Макияж. Уход за волосами. Уход за кожей

Макияж. Уход за волосами. Уход за кожей

» » А н островский история создания пьесы гроза. Смысл названия драмы гроза

А н островский история создания пьесы гроза. Смысл названия драмы гроза

С написанием пьесы «Гроза» связана и личная драма писателя. В рукописи пьесы, рядом со знаменитым монологом Катерины: «А какие сны мне снились, Варенька, какие сны! Или храмы золотые, или сады какие-то необыкновенные, и все поют невидимые голоса…», есть запись Островского: «Слышал от Л. П. про такой же сон…». Л. П. - это актриса Любовь Павловна Косицкая , с которой у молодого драматурга были очень непростые личные отношения: оба имели семьи. Мужем актрисы был артист Малого театра И. М. Никулин . А Александр Николаевич тоже имел семью: он сожительствовал с простолюдинкой Агафьей Ивановной, с которой имел общих детей (все они умерли в раннем возрасте). С Агафьей Ивановной Островский прожил без малого двадцать лет .

Именно Любовь Павловна Косицкая послужила прототипом образа героини пьесы Катерины, она же стала первой исполнительницей роли.

Персонажи

  • Савёл Прокофьич Дикóй , купец, значительное лицо в городе.
  • Борис , племянник его, молодой человек, порядочно образованный.
  • Марфа Игнатьевна Кабанова (Кабаниха) , богатая купчиха, вдова.
  • Тихон Иванович Кабанов , её сын.
  • Катерина , главная героиня, жена Тихона Кабанова.
  • Варвара , сестра Тихона.
  • Кулигин , мещанин, механик-самоучка, отыскивающий перпетуум-мобиле .
  • Ваня Кудряш , молодой человек, конторщик Дикого.
  • Шапкин , мещанин.
  • Феклуша , странница.
  • Глаша , девка в доме Кабанихи.
  • Барыня с двумя лакеями , старуха семидесяти лет, полусумасшедшая.
  • Городские жители обоего пола .

Первые постановки

2 декабря 1859 спектакль впервые прошёл в Александринском театре в бенефис Линской в роли Кабанихи ; Дикой - Бурдин , Борис - Степанов, Тихон - Мартынов , Катерина - Снеткова 3-я , Варвара - Левкеева , Кулигин - Зубров , Кудряш - Горбунов , Феклуша - Громова .

Критика

«Гроза» стала предметом ожесточённых споров критиков как XIX, так и XX века. В XIX веке о ней с противоположных позиций писали Николай Добролюбов (статья «Луч света в тёмном царстве »), Дмитрий Писарев (статья «Мотивы русской драмы») и Аполлон Григорьев . В XX веке - Михаил Лобанов (в книге «Островский», выпущенной в серии «ЖЗЛ ») и Владимир Лакшин .

Адаптации

На сюжет пьесы «Гроза» написаны ряд опер (см. Гроза (опера)): в 1867 году композитором В. Н. Кашперовым на либретто собственного сочинения (опера поставлена в том же году в Москве и Санкт-Петербурге), затем - наиболее известная - Леошем Яначеком («Катя Кабанова», постановка 1921, Брно), в 1940 году Б. В. Асафьевым на собственное либретто, В. Н. Трамбицким на либретто И. И. Келлера, итальянским композитором Лодовико Рокка (итал. L’Uragano , 1952).

Напишите отзыв о статье "Гроза (пьеса)"

Примечания

Отрывок, характеризующий Гроза (пьеса)

