Макияж. Уход за волосами. Уход за кожей

Макияж. Уход за волосами. Уход за кожей

» » Буран аксаков краткое содержание. Очерки и незавершенные произведения

Буран аксаков краткое содержание. Очерки и незавершенные произведения


Литературное краеведения (6 кл.) Урок № 18 C.Т.Аксаков. Очерк "Буран".
Цели урока:
влиять на сознание современного школьника, знакомя его с творчеством писателя-земляка, классика русской литературы, научить производить комплексный анализ текста;
развивать коммуникативную компетенцию и творческие способности.
Задачи: расширить знания учащихся о родном крае; помочь увидеть Оренбургский край и литературу в их взаимосвязанном историческом развитии.
Тип урока: «чтение с остановками».
Форма урока: урок-исследование.
Предполагаемые результаты обучения.
Образовательные: приобретение знаний по литературе родного края.Развивающие: формирование навыков анализа текста, формирование познавательного интереса к процессу обучения, развитие лингвистического мышления, овладение коммуникативной культурой, формирование навыков общения, личностное развитие ребенка.
Воспитательные: воспитание действенной любви к родной природе, воспитание интереса к истории страны через знакомство с историей родных мест и биографиями земляков, воспитание нравственных качеств.
Оборудование: презентация со словами по теории литературы (очерк, рассказ), неясными словами, творческой биографией С.Т.Аксакова, музыкой Г.Свиридова.
Ход урока
I.Оргмомент - сообщение темы, цели урока.
II.Слово учителя. Знаете ли вы, что к слову «буран» в словаре синонимов можно подобрать не один десяток слов.
Словарь русских синонимов и сходных по смыслу выражений.- под. ред. Н. Абрамова, М.: Русские словари, 1999 (буран, ветр, ветер, метелица, буря, пурга, метель, вьюга, вьюговей)
Словарь русских синонимов. Контекст 5.0 - Информатик. 2012.
Буран (сущ., кол-во синонимов: 19): акман-тукман (1), бишкунак (1), буря (28), ветер (262), ветр (4), вьюга (31), вьюговей (2), дерунья (4), заверть (23), завертяй (3), изгирин (2), метелица (12), метель (78), падера (11), пурга (23), тукман (1), хурта (6), шурга (5)
Буран (метель) - степная метель. Бураном называют метель в степной местности, например, в Оренбургской области, Башкирии и Казахстане.
Поэты, писатели, композиторы, художники обращались к изображению этого явления природы. В эти дни, когда бураны и метели напоминат каждодневно о себе, мы обратимся к очерку (рассказу) нашего земляка С.Т. Аксакова «Буран».
III.Сообщение ученика о С.Т.Аксакове с презентацией (на фоне музыки Георгия Свиридова «Метель»).Краткая информация. С.Т. Аксаков вошел в историю литературы как писатель-реалист, как большой знаток и ценитель сокровищ русского языка.
Английский писатель Вильям Хадсон в автобиографической книге «Далекое и прошлое», считающейся в Англии классическим произведением о детстве, говоря о сложности художественного изображения жизни детей, назвал «Детские годы Багрова-внука» самым крупным достижением автобиографического жанра во всей мировой литературе. Есть еще один жанр у Аксакова –охотничьи рассказы и очерки, где С. Т. Аксаков также является непревзойденным.
IV. Слово учителя. Очерк "Буран" (Теория литературы: Очерк – малый эпический жанр, для которого характерны сосредоточенность повествования на герое или отдельном явлении. В основе очерка лежат реальные факты, однако очерк всегда допускает творческий вымысел.) Как тонкий и большой художник Аксаков заявил о себе в 1839 году, когда ему было сорок три года, очерком «Буран», ставшим хрестоматийным произведением, образцом пейзажной зарисовки. Это произведение написано под влиянием Гоголя. «Буран» был своеобразным подступом к «Семейной хронике» и «Детские годы Багрова-внука». Затем писатель приступил к созданию книги «Записки об уженье рыбы». Она являлась не практическим руководством рыболова, а произведением искусства. Над этой книгой он работал свыше трех лет, добиваясь простоты, ясности и непосредственности. Аксаков умел изображать природу и человека слитно в неразлучном единстве.
Очерк "Буран" опубликован впервые в журнале "Денница" в 1834 году. В основе сюжета лежит реальное событие, которое произошло в Оренбургской губернии, известное Аксакову со слов очевидцев. Это очерк о том, как крестьянский обоз переживает снежную бурю в оренбургской степи.
С.Т. Аксаков писал: "Хотя прошло уже 6 лет, как я оставил Оренбургский край, но картины летней и зимней природы его были свежи в моей памяти. Я вспомнил страшные зимние метели, от которых и сам бывал в опасности и даже один раз ночевал в стоге сена, вспомнил слышанный мною рассказ о пострадавшем обозе и написал "Буран".
V.Стадия вызова. Фронтальная беседа.
– Предположите, о чём будет рассказ Аксакова, имея в виду его название и ключевые слова: буран, мужики с обозами, смельчаки. Нарисуйте контуры сюжета.
VI. Инструктаж по особенностям деятельности в режиме «чтения с остановками».
VII. Стадия осмысления содержания. Чтение с остановками.
1. Чтение первого фрагмента рассказа (до слов: «…не встретишь жилья человеческого». Обсуждение.
–Найдите описание зимнего дня в Оренбургской степи.
- Что помогает представить силу зимнего мороза в описаниях степной дороги и березовой рощи?
– Какие чувства вызвали у вас описание зимней природы и почему?
- Что заприметил проницательный взор старика? Какие распоряжения он даёт?
– Как, на ваш взгляд, сюжет будет развиваться дальше и почему? (молодые выживут? не выживут?)
2. Чтение второго фрагмента (до слов: «пустились далее»). Обсуждение.
– Насколько оправдались ваши предположения о дальнейшем развитии событий?
– Оцените поведение героев перед схваткой с суровой природой.
– Как удаётся автору заставить нас понять, что приближается буран?
– Как вы оцениваете совет старика заночевать в степи?
- Почему шестеро смельчаков все жё решаются продолжить путь далее? Как вы оцениваете их поступок?
– Спрогнозируйте дальнейшее развитие событий. (Смельчаки – молодые, рискуют добраться до умета, у старики предусмотрительны.)
3. Чтение третьего фрагмента.
– Оправдались ли ваши прогнозы?
– Был ли шанс остаться в живых у тех молодых шестерых смельчаков, которые тронулись в путь во время бурана?
- Возможно ли выжить во время бурана под снегом? (привести противоположные примеры из жизни)
–О чём предупреждает Аксаков?
– Какие подробности рассказа, кроме упомянутых автором, вам запомнились и чем они важны?
VIII. Рефлексия.
1. Дискуссия.
– Вспомните свои первоначальные предположения о сюжете рассказа. Насколько они оправдались? Попытайтесь определить тему, основную мысль придуманной вами истории.
– О чем же заставил вас задуматься рассказ?
2. Творческая работа по составлению синквейнов. (Синквейн позволяет в художественной форме переосмыслить содержание другого художественного произведения).
IX.Домашнее задание: прочитать «Очерк зимнего дня» С.Аксакова.
X. Итог урока. Какими знаниями обогатили себя?
Детские работы по составлению синквейнов. 1.Старость. Опытная, мудрая. Предвидит, предупреждает, остерегается. Буран - степная метель в Оренбуржье, Башкирии, Казахстане. Жизнь.
2.Молодость. Спешащая, уверенная. Отправляется, не слушает, надеется. «Чародейкою зимою…» Безумство.
3.Буран. Яростный, непроницаемый. Свищет, стонет, треплет. «Человек теряет память, присутствие духа, безумеет…» Смерть.
4.Буран. Кипящий, снежный. Слепит, душит, вертит. «Разыгрался пустынный ветер на приволье, взрыл снеговые степи, как пух лебяжий, вскинул их до небес». Ужас.
Дополнительный материал к анализу текста.
