Макияж. Уход за волосами. Уход за кожей

Макияж. Уход за волосами. Уход за кожей

» » Проект по русскому языку "Я и моё имя". не оставят его в беде, да и он всегда

Проект по русскому языку "Я и моё имя". не оставят его в беде, да и он всегда

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ПРАВДИНСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №1
ПУШКИНСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА» МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ

«Тайна имени»

Выполнили обучающиеся

3«Б» класса.

2015 год
Содержание

1.Методический паспорт проекта

2.Этапы проекта

3. Имена нашего класса

4.Актуальность проекта.

5. Значение наших имен.

6.Распространенные имена в нашей школе

7.Заключение

8. Используемая Литература

«Имена, имена, имена –

В нашей речи звучат неслучайно:

Как загадочна эта страна –

Так и имя – загадка и тайна»

(А. Бобров)

« Тайна имени». А ведь если обратиться к происхождению имён, можно узнать много интересного!

Многие ребята заинтересовались, что означают их имена, их происхождение. В семьях вспомнили о том дне, когда ребёнок появился на свет, кто выбирал ему имя. Прекрасные воспоминания! Были выполнены великолепные работы!

Методический паспорт проекта

Структура

«Тайна имени»

Учебный предмет

Окружающий мир, литературное чтение, русский язык

Адресация

Обучающиеся начальных классов

Участники проекта

Учитель, дети, родители

Тип проекта

Поисково-исследовательский, индивидуально-групповой, среднесрочный, информационный;

Гипотеза

Имя человеку даётся с рождения. Он его не выбирает, за него это делают другие. Мы хотели узнать историю происхождения и значение имён, совпадают ли наши черты характера со значением наших имён. Мы думаем, что имя - это просто слово, которое даёт мама при рождении своему ребёнку.

Цель проекта на слайд

раскрыть тайны имён обучающихся 3 класс

Задачи проекта

1.Изучить истории и значения имён. Узнать о значении и происхождении своего имени, о роли имени в жизни человека.

3.Прививать любовь к своему имени и к имени окружающих

4.Выяснить, знают ли ребята значение своего имени и историю его происхождения.

5.Изучить списки учащихся обучающихся с целью определения частоты употребления имён.

6. Систематизировать и оформить добытые при исследовании материалы.

7. Узнать об истории и происхождении имен.

8 .Определить самые популярные и самые редкие имена в классе, школе, что они обозначают.

Первое направление

Расширение знаний детей о возникновении имён. Ребята занимаются поиском сведений в различных источниках, читают статьи по данной теме, составляют интересные задания для своих одноклассников, придумывают себе имена, которые могли бы дать им родители в древни времена.

Второе направление

Это направление включает целую систему работы: Знакомство с наукой изучающей значение имен, ребята ведут подсчет имен в классе, узнают какие имена самые популярные в классе и выясняют, кто в их семье дал им имя и как его выбирали. Ребят узнают, есть ли мода на имена.

Третье направление

Эта работа вызывает у детей особый интерес. Ребята узнают о своих именах интересные сведения: значение своего имени, цвет имени, и выясняют какой должен быть характер человека с данным именем.

Четвёртое направление

Это особенно важное в проекте – вовлечение в работу не только участников проекта, но и свою семью. С этой целью участники проекта организовывают в классе встречи с родителями: праздник моей семьи « Выбор моего имени», витрина «Загадочные имена», литературный вечер « Имена в детских произведениях», конкурсы стихов, потешек и песенок « Имена вокруг нас».

Предмет исследования

Имена учащихся класса, школы.

Методы исследования

1.Изучение литературы.

2.Беседа с родителями;

4.Собственные наблюдения.

5. Анкетирование, наблюдение, сбор информации из литературных источников, обобщение.

Методика исследования

1 этап: подготовительный

Постановка проблемы, формулировка темы исследования, цели и задач, определение объекта и предмета исследования, выбор методов исследования.

Планирование, определение источников информации.

Определение группы учащихся

Определение направлений работы

2 этап: работа по определённым ранее направлениям

Анкетирование и опрос обучающихся начальных классов.

Изучение этапов истории имен

3 этап: обработка и оформление собранного материала

Систематизация и оформление добытых при исследовании материалов.

4 этап: защита проекта

Подготовка сообщений о значении и происхождении своего имени. Проведение классных часов .

Творческие работы обучающихся (книжки – малышки).

Презентация проекта.

Планируемый результат

Углубить знания о своих именах

Создать сборник об именах обучающихся

3 «б» класса

Тебе дано,

А люди им пользуются

Как и когда возникла идея этого проекта? Как мы выбирали тему проекта?

Мы учимся в 3 «б» классе Правдинской школы № 1. Мы - это 22 юных Россиян: 9 девочек и 13 мальчиков. Нашу учительницу зовут Марина Владимировна.

Нам стало интересно,

Появился интерес к этой теме. Так объектом нашего изучения стали имена. Вот поэтому мы решили больше узнать об именах.

Цель нашей работы.

Как мы проводили исследование.

1.Изучение литературы.

2.Беседа с родителями

3.Поиск информации в Интернете;

4.Собственные наблюдения.

5. Анкетирование, наблюдение, сбор информации из литературных источников.

Перед началом работы нами было проведено анкетирование в нашем классе. В анкетировании приняли участие 22 человек.

Результаты анкетирования.

Данные анкетирования показали, что большинство учащихся не знают значение собственного имени, его происхождение, день именин.

Результаты анкетирования ещё больше укрепили в нас желание продолжить исследовательскую работу и показать, что знакомство с тайной имён - дело увлекательное. Изучение имени человека - это весьма познавательный и увлекательный процесс, который вряд ли оставит кого-либо равнодушным. Приступив к изучению данной темы, мы решили следовать следующему плану:

1. Определить самые распространенные и редкие имена в классе и у первоклассников в нашей школе

2.Собрать информацию о значении и происхождении имен учащихся.

3. Выявить знаменитых людей, которые имеют такие же имена.

Какие же имена есть в нашем классе?

В нашем классе 1-Диана, 1- Любовь, 1-Михаил, 1- Айтэн,1- Алексей,

1-Александра, 1-Никита,1-Виктория, 1-Ксенья,1- Алина,1- Ярослав,1-Егор, 1 – Денис, 1 – Мирослав, 1 – Артем,1 – Анна,1-Игорь, 1-Отабек, 1-Роман, 1- Максим, 1 – Даниил, 1 – Екатерина.

Расставим наши имена в соответствии с этим порядком:

А –Айтэн, Алексей, Александра, Алина, Артём, Анна
В - Виктория

Д - Диана, Денис, Даниил.
Е – Егор, Екатерина
И - Игорь

К - Ксения

Л - Любовь

М – Максим, Михаил, Мирослав.

Н - Никита
О - Отабек

Я – Ярослав

Таким образом, мы сделаем следующие выводы:

2. Больше всего имен на букву «А»- 6 имен.

Исследование имен учащихся 3 «б» класса показало, что преобладают у мальчиков и девочек греческие варианты имен - 8 (Алексей, Александра, Ксения, Артем, Егор, Денис, Екатерина).

На втором месте имена, которые имеют латинское происхождение - 4 (Диана, Виктория, Максим, Роман).

На третьем месте имена, имеющие еврейское происхождение – 3 (Михаил, Анна, Даниил) и старославянское происхождение – 3 (Любовь, Ярослав, Мирослав).
На четвертом месте имена, имеющие тюркское – 2 (Айтэн, Отабек).
На пятом 1 – древнегерманское – Алина и древнескандинавское – Игорь.

В классе нет повторяющихся имен.
Также анкетирование позволило ответить на вопрос – почему или в честь кого называют людей?

Оказалось, что:

60 % - назвали крестильными именами или в честь святого, в день которого они родились;

20% - были названы именами, которые были наиболее популярны в тот момент;

15 %- были названы именами, потому что они редкие;

5 % - не смогли ответить на этот вопрос.

Занимаясь проектом, мы познакомились с книгами, в которых узнали о значении и происхождении своего имени, о роли имени в жизни человека. Выяснили, являются ли именины и День рождения тождественными понятиями. Познакомились с биографиями знаменитых «тёзок».

Проводя исследования, мы обнаружили, что многие знаменитости названы теми именами, которые мы изучали.

Актуальность проекта

Что мы узнали нового об именах.

Так как большинство учеников, опрошенных нами, не имели чёткого представления о том, что значит имя человека, то мы попытались при помощи справочной литературы определить понятие «имя».

По словарю:

«Имя - это слово, которым зовут, означают особь, личность»

Как только люди стали владеть языком, имена давались предметам, явлениям и, конечно же, самим людям.

Имя - основное средство общения, личное название человека. С древности люди воспринимали имена как часть человека. Наши предки верили: имя, данное человеку, не просто принадлежит ему по прихоти родителей, оно срастается с человеком.

Нет ни одного человека, у которого не было бы имени. Бывает, самого человека давно уже нет, а имя его живет. Так до нас дошли имена братец Иванушка и сестрица Аленушка из наших чудесных сказок. Их и вовсе не было, а имена живут.

Мы хотим загадать вам всем загадку. Про имена

Имена, имена, имена –

В нашей жизни звучат не случайно:

Как загадочна эта страна –

Так и имя – загадка и тайна.

Что же такое имена? Имя – это не просто слово. За каждым именем стоит определенная личность, человек, который не похож на всех остальных, единственный и неповторимый.

