Макияж. Уход за волосами. Уход за кожей

Макияж. Уход за волосами. Уход за кожей

» » Чем заканчивается произведение война и мир. Лили Джеймс полюбила Наташу Ростову за костюмы

Чем заканчивается произведение война и мир. Лили Джеймс полюбила Наташу Ростову за костюмы

Для многих из нас «Война и мир» - неподъемное школьное чтение, но для читателей XIX века, которые получали роман по частям и ждали продолжения, он был чем-то вроде злободневного сериала, повествовавшего о самых острых проблемах современности. Татьяна Трофимова рассказывает о том, какие вопросы современников помогал разрешить роман Льва Толстого.

Исследование романа «Война и мир» Льва Толстого напоминает ощупывание слона - предмет необъятен, а результат мозаичен. Гораздо проще в этом смысле было современникам писателя: чтение романа для них напоминало просмотр сериала со всеми вытекающими из этого формата следствиями. Первые два года они бурно обсуждали каждую серию, затем еще два года перечитывали любимые фрагменты и жадно встречали продолжение. Иными словами, четыре года жили на фоне экзистенциальных встреч князя Андрея с дубом, девичьих мечтаний Наташи у окна, высокого неба над Аустерлицем и «роевой» жизни Платона Каратаева.

Сериал увлек не на шутку. В перерывах бесконечно спорили о том, насколько оправдано использование французского языка, об очерненном высшем свете и природе патриотизма. Лев Толстой явно задел болевые точки современников, хотя какие именно - понять не так уж просто: тут сказались и читательские привычки, и революционные потрясения, и личные искания Толстого. Но на их пересечении можно уловить нечто знакомое - попытку в эпоху нестабильности обернуться и выстроить свою идентичность с помощью прошлого.

Контекст первой половины 1860-х, когда Толстой начал писать роман, не оставляет вопросов о масштабности его замысла. Долгожданная отмена крепостного права - и разочарование. Реформа, в которую так верили на стадии разработки, не изменила мир в один день. Радикальная молодежь перешла в наступление, по Петербургу прокатилась волна пожаров - времена были такие тревожные, что мало кто винил в этом жаркую и сухую погоду. Оказавшийся под арестом Чернышевский тем не менее ухитрился выпустить инструкцию в виде романа «Что делать?», где доходчиво описал, как двигаться к построению другого, более справедливого общества. Наконец, на волне тяжелых реформ случилось польское восстание, но российские власти показали, что реформы все-таки будут проведены согласно первоначальному замыслу, а Россия не готова расстаться с имперскими амбициями и территориями. Мятеж был жестоко подавлен, российское общество фрустрировано, а Герцен, наблюдая из Лондона за перегибами с разных сторон, не удержался от эмоциональной оценки: «Very dangerous!!!».

Обычно замысел романа пересказывают просто: сначала возникла история о возвращении ссыльного декабриста в 1856 году, потом она обрела предысторию в виде самого восстания 1825 года, и постепенно Толстой пришел к мысли описать войну 1812 года. Исходя из этого, тот факт, что была написана только третья часть, кажется едва ли не случайным, хотя именно эта тема занимала Толстого куда дольше. Уже в 1853 году он читает и думает о военной кампании 1805 года, и это понятно - сам Толстой отправляется на Крымскую войну. Спустя три года война, как и кампания 1805 года, закончится поражением, а Толстой отправится осматривать гробницу Наполеона. «Обоготворение злодея, ужасно», - говорит он едва ли не с презрением, но к началу 1860-х в набросках признает, что все взаимосвязано: в 1812 году «мы отшлепали Наполеона I», а в 1856 году «нас отшлепал Наполеон III».

Как раз на то время, когда Толстой обдумывал сюжет, пришелся еще и 50-летний юбилей победы над Наполеоном. Эта дата не была отмечена ни Триумфальной аркой, ни Александровской колонной на Дворцовой площади, как прежние, но и забыть о ней было не так-то просто. Национальная идентичность в нестабильной ситуации часто формируется за счет обращения к славному прошлому, и Толстой, как и авторы современных патриотических сериалов про войну, попал в самую суть проблемы.

К моменту публикации романа у читателей уже прочно сложилась привычка порционного чтения: длинные произведения публикуются сериями в толстых журналах, выходящих - самое частое - раз в месяц. Сначала, на протяжении 1865—1866 годов, в журнале Михаила Каткова печатался роман Толстого под названием «1805 год». Те же герои, те же полотна мирной жизни и войны, те же историософские размышления. В ход пошла и издательская политика. Несмотря на то, что Толстой сдал до начала публикации всю первую часть - про мирную жизнь - и даже просил выпустить ее разом, у Каткова были свои планы: он хотел извлечь из романа максимум и направлять читателя в его чтении. Одновременно Толстой продолжал писать; график публикаций был прерывистым, вторая часть - про войну - никак не уходила в работу, читатель не знал, чего ожидать от следующего номера, интрига усиливалась.

