Макияж. Уход за волосами. Уход за кожей

Макияж. Уход за волосами. Уход за кожей

» » Загадки египетского Сфинкса: чем дальше копают, тем их больше (8 фото). В чем заключается загадка Сфинкса

Загадки египетского Сфинкса: чем дальше копают, тем их больше (8 фото). В чем заключается загадка Сфинкса

«Цель создания сфинкса становится сегодня немного яснее. Атланты Египта построили его как грандиозное изваяние, величайшую памятную статую и посвятили ее своему светлому богу - Солнцу.» - Поль Брайтон.

«Груда булыжников, оставленная строителями Великих пирамид во время добычи камней, превратилась во времена Хефрена (Хеопса) в огромного лежащего льва с головой человека.» - И. Э. С. Эдвардс.

Эти отрывки иллюстрируют полярные мнения о Великом сфинксе: от мистического восприятия до холодного прагматизма. Статую, веками находившуюся в песке, всегда окутывал ореол таинственности, порождая спекуляции относительно возраста сфинкса, цели и способа его создания, существования внутри скрытых камер, а также о пророческом даре статуи и ее связи с не менее таинственными пирамидами.

Преимущественно подобные теории выдвигали отчаявшиеся египтологи и археологи, тщетно пытавшиеся в одиночку раскрыть секреты сфинкса. Вероятно, национальный символ древнего и современного Египта, стоящий, как часовой, на плато в Гизе, во все времена играл одну и ту же роль: век от века будоражил воображение поэтов, ученых, мистиков, путешественников и туристов. В сфинксе Гизы заключена вся сущность Египта.

Обращенная лицом к восходящему солнцу скульптура Великого сфинкса расположена на плато Гизы в 6 милях на запад от Каира на западном берегу Нила. Правительство Египта считает его воплощением бога Солнца, которого египтяне называют Хор-Эм-Ахет (Гор на небосклоне). Сфинкс занимает часть территории некрополя в древнем Мемфисе - резиденции фараонов, где расположены три крупнейшие египетские пирамиды - Великая пирамида Хуфу (Хеопса), Хафра (Хефрена) и Менкаура (Микерина). Памятник является самой большой из сохранившихся скульптур древнего мира - 241 фут в длину и 65 футов в высоту в наивысшей точке.

Часть урейа (священной змеи, защищающей от злых сил), его нос и ритуальная борода со временем разрушились. Борода сейчас хранится в Британском музее. Удлиненный элемент на лбу сфинкса является фрагментом царского головного убора. Хотя голова сфинкса тысячелетиями подвергалась губительному влиянию эрозии, следы краски, которой она была изначально покрыта, еще можно рассмотреть возле уха статуи. Считается, что когда-то лицо сфинкса было выкрашено в бордовый цвет. В небольшом храме, расположенном между его лапами, хранится дюжина расписанных стел, установленных в честь бога Солнца.

Сфинкс сильно пострадал от разрушительного воздействия времени, деятельности людей и загрязнения окружающей среды в наше время. По сути, от полного разрушения его спасло долгое пребывание в песках. За многовековую историю памятника было предпринято немало попыток реконструировать статую. Начались они еще в 1400 г. до н. э., во времена правления фараона Тутмоса IV.

Как-то после охоты фараон задремал в тени сфинкса, и ему приснилось, что огромный зверь задыхается от поглощающего статую песка. Во сне сфинкс поведал фараону, что если тот вытащит зверя и очистит его от песка, то получит корону Верхнего и Нижнего Египта. Сегодня между передними лапами сфинкса можно увидеть гранитную стелу, называемую Стелой снов, на которой записано предание о сне фараона.

Хотя скульптура была расчищена, вскоре она снова оказалась в песке. Когда в 1798 г. в Египте оказался Наполеон, сфинкс был уже без носа. Впрочем, нос исчез задолго до приезда Наполеона, что запечатлено на картинах XVIII в. Одна легенда гласит, что нос надломился во время бомбардировки з период турецкого владычества. Согласно другой версии вероятно, более правдоподобной), в VIII в. его сбил долотом суфий, который считал сфинкса языческим идолом.

В 1858 г. основатель египетской Службы древностей Огюст Мариэтт начал раскопки скульптуры, но расчистить удалось лишь часть. В 1925-1936 гг. французский инженер Эмиль Барез, действуя от лица Службы древностей, завершил раскопки сфинкса. И, вероятно, впервые со времен легендарного Древнего Египта скульптура стала доступна для всеобщего обозрения.

Загадку Великого сфинкса большинство египтологов предпочитают объяснять следующим образом: скульптура принадлежит Хефрену - фараону IV династии. Высеченное в камне изображение льва с лицом самого Хефрена создано в 2540 г., примерно в то же время, когда была возведена и расположенная неподалеку пирамида Хефрена. Однако до сих пор не найдено ни единой надписи, подтверждающей связь Хефрена со сфинксом, да и записей о времени и цели создания скульптуры тоже.

Учитывая грандиозность памятника, подобный факт кажется довольно странным и загадочным. Хотя не все египтологи согласны с традиционной версией, точно сказать, когда и кем сфинкс был возведен, пока не может никто. В 1996 г. детектив из Нью-Йорка, эксперт в области опознаний, пришел к заключению, что Великий сфинкс не похож на Хефрена, а больше напоминает его старшего фата Джедефра. Дискуссии по этому поводу продолжаются.

