Макияж. Уход за волосами. Уход за кожей

Макияж. Уход за волосами. Уход за кожей

» » Шкуры и кости: как на самом деле выглядел древний человек. Скифские племена и их потомки

Шкуры и кости: как на самом деле выглядел древний человек. Скифские племена и их потомки

Истории женщин давних лет могут быть такими же уникальными, как и их лица, реконструированные по костям черепа. Были ли они ведьмами, святыми, могущественными людьми или забытыми жертвами, они – это частичка давно ушедшей эпохи и наши проводники в прошлое.

1. Женщина возрастом 13 тысяч лет

После сложного процесса реконструкции на ученых взглянула почти эльфийская леди возрастом 13 тысяч лет, чьи останки были обнаружены в Таиланде. В жизни её рост был 152 см, и умерла эта женщина вполне европейской внешности в 25-35 лет. Согласитесь, она запросто может сойти за нашу современницу.

2. Жертва черного рынка

Эта молодая женщина умерла в Шотландии в 18 веке. Ее имя и история жизни неизвестны, но череп все же может многое рассказать. Останки молодой шотландки возрастом около 30 лет были найдены на участке, где хоронили бедных и одиноких людей. Ее передние зубы были вырваны, и исследователи полагают, что их продали на рынке для изготовления зубных протезов.

3. Нетипичная бразильянка

Одни из самых старых человеческих останков десятилетиями хранились в музее. Они принадлежали женщине, которую условно назвали Лузия, и она путешествовала по бразильской саванне 11,5 тысяч лет назад. Считается, что она умерла в возрасте чуть более 20 лет. Когда череп Лузии превратился в лицо, ученые были удивлены: её черты были отчетливо схожи с чертами чернокожих людей Африки, Австралии и южной части Тихого океана.

4. Сеньора де Као

Задолго до инков в Перу процветала культура Моче. Одной из их культовых мумий того времени является 1600-летняя сеньора де Као. Ее тело было обнаружено в 2005 году в гробнице, наполненной драгоценными вещами. Чтобы «представить» сеньору общественности, команда ученых воссоздала её лицо и тело в 3-D. Результат был поразительным. Вместо мумии посетители музея теперь могут видеть молодую женщину с высокими скулами, которая выглядит вполне себе живой.

5. Женщина из Спиталфилдс

В 1999 году археологи раскопали лондонское средневековое кладбище, где нашли загадочную женщину в огромном каменном саркофаге, датируемом примерно 350 г. н.э. На даме была одежда из шелка, вышитого золотом. Анализ ее зубов показал, что она не была британкой, а скорее всего родилась в Риме.

6. Длинноголовая кореянка

В 2013 году во время раскопок в Кёнджу, столице древнего царства Силла (57 г. до н.э. — 935 г.), был найден гроб с почти целым скелетом женщины, умершей в возрасте 40 лет. Главное, что привлекло внимание ученых, – это ее удлиненная голова. Более тщательное исследование и цифровая реконструкция показали, что такое строение черепа было абсолютно природным, а не модифицированным.

7. Прошлое загадочной мумии

Пожилая женщина не имела никаких шансов в 1704 году: её пытали, пока она не «призналась» в колдовстве. Приговоренная к смертной казни, Лилиас Ади умерла в тюрьме, хотя некоторые считают, что она наложила на себя руки. В 20 веке ее череп был сфотографирован, а в 2017 году судебные эксперты задались вопросом, возможно ли восстановить лицо по фото, так как череп уже не сохранился. Оказалось, что можно. Лилиас вполне похожа на современную среднестатистическую бабушку.

9. Самая старая американка

Подросток времен Ледникового периода, которую ученые назвали Найя, умерла в Мексике 12-13 тысяч лет назад и была найдена в 2007 году. Исследователи очень хотели «посмотреть в глаза» старейшей американке, и они крайне удивились её реконструированной внешности. Она была более специфичной для южной части Тихого океана или африканских групп, но почему это так, ответа найдено не было.

10. Возможная Мария Магдалина?

На юге Франции в одной из базилик хранится череп женщины, которую называют условной Марией Магдалиной. Реликвия довольно странная: череп встроен в золотой бюст, и он почернел со временем, но на нем все еще сохранились волосы. Совсем недавно ученые получили разрешение на воссоздание лица. Так появился облик женщины, которая вполне возможно стала одной из самых противоречивых фигур Библии. Она уже не была молодой, но все еще красивой дамой в возрасте 50 лет.

