Макияж. Уход за волосами. Уход за кожей

Макияж. Уход за волосами. Уход за кожей

» » Остап бендер из фильма 12 стульев. Все актеры, сыгравшие Остапа Бендера (18 фото)

Остап бендер из фильма 12 стульев. Все актеры, сыгравшие Остапа Бендера (18 фото)

Когда заходит разговор об экранизациях бессмертных романов Ильфа и Петрова «12 стульев» и «Золотой телёнок» сразу разгорается спор - какой актёр лучше всего представил образ Остапа Бендера на экране. При этом вспоминают только трёх актёров - Арчила Гомиашвили, Андрея Миронова и Сергея Юрского. А ведь образ Великого Комбинатора воплотили не только они.

Про остальных даже и не вспоминают (а может и не знают). Так давайте устраним эту несправедливость и вспомних всех актёров, сыгравших Остапа Бендера

Первой адаптацией романа «12 сульев» в кино стала чешско-польская постановка 1933 года. Фильм был адаптирован под европейские реалии и Великого Комбинатора там переименовали в Владислава Клепку в исполнении Адольфа Дымша

В 1936 году вышел английский фильм «Пожалуйста сидите». Это ещё одна адаптация по мотивам романа. Здесь Джордж Формби сыграл Комбинатора под именем George Withers

В 1938 году был снят адаптированный под немецкие реалии фильм «Тринадцать стульев». Ганс Мозер сыграл помощника охотящегося за наследством парикмахера

В 1957 в Бразилии снял ремейк немецкого фильма. Вот только помощника парикмахера сделали дамой в исполнении Ренаты Фронци

Ещё один ремейк про парикмахера был снят в 1969 году. Это итальяно-французская комедия «Один из тринадцати» («12+1»), в котором опять наследнику помогает очаровательная девушка в исполнении Шэрон Тейт

В 1962 году вышел Кубинский фильм «12 стульев». Действие фильма происходит на Кубе, вскоре после Кубинской революции. Главных героев зовут Оскар и дон Иполито. В этом фильме кубинского Великого Комбинатора сыграл Рейнальдо Миравальес

Первым отечественным Остапом Бендером стал Евгений Весник. Правда не в кино, а в театре. В 1956 году он сыграл его в постановке «Золотого телёнка» Эммануила Краснянского. А затем и в «12 стульях» Эраста Гарина

В общей сложности, по воспоминаниям самого Евгения Весника, он сыграл «великого комбинатора» шестьсот раз

Первым же экранным воплощением Остапа стал Игорь Горбачёв. Появился он в 1966 году в телеспектакле Ленинградского телевидения «12 стульев»

Следующим Комбминатором стал Сергей Юрский в знаменитой постановке «Золотого телёнка» Михаила Швейцера в 1968 году

Примечательно, что на момент съёмок фильма возраст Юрского составлял 33 года, в полном соответствии с романом: «Мне тридцать три года - возраст Иисуса Христа. А что я сделал до сих пор?..»

В 1970 году в американской экранизации «12 стульев» Бендера сыграл Фрэнк Ланджелла

Ну а в следующем, 1971 году на экраны вышли «12 стульев» Леонида Гайдая, где Остапом стал Арчил Гомиашвили

Кстати Арчил Гомиашвили сыграл роль Остапа дважды: в «12 стульях» Леонида Гайдая и в фильме «Комедия давно минувших дней» Юрия Кушнерёва, вышедшем в 1980 году

Следующим Комбинатором стал Андрей Миронов в четырёхсерийном фильме-мюзикле «12 стульев» Марка Захарова

В 1993 году вышел фильм Василия Пичула «Мечты идиота», снятый по мотивам «Золотого телёнка». В этом фильме роль Остапа сыграл певец Сергей Крылов

Через 10 лет, в 2003 году, появился ещё один очень оригинальный Бендер - в фильме немецкого режиссёра Ульрике Оттингер «Двенадцать стульев» главную роль сыграл одессит Георгий Делиев

В музыкальной новогодней постановке «12 стульев» 2005 года роль Великого Комбинатора на себя примерил ещё один шоумен - Николай Фоменко

Ну и последним (или крайним, как сейчас модно выражаться) Остапом Бендером стал Олег Меньшиков в восьмисерийнам сериале «Золотой телёнок» в 2006 году

Было ещё несколько зарубежных постановок по мотивам романа «12 стульев», например иранский фильм «12 сидений», австрийский «Мой дедушка и 13 стульев» или шведский «Семь чёрных бюстгальтеров». Но информация по ним крайне скудная.

Ну, а кто ещё пробовал примерить на себя роль Остап,а вы можете посмотреть ниже под заголовокм «Фотопробы на роль Остапа Бендера в комедию Л. Гайдая „12 стульев“»

Так всё-таки, кто по вашему лучше всего сыграл Остапа Бендера?

