казакИ, казакОв, о казакАх .
(показывает иллюстрации воинов разных стран в полном обмундировании)
Добрый день, уважаемые ребята и педагоги! Мы рады приветствовать вас на мероприятии, посвященном самому молодому празднику, который сегодня отмечает наша страна. Сегодня День героев Отечества. Как вы уже догадались, наверное, по оформлению речь пойдёт сегодня о Георгии Победоносце, о символе нашей страны - гербе России. И не только об этом. Образ Георгия Победоносца уже не одно столетие является на Руси символом высочайшей воинской доблести , его считают покровителем нашей непобедимой Армии, икону святого Георгия можно найти в любом православном храме, а изображение битвы героя с драконом по праву украшает герб столицы. Кто же этот мужественный воин, где жил? И какова связь Георгия Победоносца с сегодняшним праздником. На эти и другие вопросы ответят вам сегодня учащиеся 5 класса. В октябре – начале ноября этого годы они участвовали в IV Всероссийском детском творческом конкурсе «Святые заступники Руси. Георгий Победоносец». Делали сообщения о Георгии Победоносце, изображали его образ в рисунках. С этими работами вы можете познакомиться. В ходе знакомства с этим святым не все факты, связанные с Георгием Победоносцем они смогли отразить в своих работах. И учащиеся 5 класса обобщили всю собранную информацию и дополнили ее, объяснив следующие моменты из истории нашей страны:
1) почему на гербе России изображение Георгия Победоносца;
2) почему на монетах достоинством 5, 10 и 50 копеек изображение Святого Георгия и почему мелкая денежная мера называется «копейка»
3) почему ленточка, которую волонтеры раздают в преддверии праздника Победы, называется «георгиевская».
С их работой вы тоже можете познакомиться.
Сегодня на мероприятии мы хотим показать связь исторических событий, преемственность. Мы должны знать историю своей великой страны. Итак, слово учащимся 5 класса.
(слайд 1)
1 ведущий: Сегодня наша страна отмечает День героев Отечества. Эта памятная дата была установлена в 2007 году. Россияне, отмеченные почетным званием героев достойны, чтобы у них был собственный праздник.
2 ведущий: День 9 декабря был выбран не случайно. До 1917 года он был посвящен чествованию заслуг георгиевских кавалеров. В настоящее время страна чествует Героев Советского Союза, кавалеров ордена Святого Георгия и ордена Славы, Героев Социалистического труда, Героев Российской Федерации. Статус высшей военной награды Российской Федерации был возвращен ордену Святого Георгия в 2000 году.
1 ведущий: Всем нам хочется жить в мире, свободном от войн и насилия. Об этом человечество мечтало во все времена. Но, к сожалению, в мире возникают военные конфликты, и потому наряду с мирными тружениками нашей стране нужны воины для защиты родного Отечества.
2 ведущий: Во все времена все народы защищали свою землю, поэтому и мы должны быть патриотами нашей Родины. В каждой стране есть свои герои. Наша Родина, Россия, - страна героическая. В тысячелетней ее истории военных лет в общей сложности было больше, чем годов мирных.
1. ученик.
Многие слышали имя Георгия Победоносца ли, по крайней мере, видели его образ на гербе Москвы, а также России, на монетах. Но мало кто знает историю этого великомученика. Его не случайно нарекли своим покровителем такие страны как Россия, Англия, Грузия.
Ребята, мы сегодня поговорим о казаках.
– Как вы думаете, есть ли на этих иллюстрациях казак? Почему вы так думаете?
Да, действительно, это казак! Казаки живут рядом с нами, среди нас; живут семьями.
Так кто же такие казаки?
Об этом вам сегодня расскажет наш гость – настоящий казак -
Гость: Казаки были сильные и уверенные в себе люди, ведь им приходилось делать самим всё, что нужно для жизни: жилище построить, семью кормить, одевать, и хозяйство обустраивать. Жизнь была тяжёлой. А если вдруг начиналась война – казак садился на коня, брал шашку в руки и воевать обязан был до победы. Жизнь была не лёгкой и опасной, так как часто нападали враги на русские земли, а казаки любили всегда свою Родину – Русь и готовы были в любой момент встать на её защиту.
Гость: Ребята, а что вы знаете о казаках? Расскажите, как казаки защищали свою землю, свою Родину!
Казак – вольный человек, храбрый воин.
Гость: А какая главная казачья заповедь?
Дети: «Люби Россию, ибо она твоя мать»
За родную Русь воевали и охраняли границы Астраханские, Уральские, Волжские, Запорожские и Донские казаки. Вот сколько казаков. Рядом с нашей Волгой-матушкой течёт река Дон. Значит, у нас донские казаки. Помните – вольные казаки селились по берегам рек.
Вера в Богадавала казаку и бесстрашие перед смертельной угрозой, и уверенность в Божьей помощи, и силу в борьбе.
Гость: Так какое же главное призвание казаков?
Дети: Быть военным.
Гость: Да, быть военным. Казак смелый, отважный, храбрый воин: воевал на коне с винтовкой через плечо и шашкой в руке.Каждый казак имел личное оружие – саблю, пику, верховую лошадь.
Смелость, отвага, чувство товарищества, физическая выносливость, сила, ловкость - все эти качества воспитывались в казаках с детства. Ведь служба казаков по охране границ своего Отечества была не легка. Казаки – надёжная сила Родины во все времена
Мой дедушка рассказывал, что мальчики росли смелыми, ловкими, выносливыми, играли в военные игры. Они уже с детства готовились к будущей военной службе, а для этого нужно было научиться уверенно скакать на коне, быстро бегать, размахивая деревянной шашкой.
Казак: А как называют командира, которого выбирают за смелость и отвагу?
Дети: Атаман.
Гость: Правильно. Главным у казаков был казачий атаман, его выбирали из самых смелых казаков. Это казачий командир, у него хранилось казачье знамя, с ним в бой шли казаки. Атаман всегда был впереди, он отвечал за воинскую дисциплину и порядок. Было раньше, да и сейчас среди казаков есть такое выражение: если мальчик упадёт, коленку разобьёт, то ему говорили: «Не плачь, казак, атаманом будешь!»
Гость (показывает иллюстрацию с портретом Матвея Ивановича Платова) : Назовите имя легендарного атамана.
Дети: Матвей Иванович Платов.
А когда военные походы заканчивались, то казаки вместе с атаманом возвращались в свои семьи, в свой родной хутор или станицу. Казаки возвращались к обычной мирной жизни.
Казаки были остры на язык, многое замечали. Плохое высмеивали, хорошее запоминали. Поэтому до нас дошло много казачьих пословиц и поговорок. Некоторые из них мы учили, давайте их вспомним. Я начну, а вы заканчивайте, дружно хором отвечайте.
Казак в труде , как в бою ... славит родину свою.
Казак сам не поест, … а коня накормит.
Без атамана казак … кругом сирота .
Кто пули боится … тот в казаки не годится .
Сейчас вам будут называть казачьи слова, а вы попробуйте объяснить, что
это значит:
Казак - вольный человек.
Майдан - площадь.
Курень - дом.
Атаман - предводитель.
Есаул - помощник атамана.
Цибарка - ведро.
Вязы - шея.
Батя - отец.
Хворать - болеть.
Чувяки - тапочки.
Гутарить - говорить.
Подходит к концу наше маленькое путешествие, в котором мыприкоснулись к истории казачества.
(Демонстрация слайдов)
-Наверное, самое время спеть песню.
Песня! Как бы горько не жилось народу, в прошлом без песен не обходились ни шагу. Песня - целительница, песня - плач, песня - радость. От всех бед и печалей - песня.
«КАЗАЧИЙ КУРЕНЬ».
На приклубной территории у входа в ДК гостей встречает песней фольклорный коллектив. Появляется есаул.
Есаул:
Эй, станичники, встречайте походного атамана!
Встречают. Появляется атаман с группой казаков.
Есаул:
А ну помолчите-ка, братцы казаки, атаман наш походный речь говорить будет.
Атаман:
Казаки-други, люди вольные! Собирайтесь, братцы, во единый круг из куреней своих с семьями вашими гулять, да гулебного атамана выберем для праздника нашего.
Есаул:
Любо ли вам, братцы, чтобы атаман наш кошевой стал нашим атаманом гулебным?
Толла:
Любо, любо!
Толпа:
Деда Щукаря!
Появляется дед Щукарь.
Щукарь:
Я командовать не прочь…
Завсегда готов помочь…
Тихо, граждане-старушки!
Праздник - енто не игрушки!
Чтоб гулять – нужон хоть рубь,
Я без чарки несогласный (слишком туп),
Я даю самооткуп..
Ты у нас в станице власть,
Вот и правь гулянкой всласть,
А меня чавой-то мутить,
Чей-то лысина вспеклась.
Есаул:
Ты у нас такой дурак
По воскресным дням иль как?
То, что трезвость - норма жизни
Для тебя слова аль как?!