Дуэль Пьера с Долоховым. Фрагмент иллюстрации к роману «Война и мир». 1950-1991 гг. Художник: Шмаринов Дементий Алексеевич. Бумага, уголь

Так прошел первый год «Войны и мира», а потом все стало гораздо интереснее: с января 1866 года буквально встык с романом Толстого начинает публиковаться «Преступление и наказание» Федора Михайловича Достоевского. Совпадение, но не такое уж случайное, если учесть, что оба романа связывает фигура Наполеона. Способен ли отдельно взятый человек перевернуть ход истории, и что же такое сделал тот самый Наполеон, раз сумел так возвыситься, спрашивает Толстой. А если бы у Наполеона не было ни Тулона, ни Египта, как бы он действовал в обычной, не располагающей к подвигам жизни, продолжает мысль Достоевский. 4 апреля 1866 года звучит выстрел - бывший студент Дмитрий Каракозов стреляет в Александра II у ограды Летнего сада в Петербурге, чтобы дать обществу возможность перестроиться на других началах. Покушение не удалось: костромской мастеровой Осип Комиссаров толкнул Каракозова под руку, и тот промахнулся.

Радикальная молодежь все-таки попыталась повернуть ход истории личным подвигом. В ответ были закрыты неспокойные журналы «Современник» и «Русское слово» - власти решили, что во всем виновато их революционное подстрекательство. Консервативный Катков вздрогнул и взял паузу. К тому моменту опубликованы две части романа Толстого, роман Достоевского приостанавливается. Но литература уже срослась с реальностью: Катков выпустил отдельным изданием первую часть «1805 года» - для тех, кто все пропустил, и продолжил публиковать Достоевского. А когда Толстой довел роман до семи сотен страниц и решил, что он завершен, - сразу же предложил продолжить публикацию частями в журнале. Николай Некрасов отчаянно пытался возобновить выпуск «Современника», потерпел неудачу и взял в аренду журнал «Отечественные записки», тираж которого взлетел до небывалых высот. От сериального чтения на злобу дня невозможно оторваться.

Ответ Толстого на вопрос о роли личности в истории известен - человек, даже самый великий, сам по себе ничего не может. Чтобы совершить поворот, ему надо попасть в тектоническое движение народных масс, прочувствовать его и, поймав волну, суметь им воспользоваться, и этом смысле не стоит преувеличивать даже героическую роль Кутузова в победе над Наполеоном. Ответ Достоевского тоже ясен - простой человек не в состоянии справиться с идеей, наказание настигает его еще до преступления, все тонет в горячке. Со своим ответом Толстой попал в важнейшую точку. Поденные писатели «Отечественных записок» уже окунулись в изучение народа: одни едут в деревню, другие штурмуют трактиры, и все пишут о том, на что же похож тот самый простой и такой мудрый народ. Да и сам Толстой работает то мировым посредником, то учителем в собственной яснополянской школе. Еще немного - и начнется «хождение в народ»: то ли за тем, чтобы научиться у него, то ли за тем, чтобы научить.

В 1868 году Толстой начал публиковать переработанную версию романа с продолжением, теперь уже под названием «Война и мир». Примерно в этом виде мы его и привыкли читать, а исследователи - изучать. Современники же, еще не зная, что это будет великий роман, видели в нем повод для размышлений о том, что их волнует. Сквозь это импровизированное окно сейчас можно увидеть, как они переживали трудное время в поисках того Наполеона, который разом все изменит, и как художественный вымысел и реальность заставили их изменить вектор поиска. «Я сейчас могу перестать писать. Вы сейчас можете перестать читать», - говорит Толстой в предисловии к переработанной версии романа. Но этот свободный выбор вплетается в поток событий, ключ к которым находится не в одиночном героическом действии наперекор. Войне противостоит, как написал Толстой, «мiръ» - не отсутствие войны, но осознание общности и принятие идентичности.

Данное краткое содержание эпилога «Войны и мира» разбитое по частям охватывает «мирные» события в 1819-1820 годов. В завершающих главах произведения автор описывает жизнь героев в Москве, Петербурге и Лысых Горах, а также рассуждает о значении отдельных исторических личностей в истории целых народов. Эпилог романа «Война и мир» является одним из наиболее важных композиционных элементов всей книги. В нем автор подводит итоги произведения, выводя на первый план мысль о важности духовного единения между людьми. Роль эпилога «Войны и мира» – показать читателю, насколько любовь, дружба и взаимопонимание способны вести людей вперед и преодолевать любые трудности.

Чтобы лучше передать дух произведения мы включили в пересказ важные цитаты и выделили их серым цветом.

Часть 1

Глава 1

События первой части эпилога «Войны и мира» происходят спустя семь лет после военных событий 1812 года, которыми закончился четвертый том.

Толстой размышляет о движущих силах истории, а также роли в ней Александра I и Наполеона. Автор приводит к выводу, что нельзя однозначно оценивать деятельность исторических деятелей, так как такая оценка всегда будет субъективна.

Главы 2-3

Толстой размышляет о причинах движения европейских народов с востока на запад и с запада на восток и неоднозначной роли Наполеона в этих перемещениях. Автор пишет, что действия Бонапарта были глупыми и подлыми.

Глава 4

Описание роли Александра I в движении народных масс с востока на запад. После окончания Отечественной войны и с началом европейской личность государя выходит на первый план.

Глава 5

В 1813 году Пьер и Наташа поженились. В этом же году умер старый граф Ростов. После смерти графа финансовое положение Ростовых ухудшилось еще сильнее, поэтому Николаю приходится уйти в отставку и поступить на статскую службу. Долгов оказалось вдвое больше, чем имения, поэтому Николай с Соней и матерью селятся в скромной квартирке в Москве. В это время Пьер и Наташа живут в Петербурге, не зная о трудном положении Ростовых.

