Человек должен все время помнить о том, что постоянное обиталище его души — это вышний мир. Известно, что души были сотворены в начале творения мира (Раши говорит это в своем комментарии к трактату Йевамот, 53, на слова: «Тело…»; это записано в Мидраше) и жилище их — у Престола Б-жественной Славы. Там — место постоянного пребывания всех душ Израиля, сюда же они приходят лишь для того, чтобы чуть-чуть пожить в мире Действия, приобретя заслугу изучения Торы и совершения добрых дел, а затем вновь вознестись к Б-гу.
Представьте себе: некий человек отправился в далекую страну на громадную ярмарку, чтобы продать или купить дорогие товары, которых в его собственной стране не достать. И в ту самую минуту, когда сделка почти уже заключена, подходит к нему некто и говорит: «Посмотри, какие газеты у меня есть!
Почитай-ка их — такое удовольствие получишь!» Прогонит его этот человек от себя и закричит ему: «Поди прочь! Пока ты меня отвлекаешь, я каждую секунду теряю деньги! Разве ты не знаешь, что я проехал много сотен верст, добрался до чужой страны, и все лишь затем, чтобы оказаться на этой грандиозной ярмарке и заработать на ней денег на пропитание семье на весь год! А ты предлагаешь мне потратить время впустую на эти глупые газеты!»
О чем эта притча, ясно само собой. Постоянное место проживания души — в высшем мире, именно там ее вечный дом, согласно слову Писания: «Пришелец (…) временный житель, как все отцы мои». И только для того, чтобы не была душа вынуждена есть незаработанный «хлеб позора», низвергают ее сюда, на землю, на короткое время (так что в этом мире она на положении пришельца в чужой стране), для того чтобы она приобрела заслугу изучения Торы и совершения добрых дел. А когда она оказывается здесь, на земле, злое начало постоянно соблазняет ее потратить время на чтение всяческих газет и тому подобное времяпрепровождение. И нужно прогонять злое начало и говорить ему: «Разве ты не знаешь, что я спустилась сюда, преодолев многие сотни тысяч верст от места моего обитания, совсем на чуть-чуть и только затем, чтобы приобрести товар, который должен обеспечить мне вечное блаженство? А ты отвлекаешь меня всякими глупостями! Что я отвечу Пославшему меня, если вернусь домой с пустыми руками?»
Это поможет понять, что сказало Писание о Моше, учителе нашем, да пребудет он в мире: И назвал он имя одного (своего сына) Гершом, ибо сказал: «Пришельцем был я в стране чужой»; а имя другому дал Элиезер, ибо (сказал): «Б-г отца моего — в помощь мне». Ведь сам по себе стих непонятен: следовало Моше назвать первого сына Элиезером в память о чуде! И кроме того, для чего напоминать, что «пришельцем был я…»? А наши слова делают стих просто восхитительным: Моше, учитель наш, ведь пришел к Итро, а тот пока еще не принял иудаизма, и дела его не стали праведными (мы знаем это, поскольку в дальнейшем Писание приведет слова Итро: «Теперь узнал я, что более велик Б-г, чем все идолы», — значит, перед тем, как разъяснил ему это Моше, учитель наш, да пребудет мир на нем, он этого не знал!). Получается, Моше, учитель наш, боялся, что приучится поступать так же, как Итро, поэтому и назвал своего сына Гершом, сказав: «Ибо пришельцем был я…» Он хотел, чтобы у него перед глазами всегда было напоминание о том, что он в этом мире лишь на положении пришельца в чужой стране, которому придется затем возвратиться к своим корням, в обитель вечносущих: ведь именно там место «его постоянного жительства, как всех его отцов». (Писание так и говорит: «Пришелец я на земле, временный житель, как все мои отцы».) Моше, учитель наш, знал, что это напоминание поможет ему очень внимательно относиться ко всем своим делам.
Приложение 2
Приложение 1
Режим – основное условие эффективности
умственной деятельности студента
Учиться прилежно еще не значит учиться хорошо. Эффективность умственной деятельности студента определяется теми условиями, в которых она протекает.