Нерешенность вопроса о происхождении и цели создания сфинкса дала почву для появления все новых и новых версий мистического характера, таких как теория британского оккультиста Поля Брайтона или версия американского медиума и провидца Эдгара Кейса, выдвинутая в 40-е годы XX в. Находясь в трансе, Кейс предрек, что под передними лапами сфинкса будет обнаружена камера, в которой хранится собрание рукописей о жизни тех, кто выжил после разрушения Атлантиды.

Великий сфинкс был высечен из мягкого известняка, оставшегося в карьере, из которого брали материалы для строительства пирамид. Лапы создавались отдельно из известняковых блоков. Одной из главных особенностей скульптуры является то, что ее голова не пропорциональна телу. Возможно, ее неоднократно переделывали, меняя лицо сфинкса по указанию каждого последующего фараона.

По стилевым чертам можно определить, что вряд ли изменения производились после периода Позднего царства, который закончился около 2181 г. до н. э. Вполне вероятно, что первоначально голова изображала барана или сокола и была переделана в человеческую позднее. Восстановительные работы, проводимые на протяжении тысячелетий, чтобы сохранить голову сфинкса, также могли преобразовать или изменить пропорции лица.

Любое из этих объяснений могло стать причиной изменения размеров головы по сравнению с телом, тем более если предположить, что Великий сфинкс значительно старше, чем считает традиционная наука.
В последнее время ведутся оживленные споры относительно датировки памятника. Автор одной из версий Джон Энтони Уэст первым обратил внимание на то, что поверхность сфинкса подвергалась воздействию сил природы - и в большей степени пострадала от водной эрозии, чем от ветра и песка.

Впрочем, другие сооружения на плато не испытали подобного сияния. Уэст обратился к геологам, и профессор Бостонского университета Роберт Шох, изучив последние находки, подтвердил, что это результаты водной эрозии. Хотя сегодня климат Египта засушливый, около 10 000 лет назад здесь было влажно и дождливо. Уэст и Шох пришли к выводу, что для ого чтобы подвергнуться водной эрозии, сфинкс должен был существовать 7000 - 10 000 лет назад. Египтологи отвергли теорию Шоха, сочтя ее некорректной. Они утверждали, что частые некогда обильные грозовые дожди в Египте прекратились задолго до появления сфинкса.

Серьезный подход к делу рождает вопрос: почему же на плато Гиза не было обнаружено других следов водной эрозии, которые могли бы подтвердить теорию Уэста и Шоха? Не мог дождь лить только над сфинксом. Уэста и Шоха также критиковали за то, что они не учли высокий уровень промышленного загрязнения местной атмосферы, которое последние сто лет оказывало разрушающее воздействие на памятники Гизы.

Автором другой версии о времени создания и предназначении сфинкса является Роберт Бьювел. В 1989х. он опубликовал работу, в которой выдвинул гипотезу о том, что три Великие пирамиды в Гизе вместе с Нилом создают на земле своего рода трехмерную голограмму трех звезд пояса Ориона и расположенного поблизости Млечного Пути.

Опираясь на версию Грэма Хэнкока, изложенную в знаменитой книге «Следы богов», Бьювел выдвинул теорию о том, что и сфинкс, и расположенные поблизости пирамиды, и всевозможные древние рукописи являются составными частями некой астрономической карты, связанной с созвездием Ориона. Он пришел к выводу, что наилучшим образом положению звезд такая гипотетическая карта соответствовала в 10 500 г. до н. э., отбросив версию о том, что сфинкс был создан в более древние времена.

Существует множество легенд о необычных явлениях, тем или иным образом связанных с Великим сфинксом. Исследователи государственного университета Флориды, университета Васеда в Японии и Бостонского университета с помощью сверхчувствительной техники нашли ряд аномалий в атмосфере над этим местом. Впрочем, эти явления могли носить и природный характер. В 1995 г. во время ремонтных работ на парковке возле статуи было обнаружено несколько туннелей и ходов, два из которых уходили глубоко под землю рядом со сфинксом. Бьювел предположил, что ходы были созданы одновременно со статуей.

В 1991 - 1993 гг. группа исследователей под руководством Энтони Уэста, изучая следы эрозии на монументе с помощью сейсмографа, обнаружила нечто странное: в нескольких метрах под поверхностью земли между лапами статуи, а также с другой стороны скульптуры сфинкса были найдены дыры, полости или камеры правильной формы. Однако на проведение дальнейших исследований экспедиция разрешения не получила. Возникает вопрос: может, в предсказании Эдгара Кейса относительно собрания рукописей есть крупица правды?

Сегодня великая статуя рушится от ветров, влажности и каирского смога.

В 1950 г. началась разработка крупномасштабного и дорогостоящего проекта реставрации и сохранения памятника. Первые попытки восстановить памятник привели к еще большему его разрушению, поскольку для реставрации сооружения использовался цемент, несовместимый с известняком. За шесть и даже более лет реконструкции использовали около 2000 известняковых блоков, применяли различные химические вещества, но старания были тщетны. К 1988 г. обвалились блоки левого плеча сфинкса.

В настоящее время не прекращаются попытки отреставрировать статую под чутким надзором Высшего совета по древностям. Реставраторы пытаются восстановить разрушенное плечо, используя часть подпочвы. Таким образом, сегодня все внимание сосредоточено на сохранении памятника, а не проведении раскопок и дальнейших исследований. Нам же остается только ждать. Пройдет еще немало времени, пока Великий сфинкс раскроет свои секреты.