1.Чтение отрывка из произведения С. Т. Аксакова "Буран" (на фоне музыки Георгия Свиридова «Метель»).
Солнце склонялось к западу и, косыми лучами скользя по необозримым громадам снегов, одевало их бриллиантовой корою, а изуродованная налипнувшим инеем роща, в снеговом и ледяном своем уборе, представляла издали чудные и разновидные обелиски, осыпанные также алмазным блеском. Все было великолепно...
Быстро поднималось и росло белое облако с востока, и когда скрылись за горой последние бледные лучи закатившегося солнца - уже огромная снеговая туча заволокла большую половину неба и посыпала из себя мелкий снежный прах... Она, огромная, как небо, обтянула весь горизонт и последний свет красной, погорелой вечерней зари быстро задернула густою пеленою. Вдруг настала ночь... Наступил буран со всей яростью, со всеми своими ужасами. Разыгрался пустынный ветер на приволье, взрыл снеговые степи, как пух лебяжий, вскинул их до небес... Все одел белый мрак, непроницаемый, как мрак самой темной осенней ночи! Все слилось, все смешалось: земля, воздух, небо превратились в пучину кипящего снежного праха. Он слепил глаза, занимал дыханье, ревел, свистал, выл, стонал, бил, трепал, вертел со всех сторон, сверху и снизу, обвивался, как змей, и душил все, что ему ни попадалось.Сердце падает у самого неробкого человека, кровь стынет, останавливается от страха, а не от холода, ибо стужа во время буранов значительно уменьшается. Так ужасен вид возмущения зимней северной природы. Человек теряет память, присутствие духа, безумеет... и вот причина гибели многих несчастных жертв.
2. Анализ текста.
- О чем идет речь в тексте (тема)?
- Какова основная мысль текста? (Так ужасен вид возмущения зимней природы).
- Определите стиль текста. (Поскольку основной целью текста является изображение зимней бури, ее описание, и автор для этой цели использует слова в переносном значении «бриллиантовой корою», «алмазный блеск», то стиль художественный).
- Определите тип речи (описание окружающей среды).
- Встретились ли в тексте непонятные слова? Выясните лексическое значение непонятных слов.
Буран –
Неторная дорожка-
Полозья-
Малахай-
Изволок-
Рысью-
Оброти-
Умет-
Шибкой-
Илецкая Защита-
Распутица-
Общий Сырт-
Гнедко-
Сенная дорога-
Кантонный старшина-
Серко-
Оглобли-
Кошма-
Порожняком-
Полати-
Убор-
Обелиски-
Прах-
Приволье -
Пучина –
- Найдите в тексте второго абзаца олицетворения.
Сначала определим это понятие.
Олицетворение - это художественное средство, при котором осуществляется перенос признаков живого существа на явления природы, предметы и понятия.
Облако поднималось и росло. Лучи скрылись. Туча обтянула и посыпала. Ветер разыгрался, взрыл, вскинул. Мрак одел. Снежный прах слепил, ревел, свистал, выл, стонал, душил.
- Представили эту картину. С помощью олицетворений явления природы оживают в нашем сознании, и мы становимся свидетелями страшного явления - снежной бури. Мы видим, что постепенно великолепие природы скрывается мраком, а главным героем становится "снежный прах", который не просто играет, как ветер, а "слепит, ревет, свищет, воет, стонет, душит".- Найти в тексте сравнения.
Сравнение - художественный прием, который заключается в уподоблении какого-либо явления другому. (Туча, как небо. Снеговые степи, как пух лебяжий. Белый мрак, как мрак осенней ночи. Снежный прах, как змей.)Итак, сравнение помогает автору более точно описать явление путем сопоставления с чем-то известным.
- Вспомните, ребята, из курса славянской мифологии и русского фольклора, что символизирует образ змея? (Вспоминают сказочных персонажей Змея Горыныча, Тугарина Змия, Лукавого, которые, по народному представлению, представляют вражескую силу и демоническое начало).
- Таким, образом, при всей своей красоте и великолепии, некоторые явления природы, как буран, представляют опасность для человека, для его жизни. И в тексте есть слова, прямо указывающие на смерть: прах, мрак, пучина, гибель, жертвы.
Но, несмотря ни на что, природа прекрасна. Найдите в тексте первого абзаца эпитеты.
Эпитет - художественное определение, отмечающее существенную для данного контекста черту в изображаемом явлении. (Бриллиантовой корою. Изуродованная роща. Ледяной убор. Чудные обелиски. Алмазный блеск.)Эпитеты позволяют более ярко, художественно описать картину зимней природы.
- Найдите в тексте второго абзаца причастия с определяемыми словами и определите их морфологические признаки. (Закатившегося солнца. Кипящего праха) - Что такое причастие? Как отличать причастие от прилагательного?
В гениальном произведении Аксакова любая деталь раскрывает идею и индивидуальный стиль автора. Обратите внимание на звучание слов:
Снежный прах слепил глаза, занимал дыхание, ревел, свистал, выл, стонал, бил, трепал, вертел со всех сторон, сверху и снизу, обвивался, как змей, и душил все, что ему ни попадалось. (Наблюдается повторение согласных [р],[с], [х], [ш]).
- Произнесем повторяющиеся согласные звуки [р] ,[с], [х], [ш] вместе. Как называется этот прием? (Звукопись - прием, помогающий автору создать образ путем повторения звуков.)
3. Вывод. Вот мы и познакомились с поистине гениальным описанием зимней бури С.Т.Аксакова. Нужно отметить, что данный очерк "Буран" был отмечен и современниками, и есть сведения о том, что это описание бурана было использовано как образец при изображении зимней бури А.С.Пушкиным в "Капитанской дочке" и Л.Н.Толстым в "Метели".
4. Аксаков Сергей Тимофеевич (1791 - 1859), прозаик. Родился 20 сентября (1 октября н.с.) в Уфе в родовитой дворянской семье. Детство провел в имении Ново-Аксакове и в Уфе, где отец служил прокурором Верхнего земского суда.
Учился в Казанской гимназии, а в 1805 был принят в только что открытый Казанский университет. Здесь проявился интерес Аксакова к литературе, театру; он начал писать стихи, с успехом выступал в студенческих спектаклях. Не закончив университета, переехал в Петербург, где служил переводчиком в Комиссии по составлению законов. Однако его больше занимала художественная, литературная и театральная жизнь столицы. Заводит широкий круг знакомств.
В 1816 женится на О. Заплатиной и уезжает в свое родовое имение Ново-Аксаково. У Аксаковых было десять детей, воспитанию которых уделялось исключительное внимание.
В 1826 Аксаковы переселились в Москву. В 1827 - 32 Аксаков исполнял обязанности цензора, с 1833 по 1838 служил инспектором Константиновского межевого училища, а затем первым директором Межевого института. Но по-прежнему главное внимание он уделял литературной и театральной деятельности. Очерк "Буран", опубликованный в 1834, стал прологом будущих автобиографических и природоведческих произведений Аксакова. В это время он активно выступает как литературный и театральный критик.
Дом Аксакова и подмосковное имение Абрамцево становятся своеобразным культурным центром, где встречаются писатели и актеры, журналисты и критики, историки и философы.
В 1847 опубликовал "Записки об уженье рыбы", имевшие большой успех. В 1849 вышли "Записки ружейного охотника", в которых автор проявил себя как проникновенный поэт русской природы. В пятидесятые годы резко ухудшается здоровье Аксакова, надвигается слепота, но он продолжает работу. Особую популярность приобрели его автобиографические книги - "Семейная хроника" (1856) и "Детские годы Багрова-внука" (1858), написанные на основе детских воспоминаний и семейных преданий.
В последние годы жизни созданы и такие мемуарные произведения, как "Литературные и театральные воспоминания", "Встречи с мартинистами".
Аксаков скончался 30 апреля (12 мая н.с.) 1859 в Москве.