В основе миропонимания древних греков лежала красота. Они считали себя красивым народом и без стеснения доказывали это соседям, которые чаще всего верили эллинам и со временем, порой не без борьбы, перенимали их представления о прекрасном. Поэты классического периода, начиная с Гомера и Еврипида, рисуют героев высокими и светловолосыми. Но то был идеал. Кроме того, что в понимании человека того времени высокий рост? Какие локоны считались золотыми? Рыжие, каштановые, русые? На все эти вопросы нелегко найти ответы.

Когда географ Дикеарх из Мессены в ГУ в. до н. э. восхищался светловолосыми фиванцами и восхвалял мужество белокурых спартанцев, он лишь подчёркивал редкость светловолосых и светлокожих людей . С многочисленных изображений воинов на керамике или стенной росписи из Пилоса и Микен на зрителя смотрят бородатые мужчины с чёрными вьющимися волосами. Также тёмные волосы у жриц и придворных дам на дворцовых фресках Тиринфа. На египетских росписях там, где изображены народы, живущие «на островах Великой Зелени», предстают люди небольшого роста, стройные, с кожей более светлой, чем у египтян, с большими, широко открытыми тёмными глазами, с тонкими носами, тонкими губами и чёрными вьющимися волосами.

Это древний средиземноморский тип, который до сих пор встречается в данном регионе. Золотые маски из Микен показывают некоторые лица малоазийского типа - широкие, с близко посаженными глазами, мясистыми носами и сходящимися у переносицы бровями. При раскопках встречаются и костяки воинов балканского типа - с удлинённым торсом, круглой головой и крупными глазами. Все эти типы перемещались по территории Эллады и смешивались друг с другом, пока, наконец, не сложился тот образ эллина, который зафиксировал римский писатель Полемон во II в. н. э: «Те, кто сумел сохранить ионийскую расу во всей её чистоте, - мужчины довольно рослые и широкоплечие, статные и довольно светло-кожие. Волосы у них не совсем светлые, относительно мягкие и слегка волнистые. Лица широкие, скуластые, губы тонкие, нос прямой и блестящие, полные огня глаза».

Изучение скелетов позволяет сказать, что средний рост эллинских мужчин составлял 1,67-1,82 м, а женщин 1,50-1,57 м. Зубы почти у всех погребённых прекрасно сохранились, что не должно удивлять, поскольку в тс времена люди питались «экологически чистой» пищей и умирали сравнительно молодыми, редко перешагивая за 40-летний юбилей.

Психологически эллины представляли собой довольно любопытный тип. Помимо черт, присущих всем средиземноморским народам: индивидуализма, вспыльчивости, любви к спорам, состязаниям и зрелищам, греки были наделены любознательностью, гибким умом, страстью к приключениям. Их отличали вкус к риску и тяга к путешествиям. Они пускались в дорогу ради неё самой. Гостеприимность, общительность и драчливость также были их свойствами. Однако это лишь яркий эмоциональный покров, скрывающий глубокую внутреннюю неудовлетворённость и пессимизм, присущий эллинам.

Раздвоение греческой души давно отмечено историками искусства и религии. Тяга к веселью, стремление вкусить жизнь во всей её полноте и скоротечности призваны были лишь заглушить тоску и пустоту, разверзавшиеся в груди у эллина при мысли о нематериальном мире. Ужас от понимания, что земная жизнь - лучшее, что ожидает человека, был неосознанно велик. Дальше путь человека лежал в Тартар, где иссушенные жаждой тени скитаются по полям и лишь на мгновение обретают подобие речи и разума, когда родные приносят поминальные гекатомбы, изливая жертвенную кровь. Но и в солнечном мире, где человек ещё мог наслаждаться, пока ходил по земле, его ожидали тяжкий труд, эпидемии, войны, скитания, тоска по родным местам и потери близких. Обретённая с годами борений мудрость говорила эллину, что вечное блаженство вкушают только боги, они же заранее распоряжаются судьбой смертных, их приговор не изменить, как ни старайся. Таков вывод из популярнейшего, наделённого философским значением мифа об Эдипе.

Эдипу было предсказано, что он убьёт родного отца и женится на своей матери. Разлучённый с семьёй, юноша вернулся на родину через много лет и по незнанию совершил оба преступления. Ни его благочестие перед богами, ни справедливое правление в качестве царя Фив не отменили предопределения. Настал роковой час, и всё начертанное судьбой исполнилось. Эдип выколол себе глаза в знак слепоты, на которую человек обречён бессмертными богами, и отправился скитаться.

Ничего нельзя сделать, а потому радуйся, пока можешь, и вкушай полноту жизни, которая утекает между пальцами, - таков внутренний пафос греческого мироощущения. Эллины в полной мере осознавали себя участниками огромной трагедии, разворачивавшейся на подмостках мира. Гражданские свободы полисов не компенсировали душе отсутствие свободы от предопределения.

