Макияж. Уход за волосами. Уход за кожей

Макияж. Уход за волосами. Уход за кожей

» » Лютая смерть грешников: евангельские Ироды, Фрейд, Дидат. «Смерть грешников люта

Лютая смерть грешников: евангельские Ироды, Фрейд, Дидат. «Смерть грешников люта

Послушник Роман – он постоянно крутился в храме, ставил свечки, поправлял лампадки. Однажды во время богослужения клирос пропел стихиру: «Придите, празднолюбцы вси и чистоты рачители». Протирая руки тряпочкой, неспешно подойдя ко мне, Роман спросил, хитро прищурив глаза: «А кто это празднолюбцы?» Категорически махнув головой, я ответил: «Вси». – «Ах, вот оно как!»

Отец Илиодор – этот иеродиакон любил демонстрировать широту своих вокальных возможностей: то он рычал на низких нотах перед чтением Евангелия, то забирался под самый потолок своих голосовых возможностей, например, на литии во время утренней, и кричал так громко, что начинали дребезжать стеклянные подвески паникадила. Тогда он с удовлетворением оглядывался на еще подрагивающую люстру. В громогласности и широте диапазона отцу архидиакону не было равных. Перекричать его мог только отец Трифон, и то в короткое время своей гиперактивности.

Но вот к нам в обитель прислали на исправление московского иерея с Афонского подворья. Это был человек с нестабильной психикой, вспыльчивый, неуравновешенный, склонный ко всякого рода чудачествам. Раз они вместе с отцом Илиодором служили литургию, и когда отец диакон внушительно на очень низких нотах возгласил: «От Луки святаго Евангелия чтение», из алтаря ему прилетело на тон ниже: «Вонмем». Отец Илиодор сразу сник и уже нормальным голосом зачитал дневное Евангелие.

Не знаю, почему так сложилось, но я терпеть не мог общественных мероприятий, начиная с чина о панагии и кончая общими послушаниями вроде уборки картофеля или сенокоса. Как-то проходя мимо, увидел отдыхающую на сеновале братию, четверо или пятеро священнослужителей удобно развалились на копнах сена, а отец Зосима с выражением и в лицах читал «Тараса Бульбу».

Иеромонах Зосима проживал в городе Калуга, там работал таксистом, затем был рукоположен в иереи, после этого принял монашество. Это был огромный человечище, почти полностью седой, с длинной бородой. Нес скитское послушание, иногда приходил в монастырь и кричал на клиросе. Запомнилась его одна проповедь, я знал, что он к ней тщательно готовился, в качестве руководства использовал настольную книгу священнослужителя. И вот настал его час. Проповедь была о смерти и участи праведников и грешников.

Небольшой кусочек проповеди я запомнил почти дословно: «Смерть грешников люта. А вот праведник с улыбкой жил, с улыбкой помер. Душа отлетела, улыбка осталась».

Мы от смеха просто расползлись по клиросу, особенно эти устрашающие интонации: «Смерть грешников люта!» – и грозный взгляд поверх очков.

Как-то отец Зосима заболел, вроде ангиной. Я решил его навестить, взяв с собой небольшой сбор из трав. Отец Зосима встретил меня неприветливо: «Тебе чего?» – просипел он мне. «Вот, – говорю, – ромашку принес». – «Какую ромашку? Скажи Илариону, чтобы он принес мне спиртное». На этом посещение закончилось.

Отец Федор еще до монастыря много лет священствовал, он был хорошим травником, и вся его келья была буквально завалена различными вениками. Как-то случилось, что он упал и сломал руку. В Козельске в военном госпитале установили перелом со смещением и предложили ему то ли вправить перелом, то ли снова ломать руку. Но отец Федор категорически отказался, несмотря на то, что врачей поддержал схиигумен Илий, настоятельно рекомендуя последовать их советам, на что отец Федор ответил, что будет лечиться травками. Рука срослась нормально, и в дальнейшем отец Федор не высказывал никаких жалоб.

Он очень любил беседовать на тему фитотерапии и помогать страждущим. Как-то раз мы шли с отцом Федором вдоль стен монастыря и наткнулись на небольшой куст цикория. Тогда я совершенно не разбирался в травах, поэтому на игривый вопрос отца Федора: «А это что за растение?» – помедлив, ответил – василек. Отец Федор, выпучив глаза, чуть не задохнулся от возмущения, потом он многим пересказывал эту ситуацию, заканчивая фразой: «Представьте себе, василек!»

