Макияж. Уход за волосами. Уход за кожей

Макияж. Уход за волосами. Уход за кожей

» » Школьная энциклопедия. Жизнь и творчество, отразившееся в предметах коллекционирования

Школьная энциклопедия. Жизнь и творчество, отразившееся в предметах коллекционирования

шадр иван дмитриевич папанин, шадр иван дмитриевич сытин
Иван Дмитриевич Иванов

Почтовая марка СССР, посвящённая И. Д. Шадру, 1962 (ЦФА (ИТЦ) #2718; Скотт #2620)

Ива́н Дми́триевич Шадр (настоящая фамилия - Иванов; 1887 - 1941) - русский советский художник, скульптор-монументалист, представитель направления «академический модерн».

  • 1 Биография
  • 2 Творческая деятельность
  • 3 Интересные факты
  • 4 Премии
  • 5 Память
  • 6 Примечания
  • 7 Литература
  • 8 Ссылки

Биография

Иван Дмитриевич Иванов родился в селе Такташинском (недалеко от уездного города Шадринска) 11 февраля (30 января) 1887 года у Дмитрия Евграфовича и Марии Егоровны Ивановых. Село Такташинское – место сезонной работы плотника Дмитрия Евграфовича Иванова, а постоянное место жительства – Шадринск. Прадед Ивана расписывал стены в Спасо-Преображенском соборе, отец и дяди тоже были строителями и богомазами (церковными живописцами). Но по основному роду занятий Дмитрий Евграфовича был плотник. Иван Дмитриевич был третьим сыном в семье, насчитывавшей двенадцать детей.

В 1898 году Ваню отвезли в Екатеринбург на фабрику купцов Панфиловых, где он был сначала мальчиком на побегушках, потом сторожем и грузчиком. 1901 году Иван сбежал с фабрики. Без всякой подготовки он успешно сдал экзамен по рисунку в Екатеринбургскую художественно-промышленную школу, где учился до 1906 года у Т. Э. Залькальна.

Летом 1907 года Иван вместе с сокурсником Петром Дробышевым отправился странствовать по России по тем местам, где побывал в своё время Максим Горький. Они побывали на Каме, Волге, Дону, путешествовали по Кавказу, Украине, заехали в Москву, Иван пешком дошёл до Санкт-Петербурга. столице, после неудачной попытки поступить в Академию художеств, Иван подрабатывал, в частности, уличным пением. Однажды его голос услышал режиссёр Александрийского театра М. Е. Дарский, который принял живое участие в судьбе юноши. Он помог Ивану поступить на Высшие драматические курсы Санкт-Петербургского театрального училища, чтобы он мог учиться на певца. училище И. Шадр продолжал рисовать и заниматься скульптурой. Его рисунки попали к И. Е. Репину, который дал им высокую оценку. По ходатайству петербургских ценителей таланта Ивана Дмитриевича Шадринская городская управа назначила ему стипендию. Санкт-Петербурге Шадр посещал также рисовальную школу Общества поощрения художеств Н. К. Рериха и Музыкально-драматическую школу. столице Иван прожил до 1908 года, затем год служил в Русской армии.

Могила Шадра на Новодевичьем кладбище Москвы.

В 1910 году Иван уехал за границу. Сначала в Париж, где был студентом высших муниципальных курсов скульптуры и рисования в Academie de La Grande Chaumiere под руководством Ф. О. Родена и Э. А. Бурделя. Затем парижские учителя отправили И. Шадра на стажировку в Рим в Институт изящных искусств. 1912 году Иван Дмитриевич возвращается в Россию. Москве он обучается в Московском археологическом институте. 1918 году Шадр уезжает в Омск забрать семью в Москву, однако остался в этом городе до 1921 года. Там он выступал с лекциями по искусству. 1921 году, как только было восстановлено железнодорожное сообщение, Шадр уехал в Москву.

В 1926 году И. Шадр стал членом Общества русских скульпторов, в дальнейшем Союза советских скульпторов.

Умер И. Д. Шадр 3 апреля 1941 года в Москве. Похоронен в Москве на Новодевичьем кладбище (участок № 2, надгробие - скульптор Рабинович, архитекторы Г. П. Гольц, А. А. Заварзин).

