Макияж. Уход за волосами. Уход за кожей

Макияж. Уход за волосами. Уход за кожей

» » Маленький человек в литературе произведения. История возникновения понятия «маленький человек»

Маленький человек в литературе произведения. История возникновения понятия «маленький человек»

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд

Описание слайда:

Тема «маленького человека» в литературе XVIII-XIX веков. Учитель – Комиссарова Е.В.

2 слайд

Описание слайда:

Тема «маленького человека» в литературе XVIII-XIX веков. Забытые, всеми униженные люди почти никогда не привлекают особого внимания окружающих. Их жизнь, их маленькие радости и большие беды кажутся всем недостойными особого интереса. Но с начала 19 века именно такие люди становятся предметом пристального внимания со стороны великой русской литературы. С каждым произведением всё яснее и правдивее показывала она жизнь людей «низшего» класса. Маленькие чиновники, станционные смотрители - «маленькие люди» начали выходить из тени.

3 слайд

Описание слайда:

Тема «маленького человека» в литературе XVIII-XIX веков. Тема “маленького человека” - это “сквозная тема” русской литературы. Появление этого образа обусловлено российской служебной лестницей в четырнадцать ступеней, на нижних из которых трудились и страдали от бедности, бесправия и обид мелкие чиновники, малообразованные, часто одинокие или обременённые семьями, достойные человеческого понимания, каждый со своей бедой. В литературоведении существует несколько толкований понятия «маленький человек». Одно из определений предложено исследователем литературы А.А. Аникиным: «Маленький человек» - это литературный тип человека – жертвы обстоятельств, государственного устройства, злых сил и т.д.».

4 слайд

Описание слайда:

Тема «маленького человека» в литературе XVIII-XIX веков. Главными тематическими чертами этого образа будут: 1) низкое, бедственное, подчиненное социальное положение; 2) страдание, происходящее не от своего злого умысла или вины, а от слабости и ошибок; 3) в разной мере, но – ущербность личности, часто убожество и неразвитость; 4) острота жизненных переживаний; 5) наконец, осознание себя именно "маленьким человеком" и стремление утвердить свое право на жизнь именно в таком качестве, но часто с мечтой лишь об облегчении жизни; 6) обращение к Богу как единственному носителю справедливости и равенства: только перед Богом равны все. Для литературного героя должен быть характерен именно весь комплекс признаков, наличие отдельных из перечисленных черт еще не вводит его в русло темы "маленького человека". В то же время нельзя сказать, что наличие признаков делает героев разных произведений одинаковыми: образ каждого из них будет совершенно по-своему подводить читателя к размышлениям на эту тему, раскрывать разные её грани.

5 слайд

Описание слайда:

6 слайд

Описание слайда:

Тема «маленького человека» в литературе XVIII-XIX веков. Само понятие "маленький человек" появляется в литературе раньше, чем складывается сам тип героя. Вначале это обозначение людей третьего сословия, которое стало интересовать писателей ввиду демократизации литературы. В ХIХ веке образ «маленького человека» становится одной из сквозных тем литературы. Понятие "маленький человек" ввел в употребление В.Г. Белинский в статье 1840 года «Горе от ума». Первоначально оно обозначало человека «простого». С развитием психологизма в русской литературе этот образ обретает более сложный психологический портрет и становится самым популярным персонажем демократических произведений второй половины XIX века. Как возникла тема «маленького человека» в русской литературе? Первый период развития русской литературы, как мы знаем, это древнерусская литература, героями произведений которой являлись князья, святые, воины. Лишь в конце периода существования древнерусской литературы в неё «допускается» простой человек, не герой, не святой, не правитель. Затем в литературу приходит с запада классицизм, это направление соответствовало потребностям того времени: Пётр I строил сильное государство. Классицистов волновали потребности государства и человек как гражданин, полезный своей стране. Только с приходом, опять же из западной литературы, в русскую литературу сентиментализма писателям стали интересны личные потребности и переживания людей.

7 слайд

Описание слайда:

Тема «маленького человека» в творчестве Н.М.Карамзина. Первым писателем, который открыл нам мир "маленьких людей" был Н.М. Карамзин. Самое большое влияние на последующую литературу оказала повесть Карамзина "Бедная Лиза. " Автор положил начало огромному циклу произведений о "маленьких людях", сделал первый шаг в исследовании этой неизвестной до этого темы. Именно он открыл дорогу таким писателям будущего, как Гоголь, Достоевский и другие. Социальное неравенство героев и естественная сложность человеческой души становятся препятствием для Лизиного счастья. Судьба бедной девушки разворачивается на фоне исполненной драматизма истории России. Маленькая повесть Карамзина философична. Автор оспаривает предположение философа Руссо об идиллическом прошлом человечества. История человечества вся построена на драматических коллизиях, и раньше люди не были счастливее, чем теперь, - утверждает повествователь. Большая история складывалась из маленьких бед обычных людей.

8 слайд

Описание слайда:

9 слайд

Описание слайда:

Тема «маленького человека» в произведениях А.С.Пушкина. А.С. Пушкин был следующим писателем, в сферу творческого внимания которого вошла вся огромная Россия: ее просторы, жизнь деревень, Петербург и Москва открывались уже не только с роскошного подъезда, но и через узкие двери бедняцких домов. Впервые русская литература так пронзительно и наглядно показала искажение личности враждебной ей средой. Впервые оказалось возможным не только драматически изобразить противоречивое поведение человека, но и осудить злые и бесчеловечные силы общества. «Повести Белкина» были созданы осенью 1830 года в селе Болдино. Основным действующим персонажем «Повестей» является маленький бедный человек, его положение в обществе, его желания, стремления, социальные противоречия, в которые он втянут, нравственное достоинство и простое человеческое счастье.

10 слайд

Описание слайда:

Тема «маленького человека» в произведениях А.С.Пушкина. Из повестей этого цикла наибольшее влияние на весь дальнейший ход развития русской литературы оказала повесть «Станционный смотритель». Выбор Пушкиным героя – станционного смотрителя - был не случайным. В 20-х годах 19-го века в русской литературе появляется немало нравоописательных очерков, рассказов, героями которых оказываются люди «низшего класса». «Станционный смотритель» - социально-психологическая повесть о «маленьком человеке» и его горькой судьбе в дворянском обществе. Это высшее проявление реализма в русской прозе начала 30-ых годов и замечательное достижение самого Пушкина. Судьба «маленького человека» впервые показана здесь без сентиментальной слезливости, без романтического преувеличения, показана как результат определённых исторических условий, несправедливости общественных отношений.

11 слайд

Описание слайда:

Тема «маленького человека» в произведениях А.С.Пушкина. В самом сюжете «Станционного смотрителя» передан типический социальный конфликт, выражено широкое обобщение действительности, раскрытое в индивидуальном случае трагической судьбы рядового человека Самсона Вырина. Пушкин показал в своём герое черты человечности, протеста против социальной несправедливости, которые раскрыты им в реалистическом изображении судьбы простого человека. Это подлинная человеческая драма, каких много в жизни. Мудрый писатель учит нас обращать внимание не на должность, а на душу и сердце человека, потому что тогда мир станет гораздо чище и честнее. Смирение, показывает А. С. Пушкин, унижает человека, делает жизнь бессмысленной, вытравливает из души гордость, достоинство, независимость, превращает человека в добровольного раба, в покорную ударам судьбы жертву. Впервые русская литература смогла осудить злые и бесчеловечные силы общества. Самсон Вырин судил это общество.