Наличие режима – первое основное условие эффективности умственной деятельности.
Режим включения в себя:
Рациональное использование времени для своего развития,
Чередование труда и отдыха, учебной и внеучебной работы,
Соблюдение правил гигиены,
Заботу о здоровье.
Общие требования к режиму:
Режим дня должен отражать режим физиологических процессов, происходящих в организме, и характеризоваться прежде всего четкой ритмичностью, повторяемостью;
Режим должен касаться всего образа жизни студента, а не только регулировать его умственную деятельность;
Основная задача режима – поддерживание высокого уровня работоспособности студента, борьба с утомлением, недопущение перегрузок;
Режим должен видоизменяться в крайних случаях: болезнь, окончание учебы, экзаменационная сессия, но и в этих случаях нужен новый режим.
При составлении режима дня, при определении времени для самообразовательной и самостоятельной работы крайне важно учитывать период устойчивых колебаний работоспособности. В течение дня она меняется несколько раз:
Утренний пояс времени – наиболее плодотворный период (с 8 до 13 часов). Максимум работоспособности и высокой продуктивности коры больших полушарий падает на время с 8 до 11 часов 30 минут, затем показатели снижаются.
К 16 часам работоспособность вновь поднимается и держится 2-3 часа. Затем в вечерние часы опять падает.
Третий пик работоспособности (хотя и сравнительно низкий – 50-60 % от утренних часов) падает на период с 20 до 22 часов (данные М.В. Антроповой).
При составлении режима должны учитываться, безусловно, и индивидуальные способности организма. Соблюдение режима, выполнение плана обеспечат наиболее высокую производительность труда.
Деловой стиль нужен не только в работе, но и в учении. Деловитость включает в себя организованность и умение беречь время.
Народная мудрость издревле считает, что «время дороже золота», «час учение в юности стоит года сидения за книгами в зрелости».
«Студент цейтнот» испытывает каждый:
Учеба занимает 8-10 часов в сутки,
Нужно выкроить время для культурного отдыха, занятий спортом, чтение литературы, общения и т.д.
Как разумно использовать время?
Часть студентов все внимание уделяет учению, забывая обо всем. Но этот путь чреват потерей здоровья, падением работоспособности.
Некоторые студенты пытаются работать рывками, то расслабляясь, то напрягаясь до предела. В результате тоже происходит перенапряжение, возникают срывы и т.д.
Регулярные нагрузки – необходимое условие рационального использования времени. Для этого необходимо:
Научить планировать свой рабочий день, время, выделяя самое главное, необходимое, что надо сделать во что бы то ни стало;
Планировать учение и отдых в единстве и взаимосвязи, планировать учение не только ради получения знаний, а ради подготовки себя к профессиональной деятельности;
Постоянно выявлять резервы времени, находить потери его;
Принимать меры, чтобы эффективно использовать каждую минуту;
Научиться сосредотачивать свои силы в решающий момент для преодоления трудностей;
Искать причины своих неудач, не допуская их впредь;
Не браться за несколько дел одновременно, сначала сделать одно, потом приниматься за другое;
Выработать в себя привычку делать все качественно. Лучше вообще не делать, чем делать кое – как. Всякая «халтура» развивает недостатки.
Цель.
Задачи :
Оборудование:
Ход урока
Сейчас мы с вами проведем математический диктант. Презентация . Слайды 8 – 14
Проверим выполненное задание : 880. 804, 63, 147, 9, 782, 56. Презентация . Слайд 15.
Теперь расположите данные числа в порядке возрастания. Презентация . Слайд 16.
Проверим написанное: 9. 56, 63, 147, 782, 804, 880. Презентация . Слайд 17.
Работа по теме урока.
А теперь послушайте загадку:
Вернемся к пословицам. Назовите единицы измерения времени, которые в них упоминаются.
(Минута, час, век, сутки.)
Ребята, еще какие единицы измерения вы знаете? (Дети перечисляют знакомые единицы измерения).
