Макияж. Уход за волосами. Уход за кожей

Макияж. Уход за волосами. Уход за кожей

» » Биография Сэмюэла Морзе (Samuel Morse). Жзл (сэмюэль морзе

Биография Сэмюэла Морзе (Samuel Morse). Жзл (сэмюэль морзе

О том, что создатель азбуки Морзе был художником, я, конечно, слышал. Но не думал, что Морзе был настолько талантливым и известным художником, и не подозревал, что некоторые его работы очень понравятся. А тут и представился случай – думаю, подробнее, чем в источниках, которые я использовал при подготовке материала, вы о Морзе-художнике нигде не найдете. Составляя увлекательный рассказ о жизни художника, а потом уже изобретателя (или наоборот?!), я пытался понять, как можно быть одновременно «физиком-лириком». Оказалось, никак! Сначала – лирик, потом – физик! Но при этом (при всей моей нелюбви к точным наукам!) даже рассказ об изобретениях показался мне интересным. Так что, открывайте для себя Морзе-художника, как сделал это я.

Сэмюэль Финли Бриз Морзе
Samuel Finley Breese Morse

Samuel Finley Breese Morse (American, 1791-1872) Self-Portrait. 1818 г. Brick Store Museum, Kennebunk

Американский художник и изобретатель.
Морзе родился в богатой американской семье Джедида Морзе – прославленного проповедника в Новой Англии и известного географа и был старшим ребенком. Юноша отличался большой любознательностью и непоседливостью. Из Академии Филлипса, где Сэмюэль зарекомендовал себя эксцентричным студентом, отец в 1807 году перевёл его в Йельский университет. Морзе относился к науке равнодушно, к тому же, к беде строгих родителей, он любил рисовать миниатюрные портреты знакомых. После окончания университета Морзе в 1810 году вернулся в Бостоне и стал клерком.

Samuel Finley Breese Morse (American, 1791–1872) Self-Portrait. 1809-1810 гг. National Academy Museum, New York

Samuel Finley Breese Morse (American, 1791-1872) The Morse Family. 1810 г. National Museum of American History, Washington

В это время он познакомился и стал студентом художника и литератора Вашингтона Олстона (1779 -1843), который был на двенадцать лет старше. Художника очень уважали в Бостоне за идеализм его пейзажей, в первой половине девятнадцатого века Олстон стал самым почитаемым художником Америки.

Художник

Живопись так увлекла Морзе, что в июле 1811 года родители, хотя и выступали против этого увлечения сына, всё же разрешили Сэмюэлю сопровождать Олстона в Англию. Морзе сразу же начал готовиться к поступлению в Школу Королевской Академии художеств, куда и был принят с первой попытки в октябре этого года. Юноша подавал большие надежды как художник, но его сковывало то обстоятельство, что он безоговорочно принял на веру модную тогда интеллектуальную концепцию, будто живопись, посвященная исторической старине, гораздо выше искусства, отображавшего жизнь современников.

Samuel Finley Breese Morse (American, 1791–1872) Self-Portrait. 1812 г. National Portrait Gallery, Washington

Во время войны 1812 года между Великобританией и Соединёнными Штатами, поддерживающими Наполеона, Морзе показал себя ярым патриотом. Однако в 1813 году, когда Морзе представил в Лондонскую королевскую Академию художеств картину «Умирающий Геркулес» (Галерея Йельского университета, Нью-Хейвен, Коннектикут), он удостоился золотой медали. Над огромным полотном (восемь на шесть футов) художник работал в течение года.
По возвращении домой в 1815 году Морзе обнаружил, что американцы считают его английским художником и мало интересуются живописью. С другой стороны, Америка 1815 года любила портреты. В Бостоне в этом жанре «царствовал» Гилберт Стюарт, поэтому у Морзе не было даже надежды на успех.
Он начал путешествовать в поисках заказов: Конкорд, Ганновер и Портсмут в Нью-Гемпшире в 1816 году. Сэмюэль влачил скудное существование и рисовал портреты. Следующие несколько лет Морзе провел Чарльстоне, штат Южная Каролина (зимы 1817-18, 1818-19, 1819-20 и 1820-21). Уже в 1817 году Морзе получал шестьдесят долларов за портрет, а он мог писать четыре портрета в неделю.

Samuel Finley Breese Morse (American, 1791–1872) Portrait of Mrs. James Ladson 1818 г.

Samuel Finley Breese Morse (American, 1791–1872) Portrait of James Monroe 1819-20 г.г. Белый Дом, Вашингтон

Samuel Finley Breese Morse (American, 1791–1872) Mrs. Daniel DeSaussure Bacot 1820 г. частная коллекция

Samuel Finley Breese Morse (American, 1791–1872) Mrs. Robert Young Hayne (Rebecca Motte Alston) 1820 г. Chrysler Museum, Norfolk

Samuel Finley Breese Morse (American, 1791–1872) Portrait of Alexander Calder 1820 г. частная коллекция

Samuel Finley Breese Morse (American, 1791–1872) Robert Young Hayne 1820 г. Governer"s Mansion, Columbia

Samuel Finley Breese Morse (American, 1791–1872) Reverend Nathaniel Bowen 1821 г.

Десять лет ему пришлось вести жизнь странствующего живописца. После «творческого круиза» по Югу Морзе в 1818 году вернулся домой с тремя тысячами долларов, что позволило ему жениться на Лукреции Уокер из Конкорда.

Samuel Finley Breese Morse (American, 1791–1872) Portrait of Lucretia Pickering Walker Morse 1822 г. Mead art Museum, Amherst College

С этим капиталом Морзе уже с молодой женой вернулся в Чарльстон, забросил портреты и следующие полтора года посвятил работе над огромным историческим полотном для Палаты представителей в Вашингтоне.
Художник стал активным участником создания в Южной Каролине Академии изящных искусств, но со временем разочаровался в своей административной и деловой хватке и снял свою кандидатуру. Законченную картину для Палаты продать не удалось. Деньги кончились, и в конце 1821 г. он снова поехал в Нью-Йорк.