Рисунок Елены Мальва

Использованы кадры из фильмов:

«Dvanáct křesel» Режиссёры Мартин Фрич и Михал Вашиньский 1933 год
«Keep Your Seats, Please» Режиссёр Монти Бэнкс 1936 год
«13 Stühle» Режиссёр Эмерих Йозеф Войтек 1938 год
«Las doce sillas» Режиссёр Томас Гутьеррес Алеа 1962 год
«12 стульев» режиссёр Александр Белинский 1966 год
«Золотой телёнок» режиссёр Михаил Швейцер 1968 год
«The Twelve Chairs» режиссёр Мэл Брукс 1970 год (США)
«12 стульев» режиссёр Леонид Гайдай 1971 год
«12 стульев» режиссёр Марк Захаров 1976 год
«Комедия давно минувших дней» режиссёр Юрий Кушнерёв 1980 год
«Мечты идиота» режиссёр Василий Пичул 1993 год
«12 стульев» режиссёр Ульрике Оттингер 2003 год
«12 стульев» режиссёр Максим Паперник 2005 год
«Золотой телёнок» режиссёр Михаил Швейцер 2006 год

Интересно: Фанатам «Игры престолов» придется мириться с неизвестностью

Фотопробы на роль Остапа Бендера в комедию Л. Гайдая «12 стульев»

Во время подготовки к съёмкам фильма «12 стульев» самая большая проблема возникла с исполнителем главной роли - Остапом Бендером. Весь январь и практически весь февраль Гайдай и его ассистенты безуспешно пытались найти актера, который сумел бы воплотить на экране этого героя. Гайдаю был необходим актер, который оказался бы полной антитезой Сергею Юрскому, сыгравшему великого комбинатора в фильме «Золотой теленок». В этих поисках Гайдай пересмотрел чуть ли не всех советских звезд мужского пола, кто по своему возрасту, внешним данным и таланту подходил на эту роль. Были просмотрены более ста актеров, прошли 23.

Чтобы было ясно, каким тщательным был отбор, давайте посмотрим удавшиеся найти фотопробы этих актёров

Олег Борисов

Александр Лазарев

Андрей Миронов

Анатолий Кузнецов

Николай Губенко

Спартак Мишулин

Евгений Евстигнеев

Фрунзик Мкртчян

Никита Михалков

Владимир Басов

Валентин Гафт

Поскольку время поджимало, а главного исполнителя все не было, Гайдай решил пойти самым простым путем: он предложил эту роль актеру, который из их числа выглядел наиболее выигрышно - Владимиру Высоцкому.

Тот, не избалованный чрезмерным вниманием к своей персоне киношных режиссеров (за 10 лет сыграл в кино всего лишь две главные роли, причем, один фильм «Интервенция» - до зрителей при его жизни так и не дошел), согласился. Но в начале марта, когда пришло время сниматься, Высоцкий внезапно сорвался в очередное «пике» - то есть попросту запил. И Гайдаю пришлось срочно искать ему замену, причем опять из того же списка. Новым кандидатом на роль Бендера стал Александр Белявский

Именно с ним 10 марта 1970 года начались съемки фильма в 6-м павильоне «Мосфильма». Однако начались они неудачно. Почему? Перед началом работы, по давно заведенному обычаю, Гайдай должен был разбить бутылку шампанского. Так сказать, на удачу. Но она не разбилась. По всем приметам это был плохой знак. Гайдай очень сильно расстроился и на все заверения своих коллег, что все обойдется, ответил: «Нет, я чувствую, что это неспроста. Мы еще хлебнем горя на съемках». Как в воду глядел.

Спустя девять дней после начала съемок, они были остановлены: Сергей Филиппов оказался по актерской фактуре рельефнее Белявского, чего не должно было быть. Поскольку другого исполнителя на роль Бендера на тот момент больше не было руководство студии продлило срок начала съемок аж на целый месяц - до 16 апреля. До этого дня кровь из носу требовалось найти подходящего актера. Но где его искать, если до этого был перелопачен чуть ли не весь Советский Союз?

И тут кто-то рассказал ему, что в где-то уже несколько лет успешно играет Бендера в спектакле «Золотой теленок» малоизвестный актер Арчил Гомиашвили. Гайдай срочно пригласил его на пробы. 23 марта состоялась кинопроба с Арчилом Гомиашвили, которая вполне удовлетворила худсовет

Но нужна была еще виза Госкино.

В один из дней Гомиашвили повезли в Комитет, чтобы показать самому зампреду Баскакову. Тот же, нахмурив брови, спросил: «Почему в роли Бендера должен сниматься грузин?» На что присутствовавший на встрече Григорий Чухрай ответил: «А почему бы и нет? Папа у Остапа действительно был турецкоподданный, но мама вполне могла быть грузинкой». Зампред посмеялся над находчивостью Чухрая и утвердил на роль доселе мало кому известного Гомиашвили...

Во время подготовки к съёмкам фильма "12 стульев" самая большая проблема возникла с исполнителем главной роли — Остапом Бендером. Весь январь и практически весь февраль Гайдай и его ассистенты безуспешно пытались найти актера, который сумел бы воплотить на экране этого героя. Гайдаю был необходим актер, который оказался бы полной антитезой Сергею Юрскому, сыгравшему великого комбинатора в фильме "Золотой теленок". В этих поисках Гайдай пересмотрел чуть ли не всех советских звезд мужского пола, кто по своему возрасту, внешним данным и таланту подходил на эту роль. Были просмотрены более ста актеров, прошли 23.


