Победу царя пернатых встретили радостными криками посланники римского императора Константина (слайд 2) которые искали место для новой столицы.
Битву орла со змеёй они истолковали, как знак свыше и в 324- 330 гг.на месте старой греческой колонии Византии был основан город Константинополь (щелчок) - «новый Рим», столица будущего Византийского государства.
Сказочно красивым представлялся город пришельцам с Запада, Востока и Севера.((слайд 3)+4 щелчка)
Значительными были успехи в литературе, книжной миниатюре, музыке и декоративно-прикладном искусстве.
Византийская архитектура складывалась постепенно, в ней органично сочетались элементы античного и восточного зодчества. Главным архитектурным сооружением был храм, так называемая базилика(слайд 6) (греч. «царский дом»), назначение которой существенным образом отличалось от известных нам архитектурных построек. Если египетский храм предназначался для проведения жрецами торжественных церемоний и не допускал человека в святилище, а греческий и римский храмы служили местопребыванием божества, то византийские храмы стали центром, где верующие собирались на богослужение, то есть были рассчитаны на пребывание в них человека.
Судил Господь народам и царям!
Ведь купол твой, по слову очевидца,
Как на цепи, подвешен к небесам.
И всем векам - пример Юстиниана,
Когда похитить для чужих богов
Позволила эфесская Диана
Сто семь зеленых мраморных столбов.
Но что же думал твой строитель щедрый,
Когда, душой и помыслом высок,
Расположил апсиды и экседры,
Им указав на запад и восток?
Прекрасен храм, купающийся в мире,
И сорок окон - света торжество;
На парусах, под куполом, четыре
Архангела прекраснее всего.
И мудрое сферическое зданье
Народы и века переживет,
И серафимов гулкое рыданье
Не покоробит темных позолот.
Так выразил свои чувства от увиденного поэт О. Э. Мандельштам в стихотворении «Айя-София».
(4 щелчка)
. Мерцающий свет византийских мозаик
Мировую славу приобрели мозаики Византии. (слайд 20) Используя античную технологию изготовления мозаик, византийские мастера нашли и свои, оригинальные способы их создания. (слайд 21) Кусочки матовой или прозрачной смальты с тончайшей золотой подкладкой, а иногда каменные кубики различной формы и величины закреплялись в связующей основе под разным наклоном. (слайд 22) Это позволяло лучам солнца или свету зажженной свечи вспыхивать, отражаться и искриться золотом, пурпуром и синевой.
Изображения на стенах рассказывали об основных событиях христианской истории, они переносили мысли верующих в особый мир. Многочисленные изображения Христа, пророков и ангелов, сцены из Священного Писания (слайд 25) и прославление власти императора стали излюбленными темами и сюжетами византийских мозаик. Их золотой фон также имел особый смысл. Во-первых, он воспринимался как символ богатства и роскоши, а во-вторых, как один из самых ярких цветов он создавал вокруг изображенных фигур эффект немеркнущего, священного сияния. (слайд 26)
Похоронила ты в веках.
Ты, как младенец, спишь, Равенна,
У сонной вечности в руках. (слайд 35)
Рабы сквозь римские ворота
Уже не ввозят мозаик.
И догорает позолота(слайд 36)
В стенах прохладных базилик...
Выразительна и интересна византийская музыка, о высоком назначении которой говорил один из отцов церкви, епископ Константинополя Иоанн Златоуст (слайд 39) (между 344 и 354-407 гг.):
«Ничто так не возвышает душу, ничто так ее не окрыляет, не удаляет от земли, не освобождает от телесных уз, не наставляет в философии и не помогает достигнуть полного презрения к житейским предметам, как согласованная мелодия и управляемое ритмом божественное пение».(музыка)
О сильнейшем эмоциональном воздействии церковного богослужения известно давно. Древняя летопись рассказывает о том, как киевский князь Владимир (слайд 40)
(?-1015 г.) собрал бояр и старцев на совет и спросил их о том, какая вера лучше: магометан, иудеев, католиков или греков. «Государь! - сказали бояре и старцы. - Всякий человек хвалит веру свою: ежели хочешь избрать лучшую, то пошли умных людей в разные земли испытать, который народ достойнее поклоняется божеству».
