Макияж. Уход за волосами. Уход за кожей

Макияж. Уход за волосами. Уход за кожей

» » Билибин иван яковлевич. Работа в Париже

Билибин иван яковлевич. Работа в Париже

о (монголо-татарское, татаро-монгольское, ордынское) - традиционное название системы эксплуатации русских земель пришедшими с Востока завоевателями кочевниками с 1237 по 1480 годы.

Эта система имела целью осуществление массового террора и ограбления русского народа путем взимания жестоких поборов. Она действовала в первую очередь в интересах монгольской кочевой военно-феодальной знати (нойонов), в пользу которой поступала львиная доля собиравшейся дани .

Монголо-татарское иго было установлено в результате нашествия хана Батыя в XIII веке. До начала 1260-х годов Русь находилась под властью великих монгольских ханов, а затем - ханов Золотой Орды.

Русские княжества не входили непосредственно в состав Монгольской державы и сохранили местную княжескую администрацию, деятельность которой контролировалась баскаками - представителями хана на завоеванных землях. Русские князья были данниками монгольских ханов и получали от них ярлыки на владение своими княжествами. Формально монголо-татарское иго было установлено в 1243 году, когда князь Ярослав Всеволодович получил от монголов ярлык на владимирское великое княжество. Русь, согласно ярлыку, теряла право воевать и должна была регулярно ежегодно дважды (весной и осенью) уплачивать ханам дань.

На территории Руси не было постоянного монголо-татарского войска. Иго поддерживалось карательными походами и репрессиями против непокорных князей. Регулярное поступление дани с русских земель началась после переписи 1257-1259 годов, проведенной монгольскими «численниками». Единицами обложения были: в городах - двор, в сельских местностях - «деревня», «соха», «плуг». От дани освобождалось только духовенство. Главными «ордынскими тягостями» были: «выход», или «царева дань» - налог непосредственно для монгольского хана; торговые сборы («мыт», «тамка»); извозные повинности («ям», «подводы»); содержание ханских послов («корм»); различные «дары» и «почестья» хану, его родственникам и приближенным. Ежегодно из русских земель уходило в виде дани огромное количество серебра. Периодически собирались большие «запросы» на военные и другие нужды. Кроме того, русские князья были обязаны по приказу хана присылать воинов для участия в походах и в облавных охотах («ловитвах»). В конце 1250 - начале 1260 х годов дань с русских княжеств собирали мусульманские купцы («бесермены»), откупавшие это право у великого монгольского хана. Большая часть дани шла великому хану в Монголию. В ходе восстаний 1262 года «бесермены» из русских городов были изгнаны, а обязанность сбора дани перешла к местным князьям.

Борьба Руси против ига приобретала все большую широту. В 1285 году великий князь Дмитрий Александрович (сын Александра Невского) разгромил и изгнал войско «ордынского царевича». В конце XIII - первой четверти XIV века выступления в русских городах привели к ликвидации баскачества. С усилением Московского княжества татарское иго постепенно ослабевает. Московский князь Иван Калита (княжил в 1325-1340) добился права собирать «выход» со всех русских княжеств. С середины XIV века повеления ханов Золотой Орды, не подкрепленные реальной военной угрозой, русскими князьями уже не выполнялись. Дмитрий Донской (1359 1389) не признавал ханские ярлыки, выданные его соперникам, и силой захватил владимирское великое княжество. В 1378 году он разгромил татарское войско на реке Воже в Рязанской земле, а в 1380 году одержал победу над золотоордынским правителем Мамаем в Куликовской битве.

Однако после похода Тохтамыша и взятия Москвы в 1382 году, Русь была вынуждена снова признать власть Золотой Орды и выплачивать дань, но уже Василий I Дмитриевич (1389-1425) получил владимирское великое княжение без ханского ярлыка, как «свою вотчину». При нем иго носило номинальный характер. Дань выплачивалась нерегулярно, русские князья проводили самостоятельную политику. Попытка золотоордынского правителя Едигея (1408) восстановить полноту власти над Русью окончилась неудачей: взять Москву ему не удалось. Начавшиеся в Золотой Орде усобицы открыли перед Русью возможность свержения татарского ига.