Итак, эллин - смеющийся пессимист. Ему становится тоскливо на весёлом пиру, он может в порыве минутного помрачения убить товарища или близкого или по воле бессмертных отправиться в странствие, не ожидая за совершённые подвиги ничего, кроме каверз небожителей. Если же человеку повезло пожить у родного-очага с милой семьёй, он станет таить счастье, не выставляя напоказ, ибо боги завистливы.

Характеристики, данные кельтам античными писателями, несколько схематичны, но несомненно отражают действительные особенности кельтского характера .

Часто отмечаются воинственность и отвага кельтов. Многие из них были весьма любознательны, легки на подъём, склонны к авантюрам. Нередки примеры кельтской словоохотливости, склонности к преувеличениям, любви к играм, пирам.

Кельтов (Галлов) часто описывали как людей высокого роста, с голубыми глазами, светлой кожей и русыми волосами. Но антропологи, изучавшие скелеты из латенских могильников, утверждают, что облик древних кельтов был значительно разнообразнее. Одни кельты носили бороды и длинные волосы, другие брились, оставляя свисающие или лихо закрученные усы, третьи красились либо использовали специальные растворы для закрепления причёсок.

Большое значение в кельтской культуре придавалось гривнам (кельт. «торквес») - специальным металлическим обручам , которые носили на шее. Роскошно украшенные золотые гривны указывали на высокий общественный статус владельца. Ближе к концу латенской культуры гривны в могилах уже не встречаются, но известны в кладах, сохраняются их изображения на монетах, металлических или каменных фигурах богов и героев. Повидимому, эти вещи играли особую роль в религиозных обрядах и верованиях кельтов.

Как и у некоторых других народов древности, важное место в жизни кельтов занимали пиры. Приглашённых рассаживали и подавали им угощение в строгом соответствии с общественным положением каждого. Барды восхваляли хозяев и высокопоставленных гостей. Иногда на пиру устраивали состязания. Победитель получал лакомую порцию мяса - окорок. Остатки этой части туши свиньи или кабана находят в могилах воинов, а иногда и женщинаристократок. Вообще, кельтская кухня была преимущественно мясной, а обилие пищи ценилось больше, чем её изысканность. Во время еды пользовались небольшим железным ножом, его подвешивали к поясу и всегда носили с собой.

Миф № 1: У неандертальцев были очень большие глаза

Это один из свежих, но уже успевших распространиться околонаучных мифов. Посмотрите на череп неандертальца: у него же огромные глазницы! А это значит - большущие глаза. Быть может, неандертальцы вели сумеречный или даже ночной образ жизни? Представьте себе приземистое существо с глазами-фарами, как у совы, днем прячущееся в пещерах, но стоит скрыться солнцу - бесшумно выползающее на большую дорогу, подкрадывающееся к безмятежно спящему мамонту. Откуда же взялись разговоры об огромных глазах? Весной 2013 года в журнале Proceedings of the Royal Society B: Biological Sciences была опубликована статья английских антропологов, которые выдвинули оригинальную гипотезу: неандертальцы долгое время жили на севере, где «солнца меньше, чем в тропиках». Их зрительная система адаптировалась к сумраку, и глаза увеличились в размерах. Соответственно, возросла и площадь зрительной коры головного мозга, в ущерб мышлению и способности к коммуникации. Исследователи решили проверить свою гипотезу: высчитали средний размер глазниц неандертальцев и древних сапиенсов, и у неандертальцев они действительно оказались в среднем крупнее - на 6 мм в высоту и почти на 3 мм в ширину. Дальше эта новость попадает в средства массовой информации, а оттуда - в наши головы. Но как вам такой факт: среди современных рас самые высокие глазницы… у монголоидов! И у них же - самые маленькие глаза. Предположение, что северные жители должны иметь большие глаза, чтобы лучше видеть в постоянных сумерках, также не проходит эмпирическую проверку. По такой логике самые маленькие глазки должны быть у экваториалов, а самые большие - у жителей Крайнего Севера. По факту - строго наоборот. Кроме того, ряд исследований современных приматов показал, что прямой зависимости между размером их глазниц и размером глаз… не выявлено. Поэтому мы по-прежнему будем доверять классическим реконструкциям, на которых неандертальцы - обладатели пусть и печальных, но вполне человеческих глаз.

Резюме: У неандертальцев были не большие глаза, а крупные глазницы. Исследования не выявили у человекообразных прямой зависимости между размерами глазниц и глаз. Современные жители Севера - обладатели крупных глазниц - вовсе не отличаются большими глазами.