Samuel Finley Breese Morse (American, 1791–1872) Study for the Old House of Representatives 1821 г.

В Вашингтоне Морзе заказали картину для интерьера палаты Конгресса в Капитолии. Это должен был быть триптих, на котором были бы изображены президент со своим кабинетом в окружении двух палат Конгресса.
Но работа не была сделана. Вместо этого, в 1823 году Морзе провел свои выставки в Нью-Хейвене, Бостоне и Нью-Йорке. После короткого возвращения в Нью-Хейвен, где теперь жила его семья, Морзе снова начал жизнь странствующего портретиста.

Samuel Finley Breese Morse (American, 1791–1872) Little Miss Hone. 1824 г.

Samuel Finley Breese Morse (American, 1791–1872) Portrait of Benjamin West (copy after Sir Thomas Lawrence). 1824 г. Национальная Академия дизайна, Нью-Йорк

Осенью 1824 г. он поселился в Нью-Йорке.
Здесь художнику заказали большой портрет Лафайета, который совершал в то время поездку по Америке.

Морзе написал два портрета. Во всех портретах работы Морзе чувствуется талант, но его «Лафайет» был уже творением зрелого и серьезного мастера. И все же Морзе не был удовлетворен, несмотря на то, что через несколько лет он был признан вождем молодых американских художников.
Морзе был очень общителен и обаятелен, его с охотой принимали в домах интеллектуалов, богачей и политиков. Кроме того, он обладал редким даром заводить знакомства.

Samuel Finley Breese Morse (American, 1791–1872) Portrait of Alexander Metcalf Fisher 1822 г. Yale University Art Gallery, New Haven

Samuel Finley Breese Morse (American, 1791–1872) Portrait of William Cullen Bryant. 1825 г. Национальная Академия дизайна, Нью-Йорк

Samuel Finley Breese Morse (American, 1791–1872) Portrait of De Witt Clinton. 1826 г. Музей Метрополитен, Нью-Йорк

Samuel Finley Breese Morse (American, 1791–1872) Portrait of Jonas Platt. 1827-28 г.г. Бруклин

Среди его друзей были политик М.-Ж. Лафайет, романист Дж. Ф. Купер и даже президент США А. Линкольн. В стремительно растущем Нью-Йорке он создал несколько самых интересных портретов, когда-либо выполненных американскими художниками.

Samuel Finley Breese Morse (American, 1791–1872) Portrait of Samuel Nelson 1829 г.

Samuel Finley Breese Morse (American, 1791–1872) Portrait of Mrs. Samuel Nelson (Catherine Anne Russell) 1829 г.

В 1825 году Морзе вместе с Генри Инманом, Эшером Дюраном, Уильямом Данлепом и Чарльзом Ингама основал в Нью-Йорке общество живописцев - Национальную Академии дизайна (National Academy of Design), которое избрало его президентом, которым он пробыл в течение первого десятилетия существования Академии. Краеугольным камнем концепции Академии у Морзе было то, что ее членство будет ограничено только профессиональными художниками. Он пытался организовывать все на примере лондонской Королевской Академии. Не всегда получалось лично присутствовать и следить за работой академии, ведь Морзе продолжал активно трудиться в качестве художника.

Возвращение в Европу

А в 1829 году Академия отправила Морзе в Европу для изучения устройства рисовальных школ и выдающихся произведений живописи, что позволило претворить в жизнь давно запланированную мечту вернуться в Старый Свет.
Друзьями и спонсорами был собран Фонд в размере $ 3000, что позволило Морзе три года путешествовать и учиться в Европе, побывать в Лондоне, Париже, Северной Италии, Риме и Швейцарии, где он часто находился в компании американских товарищей - художников, которые приезжали учиться за границу.

Samuel Finley Breese Morse (American, 1791–1872) Chapel of the Virgin at Subiaco 1830 г.

В Америке художники, преданные избранным жанрам, были обречены на полуголодное существование или же, подобно Пилу, открывали частные музеи, где наряду с всякими диковинами выставляли свои полотна. Опыт Пила натолкнул Морзе на мысль написать картину, которая заинтересовала бы Америку, никогда не видевшую ни в подлиннике, ни в копии «Мону Лизу», «Тайную вечерю» и другие шедевры мирового искусства.

Практически весь 1931 год Морзе провел в Париже, работая над картиной «Галерея Лувра» (Музей американского искусства, Чикаго), которую он окончил уже после своего возвращения в Нью-Йорк в конце 1832 года. Художник изобразил Квадратный Салон Лувра, а на заднем плане изобразил столько шедевров знаменитого музея, сколько могло вместить полотно.

Samuel Finley Breese Morse (American, 1791–1872) Галерея Лувра 1831-1832 гг. Музей американского искусства, Чикаго

На самом деле произведения гораздо крупнее и висят в разных залах музея. Художник изобразил себя на первом плане, а писателя Джеймса Фенимора Купера с супругой Сьюзен Делонсей Купер и их дочерью - в левом углу помещения возле мольберта.
А вот один из эскизов к картине, копия с луврского оригинала.

Samuel Finley Breese Morse (American, 1791–1872) Francis I, Study for The Gallery of the Louvre 1831-32 г.г.

Сравните с оригиналом великого Тициана.

Titian (Italian, 1488/1490-1576) Portrait of Francis I. 1539 г

В 1832 году Морзе, преисполненный надежд, упаковал холсты и вернулся в Америку на пакетботе «Сэлли». Он взошел на борт «Сэлли» художником, а высадился на берег изобретателем. В этом же 1832 году Морзе представил картину на всеобщее обозрение, но ожидаемого эффекта «бомбы» не произошло: коллеги и специалисты восхищались, публика осталась равнодушна.

