Макияж. Уход за волосами. Уход за кожей

Макияж. Уход за волосами. Уход за кожей

» » Социализация как инкультурация предполагает. Социализация как процесс инкультурации

Социализация как инкультурация предполагает. Социализация как процесс инкультурации

Американский ученый Мелвилл Херсковиц ввел понятие «инкультурация», под которой он понимал вхождение индивида в конкретную форму культуры. Культура - это способ жизни людей, а общество есть организованный агрегат взаимодействующих индивидов, ведущих определенный образ жизни, т.е. общество состоит из людей, а способ поведения, ими избираемый, есть их культура. Основное содержание инкультурации состоит в усвоении особенностей мышления и действий, моделей поведения, составляющих культуру. Инкультурацию необходимо отличать от социализации - освоения в детском возрасте общечеловеческого способа жизнедеятельности. В действительности эти процессы сосуществуют, развиваются одновременно и реализуются в конкретно-исторической форме.

Инкультурация - процесс освоения человеком присущего культуре миропонимания и поведения, в результате чего формируется его когнитивное, эмоциональное и поведенческое сходство с членами данной культуры и отличие от членов других культур. Процесс инкультурации начинается с момента рождения - с приобретением ребенком первых навыков и освоения речи, и происходит без специального обучения, в ходе повседневного взаимодействия с взрослыми людьми на основе накопления собственного опыта.

Конечный результат процесса инкультурации - человек, компетентный в языке, ритуалах, ценностях своей культуры. Особенность процесса инкультурации состоит в том, что, начинаясь в детстве с приобретения навыков в еде, речи, поведении и т.п., она продолжается в виде совершенствования навыков и во взрослом состоянии. Поэтому в процессе инкультурации Херсковиц выделил два уровня - детство и зрелость, раскрыв с их помощью механизм изменений в культуре через гармоничное сочетание стабильности и изменчивости. Главная задача для человека на первом уровне - усвоить культурные нормы, этикет, традиции, религию, т.е. овладеть предшествующим этнокультурным опытом. Первый уровень инкультурации - это механизм, обеспечивающий стабильность культуры. Основная особенность второго уровня инкультурации состоит в том, что у человека появляется возможность не принимать или отрицать какие-либо культурные явления, следовательно, вносить в культуру соответствующие изменения. Этот уровень инкультурации детерминирует изменения в культуре, предоставляя для этого альтернативные возможности и разрешая новое в поведении и мышлении. Таким образом, по Херсковицу, инкультурация - это процесс, обеспечивающий не только воспроизводство «культурного человека», но и содержащий механизм осуществления изменений.

М. Херсковиц общий культурно-исторический процесс представлял как сумму разнонаправленных развивающихся культур. В самом общем плане культуру он понимал как созданную человеком среду обитания, рассматривая каждую отдельную культуру как неповторимую уникальную модель, определяемую постоянной традицией, которая проявляется в присущих каждому народу специфических системах ценностей, часто несопоставимых с системами других народов. В культуре каждого народа, считал Херсковиц, всегда есть некий «культурный фокус» - самая существенная черта этой культуры.

Тенденция культурного релятивизма проявляется в подчеркивании различий между культурами разных народов, различий в восприятии, мышлении, мироощущении народов. Все культуры рассматриваются как равные по значимости, но качественно разные. Эта тенденция реализуется в концепции типологии культур Р. Бенедикт, в теории ментальности Л. Леви-Брюля, в гипотезе различия в восприятии у разных народов Херсковица.

Тенденция универсализма подчеркивает, что базовые психологические процессы являются общими, едиными для всех народов, но их проявления зависят от культуры народа. В рамках концепции универсализма теория К. Леви-Стросса доказывает универсальность структуры мышления разных народов, людей разных эпох и культур. Людям всех народов и культур присуща единая потребность - объективного познания мира, стремления к порядку, к классификации явлений окружающего мира.

Процесс культурной трансмиссии - это механизм, с помощью которого этническая группа «передает себя по наследству» своим новым членам, прежде всего детям. Обычно выделяют три вида трансмиссии: 1) вертикальную, в процессе которой культурные ценности, умения, верования передаются от родителей к детям; 2) горизонтальную - ребенок осваивает традиции культуры в общении со сверстниками; 3) «непрямую трансмиссию» - человек обучается в школах, вузах, у родственников, соседей, старших членов общества.

В полиэтнической среде ребенок подвергается также влиянию взрослых, принадлежащих к чужой культуре, т.е. включается в процесс аккультурации. В многих традиционных культурах ребенок принадлежит не только отцу и матери, но и всей общности, в которой он живет, и тогда общность принимает участие в его воспитании.

Исследования этнологов показали, что если для культуры народа свойственно, что женщины заняты главным образом работой и не уделяют внимания своим детям, нерегулярно их кормят, не учат говорить и ходить, то у детей формируется противоречивое отношение к матери - тоска по материнской заботе и одновременно недоверие, враждебность, что в свою очередь приводит к формированию базовой личности, которой присущи недоверчивость, подозрительность, подавленная враждебность к внешнему миру.

Американский антрополог М. Мид подчеркивала, что именно культура является главным фактором, который учит детей, как думать, чувствовать и действовать в обществе, культура предписывает свои нормы поведения для мужчин и женщин. Если культура племени мун- дугуморов не поощряет ласковое и любящее отношение к детям, а наоборот, поддерживает суровость по отношению к ним, то в дальнейшем эти дети вырастают агрессивными и враждебно настроенными людьми, склонными к насилию, войнам, эксплуатации, даже каннибализму.

Если дети в племени арапешей живут в обстановке доброжелательности и заботливости, если их защищают от агрессии и драк, то из младенцев постепенно формируется базовая личность добродушного, кроткого взрослого.

Разное отношение в культурах к агрессивности приводит к формированию определенного типа личности и народа. Например, бушмены ограничивают проявления агрессивности у ребенка даже в игре. Мать успокоит обиженного ребенка, но не будет побуждать к мщению. Но в племени яномами всячески поощряют агрессивность, во время игр матери подстрекают своих сыновей, а обиженному ребенку мать дает в руки палку и предлагает ему отомстить за себя. В результате такого разного воспитания бушмены являются миролюбивым народом, а яномами - воинственным, агрессивным.

Американский ученый Р. Ронер выделил три типа возможного отношения родителей к ребенку, которые в разной степени характеризуют культуры и определяют особенности народа: 1) понимание, теплое отношение и любовь; 2) враждебность и агрессия; 3) индифферентность, безразличие, равнодушие, отвержение. В среднем для большинства культур присущ достаточно высокий уровень родительского принятия и заботы о детях. В разных культурах имеется свой уровень родительского контроля, родительской строгости или вседозволенности. В культурах, где родительский контроль превалирует, например в Корее, он воспринимается детьми как норма, как родительская заботливость, а вовсе не как отвержение и отсутствие любви. В тех же культурах, где, как в современной Германии, высоко ценится снисходительное отношение родителей к детям, строгий контроль воспринимается детьми как отвержение.

Выделяют шесть основных параметров воспитания детей, отличающихся в разных культурах:

  • 1) воспитание послушания, подчинения взрослым;
  • 2) воспитание ответственности за порученное дело, за домашние дела и свое пропитание;
  • 3) воспитание заботливости (приучают ребенка помогать младшим детям, больным, старикам);
  • 4) воспитание стремления к достижениям (стремление к успехам, к победе, к соревнованию с другими людьми);
  • 5) воспитание самостоятельности (умение заботиться о себе, самому удовлетворять свои потребности);
  • 6) общая независимость (свобода детей от контроля и надзора взрослых).

В общем виде выделяют два полюса воспитания: воспитание уступчивости (послушание, ответственности, заботливости) и воспитание самоутверждения (стремление к достижениям, самостоятельности, независимости). Русская традиционная культура - культура воспитания уступчивости, коллективистическая культура, а американская культура - воспитание самоутверждения, индивидуализма, доминантности - господства, эгоистичности. Японская культура - сочетание воспитания уступчивости, дисциплинированности и стремления к достижениям.

В разных культурах выделяют различные уровни воспитания:

  • ? уровень родительской строгости, суровости;
  • ? уровень родительского контроля или вседозволеннности, слабого контроля;
  • ? уровень родительской ласки и любви;
  • ? поощрение родителями миролюбия или агрессивности в поведении детей в ответ на нанесенную обиду;
  • ? участие в воспитании детей только их родителей или и других членов общества: соседей, бабушек, детсада и т.п. - общественное воспитание;
  • ? авторитарное поведение родителей или демократичное.

В традиционной русской культуре преобладают тенденции воспитания миролюбия у детей, тенденции общественного воспитания и авторитарного поведения родителей, с умеренным уровнем строгости и ласки, контроля. В американской культуре преобладают тенденции пониженного уровня строгости, пониженной ласки, пониженного контроля, демократичное либо отчужденное поведение родителей.

Стиль воспитания, принятый в той или иной культуре, у того или иного народа, зависит от многих факторов - от содержания преобладающей хозяйственной деятельности, социальной структуры общества, структуры семьи и др.

Тип культуры и стиль воспитания приводят к закреплению определенных форм поведения детей и взрослых. В сравнительном исследовании поведения детей в восьми культурах и странах, проведенном американскими психологами-супругами Дж. и Б. Уайтингами, были выделены 12 основных типов действия детей: ищет помощь, ищет внимания, добивается господства, ответственно советует, предлагает поддержку, проявляет дружелюбие и общительность, прикасается, делает замечания, дружески нападает (грубая шутка), проявляет физическую агрессию, оскорбляет. Если бы культуры не оказывали влияния на социальное поведение детей, то частота всех 12 типов поведения была бы во всех культурах одинаковой. Однако выяснилось, что их распространенность от культуры к культуре меняется. Хотя проявления общительности встречались везде, но на втором месте у американских детей был поиск внимания, у мексиканцев и русских - предложения помощи, индийцы стремились к господству и т.п.

