Макияж. Уход за волосами. Уход за кожей

Макияж. Уход за волосами. Уход за кожей

» » Что включает в себя понятие культура здоровья. Культура здоровья в современном обществе

Что включает в себя понятие культура здоровья. Культура здоровья в современном обществе

Каждый человек живет как бы в двух мирах: один мир - это мир материальных вещей, мир вне человека и независимо от него; но есть и другой мир - мир человеческой мысли, мир мой, мир моей души, моих чувств, эмоций, настроений, мир идей и идеалов, мир идолов и стереотипов, которые мешают ви-

деть новое, прогрессивное, передовое. В жизни каждого человека мир идеалов и мир идолов причудливо переплетаются, создавая удивительную мозаику его духовного мира.

Идолы и идеалы - удивительные образования... Они живут какой-то особой жизнью, они зовут и тянут нас то вверх, то вниз, они оценивают наши поступки и наши мысли, они выносят окончательный приговор нашей жизни. Какова же нравственная красота и духовная сила заключена в идеалах, и почему идолы так часто наряжаются в одежды идеалов?

Здоровья нет без социальной защищенности личности. Если без биологического иммунитета организм погибает, то он не может быть здоровым и без "социального иммунитета" (прежде всего - "юридического иммунитета"). Мы только мечтаем о правовом государстве и правовой защищенности личности. Деонтологической стороной этой проблемы являются следующие требования:

Не создавать никаких врачебных актов, уродующих физический статус человека;

Сохранять уникальность нормальной психосоматической конституции человека;

Способствовать тому, чтобы человек был в состоянии удовлетворять свои материальные и душевные потребности;

Бороться за социально-медицинскую защиту человека. Следовательно, работа по укреплению здоровья должна включать в себя:

Разработку проблемы здоровья как физической культуры человека, установку на красоту и максимальное развитие телесных качеств личности;

Разработку проблемы здоровья как духовной культуры человека, выработку доминанты на милосердие к человеку, среде его обитания, на высокую нравственность человеческих отношений, эстетический вкус, верность общечеловеческим идеалам;

Разработку проблемы здоровья как социально-юридической защищенности человека, исторического оптимизма личности, культуры межличностных и межнациональных отношений;

Разработку проблемы здоровья как экологической культуры.

Помимо чисто медицинских аспектов, проблема здоровья и здорового образа жизни имеет и гуманитарный аспект. Курение, переедание, ожирение, алкоголь, наркомания, проституция - явления не простые, причины их многообразны и всегда с индивидуальным- подстрочником. Но есть в каждом из них и общий знаменатель - низкая культура человека, его невоспитанность, отсутствие такта, слабая сила воли. И как много мы теряем в жизни, какой дорогой ценой платим мы за это человеческое бескультурье. Иногда создается впечатление, что люди нашли табак, вино и неумеренное потребление пищи, чтобы затем искать пути, как их "героически" преодолеть.

Больными могут быть люди различного уровня культуры. Но сохранение и воспроизводство здоровья находятся в прямой зависимости от уровня культуры.

Валеология образа жизни

В последнее время появилось много публикаций о роли культуры в развитии человека. "Культура, - пишет Д.С. Семенов, - есть особый деятельнос-тный способ освоения человеком мира, включая как внешний мир - природу и общество, так и внутренний мир самого человека в смысле его формирования и развития". Очень важно понимать, что человек - субъект и одновременно главный результат своей собственной деятельности. Культуру, с этой точки зрения, можно определить как самосознание, самопроизводство человека в конкретных формах его общественно-преобразовательной (материальной и духовной) деятельности. Таким образом, под культурой более конкретно понимается особого рода отношение - отношение к самому себе, свойственное только человеку. Культура - не только сумма знаний, это поведение и сумма нравственных начал: культура - это всегда "культ " (Д.С. Семенов, 1973).

Наши предки очень многого не знали как об опасностях, грозивших здоровью, например о болезнетворных микроорганизмах и вирусах, так и о гигиенических правилах. Естественно, во многих отношениях они были беззащитны. Кое в чем спасали запреты, табу. Но даже возведенные до высоты религиозных догм Библии, Корана и других так называемых священных книг, они далеко не всегда выполнялись, так же, как призыв "не убий!" не препятствовал убийствам и войнам. Современный человек знает несоизмеримо больше своих предков о природе, о своем организме и, конечно, о болезнях, что полезно и что вредно для здоровья. О болезнях он читал и слышал больше всего. Почему же, живя в несоизмеримо лучших социально-бытовых условиях и пользуясь услугами столь научно умудренной и щедрой медицинской помощи, люди так много болеют? Болеют такими болезнями, для профилактики которых не нужны вакцины, сыворотки и специальные лекарства, а достаточно только вести правильный образ жизни: соблюдать двигательный режим, не переедать, не курить и не злоупотреблять алкоголем. Почему люди не избегают этих факторов риска, почему и во имя чего они рискуют?!

Повторим, что современный человек знает намного больше своих малокультурных предков, и подвергнем этот тезис испытанию. Речь пойдет о проблеме "пьяного зачатия" как причине рождения детей с фатальным отставанием в психическом развитии.

Вопрос о связи культуры и здоровья заострил Вл. Солоухин в статье "Болеют ли гриппом культурные люди?", где на поставленный вопрос отвечает четко: "Нет, не болеют". Он пишет, что в последней четверти XX века болеть гриппом аморально, и культурный человек не может позволить себе никакие аморальные поступки, а к ним относится все то, что подрывает здоровье. Следовательно, в общем, если высока заболеваемость, в особенности такими хроническими болезнями, как атеросклероз, ишемическая болезнь сердца, диабет, болезни печени и почек, если увеличивается число лиц с избыточной массой тела, пьющих и курящих, это означает, что низка еще их культура жизни и мысли.

Ошибки незнания могут накапливаться из поколения в поколение. Наконец, еще об одном, самом распространенном и обезоруживающем виде незнания. Очень часто люди не знают, что они способны сделать с собой, какими ог-

Валеология и валеометрия образа жизни: креативная нормология

ромными резервами физического и психического здоровья обладают, сумей они сохранить и задействовать их, вплоть до увеличения продолжительности активной и счастливой жизни.

Таким образом, на фоне общей грамотности люди многого просто не знают, а если и знают, то не следуют правилам здоровой жизни. Для здоровья нужны такие знания, которые стали бы бытием: образ жизни - это способ бытия, образ мыслей, стиль жизни, поведение.

В нынешнем обществе существует и применяется в жизни большое число различных эталонов общественного здоровья.

Назовем некоторые из наиболее влиятельных. Согласно представлениям, пришедшим из глубины веков, общество здорово, если:

Каждый человек участвует своим трудом в общем жизненном процессе;

Повсеместному усердному труду сопутствует доброжелательность в отношениях между людьми - соседями, народами, поколениями;

Упорный труд, незлобивость души и прочные семейные, общинные связи имеют свою высшую небесную и земную основу, свой родовой источник;

Люди готовы защищать достояния своего общества, не щадя собственной жизни.