Поднимите руку, кто сможет расположить их в порядке увеличения?
Тогда поработаем вместе.
(Приглашаю к доске 7 человек и раздаю карточки с названиями единиц измерения: минута, месяц, секунда, сутки, год, неделя, час).
Ваша задача: станьте так, чтобы единицы времени, записанные на ваших карточках, были расположены в порядке увеличения.
Ребята, вы согласны? Произнесите хором все единицы измерения.
Секунда, Минута, Час, Сутки, Неделя, Месяц, Год. Секунда. Презентация . Слайд 20.
Остановимся на единицах измерения времени – сутки. Презентация . Слайд 21.
Что вы запомнили об этой единице измерения? (Сутки это 24 часа.)
Многие дети, а иногда и взрослые допускают ошибки, когда слово сутки употребляют с каким – либо числом.
А вы знаете, как их правильно произносить? Тогда предлагаю работу в парах.
На партах у вас есть листочки с числами 1, 2, 5, 30. Рядом с числами напишите слово «сутки» так, как вы считаете, его нужно произносить.
Проверим (презентация . Слайд 22):
Игра.
- А теперь проверим, как вы усвоили таблицу умножения. Перед вами листы и таблица Пифагора. В примерах в виде рисунка зашифрован ключ к разгадке тайны. Вы должны найти в таблице множители, вычислить произведение, вписать его в клетку и закрасить ее. В конце игры вы увидите тайное изображение. Будьте внимательны: 1-й множитель всегда находится в левом столбике, а второй – в верхней клетке. Слайд 23.
9 * 5 | 5 * 1 | 8 * 7 | 3 * 9 | |||||
7 * 9 | 2 * 7 | 8 * 3 | 5 * 5 | |||||
7 * 1 | 1 * 5 | 5 * 9 | 3 * 1 | 3 * 5 | ||||
2 * 5 | 2 * 3 | 5 * 4 | 4 * 5 | 5 * 3 |
Проверим, какой узор у вас получился: Презентация . Слайд 24.
Назовите пять дней подряд, не пользуясь названием чисел месяца и не называя дней недели. Презентация . Слайд 25.
Проверим: Позавчера, вчера, сегодня, завтра, послезавтра. Презентация . Слайд 26.
Физкультминутка. Презентация . Слайд 27.
Тик – так! Тик – так!
Ходят часики вот так!
Влево – шаг! Вправо – шаг!
Тик - так! Тик – так!
Задание 2. Слайд 28.
(16 часов)
Задание 3.
Поставь вместо звёздочек знаки сравнения так, чтобы получились верные равенства. Презентация . Слайд 29.
Решение задачи. Презентация . Слайд 30.
Ежедневно второклассник читал 8 страниц. Сколько страниц он прочитал за 5 дней?
Геометрический материал.
1) Какие фигуры вы видите на этом рисунке? Презентация . Слайд 31.
Сколько их?
2) Начертите квадрат со стороной 4 см. Проведите линию так, чтобы получить четырехугольник и треугольник. Презентация . Слайд 32.
Проверим: Презентация . Слайд 33.
Закрепление пройденного материала.
1. В какой строке только единицы измерения времени? Презентация . Слайд 34.
а) см, км, кг, м.
б) км, м, дм, мм.
в) час, сутки, мин, месяц
2. Закончите фразы: Слайд 35.
3. Рассказ о часах.
1) Отгадывание загадки: Слайд 36.
Нет ног, а хожу, рта нет, а скажу,
Когда спать, когда вставать,
Когда работу начинать. (Часы)
2) Задание: Слайд 37.
Сколько часов здесь нарисовано? (16 часов)
3) Ознакомление с видами часов: песочные, водяные, солнечные. Слайд 38.
4) Просмотр презентации « История часов», выполненной учеником Кругловым Егором.
5) Сведения о часах.
6) Просмотр презентации «Мой режим дня» , выполненной Ильиной Анжелой.
7) Беседа о бережном отношении ко времени.
Ребята, соблюдайте режим дня, научитесь жить по часам.