Природа и человек в очерке «Буран» С. Т. Аксакова - страница №1/1

МБОУ «Суксинская средняя общеобразовательная школа Высокогорского муниципального района Республики Татарстан»

Природа и человек

в очерке «Буран» С.Т.Аксакова

(сочинение)

Выполнила: Закирова Эндже Фаритовна,

ученица 9 класса

Сергей Тимофеевич Аксаков - писатель, отличавшийся тонким и оригинальным чувством природы. Именно природа Оренбургского края наполнила душу Сережи Аксакова, вошла в него такой благодатью, что это осталось на всю жизнь обостренным чувством родной земли, ее тихой прелести и красоты, и эти места дали потом писателю все содержание для его будущих произведений. Любовь к природе будущий писатель унаследовал от отца. Аксаков – автор, воспевающий природу, человеческие чувства и окружающий мир.

В 1834 году в альманахе «Денница» был опубликован небольшой очерк Аксакова «Бу­ран». Аксаков написал это произведение по рассказу очевидцев. В этом рассказе говорится о том, как обоз из 18 подвод и 10 возчиков ехал с хлебом в город Оренбург. По дороге в город их и застал буран. Строгая фактичность очерка как бы предвещала то направление, в каком пой­дет дальнейшее развитие творчества Сергея Тимофеевича. С.Т.Аксаков явился одним из первых писателей в русской литературе, обратившихся к реалистическому стилю в изображении человека и окружающей его природы.