Культура делает общество принципиально открытым для любого влияния со стороны нового субъекта, но вместе с тем она через формирование способностей этого субъекта (его социальной сущности, мировоззрения) удерживает процесс воспроизводства идеологии, духовной жизни в общих пределах гуманизма, социальности.

Культура как показатель здоровья общества, разумеется, сама имеет свои, "внутренние" эталоны здоровья, которые тесно связаны с особенностями исторической судьбы того или иного народа, его места в истории и современном мировом сообществе и, соответственно, местом самой культуры в жизни общества. Культура, как верно заметил Швейцер, - это всегда полемика с хаосом и деградацией бытия, это благоговение перед жизнью, выливающееся в культуротворческую активность. Поскольку процесс развития культуры исключительно многообразен (современное мировое сообщество насчитывает свыше двухсот стран, двух тысяч наций и народностей, трех тысяч языков), постольку правильно суждение: сколько культур - столько и эталонов культуры. Эти конкретные эталоны несут в себе частицу общей, всемирной человеческой культуры, которая и делает человечество специфической культурной общностью, быть может, единственной во Вселенной. Общее не отрицает особенное и тем более отдельное, а существует через них и посредством каждого из них.

В рамках социального качества жизни экономика дает субстратное, политика - структурное, а культура - нормативно-функциональные слагаемые общественного здоровья. Они определяют это качество как в позитивном, так и в негативном плане - порождая как общественное здоровье людей, так и социальные недуги. В том числе и за счет принципа взаимодействия между собой (интеграции, иерархии, конкуренции, соревнования).

Валеология образа жизни

Социальное качество жизни, представляя собой объективные условия жизни человека, взаимодействует с личностными смыслами или субъективными условиями бытия человека, и только в таком взаимодействии обнаруживается феномен общественного здоровья.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

ПЕНЗЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

Кафедра "Психологии и педагогики"

На тему: "Культура здоровья"

К храму здоровья ведут тысячи дорог, а поможет та, по которой вы буд е те идти.

М. Норбеков

Мера душевного здоровья - это готовность во всем находить хорошее.

Джон Темплтон

По данным Всемирной организации здравоохранения, здоровье определяется как отсутствие болезней в сочетании с полным физическим, психическим и социальным благополучием.

Здоровье - это равновесие между нашим способом существования и окружающим миром. Это гармония с самим собой и окружающим миром. Мы можем оказывать влияние на свои мысли, эмоции и поведение. Мы можем оказывать влияние на окружающий мир. Заботясь о чистоте помыслов, мы заботимся о своем здоровье .

Здоровье - это резервные мощности органов, всей нашей физиологии. Они необходимы, чтобы поддерживать нормальные функциональные показатели в покое и при нагрузках - психических и физических .

Здоровье - равновесие между желанием и принуждением .

Общее здоровье человека складывается из физического, психического и социального. Все они взаимосвязаны между собой.

Физический:

ь Кардиореспираторные факторы;

ь Метаболические факторы;

ь Мышечные факторы;

ь Двигательные факторы; морфологические факторы.

Психический:

ь Индивидуальность;

ь Поведение;

ь Когнитивные способности;

ь Релаксационные способности;

ь Мотивация;

ь Чувство собственного достоинства;

ь Чувство контроля;

ь Адаптационные способности; чувство значимости.

Социальный:

ь Стиль жизни;

ь Социальный статус;

ь Социальное окружение .

Сложившаяся ситуация в России характеризуется демографическим кризисом, который связан не только с низкой рождаемостью и высокой смертностью населения, но и неумением его обращать внимание на уровень своего здоровья и заботиться о нем, а также низким уровнем здорового образа жизни, одной из причин которого является низкая культура здоровья.

Культура здоровья - новое массовое явление в современном мире. Это специальная и реализуемая с использованием рекомендаций науки и профессиональной медицины активность человека. Она включает регулярные занятия физическими упражнениями, здоровый образ жизни, отказ от привычек, разрушающих организм (чрезмерное питание, курение, алкоголизм, наркомания, неупорядоченный режим жизни, повышенная раздражительность и прочее), предупреждение раннего ухудшения здоровья, обращение к медицинской помощи при возникновении заболеваний, купирование развития и обострения имеющихся хронических заболеваний и т.д. .

В повседневной жизни мы достаточно часто убеждаемся в зависимости, точнее, взаимозависимости физического самочувствия и психического состояния. Имеется много мудрых наблюдений о прямом влиянии психики на здоровье человека. В настоящее время науке известно, что человеческий организм является в высшей степени самоорганизующейся и саморегулирующейся системой. Мозг человека за свою эволюцию приобрел особое свойство -- высочайшую пластичность, т.е. умение приспосабливаться к самым разнообразным и неожиданным условиям существования. Истинные возможности психики, ее резервы в саморегуляции организма, состояний тела огромны. Можно привести некоторые примеры, иллюстрирующие широкий диапазон приспособительных и продуктивных возможностей нервной системы человека и его психики в регуляции состояний организма.

У тибетских йогов в ходе их тренировок имеются упражнения по выработке "психического" тепла. Начинающий йог, освоивший это упражнение в совершенстве, признается достойным носить белую хлопчатобумажную рубашку или мантию. Для того чтобы достичь этой ступени признания, необходим продолжительный подготовительный период. Вначале йог приучает себя к минимуму одежды и избегает использовать огонь для согревания собственного тела. В уединенном месте он занимается специальными упражнениями, усиливающими теплопродукцию организма. После того как он усвоит эти упражнения, йог приобретает способность переносить без каких-либо неудобств значительный холод, будучи одетым в одну лишь хлопчатобумажную рубашку. Подготовленные ученики подвергаются специальным испытаниям. Во льду, покрывающем водоем, пробивается лунка, в которой намачиваются специальные покрывала. Каждый испытуемый заворачивается в одно из них и принимается сушить его теплом собственного тела. Как только покрывало становится сухим, его снова намачивают и снова покрывают им тело йога. Тот, кто до рассвета высушит наибольшее количество покрывал, считается победителем в подобном соревновании. Данный пример иногда вызывает недоверие, однако достаточно вспомнить традиционные увлечения наших русских "моржей", как недоверие рассеивается .

Очень актуальной проблемой является, проблема сохранения здоровья детей в учебном процессе.

То, что дети в массе своей имеют отклонения в здоровье и нездоровы, стало известно не сейчас. Росла тревожная статистика, а надвигавшаяся угроза наркомании, токсикомании, бездуховности была очевидна десятилетия назад. Например, только в Свердловском инженерно-педагогическом институте почти 20 лет назад уже систематически отслеживалось отношение абитуриентов, а затем и студентов, к таким факторам риска, как наркотики, алкоголь, курение и др. Отслеживание (с элементами проектирования, диагностики и анонимности) велось, как в многолетних наркологических исследованиях, так и в учебном курсе "Нравственное санитарно-гигиеническое воспитание", уже тогда привлекавшего огромный интерес студентов.