Чтобы было ясно, каким тщательным был отбор, давайте посмотрим удавшиеся найти фотопробы этих актёров

Олег Борисов

Александр Лазарев

Андрей Миронов

Анатолий Кузнецов

Николай Губенко

Спартак Мишулин

Евгений Евстигнеев

Фрунзик Мкртчян

Никита Михалков

Владимир Басов

Валентин Гафт

Алексей Баталов

Александр Ширвиндт

Александр Пороховщиков, Евгений Киндинов, Олег Басилашвили, Леонид Каневский

Михаил Козаков

Поскольку время поджимало, а главного исполнителя все не было, Гайдай решил пойти самым простым путем: он предложил эту роль актеру, который из их числа выглядел наиболее выигрышно - Владимиру Высоцкому.

Тот, не избалованный чрезмерным вниманием к своей персоне киношных режиссеров (за 10 лет сыграл в кино всего лишь две главные роли, причем, один фильм "Интервенция" - до зрителей при его жизни так и не дошел), согласился. Но в начале марта, когда пришло время сниматься, Высоцкий внезапно сорвался в очередное "пике" - то есть попросту запил. И Гайдаю пришлось срочно искать ему замену, причем опять из того же списка. Новым кандидатом на роль Бендера стал Александр Белявский

Именно с ним 10 марта 1970 года начались съемки фильма в 6-м павильоне "Мосфильма". Однако начались они неудачно. Почему? Перед началом работы, по давно заведенному обычаю, Гайдай должен был разбить бутылку шампанского. Так сказать, на удачу. Но она не разбилась. По всем приметам это был плохой знак. Гайдай очень сильно расстроился и на все заверения своих коллег, что все обойдется, ответил: "Нет, я чувствую, что это неспроста. Мы еще хлебнем горя на съемках". Как в воду глядел.

Спустя девять дней после начала съемок, они были остановлены: Сергей Филиппов оказался по актерской фактуре рельефнее Белявского, чего не должно было быть. Поскольку другого исполнителя на роль Бендера на тот момент больше не было руководство студии продлило срок начала съемок аж на целый месяц - до 16 апреля. До этого дня кровь из носу требовалось найти подходящего актера. Но где его искать, если до этого был перелопачен чуть ли не весь Советский Союз?

И тут кто-то рассказал ему, что в где-то уже несколько лет успешно играет Бендера в спектакле «Золотой теленок» малоизвестный актер Арчил Гомиашвили. Гайдай срочно пригласил его на пробы. 23 марта состоялась кинопроба с Арчилом Гомиашвили, которая вполне удовлетворила худсовет

Но нужна была еще виза Госкино.

В один из дней Гомиашвили повезли в Комитет, чтобы показать самому зампреду Баскакову. Тот же, нахмурив брови, спросил: "Почему в роли Бендера должен сниматься грузин?" На что присутствовавший на встрече Григорий Чухрай ответил: "А почему бы и нет? Папа у Остапа действительно был турецкоподданный, но мама вполне могла быть грузинкой". Зампред посмеялся над находчивостью Чухрая и утвердил на роль доселе мало кому известного Гомиашвили....

Источник

Федор Раззаков "Чтобы люди помнили". "Эксмо" - 2006

По другой версии Ильф и Петров намеренно дали Бендеру «интернациональное» (украинско-еврейско-турецкое) имя как раз для того, чтобы исключить указанные выше толкования и подчеркнуть универсальность, всеобщность этой личности. Как известно, Одесса - город интернациональный, каким был и дуэт авторов «Двенадцати стульев» и «Золотого телёнка». Данная версия является более спорной по сравнению с первой, ибо в конце XIX -начале веков в Одессе, где проживало значительное число евреев, их численность увеличилась. В том числе из-за бежавших туда от погромов (в частности, из еврейского местечка Бендеры).

Очевидно, что Бендер учился в гимназии , так как он однажды припоминал латинские слова-исключения, зазубренные там (роман «Золотой телёнок» , гл. XVII). Кроме того, в том же романе (гл. XIII), на упоминание Васисуалием Лоханкиным о сермяжной правде жизни , Остап Бендер со знанием дела замечает:

Сермяжная?.. Она же посконная, домотканая и кондовая? Так, так. В общем, скажите, из какого класса гимназии вас вытурили за неуспешность? Из шестого? … Значит, до физики Краевича вы не дошли?

«Двенадцать стульев»

«В половине двенадцатого с северо-запада, со стороны деревни Чмаровки, в Старгород вошёл молодой человек лет двадцати восьми. За ним бежал беспризорный».

Так в романе впервые появляется великий комбинатор.