В очерке с документальной точностью воспроизводятся проявления русской зимы в природе и в жизни крестьян. Мы буквально лицом к лицу сталкиваемся со свирепствующим в степи бураном. В этой не на шутку разыгравшейся природной стихии могут выжить только опытные путники. В произведении Аксаков ставит диагноз неумелости человека в его соседстве с природой, неспособности внять опыту вожатого. Авторская мысль здесь мудра: тщетно и неразумно противостоять разыгравшейся стихии. Лучше переждать ее. Эта идея является авторским вариантом решения поднятых им же важных проблем в данном произведении. Главная из них – взаимоотношения человека и природы. С.Т.Аксаков в данном очерке выступил непревзойденным мастером жизненно достоверного описания человека наедине с природой. Так, темой произведения явилось описание бурана и поведения русских мужиков, застигнутых им в оренбургской степи. С.Т.Аксаков исходил из неразрывного единства природы и человека. По его мнению, человек должен учиться у природы, понимать ее, следовать ей, не пытаясь ее победить.

Очерк является образцом пейзажной живописи. Аксаков в этом очерке выступает как великий мастер словесной живописи. Аксаков был поэтом природы. Он умел поэтически «одушевлять» её, раскрывать её сложную жизнь. Мастерством Аксакова является его язык. В его книгах несметные богатства русского слова. «Буквально пригоршнями можно черпать из произведений этого писателя самоцветы народного словаря» (Т.Яковлева). Он обладал каким-то непостижимым даром изображать природу и человека слитно, в неразлучном единстве. Это уникальное явление в истории мировой литературы. Его слово чутко откликается на каждый звук, движение, перемену в природе.

С самого начала очерка повествование тесно переплетается с описанием пейзажа: «Ни облака на туманном беловатом небе, ни малейшего ветра на снежных равнинах. Красное, но неясное солнце своротило с невысокого полдня к недалекому закату». Ничего не предвещало беды: «…весело бежали мужики…». И вновь: «Молодые деревья, согнутые в разновидные дуги, увязили гибкие вершины свои в сугробах…». Природа в очерке становится одним из главных персонажей. Она может быть союзницей человека, а может стать противницей ему. Природе противостоит в очерке колоритный образ мудрого старика.

«Все по-прежнему казалось ясно на небе и тихо на земле…. Все было великолепно…». Человек хочет одного: добраться до умета, а природа готовит ему другое. И вот мы видим четырехкратное но: … но стаи тетеревов вылетели искать себе ночлега; но лошади храпели, фыркали, ржали; но беловатое облако, как голова огромного зверя, выплывало на восточном горизонте неба; но едва заметный ветерок потянул с востока к западу… Своеобразным является обрисовка автором персонажей очерка. Аксаков при помощи различных средств выразительности выписывает образ разыгравшейся стихии. Он использует и фонетические, и лексические, и синтаксические средства. «Все необозримое пространство снеговых полей бежало ле[х]кими струйками, текло, шипело каким-то змеиным шипеньем, тихим, но страшным» - эффект зловещего дуновения ветра создается благодаря звуковому восприятию, повторяющимся согласным звукам [с], [х], [ш]. Автор точно выписывает напряжение, которое создается за счет использования глагольных форм: «Снеговая белая туча, огромная, как небо, обтянула весь горизонт и последний свет красной, погорелой вечерней зари быстро задернула густою пеленою. Вдруг настала ночь... наступил буран со всей яростью, со всеми своими ужасами. Разыгрался пустынный ветер на приволье, взрыл снеговые степи, как пух лебяжий, вскинул их до небес... Все одел белый мрак, непроницаемый, как мрак самой темной осенней ночи! Все слилось, все смешалось: земля, воздух, небо превратились в пучину кипящего снежного праха, который слепил глаза, занимал дыханье, ревел, свистал, выл, стонал, бил, трепал, вертел со всех сторон, сверху и снизу, обвивался, как змей, и душил все, что ему ни попадалось»; за счет лексического повтора: «вдруг настала ночь... наступил буран», «белый мрак, непроницаемый, как мрак самой темной осенней ночи», «все слилось, все смешалось». Риторические умолчания чередуются с восклицаниями: «Вдруг настала ночь... наступил буран со всей яростью, со всеми своими ужасами. Разыгрался пустынный ветер на приволье, взрыл снеговые степи, как пух лебяжий, вскинул их до небес... Все одел белый мрак, непроницаемый, как мрак самой темной осенней ночи!». Описание стихии раскрывается через ощущения, вызываемые ею. Белый мрак. Почему белый? Ведь мрак – это темнота. Да ведь он из белого снега, но сквозь него ничего не видно. Буран наступил вдруг, неожиданно. Автор, используя слово «наступил», хочет подчеркнуть внезапность бурана. Автор выражает свои переживания и переживания персонажей очерка. А что же человек? Страшна стихия, человек ощущает свою беспомощность, беззащитность перед стихией природы. Человек по сравнению со степью незначителен. В такие моменты природа полностью владеет человеком, он подвластен ей. «Сердце падает у самого неробкого человека, кровь стынет, останавливается от страха, а не от холода, ибо стужа во время буранов значительно уменьшается. Так ужасен вид возмущения зимней северной природы. Человек теряет память, присутствие духа, безумеет... и вот причина гибели многих несчастных жертв». Страх подсказал персонажам два пути выживания, один из которых оказался разумным, ведущим к жизни, а другой – ложным, погибельным. Писатель рассказывает о происшествии, выявляя его поучительный смысл.