На классном часу мы узнали, что в древности люди давали друг другу только осмысленные имена, называя детей подходящими, на их взгляд, словами. У древних греков встречались такие имена: Петр, что означало «камень», Фока - «тюлень», Хризис - «золото».

Так поступали и наши предки. Старые русские имена звучали по-разному: Милонег, Доброслава, Добрыня, Малуша. Могли дать мальчишке

имя Волк - чтобы он был силен, смел и долго жил. Кто родился в субботу - называли Соботкой, первенца - Первушей, крикливого младенца - Бессонном или Неупокоем. Нам стало интересно, определяют ли наши имена, наш характьер, характер мальчишек и девчонок 21 века. Почему нас так назвали? Об этом мы спросили у наших родителей. Кроме того мы решили узнать, что означают наши имена.

Мы поставили перед собой цель узнать, какие имена носят ребята в нашем классе и первоклассники нашей школы и раскрыть тайны их имен.

Мы поставили перед собой задачи узнать:

1) значение и происхождение имён

2) отличаются ли имена, которые родители давали детям раньше от тех, которые дают сейчас?

3)какие имена являются самыми распространенными в нашем классе и у

первоклассников нашей школы?

Каково значение наших имен, почему нас так назвали. В ходе исследования мы узнавали историю своего рода, потому как многие носят имена своих бабушек, дедушек, дядей и теть. Было проведено анкетирование, в ходе которого выявились такие результаты. Многие учащихся не знают значение своего имени, и лишь немногие знают. Как и почему назвали так их, многие тоже не знают. Но им всем очень захотелось об этом узнать.

Их вытеснили иноземные имена, пришедшие с христианской религией.

Например,

Имя Александр пришло из Греции: это значило «защитник людей». Валентина по-латыни «дочь здоровяка, могучего человека».

Эти имена разошлись по всем европейским народам, каждый переделывал их на свой лад.

Имя человеку даётся один раз, при рождении, и сопутствует ему всю жизнь. Записанное в официальные документы, оно становится его личным названием. Мы привыкаем считать своё имя самым близким нам словом родного языка и своеобразным синонимом нашей собственной личности.

Однако многие не знают смысла имён и даже не задумываются над ним. Каждый из нас скажет своё имя, но не каждый сможет объяснить своё значение.

В самом деле, есть ли какой смысл в словах, которые являются нашими именами?

Личные имена имеют не только смысл, но и свою историю. Они, как и другие слова, рождаются человеческой фантазией, расцветают, стареют и умирают, исчезая из языка народа, который был их творцом.

Наречение младенцев именем во все времена рассматривалось как один из важнейших ритуалов, обеспечивающий человеку в будущем благоденствие , здоровье, удачу (или, напротив, ведущий к неудачам и болезням). К имени относились как оберег, а к самой процедуре выбора имени как к гаданию, попытке выгадать ребёнку лучшую долю. На этой почве у разных народов сложились разные традиции и разные традиции и системы табу, связанные с именами. Давая ребёнку имя в честь того или иного святого, люди предполагают, во-первых, что характер их сына или дочери будет напоминать личные особенности этого праведника (т. е. своего рода образец для подражания); а во-вторых, что этот святой станет небесным заступником-молитвенником перед Богом именно для этого ребёнка. Имя должно быть красивым и звучным, не очень длинным и легко произносимым, хорошо сочетающимся с фамилией и отчеством. Необыкновенные истории случаются всегда

только с людьми, чьи имена произносятся трудно.

Давно ли люди начали обращать внимание на роль имени в судьбе ребёнка? Кажется, это началось с того момента, как человек начал осознавать себя как разумное существо.

Когда мы начали работу, много прочитали об именах. Узнали, что подобрать имя новорожденному малышу - дело непростое. На выбор имени ребенка влияют и традиции семьи, и модные веяния, и национальные, религиозные корни, и даже политические взгляды родителей. О моде на имена следует поговорить отдельно. Эта мода существует всегда, в этом нет ничего плохого. Обычно она связана с изменением ценностей в поколениях, поэтому практически каждое десятилетие несет свои имена.

Хорошо, что мода на такие имена прошла. Есть ведь красивые, звучные русские имена

В эпоху Христианства появились так называемые крестильные имена, которые соответствовали именам святых. Такие имена имеют уже не славянское, а греческое происхождение. Однако, и некоторые славянские имена были признаны церковью, даже не смотря на то, что к святым они отношения не имели. Это, например, Ярослав, Мстислав, Ростислав, Святослав, Вячеслав и скандинавское Олег. Самыми распространенными в эпоху Христианства стали имена Иван и Фёдор. Также широкое распространение получили имена Пётр, Павел, Иоанн (Иван), Алексей, Филипп, Марк. Многие из крестильных имён имели древнееврейское происхождение, например имена: Анна, Даниил.

Так, начиная с 10 века и вплоть до 17 века, существовала традиция давать ребёнку два имени: крестильное церковное имя и мирское имя, даваемое родителями для обозначения внутрисемейных прозвищ. При этом крестильное имя было обязательным, а мирское - нет.

Давно канули те времена, а все так же серьезно подходят к выбору имени новоиспеченные родители.

Пусть ребенок получит свое собственное «правильное» имя, и с ним будет сам

строить свою собственную судьбу. И пусть он будет счастлив!

Заключение.

Имя человека - это судьба человека, это тот символ, который сопровождает человека всю его жизнь, символ, с которым человек проходит сквозь радость и горе, сквозь улыбки и слёзы, сквозь удачи и неприятности. Именно поэтому, знать происхождение имени, его толкование и значение, понимать все тонкости и тайны, которые скрывает имя человека - это так важно и необходимо каждому из нас.

Какие бы имена мы не носили, что бы ни предопределяли нам наши имена, мы всегда остаемся хозяевами нашей судьбы. Только от нас зависит какой след оставит наше имя на земле. Проведенное нами исследование позволяет сделать следующие выводы:

Имена – особые слова, они должны быть у всех людей, каждый человек имеет свое имя.

Имя много значит для человека и может повлиять на его характер.

Важно помнить, что имя – это не наряд, который можно надевать по праздникам, можно подарить или выбросить. Значение имени - часть личности, дается оно только единожды и сопровождает человека всю жизнь.

Какие бы имена мы не носили, чтобы не предопределяли нам наши имена, мы всегда остаёмся весёлыми и добрыми. Только от нас зависит какой след оставит наше имя на земле. В руках каждого человека - создать добрую славу своему имени.

Таким образом, на выбор имени влияет множество причин. Порой люди не могут объяснить свой выбор. Мы думаем, что нам удалось лишь слегка прикоснуться к этой тайне. И всё же мы научились хотя бы немного ориентироваться в этом огромном мире человеческих имён.

Интересно, а как произошли наши фамилии?

« Не имя красит человека,

а человек имя.»

Литература:

1. Intel® «Обучение для будущего»: Учеб. пособие – 8-е изд., исправленное и дополненное – М.: Интернет-Университет Информационных технологий, 2006. – 148 с. + CD

2. Хигир человека, его характер и судьба. – М., 2006.

3. Петрова Екатерина. Толкование имен. – М., 2005.

БАСОВА Татьяна Вечерний клуб, – М., 1996.

4. http://www. imena. org/name. html - происхождение и история имен.

5. http:///nam_A - толкование имен.

6. http://horo. mail. ru/namesecret. html - тайна имени.

7. http://www. lifebook. refus. ru/ - Книга Жизни.

8 .http://top50.nameofrussia. ru/ Проект «Имя Россия» - 50 наиболее популярных имён

9 .http://slovari. yandex. ru/dict/io Исторические сведения

10 .http://www. detskiyhttp://www. chudopredki. ru/366-imja-rebenka.- значения имён

11.http://www. chudopredki. ru/366-imja-rebenka.-aleksandr. html - об имени Александр

12.http://www. solnet. ee/names/n_02­_01.htm

Стихи, полезные сведения

13.http://www. /poslovizi. html - пословицы об именах

14.http://www. solnet. ee/names/n_02_01.html - стихи об именах

Муниципальное образовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 72

Проектно - исследовательская работа

«Что в имени тебе моем?»

Подготовила:

Бережная Полина, 5 «А» класс

Руководитель:

Дидковская Валентина Владимировна,

учитель русского языка и литературы

Ярославль

2016

Содержание

Введение

I Теоретический материал

1. Русские фамилии

1.1.Значение и происхождение слова «фамилия». История возникновения русских фамилий

2. Что в имени тебе моем?

2 .1. История имен

2.2.Что означают наши имена.

3. Из истории русских отчеств

II Исследовательская часть

1. Анкетирование одноклассников

2. Выводы и перспективы.

III Заключение

IV Список использованной литературы

V Приложения

Приложение 1(Анкета)

Приложение 2 ( Частушки – загадки об именах одноклассников)

Приложение 3(Узнай секрет по букве)

Введение

Представим себе на минуту фантастическую ситуацию: в наши руки попала машина времени, которая позволяет переносить в современность людей, хорошо известных в русской истории. Более того, представим, что эта машина времени позволяет задавать «гостям» из прошлого разнообразные вопросы. Пусть одним из таких «гостей» будет русский царь Иван Грозный. Однако элементарные вопросы интервью могли бы поставить Грозного в тупик. На первые два предложенных вопроса - Имя? Отчество? Фамилия? - он ответил бы без затруднений, однако третий вопрос вызвал бы у него затруднение. Почему? По двум причинам. Во-первых, ему не было известно слово «фамилия» в его современном значении: «наследственное семейное именование, прибавляемое к личному имени». Во-вторых, у него не было фамилии. Современные дети ответили бы на третий вопрос о фамилии Ивана Васильевича - Грозный, но не стоит путать фамилию с прозвищем.