12 слайд

Описание слайда:

Тема «маленького человека» в произведениях А.С.Пушкина. Значимость темы «маленького человека» для Пушкина заключалась не в обличении забитости героя, а в открытии в «маленьком человеке» сострадательной и чуткой души, наделенной даром отклика на чужое несчастье и чужую боль. Отныне тема «маленького человека» будет звучать в русской классической литературе постоянно.

13 слайд

Описание слайда:

Тема «маленького человека» в творчестве Н.В.Гоголя. Своего апогея тема «маленького человека» достигла в произведениях Гоголя. Гоголь открывает читателю мир "маленьких людей", чиновников в своих "Петербургских повестях". Особенно значима для раскрытия этой темы повесть "Шинель", которая имела огромное значение для всей последующей литературы. Гоголь оказал большое влияние и на дальнейшее движение русской литературы, "отозвавшись" в творчестве самых различных ее деятелей от Достоевского и Щедрина до Булгакова и Шолохова.

14 слайд

Описание слайда:

Тема «маленького человека» в творчестве Н.В.Гоголя. Повесть лицом к лицу сталкивает «маленького человека» с жестокой бюрократической машиной старой России. И эта машина безжалостно давит и унижает его. Гоголь изменял и перерабатывал реальный материал таким образом, чтобы на первый план выступила гуманная идея. Он взял героя, занимавшего одно из последних мест в иерархической системе царской России, безобиднейшее существо, никогда не причинявшее никому никакого зла, покорно сносившее всяческие лишения и насмешки, не обнаруживавшее никогда никаких притязаний, разве что притязание на самое необходимое – на шинель, и то лишь тогда, когда без неё уже никак нельзя было обойтись. И вот этого-то человека жизнь беспощадно наказывает, как преступника!

15 слайд

Описание слайда:

Тема «маленького человека» в творчестве Н.В.Гоголя. «Маленькому человеку» не суждено быть счастливым в этом несправедливом мире. И лишь после смерти свершается справедливость. «Душа» Башмачкина обретает покой, когда возвращает себе потерянную вещь. Акакий Акакиевич умирает, но Н. В. Гоголь оживляет его. Для чего же он это делает? Нам кажется, что Н. В. Гоголь оживил героя, чтобы еще сильнее показать робость души героя, и, даже ожив, он изменился только снаружи, а в душе по - прежнему остался лишь «маленьким человеком». Н. В. Гоголь показал не только жизнь «маленького человека», но и его протест против несправедливости. Пусть этот «бунт» робкий, почти фантастический, но герой выступает за свои права, против основ существующего порядка.

16 слайд

Описание слайда:

Тема «маленького человека» в произведениях А.П.Чехова Позже Чехов подведет своеобразный итог в развитии темы, он усомнился в добродетелях, традиционно воспеваемых русской литературой, - в высоких нравственных достоинствах «маленького человека» - мелкого чиновника. Добровольное пресмыкательство, самоуничижение «маленького человека» - вот поворот темы, предложенный А.П. Чеховым. Если Чехов и «разоблачал» что-то в людях, то, прежде всего, - способность и готовность их быть «маленькими». Человек не должен, не смеет делать себя «маленьким» - вот основная мысль Чехова в его интерпретации темы «маленького человека». Подытоживая все сказанное, можно сделать вывод о том, что тема «маленького человека» раскрывает важнейшие качества русской литературы XIX века – демократизм и гуманизм.

17 слайд

Описание слайда:

Тема «маленького человека» в литературе XVIII-XIX веков. Представление о «маленьком человеке» менялось на протяжении XVIII-XIX веков. Каждый писатель имел свои личные взгляды на данного героя. Писатели XVIII века - Н.М.Карамзин – и первой половины XIX века – А. С. Пушкин, Н. В. Гоголь - относятся к «маленькому человеку» с сочувствием. Сначала «маленький человек» мог любить, уважать себя, но был бессилен перед государственной машиной. Затем он не мог любить, не мог уважать, а о борьбе с государством даже и подумать не мог. Позже «маленький человек» приобретает чувство собственного достоинства, способность любить и при этом остро ощущает своё ничтожное положение. Но самое главное – он уже не ничтожен в душе!

18 слайд

Описание слайда:

Тема «маленького человека» в творчестве Н.В.Гоголя. Тема «маленького человека» подробно разработана в творчестве А.С.Пушкина, который неоднократно обращался к проблемам таких людей в своих произведениях. Можно даже проследить изменение этого образа в разных сочинениях писателя («Станционный смотритель», «Капитанская дочка», «Медный всадник»). Продолжает тему «маленького человека» Н.В.Гоголь, который в своей повести «Шинель» впервые показывает духовную скупость, убожество бедных людей, но и обращает внимание на способность «маленького человека» на бунт и для этого вводит в свое произведение элементы фантастики.

19 слайд

Описание слайда:

Тема «маленького человека» в литературе XVIII-XIX веков. Эта тема занимала значительное место в русской литературе. Проблема «маленького человека» живо волновала писателей, хотя каждый из них по-своему раскрывает образ «маленького человека» и заставляет задуматься над проблемами таких людей, обнажая духовную скудость, убожество «бедных людишек», чтобы помочь им измениться. Таким образом, тема «маленького человека» претерпевала значительные изменения в творчестве писателей. Она очень важна для понимания всей русской литературы, так как и в XX веке получила развитие в образах героев И. Бунина, А. Куприна, М. Горького и даже в конце XX века можно найти её отражение в творчестве В. Шукшина, В. Распутина и других писателей.

20 слайд

Описание слайда:

Библиография. 1. Аникин А.А., Галкин А.Б. Темы русской классики. Учебное пособие. – М.: Прометей, 2000. 2. Архангельский А.Н. «Русская литература XIX века. 10 класс». - М., 2000. 3. Виноградов И. От «Невского проспекта» до «Рима». / Гоголь Н.В. Петербургские повести. – М.: Синергия, 2001. 4. Гоголь Н.В. Шинель. Петербургские повести. – М.: Синергия, 2001. 5.Горелов П. О. Очерки о русских писателях М.: “Советский писатель”, 1984. 6.Гуковский Г. Реализм Гоголя. – М.: Высшая школа, 1959. 7.Карамзин Н.М. Бедная Лиза [электронный ресурс] http: az.lib.ru\k\karamzin 8.Кожинов В.В. О замысле «Шинели». /Гоголь Н.В.Петербургские повести. – М.: Синергия, 2001. 9.Лебедев Ю.В. «Русская литература XIX века. 10 класс». М., 2002. 10.Коровина В., Журавлев В., Коровин В. Литература. 9 класс. Учебник-хрестоматия для общеобразовательных учреждений. В 2 ч. – М.: Просвещение, 2007. 11.Манн Ю. Поэтика Гоголя. М.: Художественная литература, 1988. 12.Маркович В. Петербургские повести Гоголя. Л.: Художественная литература, 1989. 13.Менделеева Д. Несколько слов о «маленьком человеке» и «мертвых душах» [электронный ресурс] http:lit.1september.ru\2004 14.Нездвицкий В.А. «От Пушкина к Чехову». М., 1997 15.Пушкин А.С. Станционный смотритель. Сочинения в 5 т. – М.: Синергия, 1999. 16.Ульянов Н.И. На гоголевские темы. Кто подлинный создатель «демонического» Петербурга? / Гоголь Н.В.Петербургские повести. – М.: Синергия, 2001. 17.Шенрок В.И. Петербургские повести Гоголя. /Гоголь Н.В.Петербургские повести. – М.: Синергия, 2001


Николай Васильевич Гоголь писатель, о творчестве которого можно говорить бесконечно. Он был талантлив и непосредственен. Диапазон его был безграничен. Каждая книга пропитана тонким юмором, патриотизмом, национальным колоритом, а может даже и жуткой фантастикой, которая наводит ужас. У Гоголя найдутся рассказы для разных возрастов, поэтому мы и знакомы с его творчеством с ранних лет.

