Макияж. Уход за волосами. Уход за кожей

Макияж. Уход за волосами. Уход за кожей

» » Биография грига. Сообщение о эдварде григе - жизнь и творчество

Биография грига. Сообщение о эдварде григе - жизнь и творчество

Эдвард Хагеруп Григ (1843-1907) – норвежский музыкальный деятель и композитор, дирижёр и пианист. Грига всегда считали композитором национального типа, так как огромное влияние на его творчество оказала норвежская народная культура. Свои произведения он творил в период романтизма, написал более 600 романсов и песен, скрипичные сонаты, концерты для фортепиано с оркестром. Самые известные его сочинения – сюиты к драме «Пер Гюнт».

Детство

Эдвард Григ появился на свет в Бергене (втором по величине городе Норвегии) 15 июня 1843 года.

По отцовской линии Эдвард имел шотландские корни. Около 1770 года его прадед, купец Александр Григ, перебрался в Норвегию, какое-то время он даже работал в Бергене на должности британского вице-консула. Затем эту должность унаследовал дедушка Эдварда, Джон Григ, а после него и отец композитора Александр.

С музыкой в семье Григов были давние и тесные отношения. Дед, Джон Григ, играл в городском оркестре и женат был на дочке главного дирижёра.

Мама Эдварда, Гесина Григ (девичья фамилия Хагеруп), родом происходила из зажиточной семьи, была талантливой пианисткой. Игре на инструменте она училась у немецкого композитора Альберта Метфесселя. До замужества она выступала в Лондоне, а став женой и матерью, занялась воспитанием детей и ведением домашнего хозяйства.

Семья Григ была обеспеченной и культурной. Как и полагалось в таких семействах, детей рано начали обучать музыке. Эдвард – четвёртый ребёнок из пятерых детей Григов, у него были ещё брат и три сестрёнки. Учила музыке их мама, которая обожала музицировать в свободное время, исполняя за роялем произведения Вебера, Моцарта и Шопена. По выходным она собирала дома музыкальные вечера, так что вполне можно сказать, что детей музыка окружала с самого рождения.

Первый раз Эдвард сел за инструмент, когда ему было четыре года. И уже с начальных аккордов музыка покорила маленького мальчика красивыми созвучиями и гармонией. Среди всех пятерых детей Эдвард проявил к музыке особенно увлечение, он мог часами просиживать за фортепиано, самостоятельно перебирая различные мелодии. Родители решили, что ребёнок может заниматься музыкой, сколько ему хочется, ведь Эдвард не являлся старшим сыном в семье, и ему не обязательно было получать специальное образование для продолжения семейного бизнеса (это был удел старшего брата).

Музыкой с Эдвардом занималась мама, а также нанимали учителей. Мальчик был очень дисциплинированным, но ему не нравилось зубрить нудные обязательные этюды, хотелось импровизировать, искать новые мелодии и самому открывать для себя музыку. Эдварду было всего двенадцать лет, когда он написал своё первое произведение для фортепиано. Семья Григов тесно дружила со скрипачом Оле Буллом, он заметил, что у мальчика необыкновенный талант и посоветовал родителям отправить Эдварда на учёбу в Лейпциг, который на тот момент являлся важнейшим культурным центром в Европе.

Обучение

Знаменитую консерваторию в Лейпциге основал Мендельсон. Примечательно то, что консерватория начала свою работу в тот же год, когда появился на свет Эдвард Григ. В 1858 году пятнадцатилетний юноша приехал в Лейпциг и поступил в одно из лучших музыкальных учебных заведений Европы. Он начал обучаться здесь по классу фортепиано и композиции.

Однако вскоре стали не совпадать его интересы и вкусы с первым педагогом по фортепиано Луи Плайди. К тому же парня угнетали консерватизм и строгая дисциплина в консерватории. Эдвард попросил перевести его в другой класс к преподавателю Эрнсту Фердинанду Венцелю. А ещё больше молодой человек стал черпать вдохновение за стенами учебного заведения. Он ходил на репетиции в концертный зал «Гевандхауз», где с вдохновением слушал великолепную музыку Шумана и Себастьяна Баха, Шопена и Моцарта, Бетховена и Вагнера. Среди всех композиторов юному Григу наиболее полюбился Шуман, он до конца жизни остался его любимым музыкантом. И даже в ранних произведениях Эдварда можно уловить нотки влияния великого немца Роберта Шумана.