С.Т.Аксаков в художественном очерке «Буран» жизненно достоверно изображает противостояние человека разыгравшейся природной стихии. Оно передается в искусно созданной эмоциональной атмосфере страха. Содержание произведения переплетено повествованием, связанным с особенностями жизни русских мужиков, с описаниями становления бурана, его действия во всю силу, угасания. Природа в ее глубоко драматическом проявлении в судьбах людей является для Аксакова главной и самоопределяющейся целью. Мы видим в очерке прямую авторскую оценку произошедшему, которая проявляется в поучительности и моральных акцентах рассказанной истории.

Приложение 1.

Приложение 2.

В рукописном отделе Государственной библиотеки СССР имени В. И. Ленина хранится объемистая тетрадь Аксакова под названием: "Книга для всякой всячины. 1815 года сентября 28 дня. Москва". "Книга" содержит в себе множество деловых записей Аксакова, стихов, набросков статей и прозаических отрывков, черновиков писем к различным корреспондентам и проч. Некоторые из материалов датированы между 1815 и 1824 гг. В этой "Книге" имеется вкладыш – два листка почтовой бумаги, представляющие собой крайне неразборчиво написанный рукой Аксакова черновик стихотворения. Оно рисует картину снежного бурана в степи и являет собой, очевидно, не что иное, как первоначальную попытку воплощения замысла, который впоследствии принял форму очерка "Буран".

Сияет солнце, воздух тих;

Недвижимы дерев вершины,

Спокойны снежные пучины;

Алмазный блеск горит на них

И ослепляет взор прельщенный;

Здоровый холод всех живит,

Тащась дорогой искривленной,

Обозный весело бежит.

Уж солнце полдень протекает

И зимний вечер недалек,

Как вдруг от севера взвывает

Порой прерывный ветерок.

Хоть солнце все еще сияет

И чист небес лазурный вид,

Но под ногами закипает,

И поле струйками бежит.

Знакомы с бедами обозы

Поспешно ускоряют бег,

Зимы свирепы зная грозы,

Спешат укрыться на ночлег.

И горе, горе запоздавшим

И ночь встречающим в полях,

Опасностей не испытавшим

В безлюдных и степных местах.

И вскоре туча снеговая

С заката кроет небосклон,

И ветр пустынный, завывая,

Взрывает степь со всех сторон.

Земля смешалась с небесами,

Бушует снежный океан,

Все белый мрак одел крылами,

Настигла ночь, настал буран!

Свистит, шипит, ревет, взвывает.

То вниз, то вверх вертит столбом,

Слепит глаза и удушает

Кипящий снежный прах кругом.

исследовательской

С.Т.Аксаков очерк «Буран»


Очерк - одна из разновидностей малой формы эпической литературы

Рассказа, отличная от другой его формы, новеллы, отсутствием единого, острого и быстро разрешающегося конфликта и большей развитостью описательного изображения. Оба отличия зависят от особенностей проблематики очерка. Очерковая литература затрагивает проблемы «нравоописательные»; она обладает большим познавательным разнообразием. Очерковая литература обычно сочетает особенности художественной литературы и публицистики.


Наша задача - рассмотреть, как изображен буран писателем.

Очерк «Буран» положил начало писательской деятельности С. Т. Аксакова. Это классическое описание стало основой для более поздних произведений, в которых изображались подобные природные явления: например, у Пушкина, у Льва Толстого.


Составление плана очерка

  • Описание обоза (5-й абзац).
  • Начало бурана (6-7-й абзацы).
  • Конец бурана (11-й абзац).

Состояние природы до бурана (1-2-й абзацы).

Ничто не предвещает беды. «Русский мужик не боится мороза», но несчастье придет совсем с другой стороны. Обратим внимание на бодрый, веселый тон повествования, на лексику: «весело», «шутили», «сыпались остроты», «хохотали». Писатель любуется неунывающими мужичками.


Предвестие бури (3-4-й абзацы).

«Бедная роща» - первое предвестие беды. Объяснение природных явлений, знание народных примет. Внезапная тревога старика и безропотное подчинение ему остальных возчиков. Великолепная картина заснеженной степи и контрастное ей перечисление примет надвигающейся бури: повторение оборотов с союзом «но», восклицательные предложения нагнетают тревогу.



Описание обоза (5-й абзац).

Между описанием первых признаков бурана и описанием его начала вклинивается рассказ о возчиках, цели их путешествия. Это небольшое отступление по времени соответствует быстрому наступлению бури: не успеешь оглянуться, а буран уже застал врасплох.


Начало бурана (6-7-й абзацы).

Начало бурана описано с перечислением его страшных признаков, тревога усиливается повтором оборотов со словом «уже»: буран неотвратим. Старик, опытный, побывавший в разных переделках человек, берет на себя ответственность и становится во главе обоза. Он чувствует приближающийся буран, умеет понимать язык природы.



Начало бурана (6-7-й абзацы).

Буран начинается неожиданно и страшно: «Вдруг настала ночь...» Снежную неразбериху подчеркивают чередование многоточий и восклицаний, ряды однородных членов - бессоюзное перечисление, глаголы действия (слепил, ревел, свистал, выл, стонал, бил, трепал, вертел, обвивался, душил), олицетворение разбушевавшейся стихии.



Решение опытного старика переждать буран (8-9-й абзацы).

Описание психологического состояния человека, попавшего в стихийное бедствие. Именно психологическим состоянием, потерей присутствия духа, безумием, вызванным страхом перед стихией, объясняется внезапное решение молодого возчика продолжать путь, вопреки настоятельным советам старика. Старик же принимает твердое решение, которое одно может спасти возчиков: переждать бурю прямо в степи.