Фамилия как и имя - это наша история. Они даются человеку лишь раз и навсегда.

А прозвищ у человека может быть сотни - тысячи, и ни одно из них не заменит ему фамилию и имя. Прозвище никогда не станет для человека дороже, чем собственные имя и фамилия. Поэтому каждый должен гордиться своей фамилией и с достоинством носить её, какая бы она ни была.

Ежедневно мы слышим и читаем десятки имен и фамилий, но ни один из нас ни разу, возможно, не задумывался над тем «Что же они значат?». Мне стало интересно это узнать. И я решила исследовать данный вопрос на примере своих имени и фамилии и имен и фамилий моих одноклассников.

Цель моей работы – проследить этапы возникновения и развития русских имен и фамилий на примере фамилий и имен одноклассников и своих собственных.

Задачи: 1)Изучить всю имеющуюся литературу по данной теме; 2)Провести анкетирование среди одноклассников; 3) Сделать выводы.

Гипотеза: я предполагаю, что имя и фамилия человека может многое рассказать об истории его рода и о предках.

Новизна работы заключается, во-первых, в том, что я никогда раньше не проводила

исследования на данную тему, и, во-вторых, ее результаты могут быть интересны для окружающих. Ученые - антропонимисты (антропонимика – наука, изучающая личные имена, отчества, фамилии, прозвища, псевдонимы людей и т. д.) подчеркивают, что изучение происхождения имен и фамилий способно дать полезные сведения и для историков, и для исследователей русского языка, т.к. некоторые слова, исчезнувшие из современного языка, могли сохраниться в фамилиях. Исследуя такие слова, мы можем восстановить и некоторые детали жизни наших предков. Российские исследователи - антропонимисты занимаются изучением русских фамилий относительно недавно, среди работ, посвященных этой теме, можно назвать Словарь русской ономастической терминологии Н.В. Подольской. Из него мне удалось узнать, что первые русские фамилии встречаются в дошедших до нас древнерусских документах 15 века, но существовать они могли и ранее. В 19 веке почти каждый русский уже имел фамилию. Но строгую наследственность и юридическую закрепленность они получили в 1930 году.

Актуальность исследовательской работы состоит в том, что многие из опрошенных пятиклассников хотели бы знать о происхождении своей фамилии, так как сейчас стало модным интересоваться своими предками, составлять фамильное (генеалогическое) древо. Фамилия - наследственное имя семьи. Фамилии и имена - своего рода живая история. Они доносят до нас множество забытых, никем не записанных слов и многие утраченные живой речью формы.

Объекты исследования: ученики 5-А класса(11-12 лет).

Методы исследования: 1.Метод изучения , поисковый. 2.Метод наблюдения.

3. Описательный. 4. Метод сравнения и сопоставление. 5. Анкетирование.

6. Метод анализа и обобщения. 7. Метод информирования.

Предполагаемый результат: узнав о происхождении своих имени и фамилии, а также имен и фамилий моих одноклассников, я смогу пополнить знания не только о своей семье, но и результатами своего исследования помогу составить более полное генеалогическое древо своим одноклассникам.

I Теоретический материал

Русские фамилии

Тайна фамилии много расскажет

Чью – то судьбу непременно покажет.

Смысл фамилий знать нужно давно.

Тайну укрыть никому не дано!

Значение и происхождение слова «фамилия»

Интересна история самого слова «фамилия». По происхождению своему оно латинское и в русский язык попало в составе слов, заимствованных из языков Западной Европы. Но в России слово фамилия поначалу употреблялось в значении «семья». И только в XIX веке слово фамилия в русском языке постепенно приобрело своё второе значение, ставшее затем основным. Как известно, фамилия – это наследственное семейное именование, употребляемое вместе с личным именем. То есть она передаётся из поколения в поколение, от старших членов семьи – младшим.

В словаре С.И. Ожегова мы находим следующее толкование: «Фамилия – 1.Наследственное семейное наименование, прибавляемое к личному имени. Девичья фамилия. 2.То же, что род. Старинная фамилия. 3. То же, что семья (в 1 значении; устар.). Всей фамилией отправились в гости». «При разработке Кодекса законов о браке и семье возникла необходимость научно определить термин фамилия. Главное управление Загса СССР обратилось к группе ономастики Института этнографии АН СССР. В результате обсуждения принято такое определение фамилии: наследственное имя семьи, устойчивое не менее как в трёх поколениях», - утверждает В.А.Никонов.

Соответственно, чтобы узнать, в чём состоит значение и тайна фамилии, нужно обратиться к её истокам, понять, какова их история и происхождение. Фамилия – очень ценный материал для исследования в разных областях знаний.

История возникновения русских фамилий

Порядок был когда-то русский:

Спроси: "Ты чей, каких родов?"

Ответ был ясен, горд по-русски:

«Я сын Петра. Я есть Петров».

Л. Онучина

Русские фамилии - это общее имя членов семьи, наследуемое далее двух поколений.

На Руси фамилии образовывались от имени предка и отчества (Иванов, Петров); от места или от эпитета по месту жительства предка (Задорожный, Заречный); от названия города или местности, из которой происходил человек (Москвитин, Тверитин, Пермитин); от профессии, должности предка (Сапожников, Лаптев, Приказчиков, Бондарь); от порядка рождения предка (Третьяк, Шестак); от этнического происхождения предка (Хохлов, Литвинов, Поляков, Татаринов, Москалёв). Чаще фамилии в своём основании имели кличку или отчество какого-либо члена рода, чем-нибудь отличившегося, переехавшего в другую местность, ставшего владельцем имения или главой особенно большого семейства. Так и писали в документах: "сотник, прозвище Блоха"; "Неупокой Карга"; "Первой Добрыня, зовомый Чернобровец".

Вспомним, как звали трех былинных богатырей: Илья Муромец, Добрыня Никитич, Алеша Попович.

Муромец – не фамилия, а прозвище, напоминающее о том, что храбрый «Илья сын Иванович» он был родом из города из Мурома.

Добрыня Никитич – сын Никиты.

Попович – может показаться нам фамилией, но в древние времена Попович было прозвищем по роду занятий отца - попа.

В различных общественных слоях фамилии появились в разное время. Первыми в 16-17 вв. приобрели фамилии князья и бояре. В 18-19 вв. стали появляться фамилии у служивых и торговых людей. В них часто отражались географические понятия по факту рождения. Духовенство стало приобретать фамилии лишь с середины 18 в., обычно образуемые от названий приходов (Преображенский, Никольский, Покровский и т. п.).

В середине 19 в., особенно после отмены крепостного права в 1861 г., формируются фамилии крестьян (от фамилий помещиков, названий населённых пунктов, прозвищ, отчеств), а у некоторых они появились только в 30-е годы 20 века. В настоящее время известно более 200 тысяч русских фамилий.

Что в имени тебе моем?

История имен

Имена, имена, имена –

В нашей речи звучат неслучайно:

Как загадочна эта страна,

Так и имя – загадка и тайна.

А.Бобров

Без чего на свете нельзя обойтись? Что радует слух лучше любой музыки? О чем эта загадка? Нас не было - оно было,

Нас не будет - оно будет;

Никто ни у кого его не видел,

А у каждого оно есть. (Имя)

Конечно же, это собственное имя. Людей нарекали именами еще с древнейших времен. Так, читаем у древнегреческого поэта Гомера в его «Одиссее»:

«Нет меж живущих людей, да не может и быть, безымянных:

В первый же миг по рождении каждый, убогий и знатный,

Имя, как сладостный дар, от родимых своих получает...»

В кладезе народной русской мудрости сохранилось немало пословиц и поговорок об именах:

В лицо человек сам себя не признаёт, а имя своё знает.

С именем Иван, а без имени – болван.

Убогому кличка голыш.

Такое прозванье, что с морозу не выговоришь.

Крестил поп Иваном, прозвали люди болваном.

Разумником поп окрестил, да не тем слывёт.

На Макара "все шишки валятся"

Куда Макар телят не гонял

Аника - воин, сидит да воет.

Человеческое имя с древнейших времен обладает магической силой, является объектом различных теорий и исследований. Имя окутано завесой тайны. Этот таинственный мир, разнообразный и красочный, непостижимым образом влияет на наши судьбы.

Роль имени в жизни человека всегда волновала и будет волновать людей. Исторические сложилось мнение, что через определенное имя можно передать человеку качества характера и судьбу.

Каждому человеку важно знать значение собственного имени, его происхождение, почему именно это имя ему было дано и насколько оно популярно среди его ровесников . Ведь имя дается при рождении и сопутствует человеку всю жизнь, являясь своеобразной визитной карточкой его носителя.

А что же означают наши имена?

Имена появились на заре человеческой истории, вместе с появлением речи. Хотя в современном понимании к личным именам первобытных племен лучше всего подошел бы термин «прозвища». Тем не менее, имена пришли к людям раз и навсегда. Имя - это первое, что упоминается в разговоре, когда речь заходит о том или ином человеке. Имя, это первое, что получает человек при рождении. «Без имени ребёнок – чертёнок», - говорили в народе.