Поэтому, несмотря на то, что многое в нашей стране продолжало замалчиваться, уже в 80-х годах проблемы сохранения здоровья молодежи становились все более очевидными и острыми .

Тенденции ухудшения здоровья молодежи, обусловленные снижением материального благополучия значительной части населения, ухудшением экологической ситуации, распространением здоровьеразрушительных стереотипов поведения, ослаблением инфраструктуры системы здравоохранения сделали проблемы формирования здорового образа жизни учащихся одной из приоритетных задач системы образования. Своеобразную значимость эта проблема приобретает в высшей школе. Процесс профессиональной самореализации специалиста с высшим образованием неотделим от саморазвития личности, т.к. основан на эксплуатации и совершенствовании личностных ресурсов: творческого мышления, коммуникативных, организаторских способностей и т.д. Причем деятельность специалиста в современных условиях сопровождается психологическими стрессами, эмоциональным выгоранием и другими факторами, разрушающими здоровье. Следовательно, в процессе высшего профессионального образования необходимо обеспечить овладение будущим специалистом культурой здоровья, обеспечивающей саморазвитие, профилактику стрессов, формирование здорового образа жизни. Не стоит забывать, что период обучения в вузе - это не только время профессиональной подготовки молодого человека, но и пора интенсивного формирования его личности, становления мировоззрения и индивидуального жизненного стиля. .

Рожнов Р.В. в реальной практике современного высшего образования выделяет ряд противоречий, связанных с формированием культуры здоровья студентов:

ь несмотря на накопленный теоретико-экспериментальный материал, позволяющий увидеть направления актуализации субъектных сил личности студента (Г. И. Аксенова, И. Г. Антипова, Л. Г. Бикчентаева, Е. Н. Волкова, Н. В. Гришина, А. Г. Гогоберидзе, С. М. Годник, И. А. Зимняя, Н. Е. Мажар, А. К. Маркова, Л. М. Митина, В. А. Сластенин, Б. А. Сосновский, Е. Н. Шиянов), в вузовской педагогике недостаточно четко описан механизм становления учащегося субъектом здорового образа жизни, мало разработаны технологии воспитания культуры здоровья;

ь в соответствии с государственными стандартами предполагается определенный объем учебного материала, который мог бы стимулировать формирование субъектной позиции саморазвития студентов в области сохранения и развития здоровья, но учебники и методические пособия по этим предметам в основном ориентированы на изложение категориально-концептуального ядра соответствующих наук на высоком уровне абстрагирования и не обеспечивают освоения студентами технологий саморазвития, формирования личной жизненной философии, индивидуальной системы здорового образа жизни;

ь юношеский возраст характеризуется потребностями в самопознании, формировании целостной жизненной философии и ценностном самоопределении, а традиционная лекционно-семинарская система ориентирует студента на ознакомительно-репродуктивное освоение информации и не учитывает актуальных для него потребностей саморазвития;

ь личностное развитие студентов связано с реализацией мотивов саморазвития. Ведущими видами деятельности для них являются интимно-личностное общение и формирование профессиональной компетентности, через которые проявляется их субъектность. В противовес этому традиционная методика обучения в вузе создает ситуацию субъект-объектного отношения преподавателя и студентов, центрированную на усвоении учебной информации и в малой мере затрагивающую личностное развитие студентов;

ь учебные заведения системы высшего профессионального образования обладают значительным потенциалом воспитательного влияния, которое могло бы обеспечить формирование культуры здоровья студентов: приобщение учащихся к занятиям физической культурой и спортом, разнообразные возможности клубных форм воспитания, просветительская работа, интегрированная в учебный процесс, и т.п. Но на практике эти возможности реализуются недостаточно, и период обучения в вузе становится одним из стрессогенных этапов в жизненном цикле человека.

Забота о здоровье - это особый компонент личной жизнедеятельности индивида, который может быть проанализирован с позиций акмеологии и теории субъектной регуляции жизненного пути личности. Причем мы предполагаем, что понятие жизненного пути личности (стратегии жизни) является более широким, чем понятие деятельности. Человек как субъект здорового образа жизни должен исследоваться во взаимосвязи личностного саморазвития и освоения культуры в контексте целостного процесса жизнедеятельности.

В соответствии с этой идеей одним из результатов педагогического процесса профессионального образования является формирование культуры здоровья специалиста - интегрального свойства его личности, проявляющегося в способности достигать, сохранять и развивать духовное, психологическое, физическое и социальное благополучие. Рассмотрение здоровья в рамках концепции благополучия позволит более полно выявить философские, психологические, культурологические и социальные аспекты его формирования.

П. И. Калью выделяет шесть типов сущностных элементов определения здоровья:

ь здоровье как норма функционирования организма на всех уровнях его организации;

ь здоровье как динамическое равновесие (гармония) жизненных функций организма;

ь здоровье как полноценное выполнение основных социальных функций, участие в жизни общества и трудовая деятельность;

ь способность организма адаптироваться к изменяющимся условиям среды;

ь отсутствие болезненных изменений и нормальное самочувствие;

ь полное физическое, духовное, умственное и социальное благополучие .

Хорошая среда является для среднего организма одним из первейших факторов самоактуализации и здоровья. Предоставив организму возможность самоактуализации, она подобно доброму наставнику отступает в тень, чтобы позволить ему самому вершить выбор в соответствии с собственными желаниями и требованиями (оставляя за собой право следить затем, чтобы он учитывал желания и требования других людей). С теоретической точки зрения логично было бы предположить, что человек может обрести совершенное здоровье только в совершенном мире, только в абсолютно здоровом обществе. Однако на практике дело обстоит несколько иначе. Даже в нашем, далеком от совершенства обществе, можно найти чрезвычайно здоровых людей. Безусловно, они не обладают совершенным здоровьем, но они являют собой именно тот образец психологического здоровья, который мы можем представить себе сейчас, в наше время и в нашей культуре. Вполне возможно, что мы пока даже не догадываемся, насколько здоровым, насколько хорошим может быть человек. Хорошая среда способствует развитию хорошей личности, но эта взаимосвязь не абсолютна. Кроме того, рассуждая о хорошей среде, мы должны иметь в виду не только условия материально-экономического характера, но и духовный уклад общества, психологический климат в нем .

Термин "культура здоровья" полагает применение культурологического подхода, по которому трансформация личной культуры в сфере элементов образа жизни, связанных со здоровьем, должна быть обусловлена достаточно широким спектром образовательного взаимодействия, далеко выходящим за рамки отдельных учебных дисциплин.