У меня некоторое время в монастыре были проблемы с сердцем, и отец Федор всячески пытался мне помочь. Как-то вечером он воодушевленно постучался в дверь моей кельи. Потрясая небольшой книжицей, он торжествующе сказал: «Вот нашел! Когда никакие средства не помогают, рекомендуют вот это», – и протянул мне тыквенные семечки. «Ну, – подумал я, – не выздоровею, хоть погрызу чуть-чуть».

Случилось мне нести послушание в трапезной дежурным во время обеда. Каждому присутствующему полагалось по одному куриному яйцу, и оно лежало возле тарелки. Когда трапеза уже началась, ко мне подходит помощник повара и объясняет ситуацию, а именно что могут попасться протухшие яйца, и чтобы я шел и персонально каждому из братии об этом объявил. Но я ответил в стиле: «Тебе надо, ты и говори». Этот послушник Сергий Мороз так и сделал.

В конце трапезы меня подзывает монах Силуан и извиняясь говорит: «Слушай, я не знал, что это яйцо протухшее, и я его съел. Можно мне нормальное?»

Кивнув головой и внутренне хохоча, я пошел на кухню и пересказал наш разговор послушнику Сергию. Ничтоже сумняшеся он вручил мне яйцо. Вот такой цирк.

Закончу я эту тему совсем не веселой историей. Весной 1991 года из монастыря был выгнан иеродиакон Серафим – за что, толком непонятно, но вполне вероятно, за подозрения в связях с представительницами женского пола. Это был человек исключительной душевности, почти слепой, он, обладая прекрасным голосом, иногда регентовал на клиросе. Если он служил всенощную или утреннюю службу, ему обычно поручали кадить храм на девятой песне. Когда он мелодично возглашал: «Богородицу и Матерь Света в песнех возвеличим», – отец Феодосий хватался за сердце и в восхищении шептал: «Да что же он делает!» Отец Серафим был молодым человеком, вряд ли ему было более 30 лет, вокруг него крутились паломницы, которых он, видимо, наставлял.

Почему я считаю возможным неправильность его изгнания? Уже значительно позже был похожий случай с иеродиаконом Иларионом, когда вне богослужения в храме к нему стала приставать одна из постоянно живущих возле монастыря женщин. Он с ней обошелся весьма грубо и, видимо, обидевшись, она оклеветала отца Илариона. Отец Венедикт не стал разбираться, он вызвал иеродиакона и сослал его в Пафнутьев-Боровский монастырь.

Источник аудио


Смерть грешников люта (Пс. 33)

В молитвах к Богу православных христиан имеется обращение и просьба о даровании кончины жизни, безболезненной, непостыдной, мирной и доброго ответа на страшном судище Христовом. Богоборец и предатель Родины Ленин уходил из жизни в страшных мучениях и страданиях. В полупомешанном состоянии и лишенный речи, он продолжительно и болезненно переживал агонию, пока не наступил конец. В официальных изданиях кратко сообщалось, что "Ленин умер от кровоизлияния в мозг". Истинный диагноз болезни скрывался.

В настоящее время в результате изучения документов и архивных материалов приоткрыты некоторые подробности болезни и смерти ЛенинаВ настоящее время в результате изучения документов и архивных материалов приоткрыты некоторые подробности болезни и смерти Ленина. Так, стало известно, что один из старейших и опытнейших невропатологов профессор Штрюмпель после осмотра Ленина решительно заявил: "У больного сифилитически воспалены внутренние оболочки артерий". С научной достоверностью известно, что Ленин действительно в молодости болел венерической болезнью.

По заключению доктора В.М. Зернова мозг Ленина представлял из себя характерную ткань, переродившуюся под влиянием сифилитического процесса. Такого же мнения был и академик И.П. Павлов. Он утверждал, что Ленин был болен сифилисом, и что об этом было запрещено говорить под угрозой смерти. Не вызывает сомнения, что материалы анализов крови были изъяты из архива и уничтожены для того, чтобы скрыть истинный диагноз .