А что же это такое – имя? В словаре В. И. Даля читаем: имя – это «название, наименование, слово, которым зовут, означают личность». Изначальный смысл имени заключается в том, чтобы одним точным словом или фразой попытаться схватить, обозначить глубинный смысл вещи, выявить ее суть, найти характерную ее особенность.

Имена людей – это часть истории и народов. У русских имен интересная история. Одни из них прожили долгую жизнь и сохранились до нашего времени, другие появились совсем недавно.

С древнейших времен человечество трепетно относилось к имени. Его не давали просто так. Как правило, оно свидетельствовало о предназначении ребенка и было связано с именем Бога, на покровительство и защиту которого рассчитывали. Поэтому во многих странах ребёнку давали два имени: истинное и ложное. Истинное имя тщательно скрывалось, чтобы злые силы не воспользовались им и не нанесли человеку вред. В древнерусских летописях есть такие имена, как Неждан, Неудача, Огурец, Нелюб, Ончутка (то есть "черт"), Нехорошей, Лубяная, Сабля, Болван, Поганый Поп… Однако, ошибочно думать, что люди, носившие их, везде были лишними, незваными и невезучими. Наши предки очень боялись сглаза, злого слова и умысла. Они считали, что наибольшей опасности подвергаются добрые, честные, сильные люди. Именно поэтому заботливые родители называли своего ребенка «плохим» именем, надеясь, что оно защитит их дитя от нечистой силы. Не случайно во многих русских сказках Иванушка - дурачок оказывался самим умным и удачливым сыном.

А как благозвучны славянские имена! Мужчины именовались Велимирами, Бориславами, Ладомирами, Изяславами, Добромирами, Ратиборами, Пересветами, Стоянами, Святогорами, Милославами, Хоробрами. Женщинам давали имена Любава, Станислава, Светозара, Тихомира, Милана, Милослава, Лада, Забава, Златоцвета, Ждана, Голуба, Веселина, Ярослава. Значение этих имён легко определить, оно понятно и нам, потомкам. К сожалению, славянские имена оказались несправедливо забытыми, особенно с введением христианства.

На раннем этапе развития цивилизации жители Древней Руси носили имена-клички, взятые от названий животных, растений, вещей и всего того, что было на виду всегда. Одни имена связывались с событиями из жизни людей, другие – указывали на занятия людей, приметы или особенности характера человека. В древней Руси имен было много. Нам они сейчас кажутся смешными, но отмечали они наиболее характерные признаки или внешние особенности человека, например: Светлана, Беляк, Черныш, Мал, Косой, Рябой, Кудряш. Были имена, отражавшие порядок появления детей, например: Первой, Вторуня, Старшой. Вот несколько характеристик имен по характеру – Добрыня, Храбр, Горд, Молчун, Умник, Несмеяна, Досада, Добрава; по профессии – Кожемяка, Селянин и др. Можно не поверить в их подлинность, подумав, что это клички. Но это действительно имена наших предков.

Существовало убеждение, что если дать ребенку имя известных в какой - то местности плохих людей, то и ребенок приобретет подобные отрицательные черты. Следовательно, нужно давать только хорошие. Отсюда сформировалась традиция, распространенная и по сей день, - наречение человека «в чью-то честь».

Современные, известные нам имена: Александр, Алексей, Иван, Дмитрий, Татьяна, Оксана и другие пришли к нам из других языков. Учёные подсчитали, что

90 % современных русских имён – иностранные по происхождению. Они пришли к нам из греческого, латинского, еврейского, арамейского, персидского, скандинавских языков с принятием христианства.

И при крещении стали давать человеку второе имя, древнегреческое, латинское, древнееврейское и другие. Русскому человеку чужестранное имя было непонятно, им пользовались только в документах, а в быту не употребляли. Например: в документах значилось Стефан, а в быту звали Степан или Иоанн-Иван.

В России, на протяжении довольно долгого времени

Приложение №1 «Частушки – загадки об именах одноклассников»

***

В школе учится мальчишка

Пятиклассник, шалунишка

Разорвал тетрадь и книжку

Наказала мама ….. (Мишку)

***

На окошке Карлсон сел,

И варенье тут же съел.

Просит: «Дай мне шоколад!»

Стать готов друзьями ….. (Влад)

***

Прочитала сказки

И закрыла глазки

Ночью снились страсти,

Жаловалась …… (Настя)

***

Шить умеет и поёт-

Помощь бабушке растёт.

Учится отлично в школе,

Хочет быть певицей……. (Поля)

***

Спортсмен, любит заниматься,

Бегать, прыгать, кувыркаться

Укрепляет силу - воли,

Чемпионом будет….. (Коля)

***

Если ищете тихоню,

То скромнее не найти,

Имя редкое такое –

Аня, как тебя найти? (Аня)

Ты вратарь, твоя работа,

Защищать свои ворота.

На него надежда наша

Не пропустит шайбу ….. (Саша)

***

Катя – строгая натура,

И серьезная вполне,

Если воли дать маленько –

Она пляшет на столе! (Катя)

***

Если нужен вам порядок,

В друзья Арину выбирай,

Только ей дарить подарки

Никогда не забывай. (Арина)

***

Кропотливая во всем,

Даша украшает дом.

Только спутница – гордыня,

Ох, мешает ей во всем. (Даша)

***

Женя ходит в одиночку.
Нет друзей и нет подруг.
Не пора ли ставить точку
И любить детей вокруг. (Женя)

***

Наш Адлан - то оттоптал
Ноги, как бульдозером.
Словно утки, будем плавать
В ластах мы по озеру. (Адлан)

***

Для чего, скажите, дети,
Существуют книги?
Чтоб Максим наш колотил
Всех мальчишек ими. (Максим)

***
У кого четверок много
И ума палата.
Слава знает все на свете,
Даже о лопате. (Слава)

***

Ходил по улице герой

Без шапки зимнею порой.

И вот сидит он дома-

Теперь болеет ….. (Рома)

***

Егор ходит на уроки,
Пишет всем послания.
Кто получит телеграмму,
Терпит наказание. (Егор)

***

Если ищете давно

Вы руководителя,

Выбирайте только Геру –

Вашего спасителя! (Герман)

***

Не судите вы Арину

За её прекрасный вид.

Ненароком вдруг Арина

Всех парней в себя влюбит. (Арина)

Приложение 2. « Узнай секрет по букве»

Гласные буквы

А - символизирует начало – творца, первооткрывателя, создателя идеи

Е – самокритичность, самовыражение, оригинальность, щедрость

Ё – вспыльчивость, отсутствие сдержанности

И – миролюбивая натура, добрая и ранимая душа

О – стремление понять все жизненные законы и предназначения, умение рассуждать

У – склонность к открытым высказываниям своих мыслей, великодушие

Э – тщеславие и некорректная показуха, любознательность, пронырливость

Ю – любовь к общественным наукам, способность к жестоким поступкам

Я – умение добиваться цели и отстаивать свои позиции

Согласные буквы

Б – финансовая независимость

В - творческая личность, коммуникабельность

Г – любознательность, стремление к большим знаниям

Д – обдуманность, осторожность в принятии любых решений, доброжелательность

Ж – возвышенные взгляды, замкнутая натура

З – трусость, отличная интуиция

К – умение держать всё в себе, скрытность натуры

Л – стремление найти и выполнить своё предназначение

М – большая любовь к природе, практичность

Н – самодостаточность, самолюбие, творческие скрытые способности

П – большое количество идей, инициативность, склонность к обобщениям

Р – самоуверенность, ум, смелость, решительность

С – раздражительность, недовольство окружающими, вспыльчивость, но быстрая отходчивость

Т – неспособность трезво оценить свои возможности, максимализм

Ф – преувеличение значительности своей личности, склонность ощущать себя центром вселенной, лживость

Х – стабильность, прочность, хорошее финансовое положение, независимость

Ц – амбиции, заносчивая натура

Ч – преобладание коллективизма в ущерб личности, развитое чувство долга, альтруизм

Ш – умение держать высоко поднятую голову, ощущение важности собственной персоны

Щ – желание всегда помочь, великодушие, умение руководить

Приложение 3. «Анкета»

Анкета для детей

1.Знаешь ли ты происхождение своей фамилии? _________________________

2. Если «да», то кто тебе рассказал о ее происхождении?_________________________

3.Можешь ли ты назвать своих знаменитых однофамильцев? (Запиши их имя и профессию) _______________________________________________________________________________________

4 . Знаешь ли ты, почему тебе дали именно это имя? (нужное выдели)

А) согласно семейным обычаям, часто в память или в честь дорогого родного человека,

Б) из-за красивого звучания, сочетания с отчеством отца;

В) потому что редкое;

Г) желание родителей;

Д) потому что модное, актуальное.

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ЛУГАНСКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ

«РОВЕНЬКОВСКАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №6»

Проект

по русскому языку

Тайна имени

Выполнили

учащиеся 3-А класса

Руководитель: Туз Е.П.

Ровеньки

2017 год

Содержание

    Введение

    Аннотация проекта

    Цели и задачи проекта

    Планируемый результат

    Актуальность

    План проведения проекта

    Основная часть

    Заключение

1.Введение

Почти каждый из нас хоть раз задавался вопросом, что обозначает то или иное имя для мальчика и девочки. Нам интересно узнать каково точное значение имени, которым нарекли нас наши родители, какова его история, этимология, что это имя означает для других людей, и что предрекает нам. Полная тайна имени может раскрыть для нас потаенные черты характера наших друзей, близких и коллег, помочь избежать ошибок в общении с ними.