Опрометчивое решение молодых крестьян (10-й абзац).

Печальную судьбу «удалых» возчиков, решившихся продолжать путь, предсказывает выражение «По несчастью, в обозе были люди молодые, неопытные».


Конец бурана (11-й абзац).

Разгулявшаяся снежная стихия сопоставляется с океаном, с бурным морем, в которых не выжить беззащитному человеку. Природа утихомиривается, и о буре напоминают лишь снежные заносы. Земля и небо, смешавшиеся в бурю, снова разделены: небо ясное, буря улеглась.


Спасение крестьян, оставшихся пережидать буран в степи (12-й абзац).

Надежды старика на спасение оправдались. Его и троих товарищей отрыли из снега проезжающие мимо мужики. Из десяти возчиков уцелело только четверо. Они остались живы и здоровы.


Гибель их товарищей (13-й абзац).

«Смельчаки», не послушавшиеся старика, погибли. Аксаков поправляется и называет их «глупцами». Людей жалко, но они стали жертвами собственного безрассудства. Смелость их оказалась совсем неуместной – в борьбе со стихией нужно другое: умение приспособиться, чтобы выжить. Страшно, что один из возчиков замерз у самого умета, так и не поняв, что он добрался до жилья.



Глаголы, передающие настроение героев очерка.

Русский мужик не боится мороза

Все хохотали. Так греются на морозе дух и тело русского мужичка.

БУРАН. Человек теряет память, присутствие духа, безумеет

Они шутили, припрыгивали, боролись, толкали друг друга с узенькой тропинки в глубокий сугроб; столкнутый долго барахтался и не скоро вылезал из снегового пуха на твердую дорогу.

Весело бежали мужики за своими возами


Состояние природы

Понемногу затихало волнение снежного океана

Буран сверестел, выл всю ночь

Пространство снеговых полей бежало, шипело

Ясная тьма, тихая буря

Жестокий крещенский мороз, сковывал,жег


Цветовая гамма

беловатый

красное

темной

серые

бледные

алмазный блеск

белый


Художественные приёмы для создания образа бури.

Степь: необозримое пространство;

Туча: огромная снеговая;

Роща: чудное, печальное зрелище. Снеговой и ледяной убор


Ветер

  • как будто отдаленный плач младенца; вой голодного волка;
  • как будто отдаленный плач младенца;
  • вой голодного волка;

Степь

  • как пух летящий;
  • как пух летящий;

Облако

  • как голова огромного зверя; огромная, как небо;
  • как голова огромного зверя;
  • огромная, как небо;

Роща

  • как будто ураган тешился; в снеговом ледяном уборе представляются чудные отблески
  • как будто ураган тешился;
  • в снеговом ледяном уборе представляются чудные отблески

Сравнения


Метафора

закипели степи снегов;

бурное море, внезапно заледеневшее

пучина кипящего снежного праха;


Олицетворение

Потянул ветерок

Разыгрался на приволье

Мороз сковал, сжимал, палил, жёг

Бежало легкими струйками, текло, шипело… змеиным шипением, тихим, но страшным

Облако поднималось и росло

Свирепел, бушевал

Цели: Знакомство с творчеством С.Т. Аксакова; совершенствование умения анализировать художественное произведение, создавать словесные картины к прочитанному,

развитие у учащихся наблюдательности; умению читать вдумчиво и делиться своими ощущениями;

воспитание у учащихся умения видеть красоту окружающей природы; совершенствовать выразительность чтения.

Оборудование: презентация, портрет С.Т. Аксакова, картины бурана, музыка Свиридова «Метель».

Ход урока.

1. Сообщение темы урока.

На уроках русского языка мы часто анализируем стихи русских поэтов о природе: Тютчева, Фета, Есенина. Скажите, авторы только описывали состояние природы или еще о чем-то шла речь?

Еще показано настроение лирического героя, его состояние. И мы учились понимать, автор радуется красоте природы или огорчен, что уходит лето. Подобные описания встречаются не только в стихах. Иногда неопытный читатель пропускает описания природы, считая их неинтересным. Но они очень важны, потому что автор не только показывает красоту природы, но и передает то состояние, которое испытывает герой. Это помогает нам, читателям, лучше его понять.

У. Прослушайте несколько строк об авторе, который восхищался русской природой.
Вот как было охарактеризовано его творчество: «буквально пригоршнями можно черпать из произведений этого писателя самоцветы народного словаря. Он обладал каким-то непостижимым даром изображать природу и человека слитно, в неразлучном единстве».(слайд 6) Аксаков был поэтом природы. Он умел поэтически «одушевлять» её, раскрывать её сложную жизнь. Мастерством Аксакова является его язык. В его книгах несметные богатства русского слова. Это уникальное явление в истории мировой литературы.

У. Кто знаком с этим писателем? («Аленький цветочек»)
У. Рассмотрите внимательно его портрет. Как вы себе представляете его характер, отношение к людям, к жизни? (портрет писателя)
У. Давайте послушаем, что нам приготовил об этом писателе ученик?

1ученик .

Сергей Тимофеевич Аксаков. Родился в старинной дворянской семье, осенью, в городе Уфе. Учился в Казанской гимназии, а затем в Казанском университете. В университете проявил интерес к литературе, театру. Тогда же начал писать стихи, с успехом выступал в студенческих спектаклях. Окончив университет, переехал в Петербург, где служил переводчиком в комиссии по составлению законов. Затем он переезжает в Москву. Большую роль в его жизни сыграл Гоголь. Он убедил Аксакова заняться писательской деятельностью. В преклонном возрасте резко ухудшается его здоровье, надвигается слепота, но он продолжает работу.

