Макияж. Уход за волосами. Уход за кожей

Макияж. Уход за волосами. Уход за кожей

» » Здоровье и общая культура человека. О культуре здоровья

Здоровье и общая культура человека. О культуре здоровья

По данным Всемирной организации здравоохранения, здоровье определяется как отсутствие болезней в сочетании с полным физическим, психическим и социальным благополучием.

Здоровье – это равновесие между нашим способом существования и окружающим миром. Это гармония с самим собой и окружающим миром. Мы можем оказывать влияние на свои мысли, эмоции и поведение. Мы можем оказывать влияние на окр

ужающий мир. Заботясь о чистоте помыслов, мы заботимся о своем здоровье.

Здоровье – это резервные мощности органов, всей нашей физиологии. Они необходимы, чтобы поддерживать нормальные функциональные показатели в покое и при нагрузках – психических и физических.

Здоровье – равновесие между желанием и принуждением.

Общее здоровье человека складывается из физического, психического и социального. Все они взаимосвязаны между собой.

Физический:

Кардиореспираторные факторы;

Метаболические факторы;

Мышечные факторы;

Двигательные факторы; морфологические факторы.

Психический:

Индивидуальность;

Поведение;

Когнитивные способности;

Релаксационные способности;

Мотивация;

Чувство собственного достоинства;

Чувство контроля;

Адаптационные способности; чувство значимости.

Социальный:

Стиль жизни;

Социальный статус;

Социальное окружение.

Сложившаяся ситуация в России характеризуется демографическим кризисом, который связан не только с низкой рождаемостью и высокой смертностью населения, но и неумением его обращать внимание на уровень своего здоровья и заботиться о нем, а также низким уровнем здорового образа жизни, одной из причин которого является низкая культура здоровья.

Культура здоровья – новое массовое явление в современном мире. Это специальная и реализуемая с использованием рекомендаций науки и профессиональной медицины активность человека. Она включает регулярные занятия физическими упражнениями, здоровый образ жизни, отказ от привычек, разрушающих организм (чрезмерное питание, курение, алкоголизм, наркомания, неупорядоченный режим жизни, повышенная раздражительность и прочее), предупреждение раннего ухудшения здоровья, обращение к медицинской помощи при возникновении заболеваний, купирование развития и обострения имеющихся хронических заболеваний и т.д.

В повседневной жизни мы достаточно часто убеждаемся в зависимости, точнее, взаимозависимости физического самочувствия и психического состояния. Имеется много мудрых наблюдений о прямом влиянии психики на здоровье человека. В настоящее время науке известно, что человеческий организм является в высшей степени самоорганизующейся и саморегулирующейся системой. Мозг человека за свою эволюцию приобрел особое свойство - высочайшую пластичность, т.е. умение приспосабливаться к самым разнообразным и неожиданным условиям существования. Истинные возможности психики, ее резервы в саморегуляции организма, состояний тела огромны. Можно привести некоторые примеры, иллюстрирующие широкий диапазон приспособительных и продуктивных возможностей нервной системы человека и его психики в регуляции состояний организма.

У тибетских йогов в ходе их тренировок имеются упражнения по выработке "психического" тепла. Начинающий йог, освоивший это упражнение в совершенстве, признается достойным носить белую хлопчатобумажную рубашку или мантию. Для того чтобы достичь этой ступени признания, необходим продолжительный подготовительный период. Вначале йог приучает себя к минимуму одежды и избегает использовать огонь для согревания собственного тела. В уединенном месте он занимается специальными упражнениями, усиливающими теплопродукцию организма. После того как он усвоит эти упражнения, йог приобретает способность переносить без каких-либо неудобств значительный холод, будучи одетым в одну лишь хлопчатобумажную рубашку. Подготовленные ученики подвергаются специальным испытаниям. Во льду, покрывающем водоем, пробивается лунка, в которой намачиваются специальные покрывала. Каждый испытуемый заворачивается в одно из них и принимается сушить его теплом собственного тела. Как только покрывало становится сухим, его снова намачивают и снова покрывают им тело йога. Тот, кто до рассвета высушит наибольшее количество покрывал, считается победителем в подобном соревновании. Данный пример иногда вызывает недоверие, однако достаточно вспомнить традиционные увлечения наших русских "моржей", как недоверие рассеивается.

Очень актуальной проблемой является, проблема сохранения здоровья детей в учебном процессе.

То, что дети в массе своей имеют отклонения в здоровье и нездоровы, стало известно не сейчас. Росла тревожная статистика, а надвигавшаяся угроза наркомании, токсикомании, бездуховности была очевидна десятилетия назад. Например, только в Свердловском инженерно-педагогическом институте почти 20 лет назад уже систематически отслеживалось отношение абитуриентов, а затем и студентов, к таким факторам риска, как наркотики, алкоголь, курение и др. Отслеживание (с элементами проектирования, диагностики и анонимности) велось, как в многолетних наркологических исследованиях, так и в учебном курсе "Нравственное санитарно-гигиеническое воспитание", уже тогда привлекавшего огромный интерес студентов.

Поэтому, несмотря на то, что многое в нашей стране продолжало замалчиваться, уже в 80-х годах проблемы сохранения здоровья молодежи становились все более очевидными и острыми.

Тенденции ухудшения здоровья молодежи, обусловленные снижением материального благополучия значительной части населения, ухудшением экологической ситуации, распространением здоровьеразрушительных стереотипов поведения, ослаблением инфраструктуры системы здравоохранения сделали проблемы формирования здорового образа жизни учащихся одной из приоритетных задач системы образования. Своеобразную значимость эта проблема приобретает в высшей школе. Процесс профессиональной самореализации специалиста с высшим образованием неотделим от саморазвития личности, т.к. основан на эксплуатации и совершенствовании личностных ресурсов: творческого мышления, коммуникативных, организаторских способностей и т.д. Причем деятельность специалиста в современных условиях сопровождается психологическими стрессами, эмоциональным выгоранием и другими факторами, разрушающими здоровье. Следовательно, в процессе высшего профессионального образования необходимо обеспечить овладение будущим специалистом культурой здоровья, обеспечивающей саморазвитие, профилактику стрессов, формирование здорового образа жизни. Не стоит забывать, что период обучения в вузе – это не только время профессиональной подготовки молодого человека, но и пора интенсивного формирования его личности, становления мировоззрения и индивидуального жизненного стиля.

Рожнов Р.В. в реальной практике современного высшего образования выделяет ряд противоречий, связанных с формированием культуры здоровья студентов:

несмотря на накопленный теоретико-экспериментальный материал, позволяющий увидеть направления актуализации субъектных сил личности студента (Г. И. Аксенова, И. Г. Антипова, Л. Г. Бикчентаева, Е. Н. Волкова, Н. В. Гришина, А. Г. Гогоберидзе, С. М. Годник, И. А. Зимняя, Н. Е. Мажар, А. К. Маркова, Л. М. Митина, В. А. Сластенин, Б. А. Сосновский, Е. Н. Шиянов), в вузовской педагогике недостаточно четко описан механизм становления учащегося субъектом здорового образа жизни, мало разработаны технологии воспитания культуры здоровья;

мечников ортобиоз культура здоровье

Понятие «культура» в словаре С. Ожегова трактуется в трех значениях: 1) совокупность производственных, общественных и духовных достижений людей; 2) разведение и выращивание растений и животных; 3) высокий уровень развития чего-либо, высокое развитие, умение. Быть культурным - означает находиться на высоком уровне чего-либо, соответствовать ему. Применительно к значению сочетания «культура здоровья» можно говорить о присутствии всех трех составляющих: культурой здоровья владеет тот, кто использует совокупность достижений цивилизации в области средств, методов, знаний о здоровье; тот, кто владеет навыками развития собственного здоровья, и, наконец, тот, кто уже сам находится на высоком уровне развития своего индивидуального здоровья.