В 1860 году Эдвард тяжело заболел и приехал к родителям. Однако осенью этого же года, несмотря на запреты медиков, принял решение вернуться в Лейпциг и окончить обучение в консерватории. Он хоть и относился к этому учебному заведению пренебрежительно, но окончил его с отличием весной 1862 года. За время учёбы Григ сочинил четыре пьесы для фортепиано и несколько романсов на стихи немецких поэтов.

Творческий путь

Окончив учёбу, Григ вернулся в родной Берген. Однако в городе музыкальная культура была настолько слабо развита, что талант молодого композитора и музыканта не имел абсолютно никаких условий для развития и совершенствования. В 1863 году Эдвард принял решение переехать в Копенгаген, в то время он являлся центром музыкальной жизни Скандинавии.

В Копенгагене Григ задержался на три года. Здесь произошло его знакомство с композиторами из Дании Гаде и Хартманном, и Норвегии – Рикардом Нурдроком. Они оказали ему содействие в поиске творческой идентичности и помогли немного отойти от сильного влияния немецких классиков и Мендельсона.

В первый год жизни в Копенгагене Григ написал шесть фортепианных пьес, они были выпущены как опус 3 и назывались «Поэтические картинки». В них впервые музыка Эдварда сопровождалась национальными мотивами.

В 1865 году Григ заболел туберкулёзом, ему пришлось покинуть Копенгаген, он уехал в Италию. В Риме композитор оправился от болезни, однако в последующей жизни крепким здоровьем не отличался.

Из Италии Григ поехал в Христианию (так в то время назывался город Осло). Здесь он организовал концерт в 1866 году, в результате был приглашён на должность дирижёра в филармоническое сообщество.

Период проживания в Христиании был самым счастливым в жизни Эдварда. Он был с любимой женщиной, своей супругой Ниной, и на этот же период приходился расцвет его творчества:

  • 1867 – публикация первой тетради «Лирических пьес», выход Второй скрипичной сонаты (критики нашли её гораздо богаче и разнообразнее Первой);
  • 1868 – выход фортепианного концерта, нескольких сборников песен и романсов на стихи скандинавских поэтов;
  • 1869 – «25 норвежских народных песен и танцев» (в него вошли крестьянские шуточные, лирические и трудовые песни);
  • 1871 – основал «Музыкальную ассоциацию Христиании» (сейчас это Филармоническое общество в Осло);
  • 1872 – публикация пьесы «Сигурд крестоносец».

С 1874 года композитору Эдварду Григу норвежским правительством была назначена пожизненная государственная стипендия. Также он получил гонорары за свои произведения и с этого времени приобрёл материальную независимость.

В этом же году известный норвежский поэт Генрик Ибсен предложил Григу написать музыку к его драме «Пер Гюнт». Над этой увертюрой композитор трудился с особым вдохновением, потому что фанатически любил произведения Ибсена, а больше всего «Пер Гюнта». Увертюра была представлена в конце зимы 1876 года, пьеса прошла с громким успехом. Отныне музыка Грига была популярна не только в Норвегии, но и вышла на просторы Европы. С женой Ниной они осуществляли много концертных поездок, произведения Грига печатали солидные немецкие издательства.

Эдвард получил широкое признание, к тому же он был материально обеспечен, поэтому принял решение оставить музыкальную деятельность в столице и вернуться в родной город Берген.

Личная жизнь

Во время проживания в Копенгагене Григ встретил свою кузину Нину Хагеруп. Она была младше Эдварда на два года, в детстве они росли вместе в Бергене, а когда Нине было восемь лет, её семья переехала в Копенгаген. Григ не видел её с детства, а при встрече влюбился. Нина к этому времени стала взрослой девушкой, у неё был чудесный голос, что взволновало молодого композитора. Причём так сильно, что он посвятил ей пять песен подряд, одна из которых носила название «Я тебя люблю».

В 1864 году на Рождество Григ сделал Нине предложение стать его супругой. Девушка ответила двоюродному брату взаимностью, однако к перспективе свадьбы Нины и Эдварда скептически отнеслись родственники. Мать Нины была «против» категорически, она убеждала дочь, что Григ – никто и ничто, создаёт музыку, которую не хотят слушать.

Но молодые люди решили слушать не родню, а свои сердца и обвенчались в 1867 году. Родственников на торжество они не позвали.