Творчество Гоголя имело огромное значение для развития русской литературы, а его заслуги перед русским народом безмерны.

Он стал основателем целого направления в русской литературе, которое называлось «натуральной школой», оказал большое влияние на развитие творчества многих русских писателей, а его творчество и в наше время вдохновляет русских композиторов и художников.

На протяжении всей своей деятельности Н.В. Гоголь поднимал много важных тем в своих произведениях это и обычные житейские повседневности, заурядные явления действительности, обличал самодержавно-крепостнический строй и сочувственно изображал «маленьких людей» в повестях.

Кто же такой «маленький человек» спросите вы? Это тип литературного героя, который возник в русской литературе с появлением реализма, то есть в 20-30 годах XIX века. Это обычный невыдающийся, бедный, незнатный человек, который занимает определённое место в жизни и обычно становится объектом насмешек и унижений со стороны более знатных по чину людей. Такие люди ощущают свое бессилие и всеми силами стараются скрыться от окружающего и жить в своем маленьком мире. Но они вследствие какого-либо произошедшего потрясения в их жизни становятся способны на бунт.

Первым, кто написал о таких людях, был А.С.

Пушкин в повести «Станционный смотритель». К этому же направлению принадлежали Ф.М. Достоевский и его «Преступление и наказание», А.П. Чехов «Человек в футляре», А.И. Куприн «Гранатовый браслет» и многие другие. Среди них также был Николай Васильевич Гоголь и его повести «Шанель», «Повесть о капитане Копейкине», «Нос», «Портрет», «Невский проспект» и наиболее трагическая повесть цикла «Петербургские повести» - «Записки сумасшедшего».

«Записки сумасшедшего» написаны в виде дневника, который якобы ведёт мелкий чиновник Аксентий Поприщин. Он довольно непривлекательный, образованный, но малокультурный служащий департамента, где его обязанности сводятся в основном к очиниванию перьев для «его превосходительства» директора. Это человек самого низкого звания, но мечты его наоборот велики и недосягаемы. Его мечта это находиться в кругу светских людей, и быть с ними на равных. Он влюбляется без памяти в дочь директора, но он настолько боязлив, что узнать о ней по- больше он захотел от ее собачки Меджи. Когда же Аксентий узнает о ее свадьбе и видит косые взгляды от Софии и Меджи, впадает в ярость. А когда спустя пару дней догадливый начальник узнает об этом, отругав, говорит, что «он – сорокалетний нуль, у которого нет ни гроша за душой – вздумал волочиться за директорской дочкой». Следующей его апатией стала мысль о том, почему же все достается высшим чиновникам, а не ему и становится, убежден в то, что он испанский король. Таким образом, чувства безысходности и обиды, неутолённое честолюбие в соединении с несчастной любовью доводят Поприщина сначала до нервного расстройства, а потом и до форменного сумасшествия.

«Повесть о капитане Копейкине» это еще одно произведение Николая Васильевича, в котором он раскрывает образ «маленького человека» и его взаимоотношения с верховной властью. Капитан Копейкин это офицер, потерявший на войне 1812 года ногу и руку. После войны он - инвалид был оставлен без средств существования, поэтому вскоре отправляется в Петербург и просит милости у государя. В городе он попадает на прием к вельможе, который является в повести представителем все той же высшей власти. Вельможа на первый раз отнёсся к нему благосклонно и велел «понаведаться на днях», но это повторялось снова и снова. Приходя изо дня в день к вельможе, инвалид Копейкин не смог взять свою заслуженную пенсию. Гоголь показывает нам довольно трагичный финал этой истории. Копейкина, разочаровавшегося в помощи государства, садят в тележку и везут неизвестно куда, где он со временем образует свою шайку разбойников. Таким образом, Гоголь показывает, что герой взял жизнь в свои руки так, как мог это сделать.

Таким образом, Н. В. Гоголь в своих повестях показал нам образ «маленького человека». Рассказал нам о том, что это человек невысокого социального положения, с мелочными желаниями и потребностями все же остается доброй личностью, никому не делающей зла, безобидной. Но с такими людьми высшее общество не желает считаться, поэтому всеми способами оставляет незамеченными их потребности. «Маленький человек» всегда теряется в толпе, так как ничем особенным не привлекает свое внимание. Он слишком обычен и незаметен. Но все же такой герой не так прост, как кажется на первый взгляд. Автор в каждого своего такого персонажа закладывает ранимый характер и душу. И если его довести до отчаяния будет способен противостоять против всего. Но как бы не был силен такой человек в порыве гнева, он всегда «ломается», что приводит либо к сумасшествию, либо к смерти.

Проблема «маленького человека» в творчестве писателей 1840-х годов не была для русской литературы вообще явлением новым.

Отечественные писатели XVIII - начала XIX века не могли пройти мимо страданий маленьких по своему социальному статусу и значимости в огромном иерархическом государстве людей, тех, кто порой незаслуженно был унижен и обижен. Тема «бедного чиновника», резвившаяся впоследствии в тему «маленького человека» в традиционном ее понимании, зародилась в русской словесности еще в XVII столетии («Повесть о Фроле Скобееве»), была намечена в русском романе XVIII века и повести начала XIX. Между тем, понятие «маленький человек» прочно закрепилось именно за героями произведений 1840-х годов.

Литературный тип «маленького человека» сложился в русской прозе 1830-1840 гг. Для своего времени такой тип литературного героя был своеобразной революцией в понимании и изображении человека. И в самом деле, «маленький человек» не был похож на предшествующих ему исключительных романтических героев с их сложным духовным миром [Мурзак,2007, с. 1].

Рождается такой тип героя в эпоху сентиментализма. Социальным источником для развития в русской словесности образа «маленького человека», несомненно, явилось третье сословие, состоявшее из различного рода обедневших дворян, бывших студентов и семинаристов, а позже и мещан, стремящихся утвердиться в статусе благополучных и благонадежных граждан, посредством приобретения дворянства. Не случайно H.A. Бердяев говорил о большой пропасти, образовавшейся в XVIII веке между верхним слоем и народом. Тогда как нижний и самый верхний слой в России (крестьянство и дворянство) были относительно стабильны, среднее сословие - самая подвижная часть населения, оторвавшаяся от своих корней и презирающая эти самые корни, стремилась проникнуть в высшие слои общества. Этот процесс и был отражен в литературе 40-х годов XIX века.

Впервые в истории критики понятие «маленький человек» встречается статье В.Г. Белинского «Горе от ума» (1840 г.) при анализе образа городничего в гоголевском «Ревизоре»: «Сделайся наш городничий генералом - и, когда он живет в уездном городе, горе маленькому человеку, если он, считающий себя «не имеющим чести быть знакомым с г. Генералом», не поклонится ему или на балу не уступит место, хотя бы этот маленький человек готовился быть великим человеком!., тогда из комедии могла бы выйти трагедия для «маленького человека» [Там же с. 3-4].