Рассматривая взаимосвязь духовно-нравственного и психологического компонентов здоровья, необходимо обратиться к восточной философии: ведической и даосской концепциями здоровья. Оздоровительные системы и профилактическая медицина востока очень созвучны современной холистической теории здоровья. Как сказал нобелевский лауреат Нильс Бор, задача современной науки - соединить новейшие формулы Эйнштейна с древней мудростью вед. Эти слова были произнесены в начале ХХ в. Дальнейшее развитие естествознания подтвердило его провидческую мысль. От ядерной физики до медицины и биологии мы можем наблюдать ренессанс идей, выраженных за несколько тысяч лет до рождества Христова в ведах и литературе даосизма. Анализируя и сопоставляя оздоровительные концепции традиционной восточной медицины, ощущаешь их принципиальное тождество. Складывается впечатление, что когда-то все знания древних о здоровье и эволюции человека составляли единое целое. До наших дней дошли лишь осколки древнего знания, своеобразная мозаика, в которой единая информация различно преломилась через историю и культуру народов востока .

Духовность с позиций информационной концепции здоровья становится столь же реальным понятием, как нервный импульс: "…сущность самообладания. Вдумайтесь в это понятие. Оно означает гармоническое сотрудничество психических центров. Вы знаете, насколько вредоносен беспорядок, тем более он губителен, когда происходит в области психической. Пора человеку твердо осознать существование мощи психической энергии, заложенной в нем" .

"…большинство болезней происходит от внушений" Много говорят о самовнушении, меньше обращают внимание на внушение на расстоянии. Можно лечить мыслью на расстоянии, но также можно являть болезни на расстоянии. Такое обстоятельство будет в будущем изучаемо, но сейчас мало кто допускает, что возможно причинить болезнь мыслью издалека.

С точки зрения информационно-энергетических процессов новое звучание обретают наставления мудрецов древности. Например, Лао-Цзы в трактате "О причинах болезней" пишет:

"Если нет ровного состояния в сердце - это болезнь.

Взяв в долг, не помнить о возвращении - это болезнь.

Помогая людям, надеяться на воздаяние - это болезнь.

Завидовать богатым - это болезнь.

Много ненавидеть, мало любить - это болезнь.

Зная много, вести себя, как знающий много, - это болезнь.

Радоваться ошибкам других - это болезнь.

Находить недостатки у известных людей - это болезнь.

Пользуясь властью, творить произвол - это болезнь.

Побеждать людей, применяя силу, - это болезнь.

Сетовать на то, что приходится трудиться, - это болезнь.

Иллюзии принимать за реальность - это болезнь.

Постоянно обсуждать, что есть правда и что неправда, - это болезнь.

Перекладывать ответственность на других людей - это болезнь.

Порицать человека за то, что он не облагодетельствовал тебя, - это болезнь.

Не любить людей за то, что превзошли тебя, - это болезнь.

Быть ревнивым - это болезнь.

Возвращаться в мыслях к старым обидам - это болезнь.

В тяжелой ситуации поступать легкомысленно - это болезнь.

Буянить, напившись вина, - это болезнь.

Вмешиваться в чужие дела - это болезнь.

Не прислушиваться к противоположному мнению - это болезнь.

Смеяться над слепыми, глухими, немыми - это болезнь.

С древнейших времен мудрецы стремились совершать добро и в мелочах. Если ведешь себя таким образом, можно сказать, что принимаешь лекарство:

Не брать сверх того, что тебе положено, - это лекарство.

Помогать старым и слабым - это лекарство.

* Сочувствовать покинутым, жалеть одиноких - это лекарство.

Не требовать возвращения старых долгов - это лекарство.

Не спорить, кто прав, а кто виноват, - это лекарство.

Перетерпев оскорбление, не хранить обиду - это лекарство.

Не помнить старого зла - это лекарство.

Уступать лучшее, брать себе худшее - это лекарство.

Не жаловаться на тяжелую работу - это лекарство.

Будучи бедным, не досадовать - это лекарство.

Не преувеличивать свое значение - это лекарство.

Хорошо относиться к успехам других - это лекарство.

В своих бедах и болезнях винить самого себя - это лекарство.

Желать людям исполнения их желаний - это лекарство.

Не вмешиваться в чужие дела - это лекарство.

И за закрытой дверью строго блюсти себя - это лекарство.

Быть добрым в сердце и отзывчивым в мыслях - это лекарство".

Бегло прочтя эти строки, можно подумать: "Что здесь нового?" Если прочесть вдумчиво, то можно спросить себя: "Что из написанного применено и стало неотъемлемой частью жизни?". Сердце подскажет, где она, болезнь, и где лекарство .

Советы от Ганса Селье, которые помогут отгородить вас от отрицательных эмоций:

1. поступайте таким образом, чтобы завоевать любовь других.

2. не заводите дружбы с несдержанными людьми.

3. в каждой сфере деятельности есть своя вершина, стремитесь к ней и довольствуйтесь этим.

4. цените подлинную простоту жизненного уклада.

5. чтобы с вами не случилось, подумайте, стоит ли сражаться. Не все жизненные ситуации требуют борьбы.

6. чаще думайте о светлых сторонах вашей жизни.

7. вспоминайте о своих прошлых успехах, если вы потерпели поражение.

8. если вам предстоит какое либо неприятное дело, не откладывайте его. Сделайте прямо сейчас.

9. не забывайте о том, что все люди разные, и одного готового рецепта успеха нет. Каждый идет к победе своим путем

"Древняя Истина: "Познай самого себя" - была извращена слабыми, ленивыми мозгами. Они поспешили объявить ее как нечто сверхчеловеческое, недостижимое, между тем такое самоисследование всегда и при всех условиях возможно. Испытайте себя и замечайте, что глубже заложено в сознании вашем? Если уныние или обида долго живет в вас и огорчает сердце, вы должны сознательно изгонять таких вредителей. Вы будете знать, что они составляют причину многих заболеваний и пресекут духовное продвижение. Когда вы познаете такое простое объяснение, тогда разум ваш подскажет, что неполезно поддаваться ядовитым воздействиям. Так Мыслитель говорил: "Пусть самопознание будет праздником твоим" .

В работе Рожнова Р. В., предложена диагностическая модель культуры здоровья, разработанная на основе акмеологического подхода, теории целостного развития индивидуальности и личностно-творческого понимания культуры. Психолого-педагогическое содержание модели с указанием диагностических методик представлено ниже.

Ценностно-смысловой компонент: осознание здоровья в качестве одной из основных жизненных ценностей, а также формирование позитивного отношения к здоровому образу жизни на основе интеллектуального понимания и эмоционального переживания значимости ЗОЖ в достижении идеалов временной перспективы социальной и личной жизни, способность осознавать и транслировать ценности деятельности, направленной на сохранение и развитие здоровья.

Мотивационный компонент: осознание учащимся потребности в заботе о здоровье, способность соотносить принятые в его социальном окружении ценности и стереотипы поведения в сфере здорового образа жизни со своими потребностями и условиями жизни, умение принимать ответственные решения в сфере жизнедеятельности, связанной со здоровьем.