2.Аннотация проекта

Проект ориентирован на развитие у учащихся аналитического мышления в процессе анализа информации, сравнения, сопоставления и отбора необходимых фактов; ассоциативного мышления - установление ассоциаций с ранее изученными знакомыми фактами и явлениями; логического мышления - умения выстраивать логику доказательности принимаемого решения, внутреннюю логику решаемой проблемы, логику последовательности действий, принимаемых для решения проблемы.

3. Цель проекта:

1.Узнать, что такое имя.

2. Узнать об истории и происхождении имен.

3.Определить самые популярные и самые редкие имена в начальной школе, что они обозначают.

Задачи проекта:

1.Изучить истории и значения имён. Узнать о значении и происхождении своего имени, о роли имени в жизни человека.

2.Развивать навыки исследовательской деятельности

3.Прививать любовь к своему имени и к имени окружающих

4.Выяснить, знают ли ребята значение своего имени и историю его

происхождения.

5.Изучить списки учащихся обучающихся 1-4 классов с целью определения частоты употребления имён.

6. Систематизировать и оформить добытые при исследовании материалы.

4. Планируемый результат:

Углубить знания о своих именах

5. Актуальность проекта

Каково значение наших имен, почему нас так назвали. В ходе исследования мы узнавали историю своего рода, так как многие носят имена своих бабушек, дедушек, дядей и теть.

Имена людей – это часть истории народов. В них отражаются быт, верования, чаяния, фантазия и творчество народов. А знать историю своего народа должен каждый человек.

Вот и актуальной оказалась тема нашего проекта.

6. План проведения проекта

Подготовительный этап

    Анкетирование.

    Определение темы проекта.

    Определение направлений работы, составление плана.

План работы ребенка:

7. Основная часть

Имена, имена, имена

В нашей жизни звучат не случайно.

Как загадочна эта страна –

Так и имя – загадка и тайна.

Перед началом работы нами было проведено анкетирование в 1-4 классах. В анкетировании приняли участие 256 человека.

Данные анкетирования показали, что большинство учащихся не знают значение собственного имени, его происхождение.

Результаты анкетирования ещё больше укрепили в нас желание продолжить исследовательскую работу и показать, что знакомство с тайной имён - дело увлекательное. Изучение имени человека - это весьма познавательный и увлекательный процесс, который вряд ли оставит кого-либо равнодушным.

Мы узнали, что существует даже специальная наука, изучающая имена ОНОМАСТИКА

Имена появились на заре человеческой истории, вместе с появлением речи. Наши предки, жители Древней Руси, носили имена – клички, взятые от названий животных, растений, вещей …

Вот несколько русских имён – характеристик:

    по внешности человека Косой, Рябой, Кудряш, Черныш

    по черте человеческого характера Добрыня, Молчан, Несмеяна,

    по месту в семье Первый, Второй, Третьяк и другие.

Какие же имена есть в нашей начальной школе?

Девочки Алина -3

Альбина -1

Ангелина -5 Анастасия -10

Анна -6

Александра -3

Анжелика -1 Валерий -1

Арина -4

Валерия -4

Валентина -1

Вероника -3

Виктория -3

Виолетта -2

Владислава -3

Дарина -1

Дарья -7

Диана- 1

Доминика – 2

Елена -5 Евгений -6

Ева -1

Елизавета 3

Екатерина -5

Изабелла -1

Илона -1

Ирина -3

Кира -3

Камила -1

Карина -1 Каролина -1 Кристина -2

Ксения -2

Мария -6

Маргарита -1

Мирослава -1

Наталья -1

Олеся -3

Ольга -5

Полина-7 Рамина -1

Светлана -1

София -15

Таисия -1

Ульяна -2

Эвелина -1

Эльвира -1

Эсмира -1

Юлия -2

Ярослава -1

Яна -2

Всего -136 чел.

Мальчики

Алексей -3

Александр -13

Антон -1

Андрей -3

Артем -5

Богдан -5

Вадим -4

Валерий -1

Виктор -2

Виталий -1

Влад -1

Владимир -1

Владлен -1

Давид -1

Даниил -7

Денис -5

Димир -1

Дмитрий -4

Егор -2

Захар -1

Иван -3

Илья -5

Кирилл -8

Константин -2

Максим -5

Марк -1

Мирослав -1

Михаил -7

Роман -1

Ростислав -1

Руслан -1

Рустам -1

Прохор -1

Никита -9

Святослав -1

Станислав -1

Олег -1

Ярослав -1

Ян -1

Эрик -1

120 чел.

Мы расставили наши имена в алфавитном порядке и сделали следующие выводы:

Больше всего имен на букву

«А»- 55 имён.

«Д» -28 имен

«В» - 26 имен

Занимаясь проектом, мы познакомились с книгами, в которых узнали о значении и происхождении своего имени, о роли имени в жизни человека.

Что означает имя Артем

"невредимый "

Тёма, Артемий .

Тайна имени Артем

Спокойны, никогда не навязывают другим своего мнения. В школе обычно не возникает никаких проблем. Много читают, всегда объективны в оценке ситуаций, всегда говорят правду, и порой им достается за это. Похожи на мать. Доброжелательны и общительны.

Великие люди по имени Артем

Микоян,Сергеев


Что означает имя Александр

Александр – мужественный защитник

Варианты имени и как ласково называть

Саша, Саня, Шурик, Санёк, Сашуля, Сандро, Алек, Алекс, Сандор, Алехандро, Алексис.

Тайна имени Александр

Александры способны добиваться своего, из них получаются неплохие руководители, умеющие управлять коллективом и отдающие должное способным, одаренным сотрудникам. Пользуются репутацией справедливых людей

Великие люди по имени Александр

Македонский, Невский, Суворов, Грибоедов, Радищев и другие.

Что означает имя Антон

Антон –От греческого - противник. От латинского - широкий.

Варианты имени и как ласково называть

Антоний, Антуан, Антонио, Энтони, Антек, Тони, Тённис, Тюннис.

Тайна имени Антон

Как правило, это очаровательный ребенок. Обаяние, располагающее к нему людей, он сохраняет и в зрелом возрасте. Характером обычно похож на мать, но крепко держится за отца, даже если родители разведены и живут врозь. Впрочем, Антон всю жизнь старается с большим уважением относиться к обоим. Очень работоспособен. Трудолюбив. Мастер своего дела. В раннем детстве болезненный. Много читает.

Великие люди по имени Антон

Чехов, Макаренко ,Дельвиг



Что означает имя Анастасия

Анастасия –От греческого «воскресшая»

Варианты имени и как ласково называть

Настя, Настасья,Настенька, Настюша

Тайна имени Анастасия

Настенька - имя из русских сказок. Девочке с таким именем как бы предопределено быть самой красивой, самой умной, самой нежной. Ее все любят в детстве, и Анастасия не обманет ожиданий - она никогда не будет ни злобной, ни мстительной. Напротив, она беззащитна перед хитрыми, злыми людьми, ее легко обмануть или обидеть. Девочка растет мечтательной, любит детские сказки, у нее хорошо развито воображение. А вот ест плохо, чем частенько расстраивает родителей. Придется родителям приложить немало усилий к и тому, чтобы научить Настеньку убирать за собой игрушки, складывать книги, наводить в своей комнате порядок.

Великие люди по имени Анастасия

Цветаева, Вертинская, Волочкова.



Что означает имя Алина

Алина –От древнегерманского «благородная»

Варианты имени и как ласково называть

Аля, Алинка

Тайна имени Алина

Болезненная в детстве девочка, очень раздражительная, упрямая и дерзкая, не терпящая никаких замечаний. Часто воспитывается в неполной семье, одной матерью, а вот характер она унаследовала от отца, да и внешне похожа на него. У нее хорошая память, она быстро схватывает услышанное, и в школе Алина учится хорошо. Она любит рисовать и читать исторические романы. Алина самолюбива, стремится всеми командовать, конфликтна и умудряется в школе испортить отношения едва ли не со всеми учителями, да и с матерью постоянно ссорится из-за пустяков. Предпочитает дружить с мальчиками.
Великие люди по имени Алина

Кабаева, Гроссу.

Что означает имя Богдан

Богдан –От старославянского - данный богами

Варианты имени и как ласково называть

Ботан, Божидар

Тайна имени Богдан

Богдан - это спокойный, знающий себе цену человек. В нем заметно стремление хорошо и основательно устроиться в жизни. Может порой достичь высокого мастерства в профессии, достаточно конкретной, не требующей вдохновения и импровизации. С окружающими несколько замкнут и суховат. Прижимист. Из «зимних» иногда выходят художники, музыканты, военачальники, историки.

Великие люди по имени Богдан

Бельский, Ступка, Титомир.


Что означает имя Вероника

Вероника –От греческого - несущая победу, от латинского - истинное, подлинное изображение

Варианты имени и как ласково называть

Ника, Вероничка

Тайна имени Вероника

В детстве робки, застенчивы и нерешительны, подвержены простудным заболеваниям. С возрастом в характере этих чувствительных крошек становятся заметны такие черты, как раздражительность и, особенно, упрямство. Кроме того, у некоторых из них возникает аллергия на запахи, они могут упасть в обморок от вида крови .

Великие люди по имени Вероника

Тушнова, Першина, Кастро

Что означает имя Виктор

Виктор –От латинского - победитель

Варианты имени и как ласково называть

Витя, Викториан, Вико, Виторио.