– Ваше положение вдвойне ужасно, милая княжна, – помолчав немного, сказала m lle Bourienne. – Я понимаю, что вы не могли и не можете думать о себе; но я моей любовью к вам обязана это сделать… Алпатыч был у вас? Говорил он с вами об отъезде? – спросила она.
Княжна Марья не отвечала. Она не понимала, куда и кто должен был ехать. «Разве можно было что нибудь предпринимать теперь, думать о чем нибудь? Разве не все равно? Она не отвечала.
– Вы знаете ли, chere Marie, – сказала m lle Bourienne, – знаете ли, что мы в опасности, что мы окружены французами; ехать теперь опасно. Ежели мы поедем, мы почти наверное попадем в плен, и бог знает…
Княжна Марья смотрела на свою подругу, не понимая того, что она говорила.
– Ах, ежели бы кто нибудь знал, как мне все все равно теперь, – сказала она. – Разумеется, я ни за что не желала бы уехать от него… Алпатыч мне говорил что то об отъезде… Поговорите с ним, я ничего, ничего не могу и не хочу…
– Я говорила с ним. Он надеется, что мы успеем уехать завтра; но я думаю, что теперь лучше бы было остаться здесь, – сказала m lle Bourienne. – Потому что, согласитесь, chere Marie, попасть в руки солдат или бунтующих мужиков на дороге – было бы ужасно. – M lle Bourienne достала из ридикюля объявление на нерусской необыкновенной бумаге французского генерала Рамо о том, чтобы жители не покидали своих домов, что им оказано будет должное покровительство французскими властями, и подала ее княжне.
– Я думаю, что лучше обратиться к этому генералу, – сказала m lle Bourienne, – и я уверена, что вам будет оказано должное уважение.
Княжна Марья читала бумагу, и сухие рыдания задергали ее лицо.
– Через кого вы получили это? – сказала она.
– Вероятно, узнали, что я француженка по имени, – краснея, сказала m lle Bourienne.
Княжна Марья с бумагой в руке встала от окна и с бледным лицом вышла из комнаты и пошла в бывший кабинет князя Андрея.
– Дуняша, позовите ко мне Алпатыча, Дронушку, кого нибудь, – сказала княжна Марья, – и скажите Амалье Карловне, чтобы она не входила ко мне, – прибавила она, услыхав голос m lle Bourienne. – Поскорее ехать! Ехать скорее! – говорила княжна Марья, ужасаясь мысли о том, что она могла остаться во власти французов.
«Чтобы князь Андрей знал, что она во власти французов! Чтоб она, дочь князя Николая Андреича Болконского, просила господина генерала Рамо оказать ей покровительство и пользовалась его благодеяниями! – Эта мысль приводила ее в ужас, заставляла ее содрогаться, краснеть и чувствовать еще не испытанные ею припадки злобы и гордости. Все, что только было тяжелого и, главное, оскорбительного в ее положении, живо представлялось ей. «Они, французы, поселятся в этом доме; господин генерал Рамо займет кабинет князя Андрея; будет для забавы перебирать и читать его письма и бумаги. M lle Bourienne lui fera les honneurs de Богучарово. [Мадемуазель Бурьен будет принимать его с почестями в Богучарове.] Мне дадут комнатку из милости; солдаты разорят свежую могилу отца, чтобы снять с него кресты и звезды; они мне будут рассказывать о победах над русскими, будут притворно выражать сочувствие моему горю… – думала княжна Марья не своими мыслями, но чувствуя себя обязанной думать за себя мыслями своего отца и брата. Для нее лично было все равно, где бы ни оставаться и что бы с ней ни было; но она чувствовала себя вместе с тем представительницей своего покойного отца и князя Андрея. Она невольно думала их мыслями и чувствовала их чувствами. Что бы они сказали, что бы они сделали теперь, то самое она чувствовала необходимым сделать. Она пошла в кабинет князя Андрея и, стараясь проникнуться его мыслями, обдумывала свое положение.
Требования жизни, которые она считала уничтоженными со смертью отца, вдруг с новой, еще неизвестной силой возникли перед княжной Марьей и охватили ее. Взволнованная, красная, она ходила по комнате, требуя к себе то Алпатыча, то Михаила Ивановича, то Тихона, то Дрона. Дуняша, няня и все девушки ничего не могли сказать о том, в какой мере справедливо было то, что объявила m lle Bourienne. Алпатыча не было дома: он уехал к начальству. Призванный Михаил Иваныч, архитектор, явившийся к княжне Марье с заспанными глазами, ничего не мог сказать ей. Он точно с той же улыбкой согласия, с которой он привык в продолжение пятнадцати лет отвечать, не выражая своего мнения, на обращения старого князя, отвечал на вопросы княжны Марьи, так что ничего определенного нельзя было вывести из его ответов. Призванный старый камердинер Тихон, с опавшим и осунувшимся лицом, носившим на себе отпечаток неизлечимого горя, отвечал «слушаю с» на все вопросы княжны Марьи и едва удерживался от рыданий, глядя на нее.
Наконец вошел в комнату староста Дрон и, низко поклонившись княжне, остановился у притолоки.
Княжна Марья прошлась по комнате и остановилась против него.
– Дронушка, – сказала княжна Марья, видевшая в нем несомненного друга, того самого Дронушку, который из своей ежегодной поездки на ярмарку в Вязьму привозил ей всякий раз и с улыбкой подавал свой особенный пряник. – Дронушка, теперь, после нашего несчастия, – начала она и замолчала, не в силах говорить дальше.
– Все под богом ходим, – со вздохом сказал он. Они помолчали.
– Дронушка, Алпатыч куда то уехал, мне не к кому обратиться. Правду ли мне говорят, что мне и уехать нельзя?
– Отчего же тебе не ехать, ваше сиятельство, ехать можно, – сказал Дрон.
– Мне сказали, что опасно от неприятеля. Голубчик, я ничего не могу, ничего не понимаю, со мной никого нет. Я непременно хочу ехать ночью или завтра рано утром. – Дрон молчал. Он исподлобья взглянул на княжну Марью.
– Лошадей нет, – сказал он, – я и Яков Алпатычу говорил.
– Отчего же нет? – сказала княжна.
– Все от божьего наказания, – сказал Дрон. – Какие лошади были, под войска разобрали, а какие подохли, нынче год какой. Не то лошадей кормить, а как бы самим с голоду не помереть! И так по три дня не емши сидят. Нет ничего, разорили вконец.
Княжна Марья внимательно слушала то, что он говорил ей.
– Мужики разорены? У них хлеба нет? – спросила она.
Голодной смертью помирают, – сказал Дрон, – не то что подводы…
– Да отчего же ты не сказал, Дронушка? Разве нельзя помочь? Я все сделаю, что могу… – Княжне Марье странно было думать, что теперь, в такую минуту, когда такое горе наполняло ее душу, могли быть люди богатые и бедные и что могли богатые не помочь бедным. Она смутно знала и слышала, что бывает господский хлеб и что его дают мужикам. Она знала тоже, что ни брат, ни отец ее не отказали бы в нужде мужикам; она только боялась ошибиться как нибудь в словах насчет этой раздачи мужикам хлеба, которым она хотела распорядиться. Она была рада тому, что ей представился предлог заботы, такой, для которой ей не совестно забыть свое горе. Она стала расспрашивать Дронушку подробности о нуждах мужиков и о том, что есть господского в Богучарове.

Драму Островского «Гроза» И. С. Тургенев охарактеризовал как «удивительнейшее, великолепнейшее произведение русского могучего… таланта». Действительно, и художественные достоинства «Грозы», и её идейное содержание дают право считать эту драму самым замечательным произведением Островского. «Гроза» была написана в 1859 г., в том же году поставлена в театрах Москвы и Петербурга из 1860 г. появилась в печати. Появление пьесы на сцене и в печати совпало с самой острой полосой в истории 60х годов. Это был период, когда русское общество жило напряжённым ожиданием реформ, когда многочисленные волнения крестьянской массы стали выливаться в грозные бунты, когда Чернышевский звал народ «к топору». В стране, по определению В. И. Белинскийа, отчётливо наметилась революционная ситуация.