По мнению ряда комментаторов романа (в частности, М. Одесского и Д. Фельдмана), описание свидетельствует о том, что в Старгород вошёл заключенный, неоднократно судимый и совсем недавно освободившийся, то есть преступник-рецидивист (мошенник, так как сразу после освобождения строит планы, связанные с мошенничеством). В самом деле, бездомный бродяга, не имеющий холодной весной (лед на лужах) ни пальто, ни носков, но путешествует в модном костюме и щегольской обуви:

«У него не было даже пальто. В город молодой человек вошёл в зелёном, узком, в талию, костюме».

Зато для рецидивиста тут нет ничего необычного. Квартиры у него нет и быть не должно - советским законодательством предусматривалось, что осуждённые «к лишению свободы» лишались «права на занимаемую жилую площадь» . Значит, бездомным он стал уже после первого срока, вернуться было некуда, и гардероб хранить ему было негде. Если «молодого человека лет двадцати восьми» арестовали до наступления холодов, то пальто он не носил. Туфли и костюм Бендер сохранил, поскольку их отобрали после вынесения приговора и вернули при освобождении, носки же и белье, которые арестантам оставляли, изветшали.

Аферы

Живость характера и любовь к денежным знакам позволяли Остапу проводить довольно остроумные аферы, жертвами которых становились большие группы людей одновременно.

В Старгороде Остап в один вечер сколотил подпольную организацию для свержения Советской власти - «Союз меча и орала». Её члены, старгородские «бывшие» и нэпманы, настолько уверовали в серьёзность затеи, что в конце концов явились с повинной в ОГПУ , а у одного из них Бендеру ещё дважды удалось получить денежные субсидии на «святую цель».

В приволжском городке Васюки Остапу удалось выдать себя за международного гроссмейстера , дать сеанс одновременной игры в местной шахматной секции (которая с лёгкой руки Остапа была переименована в «Клуб четырёх коней»), и убедить наивных провинциалов в реальности организации «Международного Васюкинского турнира 1927 года», на котором должны были встретиться сильнейшие шахматисты современности. А после проведения турнира Васюки с передовой идеей шахматной мысли должны были стать новой столицей СССР (Нью-Москва), а впоследствии - и всего мира.

Получив в в своё распоряжение автомобиль Адама Козлевича, Бендер по пути в Черноморск успешно выдавал себя за командора большого автопробега, «снимая пенки, сливки и тому подобную сметану с этого высококультурного начинания».

Убийство и воскрешение героя

В предисловии к «Золотому теленку» Ильф и Петров в шутливой форме рассказали о том, что к концу написания «Двенадцати стульев» возник вопрос об эффектной концовке. Между соавторами возник спор, убивать ли Остапа или оставить в живых. В конце концов, решили положиться на жребий. В сахарницу положили две бумажки, на одной из которых был нарисован череп с костями. Выпал череп - и через тридцать минут великого комбинатора не стало.

По свидетельству брата Е. Петрова - Валентина Катаева (в книге «Алмазный мой венец») сюжетная основа «Двенадцати стульев» была взята из рассказа А. Конан-Дойля «Шесть Наполеонов», в котором драгоценный камень был спрятан в одном из гипсовых бюстиков французского императора. За бюстиками охотилось двое преступников, один из которых в конце концов был прирезан бритвой своим сообщником . Кроме этого Катаев упоминает и о «уморительно смешной повести молодого, рано умершего советского писателя-петроградца Льва Лунца, написавшего о том, как некое буржуазное семейство бежит от советской власти за границу, спрятав свои бриллианты в платяную щетку».

«Золотой телёнок»

По мнению комментатора Даниэля Клугера , структура «Золотого телёнка» представляет собой классический детектив, элементы которого пародируются.

Действия Остапа Бендера в первой части его биографии («12 стульев») легко подпадают под соответствующие статьи Уголовного кодекса, в то время как во второй части - «Золотом телёнке» - он, по сути, расследует преступление. Подобная двойственность героя вполне в духе классического детектива .

Образ Бендера в романах

Можно заметить, что образы Бендера в романах «Двенадцать стульев» и «Золотой теленок» довольно сильно различаются. В «Двенадцати стульях» его образ довольно схематичен, фактически это условный персонаж. Он практически не совершает ошибок, всё ему дается удивительно легко. В «Золотом теленке» образ Бендера более глубок, в нём уже можно почувствовать живого человека, со всеми его болями, радостями и мечтами.

Бендер-"управдом" в некоторых подражаниях Ильфу и Петрову

Возможные прототипы Остапа Бендера

Основным прототипом Бендера считается Осип Шор . Он родился 30 мая в Никополе . В - пытался учиться в Петроградском Технологическом институте, но, возвращаясь в Одессу, пережил массу авантюр: с целью добычи средств к существованию представлялся то художником, то шахматным гроссмейстером, то женихом, то представителем подпольной антисоветской организации .

Некоторые исследователи считают, что в образе Бендера воплотились характеры и трёх его создателей (включая Валентина Катаева). От Катаева взяты черты наглого провинциала, от Петрова - неисчерпаемая страсть к шуточкам, от Ильфа - скепсис и элементы разочарованности. Таким образом, Бендер уникален тем, что в его характере, как в калейдоскопе, проворачиваются характеры трёх совершенно разных лиц, что придаёт ему незаурядную художественную глубину.