Существенное влияние на воспитание детей и формирование личности оказывают основные идеи и постулаты доминирующей религии. Православные христиане и католики, мусульмане и буддисты во многом по-разному воспитывают своих детей, формируя различные ценностные ориентации и идеалы, различные нормы и правила поведения. Таким образом, формирование личности (социализация) протекает в зависимости от типа общества, его культуры, принятого типа воспитания, отношения к детям, поведения родителей, т.е. социализация сочетается с процессами инкультурации, освоения человеком присущего культуре миропонимания и поведения, в результате чего формируется его когнитивное, эмоциональное и поведенческое сходство с членами данной культуры, формируется определенный доминирующий тип личности.

Влияние культуры на личность происходит в процессах инкулыу-рации и социализации, с помощью которых ребенок овладевает знаниями и навыками, необходимыми для жизни в обществе и в той или иной конкретной культуре. Под социализацией понимают процесс усвоения индивидом социальных ролей и норм. При этом человек формируется как личность, социально и культурно адекватная обществу. Таким образом, происходит гармоничное вхождение индивида в социальную и культурную среду, усвоение им ценностей общества, позволяющее ему успешно функционировать в качестве его члена.

Самые разнообразные кросс-культурные исследования показывают, что в разных обществах ценятся разные качества личности. Формирование и развитие принятых в данном обществе качеств личности происходит, как правило, путем воспитания, то есть целенаправленной передачи норм и правил достойного поведения от старшего поколения младшему. В каждой культуре исторически сложились свои способы обучения приемлемому поведению. Этнологи и социологи сравнили стили воспитания детей в различных культурах и выделили два противоположных: японский и английский.

В Японии воспитатель чаще обращается к поощрению, нежели к наказанию. Воспитывать там означает не ругать за то, что уже сделано плохо, а, предвидя плохое, обучать правильному поведению. Даже при очевидном нарушении правил приличия воспитатель избегает прямого осуждения, чтобы не поставить ребенка в унизительное положение. Вместо порицания детей обучают конкретным навыкам поведения, всячески внушая им уверенность, что они способны научиться


управлять собой, если приложат соответствующие усилия. Японцы считают, что чрезмерное давление на психику ребенка может дать обратный результат.

С европейской точки зрения, детей в Японии неимоверно балуют. Им ничего не запрещают, лишая тем самым поводов заплакать. Взрослые совершенно не реагируют на плохое поведение детей, словно не замечая его. Первые ограничения начинаются в школьные годы, но вводятся постепенно. Так ребенок учится подавлять в себе стихийные порывы, вести себя подобающим образом, уважать старших, чтить долг и быть преданным семье. По мере взросления регламентация поведения значительно усиливается.

В Англии процесс воспитания основывается на совершенно иных принципах. Англичане считают, что неумеренное проявление родительской любви и нежности приносит вред детскому характеру. Баловать детей - значит портить их. Традиции английского воспитания требуют относиться к детям сдержанно, даже прохладно. Мягкость и нежность они проявляют скорее к животным. Дисциплинирующее воздействие на детей оказывается с самого раннего возраста. Наказывать детей в Англии - право и обязанность родителей.

С детства англичане приучаются к самостоятельности и ответственности за свои поступки. Они рано становятся взрослыми, и для взрослой жизни их не надо специально готовить. Сознательно отстраняясь от детей, родители готовят их к трудностям взрослой жизни. Уже в 16-17 лет, получив водительские права и аттестат, дети уезжают из родительского дома и живут независимо.

В отличие от социализации понятие инкультурации подразумевает обучение человека традициям и нормам поведения в конкретной культуре. Это происходит в процессе взаимообмена между человеком и его культурой, при котором, с одной стороны, культура определяет основные черты личности человека, а с другой - человек сам влияет на свою культуру. Инкультурация включает в себя формирование основополагающих человеческих навыков, как, например, типы общения с другими людьми, формы контроля собственного поведения и эмоций, способы удовлетворения основных потребностей, оценочное отношение к различным явлениям окружающего мира и т.д. Результатом инкультурации является эмоциональное и поведенческое сходство человека с другими членами данной культуры и его отличие от представителей других культур. По своему характеру процесс инкультурации более сложен, чем процесс социализации. Дело в том, что усвоение социальных законов жизни происходит гораздо быстрее, чем усвоение культурных норм, ценностей, традиций и обычаев.

На индивидуальном уровне процесс инкультурации выражается в повседневном общении с себе подобными: родственниками, друзья-


Ми, знакомыми или незнакомыми представителями одной культуры, у которых сознательно или бессознательно человек учится тому, как следует вести себя в разнообразных жизненных ситуациях, как оценивать события, встречать гостей, реагировать на те или иные знаки внимания и сигналы.

Жизнеобеспечение: профессиональная деятельность, домашний труд, приобретение и потребление товаров и услуг;

Личностное развитие: приобретение общего и профессионального образования, общественная активность, любительские занятия;

Социальная коммуникация: формальное и неформальное общение, путешествия, физические передвижения;

Восстановление энергетических затрат: потребление пищи, соблюдение личной гигиены, пассивный отдых и сон.

Инкультурация происходит несколькими путями, однако наиболее распространенным из них является опосредованный, когда человек наблюдает (как бы подглядывает) за поведением других людей. Такой механизм называется имитацией. При таком способе даже простейшая процедура, которую мы многократно проделываем каждый день, например, прием пищи, с точки зрения инкультурации, представляет определенную ценность, поскольку состоит из определенных поз и жестов, наделенных разным смыслом и значением в различных культурах. Иначе говоря, культура учит нас, что, когда и как следует делать.

Так, в большинстве культур основной прием пищи происходит в полдень, а англичане делают это во второй половине дня. У англичан обед бывает в 7-8 часов, а у испанцев - даже в 10 часов вечера. Европейцы едят вилкой в левой руке и ножом в правой. Нарезанное ножом мясо они сразу же отправляют в рот вилкой, которую американцы предварительно перекладывают в правую руку.

Инкультурация также происходит с помощью идентификации, в ходе которой дети усваивают родительское поведение, установки и ценности как свои собственные. Дети воспринимают особенности личности родителей и других, тесно связанных с ними людей. Часто дети выбирают профессии своих родителей, чтобы стать похожими на них.

Помимо позитивных механизмов инкультурации, какими являются имитация и идентификация, есть негативные механизмы - стыд и вина. Первые способствуют формированию определенного поведения, вторые - запрещают и подавляют его. Хотя чувства стыда и вины тесно связаны друг с другом, они не во всем совпадают. Чувство стыда появляется, если вас застали на месте преступления, разобла-


Ш ... ! | ..... "......... I .. H i mi i iii ii ii llli liH l ll l l llll lllllllii ................. «тшш



Чили и опозорили. При этом человек чувствует себя подавленным и униженным. Чувство вины связано с теми же переживаниями, но для его появления не нужно разоблачения. Достаточно голоса своей совести, который говорит, что вы поступили плохо, и вы будете мучать-ся от сознания совершенного вами плохого поступка. Таким образом, человек сам себя наказывает.

8.4.1.1. Стадии инкультурации

В инкультурации обычно выделяют две основные стадии - начальную (первичную), охватывающую периоды детства и юности, и взрослую (вторичную), охватывающую зрелость и старость.

Первичная стадия начинается с рождения ребенка и продолжается до окончания подросткового возраста. Она представляет собой процесс воспитания и обучения детей. В этот период дети усваивают важнейшие элементы своей культуры, овладевают ее азбукой, приобретают навыки, необходимые для нормальной социокультурной жизни. Процессы инкультурации реализуются у них в это время в основном в результате целенаправленного воспитания и частично на собственном опыте. По мнению известного американского культурного антрополога Мелвилла Херсковица, ребенок хотя и не является пассивным элементом инкультурации, но выступает здесь скорее как инструмент, нежели как игрок. Взрослые, применяя систему наказаний и поощрений, ограничивают его возможность выбора или оценки. Кроме того, дети не способны к сознательной оценке норм и правил поведения, они усваивают их некритично. Дети должны выполнять правила того мира, в котором они живут. Это приводит к тому, что они видят мир в черно-белом цвете и не способны на компромиссы.

Для этого периода в любой культуре существуют специальные способы формирования у детей адекватных знаний и навыков для повседневной жизни. Чаще всего это происходит в форме игры. Игры бывают следующих типов:

физические, тренирующие и развивающие физическую активность;

стратегические, тренирующие и развивающие способность прогнозировать возможные результаты любой деятельности и оценивать вероятность этих результатов;

стохастические, знакомящие ребенка со случайными процессами, удачей (неудачей), неконтролируемыми обстоятельствами, риском;

ролевые, в ходе которых ребенок осваивает те функции, которые ему придется выполнять в будущем.

В играх развиваются такие личностные свойства, как интеллект, фантазия, воображение, способность к обучению.


Маленькие дети играют в одиночку, не обращая внимания на остальных. Им свойственна уединенная независимая игра. Чуть позже они начинают копировать поведение других детей, не вступая с ними в контакт. Это так называемая параллельная игра. В возрасте около трех лет малыши начинают учиться координировать свое поведение с поведением других детей. Они играют в соответствии со своими желаниями, но учитывают и чужие - объединенная игра. И наконец, с четырех лет дети способны к совместной игре - координации своих действий и поступков с другими детьми.