Глава 6

Княжна Марья приезжает в Москву. Узнав о переменах в жизни семьи Ростовых, княжна приезжает к ним. Николай встретил Марью торжественно и сухо (так как ему неприятна мысль о женитьбе на богатой невесте), что очень огорчило девушку. После отъезда Марьи графиня Ростова уговаривает Николая съездить к княжне.

Визит Николая к Марье Болконской. Во время беседы между ними происходит объяснение: Марья понимает, что причина в том, что он теперь беден, а она богата и поражается благородству Николая. Марья и Николай поняли, что теперь «далекое, невозможное вдруг стало близким, возможным и неизбежным» .

Глава 7

Марья и Николай поженились, поселившись с матерью Николая и Соней (бывшая возлюбленная Николая, родственница Ростовых) в Лысых Горах. Ростов оказался прекрасным хозяином и за три года смог расплатиться со всеми долгами, продолжая приумножать свое имущество.

Глава8

Вопреки просьбам мужа, у Марьи не получается полюбить живущую у них Соню. Однажды, когда Марья и Наташа говорили о Соне, Наташа сравнила Соню с пустоцветом: «Иногда мне ее жалко, а иногда я думаю, что она не чувствует этого, как чувствовали бы мы» .

Живя у Ростовых, «казалось, что Соня не тяготится своим положением» . «Она, как кошка, прижилась не к людям, а к дому» .

Глава 9

Лысые Горы, канун зимнего Николина дня 1820 г. Ссора Николая и Марьи: женщина думает, что муж ее не любит, но он уверяет, что без Марьи не находит себе места. Женщина думает о том, что никогда бы не поверила, что можно быть такой счастливой.

Главы 10-11

После замужества Наташа очень изменилась. Полностью погрузившись в заботу о муже и семье (у нее было три дочери и сын), она совсем перестала следить за собой, ревнуя при этом Пьера даже к гувернантке или к Соне. Самым важным в их семейных отношениях были желания Пьера, которые женщина старалась мгновенно угадывать и выполнять. «После семи лет супружества Пьер видел себя отраженным в своей жене» .

Главы 12-13

Декабрь 1820. Безуховы гостят у Ростовых. В Лысых Горах все любили Пьера, особенно Николенька, сын Андрея.

Старой графине Ростовой было уже за 60. После всего перенесенного «она чувствовала себя нечаянно забытым на этом свете существом, не имеющим никакой цели и смысла» . Дети понимали ее состояние и всячески о ней заботились.

Глава 14

Беседа Николая, Пьера и Денисова (который также гостил у Ростовых) о положении дел в России. Пьер говорит, что страна гибнет, и государь не пытается что-либо сделать. Он уверен, что будет переворот. Безухов признается, что является членом тайного общества и считает, что деятельность этого общества – путь к улучшению состояния дел в России. Николай Ростов резко возражает Безухову, так как считает, что переворота не будет.

Глава 15

Марья и Николай обсуждают факт вступления Пьера в тайное сообщество. Они боятся за своих детей, а особенно за Николеньку, который был очень взволнован, услышав слова Безухова о тайном обществе. Марья просит мужа вывести Николеньку в общество.

Глава 16

Описание теплых отношений между Пьером и Наташей. Они с полуслова понимают друг друга, могут говорить на любые темы и всегда чувствуют настроение друг друга.

Сон Николеньки Болконского. Ему приснилось, что он с Пьером, в касках, как в книге Плутарха, шли впереди огромного войска к славе. Но тут их остановил Николай Ростов, который грозился убить первого, кто двинется вперед. Обернувшись, Николенька увидел, что Пьер стал его отцом, Андреем. Николенька ощутил любовь к отцу, но Николай приближался к ним и мальчик в ужасе проснулся. Сидя в постели, Николенька думал о своем отце и о том, что в будущем добьется всего, чем был бы доволен даже его отец.

Часть 2

Глава 1

Вторая часть эпилога «Войны и мира» начинается с рассуждений автора о том, как историки изучают жизнь народов и отдельного человека. Толстой осуждает историков, считающих, что «народы руководятся единичными людьми» и что «существует известная цель, к которой движутся народы и человечество» .

Главы 2-3

Главы 4-5

Размышления автора о назначении власти, ее рассмотрении как совокупности воли масс. Толстой пишет, что жизнь всего народа не может поместиться в жизнеописание нескольких отельных лиц, а власть этих лиц не может стать причиной исторических событий.

Глава 6

Мысли Толстого о том, как приказы влияют на исторические события. Автором приведена иллюстрация распространения приказов в военной иерархии, в которой «приказывающие принимают наименьшее участие в самом событии» , так как их деятельность ограничивается исключительно «приказыванием».

Глава 7

Главы 8-10

Глава 11

Толстой полемизирует с историками, говоря, что история должна перестать искать частные причины событий, сосредоточившись на поиске общего закона, движущего историей человечества.

Глава 12

Мысли Толстого о борьбе между старым и новым взглядом на историю. Автор считает, что при рассмотрении исторических событий «необходимо отказаться от несуществующей свободы [воли исторической личности] и признать неощущаемую нами зависимость» .

Конец

Итоги и выводы

В эпилоге своего романа Лев Толстой изобразил не только окончание огромной истории, сотканной из хитрых переплетений человеческих судеб, но и представил собственные историко-философские размышления о законе бесконечных взаимовлияний и взаимосвязей человеческой жизни. Именно этот, неуловимый разумом, иррациональный закон и определяет, по мнению автора, судьбы народов и отдельных людей. Рекомендуем не только прочесть пересказ эпилога романа «Война и мир», но и оценить великое произведение полностью.