Бендер на экране

Исполнитель роли Режиссёр фильма Дата выхода на экран
Игорь Горбачёв Александр Белинский
Игорь Горбачёв - первый Остап Бендер на телеэкране. Появился он в 1966 году в телеспектакле Ленинградского телевидения «12 стульев» .
Сергей Юрский Михаил Швейцер
Сергей Юрский стал первым Остапом Бендером в кино, снявшись в экранизации «Золотой телёнок» 1968 года . Считается, что именно Юрскому удалось создать наиболее точный образ Бендера из «Золотого теленка». Примечательно, что на момент съёмок фильма возраст Юрского (1935 года рождения) составлял 33 года, в полном соответствии с романом: «Мне тридцать три года - возраст Иисуса Христа. А что я сделал до сих пор?.. »
Фрэнк Ланджелла Мел Брукс
Фрэнк Ланджелла сыграл Остапа Бендера в американской экранизации «12 стульев » . Единственный из исполнителей в экранизациях романа, отвечающий авторской характеристике: «28 лет» (то есть молодой, а не зрелый мужчина, как все остальные), «с военной выправкой».
Арчил Гомиашвили Леонид Гайдай
Арчил Гомиашвили сыграл роль Остапа дважды: в картине Леонида Гайдая «12 стульев» и в фильме «Комедия давно минувших дней» Юрия Кушнерёва, вышедшем в 1980 году . В картине Гайдая Бендер говорит голосом Юрия Саранцева , из-за хрипа заболевшего Гомиашвили (по другой версии - поскольку в речи Гомиашвили присутствовал грузинский акцент) . Хотя возраст Арчила Гомиашвили не совсем соответствовал указанному в романе возрасту Бендера, многие считают его Бендера лучшим Бендером из всех экранизаций «Двенадцати стульев».
Андрей Миронов Марк Захаров
Андрей Миронов сыграл роль Остапа Бендера в четырёхсерийном фильме-мюзикле «12 стульев» . Его роль считается одним из классических исполнений Бендера.
Сергей Крылов Василий Пичул
Певец Сергей Крылов сыграл Остапа Бендера в фильме Василия Пичула «Мечты идиота» (). Фильм был снят по сценарию, написанному по мотивам произведений Ильфа и Петрова, и являл собой осовремененную, «новорусскую» версию книги, где действие происходит в 1990-х годах, а Бендеру около 40 лет. Большой популярностью этот фильм не пользовался.