Весной 1868 года у Григов родилась девочка, ей дали имя Александра. Эдвард был на седьмом небе от счастья и в радостном порыве написал гениальный концерт ля минор для фортепиано. Однако счастье было недолгим. В 1869 году малышка заболела менингитом и умерла.

Смерть девочки поставила крест на счастливой жизни супругов. Нина замкнулась в себе. Но до конца жизни они остались партнёрами в музыке, давали концерты и вместе ездили в гастрольные туры.

Был период, когда Нина настолько отдалилась от мужа, что решила уйти. Около трёх месяцев Григ жил один. Но потом они помирились с женой, в знак этого примирения решили уехать из города в предместье, где выстроили чудесную виллу.

Последние годы жизни

Сырость в Бергене вызвала обострение плеврита, которым Эдвард тяжело переболел ещё во время обучения в консерватории. Медики опасались, что на этой почве снова может прогрессировать туберкулёз.

В 1885 году он переехал в загородную виллу в пригороде Бергена «Тролльхауген». Несмотря на то, что весь проект виллы принадлежал известному норвежскому архитектору, троюродному брату Грига, сам композитор принимал в её создании не меньшее участие. Он даже называл виллу своим лучшим произведением в жизни.

Здание было построено в викторианском стиле, имелась просторная веранда и башня, на которой всегда развевался флаг Норвегии, если Григ был дома. Окна сделали большими, чтобы можно было впускать в комнаты много воздуха и света. Неподалёку от дома Григ построил маленький флигель и назвал его «Хижина Композитора». Здесь он уединялся и создавал прекрасные музыкальные произведения: балладу для фортепиано, Первый струнный квартет, песни, посвящённые норвежской природе.

Эдвард обожал подолгу бывать в горах, находиться в самой деревенской глуши среди обычных лесорубов, крестьян и рыбаков. Здесь он пропитывался духом народной музыки. Это чудесное место Григ покидал, только когда уезжал с концертами. Его выступлений всегда ждали как в родной Норвегии, так и за рубежом – в Польше, Франции, Голландии, Англии, Венгрии, Швеции, Германии.

В 1898 году в Бергене прошёл первый фестиваль норвежской музыки, основателем которого был Григ. Эта традиция сохранилась до наших дней.

Несмотря на то, что здоровье композитора ухудшалось, концертную деятельность он не прекращал.

Весной 1907 года состоялась большая гастрольная поездка по городам Германии, Дании и родной Норвегии. Осенью этого же года Григ собирался посетить фестиваль в Англии. Вместе с супругой они приехали со своей уютной виллы в Берген, где остановились в маленьком отеле, чтобы подождать отправления корабля в Лондон. Здесь Эдварду стало плохо, его положили в больницу, и поездка отменилась.

4 сентября 1907 года композитора не стало. Григ завещал, чтобы его похоронили в скале над фьордом, неподалёку от любимой виллы.

Нина Хагеруп пережила своего супруга на 28 лет. Её прах захоронен рядом с Эдвардом в горной могиле неподалёку от их уютной и любимой виллы «Тролльхауген». Спустя сто лет после того, как был выстроен домик норвежского композитора (в 1985 году), неподалёку от него построили концертный зал «Тролльзален». Возле самого входа в концертный зал возвели памятник Эдварду Григу, каждый год здесь проводят около 300 концертов классической музыки.

Дом «Тролльхауген», рабочая избушка, где любил уединяться и сочинять музыку композитор, усадьба и прилегающая местность теперь являются действующим открытым музеем Эдварда Грига.

15 июня 1843 года в Бергене родился Эдвард Григ. Он принес славу Норвегии. Его творчество покорило сердца не только жителей этой северной страны, но и любителей музыки во всем мире. А она присутствовала в жизни маленького Эдварда с рождения.

Мать Грига, пианистка, выступающая в Бергене с концертами, стала первым преподавателем нотной грамоты для своего сына. Уже с шести лет мальчик начал постигать азы мира музыки. Гаммы, тональности, этюды, арпеджио, нотные записи – все это прочно вошло в его жизнь.

Огромное влияние на подрастающего музыканта оказало творчество Моцарта. Моцарт обладал феноменальным музыкальным даром. Его музыка доставляла истинную радость мальчику.