Миф № 2: Древние люди ходили замотанные в шкуры и с дубиной в руке

Косматый дикарь в шкуре и с зажатой в лапе увесистой дубиной - классический образ массовой культуры, возможно никогда не существовавший в природе. Палками пользуются человекообразные обезьяны - значит, скорее всего, и австралопитеку вполне хватало мозгов, чтобы размахивать палкой для устрашения и защиты. Однако находки доисторических «дубин» археологам неизвестны. И даже если бы что-то подобное было обнаружено, то как отличить дубину от обычного обломка ветви или ствола? Древнейшее бесспорное деревянное орудие - это копье. Деревянные орудия, которыми пользуются ныне племена Африки или Австралии, совсем не похожи на те эффектные сучковатые чудища, которыми неизменно вооружают наших предков на классических иллюстрациях. Разумеется, нет и находок «накидок из шкур», в которые заворачивались наши пращуры, хотя, вероятно, что-то подобное древние люди носили. Здесь важно другое. Судя по всему, источник, из которого авторы популярных картинок и описаний доисторической жизни черпали свое вдохновение, - не археологические находки и не научные факты, а популярные издания и кинематограф. Растиражированный «пещерный человек» стал своего рода брендом, героем рекламных роликов и даже комедийных мультсериалов («Флинстоуны», 1960 год).

Александр Соколов. «Мифы об эволюции человека»

Людей каменного века художники изображали, руководствуясь своими представлениями о том, каким должен быть настоящий дикарь: могучим, мохнатым и безжалостным. Однако корни образа «пещерного человека с дубиной» можно найти в гораздо более глубоком прошлом. Оказывается, дикий человек (wildman) был популярным персонажем еще в Средневековье. Его образ всплывает в европейской литературе и декоративном искусстве, на гобеленах, барельефах и даже на монетах, украшает гербы. «Дикий человек» изображался сплошь покрытым волосами, а в руках, как вы уже догадались, он сжимал дубину. Из глубины веков, из недр человеческого подсознания дошел до нас образ «дикого человека» во всей своей первобытной красе.

Резюме: «Пещерный человек» - очень устойчивый архетип, живущий в человеческой культуре более 2 тысяч лет. В последней четверти XIX века образ «дикого человека» прекрасно вписался в новомодную идею происхождения человека от животного. И - под маской не то неандертальца, не то кроманьонца - наш обновленный герой вернулся в массовую культуру. Так незаметно смешались естествознание и фольклор. «Дикий человек» - продукт не научных изысканий, а фольклора и массовой культуры.

Миф № 3: Древние люди были очень волосатыми

Попросите любого знакомого описать первобытного человека. Скорее всего, слово «волосатый» будет в первой тройке эпитетов. Косматые, покрытые шерстью - такими мы их помним по иллюстрациям в популярных книгах, где акцент делался на звериной сущности, обезьяноподобности предка. Но что мы знаем на самом деле об их волосяном покрове, и в какой момент он исчез? Происходило ли это постепенно, или шерсть выпала сразу и напрочь? Даже если так, то потеря волосяного покрова должна была сопровождаться параллельной перестройкой многих систем: увеличилось количество потовых желез, утолщилась жировая прослойка, поменялся весь механизм терморегуляции. Рост волос на голове, напротив, усилился, а у мужчин вдобавок выросла внушительная борода. Палеонтология нам не поможет: в ископаемом виде сохраняются кости, но не волосы. Да, из вечной мерзлоты извлекают порой туши мамонтов, но мумий неандертальцев никто не находил. И все же неандертальцы по строению скелета и по образу жизни не принципиально отличались от нас: жили они не в лесах, а на открытой местности, пользовались огнем и орудиями, ходили на охоту. Мы вряд ли ошибемся, если предположим, что и по степени волосатости радикальной разницы между нами и ними не было. В 2004 году специалисты изучили вариации гена, отвечающего за цвет кожи у африканцев, и пришли к выводу: кожа человека стала темной не менее 1,2 млн лет назад. У человекообразных обезьян под шерстью кожа светлая, так как защищена от ультрафиолета волосяным покровом. Потемнеть она должна была уже после того, как наши предки лишились шерсти. А значит, уже больше миллиона лет назад люди не были «косматыми троглодитами». Почему же наша шерсть поредела? Вот возможное объяснение. После того как наши предки слезли с деревьев и вышли в саванну, под палящее солнце, им понадобилась более эффективная система терморегуляции. Возросло количество желез, выделяющих пот, который, испаряясь, понижал температуру тела. В такой ситуации волосяной покров был скорее помехой: испарение эффективнее происходит с открытой поверхности кожи. Поэтому шерсть исчезла. Обратите внимание, что на голове, подставленной солнечным лучам, сохранилась шапка волос, выполняющая функцию термозащиты. Вы спросите: а почему древние люди снова не обросли шерстью, когда ушли на север, в холода? Можно ответить так: вместо того чтобы ждать милости у эволюции, человек изобрел одежду и очаг. Исчезнувшую шерсть заменила теплая шкура, снятая с убитого животного. От дождя и ветра защитили стены пещеры или хижины, а огонь позволил пережить суровую зиму.