Тайна имени Виктор

Виктор будет прекрасно чувствовать себя в той сфере деятельности, где нет места мечтаниям и долгим раздумьям. Из них получаются хорошие электрики, среди них много футболистов, подходит им и профессия футбольного тренера. Если же у них талант художника, то лучше всего он реализуется в графике. Увлекаются игрой в теннис, обожают водить автомобиль

Великие люди по имени Виктор

Кочубей, Гюго, Васнецов

Что означает имя Вадим

Вадим –От древнерусского «обвинять, клеветать»

Варианты имени и как ласково называть

Вадик, Вадя

Тайна имени Вадим

Из Вадимов получаются неплохие руководители. Они хорошо чувствуют людей, заботливы, помнят от своих обещаниях. Необычайно трудолюбивы и целеустремленны. Взявшись за что-нибудь, не остановятся до тех пор, пока не добьются своего. Не лишены расчетливости и некоторой хитрости, тщательно продумывают свои поступки и высказывания. Обладают хорошими «пробивными» способностями, достать что-нибудь редкое и дефицитное - для них одно удовольствие, они видят в этом определенную игру, спортивный интерес .

Великие люди по имени Вадим

Спиридонов, Алисов .


Что означает имя Анна

Анна –От древнееврейского «благодать», «милостива»

Варианты имени и как ласково называть

Андель, Анита, Энн, Аннели, Энне, Анко, Нанна, Хана, Аннина, Аня, Нюта, Нюра, Нюся, Нэнси, Аника, Анетта, Наннетте, Нанон

Тайна имени Анна

Растет артистичным ребенком, любит все красивое. С удовольствием ухаживает за щенками, котятами, приносит в дом выпавших из гнезда птенцов. Доброта Аннушки не знает, кажется, границ. Если кто-то рядом плачет - лучшей утешительницы не найти. Анна покладистая, врагов у нее практически не бывает. Рукодельница, шьет своим куклам платья, а позже, став взрослой, шьет себе, не отказывает и подруга.

Великие люди по имени Анна

Болейн, Ахматова,Самохина, Седокова.


Что означает имя Константин

Константин –От латинского «твердый, постоянный

Варианты имени и как ласково называть

Костя, Констанц, Кюёсти, Костаки, Констанций, Константино, Консуэло, Силард.

Тайна имени Константин

Константин - ответственный и добросовестный человек. При этом хитроват и упрям. Но делу, которым занимается, отдает всю душу. Деликатен. С подчиненными мягок, скорее попросит, чем прикажет. Имеет предрасположенность к алкоголю. Сильно развито воображение. Может раздражаться по пустякам.

Великие люди по имени Константин

Аксаков, Циолковский, Ушинский





Что означает имя Кирилл


Кирилл – Господин, Владыка

Варианты имени и как ласково называть:
Кирилка, Киря, Кира, Кирюха, Кируха, Кирюша, Киро, Кирюня, Кируня, Кируся, Киряха, Киряша, Кирька, Кирка.

Тайна имени Кирилл


Кирилл очень любознателен, начитан, общителен, самостоятелен, терпелив. Ему присуща огромная работоспособность, однако порой Кирилл бывает излишне строг и требователен, ему не хватает мягкости и пластичности.

Великие люди по имени Кирилл

Лавров, Кондрашин, Мазуров, Мерецков, Москаленко, Молчанов.


Что означает имя Ксения

Ксения –От греческого «гостеприимство», «чужеземный»

Варианты имени и как ласково называть

Аксинья, Ксюша, Оксана, Ксена.

Тайна имени Ксения

Ксению скорее интересуют гуманитарные науки, чем техника, большие способности у нее к языкам, но щедрее всего природа наделила ее музыкальным талантом, и если она всерьез начинает заниматься музыкой, то достигает в этой области больших профессиональных успехов. Ксения живо реагирует на несправедливость, но бороться будет только за свои собственные права, хотя на словах может сочувствовать и другим. И вообще она больше интересуется своим внутренним миром, чем работой. Наилучшим для нее является благоустройство домашнего очага. Она превосходная и, главное, очень запасливая хозяйка.
Великие люди по имени Ксения

Эрдели, Пономарева .



Что означает имя Наталья

Наталья –От латинского «родная».

Варианты имени и как ласково называть

Наташа, Ната, Натали, Наталина, Ноэль, Нателла.


Тайна имени Наталья

Наталья любит путешествовать, завзятая туристка. Еще одно ее увлечение - рисование. Наталья знает себе цену и, как все самолюбивые люди, очень нуждается в похвале - она удесятеряет ее энергию. Наоборот, даже самое пустячное замечание буквально убивает. Она злопамятна и обиды помнит всю жизнь.

Великие люди по имени Наталья

Гончарова, Фатеева, Гундарева, Варлей .


Что означает имя Ульяна

Ульяна –принадлежащая древнеримскому роду Юлиев

Варианты имени и как ласково называть

Уля, Юлиана.

Тайна имени Ульяна

Одаренная от природы, Ульяна способна добиться достаточно высокого положения в обществе. Помешать ей может только чрезмерная искренность и открытость, она не умеет льстить, не хочет ни под кого подлаживаться. Высказать прямо в глаза нечестному человеку все, что о нем думает, тоже не способна: не позволяет врожденная деликатность и хорошее воспитание; более того, обидев кого-нибудь ненароком, очень переживает. Привлекательность, доброжелательность и приветливость Ульяны помогают ей создать хорошую семью. У нее уютный дом, в который она вкладывает много сил. Друзья любят бывать у нее в гостях.
Великие люди по имени Ульяна

Громова, Лаптева, Шилкина


Что означает имя Эльвира

Эльвира –От германского «защитница людей.

Варианты имени и как ласково называть

Эля, Элечка

Тайна имени Эльвира

Трудолюбивая, в ее руках все горит и спорится, терпеть не может медлительных, нерешительных людей, поэтому больше дружит с мужчинами, чем с женщинами. Окружающие считают ее сильной и мужественной, но те, кто знает ее хорошо, близко к своим секретам не подпускают - тайны хранить она не умеет.

Великие люди по имени Эльвира

Кокорина, Маслова

Что означает имя София

София- От греческого «премудрость»

Варианты имени и как ласково называть

Соня, Софа, Софья, Софи, Зофия, Фай, Фей, Фиа.

Тайна имени София

Нежная, утонченная девочка. Не плакса, не рохля. Добра, в ее доме часто можно встретить попавшую в беду кошку или собаку. С незнакомыми людьми держится стеснительно, недоверчиво. Хотя с близкими друзьями она тоже не очень откровенна, они знают, что на Софью всегда можно положиться: если надо - отдаст последнее. Софья усидчива и педантична, что способствует ее успехам в учебе. Принципиальна, всегда готова постоять за свои идеи. Ценит хорошие отношения с родственниками, последние всегда занимают важное место в ее жизни. Рукодельница, любит кропотливую мелкую работу, часто обладает музыкальными способностями, увлекается театром.

Великие люди по имени София

Лорен, Ротару


Что означает имя Никита

От греческого - победитель.

Варианты имени и как ласково называть

Никитка, Ники, Ник

Тайна имени Никита

Это мужчины, которые знают себе цену. Они эгоистичны и целеустремленны, выбирают себе цель, идут к ней прямым путем. Не любят, чтобы ими командовали, они настойчивы, упрямы и одновременно - чувствительны и ранимы. Внешне похожи на мать, характер же у них - отцовский

Великие люди по имени Никита

Одоевский. Михалков

«Тайна имени» исследовательский проект по русскому языку.

Участники проекта : ученики 4 «А» класса.

Руководитель проекта :

учитель начальных классов Новокрещенова О.В.


  • Имя – это не просто слово. За каждым именем стоит определенная личность, человек, который не похож на всех остальных, единственный и неповторимый. С самого раннего детства и на протяжении всей жизни ни одно слово не слышит человек так часто, как свое имя. Наше имя связывает нас с нашей семьей, с нашими друзьями и знакомыми. Наше имя связывает нас с нашей малой и большой родиной.

Проблема:

  • Почему детей называют такими именами?

Проблемные вопросы:

  • Что означают наши имена?
  • Знаем ли мы историю своего имени?
  • Знаем ли мы выдающихся носителей своих имён?

Цель:

  • Раскрыть тайны имён.

«Имена, имена, имена –

В нашей речи звучат неслучайно:

Как загадочна эта страна –

Так и имя – загадка и тайна» (А. Бобров)


Алина

В переводе с латинского означает «другая, чужая». Имя звучит очень мягко и заманчиво, но не стоит обманываться. Алины очень раздражительные, капризные, упрямые и дерзкие. Они не терпят замечаний, и все должно быть только так, как они захотят.


Алина

Ризаева Алина,

ученица 4 «А» класса

Алина Погосткина, скрипачка

Алина Кабаева, гимнастка

Алина Дунаевская, певица


Виктория

Имя Виктория произошло от латинского слова «Victoria», означающего «победа». Такое же толкование дают и этому имени. Добрая, влюбчивая, крайне нерешительная и застенчивая особа, но с сильной волей и мужским складом ума.


Виктория

Виктория,

королева Великобритании

Ляпина Вика,

ученица 4 «А» класса

Виктория Дайнеко, певица

Виктория Толстоганова, актриса


Анастасия

В переводе с греческого языка означает «возвращение к жизни». Очень доверчива, добра и совсем незлопамятна. Маленькая девочка Настя очень любит сказки, у нее хорошо развито воображение, она умеет придумать и игру, и забаву.