Из записки Сталина членам политбюро узнаем, что Ленин хотел покончить жизнь самоубийством.

Секретарь Сталина Б. Бажанов в своих воспоминаниях дает объективную информацию, которая исходила от врачей. Он писал: "Врачи были правы: улучшение здоровья Ленина было кратковременным. Нелеченный в свое время сифилис был в последней стадии".

Доктор В. Флеров заключает: "...В медицинской литературе, описано немало случаев, когда первая и вторая стадии сифилиса протекали незаметно и только явления третьей стадии вели к установлению диагноза. Вероятно, так могло бы быть с Лениным: замедленный наследственный или приобретенный сифилис прошел незаметно:. Советские органы фальсифицировали диагноз и результат вскрытия".

Ленин не представлял свою жизнь без власти, но по состоянию здоровья теперь он мог выполнять лишь роль идола для поклоненияЛенин не представлял свою жизнь без власти, но по состоянию здоровья теперь он мог выполнять лишь роль идола для поклонения. 10 марта 1923 года Ленин после двухчасового припадка потерял всякую возможность общаться и мыслить, лишился речи, полностью была парализована правая рука, непослушна была и левая, плохо стал видеть .

Между тем 26 апреля Пленум ЦК РКП(б) избирает его членом Политбюро. "Вождь мирового пролетариата" не возражает. Далее нечто похожее на комический спектакль. 6 июля постановлением ВЦИК Союза СССР он избирается главой советского правительства.

Страшные фотографии последних месяцев жизни - облик долгой агонии человека. После удара 10 марта Ленина решили лечить интернациональными силами, пригласили лучших специалистов - медиков из разных стран и из России. Однако наказание Божие было неотвратимо.

11 марта. "...Доктор Кожевников зашел к Владимиру Ильичу... Он делает попытки что-то сказать, но раздаются негромкие, нечленораздельные звуки...."

Как значительное улучшение состояния Кожевников констатировал то, что Ленин "начал учиться говорить...." По данным медицинских записей после 10 марта лексикон Ленина был крайне ограничен: "вот", "веди", "иди", "идите", "оляля". Как правило, использование отдельных слов было случайным, и хотя порой они многократно повторялись, не несли никакой смысловой нагрузки. Крупская использовала разрезную азбуку, элементарные дидактические упражнения, самые простейшие способы обучения речи.

Однако весь словесный материал совершенно не сохранялся в памяти Ленина, и без помощи жены он не мог сам повторить ни единого слова из того, что произносил вслед за Надеждой Константиновной.

Художник Ю. Анненков, сделавший портрет Ленина еще в 1921 году с натуры, писал: "в декабре 1923 года Л.Б. Каменев повез меня в Горки, чтобы я сделал портрет, точнее, набросок больного Ленина. Нас встретила Крупская. Она сказала, что о портрете и думать нельзя. Действительно, полулежавший в шезлонге, укутанный одеялом и смотревший мимо нас с беспомощной, искривленной младенческой улыбкой человек, впавший в детство, мог служить только моделью для иллюстрации его страшной болезни, но не для портрета".

Крупская пыталась восстановить с азов способность не только речи, но и письма. Первые слова, выведенные рукой Ленина, которой водила его жена, были "мама" и папа".

Как покажет последующее вскрытие, мозг Ленина был поврежден болезнью в такой степени, что для многих специалистов было удивительно, как он мог даже элементарно общаться. Наркомздрав Семашко утверждал, что склероз сосудов был столь сильным, что при вскрытии по ним стучали металлическим пинцетом, как по камню.

Художник Ю. Анненков, которому поручили отбор фотографий и зарисовок для книг, посвящавшихся Ленину, в Институте им. В.И. Ленина увидел стеклянную банку. В "ней лежал заспиртованный ленинский мозг... одно полушарие было здоровым и полновесным, с отчетливыми извилинами; другое как бы подвешено на тесемочке - сморщено, скомкано, смято и величиной не более грецкого ореха".