Б.Хотон
"Великие тайны и загадки истории"

Великий Сфинкс

Большой Сфинкс в Гизе, конечно же, отличается от греческого сфинкса и своим видом, и размером, и самое главное своим назначением. Он высечен из огромного скального блока и имеет 57 м в длину, 20 м в высоту, ширину лица 4,1 м, высоту лица 5 м, тело льва, голову человека (мужчины).

Существуют предположения, что тело сфинкса гораздо старше, чем его голова - порядка 5 тысяч лет, если судить по следам от водной эрозии на камне. Якобы его непропорционально маленькая человеческая голова была высечена гораздо позднее.

Неизвестно, что было вместо нее изначально - возможно, в камне была высечена обычная морда льва. Сейчас у сфинкса предположительно лицо фараона Хефрена, правившего в 2723-2563 годах до н. э. и построившего позади сфинкса вторую по высоте пирамиду. По крайней мере, так считает официальная наука.

Это предположение на самом деле основано лишь на том, что Хефрен построил пирамиду именно позади сфинкса и, видимо, распорядился высечь на нем свое лицо. Однако понятие «позади» здесь относительно - оба памятника расположены один за другим лишь для наблюдателя, смотрящего на них со стороны современного Каира.


Политическим центром Древнего Египта был Мемфис. Если смотреть со стороны этого города, статуя сфинкса будет расположена в профиль, на фоне пирамиды Хуфу (Хеопса). Тщательное исследование черт лица сфинкса и лиц сохранившихся статуй Хефрена также показывает, что между ними нет никакого сходства.

За несколько тысячи лет своего существования сфинкс оказался занесенным песком по самые «плечи».

Примерно в 1400 году до н. э. фараон Тутмос IV распорядился откопать Сфинкса (якобы после охоты он уснул около сфинкса и ему явился сон, что статую надо освободить от песка - и тогда он станет могущественным правителем). Однако в то время от песка были очищены только лапы и передняя часть статуи.

Полностью сфинкса откопали англичане в 1917 году, а к своему нынешнему облику он был приведен в 1925 году. Статуя была очень сильно повреждена - временем и людьми.

Считается, что ее знаменитый нос шириной в 1 метр был отбит в конце 18 века солдатами Наполеона, практиковавшимися в стрельбе из пушек. Это неверно. Сохранились зарисовки, сделанные европейскими путешественниками в первой половине 18 века. К примеру, датский капитан Фредерик Норден в 1737 году изобразил сфинкса уже без носа.

Египетский историк аль-Макризи в 15 веке утверждал, что нос сфинкса был отбит суфийским фанатиком Мухаммедом Саимом аль-Дахом в 1382 году.

Причина вандализма проста: ислам запрещает делать изображения человека и поклоняться идолам. Согласно арабским источникам, местные жители поймали Мухаммеда, забили его до смерти и похоронили в песке у лап изуродованного им сфинкса.

Новейшие исследования частично подтверждают это - у основания носа сфинкса были найдены углубления (датируемые примерно 10-15 веком), которые могли быть оставлены рычагами в том случае, если кто-то попытался сломать ими нос статуи.

У сфинкса также отбита бородка - однако она, скорее всего, была «приделана» к нему не изначально, а в период Нового Царства. Об этом свидетельствует типичная округлая форма бороды - накладной, носимой фараонами лишь в качестве символа власти (стандарты красоты того времени требовали, чтобы мужчины были гладко выбритыми).

В настоящее время ее осколки хранятся в Британском музее и Египетском музее Каира.

В Древнем Египте у Великого Сфинкса были родственники: алебастровый сфинкс, найденный при раскопках 1912 года в Мемфисе, и так называемые криосфинксы в Луксоре - существа с телом льва и головой барана, символизировавшие бога Амона.

Но эти скульптуры лишний раз доказывают, что их создатели не принадлежали к истинной культуре Древнего Египта, поэтому не признавали ее символов.

Древнеегипетское название Великого Сфинкса остаётся неизвестным. Слово "сфинкс" - греческое и означает буквально "душительница", в чём кроется отсылка к известному мифу.

Мнение о том, что это слово пришло в Грецию из древнеегипетского эпоса, неосновательно.

Средневековые арабы (в "Тысяче и одной ночи" и других текстах) называли Большого Сфинкса Абу Хол, что означает "Отец ужаса".

Человечество долгие столетия пытается разгадать тайну Большого Сфинкса. Полностью она была известна только Богам и Их Сыновьям - трем легендарным строителям Великих пирамид в Гизе.

Попытаемся приблизиться к разгадке этой тайны с позиции тайны василиска и других подобных ему монстров.

Если задачей Сфинкса было уничтожение врагов египтян, то кто или что было этим врагом.

В древнеегипетских мифах дается ответ на этот вопрос - змей Апоп, который, как уже было сказано, воплощает смертельный грех человеческой души - богоборчество. Отрицательные черты характера, скорее всего, являются следствием богоборчества.

Само богоборчество заключалось в том, что все, что заповедал Всевышний Бог, не выполнялось богоборцами. Например, если египтяне боялись обвешивать, обманывать, обижать и убивать людей, то богоборцы наоборот ничего не боялись делать из перечисленного. Они своим поведением обращали на себя внимание и вызывали негодование всей общины.

Поэтому такие люди покидали общину и уходили в глухие места, где бы они могли свободно проявлять свою природу. Со временем в пустынных местностях появились целые колонии богоборцев.