Щукарь:
Я полезных перспектив
Никогда не супротив.
Если линия такая,
Я всегда за коллектив!
Я и на язык остер
И люблю родной фольклор!
Эй, казачки, запевайте,
Я тяперя дерижор!
Песня «Пчелушка златая».
Атаман:
Хор твой, дед Щукарь, хорош,
Но и нашим невтерпеж!
Глянь сюда, как славно пляшет
Без спиртного молодежь!
Исполняется танец «Кривянская кадриль».
Щукарь:
Ох и пляшут, хоть куды,
Девки - спелые плоды.
Но видать давно забыли
Енти, как их, обряды!
Есаул:
Ты чавой-то не туды!
Тоже ляпнул - обряды!
Ударения не знаешь?
Лучше б в рот набрал воды!
Щукарь:
Может я не так сказал,
Только я к чему склонял,
Что обрядов этих старых
Ты давненько не видал!
Атаман:
Ты словами не блуди,
Лучше свадьбу заводи!
Покажи, как на Дону
Выдавали девок замуж
По обряду в старину!
Щукарь:
Все, понятен твой приказ,
Исполняю сей же час,
Не извольте сумлеватъся,
Чай, оно не в первый раз.
Звучит объявление.
Диктор:
Дорогие друзья, к нам на праздник прибыли гости! Молодожены - Галина и Григорий. Встречайте их.
Звучит марш Мендельсона. Появляются молодожены.
Атаман:
Ты послушай атамана,
Побывал я в разных странах,
Видел Лондон, Сингапур,
Аи лав ю знал и лямур.
Повидал весь белый свет
Жозефин и Генриетт,
Но таких, как твоя Галя,
Среди них красавиц нет.
Выбор твой я одобряю,
И при всем казачьем круге
Саблей сей благословляю!
Есаул:
А тебе скажу, жена:
Будь всю жизнь ему верна!
Глянь, какого отхватила -
Все при нем, всего сполна!
Щукарь:
Эй, погодьте-ка, друзья!
Свадьбу так справлять нельзя.
Мы обряды вспоминали,
Нас не вовремя прервали…
Коль попали на майдан,
Ну-ка в круг их, атаман!
Пусть по старому обряду
Погуляют с нами рядом!
Казачка, подружка невесты:
Дорогие Галя и Григорий! Примите в подарок этот торт. Пусть любовь ваша будет сладкой и т.д.
Девушки-казачки преподносят цветы, из толпы кричат: «Горько, горько». Общий хор запевает торжественную казачью песню «Свадебная».
Атаман:
Ой, а где же наш Щукаръ?
Щукарь:
Тута я, чаво, гутарь!
Атаман:
Что же, дед, я очень рад,
Славно справили обряд!
Молодежь нас убедила,
Кровь у них донская В жилах.
Есаул:
Все же у меня сумленье
К молодому поколенью…
Щукарь:
А какое, говори!
Есаул:
Есть ли здесь богатыри?
Казаки не захирели?
Щукарь:
Тоже скажешь, в самом деле.
Енто ты совсем зачах,
А у них сажень в плечах.
А ну, ребята, выходите,
Свою силу покажите!
Ну-ка, Сашка, Скинь рубашку.
Да не блымкай зырками,
Побалуйся гирьками!
Проходит состязание, кто большее количество раз поднимет гирю.
Есаул:
А саблей могут ли владеть?
Проходит состязание. В момент состязания, как бы сопровождая:
Диктор:
Любит каждый человек
Праздник, силы всякой.
Оттого и хлеще всех
И в труде и в драке!
И в привычке у него -
Издавно извечно
За лихое удальство
Уважать сердечно.
Щукарь пытается пройти по бревну. Есаул приглашает молодежь на бой подушками на бревне.
Есаул:
Что ж, спасибо всем на том,
Знать силен наш Тихий Дон.
Порох есть в пороховницах,
Есть орлы в донских станицах.
В середине состязания Щукарь, наблюдая за действием в момент угасания интереса к ним, выкрикивает:
А теперь, честной народ,
Вынь-ка рожи из бород!
Чай у нас не панихида,
А совсем наоборот!
Нам теперь не слезы лить -
Песни петь, да меды пить!
Коль пришли вы веселиться,
Значит так тому и быть.
У входа в ДК хор. Звучит хор. Песня «Ой блины, блины».
Приглашение в ДК.
Зазывала:
Кто охочий до еды -
Пусть пожалует сюды:
Заходи в казачий курень,
Здесь у нас ее пуды!
В ДК идет приготовление. В фойе развернуты столы с традиционной донской кухней.
Зазывала:
Вот, к примеру, получи
Прям из печки калачи.
Есть жаркое из индейки,
Есть компот из алычи.
Есть колбасы и сыры,
Есть полцентнера икры,
Есть карибские омары
И донские осетры.
Атаман Есаулу:
Ты чего стоишь-то, дурень?!
Прем скорей в казачий курень!
Эй, народ, давай сюда.’
Здесь такое продается,
Не увидишь никогда.
Все гости проходят в фойе, где развернута выставка традиционных ремесел Дона. Там же организован «Самоварный стол». Стол с угощениями. Под эмблемой казачества (казак на пивной бочке) размещается пивной бар с вяленой рыбой, раками.
Хозяйка куреня:
Завсегда гостям я рада,
У меня тут и эстрада.
Заходи, казачий люд,
Сколько есть наставлю блюд.
Я гостей всех угощу,
А тебя, дед, не пущу!
Щукарь:
Ты ж мне прям в желудок целишь!
Хозяйка:
Ты же юмора не ценишь,
Ты же шутки не поймешь!
Щукарь:
Я же не со зла, прости!
Хозяйка;
Ладно, старый, заходи! Проходит со Щукарем на эстраду. К гостям: Проходите, размещайтесь, Развлекайтесь, угощайтесь! Ждет игра вас «Угадайка» -Мандалина, балалайка, Самовар вас ждет и квас, Все имеется для вас!
Казачка
(с лотком)
:
А вот кому пряники, кому печенье?!
Щукарь:
А сколько стоит твой товар?
Чай сладости не скипидар?!
Казачка:
Мы ничего не продаем –
Мы задаром отдаем!
Как загадку отгадаешь -
Угощенье получаешь!
Казачка:
А здесь дают духовную пищу
И не за рубь, а сразу на тысячу!
Свои стихи и куплеты читают местные поэты!
Выступают литературные объединения. Проводится эстафета частушечников. Аукцион пословиц и поговорок «На Дону пословица не от безделья молвится».
Есаул:
.
С атаманом Кашевым
Я бывал повсюду.
И во многих городах
Я дивился чуду!
Йогов в Индии видал,
Эквилибр в Китае,
О таланте земляков
Часто вспоминаю!
Казачка приглашает в зрительный зал на концерт самодеятельного творчества фольклорных коллективов. Звучит музыка.
Ведущие концерта персонажи «Тихого Дона» - Аксинья и Григорий. Программа выстраивается из имеющихся творческих возможностей ДК, района.
Финал.
Атаман:
Дорогие земляки! Удалые казаки!
Вечер наш к концу подходит,
Речь гутарить не с руки.
Мы без слов про все сказали,
Вам сегодня доказали:
Что течет, в конце концов,
В жилах наших кровь донцов.
На сцену выходят все участники вечера.
Атаман:
– Что казачьей нашей славы -
Мы наследники по праву.
Что традиции блюдем, свято память бережем.
Что в сердцах хранить мы рады;
Песни, пляски и обряды! .
Словом, казаки во всем,
Так давайте же споем!
На прощанье грянем вместе
Всем любимую нам- песню
«Как за Доном за рекой».
Исполняется общая хоровая песня «Как за Доном, за рекой». В фойе продолжается вечер. Работают: пивной бар, «Самоварная команда», «Дегустационный стол».
МЕТОДИЧЕСКАЯ ЛИТЕРАТУРА КАЗАЧЬЕГО КЛУБА СКАРБ
ПРАЗДНИКИ ЛИНЕЙНЫХ КАЗАКОВ КУБАНИ
Одним из ведущих компонентов культурно-образовательной среды современной школы должна стать традиционная народная культура, обладающая громадным воспитательным потенциалом. Традиционная культура всегда отражала ценностные, ментальные особенности народа, в то же время она всегда оказывала влияние на формирование и развитие внутреннего, духовного мира человека.
Недостатки, игнорирование значимости воспитательного потенциала русской народной культуры подтверждается содержанием существующих базовых программ по предметам культурологического цикла в школьной системе образования. Ещё в большей мере сказанное относится к сфере воспитательной работы с учащимися. Приобщение детей к богатейшему наследию русской народной культуры, с целью их нравственного, эстетического воспитания, носит бессистемный, эпизодический характер. Учитывая, что отличительной особенностью нынешнего реформирования школы стало возрождение национального духа российского образования, возвращение к временно утерянным, преданным забвению в советский период, духовным ценностям русской народной культуры, приобретает сегодня особую значимость.