Значимое место в процессе первичной инкультурации принадлежит освоению трудовых навыков и формированию ценностного отношения к труду. Также важно, чтобы ребенок научился учиться. Параллельно осваиваются и другие ценности, формирующие отношение человека к миру, закладываются основные модели поведения, словом, выстраивается «культурный айсберг». Ребенок на основе своего раннего детского опыта приобретает социально обязательные общекультурные знания и навыки, носящие неспецифичный в профессиональном отношении характер. В этот период приобретение и практическое освоение таких знаний и навыков становятся ведущими в жизни ребенка. Соответствующими институтами становятся детские дошкольные и школьные учреждения. Ребенок проводит там значительную часть своего времени. Можно сказать, что в это время складываются предпосылки трансформации ребенка во взрослого человека, способного к адекватному участию в социокультурной жизни.

Первичная стадия инкультурации способствует сохранению стабильности культуры, поскольку основным здесь является воспроизводство уже имеющихся образцов, контроль проникновения в культуру случайных и новых элементов. Разумеется, не следует преувеличивать роль инкультурации в сохранении культурной традиции. Ее результатом может стать как практически полное и безусловное усвоение культуры новым поколением (с небольшими, едва фиксируемыми отличиями между родителями и детьми), так и нарушение культурной преемственности, когда дети вырастают абсолютно непохожими на своих родителей.

Вторичная стадия инкультурации касается уже взрослых людей, так как вхождение человека в культуру не заканчивается с достижением человеком совершеннолетия. Взрослым человек считается, если обладает рядом важных качеств, среди которых:

Достижение необходимой степени физической зрелости организма, как правило, несколько превышающей сформировавшуюся способность к воспроизведению потомства;

Овладение навыками собственного жизнеобеспечения в сфере домашнего хозяйства и общественного разделения труда;


Овладение достаточным объемом культурных знаний, навыков и социального опыта через практическую деятельность в составе различных социокультурных групп;

Принадлежность к одной из социальных общностей, состоящей из взрослых участников системы разделения труда.

Инкультурация в этот период носит фрагментарный характер и касается только отдельных элементов культуры, появившихся в последнее время. Обычно это какие-либо изобретения и открытия, существенно меняющие жизнь человека, или новые идеи, заимствованные из других культур.

Отличительной способностью второй стадии инкультурации является развитие способности человека к самостоятельному освоению социокультурного окружения в пределах, установленных в данном обществе. Человек получает возможность комбинировать полученные знания и навыки для решения собственных жизненно важных проблем, расширяется его способность принимать решения, которые могут иметь значимые последствия как для него, так и для других людей. Он приобретает право участвовать в действиях, которые могут привести к значительным социокультурным изменениям. Ведь взрослые способны к сознательной оценке своих и чужих поступков, а также ценностей и норм культуры. Кроме того, они могут идти на компромиссы, в их картине мира появляется серый цвет. Вторая стадия инкультурации обеспечивает членам общества возможность принять на себя ответственность за экспериментирование в культуре, за внесение в нее изменений различного масштаба. Иными словами, индивид может принимать или отбрасывать то, что ему предлагается культурой. Он получает доступ к дискуссии и к творчеству.

В этот период основное внимание уделяется профессиональной подготовке. На нее тратится большая часть усилий и времени личности. Необходимые знания и навыки в основном приобретаются в средних специальных и высших учебных заведениях. На этой стадии также большое значение имеет освоение молодыми людьми их нового, взрослого статуса в семье, расширение круга их социальных контактов, осознание ими своего нового положения, накопление собственного жизненного опыта.

В более позднее время, когда человек совершенствует свои профессиональные навыки уже на рабочем месте, инкультурация бывает связана в основном с непосредственными (формальными и неформальными) социокультурными контактами. Кроме того, жизнь взрослого человека невозможна без включенности в целый ряд других социальных групп: семью, компанию друзей, группы по интересам и т.д. В это время человек полностью включен в общественную жизнь, он выполняет гражданские обязанности и пользуется определенными


правами. И наконец, наступает старость, когда человек выходит на пенсию. У него появляется много свободного времени, дети живут отдельно, часто умирают друзья. Для человека в этот период очень важно не потерять смысл жизни, поэтому инкультурация пожилых людей является очень актуальной проблемой в современном мире.

Инкультурация в период зрелости открывает дорогу изменениям и способствует тому, чтобы стабильность не переросла в застой, а культура не только сохранялась, но и развивалась.

8.4.1.2. Влияние социокультурной среды на инкультурацию

Каждому человеку на протяжении всей его жизни приходится осваивать множество социальных ролей, поскольку процессы социализации и инкультурации продолжаются всю жизнь. Каждая социальная роль включает множество культурных норм, правил и стереотипов поведения, невидимыми социальными нитями она связана с другими ролями. До глубокой старости человек меняет свои взгляды на жизнь, привычки, вкусы, правила поведения, роли и т.п. Все эти изменения происходят под непосредственным влиянием его социокультурного окружения, в непрерывном контакте с которым находится человек и вне которого инкультурация невозможна. Существует три способа передачи культурной информации, необходимой человеку для освоения:

Вертикальная трансмиссия, в ходе которой социокультурная информация передается от родителей к детям;

Горизонтальная трансмиссия, при которой освоение культурного опыта и традиций идет в общении со сверстниками;

Непрямая трансмиссия, при которой индивид обучается у окружающих его взрослых родственников, соседей, учителей, как на практике, так и в специализированных институтах инкультурации.

Таким образом, в процессе инкультурации задействовано довольно большое количество людей, социальных групп и общественных институтов, которые выполняют роли:

Опекунов, ухаживающих за ребенком и удовлетворяющих его физические и эмоциональные потребности;

Дисциплинаторов, наказывающих за провинности;

Воспитателей, обучающих ребенка, целенаправленно передающих ему социокультурные знания и навыки;

Компаньонов, занимающих равное положение с ребенком и участвующих в совместной деятельности с ним;

Сожителей, проживающих в одном доме с ребенком.


Все люди, социальные группы и общественные институты, участвующие в процессе инкультурации, называются агентами и институтами инкультурации. К ним относятся:

Семья - в любой культуре она является основной ячейкой, в которой происходит инкультурация. Это может быть как большая (многопоколенная) семья традиционных обществ, так и малая (нуклеар-ная) семья современного общества;

Группа друзей одного возраста - именно в контакте со сверстниками дети знакомятся как с отношениями равенства, так и с господством-подчинением. Чем старше становится индивид, тем более широким становится круг его друзей и знакомых. При этом данный круг может сохраняться на протяжении всей жизни человека;

Школа - она дает не только формальное образование, но и знакомит ребенка со скрытым учебным планом: правилами школьной жизни, ролью учителя и т.п.;

СМИ - газеты, журналы, периодические издания, радио, кино, телевидение, компьютерные сети все больше влияют на инкультура-цию, знакомя индивида с огромным массивом информации, на которую ориентируется в своей жизни человек;

Различные организации - церковь, спортивные, политические организации, кружки по интересам также дают индивиду важную информацию о мире, в котором он живет.

На разных этапах жизненного пути эти факторы действуют по-разному. В раннем детстве (до трех лет) ведущую роль в инкультурации играет семья, и особенно забота матери о своем ребенке. Ведь в отличие от других млекопитающих, довольно быстро овладевающих основными навыками, необходимыми для жизни, человеческий ребенок, чтобы выжить, нуждается в заботе других людей, которые будут его кормить, одевать, а самое главное - любить. Исследования детей, лишенных родительской любви, тесного контакта с матерью, показали, что они демонстрируют более низкие показатели интеллектуального развития, у них формируется менее устойчивая психика (вплоть до развития психических заболеваний). В особенно тяжелых ситуациях (известны примеры, когда дети содержались своими матерями взаперти в одиночестве, или случаи так называемых «маугли»), когда время было упущено, эти дети уже не могли стать полноценными людьми, они овладевали лишь простейшими навыками социаль-. ной жизни. Также известно явление госпитализма - вредных последствий пребывания детей в казенных детских учреждениях, где с ними занимались, но они были лишены родительской ласки и любви. По сравнению с обычными детьми они демонстрировали более высокий уровень заболеваемости и смертности, отставание в физическом и умственном развитии.


Поэтому отношения младенца с родителями, братьями, сестрами, родственниками, друзьями семьи являются определяющими в ранний период инкультурации. Причем, если в европейском обществе главными агентами инкультурации являются родители, и прежде всего мать, то в традиционных обществах в воспитании ребенка принимают участие все члены общины или рода, к которому он принадлежит.

Основная цель этого периода - формирование у ребенка мотивации на привязанность к другим людям, что выражается в доверии, послушании, желании сделать им приятное.

В возрасте от 3 до 15 лет на ребенка все больше действуют и другие агенты инкультурации - общение со сверстниками, школа, СМИ, контакты с ранее незнакомыми взрослыми людьми (учителями, воспитателями, врачами, руководителями кружков и т.д.). В это время дети получают навыки оперирования с предметами с целью достижения какого-то практического результата. Они способны создавать образы, в том числе у них формируется образ мира, который позже превратится в картину мира. Они знакомятся со знаками и символами, а позже с понятиями, овладевают абстрактным мышлением. На основе чувства удовлетворенности или неудовлетворенности развивается и эмоциональная сфера. Так, постепенно окружающие ребенка общество и культура становятся для него единственно возможным и существующим миром, с которым он себя полностью идентифицирует.

