Макияж. Уход за волосами. Уход за кожей

Макияж. Уход за волосами. Уход за кожей

» » Сообщение о литературе второй половины 20 века. Литературы второй половины XX века

Сообщение о литературе второй половины 20 века. Литературы второй половины XX века

Транскрипт

1 МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ОМСКИЙ ГОСУДАРСТВЕНННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА ХХ ВЕКА (вторая половина) Программа практических занятий для студентов V курса филологического факультета Издание Омск ОмГУ 2002

2 Русская литература ХХ века (вторая половина): Программа практических занятий для студентов V курса филологического факультета / В.И. Хомяков. Омск: Омск. гос. ун-т, с. Методические указания являются систематизированным сводом наиболее важных тем практических занятий по русской литературе ХХ века. Каждая тема сопровождается краткой библиографией и заданием. Все темы органически связаны с проблематикой лекционного историко-литературного курса, читаемого на филологическом факультете ОмГУ. Работа утверждена в качестве методических указаний кафедрой русской литературы ХХ века и журналистики Омского госуниверситета и редакционной комиссией филологического факультета Омский университет,

3 Практические занятия занимают важное место в подготовке студента-филолога. Сочетание лекционных курсов с практическим позволяет активизировать процесс обучения, сделать его живым и динамичным. В ходе самостоятельной работы на практических занятиях студенты получают возможность конкретизировать лекционный и учебный материал, постигнуть как общие, так и частные закономерности литературного процесса, учатся анализировать текст, собирать библиографический материал, работать с критической литературой. Автор предлагаемого методического указания учитывает, что курс литературы ХХ века является завершающим в изучении русской литературы. В силу этого русская литература рассматривается им как закономерное звено в развитии отечественной словесности. При определенной самостоятельности тех разделов, которые выделяются в пособии, их не следует рассматривать изолированно, а лишь во взаимодействии. Изучение русской литературы ХХ столетия опирается на уже изученные курсы русской и зарубежной литературы, эстетики и философии. Все это позволяет глубже осмыслить ведущие тенденции в литературе ХХ века, понять ее сложную и драматичную историю. Формулируя основные требования к практическим занятиям, автор настоящего пособия исходит из того, что студенты должны, вопервых, тщательно изучать указанные в плане произведения; вовторых, должны уметь работать с библиографией, научной и критической литературой; в-третьих, уметь сопоставлять различные точки зрения, проверяя их самостоятельными наблюдениями над художественным текстом. Навыки, полученные на практических занятиях, помогут становлению будущего учителя-словесника и журналиста. Работа утверждена в качестве методических указаний кафедрой русской литературы ХХ века и журналистики Омского университета и редакционной комиссией филологического факультета

4 ЗАНЯТИЕ 1 ПОЭМА А. ТВАРДОВСКОГО «ВАСИЛИЙ ТЕРКИН». ЕЕ ЖАНРОВЫЕ И ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ ОСОБЕННОСТИ Задание 1. Подготовить реферативное сообщение о жанровокомпозиционном своеобразии поэмы военных лет. 2. Выучить наизусть любой отрывок из поэмы. План 1. Жанрово-композиционное своеобразие поэмы военных лет (Н. Тихонов «Киров с нами», О. Берггольц «Февральский дневник», В. Инбер «Пулковский меридиан», М. Алигер «Зоя», П. Антокольский «Сын»). 2. Творческая история поэмы А. Твардовского «Василий Теркин». 3. Жанровое своеобразие поэмы. Особенности композиции. 4. Образ Теркина в поэме. Проследить, как автор соотносит поведение и переживание героя с ходом войны. 5. Образ автора и его функция в поэме. 6. Художественное мастерство А. Твардовского (народность поэмы, роль фольклорных традиций, юмор в произведении). Особенности поэтической лексики и фразеологии. ЛИТЕРАТУРА Художественные тексты Твардовский А. Василий Теркин. Основная 1. Твардовский А. Как был написан «Василий Теркин» (ответ читателям) // Твардовский А. Собр. соч.: В 6 т. М., Т. 5. С «Василий Теркин» народная эпопея. Воронеж, Любарева Е.П. Эпос А. Твардовского. М., (Гл.2 «Ради жизни на земле»). 4

5 4. Кондратович А. Александр Твардовский. 2-е изд. М., (Гл. «Теркин и его автор»). 5. Гришунин А.Л. «Василий Теркин» А. Твардовского. М., Дополнительная 1. Рощин П.Ф. Поэма А. Твардовского «Василий Теркин»: Пособие для учителя. 2-е изд. М., Котов М.С. В мастерской стиха Твардовского. Саратов, Макаров А. Александр Твардовский и его книга про бойца // Макаров А. Идущим вослед. М., Турков А. Александр Твардовский. М., Абрамов А. Лирика и эпос Великой Отечественной войны: Проблематика, стиль поэтика. 2-е изд. М., Дементьев В. Александр Твардовский. М., Македонов А. Творческий путь Твардовского. Дома и дороги. М., Воспоминания об А. Твардовском. М., ЗАНЯТИЕ 2 ХУДОЖЕСТВЕННОЕ МАСТЕРСТВО А. ПЛАТОНОВА (на материале военной прозы писателя) Задание 1. Прочитать 3-4 рассказа писателя военных лет. Сделать выписки в рабочую тетрадь в соответствии с пунктами плана и перечнем критической литературы. 2. Уточнить, опираясь на работы литературоведов, понятие «стиля» литературного произведения. План 1. Творческая биография Андрея Платонова (общая характеристика). 2. Философская концепция человека и мира в творчестве писателя (на примере известных вам произведений). 5

6 3. Как строятся сюжеты анализируемых произведений? В чем их своеобразие? 4. Какие художественные приемы использует писатель, создавая тот или иной человеческий характер? Определите особенности платоновского стиля, сделайте в тетради выписки наиболее оригинальных фраз и словосочетаний. ЛИТЕРАТУРА Художественные тексты Платонов А. Одухотворенные люди, Мать (Взыскание погибших), Неодушевленный враг, Афродита, Девушка Роза, Возвращение. Основная 1. Полтавцева Н. Философия прозы Андрея Платонова. Ростов-на- Дону, Васильев В. Андрей Платонов. М., Акимов В. Солдат начинается с думы об отечестве... // А. Платонов. Одухотворенные люди. М., Шубин Л. Поиски смысла отдельного и общего существования. М., Чалмаев В. Андрей Платонов. М., Страна философов Андрея Платонова. Сб. М., Дополнительная 1. Залыгин С. Сказки реалиста и реализм сказочника // Вопросы литературы, 1971, Евтушенко Е. Судьба Платонова // Советская культура, 1988, 20 авг. 3. Семенова С. Преодоление трагедии. М., (Гл. «В усилии к будущему времени» Философия Андрея Платонова). 4. Карасев Л. Знаки покинутого детства («постоянное» у А. Платонова) // Вопросы философии, 1990, Варламов А. Платонов и Шукшин. Геополитические оси русской литературы // Москва, 1988, 2. 6

7 6. Радбиль Т.Б. Мифология языка Андрея Платонова. Нижний Новгород, Хрящева Н.П. «Кипящая вселенная» Андрея Платонова. Динамика образотворчества и миропостижения. Екатеринбург; Стерлитамак, ЗАНЯТИЕ 3 ПОЗДНЯЯ ЛИРИКА Н. ЗАБОЛОЦКОГО Задание 1. Общая характеристика творческой эволюции Н. Заболоцкого. 2. Выучить наизусть одно стихотворение Н. Заболоцкого из цикла «Последняя любовь» и сделать его письменный анализ. План 1. Особенности ранней лирики Н. Заболоцкого. Заболоцкий и «обэриуты». 2. Основные темы и мотивы поздней лирики Н. Заболоцкого. В чем вы находите связь и различие между ранней лирикой Заболоцкого и его поздним творчеством? 3. Охарактеризуйте образ лирического героя поэта: его духовный мир, его переживания. 4. Проанализируйте особенности поэтики Заболоцкого: на какие художественные традиции опирается поэт, особенности его поэтического языка, стиховой формы. ЛИТЕРАТУРА Художественные тексты Заболоцкий Н.: Столбцы; цикл «Последняя любовь»; Некрасивая девочка; Старая актриса; О красоте человеческих лиц; Не позволяй душе лениться; Уступи мне, скворец, уголок. 7