Традиционная народная культура всегда являлась для русского человека своеобразным нравственным ориентиром и этическим ограничителем, поскольку базировалась на моральных и духовных ценностях Православия. Бытование традиционной народной культуры в различных видах фольклора сопровождало весь жизненный цикл русского человека от первого до последнего дня его жизни. Одним из наиболее важных и социально значимых компонентов фольклора являются народные праздники и обряды. Являясь связующей нитью между различными поколениями, они были не только средством коммуникации, но и играли особую роль в духовном становлении личности. Содержание любого народного праздника так или иначе вписывалось в канву православных традиций народа, а значит и выстраивалось в соответствии с той шкалой нравственных ценностей, которая была свойственна православному мировоззрению. На наш взгляд, традиционные народные праздники и обряды были для русского человека той культурно-образовательной средой его социума, где происходило развитие его личности.
Сегодня, когда одним из направлений реформирования образовательного процесса является его регионализация, проблема реставрации давних праздничных традиций в контексте региональной культуры, изучение и раскрытие их педагогического потенциала имеет большую практическую значимость, прежде всего в сфере воспитательной работы с детьми.
Сценарии фольклорных праздников, представленные в данном пособии, были разработаны на основе материалов, собранных в течении пяти лет в ходе этнографической поисковой работы в станицах Лабинского казачьего отдела, являющихся местом исторического проживания линейного казачества Кубани. Многие песни, использованные в сценариях праздников, были записаны со слов старожилов казачьих станиц Николаевской, Прочноокопской, Зассовской и других, что подтверждает аутентичность, историческую достоверность представленного песенного репертуара.
Безусловно, что содержание фольклорных праздников адаптировано к условиям и возможностям школы, детского коллектива. Сценарии праздников ориентированы на исполнение и восприятие учащихся средних классов, что однако, не исключает возможности участия в качестве зрителей младших и старших школьников.
В пособие включены сценарии пяти фольклорных праздников, что позволяет один раз в четверть подготовить и провести в школе, как воспитательно-познавательное мероприятие, как коллективно-творческую деятельность учащихся, как, своего рода, смотр художественной самодеятельности детей, данные фольклорные представления.
К каждому сценарию даётся приложение, где представлен песенный репертуар фольклорного праздника. В то же время не исключается возможность замены тех или иных песен аналогичными по содержанию и по характеру музыкальных образов.
Характерной особенностью праздничной традиции на Кубани было участие всей семьи в проведении праздников и обрядов, поэтому обязательным условием организации и проведения фольклорных праздников в школе должно быть как можно более активное привлечение родителей к участию в празднике, не только во время представления, но и в репетиционный период.
Автор – составитель планирует дальнейшую разработку методических пособий из цикла «Фольклорные праздники в школе», уделив особое внимание кубанским семейно-обрядовым праздникам в истрико-этнографическом аспекте, таким, как например, «Казачьи крестины», «Праздник первого бантика», «Праздник казачьего породнения», «Кубанская казачья свадьба» и так далее.
На наш взгляд, возрождение исторической памяти русского народа, утраченной за последние восемьдесят лет, должно начинаться с детского возраста, чему в определённой степени будет способствовать восстановление традиций народных праздников на Кубани.
Пономаренко О.В., кандидат педагогических наук
СЦЕНАРИЙ ФОЛЬКЛОРНОГО ПРАЗДНИКА
ПРАЗДНИК РОЖДЕСТВА В КУБАНСКОЙ СТАНИЦЕ
(На сцену выходят дети в казачьих костюмах, поют при этом старинную колядную песню «Вот коляда идёт»).
1-я девочка: Пролетели дни без оглядки!
Вот и пришли долгожданные Святки!
2-я девочка: Святки мы долго ждали,
Курень для колядок откупали.
У родителей молодёжь отпрашивали,
У отца разрешение спрашивали.
(На сцену выходит Отец в казачьем костюме).
3-я девочка: (с поклоном обращается к Отцу):
Дядя Андрей! Отпустите с нами Ольгу скорей!
По станице колядовать, Новый год встречать!
Отец: А чей курень откупили?
4-я девочка: Да Гутенёвых. Курень просторный, новый.
Есть где нам поиграть,
Песни попеть да поплясать!
Отец: С Богом! Ступайте!
Да головы не теряйте!
Себя блюдите,
Да дружней колядуйте, ходите!
(Девочки – казачки, исполняя куплет песни «Весёлая Коляда», уходят со сцены вместе с Отцом).
(На сцене декорации, изображающие казачий курень. На лавках сидят девчата, они вяжут, вышивают, исполняя куплет песни «Настя – рукодельница». В курень заходят с улицы колядовщики – мальчики и девочки в казачьих костюмах).
1-й мальчик - колядовщик: Здорово красны девицы!
По станице мы нагулялись,
Да в курень ваш
Тёплый забрались!
На улице зубы морозом свело,
А у вас в курене тепло!
2-й мальчик – колядовщик: Мы к вам, девчата,
Пришли себя показать,
Да с вами попеть и поплясать!
Ну – ка девки, в перепляс!
Перетопочите нас!
1-я девочка: Дурочек не ищите, сами пляшите!
3-й мальчик: Мы обувку – вбок!
2-я девочка: А мы ножку на носок!
4-й мальчик: Дробушкой пойдём!
2-я девочка: А мы сядем, отдохнём!
(Дети исполняют песню «Не ходи ты, хлопчик», одна пара, девочка и мальчик танцуют казачью кадриль).
1-й мальчик: Сорить тут у вас можно?
1-я девочка: Сори сколько хошь! Сам и подметёшь!
1-й мальчик: Сеем, веем, посеваем!
С Новым годом поздравляем!
2-й мальчик: Зароди, Боже, жито в пшеницу,
Всякую яровицу!
А в поле ядро, а в доме добро!
3-й мальчик: Куда конь хвостом, туда жито кустом.
Куда коза рогом – там жито стогом!
Все вместе: С Новым годом! С новым счастьем!
Хозяйка дома: Вот вам, гостеньки дорогие,
Леденцы сладкие да тугие!
Да пышки сдобные!
Да пироги мягкие, слоённые!
Да помпушки маковые, печённые!
(Хозяйка подаёт колядовщикам сладкие подарки, те складывают их в мешок).
Хозяин дома: Вот вам сорванцы – солёные огурцы!
(Подаёт колядовщикам банку с огурцами).
Да деньжат копьём, да рублик серебром!
(Бросает в мешок деньги).
Хозяйка дома: Наташа, доченька, выйди попляши!
Гостей порадуй от души!
(Девочки исполняют песню «Молодая, молода», одна из казачек пляшет, потом к ней присоединяется один из казаков).
1-й колядовщик: Ай, да Натаха! Огонь – деваха!
1-я девочка: Расхвалил Наталью дюже!
Да и мы не хуже!
2-й колядовщик: Ну, девчата! Вам видать
Старуха – «завидуха» покоя не даёт!
Вот девки – занозистый народ!
(Бросает в сторону девочек горсть мелких монет. Те со смехом собирают монетки).
2-й колядовщик: От завидок не пыхтите –
вот вам – ловите!
(Бросает ещё горсть мелких монет, девочки подбирают их со смехом).
1-й мальчик: Спасибо, хозяюшка!
Мы у вас засиделись,
Согрелись, раскраснелись!
(Обращается к колядовщикам):
Хватит сидеть, домовать,
(Девочки шушукаются, крутятся возле зеркала, надевают платки, мальчики берут мешок с подарками, кланяются Хозяйке и Хозяину, выходят из куреня).
2-я сцена.
(На сцене изображается станичная улица: плетень, вдалеке хата. На улицу выходят группой колядовщики – девочки и мальчики, исполняют старинную колядную песню «Вот дома, дома».
1-й мальчик – колядовщик: Пришла Коляда!
Рождество принесла!
2-й мальчик: Коляда, Коляда!
В печи сидит, на нас глядит!
Уродилась Коляда накануне Рождества!
1-я девочка: Хозяин – барин! Хозяюшка добренька!
Подайте, что сдобненько!
Пышку да лепёшку, да свиную ножку!
2-я девочка: Хозяин с хозяюшкой!
Слезайте с печки, зажигайте свечки!
Открывайте сундучки, вынимайте пятачки!
3-й мальчик: Кто не даст лепёшки – разобьём окошки!
Кто не даст ватрушки – раскидаем кадушки!
Кто не даст пирога – запрём палкой ворота!
(На сцену выходят Хозяин с Хозяйкой, они несут угощение и подарки для колядовщиков).
Хозяйка (с поклоном): Коляда, Коляда!
Принимай пирога! С луком, с перцем,
С петушиным сердцем!
(Передаёт угощение колядовщикам).
Хозяин (обращается к колядовщикам):
Вы на месте не стойте!
Громче песни пойте!
1-я девочка: К Хозяину мы со всем своим уважением!
Вам просто спеть или с изображением?
Хозяин: Ну, сначала просто спойте, а я послухаю!