2ученик

Аксаков страстно любил своих родителей. Его отец был отличным охотником и рыболовом. Он знал много секретов: как развести огонь, как снаряжать удочку. Он понимал природу и наслаждался её. Отец и приучил к этому сына. Аксаков был хорошим охотником. Но больше всего он всё - таки любил рыбалку. Особенно он любил удить рыбу осенью. А его мама влекла ребёнка к внутренней жизни: к молитвам, книжкам.

У. Аксаков отличался тонким и оригинальным чувством природы. Все свои наблюдения об охоте и уженье Аксаков поместил в два больших произведения «Записки ружейного охотника» и «Записки об уженье рыбы». Для Аксакова главное в охоте была радость общения с природой, её познание. Тонкая наблюдательность сказывалась в умении воссоздавать живые «портреты» животных и их повадки. Тургенев восклицал «Если б тетерев мог рассказать о себе, он бы ни слова не прибавил к тому, что о нём поведал нам Аксаков». Аксаков был поэтом природы. Он умел поэтически «одушевлять» её, раскрывать её сложную жизнь. Мастерством Аксакова является его язык. В его книгах несметные богатства русского слова. Это уникальное явление в истории мировой литературы.
Работая над воспоминаниями о своём детстве, Аксаков написал 3 произведения: «Семейная хроника», «Детские годы Багрова-внука» и «Воспоминания».
Своей внучке Аксаков посвятил сказку «Аленький цветочек», рассказанную ему в детстве ключницей Палагеей.

Эмоциональный настрой.

У. Теперь настроимся на серьёзную работу. Вслушайтесь в музыку композитора Свиридова и попробуйте себе представить, какие картины русской зимней природы возникают у вас. В центре музыкальной композиции одно из явлений природы. А какое угадайте, прослушав музыкальное произведение.

(Прослушивание музыки Свиридова «Метель»)

Работа со словарём.

У. Какие слова -синонимы можно подобрать к слову «метель»? (Пурга, буран, вьюга, позёмка)
У. Работая дома со словарём, вы узнали, какое значение имеют эти слова. Прочитайте.(слайд 9)

(Пурга – сильная низовая метель при вторжении холодного воздуха, часто при безоблачном небе.
Позёмка – перенос снега ветром над самой поверхностью снежного покрова при отсутствии снегопада.
Буран – снежная буря, метель в степи при низкой температуре и северном ветре. Метель – сильный ветер со снегом. Вьюга – снежная буря.)

У. Чем они все отличаются друг от друга? (Силой ветра)

У . Сегодня мы будем читать очерк Сергея Тимофеевича Аксакова «Буран», с которого началась писательская деятельность. Из него вы узнаете о таком явлении природы, как буран. Аксаков написал это произведение по рассказу очевидцев. «Происшествие, мной рассказанное, действительный факт, случившийся неподалеку о моей деревни, слышанный мною со всеми подробностями от самих действовавших в них лиц.» В этом рассказе говорится о том, как обоз из 18подвод и 10возчиков ехал с хлебом в город Оренбург. По дороге в город их и застал буран.

Это классическое описание стало основой для более поздних произведений, в которых изображались подобные природные явления, например: у Пушкина, у Л.Толстого.

Наша задача – рассмотреть, как изображен буран писателем, видеть мастерство писателя Аксакова в описании природы и психологического состояния человека, оценить роль пейзажа в литературном произведении

2. Работа с текстом.

1абзац В какое. Время года происходят события?

(зимой) Доказать. (снежные равнины, жестокий крещенский мороз). Посмотрите на 3 предложение. «Жестокий крещенский мороз сковал природу, сжимал, палил, жег все живое ». Зачем так много сказуемых? Хватило бы одного слова!

Попробуйте в 1 и 2 абзацах найти яркие и убедительные приметы жестокого мороза.

(пронзительно скрипели, визжали полозья. Запушенные инеем, обмерзшие ледяными сосульками, белый туман вылетал, как из пушки при выстреле)

Почему следующее произведение начинается с союза НО? (Но человек улаживается с яростью стихий; русский мужик не боится мороза.)

2 абзац. Что помогало мужикам справиться с морозом?

(они шутили, припрыгивали, боролись, толкали, будто невзначай, друг друга в глубокий сугроб, хохотали)

3 абзац. Стр. 66. Прочитаем внимательно описание березовой рощи.

«Чудное, печальное зрелище представляла бедная роща!

Деревья согнутые, изломанные, разодранные – увязили в сугробах, силились вытащить, торчали, лежали » Как на поле битвы!

Кто и как объясняет причину чудного, печального зрелища?

Почему извозчики послушались старика? Каким представляется вам старик., «умудренный годами опытов, проницательный взор которого провидел в ясности тьму, в тишине бурю»?

Как описание березовой рощи, искалеченной инеем, подготавливает читателя к описанию схватки человека с суровой природой?

4 абзац. Стр.67 Что в природе насторожило старика? Что встревожило, в чем он увидел, почувствовал приближение беды?

Как вы поняли слова, которые прозвучали после этого описания рощи? «ВСЕ ПО-ПРЕЖНЕМУ К А З А Л О С Ь ясно на небе..» Почему мы выделили слово «КАЗАЛОСЬ»?

«ясно на небе и тихо на земле, солнце, необозримые громады снегов, бриллиантовою корою, снеговой и ледяной свой убор, чудные и разновидные обелиски, алмазным блеском » Красиво как! «все было великолепно! »

Проследите, как вслед за этим предостережением повторяется союз НО:

Но стаи тетеревов.. но лошади храпели, фыркали и ржали.. но беловатое облако, как голова огромного зверя, выплывало…но едва заметный, хотя и резкий ветерок потянул..

Все необозримое пространство …бежало легкими струйками, текло, шипело каким-то змеиным шипением, тихим, но страшным !