Культуру можно рассматривать в качестве важнейшего фактора здоровья. Согласно В. С. Семенову, культура выражает меру осознания и овладения человеком своими отношениями к самому себе, к обществу, природе, а также степень и уровень саморегуляции его сущностных потенций. Если наши предки были в значительной степени беззащитны перед различными заболеваниями в силу своего незнания, то современный человек знает несоизмеримо больше своих предшественников о природе, собственном организме, болезнях, факторах риска здоровья, живет в гораздо лучших условиях. Но несмотря на это, уровень заболеваемости продолжает оставаться высоким, причем довольно часто люди болеют теми болезнями, для профилактики которых достаточно вести определенный образ жизни.

Сегодня наряду с ростом числа объективных факторов, негативно влияющих на состояние здоровья россиян и многократно перечисляемых как в популярной, так и в научной литературе, наблюдается снижение общего уровня «культуры здоровья». Многие люди, сознательно или неосознанно, наносят дополнительный ущерб своему здоровью вследствие незнания основ здорового образа жизни, укорененности вредных привычек, отсутствия навыков саморегуляции и умений справляться с ежедневными стрессорами. Р азличные экспертные заключения и статистические данные свидетельствуют о том, что состояние здоровья российских граждан можно расценивать как глобальную национальную катастрофу. Средняя продолжительность жизни, индекс развития человеческого потенциала страны, детская смертность и смертность в трудоспособном возрасте, соотношение смертности-рождаемости граждан России и ряд других показателей, несмотря на наметившиеся в 2008 году позитивные тенденции, заставляют обращать внимание правительства на разработку федеральных законов и проектов, связанных с улучшением состояния здоровья россиян. Не случайно в национальном проекте «здоровье россиян» одной из важнейших целей названо развитие культуры здоровья россиян. Несмотря на то, что люди сознательно называют здоровье в числе первых позиций в рейтинге индивидуальных ценностей, реальные усилия по ведению здорового образа жизни - удел немногих энтузиастов, над которыми еще подчас и насмешничают окружающие. Для прочих характерны следующие феномены, характеризующие их отношение к здоровью и здоровому образу жизни:

  • - атрибуция ответственности за свое здоровье медицине, государству, родительской семье;
  • - дефицитарность представлений о механизмах оздоровления и критериях здорового образа жизни;
  • - привычка находиться в «третьем» состоянии (не здоров и не болен), отсутствие опыта ощущения себя в оптимальном состоянии полного здоровья;
  • - низкая мотивация к ведению здорового образа жизни и восприятие его как некоего «лечебного комплекса мер», применять который следует только при ухудшении здоровья;
  • - сложившиеся стереотипы использования фармакологических средств восстановления даже при незначительных заболеваниях;
  • - некритичное отношение к рекламируемым медицинскими организациями лекарствам и средствам, ситуативное увлечение модными диетами и случайными «оздоровительными» программами;
  • - отсутствие установок на долгую здоровую жизнь;
  • - неверие в свою способность сделать себя более здоровым.

Все эти качества, безусловно, взаимосвязаны и в целом характеризуют низкую культуру здоровья у большинства населения России. Такую ситуацию И.И. Брехман объясняет тем, что «очень часто люди не знают, что они способны сделать с самим собой, какими огромными резервами физического и психического здоровья обладают, сумей они сохранить и задействовать их, вплоть до увеличения продолжительности активной и счастливой жизни... Для здоровья нужны такие знания, которые стали бы бытием». Известно, что при недостаточном уровне культуры здоровья личность прекращает активную деятельность по поддержанию и развития собственного здоровья. Практическое созидание здоровья зависит от выработки конкретных умений и навыков, способности реализовать долговременные программы в ежедневных усилиях, которые направлены не только на совершенствование тела и психики, но и на развитие духовно-нравственной сферы.

В действительности же, укрепление и творение здоровья может стать потребностью и гражданской обязанностью каждого человека, как это демонстрируют долгожители или те люди, которые целенаправленно пошли по пути совершенствования своего образа жизни для сохранения и приумножения личного потенциала здоровья. Но такое отношение к здоровью возможно только тогда, когда будет изменена вся система представлений людей о здоровье и механизмах его созидания.

Люди должны понимать, что:

  • - здоровье сегодня рассматривается как интегративная характеристика личности, охватывающая как её внутренний мир, так и всё своеобразие взаимоотношений с окружением и включающая в себя физический, психический, социальный и духовный аспекты; как состояние равновесия, баланса между адаптационными возможностями человека и постоянно меняющимися условиями среды;
  • - здоровье не следует рассматривать как самоцель; оно является лишь средством для наиболее полной реализации жизненного потенциала человека;
  • - базовым механизмом развития здоровья на всех его уровнях является механизм адаптации к предъявляемым нагрузкам;
  • - здоровый образ жизни - это не просто отдельные формы медико-социальной активности (искоренение вредных привычек, следованию гигиеническим нормам и правилам, санитарное просвещение, обращение за лечением, соблюдение режима труда, отдыха, питания); ЗОЖ - это прежде всего деятельность, активность личности, использующей материальные и духовные условия в интересах здоровья, гармонического физического и духовного развития человека;
  • - чтобы проявлять активность в деле ведения ЗОЖ необходимо целенаправленно формировать свою мотивацию и прежде всего создавать представление о феномен здоровья, о механизмах, лежащих в основе самооздоровления человека, о конкретных ориентирах и методиках Здорового образа жизни для того, чтобы органично встроить их в свой ежедневный распорядок.

Фактически, в России сегодня сложилась ситуация, когда огромный пласт населения, воспитанного в доперестроечную эпоху и являющегося носителем социалистических, инфантильных представлений о воспроизводстве индивидуального здоровья, нуждается в перестройке системы представлений. Именно эта задача должна быть поставлена как одна из важнейших при развитии системы образования, потому что только образование может сформировать современный здоровый стиль жизни. Исправлять ситуацию со здоровьем населения нужно не только на уровне лечения органов и систем, но и на уровне смены представлений. И если, в соответствии с новой парадигмой здравоохранения, одной из важнейших целей системы образования станет развитие представлений о том, как надо жить, чтобы не болеть, современных представлений о ЗОЖ как единственном механизме, обеспечивающим полноценный потенциал здоровья, - это принесет более эффективные результаты, чем традиционная эскалация вложений в медицину.

В.Солоухин проблему связи культуры и здоровья рассматривает следующим образом: культурный человек не может позволить себе болеть; следовательно, высокий уровень заболеваемости населения (в особенности такими хроническими заболеваниями как атеросклероз, ишемическая болезнь сердца, диабет и др.), рост числа лиц с избыточной массой тела, а также курящих, употребляющих алкоголь, является показателем низкого уровня их культуры. Сегодня знания о здоровье и здоровом образе жизни есть, культуры нет.

Культура здоровья как дисциплина в системе высшего образования. Установка на здоровье не появляется у человека сама собой, а формируется в результате определенного педагогических воздействий. Поэтому в рамках образования и воспитания на всех этапах детства, отрочества и юности наиболее актуальной становится задача формирования здоровья и культуры здоровья человека. Данный принцип имеет общепедагогическое значение, т.к. его соблюдение должно обеспечить формирование основных компонентов здоровья на протяжении всей жизни.