Тест по эпилогу

Вы можете проверить свои знания содержания эпилога, если ответите на вопросы этого теста:

Рейтинг пересказа

Средняя оценка: 4.7 . Всего получено оценок: 2677.

В 1869 году Лев Николаевич Толстой закончил свое произведение "Война и мир". Эпилог, краткое содержание которого мы опишем в этой статье, делится на две части.

Первая часть

Первая из частей рассказывает о следующих событиях. Прошло 7 лет с войны 1812 года, описанной в произведении "Война и мир". Герои романа изменились как внешне, так и внутренне. Об этом мы расскажем, анализируя эпилог. В 13-м году Наташа вышла замуж за Безухова Пьера. Илья Андреевич, граф, умер в это же время. Старая семья распалась с его смертью. Совершенно расстроены денежные дела Ростовых. Однако Николай от наследства не отказывается, так как видит выражение укора памяти отца в этом.

Разорение Ростовых

Разорение Ростовых описывается в конце произведения "Война и мир" (эпилог). Краткое содержание событий, составляющих этот эпизод, следующее. За полцены было продано с молотка имение, что покрыло лишь половину долгов. Ростов, чтобы не оказаться в долговой яме, поступает на солдатскую службу в Петербург. Он живет здесь в маленькой квартире с Соней и матерью. Очень ценит Николай Соню, считает, что находится в неоплаченном долгу перед ней, однако понимает, что не смог бы полюбить эту девушку. Все хуже становится положение Николая. Однако ему противна мысль о женитьбе на богатой женщине.

Встреча Николая Ростова с княжной Марьей

К Ростовым с визитом приезжает княжна Марья. Николай ее встречает холодно, показывая всем видом, что от нее ему ничего не нужно. После этой встречи княжна ощущает себя в неопределенном положении. Она хочет понять, что прикрывает таким тоном Николай.

Тот делает ответный визит княжне под влиянием матери. Натянутым и сухим получается их разговор, однако Марья ощущает, что это только внешняя оболочка. По-прежнему прекрасна душа Ростова.

Женитьба Николая, управление имением

Княжна выясняет, что тот из гордости ведет себя так, поскольку он беден, а Марья богата. Николай осенью 1814 года женился на княжне и вместе с ней, Соней и матерью отправился жить в имение Лысые Горы. Весь он отдался хозяйству, в котором главное - работник-мужик. Сроднившись с крестьянами, Николай начинает умело управлять хозяйством, что приносит блестящие результаты. Из других имений приходят мужики с просьбой купить их. В народе даже после смерти Николая долго хранится память о его управлении. Ростов все ближе сходится с женой, открывая новые сокровища ее души с каждым днем.

Соня находится в доме Николая. Марья не может почему-то подавить в себе злые чувства к этой девушке. Как-то Наташа объясняет ей, почему судьба Сони такова: она "пустоцвет", чего-то в ней не хватает.

Как изменилась Наташа Ростова?

Продолжается произведение "Война и мир" (эпилог). Краткое содержание его дальнейших событий таково. Трое детей в доме Ростовых, а Марья ждет еще прибавления. Наташа гостит с четырьмя детьми у брата. Ожидается возвращение Безухова, уехавшего в Петербург два месяца назад. Наташа пополнела, в ней теперь нелегко узнать прежнюю девушку.

Лицо ее имеет выражение спокойной "ясности" и "мягкости". Все знавшие до замужества Наташу удивляются перемене, произошедшей в ней. Лишь старая графиня, понявшая материнским чутьем, что все порывы этой девушки преследовали цель лишь выйти замуж, создать семью, удивляется, почему этого не понимают другие. Не ухаживает за собой Наташа, за своими манерами не следит. Для нее главное - служение дому, детям, мужу. Очень требовательна к мужу, ревнива эта девушка. Безухов подчиняется полностью требованиям жены. Он располагает взамен всей семьей. Наташа Ростова не только выполняет желания мужа, но и угадывает их. Она всегда разделяет образ мыслей своего супруга.

Разговор Безухова с Николаем Ростовым

Пьер чувствует себя в браке счастливым, видя отражение себя в собственной семье. Наташа скучает по мужу, и вот он приезжает. Безухов рассказывает о свежих политических новостях Николаю, говорит, что ни в какие дела государь не вникает, в стране обстановка накалена до предела: готовится переворот. Пьер считает, что требуется организовать общество, возможно нелегальное, чтобы приносить людям пользу. С этим не согласен Николай. Он говорит, что давал присягу. Разные мнения высказывают о дальнейшем пути развития страны в произведении "Война и мир" герои Николай Ростов и Пьер Безухов.

Этот разговор обсуждает с женой Николай. Он считает Безухова мечтателем. Николаю же хватает своих проблем. Марья замечает некоторую ограниченность своего супруга, знает, что он не поймет никогда того, что понимает она. От этого княжна любит его сильнее, с оттенком страстной нежности. Ростов же восхищается стремлением супруги к совершенному, вечному и бесконечному.

Безухов разговаривает с Наташей о том, что его ожидают важные дела. По мнению Пьера, Платон Каратаев одобрил бы его а не карьеру, так как хотел видеть во всем спокойствие, счастье и благообразие.