Мабуть, порадуете нас со старухою!
(Колядовщики хором исполняют песню «Тешен – потешен», девочки приплясывают).
Хозяин: За такую песню пирога не дам!
2-й мальчик: Нас не хочешь кормить?
Тогда козу будем водить!
(На сцену мальчик – колядовщик выводит «козу» - один из мальчиков одет в вывернутый наизнанку овчинный тулуп, на голове шапочка с изображеньем овечьей морды).
3-й мальчик – колядовщик: Коза пришла луплена,
За три рубля куплена!
Плохо паслась,
Только воды напилась!
Хозяин (говорит «козе»): А чё ж ты такая –
Вся морда сухая?
«Коза»: Пока гнали – губы повысыхали!
Пожалейте скотинку – дайте овса с полтинку!
3-й мальчик – колядовщик: Козонька, потешь от души!
Для хозяев гопака спляши!
(«Коза» пляшет под мелодию песни «Трава, моя трава»).
3-й мальчик: А теперь поклонись хозяйке!
За пляску пирог нам подайте!
Козе – сенцо, а казакам – сальцо!
1-я девочка: Где коза ходит – там жито родит!
Где коза хвостом – там жито кустом!
2-я девочка: Коляда по станице ходит
И козу за собой водит!
Кто даст козе водицы напиться,
У того жито уродится!
1-й мальчик: Кто Коляде песню споёт –
У того рожь рано взойдёт!
Хозяин: Добры люди! Покалядуйте,
Нас с хозяйкой – порадуёте!
(Все колядовщики, девочки и мальчика, исполняют старинную колядную песню
«Христос родился», текст и мелодию песни см. в Приложении).
Хозяйка: Благодарим вас за участие,
Вот вам подарки на счастье!
(Хозяин подаёт колядовщикам угощенье, те складывают всё в мешок, с поклоном благодарят хозяйку).
1-й мальчик: По станице целый день с Колядой гуляли!
Поглядите – полный мешок набрали!
(С трудом поднимает полный мешок с подарками, угощениями).
2-й мальчик: Эй, Микола, постой чуток, развяжи мешок!
Дай посмотреть, что Коляда нам принесла!
1-й мальчик (заглядывая в мешок с подарками):
Подарила Коляда четвертушку пирога,
Два медовых пряника, маслица каточек,
Оладушек сотню, сала шматочек!
Можно жить – поживать,
Целый год горя не знать!
1-я девочка: Ну, пора нам в путь собираться,
До следующего куреня надо добраться!
2-я девочка: Дорогой Хозяин и Хозяюшкой!
Вот вам на прощанье наше пожеланье:
(Колядовщики говорят по очереди, обращаясь к хозяева):
Жить, хозяева, вам вместе лет до двести!
Нового вам года, нового приплода!
Счастья вам, большого здоровья,
хлебного дородья!
Гостей принимайте в своём дому,
счастья желаем в Новом году!
В заключении все участники исполняют старинную колядную песню «Коляду встречайте»
(Текст и мелодию песни см. в Приложении).
СЦЕНАРИЙ ПРАЗДНИКА
КУБАНСКАЯ КАЗАЧЬЯ ЯРМАРКА
Добрый день, гости дорогие! Добро пожаловать на нашу Кубанскую казачью ярмарку!
Мальчик – ведущий (в казачьем костюме):
В старину, у нас, на Кубани, очень любили проводить народные ярмарки. Ярмарка считалась у казаков праздником, а народная мудрость гласит: любая душа празднику рада!
Ведущая: Ярмарки в старину бывали разные – весенние, летние, осенние и зимние. Осенью, в октябре, проводились Покровские ярмарки, которые начинались после православного праздника, который назывался Покров Божьей Матери, поэтому осенние ярмарки прозвали в народе Покровскими.
Ведущий: Зимние ярмарки начинались после православного праздника, который назывался Введение во рам Пресвятой Богородицы. Поэтому первые зимние ярмарки назывались Введенскими, за ними следовали Рождественские ярмарки.
Ведущая: На казачьих ярмарках не только торговали да покупали, но и обязательно веселились, как могли: песни пели, плясали, силой мерялись, ремеслом хвалились, подарки дарили!
Ведущий:
Хотите побывать на старинной казачьей ярмарке?
(Зрители отвечают хором «Да»!)
Ведущий: Тогда, Зазывала – собирай народ!
Зазывала (мальчик в костюме балаганного Петрушки):
Гости желанные, званные и незваные!
Худые и тучные, весёлые и скучные!
Все скорей спешите к нам!
Рады всяким мы гостям!
Ведущий и ведущая (вместе): Народ собирается, ярмарка открывается!
(На сцену с «товаром» в руках выходят «продавцы», с сумками и кошельками – «покупатели». Они высматривают товар у «продавцов», прицениваются, торгуются. На сцену с шумом выходят лотошники, раздаются возгласы: «Подходи, покупай!», «Налетай, не зевай!»)
1-й лотошник: Есть на ярмарке игрушки,
Расписные погремушки!
2-й лотошник: Есть ватрушки, бублики,
Приготовьте рублики!
3-й лотошник: Предлагаю свой товар,
Не за рубль, не за два!
Отдаю за добру сказку,
За весёлую присказку!
Девочка – казачка: А частушки подойдут?
3-й лотошник: Запевай, послушаем!
Девочка – казачка (поёт частушки):
Я сидела на окошке,
Ехал милый мой на кошке!
Стал к окошку подъезжать,
Не смог кошку удержать!
На болоте, на снегу,
Укусил комар блоху!
Сидит заяц на берёзе
Умирает со смеху!
3-й лотошник: Добре дивчина спевает!
Мне б такую в куреню!
За хорошее старанье
Я ей серьги подарю!
(С поклоном дарит девочке – казачке серьги).
(На сцену выходит Цыган с лошадью – изображение головы или лошади на палке, - которую он держит в руке).
Цыган (обращается к казаку):
Здравствуй, Иван Петрович!
Как живёшь – поживаешь?
Часто ли хвораешь?
Казак: Здорово! А тебе какое дело? Уж не доктор ли ты?
Цыган: Не бойся, я не доктор! Я цыган Мора из хора!
Пою басом, запиваю квасом!
Казак: А ты языком не болтай, зубы не заговаривай!
Говори, что надо, да мимо проваливай!
Цыган: Мой знакомый Фома, который совсем без ума,
Говорит, что тебе хорошая лошадь нужна!
Казак: Это, брат, дело!
Мне лошадь давно заводить приспело!
Только, хороша ли лошадь?
Цыган: Не конь, а диво!
Бежит, дрожит, спотыкается,
А упадёт – не поднимается!
Казак: Ого! Вот так лошадь! А какой масти?
Цыган: Пегая, с пятнами, с гривой лохматой,
Сама кривая, горбатая,
Аглицкой породы,
Поведёшь через огороды,
Шоб люди не смеялись!
Казак: Да, погляжу, лошадь совсем молодая –
Ни одного зуба во рту нет!
Цыган: А зачем тебе лошадь с зубами?
Зубов нет, меньше будет есть!
Казак: Знаешь что, Мора из хора? Иди-ка ты со своей лошадью по добру – по здорову подальше отсюда, пока тебе бока не обломали!
(На сцену выбегает девочка – казачка, в руках у неё крынка для сметаны).
Казачка с крынкой: Ой, добры люди, помогите, подскажите, кто тут
сметаной торгует? Наварила я галушек, казаку, так он, вражина, без сметаны есть не соглашается!
(Девочка запевает песню «Галушки», все присутствующие девочки – казачки исполняют припев песни. Текст и мелодию песни см. в Приложении).
Казачка с крынкой: Ой, родимый, бегу, тороплюсь!
Дай Бог, сметану не пролить! (убегает).
(«Покупатели» ходят по сцене, выбирают «товар», торгуются. В это время встречаются на ярмарке кум с кумой).
Кум: Здорово Кума! Как поживаешь? Много добра накупила?
Кума: День добрый, Куманёк! Товару мне хватает! Недаром говорят: худо жить тому, у кого пусто в дому! Вот я и стараюсь, ведь всяк дом хозяйкой держится!
Кум: Ой, Кума! Горазда ты похваляться! Как говорят – рано встала, да мало напряла!
Кума: А ты, Куманёк, в гости приходи! Поглядишь как мы живём: щи лаптем не хлебаем!
(Звучит русская народная песня «Куманёк» в исполнении Кумы и Кума. Текст и мелодию песни см. в Приложении. После окончании песни Кум с Кумою, взявшись под ручку, уходят со сцены).
На сцене появляется продавец верёвок и канатов, они весят у него на плече, на шее.
Продавец верёвок: Подходи, налетай! Товар не залежалый!
Верёвки пеньковые, канаты смолённые!
В огне не горят, в воде не тонут!
(К продавцу подходят казаки).
Старый казак: Дорого ли стоит товар?
Мне верёвка нужна пеньковая,
Да чтоб была крепкая, да новая!