8 Основная 1. Македонов А. Николай Заболоцкий. Л., Ростовцева И. Николай Заболоцкий. М., Турков А. Николай Заболоцкий. М., Герасимова А. ОБЭРИУ (проблема смешного) // Вопросы литературы, 1988, 4. Дополнительная 1. Альфонсов В. Слова и краски. Очерки из истории творческих связей поэтов и художников. М.-Л., Воспоминания о Н. Заболоцком. 2-е изд. М., Заболоцкий Н. Жизнь Н.А. Заболоцкого. М., ЗАНЯТИЕ 4 НРАВСТВЕННО-ФИЛОСОФСКИЙ МИР РОМАНА Б. ПАСТЕРНАКА «ДОКТОР ЖИВАГО» Задание 1. Познакомиться с различными критическими оценками романа и определить свое отношение к ним. 2. Выучить наизусть одно стихотворение их цикла «Стихотворения Юрия Живаго» и сделать в тетради его письменный анализ. План 1. Путь писателя к роману «Доктор Живаго» и его творческая история. 2. Образ Юрия Живаго. а) проследить основные этапы становления личности героя; б) показать на конкретных примерах из текста, как соотносится судьба героя с историческими событиями, какую позицию занимает он в споре о гуманизме и жестокости, о нравственности выбора, об искусстве. 3. Женские образы в романе. Обратите внимание на основные этапы в развитии характера Лары. 8

9 4. Исторические судьбы России в художественном сознании героев романа. (Обратите внимание на историко-философские суждения Веденяпина, Гордона и других героев об идее свободной личности, об идее жизни как жертве. Отношение героев к России, к народу, к революции и войне). 5. Художественное совершенство романа. а) какова сюжетная и композиционная роль «Стихотворений Юрия Живаго». б) в чем состоит своеобразие жанра и композиции романа; в) роль евангельских мотивов и образов в романе; г) особенности психологической характеристики героев в романе «Доктор Живаго». ЛИТЕРАТУРА Художественный текст Пастернак Б. «Доктор Живаго». Основная 1. Лихачев Д.С. Размышления над романом Б. Пастернака «Доктор Живаго» // Новый мир, Борисов В.М., Пастернак Е.Б. Материалы к творческой истории романа Б. Пастернака «Доктор Живаго» // Новый мир, 1988, Обсуждаем роман Б. Пастернака «Доктор Живаго» // Вопросы литературы, «Доктор Живаго» вчера и сегодня // Лит. Газета, 1988, 15 июня. 5. Пискунова С., Пискунов В. Вседневное наше бессмертье // Литературное обозрение, 1988, Горелов П.Г. Размышления над романом // За алтари и очаги. М., «Доктор Живаго» Б. Пастернака: С разных точек зрения. Сб. материалов и статей. М., Смирнов Игорь П. Роман тайн «Доктор Живаго». М.,

10 Дополнительная 1. Иванова Н. Смерть и воскресение Юрия Живаго // Юность, 1988, Кузичева А. Диагноз «Доктора Живаго» // Книжное обозрение, 1988, 24 июня. 3. Колобаева Л. От временного к вечному // Вопросы литературы, 1988, Вильмонт Н. О Борисе Пастернаке. Воспоминания и мысли. М., Переписка Бориса Пастернака М., К 100-летию со дня рождения Б.Л. Пастернака // Вопросы литературы, 1990, Овчинников Н.Ф. Б.Л. Пастернак: поиски призвания (от философии к поэзии) // Вопросы философии, 1990, «А за мною шум погони». Борис Пастернак и власть. Документы М., ЗАНЯТИЕ 5 РАССКАЗ А. СОЛЖЕНИЦЫНА «ОДИН ДЕНЬ ИВАНА ДЕНИСОВИЧА» В КОНТЕКСТЕ ЛАГЕРНОЙ ПРОЗЫ Задание 1. Познакомиться с различными критическими оценками указанных произведений и определить свое отношение к ним. 2. Выписать в рабочую тетрадь наиболее характерные слова и речевые обороты, отражающие особенности стиля писателей. План 1. Лагерь, его устройство и предназначение. Социальная иерархия лагерной жизни и ее законы (по рассказу А. Солженицына). Сопоставьте это описание с изображением лагеря у В. Шаламова, Г. Владимова, С. Довлатова. В чем обнаруживается сходство, а в чем различие? 10

11 2. Образ Ивана Денисовича Шухова в рассказе Солженицына. В чем, с вашей точки зрения, проявляется мудрость поведения Шухова в лагере? Прокомментируйте эпизоды, которые раскрывают характер героя, его отношение к лагерной жизни. 3. Как в «Колымских рассказах» В. Шаламова выражено авторское отношение к проблеме выживания в лагере? (для примера можно взять рассказы «Одиночный замер», «Ягоды», «На представку»). 4. Сопоставьте финалы рассказов Солженицына «Один день Ивана Денисовича» и В. Шаламова «Одиночный замер». Как в них выявляется авторская позиция, авторский взгляд на судьбу человека за колючей проволокой? В чем Шаламов «возражает» Солженицыну? 5. Каковы лагерные «заповеди» в произведениях С. Довлатова и Г. Владимова? Как эти писатели отвечают на «проклятый» русский вопрос, «кто виноват» в том, что исковерканными оказываются судьбы множества людей? ЛИТЕРАТУРА Художественные тексты Солженицын А. Один день Ивана Денисовича; Шаламов В. Колымские рассказы; Довлатов С. Зона; Владимов Г. Верный Руслан. Основная 1. Лакшин В. Иван Денисович, его друзья и недруги // Новый мир, 1964, Лакшин В. Пути журнальные. Из литературной полемики 60-х годов. М., Терц А. Люди и звери. По книге Г. Владимова «Верный Руслан» // Вопросы литературы, 1990, Винокур Т.Г. С новым годом, пятьдесят вторым // Вопросы литературы, 1991, Тимофеев Л. Поэтика лагерной прозы // Октябрь, 1991, Шкловский Е. Варлам Шаламов. М., Паламарчук П.Г. Александр Солженицын. Путеводитель. М.,

12 8. Нива Ж. Солженицын. М., Генис А. Довлатов и его окрестности // Новый мир, 1993, Муромский В.П. Из истории литературной полемики вокруг повести А.И. Солженицына «Один день Ивана Денисовича» // Литература в школе, 1994, Сухих И. Сергей Довлатов: время, место, судьба. СПб., Дополнительная 1. Решетовская П.Е. Александр Солженицын и читающая Россия. М., Шаламов В. Из литературного наследия // Знамя, 1990, Лакшин В. «Новый мир» во времена Хрущева. Дневник и попутное (). М., Спиваковский П.Е. Феномен А.И. Солженицына: новый взгляд. М., Михайлик А. Другой берег // Новое литературное обозрение, 1997, 28. ЗАНЯТИЕ 6 ЛИРИКА «ШЕСТИДЕСЯТНИКОВ»: АНАЛИЗ ТВОРЧЕСКОЙ ИНДИВИДУАЛЬНОСТИ ОДНОГО ИЗ ПОЭТОВ (Б. АХМАДУЛИНА, Р. РОЖДЕСТВЕНСКИЙ, Е. ЕВТУШЕНКО, Б. ОКУДЖАВА, А. ВОЗНЕСЕНСКИЙ) Задание 1. Выбрать для конкретного анализа творчество одного из поэтов. 2. Составить тезисный план анализа и сделать общий вывод о характерных особенностях лирики поэта, пользуясь пунктами плана. 3. Выучить наизусть одно стихотворение любого поэта и сделать его письменный анализ. 12