Культурная идентичность

Одной из ведущих человеческих потребностей является потребность в разнообразных взаимосвязях с окружающим миром, необходимость в коллективной жизнедеятельности, которая реализуется путем самоотождествления индивида с какими-либо идеями, ценностями, социальными группами и культурами. Такого рода самоотождествление определяется в науке понятием «идентичность». У этого понятия довольно длительная история, однако вплоть до 1960-х годов оно имело ограниченное употребление. Широкое распространение термина «идентичность» и его введение в междисциплинарный научный оборот произошло благодаря трудам американского психолога Эрика Эриксона. Со второй половины 1970-х годов это понятие прочно вошло в лексикон всех социально-гуманитарных наук, оно привлекает внимание ученых различных направлений и дает начало многочисленным теоретическим и эмпирическим исследованиям проблемы идентичности.

Понятие «идентичность» сегодня широко используется в культурологии. В самом общем понимании оно означает осознание челове-


ком своей принадлежности к какой-либо социокультурной группе, позволяющее ему определить свое место в социокультурном пространстве и свободно ориентироваться в окружающем мире. Необходимость в идентичности вызвана тем, что каждый человек нуждается в известной упорядоченности своей жизнедеятельности, которую он может получить только в сообществе других людей. Для этого он должен добровольно принять господствующие в данном сообществе элементы сознания, вкусы, привычки, нормы, ценности и иные средства взаимосвязи, принятые окружающими его людьми. Усвоение этих элементов социальной жизни группы придает жизни человека упорядоченный и предсказуемый характер, а также делает его причастным к соответствующей культуре.

Поскольку каждый индивид является одновременно членом нескольких социальных и культурных общностей, то в зависимости от типа групповой принадлежности принято выделять различные виды идентичности: профессиональную, гражданскую, этническую, политическую, религиозную и культурную. Из всех видов идентичности для нас представляет интерес прежде всего культурная идентичность - принадлежность индивида к какой-либо культуре или культурной группе, формирующая ценностное отношение человека к самому себе, другим людям, обществу и миру в целом.

Таким образом, сущность культурной идентичности заключается в осознанном принятии индивидом соответствующих культурных норм и образцов поведения, ценностных ориентации и языка, понимании своего Я с позиций тех культурных характеристик, которые приняты в данном обществе, в самоотождествлении себя с культурными образцами именно этого общества.

Значение культурной идентичности в культурологии состоит в том, что она предполагает формирование у индивида определенных устойчивых качеств, благодаря которым те или иные культурные явления или люди вызывают у него чувство симпатии или антипатии, а в зависимости от того или иного чувства он выбирает соответствующий тип, манеру и форму общения.

Рассматривая вопрос о сущности культурной идентичности, следует помнить, что главными субъектами культуры являются люди, находящиеся в тех или иных отношениях друг с другом. В содержании этих отношений значимое место занимают представления людей о самих себе, которые зачастую весьма существенно различаются от культуры к культуре.

В культурологии стало аксиомой утверждение, согласно которому каждый человек выступает носителем той культуры, в которой он вырос и сформировался как личность, хотя в повседневной жизни он сам обычно этого не замечает, воспринимает как данность специфи-


Ческие особенности своей культуры. Однако при встречах с представителями других культур, когда эти особенности становятся особенно очевидными, люди начинают сознавать, что существуют другие формы переживаний, виды поведения, способы мышления, которые весьма значительно отличаются от уже привычных и известных. Все эти разнообразные впечатления о мире трансформируются в сознании человека в идеи, установки, стереотипы, ожидания, которые в итоге становятся для него важными регуляторами его личного поведения и общения. Путем сопоставления и противопоставления позиций, точек зрения различных групп и общностей, в процессе взаимодействия с ними происходит становление личной идентичности человека, которая является совокупностью знаний и представлений индивида о своем месте и роли как члена соответствующей социокультурной группы, о своих способностях и деловых качествах.

В то же время, вероятно, не требует доказательства утверждение, что в реальной жизни нет двух абсолютно похожих людей. Жизненный опыт каждого человека неповторим и уникален, и, следовательно, каждый человек по-разному реагирует на внешний мир. Идентичность человека возникает в результате его отношения к соответствующей социокультурной группе, составной частью которой он выступает. Но поскольку человек одновременно является участником разных социокультурных групп, то он обладает сразу несколькими идентичностями. В их совокупности отражаются его пол, этническая и религиозная принадлежность, профессиональный статус и т.д. Эти идентичности связывают людей друг с другом, но в то же время сознание и индивидуальный жизненный опыт каждого человека изолируют и разделяют людей друг от друга.

Таким образом, культурная идентичность обладает двойственной функцией. Она позволяет представителям разных культур составить представление друг о друге, взаимно предугадывать поведение и взгляды собеседников, то есть облегчает их общение и взаимопонимание. Но в то же время обнаруживается и ее ограничительный характер, в соответствии с которым в процессе общения возникают конфронтации и конфликты. Ограничительный характер культурной идентичности направлен на рационализацию процесса взаимодействия культур, то есть исключения из него тех причин, которые ведут к конфликту.

Культурная идентичность основывается на разделении представителей всех культур на «своих» и «чужих». Такое разделение может привести как к отношениям сотрудничества, так и к отношениям противоборства. В связи с этим культурная идентичность может рассматриваться в качестве одного из важных инструментов, который оказывает влияние на сам процесс взаимодействия культур.


Дело в том, что с первых контактов с представителями других культур человек быстро убеждается, что они по-другому реагируют на те или иные явления окружающего мира, у них есть собственные системы ценностей и нормы поведения, которые существенно отличаются от принятых в его родной культуре. В подобного рода ситуациях расхождения или несовпадения каких-либо явлений другой культуры с принятыми в «своей» культуре возникает понятие «чужой».-

Тот, кто сталкивался с чужой культурой, переживал много новых чувств и ощущений при взаимодействии с неизвестными и непонятными культурными явлениями. Когда в коммуникацию вступают представители разных культур, то представители каждой из них в восприятии чужой культуры придерживаются позиции наивного реализма. Им кажется, что их стиль и образ жизни являются единственно возможными и правильными, что ценности, которыми они руководствуются в своей жизни, одинаково понятны и доступны всем другим людям. И только сталкиваясь с представителями других культур, обнаруживая, что привычные модели поведения непонятны для других, индивид начинает задумываться о причинах своих неудач.

Гамма этих переживаний также довольно широка - от простого удивления до активного негодования и протеста. При этом каждый из партнеров по коммуникации не осознает культурно-специфических взглядов на мир своего партнера и в результате «нечто само собой разумеющееся» сталкивается с «само собой разумеющимся» другой стороны. В результате возникает представление о «чужом», которое понимается как нездешнее, иностранное, незнакомое и необычное. Каждый человек, столкнувшись с чужой культурой, прежде всего отмечает для себя много необычного и странного. Констатация и осознание культурных различий становятся исходным пунктом для понимания причин неадекватности.

Исходя из этого обстоятельства в культурологии понятие «чужой» приобретает большое значение. Проблема заключается в том, что до настоящего времени не сформулировано научное определение этого понятия. Во всех вариантах его использования и употребления оно понимается на обыденном уровне, то есть путем выделения и перечисления наиболее характерных признаков и свойств этого термина. При таком подходе понятие «чужой» имеет несколько значений и смыслов:

Чужой как нездешний, иностранный, находящийся за границами родной культуры;

Чужой как странный, необычный, контрастирующий с обычным и привычным окружением;

Чужой как незнакомый, неизвестный и недоступный для познания;

Чужой как сверхъестественный, всемогущий, перед которым человек бессилен;

Чужой как зловещий, несущий угрозу для жизни.


Представленные семантические варианты понятия «чужой» позволяют рассматривать его в самом широком значении, как все то, что находится за пределами само собой разумеющихся, привычных и известных явлений или представлений. И наоборот, противоположное ему понятие «свой» подразумевает тот круг явлений окружающего мира, который воспринимается как знакомый, привычный, само собой разумеющийся.

Таким образом, только через осознание «чужого», «другого» происходит формирование представлений о «своем». Если такого противопоставления нет, у человека нет необходимости в осознании себя и формировании собственной идентичности. Это относится ко всем формам личной идентичности, но особенно ярко проявляется в формировании культурной (этнической) идентичности.

Библиографический список

1. ГуревичА.Я. Человек и культура: Индивидуальность в истории культуры. - М., 1990.

2. Гуревич П. С. Культурология. - М., 2002.

3. История ментальностей: Историческая антропология. - М., 1996.

4. Каган М.С. Философия культуры. - СПб., 1996.

5. Кармин А.С. Культурология. - М.; СПб., 2003.

6. Кравченко А.И. Культурология. - М., 2002.

7. Культура: теории и проблемы. - М., 1995.

8. Культурология / Под ред. Г.В. Драча. - М., 2003.

9. Маслова В.А. Лингвокультурологая. - М., 2001.

10. Самохвалова В.И. Культурология. - М., 2002.

11. Тер-Минасова С.Г. Язык и межкультурная коммуникация. - М, 2000.


Глава 9 Межкультурная коммуникация

Так же как отдельный человек не может нормально существовать изолированно от других людей, так и ни одна культура не способна полноценно функционировать в абсолютной изоляции от культурных достижений других народов. В процессе своей жизнедеятельности они вынуждены постоянно обращаться или к своему прошлому, или к опыту других культур. В настоящее время практически нет совершенно изолированных от мира культурных общностей, кроме небольших туземных племен, затерянных в самых укромных уголках нашей планеты. Сегодня сложилась вполне естественная ситуация, когда любой народ открыт для восприятия чужого культурного опыта и одновременно сам готов делиться с другими народами продуктами собственной культуры. Это обращение к культурам других народов получило название «взаимодействие культур» или «межкультурная коммуникация».