Продавец: По знакомству недорого возьму:
Давай триста!
Старый казак: Что так дорого просишь?
Даю две с полтиной,
Да в придачу дубину с горбиной!
Продавец: Мало! Прибавь хоть детишкам на молочишко!
Старый казак: Ну, ладно, добавлю ещё пятак, но возьму товар не просто так. Сначала проверю его крепость.
(Обращается в зал к зрителям):
Эй, сынки мои, любезные!
Пётр, Иван, Данила и Андрей!
Идите сюда скорей!
Силушку молодецкую потешите,
Людей добрых повеселите,
Меня, старика, порадуете своей удалью!
(Из зрительного зала выходят четыре мальчика, в казачьих бешметах – красные рубашки-косоворотки. Начинается народная игра «Перетягивание каната». Покупатели помогают молодым казакам перетягивать канат, делятся на две группы. Игра проводится под музыкальное сопровождение: в грамзаписи звучит старинная казачья песня «Ой, при лужку» в исполнении Кубанского казачьего хора).
Старый казак (после окончания игры-соревнования):
Ну, сынки, любо мне было на вас посмотреть!
Добрый сын – отцу радость!
Продавец: Каков казак – отец, таков и сын – молодец!
Казачка: Детишек воспитывать – не курочек пересчитывать!
Вот и моя Марьянка, мала, да уже хозяюшка!
По ярмарке весь день ходила,
Ни про кого не забыла!
Покажи, дочка, что купила?
Марьянка (достаёт из кошелки и показывает всем):
Родному батюшке – кушак,
Чтоб подпоясывался в боях!
Любимой матушке – платок,
Посередине – золотой цветок!
Братьям – соколам, по новым сапогам!
Маленьким сестрицам –
По новым рукавицам!
Казачка: Ну, а себе, доченька, что приглядела?
Марьянка: Да я бы Вам, матушка, песню спела,
Тут, на ярмарке, услышала и дюже она мне понравилась.
Казачка: Где песня льётся, там легче живётся!
Спой, дочка, пусть все послушают!
Казак: А мы не только послушаем, но и подпоём.
Хорошая песня дух бодрит!
Старый казак: Без корней нет дерева, без песни нет народа!
Ну-ка, запевай, красавица!
(Звучит старинная казачья песня «Дочка казака», запевает Марьянка, припев поют все девочки-казачки. Текст и мелодию песни см. в Приложении).
На сцене появляется Цыган, вместо лошади у него в руках котёнок. Он очень довольный, гладит котёнка, подходит к казаку, которому хотел продать лошадь.
Цыган: Слышь, Иван Петрович, лошадь я свою продал!
Казак: Да, ну! Не брешишь?
Цыган: Правда, покуда её до дома довели, она и сдохла.
Но я - то тут ни при чём! Я её живую продавал!
Казак: Ну, а теперь, вижу, котёнка продаёшь?
Цыган: Бог с тобой, Иван Петрович! Какой же это котёнок?
Это горный барс! Купи, не пожалеешь!
Казак: Ой, цыган Мора из хора, сгинь с моих глаз долой,
А не то, погоню тебя дранной метлой!
(Цыган быстро уходит со цены).
Ведущая:
Вот уж день к концу клонится, скоро ярмарка закроется.
Ведущий:
Купцов здесь было немало, было много товара!
Кубань наша – красавица, богатым урожаем славится!
Казак: Чтобы урожая добиться,
Каждому колоску надо поклониться!
У казака доход не растёт без забот!
Казачка: Казак на Кубани – хлебопашец,
Хлеб насущный своим трудом добывает,
Но и Родину беречь не забывает!
Старый казак: Казаку честь – Родину беречь, потому что казаку всегда мила родная сторона! Чужой ему не надо, но свою никому не отдаст!
Ведущая:
Чтобы мир и покой был на Кубанской земле,
Чтобы праздники и ярмарки не переводились
И все на них веселились!
Ведущий: Будем любить и хранить свою землю, как наши славные предки – казаки – кубанцы, которые и саблю в руках держать умели, но также хорошо плясали и пели!
Казак: Казачьему роду – нет переводу!
А значит, и казачья песня никогда на Кубани не смолкнет!
(Звучит финальная песня «Кубанские казаки», исполняют хором все участники представления. Текст и мелодию песни см. в Приложении).
Дополнением к проведению фольклорного праздника «Кубанская ярмарка» может быть выставка – продажа (за символическую цену) детских поделок, игрушек, домашних кулинарных изделий.
Зрителей приглашают в «Торговый зал» после окончания представления.
СЦЕНАРИЙ ПРАЗДНИКА
ПРОВОДЫ КАЗАКА – ЛИНЕЙЦА НА ВОЕННУЮ СЛУЖБУ
На сцену выходят девочки в казачьих костюмах, исполняя старинную казачью песню «Во Кубанской, во станице».
(текст и мелодию песни см. в Приложении).
1-я казачка: По станице разговоры:
Скоро казакам на сборы!
2-я казачка: Кто из молодых ребят
Едет в этот раз в отряд?
3-я казачка: Да Громовых сын – Андрюшка!
4-я казачка: Ой, пошли к нему, подружка!
Едет в дальнюю станицу,
Надобно нам с ним проститься!
Девочки уходят за кулисы под музыку песни «Во Кубанской, во станице». Занавес открывается, перед зрителями казачий курень: стол, лавки, сундук, в углу прялка.
За прялкой сидит младшая сестра Андрея, бабушка сидит на сундуке, вяжет носки, мать собирает на стол, отец с Андреем чинят портупею.
Раздаётся стук в дверь, входит урядник (поклон).
Урядник: Бог вам в помощь, добрый день!
Мабуть не ждали Вы гостей,
Да серьёзных новостей?
Атаман меня прислал,
Да наказ свой передал:
Казаку уже шестнадцать,
Пора службой заниматься!
Завтра двинемся в дорогу,
Собирайтесь понемногу!
До станицы Верхполисской
Ехать степью нам не близко!
Прощевайте, я пошёл!
Мать: Может сядете за стол? (с поклоном)
Пообедаем гуртом!
Урядник: Это как ни - будь потом.
Много дел у нас в Управе.
Ну, до встрече на заставе!
Мать (причитает): Ой, Андрюшечка, сыночек!
Драгоценный голубочек!
Не хочу тебя пускать,
Саблей вострою махать!
Отец (строго): Полно, мать, уже не птенчик,
А орлом пора взлетать,
Саблей вострою махать!
Сестра (ласково): Ой, ты, родненький мой братка!
Будет там тебе не сладко!
Потемнеет белый день,
Опустеет наш курень! (обнимает брата)
Бабушка (нарочито сердито): Ишь, коза, разголосилась!
Ничего ведь не случилось!
(задумчиво, вспоминает): Я, вон, деда провожала (крестится),
До Кубани добежала.
Не велел мне горевать, говорил:
«Так надо, мать!»
(вздыхает): За Кубань погиб родную,
За станицу дорогую!
Внучка, вот уже невеста (вздыхает),
(бабушка открывает сундук):
Как вчерась её положил,
Жаль, до ныне он не дожил!
Вот, внучок, его папаха!
Надевай, не ведай страха!
Дай, тебя благословлю!
(Бабушка берёт икону, благословляет, затем обнимает внука и целует):
Дюже я тебя люблю!
Андрей (обнимает бабушку):
Ты, бабуня, не печалься,
Обо мне не огорчайся!
Ведь сегодня ж не война –
Ростить воинов страна!
(На сцену выходят мальчики в казачьих костюмах, звучит песня «Как у нас было, на Дону», текст и мелодию см. в Приложении).
Раздаётся стук в дверь (крестятся):
(Входят крёстные отец и мать):
Открывайте, кумовья!
Крёстная мать: Подросли уж сыновья!
Крёстный отец: Сына мы благословляем,
Да наказом наставляем:
Не позорь родителей,
Да всегда будь бдительным:
Дюже сну не доверяй,
Саблю чаще навостряй!
(крёстный отец с поклоном вручает Андрею подарок – саблю):
С саблей ты казак, Андрей!
Пред врагами не робей!
Отец: Ну, а я вручу Андрею
Свою личну портупею!
(надевает на сына портупею):
Вот теперя ты – казак!
Что-то застит глаз слеза!
(смахивает слезу, обнимает сына).
Крёстная мать: Рушничок я вышивала,
Про Андрейку вспоминала!
В добрый час, тебе, сынок,
Не оставит тебя Бог!
(отдаёт Андрею рушник).
Андрей: Благодарствую на том!
(по очереди кляняется всем):
Поклонюсь перед отцом,
Перед матерью, сестрою,
Перед бабушкой седою.
Честь семьи я соблюду,
Дедушку не подведу!
(Под музыку в курень вбегают девчата).
Первая: Отчего, Андрюш, не весел?
Отчего ты нос повесил?
Вторая: Он за нами заскучал,
Да чуть плакать не начал!
Андрей (смеётся): Эх, вы, девки – тарахтелки!