В ряду социальных институтов, призванных реализовывать инновационную концепцию здоровья, высшее образование занимает одну из центральных, доминирующих позиций. Именно средствами высшего образования возможно обеспечить будущего специалиста необходимыми базовыми знаниями в сфере культуры здоровья - знаниями, которые в совокупности образуют неспецифический компонент подготовки профессионала и необходимы для его всесторонней и эффективной адаптации к физическим и социальным условиям будущей профессиональной среды. Наконец, в свете современной гуманитарной парадигмы, здоровье выступает как акмеологическая категория и рассматривается в качестве основного фактора актуализации высших («вершинных» или предельных) возможностей человеческой природы.

При этом в ряду социальных институтов, призванных реализовывать такую направленность, образование занимает одну из ведущих позиций. Человек развивается, находясь в сфере формирующего влияния различных социальных институтов, так или иначе связанных со здоровьем, - таких как медицина, физическая культура, спорт, военная подготовка и т.д. В качестве одного из лидирующих социальных институтов в данном ряду следует выделить образование, поскольку именно в рамках этой системы, параллельно с получением знаний, профессиональных умений, навыков, человек постепенно формирует свое мировоззрение, отношение к себе и к жизни в целом и, не в последнюю очередь, к собственному здоровью.

Именно через институт высшего образования можно вооружить будущего специалиста компетенциями в сфере здоровья - тем неспецифическим компонентом подготовки профессионала, который заключается в развитии его культуры здоровья, культуры адаптации к физическим и социальным компонентам будущей профессиональной среды. Формирование культуры здоровья - одно из приоритетных направлений действующего национального проекта здоровья. Дисциплина «Культура здоровья» является действенным механизмом реализации данного направления национального проекта «Здоровье».

Курс «Культура здоровья» представляет собой компонент общегуманитарного цикла дисциплин, необходимый для формирования неспецефических компетенций будущего специалиста, связанных с умением поддерживать высокую работоспособность и надежность деятельности. Данный курс преподается на всех факультетах ЮФУ (РГУ) на 3 курсе обучения. Фактически, введение курса «Культура здоровья» в систему высшего образования РФ является попыткой государства следовать концепции человеческого капитала. Концепция человеческого капитала (сформулированная Теодором Шульцем в 1979 г.) говорит о том, что это - сформированный в результате инвестиций и накопленный человеком запас знаний, умений, навыков, мотиваций, способностей и здоровья, который содействует росту производительности труда и доходов данного человека. Инвестиции в человеческий капитал включают в себя в основном расходы на образование (общее и специальное, формальное и неформальное), здравоохранение (профилактика заболеваний, медицинское обслуживание, диетическое питание, улучшение жилищных условий) и формирование у работника необходимых ценностных и этических норм (например, лояльности своей компании). Поскольку эти расходы в будущем будут многократно компенсированы доходами, их следует признать производительными, а не потребительскими. Таким образом, государственные инвестиции в здоровье граждан окупятся сторицей высокой работоспособностью этих граждан и отсутствием необходимости тратить деньги на их лечение, т.к. они сами смогут заботиться о своем здоровье, не доводя его состояние до угрожающих болезнью уровней.

Важнейшей целью курса «Культура здоровья» является формирование у студенчества осмысленного и ответственного отношения к ресурсам своего организма и психики посредством трансляции знаний, технологий и моделей оздоровления, сложившихся в ходе культурно-исторического развития различных сообществ. Эти знания и модели в совокупности составляют тот культурный опыт, усвоение которого будет способствовать формированию у студента специфического новообразования - индивидуальной культуры здоровья.

Цель программы «Культура здоровья» состоит в просвещении студентов в области основных современных представлений о здоровье, теории формирования и укрепления интегративного здоровья, в обеспечении условий, необходимых для преобразования неадекватных представлений, стереотипов, установок, вредных привычек, предубеждений, для развития (культивирования) целостного конструктивного отношения к себе, к ресурсам своего здоровья на глубинном мировоззренческом уровне; а также в изучении отдельных технологий оздоровления организма и психики. В круг приоритетных задач данной программы входят следующие:

  • 1) Формирование современных представлений о системном феномене здоровья на всех его уровнях; развитие представлений о механизмах и технологиях оздоровления.
  • 2) Коррекция неадекватных установок и дефицитарных представлений о здоровье, обусловленных недостаточным знанием и нерациональным использованием собственных внутриличностных ресурсов.
  • 3) Просвещение студентов в области эффективных технологий самооздоровления, саморегуляции, преодоления негативных последствий стрессовых, экстремальных и кризисных ситуаций, творческого самораскрытия.
  • 4) Психологическая помощь студентам в процессах социальной адаптации и самоопределения (в форме психологического консультирования).
  • 5) Организация среди студентов групп взаимопомощи, клубов и объединений на основе идеологии здорового образа жизни.
  • 6) Проведение тренингов, семинаров, групп самопознания и личностного роста.
  • 7) Трансляция студентам основных принципов здорового и целостного мировоззрения и самоотношения, выработка у них устойчивых навыков саногенного мышления.

В основание курса «Культура здоровье» положено интегративное понимание здоровья как основной детерминанты полноценного и конструктивного развития не только отдельных индивидуумов, но и целых сообществ. Согласно такому пониманию, здоровье выступает как одно из необходимых условий полноценного социального развития индивида, как «структурообразующий фактор социальности» и, в более широком контексте, как фундаментальная проблема человечества, актуальная на любом этапе его биосоциальной и духовной эволюции. Здоровье - это многомерный феномен, представляющий сложную взаимосвязь биологических, социальных, культурных, психологических и духовных факторов и отражающий наиболее значимые аспекты бытия человека в мире. Здоровье рассматривается как единство трёх составляющих: внутренней гармонии и согласованности личности; её адаптированности к биосоциальному окружению и социальной зрелости; всесторонней реализации творческого и духовного потенциала человека в условиях конкретной жизнедеятельности.

В свете современной гуманитарной парадигмы здоровье выступает как акмеологическая категория и рассматривается в качестве основного фактора актуализации высших («вершинных» или предельных) возможностей человеческой природы. Программа курса «Культура здоровья» разработана с учетом базовых принципов комплексного подхода, который, в свою очередь, основан на философии холизма. Применительно к здоровью это означает раскрытие всех его биологических, психологических, социальных и духовных составляющих и рассмотрение их в нерасторжимом единстве.

Методы культуры здоровья аналогичны валеологическим методам, их можно разделить на диагностические методы и развивающие методы. Диагностические позволяют объективно фиксировать состояние здоровья на том или ином его уровне, развивающие - развивать ресурсы тех или иных уровней здоровья. Примеры различных методов культуры здоровья и валеологии приведены в нижеследующей таблице:

Таблица 3. Методы культуры здоровья и валеологии

Уровень здоровья

Физическое здоровье

Психологическое здоровье

Социальное здоровье

Духовное здоровье

Диагностические методы

  • -Функциональные пробы,
  • - Измерение индекса здоровья,
  • - Изучение анамнеза и т.д.

Тестирование:

  • - Самоотношения,
  • - Личностных черт, - стрессоустойчивости;
  • - уровня развития познавательных процессов;
  • - Оценка социального статуса и социальных ролей
  • - Оценка ком-муникативных способностей
  • - Оценка стиля поведения в конфл. ситуациях

Тестирование:

  • - Ценностных и смысло-жизненных ориентаций,
  • - уровня суб-ъективного контроля, - самоактуализации;
  • - Экспертная оценка по критериям духовного здоровья;

Развивающие методы

Закаливание, физическая культура, оптимизация режима труда и отдыха, рационгальное питнаие и т.д.