Однако в середине XV века сама Московская Русь пережила период междоусобной войны, что ослабило ее военный потенциал. В эти годы татарские правители организовали ряд опустошительных вторжений, но привести русских к полной покорности уже не смогли. Объединение русских земель вокруг Москвы обусловило сосредоточение в руках московских князей такой политической мощи, с которой не могли совладать слабевшие татарские ханы. Великий московский князь Иван III Васильевич (1462-1505) в 1476 году отказался от уплаты дани. В 1480 году после неудачного похода хана Большой Орды Ахмата и «стояния на Угре» иго было окончательно свергнуто.

Монголо-татарское иго имело отрицательные, регрессивные последствия для экономического, политического и культурного развития русских земель, явилось тормозом для роста производительных сил Руси, находившихся на более высоком социально экономическом уровне по сравнению с производительными силами Монгольской державы. Оно искусственно законсервировало на длительное время чисто феодальный натуральный характер хозяйства. В политическом отношении последствия ига проявились в нарушении естественного процесса государственного развития Руси, в искусственном поддержании ее раздробленности. Монголо-татарское иго, продолжавшееся два с половиной века, явилось одной из причин экономического, политического и культурного отставания Руси от западноевропейских стран .

Материал подготовлен на основе информации открытых источников.

Иван Билибин (1876-1942)

Иван Билибин родился 4 (16) августа 1876 в селе Тарховка (близ Петербурга), в семье военно-морского врача Якова Ивановича Билибина. В 1888 г. поступил в 1-ю Санкт-Петербургскую классическую гимназию, которую окончил с серебряной медалью в 1896 г. В 1900 г. окончил юридический факультет Петербургского университета.

В 1895-1898 г занимался в рисовальной школе Общества поощрения художеств. В 1898 два месяца учился в мастерской художника А. Ашбе в Мюнхене. Несколько лет (1898-1900) занимался под руководством Ильи Репина в школе-мастерской княгини Марии Тенишевой, затем (1900-1904) под руководством Репина в Высшем художественном училище Академии художеств.

Жил преимущественно в Санкт-Петербурге. После образования художественного объединения «Мир искусства» становится активным его членом.

В 1899 году Билибин случайно приезжает в деревню Егны Весьегонского уезда Тверской губернии. Здесь он впервые создает иллюстрации в ставшем впоследствии «билибинским» стиле к своей первой книге «Сказка о Иван-царевиче, Жар-птице и о Сером волке».

В 1902, 1903 и 1904 Билибин посещает Вологодскую, Олонецкую и Архангельскую губернии, куда его командирует этнографический отдел Музея Александра III деревянной архитектуры.

Художественный талант Билибина ярко проявился в его иллюстрациях к русским сказкам и былинам, а также в работах над театральными постановками. С 1899 по 1902 он создаёт серию из шести «Сказок», изданных Экспедицией заготовления государственных бумаг, затем то же издательство выпускает сказки Пушкина с иллюстрациями Билибина. В частности, появились «Сказка о царе Салтане» (1905) и «Сказка о золотом петушке» (1910). В 1905 издана иллюстрированная Билибиным былина «Вольга», а в 1911 - сказки Рославлева в издательстве «Общественная Польза». К тому же «сказочному» стилю с древнерусскими орнаментальными мотивами относится постановка оформленной Билибиным оперы «Золотой Петушок» в 1909 в театре Зимина в Москве.

В духе французской мистерии представлено им «Чудо св. Теофила» (1907), воссоздающее средневековую религиозную драму; Испанией XVII века вдохновлены эскизы костюмов к драме Лопе де Вега «Овечий источник», к драме Кальдерона «Чистилище св. Патрика» - театральная постановка «Старинного Театра» в 1911 г. Шутливой карикатурой на ту же Испанию веет от водевиля Ф. Сологуба «Честь и Месть», поставленного Билибиным в 1909 г.