Сочинение

ОСТАП БЕНДЕР - герой романов (дилогии) И.А.Ильфа и Е.П.Петрова «Двенадцать стульев» (1927-1928) и «Золотой теленок» (1930-1931). «Молодой человек лет двадцати восьми» в первом романе и чуть старше тридцати во втором, «сын турецко-подданного», как он себя аттестует, прозванный «великим комбинатором» за две свои авантюрные комбинации, составляющие сюжет дилогии, одна из которых была связана с поисками бриллиантов мадам Петуховой, зашитых в стульях семейного гарнитура, а другая имела объектом тайные капиталы подпольного миллионера Корейко. Оба предприятия О.Б. закончились провалом: в первом романе ему перерезали горло, правда, не смертельно; во втором - ограбили, когда он с добытым ценой долгих усердий миллионом пытался перейти границу, чтобы воплотить свою «американскую мечту». Однако, несмотря на такую печальную (и назидательную) развязку, О.Б. сохранил звание «великого комбинатора» и под этим прозвищем вошел в историю. Образ О.Б. скорее всего не имел прямого прототипа, хотя ряд лиц претендовали на эту роль или выставлялись в качестве претендентов. Например, В.П.Катаев, утверждал, что герой «написан с одного из наших одесских друзей», имевшего другую фамилию, но то же имя - Остап. Это был оперативник городского Угро, человек «романтического, чисто черноморского характера». С данным лицом, возможно, связаны детективные способности О.Б., которые тот выказывает в расследовании дела Корейко. Прототипом героя называют также другого одессита - «денди» Остапа Шора. Отдельные черты О.Б. усматривали у брата Ильфа - А.Файнзильберга; упоминается также некий Митя Бендер, на квартире которого в 1920 г. собирались одесские литераторы. Дилогия Ильфа и Петрова - откровенно цитатное произведение, перенасыщенное литературными реминисценциями и бесчисленными заимствованиями (от сюжетных до фразеологических). Цитатным героем выступает О.Б., что среди прочего выражается в прямых и косвенных отождествлениях с известными литературными персонажами: «Я типичный Евгений Онегин…» и т.п. В этой связи особое значение приобретает вопрос художественной родословной героя. Древнейшими предками О.Б. являются плуты античной комедии, в особенности римской паллиаты (например, Псевдол у Плавта), а также их многочисленные наследники в литературе (и драматургии) нового времени, в жанрах плутовского и авантюрного романа. Это мольеровский Скален и Труффальдино Гольдони, Жиль Блаз Лессажа и Фигаро Бомарше (последний - каким он представлен в «Севильском цирюльнике»). От этих персонажей О.Б. унаследовал менталитет плутовского героя, который, по словам М.М.Бахтина, «поставлен по ту сторону всякого пафоса» и выступает носителем «веселого обмана», направленного против «ортодоксальных» ценностей. О.Б. прямо не посягает на «ортодоксию» советской действительности; он ее просто игнорирует, творя «веселый обман» и искусную псевдологию. Для этого в первом романе надевает традиционную маску ловкого и предприимчивого валета, находящегося в услужении у недалекого господина: О.Б. нанят в качестве «концессионера» хозяином двенадцати стульев, бывшим предводителем дворянства Ипполитом Матвеевичем Воробьяниновым. Д.С.Лихачев отмечал ряд сюжетных и портретных совпадений между героем дилогии и Джинглем («Посмертные записки Пиквикско-го клуба» Диккенса), называя последнего литературным «дедом» О.Б. В нем находили черты и другого персонажа диккенсовского романа - Сэма Уэллера. Ю.К.Щеглов усматривал явное родство О.Б. с Рокамболем Пон-сона дю Террайля: оба жулика мечтают о спокойной респектабельной жизни, используют рискованные аферы, жертвой которых чаще всего оказываются проходимцы. В жилах О.Б. течет кровь двух самых замечательных авантюристов русской литературы XIX»Шв.- Чичикова и Кречинского. Подобно Чичикову, О.Б. владеет приемами мимикрии, умением приспосабливаться к людям и обстоятельствам, находя в каждом случае подобающую маску. По опыту Кречинского О.Б. строит одну из комбинаций на женитьбе. Однако существенны различия. Жертвой Кречинского становится добропорядочное семейство Муромских. Махинации О.Б. направлены на таких же мошенников, как он, а иногда гораздо ббльших. В современной Ильфу и Петрову литературе самые близкие к О.Б. персонажи - это Аметистов («Зойкина квартира» Булгакова), Беня Крик И.Бабеля, «великий провокатор» Хулио Хуренито И.Эренбурга. Герой Ильфа и Петрова сделался едва ли не самым популярным персонажем в компании авантюристов и мошенников мировой литературы (во всяком случае для русского читателя). Обаяние О.Б. оказалось настолько сильным, что почти полностью заслонило сомнительные стороны его предприимчивой натуры. С момента первого появления герой сразу же располагает к себе читателя и далее всячески старается это расположение поддержать. Секрет обаяния О.Б. обусловлен прежде всего тем, что среди многочисленных контрагентов героя нет ни одного, который мог бы вызвать сочувствие или симпатию. На этот момент обратила внимание еще А.А.Ахматова (в связи с эпизодами в литерном поезде, следующем на «смычку» восточной магистрали): «В поезде, набитом писателями, жулик оказывается талантливее и умнее их всех». В самом деле, О.Б. талантлив и умен, широк натурой и не лишен благородства. Все это особенно заметно на фоне компаньонов героя (жадного и мелочного Кисы Воробьянинова, трусливого и нечистоплотного Паниковского, кромешно глупого Шуры Балаганова), не говоря уже о его жертвах, надувательство которых только поднимает О.Б. в глазах читателей. Ум О.Б. лишен расчетливости. Герой часто следует обходными путями, выказывающими романтический характер этого авантюриста. (Чтобы выпотрошить один из двенадцати стульев, что достался вдове Грицацуевой, не обязательно было жениться на ней.) В свете этого романтизма не кажется «неправдой характера», как считал писатель К.Симонов, попытка О.Б. освободиться от миллиона, отправив его в посылке на адрес Наркомфина. Выполняя «роль розги для жуликов и дураков» (Ю.К.Щеглов), герой вершит справедливость, хотя сам того до конца не осознает и не стремится к этому. В данном ракурсе оправданны сопоставления О.Б. с булгаковским Во-ландом (частая в литературоведении тема). Как и Воланд, О.Б. наказует порок и не посягает на добродетель. Подобно Воланду, повелевающему царством теней, О.Б. промышляет на теневой стороне советской действительности, в ее подворотнях, медвежьих углах и вороньих слободках. Принципиальное отличие картины мира, воссозданной в дилогии, от orbis pictus булгаковского романа: территория, на которой обитает О.Б. с его компаньонами и жертвами, имеет тесный, ограниченный характер, а за ней расстилаются широкие просторы торжествующего социализма. По ходу сюжета эти светлые дали все более расширяются, тогда как пространство О.Б. сжимается, уменьшаясь в объеме, наподобие шагреневой кожи, и к концу второго романа О.Б. не находит места, где бы он мог себя применить, а главное, потратить собственный миллион, добытый с таким трудом. В фигуре О.Б. исследователи отмечали наряду с плутовской некую демоническую составляющую. Д.С.Лихачев обратил внимание, что зеленый костюм О.Б. (такой же у Джингля) указывает на цвет дьявола, «зеленого змия». Из этого наблюдения Ю.К.Щеглов вывел формулу героя, существующего, по мнению ученого, в двух постоянных ипостасях - плутовской и демонической. Последняя выражается в редкой проницательности О.Б. и в его способности подчинять своему влиянию разных людей. Такое толкование не лишено почвы. Существует давняя традиция наделять образ мошенника демоническими чертами, свойственными, например, Чичикову и отчасти Хлестакову. «Цитатный» герой Ильфа и Петрова не остался в стороне от этой традиции. Вместе с тем ни одну из основных функций дьявола (искусителя, провокатора и профанатора) О.Б. не исполняет сколько-нибудь последовательно, напротив, его самого искушают (взятками) и провоцируют на дурные поступки (постоянная роль Кисы Воробьянинова). Нет в О.Б. и демонизма «олитературенного, печоринского толка» (точка зрения Щеглова): герой не убивал никого (его пытались убить), не бунтовал против действительности (только лишь бегло обмолвился о «разногласиях» с советской властью и о том, что ему «скучно строить социализм»). Жертва любовной интриги О.Б.- вдова Грицацуева - все-таки не княжна Мери, чью жизнь сломал «демон» Печорин. Фигура О.Б., если судить роман «более реалистично» (по словам Д.С.Лихачева), может рассматриваться как характерный пример образа-маски, «феноменология» которого складывается из плутовской интриги, а также многочисленных «мо» героя, вошедших в пословицы и поговорки: «Лед тронулся, господа присяжные заседатели!», «Может быть, тебе дать еще ключ от квартиры, где деньги лежат?» и проч. В киноверсии дилогии Ильфа и Петрова наиболее удачные воплощения образа О.Б. принадлежали С.Ю.Юрскому (фильм М.А.Швейцера «Золотой теленок», 1968) и А.А.Миронову («Двенадцать стульев» режиссера М.А.Захарова, 1976).