Развитие памяти, внимания, мышления;

Коррекция личностных черт;

Коррекция поведения и т.д.;

Соверенствование способностей саморегуляции

Социально психологический тренинг: общения, лидерства, переговоров, команды и т.д.

Духовные практики,

  • - практика добрых дел;
  • - творчество,
  • - служение;
  • - личностный рост,
  • - испытания;
  • - успокоение ума

Принципы Культуры здоровья: системности; холизма; позитивности, личной ответственности, индивидуальной динамики.

Программа изучения данного курса предусматривает, что студент в результате его освоения должен: знать современные представления о здоровье, механизмах его сохранения и развития, биопсихосоциальную модель здоровья, иметь представления о специфике физического, психологического, социального и духовного уровней здоровья, о критериях их диагностики и факторах развития; иметь представления о работоспособности и надежности специалиста как качествах, непосредственно связанных с его здоровьем. Студент должен уметь: анализировать состояние индивидуального здоровья, опираясь на биопсихосоциальную модель, составлять простейшие оздоровительные программы здорового образа жизни, уметь рассчитывать калорийность суточного рациона, уровень нагрузок при выполнении индивидуальных физкультурных программ, составлять простейшие двигательные комплексы, направленные на профессиональную реабилитацию; выполнять простейшие методики саморегуляции. Студент должен осознавать личную ответственность за собственное здоровье, как текущее, а также его непосредственную связь с образом жизни и помнить, что здоровье, как утверждал И.И. Брехман - главная визитная карточка социально-экономической зрелости,культуры и преуспевания государства.

Введение «Культуры здоровья» в образовательный процесс связано с современной концепцией здоровья и комплексной стратегией оздоровления, основанной на возрастающей социальной ценности здоровья человека. Курс «Культура здоровья» представляет собой компонент общегуманитарного цикла дисциплин, необходимый для формирования неспецифических компетенций будущего специалиста, связанных с умением поддерживать высокую работоспособность и надежность деятельности, сохранять и приумножать биологические и духовные ресурсы личности. Данный курс преподается на всех факультетах ЮФУ (РГУ) на 3 году обучения.

Совершенствование здоровья - актуальная проблема современного человека и общества. Уровень здоровья населения является показателем развития общества, отражает его экономический и социальный потенциал. Поэтому здоровье - это, прежде всего проблема социальная, в решении которой должны принять участие: политики, ученые, социологи, педагоги, психологи, медики и все общество в целом. Здоровье должно явиться ведущим и приоритетным направлением в социальном развитии общества. Отношение к человеку как «венцу природы» в цивилизованном обществе предполагает усиление гуманистического аспекта в политической и экономической жизни страны, принятие соответствующих законов, не подавляющих, а способствующих полноценному гармоничному проявлению природной (биологической и социальной) сущности человека, в том числе возможностей его здоровья. Решение социальной проблемы здоровья, также как и проблемы просвещения, проблемы культуры здорового поведения, безусловно, является прерогативой множества социальных институтов и в первую очередь - образования. Третий Всероссийский форум «Здоровье нации - основа процветания России», прошедший в г. Москве 9 - 13 апреля 2007 года с целью объединение сил общества для решения задач по физическому и духовно-нравственному оздоровлению нации, официально опирался на следующие основные идеи и постулаты:

  • - Здоровье нации является безусловной общественной ценностью, приоритетом государственной политики, основой национального богатства и национальной безопасности России, отражает жизнестойкость и геополитические перспективы нации.
  • - «Здоровье» - это не просто отсутствие болезней, а состояние физического, морального, психического, экологического и социального благополучия, включающего такие формы поведения и образа жизни людей, которые позволяют сделать нашу жизнь лучше.
  • - «Здоровье нации» - сфера взаимных интересов и взаимной ответственности государства, общества и личности, где интересы и ответственность личности имеют решающее значение.

При этом здоровье нации является объектом национальных интересов России, сочетающим в себе интересы личности, общества и государства. Интересы государства заключаются в сохранении здоровья народа Российской Федерации, базового трудового ресурса экономического развития страны. Интересы общества заключаются в том. что оно само заинтересовано в здоровье своих членов. Общество не заинтересовано в содержании за свой счёт больных. Общество не заинтересовано в распространении социально-значимых болезней. Общество заинтересовано в социальной стабильности и процветании. Интересы личности заключаются прежде всего в выживании, в продлении активного периода жизни, в успехе благополучии и счастье, что немыслимо без здоровья.

Ответственность государства заключается в том, что государственные институты гарантируют гражданину соблюдение его законных прав и интересов в различных сферах связанных со здоровьем (здравоохранение, защита окружающей среды, образование, информационная среда, социальная защита и т.д.). Ответственность общества заключается в том, что общество через общественные институты формирует определённые социо-культурные ценности, приоритеты, стиль жизни, модель социально-одобряемого поведения. Ответственность человека заключается в его образе жизни, который он формирует сам и который на 55% определяет состояние его здоровья. Обеспечение межотраслевого многоуровневого подхода в вопросах повышения качества жизни, улучшения условий труда, отдыха и быта населения, формирования здорового образа жизни является необходимым условием решения задачи по всестороннему оздоровлению граждан России.

Итак, культура здоровья - наука о том, как жить сегодня, чтобы увидеть завтра. Валеология - единственная наука, которую должен знать каждый (Г.А. Кураев).

В условиях обострения социально-экономических отношений и преобразования российского общества возникают социальные и психологические проблемы, которые меняют внутренние ощущения, влияют на самочувствие и поведение подрастающего поколения. Поэтому в последние годы специалисты обращают внимание на то, чтобы в систему воспитания общей культуры человека было включено в качестве ее неотъемлемого компонента воспитание культуры здоровья.
Необходимо отметить, что понятие «культура здоровья» разрабатывается в современных исследованиях в области валеологии и акмеологии как междисциплинарная категория, интегрирующая знания антропологических наук в культурологическом аспекте. Имеет место смешение понятий «культура здоровья», «культура здорового образа жизни», «валеологическая культура». Чаще ученые делают акценты на таких компонентах культуры здоровья, как ценностный, мотивационный, деятельностный . В исследованиях Л.П. Царевского рассматриваются другие компоненты: физический, физиологический, психологический, интеллектуальный. По мнению И.И. Новоселовой, культура здоровья состоит из: духовно-нравственного, эстетического, коммуникативного, когнитивного, креативного, мотивационно-деятельностного, чувственно-волевого, трансляционного компонентов .
Проведя глубокий анализ уже имеющихся литературных данных сущности « культура здоровья» можно сделать следующие выводы.
Культура здоровья выражается в конструктивном поведении человека, которое способствует предупреждению и преодолению болезней.
Ценностный потенциал культуры здоровья - это совокупность духовно-нравственных общественных ценностей.
Ценностью культуры здоровья становится активная продолжительная жизнь с реализацией внутреннего потенциала.
Основа культуры здоровья – осознанное ценностное отношение человека к собственному здоровью.
Необходимостью для формирования культуры здоровья является ведение ЗОЖ.
Показатель культуры здоровья – общая культура человека, выраженная в достаточном уровне физического, психического, духовно-нравственного и социального развития.
Т.о., «культура здоровья» предстает как составная часть базовой культуры личности, отражающая осознанное ценностное отношение человека к собственному здоровью, выраженная в достаточном уровне физического, психического, духовно-нравственного и социального развития, основанная на ведении ЗОЖ.
Культура здоровья состоит из 3 основных элементов: когнитивного, креативного и конативного .
Когнитивный элемент: приобретение, понимание, анализ, преобразование, использование знаний о здоровье и рефлексии.
Креативный элемент: самосовершенствование, преодоление стереотипов, наличие личностных позитивных результатов образования в области культуры здоровья
Конативный элемент: сформированная активная, целенаправленная, самоконтролируемая деятельность, направленная на сохранение и укрепление здоровья.
Когнитивный (познавательный) элемент культуры здоровья предполагает наличие у человека желания и потребности к приобретению, пониманию, анализу, преобразованию и использованию знаний о сущности здоровья. Данный элемент способствует развитию следующих личностных качеств: физиологических (развитая работоспособность, энергичность); интеллектуальных (любознательность, вдумчивость, логичность, осмысленность, систематичность); владение культурными нормами традициями; способность воплощения добываемых знаний о здоровье в духовные, материальные, деятельностные формы. Когнитивный элемент предусматривает последовательное изменение самосознания подрастающего поколения, начиная с ситуативно обусловленных взглядов на проблему здоровья к устойчивому пониманию его роли в жизни человека.
Креативный (творческий) элемент культуры здоровья – это наличие личностных результатов самосовершенствования человека в физическом, психическом, духовно-нравственном плане и таких качеств личности, как инициативность, одухотворенность, изобретательность, неординарность, проницательность, прогностичность и т.д. креативный элемент обеспечивает подрастающему поколению возможность активного самосовершенствования и самореализации в процессе приобретения знаний о здоровье человека и ЗОЖ.
Конативный элемент (поведенческий) культуры здоровья включает моторно-волевую сферу регуляции жизненного опыта человека, изначально состоящую из способов некритических ситуативных поведенческих стереотипов детей, которые затем переходят в стадию осознанного критического усвоения ими элементов ЗОЖ, формирования положительных устойчивых привычек и проявления сформированной, активной, самоконтролируемой деятельности, направленной на сохранение и укрепление здоровья.
Актуализация проблемы воспитания культуры здоровья связана с ухудшением