Сон Николеньки Болконского

При разговоре Пьера с Николаем присутствовал Николенька Болконский. Беседа произвела на него глубокое впечатление. Мальчик обожает Безухова, боготворит его. Своего отца также считает неким божеством. Николенька видит сон. Он идет с Безуховым впереди большого войска и приближается к цели. Перед ними вдруг появляется в грозной позе дядя Николай, который готов убить любого двинувшегося вперед. Мальчик оборачивается и замечает, что рядом с ним находится уже не Пьер, а князь Андрей, отец, который ласкает его. Николенька решает, что отец был ласков с ним, одобрял его и Пьера. Они все хотят, чтобы мальчик учился, и он будет это делать. А однажды все восхитятся им.

Вторая часть

Еще раз Толстой рассуждает об историческом процессе. Кутузов и Наполеон ("Война и мир") - две ключевые исторические фигуры в произведении. Автор говорит о том, что историю делает не личность, а народные массы, которые подчиняются общим интересам. Это понимал описанный ранее в произведении главнокомандующий Кутузов ("Война и мир"), который предпочитал активным действиям стратегию невмешательства в Именно благодаря его мудрому командованию русские победили. В истории личность важна лишь до такой степени, насколько она принимает и понимает народные интересы. Поэтому Кутузов ("Война и мир") - значительное лицо в истории.

Роль эпилога в композиции произведения

В композиции романа эпилог является важнейшим элементом в идейном понимании. Именно он несет огромную смысловую нагрузку в замысле произведения. Лев Николаевич подводит итог, затрагивая насущные темы, такие как семья.

Мысль семейная

Особое выражение в этой части произведения получила мысль о духовных основах семьи как внешней формы объединения людей. Будто стираются в ней различия между супругами, ограниченность душ взаимодополняется в общении между ними. Эпилог романа развивает эту мысль. Такова, например, семья Марьи и Николая Ростова. В ней в высшем синтезе соединяются начала Болконских и Ростовых.

В в эпилоге романа собирается новая семья, которая объединяет в себе разнородные в прошлом болконские, ростовские, а через Безухова еще и каратаевские черты. Как пишет автор, под одной крышей жило несколько различных миров, которые сливались в гармоничное целое.

Не случайно возникло это новое семейство, включающее столь интересные и разные образы ("Война и мир"). Оно стало результатом общенационального единения, рожденного Отечественной войной. По-новому утверждается в этой части произведения связь общего с индивидуальным. 1812 год в истории России принес более высокий уровень общения между людьми, сняв многие сословные ограничения и преграды, привел к появлению более широких и сложных семейных миров. В лысогорском семействе, как и в любом другом, порой возникают споры и конфликты. Но они лишь укрепляют отношения, имеют мирный характер. Женщины, Марья и Наташа, являются хранителями его устоев.

Мысль народная

В конце эпилога представлены философские размышления автора, в которых Лев Николаевич снова рассуждает об историческом процессе. По его мнению, историю делает не личность, а народные массы, которые выражают общие интересы. Наполеон ("Война и мир") этого не понимал, и поэтому проиграл войну. Так считает Лев Николаевич Толстой.

Заканчивается последняя часть произведения "Война и мир" - эпилог. Краткое содержание его мы постарались сделать лаконичным и емким. Эта часть произведения подводит итог всему масштабному творению Льва Николаевича Толстого. "Война и мир", характеристика эпилога которого была нами представлена, - это грандиозная эпопея, которая создавалась автором с 1863 по 1869 год.

Четырехтомный роман-эпопея Л. Н. Толстого «Война и мир» известен каждому человеку еще со школьной скамьи. Кому-то это произведение понравилось, и он прочитал его от первого тома до последнего; кто-то был в ужасе от объема романа, который нужно освоить; а кто-то просто проигнорировал просьбу учителя прочесть роман. Тем не менее, «Война и мир» - действительно стоящее и великое произведение русской литературы, которое до сих пор изучают в школе. Эта статья призвана помочь школьникам разобраться в романе, понять его смысл и основные идеи. Итак, представляем вам сжатый анализ романа «Война и мир». Обратим внимание на наиболее важные моменты.

При анализе романа «Война и мир» можно выделить три основные мысли, которые раскрывает Л. Н. Толстой. Это мысль семейная, мысль народная и мысль духовная.

Мысль семейная в романе «Война и мир»

Ее удобно проследить в том, как Толстой изображает три семейства в романе - семьи Болконских, Ростовых и Курагиных.

Семья Болконских

Начнем анализ произведения «Война и мир» с семьи Болконских. Семья Болконских - это старый князь Болконский и его дети - Андрей и Марья. Основные черты этого семейства - следование разуму, строгость, гордость, приличие, сильное чувство патриотизма. Они очень сдержанны в проявлении своих чувств, только Марья иногда открыто показывает их.

Старый князь - представитель древней аристократии, очень строг, имеет власть как среди слуг, так и в своей семье. Он очень гордится своей родословной и умом, желает, чтобы его дети были такими же. Поэтому князь берется за обучение дочери геометрии и алгебре в то время, когда от дам подобные знания не требовались.

Князь Андрей - представитель передовой дворянской молодежи. Это очень волевой, стойкий человек высоких моральных принципов, он не приемлет человеческую слабость. В жизни его ждет множество испытаний, но он всегда найдет верный выход благодаря своей нравственности. Многое изменит в его жизни любовь к Наташе Ростовой, которая будет для него, как глоток свежего воздуха, символ настоящей жизни. Но измена Наташи убьет в нем надежду на лучшее. Однако на этом жизнь Андрея Болконского не закончится, он все-таки обретет свой смысл жизни.