Если богоборцы жили среди египтян и умело скрывали свои взгляды, то египтянам нужна была подсказка, по каким признакам это можно узнать.

Подсказку египтянам давал Большой Сфинкс.

Он лежал перпендикулярно к Нилу, смотрел на восход Солнца, и как бы говорил - если вера в Бога сильна, то Солнце взойдет в намеченный час, а Нил будет течь и разливаться, чтобы люди могли получить хороший урожай.

Ослабление веры сказывалось на урожае, разливе Нила, светимости Солнца и другом. По этим признакам египтяне узнавали, что среди них живут богоборцы, и начинали их поиск.

Таким образом, Великий Сфинкс являлся символом стойкости веры в Бога. Именно эта стойкость защищала землю Египта от природных аномалий, а скульптура Сфинкса напоминала египтянам об этом.

Греческий Сфинкс

Греческий сфинкс был полной противоположностью Большого Сфинкса из Гизы не только во внешнем виде, но и в поведении. Его поведение указывало на то, что он представляет мировоззрение богоборцев. Самым главным подтверждением этому служит факт удушения и поедания проходящих мимо него людей.

Кроме того, греческий сфинкс ничего не напоминал видевших его людям, так как он высматривал подобно хищнику-каннибалу людей.

При встрече с ним человек, наоборот, так пугался, что цепенел, не мог мыслить, отгадывать загадки, на время терял память, не мог вспомнить кто он. Только Эдип не растерялся и дал ответ.

Возможно, сфинкс сам не знал отгадки на собственные вопросы, которые мучили его. Поэтому он пытался узнать ответы у проходивших мимо него людей.

Ответ, полученный от Эдипа, не устранил мучений сфинкса, а наоборот еще больше их усилил, что привело к его гибели. Таким образом, древнегреческий сфинкс символизировал знания, не дающие спасения.

Этот вывод заложен и в мифе об Эдипе. Сюжет мифа об Эдипе сводится к тому, что фиванскому царю Лайю было предсказано, что его сын, если таковой родится, убьет его и женится на собственной матери. Поэтому когда у Лайа родился сын, он приказал бросить его в лесу на горе Киферон, где его нашел пастух и передал царю Коринфа.

Из этого поступка следует, что ради собственной безопасности и сохранения власти, было допустимо убийство не только человека, но даже убийство самого близкого и родного человека - собственного сына. Значит, власть в этой культуре стояла на первом месте.

Эдип вырос в семье царя Коринфа и однажды подслушал, что он приемный сын царя. Чтобы узнать тайну своего рождения он отправился к Дельфийскому оракулу, который ему предсказал: "Убьешь отца и женишься на матери".

Потрясенный услышанным Эдип подумал, что, возможно, приемные родители являются его настоящими родителями. Чтобы не совершить предсказанные злодеяния, он ушел из Коринфа, куда глаза глядят.

Близ Фив на перекрестке он повстречал повозку со стариком и слугами. Они никак не могли разойтись, разгорелась ссора, в которой Эдип убил старика и слуг.

Этим поступком показано, что человеческая жизнь не ценилась, а убивать не считалось грехом. В этой культуре правил закон - кто сильнее, тот и прав.

Перед самыми Фивами Эдипу повстречался Сфинкс с лицом и грудью женщины и крыльями птицы, который задал ему загадку.

Загадка была чисто в традиции Дельфийского оракула, при входе в которой была написана одна единственная буква, вопрошающая кто ты есть.

Поклонников Дельфийского оракула всегда интересовала природа человека, что было, по их мнению, "всего чудесней", и "мерой всех вещей". С этого возвеличивания человека начинался путь к его обожествлению.

А сама загадка звучала так:

Есть существо на земле: и двуногим, и четвероногим
Может являться оно, и трехногим, храня свое имя,
Нет ему равного в этом во всех животворных стихиях.
Все же заметь: чем больше опор его тело находит,
Тем в его собственных членах слабее движения сила.

Эдип как представитель эллинской культуры не находил в этой загадке ничего сложного, и ответил, что это человек. Но почему для сфинкса эта загадка была сложной, никто из исследователей так и не ответил.

Давайте посмотрим на эту загадку с позиции сфинкса.

В данном мифе сфинкс представлен живым существом. И это живое существо имело женскую голову, грудь, а все остальные части тела были похожими на части тела различных животных.

Хотя его по одному виду нельзя было назвать человеком, но то, что оно могло разговаривать и мыслить, подтверждало это.

Очевидно, это была женщина с врожденной патологией тела, настолько ужасной, что никто не брался определить, к какому живому существу она относиться. Ведь она могла быть четвероногой, двуногой и трехногой - она имела драконий хвост, на который могла опираться.

И все же, какую бы патологию не имел человек, он всегда оставался человеком, и его естество и имя не менялось. К тому же, любое увеличение опор - ног или рук, делает его слабее, то есть физически неполноценным.

Можно сказать, что сфинкс спрашивал у прохожих о себе, так как хотел знать, кто он. Когда же сфинкс узнал, что он человек, то понял весь ужас своего уродства.

А Эдип, разгадывая сфинксу загадку, как и прежде не понял, что его ждет в будущем - женитьба на собственной матери, и что от запретной связи родятся подобные уроды.