Расставляйте – ка тарелки,
Отобедаем гуртом!
Девчата хором: Да уж это мы смогём!
Первая: А пока готовим стол,
Мы чего-нибудь споём!
(Звучит старинная казачья песня «Не ходи, ты, хлопчик», поют все, две пары, казак и казачка, танцуют кадриль. Текст и мелодию см. в Приложении).
(Раздаётся стук в дверь, входят хлопцы, друзья Андрея).
Первый: Кто тут гарно так спевает,
На веселье приглашает?
Второй: Слышно всем, издалека!
Провожают казака!
(обращается к Андрею):
Ты, Андрюха, не журись,
Да домой скорей вернись!
Третий: Мы тебе кинжал вручаем,
Хозяйка: Добро пожаловать, гости дорогие!
(На сцену выходят станичники – мальчики и девочки в казачьих костюмах, среди них «старый казак», маленькие казачата, всего человек 5-6).
Хозяин: Просим в курень! Красному гостю – почётное место!
Хозяйка: Будьте как дома, присаживайтесь!
Хозяин и Хозяйка (вместе): Милости просим!
(На сцену выходит Атаман в сопровождении есаульца (адьютанта)).
Атаман: Слава Кубани!
Все казаки (хором): Героям слава!
Атаман: Доброго здоровья, дорогие станичники!
Хозяин: Здорово живёшь, Батька Атаман! Рад тебя видеть в своём курене! С добром к нам пожаловал, аль с печалью?
Атаман: Конечно с добром! Да с любовью к вам, станичники мои дорогие! Радостно мне, что собрались вы все вместе. Только вот скажите, по какой причине?
Хозяйка: А собрались мы, щоб песни казачьи спевать, игры и обычаи казачьи вспомнить, чтоб не сгинули они в веках, а достались детям нашим, да внукам!
Атаман: Добре, Хозяюшка, гутаришь, любо-дорого слушать такие речи!
Казачонок (обращается к Атаману): Господин Атаман! Дозволь слово молвить!
Казачонок: Прошение прийми от нас, казачат!
(Передаёт Атаману свёрнутое Прошение).
Атаман: Добре, счас прочтём! О чём таком просят наши хлопцы тай девчата.
(Читает): «Прошение». «Господин Атаман! Просим тебя провести смотрины наших хлопцев и девчат, тай посвятить их в казачата, бо хотим мы быть, як отцы наши и деды, защитниками и хранителями земли русской, Кубани родной!»
(Под музыку старинной казачьей песни «Ой, при лужку» выходят дети, сначала девочки, потом мальчики в казачьих костюмах).
Атаман: Гляньте, гости дорогие! Яки гарны хлопцы тай девчата повырастали! Назовитесь, чьи вы будете?
1-й мальчик: Я сын казака Иванова – Сашко.
2-й мальчик: Я сын казака Краснова – Василь.
1-я девочка: Я дочь казака Ярошенко – Марьянка.
2-я девочка: Я дочь казака Громова – Настя.
Атаман: Я так разумею, гости дорогие: надо нам устроить смотрины, щоб узнать: доросли ли эти бравые хлопцы да гарные дивчины до казачьей силы и умения, годятся ли они в казаки. В народе говорят: что есть в сыне лучшее – от родителей. Наши деды и прадеды завсегда могли народ повеселить песнями да шутками, плясками да прибаутками. А вы готовы гостей повеселить?
1-й мальчик: Мы завсегда готовы веселье справлять, дай только згак, господин Атаман!
Атаман: Даю приказ – песню запе-вай!
(Дети исполняют старинную казачью песню «На горе-то калина»).
2-й мальчик: Песню мы спели, Батько Атаман! Теперь хотим посоревноваться с девчатами в ловкости! Апанас! Где ты? Неси мешки!
(Проводится подвижная игра: прыжки в мешках, соревнуются в быстроте девочки и мальчики по очереди).
Атаман: Победителям дарю по моченному арбузу!
(Раздаёт детям свои «подарки»).
Хозяин: Позволь, господин Атаман, ребятне подмогнуть? Песню спеть, ту, которую наши деды пели, уходя на военную службу. Нехай мальцы подпевают, если им эта песня люба!
Атаман: Давай, спевай! И я тебе подмогну!
(Хозяин запевает старинную казачью песню «Как у нас было, на Дону». Начиная со 2-го куплета поют все дети, вместе с Хозяином и Атаманом).
Атаман: Молодцы, детвора! Согрели мою душу тем, что знаете и храните наши старинные казачьи песни! Ведь песня – отрада для души казака! Дед мой говорил так: злой песен не поёт! Злоба у человека голос душит, а значит, будь внучок, настороже с тем человеком, который петь не любит! Вот такая казачья мудрость дедом мне передана. А здесь я вижу, что все песню любят, а значит, живут с открытой душой!
1-й мальчик: Батька Атаман! Так мы ж не только спевать любим, но и плясать горазды! Дозволь нам пляску, дай казачью кадриль закрутить!
Атаман: Хозяева дорогие! Разрешите кадриль? Земля у вас не провалится, когда казаки в пляс пойдут?
Хозяин: Нехай пляшут! Казак должон уметь свою удаль показать не только в лихом бою, но и в казачьей пляске!
Атаман: Айда, братья-казаки в пляс!
(Под музыку старинной казачьей песни «Не ходи ты, хлопчик» исполняется казачья кадриль, парами, мальчик с девочкой).
Атаман: Ну, и сильны наши хлопцы и девчата в пляске! Сколько удали да сноровки показали! А задора сколько! Я еле устоял на месте, чуть сам в пляс не пошёл!
1-я девочка: Позволь, Батька Атаман, тебе подарок сделать! Старались, сами вышивали этот кисет для тебя! Моя бабушка всегда говорит: кисет для казака в военном походе – это кусочек родного дома. Поглядит он на кисет в дальней стороне – сразу дом, жинку, детей своих вспомнит!
(С поклоном передаёт Атаману кисет).
Атаман: Благодарю тебя от всей души, дочка! Дай Бог тебе здоровья, а твоим ручкам золотым – сноровки да умения!
(Обнимает девочку, гладит по голове.)
Атаман: А теперь время пришло хлопцев испытать: как они нашу славу казачью и старину берегут? Помнят ли они заветы наших прадедов и дедов, знают ли казачьи обычаи и заповеди? Почитают ли старших, учатся ли у них уму-разуму. Ну, готовсь, братцы, ответ держать перед станичниками. Слушайте все мои загадки!
(Атаман заправляет концы своего башлыка под ремень, выходит на середину сцены).
Атаман: Что это означает, когда казак по станице идёт, вот так заправив концы башлыка?
Атаман: Правильно! Это означало, что казак спешит, он выполняет важное задание Атамана и никто не должен его задерживать и отвлекать от дела.
Атаман: А что это означает, когда концы башлыка казак забрасывает за спину?
(Один из мальчиков отвечает Атаману).
Атаман: Правильно! Раз концы башлыка за спиной, значит казак сейчас вольный, на отдыхе, значит можно к нему подойти и погутарить.
Хозяин: Пора хлопцам поиграть, свои косточки размять! Становитесь в хоровод – впереди казак Федот!
(Все дети становятся в круг, исполняется старинная казачья песня «Трава, моя, трава» - 3 куплета).
Хозяйка: А ну, девчата, все сюда! У казаков веселья не бывает без казачьей частушки! Марьянка, начинай!
(Девочки по очереди исполняют куплеты частушек), например:
Караул! Караул!
Казак Миша утонул!
Не в болоте, не в реке –
Просто в кислом молоке!
Я сидела на окошке,
Ехал казачок на кошке!
Стал к окошку подъезжать,
Не смог кошку удержать!
Казаченьки-казаки,
Удалы головушки!
Долго будете стоять
Вы от нас в сторонушке?
Хозяин: Ну, шо хлопцы зажурылись? Не дело казаку унывать! Казак завсегда должон быть впереди, такая его доля! Подумаешь, шо девчата соловьём заливаются, зато они рубать лозу не умеют. А мы им счас покажем, шо такое шашка, когда она в казачьей руке очутилась!
(Исполняется игровой элемент «Рубка лозы». Затем Хозяин и один из мальчиков имитируют сабельный бой. Всё это происходит под музыку старинной казачьей песни «Кубанские казаки»).
Атаман: Дорогие гости! Как на ваш погляд, лихо казаки рубились?
Гости: Добре! Лихо! Молодцы!
Атаман: Вот и я так разумею, что негоже таким хлопцам в босяках ходить, пора их в казаки приписать! Лихость да сноровка у них есть, наши казачьи обычаи знают и почитают, да к тому же добре поют и пляшут, словом, дух казачий в них живёт!
Братья-казаки! Согласны вы с атамановым словом? Достойны эти хлопцы и девчата казачьего звания?
Гости: Достойны! Любо! Добре!
Хозяин: Батька Атаман! Бери их под своё атаманово крыло, нехай птенцы вырастают в орлов!