8) Раздача учащимся буклетов «Режим дня».
Итог урока.
1) Беседа.
Какое задание понравилось больше всего?
Что нового узнали на уроке? Чему новому научились?
2) Отгадайте загадки:
1. Что возвратить нельзя? (Время) Презентация . Слайд 45
Что может в одно и то же время:
стоять и ходить;
висеть и стоять,
ходить и лежать?
(Часы)
Две сестрицы друг за другом
Пробегают круг за кругом:
Коротышка – только раз,
Та, что выше – каждый час.
(Стрелки часов) Презентация . Слайд 46
Выходили двенадцать молодцев,
Выносили пятьдесят два сокола,
Выпускали 365 лебедей.
(Месяцы, недели, дни) Презентация . Слайд 47.
Цель: Расширение кругозора учащихся значимости времени в жизни;
Формирование оценки и самооценки времени,
Развитие чувства времени и бережного отношения ко времени.
Оформление доски:
Ход занятия
Загадки
Без ног и без крыльев оно,
Быстро летит, не догонишь его.
Ответ: Время
* * *
Что возвратить нельзя?
Ответ: Время
* * *
Вчера было, сегодня есть и завтра будет.
Ответ: Время
* * *
Не измерив - не узнаешь,
Но не зная - ощущаешь
А порою убиваешь.
Ответ: Время
Ведущий (учитель). Сегодня мы с вами поговорим о времени. Мы узнаем, что такое время, для чего оно нужно и как его правильно использовать, а также поговорим об истории создания часов, их видах и принципах работы.
Презентация
Ребята, а вы знаете, что такое минута?
Ученик: это 1\60 часа. А что можно сделать за одну минуту? На первый взгляд кажется ничего. А ведь из этих минут складывается время. Возьмем свой класс. В классе 12учеников. Если каждый своими шалостями отнимет по одной минуте, то останется 28 минут на получение знаний. Вот вам и одна минута.
Учитель: Чувство времени надо вырабатывать, ребята, в себе, приучаясь жить по часовой стрелке. А стоит ли трудиться? Может можно жить и без часов. Попробуем представить. что произойдет с каждым из нас, если исчезнут все часы.
Ученик: Мы пришли в школу. Пора бы начаться урокам, а в классе нет и половины учеников. Нет и учителя, он только вышел из квартиры.
Ученик: Я вернулся после школы домой. Ох, как хочется есть, а мама еще только поставила варить.
Ученик: мы пришли в кинотеатр, а там уже половина фильма показана.
Учитель: Вот какой получился бы беспорядок, если бы люди не посматривали на часы и постепенно не вырабатывали чувство времени. А можно иметь часы и не дорожить временем.
Ученица:
С часами дружба хороша работай, отдыхай.
Уроки делай не спеша, и книг не забывай.
Учитель: Чтоб вечером, ложась в кровать, когда наступит срок, ты мог уверенно сказать – хороший был денек!
Итог урока.
Какова тема нашего занятия?
Какие пословицы вы запомнили?
Что же необходимо делать, чтобы обладать чувством времени?
Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com
КЛАССНЫЙ ЧАС «Цена минуты» Варакосова Л.П. 4 класс
ЦЕЛИ: 1. Расширение кругозора учащихся. 2. Воспитание бережного отношения ко времени.
ИСТОРИЯ ВОЗНИКНОВЕНИЯ ЧАСОВ. Какие часы вы знаете?
ВОДЯНЫЕ ЧАСЫ
ПЕСОЧНЫЕ ЧАСЫ
ПЕСОЧНЫЕ ЧАСЫ
ПЕСОЧНЫЕ ЧАСЫ – МОРСКИЕ СКЛЯНКИ
МЕХАНИЧЕСКИЕ ЧАСЫ
ЦЕНА МИНУТЫ. С виду он обычный ящик, Но – волшебник настоящий, Живет в нем вся Вселенная, Хоть вещь обыкновенная. Сто историй вам расскажет, В цирк вас пригласит на час, Кинофильмы вам покажет – Есть у каждого из вас.