Его Величество Случай!

А на изобретение телеграфа Морзе вдохновила случайная беседа на пароходе. Зашел разговор о европейских опытах по электромагнетизму. Незадолго до этого была опубликована книга Фарадея, а его опыты повторялись во многих европейских лабораториях. «Извлечение искр из магнита» было одним из чудес того времени.
Какой-то пассажир в ходе беседы сказал: «Если электрический ток можно сделать видимым на обоих концах провода, то я не вижу никаких причин, почему сообщения не могут быть им переданы». Морзе тут же высказал предположение, что сочетание искр может быть использовано как код для передачи сообщений по проводам. Эта идея захватила его, несмотря на то, что ему были почти неизвестны даже самые основные правила электричества. К тому же идея электрического телеграфа выдвигалась и до Морзе, но он-то полагал, что был первым. Морзе в то время твердо верил, что американцы могут добиться чего угодно, стоит только крепко взяться за дело. Что из того, что нет специальных знаний и подготовки?
За время месячного плавания Морзе набросал несколько предварительных чертежей. Следующие три года он потратил на безуспешные попытки построить по ним аппарат, работая на чердаке в доме своего брата Ричарда. В довершение к полному невежеству в вопросах электричества у Морзе не было ни времени, ни душевного покоя. Он посвящал почти всё своё время живописи, преподаванию в университете Нью-Йорка и политике. К тому же, скончалась жена, и на его руках осталось трое маленьких детей.

Samuel Finley Breese Morse (American, 1791–1872) Lucretia Morse and Her Children. 1824 г.

В 1834 году у Морзе появился честолюбивый замысел написать исторические картины для четырех еще пустующих панелей Ротонды в здании Капитолия. Другие четыре к 1824 году расписал Джон Трамбал. Морзе обратился с просьбой к целому ряду конгрессменов, но Джон Квинси Адамс не поверил в то, что американский художник способен писать в нужном для подобной работы стиле. Художник был уверен, что он будет выбран среди всех художников, тем более, что он считал свою вторую поездку в Европу конкретной подготовкой к выполнению этого заказа для Капитолия. Почти два года решался вопрос Комиссией, но в 1836 году предложение было отклонено, и панели оставались пустыми еще в течение более десяти лет. Причиной отказа, по всей вероятности, считают тот факт, что в 1836 Морзе сделал неудачную попытку баллотироваться на пост мэра Нью-Йорка, заручившись поддержкой американских индейцев. Отказ явился таким тяжелым разочарованием для Морзе, что он фактически забросил живопись, хотя ему было всего сорок три года, и он находился в расцвете сил и таланта.

Samuel Finley Breese Morse (American, 1791–1872) Niagara Falls from Table Rock 1835 г. Музей искусств, Бостон

В 1835 году Морзе был назначен на пост профессора живописи и рисования в только что открытом Нью-йоркском университете, созданном силами таких просвещенных умов Нью-Йорка, как Фенимор Купер, Вашингтон Ирвинг и другие.

Изобретатель

Но после того как в университете в 1836 году ему показали описание модели телеграфа, предложенной В. Вебером в 1833 году, он полностью отдал себя изобретательству. Морзе получал небольшое жалованье, на которое можно было прожить. «Вчерашний художник» вернулся к работе над электромагнитным телеграфом.

Samuel Finley Breese Morse. 1840 г.

Его карьера как художника, увы, не смогла выйти за рамки портрета, все надежды на достижение своих художественных амбиций было разрушены. Как образованный человек, Морзе «повернулся лицом к науке», увидев в этом путь к продвижению вперед и достижению цели. Хотя, может и стоило стремиться и дальше, "через тернии к звездам" именно в области изобразительного искусства. Понятно, что картины Морзе очень академичны, (не забывайте, на дворе еще середина 19 века, у нас царит Брюллов (кстати, манера похожа, не правда ли?), но, тем не менее, они точны по психологии, выверены по композиции, вообщем, производят впечатление. Для примера привожу картины, датированные самыми поздними годами из всего, что нашел в интернете. И от манеры Морзе 1820-х отличаются. Судя по названиям, на первой картине изображена повзрослевшая дочь художника, а на второй, возможно, вторая жена с дочерьми или невестка с внуками.

Samuel Finley Breese Morse (American, 1791–1872) Susan Walker Morse (The Muse). 1836-37 г.г. частная коллекция

Samuel Finley Breese Morse (American, 1791–1872) The Goldfish Bowl (Mrs. Richard Cary Morse and Family). 1835 г.

Samuel Finley Breese Morse (American, 1791–1872) Unidentified Woman.

Годы работы и учёбы потребовались, чтобы его телеграф заработал.
В распоряжении Морзе было несколько гальванических батарей, железных стержней и проволока. Он соединил их по схеме, которую сам начертил, и замкнул цепь. Никакого результата! Он сделал несколько переключений. Снова ничего! Много дней он безрезультатно бился над установкой. Наконец, отчаявшись, он обратился за помощью к коллеге с химического факультета Леонарду Гейлу. Гейл взглянул на беспомощную конструкцию Морзе и сжалился над ним. Морзе от кого-то слышал, что для того, чтобы сделать электромагнит, нужно обмотать проволокой подковообразный кусок железа. Гейл, который был знаком с работами Генри, объяснил Морзе, что обмотка сделана как попало, без всякой изоляции. Он показал Морзе, как производится намотка и как включать батарею в такую цепь. И тогда, наконец, аппарат Морзе подал признаки жизни.
В 1837 году изобретатель развил систему передачи букв точками и тире, ставшей известной во всём мире как азбука Морзе.
В сентябре 1837 года Морзе демонстрировал свой телеграф в Нью-йоркском университете. Сигнал был послан по проволоке длиной 1700 футов. Среди приглашенных в зале присутствовал преуспевающий промышленник из Нью-Джерси Стефен Вейл, который согласился пожертвовать 2 тысячи долларов и предоставить помещение для опытов при условии, что Морзе возьмет в помощники его сына Альфреда. Морзе согласился, и это был самый удачный шаг в его жизни.
Альфред Вейл обладал не только настоящей изобретательностью, но и острым практическим чутьем. В течение последующих лет Вейл во многом способствовал разработке окончательной формы азбуки Морзе, введению телеграфного ключа вместо соединительного стержня и уменьшению размеров аппарата до компактной модели, которая стала общепринятой. Он изобрел также печатающий телеграф, который был запатентован на имя Морзе, в соответствии с условиями контракта Вейла и Морзе.
В декабре 1837 года Морзе обратился за помощью к Конгрессу США. На председателя сенатского Комитета по делам коммерции Фрэнсиса О. Дж. Смита демонстрация аппарата Морзе произвела такое впечатление, что он оставил свой пост и стал партнером Морзе. Но Смит был нечистоплотным дельцом, его дар публичной риторики и склонность к двурушничеству доставляли Морзе одни неприятности.