13 План 1. Краткая характеристика жизненного и творческого пути поэта. 2. Какие общественные процессы отразились в лирике поэта? 3. Выделить круг основных тем и мотивов, характерных для творчества данного поэта. 4. Образ лирического героя, его духовный мир. 5. Искусство слова, ритма, рифмики. ЛИТЕРАТУРА Художественные тексты Лирика Б. Ахмадулиной, Р. Рождественского, Е. Евтушенко, А. Вознесенского, Б. Окуджавы 60-х годов. Основная 1. Зайцев В. Современная советская поэзия. М., Михайлов А. Ритмы времени. Этюды о русской советской поэзии наших дней. М., Гусев В. В предчувствии нового. О некоторых чертах литературы шестидесятых годов. М., Лавлинский Л. Сердца взрывная сила. О лирической поэзии 60-х годов. М, И были наши помыслы чисты Об одной встрече спустя тридцать лет // Огонек, 1987, 9. Литературу по творчеству конкретных поэтов подобрать самостоятельно. 13

14 ЗАНЯТИЕ 7 ЧЕЛОВЕК И ВРЕМЯ В ПОВЕСТЯХ Ю. ТРИФОНОВА Задание 1. Прочитать две повести Ю. Трифонова по выбору. 2. Подготовить реферативное сообщение на тему: «Основные этапы жизни и творчества Ю. Трифонова». 3. На основе анализа одной из повестей сделать вывод о своеобразии конфликта и особенностях поэтики произведения. Приведите для примера цитаты из текста. План 1. Основные этапы жизни и творчества Ю. Трифонова. 2. Быт и бытие в повестях Ю. Трифонова. Как решает писатель проблему столкновения материальных и духовных ценностей? 3. Герои Ю. Трифонова и варианты нравственных программ и норм. Бытовое и социально-психологическое значение ситуации обмена в повестях Ю. Трифонова. 4. Авторское отношение к позиции героев. 5. Мастерство сюжетосложения, «ключевое слово» как одна из особенностей повествования. Своеобразие психологизма писателя. ЛИТЕРАТУРА Художественные тексты Обмен, Предварительные итоги, Долгое прощание, Другая жизнь. (две повести по выбору) Основная 1. Панкин Б. По кругу или по спирали // Дружба народов, 1977, Теракопян Л. Городские повести Ю. Трифонова // Трифонов Ю. Другая жизнь. М., Велембовская И. Симпатии и антипатии Ю. Трифонова // Новый мир, 1980, 9. 14

15 4. Иванова Н. Проза Ю. Трифонова. М., Турков А. Вечный огонь. М., Дополнительная 1. Бочаров А. Требовательная любовь. Концепция личности в современной советской литературе. М., Сахаров В. Обновляющийся мир: Заметки о текущей литературе. М., Текевелян Д. День забот. Размышления о городской прозе х годов. М., Белая Г. Художественный мир современной прозы. М., Трифонов Ю. Как слово наше отзовется. М., ЗАНЯТИЕ 8 СВОЕОБРАЗИЕ КОНФЛИКТА В ПОЗДНИХ РАССКАЗАХ В.М. ШУКШИНА Задание 1. Подготовить сообщение на тему: «Споры о «деревенской прозе» в критике и литературоведении». 2. Повторить по «Введению в литературоведение» материал о художественном конфликте и его типах. 3. Прочитать 4-5 рассказов позднего Шукшина. Проследить на материале выбранных произведений своеобразие конфликта и способах его художественной реализации. План 1. На каких сторонах быта и духовного мира героев сосредоточено внимание автора? 2. Обратите внимание на поиски смысла жизни шукшинскими героями, на то, как решает писатель проблему жизни и смерти. 15

16 3. Шукшинское решение «проклятых» русских вопросов «кто виноват?» и «что делать?». а) каким образом развивается основной конфликт в рассказах Шукшина? б) как сами герои осмысливают противоречие своего бытия? в) в чем своеобразие выражения авторской позиции в осмыслении драматизма жизни своих героев? 4. Способы художественной реализации конфликта в рассказах Шукшина. ЛИТЕРАТУРА Художественные тексты Шукшин В. Горе; На кладбище; Как зайка летал на воздушных шариках; Обида; Жена мужа в Париж провожала; Боря; Сураз; Жил человек; Танцующий Шива; Ночью в бойлерной, Микроскоп; Миль пардон, мадам; Алеша Бесконвойный; Верую. Основная 1. Белая Г. Антимиры Василия Шукшина // Литературное обозрение, 1977, Горн В. Характеры Василия Шукшина. Барнаул, Апухтина В. Проза Шукшина. М., Панкин Б. Василий Шукшин и его «чудики» // Панкин Б. Строгая литература. М., Коробов В. Василий Шукшин. М., Черносвитов Е. Пройти по краю: Василий Шукшин: Мысли о жизни, смерти, бессмертии. М., Козлова С.М. Поэтика рассказов В.М. Шукшина. Барнаул, Творчество В.М. Шукшина в современном мире. Барнаул, Коробов В.И. Василий Шукшин: Вещее слово. М., Сигов В. Русская идея В.М. Шукшина. М., Дополнительная 1. Кузнецов Ф. Судьбы деревни в прозе и критике. М.,

17 2. Лобанов М. Уроки «деревенской прозы» // Лобанов М. Внутреннее и внешнее. М., Протченко В. Современная «деревенская проза» в литературной критике // Русская литература, 1977, Вильчек Л. Вниз по течению деревенской прозы; Чалмаев В. «Воздушная воздвиглась арка» // Вопросы литературы, 1985, 6. ЗАНЯТИЕ 9 ТЕАТР АЛЕКСАНДРА ВАМПИЛОВА Задание 1. Прочитать пьесу А. Вампилова «Утиная охота». 2. Повторить материал о драме и ее жанровых формах. 3. Сделать общий вывод о своеобразии театра А. Вампилова. План 1. Творческая биография А. Вампилова (общая характеристика). 2. Проблемы и герои пьесы А. Вампилова. а) Жестокость бесчеловечности, равнодушия, столкновение добра и зла. б) Социальные и нравственно-психологические причины изломанности человеческой жизни. 3. Особенности конфликта, сюжета и композиции пьесы, роль символики. 4. Сценические интерпретации пьесы. ЛИТЕРАТУРА Художественный текст Вампилов А. «Утиная охота». Основная 1. Рудницкий К. По ту сторону вымысла: Заметки о драматургии А. Вампилова // Вопросы литературы, 1976,

18 2. Смелков Ю. Зигзаги судьбы Зилова («Утиная охота»: как ставят? как ставить?) // Литературное обозрение, 1979, Кронин М. Самый правдивый театр. О поэтике А. Вампилова // Литературная учеба, 1979, Тендитник Н. Александр Вампилов. Новосибирск, Толстых В. Среди своих чужой // Литературная учеба, 1981, Сушков Б. А. Вампилов: Размышления об идейных корнях, проблематике, художественном методе и судьбе творчества драматурга. М., Дополнительная 1. Демидов А. Заметки о драматургии А. Вампилова // Театр, 1974, Шайтанов И. Четыре варианты одной проблемы // Сибирские огни, 1974, Сахаров Вс. Театр А. Вампилова // Наш современник, 1976, Гущанская Е. Драматургия А. Вампилова // Звезда, 1981, Сергеев М. Театр А. Вампилова // Литература Сибири. История и современность. Новосибирск, Стрельцова Е. «Ситуация порога» в пьесах А. Вампилова // Байкал, 1984, Стрельцова Е. Ружье или телефон? : О символике пьесы «Утиная охота» А. Вампилова // Русская речь, 1988, Распутин В. Где ты, душа жива? // Литература в школе, 1992, 2. ЗАНЯТИЕ 10 ПОЭМА А. АХМАТОВОЙ «РЕКВИЕМ» Задание 1. Подготовить реферативное сообщение на тему: «Споры о «возвращенной» литературе в критике и литературоведении». 2. Выделить в поэме А.Ахматовой исторические, фольклорные и библейские образы и охарактеризовать их. 3. Выучить наизусть любой отрывок из поэмы. 18