ТЕЛЕВИЗОР. За одну минуту заводы выпускают 13 телевизоров.
ВТОРАЯ ЗАГАДКА Полюбуйся, посмотри! Полюс Северный внутри, Там сверкает снег и лед, Там сама зима живет. Навсегда нам эту зиму Привезли из магазина.
ХОЛОДИЛЬНИК. Каждую минуту в стране выпускается 11 новеньких холодильников.
ТРЕТЬЯ ЗАГАДКА Чтобы я тебя повез, Мне не нужен овес, Накорми меня бензином, На копыта дай резины, И, поднявши вихрем пыль, Побежит…
АВТОМОБИЛЬ. Каждую минуту с конвейеров сходят почти четыре новенькие машины.
Хочешь плыть по океанам, Опускаться в глубину, Побывать во многих странах И домчаться на Луну, Быть отважным следопытом В чащах вековых – Все края тебе открыты На страницах книг.
ЦЕНА МИНУТЫ.
Книга печатается так быстро, что счет надо вести по секундам. Каждую секунду в нашей стране выходят 45 экземпляров книг, а из них 7–8 предназначены для вас, ребята. Сколько же за минуту для вас выходит книг? Сосчитаем: 7 × 60 = 420 (книг только для вас, ребята), а всего: 45 × 60 = 2700 (книг). 2700 – это же библиотека!
ЦЕНА МИНУТЫ. . Каждую минуту с конвейеров нашей страны сходит по 1560 пар обуви. Вот какая минутка!
ЦЕНА МИНУТЫ. Веселых будильников, важных настенных часов, маленьких ручных и всех других каждую минуту заводы делают 77 штук.
ЦЕНА МИНУТЫ. Реши примеры: 1) 2х4= 2) 3х15= 3) 21:3 = 4) (3+7)х1= 5) 5:1+8= 6) (7 - 6)х10= 7) 4х4 – 3х4= 8) 3х4 – 12= 9) 28:7х9=
Бежит стремглав минута. Минута коротка. Но за минуту можно Найти звезду, жука, Решение задачи… И редкий минерал, Который до сих пор еще Никто не открывал. В минуту отрываются Ракеты от Земли. Но чтобы в дальний Космос Они лететь могли – Ученые отдали Десятки лет работе, И с детства космонавты Мечтали о полете. Пускай минута коротка, Пусть очень быстро мчится! Большая, смелая мечта В ней может уместиться! Н. Юркова
СОВЕТЫ: 1. Распредели свой день. 2. Пораньше ложись спать и пораньше вставай. 3. Утром делай зарядку. 4. Уроки учи не сразу, как пришел из школы, а через час-два. 5. После школы отдохни, но лучше активно и на свежем воздухе. 6. Уроки делай днем. 7. Поздно вечером не занимайся, так как мозг уже устал. 8. Сначала делай уроки, что потрудней. 9. Посещай секцию или кружок. 10. Помогай родителям по хозяйству.
Цикл бесед для Музея часов для старших дошкольников ДОУ. Конспекты
Алексеева Елена Леонидовна, воспитатель высшей квалификационной категории, педагог дополнительного образования, Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Детский сад №5 «Алёнушка» города Армянска Республики КрымМатериал предназначен для воспитателей старших и подготовительных групп ДОУ, для учителей начальных классов, а так же для родителей, которые развивают детей самостоятельно
Цель:
формирование представлений о времени и о разных приспособлениях для его измерения.
Задачи:
знакомить детей с понятиями «время», «ориентирование во времени»;
расширить знания детей о часах, их видах, назначении;
развивать умственные способности детей;
обогащать словарный запас детей;
воспитывать интерес к познанию.
Аннотация
Уважаемые коллеги и родители!
Вашему вниманию представляю цикл бесед, предназначенный для моего Музея часов, который находится в стадии разработки.