Третий раз в Европу

И все же, сначала Морзе не находил поддержки ни дома, ни в Англии, ни во Франции, ни в России, встречая везде отказ.
Смит отослал Морзе в Европу, чтобы получить там патенты на изобретение. В Англии Морзе сказали, что Уитстон уже изобрел электромагнитный телеграф, в чем он может убедиться, заглянув в ближайшую почтовую контору. На континенте Морзе стало известно, что электромагнитный телеграф уже изобрел Стейнхейл: «Можете пойти на ближайшую железнодорожную станцию и убедиться в этом!». Находясь во Франции, Морзе подружился с другим неудачливым изобретателем – Дагерром, который с не меньшим трудом, чем Морзе, пытался получить патент на открытый им способ фотографии. Товарищи по несчастью, они условились, что каждый из них будет отстаивать интересы другого в своей стране.
В России Морзе узнал, что барон Шиллинг изобрел электромагнитный телеграф еще в 1828 году, он получил указание правительства построить телеграфную линию между Петергофом и Кронштадтом. Смерть Шиллинга в 1837 году прервала эту работу.
Правда, в одном из источников прочитал, что сама идея мгновенного сообщения между людьми в дальних концах страны показалась Николаю I настолько крамольной, что он запретил даже упоминать об этом изобретении в печати.
Морзе поспешил обратно в Америку с тяжелым сердцем.

Трудные годы

Друзья восхищались его упорством перед бедностью и разочарованиями от неудач.
Изобретатель не оставлял надежды, хотя его положение никогда не было столь отчаянным. Он решил немного подработать. С этой целью, помимо занятий живописью, он открыл маленькую студию фотографии по способу Дагерра. Но и это предприятие потерпело крах.
В эти тяжелые годы Морзе буквально нищенствовал. Его ученик, бравший у Морзе уроки живописи, рассказывает:
« – Строфер, – спросил однажды Морзе, – как у нас с деньгами?
– Профессор, к сожалению, меня подвели. Но я жду перевода на следующей неделе.
– На следующей неделе! – грустно сказал Морзе. – Меня уже не будет в живых к тому времени.
– Почему, сэр?
– Я умру от голода.
– Может быть, вас устроят пока что эти десять долларов?
– Десять долларов спасут мне жизнь. Только и всего!
Я пригласил Морзе пообедать со мной, заплатил по счету и дал ему десять долларов. Морзе сказал: «Вот уже сутки, как я ничего не ел. Строфер, не становитесь художником – ведь вы обрекаете себя на нищету! Ваша жизнь целиком зависит от людей, которым наплевать и на искусство, и на вас. Дворовой собаке, и той живется лучше».
Очевидно, Строфер послушался совета. Он бросил живопись, стал военным и дослужился до генерала. Он прожил более счастливую жизнь, чем его учитель. Но имя его история сохранила лишь потому, что он однажды одолжил десять долларов Сэмюэлу Морзе.
В 1843 году Морзе, наконец, получил от правительства субсидию в 30 000 долларов для строительства первой телеграфной линии от Балтимора до Вашингтона. История получения субсидии тоже трогательна.
Когда билль о субсидии, наконец, был представлен на рассмотрение палаты представителей, депутаты отнеслись к нему как к забавной шутке. Пятидесятидвухлетний Морзе слушал с галереи для гостей плоские остроты депутатов и в отчаянии покинул зал, не дождавшись голосования. Сессия кончала свою работу на следующее утро. Даже если билль будет принят, президент Тайлер не успеет подписать его. Морзе заплатил по счету в гостинице и купил билет на поезд до Нью-Йорка, после чего у него осталось всего тридцать семь центов. На следующее утро дочь его друга, правительственного комиссара патентов, явилась с фантастическим известием, что друзьям Смита удалось протащить билль без всяких глупых поправок, и Тайлер подписал его в полночь.
Морзе был счастлив. Он обещал девушке, что передаст первую в мире телеграмму в ее честь, и предложил ей самой придумать содержание. Девушка выбрала слова из Библии: «Чудны дела твои, господи!»

Свершилось!

Смит вознаградил себя тем, что взял контракт на постройку. Морзе и Вейл решили сделать подземную линию, поместив сложное устройство в свинцовой трубе. Инженер Эзра Корнелл сконструировал специальный плуг, который одновременно рыл траншею, укладывал кабель и закапывал траншею. Смит истратил почти двадцать тысяч долларов на первые несколько миль. Морзе не находил себе места, сгорая от беспокойства. Корнелл по собственной инициативе подверг испытанию уже уложенный кабель и обнаружил, что линия парализована множеством коротких замыканий. Оказалось, что Смит решил не тратить драгоценных долларов на такую «безделицу», как изоляция. Корнелл предложил подвешивать оголенные провода на столбах и таким образом обеспечить быструю и дешевую телеграфную связь с Балтимором и избежать скандала. Вся линия была подвешена на деревьях и столбах, причем в качестве изоляторов применялись горлышки бутылок. Наконец, 24 мая 1844 года линия была закончена.