Контакты и взаимоотношения между культурами возникают в результате различных причин, перечислять которые можно довольно долго. В современных условиях бурное развитие межкультурной коммуникации происходит в самых разных сферах человеческой жизни: туризме, спорте, военном сотрудничестве, личных контактах и т.д. Кроме того, происшедшие в последние годы социальные, политические и экономические изменения в мировом масштабе привели к небывалой миграции народов, их переселению, смешению и столкновению. В результате всех этих процессов все больше людей переступают культурные барьеры, которые раньше их разделяли. Формируются новые явления культуры, границы между своим и чужим стираются. Возникающие при этом перемены охватывают практически все формы жизни и получают в разных культурах неоднозначную оценку. Эти оценки чаще всего определяются особенностями взаимодействующих культур.

9.1. Понятие и сущность межкультурной коммуникации

Стремление понять чужие культуры или их представителей, разобраться в культурных различиях и сходствах существует столько времени, сколько существует культурное и этническое разнообразие


Человечества. Столь же древним, как и желание постичь другие культуры, является стремление не принимать во внимание другие культуры или же рассматривать их как недостойные, оценивая при этом носителей этих культур как людей второго сорта, считая их варварами. Такого рода полярное отношение к другим культурам существовало на всем протяжении человеческой истории. В трансформированном виде эта дилемма сохраняется и сегодня и выражается в том, что само понятие межкультурной коммуникации вызывает множество споров и дискуссий в научной литературе и среди специалистов-практиков. Это понятие появилось на свет в результате компромисса. Синонимами его являются «кросс-культурная», «межэтническая» коммуникация, а также понятие «межкультурной интеракции».

Большинство специалистов считают, что мы говорим о межкультурной коммуникации (интеракции) в том случае, если люди представляют разные культуры и осознают все, не принадлежащее к их культуре, как «чужое». Отношения являются межкультурными, если их участники не прибегают к собственным традициям, обычаям, представлениям и способам поведения, а знакомятся с чужими правилами и нормами повседневного общения. При этом постоянно выявляются как характерные, так и незнакомые свойства, как тождество, так и инакомыслие, как привычное, так и новое в отношениях, представлениях и чувствах, возникающих у людей.

Зависимость процессов формирования личности от социального окружения может быть рассмотрена на разных уровнях обобщения. Если развести их предельно дихотомично, то социальные ситуации,с которыми сталкивается ребенок в процессе взросления и которые

определюят содержание социализации, могут быть проанализированы как ситуации собственно межличностного взаимодействия (как влияние «других людей») и как ситуации влияния общества в целом. Последнее же всегда «больше», чем непосредственное социальное окружение, так как включает в себя, помимо общественных отношений, социальных институтов и коллективных представлений, еще и культуру (или культуры). Внимание исследователей к роли культуры в индивидуальном развитии связано в основном с очевидным контрастом между разнообразием обычаев, верований, нравов разных народов (культурной вариативностью человечества) и

определенной инвариантностью сущности человека. Как соотносятся параметры уникального (свойственного конкретной культуре) и всеобщего (свойственного разным культурам) в развитии индивида - вот тот вопрос, который задал кросс-культурный подход в психологическом анализе. И если для общей психологии интересна роль культуры в формировании психических процессов1, то социальная психология ориентирована на анализ факторов культуры в социальном развитии личности - формировании социального поведения, становлении системы персональных ценностей и Я- концепции. 1 В основном выделяются три исторически сложившихся

направления анализа: исследования культурных различий перцептивных процессов, мышления и памяти. Начиная с конца прошлого века, когда впервые англичанин У. Риверс экспериментально исследовал остроту зрения, восприятие цвета и пространства у туземцев островов Торресова пролива, и до современных кросс-культурных исследований когнитивного развития

«центральным пунктом спора является культура как независимая переменная» [Коул М. Культурно-историческая психология. М., 1997. С. 84]. На сегодняшний день большинство исследователей разделяют точку зрения, согласно которой культурная среда не

влияет непосредственно на психические процессы, а задает существование определенных социальных практик. Последние и оказывают влияние; так, например, острота зрения культурно

инвариантна, но в каждой культуре есть свои привычки интерпретации видимого, которые и влияют на конкретный результат. Подробнее о кросс-культурных исследованиях

когнитивных процессов см.: Коул М., 1997. В определяющем значении культуры для человека в его социальном качестве легко убедиться: достаточно оказаться в инаковомкультуральном окружении просто столкнуться с другой культурой, как казавшиеся очевидными нормы социального поведения (от нормативов величины межличностной дистанции в общении до

норм взаимопомощи, отношений доминирования/подчинения, способов разрешения конфликтных ситуаций) перестанут быть таковыми. Любая культура имплицитно несет в себе нормативный образ человека - существующий на уровне индивидуального и общественного сознания ответ на вопросы о возможных и должных качествах личности. Эти ответы могут быть достаточно неструктурированны, но, как справедливо замечает И. С. Кон, «именно они составляют ядро, стержневую ось так называемой наивной, обыденной, житейской, народной психологии любого народа, нации или этнической группы, интегрируя и суммируя особенности его социального воспитания, ожиданий и оценок» 1. 1 Кон И. С. Ребенок и общество. М., 1988. С. 110.

Именно этот нормативный канон человека в культуре определяет особенности социализации: будет ли поддерживаться различными ее институтами активность или пассивность подрастающего человека, его стремление к индивидуальному успеху или ориентация на коллективные достижения, интернальный или экстернальный локус контроля,

множественность или структурная «собранность» Я-концепции. Так, в американской культуре исторически сложилась высокая оценка таких, например, личностных качеств как уверенность в

себе и умение владеть собой, и, следовательно, в процессе социализации ребенок будет ориентирован именно на эту модель - институты социализации будут формировать у него навыки уверенного и сдержанного в проявлении негативных чувств социального поведения, данные качества будут представлены как ценности на уровне индивидуального сознания и т.п.

Таким образом, если в качестве ведущей задачи социализации выделить задачу межпоколенной трансмиссии культуры, т.е. задачу «передачи по наследству», от поколения к поколению всех

свойственных конкретной культуре особенностей (от способов пеленания и времени отлучения от груди до представлений о смысле человеческого существования), то социализация может быть понята как процесс вхождения человека в культуру своего народа, а сам термин заменен термином инкультурация. Понятие инкультурации было введено в научный обиход

американским культурантропологом М. Херсковицем. Он рассматривал культуру как «созданную человеком часть среды, включающую знания, верования, искусство, обычаи»

1. В процессе инкультурации, по его мнению, индивид осваивает присущие культуре миропонимание и поведение, в результате чего формируются его когнитивное, эмоциональное и поведенческое сходство с членами данной культуры и отличие от членов других культур. Процесс инкультурации начинается с момента рождения - с приобретения ребенком первых

навыков и освоения речи, а заканчивается, можно сказать, со смертью. Он совершается по большей части не в специализированных институтах социализации, а под руководством старших на собственном опыте, т.е. происходит научение без специального обучения. Конечный результат процесса инкультурации - человек, компетентный в культуре - в языке, ритуалах, ценностях и т.п. Однако Херсковиц особо подчеркивает, что процессы социализации и инкультурации проходят одновременно, и без вхождения в культуру человек не может существовать и как член общества . 1 Коул М. Культурно-историческая психология., М. 1997. С.

27. М. Херсковиц выделяет два этапа инкультурации, единство которых на групповом уровне обеспечивает нормальное функционирование и развитие культуры: # детство, когда происходит освоение языка, норм и ценностей культуры; # зрелость, т.е. инкультурацию во взрослом возрасте, которая в отличие от предыдущего этапа носит прерывистый характер и касается только отдельных «фрагментов» культуры - изобретений, открытий, новых, пришедших извне идей.

Если на первом этапе индивид в целом пассивно воспринимает культурные влияния, то на втором он обладает способностью избирательного к ним отношения, что обусловливает не только

воспроизводство культуры в каждом из последующих поколений, но и ее развитие.

В качестве основного механизма трансляции культуры на групповом уровне выделяют культурную трансмиссию. Обычно выделяют три ее вида: # вертикальную трансмиссию, в процессе которой культурные ценности, умения, верования и т.п. передаются от родителей к детям;

# горизонтальную трансмиссию, когда от рождения до взрослости ребенок осваивает социальный опыт и традиции культуры в общении со сверстниками; # «непрямую» (oblique) трансмиссию, при которой индивид обучается в специализированных институтах социализации (школах,

вузах), а также на практике - у окружающих его, помимо родителей, взрослых - родственников, старших членов общины, соседей и т.п. [Стефаненко Т. Г., 1999]. Очевидно, что изучение процессов инкультурации «принадлежит» не только социальной психологии - с самого начала

постановки данной проблемы и до настоящего времени исследования роли культуры в социальном развитии человека составляли предмет культурантропологии, этнографии, этнопсихологии, этнопедагогики. Для социально-психологических же исследований личности в

культуральномконтексте характерно внимание к различиям социальных норм и ценностей, вариативности ролевого поведения и особенностям социальной идентичности и Я-концепции1.

1 Анализ этой проблематики будет представлен в главе 1 второй части пособия.

2.3. Социализация как интернализация.

Процесс социализации может быть рассмотрен с точки зрения того содержания, которое заложено в социальном влиянии на личность, и, следовательно, механизмов трансляции социального опыта: в этом случае социализация выступает как интернализация.