Эдвард Григ не стал любимчиком фортуны с первых шагов своей карьеры. Начало было сложным. Его первые произведения не впечатлили слушателей. Но надо отдать должное родителям — они всегда поддерживали Эдварда. В 15 лет он стал слушателем Лейпцигской консерватории, которую успешно закончил в 1862 году, получив красный диплом.

Эдвард Григ переезжает в Копенгаген, где судьба сводит его с норвежским композитором Рикардом Нурдроком (одним из авторов государственного гимна Норвегии) и датским композитором Нильсом Гаде, которые стали одновременно и учителями и друзьями музыканта. Под их началом совершенствуется композиторское мастерство начинающего автора. Впоследствии Эдвард Григ посвятил памяти Нурдрока первое издание своего фортепианного концерта.

Произведения знаменитого норвежского композитора известны всем — это музыка к драме Ибсена «Пер Гюнт», фортепианные концерты, тетрадь «Лирических пьес», сонаты для скрипки и фортепиано, песенные композиции на стихи Андерсена, Бьернсона, Ибсена, музыкальное оформление к драматическому монологу «Берглиот», сюиты для струнного оркестра, вариации на норвежские народные мелодии, романсы, вокальные миниатюры, танцевальные мелодии и многое другое.

У Грига много композиций, затрагивающих душу человека. Это лирические произведения «К Норвегии», «Со скал и фиордов», «Люблю тебя» и другие.

Главная особенность творчества великого мастера – это то, что он привнес в свою музыку элементы национального колорита северной страны. Все его творчество тесно переплетено с жизнью норвежского народа, его культурой, обычаями, бытом, милыми сердцу картинками родной природы. Народные норвежские мотивы, наигрыши, напевы родной глубинки – вот источник, ставший для композитора основным при создании самобытной норвежской музыки.

Эдвард Григ — классик норвежского музыкального искусства. Благодаря его творчеству небольшая Норвегия стоит в одном ряду с лучшими музыкальными державами в Европе.

Имя: Эдвард Григ (Edvard Grieg)

Возраст: 64 года

Рост: 152

Деятельность: композитор, дирижёр, пианист, писатель

Семейное положение: был женат

Эдвард Григ: биография

Творчество норвежского композитора и дирижера Эдварда Хагерупа Грига – это 600 произведений, написанных в период романтизма, на которые музыканта вдохновил народный фольклор. Двадцать пьес Грига появились после его смерти, а многие песни, романсы и вокальные сочинения используются как саундтреки к популярным художественным и мультипликационным фильмам сегодня.


Композицию «В пещере горного короля» мы слышим в сериалах « » и «Интерны». Романс «Песня Сольвейг» есть в репертуаре , а отрывок из музыкальной пьесы Эдварда Грига «Пер Гюнт» британско-американская группа Rainbow взяла за основу для своей хард-рок композиции.

Детство и юность

Родился Эдвард летом 1843 года в Бергене. Он вырос в образованной семье, где музыка была важной составной повседневной жизни. В жилах прадеда по отцу – купца Александра Грига – текла шотландская кровь. Григ стал британским вице-консулом в Бергене. Дед унаследовал должность и слыл профессиональным музыкантом – играл в городском оркестре. Он взял в жены дочь главного дирижера.


Вице-консульская должность «перекочевала» в третье поколение шотландского купца – к родителю композитора Александру Григу, взявшему в жены, как и отец, женщину с отличным музыкальным слухом.

Мама Эдварда – Гесина Хагеруп – профессиональная пианистка. Дома она играла детям – двум сыновьям и трем дочерям – произведения и . Эдвард Григ сыграл первые аккорды на фортепиано в 4-летнем возрасте. В 5 уже сочинял пьесы.


В 12 подросток написал первую фортепианную мелодию, а спустя 3 года по настоянию знаменитого норвежского скрипача Уле Булля стал студентом Лейпцигской консерватории. Талантливый юноша оказался настолько требовательным к педагогам, что сменил наставника, показавшегося ему непрофессиональным исполнителем.

В Лейпциге Эдвард Григ посещал знаменитый концертный зал «Гевандхауз», где в исполнении музыкантов с мировыми именами слушал произведения , и . Последний композитор стал для Эдварда непререкаемым авторитетом и повлиял на раннее творчество Грига.

Музыка

В студенческие годы творческая биография Эдварда Грига развивается: юный композитор сочинил 4 пьесы для фортепиано и столько же романсов. В них заметно влияние Шумана, Феликса Мендельсона и .


