этот жанр позволяет скрыть обличительный смысл произведения от цензоров. В каждой сказке Щедрина обязательно есть политический или социальный подтекст, который был понятен читателям.

В своих сказках Щедрин показывает, как богатые угнетают бедных, критикует дворян и чиновников - тех, кто живет народным трудом. У Щедрина много образов господ: помещиков, чиновников, купцов и иных. Они беспомощные, глупые, заносчивые, хвастливые. В сказке «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил» Щедрин изображает жизнь тогдашней России: помещики нещадно наживаются на крестьянах, а те даже не думают сопротивляться.

Щедрин не уставал изобличать пороки самодержавия и в других своих сказках. Так, в сказке «Премудрый пескарь» Щедрин высмеивает мещанство («жил - дрожал и помирал - дрожал»). Во всех своих сказках писатель утверждает, что не словами, а решительными действиями можно достичь счастливого будущего, и сделать это должен сам народ.

Народ в сказках Салтыкова-Щедрина талантлив, самобытен, силен житейской смекалкой. В сказке о генералах мужик делает из собственных волос невод и лодку. Писатель полон горькой обиды и в какой-то мере стыда за свой многострадальный народ, говоря, что он своими руками «вьет веревку, которую ему потом накинут на шею угнетатели». Символом русского народа является у Щедрина образ коняги, который терпеливо тянет свою лямку.

Сказки Салтыкова-Щедрина актуальны в любое время. Внимательный читатель найдет в его произведениях сходство с современностью, поэтому Щедрина надо знать, надо читать. Его произведения помогают понять социальные отношения и закономерности жизни, нравственно очищают человека. Я хочу сказать, что творчество Щедрина, как и всякого гениального писателя, принадлежит не только прошлому, но и настоящему, и будущему.