Во второй главе Откровения Иоанна Богослова читаем: " И Ангелу Пергамской церкви напиши: ...ты живёшь там, где престол сатаны". В любом путеводителе по Берлину упоминается, что с 1914 года в одном из Берлинских музеев находился Пергамский алтарь. Его обнаружили немецкие археологи, и был он перемещён в центр нацистской Германии. Но на этом история престола сатаны не кончается. Шведская газета "Свенска Дагблалит" 27 января 1948 года сообщила следующее: "Советская армия взяла Берлин, и алтарь сатаны был перемещён в Москву". Странно, что долгое время Пергамский алтарь не был выставлен ни в одном из советских музеев. Зачем нужно было перемещать его в Москву?

Архитектор Щусев, построивший в 1924 году мавзолей Ленина, взял за основу проекта этого надгробного памятника Пергамский алтарь. Внешне мавзолей возведён по принципу устроения древних вавилонских капищ, из которых самый известный - вавилонская башня, упоминаемая в Библии. В книге пророка Даниила, написанной в VII веке до Рождества Христова, говорится: "Был у вавилонян идол по имени Вил". Не правда ли, многозначительное совпадение с инициалами лежащего на престоле сатаны Ленина?

И поныне мумия ВИЛа содержится там, внутри пентаграммы. Церковная археология свидетельствует: "Древние евреи, отвергнув Моисея и веру в истинного Бога, отлили из золота не только тельца, но и звезду Ремфана" - пятиконечную звезду, которая служит неизменным атрибутом сатанинского культа. Сатанисты называют её печатью Люцифера.

Тысячи советских граждан каждый день простаивали в очереди, чтобы посетить это капище сатаны, где лежит мумия Ленина. Руководители государств воздавали почести Ленину, покоящемуся в стенах монумента, воздвигнутого сатане. Не проходит дня, чтобы это место не было украшено цветами, тогда как христианские храмы на той же Красной площади в Москве на долгие десятилетия были превращены в безжизненные музеи.

Пока Кремль осеняют звёзды Люцифера, пока на Красной площади, внутри точной копии Пергамского алтаря сатаны, находится мумия наиболее последовательного марксиста, мы знаем, что влияние темных сил коммунизма сохраняется.

1. "Пусть девяносто процентов русского народа погибнет, лишь бы десять процентов дожили до мировой революции" Ленин.
2. Так выглядел Ленин в последние годы жизни.

Благословлю Господа на всякое время, выну хвала Его во устех моих. О Господе похвалится душа моя, да услышат кротцыи и возвеселятся. Возвеличите Господа со мною и вознесем имя Его вкупе. Взысках Господа и услыша мя, и от всех скорбей моих избави мя. Приступите к Нему и просветитеся, и лица ваша не постыдятся. Сей нищий воззва, и Господь услыша и, и от всех скорбей его спасе и. Ополчится Ангел Господень окрест боящихся Его, и избавит их. Вкусите и видите, яко благ Господь; блажен муж, иже уповает Нань. Бойтеся Господа, вси святии Его, яко несть лишения боящымся Его. Богатии обнищаша и взалкаша, взыскающии же Господа не лишатся всякаго блага. Приидите, чада, послушайте мене, страху Господню научу вас. Кто есть человек хотяй живот, любяй дни видети благи? Удержи язык твой от зла, и устне твои, еже не глаголати льсти. Уклонися от зла и сотвори благо. Взыщи мира, и пожени и. Очи Господни на праведныя, и уши Его в молитву их. Лице же Господне, на творящыя злая, еже потребити от земли память их. Воззваша праведнии, и Господь услыша их, и от всех скорбей их избави их. Близ Господь сокрушенных сердцем, и смиренныя духом спасет. Многи скорби праведным, и от всех их избавит я Господь. Хранит Господь вся кости их, ни едина от них сокрушится. Смерть грешников люта, и ненавидящии праведнаго прегрешат. Избавит Господь душы раб Своих, и не прегрешат вси, уповающии на Него.

СМЕРТЬ ГРЕШНИКОВ ЛЮТА........