Резюме: Считается, что древние люди были очень волосатыми. В отличие от костей, волосы быстро разлагаются, поэтому о степени волосатости наших предков можно только гадать. Однако очень вероятно, что волосяной покров исчез уже на ранних стадиях эволюции человека.

Миф № 4: У древних людей руки были до колен, ноги короткие и кривые, и ходили они сгорбившись

Низкорослый, несуразный, с по-обезьяньи длинными руками, неандерталец трусливо жмется ко входу в пещеру… Важную роль в создании столь отталкивающего образа сыграл французский антрополог Марселин Буль. В 1911 году в книге, посвященной скелету неандертальского старика из Ля Шапель-о-Сен, Буль описал неандертальца как сутулого недочеловека, с вытянутой вперед шеей, передвигавшегося на полусогнутых ногах. А художник Франтишек Купка под руководством Буля воплотил образ, созданный антропологом, на бумаге. Получилось крайне непривлекательное существо, что-то вроде персонажа фильма ужасов. Спустя десятилетия выяснилось, что те признаки, которые Буль принял за характерные для неандертальцев, на самом деле были следствием пожилого возраста: старичка скрючил артрит. В молодости же он вполне мог быть статным красавцем с гордо поднятой головой. Однако эталон был задан. И пошло-поехало. Волосатый и страшный, с большим, подобным маске, лицом, массивными надбровьями и без малейшего намека на лоб, сжимающий огромный камень и двигающийся, как бабуин. Таким древний человек и вошел в массовое сознание. Как вы понимаете, находка комплектного скелета, включавшего бы и верхние, и нижние конечности, чтобы можно было оценить пропорции и осанку, - это редкая удача. Долгое время антропологам приходилось довольствоваться фрагментами, а остальное домысливать. Рассуждали так: раз эволюция - процесс плавный и равномерный, то все части человеческого тела «очеловечивались» постепенно и синхронно. Примитивной голове должно соответствовать обезьяноподобное тело (хотя уже первые находки питекантропа противоречили этому: к архаичному черепу прилагалась практически современная бедренная кость). Казалось логичным, что неандертальцы, а тем более питекантропы, еще вчера с деревьев слезли и не успели толком освоить хождение на двух ногах. Стереотип оказался живучим. Cейчас известно, что наши предки стали прямоходящими за несколько миллионов лет до появления питекантропа: этого времени более чем достаточно, чтобы достигнуть в хождении и беге на своих двоих высокого мастерства. Судя по строению ног, таза и позвоночника, уже австралопитеки шагали легко и непринужденно, и им совершенно ни к чему было сутулиться.

Резюме: Образ сгорбившихся, кривых и несуразных древних людей возник в начале прошлого века на основании ранних представлений об этапах эволюции человека. Формированию стереотипа способствовало исследование скелета неандертальского старика: возрастные изменения ученые неверно трактовали как присущие всему виду. Сейчас мы знаем, что почти современные пропорции и строение тела (кроме черепа) сложились у древних людей уже 1,5 млн лет назад. Мы вполне можем гордиться осанкой наших предков.