Здоровье – это культура и традиции. Не слова в книжках, а ваши реальные действия, культура, которая создает ваш образ жизни. Основы здоровья закладываются в наиболее ранние периоды жизни, когда ребенок бессознательно копирует поведение значимых взрослых, в первую очередь родителей. Поэтому обучение здоровью полезно не только для вас – это культурная инвестиция, которая является культурной ценностью вашей семьи и может передаваться в поколениях.


Мы привыкли считать, что культура – это статуи и древние произведения. Живая культура – это культура наших ежедневных действий, традиций, установок окружения и общества. Культура здоровья - это тысячелетний опыт, накопленный человечеством в области здоровья. Правда к механическому переносу чужого опыта надо подходить весьма осторожно. Например, оздоровительная система йоги в Индии это не только физические упражнения, это и образ жизни, и система питания, это и целая религия. Применение у нас этих, безусловно, эффективных упражнений вырванных из целостной системы оздоровления, может дать только умеренный оздоровительный эффект, а иногда и вред, так как часто не учитывается, что разучивание одного упражнения может занимать целый месяц и проводится, как правило, под наблюдением опытного гуру (учителя).

Культура здоровья - это социальная наследственность, оан аккумулирует социально прогрессивную творческую деятельность человечества в сфере здорвоья, она определяет систему ценностей и приоритетов человека и общества, социальной группы и народности, нации и человечества.

Как и другие виды культуры, культура здоровья жива, когда она живет в семьях. К сожалению, за последнюю сотню лет мы с вами видим значительное уничтожение традиций, локальных культур в рамках этноцида. Но не все потеряно, можно научиться культуре здоровья самим. Даже если вы выросли в неблагоприятном окружении. С точки зрения Песталоцци, человек является «произведением природы», «произведением общества», и «произведением самого себя». Согласно этому, человек в своей жизни переживает до известной степени три состояния, которые вовсе не обязательно сменяют друг друга во временной последовательности – естественное состоя­ние, общественное состояние и идеальное состояние, в котором человек полностью становиться самим собой.

Культура здоровья приобретается.

Культура – это ежедневные действия, а не пассивное знание. Знать о культуре здоровья не достаточ­но, такая культура не исчерпывается знаниями, она характеризуется, прежде всего, способностью применить эти знания на практике в повседневной жизни на протяжении всей жизнедеятельности. Культура здоровья - это стремление и умение сделать лучшие достижения мирового опыта нашим личным достоянием в кропотливом самосовершенствовании, наградой за которое будет не только физическое здоровье, но и ясность ума, полнота чувств и постоянный приток бодрости.

Культура здоровья приобретается трудом и состоит в привычке и постоянной потребности человека вообще чем-либо заниматься. Практиче­ская культура здоровья становится результатом «дисциплины привычки к объективной деятельно­сти и общезначимым умениям.Примером развитой культуры здоровья является Греция, где был культ здоровья. «Когда нет здоровья, молчит мудрость, не может расцвести искусство, не играют силы, бесполезно богатство и болен разум»- пишет Геродот.


Культура здоровья – это часть вашей общей культуры.

Культура здоровья является неотъемлемой частью общей культуры образованного человека. Сегодня человека со средним или высшим образованием, но практически не знающего ничего о своем здоровье и как его поддерживать, можно считать малокультурным.

Показатель культуры здоровья – общая культура человека, выраженная в достаточном уровне физического, психического, духовно-нравственного и социального развития. В настоящее время иметь излечимые хронические болезни – это признак низкой культуры здоровья, а болеть нужно стыдиться (хоть немного) и уж точно не гордится этим.

Использование накопленного человечеством тысячелетнего опыта сохранения и укрепления своего здоровья, уже сегодня позволило бы жить долго, счастливо и не болея. К сожалению, современная медицина в основном занимается только болезнями человека и практически не занимается его здоровьем.

Культура здоровья как проявление развитой общечеловеческой культуры, включает осознание человеком высокой ценности своего здоровья. Она предусматривает понимание необходимости охраны здоровья и его укрепления как непременного условия успешной самореализации человека. Культура здоровья человека – это, прежде всего, экологическая культура в широком её понимании, опирающаяся на гармонию всех проявлений человеческой деятельности и её взаимоотношений с окружающим человека обществом и природой.

Основой воспитания культуры здоровья является формирование активной, деятельной, трудолюбивой и творческой личности, нацеленной на здоровый образ жизни, на успешное саморазвитие и полное раскрытие своих потенциальных возможностей. Культура здоровья и здоровый образ жизни являются категориями широкого мировоззренческого преобразующего воздействия на формирование развивающейся личности.

Src="https://present5.com/presentacii/20170503/231-lekciya_vvedenie_v_disciplinu_kulytura_zdorovye.ppt_images/231-lekciya_vvedenie_v_disciplinu_kulytura_zdorovye.ppt_0.jpg" alt=">. Введение в дисциплину "> . Введение в дисциплину "Культура здоровья". Здоровье как человеческая ценность

Src="https://present5.com/presentacii/20170503/231-lekciya_vvedenie_v_disciplinu_kulytura_zdorovye.ppt_images/231-lekciya_vvedenie_v_disciplinu_kulytura_zdorovye.ppt_1.jpg" alt=">План: 1. Культура здоровья как важнейшая составляющая общей системы культуры человека. 2. Предмет, задачи"> План: 1. Культура здоровья как важнейшая составляющая общей системы культуры человека. 2. Предмет, задачи и методология курса «Культура здоровья». 3. Здоровье в системе человеческих ценностей. Компоненты здоровья. 4. Концепции здоровья. 5. Индивидуальное и общественное здоровье. Показатели здоровья. 6. Основные факторы, определяющие здоровье.