Когнитивный компонент культуры здоровья состоит в информированности по вопросам охраны и совершенствования здоровья, определенном наборе знаний, умений и навыков, необходимых для создания индивидуальной системы здорового образа жизни. Когнитивный компонент создает основу для технологической готовности студента к осуществлению здорового образа жизни, обеспечивает способность планировать меры по оздоровлению образа жизни и оценивать их эффективность. Составляющими когнитивного компонента являются не только объективная информация о здоровьесбережении, но и субъективное понимание природы здоровья и влияющих на него факторов.

Поведенческий компонент - это опыт личной жизнедеятельности по формированию здорового образа жизни, готовность противостоять негативным влияниям, а также умение принимать и оказывать социальную поддержку по вопросам сохранения здоровья. .

Физическая культура одно из важных направлений формирования здоровьесбергающей среды. Она в отличие от других научных дисциплин влияет на сохранение и развитие здоровья.

Таким образом, человек, обладающий правильными, гармоничными взглядами по отношению к своему здоровью, может стать подлинно свободным, способным самоопределиться и самореализоваться в жизни и решить основные задачи своей жизненной миссии.

здоровье психический дети учебный

Библиография

1. Абрахам Гарольд Маслоу Мотивация и личность / Гарольд Маслоу

2. Амосов, Н.М. Эксперимент по преодолению старости / Н.М. Амосов

3. Барбитова, А.Д. Формирование основ здорового образа жизни у старшеклассников в профильных классах с помощью элективного курса / А.Д. Барбитова // Профильное образование в современной школе: вопросы управления, содержания, психологического сопровождения. - Под общей ред. С.В. Данилова. - УНПКПРО, 2008. - 88 с.

4. Крылова, Н.Н. Батарея методик диагностики культуры здоровья студентов / Н.Н. Крылова, Р.В. Рожнов // www.aist.agni-age.net

5. Леви, В.Н. Лекарство от лени. Азбука здравомыслия / В.Н. Леви. - М.: Издательство "Метафора", 2005. - 117 с.

6. Николаенко, В.М. Психология и педагогика / В.М. Николаенко, Г.М. Залесов, Т.В. Андрюшина и др // Учебное пособие. - М.: ИНФРА-М; Новосибирск: НГАиУ, 2001. - 175 с.

7. Преемственность формирования культуры здоровья учащихся в образовательной среде региона: коллективная монография / науч. ред. Р. В. Рожнов. - Пенза: Информационно-издательский центр ПГУ, 2006. - 104 с.

8. Синельников, В.А.Прививка от стресса. Как стать хозяином своей жизни / В.А. Синельников. - М.: Центрполиграф, 2006. - 125 с.

9. Столяренко, А.М. Психология и педагогика / А.М. Столяренко // Учебное пособие для вузов. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2004. - 423 с.

10. Ткаченко Е.В. Образование и наука. Будущее в ретроспективе / Е.В. Ткаченко // Научно-методический сборник. -- Екатеринбург: Изд-во УрО РАО, 2005. -- 434 с.

11. Учение Живой Этики. Надземное. - Самара: Межрегиональная общественная организация "Центр духовной культуры", 2000. - 123 с.

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

    Теоретические основы формирования культуры здоровья дошкольников в процессе сотрудничества педагогов и родителей. Педагогические условия формирования культуры здоровья детей дошкольного возраста. Диагностика уровня сформированности культуры здоровья.

    курсовая работа , добавлен 25.05.2010

    Психолого-педагогическая характеристика детей раннего возраста. Понятие и критерии здоровья ребенка. Процесс сохранения и укрепления здоровья детей раннего возраста. Основа разработки здоровьесберегающей среды. Планирование систем здоровьесбережения.

    курсовая работа , добавлен 27.04.2015

    Физическое здоровье и его место в структуре полноценного здоровья человека. Состояние физического здоровья современных детей младшего дошкольного возраста. Физические упражнения на прогулке как средство оздоровления детей младшего школьного возраста.

    курсовая работа , добавлен 02.01.2017

    Кризис системы образования. Проблема взаимосвязи обеспечения здоровья подрастающего поколения и воспитательного процесса в рамках единого образовательного пространства учебных заведений. Параметры взаимосвязи духовно-нравственного и физического здоровья.

    реферат , добавлен 20.03.2016

    Здоровье человека как интегративная междисциплинарная категория. Понятие и сущность социального здоровья личности. Здоровьесберегающая среда общеобразовательного учреждения. Обоснование педагогической системы формирования социального здоровья учащихся.

    дипломная работа , добавлен 20.07.2012

    Система методов укрепления состояния здоровья ослабленных детей: закаливание, эмоциональное состояние дошкольника, рациональное питание, физическое развитие и режим. Программа укрепления здоровья детей старшего дошкольного возраста в ДОУ "Золотой ключик".

    курсовая работа , добавлен 16.01.2012

    Наиболее эффективные формы и методы организации проведения физического воспитания, физических упражнений. Педагогические средства обеспечения успешности процесса формирования физического здоровья детей с помощью формирования новых двигательных навыков.

    реферат , добавлен 25.04.2011

    Актуальность применения здоровьесберегающих образовательных технологий в современном учебном процессе. Исследование средств, способствующих сохранению, укреплению и поддержанию здоровья учащихся. Разработка и проведения урока "Вредные привычки".

    дипломная работа , добавлен 29.10.2014

    Анализ современных научных представлений о здоровье развивающегося ребенка и особенностей его сохранения психолого-педагогическими средствами. Оздоровление детей старшего дошкольного возраста средствами физического воспитания и в театрализованных играх.

    дипломная работа , добавлен 24.12.2017

    Задачи и средства физического воспитания. Принципы и методы обучения детей разнообразным формам двигательной деятельности. Роль и место дидактической игры в процессе формирования представлений о здоровом образе жизни и укреплении здоровья у дошкольников.

По данным Всемирной организации здравоохранения, здоровье определяется как отсутствие болезней в сочетании с полным физическим, психическим и социальным благополучием.

Здоровье – это равновесие между нашим способом существования и окружающим миром. Это гармония с самим собой и окружающим миром. Мы можем оказывать влияние на свои мысли, эмоции и поведение. Мы можем оказывать влияние на окр

ужающий мир. Заботясь о чистоте помыслов, мы заботимся о своем здоровье.

Здоровье – это резервные мощности органов, всей нашей физиологии. Они необходимы, чтобы поддерживать нормальные функциональные показатели в покое и при нагрузках – психических и физических.

Здоровье – равновесие между желанием и принуждением.

Общее здоровье человека складывается из физического, психического и социального. Все они взаимосвязаны между собой.

Физический:

Кардиореспираторные факторы;

Метаболические факторы;

Мышечные факторы;

Двигательные факторы; морфологические факторы.

Психический:

Индивидуальность;

Поведение;

Когнитивные способности;

Релаксационные способности;

Мотивация;

Чувство собственного достоинства;

Чувство контроля;

Адаптационные способности; чувство значимости.

Социальный:

Стиль жизни;

Социальный статус;

Социальное окружение.

