Макияж. Уход за волосами. Уход за кожей

Макияж. Уход за волосами. Уход за кожей

» » От народных танцев к симфонической музыке. Камаринская Глинка камаринская строение

От народных танцев к симфонической музыке. Камаринская Глинка камаринская строение

Богато. Но не в количестве произведений заключается богатство, а в ценности и качестве материала. Основным образом оркестровых произведений является зарисовка народной жизни. Не исключением является и самое знаменитое сочинение – « » .

Историю создания «Камаринской » Глинки, содержание произведения и множество интересных фактов читайте на нашей странице.

История создания

1848 год. Композитор уехал на проживание в Варшаву. Тоскую по родным краям, начал вспоминать народные мотивы, которые так сильно отличались от колоритных мелодий других европейских стран. Неожиданно он нашел сильную схожесть двух известных русских народных песен «Из-за гор, гор, высоких гор», которую обычно исполняют на свадебных гуляниях, и плясовой «Камаринской ». Изначально задумывалось небольшое фортепианное произведение. Но воображение композитора разыгралось не на шутку, и получилась довольно интересная оркестровая пьеса. Автор не старался дать программу для композиции, единственное, что управляло им во время сочинения это внутреннее музыкальное чувство развития музыкального материала.

Писать партитуру Глинка начал вначале августа 1848 года. Работа продвигалась стремительно, поэтому уже в октябре этого года произведение было полностью окончено. Его исполнение состоялось 15 марта спустя два года. По сравнению с двумя «Испанскими увертюрами», входившими в данный концерт, «Камаринская» прозвучала еще ярче и патриотичнее. Щедрость и яркость музыкального материала произвела самое лучшее впечатление на публику.



Интересные факты

  • Название для произведения придумал князь Одоевский.
  • Первоначально Глинка хотел создать фортепианное сочинение.
  • Симфонические партитуры композитора всегда имеют уникальную форму, ведь старался не повторяться в строении композиции.
  • Русская народная песня «Камаринская» появилась, как радостная пляска в честь освобождения от татаро-монгольского ига. Данный факт подтвержден известным историком-краеведом Г.М. Пясецким.
  • Несмотря на большое количество подголосков в оркестре, композитор боялся использовать большое количество украшений, создающих ощущение преувеличения. Главное правило создание партитуры – естественность во всем.
  • Объясняя композицию государыне Александре Федоровне, Ф.М. Толстой дал произведению неожиданную для Глинки программную трактовку. По его мнению, в последней части, где держится валторновая педаль, в комнату, где веселье, стучит пьяница и просит, чтобы ему открыли дверь. Михаил Иванович был в негодовании от такой интерпретации, его обидели подобные ассоциации.
  • Первое название, которое дал произведению Глинка, звучало, как «Свадебная и Плясовая» для оркестра.
  • Наиболее популярная редакция создана М. Балакириевым и С. Ляпуновым.
  • Сблизить два напева помогло наличие нисходящего поступенного движения на кварту.
  • Существует не очень распространенная версия о том, что сочинение отражает историю «Смутного» времени.
  • В 1980 году на знаменитую музыку был выпущен мультипликационный фильм «Камаринская». Мультфильм принадлежит серии экранизации фольклорных песен и шедевров отечественной классики, реализованные режиссером Инессой Ковалевской.

Содержание «Камаринской»

Симфонические произведения композитора можно выделить по особенной разнообразности богатой образами и содержанием. При этом музыка доступна для понимания каждому вне зависимости от образованности. Его творчество обращено именно к истокам отечественной культуры, важнейшее место, в которой играют песни и танцы. Не исключением стала и Камаринская, в которой были введены подлинные напевы.


Камаринская является красочной картинкой быта народа. В данной композиции были применены абсолютно новые для отечественной музыки приемы:

  • Интонация развивается непрерывно, что создает новые мелодические контрасты.
  • Оркестровка имеет огромное количество подголосков, основанных на интонациях двух тем.
  • Использование песни для создания симфонической фантазии.
  • Вариации являются выражением общей идеи: показать, единство русского духа в разных жанрах. Это придает цельность сочинению.
  • Отказ от привычных европейских приемов развития музыки: секвенция, дробление и т.д.

Форма произведения: двойные вариации.