Оживление и подъём общественной мысли на этом переломном этапе русской жизни нашли своё выражение в обилии обличительной литературы. Естественно, что общественная борьба должна была найти своё отражение и в художественной литературе.

Особенное внимание русских писателей в 50-60х годах привлекали три темы: крепостное право, появление на арене общественной жизни новой силы – разночинной интеллигенции и положение женщины в стране.

Но в ряду тем, выдвинутых жизнью, была ещё одна, требовавшая неотложного освещения. Это – тирания самодурства, денег и старозаветного авторитета в купеческом быту, тирания, под гнётом которой задыхались не только члены купеческих семей, особенно женщины, но и трудящаяся беднота, зависевшая от капризоз самодуров. Задачу обличения экономической и духовной тирании «тёмного царства» и поставил перед собой Островский в драме «Гроза».

Как обличитель «тёмного царства» Островский выступил ешё в пьесах, написанных до «Грозы» («Свои люди – сочтёмся» и др.). Однако теперь, под влиянием новой общественной обстановки, он ставит тему обличения шире и глубже. Он не просто обличает теперь «тёмное царстзо», но и показывает, как в глубине его возникает протест против вековых традиций и как старозаветный уклад начинает рушиться под напором требований жизни. Протест против отживших устоев жизни находит выражение в пьесе прежде всего и сильнее всего в самоубийстве Катерины. «Лучше не жить, чем жить так!» – вот что означало самоубийство Катерины. Приговора общественному быту, выраженного в такой трагической форме, русская литература до появления драмы «Гроза» ещё не знала.

Трагический конфликт живого чувства Катерины и мёртвого уклада жизни – это основная сюжетная линия пьесы. Но, как правильно указал Добролюбов, зрители и читатели пьесы думают «не о любовной интриге, а обо всей жизни». Это значит, что обличительный пафос «Грозы» распространяется на самые разнообразные стороны русского быта, затрагивая самые его основы. Он звучит в той или иной форме в речах Кулигина, Кудряша, Варвары и даже безответного Тихона (в финале пьесы). «Злодеи вы! Изверги! Эх, кабы сила!» – восклицает Борис. Это – предвестие крушения старых форм жизни. Обречённость «тёмного царства» начинает сознавать даже Кабаниха, эта властная блюстительница домостроевского уклада. «Старине приходит конец»,- мрачно заявляет она.

Так в драме «Гроза» Островский вынес суровый приговор «тёмному царству» и, следовательно, тому строю, который всемерно поддерживал «тёмное царство».

Действие драмы «Гроза» происходит в городе Калинове, расположенном на берегу Волги. Крутой, высокий берег реки… Внизу- спокойная, широкая Волга, вдали – мирные селенья и поля Заволжья. Таков вид на окрестности, открывающийся из общественного сада города Калинова. «Вид необыкновенный! Красота! Душа радуется!» – восклицает Кулигин, один из местных жителей, который вот уже пятьдесят лет любуется и всё не хможет налюбоваться знакомым пейзажем.

На фоне этого мирного, полного красоты и спокойствия пейзажа безмятежно и ровно, казалось бы, должна была протекать жизнь обитателей города Калинова. Но спокойствие, которым дышит жизнь калиновцев,- это только видимое, обманчивое спокойствие. Это даже не спокойствие, а сонный застой, равнодушие ко всяким проявлениям красоты, безразличие ко всему, что выходит из рамок обычных домашних забот и волнений.

Жители Калинова живут той замкнутой и чуждой общественных интересов жизнью, какая характеризовала быт глухих провинциальных городков в старые, дореформенные времена. Они живут в полном неведении того, что совершается на белом свете. Только странницы донесут иногда вести о далёких странах, где
правят «султан Махнут турецкий» и «султан Махнут персидский», да ещё принесут слух о земле, «где все люди с пёсьими головами». Вести эти сбивчивы и неясны, так как странницы «сами, по немощи своей, далеко не ходили, а слыхать – много слыхали». Но досужие рассказы таких странниц вполне удовлетворяют нетребовательных слушателей, и калиновцы, посидев на завалинке у ворот, крепко заперев ворота и спустив на ночь собак, уходят спать.

Невежество и полный умственный застой характерны для быта города Калинова. За внешним спокойствием жизни здесь кроются суровые, мрачные нравы. «Жестокие нравы, сударь, в нашем городе, жестокие!» – говорит бедняк Кулигин, механик-самоучка, испытавший на себе всю тщетность попыток смягчить нравы своего города и образумить людей. Описывая Борису Григорьевичу жизнь города и сочувственно указывая на тяжёлое положение бедноты, он говорит: «А богатые-то что делают? …Вы думаете, они дело делают либо богу молятся? Нет, сударь! И не от воров они запираются, а чтоб люди не видали, как они своих домашних едят поедом да семью тиранят! И что слёз льётся за этими запорами, невидимых и неслышимых!»

Островский беспощадно-правдиво рисует тёмный быт и «жестокие нравы» города Калинова, и произвол местных самодуров, и мертвящий домостроевский уклад семейного быта, приводящий молодое поколение к бесправию и забитости, и эксплуатацию беззащитного трудящегося люда богачами, и власть религиозных суеверий в купеческой среде, и ненависть столпов «тёмного царства» ко всему новому, и вообще мрак и рутину, нависшие над бытом «тёмного царства».