Анастасия

Шептухина Настя,

Замятина Настя,

ученица 4 «А» класса

ученица 4 «А» класса

Анастасия Заворотнюк,

Анастасия Волочкова,

актриса

балерина


Даниил

В переводе с древнееврейского означает «услышанный богом». Нетороплив в суждениях, но решителен в действиях, хорошо развито воображение, легко приспосабливается ко всем переменам.


Даниил

Чумаков Данил,

ученик 4 «А» класса

Даниил Козловский, актёр

Даниил Страхов, актёр

Даниил Бернулли, физик


Екатерина

Греческое имя, означает «чистота». Катерина уже ребенком - себе на уме. Она запаслива и чуть жадновата. Катя самолюбива, болезненно переносит чье-то превосходство, стремится дружить с теми, кто составляет «элиту» класса, пользуется силой или авторитетом. Обладает нерешительным характером.


Екатерина Гусева, актриса

Григорова Катя,

ученица 4 «А» класса

Екатерина

Екатерина II,

российская императрица

Екатерина Андреева, телеведущая


Марина

Происходит от латинского «маринус» – морской. Марина – очаровательная, таинственная, свободолюбивая и своенравная личность, умеющая свои эмоции подчинять рассудку (особенно в том случае, когда это сулит ей выгоду). Она тщеславна и эгоистична, рассудительна и расчетлива, что помогает ей строить блестящую карьеру.


Григорова Марина,

ученица 4 «А» класса

Марина

Марина Цветаева, поэтесса

Марина Мнишек, русская царица

Марина Могилевская, актриса


Артур

Происходит от валлийского «art–ur», переводимого как «чёрный медведь». Это человек, не утруждающий себя повседневными хлопотами. Он всегда найдет того, кто будет делать все вместо него. Импозантен и амбициозен. Стремится к спокойной обеспеченной жизни. Умело уходит от конфликтов, переживает разыгравшуюся бурю. Интроверт. Живет в глубинах своего мира.


Артур

Мустаев Артур,

ученик 4 «А» класса

Король Артур

Сэр Артур Конан Дойл,

писатель

Артур Смольянинов, актёр


Матвей

Имя Матвей в переводе с древнееврейского означает «дар Яхве» или «дар Божий», а по некоторым другим сведениям «божий человек». Матвей имеет твердые нравственные принципы и живет в согласии с ними. Он честен, лишен честолюбивых планов, ему чужд карьеризм. Не любит выделяться из толпы, чрезвычайно скромен. Тихо, терпеливо делает свое дело. Бывает, у Матвея вдруг просыпается боевой дух, и тогда он все готов смести на своем пути! Однако не успеет труба дать отбой, как мгновенно успокаивается и возвращается на прежнюю спокойную стезю .


Матвей

Вяткин Матвей,

ученик 4 «А» класса

Матвей Блантер,

Советский композитор

Матвей Ганапольский,

журналист

Матвей Мельников, певец


Илья

Илья - русская форма древнееврейского имени Илия, означающего «Яхве - мой Бог», «сила божья», «крепость Господня», «верующий». Илья – мягкий, добродушный, открытый, но при этом сильный духом и волевой человек, который уверен в себе. Он всегда готов к диалогу, поскольку уважает чужое мнение и старается ко всему происходящему относиться максимально объективно. Легко находит общий язык с людьми.


Илья

Шептухин Илья,

ученик 4 «А» класса

Илья Резник, поэт-песенник

Илья Авербух, фигурист

Илья Олейников, актёр


Заключение

Какие бы имена мы не носили, что бы не предопределяли нам наши имена, мы всегда остаёмся весёлыми и добрыми. Только от нас зависит какой след оставит наше имя на земле.

«Не имя красит человека, а человек имя».

Ртищева Вера Григорьевна, учитель русского языка и литературы, Муниципальное образовательное учреждение «Лесогорская средняя общеобразовательная школа», Муниципальное образование «Выборгский район», Ленинградская область.

Цель:
Пробудить интерес к истории происхождения своего имени;

Задачи:
образовательная: закрепление навыка написания собственных имен;
развивающая: создание поисковой ситуации, стремление к исследовательской работе над происхождением и разгадкой смысла имен, фамилий своих друзей, родных и близких;
воспитательная: вызвать эмоциональный отклик; помочь осознать нравственный смысл имени.

Оборудование:
выставка книг по истории происхождения имен и фамилий;
раздаточный материал (тексты стихотворений З.Александровой «Восемь Тань», С.Я. Маршака «В защиту детей»; отрывок из сказки Льюиса Кэрролла «Алиса в стране чудес»);
макет игры «Знаешь ли ты имена своих подруг?»
Опорные слова, выражения:
ИМЯ, ФАМИЛИЯ, ОТЧЕСТВО, ТАЙНА ИМЕНИ, СОЗДАТЬ СЕБЕ ДОБРОЕ ИМЯ, КЛЯНУСЬ ИМЕНЕМ, ИСПЫТЫВАТЬ ГОРДОСТЬ ЗА СВОЕ ИМЯ.

С именем Иван, без имени – болван.
Хорошо там и тут, где по имени зовут.
Без имени ребенок – чертенок.
(пословицы)

Ход урока.
1. Вступительное слово учителя:
Давайте вспомним знаменитые сказки английского писателя Льюиса Кэрролла об Алисе и ее забавных друзьях. Прочитаем отрывок из сказки:
- Надеюсь, вы не намерены потерять свое имя?
-Конечно, нет, - растерянно сказала Алиса.
- Не знаю, не знаю, - пробормотал Комар. – Вы только подумайте, как удобно вернуться домой без имени! Например, вас вызывают на уроке. Учительница говорит: «Иди к доске…» и тут она замолчит, потому что у вас не будет имени, и вы, разумеется, сможете сделать вид, что зовут не вас, а кого-то там.
- Ничего из этого не выйдет, - сказала Алиса, - и все равно придется отвечать мне, а не кому-то там. Если учительница забудет, как меня зовут, она скажет: «Эй, ты!» или «Эй!», или еще как-нибудь.
Догадались ли вы, ребята, о чем пойдет речь на нашем уроке? (Об имени человека, о его фамилии, как человек должен догадаться, что обращаются именно к нему).
Запишем тему урока в тетрадях.

2. Лексическая работа. Значение слова «имя».
А) пояснение значения (устно): Имя, фамилия человека служат для различения в каком-либо коллективе знакомых людей или родственников: в семье, в классе, т.е. в узком кругу.
Б) запись в тетрадь:
Имя – отличительное название, обозначение человека, которое дается при рождении.
Имя – рекло, нарок, название, назвище, прозвище, прозвание, проименование, кличка.

3. Сообщение учеников о возникновении имен:
А) по тексту А. Угрюмова «О наших именах».
Б) В первобытном обществе не было имен, фамилий, отчеств. Люди их брали из окружающей жизни.
Ученые установили, что в именах отражаются различные свойства и качества людей; особенности их характера; поведения, речи; физические достоинства и недостатки. В Древней Руси встречались такие имена, как Неждан (т.е. человек, которого не ждали), Ждан, Большой, Первый, Буян (драчливый), Рябой, Кривой, Волк, Кот, Бык, Медведь, Орел, Окунь, Жук, Еж, Дуб, Камень и т.п.
Следы таких имен просматриваются в наших современных фамилиях: Нежданов, Жданов, Большаков, Первухин, Буянов (Буякин), Рябов (Рябиков), Кривошеев, Волков, Котов (Котовский), Орлов, Окунев, Жуков, Ежов, Дубов
и т. п.

4. Самопрезентация. Представление себя.
Четко произнесите свои имя, фамилию, отчество. Кратко расскажите о своей родословной.
Еще раз проговорите орфографически название своего имени, фамилии, отчества. Запишите их в тетрадь.
Продиктуйте свои данные соседу по парте.
Выпишите в один столбик имена девочек вашего класса, в другой – имена мальчиков.

5. Беседа.
Для чего необходимо имя?
Дополнение учителя: человек проносит имя через всю жизнь. Его можно лишить всех богатств, званий, всех прав, но нельзя лишить имени. Имя, как говорится в загадке, - это то, что «в воде не тонет и в огне не горит». Доброго, уважаемого человека всегда называют по имени. Людей, создавших себе доброе имя, издавна называли «именитыми», «знатными», «славными», «знаменитыми».
В разных концах Земли принято клясться своим именем, т. е. убеждать другого в правоте того, о чем говоришь.
Именами (фамилиями) уважаемых, заслуженных людей названы города, улицы, парки, ордена и многое другое.
Приведите подобные примеры из истории родного края (улицы, города, поселка, учреждения). (В нашем поселке одна из улиц носит имя первого космонавта земли Ю.А. Гагарина. В городе Светогорск, что находится в двух километрах от нашего поселка, некоторые улицы названы в честь солдат, которые совершили подвиг, защищая наш край. Это улицы Гарькавого, Коробицына).
Запишите 4 – 5 собственных наименований в тетрадь.