Horatio Greenough (American, 1805-1852) Samuel Finley Breese Morse

В этот день в Балтиморе собралась конвенция партии вигов для выдвижения кандидата в президенты. Вейл отправился в Балтимор, чтобы сообщить Морзе в Вашингтон обо всех событиях. Морзе попросили установить аппарат в зале Верховного суда в Капитолии. Там собралась толпа правительственных чиновников, судей и конгрессменов. Смешно, что каким-то образом сохранилась стенограмма первого разговора между Морзе и Вейлом.

Морзе. – У вас есть новости?
– Нет.
– Мистер Ситон шлет вам привет.
– Передайте ему мой привет.
– Который час?
– Три часа двадцать восемь минут.
– Какая у вас погода?
– Облачно.
– Делайте паузы между словами подлиннее.
– Говорят, акции Бьюкенена повышаются.
– Вокруг меня здесь целая толпа.
– У входа стоит пушка Ван-Бэрена, а на ней лисий хвост.

Но почти сразу интерес к изобретению был потерян, хотя правительство ассигновало 8 тысяч долларов в год на поддержание телеграфной линии и передало телеграф в ведение почтового ведомства. Только газеты быстро убедились в преимуществах телеграфа, и «Ассошиэйтед пресс» создало собственную телеграфную службу. Сам Морзе был тотчас же вовлечён в юридические распри и с партнёрами, и с конкурентами. Он отчаянно боролся, и Верховный Суд в 1854 году признал его авторские права на телеграф. К тому времени Морзе порвал с Вейлом и большинством других своих помощников.
На следующий год после первой публичной демонстрации телеграфа Морзе был переизбран на пост президента Академии дизайна, вторым президентом стал Эшер Дюран. А в это время возникали все новые и новые линии, и Морзе каждый раз платили за использование патента. Кончились дни лишений.

Последние годы

В 1858 году от десяти европейских государств Морзе получил за своё изобретение 400 000 франков. Морзе купил имение в Пончкифи, близ Нью-Йорка, и провёл там остаток жизни с большим семейством среди детей и внуков. В старости Морзе стал филантропом. Он опекал школы, университеты, церкви, библейские общества, миссионеров и бедных художников.

Samuel Finley Breese Morse.

B 1861 году Эшер Дюран отказался от должности президента Академии, и уже почтенному Морзе было предложено вернуться. Он согласился, но с условием, что его служба будет ограничена одним годом. Выражая свое нежелание, Морзе написал в Академию:
"Есть много причин, в основном личного характера, которые не позволяют мне согласиться на вашу просьбу. Я так давно не делал ничего в искусстве и не оставил никаких следов, что сознаю неспособность исполнять обязанности, которые вы на меня возлагаете».
Но стоит заметить, что хоть Морзе перестал рисовать, он никогда не терял интереса к Академии, поддерживая ее и словом, и делом.
Когда в 1863 году был создан стипендиальный Фонд для сбора денег на строительство новой штаб-квартиры Академии, Морзе сделал взнос в размере 1000 долларов, а два года спустя, незадолго до открытия этого здания, он сделал подарок Академии - портрет своего учителя Вашингтона Олстона кисти Чарльза Роберта Лесли. Позже Морзе передал в библиотеку Академии свою коллекцию книг по искусству.
После смерти в 1872 году слава Морзе как изобретателя угасла, так как телеграф потеснили телефон, радио и телевидение, зато его репутация художника выросла. Он не считал себя портретистом, но его картины, на которых изображены Лафайет и другие видные люди, знают многие американцы. Его телеграф 1837 года хранится в Национальном музее США, а загородный дом теперь признан историческим памятником.

В материале использованы статьи из книги Митчел Уилсон "Американские ученые и изобретатели" (Знание, 1975 г.), сайта www.bibliotekar.ru и мой перевод


Имя Сэмюэла Морзе всем знакомо благодаря его самому известному открытию – знаменитой азбуке, названной в честь изобретателя. Однако мало кто знает о том, что Морзе был еще и художником, к тому же основателем и президентом Национальной академии рисунка в Нью-Йорке. Впрочем, об эстетической ценности его работ искусствоведы высказывали весьма противоречивые отзывы, так же, как ученые – о значении его изобретений. Кем же он был на самом деле – художником, изобретателем или талантливым авантюристом?



Сэмюэл Финли Бриз Морзе родился в Америке, в семье проповедника. Свою первую серьезную работу Сэмюэл создал в 14 лет – он тогда написал удачный семейный портрет, а немного позже – картину «Высадка паломников» о прибытии первых поселенцев в Америку. Это полотно привлекло внимание известного в те времена художника В. Олстона, который предложил юноше отправиться вместе с ним в Англию для изучения живописи. Родители Сэмюэла не одобряли этих занятий, но поездке не препятствовали. И в 1811 г., в возрасте 20 лет Сэмюэл Морзе начал изучать живопись в Королевской академии.





Во время учебы в Академии Морзе создал две значительные работы – «Умирающий Геркулес» (за нее художник получил золотую медаль на выставке) и «Суд Юпитера». В 24 года юноша вернулся в Америку известным художником, однако на родине его картин никто не покупал, и он начал писать портреты на заказ. Серди них был портрет бывшего президента США Джона Адамса, а также портреты маркиза де Лафайета и пятого президента США Джеймса Монро.



В Нью-Йорке Морзе основал Национальную академию рисунка и стал ее президентом. В то же время он решил заняться усовершенствованием своего мастерства и продолжил обучение в Европе. Его занятия живописью были настолько усердными, что никто не мог предположить, что вскоре он займется кардинально другим родом деятельности. Позже Морзе признался: «Я посвятил свои молодые годы только живописи. Но, как оказалось, не смог забыть поразившую меня в юности фразу, услышанную на лекции по естественным наукам: "Если электрический ток встретит задержку на своем пути, он станет видимым". Эта мысль была первым семенем, из которого много лет спустя в моей голове выросло изобретение телеграфа».