Следует отметить, что подобный подход наиболее насыщен эмпирическими исследованиями. Практически любое исследование в рамках проблематики социализации так или иначе обращается к содержанию усваиваемого индивидом социального опыта. При этом,

как правило, речь идет о двух основных модусах данного процесса: усвоении моделей поведения;

усвоении социальных значений: символов, ценностей и установок1.

1 На сегодняшний день в социально-психологической литературе, посвященной проблеме социализации, можно встретить две трактовки понятия интернализации: в широком смысле она

понимается как синоним социализации, в узком - как ее частная вариативность, как совокупность мотивационных и когнитивных процессов, с помощью которых изначально внешние социальные

требования становятся внутренними требованиями личности . Отдавая предпочтение более узкому пониманию интернализации, мы более

подробно представим современные исследования интернализации поведенческих моделей и ценностей во второй и третьей частях пособия. В исследованиях, посвященных процессам интернализации поведенческих (в частности, ролевых) моделей, отмечается:

интернализация ролей зависит от степени объективной и субъективной значимости самой модели (например, статуса значимого другого, чье поведение служит моделью);

успешность интернализации индивидом моделей поведения зависит от степени согласованности ожиданий его ближайшего социального окружения; межиндивидуальные различия процесса поведенческой интернализации редки или же не рассматриваются исследователями;

наиболее «популярным» объектом исследования в данной области сегодня выступает полоролевое и просоциальное поведение. В исследованиях, обращающихся к изучению личностных диспозиций (ценностей, аттитюдов, структур самосознания), выступающих как результат интернализации социальных требований, тоже можно выделить определенные общие положения: интернализация социальных влияний, проявляющаяся в формировании личностных диспозиций, является многоуровневым процессом1; 1 Типичным примером, доказывающим это положение, может служить концепция морального развития Л. Колберга. данный модус интернализации является необратимым (усвоенные ценности, установки, моральные представления и пр. изменяются лишь при условии изменения внешних социальных обстоятельств); индикатором, позволяющим говорить об усвоении социальных

требований на уровне личностных диспозиций, является добровольное социально утилитарное поведение; основным фактором успешности данного процесса выступает степень осознанности интернализуемых влияний. В различных теоретических ориентациях акцентируются разные

механизмы интернализации. Так, в теориях научения в качестве механизмов интернализации выделяют классическое и оперантноеобусловливание; в теориях социального научения подчеркивается роль наблюдаемого поведения, а также условий, в которых

разворачивается поведение1; психоаналитические трактовки закономерно обращаются к механизму рационализации; для социально-психологического когнитивизма характерно рассмотрение процесса интернализации как процесса редукции когнитивного

активность ребенка. Подчеркнем, что для понимания социализации как интернализации

нехарактерна трактовка социального развития личности как процесса, жестко етерминированного социальным окружением, прежде всего в силу акцента на наличии множественных ее уровней и роли когнитивных механизмов, опосредующих данный процесс. Современные исследования подчеркивают значение линий саморегуляции и самодетерминации в ходе интернализации социальных влияний, нередко рассматривая их как

показатель личностной зрелости.

Социализация как адаптация

Для понимания социализации как адаптации в целом характерно не акцентирование процессуальных ее характеристик (например, стадий, этапов или механизмов), а анализ социализационного процесса с точки зрения его возможных результатов. При этом в

качестве основного результата социализации выделяется формирование таких характеристик индивида, которые обеспечивают его нормативное функционирование. Понятие социализации же

нередко заменяется понятием социализированности, а основным критерием в оценке социального развития индивида становится его социальная успешность.

Впервые принцип подобного подхода к личности был заложен на рубеже веков социологом Ф. Гиддингсом (1855–1931)1. Именно он впервые определил в качестве ведущей задачи социализации такое приспособление человека к обществу, которое обеспечивает ему

успешное функционирование. С этого момента процесс достижения известного соответствия человека требованиям социальной среды определяется как процесс социальной адаптации, а нарушение его - как дезадаптация. 1 В своем анализе социальной успешности человека Ф. Гиддингс исходит из наличия/отсутствия у него определенных личностных

черт: так, с его точки зрения, вне зависимости от других факторов более «социально желательными» являются люди внимательные, ответственные, независимые в мыслях и стремящиеся принести пользу обществу. Напротив же, безответственные,

равнодушные, эгоистичные индивиды обречены на плохую приспособленность к социальной среде и неуспех [по:Налчаджян А. А., 1988].Как отмечается в психологических работах, посвященных данному вопросу [Налчаджян А. А., 1988], эта проблема по-разному

предстает в различных теоретических ориентациях. Так, с точки зрения бихевиоризма, социально-психологическая адаптация понимается как процесс, посредством которого

достигается состояние социального равновесия между индивидом и группой, как отсутствие конфликтных отношений человека с ближайшим социальным окружением. Основное внимание

психоаналитических концепций при анализе адаптации направлено на формирование и развитие защитных механизмов личности, причем сам процесс адаптации выступает как многоуровневый, а

психологические защиты могут играть для личности как стабилизирующую, так и дестабилизирующую роль. В силу того что «проблема психологической защиты содержит в себе центральное противоречие между стремлением человека сохранить психическое

равновесие и теми потерями, к которым ведет избыточное вторжение защит»

1, выделяют и патологические защиты как неадекватную форму адаптации. Для интеракционистского подхода к анализу социально- психологической адаптации характерно ее рассмотрение как успешного выполнения личностью нормативного ролевого репертуара

и умение разрешать возникающие ролевые конфликты. Заметим, что, несмотря на различия в теоретических интерпретациях адаптационных процессов, в целом постулируется наличие двух

основных направлений, или путей, адаптации, выделение общей логики которых принадлежит еще З. Фрейду, а именно - так называемой аллопластической (изменение мира «под себя») и

аутопластической (изменение себя «под мир») адаптации2.1 Никольская И. М., Грановская Р. М. Психологическая защита у детей. СПб., 2000. С. 12. 2 Несмотря на «солидный возраст», эта проблема и по сегодняшний день фактически не содержит новых решений. Так,

например, современная отечественная концепция метаиндивидуального мира Л.Я. Дорфмана, апеллирующая к двум процессам инобытия социального субъекта [Дорфман Л. Я., 1998], -

воплощению («быть в другом») и превращению («быть другим»), практически является повторением классической психоаналитической трактовки проблемы.Что же касается эмпирических исследований процесса социально-психологической адаптации1, то в целом выделяется три ряда факторов, определяющих успешность социально-психологической

адаптации к социальным изменениям. Это, во-первых, способность человека к изменению своих ценностных ориентаций и Я-концепции , во-вторых, умение находить определенный «баланс» между своими ценностными ориентациями и социальной

ролью , в-третьих, ориентация не на конкретные социальные требования, а на принятие универсальной системы ценностей [Колберг Л. и др., 1992]. 1 Развернутая традиция подобных исследований отличает американскую социальную психологию, и большая часть этих работ выполнена на выборках мигрантов. В целом во всех исследованиях социализации с точки зрения разворачивания адаптационных процессов явно или неявно

присутствуют следующие общие положения: социализация понимается как конечный процесс: идет ли речь о последовательном процессе социальной адаптации ребенка в ходе

взросления или же о ресоциализации взрослых, в любом случае представление о возможности достижения некоторого конечного, адекватного социальной ситуации уровня успешности остается

неизменным; ход и содержание социализации представляются как однозначно

заданные социальными требованиями: несмотря на требования построения моделей социализации на разных статусных уровнях (в силу очевидной дифференциации требований между различными социальными институтами), в практике реальных исследований

нередко игнорируются возможные рассогласования социальных ожиданий разного уровня общности;социализация понимается как сугубо количественный процессизменения человека под влиянием внешних обстоятельств, а не каксмена качественно своеобразных фаз, к каждой из которых человекдолжен быть подготовлен предыдущим этапом своего социального

развития;социализация выступает как процесс, «обращенный назад», какреакция, следующая за изменениями социальной ситуации, междутем, как справедливо отмечает А. Инкелес, всегда, даже приусловии критерия успешности как единственного параметра оценки,остается проблема «заглядывания вперед» (forwardlooking), т.е.необходимость поиска тех характеристик личности, которыеобеспечивают будущий успех, готовят человека к следующему этапусоциализации.

2.5. Мета-взгляд: социализация как конструирование социальности .Практически во всех определениях и подходах к социализациитак или иначе содержатся указания на активную роль самогоиндивида в данном процессе. Активность субъекта проявляется вомногих сферах: в избирательном отношении к возможному ролевомурепертуару и в способах разрешения ролевых конфликтов; в выборетой или иной стратегии «совладающего поведения» в трудных

жизненных ситуациях и в способах самопрезентации; вприверженности определенной системе ценностей и в особенностяхсамокатегоризации. Однако, как справедливо замечает И. С. Кон,

довольно долгое время указания на вторую, «активную» сторонупроцесса социализации оставались лишь пожеланиями и практическине воплощались в реальной практике исследований. В итоге«факторы, детерминирующие характер и поведение личности, и

психические механизмы, посредством которых индивид усваиваетразные влияния и социальные нормы, анализировались болееглубоко, нежели собственная творческая активность, самосознаниеи процессы самоосуществления личности»

Интерес к субъективной реальности личности - к смысловымобразованиям, компонентам рефлексивного Я, процессам построенияобраза социального мира и себя в нем - объяснялся стремительнымразвитием в последнее двадцатилетие когнитивистской ориентации в

социальной психологии, открывшей в исследованиях личности новыеперспективы через анализ процессов социальной категоризации исамокатегоризации. Одновременно в социологическом анализепроблемы взаимоотношения личности и общества начинаетдоминировать интерпретативная парадигма1, основным пафосомкоторой также является представление об активной роли индивида входе социализации: так, с этой точки зрения субъект социального

действия не может быть жестко детерминирован социальными нормамив силу способности к их смысловой интерпретации. Опираясь натеоретические положения символического интеракционизма Дж. Г.Мида и Г. Блумера (1900–1987), современные приверженцы данной

точки зрения утверждают роль человека как творца своегосоциального мира и соответственно не рассматриваютнесоответствие индивида требованиям общества как недостаток,

требующий принудительного приспособления, а считают подобноерассогласование основным источником социальной динамики [АбельсХ., 1999].