Пьеса «Гроза», которая по жанру задумывалась как комедия , была написана А. Н. Островским в 1859 году. Произведение вначале не предполагало трагической развязки, но в процессе написания помимо конфликта отдельной личности явно проявилась социально обличительная направленность. Как писал пьесу «Гроза» Островский, краткое содержание по действиям предлагаем вашему вниманию.

Вконтакте

Характеристика произведения

  1. К какому литературному жанру (повесть или рассказ) принадлежит произведение «Гроза»?
  2. Сколько действий в пьесе «Гроза»?
  3. Кратко: что легло в основу сюжета драмы «Гроза»?

«Гроза» — пьеса в пяти действиях, по определению автора — драма, но, обладающая жанровым своеобразием:

  • это трагедия , так как конфликтность ситуации приводит к трагическим последствиям;
  • присутствуют элементы комизма (невежественные рассуждения персонажей пьесы);
  • драматизм событий усиливается повседневной обыденностью происходящего.

Место, где разворачиваются основные действия пьесы, было выбрано Островским не случайно. Город Калинов – это собирательный образ волжских городов и сел, красотой которых был очарован драматург.

Но великолепие бесконечных водных просторов, неброская прелесть природы не в силах затмить жестокость, равнодушие, ханжество, невежество и самодурство, царящие за фасадами нарядных домов.

Произведение, как это сейчас принято говорить, «основано на реальных событиях ». В зажиточной московской купеческой семье Клыковых невестка совершила самоубийство, бросившись в Волгу, не выдержав попреков и притеснений со стороны свекрови, не найдя защиты у мужа и страдая от тайной любви к другому мужчине.

Именно эта трагедийность действий является основной сюжетной линией произведения. Однако, если бы Островский только ограничился перипетиями в жизни молодой женщины, сочинение не имело бы столь оглушительного успеха и не вызвало такой резонанс в обществе. Здесь обрисован и обличен конфликт между старыми традициями и новыми веяниями , невежеством и прогрессом, вольнолюбием и дикостью мещанского мира.

Знакомство с персонажами произведения

Рассказ о драматических событиях в форме пьесы автор написал для сценического исполнения. А любой сценарий начинается с описания действующих лиц.

Главные герои

  • Катерина – молодая женщина приятной наружности, богобоязненного и кроткого нрава , с трепетной душой и чистыми помыслами. Невестка в семье купцов Кабановых.
  • Борис – образованный молодой человек, воспитывавшийся в другой среде, приехал на содержание и в работу к дяде. Страдает от окружающей действительности. Тайно влюблен в Катерину .
  • Кабаниха (Кабанова Марфа Игнатьевна) – состоятельная вдовствующая купчиха. Властная и деспотичная женщина , ханжески прикрывающая своё тиранство почитанием старших.
  • Тихон Кабанов – муж Катерины и сын Кабанихи – мягкотелый, безвольный человек , полностью подчиненный воле матери.

Действующие лица

  • Варвара – сестра Тихона, дочь Кабанихи. Девушка «себе на уме», живущая по принципу «лишь бы было всё шито-крыто». Впрочем, добра к Катерине .
  • Кудряш – Варварин ухажёр.
  • Дикой Савел Прокофьевич – влиятельный купец в городе. Основные черты характера – грубость, хамство и невоспитанность , особенно к подчиненным.
  • Кулигин – местный умелец, мечтающий привнести в город прогрессивные идеи.
  • Феклуша – странница, темная и необразованная .
  • Барыня – сумасшедшая старуха, посылающая женщинам проклятия.
  • Глаша – служанка у Кабановых .

Немаловажное значение в пьесе играет такое образное понятие, как гроза – предвестник очистительной бури для одних и божье предостережение для других.

Важно! Следует помнить, что пьеса была написана Островским в предреформенные годы (1861 — год ). В царил дух подъема, ожидания кардинальных перемен, и именно в эту пору драматург пишет о пробуждении личности, в чем впоследствии Добролюбов увидит «что-то освежающее и ободряющее».

Для более детального ознакомления с тонкостями сюжетных линий каждого действия пьесы Островского «Гроза», ниже представлено их краткое содержание.

Действие 1

Волжский берег, общественный сад на переднем плане. Кулигин приходит в восторг от открывающихся видов. Рядом неспешно прогуливается Кудряш с приятелем. Приглушенно слышна ругань Дикого, которая никого не удивляет – это привычное явление . В этот раз он распекает своего племянника Бориса. Кудряш соболезнует незавидной участи родственника Дикого, который вынужден терпеть притеснения дядьки – тирана. Сам он один из немногих, кто может дать отпор грубияну: «Он слово, а я десять; плюнет, да пойдет».

Бранная речь слышна всё отчетливее – Савел Прокофьевич с племянником приближаются к присутствующим. Отведя душу, накричавшись, Дикой уходит. Борис объясняет причину своего вынужденного смирения: они с сестрой после смерти родителей остались сиротами . Бабушка в Калинове отписала внукам по достижению совершеннолетия наследство, и достанется оно им при условии почтительного и уважительного отношения к дяде . Кулигин уверяет, мол, это утопия: Дикого никто не ублажит. Борис уныло соглашается: и так он трудится на дядю задарма, а проку нет. Ему дико и душно в Калинове – совсем не такое воспитание и образование дали сестре и Борису их родители, проживая ранее в первопрестольной столице.