Изобретателей телеграфа было несколько, и Морзе не был первооткрывателем: в России создателем нового вида связи был Шиллинг, в Германии – Гаусс и Вебер, в Англии – Кук и Уитстон. Но их электромагнитные аппараты были стрелочного типа, а Морзе изобрел электромеханический телеграф. Он получил патент на свое изобретение и продемонстрировал его работу в Нью-Йоркском университете. Однако ученые мужи не только не оценили его находку, но и прозвали Морзе авантюристом: дело в том, что он по сути ничего не изобрел, а просто объединил несколько успешно действующих изобретений своих предшественников. Но сам Морзе был уверен в том, что грамотное применение существующего не менее важно, чем внедрение чего-то нового.



Революционным изобретение Морзе стало благодаря не технологии передачи данных, а способу их фиксации и сфере применения. При этом Морзе не разбирался не только в последних открытиях в области электричества, но даже в основных его правилах и законах. У него не было ни специальных знаний, ни подготовки, но их заменили упорство и целеустремленность.



Телеграфы с магнитными стрелками существовали и до Морзе, но они были неудобны в применении. И он решил заменить стрелку на самописец, фиксирующий полученное сообщение на протягиваемой через аппарат бумажной ленте. Значительную помощь в изобретении оказал Альфред Вейл, у которого, в отличие от Морзе, было техническое образование: он изобрел схему печатающего телеграфного аппарата и усовершенствовал телеграфный код. В результате появилась знаменитая азбука Морзе, представляющая собой комбинации коротких и длинных сигналов, зафиксированных на бумажной ленте в виде точек и тире.



Слава, богатство и признание пришли к нему только на склоне лет. Научно-практическую ценность его изобретения вынуждены были признать многие, даже те, кто настаивал на вторичности этих открытий. После смерти Морзе в 1872 г. его слава как изобретателя угасла, но о нем снова заговорили как о самобытном художнике-портретисте. Эти споры продолжаются и по сей день.



А для некоторых ученых их открытия стали роковыми:

Во все времена встречаются люди одаренные, способные вырабатывать и воплощать в жизнь неординарные идеи, создавать что-то необыкновенное и нужное человечеству. Как правило, ярко выраженный талант ведет своего обладателя по своей особенной жизненной тропе, не отклоняясь ни на шаг от намеченного пути… А есть в истории примеры людей уникальных, освоивших одинаково успешно совершенно различные сферы, создав в каждой из них нечто принципиальное новое и совершенное. Одним из таких выдающихся представителей человечества стал Сэмюэл Морзе. Кто такой этот Морзе? Чем он известен?

Формирование творческого мировоззрения художника

Самуэль Морзе, дата рождения которого приходится на 27 апреля 1791 года, появился на свет в небольшом американском городке под названием Чарльзтаун, расположенном в Отец Самуэля был проповедником и с раннего детства старался пробудить в своем сыне желание учиться.

В результате родительских стараний молодой человек вырос любознательным и талантливым. Он успешно поступил в университет в Йеле в 1805 году, во время обучения в котором и формировалось его творческое мировоззрение постоянно ищущего человека.

Изучение живописи

Особый трепет и интерес у Морзе вызывала живопись. Он старательно изучал ее в студенческие годы, и, окончив университет, отправился в Англию, чтобы научиться живописи у легендарного Вашингтона Олстона. По признанию современников, молодой человек демонстрировал недюжинные способности в изобразительном искусстве. Уже в 1813 году он написал известную картину под названием «Умирающий Геркулес», которая нашла пристанище в Лондонской художеств. Работа была высоко оценена любителями искусства, и Морзе даже наградили за нее золотой медалью. В 1815 году молодой художник вернулся в Америку.

Успех художника

На родине его ждал не меньший успех - за несколько лет Сэмюэл Морзе (фото) стал кумиром начинающих художников того времени. Множество талантливых работ, принадлежавших его кисти, украшали стены музеев и высоко оценивались даже самой взыскательной аудиторией. Он же написал известный всему миру портрет одного из президентов США Джеймса Монро.

Позднее он стал основателем знаменитой Национальной Академии рисунка, которая вначале была обычным обществом живописцев, но благодаря художественным и организаторским способностям Морзе, за несколько лет сильно преобразилась.

Несмотря на стабильный успех, Сэмюэл Морзе не останавливался на достигнутом и продолжал развиваться. В 1829 году он вернулся в Европу. На этот раз целью было изучение того, как устроены и функционируют европейские школы искусств.

Этот опыт он собирался перенести на американскую действительность и еще больше усовершенствовать свою Академию.

Судьбоносное путешествие

Спустя три года Сэмюэл Морзе в Гавре сел на судно под названием «Салли», которое под руководством капитана Пелла направлялось в Нью-Йорк. Путешествие на этом паруснике стало для Сэмюэля судьбоносным и поворотным. Среди пассажиров оказался знаменитый врач Чарльз Джексон. Он славился своим новаторством в медицине - именно он открыл наркоз и прочие современные методы анестезии. В этот раз он показывал остальным пассажирам своего рода научный фокус: подносил к компасу отрезок провода, который был присоединен к В результате стрелка начинала вращение.

Идея передачи сигналов

Следует отметить, интересы Сэмюэля Морзе не ограничивались строго миром живописи, поэтому, когда он стал свидетелем этого опыта, в нем загорелась одна из его самых замечательных идей, изменившая мир. Он был в курсе опытов, которые проводил Фарадей, а также экспериментов Шиллинга, когда из магнита «извлекались искры». И все это побудило его создать своего рода систему для передачи сигналов по проводам на расстоянии с помощью различных комбинаций искр. Идея, столь неожиданная для художника, захватила его ум целиком и полностью.