Src="https://present5.com/presentacii/20170503/231-lekciya_vvedenie_v_disciplinu_kulytura_zdorovye.ppt_images/231-lekciya_vvedenie_v_disciplinu_kulytura_zdorovye.ppt_2.jpg" alt=">Человек – субъект и одновременно главный результат своей собственной деятельности. Культуру с этой точки"> Человек – субъект и одновременно главный результат своей собственной деятельности. Культуру с этой точки зрения можно определить как самосознание, самопроизводство человека в конкретных формах деятельности. Под культурой более конкретно понимается особого рода отношение – отношение к самому себе, свойственное только человеку.

Src="https://present5.com/presentacii/20170503/231-lekciya_vvedenie_v_disciplinu_kulytura_zdorovye.ppt_images/231-lekciya_vvedenie_v_disciplinu_kulytura_zdorovye.ppt_3.jpg" alt=">Культура (от латинского cultura - возделывание, воспитание, образование, развитие, почитание), исторически определенный уровень развития"> Культура (от латинского cultura - возделывание, воспитание, образование, развитие, почитание), исторически определенный уровень развития общества, творческих сил и способностей человека, выраженный в типах и формах организации жизни и деятельности.

Src="https://present5.com/presentacii/20170503/231-lekciya_vvedenie_v_disciplinu_kulytura_zdorovye.ppt_images/231-lekciya_vvedenie_v_disciplinu_kulytura_zdorovye.ppt_4.jpg" alt=">Любая человеческая деятельность, представленная артефактами, т.е. (материальная культура) или верованиями (духовная культура), которая передаётся"> Любая человеческая деятельность, представленная артефактами, т.е. (материальная культура) или верованиями (духовная культура), которая передаётся от человека к человеку тем или иным способом обучения, но не через генетическую наследственность.

Src="https://present5.com/presentacii/20170503/231-lekciya_vvedenie_v_disciplinu_kulytura_zdorovye.ppt_images/231-lekciya_vvedenie_v_disciplinu_kulytura_zdorovye.ppt_5.jpg" alt=">Материальная культура (ценности) - развитие техники, орудия, опыт, производство, строительство, одежда, утварь и др.,"> Материальная культура (ценности) - развитие техники, орудия, опыт, производство, строительство, одежда, утварь и др., т.е. всё то, что служит для продолжения жизни. .

Src="https://present5.com/presentacii/20170503/231-lekciya_vvedenie_v_disciplinu_kulytura_zdorovye.ppt_images/231-lekciya_vvedenie_v_disciplinu_kulytura_zdorovye.ppt_6.jpg" alt=">Духовная культура (ценности) - идеологические представления, взгляды, идеи, нравственность, образование, наука, искусство, религия и"> Духовная культура (ценности) - идеологические представления, взгляды, идеи, нравственность, образование, наука, искусство, религия и др., т.е. всё то, что отражает окружающий мир в сознании, в понимании добра и зла, красоты, познания ценности всего многообразия мира.

Src="https://present5.com/presentacii/20170503/231-lekciya_vvedenie_v_disciplinu_kulytura_zdorovye.ppt_images/231-lekciya_vvedenie_v_disciplinu_kulytura_zdorovye.ppt_7.jpg" alt=">Культура здоровья - важнейшая составляющая общей системы культуры. Она приобретает ведущее значение среди глобальных"> Культура здоровья - важнейшая составляющая общей системы культуры. Она приобретает ведущее значение среди глобальных проблем современности, определяющих будущее человечества. Это обусловлено тем, что эволюция возможна лишь только в здоровом обществе.

Src="https://present5.com/presentacii/20170503/231-lekciya_vvedenie_v_disciplinu_kulytura_zdorovye.ppt_images/231-lekciya_vvedenie_v_disciplinu_kulytura_zdorovye.ppt_8.jpg" alt=">Л.H. Толстой устами Андрея Болконского говорил, что «в мире есть лишь две абсолютные ценности:"> Л.H. Толстой устами Андрея Болконского говорил, что «в мире есть лишь две абсолютные ценности: чистая совесть и здоровье...».

Src="https://present5.com/presentacii/20170503/231-lekciya_vvedenie_v_disciplinu_kulytura_zdorovye.ppt_images/231-lekciya_vvedenie_v_disciplinu_kulytura_zdorovye.ppt_9.jpg" alt=">2. Предмет, задачи и методология курса «Культура здоровья». С позиции современных научных представлений, по"> 2. Предмет, задачи и методология курса «Культура здоровья». С позиции современных научных представлений, по мнению Г.И. Иванова (2003), под культурой здоровья следует понимать степень совершенства, достигаемую в овладении теорией и практикой оптимизации жизнедеятельности человека, направленной на адекватную реализацию его генетического потенциала, укрепление и развитие резервных возможностей организма, с одной стороны, и оздоровление окружающей его биосоциальной среды, с другой, что в конечном итоге будет способствовать успешному выполнению.

Src="https://present5.com/presentacii/20170503/231-lekciya_vvedenie_v_disciplinu_kulytura_zdorovye.ppt_images/231-lekciya_vvedenie_v_disciplinu_kulytura_zdorovye.ppt_10.jpg" alt=">Культура здоровья – это совокупность знаний, ценностей, норм, идеалов, установок, связанных с представлениями о"> Культура здоровья – это совокупность знаний, ценностей, норм, идеалов, установок, связанных с представлениями о здоровье как ценности, выполняющих регулятивно-ориентирующие функции в отношении тех видов деятельности, которые обеспечивают формирование, поддержание и укрепление здоровья (И.М.Быховская).

Src="https://present5.com/presentacii/20170503/231-lekciya_vvedenie_v_disciplinu_kulytura_zdorovye.ppt_images/231-lekciya_vvedenie_v_disciplinu_kulytura_zdorovye.ppt_11.jpg" alt=">. Целью дисциплины является формирование индивидуальной и популяционной (общей и государственной) культуры здоровья через"> . Целью дисциплины является формирование индивидуальной и популяционной (общей и государственной) культуры здоровья через реализацию системы эколого-валеологического (valeo – здравствовать) образования в вузе

Src="https://present5.com/presentacii/20170503/231-lekciya_vvedenie_v_disciplinu_kulytura_zdorovye.ppt_images/231-lekciya_vvedenie_v_disciplinu_kulytura_zdorovye.ppt_12.jpg" alt=">Задачи дисциплины: - дать фундаментальные знания о здоровье человека и факторах, влияющих на"> Задачи дисциплины: - дать фундаментальные знания о здоровье человека и факторах, влияющих на формирование и поддержание здоровья; - сформировать установку на здоровье как главную человеческую ценность; - помочь студентам овладеть приемами самодиагностики здоровья и его формирования и укрепления;

Src="https://present5.com/presentacii/20170503/231-lekciya_vvedenie_v_disciplinu_kulytura_zdorovye.ppt_images/231-lekciya_vvedenie_v_disciplinu_kulytura_zdorovye.ppt_13.jpg" alt=">- изучить биологические основы жизнедеятельности организма и здорового образа жизни; - обосновать необходимость"> - изучить биологические основы жизнедеятельности организма и здорового образа жизни; - обосновать необходимость ведения здорового образа и стиля жизни; - изучить физиологические основы традиционных и современных оздоровительных систем; - ознакомление студентов с различными оздоровительными системами физических упражнений.