Входят Феклуша с горожанкой. Богомолка нахваливает красоты города, превознося благочинность и добродетели купеческого сословия, отметив семейство Кабановых. После ухода женщин Кулигин поминает недобрым словом прославляемую Кабаниху за её ханжество и домашнюю тиранию . Он делиться с Борисом своими мыслями об изобретении «перпетум-мобиля». За вечный двигатель дают большие деньги, которые можно употребить на пользу общества. Но нет средств на детали – вот такой замкнутый круг. Борис, оставшись в одиночестве, сочувствует Кулигину, но, вспомнив о своей злосчастной доле, тоже покидает сад.

Появляется Кабаниха с семейством: сын Тихон с женой Катериной и Варвара Кабанова. Купчиха изводит сына обвинениями в его излишней любви к жене и непочтительном отношении к матери. Слова предназначены Тихону, но явно направлены и против невестки. Тихон всячески оправдывается, жена пытается его поддержать , чем вызывает бурю негодования свекрови и новую волну обвинений в адрес Тихона, дескать, жену не может держать в строгости, так и до любовника недалеко.

После ухода матери Тихон набрасывается на Катерину, обвиняя её в упреках матушки. Не желая слушать возражений жены, уходит к Дикому залить неприятности водочкой.

Обиженная женщина жалуется свояченице на непростое житьё у свекрови , вспоминает как хорошо, чисто и привольно жилось ей у родной матушки: «летом схожу на ключок, умоюсь, принесу водицы и все, все цветы в доме полью».

Благолепие сплошное было – вышивание золотом, молитвы церковные, рассказы странниц.

В мужнином доме всё не то . Катя признается Варваре, что посещают её мысли дурные, греховные, которые никакими молитвами она прогнать не в силах. А на сердце у неё думы об одном человеке .

Тут появляется ненормальная барыня, которая осыпает девушек проклятиями, обещая им за греховную красоту адовы муки. Слышатся раскаты грома, приближается гроза, и девушки спешно убегают.

Действие 2

Начинается 2 действие в доме Кабановых. Феклуша с Глашей расположились в комнате. Странница, наблюдая за работой служанки, рассказывает той, что творится на белом свете. И хоть повесть её изобилует враньем и невежеством , Глаша внимательно и с интересом слушает россказни Феклуши, для неё это единственный источник информации.

Появляются Катерина и Варвара. Они помогают снаряжать Тихона в недельную деловую поездку в другой город. Феклуша уже ушла, Варвара отсылает служанку с вещами к лошадям. Катерина вспоминает давнюю детскую историю, когда она сбежала к реке от обиды на что-то, уплыла в лодке и потом нашли её за десять верст. Это свидетельствует о решительности её характера — несмотря на кротость девушки, обиды она терпит до поры до времени. Варвара выпытывает у Катерины, кто же тот человек, по которому ноет её сердце. Это Борис Григорьевич – племянник Савела Прокофьевича . Варя уверяет Катерину, что и мужчина испытывает к молодой женщине чувства, а после отъезда мужа нужно устроить влюбленным встречу . Женщина пугается и решительно открещивается от этого предложения.

Заходят Кабаниха с сыном. Она продолжает делать наставления Тихону, как вести себя в городе, какие указания сделать жене в своё отсутствие: слушать свекровь, ни в чем ей не перечить , не сидеть барыней без работы, не переглядываться с молодыми парнями. Тихон, конфузясь, произносит вслед за матерью эти наказы. Затем их оставляют одних. Катерина, будто предчувствуя беду , просит Тихона не бросать её одну или взять с собой в город. Но Тихон, измученный придирками матери, рад хоть кратко, хоть ненадолго вырваться на волю.

Сцена прощания. Катерина обнимает мужа, чем вызывает недовольство свекрови, дескать, попрощаться-то, как следует, не умеет.

Затем Кабаниха долго разглагольствует о том, что после ухода стариков – последних ревнителей старины неизвестно, как будет свет белый стоять.

Оставшись одна, Катя вместо успокоения приходит в полное смятение и мыслей . Сколько не нагружала она себя работой, сердце было не на месте.

Тут Варвара подталкивает её к встрече с Борисом. Сделав подмену ключа от садовой калитки, Варя вручает его Катерине. Та пытается противиться этим действиям, но потом сдается.

Действие 3

Кабанова и Феклуша на скамейке перед домом купчихи. Ропщут на суетность жизни в больших городах, радуются тишине и спокойствию в собственном городишке. Появляется Дикой , он во хмелю. По своей привычке, распалившись, начинает грубить Кабанихе , но та его быстро осаживает. Дикой оправдывается тем, что его расстроили с утра работники, требуя расчет, а ему это – что нож острый в сердце. Поостыв в беседе с Кабанихой, уходит.

Борис давно не видел Катерину и опечален этим обстоятельством. Рядом стоит Кулигин, размышляет о тяжкой доле бедных, которым не до красот природных – они в нужде, да в работе, а богатые огородились высокими заборами с собаками, да и думают, как обворовать сирот и бедных родственников. Подходят Кудряш с Варварой. Они обнимаются, целуются. Девушка извещает Бориса о предстоящей встрече с Катериной и определяет место в лощине.

Ночью, придя на место свидания, Борис встречает играющего на гитаре Кудряша и просит того уступить ему место, но Кудряш упирается, мотивируя тем, что это место давно «пригрел» для встреч с подругой.

Тогда Борис сознается, что у него здесь назначено свидание с замужней дамой. Кудряш догадывается, о ком идет речь и предостерегает Бориса, ведь замужние женщины подневольны.

Приходит Варвара и уводит Кудряша. Влюбленные остаются наедине.

Катерина говорит Борису о загубленной чести, о божьей каре, но потом они оба отдаются во власть чувств . Десять дней отсутствия мужа проходят в единении с любимым.