Прислушался Владимир к совету старцев и послал десять благоразумных мужей для этого испытания. Посетив множество городов и стран, они прибыли в столицу Византии Константинополь и пошли в Софийский собор. Замерли они от красоты увиденного и услышанного. Особенно поразило их божественное пение, которого им никогда ранее не приходилось слышать. (В те времена в хоровом пении Софийского храма участвовало 111 человек, а в сольном - 25.)
Возвратились послы в Киев и с восторгом рассказали обо всем Владимиру:
«И пришли мы в Греческую землю, и ввели нас туда, где служат они Богу своему, и не знали - на небе или на земле мы: ибо нет на земле такого зрелища и красоты такой и не знаем, как и рассказать об этом. Знаем мы только, что пребывает там Бог с людьми, и служба их лучше, чем во всех других странах. Не можем мы забыть красоты той, ибо каждый человек, если вкусит сладкого, не возьмет потом горького; так и мы не можем уже здесь пребывать в язычестве».
«Повесть временных лет»
Как видим, церковное пение, услышанное русскими послами в Константинополе, поразило их воображение неслыханной до того красотой. Звучащая музыка представлялась им божественной, а ее исполнение - ангельским, небесным. Это не противоречило Священному Писанию, в котором говорилось, что ангелы, окружающие небесный престол, непрерывно воздают хвалу Господу в божественных песнопениях. Вот почему церковное пение в Средние века, и в частности в Византии, часто сравнивали с пением ангельским. Считалось, что во время богослужения голоса ангельские сливаются с человеческими и воссоздают в песнопениях божественный образ.(музыка)
История византийской музыки ознаменована также введением нотного письма, (слайд 41)
позволившего с точностью записывать и воспроизводить мелодию. С помощью особых знаков указывали, в какой тональности следует исполнять музыкальное произведение, где повышать или понижать звук, где ускорять или замедлять темп музыки.
(слайд 42)
Турецкие войска, завоевавшие Константинополь в 1453 г., поставили точку в истории Византийской империи. Но это не был конец ее художественного и культурного развития.
На берегу Босфора римским императором Константином в 324-330 гг. был возведён - «новый Рим», столица будущего Византийского государства. Византийская империя стала могущественной державой, империей «ромеев» (наследников римлян), как называли себя её жители. С одной стороны, она считала себя наследницей богатейшей античной культуры, а с другой - явилась началом культуры средневековой.
В византийской архитектуре
органично совмещались элементы античного и восточного зодчества. Главным архитектурным сооружением был храм - заимствованная у римлян базилика
(греч. «царский дом»). Если египетский храм предназначался для проведения жрецами торжественных церемоний и человек не имел доступа в святилище, а греческий и римский храмы считались местопребыванием божества, то византийский храм стал местом, где верующие собирались для «общения» с Богом. Впервые храмы были рассчитаны на посещение их человеком.
Базилика отличалась простотой плана и представляла собой вытянутое здание, продольно разделённое внутри рядами колонн на части, то есть нефы
(греч. «корабль»), число которых достигало трёх или пяти. Все храмы были ориентированы на восток, откуда, по представлению христиан, придёт Мессия. На востоке к основному прямоугольному объёму обычно примыкал полукруглый выступ - апсида
с расположенным в ней алтарём
- священной частью храма.
Характерную черту архитектуры базилики составляли деревянные балочные перекрытия, обращённые во внутреннее пространство храма. У входа в здание на западе обычно располагался двор - атриум
, окружённый крытой колоннадой. Особенностью оформления византийских храмов был контраст между их внешним и внутренним обликом. Внешний вид базилик подчёркнуто скуп и строг, он поражает мощью суровых гладких стен с прорезанными в них редкими и узкими окнами, скромным декором в оформлении фасадов. Зато интерьеры
базилики украшены облицовкой из мрамора и гранита, мозаикой и фресковыми росписями, роскошными предметами церковной утвари.
С VI в., когда укрепляется Византийская империя, на смену базилике приходит новый тип храма - крестово-купольный
, имеющий в плане форму креста с куполом в центре. Наивысшее достижение византийской архитектуры - собор Святой Софии в Константинополе
, соединивший базилику с купольным перекрытием. Храм «премудрости Божьей» воздвигли сравнительно быстро два архитектора - Анфимий и Исидор. От них требовалось выразить «непостижимость и неизречённость» христианского восприятия Вселенной, воплотить идею могущества Византийской империи. Зодчие блестяще справились с этой задачей. В храме стали проводить императорские церемонии и торжественные богослужения. Храм, расположенный в центре города, на самом высоком холме, далеко виден со стороны пролива Босфор.