Src="https://present5.com/presentacii/20170503/231-lekciya_vvedenie_v_disciplinu_kulytura_zdorovye.ppt_images/231-lekciya_vvedenie_v_disciplinu_kulytura_zdorovye.ppt_14.jpg" alt=">Предметом дисциплины "> Предметом дисциплины "Культура здоровья" является индивидуальное здоровье человека как категория качества жизни.

Src="https://present5.com/presentacii/20170503/231-lekciya_vvedenie_v_disciplinu_kulytura_zdorovye.ppt_images/231-lekciya_vvedenie_v_disciplinu_kulytura_zdorovye.ppt_15.jpg" alt=">Предметом изучения дисциплины "> Предметом изучения дисциплины "Культура здоровья" является: 1) здоровье как медицинская и социальная категория; 2) механизмы формирования здоровья; 3) методы оценки индивидуального развития здоровья; 4) способы сохранения и укрепления здоровья; 5) теория и методика здорового образа жизни.

Src="https://present5.com/presentacii/20170503/231-lekciya_vvedenie_v_disciplinu_kulytura_zdorovye.ppt_images/231-lekciya_vvedenie_v_disciplinu_kulytura_zdorovye.ppt_16.jpg" alt=">3. Здоровье в системе человеческих ценностей. Компоненты здоровья.">

Src="https://present5.com/presentacii/20170503/231-lekciya_vvedenie_v_disciplinu_kulytura_zdorovye.ppt_images/231-lekciya_vvedenie_v_disciplinu_kulytura_zdorovye.ppt_17.jpg" alt=">Важнейшей ценностью для человека является здоровье. «Когда нет здоровья, молчит мудрость, не может расцвести"> Важнейшей ценностью для человека является здоровье. «Когда нет здоровья, молчит мудрость, не может расцвести искусство, не играют силы, бесполезно богатство и бессилен ум» (Геродот). Великий Сократ на вопрос учеников «Что такое здоровье?» ответил: «Здоровье – это не всё, но всё без здоровья – ничто!».

Src="https://present5.com/presentacii/20170503/231-lekciya_vvedenie_v_disciplinu_kulytura_zdorovye.ppt_images/231-lekciya_vvedenie_v_disciplinu_kulytura_zdorovye.ppt_18.jpg" alt=">В обобщенном виде "> В обобщенном виде "здоровье" можно определить как способность человека приспосабливаться к окружающей среде и своим собственным возможностям, противостоять внешним и внутренним возмущениям, болезням и повреждениям, сохранять себя, расширять свои возможности, увеличивать полноценную жизнедеятельность, то есть обеспечивать свое благополучие

Src="https://present5.com/presentacii/20170503/231-lekciya_vvedenie_v_disciplinu_kulytura_zdorovye.ppt_images/231-lekciya_vvedenie_v_disciplinu_kulytura_zdorovye.ppt_19.jpg" alt=">«Здоровье представляет собой нормальное психосоматическое состояние человека, способное реализовать свой потенциал телесных и духовных"> «Здоровье представляет собой нормальное психосоматическое состояние человека, способное реализовать свой потенциал телесных и духовных сил и оптимально удовлетворить систему материальных, духовных и социальных потребностей» (Виктор Порфирьевича Петленко).

Src="https://present5.com/presentacii/20170503/231-lekciya_vvedenie_v_disciplinu_kulytura_zdorovye.ppt_images/231-lekciya_vvedenie_v_disciplinu_kulytura_zdorovye.ppt_20.jpg" alt=">Соматическое здоровье –– текущее состояние органов и систем органов человеческого организма. Основой соматического здоровья"> Соматическое здоровье –– текущее состояние органов и систем органов человеческого организма. Основой соматического здоровья является биологическая программа индивидуального развития человека.

Src="https://present5.com/presentacii/20170503/231-lekciya_vvedenie_v_disciplinu_kulytura_zdorovye.ppt_images/231-lekciya_vvedenie_v_disciplinu_kulytura_zdorovye.ppt_21.jpg" alt=">Физическое здоровье - важнейший компонент в сложной структуре состояния здоровья человека. Он обусловлен свойствами"> Физическое здоровье - важнейший компонент в сложной структуре состояния здоровья человека. Он обусловлен свойствами организма как сложной биологической системы. Как биологическая система организм обладает интегральными качествами, которыми не обладают ее отдельные составляющие элементы (клетки, ткани, органы и системы органов). Эти элементы вне связи между собой не могут поддерживать индивидуальное существование.

Src="https://present5.com/presentacii/20170503/231-lekciya_vvedenie_v_disciplinu_kulytura_zdorovye.ppt_images/231-lekciya_vvedenie_v_disciplinu_kulytura_zdorovye.ppt_22.jpg" alt=">Организм обладает способностью сохранять индивидуальное существование за счет самоорганизации. К проявлениям самоорганизации относятся способность"> Организм обладает способностью сохранять индивидуальное существование за счет самоорганизации. К проявлениям самоорганизации относятся способность к самообновлению, саморегулированию и самовосстановлению

Src="https://present5.com/presentacii/20170503/231-lekciya_vvedenie_v_disciplinu_kulytura_zdorovye.ppt_images/231-lekciya_vvedenie_v_disciplinu_kulytura_zdorovye.ppt_23.jpg" alt=">Физическое здоровье - это состояние организма человека, характеризующееся возможностями адаптироваться к различным факторам среды"> Физическое здоровье - это состояние организма человека, характеризующееся возможностями адаптироваться к различным факторам среды обитания, уровнем физического развития, физической и функциональной подготовленностью организма к выполнению физических нагрузок.

Src="https://present5.com/presentacii/20170503/231-lekciya_vvedenie_v_disciplinu_kulytura_zdorovye.ppt_images/231-lekciya_vvedenie_v_disciplinu_kulytura_zdorovye.ppt_24.jpg" alt=">К основным факторам физического здоровья человека относятся: 1) уровень физического развития, 2)"> К основным факторам физического здоровья человека относятся: 1) уровень физического развития, 2) уровень физической подготовленности, 3) уровень функциональной подготовленности организма к выполнению физических нагрузок, 4) уровень и способность к мобилизации адаптационных резервов организма, обеспечивающие его приспособление к воздействию различных факторов среды обитания.

Src="https://present5.com/presentacii/20170503/231-lekciya_vvedenie_v_disciplinu_kulytura_zdorovye.ppt_images/231-lekciya_vvedenie_v_disciplinu_kulytura_zdorovye.ppt_25.jpg" alt=">Психическое здоровье –– состояние психической сферы человека. Основу психического здоровья составляет состояние общего душевного"> Психическое здоровье –– состояние психической сферы человека. Основу психического здоровья составляет состояние общего душевного комфорта, обеспечивающее адекватную регуляцию поведения. Обусловлена как биологическими, так и социальными потребностями.

Src="https://present5.com/presentacii/20170503/231-lekciya_vvedenie_v_disciplinu_kulytura_zdorovye.ppt_images/231-lekciya_vvedenie_v_disciplinu_kulytura_zdorovye.ppt_26.jpg" alt=">Духовный аспект здоровья – опосредован нравственностью. Основа – системы ценностей, установок и мотивов поведения."> Духовный аспект здоровья – опосредован нравственностью. Основа – системы ценностей, установок и мотивов поведения. Я могу Я хочу Я должен

Src="https://present5.com/presentacii/20170503/231-lekciya_vvedenie_v_disciplinu_kulytura_zdorovye.ppt_images/231-lekciya_vvedenie_v_disciplinu_kulytura_zdorovye.ppt_27.jpg" alt=">Практическая медицина выделяет три основных состояния человека: 1. Здоровье – состояние оптимальной устойчивости организма"> Практическая медицина выделяет три основных состояния человека: 1. Здоровье – состояние оптимальной устойчивости организма (адаптация удовлетворительная); 2. Предболезнь – состояние с возможным развитием патологического процесса в организме и снижением резервов адаптации; 3. Болезнь – процесс, проявляющийся в виде клинических (патологических) изменений в состоянии организма человека (срыв адаптации).