Действие 4

Частично разрушенная галерея, стены её разрисованы картинами Страшного суда. Здесь люди скрываются от начавшегося дождя. Кулигин упрашивает Савела Прокофевича сделать пожертвования для установки башенных часов в саду и громоотовода. Дикой ругается, обзывая Кулигина безбожником , ибо гроза – это кара господня и не спастись от неё никакими железяками.

После возвращения Тихона домой Катерина пребывает в полном смятении. Варвара пытается её образумить и учит не подавать никакого вида. Сама-то она давно поднаторела в хитростях и обманах. Не добившись желаемого, Варя докладывает Борису о состоянии Кати.

Слышны раскаты грома. Выходит семейство Кабановых в полном составе. Тихон, замечая странное состояние жены , шутливо просит её покаяться в грехах. Заметив, как побледнела Катерина, сестра обрывает шутку брата. К ним приближается Борис. Катя на грани обморока . Варя подает сигнал молодому человеку, чтобы тот удалился.

Тут появилась Барыня и начала стращать молодок за грехи тайные, и Катерина не выдерживает – в исступлении признается в тайной связи с другим мужчиной на протяжении всех десяти дней. Сцена покаяния главной героини – это кульминация в пьесе.

Действие 5

Снова набережная Волги, городской сад. Смеркается. К сидящему на скамейке Кулигину подходит Тихон. Он раздавлен признанием Катерины и посылает в её адрес то пожелания лютой смерти, то начинает жалеть её.

Кабаниха дома точит невестку, словно ржа, Катя же бессловесная и безответная бродит по дому, будто тень. Всё неладно в семье Кабановых, даже Варя с Кудряшом сбежала из дому.

Но Тихон надеется на благоприятный исход – ведь любовник по велению дядюшки ссылается на целых три года в Сибирь. Приходит Глаша и сообщает, что Катерина пропала .

Катерина одна, тихо бредёт, разговаривая сама с собой. Она уже решила расстаться с жизнью , хоть это и великий грех. Одно её удерживает – желание увидеть напоследок любимого и получить от него прощение за то, что навлекла на него несчастья. Борис приходит на зов возлюбленной. Он ласков с ней, говорит, что не держит на неё зла, но судьба разлучает их, а увезти чужую жену с собой он не в праве. Катерина плачет и просит, чтобы Борис в дороге раздавал нищим милостыню на помин её души. Сама идет к берегу.

Кулигин, Кабаниха и Тихон наблюдают за поисками пропавшей Катерины. Люди с фонарями обшаривают берег. Тихон в смятении от страшных предположений, Кабаниха же обвиняет невестку в желании привлечь к себе внимание. Слышны голоса с побережья: «Женщина в воду бросилась!» Тихон пытается бежать туда, но матушка не пускает, обещая проклянуть. Приносят утопленницу. Катерина прекрасна и после смерти . Кабанов обвиняет мать в гибели жены.

Островский А Н - Гроза краткое содержание

Гроза.А.Н.Островский (краткий анализ)

Под занавес

После первой постановки пьесы на сцене Малого театра зрители была в восторге , пресса пестрела хвалебными заметками, сюжет драмы поразил искушенную публику. Известные критики не преминули отразить произведение в своих рецензиях. Так критик Аполлон Григорьев, написав письмо И.С. Тургеневу, охарактеризовал фабулу драмы, как «обличение самодурства нашей жизни , и в этом значение автора, его заслуга, как художника, в этом сила его действия на массу».

«Гроза» А.Н. Островского - значительное и мощное произведение русской Оно приковывает к себе внимание интереснейшими событиями, происходящими в пьесе, и своей непростой проблематикой. Сама драма не раз была экранизирована, пользовалась значительным успехом у зрителей. Образ города Калинова, в котором происходит действие, символизирует собой заколдованный замкнутый круг, из которого невозможно вырваться, не изранив души и сердца.

История создания «Грозы» Островского

И. С. Тургенев отзывался об этом произведении весьма положительно, с особенным трепетом и восторгом подчеркивал огромный писательский талант А.Н.Островского. История создания «Грозы» Островского восходит к общественно-политической ситуации в стране в период пятидесятых - шестидесятых годов XIX века. Это был переломный момент в истории и общественной мысли. В тот период стало появляться все больше литературы обличительного характера, и творчество А.Н. Островского пришлось ко времени. Темы, которые тогда пользовались популярностью и вызывали значительные споры: крепостное право, положение женщины в обществе и разночинная интеллигенция. А.Н. Островский в «Грозе» поднимает не менее актуальную тему - домашней тирании, господства денег над жизнью и значением человека.

Годом написания драмы считается 1859-й, тогда же появились первые постановки пьесы в лучших и Петербурга. В печати произведение появилось годом позже (1860). История создания «Грозы» Островского показывает, что произведение максимально полно отразило общественно-политическую мысль того времени.

Смысл названия

Если обратиться к смысловой нагрузке драмы, то ее название отражает основное состояние главных героев. Весь город Калинов живет в напряжении, которое случается также и при ожидании грозы как природного явления: везде царит духота, не хватает свежего воздуха. Настолько же мучительна жизнь городских обывателей: многие находятся в подавленном состоянии, под гнетом домашней тирании. Гроза должна принести облегчение и освобождение. Герои ищут выход из сложной ситуации, но не умеют действовать самостоятельно, слушать голос собственного сердца. В изображении таких характеров настоящим мастером оказался А.Н. Островский («Гроза»). История драмы максимально подчеркивает невозможность решить проблему мирным путем и тщетность таких попыток.