Творческая деятельность

И. Д. Шадр в своей мастерской в Москве работает над скульптурной композицией «Девушка с веслом» (1-й вариант)

В своем творчестве Иван Шадр искал пути создания монументальной реалистической скульптуры. Многочисленные мемориальные сооружения, созданные им в 1910-1930-х годах, были посвящены преимущественно жертвам Первой мировой войны. Они связаны с традициями модерна и национально-романтических течений, отличаются тягучими, тяжеловесными ритмами, пристрастием к метафорическому осмыслению мотива человеческого тела, застывающего в мёртвой материи камня или высвобождающегося из него, иногда - использованием элементов народной архитектуры. Среди его ранних работ выделяется проект «Памятника Мировому страданию» (1916). Позднее эта работа преобразовалась в ещё более грандиозный проект «Памятника человечеству».

В 1919 году Сибирский кадетский корпус за 18 тысяч рублей заказал Ивану Шадру памятник своему воспитаннику генералу Корнилову. том же году скульптор готовит проект коронования адмирала Колчака, а также проект памятника в честь освобождения Сибири. Кроме того, колчаковским правительством Шадру было поручена разработка эскизов денежных знаков серии «Возрождение России». Однако эти проекты так и остались нереализованными, так как в ноябре 1919 года Омское правительство бежало из Омска и город был занят частями Красной Армии.

В апреле 1920 года И. Шадр берётся увековечить память жертв белого террора, погребённых в городском саду Омска. мае того же года он получил заказ от Сибревкома на памятник Карлу Марксу. Летом статуя уже была готова и установлена. Омске Иван Дмитриевич работал также над рельефами с изображением Карла Маркса, Карла и Вильгельма Либкнехтов и Розы Люксембург.

И. Д. Шадр является автором скульптур так называемых «денежных мужиков»: фигур рабочего, крестьянина, красноармейца и сеятеля (гипс, 1922, Русский музей; бронзовые отливки - в Третьяковская галерея), созданных по заказу Гознака для воспроизведения на банкнотах. Первые три скульптуры стали основой для выпуска четвёртого стандартного выпуска почтовых марок РСФСР (ЦФА (ИТЦ «Марка») № 73-85), первого стандартного выпуска СССР (ЦФА (ИТЦ «Марка») № 99-194) и частично - для двух последующих (ЦФА (ИТЦ «Марка») № 281-287, 291-295). Первые в СССР художественная маркированная почтовая карточка и маркированный конверт вышли с «шадровскими» марками. Скульптуры Ивана Дмитриевича были также воспроизведены на облигациях займов и государственных ценных бумагах СССР. Прототипы своих героев скульптор нашёл в деревне Прыговой Шадринского района.

В 1923 году Шадр принимал участие в оформлении Всероссийской сельскохозяйственной и кустарно-промышленной выставки в Москве. Там же демонстрировались его скульптуры, которые имели успех.

В 1924 году Иван Шадр создаёт натурную скульптуру «Ленин в гробу», сделавшую его главным мастером довоенной скульптурной ленинианы. За 13 лет И. Шадр создал 16 скульптурных изображений В. И. Ленина, в том числе для Центрального Музея В. И. Ленина в 1934 году. Одна из самых значительных его работ - монумент с одиннадцатиметровой бронзовой фигурой, установленной в 1927 году на территории Земо-Авчальской ГЭС имени В. И. Ленина (ЗАГЭС) в Грузии. Это один из первых памятников В. И. Ленину, он был демонтирован в 1991 году.

«Булыжник - оружие пролетариата» (парк Декабрьского восстания, Москва)

Иван Шадр создавал революционно-романтические, обобщённо-символические образы, например, горельеф «Борьба с землей» (1922), скульптуру «Булыжник - оружие пролетариата» (1927). Последняя, помимо Москвы, была установлена в Челябинске, Львове, Шадринске, Монголии и Румынии.