Сложившаяся ситуация в России характеризуется демографическим кризисом, который связан не только с низкой рождаемостью и высокой смертностью населения, но и неумением его обращать внимание на уровень своего здоровья и заботиться о нем, а также низким уровнем здорового образа жизни, одной из причин которого является низкая культура здоровья.

Культура здоровья – новое массовое явление в современном мире. Это специальная и реализуемая с использованием рекомендаций науки и профессиональной медицины активность человека. Она включает регулярные занятия физическими упражнениями, здоровый образ жизни, отказ от привычек, разрушающих организм (чрезмерное питание, курение, алкоголизм, наркомания, неупорядоченный режим жизни, повышенная раздражительность и прочее), предупреждение раннего ухудшения здоровья, обращение к медицинской помощи при возникновении заболеваний, купирование развития и обострения имеющихся хронических заболеваний и т.д.

В повседневной жизни мы достаточно часто убеждаемся в зависимости, точнее, взаимозависимости физического самочувствия и психического состояния. Имеется много мудрых наблюдений о прямом влиянии психики на здоровье человека. В настоящее время науке известно, что человеческий организм является в высшей степени самоорганизующейся и саморегулирующейся системой. Мозг человека за свою эволюцию приобрел особое свойство - высочайшую пластичность, т.е. умение приспосабливаться к самым разнообразным и неожиданным условиям существования. Истинные возможности психики, ее резервы в саморегуляции организма, состояний тела огромны. Можно привести некоторые примеры, иллюстрирующие широкий диапазон приспособительных и продуктивных возможностей нервной системы человека и его психики в регуляции состояний организма.

У тибетских йогов в ходе их тренировок имеются упражнения по выработке "психического" тепла. Начинающий йог, освоивший это упражнение в совершенстве, признается достойным носить белую хлопчатобумажную рубашку или мантию. Для того чтобы достичь этой ступени признания, необходим продолжительный подготовительный период. Вначале йог приучает себя к минимуму одежды и избегает использовать огонь для согревания собственного тела. В уединенном месте он занимается специальными упражнениями, усиливающими теплопродукцию организма. После того как он усвоит эти упражнения, йог приобретает способность переносить без каких-либо неудобств значительный холод, будучи одетым в одну лишь хлопчатобумажную рубашку. Подготовленные ученики подвергаются специальным испытаниям. Во льду, покрывающем водоем, пробивается лунка, в которой намачиваются специальные покрывала. Каждый испытуемый заворачивается в одно из них и принимается сушить его теплом собственного тела. Как только покрывало становится сухим, его снова намачивают и снова покрывают им тело йога. Тот, кто до рассвета высушит наибольшее количество покрывал, считается победителем в подобном соревновании. Данный пример иногда вызывает недоверие, однако достаточно вспомнить традиционные увлечения наших русских "моржей", как недоверие рассеивается.

Очень актуальной проблемой является, проблема сохранения здоровья детей в учебном процессе.

То, что дети в массе своей имеют отклонения в здоровье и нездоровы, стало известно не сейчас. Росла тревожная статистика, а надвигавшаяся угроза наркомании, токсикомании, бездуховности была очевидна десятилетия назад. Например, только в Свердловском инженерно-педагогическом институте почти 20 лет назад уже систематически отслеживалось отношение абитуриентов, а затем и студентов, к таким факторам риска, как наркотики, алкоголь, курение и др. Отслеживание (с элементами проектирования, диагностики и анонимности) велось, как в многолетних наркологических исследованиях, так и в учебном курсе "Нравственное санитарно-гигиеническое воспитание", уже тогда привлекавшего огромный интерес студентов.

Поэтому, несмотря на то, что многое в нашей стране продолжало замалчиваться, уже в 80-х годах проблемы сохранения здоровья молодежи становились все более очевидными и острыми.

Тенденции ухудшения здоровья молодежи, обусловленные снижением материального благополучия значительной части населения, ухудшением экологической ситуации, распространением здоровьеразрушительных стереотипов поведения, ослаблением инфраструктуры системы здравоохранения сделали проблемы формирования здорового образа жизни учащихся одной из приоритетных задач системы образования. Своеобразную значимость эта проблема приобретает в высшей школе. Процесс профессиональной самореализации специалиста с высшим образованием неотделим от саморазвития личности, т.к. основан на эксплуатации и совершенствовании личностных ресурсов: творческого мышления, коммуникативных, организаторских способностей и т.д. Причем деятельность специалиста в современных условиях сопровождается психологическими стрессами, эмоциональным выгоранием и другими факторами, разрушающими здоровье. Следовательно, в процессе высшего профессионального образования необходимо обеспечить овладение будущим специалистом культурой здоровья, обеспечивающей саморазвитие, профилактику стрессов, формирование здорового образа жизни. Не стоит забывать, что период обучения в вузе – это не только время профессиональной подготовки молодого человека, но и пора интенсивного формирования его личности, становления мировоззрения и индивидуального жизненного стиля.

Рожнов Р.В. в реальной практике современного высшего образования выделяет ряд противоречий, связанных с формированием культуры здоровья студентов:

несмотря на накопленный теоретико-экспериментальный материал, позволяющий увидеть направления актуализации субъектных сил личности студента (Г. И. Аксенова, И. Г. Антипова, Л. Г. Бикчентаева, Е. Н. Волкова, Н. В. Гришина, А. Г. Гогоберидзе, С. М. Годник, И. А. Зимняя, Н. Е. Мажар, А. К. Маркова, Л. М. Митина, В. А. Сластенин, Б. А. Сосновский, Е. Н. Шиянов), в вузовской педагогике недостаточно четко описан механизм становления учащегося субъектом здорового образа жизни, мало разработаны технологии воспитания культуры здоровья;

Здоровье – это культура и традиции. Не слова в книжках, а ваши реальные действия, культура, которая создает ваш образ жизни. Основы здоровья закладываются в наиболее ранние периоды жизни, когда ребенок бессознательно копирует поведение значимых взрослых, в первую очередь родителей. Поэтому обучение здоровью полезно не только для вас – это культурная инвестиция, которая является культурной ценностью вашей семьи и может передаваться в поколениях.


Мы привыкли считать, что культура – это статуи и древние произведения. Живая культура – это культура наших ежедневных действий, традиций, установок окружения и общества. Культура здоровья - это тысячелетний опыт, накопленный человечеством в области здоровья. Правда к механическому переносу чужого опыта надо подходить весьма осторожно. Например, оздоровительная система йоги в Индии это не только физические упражнения, это и образ жизни, и система питания, это и целая религия. Применение у нас этих, безусловно, эффективных упражнений вырванных из целостной системы оздоровления, может дать только умеренный оздоровительный эффект, а иногда и вред, так как часто не учитывается, что разучивание одного упражнения может занимать целый месяц и проводится, как правило, под наблюдением опытного гуру (учителя).