Миф № 5: В древности люди были великанами

Какой эпос обходился без великанов, титанов, гигантов или циклопов? Конечно, соблазнительно думать, что у мифических персонажей был реальный прототип - некая древняя раса, строители исполинских каменных сооружений, воздвигнуть которые не под силу обычному человеку. Что же сторонники реальности древних гигантов приводят в качестве доказательств? Во-первых, эффектные фотографии скелетов огромных размеров и идеальной сохранности, во-вторых, свидетельства очевидцев - например, крестьян, некогда находивших огромные кости прямо у себя на огороде. Правда, потом эти кости обычно куда-то исчезали. В-третьих, мегалитические постройки - например, знаменитый Стоунхендж. Люди нашей с вами комплекции при тогдашних технологиях не способны были тащить многотонные камни на десятки, а то и сотни километров, на это способны только великаны! В-четвертых, цитаты из летописей, дневников средневековых путешественников, описывавших встречи с великанами на экзотическом острове, в Патагонии, в снежных Гималаях или еще где-нибудь на краю света. И наконец, истории о найденных уже в XX веке останках гигантопитеков и мегантропов. Что ж, грамотно упакованный, такой набор аргументов производит на неподготовленного читателя сильное впечатление. Но если говорить серьезно, то легко убедиться в том, что фотографии «огромных скелетов» - банальный фотомонтаж, причем в ряде случаев известен даже автор фальшивок. Рассказы очевидцев - увы, не доказательства. Честные глаза очевидца не могут заменить главного - самих находок. Мегантропы и гигантопитеки давно нашли свое место на эволюционном древе, но не имеют ни малейшего отношения к легендарным «великанам» и точно не строили Стоунхендж (гигантопитеки - это родственники орангутанов, а мегантропов сейчас относят к яванскому человеку прямоходящему). Строители мегалитов также давно известны, описаны, и в ряде случаев экспериментально проверены технологии, позволяющие возвести Стоунхендж без помощи великанов или инопланетян. Кроме того, при знакомстве с биомеханикой и законами физики становится очевидным, что человек, таинственным образом выросший до нескольких метров, не смог бы нормально передвигаться. Его ноги сломались бы, раздавленные весом собственного тела. Взгляните на реальных животных-великанов - слонов или хотя бы горилл, на форму их тела, на толщину их конечностей. Примат, вымахавший до размеров слона, да еще и прямоходящий, обладал бы совершенно нечеловеческими пропорциями. А что говорит о росте наших предков палеоантропология? Несмотря на трудности, связанные с реконструкцией ископаемого существа, современной наукой накоплена немалая статистика размеров тела древних людей. И можно с уверенностью сказать, что в процессе эволюции рост наших предков не уменьшался, а увеличивался.

Резюме: Науке неизвестны ни находки останков гигантских людей, ни какие-либо косвенные свидетельства их существования в прошлом. Судя по данным палеоантропологов, в процессе эволюции рост наших предков не уменьшался, а увеличивался. По сравнению с австралопитеками мы с вами - настоящие великаны.

В 2014 году Ридли Скотт снял свой библейский эпос «Исход: цари и боги» и случайно развязал довольно неожиданный конфликт. В фильме древнеегипетских персонажей играют белые актеры, а это возмутило тех, верит, что египтяне были темнокожими. Но как на самом деле выглядели древние египтяне? Большинство египтологов настаивают нет оснований полагать, что к египтянам можно применять современную концепцию расы. Тем не менее, есть некоторые исторические «подсказки» относительно того, как могли выглядеть египтяне, хотя сразу оговоримся, что это всего лишь версии.

1. Геродот


Отец истории Геродот.

Греческий историк Геродот, который много писал о Египте примерно в 450 г. до н.э., был одним из первых, кто косвенно пролил свет на появление древних египтян. Писавший более чем за 100 лет до того, как Александр Македонский покорил Египет, Геродот утверждал, что жители Колхиды (район на восточном побережье Черного моря) были египетского происхождения, потому что, как и у египтян, у них была темная кожа и густые курчавые волосы. Обе группы также практиковали обрезание.

Краткое описание Геродота было предметом бесконечных дебатов. Если быть точным, то историк использовал слова melanchroes (имеющие темную или черную кожу) и oulotriches (имеющие кучерявые или вьющиеся волосы). Некоторые ученые полагают, что слово melanchroes может означать просто людей, у которых была более темная или смуглая кожа, чем у самого Геродота. Геродот также отмечает, что физический облик колхидян «ничего не доказывает, поскольку другие народы также имеют эти черты», а это может означать, что колхидяне не сильно отличались от других азиатских народов. Единственное, что понятно из записей Геродота, - египтяне, вероятно, не были очень уж светлокожими.

2. Рамсес II

В начале XIX века сторонники рабства и другие расисты утверждали, что древний Египет мог только быть настолько продвинут, поскольку в нем была европеоидная цивилизация. Они также предполагали, что египетский правящий класс был белым, а их рабы были чернокожими. Афроцентрические историки, с другой стороны, подчеркивают субсахарские истоки египетской цивилизации, утверждая, что древние египтяне были чернокожими. Кажется, что истина находится где-то посредине.


Мумия Рамсеса II.