Композиционно-идейная составляющая

Драма состоит из пяти действий, причем между третьим и четвертым действиями проходит десять дней. Всю пьесу условно можно разделить на четыре части: мучительное ожидание, сопровождаемое томлением и страданием, подготовка к развязка. Множество споров у исследователей вызывает гибель Катерины. Смогла бы она жить дальше в том обществе, которое ее окружало, или нет? История создания «Грозы» Островского доказывает, что автор хотел показать сильную личность, способную подняться над обстоятельствами собственной жизни, потому он и наделяет главную героиню цельностью натуры, несгибаемой волей и

Действительно, гибель Катерины предрешена. Если бы она не погибла по собственному решению, то ее задавили бы жестокие нравы, царящие в городе Калинове. Ей пришлось бы сломать свою свободолюбивую натуру и подстроиться под порядки общества. Все ее внутреннее существо, душа противились этим порядкам. Поэтому смерть для нее становится выходом, избавлением от гнетущих страданий и страха. Сердце Катерины - вольная птица, которую она отпускает на волю.

Катерина

Проникновенно рисует непростую картину жизни главной героиниОстровский («Гроза»). Анализ этого произведения показывает, что Катерина до замужества жила в любящей семье, где все уважали личный выбор и свободу друг друга. С замужеством Катерина утратила связь с родными и потеряла свободу. Оттого ей так одиноко и тошно в доме Кабановых, оттого она никак не может привыкнуть к его устоям, предается воспоминаниям о былом: «Такая ли я была? Я жила, ни о чем не тужила, точно птичка на воле!»

Сильна или слаба главная героиня? Был ли у нее выбор? Что явилось решающим событием, подвигнувшим ее к самоубийству? Невозможность изменить свою жизнь, быть рядом с любимым человеком, неумение найти выход из сложившейся ситуации, собственное стремление к свободе привели ее к этому действию. Мы видим, что самоубийство совершается от отчаяния, это не обдуманное и хладнокровное решение, однако оно намеренное. По отношению к самой себе, своим мечтам героиня совершает слабость, в то время как обществу, которое ее осуждает, она не покорилась и самоубийством подчеркивает свою индивидуальность характера.

«Тёмное царство»

Сюда можно отнести представителей старого общества с его жесткими моральными устоями. Это Савел Прокофьевич Дикой, Марфа Игнатьевна Кабанова. Эти люди уже никогда не изменятся: в них настолько укоренились старые привычки и мировоззрение, что они находят смысл жизни в том, чтобы поучать молодых, ругать современные нравы.

Дикой получает удовольствие, когда тиранит своих домашних: никто слова ему поперек сказать не смеет. Он недоволен буквально всем, и никто ему угодить не может. Кабанова (Кабаниха) навязывает свою волю сыну и невестке, категорически отказывается принимать чужую точку зрения, отличную от своей собственной.

Тихон Кабанов

Сын Марфы Игнатьевны Кабановой, слабый и безвольный человек. От маменькиного слова ни на шаг не отойдет, самостоятельного решения принять не в силах. Беззащитным, трусливым рисует его Островский. «Гроза», характеристика героя свидетельствует об этом, подчеркивает приспособленческие качества характера Тихона и его полное растворение под волей матушки.

Варвара, сестра Тихона

Незамужняя девушка, дочь Кабановой. Ее девизом является утверждение: «Делай что хочешь, но так, чтобы шито-крыто было».

Особенно ее никак не выделяет Островский. «Гроза», анализ произведения свидетельствует об этом, всячески противопоставляет своевольную натуру Варвары и чистоту души Катерины. Варвара добивается своего хитростью и вольнодумством, а Катерина во всем предпочитает правду.

Борис

Племянник Дикого, живет у него в доме из милости. Молодой парень привык слушать выражение недовольства и наставления своего дядюшки, но если быть внимательными, то можно увидеть, как глубоко ранят его укоры Дикого, насколько ему неприятны ложь и лицемерие. Неспособность Бориса противостоять воле власть имеющего Дикого как нельзя лучше подчеркивает произведение «Гроза». Островский сочувствует Борису. Природная деликатность героя не позволяет ему спорить с дядей, отстаивать свою точку зрения. Так или иначе, но Борис тоже является жертвой жестоких нравов, господствующих в городе Калинове.

Образы в «Грозе» Островскогоне отличаются особенным многообразием: Кабаниха, Дикой, Варвара, Тихон, Борис - все, как один, умеют приспосабливаться. Одни подавляют, другие подчиняются. Им всем противопоставлена Катерина - молодая женщина, сохранившая в себе цельность натуры и силу духа. Таким образом, оказывается весьма неоднозначнымпроизведение «Гроза». Островский оправдывает Катерину за ее слабость в том, что она жертвует своей жизнью, но наделяет ее мужеством и самоотверженностью. Не только частный случай, а гибель России, ее невозможность жить по старым порядкам, которые приводят к краху, изображает автор.

ИСТОРИЯ СОЗДАНИЯ ПЬЕСЫ

Пьеса была начата Александром Островским в июле 1859 года, а закончена 9 октября. Рукопись пьесы хранится в Российской государственной библиотеке.

В 1848 году Александр Островский отправился с семьёй в Кострому, в усадьбу Щелыково. Природная красота Волжского края поразила драматурга и тогда он задумался о пьесе. Долгое время считалось, что сюжет драмы Гроза были взяты Островским из жизни костромского купечества. Костромичи в начале XX века могли с точностью указать на место самоубийства Катерины.

В своей пьесе Островский поднимает проблему перелома общественной жизни, произошедшего в 1850-е годы, проблему смены общественных устоев.

Символизмом наделены имена героев пьесы: Кабанова - грузная, тяжёлого характера женщина; Кулигин - это «кулига», болото, некоторые его черты и имя имеют сходство с именем изобретателя Кулибина; имя Катерина обозначает «чистая»; противопоставляемая ей Варвара - «варварка ».