Судно «Салли» плыло к американским берегам еще месяц. За это время Сэмюэл Морзе нарисовал чертежи предполагаемого аппарата для передачи сигналов. Потом несколько лет он работал над созданием этого устройства, но достичь ожидаемого результата так и не получалось. Помимо напряженной работы, на Самюэля свалилось несчастье - скончалась его супруга, оставив его одного с тремя детьми. Однако Морзе не бросал своих экспериментов.

Первая попытка собрать аппарат для передачи данных

Спустя некоторое время он получил должность профессора живописи в университете Нью-Йорка. Именно там впервые он показал публике изобретенный аппарат для передачи информации. Результат был впечатляющим - сигнал был подан на расстояние более полутора тысяч футов.

Особенно яркое впечатление устройство произвело на американского предпринимателя по имени Стив Вэйл. Он заключил с Морзе своеобразную сделку: он выделяет для его опытов две тысячи долларов, а также находит место, подходящее для исследований, а Сэмюэл в ответ обязуется взять себе в ассистенты его сына. Морзе с радостью согласился на предложенные условия, и результат не заставил себя долго ждать. В 1844 году им удалось передать на расстоянии первое сообщение. Его текст был незамысловатым, но вполне четко отражал происходящее: «Чудны дела твои, Господи!». Это был первый в истории человечества

Азбука Морзе

Дальнейшие исследования и эксперименты двух увлеченных людей привели к созданию знаменитой азбуки Морзе - системы кодирования с помощью коротких (точка) и посылок или символов. Однако историки не пришли к единому мнению по поводу авторства - многие полагают, что создателем был его партнер - сын пожертвовавшего деньги магната Альфред Вэйл.

Как бы там ни была, азбука, изобретенная в те времена, сильно отличалась от той, которую применяют в настоящее время. Она была гораздо сложнее, и включала в себя посылки не двух, а трех различных длин - точка, тире и удлиненное тире. Сочетания были очень сложными и неудобными, в связи с чем в последующие годы другие изобретатели значительно видоизменили систему кодирования, приблизив ее по содержанию и простоте к той, которой человечество пользуется сейчас. Но как ни парадоксально, изначальный вариант азбуки применялся довольно долго - вплоть до середины двадцатого столетия, правда, так долго сохранялся он только на железной дороге.

Доказать миру необходимость и применимость телеграфа оказалось не просто. Пока изобретение не давало стабильного и очевидного результата, Самуэль Морзе, дети которого остро нуждались в средствах на жизнь, не встречал поддержки ни на родине, ни за рубежом. Ученый-художник находился на грани бедности, но не терял надежды добиться поставленной цели. Когда это случилось, ему пришлось доказывать свое авторство, ведь былые инвесторы и партнеры накинулись на его детище, подобно воронам. Сэмюэл Морзе и его азбука произвели настоящий фурор в научных и общественных кругах

Общественная и семейная жизнь

Сэмюэл Морзе, биография которого полна крутых поворотов, оказался уникальным человеком, который смог проявить себя в двух совершенно разных сферах удивительно успешно. Несмотря на то, что телеграф, как способ передачи информации, был довольно быстро вытеснен телефоном и радио, система передачи информации, как идея, актуальна по настоящее время. В девятнадцатом веке это изобретение стало сенсационным, и принесло Морзе не только славу, но и материальное благополучие - страны, начавшие использовать устройство Морзе, выплатили изобретателю значительное вознаграждение, которого хватило на приобретение огромного имения, в котором расположилась вся большая семья Сэмюэла, и на то, чтобы этот удивительный человек до конца своей жизни щедро одаривал других. Он активно занимался благотворительностью, выделял деньги для школ, для различных обществ по развитию искусства, музеев, а также поддерживал молодых ученых и художников, памятуя о том, как ему самому однажды помог магнат Вэйл.

Слава Самюэля Морзе, как великолепного художника, не угасает и по сей день. Его работы хранятся в различных музеях мира, и по праву считаются ярчайшими образцами изобразительного искусства. А изобретенное им телеграфное устройство обрело постоянное место нахождения в Американском национальном музее.

Морзе был дважды женат, всего от обоих браков у него было семеро детей. Перед смертью, 2 апреля 1872 года, его окружало огромное количество благодарных и любящих членов семьи.

сайт информационно-развлекательно-образовательный сайт для любых возрастов и категорий интернет пользователей. Здесь и дети, и взрослые с пользой проведут время, смогут повысить свой уровень образования, прочесть любопытные жизнеописания великих и известных в разных эпохах людей, посмотреть фотоматериалы и видео из частной сферы и общественной жизни популярных и именитых личностей. Биографии талантливых актеров, политиков, ученых, первооткрывателей. Мы представим Вам с творчество, художников и поэтов, музыку гениальных композиторов и песни знаменитых исполнителей. Сценаристы, режиссеры, космонавты, физики-ядерщики, биологи, атлеты – множество достойных людей, оставивших отпечаток во времени, истории и развитии человечества собраны воедино на наших страницах.
На сайт Вы узнаете малоизвестные сведения из судеб знаменитостей; свежие новости из культурной и научной деятельности, семейной и личной жизни звезд; достоверные факты биографии выдающихся жителей планеты. Все сведения удобно систематизированы. Материал подан в простом и понятном, легком для чтения и интересно оформленном виде. Мы постарались, чтоб наши посетители получали здесь необходимую информацию с удовольствием и большим интересом.