Памятник на могиле Надежды Аллилуевой (1933)

В 1934 году Иван Шадр начал работу над скульптурой «Девушка с веслом» для ЦПКиО имени Горького в Москве. Основной моделью скульптора стала В. Д. Волошина, студентка Московского Института физкультуры. Скульптура была установлена в центре фонтана на главной магистрали Парка имени Горького в 1935 году. Однако она подверглась критике и в том же году её переместили в Парк культуры и отдыха имени Горького (Луганск)|парк культуры и отдыха Луганска. Её уменьшенная копия хранится в Третьяковской галерее. конце 1950-х годов по настоянию жены скульптора гипсовую работу И. Шадра перевели в бронзу.

К лету 1936 года И. Д. Шадр создал новую увеличенную восьмиметровую скульптуру из тонированного бетона. Моделью для неё стала гимнастка Зоя Бедринская (Белоручева). Новую «Девушку с веслом» установили в центре фонтана на прежнем месте. Скульптура была разрушена в 1941 году при бомбёжке.

Ошибочно считается, что скульптуры Ивана Шадра послужили прототипами для создания дешёвых гипсовых копий, которые были массово установлены в парках практически по всему СССР. На самом деле в их основу была положена работа скульптора Р. Р. Иодко с тем же названием, но фигура девушки была в купальнике и c веслом в левой руке, выполненная им для парка водного стадиона «Динамо» в 1936 году.

В конце 1930-х годов Шадр работал над проектом памятника А. С. Пушкину. 1939 году создал скульптуру А. М. Горького в образе Буревестника (бронза, Третьяковская галерея). том же году он подготовил более классическую модель памятника Горькому. Однако этот памятник был сооружён у Белорусского вокзала в Москве уже после смерти Ивана Дмитриевича скульптором В. И. Мухиной при помощи Н. Г. Зеленской и З. Г. Ивановой.

Большинство работ И. Д. Шадра (в частности, «Штурм земли», «Булыжник - оружие пролетариата» и другие) находятся в Музее современной истории России в Москве.

И. Д. Шадр - автор надгробий Н. С. Аллилуевой (1933; архитектор - И. В. Жолтовский) и Е. Н. Немировича-Данченко (1939) на Новодевичьем кладбище в Москве. Оба надгробия выполнены из мрамора и гранита. Надгробие для Надежды Аллилуевой было выполнено скульптором по заказу ЦК ВКП(б).

Иван Шадр и скульптор П. И. Таёжный были авторами макета ордена Ленина, эскиз которого был передан им весной 1930 года.

  • Стандартные марки РСФСР и СССР, выполненные по скульптурам И. Д. Шадра
  • (ЦФА (ИТЦ) #81-83; Скотт #238-240)

    (ЦФА (ИТЦ) #99, 101, 104; Скотт #250, 252, 255)

  • Псевдоним «Шадр» Иван Дмитриевич начал использовать с 1908 года. Его основой послужило имя родного города Шадринска. Иван Дмитриевич писал:

Нас, Ивановых-то, слишком уж много. Надо же как-то отличить себя от других Ивановых, ну я и взял себе псевдоним «Шадр» - от названия родного города, чтобы прославить его.

  • В номере газеты «Ленинградская правда» в 1961 году (почти через 20 лет после смерти Шадра) появилась статья «Бронза, чугун, алюминий», посвящённая известному ленинградскому заводу «Монументскульптура». ней, в частности, говорилось:

В эти дни в цехи завода часто заходит ваятель И. Д. Шадр. Сейчас закончена отливка в бронзе его скульптуры, названной «Булыжник - оружие пролетариата».

Премии

  • Сталинская премия первой степени (1952 - посмертно) - за памятник А. М. Горькому в Москве.

Память

  • В 1962 году была выпущена почтовая марка СССР, посвященная Шадру.
  • В 1987 году Свердловское (ныне Екатеринбургское) художественное училище получило имя И. Д. Шадра.

Примечания

  1. 1 2 Шадр Иван Дмитриевич - М.: 1978. Проверено 28 сентября 2015.
  2. «Памяти скульптора И. Д. Шадра». «Известия» № 79 (7455) от 4 апреля 1941 года.
  3. Шадр Иван Дмитриевич. Лица Москвы. Московская энциклопедия. Проверено 27 февраля 2015.
  4. По информации Ф. Вергасова, впервые скульптура была установлена в августе 1928 года в только что открывшемся ЦПКиО им. Горького
  5. По другой версии, это этюд для скульптуры, выполненный самим Шадром.
  6. Ныне на кладбище установлена копия скульптуры, подлинник находится в Третьяковской галерее
  7. Бронза, чугун, алюминий // Ленинградская правда. - 1961. - 25 янв.