СМЫСЛ НАЗВАНИЯ ДРАМЫ ГРОЗА

Название драмы Островского «Гроза» играет большую роль в понимании этой пьесы. Образ грозы в драме Островского необычайно сложен и многозначен. С одной стороны, гроза - непосредственный участник действия пьесы, с другой стороны - символ идеи этого произведения. Кроме того, образ грозы имеет столько значений, что освещает почти все грани трагической коллизии в пьесе.

Гроза играет важную роль в композиции драмы. В первом действии - завязка произведения: Катерина говорит Варваре о своих мечтах и намекает на свою тайную любовь. Почти сразу после этого надвигается гроза: «... вон никак гроза заходит...» В начале четвертого действия тоже собирается гроза, предвещая трагедию: «Уж ты помяни мои слова, что эта гроза даром не пройдет...»

А разражается гроза только в сцене признания Катерины - в кульминации пьесы, когда героиня говорит о своем грехе мужу и свекрови, не стыдясь присутствия других горожан. Гроза непосредственно участвует в действии как реальное явление природы. Она влияет на поведение персонажей: ведь именно во время грозы Катерина признается в своем грехе. Даже говорят о грозе, как о живой («Дождь накрапывает, как бы гроза не собралась?», «А так на нас и ползет, так и ползет, как живая!»).

Но гроза в пьесе имеет и переносное значение. Например, Тихон называет грозой ругань, брань и выходки своей матери: «Да как знаю я теперича, что недели две никакой грозы надо мной не будет, кандалов этих на ногах нет, так до жены ли мне?»

Примечателен и такой факт: Кулигин - сторонник мирного искоренения пороков (он хочет высмеять дурные нравы в книге: «Я было хотел все это стихами изобразить...»). И именно он предлагает Дикому сделать громоотвод («дощечку медную»), который служит здесь аллегорией, ведь мягкое и мирное противостояние порокам путем их обличения в книгах - это своеобразный громоотвод.

Кроме того, воспринимается гроза всеми персонажами по-разному. Так, Дикой говорит: «Гроза-то нам в наказание посылается». Дикой заявляет о том, что люди должны бояться грозы, а ведь его власть и самодурство основаны именно на страхе людей перед ним. Свидетельство тому - судьба Бориса. Он боится не получить наследство и поэтому покоряется Дикому. Значит, Дикому выгоден этот страх. Он хочет, чтобы все боялись грозы, как и его самого.

А вот Кулигин относится к грозе иначе: «Каждая теперь травинка, каждый цветок радуется, а мы прячемся, боимся, точно напасти какой!» Он видит в грозе живительную силу. Интересно, что не только отношение к грозе, но и принципы Дикого и Кулигина разные. Кулигин осуждает образ жизни Дикого, Кабановой и их нравы: «Жестокие нравы, сударь, в нашем городе, жестокие!..»

Так образ грозы оказывается, связан с раскрытием характеров персонажей драмы. Катерина тоже боится грозы, но не так, как Дикой. Она искренно верит в то, что гроза является карой божьей. Катерина не рассуждает о пользе грозы, она боится не наказания, а грехов. Ее страх связан с глубокой, сильной верой и высокими нравственными идеалами. Поэтому в ее словах о боязни грозы звучит не самодовольство, как у Дикого, а скорее раскаяние: «Не то страшно, что убьет тебя, а то, что смерть тебя вдруг застанет, как ты есть, со всеми твоими грехами, со всеми помыслами лукавыми...»

Сама героиня тоже напоминает грозу. Во-первых, тема грозы связана с переживаниями, душевным состоянием Катерины. В первом действии собирается гроза, будто предвестие трагедии и как выражение смятенной души героини. Именно тогда Катерина признается Варваре, что любит другого - не мужа. Гроза не потревожила Катерину во время свидания с Борисом, когда она почувствовала вдруг себя счастливой. Гроза появляется всякий раз, когда бури бушуют в душе самой героини: сказаны слова «С Борисом Григорьевичем!» (в сцене признания Катерины) - и вновь по ремарке автора раздается «удар грома».

Во-вторых, признание Катерины и ее самоубийство было вызовом силам «темного царства» и его принципам («шито-крыто»). Сама любовь, которую Катерина не стала скрывать, ее стремление к свободе - это тоже протест, вызов, прогремевший над силами «темного царства», словно гроза. Победа Катерины в том, что пойдут слухи о Кабанихе, о роли ее в самоубийстве невестки, не удастся скрыть правду. Даже Тихон начинает слабо протестовать. «Вы ее погубили! Вы! Вы!» - кричит он матери.

Итак, «Гроза» Островского производит, несмотря на свою трагичность, освежающее, ободряющее впечатление, о котором говорил Добролюбов: «...конец (пьесы)... кажется нам отрадным, легко понять почему: в нем дан страшный вызов самодурной силе...»

Катерина не приспосабливается к принципам Кабановой, она не захотела лгать и слушать чужую ложь: «Ты про меня, маменька, напрасно это говоришь...»

Гроза тоже не подчиняется ничему и никому - она бывает и летом, и весной, не ограничиваясь временем года, как осадки. Недаром во многих языческих религиях главным богом является громовержец, повелитель грома и молнии (грозы).

Как и в природе, гроза в пьесе Островского соединяет в себе разрушительную и созидательную силу: «Гроза убьет!», «Не гроза это, а благодать!»

Итак, образ грозы в драме Островского многозначен и неодносторонен: он, символически выражая идею произведения, вместе с тем непосредственно участвует в действии. Образ грозы освещает практически все грани трагической коллизии пьесы, поэтому смысл названия становится так важен для понимания пьесы.