19 План. 1. «Возвращенная» литература (общая характеристика). 2. История создания и публикации поэмы А. Ахматовой «Реквием». 3. Образ лирической героини поэмы. 4. Художественное своеобразие поэмы (роль символики, особенности стиха поэмы). ЛИТЕРАТУРА Художественный текст Ахматова А. «Реквием». Основная 1. Иванова Н. Отцы и дети эпохи // Вопросы литературы, 1987, Роднянская И. Возвращенные поэты // Позиция. М., Абелюк Е.С. Читательский комментарий: Замысел и воплощение // Литература в школе, 1989, Найман А. Рассказы об Анне Ахматовой. М., Виленкин В. В сто первом зеркале. М., Дополнительная 1. Жирмунский В.М. Творчество Анны Ахматовой. Л., Павловский А.И. Анна Ахматова. Очерк творчества. Л., Встречи с прошлым. Вып. 3. М., Скатов Н. «Я голос ваш»; Кушнер А. Поэтическое восприятие мира // Литературная газета, 1989, 21 июля. 19

20 В.И. Хомяков РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА ХХ ВЕКА (вторая половина) Программа практических занятий для студентов V курса филологического факультета Технический редактор М.В. Быкова Редактор Подписано к печати..02. Формат бумаги 60х84 1/16. Ризография. Печ. л.. Уч.-изд. л.. Тираж экз. Заказ. Издательско-полиграфический отдел ОмГУ, г. Омск-77, пр. Мира, 55а, госуниверситет 20


Тематическое планирование. Литература класс. 02ч. урока Тема урока. Основное содержание Введение. Судьба России в 20 веке. Основные направления, темы и проблемы русской литературы 20 века. Кол-во часов

Государственное бюджетное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа 217 Красносельского района Санкт-Петербурга имени Н.А. Алексеева Принята Педагогическим советом ГБОУ школы 217 Протокол

Рабочая программа Ивановой Н.Б. Дудко С.А. по учебному курсу «Литература» 9а, б, в класса базовый уровень 2013-2014 учебный год Пояснительная записка Данная рабочая программа для 9 класса составлена на

Твардовский Александр Трифонович 105 лет со дня рождения поэта И дружбы долг, и честь, и совесть Велят мне в книгу занести Одной судьбы особой повесть, Что сердцу стала на пути Многие ли знают, что до

КАЛЕНДАРНО ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 11 КЛАСС. Разделы и темы программы Введение (1 час). 1. Характеристика литературного процесса начала 20 века. Многообразие литературных направлений, стилей, школ, групп.

/ Тема урока Сроки ЗУНы 11класс Организация учебного процесса 1 Россия рубежа XIX XX веков 2 Русская литература на рубеже веков 3 Очерк жизни и творчества И. Бунина Знать основные факты жизни и творчества

Календарно-тематическое планирование по литературе в 11 а классе на 2008-2009 учебный год. Планирование ориентировано на работу по учебному комплекту под редакцией В.П. Журавлева. 102 часа. (базовая программа)

ЛИТЕРАТУРА класс (0 часа) п/п Тема урока Кол-во часов I полугодие - 8 часов Сроки Вводные уроки. Россия рубежа XIX - XX веков. Историко-культурная ситуация... Русская литература на рубеже веков. Характеристика

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение Лугавская средняя общеобразовательная школа 19 Рассмотрено на заседании методсовета «29» августа 2016года Утверждаю Директор МКОУ Лугавской СОШ 19

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Гимназия 11» г.о. Самара РАССМОТРЕН методическим объединением учителей русского языка и литературы методического совета МБОУ гимназии 11 г.о. Самара

Сочинение на тему пушкинская тема в творчестве цветаевой и ахматовой писать сочинения на литературную или публицистическую тему, отзыв о глубина и яркость любовной лирики А.А. Ахматовой. Тема творчества

ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЕ БИЛЕТЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ИТОГОВОЙ АТТЕСТАЦИИ ПО ЛИТЕРАТУРЕ ПО ПРОГРАММАМ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ Билет 1 1. Ответьте на вопрос: «В чём состоит актуальность «Слова о полку Игоре» в наши

Сочинение на тему художественное своеобразие романа тихий дон Получивший мировое признание роман Тихий Дон - эпопея, и его (более 700) определяют жанровое своеобразие шолоховского романа. Не видя пока

I. ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНИКОВ Изучение литературы должно предоставить учащимся возможность: читать и глубоко понимать художественные произведения русской литературы XIX-XХ веков, а также

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ 1. Помочь абитуриенту сориентироваться в наиболее сложных вопросах, предлагаемых в тестах по литературе. 2. Нацелить на выявление навыков по умению анализировать художественный текст эпического

Темы сочинений по литературе II половины XIX века. 1. Образы купцов-самодуров в пьесе А. Н. Островского «Гроза». 2. а) Душевная драма Катерины. (По пьесе А. Н. Островского «Гроза».) б) Тема «маленького

Сочинение на тему художественные особенности романа пушкина евгений онегин Лирические отступления Пушкина р романе Евгений Онегин о творчестве, о любви в жизни поэта. Любовь к Реалистичность и верность

Самостоятельная работа 7. Тема: Литература периода Великой Отечественной войны (одно произведение по выбору студента). Читательский дневник. При выполнении работы используйте следующую форму ведения дневника:

Список экспонируемой литературы к выставке «Быть на Земле человеком» (к 80-летию со дня рождения В. Г. Распутина) 1. Распутин, В. Г. Избранные сочинения. В 2 т. Т. 1: Деньги для Марии. Последний срок.

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ Тема урока Примерная дата 1. На рубеже столетий. Завершение классического периода русского реализма. 2. А.П.Чехов. Жизнь и творчество (с обобщением изученного). 3.

Согласовано Утверждаю Руководитель МО Директор МКОУ «Нововаршавская гимназия» 2014 г. Зам. директора по УВР 2014 г. 2014г. Тематическое планирование по литературе в 11 классе на 2014-2015учебный год Литература

«Рассмотрено» Руководитель МО МБОУ СОШ 73 Е.Г. Мышева Протокол 1 от 30.08.2017 г. «Согласовано» Заместитель директора по УВР Ж.Г. Митюкова.. 2017 г. «Утверждаю» Директор МБОУ СОШ 73 Е.В. Высоцкая приказ

1 п/п Календарно - тематическое планирование уроков литературы в 11-м классе (1,5; 9, 10, 14 гр.) Родионовой ТА базовый уровень (3 часа в неделю, 102 часа) Разделы, программы, темы урока Колво часов Дата

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Гимназия» Рекомендовано: Методическим объединением учителей русского языка и литературы Протокол от «30» 08. 2016г. 1 Утверждено: приказом МБОУ «Гимназия»

Пояснительная записка. Изучение литературы в старших классах на базовом уровне предполагает воспитание духовно развитой личности, готовой к самопознанию и самосовершенствованию, способной к созидательной

ПРОГРАММА вступительного испытания по литературе для иностранных граждан, поступающих на обучение по программам бакалавриата и программам специалитета Требования к уровню подготовки абитуриентов Абитуриент