Война с помощью мифов

В данном мифе следствия появляются прежде самих причин, что создает впечатление невиновности героя за содеянное - не мог же он наперед знать, кого он убьет и на ком женится. А то, что убивать нельзя, даже не берется во внимание.

Ужас трагедии не в свершении злодеяния, а в постепенном осознании того, что уже свершилось. На основе этого делается вывод, что человеку не нужно зрение, данное ему от Бога, поэтому Эдип ослепляет себя.

И дальше в мифе предлагается выход из подобных ситуаций - развитие предчувствия, предвидения и даже ясновидения, которые находятся в человеке в латентном состоянии, и с помощью которых человек якобы может приблизиться к истине.

Таким образом, древнегреческий Сфинкс призывал человека заняться поиском знаний, которые помогли бы ему развить в себе скрытые способности, чтобы не допускать грехов и приблизиться к Богу, а может, если удастся стать самим Богом.

Фактически сфинкс указывал человеку дорогу к самообожествлению. В этой философии не было места для морали и идеалов человечества - любви, доброты, милосердия, веры, честности, терпимости, жертвенности.

Эдип не влюбился в свою мать, а получил право жениться на вдове в награду за избавление Фив от сфинкса, что позволяло ему стать царем.

Этот миф выполнял задачу психологического оружия, с помощью которого богоборцы стремились сломить сопротивление культуры Афин и Фив проникновению в Грецию культа Диониса. Используя греческую мифологию, они придумали, что якобы богиня Гера наказала Фивы, но за что в мифе не говорится.

Казалось маленькая недомолвка. Для современников этого мифа было понятно, за что они наказаны, ведь по этой причине велись войны в Элладе.

Для настоящего времени без указания причины не понятно, почему велись войны. Поэтому такие недомолвки весьма опасны, так как не дают полного понимания причин ведения войн.

Зато, для продолжателей дела психологических технологий "охмурения масс" весьма удобны, так как под истиной причиной можно подать ложную.

Именно так и было сделано. Теперь во всех учебниках истории пишется, что войны велись за власть, территорию. Но что они велись против ложного еретического для греческой культуры культа Диониса, не говорится ни слова.

А чтобы миф выглядел достоверно, возле Фив действительно поместили уродливого человека, который играл роль сфинкса.

О человеческом уродстве в наше время стараются не говорить, эту тему нигде почти не поднимают. А то, что с помощью таких людей внушали ложные ценности, готовили почву для начала войны, и даже вели войны, вообще не то что не говорится, но даже никогда и не рассматривалось.

Но это не означает, что этого не существует.

Отрывок из книги «Невидимая война сынов света против сынов тьмы».

Особенности словоупотребления

Как имя собственное «Сфинкс» является существительным женского рода и, соответственно, не склоняется: Эдип разгадывает загадку Сфинкс . В качестве нарицательного слово «сфинкс» является существительным мужского рода и склоняется по второму склонению: В Египте можно увидеть величественное изваяние сфинкса .

Египетский сфинкс

Легенды о сфинксе встречаются в Древнем Египте (периода Древнего царства). Одна из самых больших монолитных статуй мира - изваяние сфинкса , которое охраняет пирамиды фараонов в Гизе . Предположительно образ египетского сфинкса был заимствован древними греками.

Греческий сфинкс (сфинга)

Предположительно образ сфинкса был заимствован древними греками из Египта. В греческой мифологии бескрылый египетский сфинкс обретает крылья грифона .

Крылатая душительница была послана к Фивам Герой за преступление фиванского царя Лая в отношении Хрисиппа . Она подстерегала путников, задавала им хитроумные загадки и убивала всех, кто не мог их отгадать. Гера наслала ее на Фивы. Узнав загадку от Муз , Сфинга уселась на Фикейской горе и стала задавать ее фиванцам.

Загадка Сфинкс звучала примерно так: «Кто имеет четыре ноги утром, две днем, три вечером, и бывает самым слабым, когда имеет больше всего ног?». Ответ таков: это ЧЕЛОВЕК. В младенческом возрасте он ползает, в расцвете сил он ходит на двух ногах, а в старости опирается на трость.

Есть версия, что она была побочной дочерью Лая, и он сообщил ей тайну изречения дельфийского бога , данного Кадму. От наложниц у Лая было много сыновей, и все они не могли ответить на вопрос и гибли .

По другому истолкованию, была морской разбойницей, блуждавшей по морям с войском и флотом, захватив гору, занималась разбоем, пока Эдип с войском из Коринфа не победил ее . По еще одному истолкованию, это амазонка , первая жена Кадма , укрепилась на горе Фикион и стала воевать с Кадмом .

Действующее лицо сатировской драмы Эсхила «Сфинкс» (фр.235-236 Радт), пьесы неизвестного автора «Сфинкс», комедии Эпихарма «Сфинкс». См. Сенека. Эдип 94-102.

Популярная культура

Американский писатель Говард Лавкрафт в своем творчестве приводил версию о миллионно-летнем возрасте египетского сфинкса, первоначально изображавшего жуткое чудовище. При фараоне Хефрене черты чудовища были сбиты с лица сфинкса и заменены чертами лица фараона.