В 1862-м музыкант оставил стены консерватории, получив диплом с отличием. Профессора и наставники прочили юноше блестящее будущее в искусстве, назвав «незаурядным пианистом с выразительной манерой исполнения». В том же году Григ дал первый концерт в Швеции, но в стране не остался – отправился в родной Берген. Дома Эдвард заскучал: уровень музыкальной культуры города показался ему низким.

Эдвард Григ поселился в эпицентре законодателя музыкальной «моды» – Копенгагене. Здесь, в Скандинавии, в 1860 годах композитор сочинил 6 фортепианных пьес, объединив их в «Поэтические картинки». Критики отметили в сочинениях норвежца национальный колорит.


В 1864 году Эдвард Григ вместе с датскими музыкантами стал основателем музыкального общества «Эвтерпа», которое познакомило меломанов с творчеством скандинавских композиторов. Григ творил без устали: он сочинил «Юморески» для исполнения на фортепиано, увертюру «Осенью» и Первую скрипичную сонату.

Вместе с молодой супругой музыкант переехал в Осло, где его вскоре пригласили занять место дирижера филармонии. Это годы творческого расцвета норвежского композитора: Эдвард Григ подарил слушателям первую тетрадь «Лирических пьес», Вторую скрипичную сонату и цикл «25 норвежских народных песен и танцев». После сближения с норвежским литератором и лауреатом Нобелевской премии Бьернстьерне Бьернсоном Григ в 1872 году написал пьесу «Сигурд Крестоносец».


В 1870 году Эдвард Григ встретился с , который, прослушав Первую скрипичную сонату норвежского композитора, был восхищен его талантом. Поддержку маэстро молодой композитор назвал бесценной.

В середине 1870-х норвежское правительство поддержало талантливого земляка, назначив ему пожизненную стипендию от государства. В эти годы Григ познакомился с поэтом , чьими стихами восхищался с детства, и написал музыку к его драме «Пер Гюнт» (наиболее известная увертюра из наследия композитора). После премьеры в Осло в 1876 году музыкант превратился из национальной звезды в мировую.

Эдвард Григ вернулся в Берген знаменитым и состоятельным человеком. Он поселился на вилле «Тролльхауген», где творил до 1907 года. Поэзия природы и фольклора родного края вдохновила его на множество шедевров, таких как «Шествие гномов», «Кобольд», «Песня Сольвейг» и десятки сюит.

Дочери лесника – 18-летней Дагни Педерсен – Эдвард Григ подарил мелодию «Утро». В ХХ веке американская компания «Уорнер Бразерс» неоднократно использовала мелодию в озвучивании мультипликационных фильмов.

В письмах друзьям музыкант подробно описывал величественную природу Норвегии, а его песни периода жизни в «Тролльхаугене» – это гимны лесистым горам и стремительным рекам края.

Эдвард Григ не закрывается на вилле: пожилой музыкант систематически совершает поездки в Европу, где дает концерты и собирает залы. Поклонники видят его как пианиста и дирижера, он аккомпанирует жене, издает десятки сборников с песнями и романсами. Но все гастрольные поездки заканчиваются возвращением в «Тролльхауген», любимое место на земле.


В начале 1888 года Эдвард Григ познакомился в Лейпциге с . Знакомство переросло в крепкую дружбу и сотрудничество. Петр Ильич посвятил норвежскому коллеге увертюру «Гамлет» и восхищенно описал Грига в своих мемуарах. В начале 1890-х оба музыканта удостоились званий докторов Кембриджа. Ранее Эдвард Григ получил членство академии изящных искусств Франции, королевской академии Швеции и университета в Лейдене.


В 1905-м в печати появилась автобиографическая повесть Грига, названная «Мой первый успех». Читатели оценили еще один талант гения – литераторский. Легким слогом, с юмором Эдвард Григ описал жизненный путь и восхождение к творческому Олимпу.

Работал композитор до последних дней жизни. В 1907 году музыкант отправился на гастроли по городам Норвегии, Дании и Германии, оказавшиеся прощальными.

Личная жизнь

Окончив консерваторию, молодой музыкант отправился в Копенгаген. В столице Дании Эдвард Григ влюбился в двоюродную сестру, племянницу матери Нину Хагеруп. Последний раз он видел ее 8-летней девочкой, а в Копенгагене перед ним появилась юная красавица и певица с мелодичным и сильным голосом.