Для княжны Марьи главным в жизни является самопожертвование, она всегда готова помочь другому, даже в ущерб себе. Это очень кроткая, добрая, милая душой и покорная девушка. Она религиозна, мечтает о простом человеческом счастье. Однако она не настолько мягка, может быть твердой и стоять на своем, когда унижают ее чувство собственного достоинства.

Семья Ростовых

Мастерски семью Ростовых изобразил в романе Лев Толстой. «Война и мир», анализ данного произведения продолжим рассказом об этом семействе.

Семья Ростовых по смыслу противопоставлена семье Болконских в том, что главное для Болконских - это разум, а для Ростовых - это чувства. Основные черты семейства Ростовых - доброта, щедрость, благородство, нравственная чистота, близость к народу, великодушие, открытость, гостеприимство, приветливость. Помимо своих детей, с ними живет еще Соня, племянница графа, Борис Друбецкой, сын дальней родственницы, и Вера. В трудное время семья Ростовых жертвует своим имуществом и помогает своей стране выдержать войну. Старый граф, например, жертвует свои повозки для того, чтобы на них возили раненых. Эта семья - символ освобождения от роскоши материального мира.

Старый граф, отец Илья Андреевич - простодушный и добрый барин, доверчивый и расточительный человек, любит свою семью и домашние праздники, у него близкие отношения с детьми, он их во всем поддерживает.

Графиня Ростова - воспитательница и наставница своих детей, у нее с ними также доверительные отношения.

Теплые отношения, основанные на родственной любви, есть и в отношениях детей. Наташа и Соня словно лучшие подружки, кроме того, Наташа очень любит своего брата Николая, радуется, когда он возвращается домой.

Николай Ростов, старший брат Наташи - простой, благородный, честный, отзывчивый, великодушный человек. Он добр, романтичен, как и Наташа. Прощает старым друзьям Друбецким их долг. Однако интересы Николая ограничены его семьей и хозяйством. В конце романа он создает семью с Марьей Болконской, и у них выходит гармоничный союз.

Наташа Ростова, младшая из детей, - веселая, живая, непосредственная девушка, душа семьи Ростовых, в детстве пренебрегает правилами приличия, принятыми в обществе. Она некрасива внешне, но у нее красивая чистая душа, в ней много черт от наивного ребенка. Произведение построено так, что чем ближе человек Наташе, тем он чище духовно. Наташе не свойствен глубокий самоанализ и раздумия о смысле жизни. Она эгоистична, но ее эгоизм естественен, в отличие от, например, эгоизма Элен Курагиной. Наташа живет чувствами и в конце романа находит свое счастье, создавая семью с Пьером Безуховым.

Семья Курагиных

Анализ романа «Война и мир» продолжим рассказом о семействе Курагиных. Курагины - это старый князь Василий и три его ребенка: Элен, Ипполит и Анатоль. Для этой семьи самое важное - это хорошее материальное положение и статус в обществе, друг с другом они связаны только кровным родством.

Князь Василий - честолюбивый интриган, стремящийся к богатству. Ему нужно наследство Кириллы Безухова, поэтому он вовсю пытается свести свою дочь Элен с Пьером.

Дочь Элен - светская львица, «холодная» красавица с безупречными манерами поведения в обществе, однако лишенная красоты души и чувств. Ей интересны только светские приемы и салоны.

Князь Василий считает дураками обоих своих сыновей. Ипполита он смог пристроить на службу, чего с него и достаточно. Больше Ипполит ни к чему не стремится. Анатоль - светский красавец, повеса, с ним много хлопот. Чтобы он успокоился, старый князь хочет женить его на кроткой и богатой Марье Болконской, однако этот брак не состоялся из-за того, что Марья не пожелала расстаться с отцом и создать семью с Анатолем.

Мысль семейная - одна из самых важных в романе «Война и мир». Толстой тщательно изучает семейства Болконских, Ростовых и Курагиных, ставит их в ситуацию переломного времени для страны и наблюдает, как они будут себя вести. Легко сделать вывод, что будущее страны автор видит за семьями Ростовых и Болконских, высокодуховных, добрых и связанных с народом.

Мысль народная в романе «Война и мир»

Нельзя представить полный анализ произведения «Война и мир» без рассмотрения народной мысли. Эта мысль - вторая важная тема в романе «Война и мир». В ней отражается глубина и величие русского народа. Толстой показал в своем романе народ так, что он не кажется безликой массой, люди у него разумны, именно они меняют и двигают вперед историю.

Много в народе таких людей, как Платон Каратаев. Это смиренный человек, который всех одинаково любит, он принимает все невзгоды, которые происходят в его жизни, однако не является мягким и безвольным. Платон Каратаев в романе - символ народной мудрости, воспитанной в русских людях с давних времен. Этот персонаж значительно повлиял на Пьера Безухова, на его мировоззрение. На основе мыслей Каратаева Пьер потом будет решать для себя, что в жизни хорошо, а что является плохим.

Мощь и духовную красоту русского народа показывают также многие эпизодические персонажи. Например, артиллеристы Раевского боятся смерти в бою, однако по ним этого не видно. Они не привыкли много говорить, они привыкли доказывать свою преданность Родине своими делами, поэтому молча защищают ее.

Тихон Щербатый - еще один яркий представитель русского народа, он выражает его гнев, излишнюю, но все же оправданную жестокость.