Заставки, концовки, обложки и другие работы Билибина встречаются в таких журналах начала XX века, как «Мир Искусства», «Золотое Руно», в изданиях «Шиповника» и «Московского Книгоиздательства».

Во время революции 1905 года художник создаёт революционные карикатуры. С 1907 года Билибин преподает класс графического искусства в школе Общества поощрения художеств, продолжая преподавание до 1917 г. Среди его учеников в школе были Г.И. Нарбут, К.С. Елисеев, Л.Я. Хортик, А. Розилехт (August Roosileht), Н.В. Кузьмин, Рене О"Коннель, К.Д. Воронец-Попова.

В 1912 г. женится вторым браком на Р.Р. О"Коннель. В 1912 группа московских и петербургских интеллигентов покупает земельный участок на Южном берегу Крыма в Батилимане для постойки дач. Билибин был одним из компаньонов, другими пайщиками стали писатели В.Г. Короленко, А.И. Куприн, С.Я. Елпатьевский, Е.Н. Чириков, художник В.Д. Дервиз., профессора А.Ф. Иоффе, В.И. Вернадский, М.И. Ростовцев. По жребию Билибину достался отрезок земли у самого моря, на котором уже стоял рыбачий домик. К домику была пристроена мастерская. После этого ежегодно по окончании занятий в школе ОПХ Билибин отправлялся в Батилиман и возвращался в Петербург осенью к началу занятий.

В 1915 году он участвует в учреждении Общества возрождения художественной Руси, наряду со многими другими художниками своего времени. После Февральской революции Билибин нарисовал рисунок двуглавого орла, который использовался в качестве герба Временного правительства, а с 1992 года этот орёл располагается на монетах Банка России.

В 1917 Билибин расстается со своей второй женой Рене О"Коннель. После Октябрьской революции Билибин уезжает в Крым в Батилиман, где живет до сентября 1919 года. До декабря 1919 он находился в Ростове-на-Дону, затем с отступлением белой армии попадает в Новороссийск.

21 февраля 1920 г. на пароходе «Саратов» Билибин отплывает из Новороссийска. Из-за наличия больных на борту пароход не высаживал людей в Константинополе или на Кипре, а прибыл в Египет, где русские беженцы были помещены английскими властями в лагерь в Тель-эль-Кебире. С 1920 он живёт в Каире. В Египте Билибин работает над эскизами панно и фресок в Византийском стиле для особняков богатых греческих купцов. Изучает египетское искусство, сначала мусульманское и коптское, потом искусство древнего Египта.

В феврале 1923 Билибин женится на художнице А.В. Щекатихиной-Потоцкой, приехавшей к нему в Каир вместе с сыном Мстиславом. Летом 1924 путешествует с семьёй по Сирии и Палестине. В октябре 1924 поселяется вАлександрии. В августе 1925 Билибин переезжает в Париж. В это время он готовит блистательные декорации к постановкам русских опер, художника приглашают оформить балет Стравинского «Жар-птица» в Буэнос-Айресе и ряд опер в Брно и Праге.

Выполняет иллюстрации к русским сказкам, сказкам братьев Гримм, сказкам Тысячи и одной ночи.

Любите ли Вы сказки, так как люблю их я?
Сказки я любила детстве, сказки я люблю и сейчас. В детстве я любила слушать, а затем и сама их читать. А так же, я очень любила рассматривать иллюстации к сказкам. Одним из моих любимых художников является Билибин Иван Яковлевич

Гораздо позже я узнала о его судьбе, а она итересна и достойна внимания, так же, как и его работы.