В плане храм представляет собой прямоугольник, в центре которого четыре массивные опоры обозначают огромный подкупольный квадрат. Центральный купол, составляющий в диаметре 31,5 м, - самое замечательное сооружение византийских зодчих, в котором воплощено представление о космическом подобии мира. Снизу купол кажется парящим в воздухе, так как тонкие части стены между окнами не видны. Оптический эффект породил легенду о том, что купол подвешен с неба на золотой цепи. К центральному куполу примыкают два более низких боковых купола. Снаружи храм не кажется слишком большим, его внешний вид отличается спокойствием и строгостью.
Иное дело его интерьер. Всех изумляет зелёная и розоватая мраморная облицовка стен и ослепляющая золотым фоном мозаика сводов. Кажется, что главное пространство храма не имеет границ, растворяется в световых лучах, которые проникают через 40 окон, вырезанных у основания купола. Колонны объединены волнистыми аркадами, что создаёт впечатление ритмического движения.
В середине XV в. Византия пала под натиском турок. Храм Святой Софии был превращён в мусульманскую мечеть. Тем не менее храм Святой Софии оказал огромное влияние на развитие мировой архитектуры и монументальной живописи.
В Византии были созданы выдающиеся образцы изобразительного искусства, представленного иконописью, фресковой живописью и книжной миниатюрой. Мировую славу приобрели мозаики
Византии. Кусочки матовой или прозрачной смальты с тончайшей золотой подкладкой, а иногда каменные кубики различной формы и величины закреплялись на связующей основе под разным наклоном. Это позволяло лучам солнца или свету зажжённой свечи вспыхивать, отражаться и искриться золотом, пурпуром и синевой. Мозаичисты Византии пользовались всем богатством красочной палитры. Им хорошо было знакомо множество различных оттенков: от бледных и нежных, приглушённых и тусклых до ярких и насыщенных. Золотой фон имел особый смысл. Во-первых, он воспринимался как символ богатства и роскоши, а во-вторых, как один из самых ярких цветов он создавал вокруг изображённых фигур эффект немеркнущего священного сияния. Золотой фон византийских мозаик фантастическим образом преображал реальное пространство. Неровные мерцающие поверхности мозаик включались в игру светотени, наполняя интерьер ещё большей таинственностью.
Лучше всего сохранились мозаики Равенны - города на севере Италии, ставшего в VI в. одним из центров византийской культуры. Особую известность приобрели мозаики церкви Сан-Витале
, дающие наиболее яркое представление о былом великолепии византийского искусства.
На первой из них в центре изображён император Юстиниан
, подносящий в дар церкви тяжёлую золотую чашу. Его голову венчают диадема и нимб - символ святости. На нём торжественные пурпурные одежды, украшенные золотом. Фигура императора симметрично делит композицию на две равные части. Справа от Юстиниана - двое придворных и телохранители, фигуры которых прикрыты парадным щитом с монограммой Христа. За левым плечом императора - пожилой человек в одежде сенатора, архиепископ Максимилиан с крестом в руке и два дьякона, один из которых держит Евангелие, другой - кадило. Зеркальная симметрия правой и левой сторон композиции создаёт ощущение равновесия и покоя. Кажется, фигуры не ступают, а как бы парят над землёй.
Другая мозаика изображает входящую в храм императрицу Феодору
. В руках она несёт потир с золотыми монетами. На голове - корона с длинными жемчужными подвесками, вокруг головы - большой нимб. Слева от Феодоры стоят придворные дамы. Справа - дьякон и евнух, открывающий завесу храма. Художник помещает персонажи на золотом фоне. Одухотворённая красота ликов, гармония, богатая цветовая гамма, более свободная манера в передаче эффекта движения, окружающей обстановки являются отличительными особенностями этого мозаичного шедевра.
В христианских храмах обязательными были иконы
(греч. «образ»). Первоначально иконами называли любые священные изображения, противопоставленные языческим «идолам». Они выполнялись на камне, дереве, ткани или металле. Со временем этот термин стал применяться для обозначения изображений на специальных досках. Им поклонялись во время богослужения. Как особый вид изобразительного искусства икона начала развиваться со II в., в VI в. она официально была санкционирована церковью.