В статье «Русская литература в 1845 году» критик говорит о Гоголе как об основателе нового направления в русской литературе. Автору «Шинели», создателю образца повествования о «маленьком человеке», Белинский отводит почетное место среди младших собратьев по перу, тех, кто обратил внимание на «толпу». «Если бы нас спросили, в чем состоит существенная заслуга новой литературной школы, - пишет Виссарион Григорьевич, - мы отвечали бы: в том именно, за что нападает на нее близорукая посредственность или низкая зависть, в том, что от высших идеалов человеческой природы и жизни она обратилась к так называемой «толпе», исключительно избрала ее своим героем, изучает ее с глубоким вниманием и знакомит ее с нею же самою. Это значило повершить окончательно стремление нашей литературы, желавшей сделаться вполне национальною, русскою, оригинальною и самобытною».

Несмотря на то, что Белинским в статьях начала 1840-х годов руководили в большей степени эстетические соображения (сентиментальному и романтическому изображению действительности он противопоставлял новое изображение действительности), образ «маленького человека» приобретает более определенное значение. Это человек толпы, социально задавленный, бедный, потому нуждающийся в сочувствии и внимании общества. В статье «Русская литература в 1847 году» критик развивает ранее высказанную мысль: «Прежние поэты представляли и картины бедности, но бедности опрятной, умытой, выражающейся скромно и благородно; притом же к концу повести всегда являлась чувствительная молодая дама или девица, дочь богатых родителей, а не то благодетельный молодой человек, и во имя милого или милой сердца водворяли довольство и счастье там, где была бедность и нищета, и благодарные слезы орошали благодетельную руку - и читатель невольно подносил свой батистовый платок к глазам и чувствовал, что он становится добрее и чувствительнее. А теперь! - посмотрите, что теперь пишут! Мужики в лаптях и сермягах, часто от них несет сивухою, баба - род центавра, по одежде не вдруг узнаешь, какого это пола существо; углы - убежища нищеты, отчаяния и разврата, до которых надо доходить по двору грязному по колени; какой-нибудь пьянчужка - подьячий или учитель из семинаристов, выгнанный из службы, - все это списывается с натуры, в наготе страшной истины, так что если прочтешь, - жди ночью тяжелых снов» [Белинский, 1898, с. 16].

Разумеется, что в понятие «толпы» Белинский включал довольно разнообразные социальные сословия (от дворника до мелкого служащего мещанского или дворянского звания), объединенные, однако, одним: нищенским существованием и низким социальным положением. Такое понимание «маленького человека» вполне соответствовало литературной реальности. Писатели 40-х годов XIX века, принадлежащие к «натуральной школе», наводнили русскую литературу шарманщиками, дворниками, крестьянами, обитателями городских ночлежек, бедными художниками и прочими.



«Маленькие люди» работают в каком-нибудь департаменте и мечтают о служебном росте. Надо заметить, что чиновничий мир изображался весьма разнообразно: встречались такие сюжеты, где бедный чиновник не только страдал, но и делал успешную карьеру благодаря своей изворотливости, умению приспособиться.

Таким образом, в XIX веке понятие «маленький человек» было довольно широким. Писатели 1840-х годов не вкладывали в него тот смысл, который будет закреплен за ним позже. Только в советском литературоведении понятие «маленький человек» стало тождественным мелкому петербургскому чиновнику. Это, прежде всего чиновник николаевского периода. Затем социальный адрес его расширился, и «маленький человек» начал пониматься как вообще человек бедный, занимающий низкие ступени в социальной иерархии [Бердников, 1989, с.414].

Впервые русская литература так пронзительно и наглядно показала искажение личности враждебной ей средой. Впервые оказалось возможным не только драматически изобразить противоречивое поведение человека, но и осудить злые и бесчеловечные силы общества.

Карамзин в «Бедной Лизе» воплотил основной тезис сентиментализма о внесословной ценности человека – «и крестьянки любить умеют». Социальное неравенство и естественная сложность человеческой души становится препятствием для счастья главной героини. Судьба девушки складывается на фоне исполненной драматизма истории России. Классическая схема, предельно выразительно выявляющая характер «маленького человека» в произведениях сентиментализма, практически неизменна: идиллические картины жизни «естественных людей» нарушаются вторжением представителей порочной цивилизации.

Новый импульс был дан указанному типу реалистической литературой. «Повести Белкина» Пушкина, «Шинель» Гоголя, «Бедные люди» Достоевского, рассказы Чехова многопланово представили тип «маленького человека». Писатели художественно сформировали характерологические признаки литературного типа: заурядная внешность, возраст от тридцати до пятидесяти лет; ограниченные бытийные возможности; убогость материального существования; конфликт героя с высокопоставленным лицом или обидчиком; крушение мечты своей жизни; стихийный бунт персонажа; трагический исход [Берковский, 1962, с.329]

Безусловно, одним из создателей типа «маленького человека» является А. Пушкин. М. Бахтин абсолютно точно отметил, что Белинский «проглядел» Самсона Вырина, сказав, что Н. Гоголь является основателем темы «маленького человека».

Пушкин намеренно отходит от изображения социальных аргументов трагедии несчастного чиновника, создает не лишенную сентиментальности утопическую картину отношений между представителями разных слоев. Как бы то ни было, психология «маленького человека» была очерчена Пушкиным во всей очевидности его общественного существования. Не менее значимым аспектом темы делается анализ драматических семейных отношений.

Значимость темы «маленького человека» для Пушкина заключалась не в обличении забитости героя, а в открытии в «маленьком человеке» сострадательной и чуткой души, наделенной даром отклика на чужое несчастье и чужую боль.

Пушкинская концепция становится источником последующих литературных обобщений, предопределяет сюжеты Достоевского и Толстого о «несчастных семействах», конфликтные ситуации, где «каждая семья несчастна по-своему».

«Маленький человек» становится доминирующим типом в «натуральной школе». Л. Лотман написала, что «человек предстал у писателей натуральной школы слепком социальной формы, искажающей человеческую природу».

Дальнейшая эволюция литературного типа «маленького человека» связана с перенесением акцентов, по словам Бахтина, «со среды на человека». Уже в раннем произведении «Бедные люди» Достоевский основное внимание акцентирует на духовном мире героя, хотя зависимость от социальных обстоятельств по-прежнему определяет несчастья Макара Девушкина. Добролюбов в статье «Забитые люди» отмечал: « В произведениях Достоевского мы находим общую черту, более или менее заметную во всем, что он писал: это боль о человеке, который признает себя не в силах или, наконец, даже не вправе быть человеком настоящим, полным, самостоятельным человеком, самим по себе». [Добролюбов, 1986, с.12].

В романе «Бедные люди» объединяется два взгляда на «маленького человека» - пушкинский и гоголевский; Макар Девушкин, прочитав обе повести, приходит к заключению, что все мы «Самсоны Вырины». Данное призвание указывает на драматическое открытие – трагедия предопределена, нет возможности бороться с обстоятельствами, которые непреодолимы. Известная фраза Достоевского: «Все мы вышли из гоголевской Шинели» - подразумевает не столько ученичество, сколько продолжение и развитие темы милосердия, безмерной любви к человеку, отторгнутому обществом.

Достоевский представляет тип мечтателя, который довольствуется малым, и все его поступки продиктованы боязнью потерять скромный дар судьбы.

Достоевский пересматривает известный тип романтического героя, который погружается в мир идеальной мечты, презирая действительность. Герои Достоевского обреченно проповедуют жизненное смирение, что приводит их к гибели.

А.Чехов замыкает круг писателей, коснувшихся проблемы «маленького человека». Он не выражает сострадания «маленькому человеку», а показывает действительную «малость» его души.