1 Термин «интерпретативная парадигма» был введен в начале70-х годов американским социологом Т. Уилсоном впротивопоставлении «нормативной» парадигме, наиболее ярко

представленной в структурном функционализме Т. Парсонса [по:Абельс Х., 1999].

На сегодняшний день проблема конструирования субъектомсоциального мира является самостоятельным объектом анализа,составляя предметное содержание психологии социального познания.Под конструированием при этом понимается, как отмечает Г. М.Андреева, «приведение в систему информации о мире, организацияэтой информации в связные структуры с целью постижения еесмысла»1. Результатом данного процесса становится создание

человеком образа социального мира, частью которого являетсяпредставление о самом себе как части этого мира - социальнаяидентичность. Этот образ становится для человека сотворенной

социальной реальностью2.1 Андреева Г. М. Психологическая социального познания. М.,

2000. С. 6.2 Согласно известной «теореме У. Томаса», то, что мыслитсякак реальное, становится реальным по своим последствиям.Таким образом, для конструкционистского подхода к

социализации важны следующие два положения:реальность социального мира и реальность внутреннего мираличности суть реальности постоянно познаваемые, осмысляемые и

интерпретируемые, и в этом смысле - сотворенные;способность человека к функционально-смысловойинтерпретации действительности связана с двумя особенностями его

представлений о мире: имплицитной представленности в них «полякультуры» (нам не нужны специальные действия по идентификацииобъектов, если мы знаем их культурную функцию) и

интенциональностью (мы всегда способны представить себе объектымира по-другому, чем они есть на самом деле) 1.

1 Подробнее о закономерностях конструирования социальнойреальности см., например, Searle, 1995.Подобный подход позволил окончательно преодолеть традиции«жесткого» детерминизма в решении проблемы индивида и общества,что отразилось, в частности, в активном введении в социально-психологический анализ личности категории возможного - как при

рассмотрении социального поведения, так и при выделенииструктурных составляющих Я-концепции1.

Усвоение индивидом социокультурных норм, ценностей, принятие и освоение различных социальных ролей во взаимодействии с другими людьми представляет собой процесс социализации. Он означает превращение человека в социального индивида, зрелую разновидность которого именуют личностью.

Выделяют следующие процессы и результаты усвоения культуры индивидами: социализация и инкультурация, культурная ассимиляция и аккультурация, воспитание и обучение, социокультурная адекватность и девиантность и т.п. Социализация - процесс формирования личности в определенных социальных условиях, в ходе которого ребенок усваивает и избирательно вводит в свою систему поведения те нормы и правила поведения, которые приняты в данном обществе, в данной группе. В процессе социализации у ребенка формируются специфически человеческие качества: речь, сознание, и т.д., - человек усваивает общественный опыт, социальные нормы человеческого поведения, социальные роли, новые виды деятельности и новые формы общения, взаимодействия с людьми.

Дети, лишенные в раннем детстве человеческого общества, никогда не становятся людьми (Маугли, Амала и Камала). Те малыши, у которых ограничен контакт с матерью, другими людьми (синдром депривации, слепоглухонемые дети и т.д.), не получающие достаточно стимулов для развития, также плохо социализируются без дополнительных вмешательств.

Развитие психики и интеллекта ребенка напрямую связаны с его социализацией и отражают в конкретных проявлениях воздействия общества на ребенка. На человека социализирующее влияние оказывают семья, ближайшее социальное окружение (соседи, родственники, друзья, враги и т.п.), система образования, СМИ, государство и др. Социализация не тождественна воспитанию. Воспитание - это целенаправленная система психолого-педагогических воздействий на ребенка со стороны родителей и педагогов с целью сформировать у ребенка определенные качества и формы поведения в соответствии с некоторым идеалом, социально желательным образцом. Ребенок при этом может играть и пассивную роль. При социализации же ребенок играет активную роль (что-то выбирает, что-то отвергает).

Социализация - процесс интеграции человека в человеческое общество, приобретение им опыта, который требуется для исполнения социальных ролей. Социализация выступает базовым процессом включения человека в данное общество, элементами или частями которого могут быть воспитание, обучение, взросление, адаптация и возмужание, а разновидностями социализации применительно к культуре являются инкультурация, аккультурация и ассимиляция. Инкультурация - это продолжающийся всю жизнь процесс усвоения традиций, обычаев, ценностей и норм родной культуры. В отличие от него, аккультурация означает частичное усвоение традиций и ценностей чужой культуры. Полное погружение в чужую культуру, означающее, что индивид забыл традиции и ценности родной культуры, называется ассимиляцией.

М. Дж. Херсковиц предложил понятие "инкультурация" - процесс освоения человеком присущего культуре миропонимания и поведения, в результате чего формируется его когнитивное, эмоциональное и поведенческое сходство с членами данной культуры и отличие от членов других культур. Процесс инкультурации начинается с момента рождения - с приобретением ребенком первых навыков и освоения речи - и происходит без специального обучения, в ходе повседневного взаимодействия со взрослыми людьми на основе накопления собственного опыта.

Инкультурация - процесс вхождения ребенка в определенную этническую культуру. Конечный результат процесса инкультурации - человек, компетентный в языке, ритуалах, ценностях своей культуры. Процессы социализации и инкультурации протекают одновременно, и без вхождения в культуру человек не может существовать и как член общества. Социализация и инкультурация формирует социокультурную адекватность личности; и напротив, девиантность (поведение, отклоняющееся от принятых социальных, культурных, правовых норм) проявляется у людей при нарушении социализации, а также в случае разрушения, отмирания социально-культурных норм в обществе. Социокультурно-адекватное поведение личности детерминировано культурной мотивацией (индивидуальные и групповые интересы, потребности и необходимости, адаптация, целеполагание, самоорганизация и саморегуляция, самоидентификация, социальные роли и функции личности, статус, престижность, "коллективное бессознательное" и т.п.).

Разные способы ухода за детьми и их воспитания у разных народов способны оказывать решающее влияние на формирование характера, личности и поведения людей данной национальности.

По А. Кардинеру, основная личность формируется на основе единого для всех членов данного общества опыта и включает в себя такие личностные характеристики, благодаря которым индивид становится максимально восприимчивым к данной культуре и получает возможность достигнуть в ней наиболее комфортного и безопасного состояния. Иными словами, "основная личность" представляет собой некий средний психологический тип, преобладающий в каждом данном обществе и составляющий базу этого общества и его культуры.

Главный постулат концепции Р. Бенедикт - наличие у каждого народа специфической для него "базовой структуры характера", передающейся из поколения в поколение и определяющей историю данного народа. В соответствии с этим тезисом Р. Бенедикт развивала мысль о том, что каждая культура имеет уникальную конфигурацию внутрикультурных элементов. Религия, семейная жизнь, экономика, политические структуры, вместе взятые, образуют единую неповторимую структуру. Причем в каждой культуре присутствуют только такие варианты этих элементов, которые соответствуют это-су культуры. Элементы, чуждые данному народу, не получают возможности для своего развития. Каждой культуре присущ свой специфический тип личности.

М. Мид подчеркивала, что именно культура является главным фактором, который учит детей, как думать, чувствовать и действовать в обществе, культура предписывает свои нормы поведения для мужчин и женщин. Если культура племени мундугуморов не поощряет ласковое и любящее отношение к детям, а культивирует суровое воспитание, то в дальнейшем вырастают агрессивные и враждебные люди, склонные к насилию, войнам, эксплуатации, даже каннибализму.

Национальный характер определялся как особый способ распределения и регулирования внутри культуры ценностей или моделей поведения, детерминированных принятыми в ней способами детского воспитания.

В процессе социализации, воспитания, обучения, инкультурации формируется культурообусловленное поведение и сознание людей (технологии целеполагающей деятельности и взаимодействия, церемониальное поведение, обряды и ритуалы, вербальное и невербальное коммуницирование, творчество, образ жизни и досуг, миропредставления, мифология и верования, ментальности, архетипы сознания и пр.).

В культурологии используется понятие культурной трансмиссии - это механизм, с помощью которого этническая группа "передает себя по наследству" своим новым членам, прежде всего детям. Обычно выделяют три вида трансмиссии: вертикальная, в процессе которой культурные ценности, умения, верования передаются от родителей к детям; горизонтальная - ребенок осваивает традиции культуры в общении со сверстниками; непрямая трансмиссия - человек обучается в школах, вузах, у родственников, соседей, старших членов общества.