Музей часов, о котором идет речь – это элемент развивающей предметно-пространственной среды в подготовительной группе, где я работаю воспитателем. В Музее часов будут собраны различные виды часов, часы старые, часы новые, часы причудливых форм, размеров, часть экспонатов уже изготовлена своими руками, планируется постоянное пополнение коллекции. Ведь музей на то и нужен, чтобы собирать, хранить и дополнять. Открытие Музея ожидается в начале нового учебного года.
В беседах собрана, адаптирована для старшего дошкольного и младшего школьного возраста главная информация о времени и о видах часов. Я старалась не нагружать материал заумными терминами, строила ход беседы по принципу доступности, систематичности, последовательности и постепенности.
Хочется сразу оградить себя от критики в том плане, что конспекты моих бесед оформлены как монолог воспитателя. Я не вставляла в тексте бесед физкультминутки. Коллеги, мы с Вами творцы, поэтому прошу использовать данный материал как основу для Вашего творчества и безграничной уникальной фантазии.
В качестве наглядного материала для бесед я использовала различные картинки из поисковой системы Google, которые оформила в виде отдельной папки к каждой беседе. Беседа без картинки (или же какого-либо другого наглядного пособия, механизма, например) не будет нести достаточный образовательный смысл.
Спасибо за внимание!
Беседа: Что такое время?
Итак, подведем итог вышесказанному. Прошу ответить на вопросы:
1. Можем ли мы потрогать время? Почему?
2. Помогает ли нам время? Для чего оно вообще нужно?
3. Когда мы были маленькими, мы ориентировались во времени?
4. Что такое время?
5. Умеет ли время ползти? Когда такое бывает?
6. Что помогает определить время?
7. Почему мы часто говорим, что время дороже золота?
8. Должны ли мы ориентироваться во времени?
Беседа: Что такое часы?
Беседа: Солнечные часы
Беседа: Песочные часы
Беседа: Водяные часы
Цель:
знакомить детей с разными видами часов, а именно, с водяными часами, их историей, назначением
Задачи:
развивать познавательную активность и логическое мышление;
способствовать активизации и расширению словарного запаса детей;
закреплять знания о времени и часах;
воспитывать бережное отношение ко времени;
воспитывать умение слушать друг друга.
Ход беседы:
Ребята, давайте вспомним, какие виды часов мы уже знаем. Молодцы! Мы знаем, что такое солнечные. А помните, мы вскользь говорили, что есть еще водяные, песочные, масляные, механические, электронные и атомные часы. Как вы думаете, о каких из них мы будем беседовать сегодня? О водяных часах.
Название данных часов говорит само за себя. Они исчисляют время благодаря чему? Правильно, воде, жидкости. Мы знаем, что древние люди, как и вы, очень наблюдательны. У них не было всяческих современных приспособлений, какие имеем сейчас мы. Они полагались на собственную интуицию, кое-какие знания о природе и ее силах, на свой опыт и не боялись совершать ошибки.
Итак, кто-то говорит, что в Египте, а кто-то утверждает, что в древнем Вавилоне у одного из служителей храма прохудился глиняный сосуд. Трещинка была очень мала, и из нее капля за каплей стала вытекать вода. Вода капала медленно. И так как служителю нечем было заняться в ту ночь, он стал наблюдать за этим процессом. В итоге, наступило утро, и его позвали завтракать. На следующую ночь служитель взял этот же дырявый сосуд, наполнил его водой, поставил его на табурет, а на пол подставил другой сосуд, чтобы вода из дырявого не вытекала на пол. И знаете что! Этот человек заметил, что вода отмеряет промежуток времени, равный его ночному служению в храме. Так и появились первые водяные часы, прибор для измерения времени.
А потом начались эксперименты: водяные часы представляли собой и два сосуда, описанные выше, и одну большую чашу с дырочкой на дне, которую подвешивали, и из нее капля за каплей вытекала вода, так же измеряя время. А китайцы вообще что придумали – в бассейн, наполненный водой, ставили такую же круглую чашу с дырочкой на дне. Дырявая чаша, плавая в бассейне, наполнялась через дырочку водой и тонула. Не очень практично для измерения времени, правда?!