Чехов всем своим творчеством доказал, что человек не должен подвёрстываться под дозволенные социумом границы. Духовные потребности личности обязаны восторжествовать над пошлостью и ничтожеством: «человеку нужно не три аршина земли, а весь земной шар».

Писатель справедливо отметил, что у человека должна быть цель, к достижению которой он будет стремиться, а если ее нет или она совсем мала и ничтожна, то и человек становится таким же маленьким и ничтожным.

Таким образом, тема «маленького человека» с момента своего возникновения претерпевала значительные изменения в творчестве писателей. Она очень важна для понимания всей русской литературы, так как и в XX веке получила развитие в образах героев И. Бунина, А. Куприна, М. Горького и даже в конце XX века можно найти её отражение в творчестве В. Шукшина, В. Распутина и других писателей.

1.2. Общая характеристика типа «маленького человека»

«Маленький человек» - литературный герой эпохи реализма, занимающий довольно низкое положение в социальной иерархии: чиновник, мещанин или даже бедный дворянин. Герой достаточно беден, незащищен, что обуславливает особенность его психологии и сюжетную роль - жертва социальной несправедливости и бездушного государственного механизма, часто персонифицированного в образе «значительного лица». «Маленьким людям» свойственны страх перед жизнью, приниженность, кротость, которая, однако, может соединяться с ощущением несправедливости существующего порядка вещей, с уязвлённой гордостью и даже кратковременным бунтарским порывом, как правило, не приводящим к изменению сложившейся ситуации. Духовный мир такого героя скуден, малоинтересен. Однако авторы произведений о «маленьких людях» изображали их с гуманистических позиций, подчеркивая, что даже такое жалкое, беззащитное и бесправное существо достойно уважения и сострадания. [Соколов, 2000, с. 263].

Развитием типа «маленького человека» стал литературный тип «униженного и оскорбленного» человека, который ярче всего представлен в произведениях Достоевского.

Тип «униженного и оскорблённого» стал подлинным художественным открытием Достоевского. В его изображении мелкие чиновники, студенты, несчастные женщины и дети из низов общества - люди гордые, мыслящие глубоко.

Образ «маленького человека» оказывался все актуальней, чем более демократичной становилась литература.

Тему «маленького человека» поднимают многие классики русской литературы. Она всегда была актуальна потому, что ее задача - отражать жизнь простого человека со всеми ее переживаниями, проблемами, бедами и маленькими радостями. Писатель берет на себя тяжкий труд показать и объяснить жизнь обычных людей. «Маленький человек» - представитель народа в целом. И каждый писатель представляет его по-своему.

Что же такое «маленький человек»? В каком смысле «маленький»? Мал этот человек именно в социальном плане, поскольку занимает одну из нижних ступенек иерархической лестницы. Его место в обществе мало заметно или вовсе не заметно. «Маленький» этот человек еще и потому, что мир его духовной жизни и человеческих притязаний также до крайности сужен, обеднен, обставлен всевозможными запретами. Для него, например, не существует исторических и философских проблем. Он пребывает в узком и замкнутом круге своих жизненных интересов.

Никогда не привлекали внимание окружающих забытые всеми, униженные люди. Их жизнь, их маленькие радости и большие беды казались всем ничтожными, недостойными внимания. Таких людей и такое к ним отношение производила эпоха. Жестокое время и царская несправедливость заставляли «маленьких людей» замыкаться в себе, уходить полностью в свою душу, настрадавшуюся, с наболевшими проблемами того периода, они жили незаметной жизнью и также незаметно умирали. Но именно такие люди в какой-то момент, по воле обстоятельств, повинуясь крику души, начинали бороться против сильных мира сего, взывать к справедливости, переставали быть ничем. Поэтому на них обратили свое внимание писатели конца XVII - XIX вв. С каждым произведением все яснее и правдивее показывалась жизнь людей «низшего» класса. Маленькие чиновники, станционные смотрители, «маленькие люди», сошедшие с ума, не по своей воле, начали выходить из тени[Катаев, 1998, с.5-6].

Интерес к «маленькому человеку», к его судьбе и боль за него постоянно и многократно наблюдается в произведениях великих русских писателей.

«Маленький человек» - персонаж, безусловно, драматический, однако в нем могут быть и комические черты. Комическое в «маленьком человеке» лишь подчеркивает, выявляет глубину драматизма этого образа. Проблема человеческого достоинства «маленьких людей» тесно связана с проблемой чина.

Тема «маленького человека» предполагает и определенное развитие сюжета, который строится обычно как история катастрофы, несчастия или обиды, и наличие специфического конфликта: «маленький человек» - «привилегированное лицо». Изображение трагедии «маленького человека» чаще всего связывается с вниманием к социальной атмосфере,- так как именно она определяет трагизм положения «бедных людей».

Любовью к обыкновенному человеку, болью за него проникнуто творчество многих русских писателей.

Одним из первых, кто выдвинул в литературе демократическую тему «маленького человека», был Пушкин. В «Повестях Белкина», законченных в 1830 году, писатель рисует не только картины дворянско-уездного быта («Барышня-крестьянка»), но и останавливает внимание читателей на судьбе «маленького человека».

Уже в рассказах сентименталистов, особенно у Карамзина (повесть «Бедная Лиза»), был показан «маленький человек». Это был идеализированный образ, мало реалистический.

Пушкин делает первую попытку объективно, правдиво изобразить «маленького человека». Герою повести «Станционный смотритель» чужды сентиментальные страдания, у него свои горести, связанные с неустроенностью жизни.

Стоит где-то на перекрестке проезжих дорог небольшая почтовая станция. Здесь живут чиновник 14-го класса Самсон Вырин и его дочь Дуня - единственная радость, скрашивающая нелегкую жизнь смотрителя, полную покрикиваний и проклятий проезжающих. И вдруг ее увозят в Петербург, увозят тайно от отца. Самое страшное то, что Дуня уехала с гусаром по своей воле. Переступив порог новой, богатой жизни, она отказалась от отца. Самсон Вырин едет в Петербург, чтобы «вернуть заблудшую овечку», но его выгоняют из дома Дуни, и в конце концов за свою дочь он получает несколько ассигнаций. «Слезы опять навернулись на глазах его, слезы негодования! Он сжал бумажки в комок, бросил их наземь, притоптал каблуком и пошел...» Вырин умирает в одиночестве, и никто не замечает его смерти. О таких, как он, Пушкин пишет в начале повести: «Будем, однако, справедливы, постараемся войти в их положение и, может быть, станем судить о них гораздо снисходительнее».

Жизненная правда, сочувствие к «маленькому человеку», оскорбляемому на каждом шагу начальниками, стоящими выше по чину и положению, - вот что мы чувствуем, читая повесть. Пушкину дорог этот «маленький человек», живущий в горе и нужде. Демократизмом и гуманностью проникнута повесть, так реалистично изображающая «маленького человека».

В 1833 году появляется «Медный всадник» Пушкина, в котором «маленький человек» с трагической судьбой выражает робкий протест против бесчеловечного самодержавия. «Добро, строитель чудотворный! -//Шепнул он, злобно задрожав, -//Ужо тебе!..»

Традиции Пушкина продолжили и развили Гоголь, Достоевский, Чехов.

В повести «Шинель» идея гуманного отношения к «маленькому человеку», которая скрыто присутствует во всех гоголевских произведениях, выражается прямо и решительно.