Первая тема – свадебная песня «Из-за гор, гор, высоких».Тональность – F-dur. Характер лиричный, задумчивый. Мелодия напевна и рельефна. Она экспонируется сразу после короткого медленного вступления, и играет роль сольного запева в унисон струнных инструментов. 2 вариации имеют собственную солирующую группу:

  1. Деревянно-духовые инструменты (подголоски в других голосах)
  2. Виолончели

Третья вариация – это хоровое звучание, которое создается приемом тутти (то есть играет весь оркестр).

Подобное соотношение тем во многом характерно для характера народной музыки, полной контрастов. Несмотря на это, темы имеют общее строение, а именно нисходящее квартовое движение. Именно по этой причине он смог объединить их в следующем построении. Тогда первая тема стала развиваться по образцу второй, что еще больше уменьшило их внутренний контраст. В данном случае вариации носят куплетный характер.

Вторая тема – плясовая «Камаринская». Тональность – D-dur. По характеру она быстрая, стремительная, веселая. Развитие проводится полифоническими приемами, то есть вариации затрагивают не тему, а именно подголоски. Подобный прием помогает создать более затейливую и разнообразную музыку. Таким образом, можно заметить следующее развитие партии:

  • Первые шесть вариаций: неизменность темы, вариации на сопровождение.
  • Обогащение темы фигурациями, свойственным преимущественно для народных инструментов, таких как балалайка.
  • Создание новых мелодий, родственных по интонационному строению плясовой.

Примечательно, что изменения в последних вариациях второй темы близки именно к первой теме. Таким образом, темп становится близок к свадебному мотиву, что позволяет добиться тематического единства всей фантазии. Стоит отметить, что мастерство композиции заключается также в оркестровке. Пиццикато струнных во второй теме помогает достичь максимально правдивого звучания народных инструментов. В дальнейшем оркестровка постоянно меняется, что делает сочинение искусным во всех отношениях.

Сыграл огромную роль для развития отечественной симфонической музыки. Его приемы использования народно-песенных тем помогли другим известным композиторам освоить технику сочинения на фольклорные русские мотивы. Он открыл для нового поколения неисчерпаемый источник вдохновения – народную культуру.

Михаил Иванович Глинка «Камаринская»

Фантазия на темы песен свадебной и плясовой (1848)

Состав оркестра: 2 флейты, 2 гобоя, 2 кларнета, 2 фагота, 2 валторны, 2 трубы, тромбон, литавры, струнные.

История создания

Замысел «Камаринской» относится к 1848 году. Глинка, уже прославленный композитор, автор двух великолепных опер, жил тогда в Варшаве. Вспоминались родные края, народные песни, столь отличные от недавно слышанных испанских напевов. «В то время случайно я нашел сближение между свадебною песнею "Из-за гор, гор, высоких, гор", которую я слышал в деревне, и плясовую Камаринскою, всем известною.

И вдруг фантазия разыгралась, и я вместо фортепиано написал пьесу на оркестр под именем "Свадебная и плясовая". Могу уверить, что я руководствовался при сочинении этой пьесы единственно внутренним музыкальным чувством, не думая ни о том, что происходит на свадьбах, как гуляет наш православный народ и как может запоздалый пьяный стучать в дверь, чтобы ему отворили. Несмотря на это, Ф.М. Толстой (Ростислав) на репетиции Камаринской (как я впоследствии по совету князя Одоевского назвал эту пьесу) сам говорил мне, что он, объясняя государыне императрице (ныне вдовствующей) Александре Федоровне мою Камаринскую, в последней части этой пьесы, а именно, где сперва валторны держат педаль на Fis, а затем трубы на С, сказал ее величеству, что это место изображает, как пьяный стучится в дверь избы. Это соображение кажется мне приятельским угощением, которым не раз потчуют в жизни». Возмущение композитора понятно, но надо отдать справедливость: музыка действительно так ярка, что дает повод фантазии рисовать самые различные картины народной жизни.

«Камаринская» была написана очень быстро. В начале партитуры значится дата 6 августа, в конце - «19 сентября / 10 октября 1848. Варшава». Впервые исполнена она была в концерте 15 марта 1850 года вместе с двумя .