(Страшная история об известном всем нам человеке)

В больнице умирал старик. Диагноз его болезни был подобен приговору трибунала к смертной казни. Его имя было известно всему миру, но никакая человеческая сила не могла спасти его. Единственная помощь, которую могли оказать ему его коллеги - это вспрыснуть ту дозу морфия в вену, от которой он уже не смог бы проснуться. Но, в то время, врачи, даже атеисты, подсознательно понимали, что жизнь и смерть принадлежат ведению Бога, а не решению людей, поэтому им оставалось только беспомощно смотреть на затянувшуюся агонию. У больного был обнаружен рак челюсти и языка. Этот старик, еще недавно напоминавший по виду почтенного раввина, всю жизнь занимался доказательством того, что человек это только пансексуальное существо, что религия, культура и искусство это только надстройки над гениталиями человека, что любовь родителей и детей друг другу - это загнанное в подсознание желание кровосмесительства. В его академических лекциях и научных трудах заключался сгусток кощунства и презрения к человеку. Он словно собрал всю накипь зла и греха, которую создало человечество со времен своего существования, и назвал это словом “наука”. Мир был готов, чтобы принять это учение. Люди, далекие от вопросов психиатрии, жадно читали его книги, потому что находили в них апологию демонизма и собственного греха. Он не был причиной нравственной катастрофы человечества, но стал ферментом зла, брошенным в декадентствующую культуру ХХ столетия. Немецкий философ Шпинглер написал книгу “Закат Европы”. Если бы можно было написать картину под таким же названием, то одним из главных лиц должен был стать умирающий от рака языка старик. Он как бы стал “духовным отцом” науки XX века о человеке. Он стал восприемником от диавольской купели сексуального зверя. Наверно вы догадались о имени больного, - это Зигмунд Фрейд. Если культура двух предыдущих столетий была “фаустовской” культурой, когда человек отказывался от вечности ради убегающих мгновений, которых он не в силах остановить, то культуру XX столетия можно назвать “фрейдовской” культурой - это попрание всего святого, которое еще сохранилось в человеке. Человек потерян; доминант жизни – это проникнутое двумя мощными инстинктами - секса и убийства – сознание, в которое погружен человек, как в первобытный хаос. Фрейд уже не может говорить; он объясняется движением пальцев, язык изъеден болезнью, как червями. Говорят, что самый большой ужас - это увидеть себя в гробу. Фрейд видит себя, как уже разлагающегося мертвеца. Метастазы рака уже охватывают как щупальца паука, его тело, появляются гангренозные язвы на лице, щеки чернеют, изо рта капает сукровица; живой труп распространяет вокруг себя страшное зловоние. Около Фрейда нет родных, никто не может приблизиться к нему из-за смрада как будто исходящего из гроба. Лицо Фрейда облепляют мошки, которых привлекает сладковатый запах гноя - от них невозможно отбиваться. Тогда его лицо покрывают как колпаком марлей. Кажется, что из-за смрада сам сатана медлит приблизиться к нему, чтобы взять с собой его душу. Агония продолжается. У Фрейда была любимая собака, с которой он не расставался никогда. Даже она, не выдержав зловония, убежала из палаты; это было последним ударом для Фрейда: он остался один, сам с собой, вернее с тем, что осталось от него. Он всегда боялся смерти, но теперь безгласно звал ее мольбой своих глаз. Говорят, что повышенная доза морфия поставила точку в истории его болезни. Фрейд - это один из зловещих символов нашего времени.

Его смерть также символична: она как бы олицетворяет собой гниение той культуры, которая построена на сексе и на крови, на культе извращенного наслаждения и насилия. Этот смрад гниющего трупа, имя которому “Разврат”. Но он уже стал отравлять, как гангренозные язвы, все пять континентов. Богохульный язык Фрейда сгнил во рту своего хозяина, превратился в гной, который капал из губ и просачивался в горло. Фрейд, бросивший вызов небесам, умер как бессильный червь, оставленный всеми. Но сама смерть Фрейда - это символический образ, мы бы сказали пророчество о том, какой конец может ожидать человечество.

Архимандрит Рафаил (Карелин)

Коль скоро неизбежно для каждого человека - оставить этот мир и перейти в другой, высший, то для каждого должно быть крайне желательно, чтобы переход в другой мир, называемый смертью, совершился как можно мирнее и безболезненнее. Тихая и непостыдная кончина есть такое благо, для достижения коего можно отказаться от многих удовольствий в жизни уже потому, что это будет благо последнее в жизни, - в те минуты, когда всего нужнее мир и отрада. Но тот, кто работает греху и служит страстям, должен знать заранее, что если он не исправится, то сие благо для него потеряно, что под конец жизни, при разлуке души с телом, его ожидает не покой и услаждение, а скорбь и мука. «Смерть грешников люта», говорит слово Божие.