Акакий Акакиевич Башмачкин - «вечный титулярный советник». Бессмысленная канцелярская служба убила в нем всякую живую мысль. Единственное наслаждение находит он в переписке бумаг. Он любовно выводил буквы чистым, ровным почерком и полностью погружался в работу, забывая и обиды, причиняемые ему сослуживцами, и нужду, и заботы о пище и уюте. Даже дома он думал лишь о том, что «что-то бог пошлет переписывать завтра».

Но и в этом забитом чиновнике проснулся человек, когда появилась цель жизни - новая шинель. «Он сделался как-то живее, даже тверже характером. С лица и с поступков его исчезло само собою сомнение, нерешительность...» Башмачкин не расстается со своей мечтой ни на один день. Он думает об этом, как иной человек о любви, о семье. Вот он заказывает себе новую шинель, «...существование его сделалось как-то полнее...» Описание жизни Акакия Акакиевича пронизано иронией, но в ней есть и жалость и грусть. Вводя нас в духовный мир героя, описывая его чувства, мысли, мечты, радости и огорчения, автор дает понять, каким счастьем было для Башмачкина приобретение шинели и в какую катастрофу превращается ее пропажа.

Не было счастливее человека, чем Акакий Акакиевич, когда портной принес ему шинель. Но радость его была непродолжительной. Когда он возвращался ночью домой, его ограбили. И никто из окружающих не принимает участия в несчастливом чиновнике. Напрасно Башмачкин искал помощи у «значительного лица». Его даже обвинили в бунте против начальников и «высших». Расстроенный Акакий Акакиевич простужается и умирает. В финале маленький, несмелый человек, доведенный миром сильных до отчаяния, протестует против этого мира. Умирая, он «сквернохульничает», произносит самые страшные слова, следовавшие за словами «ваше превосходительство». Это был бунт, хотя и в предсмертном бреду.

Не из-за шинели умирает «маленький человек». Он становится жертвой бюрократического «бесчеловечья» и «свирепой грубости», которая, как утверждал Гоголь, таится под маской «утонченной, образованной светскости». В этом глубочайший смысл повести.

Преступное равнодушие проявляет высшее петербургское общество к капитану Копейкину (в поэме Гоголя «Мертвые души»). Оно оказалось черствым, бездушным не просто к маленькому человеку, но защитнику Родины, герою войны 1812 года, инвалиду, лишившемуся всяких средств к существованию... Недаром дальнейшая судьба капитана Копейкина связывается с бунтом: предупреждение о том, что терпение забитых и униженных когда-нибудь кончится, что всему есть предел. А уж если широкая русская душа взбунтовалась, то горе тем, кто притеснял и обижал бедного человека.

Духом гоголевской «Шинели» проникнут роман Достоевского «Бедные люди». Это рассказ о судьбе того же «маленького человека», раздавленного горем, отчаянием и социальным бесправием. Переписка бедного чиновника Макара Девушкина с Варенькой, потерявшей родителей и преследуемой сводней, раскрывает глубокий драматизм жизни этих людей. Макар и Варенька готовы ради друг друга на любые лишения. Макар, живя в крайней нужде, помогает Варе. И Варя, узнав о положении Макара, приходит ему на помощь. Но герои романа беззащитны. Их бунт - «бунт на коленях». Никто не может помочь им. Варю увозят на верную гибель, а Макар остается один со своим горем. Разбита, искалечена жизнь двух прекрасных людей, разбита жестокой действительностью.

Достоевский раскрывает глубокие и сильные переживания «маленьких людей».

Любопытно отметить, что Макар Девушкин читает «Станционного смотрителя» Пушкина и «Шинель» Гоголя. Он с сочувствием относится к Самсону Вырину и неприязненно к Башмачкину. Наверное, потому, что видит в нем свое будущее. Итак, Достоевский, сложнейший и противоречивейший художник-реалист, с одной стороны, показывает «униженного и оскорбленного» человека, и сердце писателя переполняется любовью, состраданием и жалостью к этому человеку и ненавистью к сытым, пошлякам и развратникам, а с другой - высказывается за смирение, покорность, призывая: «Смирись, гордый человек!»

Жертвой в обществе произвола и беззакония оказывается Мармеладов из романа Достоевского «Преступление и наказание». Этот спившийся отставной чиновник говорит Раскольникову: «В бедности вы еще сохраняете свое благородство врожденных чувств, в нищете же никогда и никто». Мармеладов поясняет свою мысль: «Бедность не порок, нищета - порок», ибо в бедности еще не извращается в самом бедняке чувство человеческого достоинства; нищий же перестает быть человеком, перестает уважать себя, сам себя унижает, достигая последней степени нравственного падения.

Далее в развитии образа «маленького человека» намечается тенденция «раздвоения». С одной стороны, из среды «маленьких людей» появляются разночинцы-демократы, а их дети становятся революционерами. О Добролюбове скажет Некрасов: «Какой светильник разума угас!» С другой стороны, «маленький человек» опускается, превращаясь в ограниченного мещанина. Наиболее отчетливо мы наблюдаем этот процесс в рассказах Чехова «Ионыч», «Крыжовник», «Человек в футляре».

Учитель Беликов - человек не злой по характеру, но робок и замкнут. В условиях, когда действовала формула: «Раз не разрешает циркуляр, то и нельзя», - он становится страшной фигурой в городе.

Все живое, движущееся вперед, пугало Беликова, во всем он видел «элемент сомнительности». Не мог Беликов устроить и личную жизнь. Увидев однажды свою невесту на велосипеде, он был очень удивлен и отправился для объяснения к ее брату, считая, что женщине не к лицу кататься на велосипеде. Итогом разговора была ссора Беликова с Коваленко, после которой учитель умер. С радостью хоронили горожане Беликова, но и после его смерти печать «беликовщины» осталась на жителях города. Беликов продолжал жить в их сознании, он пропитал насквозь их души

Страхом.

С течением времени «маленький человек», лишенный собственного достоинства, «униженный и оскорбленный», вызывает у передовых писателей не только сострадание, но и осуждение. «Скучно вы живете, господа», - сказал Чехов своим творчеством «маленькому человеку», смирившемуся со своим положением. С тонким юмором высмеивает писатель кончину Ивана Червякова, с уст которого всю жизнь не сходит лакейское «Вашество». В тот же год, что и «Смерть чиновника», появляется рассказ «Толстый и тонкий». Чехов вновь выступает против обывательщины, против лакейства. Хихикает, «как китаец», склонившись в подобострастном поклоне, коллежский служака Порфирий, встретив своего бывшего друга, который имеет высокий чин. Забыто чувство дружбы, связывавшее этих двух людей.

Рисуя образы «маленьких людей», писатели обычно подчеркивали их слабый протест, забитость, что впоследствии приводит «маленького человека» к деградации. Но у каждого из этих героев есть что-то в жизни, что помогает ему переносить существование: у Самсона Вырина - дочь, радость жизни, у Акакия Акакиевича - шинель, у Макара Девушкина и Вареньки - их любовь и забота друг о друге. Потеряв эту цель, они гибнут, не сумев пережить утраты.

«Маленькие люди» - люди низших сословий, и язык их - народный, в нем встречаются просторечие («прибрать, старый дурак»), канцелярские слова («циркуль»), выражение «я имею кое-что сказать». Для усиления эмоционального звучания образа писатели используют несобственно-прямую речь (например, рассказ о горе старого смотрителя ведется от третьего лица, хотя он сам рассказывает о случившемся).

Чехов для более полной обрисовки героя использует прием рассказа в рассказе. О герое говорит другой человек, знающий его и дающий оценку его действиям (учитель Буркин в рассказе «Человек в футляре», ветеринарный врач Иван Иванович в рассказе «Крыжовник»). Все приемы обрисовки героев направлены на более глубокое раскрытие образов «маленьких людей».