Характерными особенностями икон становятся: фронтальность главных изображений (обращённость их к зрителю); строгая симметрия по отношению к центральным фигурам Христа или Богоматери; подчёркнуто высокий лоб - средоточие духовного начала; сияющий нимб вокруг головы; пристальный, суровый взор увеличенных глаз; статичность, состояние аскетического бесстрастного покоя; декоративность и условность одежды, подчёркивающей бесплотность, бестелесность фигур. Цвет на иконах символичен. Золото и пурпур выражают идею царственности, синий цвет - божественность, белый - нравственную чистоту и невинность, зелёный - юность и бодрость.
Шедевром византийской иконописи по праву считается икона «Владимирской Богоматери»
, попавшая на Русь, вероятно, в первой половине XII в., в 1155 г. она оказалась во Владимире. Мир переживаний Богоматери глубоко человечен. В её образе выражено то, что близко и понятно всем людям, - идея жертвенности материнской любви. В глазах Богородицы, предвидящей трагическую участь сына, - светлая печаль. Её тонкие уста плотно сомкнуты, в уголках рта затаились тревога и горечь. Младенец нежно прижался личиком к матери и обвил её шею рукой. Мария левой рукой придерживает ребёнка, как бы пытаясь защитить его от уготованной ему судьбы. Совершенно композиционное решение иконы, мастерски переданы плавная гибкость силуэтов, едва заметный, «скользящий» ритм движения, лёгкость и ясность соотношения двух фигур.
Урок МХК в 10 классе
Тема урока: "Мир византийской культуры"
Подготовила: Алтынник Антонина Николаевна,
Учитель изобразительного искусства
МОУ «Вейделевская СОШ», пос. Вейделевка.
Цель урока: Через анализ многообразия византийской культуры выявить ее художественные особенности и роль в культуре Средневековья.
Задачи:
Образовательные:
Раскрыть исторические условия развития византийской культуры.
Проанализировать крупнейшие памятники византийского искусства.
Обозначить истоки и роль византийской культуры в развитии средневековой культуры.
Развивающие:
Развивать образное и ассоциативное мышление, активировать познавательную деятельность через компьютерные технологии
Развивать интерес к познанию славянской культуры.
Развивать любовь к искусству, кругозор, логическое и образное мышление.
Воспитательные:
Воспитывать интерес и уважение к памятникам культуры.
Способствовать самостоятельному изучению истории мировой культуры.
Воспитывать патриотические чувства учащихся, умение отстаивать свой взгляд на различные искусствоведческие проблемы.
Обогащать духовный мир учащихся.
Оборудование:
Компьютер, проектор, экран, презентация, видео-лекция Сергея Павловича Карпова "ЦИВИЛИЗАЦИЯ ВИЗАНТИИ"
Тип урока: знакомство с новым материалом.
Форма: урок–презентация.
Ход урока
Организационный момент: Приветствие, проверка готовности к уроку
Актуализация знаний: Выводится на экран лекция Сергея Павловича Карпова "ЦИВИЛИЗАЦИЯ ВИЗАНТИИ" - историка, декана исторического факультета МГУ, доктора исторических наук, профессора, академика РАЕН (Российская академия естественных наук).
Сообщение темы урока: "Мир византийской культуры"
Какую цель урока вы поставите?
Объяснение нового материала:
В 330г. римский император Константин Великий объявил своей столицей город Византий, находящийся на берегу Босфора, и переименовал его в Константинополь – «новый Рим», который стал впоследствии столицей будущего византийского государства.
Необходимость переноса столицы была вызвана, прежде всего, удалённостью прежней столицы Рима от напряжённых восточных и северо-восточных границ империи, организовать оборону из Константинополя можно было гораздо быстрее и эффективнее, чем из Рима. Также среди причин переноса столицы называют религиозные предпочтения Константина: он симпатизировал христианству и не очень любил Рим, где было сильно развито язычество.
Византийская империя стала могущественной державой, империей «ромеев» (наследников римлян)
Но Византии суждено было оставить собственный след в истории культуры
Византийская империя породила особую культуру, названную в науке византизмом
Цель урока:
Через анализ многообразия византийской культуры выявить ее художественные особенности и роль в культуре Средневековья.