От чего зависит это? Неудивительно, если и от особенного предрасположения правды Божией, которая, предоставив грешнику полную свободу - ходить в продолжение жизни по стропотным путям нечестия и соблазна, берет в свое непосредственное заведование конец ее, и, по всемогуществу своему, всегда устрояет его так, что за жизнию нечистою и беззаконною следует лютая и мучительная кончина. Ибо ужели к действию Провидения Божия не отнести непосредственного управления и теми событиями нашей жизни, кои не зависят от нашего произвола, каковы суть начало и конец жизни? С другой стороны, кто не согласится с древним мудрецом, «что удобно есть пред Богом в день смерти воздати человеку по делам его?» (Сир. 11, 26).

Впрочем, братие мои, жизнь, проводимая во грехе и нечестии, по самому существу своему такова, что за нею, как удары молнии и грома за тучею, не может не следовать кончина лютая и болезненная. Почему? Потому, во-первых, что невоздержание и необузданность нрава я привычек в людях, волнуемых страстями, по самому обыкновенному порядку вещей, весьма часто подвергают их опасностям и бедственным приключениям, вследствие коих они или умирают преждевременно наглым и ужасным образом, или, лишенные сил и здоровья, приковываются надолго к одру болезней и сходят во гроб после продолжительных и тяжких страданий. В сем отношении порок и разврат свирепее самой войны, так что никакое орудие неприятельское не может сравниться с их ядовитым жалом.

При недостатке подобных смертоносных приключений, порок предуготовляет грешнику под конец жизни горькую чашу страданий тем, что заранее расстраивает его тело и соделывает его седалищем болезней мучительных. Спросите, если угодно, о сем врачей, и они представят вам на сие множество разительных примеров. Вообще предсмертные недуги людей добродетельных и порочных имеют весьма различный характер: в первых они подобны сильным, но попутным ветрам, при коих душа умирающая, расправив ветрила, быстро, но без шума и потрясений, уносится из пристани, а в последних, то есть грешниках, предсмертные болезни являются наподобие осенних бурь, кои все крушат, срывают насильственно корабль с якоря и уносят в волнующуюся пучину, на явную погибель.

И с чего действительно, как не с опыта взято обыкновение - кончину людей праведных называть успением или преставлением, а о великих грешниках говорить, что они не умирают, а извергают душу свою? Те, кои удостоились когда-либо присутствовать при кончине людей праведных, не могли не заметить, что они действительно не умирают, а как бы засыпают, или отходят с миром куда-то от нас. С грешниками, напротив, при кончине их происходит подобное тому, что бывает с несчастным младенцем, когда он от какого-либо потрясения неестественно извергается из утробы матерней.

И что удивительного, если разлучение души с телом в том и другом случае происходит столь различным образом? В человеке истинно добродетельном, еще в продолжение жизни, можно сказать, уже совершается разлучение души с телом, так что, чем более он живет на земле, тем более отрешается от своего тела, возносится духом в горняя, приближается к миру Ангельскому, преставляется на небо. В таком случае для Ангела смерти нет нужды ни в каком усиленном действовании, иногда довольно одного легкого, так сказать, дуновения, дабы прервать тонкую нить, сопрягавшую бессмертное со смертным. Не то в грешнике: здесь душа бессмертная так опутана узами чувственности, небесное так перемешано с земным и плотским, что самая смерть не может вдруг разорвать всех уз, отделить без замедления нетленное от того, что должно сделаться добычею могилы и тления. Отсюда страдания и муки в умирающем.

Но сии страдания тела были бы еще не так страшны, если бы в самой душе была хотя бы капля покоя. Мы видим на мучениках Христовых, как самые ужасные мучения теряли свою лютость и силу оттого, что мучимые проникнуты были духом веры, вознесены благодатию превыше земли и своего тела. В умирающем грешнике, напротив, вместо веры и упования, господствует обыкновенно страх и отчаяние. Ибо люди нечестивые большею частью умирают, не приготовившись к смерти, даже вовсе не думав прежде о своем конце: посему бывают подобны человеку, который, идя по льду, вдруг обрушился в бездну. Куда не обращается такой человек, к чему не простирает рук, к кому не вопиет о помощи? Тоже и с грешником, он чувствует наконец, что обрушился в бездну, употребляет все средства, чтобы прогнать болезнь, отдалить свой конец, и когда видит, что все остается без успеха, то поражается ужасом, предается малодушию и отчаянию.