Src="https://present5.com/presentacii/20170503/231-lekciya_vvedenie_v_disciplinu_kulytura_zdorovye.ppt_images/231-lekciya_vvedenie_v_disciplinu_kulytura_zdorovye.ppt_28.jpg" alt=">4. Концепции здоровья. Потенциал здоровья – это способность взаимодействия с окружением для поддержания"> 4. Концепции здоровья. Потенциал здоровья – это способность взаимодействия с окружением для поддержания или восстановления равновесия. Он может означать иммунологическое сопротивление инфекциям, физическую норму, эмоциональную стабильность, адекватные знания о здоровье, стиль жизни, эффективный способ справляться со стрессами и пр.

Src="https://present5.com/presentacii/20170503/231-lekciya_vvedenie_v_disciplinu_kulytura_zdorovye.ppt_images/231-lekciya_vvedenie_v_disciplinu_kulytura_zdorovye.ppt_29.jpg" alt=">Баланс здоровья – выражение моментального состояния равновесия между потенциалом здоровья и запросом. Кроме того,"> Баланс здоровья – выражение моментального состояния равновесия между потенциалом здоровья и запросом. Кроме того, вводится ресурс здоровья – сумма доступных средств для улучшения потенциала здоровья. Укрепление здоровья – это силы, направленные на улучшение системы баланса. Однако, потенциал здоровья неизвестен до внешнего воздействия. Только воздействие определяет возможности организма. Поэтому более жизненна адаптационная концепция здоровья.

Src="https://present5.com/presentacii/20170503/231-lekciya_vvedenie_v_disciplinu_kulytura_zdorovye.ppt_images/231-lekciya_vvedenie_v_disciplinu_kulytura_zdorovye.ppt_30.jpg" alt=">Адаптация – составная часть приспособительных реакций биологической системы на изменение условий среды существования. При"> Адаптация – составная часть приспособительных реакций биологической системы на изменение условий среды существования. При адаптации система перестраивает, изменяет свои структурные связи для сохранения функций, обеспечивающих ее существование как целого в условиях изменяющейся среды

Src="https://present5.com/presentacii/20170503/231-lekciya_vvedenie_v_disciplinu_kulytura_zdorovye.ppt_images/231-lekciya_vvedenie_v_disciplinu_kulytura_zdorovye.ppt_31.jpg" alt=">5. Индивидуальное и общественное здоровье. Показатели здоровья. С точки зрения социальной медицины выделяют три"> 5. Индивидуальное и общественное здоровье. Показатели здоровья. С точки зрения социальной медицины выделяют три уровня для оценки здоровья: здоровье отдельного человека; здоровье малых социальных или этнических групп; здоровье всего населения.

Src="https://present5.com/presentacii/20170503/231-lekciya_vvedenie_v_disciplinu_kulytura_zdorovye.ppt_images/231-lekciya_vvedenie_v_disciplinu_kulytura_zdorovye.ppt_32.jpg" alt=">Индивидуальное здоровье – сохранение и развитие биологических, физиологических и психических функций отдельного человека, его"> Индивидуальное здоровье – сохранение и развитие биологических, физиологических и психических функций отдельного человека, его оптимальной трудоспособности и социальной активности в течение максимально продолжительного времени

Src="https://present5.com/presentacii/20170503/231-lekciya_vvedenie_v_disciplinu_kulytura_zdorovye.ppt_images/231-lekciya_vvedenie_v_disciplinu_kulytura_zdorovye.ppt_33.jpg" alt=">Групповое здоровье - здоровье малых или этнических групп">

Src="https://present5.com/presentacii/20170503/231-lekciya_vvedenie_v_disciplinu_kulytura_zdorovye.ppt_images/231-lekciya_vvedenie_v_disciplinu_kulytura_zdorovye.ppt_34.jpg" alt=">Общественное здоровье – это здоровье населения, обусловленное комплексным воздействием социальных и биологических факторов окружающей"> Общественное здоровье – это здоровье населения, обусловленное комплексным воздействием социальных и биологических факторов окружающей среды. Общественное здоровье – совокупное здоровье групп людей, или всего населения определенного региона, страны в целом

Src="https://present5.com/presentacii/20170503/231-lekciya_vvedenie_v_disciplinu_kulytura_zdorovye.ppt_images/231-lekciya_vvedenie_v_disciplinu_kulytura_zdorovye.ppt_35.jpg" alt=">Оценивается общественное здоровье: 1) по демографическим показателям естественного воспроизводства населения; 2) характеристиками физического развития"> Оценивается общественное здоровье: 1) по демографическим показателям естественного воспроизводства населения; 2) характеристиками физического развития населения; 3) характеристиками заболеваемости населения в целом и каждой социальной группы в отдельности; 4) характеристиками инвалидности населения.

Src="https://present5.com/presentacii/20170503/231-lekciya_vvedenie_v_disciplinu_kulytura_zdorovye.ppt_images/231-lekciya_vvedenie_v_disciplinu_kulytura_zdorovye.ppt_36.jpg" alt=">Здоровье ребенка. Достижение оптимального уровня физического, нервно-психического и интеллектуального развития; достаточная функциональная и"> Здоровье ребенка. Достижение оптимального уровня физического, нервно-психического и интеллектуального развития; достаточная функциональная и социальная адаптация; высокая степень сопротивляемости

Src="https://present5.com/presentacii/20170503/231-lekciya_vvedenie_v_disciplinu_kulytura_zdorovye.ppt_images/231-lekciya_vvedenie_v_disciplinu_kulytura_zdorovye.ppt_37.jpg" alt=">Библиографический список 1. Амосов Н.М. Раздумья о здоровье /Н.М.Амосов. 2-е изд., доп. и перераб."> Библиографический список 1. Амосов Н.М. Раздумья о здоровье /Н.М.Амосов. 2-е изд., доп. и перераб. – М.: Молодая гвардия, 1979. – 191 с. 2.Ахвердова О.А., Магин В.А. К исследованию феномена «культура здоровья» в области профессионального физкультурного образования. // Теория и практика физической культуры. 2002, №9. С.5-7. 3.БыховскаяИ.М. Образование и культура здоровья // Дети России образованы и здоровы Материалы III Всероссийской научно-практической конференции г.Москва, 28-29 октября 2005г. М.: 2005. С.28-32. 4. Ирхин В.Н. Теоретические основы построения школы здоровья в контексте гуманистической парадигмы образования и воспитания // Проблемы образования и воспитания в контексте гуманистической парадигмы педагогики (конец XIX в. - 90-егг. XXв.): Монография: В 2-хт. // Под ред. З.И.Равкина. М., 2000. С.139 - 172. 5. ТрещеваО.Л. К вопросу системного обоснования индивидуального здоровья и его компонентов // Здоровье и образование: Матер. Международного конгресса валеологов. СПб, 1999. С.176-177. 6. Тюмасева З.И. Культура любви к природе, экология и здоровье человека: монография / З.И. Тюмасева, Б.Ф. Кваша. - Челябинск: Изд-во Челяб. гос. пед. ун-та, 2003. - 264 с.