5 абзац. Почему возчики не успели доехать до дома? Стр. 68 2-й абзац, его конец(переезд был длинен, лошади тощи, на кормежке обоз позамешкался,»

У. 6 абзац. Прочитайте, как автор описывает приближение бурана? (огромная снеговая туча заволокла большую половину неба» , «закипели степи снегов…», «УЖЕ в обыкновенном шуме ветра слышался.. плач младенца, а иногда вой голодного волка»

Найдите описание снеговой белой тучи. Стр. 69

«Снеговая белая туча, огромная, как небо, обтянула весь горизонт и последний свет красной, погорелой вечерней зари быстро задернула густою пеленою.»

Найдите в этом абзаце эпитет, который использовал автор. А для этого давайте вспомним, что такое эпитет?

(Эпитет - погорело й зари, т. к. ассоциация с пожаром, автор передаёт настроение надвигающейся тревоги.)

У. В какое время суток происходит буран?

(Ночью. От этого ещё страшнее. Ничего не видно. Буран был неизбежен, и это нагоняло большой страх.)

У. Буран начался. Найдите и прочитайте те строки, где идёт описание начала бурана? (Дети читают со слов «Вдруг настала ночь…» до конца абзаца)
У. Обратите внимание, что автор использует выражение «наступил буран ..», чтобы ещё более ярко показать и подчеркнуть внезапный переход, как час от часу свирепел и набирал силу буран.
У. Какие слова и выражения находит Аксаков, чтобы показать ярость бурана? (Со всеми ужасами, взрыл снеговые степи, вскинул до небес, всё одел белый мрак…)
У. Как вы понимаете, выражение «взрыл снеговые степи, как пух лебяжий »? (Снег поднялся в воздух, стал шевелиться.)
У . Почему «как пух лебяжий »? (Т.к. сильный ветер, всё поднял.)
У. Обратите внимание на словосочетание «белый мрак ». Объясните, почему такое сочетание? (Мрак в основном ночью. Белый – потому что снег вьюжит, ничего не видно, хотя всё белым-бело. На таком контрасте автор показывает картину проделок природы.)

7 абзац стр. 69

У. . Что собой представляла природа в ту ночь? (Всё слилось, всё смешалось )
У. Какая часть речи помогает нарисовать картину происходящего бурана? (10глаголов: слепил, занимал, ревел, свистел, выл, стонал, бил, трепал, вертел, обвивался, душил .)
У. Судя по этим словам, похож ли буран на живое существо?

8 абзац стр. 69-70

.У. Как чувствует себя человек, даже неробкий, нетрусливый, во время барана? Подтвердите словами из текста. (Сердце падает, кровь стынет.)
У. Почему? (Т.к. буран вызывает страх)
У. Как понимаете выражение «ужасен вид возмущения зимней северной природы..»? (Природа словно была чем-то недовольна. Обычно так говорят, когда происходят какие-то сильные волнения стихии. Но на этот раз ужасно было это возмущение.)

    Абзац стр.70 Какое решение принимает старик? Как он обращается к сопровождающим обоз? Стр.70 (други) Почему не все приняли странный и страшный совет старика? Чем это обернулось для них?

10 абзац стр 70-71 Что настораживает в словах молодого парня? Нежелание «удалого молодца» прислушиваться к словам опытного старика, обвинение его в том. Что тот не хочет идти из-за усталости? Что предсказывает его несчастливую судьбу? (выражение «к несчастью, в обозе были люди неопытные…»)

    Стр. 71 Как долго бушевал буран? (Ночь, день, ночь, утро) С чем сравнивается разгулявшаяся стихия? (с океаном, бурным морем, в которых не выжить беззащитному человеку)

Стр.71 У. Сколько снега намело во время бурана? Как об этом говорит автор? (Глубокие овраги делались высокими буграми.)
У. Почему он так говорит? (Чтобы показать, какие снежные громады принёс буран.)

У. Найдите то место, где описывается прекращение бурана? (Наконец стало понемногу затихать…)стр.71
У . С чем сравнивает снежный поток Аксаков? (С океаном, с морем.)
У. Почему? (Много снега. Оно бесконечно.)

2 абзац стр.71

У. Прочитайте описание утра. (Выкатилось солнце на ясный небосклон; заиграли лучи его на волнистых снегах…)

Что мы узнали о судьбе возчиков? Стр. 71-72 Как вы объясните трагический финал судьбы обоза? Всегда ли в жизни нужна безрассудная смелость? (со стихией бороться очень тяжело, в этой борьбе важнее умение приспособиться к ней, чтобы выжить)

Вывод.

У . Переждать такую стихию может только отважный человек. Найдите главную мысль рассказа? (Так ужасен вид возмущения зимней северной природы…)
У. Страшна стихия, человек ощущает свою беспомощность, беззащитность перед стихией природы. Человек по сравнению со степью незначителен. В такие моменты природа полностью владеет человеком, он подвластен ей.

Итог.

У. Произвёл ли на вас впечатление этот рассказ? Чем?

Какие средства языка использовал Аксаков для создания образа бури.

ЭПИТЕТЫ, СРАВНЕНИЯ, ОЛИЦЕТВОРЕНИЯ, МЕТАФОРЫ, РЯДЫ ОДНОРОДНЫХ ЧЛЕНОВ, ПОВТОРЫ, ЦВЕТОВАЯ ГАММА.
У. Вернёмся к теме нашего урока. Какие картины зимней природы мы сегодня наблюдали в произведениях писателя, композитора и художника?

Домашнее задание.

У. Дома:

Выучить понравившиеся строки наизусть; стр. 71

По желанию

Проходилось ли вам бывать на улице во время бурана. Расскажите и напишите о своих впечатлениях.