Когда хочется узнать подробности из биографии известных людей, нередко начинаешь выискивать информацию из множества справочников и статей, разбросанных по всему интернету. Теперь, для Вашего удобства, все факты и наиболее полные сведения из жизни интересных и публичных людей собраны в одном месте.
сайт подробно расскажет о биографии знаменитых людей оставивших свой отпечаток в человеческой истории, как в глубокой древности, так и в нашем современном мире. Тут можно больше узнать о жизни, творчестве, привычках, окружении и семье Вашего любимого кумира. Об истории успеха ярких и неординарных людей. О великих ученых и политиках. Школьники и студенты почерпнут на нашем ресурсе необходимый и актуальный материал из биографии великих людей для различных докладов, рефератов и курсовых.
Узнавать биографии интересных людей, которые заслужили признание человечества, занятие часто очень увлекательное, так как истории их судеб захватывают не меньше иных художественных произведений. Для кого-то такое чтение может послужить сильным толчком для собственных свершений, даст веру в себя, поможет справиться с непростой ситуацией. Встречаются даже заявления, что при изучении историй успеха других людей, в человеке помимо мотивации к действию, проявляются и лидерские качества, укрепляется сила духа и упорство в достижении целей.
Интересно почитать и размещенные у нас биография богатых людей, чья стойкость на пути к успеху достойна подражания и уважения. Громкие имена прошлых столетий и нынешних дней всегда будут вызывать любопытство историков и обычных людей. А мы поставили своей целью удовлетворить такой интерес в полной мере. Хотите блеснуть эрудицией, готовите тематический материал или просто интересно узнать все об исторической личности – заходите на сайт.
Любители почитать биографии людей могут перенять их жизненный опыт, научиться на чьих-то ошибках, сравнить себя с поэтами, художниками, учеными, сделать важные для себя выводы, самосовершенствоваться, используя опыт неординарной личности.
Изучая биографии успешных людей, читатель узнает, как были сделаны великие открытия и достижения, давшие шанс человечеству взойти на новую ступень в своем развитии. Какие препятствия и сложности пришлось преодолеть многим известным людям искусства или ученым, знаменитым врачам и исследователям, бизнесменам и правителям.
А как увлекательно окунуться в историю жизни какого-либо путешественника или первооткрывателя, представить себя в качестве полководца или бедного художника, узнать историю любви великого правителя и познакомиться с семьей давнего кумира.
Биографии интересных людей у нас на сайте удобно структурированы так, чтоб посетителям не составляло труда найти в базе сведения о любом нужном человеке. Наша команда стремилась к тому, чтоб Вам понравилась и простая, интуитивно ясная навигация, и легкий, интересный стиль написания статей, и оригинальный дизайн страниц.

Сэмюэл Морзе краткая биография американского изобретателя и художника, который создал электромагнитный пишущий телеграф («аппарат Морзе», 1836) и код (азбука) Морзе.

Сэмюэл Морзе биография кратко

Морзе родился 27 апреля 1791 года в Чарльзтауне (возле Бостона) в обеспеченой американской семье. Уже с детства родители заметили у него талант к рисованию.

После успешного окончания школы Морзе поступил в Йельский колледж. А в 1811 году родители, хотя и выступали против этого увлечения сына, отправили его в Англию изучать искусство в Королевской академии художеств и в студии Б. Уэста. За свою первую публичную картину он получил золотую медаль.

В 1815 году вернулся в Бостон, где его не воспринимали как художника. Десять лет ему пришлось вести жизнь странствующего живописца, зарабатывая на жизнь рисованием портретов.

После женитьбы в 1818 году он поехал в Нью-Йорк, чтобы заработать на жизнь. В 1825 году Морзе основал в Нью-Йорке Национальную академию дизайна, президентом которой он был с 1826 по 1845.

Но интересовался Морзе не только живописью, большой интерес у него вызывало электричество. В 1835 году Морзе стал профессором начертательных искусств. Но после того, как в университете в 1836 году ему показали описание модели телеграфа, предложенной Вильгельмом Вебером в 1833 году, он полностью отдал себя изобретательству.

Годы работы и учёбы потребовались Морзе, чтобы его телеграф заработал. В сентябре 1837 года он, наконец, продемонстрировал своё изобретение: нажатием на специальный ключ передавались короткие или длинные импульсы, которые на принимающем конце записывались на движущуюся ленту. Американский капиталист Вейл пожертвовал на продвижение нового проекта 2000 долларов и дал помещение для исследований. В это самое время умерла супруга Морзе, о он остался с тремя детьми. Он вынужден был работать и заниматься воспитанием детей.

Изобретенный аппарат требовал новых финансовых вливаний для постоянного совершенствования, взять которые было неоткуда. Только в 1843 году ученый смог получить субсидию в 30000 долларов на установление пробной телеграфной линии протяженностью сорок миль. Однако интерес правительства и общественности к телеграфу Морзе пропал, из-за чего Морзе пришлось открыть частное акционерное общество для прокладки телеграфных линий, которое оправдало себя буквально через два года, и гениальный изобретатель, наконец-то разбогател.

В августе 1848 года ученый снова женился. Последние годы жизни Сэмюэл Морзе провел в спокойствии и достатке .

Сэмюэл Морзе личная жизнь

29 сентября 1818 года Морзе женился на Лукреции Пикеринг Уокер. В браке родилось трое детей. После смерти первой жены Морзе повторно женился 10 августа 1848 года на Элизабет Грисуолд. В браке родилось четверо детей.

Сэмюэл Морзе интересные факты

Морзе учился в Лондонской королевской академии художеств, но когда вернулся в Америку влачил скудное существование, рисуя портреты. Десять лет ему пришлось вести жизнь странствующего живописца.

Среди его друзей были политик М.-Ж. Лафайет, романист Дж. Ф. Купер и даже президент США А. Линкольн.

В 1858 году от десяти европейских государств Морзе получил за своё изобретение 400 000 франков.

В старости Морзе стал филантропом. Он опекал школы, университеты, церкви, библейские общества, миссионеров и бедных художников.

К моменту его смерти его имущество оценивалось в размере около 500 000 долларов США, что составляет около 10,2 миллионов долларов сегодня.