Родные и друзья были шокированы романом Эдварда и Нины, но на рождественские праздники в 1864 году Григ поступил, как счел нужным: предложил возлюбленной руку и сердце. Ни молва, ни близкое родство не стали преградой для скандального брака: Григ и Хагеруп поженились летом 1867 года. Не выдержав морального давления и сплетен, молодожены уехали в Осло. Спустя 2 года у них родилась дочь Александра.


Кажется, против этого брака ополчились и люди, и небо: через год Александра умерла от менингита. Смерть ребенка омрачила брак. Нина погрузилась в депрессию и замкнулась. Супругов связывала только концертная деятельность и творческие планы, но прежней близости не стало. Детей у Григов больше не было.

В 1883 году Нина ушла от Эдварда Грига, и композитор три месяца жил в одиночестве. Обострившаяся болезнь – плеврит, грозящий перерасти в туберкулез – примирила супругов. Хагеруп вернулась, чтобы ухаживать за мужем.


Чтобы поправить расшатанное здоровье Грига, супруги переехали в горную местность и построили виллу «Тролльхауген». В деревенской глуши, общаясь с рыбаками и лесорубами, гуляя по горам, композитор обрел покой.

Смерть

Весной 1907 Эдвард Григ отправился на гастроли по датским и немецким городам. Осенью вместе с Ниной собрался на музыкальный фестиваль в Британию. Супруги остановились в бергенском портовом отеле, ожидая корабль до английской столицы. В отеле композитор почувствовал недомогание, его срочно госпитализировали.


Умер музыкант 4 сентября. Кончина Эдварда Грига погрузила Норвегию в национальный траур. По завещанию Грига его прах нашел последний приют рядом с виллой, в скальной нише. Позже здесь похоронили Нину Хагеруп.


«Тролльхауген», где Эдвард Григ прожил последние 14 лет жизни, открыт для посещения туристов и поклонников таланта норвежского композитора. На вилле сохранились интерьер, скрипка, вещи музыканта. На стене, как и при жизни маэстро, висит шляпа. Рядом с усадьбой стоит рабочий домик, где Григ любил уединяться для работы, и его статуя в полный рост.

Дискография (произведения)

  • 1865 – Соната для фортепиано ми минор, оп. 7
  • 1865 – Соната № 1 для скрипки и фортепиано фа мажор, оп. 8
  • 1866 – «Осенью» для фортепиано в четыре руки
  • 1866-1901 – «Лирические пьесы», 10 сборников
  • 1867 – Соната № 2 для скрипки и фортепиано соль мажор, оп. 13
  • 1868 – Концерт для фортепиано с оркестром, оп. 16
  • 1875 – «Сигурд Крестоносец», оп. 22
  • 1875 – «Пер Гюнт», оп. 23
  • 1877-78 – Струнный квартет соль минор, оп. 27
  • 1881 – «Норвежские танцы» для фортепиано в четыре руки
  • 1882 – Соната для виолончели и фортепиано, оп. 36
  • 1886-87 – Соната № 3 для скрипки и фортепиано до минор, оп. 45
  • 1898 – Симфонические танцы, оп. 64

Григ был композитором ярко национального типа. Он не столько использовал фольклор, сколько пытался запечатлеть в своем творчестве атмосферу Норвегии, ее пейзажи. Он выработал специфические мелодические и гармонические приемы, которыми, быть может, иногда злоупотреблял.