Атаман: Ну, раз так, раз всем вам приглянулись эти хлопцы и девчата, буду говорить своё атаманово слово, наш казачий наказ!
Хозяин: Тихо всем! Атаман гутарить будет!
(Атаману подносят наказ, написанный на большом свёрнутом листе бумаги, он разворачивает и громко читает):
Атаман: «Казачьему роду – нет переводу!
Слава, тебе, Господи, что мы – казаки!
Казаком надо не родиться,
Казаком надо стать!
Казаком быть – значит Родину любить!
Первое дело для казака – землю родную беречь!»
(Обращается к детям):
Вот, дети мои, древний наказ наших предков-казаков, его должен знать и в сердце своём хранить каждый казак и не только в сердце хранить, но и свято выполнять!
(Затем Атаман обращается к мальчикам):
Повторяйте за мной слова нашей казачьей клятвы:
«Слава Кубани, героям слава!
Клянусь, что буду верным сыном матушки – России!
Клянусь, что не подведу братьев – казаков!
Клянусь, что буду чтить заветы наших предков –
Кубанских казаков!
(Мальчики, все вместе, повторяют вслед за Атаманом).
Атаман: Отныне вы не хлопцы, а казаки! Не опозорьте плохим словом или дурным делом наш казачий род и свою родную станицу! Пусть будут у вас горячее сердце, холодный ум, добрая душа и чистые руки!
Хозяйка: И пусть ваша рука всегда крепко держит казачий кинжал и шашку, чтобы всегда вы были готовы защитить слабого, защитить свой дом, защитить русскую землю!
Атаман: Ну, а казачка всегда была верной подругой и помощницей казаку в любом добром деле! Она дом берегла, огонь хранила в домашнем очаге, когда казак уходил в дальний поход. Будьте и вы добрыми и верными хозяюшками в казачьем курене. Чтобы этот день запомнился вам на всю жизнь, примите мои атаманские подарки!
(Хозяин дарит мальчикам наборный казачий пояс, а Хозяйка надевает девочкам завески – красочно вышитые фартуки).
Мальчики – казачата: Благодарим, господин Атаман!
Девочки – казачки: Спасибо, Батька Атаман!
Атаман: На прощание, станичники мои дорогие, давайте споём нашу казачью походную песню, а казачата пусть подпевают!
(Исполняется современная казачья песня «Споём, казаки». Музыка В. Захарченко, текст и мелодию песни см. в Приложении).
Пояснение к сценарию праздника ПОСВЯЩЕНИЕ В КАЗАЧАТА
АРМАВИРСКИЙ ФИЛИАЛ КРАСНОДАРСКОГО КРАЕВОГО ИНСТИТУТА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО
ПРОФФЕСИОНАЛЬНОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ 2004 г.
СЦЕНАРИЙ ФОЛЬКЛОРНОГО ПРАЗДНИКА
«КАЗАЧЬЕМУ РОДУ НЕМА ПЕРЕВОДУ»
Звучит музыка (песня А. Розенбаума).
Историческая справка о казачестве.
1 ведущий :
Они наследники славы и горя, все те, кто, несмотря на жестокие гонения, расказачивание и раскулачивание, годы войн и репрессиий, когда само имя было приговором – казаки. Их предки через века пронесли свою самобытную культуру и традиции, быт и военную славу. Казаки гордятся своим именем, поэтому не случайно в казачьей молитве есть слова: «Слава тебе Господи, что мы – казаки».
2 ведущий :
Происхождение слова «казак» объясняется по-разному. Многие считают, что оно произошло от названия древнего скифского племени Кос-Сака, что в переводе значит «белый олень». А сами скифы часто считаются генетическим предками современных казаков. В переводе с тюркского, «казак» означает «вольный человек». Древние греки писали это слово «косакос», а в древнерусских летописях встречается название племени касогов. В конце концов, славяне называли казаками всех конных солдат.
3 ведущий :
С 16 века казаки считались привилегированным военно-служилым сословием. Историки полагают, что вольное казачество появилось в конце 15 века. Казаками называли себя вольные, то есть никому не принадлежащие, люди, которые селились в основном на берегах больших рек: Волги, Дона, Терека, Урала, по границе степей, на землях, которые были «ничьи», и еще недавно были владениями Золотой Орды.
4 ведущий:
Днепровские казаки в 16 веке основали знаменитую Запорожскую Сечь, куда бежали крестьяне, спасаясь от гнета помещиков и польских панов, а в начале 17 века военные общины, населявшие берега Дона, объединились в войско Донское. В мирное время казаки занимались земледелием и скотоводством, владели землей и были довольно зажиточными людьми. В военную пору казаки организовывали воинские соединения и участвовали в войнах. Никому не приносили своей присяги казаки, кроме царя и Отечества. Подвиги казаков овеяны легендами, о них сложены и легенды, написано множество книг и сняты кинофильмы.
Народные гуляния, казачьи забавы, зима
Фрагмент из художественного кинофильма «Тихий Дон» режиссер С. Герасимов.
5 Ведущий :
Казачество всегда было опорой для государства Российского, казаки несли государеву службу добровольно, охраняя границы России, часто принимали основной удар врагов на себя. Мальчиков казаки воспитывали как будущих воинов: уже в раннем детстве казачата учились управляться с лошадью, держали в руках нагайку и шашку, а подростками готовились к военной службе. Перед первыми военными сборами молодому казаку атаман дарил шапку, священник – Евангелие, а старики выправляли сапоги. Каждый мальчик в казачьей станице чувствовал себя мужчиной уже в 7 лет, он знал, что ответственен за свою семью, за мать, за земельный надел и свою родную станицу.
6 ведущий :
Главными казачьими символами являются знамя, бунчук (символ атамана в походе), сабля, нагайка, погоны, лампасы, серьги и посохи. Шапки и фуражки у казаков – особый атрибут гардероба. Нестроевой казак носил только фуражку. Шапки у южных казаков часто заменялись папахами. Головной убор нельзя снимать нигде, кроме церкви. Шапка, сбитая с головы, означала вызов на поединок. В доме казак кладет шапку на видное место, под икону, это означает, что семья казака находится под Бога и общины.
7 ведущий :
Шашка или сабля – символ полноты прав казака. Она вручалась в 17 лет и давала право обладать земельным паем. В церкви шашка обнажалась наполовину, что означало готовность казака встать на охрану веры. Сабля передавалась в семье по наследству, но если в роду не оставалось наследников, шашка ломалась и укладывалась в гроб к умершему казаку. Нагайка – такой же символ власти, как и шашка. Ее имел право носить только женатый казак, она дарилась на отцом невесты, а затем как знак власти в семье висела в хате у двери в спальню.
4. Инсценировка отрывка из поэмы В. Ходарева «Казачья любовь»
8 ведущий :
Казаки часто носили серьги в виде кольца. Серьга означала роль и место казака в роду. Единственный казак в роду носил одну серьгу в левом ухе, а единственный сын у – две серьги в обоих ушах. Командир при равнении направо или налево видел, кого из казаков нужно поберечь в бою, часто таких ребят не посылали в пикеты и не пускали в бою в первых рядах или в атаку.
Звучит отрывок из поэмы В. Ходарева «Казачья любовь».
1 ведущий :
К началу ХХ века сложились современные казачьи войска. Они получили названия по территории проживания, часто по названиям рек, берега которых традиционно считались вотчиной казачества. Признаками принадлежности к тому или иному войску были лампасы (широкие цветные полоски на штанах) и околыши на фуражках.
2 ведущий:
В наше время существуют несколько казачьих войск, мы перечислим их в зависимости от того, какое количество казаков входит в их ряды:
Донское, Кубанское, Терское, Хоперское, Оренбургское, Уральское, Забайкальское, Сибирское, Астраханское, Семиреченское, Амурское, Уссурийское, а также Енисейский и Якутский казачьи полки. Ставропольские казаки традиционно принадлежат Терскому казачьему войску, хотя несколько станиц на границе с Краснодарским краем приписаны к Кубанскому войску.
3 ведущий :
Особого внимания заслуживают казачьи чины и звания. Они не претерпели особой реформы с 16 века, и до сих пор казаки обязательно носят звания, не похожие на армейские. На самой нижней ступени служебной лестницы стоит рядовой казак . За ним следует чин приказного (соответствует званию ефрейтора в армии), затем идут младший урядник, урядник, старший урядник (соответствуют званиям современного сержантского состава). Звание вахмистра характерно только для казачества. Подхорунжий (прапорщик), хорунжий (младший лейтенант), сотник (лейтенант), подъесаул (старший лейтенант) – это младшие офицерские чины. Есаул – особое казачье звание, он командует сотней казаков и приравнивается к современному капитану. Далее следуют войсковой старшина (подполковник), полковник и генерал.