Музыка

Начало фантазии - мощные унисоны всего оркестра, подготавливаемые нисходящими ходами струнных и фаготов. Они завершаются аккордом tutti на форте-фортиссимо. И после генеральной паузы струнные в унисон, без аккомпанемента запевают старинную народную свадебную песню. Она переходит к деревянным духовым, оплетается подголосками, обогащается, расцвечивается разными оркестровыми красками. Но вновь звучат начальные унисоны, после которых исподволь, словно раздумывая, разворачивается задорная, озорная камаринская. Мелодия звучит поначалу одиноко у скрипок, затем противосложение к ней запевают альты. Далее тема проходит в двойном контрапункте: мелодию ведут вторые скрипки, противосложение переходит к первым. Нарастает звучность, вступают все новые инструменты оркестра. Две основные мелодии фантазии то чередуются, то звучат одновременно, в них подчеркиваются сходные элементы. Звучность то усиливается, то спадает и, наконец, вырастает до гигантских размеров. Внезапно умолкает все, кроме одиноких первых скрипок, интонирующих начало мелодии камаринской. Им отвечает пустая квинта валторн. Еще раз, замедляясь, слышится тот же начальный мотив, и снова в ответ еле слышный отзвук валторн. И вдруг, словно собравшись с последними силами, тема камаринской звучит громко и утверждающе, завершаясь финальным аккордом tutti.

Уже около трех столетий звучит на Ру­си разудалая плясовая «Камаринская». Она принадлежит к числу наиболее ярких, характерных и известнейших русских народных плясовых песен - наряду с «Барыней», «Семеновной», «Калинкой», «Подгорной». Эта песня, как и сопутствующая ей пляска, задор­ная, с юмором, грубовато-сатирическая, была порождена непростыми обстоя­тельствами жизни мужиков-севрюков в XVII-XVIII веках. В ней певец/плясун сам над собой и над своими господами посмеивается:

Ах ты, сукин сын,

камаринский мужик,

(Или: Ах, рассукин сын, вор...)

Не хотел ты своему барину

служить! (Или: своей барыне)

Сняв штаны, штаны

по улице бежит, (Или: портки)

Он бежит, бежит, он спотыкается,

Сам над барином своим

потешается... (Или: барыней)

Острой социальной направленно­стью, мужицким грубоватым юмором, динамичностью и красочностью мело­дии «Камаринская» напоминает сатиру скоморохов. По своему характеру - это типичная частица той бесшабашно-уда­лой русской народной поэзии, передаю­щей образ неукротимого вольника, врага приличий, озорника.

Название плясовой произошло от названия волости, в которой она заро­дилась, - Комарицкая. Образована во второй половине XVI в., вероятно, как одна из мер по укреплению юго-запад­ных границ. Административный центр волости - первоначально Брянск, с 1627 года - Севск. Поставляла хлеб для государевых служилых людей. В случае военной опасности среди кре­стьян волости набирались даточные люди. В XVII в. жители волости несли драгунскую службу. В XVIII в. в связи с крупными раздачами земель помещи­кам волость распалась. Эти пригранич­ные земли длительное время находились в центре борьбы Московии, Литвы, Речи Посполитой, да и крымские татары про­тягивали к ней руки. Коренное населе­ние Комарицкой волости - вольнолю­бивое и предприимчивое, привыкшее к необходимости постоянно отражать какие-либо нашествия, пополнялось «гулящими» людьми, бежавшими от закабаления из центральных районов. В январе-марте 1605 года волость была подвергнута разорению царскими во­йсками из-за поддержки ее населением Лжедмитрия I.

Вот в какой бунтарской среде, при таких обстоятельствах зародилась эта задиристая «Камаринская».

Красочная и жизнеутверждающая мелодия «Камаринской» была широко известна. Она была включена в первый сборник русских народных песен, из­данный в 1790 году. М.И. Глинка обесс­мертил народную жемчужину, создав на её основе симфоническую фантазию «Камаринская» (1848 г.), П.И. Чайков­ский написал фортепианную пьесу «Камаринская» для своего «Детского альбома» (1876 г.).

Танец возник в глубокой древности и, как правило, имеет определённую национальную основу. У каждого народа свои танцы, отличающиеся национальным своеобразием. Музыка танцев может дать представление о жизни и обычаях разных народов, их культуре как в далёком прошлом, так и в настоящем.

Лебедев К. Пляска


Танцы лишь позже вошли в творчество композиторов. Музыку старинных танцев, созданных композиторами, в наше время исполняют и слушают, но уже не танцуют.

Танцы каждого народа обладают своеобразной и неповторимой красотой и имеют музыкальные отличия: свой темп, размер, ритмический рисунок. Но есть и некоторые общие черты. Так, для русской камаринской, кавказской лезгинки, итальянской тарантеллы типично быстрое, стремительное движение.