Но самые интересные и самые полюбившиеся водяные часы были – клепсидра.
Клепсидра, в переводе с древнегреческого языка, означает «похитительница воды». Первая клепсидра представляла собой простой цилиндрический сосуд с отверстиями внизу и с расчерченного черточками, обозначающими период времени. Выходило так, что вначале (когда сосуд доверху наполнен) за один и тот же промежуток времени вытекало больше воды, чем под конец. Вы, наверно, тоже могли такое заметить, когда набирали, например, в пакет воду: сначала вода ух как быстро начинает литься, а когда в пакете остается немного воды, она течет еле-еле. Это происходит из-за давления воды. Тогда люди подумали-подумали, и решили сделать клепсидру в форме зауженного книзу конуса. Тогда водяные часы перестали «врать». Древние мастера делали ну очень красивые клепсидры. Из дерева, из глины, даже из мрамора. Украшали их резными фигурками, цветами, сажали на них райских птиц. Конечно, такие водяные часы стояли у знатных людей. Специальные люди следили за тем, чтобы вовремя налить новую воду в клепсидру. Вот именно оттуда и пошли выражения: «Время истекло» и «Время быстротечно как вода».
Прошли столетия, и людей перестали удовлетворять водяные часы. Почему, спросите вы. Да потому, что какой красивой и правильно отмеренной ни была клепсидра, все же погрешность в измерении времени была, и нарастала с каждым годом ее использования. Водяные часы попросту «врали». Людям нужны были новые приборы для измерения времени. Люди хотели точности. А какие приборы далее были изобретены – узнаем с вами из следующих бесед.
Итак, пришло время делиться впечатлениями от узнанного сегодня:
1. О каких часах сегодня шла речь?
2. Как появились первые водяные часы?
3. Что значит «клепсидра»?
4. Какая форма клепсидры была сама точная?
5. Почему людям пришлось сделать конусовидную клепсидру? Чем их не устраивала цилиндрическая?
6. Как понять выражение «Время истекло»?
7. Чем же людям не понравилась клепсидра?
Беседа: Огневые и масляные часы
В эту плошку могли добавить благовония, ароматические масла, могли украшать ее всякими статуэтками и фигурками. Ну, очень красивое и ароматное изобретение. А главное, полезное, ведь по нему древние люди могли четко строить свой распорядок дня и ориентироваться во времени.
Огневые часы были разных конструкций. Вот, например, свечные цилиндрические часы: это подставка (некий подсвечник) с металлическим вертикальным штырьком с одинаковыми делениями по всей его длине. Рядом со штырьком ставили свечу (вертикально), зажигали, она горела и указывала прошедшее время. Как вы думаете, удобная конструкция? Да, удобна, но, по-моему, свеча быстро сгорает. Тогда люди стали выдумывать свечи разного состава, с разными фитилями, чтобы свеча горела как можно дольше, ведь воск очень быстро плавится.
Так появились фитильные часы. Очень интересная конструкция: изготавливали фитиль (делали его из материалов, которые долго горят или тлеют, например, из смеси опилок с дёгтем), закручивали его спиралью в виде конуса, к каждому витку спирали привязывали нитку со знакомым нам шариком, подвешивали спираль на штырь или крючок (как будто фонарь), под спиралью была металлическая подставка. Поджигали фитиль, он тлел, нитка обрывалась, падала на металлическую подставку, издавала звук. Тот же принцип, что и у свечных часов. Как вы думаете, удобно? Довольно-таки удобно.
Но умельцы не остановились. И тут как в поговорке: «Огонь маслом заливать - лишь огня прибавлять». Были придуманы масляные часы. Их можно так же смело назвать огневыми. И третье название – лампадные часы. Брали глиняный горшок, наполняли его растительным маслом, вставляли фитилёк, поджигали. На горшке были нанесены метки, масло горело, выгорало, его уровень показывал, сколько времени прошло. Такие часы брали с собой рудокопы – люди, которые работали под землей, добывали полезные ископаемые, руду, например. Масляные часы состояли не только из масляного сосуда, их делали и из стекла. Практично. Это кстати прообраз керосиновых горелок, которыми ваши прабабушки или даже бабушки пользовались не так давно. Только керосиновой горелкой время не измеряли, а использовали для освещения, когда не было электричества.