ГРИГ, ЭДВАРД (Grieg, Edvard Hagerup) (1843–1907), крупнейший норвежский композитор. Родился 15 июня 1843 в Бергене. Его отец, коммерсант и британский консул в Бергене, происходил из шотландского рода Грейг (Greig). В возрасте шести лет Эдвард начал заниматься музыкой с матерью. По совету знаменитого норвежского скрипача У.Булля пятнадцатилетнего Грига отправили учиться в Лейпцигскую консерваторию. Консерваторские занятия не оказали определяющего воздействия на художественную индивидуальность музыканта; гораздо большее значение имело знакомство Грига с молодым норвежским композитором, автором национального гимна Р.Нурдроком (1842–1866), состоявшееся в 1863, после возвращения из Германии. «Покровы спали с моих глаз, – рассказывал Григ впоследствии, – и только благодаря Нурдроку я познакомился с норвежскими народными мелодиями и осознал самого себя». Объединившись, молодые музыканты начали поход против «вялой» скандинавской музыки Н.Гаде, находившегося под влиянием Ф.Мендельсона, и поставили своей целью создание более сильного и самобытного «северного стиля».В 1865 Григ заболел туберкулезом и вынужден был уехать в Италию. Там он восстановил силы, но всю последующую жизнь не отличался крепким здоровьем. В Риме Григ подружился с уже немолодым в ту пору Ф.Листом, который выразил полный восторг по поводу сочиненного норвежцем великолепного фортепианного концерта ля минор (1868). По возвращении на родину Григ некоторое время дирижировал симфоническими концертами в Кристиании (ныне Осло), основал там Норвежскую музыкальную академию (1867). С 1873 он обрел материальную независимость благодаря государственной стипендии и гонорарам за сочинения и смог полностью посвятить себя творчеству. В 1885 он поселился в «Трольхаугене» – прекрасной загородной вилле под Бергеном, которую покидал только во время концертных поездок. Григ выступал во Франции, Англии, Германии, Польше и Венгрии и пользовался большим уважением как за рубежом, так и в родной стране. Кембриджский и Оксфордский университеты присвоили ему звание почетного доктора музыки; он был избран в члены Института Франции и Берлинской академии. В 1898 Григ организовал в Бергене первый Норвежский музыкальный фестиваль, имевший большой успех. Смерть Грига 4 сентября 1907 оплакивала вся Норвегия. Его останки были захоронены в скале недалеко от любимого дома композитора.

Григ был композитором ярко национального типа. Он не столько использовал фольклор, сколько пытался запечатлеть в своем творчестве атмосферу Норвегии, ее пейзажи. Он выработал специфические мелодические и гармонические приемы, которыми, быть может, иногда злоупотреблял. Поэтому особенно удавались Григу малые, преимущественно лирические инструментальные формы, в каких и написано большинство его фортепианных и оркестровых пьес, а также песенный жанр. Десять тетрадей Лирических пьес для фортепиано (Lyriske Stykker, 1867–1901) – вершина творчества композитора. Песни Грига, числом 240, были написаны главным образом для жены композитора Нины Хагеруп, превосходной певицы, иногда выступавшей с мужем в концертах. Они отличаются глубиной выразительности и тонкой передачей поэтического текста. Хотя Григ максимально убедителен в миниатюре, он проявил свой талант также в камерно-инструментальных циклах и создал три скрипичных сонаты (ор. 8, фа мажор, 1865; ор. 13, соль минор, 1867; ор. 45, до минор, 1886–1887), виолончельную сонату ля минор (ор. 36, 1882) и струнный квартет соль минор (ор. 27, 1877–1878).

Среди наиболее известных сочинений Грига – упомянутый выше фортепианный концерт и музыка к драме Ибсена Пер Гюнт (Peer Gynt, 1876). Она первоначально предназначалась для фортепианного дуэта, но позже была оркестрована и собрана в две сюиты, состоящие из небольших характерных пьес (ор. 46 и 55). Такие части, как Смерть Озы, Танец Анитры, В пещере горного короля, Арабский танец и Песня Сольвейг, отличаются исключительной красотой и совершенством художественной формы. Среди сочинений, которые, подобно музыке к Пер Гюнту, существуют в двух версиях – фортепианной (в четыре руки) и красочной оркестровой, можно назвать концертную увертюру Осенью (I Hst, ор. 11, 1865; новая оркестровка – 1887), три оркестровых пьесы из музыки к трагедии Б.Бьёрнсона Сигурд Крестоносец (Sigurd Jorsalfar, ор. 22, 1879; ор. 56, 1872, вторая редакция – 1892), Норвежские танцы (ор.35, 1881) и Симфонические танцы (ор. 64, 1898). Аранжировки наиболее известных мелодий Грига были использованы в появившейся в 1940-е годы популярной оперетте Песнь Норвегии, основанной на истории жизни композитора.


Эдвард Григ родился в Бергене 15 июня 1843 четвёртым из пяти детей в обеспеченной семье успешного торговца.
Отец Эдварда, Александр, занимал высокий пост английского вице-консула. Его мать, Гесина, была талантливой пианисткой, происходящей из влиятельной и зажиточной семьи.