Культура здоровья - это социальная наследственность, оан аккумулирует социально прогрессивную творческую деятельность человечества в сфере здорвоья, она определяет систему ценностей и приоритетов человека и общества, социальной группы и народности, нации и человечества.

Как и другие виды культуры, культура здоровья жива, когда она живет в семьях. К сожалению, за последнюю сотню лет мы с вами видим значительное уничтожение традиций, локальных культур в рамках этноцида. Но не все потеряно, можно научиться культуре здоровья самим. Даже если вы выросли в неблагоприятном окружении. С точки зрения Песталоцци, человек является «произведением природы», «произведением общества», и «произведением самого себя». Согласно этому, человек в своей жизни переживает до известной степени три состояния, которые вовсе не обязательно сменяют друг друга во временной последовательности – естественное состоя­ние, общественное состояние и идеальное состояние, в котором человек полностью становиться самим собой.

Культура здоровья приобретается.

Культура – это ежедневные действия, а не пассивное знание. Знать о культуре здоровья не достаточ­но, такая культура не исчерпывается знаниями, она характеризуется, прежде всего, способностью применить эти знания на практике в повседневной жизни на протяжении всей жизнедеятельности. Культура здоровья - это стремление и умение сделать лучшие достижения мирового опыта нашим личным достоянием в кропотливом самосовершенствовании, наградой за которое будет не только физическое здоровье, но и ясность ума, полнота чувств и постоянный приток бодрости.

Культура здоровья приобретается трудом и состоит в привычке и постоянной потребности человека вообще чем-либо заниматься. Практиче­ская культура здоровья становится результатом «дисциплины привычки к объективной деятельно­сти и общезначимым умениям.Примером развитой культуры здоровья является Греция, где был культ здоровья. «Когда нет здоровья, молчит мудрость, не может расцвести искусство, не играют силы, бесполезно богатство и болен разум»- пишет Геродот.


Культура здоровья – это часть вашей общей культуры.

Культура здоровья является неотъемлемой частью общей культуры образованного человека. Сегодня человека со средним или высшим образованием, но практически не знающего ничего о своем здоровье и как его поддерживать, можно считать малокультурным.

Показатель культуры здоровья – общая культура человека, выраженная в достаточном уровне физического, психического, духовно-нравственного и социального развития. В настоящее время иметь излечимые хронические болезни – это признак низкой культуры здоровья, а болеть нужно стыдиться (хоть немного) и уж точно не гордится этим.

Использование накопленного человечеством тысячелетнего опыта сохранения и укрепления своего здоровья, уже сегодня позволило бы жить долго, счастливо и не болея. К сожалению, современная медицина в основном занимается только болезнями человека и практически не занимается его здоровьем.

Культура здоровья как проявление развитой общечеловеческой культуры, включает осознание человеком высокой ценности своего здоровья. Она предусматривает понимание необходимости охраны здоровья и его укрепления как непременного условия успешной самореализации человека. Культура здоровья человека – это, прежде всего, экологическая культура в широком её понимании, опирающаяся на гармонию всех проявлений человеческой деятельности и её взаимоотношений с окружающим человека обществом и природой.

Основой воспитания культуры здоровья является формирование активной, деятельной, трудолюбивой и творческой личности, нацеленной на здоровый образ жизни, на успешное саморазвитие и полное раскрытие своих потенциальных возможностей. Культура здоровья и здоровый образ жизни являются категориями широкого мировоззренческого преобразующего воздействия на формирование развивающейся личности.

ГОУ «ПАРКАНСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ

ШКОЛА-ИНТЕРНАТ»

ДОКЛАД

НА ТЕМУ:

«КУЛЬТУРА ЗДОРОВЬЯ»

УЧИТЕЛЬ

ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ

ВЫСШЕЙ

КВАЛИФИКАЦИОННОЙ

КАТЕГОРИИ:

ГАЙДАРЖИ Н.В.

ПАРКАНЫ 20 17

Важнейшим условием, повышающим работу памяти, является здоровое состояние нервов, для чего необходимы

физические упражнения. К.Д.Ушинский (1824-1870), русский педагог

Культура здоровья является неотъемлемой частью общей культуры современного общества. Сегодня человека со средним или высшим образованием, но практически не знающего ничего о своем здоровье и как его поддерживать, можно считать малокультурным. Использование накопленного человечеством тысячелетнего опыта сохранения и укрепления своего здоровья, уже сегодня позволило бы жить долго, счастливо и не болея.

По определению Всемирной организации здравоохранения, «здоровье - это состояние полного физического, психического и социального благопо­лучия, а не просто отсутствие болезней или физических дефектов».

Наше здоровье схематически можно представить в виде треугольника, в ос­новании которого заложена его физическая составляющая, а рядом - нрав­ственная и социальная.

На здоровье влияют как внешние факторы (экономика, среда, наслед­ственность), так и личностное отношение человека к своему здоровью (обра­зу жизни). В процентном соотношении это выглядит так: 50% - образ жизни, 20% - наследственность, 10% - состояние медицины в стране, 20% - окру­жающая среда.

Что касается образа жизни, оказывающего столь существенное влияние на здоровье человека, то он в свою очередь определяется триадой показателей: уровнем, качеством и стилем жизни.

Уровень и качество жизни зависят от материально-экономических усло­вий, в которых существует общество (семья).

Стиль жизни складывается на основе психических и психофизических особенностей поведения личности.

Выбор здорового стиля жизни должен быть осознанным.

Среди школьников в ряду ценностных ориентации, здоровье находится лишь на 6-8-м месте, уступая интересу к компьютеру, просмотру телепередач и другим увлечениям. Между тем, здоровье - одно из непреходящих ценностей человеческой жизни, источник радости, необходимое условие всестороннего развития личности. В последние годы в организации и содержании учебного процесса общеобразовательной школы произошли значительные изменения: продолжается экстенсивное наращивание объёма изучаемого материала по всем дистанциям, перенасыщение его новыми, не всегда нужными, знаниями. Это приводит к разрыву межпредметных связей: каждый предмет решает свои задачи самостоятельно, а школьники переживают пассивность и безразличие ко всему, что связано с обучением.

Характер и условия формирования знаний и умений в общеобразовательной школе задаются учебной программой, учебниками и деятельностью учителя. В большинстве случаев обучение направлено не столько на развитие интеллектуальных способностей детей, сколько на механическое заучивание учебного материала. А сохранение в памяти запоминаемой информации обратно пропорционально её объёму и времени получения: забывание тем глубже, чем реже используется материал в практической деятельности. Так, по данным ученных через час остаётся в памяти 44% запоминаемого материала, через 2 суток - около 20% (контрольным проверкам в лучшем случае - 17%).

Учащиеся не могут запомнить всё, что даётся им на уроках. Непомерный груз невостребованных знаний приводит только к задержке интеллектуального развития школьников, подавляет их творческий потенциал и делает обучение малосодержательным.