6. Обратимся еще раз к сказке про Алису и ее друзей (читает учитель).
- Меня зовут Алиса, и я…
- Довольно дурацкое имя! – нетерпеливо перебил ее Шалтай. – Что оно означает?
- Разве имя должно что-нибудь означать? – спросила озадаченная Алиса.
- Вне всякого сомнения, - фыркнул Шалтай- Болтай. – Лично мое имя указывает на ту хрупкую форму, которая мне присуща. Потрясающая форма! А с таким именем, как у тебя, можно оказаться какой хочешь формы, даже самой уродливой.
А вам интересно, ребята, узнать о происхождении и значении своих имен?
А кто уже знает, что означает его имя и откуда оно произошло?
(Ответы учащихся).
Александр (греч.): алексо – защищать, андрос – муж: мужественный борец, защитник людей.
Артем (греч.): артемиус – посвященный Артемиде (богине луны, охоты), артемис – здоровый, невредимый.
Марина (латин.): маринус- морской.
Дмитрий (греч.) – посвященный Деметре (богине земледелия и плодородия).
Екатерина (греч.) – чистая.

7. Подготовленные сообщения учащихся из книги «Краткий толковый словарь русских имен и фамилий».

8. Занимательная минутка. Игры-загадки:
Имя этой девочки пишется и произносится одинаково как слева направо, так и справа налево. Отгадайте его (Анна, Алла, Ада).
Если от имени мальчика отнять букву, вы получите имя девочки. Как зовут мальчика и девочку? (Коля – Оля; Вася – Ася)
В каком имени пол Я? (Поля)
Назовите женское имя, которое состоит из двух гласных. (Ия)
Какое женское имя не заканчивается ни на гласный А, ни на Я? (Любовь)
Название какого города на Украине состоит из одного мужского и ста женских имен? (Севастополь)
Что принадлежит только тебе, а употребляется чаще другими, чем тобой? (имя)

9. Слово учителя:
Имена могут быть полными и неполными. Имена, с которыми мы обычно обращаемся друг другу, являются неполными, сокращенными. Например, Однако, не все имена могут иметь сокращенную форму Таня – Татьяна; Саша – Александр; Света – Светлана.. Например, имена Вера, Нина употребляются только в одной форме, которая хотя и короткая на первый взгляд, но считается полной.

10. Задание: запишите свое имя и имя соседа по парте в краткой и полной (если таковая имеется) форме.

11. Работа в парах. Игра «Знаешь ли ты имена своих подруг?» Приложение 2.

12. Лексическая работа.
Знакомы ли вы со словом ТЕЗКИ?
(тезки – люди, которые носят одинаковые имена).

13. Чтение стихотворения З.Александровой «Восемь Тань»
В первом классе восемь Тань –
Это прямо наказанье!
Ведь у них, куда не глянь,
Всюду Таня, Таня, Тань!
Если скажут: «Таня, встань!»
Встанут сразу восемь Тань.
А ведь можно очень просто
Разобраться в новичках…
Объясните, каким образом это можно сделать? (Надо назвать фамилию девочки).
Есть ли в вашем классе среди учащихся тезки? (Два Даниила, два Дмитрия).

14. Зрительный диктант. Спишите текст с доски:
Восемь Иванов в нашей деревне. Как различить?
Различали, не путали. Ваня большой, да Ваня маленький, да Ваня- пуд, да Иванко, да Ивко, да Ваня-зять, да Иван Иванович, да Ванюша.
Как вы думаете, благодаря чему жители деревни различали людей, имеющих одно и тоже имя? (благодаря употреблению разных форм имени, прозвищ, указания на родственные связи)

15. Лексическая работа. Значение слова ОТЧЕСТВО (запись на доске и в тетрадях: ОТЧЕСТВО – имя по отцу). Человек получает отчество от отца, т.е. к имени ребенка добавляется отцовское имя, указывающее, чьим сыном или дочерью является ребенок. Отчество всегда дается по полному имени.

16. Выбор имени.
А) Слово учителя:
Не всегда, давая ребенку имя, некоторые родители вдумываются в его смысл, знакомы с его значением. Многие молодые мамы и папы стремятся дать своему малышу красивое имя, не имея об этом имени никакого представления.
Какие же неудобства могут ожидать детей тех родителей, которые необдуманно подходят к выбору имени?
Б) чтение стихотворения С.Я. Маршака
В защиту детей
Если только ты умен,
Не давай ребятам
Столь затейливых имен,
Как протон и Атом.
Удружить хотела мать
Дочке белокурой,
Вот и вздумала назвать
Дочку Диктатурой.
Хоть семья ее звала
Сокращенно Дита,
На родителей была
Девушка сердита.
Для другой искал отец
Им похитрее
И назвал он, наконец,
Дочь свою – Идея.
Звали мама и сестра
Девочку Идейкой,
А ребята со двора
Стали звать Индейкой.
А один оригинал,
Начинен газетой.
Сына Спутником назвал.
Дочь назвал Ракетой.
Пусть поймут отец и мать,
Что с прозваньем этим
Век придется вековать
Злополучным детям.
Обсуждение содержания стихотворения.

Вывод: к выбору имени нужно относиться обдуманно и осторожно.

17. Подведение итога урока.
А) Эмоциональный. Учитель читает стихотворение ингушского поэта Джемалдина Яндиева «Есть четыре начальных слова…»
Есть четыре начальных слова, и каждый народ
Их вручает ребенку навечно беречь и любить:
Слово ЖИЗНЬ, потому что и он, будет время, умрет,
Слово СМЕРТЬ, потому что обязан он правильно жить,
Слово РОДИНА, что продавать на базаре нельзя,
ИМЯ, данное матерью, пусть беспорочно несет –
Вот наследство, которое всем нам дается, друзья,
И отчета от нас будет требовать вечно народ.

Б) Познавательный .
Что обозначает слово ИМЯ? (Имя – отличительное название, обозначение человека, которое дается при рождении).
Для чего (для какой цели) человеку необходимы имя, фамилия, отчество? (По фамилии, имени и отчеству мы отличаем людей друг от друга. В официальных документах (паспорте, свидетельстве о вождении автомобиля) указываются фамилия, имя, отчество).
Как появились имена и фамилии людей? Какой смысл скрывается в этом? (Имена появились в глубокой древности и сначала отражали особенности характера, поведения, привычки, а иногда недостатки. Люди уже в древности пытались отделять себя от других).
Что значит ГОРДИТЬСЯ СВОИМ ИМЕНЕМ, СОЗДАВАТЬ СЕБЕ ДОБРОЕ ИМЯ?

В) Рефлексия. Анкета. Приложение 1 .

18. Домашнее задание: (дифференцированное)
А) для сильной группы учащихся: исследовательская деятельность: расспросите родителей, почему вас назвали именно так, а не иначе; выясните, знакомы ли ваши мама и папа с тайной своих и вашего имен; приготовьте презентацию по итогам своего исследования;
Б) для учащихся с небольшой зоной ближайшего развития: то же задание, но с алгоритмом выполнения, без презентации;
В) для учащихся с гипоопекой: карточка с заданиями по типу:
1. Напиши фамилию, имя, отчество твоих родителей; бабушек, дедушек.
2. Допиши отчество девочек по данным мужским именам: Иван, Олег, Максим, Александр, Алексей, Геннадий, Дмитрий, Василий, Павел.
3. Напиши 10 имен девочек (мальчиков).

Приложение 1.
Анкета для учащихся:
Что означает твое имя?
Есть ли такие же имена в твоем роду, в твоей семье?
Какие бы имена ты дал своим детям?
Какие формы работы на уроке тебе понравились больше всего?
(индивидуальные, работа в парах, по карточкам, самостоятельная работа, работа в группах, исследовательская работа).

Приложение 2. Макет игры «Знаешь ли ты имена своих подруг?»
Напиши данное имя в полной форме (каждая клеточка соответствует одной букве в имени)

СОНЯ ТОНЯ ЛИЗА РАЯ ШУРА ЗИНА РИТА ПОЛЯ ПАША НЮРА ДУНЯ УЛЯ

Список использованной литературы
1. Борисова Ю.С. Все тайны имени.- М.: ООД ТД «Издательство Мир книги», 2010
2. Зубова Е.Н., Титкова Е.В., Щеглова О.А., Кузина Е.В., Ларина О.В., Пивоварова И.А. Тайна вашего имени, фамилии, отчества. ООО «Дом Славянской книги», 2009
3. Откупшиков Ю.В. К истокам слова: Рассказы о происхождении слов. – СПб.: Авалонъ, Азбука-классика, 2008
4. Школьный фразеологический словарь русского языка: Значение и происхождение словосочетаний/ Н.М.Шанский, В.И.Зимин, А.В.Филиппов.-2-е изд.-М.: Дрофа; Русский язык, 1997
5. Краткий толковый словарь русского языка/Сост. И.Л.Городецкая, Т.Н.Поповцева, М.Н.Судоплатова, Т.А.Фоменко; Под ред. В.В.Розановой. – 3-е изд., испр. и доп.-М.: Рус.яз., 1982
6. Синицын В.А. «Я начну, а ты продолжи…»: Занимательное пособие по русскому языку для учителя начальных классов. – Чебоксары: КЛИО,1997

Интернет-ресурсы
1. ru.wikipedia.org
2. http://www.ug.ru/ -«Учительская газета»
3. http://www.school.edu.ru/ -Российский образовательный портал
4. http://schools.techno.ru/ - образовательный сервер «Школы в Интернет»
5. http://www.1september.ru/ru/ - газета «Первое сентября»
6. http://all.edu.ru/ - Все образование Интернета
7. Словарь русских фамилий http://www.rusfam.ru/
8. Толковый словарь В.И. Даля http://www.slova.ru/
9. Русские словари. Служба русского языка http://www.slovari.ru/lang/ru/
10. festival.1september.ru›articles/410246/