Все огневые и масляные часы были хорошо. Но вот только ненадежны. Они были зависимы от ветра. Почему? Правильно, если дул сильный ветер (например, сквозняк), они гасли. Нужно было постоянно наблюдать за свечой или фитилем. Кроме того, они «врали» - если в помещении свежий сухой воздух, свеча горела ярко, пламя играло, часы быстро «сгорали», а если было сыро или недостаточно кислорода, то соответственно свеча еле-еле тлела. Еще один недостаток – свечи, фитили и масло нужно было где-то брать, покупать. Нужно было своевременно докупать их. А многим они были не по карману. Вот видите ребята, какими изобретательными были древние люди!
Давайте подведем итог:
1. Где изобрели огневые часы?
2. Как они работали?
3. Какие еще конструкции огневых часов вы знаете?
4. Быстро или медленно работали огневые часы?
5. Что люди делали, чтобы огневые часы служили им как можно дольше?
6. А что такое масляные часы?
7. Кто ими пользовался?
8. Чем удобны огневые часы?
9. Какие недостатки у огневых и масляных часов?
Беседа: Механические часы
Веревку наматывали на вал (можно сравнить с катушкой и нитками), привязывали гирю. Гиря на веревке опускалась и двигала стрелки с помощью зубчатых колес. Количество зубчики на колесах было рассчитано так, чтобы полный круг часового колеса отмерял один час времени. Когда веревка разматывалась, приходилось поднимать гирю вверх. Добавлю еще то, что на первых механических часах отсутствовала минутная (и тем более секундная) стрелка. И такие часы устанавливали на башни, в ратуши, часовни. Они был огромны.
Потом люди изобрели маятник – колебательную систему. Маятник двигается туда-сюда и его движение неизменно. Его внедрили в часовой механизм. И это помогло людям еще точнее измерять время. Ведь движения маятника одинаковы, в отличие от веревки, которая могла истончиться от постоянного трения.
Механические часы дорабатывали в течение пяти веков, пока они дошли до нас в таком виде, в каком мы привыкли их видеть. К ним добавили и спиральки, и циферблат, и кукушку, и бой. А некоторые часы показывали целое представление, когда отбивали какой-то час, например 8 вечера.
Люди для удобства придумали и маленькие карманные механические часы, чтобы можно было брать их с собой повсюду. Потом находчивые мастера прикрепи к ним кожаные ремешки. Так появились наручные часы, позволявшие моментально видеть, сколько сейчас времени. Механические часы украшали различными фигурками, расписывали узорами, делали их из драгоценного металла. Они стали предметом роскоши, желанным подарком, особенно для мужчин.
Но самое главное – это их функция. Механические часы позволяли очень точно определять время, практически без погрешности, они не зависели от природных факторов. За это их и ценили так долго. И ценят до сих пор.
Пришла пора подводить итоги:
1. Что же такое «механизм»?
2. Давайте вспомним конструкцию первых часов? (Рассказ по картинке)
3. Кто изобрел первые механические часы?
4. Что такое маятник?
5. В чем плюс механических часов?
Беседа: Электрические и электронные часы
Беседа: Атомные часы
Пока ученым из разных стран есть над чем работать. И думаю, что в недалеком будущем мы сможем использовать атомные часы так же, как и любые механические и электронные.
Итак, давайте посмотрим, как легко вы запомнили информацию из нашей беседы:
1. Что дает атом?
2. Какие они – первые атомные часы?
3. Кто изобрел атомные часы?
4. Сложен ли механизм атомных часов?
5. Кто-нибудь следит за Временем в мире?
6. Зачем нужно следить за временем?
7. Почему у нас с вами до сих пор нет атомных часов дома?
(Мною были использованы картинки из поисковой системы Google)