Источники

Ссылки

Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое "Загадка сфинкса" в других словарях:

    Книжн. 1. Задачи, требующие большой сообразительности и остроумия для их решения. 2. Что л. непонятное, загадочное, неразрешимое. БМС 1998, 195 …

    Удар Лотоса 3: Загадка Сфинкса Жанр боевик Режиссёр Геннадий Байсак … Википедия

    Жанр боевик Режиссёр Геннадий Байсак … Википедия

    Сфинкса. Книжн. 1. Задачи, требующие большой сообразительности и остроумия для их решения. 2. Что л. непонятное, загадочное, неразрешимое. БМС 1998, 195. Сфинксова загадка. Книжн. Устар. То же. /i> Восходит к греческой мифологии. БМС 1998, 195.… … Большой словарь русских поговорок

    Книжн. Устар. То же, что Загадка сфинкса. /i> Восходит к греческой мифологии. БМС 1998, 195 … Большой словарь русских поговорок

    У этого термина существуют и другие значения, см. Сфинкс (значения) … Википедия

    Крупнейшая в СССР студия мультипликационных фильмов «Союзмультфильм» начала свою работу в Москве в 1936 году с создания мультфильма «В Африке жарко». За более чем 70 ти летнию историю студия выпустила более 1500 рисованных … Википедия

    Союзмультфильм *25 е, первый день, (1968) *38 попугаев, (1976) *38 Попугаев. А вдруг получится!, (1978) *38 Попугаев. Бабушка удава, (1977) *38 Попугаев. Великое закрытие, (1985) *38 Попугаев. Завтра будет завтра, (1979) *38 Попугаев. Зарядка для … Википедия

    Ж=*Жадный Кузя, (1969) *Железные друзья, (1960) *Жёлтик, (1966) *Желтый аист, (1950) *Желтый слон, (1979) *Живая игрушка, (1982) *Живые цифры, (1962) *Жизнь и страдания Ивана Семёнова, (1964) *Жил у бабушки козел, (1983) *Жила была курочка,… … Википедия

    Компьютерные игры # | A | B | C | D | E | F | G | H | I | J | K | L | M | N | O | P | Q | R | S | T | U | V | W | X | … Википедия

Книги

  • Загадка Сфинкса, или Хранитель бытия , Грэм Хэнкок, Роберт Бьювэл. В своей новой книге "Загадка Сфинкса, или Хранитель бытия" Роберт Бьювэл (автор книги "Секреты пирамид") и Грэм Хэнкок (автор книг "Следы богов", "Ковчег завета", "ТайныМарса")…

В Египте, на краю пустыни, воздвигнута самая грандиозная скульптура из всех когда-либо сделанных человеком. Высота ее более 20 метров, а длина - 57 метров. Но вот что поражает своей беспредельной загадочностью - в древних папирусах, относящихся к эпохе постройки великих пирамид, о нем нет ни слова. Иероглифы донесли до нас не только имена строителей пирамид, но и степень их инженерного таланта. Известны имена умелых архитекторов, создавших заупокойные храмы фараонов. Но вот авторы Сфинкса науке неизвестны. Обращенный задумчивым лицом к востоку, перед высокой пирамидой Хефрена возлежит на высоком пьедестале каменный Сфинкс - лев с человеческой головой.

Лишь лет через 400 после Хефрена вдруг всплывают иероглифические тексты с названием этого египетского памятника - "шепес анх”, что означает "живой образ”. Логического объяснения этому наука не нашла. Еще позже гигантского Сфинкса египтяне вдруг стали отождествлять с богом Хармахисом. Рождается легенда, повествующая, что этот громадный хищник вечно бодрствует, охраняя покой пирамид. Ночью он видит лучше, чем днем. Порукой его силы является космос...

В другом мифе Сфинксу доверено следить за восходом Солнца и обращением планет. Приглядывать он обязан и за Сириусом. За все это ему следует приносить жертвы...

В эпоху Нового царства, то есть примерно с 1500 года до н. э., без всякой видимой причины зарождается новый культ Сфинкса. Лев с головой фараона стал наиболее часто встречаемым образом в египетском искусстве. Две небольшие скульптуры, относящиеся к эпохе Аменхотепа III, украшают с 1832 года набережную державной Невы у Академии художеств в Петербурге...

В ту же эпоху образ загадочного Сфинкса начал пересекать границы Египта. В древности боги и полубоги вольно кочевали от одного народа к другому. Так, римляне из своих военных походов завезли в Европу малоазиатскую Астарту, не говоря уже о богатом пантеоне древнегреческих богов и богинь. Что касается греков, то им очень понравился египетский Сфинкс. Он вошел во множество сказаний, сказок и легенд Эллады, правда, в трансформированных видах.

Первоначально египетский Сфинкс в древнегреческих мифах и сказках сохранил черты льва с головой мужчины. Он бродил по дорогам близ Парнаса и пожирал прохожих. Если их было мало, он подходил к городским воротам и чудовищным рыком требовал жертв. Народной фантазией он был сделан родным братом Лорнейской гидры, Цербера, Немейского льва и других страшилищ.

Однако в классический свод античных легенд он вошел в ином образе - стал крылатым чудовищем с головой женщины, а назывался Сфинго. Обитала эта крылатая львица близ Фив и душила проходящих путников, которые не могли ответить на загадку: "Кто ходит по утрам на четырех ногах, в полдень на двух, а вечером на трех?”

Грек Эдип, проходивший мимо скалы, где восседала кровожадная женщина-Сфинкс, выслушал коварный вопрос и спокойно ответил, что знает разгадку с детства. По одному варианту легенды он узнал ответ у бродячего сказочника, а по другому - от речных муз. Так или иначе, но Эдип ответил правильно. Речь шла о человеке в разном возрасте - в младенчестве, зрелом состоянии и старости, когда он опирается на костыль. От досады Сфинго бросилась со скалы и разбилась. Кстати, такой исход предсказали боги Олимпа. За освобождение от зловещего Сфинкса греки сделали Эдипа царем Фив.