Лит.: Яновская Л.М. «Почему вы пишете смешно?». М., 1969; Лихачев Д.С.

Литературный «дед» Остапа Бендера // Лихачев Д.С.

Литература-реальность-литература. Л., 1981; Курдюмов А. В краю непуганных идиотов. Книга об Ильфе и Петрове. Париж, 1983; Щеглов Ю.К.

Литературная генеалогия Остапа Бендера и его функции в романе // Ильф И., Петров Е. Двенадцать стульев. Щеглов Ю.К. Комментарии. М., 1995. С.30-45.

1. Афористичность языка романа.
2. Образ Остапа Бендера.
3. Закономерный финал произведения.

По языку, а также влиянию произведения на культуру детище двух величайших юмористов XX столетия И. Ильфа и Е. Петрова «12 стульев» можно сравнить с комедиями А. С. Грибоедова, где половина стихов, по мнению А. С. Пушкина, стали пословицами. Многие фразы, придуманные авторами, прочно вошли в повседневную речь. Не задумываясь, откуда это, люди произносят: «Конгениально!», «Почем опиум для народа?», «На блюдечке с голубой каемочкой», «Бензин ваш — идеи наши». Это еще раз доказывает, что остроумие и меткие фразы никогда не теряют своей актуальности и очень популярны во все времена. Многие словосочетания так же обрели вполне самостоятельную жизнь. Так, к примеру, когда речь заходит о конторе «Рога и Копыта», то едва ли кто вспомнит Остапа Бендера, зато сразу же встает образ чего-то несуществующего, мнимого. Роман «12 стульев» и по сей день вызывает улыбку у новых поколений читателей. Многие явления, описанные в произведении, кажется, взяты из современной жизни, хотя со времени создания романа прошло уже около восьмидесяти лет.

По мнению многих литературоведов, Остап Бендер является главным художественным открытием и достижением Ильфа и Петрова. Впервые читатель знакомится с этим человеком только в шестой главе части первой, когда история Ипполита Матвеевича уже известна. Однако она никогда бы не стала развиваться так стремительно и увлекательно, не появись на сцене новый персонаж, поражающий своей обаятельностью и остроумием. Молодой человек «лет двадцати восьми» не обременен каким-либо имуществом: «...у него не было ни денег, ни квартиры, где они могли бы лежать, ни ключа, которым можно было бы квартиру отпереть». Однако он был оптимистично настроен и своей импозантной внешностью мог бы произвести впечатление на местных барышень: «В город молодой человек вошел в зеленом в талию костюме. Его могучая шея была несколько раз обернута старым шерстяным шарфом, ноги были в лаковых штиблетах с замшевым верхом апельсинного цвета. Носков под штиблетами не было». Б. М. Сарнов называет Остапа Бендера «гимном духа свободного предпринимательства». С первого знакомства видно, что новый герой — это личность неординарная: «Сын турецко-подданного за свою жизнь переменил много занятий.