Тарантелла


А для французского менуэта - спокойное, сдержанное. Вальс и мазурка обязательно имеют трёхдольный размер, а кадриль и полька - двухдольный.

Есть танцевальные произведения, предназначенные для концертного или камерного исполнения. Танцевальные пьесы есть в сюитах И.С. Баха, среди фортепианных произведений Шуберта, Шопена, Грига, Чайковского, Скрябина... Концертные пьесы танцевального характера для симфонического оркестра создали Глинка, Глазунов, Равель, Сибелиус. Но начало всему положили народные танцы, народные пляски.

Из русских народных плясок широкое распространение получила камаринская . Ей присущ весёлый, задорный характер. Тонко сумел претворить особенности народного танца в своей фантазии для оркестра "Камаринская" М.И. Глинка. В произведении используются две темы: первая — «Из-за гор, гор высоких». (Фа мажор). Это протяжная русская песня, которая использовалась в свадебных обрядах. Вторая — «Камаринская». (Ре мажор). Бойкая плясовая.

М.И. Глинка. "Камаринская"


Мелодия камаринской привлекала и других композиторов. Чайковский включил в свой "Детский альбом" небольшую пьесу под названием "Камаринская" .

П.И. Чайковский. "Детский альбом". КАМАРИНСКАЯ.

Камерный оркестр "Гнесинские виртуозы"
Художественный руководитель и дирижер Михаил Хохлов

Трепак - ещё один русский народный танец. Как и камаринская. он имеет жизнерадостный характер, быстрый темп, двухдольный размер. Но в трепаке преобладают широкий размах, удаль, лихой задор. К ритму этой пляски обратился Чайковский в своём балете "Щелкунчик" .

Трепак (Русский танец) из балета "Щелкунчик"

Среди украинских народных плясок всеобщей любовью пользуется гопак . Это удалой, жизнерадостный танец в подвижном темпе. Гопак неоднократно встречается в русской классической музыке.

Его можно услышать в опере "Мазепа" Чайковского (по поэме Пушкина "Полтава")

В опере "Сорочинская ярмарка" Мусоргского (по одноимённой повести Гоголя)

К числу широкоизвестных украинских танцев принадлежит казачок - живая и весёлая пляска. В симфонической фантазии "Малороссийский казачок" Даргомыжский , используя известную народную мелодию, рисует сцену весёлой украинской пляски.

Все названные танцы принадлежат славянским народам и имеют немало общих черт. Значительно отличаются от них танцы народов Кавказа. И самый распространённый их них - лезгинка . Танец этот очень живописен: огненная стремительность чередуется в нём с мягкой грациозностью.

Лезгинка из оперы А.Рубинштейна "Демон" по одноимённой поэме Лермонтова

Богаты и разнообразны танцы народов Европы, многие из которых послужили основой для произведений великих композиторов, особенно богаты яркими и разнообразными темами "Норвежские танцы" Грига, "Венгерские танцы" Брамса, "Славянские танцы" Дворжака, "Испанские танцы" Гранадоса, но это уже тема другого поста...

Симфоническое творчество Глинки составляет важнейший этап на пути рождения русской симфонической школы, которая в первой половине XIX века находилась в процессе становления. В это время инструментальное творчество русских композиторов было связано преимущественно с домашним музицированием. Отдельные образцы крупной симфонической формы (вроде одночастной симфонии Алябьева) были явлениями эпизодическими. Развитие получил лишь жанр увертюры как вступления к опере или драме.

В западноевропейской музыке 1830-40-х годов основные достижения в симфонической области связаны с жанром большой симфонии (симфонии современников Глинки - Берлиоза, Мендельсона, Шумана). Глинка же не написал циклической симфонии (замыслы 1824 и 1834 года остались не законченными). Ему оказался ближе жанровый программный симфонизм , основанный на разработке народных песенных и танцевальных тем.

В своих симфонических произведениях композитор не стремился к музыкальному изложению конкретных сюжетных подробностей (в отличие, например, от Берлиоза). Программность использовалась им в обобщенном виде. Картинность и художественное обобщение народной жизни - вот что составило реальную программу его симфонических увертюр - «Камаринской» (1848), «Арагонской хоты» (1845), «Ночи в Мадриде» (1851, первая редакция 1848). В этих сочинениях, а также в «Вальсе-фантазии (1856), были заложены основы русского классического симфонизма. Все они были созданы в последние годы жизни Глинки .