Иван Билибин родился 4 (16) августа 1876 в селе Тарховка (близ Петербурга), в семье военного врача. Окончил юридический факультет Петербургского университета. В 1898 учился в мастерской художника А. Ашбе в Мюнхене, затем несколько лет занимался под руководством Ильи Репина в школе-мастерской Марии Тенишевой. Жил преимущественно в Санкт-Петербурге. После образования художественного объединения «Мир искусства» стал активным его членом. В 1899 году Билибин случайно приезжает в деревню Егны Весьегонского уезда Тверской губернии. Здесь он впервые создает иллюстрации, в ставшем в последствии «билибинском» стиле, к своей первой книге «Сказка о Иван-царевиче, Жар-птице и о Сером волке».

В 1902, 1903 и 1904 Билибин посещает Вологодскую, Олонецкую и Архангельскую губернии, куда его командирует этнографический отдел Музея Александра III для собирания этнографических материалов и фотографирования памятников древнерусской деревянной архитектуры.
Баба-Яга. Иллюстрация к сказке "Василиса Прекрасная"

Белый всадник. Иллюстрация к сказке "Василиса Прекрасная"

Черный всадник. Иллюстрация к сказке "Василиса Прекрасная"

Красный всадник. Иллюстрация к сказке "Василиса Прекрасная"

Художественный талант Билибина ярко проявился в его иллюстрациях к русским сказкам и былинам, а также в работах над театральными постановками. С 1899 по 1902 он создаёт серию из шести «Сказок», изданных Экспедицией заготовления государственных бумаг, затем то же издательство выпускает сказки Пушкина с иллюстрациями Билибина. В частности, появились «Сказка о Царе Салтане» (1907)

и «Сказка о Золотом Петушке» (1910).

В 1905 издана иллюстрированная Билибиным былина «Вольга»

а в 1911 - сказки Рославлева в издательстве «Общественная Польза».
Заставка к сказке "Белая уточка"

Иллюстрация к сказке "Белая уточка"

Иллюстрация к сказке "Марья Моревна"

Иллюстрация к сказке "Перышко Финиста Ясного Сокола"

Иллюстрация к сказке "Поди туда, не знаю куда"

Иллюстрация к сказке "Царевна-Лягушка".

Иллюстрация к сказке "Сестрица Аленушка и братец Иванушка"

К тому же «сказочному» стилю с древнерусскими орнаментальными мотивами относится постановка оформленной Билибиным оперы «Золотой Петушок» в 1909 в театре Зимина в Москве.

В духе французской мистерии представлено им «Чудо св. Теофила» (1907), воссоздающее средневековую религиозную драму; Испанией XVII века вдохновлены эскизы костюмов к драме Лопе де Вега «Овечий источник», к драме Кальдерона «Чистилище св. Патрика» - театральная постановка«Старинного Театра» в 1911 г. Шутливой карикатурой на ту же Испанию веет от водевиля Г. Сологуба: «Честь и Месть», поставленного Билибиным в 1909 г.
Заставки, концовки, обложки и другие работы Билибина встречаются в таких журналах начала XX века, как «Мир Искусства», «Золотое Руно», в изданиях «Шиповника» и «Московского Книгоиздательства».
Царь Горох. Обложка журнала «Жупел»

Во время революции 1905 года художник создаёт революционные карикатуры. После Октябрьской революции 1917 Билибин уезжает из России. С 1920 он сперва живёт в Каире, затем в Александрии, а в 1925 обосновывается в Париже. В это время он готовит блистательные декорации к постановкам русских опер, художника приглашают оформить балет Стравинского «Жар-птица» в Буэнос-Айресе и ряд опер в Брно и Праге.
С годами он примиряется с советской властью. В 1935-1936 он участвует в оформлении советского посольства в Париже, создаёт монументальное панно «Микула Селянинович». После этого, в том же 1936 году, художник на теплоходе «Ладога» возвращается на родину и поселяется в Ленинграде. Билибин преподаёт во Всероссийской Академии художеств, продолжает работать как иллюстратор и художник театра.
Билибин умер в блокадном Ленинграде 7 февраля 1942 года в больнице при Всероссийской Академии художеств. Последней работой знаменитого художника стал подготовительная иллюстрация к былине «Дюк Степанович» в 1941 году. Похоронен в братской могиле профессоров Академии художеств возле Смоленского кладбища.