В 1881 году была обнаружена мумия Рамсеса II (египетского фараона, правившего примерно в 1279-1213 г.г. до н.э.). Почти столетие спустя, в 1974 году, археологи в Париже провели судмедэкспертизе эту мумию. Их анализ показал, что у фараона были рыжие волосы, а эта черта никогда не встречалась в Африке к югу от Сахары. Рамсесу II было около девяноста лет, когда он умер, его седые волосы были окрашены в рыжий цвет хной, но микроскопический анализ подтвердил, что он изначально был рыжим. Поскольку Рамсес, как известно, был ливийского происхождения, историки предположили, что он, вероятно, имел относительно светлую кожу, тем более, что правителю Египта не нужно было часто появляться на солнце.

3. Тутанхамон

Источником споров являются современные изображения Тутанхамона, египетского фараона, который начал свое правление в возрасте девяти лет в 1330-х годах до нашей эры. Некоторые афроцентрические ученые утверждают, что популярные изображения фараона как белокожего человека, являются расистскими и вопиюще неточными.


Маска Тутанхамона.

Спор вспыхнул заново, когда египетские ученые секвенировали ДНК Тутанхамона. Хотя исследователи не опубликовали никакой информации о расе фараона, различные неонацистские организации ссылаются на размытый скриншот из документального фильма Discovery Channel, который, как они настаивают, «доказывает», что Тутанхамон был белым или даже скандинавом, поскольку у него предположительно была группа крови, распространенная на севере Европы.

Власти Египта были даже обвинены в попытке скрыть возможное еврейское наследие Тутанхамона из-за нынешней напряженности на Ближнем Востоке. Тем не менее, большинство генетических экспертов признают, что древнюю ДНК невероятно легко спутать (в одном известном случае ДНК, идентифицированная как принадлежащая динозавру, оказалась принадлежащей современному человеку). А это делает любое исследование ДНК Тутанхамона весьма спорным.

4. Кемет

Подобно тому, как немцы называют свою страну Дойчланд, а не Германия, древние египтяне не называли свою страну Египтом; они называли ее Кемет, что означает «черный». Как и следовало ожидать, есть много споров о конкретном значении слова «кемет». Два основных аргумента заключаются в том, что египтяне использовали слово «кемет» для обозначения своей страны как «земли чернокожих» или же называли её «черной землей».


Кемет - чёрная земля.

Большинство современных лингвистов склоняются ко второму варинту. Они утверждают, что ежегодные наводнения реки Нил приносили плодородную черную почву, которая обеспечивала сельскохозяйственное процветание страны. В результате египтяне назвали свою землю Кемет. Черная почва обеспечивала резкий визуальный контраст с песчаными пустынями вокруг Нила, которые древние египтяне называли «Дешрет» («красная земля»). Но только в части Египта, наиболее близкой к Нилу, была черная почва, а также у египтян не было никакого слова для обозначения расы, поэтому, возможно, ни один аргумент не является полностью правильным.

5. Мать Клеопатры

Разумеется, знаменитая Клеопатра была не совсем египтянкой, а происходила от одного из диадохов-полководцев Александра Македонского, Птолемея. Но какова была ее этническая принадлежность? Большинство египтологов считают, что она была смесью македонских греков и персов, но они точно не знают, кем была ее мать.


Тайна происхождения Клеопатры.

По политическим причинам Клеопатра приказала убить свою сестру Арсиною IV (у них был один отец, но, возможно, разные матери). Некоторые ученые утверждали, что Арсиноя IV была чернокожей, а это означает, что мать Клеопатры (и сама Клеопатра) могли быть африканками. В 1990-х годах один археолог утверждал, что идентифицировал могилу Арсинои и нашел ее скелет. Однако результаты тестирования ДНК костей были неубедительными, и ученые все еще не уверены, что это ее кости. Скорее всего, у Клеопатры была смесь крови ряда средиземноморских народов, греков и разных других национальностей.

6. Египетское искусство

А теперь о том, как же древние египтяне изображали сами себя. В египетских храмах есть статуи, настенные росписи и иллюстрированные папирусы, которые дают некоторое представление о том, как их создатели видели себя. Египтяне изображали себя с различным цветом кожи: от светло-коричневого, красного и желтого до черного.


Египетское искусство.

Мужчины часто были более темнокожими, чем женщины. Это, вероятно, указывает на то, что мужчины занимались ручным трудом на открытом воздухе, но стоит помнить, что древнеегипетские произведения искусства не были реалистичными, и большинство оттенков кожи были скорее символическими, чем реалистичными. Например, египтяне, изображенные с красными лицами или волосами могли означать, что они находятся под заклинанием Сета, злого божества пустыни.

Некоторые ученые утверждают, что египтяне использовали цвета в своих картинах, чтобы отличить себя от нубийцев (людей, которые жили на территории современного Судана), поэтому они и рисовали себя с красноватой или медной кожей, а нубийцев - с черной.