Аннотация по литературе 11 Б класс Рабочая программа по литературе для 11 класса составлена на основе Примерной программы среднего (полного) общего образования по литературе(базовый уровень) (письмо Департамента

АННОТАЦИЯ К УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЕ «ЛИТЕРАТУРА» (БАЗОВЫЙ УРОВЕНЬ) Рабочая программа составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта общего образования (2004), примерной программы среднего

Дагестанский государственный университет народного хозяйства Кафедра английского языка Чопанова Айзанат Абдулкеримовна ТЕМАТИКА РЕФЕРАТОВ И ТВОРЧЕСКИХ РАБОТ ПО ДИСЦИПЛИНЕ «ЛИТЕРАТУРА» Специальность 09.02.05

Галерея книг о Великой Отечественной войне СТРАШНО ПОМНИТЬ, НЕЛЬЗЯ ЗАБЫТЬ. Юрий Васильевич Бондарев (род.1924г.) советский писатель, участник Великой Отечественной войны. Окончил Литературный институт

I. Пояснительная записка Литература базовая учебная дисциплина, формирующая духовный облик и нравственные ориентиры молодого поколения. Ей принадлежит ведущее место в эмоциональном, интеллектуальном и

Номер занятия -ая Лекция. Содержание дисциплины и календарно-тематический план лекций (по м) Название темы и содержание занятия Жанр рассказа и повести в творчестве А.П. Чехова. Вводный кур «Новые тенденции

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение Ханты-Мансийского района «Средняя общеобразовательная школа с. Цингалы» Приложение к основной образовательной программе среднего общего образования

ПЛАН ЗАНЯТИЙ ЛИТЕРАТУРА 9 КЛАСС ОЧНО-ЗАОЧНАЯ ФОРМА ОБУЧЕНИЯ 2014-2015 учебный год II полугодие Учебник: В.Я. Коровина, В.П. Журавлев, В.И. Коровин. Литература 9 класс. М.: Просвещение. Дата Темы занятия

Муниципальное общеобразовательное учреждение «Красногорбатская средняя общеобразовательная школа» Селивановского района Владимирской области Согласовано с методическим советом школы Протокол от 29 августа

Календарно-тематическое планирование по литературе на 2013-2014 уч. год 11 класс Учебник: Русская литература ХХ века 11 класс, для общеобразовательных учреждений в двух частях под ред.в.п. Журавлева -

Краткий анализ стихотворения родина цветаевой Различные виды пересказа (подробный, краткий, выборочный, с элементами итоговый: анализ стихотворения, письменный развёрнутый ответ на проблемный вопрос 24

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ (102 часа) Дата Тема (название раздела) Кол-во урока часов 1-2 2 Русская литература первой половины 20 века Лекция. Введение. Судьба России в 20 веке. Историко-культурная

1 Аннотация рабочей программы дисциплины «Литература» Цель и задачи дисциплины Цель дисциплины изучение современного состояния развития литературы и методов литературы как науки; ознакомление с наиболее

Департамент образования Ивановской области Областное государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Тейковский индустриальный колледж имени Героя Советского Союза А.П.Буланова (ОГБПОУ

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Большеусинская средняя общеобразовательная школа» Рабочая программа по литературе 9 класс Учитель Балабанова Е.И. Высшая квалификационная категория 2017г.

ЛИТЕРАТУРА Темы, включенные в рубежные задания 10 класс Темы 1 рубежа 10 класс 1. А.Н. Островский. «Гроза». Характер конфликта. Быт и нравы русского купечества. 2. И.А. Гончаров. «Обломов». Способы создания

АВТОНОМНАЯ НЕКОММЕРЧЕСКАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ «ШКОЛА СОСНЫ» УТВЕРЖДАЮ Директор И.П. Гурьянкина Приказ 8 от «29» августа 2017 г. Рабочая программа по предмету «Современная русская литература»

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа 392 с углубленным изучением французского языка Кировского района Санкт-Петербурга Принята «Утверждаю» Педагогическим

Тема урока Кол-во часов Тип урока Элементы содержания урока Виды контроля измерители 1-2 Россия рубежа XIX-XX веков. Историко-культурная ситуация 3 Очерк жизни и творчества И.А.Бунина. «Чудная власть прошлого

ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЕ БИЛЕТЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ИТОГОВОЙ АТТЕСТАЦИИ ПО ЛИТЕРАТУРЕ ПО ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМ ПРОГРАММАМ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ в 2018 году Билет 1 1. Понятие «онегинская строфа» (количество стихов,

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Календарно-тематическое планирование составлено на основе Федерального компонента Государственного стандарта общего образования и Программы «Русская литература ХХ века», под редакцией

МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ Учебная дисциплина _Литература Темы методических разработок (лекции и практические занятия) 1. Лекция Введение. Развитие русской литературы и культуры в первой

Марина Цветаева 1892 1941 Жизнь и творчество В рамках празднования 125-летия со дня рождения Марины Ивановны Цветаевой в читальном зале Национальной библиотеки РА оформлена книжная экспозиция «Марина Цветаева.

АННОТАЦИЯ К УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЕ «ЛИТЕРАТУРА» (ПРОФИЛЬНЫЙ УРОВЕНЬ) Рабочая программа составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта общего образования (2004), примерной программы

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта среднего общего образования и программы общеобразовательных учреждений по литературе 5 11 классы

Аннотация к рабочей программе по литературе, 10 класс (профильный уровень) Настоящая рабочая программа по литературе для 10 класса составлена на основе федерального компонента Государственного стандарта

Н.Л.ЛЕЙДЕРМАН М.Н.ЛЙПОВЕЦКИЙ сошрешш РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА Книга 1 / ЛИТЕРАТУРА «ОТТЕПЕЛИ» (1953-1968) Рекомендовано учебно-методическим объединением Министерства образования Российской Федерации по специальностям

Пояснительная записка Программа составлена на основе авторской программы под редакцией Г.С. Меркина, С.А. Зинина, В.А. Чалмаева из сборника Программа по литературе для 5- классов общеобразовательной школы,

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО ЛИТЕРАТУРЕ. КЛАСС. п\п Раздел, название урока в поурочном планировании. История 0 века и судьбы искусства. Русская литература 0 века в контексте мировой культуры.

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДСКОГО ОКРУГА ТОЛЬЯТТИ «ШКОЛА 11» Приказ 130 от 14.06.2016 Программа принята на основании решения методического объединения учителей русского

Анализ стихотворения марины цветаевой диалог гамлета с совестью В. Шекспир. Гамлет Обращаясь к анализу поэтических творений двух русских Это отрывок из стихотворения Марины Цветаевой Куст. Наверное, Тютчев

ОБЪЕДИНИЛ ПОЭЗИЮ И ПРОЗУ (125 лет со дня рождения Бориса Пастернака) Он награжден каким-то вечным детством, Той щедростью и яркостью светил, И вся земля была его наследством, А он ее со всеми разделил.

Сочинение на тему утверждение вечных ценностей в романе тихий дон Тема войны и развития исторических событий как отображения жизни государства неминуемо Вечное и вещное в рассказе ИА Бунина Господин из

Учебник: Русская литература 20 века 1-2 части, «Просвещение» «Московские учебники», Москва 2006 под редакцией В. П. Журавлева Тема Д.з. ИТ контроль дата Введение 2 часа 1 Общая характеристика литературы

Пп Содержание урока 1. Сложность и самобытность русской литературы XX столетия. Начало века: ожидания, тревоги и надежды мастеров культуры. 2. Реалистические традиции и модернистские искания в лите-ратуре

Во второй половине 20 века в мире проходил довольно таки насыщенный литературно-исторический процесс, названный . Появились новые жанры (новый роман или антироман), новые течения (новый журнализм) и направления (нонфикшн). Параллельно западно-европейская цивилизация начала открывать для себя писателей других регионов, которые прежде не были известны (Гарсия Маркес). Во многих странах сложились предпосылки для того, чтобы стимулировать культурный обмен, поэтому национальные литературы, в свою очередь, получили новые пути для развития и существенно обогатились за счет мирового опыта (например, японская литература ). Так глобализация проявила себя в культуре.