Разрабатывая план симфонической увертюры, Глинка экспериментировал с формой сочинения и никогда не повторялся. В каждом сочинении найден свой способ оформления музыкального материала. В «Камаринской» композитор обратился к форме двойных вариаций, в «Арагонской хоте» предпочел сонатную структуру, в «Воспоминаниях о летней ночи в Мадриде» - концентрическую композицию. Самое же главное, композитору удалось найти новаторские принципы симфонического развития, получившие дальнейшее претворение в творчестве русских композиторов.

«Камаринская»

Фантазия для оркестра на темы двух русских песен (1848)

Замысел этого гениального «русского скерцо» (так называл «Камаринскую» сам композитор) прост. Глинка уловил нечто родственное в двух, казалось бы, несхожих русских народных песнях. Одна - протяжная свадебная «Из-за гор, гор высоких», другая - плясовая «Камаринская». Обе песни имеют общую плавно нисходящую попевку, которая становится базой для их постепенного сближения в процессе развития. Изначальный контраст протяжной и плясовой, коренной, типичный для русского фольклора, можно рассматривать как художественное обобщение двух сторон русского характера (говоря словами Пушкина - «то разгулье удалое, то сердечная тоска»).

«Камаринская» написана в форме двойных вариаций. Вариации располагаются группами на каждую тему, образуя несколько разделов:

вступление;

I раздел - вариации на тему протяжной песни;

II раздел - вариации на плясовую;

III раздел - возвращение протяжной, ее дальнейшее варьирование;

IV - новые вариации плясовой песни;

В крупном плане видна оригинальная обращенность тем по их значению. Ведущая тема - «Камаринская», давшая название всему сочинению - идет второй (в главной тональности D -dur ), а подчиненная, протяжная - первой. Тональный план незамкнут (F-D) , основан на красочных терцовых сопоставлениях, получивших распространение в эпоху романтизма.

Преобладают строгие вариации на выдержанную мелодию: в протяжной - всюду, в плясовой - по бóльшей части.

Схема:

I раздел

II раздел

III раздел

IV раздел

Вст.

Протяжная

Плясовая

Протяжная

Плясовая

кода

Тема и три вариации на выдержанную мелодию

Тема и 13 вариаций

1-6 - на выдержанную мелодию,

7-13 - фигурационные вариации,

тематическая модуляция

Вариации на выдержанную мелодию.

3 неполных проведения

6 + 11 вариаций на выдержанную мелодию

d-moll

F-dur

D-dur d-moll

F-dur

B-dur D-dur

D-dur

Композиционный метод, применяемый в «Камаринской», выведен из типичной для русского песенного фольклора вариантности распева. Глинка подчеркивает два основных принципа тематического развития русской народной музыки: ее подголосочность (в свадебной песне) и ее вариационную орнаментику (в плясовом наигрыше).

В небольшом энергичном вступлении (струнные и фаготы, затем tutti ff ) обрисовывается основная тональность произведения - Ре. При этом первая тема вариаций, появляющаяся после генеральной паузы, излагается в побочной тональности F -dur . Это старинная свадебная мелодия, которую запевают струнные инструменты в унисон, без аккомпанемента. Интонационно она связана со вступлением, но звучит мягче. В трех последующих вариациях к сольному запеву присоединяются всё новые голоса - основная мелодия обрастает певучими подголосками по принципу глинкинских вариаций (мелодия остается неизменной, меняются регистр, тембр, динамика, фактура, инструментовка). В целом весь раздел построен по образцу хоровой куплетной песни, развитие которой устремлено от сольного запева к величавому звучанию хора. 1 вариация - пасторальная, у деревянных духовых, 2-я - в более низком регистре, обрастает подголосками, 3-я кульминационная, в оркестровом tutti .

Второй раздел фантазии образуют полифонические вариации на бойкую плясовую камаринскую. Ее задорная мелодия в четком ритме звучит сначала у скрипок в унисон, затем в сопровождении альтового подголоска. Этот раздел из темы и 13 вариаций расчленяется на две группы строгих (глинкинских) и более свободных вариаций. Музыка вызывает представление о веселой русской пляске, слышатся то задорные и свирельные переливы духовых, то «балалаечные» наигрыши струнных (pizzicato ) , то затейливые орнаментальные узоры кларнета. Постепенное накопление голосов в первых пяти проведениях приводит к tutti в 6-й вариации.