В заключение хочется сказать, что человек не должен быть маленьким. В одном из писем к сестре Чехов восклицал: «Боже мой, как богата Россия хорошими людьми!» Зоркий глаз художника, подмечая пошлость, лицемерие, тупость, видел и другое - красоту хорошего человека. Таков, например, доктор Дымов, герой рассказа «Попрыгунья», человек, который живет для счастья других, скромный врач, с добрым сердцем, красивой душой. Дымов умирает, спасая ребенка от болезни.

Вот и получается, что не так уж мал этот «маленький человек».


Богачек А., Ширяева Е.

Проект "Образ "маленького человека" в литературе 19-20 в.в."

Скачать:

Предварительный просмотр:

МБОУ «Оранжерейнинская СОШ»

Проект на тему: «Образ «маленького человека» в литературе XIX – начала XX веков»

Выполнили ученицы 10 «Б» класса

Богачек Александра

Ширяева Екатерина

Учитель

Михайлова О.Е.

2011-2012 учебный год.

План:

«Маленький человек» – литературный герой эпохи реализма.

«Маленький человек» – челочек из народа…стал…героем русской литературы.

От пушкинского Самсона Вырина к гоголевскому Акакию Акакиевичу.

Презрение к «маленькому человеку» в произведениях А.П. Чехова.

Талантливый и самоотверженный «маленький человек» в творчестве Н.С. Лескова.

Заключение.

Используемая литература.

Цель : Показать разнообразие представлений о «маленьком человеке» писателей XIX – начала XX веков.

Задачи : 1) изучить произведения писателей XIX – начала XX веков;

3) сделать выводы.

Определение "маленький человек" применяется к разряду литературных героев эпохи реализма, обычно занимающих довольно низкое место в социальной иерархии: мелкий чиновник, мещанин или даже бедный дворянин. Образ "маленького человека" оказывался тем более актуален, чем более демократичной становилась литература. Само понятие "маленький человек", скорее всего, в употребление ввел Белинский (статья 1840 г. "Горе от ума"). Тему "маленького человека" поднимают многие писатели. Она всегда была актуальна, потому что ее задача - отражать жизнь простого человека со всеми ее переживаниями, проблемами, бедами и маленькими радостями. Писатель берет на себя тяжкий труд показать и объяснить жизнь обычных людей. "Маленький человек - представитель всего народа. И каждый писатель представляет его по-своему.

Образ маленького человека известен давно - благодаря, например, таким мастодонтам, как А.С. Пушкин и Н.В. Гоголь или А.П. Чехов и Н.С.Лесков, - и неисчерпаем.

Н.В. Гоголь был одним из первых, кто открыто и громко заговорил о трагедии “маленького человека” , задавленного, униженного и оттого - жалкого.

Правда пальма первенства в этом принадлежит всё – таки Пушкину; его Самсон Вырин из “Станционного смотрителя” открывает галерею “маленьких людей”. Но трагедия Вырина сведена к личной трагедии, её причины лежат во взаимоотношениях семьи станционного смотрителя – отца и дочери – и носят характер нравственности, точнее безнравственности со стороны Дуни, дочери смотрителя. Она была для отца смыслом жизни, “ солнышком”, с которым одинокому, пожилому человеку было тепло и уютно.

Гоголь же, оставаясь верным традициям критического реализма, внеся в него свои, гоголевские мотивы, гораздо шире показал трагедию “ маленького человека” в России; писатель “осознал и показал опасность деградации общества, в котором всё более и более увеличивается жестокость, равнодушие людей друг к другу”.

И вершиной этого злодейства стал гоголевский Акакий Акакиевич Башмачкин из повести “ Шинель”, его имя стало символом “маленького человека”, которому плохо в этом странном мире чиноугодничества, лжи и “вопиющего” равнодушия.

В жизни нередко случается, что жестокие и бессердечные люди, унижающие и оскорбляющие достоинство других людей, нередко выглядят более жалкими и ничтожными, чем их жертвы. Такое же впечатление духовной мизерности и утлости от обидчиков мелкого чиновника Акакия Акакиевича Башмачкина остается у нас после прочтения повести Гоголя "Шинель". Акакий Акакиевич - настоящий "маленький человек". Почему? Во-первых, он стоит на одной из самых низших ступенек иерархической лестницы. Его место в обществе незаметно вообще. Во-вторых, мир его духовной жизни и человеческих интересов до крайности сужен, обеднен, ограничен. Сам Гоголь характеризовал своего героя как бедного, заурядного, незначительного и незаметного. В жизни ему отведена ничтожная роль переписчика документов одного из департаментов. Воспитанный в атмосфере беспрекословного подчинения и исполнения распоряжений начальства, Акакий Акакиевич Башмачкин не привык размышлять над содержанием и смыслом своей работы. Поэтому, когда ему предлагают задания, требующие проявления элементарной сообразительности, он начинает волноваться, переживать и в конце концов приходит к выводу: "Нет, лучше дайте я перепишу что-нибудь". Духовная жизнь Башмачкина тоже ограничена. Собирание денег на новую шинель становится для него смыслом всей его жизни, наполняя ее счастьем ожидания исполнения заветного желания. Кража новой шинели, приобретенной путем таких лишений и страданий, становится для него поистине катастрофой. Окружающие посмеялись над его бедой, и никто не помог ему. "Значительное лицо" так накричало на него, что бедный Акакий Акакиевич потерял сознание. Почти никто не заметил его смерти. Несмотря на уникальность образа, созданного писателем, он, Башмачкин, не выглядит в сознании читателей одиноким, и мы представляем, что существовало великое множество таких же униженных, разделяющих удел Акакия Акакиевича. Гоголь был первым, кто заговорил о трагедии "маленького человека", уважение к которому зависело не от его душевных качеств, не от образования и ума, а от его положения в обществе. Писатель с состраданием показал несправедливость и деспотичночть общества по отношению к "маленькому человеку" и впервые призвал это общество обратить внимание на незаметных, жалких и смешных, как представлялось на первый взгляд, людей. Не их вина, что они не очень умны, а порой и вовсе не умны, Но они никому не делают зла, а это очень важно. Так за что же тогда над ними смеяться? Может быть, к ним нельзя относиться с большим уважением, но нельзя их обижать. Они, как и все остальные, имеют право на достойную жизнь, на возможность чувствовать себя полноправными людьми.

"Маленький человек" постоянно встречается на страницах произведений А.А.Чехова. Это основной герой его творчества. Особенно ярко отношение Чехова к таким людям проявляется в его сатирических рассказах. А отношение это однозначное. В рассказе "Смерти чиновника" "маленький человек" Иван Дмитриевич Червяков постоянно и навязчиво извиняется перед генералом Бризжаловым за то, что случайно обрызгал его, когда чихнул. "Я его обрызгал! - подумал Червяков. - Не мой начальник, чужой, но все-таки неловко. Извиниться надо." Ключевое слово в данной мысли - "начальник". Наверно, Червяков не стал бы бесконечно извиняться перед рядовым человеком. У Ивана Дмитриевича боязнь начальства, и этот страх переходит в лесть и лишает самоуважения. Человек доходит уже до того, что позволяет втаптывать себя в грязь, более того, он сам помогает делать это. Надо отдать должное генералу, он очень вежливо обращается с нашим героем. Но простой человек не привык к подобному обращению. Поэтому Иван Дмитриевич думает, что его проигнорировали и приходит просить прощения несколько дней подряд. Бризжалову это надоедает, и он наконец-то кричит на Червякова. "-Пошел вон!! - гаркнул вдруг посиневший и затрясшийся генерал."