Инвентаризация культуры породила множество синкретических явлений (). Поскольку открыть что-либо стало затруднительно, творцы смешивали коктейли из того, что уже есть. Модернизм существенно обогатил литературу новыми приемами и методами (поток сознания, натурализм, театр абсурда), нужно было остановиться и осмыслить их, применить, отточить до совершенства. Если угодно, вторая половина 20 века – это горизонтальная модель культуры , которая предусматривает рост вширь, а не вверх: изучаются и применяются открытия прошлого периода, множатся их воплощения, но ничего принципиально нового не происходит. Наиболее ярые новаторы экспериментируют со смешиванием и только.

К традиционной для литературы 20 века философии прибавился дзен-буддизм, быстро завоевавший себе популярность среди европейцев. Между двумя концепциями было много общего, поэтому они сплетались воедино и образовывали любопытный дуэт, как, например, в романе Кобо Абэ «Женщина в песках». Различия между ними лишь обострили эту смесь, приправили ее философской полемикой, которая воплотилась в конфликте героев Абэ Кобо.

Шоутизация культуры привела к тому, что элитарная литература стала чуждаться кинематографа, а массовая – наоборот. Например, Сэлинджер запретил экранизировать свою книгу, а Трумэн Капоте попробовал, . Зато Стивен Кинг издает готовые кино-сценарии и охотно продает права на экранизацию. Бытует мнение, что настоящую литературу невозможно передать в кино. Она стала сложнее, интеллектуальнее, тоньше. Теперь основная прелесть книги заключается не в сюжете, а в тех стилистических, жанровых и метафизических тонкостях, которые нельзя перенести на экран. Так литература защищается от кинематографа, который попробовал, было, ее вытеснять.

Традиционная художественная литература стала соединяться с другими сферами человеческой мысли, например, с журналистикой или наукой. , который заключается в беллетризации факта. Человек соскучился по понятному и реалистичному чтиву, он снова захотел читать о том, что действительно происходит в мире. Ему на встречу пришли люди, которые смогли из газетной вырезки сделать полноценный роман-расследование, где рассказывали о том, почему произошло, а не только где и когда. Бешеную популярность приобрел нонфикшн, в рамках которого о сложном говорили простыми словами. Книги Ричарда Докинза, например, расходятся миллионными тиражами.

Таким образом, в конце второй половины 20 века стало ясно, что наступила эпоха нехудожественной литературы , потому что читатели, в основе своей, проявляют интерес к продуктам диффузии жанров: роман-репортаж, тревилог, литература – исследование и т.д . Чисто художественная литература занимает не большой сегмент книжного рынка, так как ее активно экранизируют, и получается, что людям проще посмотреть и послушать (широко распространились аудиокниги), чем прочитать. Интеллектуальная литература тоже выходит за рамки художественной, иначе ей грозит потеря элитарности. Все чаще встречаются гибридные романы (роман-словарь Павича, например), которые берут не художественностью, а, скорее, ее отсутствием. Массовая литература становится китчевой и просто копирует уже известные классические образцы. Основные направления: детектив, фантастика, любовный роман, авантюрный роман.

Интересно? Сохрани у себя на стенке!

В русской литературе XX столетия можно выделить несколько периодов. Первые два десятилетия получили название "серебряного века": это эпоха бурного развития литературных направлений, появления целой плеяды гениальных Мастеров Слова. Литература этого периода обнажила глубокие противоречия, возникшие в обществе того времени. Писателей перестали устраивать классические каноны, начался поиск новых форм, новых идей. На передний план выходят общечеловеческие, философские темы о смысле бытия, о нравственности, о духовности. Все больше стало появляться религиозных тем.

Четко обозначились три основных литературных направления: реализм, модернизм и русский авангард. Возрождаются и принципы романтизма, особенно ярко это представлено в творчестве В. Короленко и А. Грина.

В 30-е годы наметился "великий перелом": тысячи представителей интеллигенции были подвергнуты репрессиям, а существование жесточайшей цензуры замедлило развитие литературных процессов.

С началом Великой Отечественной войны в русской литературе появилось новое направление — военное. Изначально были популярны жанры, близкие к журналистике - очерки, эссе, репортажи. Позднее появятся монументальные полотна, запечатлевшие все ужасы войны и борьбы с фашизмом. Это произведения Л. Андреева, Ф. Абрамова, В. Астафьева, Ю. Бондарева, В. Быкова.

Вторая половина XX столетия характеризуется многоплановостью и противоречивостью. Во многом это обусловлено тем, что развитие литературы во многом определялось правящими структурами. Оттого такая неравномерность: то идеологическое засилие, то полное раскрепощение, то командный окрик цензуры, то послабление.

Русские писатели XX века

М. Горький — один из самых значительных писателей и мыслителей начала столетия. Признан основателем такого литературного направления, как социалистический реализм. Его произведения стали "школой мастерства" для литераторов новой эпохи. А творчество Горького оказало огромное влияние на развитие мировой культуры. Его романы и рассказы переводились на множество языков и стали мостом, соединившим русскую революцию и мировую культуру.

Избранные произведения:

Л.Н.Андреев. Творчество этого писателя - одна из первых "ласточек" эмигрантской русской литературы. Творчество Андреева гармонично укладывается в концепцию критического реализма, обнажавшего трагедию социальной несправедливости. Но, примкнув к рядам белой эмиграции, Андреев на долгое время был забыт. Хотя значение его творчества оказало большое влияние на развитие концепции реалистического искусства.

Избранное произведение:

А.И. Куприн. Имя этого величайшего писателя незаслуженно ставят рангом ниже, чем имена Л. Толстого или М. Горького. Вместе с тем, творчество Куприна - яркий образчик самобытного искусства, искусства истинно русского, интеллигентного. Главные темы в его произведениях: любовь, особенности русского капитализма, проблемы русской армии. Вслед за Пушкиным и Достоевским А. Куприн огромное внимание уделяет теме "маленького человека". Также писателем написано немало рассказов специально для детей.

Избранные произведения:

К.Г.Паустовский удивительный писатель, которому удалось остаться самобытным, остаться верным самому себе. В его произведениях нет революционного пафоса, громких лозунгов или социалистических идей. Главная заслуга Паустовского в том, что все его рассказы и романы представляются эталонами пейзажной, лирической прозы.

Избранные произведения:

М.А. Шолохов — великий русский писатель, чей вклад в развитие мировой литературы трудно переоценить. Шолохов, вслед за Л. Толстым создает удивительные монументальные полотна жизни России в самые переломные моменты истории. Также Шолохов вошел в историю русской литературы как певец родного края - на примере жизни донского края писатель сумел показать всю глубину исторических процессов.

Биография:

Избранные произведения:

А.Т. Твардовский — ярчайший представитель литературы советской эпохи, литературы социалистического реализма. В его творчестве поднимались самые насущные проблемы: коллективизации, репрессий, перегибов идеи социализма. Являясь главным редактором журнала "Новый мир" А. Твардовский открыл миру имена многих "запретных" писателей. Именно в его легкой руки стали печатать А. Солженицина.

Сам А. Твардовский остался в истории литературы и как автор самой лиричной драмы о войне - поэмы "Василий Тёркин".

Избранное произведение:

Б.Л.Пастернак — один из немногих русских писателей, получивших Нобелевскую премию по литературе за свой роман "Доктор Живаго". Известен также как поэт и переводчик.

Избранное произведение:

М.А. Булгаков … В мировой литературе, пожалуй, нет более обсуждаемого писателя, чем М. А. Булгаков. Блестящий прозаик и драматург оставил немало загадок для будущих поколений. В его творчестве гармонично переплелись идеи гуманизма и религия, безжалостная сатира и сострадание к человеку, трагизм русской интеллигенции и безудержный патриотизм.