Кутузов естественен, близок к солдатам, к народу, поэтому и любим своими подчиненными и обычными людьми. Это мудрый полководец, который понимает, что ничего изменить не может, поэтому он лишь немного старается изменить ход событий.

Практически каждый герой в романе проверяется народной мыслью. Чем отдаленней от народа человек, тем меньше у него шансов на истинное счастье. Наполеон самовлюблен, что не может быть одобрено солдатами, Кутузов же - словно отец для своих воинов, кроме того, ему не нужна громкая слава, как Наполеону, поэтому его ценят и любят.

Русский народ неидеален, да и Толстой не стремится представить его таковым. Однако все недостатки русских людей перекрываются их поведением в военное время, ведь каждый готов пожертвовать тем, чем может, во благо своей страны, чтобы спасти ее. Рассмотрение мысли народной - один из ключевых вопросов в анализе романа «Война и мир».

Мысль духовная в романе «Война и мир»

Теперь перейдем к третьему важному вопросу в анализе произведения «Война и мир». Это мысль духовная. Заключается она в духовном развитии основных персонажей. Гармонии достигают те герои, которые развиваются, не стоят на месте. Они совершают ошибки, заблуждаются, меняют свои представления о жизни, но в результате приходят к гармонии.

Так, например, это Андрей Болконский. В начале романа - это образованный умный молодой человек, который видит всю пошлость дворянского окружения. Ему хочется вырваться из этой атмосферы, он стремится совершить подвиг и обрести славу, поэтому отправляется в армию. На поле боя он видит, насколько ужасна война, солдаты ожесточенно пытаются убить друг друга, чтобы их самих не убили, патриотизм здесь фальшив. Андрея ранят, он падает на спину и видит чистое небо над головой. Создается контраст между убивающими друг друга солдатами и чистым мягким небом. В этот момент князь Андрей понимает, что в жизни есть вещи поважнее славы и войны, Наполеон перестает быть его кумиром. Это переломный момент в душе Андрея Болконского. Позже он решает, что будет жить для своих близких и себя в семейном мире, однако он слишком деятелен, чтобы замкнуться только на этом. Андрей возрождается к жизни, он хочет помогать людям и жить для них, он наконец-то понимает смысл христианской любви, однако светлые порывы его души обрываются смертью героя на поле сражения.

Пьер Безухов также ищет смысл своей жизни. В начале романа, не находя, чем ему заняться, Пьер ведет разгульную жизнь. При этом он понимает, что такая жизнь не для него, но сил бросить ее у него пока нет. Он слабоволен и чересчур доверчив, поэтому легко попадает в сети Элен Курагиной. Однако их брак продлился недолго, Пьер понял, что его обманули, и расторгнул брак. Пережив свое горе, Пьер вступил в масонскую ложу, где и нашел себе применение. Однако увидев корысть и бесчестие в масонской ложе, Пьер ее покидает. Сражение на Бородинском поле сильно меняет мировоззрение Пьера, он видит доселе незнакомый ему мир простых солдат и сам хочет стать солдатом. Позже Пьер попадает в плен, где видит военный суд и казнь русских солдат. В плену он знакомится с Платоном Каратаевым, который сильно влияет на представления Пьера о добре и зле. В конце романа Пьер женится на Наташе, вместе они обретают семейное счастье. Пьер недоволен положением в стране, ему не нравится политический гнет, и он считает, что все можно изменить, объединившись с честными людьми и начав действовать с ними заодно. Вот таким образом происходит духовное развитие Пьера Безухова на протяжении всего романа, он наконец-то понимает, что лучшее для него - это бороться за счастье и благополучие русского народа.

«Война и мир»: анализ эпизода

В школе на уроках литературы при изучении романа «Война и мир» очень часто анализируют отдельные эпизоды. Их много, для примера мы сделаем анализ эпизода встречи Андрея Болконского со старым дубом.

Встреча с дубом символизирует переход Андрея Болконского от старой скучной и унылой жизни к новой и радостной.

Дуб своим внешним видом соотносится с внутренним состоянием героя. При первой встрече дуб выглядит старым угрюмым деревом, которое не гармонирует с остальным лесом. Такой же контраст легко заметить в поведении Андрея Болконского в обществе А. П. Шерер. Ему неинтересны светские беседы, надоевшие, давно знакомые ему люди.

Когда Андрей встречает дуб во второй раз, он уже выглядит иначе: дуб словно полон жизненных сил и любви к окружающему миру, на нем не осталось никаких болячек, засохших и корявых веток, он весь покрыт сочной молодой зеленью. Дерево было еще достаточно сильным и крепким, в нем был заложен высокий потенциал, как и в Андрее Болконском.

Потенциал Андрея проявился в бою при Аустерлице, когда он увидел небо; в его встрече с Пьером, когда тот рассказывал ему о масонстве, о Боге и вечной жизни; в моменте, когда Андрей случайно подслушал слова Наташи, которая восхищалась красотой ночи. Все эти моменты возродили Андрея к жизни, он вновь почувствовал вкус жизни, радость и счастье, как дуб, «зацвел» душевно. К этим переменам героя также привели его разочарования - в личности Наполеона, в смерти Лизы и т. д.

Все это сильно повлияло на Андрея Болконского, привело его к новой жизни с другими идеалами и принципами. Он осознал, в чем был не прав раньше и к чему теперь ему нужно стремиться. Таким образом, внешнее преображение дуба в романе символизирует духовное перерождение Андрея Болконского.