Билибин, Иван Яковлевич Фрагмент портрета Ивана Билибина работы Бориса Кустодиева, 1901 Дата рождения: 4 (16) августа 1876(18760816) Место рождения … Википедия

- (1876 1942), сов. художник, театр. декоратор, график. Входил в объединение «Мир искусства». Графич. стиль Б. сформировался под влиянием нар. иск ва (лубок, вышивка, резьба по дереву), а также иконописи и др. рус. книжной миниатюры. Известны илл.… … Лермонтовская энциклопедия

Билибин, Иван Яковлевич, живописец. Родился в Петербурге в 1876 г.; окончил курс в Петербургском университете по юридическому факультету. Художественное образование получил в школе общества поощрения художеств; в Мюнхене занимался в мастерской… … Биографический словарь

- (1876 1942), советский график иллюстратор и театральный художник. Учился в Мюнхене у А. Ажбе (1898), в Петербурге у И. Е. Репина в школе мастерской М. К. Тенишевой (1898 1900) и в АХ как вольнослушатель (1900 04). Преподавал в Рисовальной … Художественная энциклопедия

Билибин Иван Яковлевич - (1876—1942), график и театральный художник, доктор искусствоведения (1939). Учился в Рисовальной школе ОПХ (1895—98; в 1907—17 преподавал там же), в Мюнхене (1898), в Петербурге в школе мастерской М. К. Тенишевой (1898—1900) и … Энциклопедический справочник «Санкт-Петербург»

Русский график иллюстратор и театральный художник. Учился в Мюнхене у А. Ажбе (1898), в Петербурге у И. Е. Репина ‒ в школе мастерской М. К. Тенишевой (1898‒1900) и в АХ как… … Большая советская энциклопедия

- (1876 1942) российский график и театральный художник. Член Мира искусства. Иллюстрации к русским сказкам и былинам в декоративно графической орнаментальной манере, основанной на стилизации мотивов русского народного и средневекового искусстваБольшой Энциклопедический словарь

- (1876 1942), график и театральный художник, доктор искусствоведения (1939). Учился в Рисовальной школе ОПХ (1895 98; в 1907 17 преподавал там же), в Мюнхене (1898), в Петербурге в школе мастерской М. К. Тенишевой (1898 1900) и в АХ (1900… … Санкт-Петербург (энциклопедия)

- (1876 1942), российский график и театральный художник. Член «Мира искусства». Иллюстрации к русским сказкам и былинам, произведениям А. С. Пушкина («Сказка о золотом петушке», изд. 1910) и М. Ю. Лермонтова выполнены в декоративно графической… … Энциклопедический словарь

Билибин, Иван Яковлевич - И.Я. Билибин. Баба Яга. Иллюстрация к сказке Василиса Прекрасная. БИЛИБИН Иван Яковлевич (1876 1942), российский график и театральный художник. В 1920 36 жил в Египте, Палестине, Сирии и Франции. Член Мира искусства. Иллюстрации к русским… … Иллюстрированный энциклопедический словарь

Книги

  • Билибин Иван Яковлевич , Оксана Мельничук. Он умел слишком многое, чтобы войти в историю национальной культуры лишь как художник-иллюстратор, но каждый, кто держал книгу, заботливо украшенную его руками, не захочет отложить ее в…
  • Василиса Прекрасная , Билибин Иван Яковлевич. Сказки о Василисе Прекрасной и пёрышке Финиста Ясна Сокола объединяет общий мотив: скромность, доброта и смелость помогают преодолеть любые испытания и отыскать верную дорогу к счастью.…