Избранные произведения:

В.П. Астафьев — русский писатель в творчестве которого главными были две темы: война и русская деревня. Причем все его рассказы и романы - это реализм в самом ярком его воплощении.

Избранное произведение:

— одна из самых массивных фигур в русской советской литературе, и, пожалуй, самый известный тюркоязычный писатель. В его произведениях запечатлены самые разные периоды советской истории. Но главная заслуга Айтматова в том, что он, как никто другой, сумел красочно и ярко воплотить на страницах красоту родного края.

Избранное произведение:

С распадом СССР русская литература вышла на абсолютно новый этап своего развития. Канули в прошлое жесткая цензура и идеологическая направленность. Обретенная свобода слова стала отправной точкой для появления целой плеяды писателей нового поколения и новых направлений: постмодернизма, магического реализма, авангардизма и других.

Между столетиями принято считать ее «серебряным веком» (в продолжение пушкинского «золотого века»). Реформы начала 20 столетия, столкновение разных культур и жизненных укладов не могли не отразиться на настроениях творческой интеллигенции. Многих авторов уже не устраивает описание и разбор социальных проблем, большинство писателей начинает задумываться о вечных вопросах жизни и смерти, существовании добра и зла. Значительное влияние на культуру этих времен оказала религия, религиозная тема становится одной из основополагающих тем произведений многих писателей. Русская литература 20 века развивается в новых исторических условиях, что не может не оказать на нее влияния. Творческая интеллигенция этого времени понимает, что грядущие перемены в жизни страны, а значит, и в их жизни неизбежны. Одни ждут их с радостью и надеждой, другие - с трепетом и ужасом, который передается читателю в момент прочтения их произведений.

Революция 1917 года делит всю литературу России тех лет на два лагеря: «пролетарскую» литературу и творчество русских эмигрантов. Ярким представителем последнего является Владимир Набоков, в большинстве произведений которого четко прослеживается тоска по родине.

Русская литература 20 века дала нашей стране и миру в целом большое количество гениев слова. Это касается в первую очередь поэзии. К поэтам «серебряного века» относятся: Николай Гумилев, Анна Ахматова, Сергей Есенин, Владимир Маяковский, Александр Блок и т.д. К первым представителям советской литературы относятся Есенин и Маяковский. Основоположником так называемой антисоветской литературы считается Александр Блок, написавший в те годы поэму «Двенадцать».

Русская литература 20 века представлена тремя основными направлениями: реализм, литературный авангард и модернизм, каждое из которых подразделяется еще на несколько направлений. Так, модернизм положил начало развитию акмеизма и символизма. Яркими представителями последнего были: Валерий Брюсов, Константин Бальмонт, Дмитрий Мережковский, Андрей Белый, Александр Блок. Основоположниками русского литературного акмеизма считаются Анна Ахматова, Осип Мандельштам, Николай Гумилев.

Одним из наиболее интересных направлений литературного искусства первых десятилетий 20 века является возрождение подзабытых романтических форм. Творчество поражает воображение бесконечным полетом фантазии и мечтательностью. Работы революционных рабочих поэтов пишутся в ключе особой, новой романтики пролетариата. Поэты Нечаев, Привалов, Тарасов в своих баснях, призывах и маршах поэтизируют героический подвиг, добавляя в них ярких красок описанием зарева, пожаров, заката, багровой зари.

С началом Великой Отечественной Войны множество оказалось на полях сражений. Произведения этого периода времени были написаны искрометным языком, их основной идеей была борьба с фашизмом. Непременно стоит отметить патриотические стихи Ахматовой, Твардовского, Тихонова. В период войны писатели все чаще обращаются к самому оперативному жанру литературы: очеркам, рассказам, репортажам и памфлетам.

Русская литература второй половины 20 века представлена сразу несколькими жанрами, на становление которых огромное влияние оказали: сталинизм, «оттепель», застой, перестройка. Литература России пережила на своем пути огромное количество трудностей, временами испытывая опеку государства, временами находясь практически полностью под его запретом. Сегодня русская литература 20 века признана во всем мире, произведениями советских авторов зачитываются далеко за рубежом, по ним снимают художественные фильмы, ставят пьесы в театрах. Человек, ни разу не читавший в своей жизни Шолохова, Булгакова, поистине потерял очень многое…

XX - НАЧАЛО XXI ВЕКОВ

Литература второй половины XX в.

Литература второй половины XX в. почувствовала на себе влияние двух только что завершенных мировых войн. Полмира лежало в руинах, количество человеческих жертв измерялось миллионами. Человечество не могло оправиться от шока преступлений германского нацизма и советского сталинизма...

Вторая мировая война расколола мир на два «полюса»: социалистический лагерь, возглавляемый СССР, и капиталистический лагерь, лидером которого стали США. Конечно, такая политическая, экономическая и культурная «двухполюсности» мира не могла не сказаться на развитии культурного и литературного процесса. Если в СССР и странах социализма усиленно насаждался социалистический реализм, то на Западе преобладало раВНОобразие векторов культурно-литературного развития.

Конечно, начало второй половины XX в. ознаменован осмыслением горького опыта мировых войн (особенно Второй мировой войны и движения Сопротивления фашизму). В Германии (стране, откуда гитлеризм начал свой кровавый поход) таким осмыслением занималась литература расчета с прошлым. Ярким явлением этой литературы является творчество уже знакомого вам немецкого писателя Генриха Белля. Вспомните тяжелые размышления анонимного героя рассказ «Путник, когда ты придешь в Спа...» над тем, а за что же, собственно, он воевал и за какие идеалы его искалечена? Такие размышления не ограничиваются одним-единственным персонажем - над ними размышляли миллионы бывших солдат вермахта и других немцев, которые увидели позорное поражение гитлеровских амбиций и претензий на мировое господство. Еще одним из немецких писателей, которые разрабатывали подобную тематику, был выдающийся драматург Бертольт Брехт. В своей драме «Жизнь Галилея» он поднимает острую проблему ответственности ученого за свои открытия. Должен ли ученый служить любой власти, тем более той, которая может использовать его открытие на зло другим людям? Ведь не забывайте, что эта драма писалась во времена, когда перед человечеством встали новые, неслыханные ранее угрозы. Стоит вспомнить хотя бы ужасы ядерного пожара, мгновенно унесла жизни десятков тысяч жителей Хиросимы и Нагасаки, а ядерное оружие разрабатывали не какие-то полуграмотные невежды, а интеллектуалы, ученые, высокообразованные специалисты. И разве от этого легче матерям, дети которых сгорели в ядерном пламени? К Чернобыльской трагедии 1986 г. было еще почти полвека, но писатель поставил «диагноз», и нельзя не отдать должное дару этого провидца, который еще в те годы предупреждал: «Атомная бомба и как техническое, и как общественное явление - это конечный результат научных достижений и социальной несостоятельности»...

Размышления над тем, что такое человек и мир в ситуации, когда все традиционные фундаментальные идеалы западной цивилизации (гуманизм, вера в человека («Венец творения - человек»), ее ум, в научно-технический и общественный прогресс и т. д.) были если не полностью разрушены, то поставлены под сомнение, возникает такое явление, как философия экзистенциализма.

Показательным является то, что самые выдающиеся философы-экзистенциалисты XX в. были одновременно выдающимися писателями. Такая ситуация напоминала времена Просвещения, когда литературные гении - Вольтер, Д. Дидро, Ж. Ж. Руссо и др. - в то же время были выдающимися философами: художественной литературы они пропагандировали и распространяли свои идеи. В середине XX века. такое сочетание тоже, конечно, было неслучайным, ведь именно в это время на первый план выходит аллегоричность, інакомовність, параболічність литературных произведений.