Всё это влечёт за собой интенсификацию учебной деятельности школьников. Повышенная напряжённость дня вызывает у них неадекватные реакции, нередко у учащихся наблюдаются явления утомления, а иногда и переутомления. В досуге детей преобладают занятия статического характера. Организованные формы физического воспитания, предусмотренные школьной программой, составляют в среднем 32%» общей суточной двигательной потребности ребёнка, а бытовые спонтанные движения 18-22%о. Даже всё это вместе не может полностью удовлетворить потребности в движениях. В дни, когда в школьном расписании есть урок физической культуры, учащиеся ощущают дефицит двигательной активности до 40%>, а в другие дни - до 80% суточной нормы. Другими словами, современные школьники подвержены влиянию гипокинезии.

Между тем двигательная активность является биологической потребностью человека, степень удовлетворения которой во многом определяет характер развития организма. В соответствии с концепцией «энергетического правила скелетных мышц» (И.А. Аршавский) уровень обменных процессов и формирование органов и систем в каждом возрастном периоде определяются объёмом двигательной активности. Существует оптимум её для каждого возраста.

Давно известно, что у взрослого человека при недостатке двигательной активности начинается атрофия мышечной и костной ткани, нарушаются функции сердечнососудистой, дыхательной и нервной систем, ухудшается осанка, развивается близорукость, повышается восприимчивость к простудным заболеваниям.

У детей двигательный дефицит может привести даже к более выраженным функциональным и морфологическим изменениям. Отмечено, что при гипокинезии у детей снижается активность многих ферментов, влияющих на характер окислительных процессов и биохимических превращений в организме, происходит отчётливое снижение общей устойчивости организма к простудным факторам и патогенным микроорганизмам. Отсюда у школьников при гипокинезии число случаев ОРВИ почти вдвое выше, чем у их сверстников с нормальной двигательной активностью.

Исследования убедительно показывают, что выходом из этой ситуации является здоровый образ жизни.

Здоровый образ жизни(ЗОЖ) – это жизнь в соответствии с законами природы и общества или жизнь в соответствии с биологическими нравственными нормами.

Основным правилом ЗОЖ является положение о том, что ничто не должно мешать естественному обновлению организма, а образ жизни должен способствовать его правильному росту и развитию. Для более успешного соблюдения этого правила на помощь приходят слагаемые здорового образа жизни. К ним относятся: оптимальный двигательный режим, личная гигиена, рациональное питание, закаливание, отказ от вредных привычек.

Основной вопрос, который встает перед системой образования: как обеспечить сохранение, укрепление и восстановление здоровья учащихся и педагогов? Но чтобы ответить на этот вопрос и успешно решать его, необходимо понять собственно условия жизни человека.

Образование-культура-здоровье являются фундаментальной основой здоровье сберегающей системы, стратегической целью которой является формирование культуры здоровья.

Остановимся только на нескольких концептуальных позициях.

1. Целенаправленный характер всего учебно-воспитательного процесса по формированию культуры здоровья обучающихся:

- приобретение и усвоение знаний о том, как сохранить свое здоровье и предупредить его нарушение;

- формирование духовно-нравственных качеств личности (ответственности, честности, доброты, милосердия);

- развитие умений и навыков безопасной, здоровой жизни; воспитание культуры здоровья (поведения, питания, общения, быта, труда, отдыха, досуга и т. д.);

- формирование негативного отношения к табаку, алкоголю, наркотикам;

- воспитание гуманистических ориентиров поведения, исключающих жестокость, насилие над личностью; - воспитание потребности в занятии физической культурой, закаливании и совершенствовании физических способностей и возможностей организма человека;

- формирование культуры взаимодействия с природой, окружающим нас миром;

- развитие умений оказать первую медицинскую помощь;

- формирование у учащейся молодежи знаний о здоровой семье, роли родителей в воспитании здоровых детей.

2. Целостность учебно-воспитательного процесса.

Целостность предполагает, что все аспекты учебно-воспитательного процесса должны быть направлены на формирование культуры здоровья обучающихся. Это длительный процесс, он не может носить временный, половинчатый характер и требует использования всех средств, форм, методов. Целостность также означает, что здоровую жизнь человека мы рассматриваем в единстве всех ее составляющих: психическое, физическое, социальное и духовное здоровье.

Целостность подразумевает и то, что процесс формирования культуры здоровья обучающихся охватывает и обучение, и развитие, и воспитание детей, и это, в первую очередь, отражается на функциях управления образования.

3. Создание здоровье сберегающей образовательной среды и использование ее педагогических возможностей.

Здоровьесберегающая образовательная среда имеет принципиальное значение для формирования культуры здоровья обучающихся. Только тогда, когда в школе будет создана такая среда (климат здоровья, культура доверия, личностного созидания), возможны полноценное сохранение и укрепление здоровья, обучение здоровью, формирование культуры здоровья, усвоение ее духовно-нравственных, эстетических, физических компонентов.

5. Развитие двигательной активности и учет индивидуально-личностных возможностей обучающихся в условиях конкретного образовательного учреждения.

Как известно, духовно и физически здоровые люди намного быстрее адаптируются в науке и производстве, успешнее осваивают новые виды деятельности, лучше выполняют свою работу. Поэтому развитие двигательной активности, как фактора укрепления здоровья, нужно рассматривать главным образом как социальную защиту интересов развивающейся личности применительно к новым социально-экономическим условиям, когда человек предлагает свои услуги на рынке труда.

6. Вовлечение всех участников образовательного процесса в разнообразные формы деятельности по сохранению и укреплению здоровья.

Образование будет выполнять функцию укрепления здоровья подрастающего поколения в том случае, если здоровью будут не только учить, но здоровье станет образом жизни. Для формирования культуры здоровья обучающихся необходимо, прежде всего, заинтересованное и творческое отношение к работе всего педагогического коллектива: от учителя, воспитателя, преподавателя до сотрудника АХЧ в каждом образовательном учреждении.

Основные направления деятельности системы

1. Формирование культуры здоровья начинается с семьи, с самого рождения человека, и даже раньше. Работа с родителями по сохранению и укреплению здоровья детей - важный вектор образовательной политики.

2. Система начального образования - ступень формирования сознания школьников о здоровье, соблюдение санитарно-гигиенических правил, формирование мотивов нравственного поведения, систематические занятия физкультурой и спортом.

3. Средняя общеобразовательная школа должна стать школой, содействующей здоровью, т.е. систематически и последовательно формирующей культуру здоровья, обучающей, как нужно быть здоровым и душой и телом.

5. Подготовка и переподготовка педагогических кадров для работы в этом направлении. Педагог должен быть сам здоров, знать законы здорового образа жизни и уметь передавать эти знания и личный опыт обучающимся. От здорового учителя - к здоровому ученику и здоровому обществу. Педагог в большей степени должен осознавать свою роль, как носитель и проводник ценности здоровья. Сегодня мы можем с уверенностью сказать, что система образования имеет все здоровьесберегающие ресурсы, чтобы укреплять и сохранять здоровье подрастающего поколения.