4 ведущий:
Казаки ревностно сохраняют свои традиции и обычаи. В казачьей семье не только старики, но и женщины пользовались особым положением, уважением и почитанием. Их оберегали и защищали их честь и достоинство. Интересы женщины-казачки защищал сначала отец и брат, а затем муж и сыновья. Часто казачки обращались напрямую к Атаману, чтобы тот оградил ее от буйного мужа. Станичные женщины всегда могли дать отпор любому, кто вел себя непочтительно и нагло. Молва о крутом нраве казачек пережила века, закрепившись в фольклоре: песнях, частушках, сказках. Одну такую казачью песню мы предлагаем Вашему вниманию.
Тамара Сергеева
Сценарий праздника «Гулянье в казачьей станице»
В наше время очень важно воспитание в детях нравственных и патриотических чувств. С этой целью мной было подготовлено и проведено открытое занятие "ГУЛЯНЬЕ В КАЗАЧЬЕЙ СТАНИЦЕ ". Цель которого – развитие у каждого ребенка системы знаний о своеобразии родного края, развитие у ребенка интереса к культуре и истории Донского края, развитие эмоционально – эстетической сферы дошкольника в процессе воспитания музыкальных, литературных, изобразительных произведений искусства родного края.
Была проведена большая подготовительная работа : Это и различные беседы, занятия, выставки рисунков. Занятия проходили в свободной и игровой форме. Дети очень любят когда занятия проходят в «Казачьей хате » , которую воспитатели оформили совместно с родителями. В хате – русская печь, стол, покрытый белоснежной скатертью, старинное зеркало, сундук, посуда, различная бытовая утварь.
ОТКРЫТОЕ ЗАНЯТИЕ «Гулянье в казачьей станице » .
ЗВУЧИТ МЕЛОДИЯ ДОНСКОЙ ПЕСНИ.
Ведущие в казачьих костюмах встречают гостей, сделав «воротики» . Дети : казак и казачка держат в руках поднос с хлебом, солью.
Ведущий 1 : Здрово дневали! (кланяется) .
Ведущий 2 : Здорово ночевали! (кланяется) .
Гости : Слава Богу!
Казачка :
Есть у нашего народа,
Вечные особые черты –
Не берут ни годы, ни невзгоды,
Ни капризы ветреной моды
От души они, от доброты.
Казак :
Гость, войди!
Традиций не нарушим.
И всегда чайку нальем.
Всем известно казаков радушье .
Хлебосольство и открытый дом.
Гости угощаются хлебом, солью и проходят в музыкальный зал. Звучит мелодия донской песни. В зал заходят мальчики-казаки , становятся в центре , делают «воротики» . В них проходят остальные дети и расходятся в разные стороны, становятся полукругом . Затем в «воротики» входят ведущие в казачьих костюмах . Приветствуют детей и гостей.
Ведущий 2. Здорово дневали!
Дети (хором) . Слава Богу!
Ведущий 1 : Дом там, где мы живем. А мы с вами живем на Донской земле. Наша Родина – это Донской край, где живут казаки . Вот мы Вас, дорогие гости, и пригласили на гулянье в казачью станицу .
Звучит мелодия песни «Обливская станица » , выходит казачонок .
Ты – казачий мой край необъятный .
Ты – донская сторонка моя.
И просторы твои не объять мне,
Не объять своим взором поля.
Ведущий 2. (Обращаясь к гостям) : Поглядите-ка на наших казачат . Приоделись они, приосанились! Поглядите-ка, какие они удалые, да нарядные.
Ведущий 1. (обращается к детям) :
Эй, казаки , что за праздник ?
Не расскажете нам разве?
1-й реб. А сегодня казачье гулянье !
2-й реб. Будем играть и петь!
3-й реб. Устроим танцы и состязания!
Ведущий 2 :
Мы будем веселиться и играть,
Петь, хороводить и плясать!
Станицу нашу прославлять !
1. Здравствуй, моя Обливская!
Дорогая моя станица .
Здравствуй, мой милый Чир,
Дай мне воды напиться!
2. Мой милый край, ты сердцу дорог!
Я с детских лет в тебя влюблен!
В степную ширь донских просторов,
И в каждый куст и в каждый клен!
3. Земля былинная моя,
Люблю тебя до сладкой боли :
И эту степь, и это поле,
И эту песню соловья!
4. Как у нас в Обливской –
Люди сильные,
Прославляют свою землю изобильную!
5. Травы в рощах полощут соцветья,
И над ними небес бирюза,
Я дружу с этой милою степью,
Где вчера отгремела гроза.
Будто кто-то ночными полями.
Проходил и рассыпал добро.
Собираю росинка горстями,
Лучшей пробы беру серебро.
Сколько раз уж бывали воспеты.
В наших песнях чабрец и ковыль.
И твои голубые просторы
И твоя богатырская ширь.
Степь родная. Дышу лишь тобою.
От зари до зари. Не совру.
Все хожу и хожу бороздою
И признаюсь – устать не могу. (М. Богданов)
Дети исполняют песню : «Эх, донские казаки !»
Ведущий 1 : Ну и здорово вы пели – любо-дорого глядеть.
А не сыграть ли нам в игры-забавушки
Озорные да распотешные?
ИГРА : «Кто быстрее поймает рыбу?»
Правила игры : надо перенести разрезанные части рыб, собрать свою рыбу, назвать ее отличительные особенности. (Сом, щука, карась, лещ)
Ведущий 2 : Ох, и ловкие вы, да быстрые!
Ведущие 1 : Но не только ловкостью и быстротой славились казаки , а еще и мудростью. На Дону пословица недаром молвится. Послушайте наших казачат .
1-й Казаки в бою не робеют – любого врага одолеют.
2-й Казак дружбу соблюдает – коня в беде не бросает.
3-й Кто пули боится, тот в казаки не годится .
4-й Казак хват силой , удалью богат.
5-й Казачья смелость порушит любую крепость.
6-й Не конь красит казака , а казак коня .
7-й Казак сам не съест , а коня накормит.
8-й Казак скорее умрет , чем с родной земли сойдет.
9-й Казак без песен , что виноградная лоза без гроздьев.
10-й На Дону казаку и камешек подпевает .
Ведущий 2 :
Во станице погулять
Вышли казачата .
Веселятся от души
Парни и девчата.
Ведущий 1 : Ой, стук – перестук.
С каблука на каблук,
Заходили каблуки,
Аж трещат половики.
Веселье продолжается. Пляска начинается. Дети исполняют казачий танец .
Ведущий «: Казак с конем и ночью и днем.
Ведущий!: А где же казачки , ваши кони быстрые?
Дети выходят на игру.
Игра : «Наряди казачку » .
Выходят 2 казака и 2 казачки . На середине зала стоит дерево, на нем висят по 2 пары : бусы, фартук, косынка. По сигналу казаки на «конях» скачут, преодолевая препятствия за бусами и т. д. Наряжают казачку . Кто быстрее.
Ведущий 2 : Ох, и любо дорого на вас удальцы поглядеть! Батькам смена добрая будет! Ставьте своих коней резвых, не подвели они вас. Недаром в народе говорится : каков казак , таков и конь. Отдохните на завалинке, да на станичниц наших поглядите .
Ведущий 1 : А в Обливской казачки есть .
Что не можно глаз отвесть.
А как песню запоют –
Сразу ноги в пляс идут!
Девочки-казачки исполняют песню «Гармонист-Тимошка» .
Ведущий 2 : Ну, как вам песню исполнили станичницы ?
Казак : Казачьи песни слушать – что мед ложкой кушать!
Ведущий 1 : Где ты, песня удалая,
Где Ты, пчелочка златая?
Под музыку заходит девочка в костюме пчелки. В корзинке у нее инструменты (бубен, ложки, металлофон) . Раздает их детям-казачатам .
ПЕСНЯ : «Пчелочка златая» .
Ведущий 2 : Да, места наши песенные! А ведь с песней казак рождался , шел на службу, с невестой обручался!
Ведущий 1 : И в каждом хуторе была своя запевка. А у вас в станице есть своя любимая ?
1-й ребенок : Как не быть? Есть!
Звучит приближаясь песня.
2-й ребенок Вон с Майдана, слышишь, поют.
Входят артисты из ансамбля «Лазоревые напевы» с песней
«Обливская станица » .
Ведущий 1 : Во станице мы гуляли ,
Песни весело играли!
Рады были видеть Вас
Подпевайте… В добрый час!
В исполнении артистов ансамбля «Лазоревые напевы» и детей старшей группы звучит песня «Донской край» .
Артисты ансамбля угощают детей пирогом.
Казак-ребенок : (держит пирог в руках, на подносе) .
Радо солнцу небушко,
Помогло подсолнушку.
Рада скатерть хлебушку,
Он на ней как солнышко.
Казачка :
Вот и настал момент прощаться.
Будет краткой наша речь.
Говорим мы до свиданья.
До счастливых новых встреч.
Ведущий 1 : Ой, спасибо Вам гостьюшки родные за Ваше тепло, за Ваше участие, за Ваши добрые улыбки!
Под казачьи песни дети выходят из зала.