7. Большой Сфинкс

С его человеческой головой и львиным телом Большой Сфинкс Гизы - огромная и невероятно древняя скульптура (вероятно, она была построена около 2500 г. до н.э.). Никто точно не знает, чье лицо у сфинкса, но большинство египтологов считают, что это фараон Хафра. Когда в 1780-х годах французский историк граф Константин де Вольней посетил Сфинкса, он заявил, что у скульптуры негройдные черты лица.


Большой Сфинкс

Другими словами, древние египтяне были настоящими неграми, подобными всем коренным африканцам». Современные ученые считают почти невозможным судить об этнической принадлежности Сфинкса, поскольку тысячелетия дождей, ветров и жары стерли лицо статуи. Однако в начале 1990-х годов Фрэнк Доминго использовал свой опыт (он работал судмедэкспертом в полицейском участке в Нью-Йорке), чтобы измерить лицо Сфинкса.

Смоделированное им лицо было определенно не похожим на другие статуи Хафра, что указывает на то, что лицо Сфинкса было сделано по подобию кого-то другого. Вместо этого, получившаяся модель содержала отличительные африканские черты, которые, как правило, отсутствовали в других изображениях Хафры.

8. Новая раса

В 1880-х годах историк и археолог сэр Сэр Уильям Мэттью Флиндерс Питри был одним из ведущих исследователей египетских артефактов. Петри внес огромный вклад в египтологию - среди прочего он первым определил доисторическую культуру, которая предшествовала древнему Египту, каким его знают сегодня. Но некоторые из идей Петри остаются спорными. Например, он настаивал на том, что цивилизация раннего династичного Египта не является наследником местных доисторических народов, а по сути являлась «Новой расой», которая вторглась и завоевала «декадентскую цивилизацию доисторического периода».


На раскопках в Египте.

Петри утверждал, что между египетскими артефактами доисторических и династических периодов не наблюдается никакой преемственности, а это означает, что новая раса должна была «уничтожить или изгнать все египетское население». Он считал, что «Новая раса» могла быть из Ливии или Персии. Современные историки предположили, что теории Петри скорее основывались на европейских колониальных идеях XIX века, а династическая раса, которую он идентифицировал, была на самом деле местными египтянами. Интересно, что сам Петри в конце концов признал, что он ошибался.

9. Восточная пустыня

В начале 2000-х годов египтолог Тоби Уилкинсон опубликовал результаты исследования наскальных рисунков, найденных в древней восточной пустыне, в районе Сахары между Красным морем и Нилом. Наскальные рисунки, датируемые началом четвертого тысячелетия до нашей эры, изображают типичные снимки Нилской долины, крокодилов, гиппопотамов, а также изображения людей, которые носят головные уборы и вооружены булавами. Эти образы имеют значительные параллели с более поздними произведениями династических египтян, поэтому Уилкинсон сделал вывод, что корни египтян восходят к Восточной пустыне.


Где ваши корни?

Согласно Уилкинсону, предки династических египетских народов были полукочевыми скотоводами, которые перемещались между берегами рек и сухими районами Восточной пустыни. Эта пустыня, о которой идет речь, охватывает части современного Египта, Судана и Эфиопии. Однако теория Уилкинсона не была окончательно доказана, и он сам признает, что трудно точно идентифицировать наскальное искусство.

10. Зубы

Может ли изучение зубов древних египтян пролить свет на их происхождение и на кого они были похожи. В 2006 году исследование останков челюстей почти 1000 египетских скелетов показало, что зубы египтян оставались похожими на протяжении всей древней истории - другими словами, древнеегипетское население, вероятно, оставалось удивительно однородным на протяжении тычячелетий: между додистастическим периодом и ранней Римской империей.


Всё меняется, даже зубы.

Зубы с течением этого времени в основном просто слегка уменьшались по размеру, и они весьма напоминали зубы современных популяций по всей Северной Африке (на зубы людей из Европы и Западной Азии они были похожи меньше). Интересно, что автор исследования, Джоэл Д. Ирланд, предлагает, что стоматологические исследования показали «смесь многих биологически разных народов, включая группы из Сахары, нилотов и Леванта». Однако он утверждает, что эта «смесь» произошла в преддистастический период, до наступления золотого века Древнего Египта.

Когда египетская цивилизация процветала, население оставалось генетически схожим, благодаря обширным торговым связям, которые существовали по всей стране, что в значительной степени перевешивало любое внешнее влияние. Однако стоит отметить, что стоматологические измерения могут широко варьироваться даже среди близкородственных популяций.