Задачи:
Образовательные:
Развивающие:
Воспитательные:
Оборудование:
Тип урока: знакомство с новым материалом.
Форма: урок–презентация.
Жанр: урок–панорама.
Предварительная подготовка: создание мультимедиапрезентации «Средние века. Византийская культура», организация проблемно–поисковых групп и подготовка индивидуальных заданий.
Тема урока, его место в целом программы.
«Мир византийской культуры» - первый урок в разделе «Средние века» за 10 класс МХК по программе Даниловой Г.И.
План урока.
I. Оргмомент.
II. Подготовка к восприятию новой темы. Вводное слово учителя.
III. Изложение новой темы. /Работа по блокам на основе презентации/.
IV. Закрепление темы. /Оформление таблицы. Выводы/.
V. Подведение итогов. Рефлексия.
VI. Заключительное слово учителя.
VII. Задание на дом.
Ход урока
Эпиграф.
В Боровицкая.
Мы начинаем разговор о средневековой культуре. Понять ее развитие и особенности эстетики невозможно без анализа византийской культуры. Объявление цели и задач урока.
Сообщение ученика.
Византия подарила миру искусство, в котором глубочайшая духовность являлась мерилом истинной красоты. Возникнув в Константинополе – столице империи, оно оказало влияние на развитие культур таких стран как Сербия, Болгария, Грузия, Армения, Древняя Русь. В определенной степени, его влиянием были охвачены и страны Западной Европы.
На современной карте этого государства нет. (См. географическую карту Империи Ромеев 4-15 в.в.). Оно прекратило свое существование в мае 1453 года, когда было завоевано турками. Само название этого государства – Империя Ромеев. Она возникла в 395 году, когда император Феодосий, умирая, разделил Римскую империю на 2 части: Западную и Восточную. Последняя была названа историками 19 века Византией. Византия – наследница Античности. Именно византийские переписчики сохранили миру произведения Гомера, Эсхила, Софокла, вплоть до 7 века существовал народный античный театр. Греческий язык оставался разговорным языком.
На уроке мы, естественно, не сможем охватить весь спектр византийской культуры, а остановимся лишь на некоторых видах искусства: архитектура, мозаика, иконопись, музыка.
Постановка проблемы урока. В чем богатство и многообразие византийской культуры? Каковы художественные особенности византийской культуры?
Задание классу. В процессе работы на уроке оформить таблицу.
(См. образец на доске).
Работа с мультимедиапрезентацией «Средние века. Византийская культура». Первая группа учащихся представляет достижения византийской архитектуры.
Беседа по вопросам.
Вторая группа рассказывает об искусстве мозаики. (Просмотр второго блока презентации «Мозаики Византии»).
Вывод. Характерные особенности мозаики:
Вопросы классу.
Третья проблемно–поисковая группа анализирует искусство византийской иконописи.
Обсуждение вопросов.
Характерные особенности икон:
Четвертая группа учащихся представляет музыкальную культуру Византии.
1. Прослушивание «Знаменного распева» и чтение цитаты епископа Иоанна Златоуста.
2. Сообщение учащихся об известных музыкантах и теоретиках церковной музыки, музыкальных инструментах Византии. (Работа с презентацией).
Какие чувства и мысли пробуждает в вас эта музыка?
Задание. Оформить выводы письменно в тетрадь.
Выводы:
1. В чем проявилась связь византийской культуры с античным искусством, на ваш взгляд?
2. Как вы думаете, каковы основные достижения художественной культуры Византии?
3. Какова роль византийской культуры в развитии средневековой культуры, и в частности русской?
/Москва – третий Рим/.
Рефлексия.
Хотелось бы в заключение урока обратить ваше внимание на эпиграф, слова поэтессы В.Боровицкой.
…Все на свете уходит – остается искусство.
Цепь веков не прервется голосами поэтов.
Смотрят фрески соборов и полотна портретов.
На земле одряхлевшей будет горько и грустно.
Только пусто не будет, пока живо искусство.
Византийская культура не исчезла с падением Византийской империи. Мы с вами являемся хранителями того огромного пласта мировой культуры, который был создан нашими предками, и имеем возможность изучать и восхищаться этими шедеврами.