М. Вебер ввел понятие "сенсотип", фиксирующее особенности мышления, мироощущения, общую направленность той или иной культуры и связанные с этим формирующиеся личностные характеристики. Так, в сенсотипе, свойственном ряду африканских культур, в ходе инкультурации определяющая роль принадлежит танцам, ритуалам; поэтому значительное место отводится тренировке владения телесными ощущениями, умению вырабатывать двигательные стереотипы. В мире европейской культуры важно овладение визуальным восприятием, опосредованным письменными и устными языковыми формами, и на первый план выходит необходимость ориентироваться в мире понятий, идей, идеальных образов. По этой причине западный сенсотип называют символически-визуально-коммуникативным, а африканский - музыкально-хореографическим. Но овладение сенсотипом происходит только при инкультурации - процессе освоения человеком этнической культуры и вхождения в свою этническую общность. В человеческом организме заложены та и другая возможности, а какая из них станет реальностью - зависит от ситуации, от того, в каких условиях вырастает человек. В детстве на первом этапе инкультурации дети осваивают самые общераспространенные, жизненно необходимые элементы культуры, навыки владения своим телом и бытовые знания, трудовые умения, формируются этнические стереотипы поведения и этнический сенсотип. В полиэтнической среде ребенок подвергается также влиянию взрослых, принадлежащих к чужой культуре, т.е. включается в процесс аккультурации.

Важнейшее свойство культуры - это се функционирование в качестве основания для самоидентификации общества и его членов, осознания коллективом и его субъектами своего группового и индивидуального "Я", различения "своих" и "чужих" по признакам культуры и т.п. Культура характеризуется как присущий всякому устойчивому сообществу людей системный комплекс специфических и более или менее нормированных способов и форм социальной интеграции, организации, регуляции, познания, коммуникации, оценки и самоидентификации, механизмов социализации личности.

Инкультурация Термин «инкультурация» (enculturation) был введен в оборот американским культурантропологом М. Дж. Херсковицем в 1948 г. Примерно в то же время К. Клакхон, известный исследователь культуры навахо, ввел аналогичный по смыслу термин -- «культурализация». В английской социальной антропологии применялось для обозначения сходных процессов слово «социализация». Американцы использовали новые категории, чтобы подчеркнуть, что в отличие от заокеанских коллег они ставят в центр своих научных изысканий именно «культуру», а не «общество». Вместе с тем четкого разделения между словами «инкультурация» и «социализация» не проводилось. Инкультурация/культурализация в работах Херсковица и Клакхона обозначали и процесс приобщения к культуре, и результат этого процесса.

Инкультурация -- это процесс приобщения индивида к культуре, усвоение им определенных привычек, норм и стереотипов поведения. В узком смысле слова под инкультурацией в современной культурологии понимают восприятие культурных норм и ценностей ребенком. В более широком понимании этот процесс не ограничивается периодом детства, но включает в себя также усвоение культурных стереотипов взрослым человеком. В последнем случае этот термин применяется по отношению к иммигрантам, приспосабливающимся к новым культурным условиям. С его помощью описываются сложные аспекты адаптации, связанные с вхождением в иную культурную среду.

До недавнего времени термин «инкультурация» не имел широкого хождения. Им пользовались почти исключительно в американской культурантропологической традиции. Более того, он подвергался критике ввиду неопределенности своего значения. Действительно, в работах вышеназванных авторов и их последователей «инкультурация» по сути дублировала гораздо более часто использовавшийся термин «социализация», а его происхождение было прямо связано с не вполне правомерной попыткой противопоставления общества и культуры. Однако сегодня в научно-гуманитарном знании оба понятия активно применяются и уже не дублируют друг друга. Каждое из них имеет свою область применения, ими оперируют в различных дисциплинарно-предметных областях. И за инкультурацией, и за социализацией закреплен свой смысл, хотя очень часто они и употребляются в качестве синонимов. Как явствует из самой этимологии слов, под социализацией понимаются в первую очередь социальные, социологические моменты адаптации индивида к среде обитания; под инкультурацией -- соответственно, культурные, культурологические.

Социализация Слово «социализация» происходит от лат. socialis -- общественный. В социологии под социализацией подразумевается процесс становления личности. Он происходит посредством усвоения индивидом ценностей, этических и юридических норм, мировоззренческих установок, образцов поведения, присущих данному обществу, социальной общности или группе. В социологии и в социальной психологии делается акцент на такой стороне этого процесса, как формирование на основе усвоения социального опыта активной жизненной позиции личности. Социализация может осуществляться и в ходе целенаправленного воздействия на человека в системе воспитания, и под влиянием широкого круга других воздействующих на человека факторов окружения. В первом случае используются различные образовательно-воспитательные процедуры, унифицированные в каждом обществе в рамках пайдевтических (образовательно-воспитательных) учреждений. Во втором же задействуются разнообразные явления и формы социальной реальности: семейное или внесемейное общение, искусство, средства массовой коммуникации, совместная деятельность, организация досуга и пр.

Социализация, как полагают большинство современных социологов, происходит по крайней мере в трех основных сферах -- в деятельности, в общении и в самосознании. В сфере деятельности социализация осуществляется, во-первых, как расширение видов последней, когда индивид вовлекается в какое-нибудь новое дело, в процессе чего усваивает новые нормативные и поведенческие установки, и, во-вторых, как ориентирование в системе каждого вида деятельности, т.е. когда индивид обучается отделять в ней главное от второстепенного, осмысливать характер своих и чужих действий, оценивать результаты, устанавливать границы, использовать методические рекомендации, достигать цели и пр. В сфере общения осуществляются расширение круга общения человека и развитие его навыков. В сфере самосознания происходят формирование образа собственного Я как деятельного субъекта, осмысление своей социальной принадлежности, социальной роли, формирование самооценки.

В процессе социализации выделяют три стадии. Дотрудовая стадия охватывает период жизни человека от рождения до начала трудовой деятельности. Сюда входят раннее детство и период обучения. Границы трудовой стадии охватывают период зрелости человека, его активного участия в созидательной деятельности общества. И наконец, послетрудовая стадия относится к периоду жизни человека, совпадающему, как правило, с пенсионным возрастом. Естественно, жесткой грани между стадиями социализации провести подчас не удается. Нередко человек, еще не закончив обучения, чуть ли не с детства вынужден зарабатывать себе на жизнь. Многие пенсионеры не пользуются предоставленным им обществом правом на заслуженный отдых, чувствуют в себе и силы, и потребность продолжать трудовую деятельность и принимают активное участие не только в передаче социального опыта, но и в его воспроизводстве. Тем не менее в современной жизни каждой стадии социализации соответствуют особые институты: семья, образовательно-воспитательные учреждения, трудовые группы и коллективы, неформальные объединения, профессиональные сообщества, клубы «по интересам» и пр. Воздействие каждого такого института обусловлено системой общественных отношений, регламентировано доминирующими социальными установками.

Различие инкультурации и социализации.

Итак, процесс вхождения в новое культурное пространство и присвоения этнокультурного опыта, специфичного для локальной исторически сложившейся культуры, определяется как процесс инкультурации. Как уже было сказано, нередко в качестве аналогичного понятия используется термин «социализация». Употребление этих терминов в качестве синонимов возможно при условии приравнивания культурного пространства к социальному. Социологизация культуры, широко применяемая в американской культурантропологии, подразумевает, что каждая социальная общность имеет собственную систему норм и правил поведения (особых структур), разделяемых всеми ее участниками. Тождественность процессов социализации и инкультурации, таким образом, вытекает из единства социальных и культурных структур.

Для выделения специфики процесса инкультурации не следует жестко разграничивать эти структуры, но необходимо учитывать их самостоятельность. Основоположник культурно-исторической психологии Л.С. Выготский подчеркивал, что овладение культурными объектами (языком, орудиями и т.д.) невозможно вне социальной структуры, т.е. социальная среда является необходимым, но не достаточным условием для инкультурации индивида. Инкультурация подразумевает усвоение и символического пространства культуры. Непрерывность культурного развития порождает единый процесс усвоения обычаев и реализации их в будущей практике, условия для которой как раз и предоставляет общество. Таким образом, результатом социализации является обретение способности изменяться, результатом же инкультурации -- качественные особенности изменений.

Первичная социализация, которую каждый проходит в период детства, это незавершенный процесс, трансформирующийся у взрослого (социализированного) человека в инкультурационные процессы, протекающие в результате смены привычной среды обитания на новую (переезд из сельской местности в город или эмиграция и пр.). Освоение в ходе первичной социализации объектов культуры и их значений возможно только в определенной знаково-смысловой среде. Культурное пространство, освоение которого начинается с процесса первичной социализации, не только выполняет функцию удовлетворения потребностей, но и позволяет усвоить принципы культурных норм, оно становится также источником самоидентификации человека.

Итак, процессы социализации и инкультурации взаимообусловлены и присутствуют на каждой ступени культурно-исторического развития человека. Социализация при этом подчеркивает статусное положение человека в общественных отношениях. Инкультурация же является процессом освоения символического пространства, связанного с этим статусом, и всей организации общественных отношений, ее исторической детерминированности, выраженной в национальной культуре. Первичное культурное пространство, формирующее «картину мира», в дальнейшей жизнедеятельности человека определяет его мировосприятие. Дети любой культурной общности в большей степени похожи друг на друга, чем на своих предков, поэтому, как писал Клакхон, «если ребенок из России окажется в Соединенных Штатах, то, став взрослым, он будет действовать и думать как американец, а не как русский»1.

В межкультурных отношениях культурно-этническая принадлежность выступает на первый план, определяет взаимодействие, тогда как социально статусное положение отдаляется на второй план. Внутрикультурные отношения, наоборот, дистанцируются социальной принадлежностью, протекая на фоне культурного единства. Дифференцированность этих процессов от установки «Я среди своих» и «Я среди чужих» позволяет провести грань между социализацией и инкультурацией человека.