"-Что-с? - спросил шепотом Червяков, млея от ужаса.

Пошел вон!! - повторил генерал, затопав ногами.

В животе у Червякова что-то оторвалось. Ничего не видя, ничего не слыша, он попятился к двери, вышел на улицу и поплелся… Придя машинально домой, не снимая вицмундира, он лег на диван и…помер." Вот до чего доводит страх перед высшими чинами, вечное преклонение и унижение перед ними. Для более полного раскрытия образа своего героя, Чехов использовал "говорящую" фамилию. Да, Иван Дмитриевич мал, жалок, как червяк, его можно без усилия раздавить, а самое главное - он такой же неприятный.

В рассказе "Торжество победителя" Чехов представляет нам историю, в которой отец и сын унижаются перед начальником, дабы сын мог получить должность.

"Начальник рассказывал и, видимо, желал казаться остроумным. Не знаю, сказал ли он что-нибудь смешное, но только помню, что папаша ежеминутно толкал меня в бок и говорил:

Смейся!…

…- Так, так!- зашептал папаша. - Молодец! Он глядит на тебя и смеется… Это хорошо; может, в самом деле даст тебе место помощника письмоводителя!"

И снова мы сталкиваемся с преклонением перед вышестоящими. И снова это самоунижение и лесть. Люди готовы ублажать начальника для достижения своей ничтожной цели. Им даже в голову не приходит вспомнить о том, что существует простое человеческое достоинство, которое нельзя терять ни в коем случае. А.П.Чехов хотел, чтобы все люди были красивы и свободны. "В человеке все должно быть прекрасно: и лицо, и одежда, и душа, и мысли". Так думал Антон Павлович, поэтому, высмеивая в своих рассказах примитивного человека, он призывал к самосовершенствованию. Чехов ненавидел самоунижение, вечное прислуживание и преклонение перед чиновниками. Горький говорил про Чехова: "Его врагом была пошлость, и он всю жизнь боролся с ней". Да, он боролся с ней своими произведениями, он завещал нам "по капле выдавливать из себя раба". Возможно, столь мерзкий образ жизни его "маленьких людей", их низкие мысли и недостойное поведение - результат не только личных черт характера, но и их социальное положение и порядки существующего политического строя. Ведь не стал бы Червяков так усердно извиняться и жить в вечном страхе перед чиновниками, если б не боялся последствий. Такими же неприятными качествами характера обладают персонажи рассказов "Хамелеон", "Толстый и тонкий", "Человек в футляре" и многих других.

Антон Павлович считал, что у человека должна быть цель, к исполнению которой он будет стремиться, а если ее нет или она совсем мала и ничтожна, то и человек становится таким же маленьким и ничтожным. Человек должен трудиться и любить - вот две вещи, которые играют главную роль в жизни любого человека: маленького и не маленького.

У Николая Семеновича Лескова "маленький человек" - это совсем другой человек, нежели у его предшественников.. Для того, чтобы в этом разобраться, сравним героев трех произведений этого писателя: Левшу, Ивана Северьяновича Флягина и Катерину Измайлову. Все эти три персонажа - сильные личности, и каждый по-своему талантлив. Но вся энергия Катерины Измайловой направлена на устройство личного счастья любыми путями. В достижении своих целей она идет на преступление. И поэтому такой тип характеров отвергается Лесковым. Сочувствует он ей лишь тогда, когда она оказывается жестоко преданной своим возлюбленным.

Левша - талантливый человек из народа, заботящийся о своей родине больше, чем царь и придворные. Но его губит порок, так хорошо знакомый русским людям,- пьянство и нежелание государства помогать своим подданным. Без этой помощи он мог бы обойтись, если бы был сильным человеком. Но сильным человеком не может быть пьющий человек. Поэтому для Лескова и это не тот герой, которому нужно отдать предпочтение.

Среди героев, относящихся к разряду "маленьких людей", Лесков выделяет Ивана Северьяновича Флягина. Герой Лескова - богатырь обликом и духом. "Это был человек огромного роста, с смуглым открытым лицом и густыми волнистыми волосами свинцового цвета: так странно отливала его проседь… Этому новому нашему спутнику, оказавшемуся впоследствии очень интересным человеком, по виду можно было дать с небольшим лет за пятьдесят; но он был в полном смысле слова богатырь, и притом типический, простодушный, добрый русский богатырь, напоминающий дедушку Илью Муромца…Но при всем этом добром простодушии, не много надо было наблюдательности, чтобы видеть в нем человека много видевшего и, что называется, "бывалого". Он держался смело, самоуверенно, хотя и без неприятной развязанности, и заговорил приятным басом с повадкою." Он силен не только физически, но и духовно. Жизнь Флягина представляет собой бесконечное испытание. Он силен духом, и это позволяет ему одолеть столь сложные жизненные перипетии. Он был на грани смерти, спасал людей, сам спасался бегством. Но во всех этих испытаниях совершенствовался. Флягин сначала смутно, а затем все более осознанно стремится к богатырскому служению Родине, это становится душевной потребностью героя. В этом он видит смысл жизни. Присущие Флягину изначально доброта, желание помочь страждущему становится в итоге осознанной потребностью любить ближнего своего, как самого себя. Это простой человек со своими достоинствами и недостатками, постепенно эти недостатки искореняющий и приходящий к пониманию Бога. Лесков изображает своего героя сильным и храбрым человеком С огромным сердцем и большой душой. Флягин не сетует на судьбу, не плачется. Лесков, описывая Ивана Северьяновича, вызывает у читателя гордость за свой народ, за свою страну. Флягин не унижается перед сильными мира сего, как герои Чехова, не спивается из-за своей несостоятельности, как Мармеладов у Достоевского, не опускается "на дно" жизни, как персонажи Горького, не желает никому зла, не хочет никого унизить, не ждет помощи от других, не сидит сложа руки. Это человек, осознающий себя человеком, настоящим человеком, готовый отстаивать свои права и права других людей, не теряющий чувства собственного достоинства и уверенный в том, что человек может все.

III.

Представление о "маленьком человеке" менялось на протяжении всего XIX - начала XX веков. Каждый писатель тоже имел свои личные взгляды на данного героя.

Можно найти общее во взглядах разных писателей. Например, писатели первой половины XIX века (Пушкин, Лермонтов, Гоголь) относятся к "маленькому человеку" с сочувствием. Особняком стоит Грибоедов, который смотрит на этого героя по-другому, что сближает его взгляды со взглядами Чехова и частично Островского. Здесь на первый план выходит понятие пошлости и самоунижения. В представлении Л.Толстого, Н.Лескова, А.Куприна "маленький человек" - это талантливый, самоотверженный человек. Такое разнообразие взглядов писателей зависит от особенностей их мировоззрения и от того разнообразия человеческих типов, которое нас окружает в действительной жизни.

Используемая литература :

1. Гоголь Н.В. Собрание сочинений в 4-х томах. Издательство «Просвещение», М. 1979 г.

2. Пушкин А.С. «Повести И.П. Белкина. Дубровский, Пиковая дама». Издательство «Астрель, АСТ» 2004 г.

3. Чехов А.П. Рассказы. Издательство «АСТ». 2010 г.

4. Лесков Н.С. Все произведения Николая Лескова. 2011 г.

5. Гуковский Г.А. Реализм Гоголя – М., 1959 г.