И как не ужасаться и не трепетать! Посмотрит ли умирающий грешник вспять на свою жизнь, - встречает необозримый ряд преступлений, из коих одно отвратительнее другого. Обратит ли взор на окружающее и настоящее, - видит, что все теперь и навсегда оставляет его, что пред ним один гроб и могила. Прострет ли мысль вперед, - там еще мрачнее и ужаснее. Надобно идти в страну неведомую, где живет одна истина и правда, коих в нем нет. Надобно явиться пред Судию, Который облечен всеведением и всемогуществом. Прежде сии мысли, если когда приходили, то не оказывали действия, были тотчас прогоняемы рассеянием, подавляемы забавами, обращались даже в предметы глумления безумного. Теперь не то - на праге жизни нельзя не видеть всей пустоты и ничтожности благ земных и удовольствий плотских, на праге вечности невозможно не предчувствовать суда и воздаяния, коими угрожают вера и совесть. И у грешника, как у прародителей в раю, открываются пред смертию очи: но что видят? Ангела смерти над главой своею, видят вечность с ее непреложным мздовоздаянием, видят невозможность ни остановить суда над собою, ни избегнуть его. Такое соединение страданий телесных с душевными редко не повергает умирающего грешника в совершенное отчаяние.Благость Божия спасительная, неоставляющая человека до самых последних пределов его бытия земного, готова и в сем случае посетить грешника, и большей часть является у одра его с знамением искупления, и с чашею завета. Но, увы, сие утешительное явление редко успокоивает, а большею частью смущает и пугает грешника среди его предсмертных страданий. Почему? Потому что душа, окаменевшая во зле, не способна бывает воспринимать в себя каплей елея духовного. В самом деле, много ли людей, кои, проведши всю жизнь в грехах, могли бы в последние минуты вдруг обратиться совершенно и раскрыть всю душу и сердце свое для благодати покаяния, подобно покаявшемуся на кресте разбойнику? Ах, многие и на одре смертном остаются подобными другому разбойнику, который и на кресте продолжал свое ожесточение греховное. Посему святые и утешительные таинства Церкви, если и совершаются над умирающими миролюбцами, то большею частью не доставляют им ни отрады, ни успокоения душевного.

Чтобы иметь, сколько возможно, полное понятие о лютой кончине, ожидающей грешника, не забудем, братие мои, и тех ужасных видений, коими окружен бывает иногда одр смертный. Если бы кто захотел приписать их и одному воображению, то и в таком случае сии видения не потеряют своего ужаса и мучительности для умирающего, а явно останутся следствием нечистой жизни и совести, равно как и наказанием за них. Но, кто в состоянии отвергнуть и действительность сих адских страшилищ? Что удивительного, если пред кончиною, когда завеса, сокрывающая мир невидимый, приподнимается уже рукою смерти, грешник видит то, что незримо для всех прочих, окружающих одр его? И что предстанет в сии минуты грешнику из мира духовного, кроме духов злобы, коим подражал он своею злобою и лукавством, с коими давно вошел в невидимое, но тем не менее тесное содружество своею нечистотою, и кои теперь уже видимо являются для принятия земного клеврета своего во всегдашнее сообщество свое, - во тьму кромешнюю? Если душа Лазаря, по свидетельству слова Божия, была несома на лоно Авраама Ангелами, то и душе грешной по исходе из мира сего, подобает иметь сопровождение, ею заслуженное.

Не устрашать, яко детей, хотим мы вас, братие, сими напоминаниями, а остановить внимание ваше на предмете, достойном размышления. Страшен час разлуки души с телом! Грозны последние минуты жизни! Посему сама Св. Церковь в каждом молитвословии заставляет нас умолять Владыку живота и смерти о кончине мирной и непостыдной. Но вотще будет сия молитва, если жизнь наша исполнена неправд и беззаконий. Ибо как праведник, по слову Божию, «аще постигнет скончатися, в покои будет», так «смерть грешников», по свидетельству того же слова, всегда была и будет «люта» и мучительна. Аминь