Теперь обратимся к запискам Геродота о Египте. Отец истории в 445 году до н. э. поведал о малейших деталях великих пирамид и причислил их к первым чудесам света. Он написал, сколько времени возводились гигантские пирамидальные горы фараонов и сколько рабов трудились над камнями. Он скрупулезно перечислил, сколько им доставляли чеснока, редьки, сухих лепешек. Но в своей "Истории”, в которой записал "все, что видел и слышал в Египте”, грек не обмолвился о Сфинксе ни единым словом. Но ведь Геродот не был слепцом, как Гомер! Не мог же не заметить гигантского льва перед пирамидами? Тем не менее, он его не увидел!

До Геродота в Египте набирался мудрости Гекатей Милетский, а после него - Гекатей Абдерский и знаметый географ и путешественник Страбон. Их записки обстоятельны, но Сфинкса и они почему-то не упоминают. Заговор молчания? Но ведь в греческом эпосе тогда уже были мифы о Сфинксе! В чем же дело?

Загадка становится еще более мистической, если вспомнить, что египетские чиновники - слуги фараонов дотошно записывали все расходы, связанные со строительством пирамид и культовых построек, учитывали трудодни, вес камней и длину дорог к долине пирамид. Так вот - ни одного хозяйственного документа эпохи возведения больших пирамид, относящегося к Сфинксу, археологами не найдено. Случайность ли это? Или тут что-то другое?

Ответ между тем находится в труде римского натуралиста Плиния Старшего "Естественная история”. Он в повествовательном тоне сообщает, что в его время Сфинкса в очередной раз очистили от песков, нанесенных с Запада из пустыни. В очередной раз! Сколько же их было? Выходит, Геродот, Страбон и другие греки просто не видели Сфинкса своими глазами. Он был под слоем песка.

Загадка отчасти разъясняется и в старых легендах, распространенных сперва среди египтян, а затем и арабов. Сфинкс - живое существо, полубог, страж порядка. Когда ему что-либо не нравится в поведении людей, например их раздоры, войны, грабительские набеги на соседние племена или еретические увлечения чужими идолами,- он спрыгивает с пьедестала, уходит ночью в Ливийскую пустыню и там зарывается глубоко в песок...

Действительная суть загадки в том, что огромная скульптура время от времени покрывается песком выше головы. Но происходит это на том месте, где она возведена. Пески из жаркой Ливии несутся огромной массой и в наши дни. Раньше не умели возводить барьеры, лесные полосы, как сейчас, и Сфинкса, когда египтяне о нем вдруг вспоминали, приходилось откапывать деревянными лопатами.

В конце прошлого века в Египте была найдена стела, текст которой составлен в XV веке до н. э. при правлении Тутмоса IV. Иероглифы сообщают, что фараону было знамение во сне: если он очистит Сфинкса от песка, то его царствование будет благополучным. И скульптуру в очередной раз откапывали, потратив на это почти год...

В XII веке до н. э. после освобождения долины Нила от очередных завоевателей скульптуру снова откопали. И с этого времени начина-ется целая эпоха в искусстве Дре-внего Египта, связанная с изго-товлением тысяч и тысяч малень-ких каменных львов с головой человека - от талисманов для ношения на гру-ди до размеров живого африканского льва. Ги-гантов не дела-ли. У храма царицы Хатшеп-сут египтяне возвели целую аллею гранитных сфинксов. И такие аллеи затем устраивались у заупокойных храмов всех последующих фараонов.

В последнее время обнаружились сведения, что большого Сфинкса откапывали из песка при воцарении в Египте династии Птоломеев, затем при римских императорах и арабских правителях в долине Нила. После продолжительных песчаных бурь приходится очищать памятник и в наши дни, хотя сейчас песка и меньше, чем раньше.

Кстати, именно очистные работы помогли сотрудникам департамента древностей АРЕ сделать поразительное открытие. Бульдозер между Сфинксом и пирамидой Хефрена случайно вскрыл следы городского поселения - одного из самых первых в Египте. Во времена, предшествующие великим фараонам, его жители чем-то разгневали своего царя, и он приказал сравнять его с землей. Следы города настолько размыты временем и людьми, что происхождение его определить пока трудно. Ясно одно: он намного старше пирамид.

Уже первые сопоставления всех этих явлений, фактов, исторических записей и легенд заставили ученых усомниться в устоявшемся мнении, будто Сфинкс был возведен в одну эпоху с пирамидами Хефрена и Хеопса.

Примерно за год до прибытия в Египет гидрологов к фундаменту скульптуры подъехала кавалькада оранжевых автофургонов. Из машин быстро высыпались люди в солнцезащитных очках, тропических шлемах и комбинезонах с иероглифами на спине. Правда, это были японские буквы. Токийские археологи во главе с профессором С. Иошимура просветили эхолокаторами массив пирамиды Хеопса, после чего решили обследовать камни Сфинкса. И уже через три дня японцы пришли к ошарашивающему выводу: "Камни скульптуры древнее блоков пирамиды”. Оговоримся: японские специалисты имели в виду не геологический возраст породы, из которой сделан лев с лицом человека, а возраст скульптуры, то есть время обработки природного камня.