И вообще, применение параболы, аллегории, притчи - излюбленный прием писателей второй половины XX ст. Так, французский писатель-экзистенциалист Альбер Камю в своем известном романе «Чума» вроде бы изобразил эпидемии этой страшной болезни в городе Оране. На самом деле, есть десятки ассоциаций («фашизм - коричневая чума»), намеков (черный дым, словно дым крематориев концлагерей), предосторожностей (бацилла чумы никогда не исчезает, как не исчезает и опасность повторения фашизма) свидетельствуют о глубинном інакомовний пласт, подтекст этого литературного шедевра.

Один из французских философов-экзистенциалистов и одновременно известный писатель Жан Поль Сартр заявил: «Экзистенциализм - это гуманизм». Даже в аллегорическом романе А. Камю «Чума» есть прямое авторское признание: «Люди больше заслуживают восхищения, чем на пренебрежение». И в то же время у автора оказывается мужественная позиция сопротивления злу, поскольку, по авторскому свидетельству, смысл романа заключается и в освещении «борьбе европейского Сопротивления против фашизма» (очень важно, что и сами писатели-экзистенциалисты принимали участие в движении Сопротивления фашистам).

Інакомовлення, притчеподібність присущи и творчеству известного американского писателя Эрнеста Хемингуэя. Именно глубокий философский подтекст (знаменитый принцип «айсберга») присущий многим его произведениям, в том числе и повести «Старик и море». По внешним простым рисунком (старый Сантьяго поймал, но не смог уберечь рыбу) скрытый такой ассоциативный ряд, что количество комментариев этого произведения несколько раз превзошла его объем.

Со второй половины XX в. в мировой культурное пространство активно входит художественная литература Японии. Благодаря переводам западные читатели читают произведения японских авторов. Начиная с 1945 г. Япония твердо стала на курс либерально-демократических реформ, которые способствовали ее стремительному политическому, экономическому и культурному возрождению и росту («японское чудо»), продолжаются и сегодня. Сразу после окончания войны были сняты все идеологические запреты и диктати и уже в конце 1945 г. было организовано новые литературно-периодические издания, началась публикация произведений, написанных «в стол» во время войны такими выдающимися мастерами слова, как Танидзаки Дзюнъитиро, Наоя Сига.

На вторую половину 1940-х - 1950-е годы приходится деятельность двух значительных литературных группировок «Сенгоха» («послевоенное» - аналог французского литературного группировки «после войны»), возникло в январе 1946 г. вокруг журнала «Кіндай бунгаку» («Литература новой эпохи»). Писатели этой группировки выступали за возрождение и демократизацию литературы, пытались отделить литературу от политики и сориентировать ее на традиции отечественной и современной западной модернистской литературы. Ведущими темами творчества писателей «послевоенной группы» стало осуждение войны, показ страданий, которые она приносит, судьба «маленького человека», обманутой ложными идеалами прошлого. С деятельностью этой группировки связан вступление к литературе одного из виднейших представителей послевоенного японского литературы Кобо Абэ. В конце 1950-х - 1970-е годы в японской литературе появляется большое количество автобиографических, бытовых, детективных, исторических произведений, а также произведений, которые характеризуются углубленным изучением психологии человека (Ясунари Кавабата, Юкио Мисима, Кэндзабуро Оэ и др.). Художественный арсенал писателей этого времени составляют в основном приемы авангардистской литературы.

В 1968 г. японский писатель Ясунари Кавабата (1899-1972) становится первым Нобелевским лауреатом в области литературы за успехи в области литературного творчества. Кавабата широко известен за рубежом многочисленными переводами своих произведений, таких как «Страна снега», «Тысяча журавлей», «Древняя столица», «Стон горы» и др. Его стиль пронизан стремлением к красоте, необыкновенным лиризмом и обостренной чувствительностью. Он сумел филигранно совместить лучшее из литературной техники Востока и Запада.

Успех японской литературы был неслучайным. Об этом свидетельствует то, что в 1994 г. Нобелевская премия по литературе была присуждена еще одному японскому писателю - Кэндзабуро Оэ. А нынешняя популярность японского писателя Харуки Мураками - еще одно свидетельство необычного интереса, который японская культура и литература имеют в мире.

Еще одним примечательным явлением литературного процесса второй половины XX в. является активизация литератур стран «третьего мира», в частности выход на авансцену мировой литературы 1950 - 1960-х лет романа и поэзии Латинской Америки. В 1960-е годы небывалого расцвета потерпел латиноамериканский роман. Вскоре он получил на самом деле мировое признание. Среди его самых ярких представителей можно назвать Г. Гарсиа Маркеса (Колумбия), Г. Астуріаса (Гватемала), А. Карпентьєра (Куба), К. Фуэнтеса (Мексика), X. Кортасара (Аргентина), М. Варгаса Льосу (Перу) и др.

Обновление латиноамериканского романа происходит в двух главных направлениях. Во-первых, модернизировался повествовательный стиль: в арсенале современных латиноамериканских писателей имеющиеся сложная техника композиции и повествования, временные смещения, монтаж, поток сознания, полифоничность, элементы фантастики, обобщенно-символические формы, сложные неоміфологічні модели, раВНОобразные реминисценции и аллюзии.

Во-вторых, была существенно модернизирована тематика латиноамериканского романа. Он активно впитывает высокие интеллектуальные достижения мировой культуры. В то же время новая фаза развития латиноамериканского романа характеризуется углублением интереса к национальной культуре. Однако в отличие от предыдущих попыток, которые в своем большинстве касались внешних, в основном этнографических реалий латиноамериканской действительности, представители нового романа с социально-бытовыми приметами пытаются постичь глубинные, корневые основы национального бытия. Именно отсюда тот углубленный интерес к мифологических истоков современной культуры, которые, по мнению многих художников, предопределяют оригинальность и самобытность национального типа мышления и мировосприятия, выступают в роли его скрытых движущих сил и придают ему глубинного, философско-символического смысла.

Отсюда возникает яркая характерный признак нового латиноамериканского романа, получившая название магический реализм, то есть такого метода изображения действительности, в котором рационально-логическая картина мира причудливо сочетается с алогичными, мифологическими формами ее смыслового измерения и интерпретации. Истоки магического реализма прослеживают с 1949 г., когда появляются первые произведения, начинают его, как романы А. Карпентьєра «Царство от мира сего» и М. Астуріаса «Маисовые люди».

Характерными героями произведений магического реализма выступают индейцы, которые являются носителями кардинально отличного от европейского типа мышления и мировосприятия. Вершинных достижений магический реализм достиг в творчестве одного из виднейших представителей латиноамериканской и вместе с тем мировой литературы Габриэля Гарсиа Маркеса Так, в его известном романе «Сто лет одиночества» особенности мифологического мировоззрения (например, возможность «возвращения» героев после смерти) соединены с наиболее реальными приметами общественно-политической жизни Латинской Америки середины XX века. В то же время художественные завоевания нового латиноамериканского романа не исчерпываются использованием элементов магически-мифологического типа мировосприятие и активно впитывают весь арсенал художественных приемов от сюрреализма до постмодернизма. Таким же широким является и спектр тематики, что его разрабатывает современный латиноамериканский роман.

Все сказанное дает основания вести речь об активизации во второй половине XX в. ведущих жанров интеллектуальной прозы -романа-параболы и романа-мифа. Недаром один из самых известных модернистов XX ст. Т. С Элиот отмечал: «Вместо повествовательного метода мы можем использовать теперь мифический метод».

Нужно отметить, что отличительной особенностью литературного процесса последней трети XX в. стало перерастания модернизма в постмодернизм.

Сейчас мы живем в новом XXI в., годы и десятилетия которого уже тоже становятся историей... Все в этом мире повторяется, в том числе и «грань веков»...