Сходство двух народных мелодий имеет ту же природу, что и производный контраст, характерный для классической сонатной формы (в частности, для сонат Бетховена). На этой основе Глинка выстраивает «тематическую модуляцию» от плясовой темы к песенной. Во второй группе вариаций (с 7 по 13) принцип удержанной мелодии сменяется новым, свободным варьированием. Тема постепенно меняет свой мелодический облик, обогащается узорчатым «балалаечным» орнаментом. Возникает ощущение, что она «изобилует превращениями без конца и без края» (Асафьев). В процессе вариантных преобразований из темы камаринской вырастает новая мелодия (субтема), близко родственная свадебной песне, которая также подвергается варьированию . Такое переосмысление вносит в фантазию черты симфонизма.

Третий раздел можно назвать репризным: возвращается песня «Из-за гор» в F-dur. Она звучит 3 раза, подвергаясь подголосочному варьированию и переинструментовке.

В четвертом разделе , возникает своеобразная «субдоминантовая реприза» камаринской - плясовая тема переходит в B-dur (6 вариаций). Тональную новизну усиливает и тембровое обновление. В роли главного солиста выступает первый кларнет, к которому в дальнейшем присоединяется солист-дублер - фагот.

Далее происходит крутой поворот к главной тональности D -dur . Тональная реприза является и тембровой репризой, поскольку мелодия камаринской возвращается к скрипкам. Следуют 11 мелодически неизменных проведений, на одной и той же высоте, у одних и тех же инструментов. Главным же средством варьирования становится гармония, роль которой до сих пор была сравнительно скромной .

Кода основана на вариационном развитии плясовой темы в главной тональности. К мелодической остинатности теперь присоединяется «basso ostinato ». Начинаясь в большой октаве, оно стремительно устремляется вверх, завоевывая всё новые вершины. Ритмика этого ostinato является последним напоминанием о свадебной песне .

Глинка насыщает коду яркими динамическими и тембровыми контрастами, юмористическими эффектами (знаменитые педали валторн, затем труб, диссонирующие с основной темой, неожиданные паузы, прерывающие тему). Остроумно задумана концовка, где реплике одинокого голоса скрипки отвечает пустая «вопрошающая» квинта валторн.

Созданием «Камаринской» Глинка доказал возможность построения развернутой музыкальной формы на чисто народном принципе многократной варьированной повторности.

Историческую роль «Камаринской» подчеркнул П.И Чайковский, который писал о русской симфонической школе, что «вся она в Камаринской , подобно тому, как весь дуб - в желуде» . В сущности, этими же словами можно охарактеризовать значение симфонического творчества Глинки в целом.

Музыкальная картина из русской народной жизни приобрела значимость символа национального музыкального мышления. От этого сочинения протягиваются многочисленные нити к дальнейшим этапам в развитии русской музыки.

«Вальс-фантазия»

Кроме народно-жанрового симфонизма, Глинка заложил основу для развития лирико-психологического направления в русской инструментальной музыке. Создание «Вальса-фантазии» связано с глубокими личными переживаниями композитора. Это сочинение посвящено Екатерине Ермолаевне Керн, дочери воспетой Пушкиным Анны Петровны Керн. Круг образов роднит его с элегическими романсами и фортепианными пьесами (в частности, ноктюрном «Разлука»).

Ко времени Глинки вальс был общеевропейской бальной принад-лежностью. Он означал не только определенный стандарт светскости, но еще и сферу личного общения, лирических настроений. Ведь недаром именно вальс, а не мазурка или менуэт, стал всеобщим демократическим танцем,самым популярным во всех слоях европейского общества.

У Глинки бытовой танецпоэтизируется. Его «Вальс-фантазия» - это и блестящая картина бала, и лирико-психологическая зарисовка. Воплощая лирический замысел, композитор ограничивается малым составом оркестра, с его прозрачным, камерно-интимным звучанием, соответствующим характеру мечтательной грусти.

Элегический тон задает тема-рефрен вальса, интонационно родственная каватине Гориславы из оперы «Руслан и Людмила» («Ужели мне во цвете лет…»). Двукрат-ному проведению романсовой лирической интонации (c повышенной IV ступенью, тритоновым ходом, романсовыми вздохами, слабым окончанием) отвечает интенсивное развитие танцевального пунктира.Естественная неквадратность строения (трехтактовые фразы), идущая от народных корней, придает музыке «полетную» устремленность.