Затем токийские ученые объявили вторую сенсацию: электронная аппаратура под левой лапой каменного изваяния обнаружила узкий туннель, ведущий в сторону пирамиды Хефрена. Он начинается на глубине двух метров и уходит наклонно вниз. Дальше его проследить невозможно. Профессор С. Иошимура пообещал создать новое устройство специально для исследования этого сооружения. Так получили подтверждение слухи, давно ходившие среди арабов, утверждавших, что под Сфинксом есть прокопанный египтянами туннель, по которому можно было пустить воду при попытке ограбления погребальной камеры в пирамиде Хефрена...

Через некоторое время у пьедестала древнего льва расположилась команда гидрологов. И новая сенсация: у основания пьедестала обнаружены следы эрозии от большого потока воды. Как только это сообщение было опубликовано в вашингтонском вестнике по исследованиям природы новыми методами, в прессе появилось заявление, будто раньше Нил был шире и обтекал скалу, из которой вырубили бесконечно загадочного Сфинкса.

Как же так? Ведь кругом пустыня! Какой тут Нил? "Скорее всего тут следы не Нила, а потопа”,- предположили гидрологи, - "могучего разлива воды. И шел он с севера на юг. Это был не разлив Нила, а библейская катастрофа!” После анализов и консультаций с геофизиками названа вероятная дата потопа: восемь тысяч лет до н. э.!

Англичане, повторив анализ, отодвинули эту дату до двенадцати тысяч лет в глубь веков, и отметили, что следы водной эрозии приходятся на обработанную часть скалы, на которой зиждется Сфинкс. Французские археологи подметили: датировка египетского потопа совпадает с датой гибели легендарной Атлантиды по Платону...

Нет, ничто не ново под луной. Еще в XII веке европейцы познакомились с арабской легендой, согласно которой пирамиды были построены для спасения египтян во время потопа, а Сфинкс был сооружен, чтобы заблаговременно предупреждать людей о возможности катастрофы. Не случайно его глаза не только мудры, но и вечно насторожены... И еще... Сфинкс имеет третий глаз, направленный в Космос!

Мистический Сфинкс несколько тысячелетий смотрит на восход вечного светила. Но он не молчит. Он продолжает задавать загадки и ждет Эдипа следующего века.

Будем ждать и надеяться!

Как и лежащая неподалёку от них статуя с человеческой головой и телом льва, до сих пор поражают воображение и хранят в себе ответы на многочисленные вопросы. Кем, когда и зачем они были построены? Как удалось воздвигнуть такие монументальные шедевры? Какая загадка сфинкса скрывается в этом древнем памятнике архитектуры? Тем не менее, получить точные сведения от этих каменных изваяний так никому и не удалось, лишь легенды и предположения успокаивают пытливые умы, а хранители остаются безмолвными, никому не открывая тайны далекого прошлого.

Говоря конкретно о Сфинксе, будет полезным заметить, что впервые о нем упоминается в мифах Египта. Он представлялся чудовищем, поедавшим прохожих, и был похож на льва с головой мужчины. В Греции его видели как существо с лицом женщины и крыльями птицы, которая сидела на горе и задавала людям разные вопросы. К примеру, загадка Сфинкса могла звучать так: «Кто утром ходит на четырёх ногах, днём на двух, а вечером на трёх?». Не сумевших дать правильный ответ она убивала. Единственным, кто смог ответить верно, - был Эдип, но после этого загадчица сбросилась со скалы, и её больше никто не видел.

Существует много разных легенд об этой статуе. По одной из них загадка Сфинкса

заключается в том, что он является хранителем пирамид и защищает их днём и ночью. Своим «третьим глазом» он наблюдает за вращением планет и Солнцем, питаясь при этом космической силой. Но, кроме этого, за свою работу он требовал жертв. Другая версия гласит, что таинственный зверь охраняет «философский камень» и «эликсир бессмертия», которые были спрятаны в его стенах Гермесом Трисмегистом, сыном египетского бога Тота, который построил на берегах Нила одну из первых пирамид и возвел рядом Сфинкса.

Эзотерические учения и многие маги также пытались разгадать загадки Сфинкса. Они заметили, что в его фигуре проявлены четыре стихии: крылья символизировали воздух, тело животного - землю, грудь - воду, а лапы льва - огонь. По мнению магов, в него были заложены основы универсальной науки, смысл которой соответствовал тайне жизни и выбору - подчиняться другим или управлять ими. И если человек сумел бы разгадать эту шараду, то он был бы способен и управлять силами природы, жизнью, смертью, и прочими явлениями.

Интересен тот факт, что об этом сооружении не идет речь в древних текстах, о нём не рассказывают философы. Про построение пирамид написано многое. Сохранились строительные сметы со всеми расходами, но вот никаких документов про изваяние археологами не найдено. В чем же загадка Сфинкса? Ответ описан в трудах римского ученого, где он рассказывает о том, что пески пустыни неоднократно заметали статую доверху, поэтому её приходилось полностью откапывать. Однако однозначного ответа о времени его появления так и нет, археологи не могут прийти к единому мнению, излагая различные гипотезы.

Итак, тайна Сфинкса остается неразгаданной. Но все же любопытно знать, кто загадал загадку: люди из высокоразвитой цивилизации или инопланетяне? Что они хотели оставить нам? Что объяснить? Получается, что чем глубже мы погружаемся в это, тем больше вопросов становится, а ответов на них никто пока не дал.