«Война и мир»: анализ эпилога

Чтобы представить полноценный анализ романа «Война и мир», нужно обратить внимание на его эпилог. Эпилог - важная часть романа. Он несет в себе большую смысловую нагрузку, в нем подводятся итоги, которые затрагивают вопросы о семье, о роли личности в истории.

Первая мысль, выраженная в эпилоге, - это мысль о духовности семьи. Автор показывает, что в семье главное - это доброта и любовь, духовность, стремление к взаимопониманию и гармонии, которая достигается путем взаимодополнения супругов. Это новая семья Николая Ростова и Марьи Болконской, объединившая противоположные по духу семейства Ростовых и Болконских.

Другая новая семья - это союз Наташи Ростовой и Пьера Безухова. Каждый из них остается особенной личностью, но идет на уступки друг другу, в итоге они образуют гармоничную семью. В эпилоге на примере этой семьи прослеживается связь хода истории с отношениями между отдельными людьми. После Отечественной войны 1812 года в России возник иной уровень общения между людьми, стерлись многие сословные границы, что привело к созданию новых, более сложных семейств.

Эпилог также показывает, как изменились главные герои романа, к чему они в итоге пришли. Например, в Наташе трудно узнать прежнюю эмоциональную бойкую девчонку.

Чем заканчивается роман Толстого "Война и мир"?

    Несмотря на то, что роман Толстого Война и мир называют эпопеей, и он занимает не одну и не две сотни страниц, он в итоге вс-таки заканчивается. К радости тех читателей, которые предпочитают лаконичность.

    В эпилоге (он и является концовкой) Лев Николаевич погружает нас в перипетии истории начала 19-го века. Описав самые значительные исторические события, Толстой переходит к семье Ростовых, при этом особое внимание уделяя Наташе. Эта героиня в итоге оказалась многодетной матерью. Семья стала для не намного превыше всяческих светских раутов и других общественных событий любого масштаба. А Пьер, е муж, был ответно предан своей супруге и не позволял себе увлекаться чем-то помимо семьи.

    Исторический роман-эпопея Война и мир русского автора Льва Толстого грандиозное произведение. Он заканчивается эпилогом, из которого читателям становится известно, что Наташа Ростова выходит замуж за Пьера Безухова. Сын князя Андрея Болконского Николенька прислушивается советов дяди Пьера Безухова и хочет, чтобы отец непременно гордился им.

    Несмотря на большой объем произведения, роман Льва Николаевича Толстого заканчивается весьма прозаично. Наташа Ростова становится женой Пьера, у них рождается трое детей и супруги полностью погружаются в свои семейные дела. Также в окончании четырехтомника речь идет о рассуждениях о Наполеоне и войне 1812 года.

    Мне не нравится окончание романа Льва Николаевича Толстого Война и мир. Потому что судя по нему Наташа Ростова ну никак не может считаться истинной женщиной. она по сути живет по Домострою, позволяет себе не ухаживать за собой, и полностью подчиняться власти мужа. Возможно, такое представление о женщинах было у Толстого, но лично у меня она не вызывает никаких положительных эмоций.

    В конце романа Война и мир Льва Николаевича Толстого размышление о войне 1812 года. Весь мир считает Наполеона великим, но по сути он человек ничтожный, не духовный, и не от Бога, а от Дьявола.

    Потом Толстой описывает семью Наташи Ростовой и Пьера Безухова - у них трое детей, оба занимаются семьей, живут своим миром.

    Роман Вона и мир написан в несколько томов... но обсуждение этого произведения искусства занимает ещ больше томов и скорее всего обсуждался, обсуждается и будет обсуждаться. Концовка не могла быть простой, быстрой и однозначной. ПОэтому не все (я в том числе) смогли вникнуть в события энда, такие утомлнные мы притопали к последним страничкам Войны и мира.

    В самом конце романа, который заканчивается эпилогом, рассказывается о том, что Толстой рассуждает об итогах Отечественной войны 1812 года. При этом он не стесняется называть Наполеона ничтожеством и злодеем, из которого французы и не только они почему-то вылепили гения.

    В семье Ростовых произошла радость: Наташа вышла за Пьера Безухова. Но в остальном жизнь Ростовых не была радостной, они увязли в долгах. С которыми потом вс же расплатились благодаря умелому ведению хозяйства Николаем.

    Наташа, у которой было четверо детей, три дочери и сын, полностью отдалась семье, потому что никак иначе и не могло получиться. Отношения с мужем у не сложились очень необычными. За порогом дома он не имел права даже улыбнуться посторонней женщине, Наташа не позволяла ему этого делать и вела себя, как хозяйка положения.

    А внутри дома вс было наоборот. Посторонних женщин там почти не было, и хозяином становился Пьер. Когда он что-то делал, читал или писал, никто из домашних не мог и звука произнести. И Наташа выполняла любую его прихоть и полностью подчинялась ему. Это было ему призом за то, что он примерно вл себя на улице, не ездил во всяческие клубы и не транжирил деньги. Это нравилось и самому Пьеру, и Наташе, которая стала болезненно ревнивой. Вот это новое качество Натальи становится очень неожиданным.

    Герои соединили свои судьбы и были счастливы. Пьер не перестал заботиться о будущем своей страны. Он вступает в какое-то тайное общество, которое критикует правительство. Вс это мы узнали их эпилога. Клятвой Николеньки и заканчивается эта линия.