Живость характера, мешавшая ему посвятить себя какому-нибудь делу. Постоянно кидала его в разные концы страны и теперь привела в Старгород без носков, без ключа, без квартиры и без денег». Не успев появиться в городе, молодой человек незамедлительно начинает действовать. Для начала он продает имеющийся у него прибор астролябия. После чего заводит знакомство с местным дворником, спрашивая у него, есть ли в городе невесты. Находясь на данный момент в незавидном положении, Остап Бендер не смиряется со своей участью, а активно ищет пути выхода из сложившейся ситуации. Пока у него только два не совсем подходящих варианта: стать многоженцем, обольстив и обобрав нескольких девиц, или написать и заняться распространением картины «Большевики пишут письмо Чемберлену».

Первый путь отвергается Бендером ввиду отсутствия «серого в яблоках костюма» и десяти рублей, без которых соблазнение в силу щепетильности главного героя выглядело бы, как «низкий сорт». Второй тоже мог преподнести чисто технические затруднения. Здесь Остап резко отличается от своих собратьев-жуликов по классической литературе. Он выглядит более жизненно и полнокровно на фоне гончаровского Штольца. С другой стороны, Бендер, в отличие от Чичикова, являясь жуликом по несчастью, сохраняет в себе черты некоторого благородства и даже чести. Возможно, в другую эпоху и при других обстоятельствах главный герой никогда бы не стал аферистом. Его жульничество явилось прямым порождением социализма, который пресекал всякую инициативность и творчество. Несмотря на то что Остап всеми фибрами души стремится заполучить кругленькую сумму, тем не менее он не стяжатель, а свободный художник. Ему больше интересен не результат, а сам процесс. Именно поэтому он словно шахматист тщательно продумывает ходы, разрабатывает тактику и стратегию в каждой новой ситуации. Увлекательная и хитроумная игра привлекает его тем сильнее, чем больше возможностей он создает для появления искрометных идей и замыслов. Следует отметить, что Бендер на ходу справляется с, казалось бы, на первый взгляд невероятно трудными задачами.

Главный герой превосходный психолог. Его талант убеждения ярко проявляется и в разговоре со старым дворником, и с бывшим предводителем дворянства Ипполитом Матвеевичем Воробьяниновым: «...решительно откашлявшись, рассказал Остапу Бендеру, первому встречному им проходимцу, все, что ему было известно о брильянтах со слов умирающей тещи». Умение общаться с различными людьми помогает главному герою добиваться своих целей в различных ситуациях. Так, к примеру, он смог найти общий язык даже с Людочкой-людоедкой с ее тридцатисловным запасом, обменяв обычное чайное ситечко на вожделенный стул. Нельзя обвинить Остапа Бендера и в трусости. Он с головой бросается в самые сложные обстоятельства, иногда даже не думая о последствиях: «Об этом не думайте. Когда будут бить, будете плакать, а пока что не задерживайтесь! Учитесь торговать!». Достаточно вспомнить шахматный турнир, который устроил великий комбинатор в городе Васюки, оставшись без средств к существованию. Представившись гроссмейстером, Бендер настолько красочно расписал шахматное будущее васюкинцев, что без труда получил аванс в размере двадцати рублей и возможность заработать еще больше на самом турнире. В результате Остапу приходится спасаться бегством, однако и здесь фортуна благосклонна к бесстрашному счастливчику, поскольку баржа с преследователями переворачивается, и афера остается без возмездия. Таким образом, перед читателями встает довольно привлекательная и обаятельная фигура, удачно преодолевающая препятствия и не теряющая природного оптимизма.

Смерть Остапа Бендера в какой-то мере была предопределена. Слишком свободолюбив и удачен был этот человек, чтобы не раздражать окружающих только лишь своим присутствием. Остался всего лишь один стул из коллекции, в котором могли бы находиться бриллианты мадам Петуховой. Остап пребывал в превосходном состоянии духа: энергия и веселость его были неисчерпаемы. Этого же нельзя было сказать о Воробьянинове, изрядно вымотавшегося в этой гонке за сокровищами: «И походка у Ипполита Матвеевича была уже не та, и выражение глаз сделалось дикое, и отросший ус торчал уже не параллельно земной поверхности... В характере появились несвойственные ему раньше черты решительности и жестокости... Ипполит Матвеевич несколько повредился и затаил к своему компаньону тайную ненависть». Безусловно, Воробьянинов не мог бы долго сдерживать свои негативные чувства к компаньону. Когда Бендер рассказал Ипполитом Матвеевичу о последнем стуле, да еще подшутил над ним, это было последней каплей. Бывший предводитель дворянства дождался, пока Остап уснул и достал бритву: «Великий комбинатор умер на пороге счастья, которое он себе вообразил». Бендер на самом деле просто придумал себе это счастье, поскольку найди он бриллианты, они не принесли бы ему радости, ведь воплощенная мечта уже перестает быть мечтой, а человека тянет все к новым и новым вершинам. Ильф и Петров разработали и эту версию, но уже в другом своем романе «Золотой теленок».

Здесь главный герой добивается своей заветной цели и становится счастливым обладателем целого миллиона, однако его душа не насыщается этим. Ведь с одной стороны, в условиях социалистического общества он не может его истратить, не будучи членом хоть какого-нибудь государственного учреждения. А с другой, что самое главное, заканчивается увлекательная игра.