В родном доме Грига музыка играла важнейшую роль. Гесина организовывала еженедельные музыкальные вечера, во время которых исполнялись произведения Моцарта и Вебера. Брат и три сестры Эдварда, как и он сам, имели талант к музыке. Поэтому, как это было принято среди обеспеченных семей Бергена, с ранних лет ей обучались. Эдвард Григ проявил сильный интерес к музыке, он мог часами просиживать за пианино часами, самостоятельно изучая разные мелодии. Поскольку он не был старшим сыном, родители сочли, что ему необязательно получать образование, которое позволит заниматься семейным бизнесом - это была судьба его старшего брата. Под чутким, но твёрдым руководством матери и учителей, мальчик продолжил свои музыкальные занятия.
Эдвард был не самым дисциплинированным учеником. Он предпочитал сам открывать для себя музыку, и, вместо нудной зубрёжки обязательных этюдов любил импровизировать и находить новые мелодии. Друг семьи, скрипач Оле Булл, заметил необыкновенный талант мальчика и посоветовал ему ехать в Лейпциг - важнейший культурный центр того времени.

1858 год открыл новую страницу в биографии пятнадцатилетнего Эдварда Грига: его приняли в Лейпцигскую консерваторию, в класс фортепиано и композиции. Строгая дисциплина и консерватизм угнетали юношу, и он черпал вдохновение за стенами консерватории. Григ регулярно присутствовал на репетициях в концертном зале. «Это был восторг - слушать так много великолепной музыки» - вспоминал он позже об этом периоде.
Весной 1860 года Эдвард серьёзно заболел, и ему пришлось вернуться в родительский дом. Но отдых был кратким. Хотя здоровье оказалось подорвано, Григ, не обращая внимания на советы врачей, следующей же осенью вернулся в Лейпциг, чтобы завершить обучение. Несмотря на несколько пренебрежительное отношение к консерватории, он закончил её с отличием в апреле 1862 года.

В 1863 году Григ прибыл в Копенгаген, ставший его домом на последующие три года. Здесь он познакомился с датскими композиторами Хартманном и Гаде, а также норвежским композитором Рихардом Нордрааком, которые помогли ему найти свою творческую идентичность, «отмежеваться» от влияния Мендельсона и немецкой школы.
В Копенгагене произошла ещё одна судьбоносная встреча: Эдвард встретился со своей кузиной Ниной Хагеруп, с которой не виделся с детства... и глубоко влюбился в неё. Он посвятил ей пять песен среди которых "я тебя люблю". Нина ответила взаимностью, но родственники влюблённых отнеслись к перспективе свадьбы скептически. "Он ничто, он не имеет ничего, и он создает музыку, которую никто не хочет слушать", - предупреждает Нину её мать.
Несмотря на эту семейную оппозицию, Эдвард и Нина обвенчались в июне 1867 года, не пригласив на торжество родственников. После этого они перебрались из Копенгагена в Осло, где Григ занял должность дирижёра филармонии и подрабатывал уроками фортепиано.
В апреле 1868 года у Григов родилась дочь Александра, и, вдохновлённый этим радостным событием, Григ написал гениальный фортепианный концерт ля минор. Его премьера проводится в Копенгагене ведущим пианистом в Скандинавии, Эдмундом Нойпертом, с большим успехом. Но идиллия оказывается краткой: уже в 1869 году Александра умерла от менингита.
Через некоторое время Эдвард и Нина отправились в длительное путешествие: их путь лежал через Осло, Копенгаген, Берлин, Лейпциг, Вена. Главной целью их путешествия стал Рим. Здесь Эдвард встретился со всемирно известным фортепианным виртуозом Францем Листом, которого ценил очень высоко, и получил от него всецелую поддержку.

В 1872 году Григ создал пьесу «Сигурд Крестоносец», по достоинству оценённую Шведской академией искусств, а власти Норвегии назначили композитору пожизненную стипендию.

В январе 1874 г. драматург Генрик Ибсен написал Григу с просьбой сочинить музыку для своей пьесы "Пер Гюнт" . Первые наброски музыки к пьесе родились в порыве энтузиазма, но Григу потребовались большие усилия, чтобы всё-таки довести дело до конца. Премьера пьесы состоялась 24 февраля того же года, принеся композитору известность и успех. Но слава утомляла его, и в 1880 году он уехал подальше от суеты большого города в родной Берген.

Эдвард Григ умер 4 сентября 1907 года, в возрасте 64 лет, после длительной болезни. В день его похорон более 40 000 преданных слушателей вышли на улицы в знак уважения к любимому композитору.