Литература

  • Бирюков В. Портреты шадринских крестьян на государственных знаках СССР // Шадринское научное хранилище. - 1924. - № 1. - С. 5-10.
  • Большая советская энциклопедия.
  • Видов М. Скульптура должна жить! // Филателия СССР. - № 10. - 1987. - С. 4-6.
  • Золотоносов М. Девушка с веслом // Золотоносов М. Γλυπτοκρατος. Исследование немого дискурса. Аннотированный каталог садово-паркового искусства сталинского времени. - СПб., 1999. - С. 20-29.
  • Осинцев Л. Неизвестный Шадр. - Шадринск, 1995.
  • Шадр И. Д. Литературное наследие. Переписка. Воспоминания о скульпторе. - М., 1978.

Ссылки

  • Шадр, Иван Дмитриевич в библиотеке «Старатель»
  • Вергасов Ф. Иван Дмитриевич Иванов - Иван Шадр (Проверено 18 января 2009)
  • И. Д. Шадр, выдающийся советский скульптор (Проверено 18 января 2009)
  • Некоторые работы И. Д. Шадра (Проверено 19 января 2009)

шадр иван дмитриевич папанин, шадр иван дмитриевич сытин

Шадр, Иван Дмитриевич Информацию О

Скульптора Ивана Шадра мы знаем по его знаменитым работам – таким, как «Девушка с веслом» и «Булыжник – оружие пролетариата». Но мало кому известно, что на заре существования СССР именно скульптуры Шадра оказались на советских банкнотах и почтовых марках.

И. Д. Шадр. Рабочий. 1922 год.

И. Д. Шадр. Красноармеец. 1922 год.

И. Д. Шадр. Сеятель. 1922 год.

Гравюра «Сеятель» работы П. Ксидиаса.

Билет Государственного Банка СССР достоинством 3 червонца. 1924 год.

Государственный денежный знак СССР достоинством 15000 рублей. 1923 год.

Государственный денежный знак СССР достоинством 25000 рублей. 1923 год.

Почтовые марки третьего стандартного выпуска РСФСР (1922 – 1923 гг.).

И. Д. Шадр. Портрет матери.

Иван Шадр с матерью (снимок сделан в годы его учёбы в Екатеринбурге).

И. Д. Шадр (сидит справа) в мастерской на Мытной улице. Эта мастерская, расположенная рядом с печатной фабрикой Гознака, была построена специально для Шадра.

М. В. Нестеров. Портрет И.Д. Шадра. 1934.

В уходящем году исполнилось 130 лет со дня рождения Ивана Дмитриевича Шадра – выдающегося скульптора-монументалиста. Настоящая его фамилия – Иванов, Шадром стал только с 1908 года. Сам он об этом писал так: «Нас, Ивановых-то, слишком много. Надо же как-то отличить себя от других Ивановых, ну я и взял себе псевдоним «Шадр» – от названия родного города, чтобы прославить его». Свой родной город Шадринск он действительно прославил, но не будем забегать вперед.

Иван Шадр родился в 1887 году, как мы только что сказали, в городе Шадринске Шадринского уезда Пермской губернии (ныне Курганская область), в многодетной семье, насчитывавшей двенадцать детей, трое из которых умерли во младенчестве. По основному роду занятий его отец, Дмитрий Евграфович, был плотник. Позже скульптор говорил о своем отце, что он был «человек редкой духовной чистоты, добряк, самородок, золотые руки, большой книжник, изобретатель-строитель, резчик по дереву, рисовальщик и фантазер». Он оказал на сына огромное влияние, научил видеть и понимать силу и красоту человека-труженика.

Семью Иван покинул рано, после окончания приходской школы с десяти лет он начал трудиться на Екатеринбургской ватно-шерстяной фабрике «Панфилов и сыновья». Ему приходилось мыть мастерские, принимать и отправлять товар, готовить чай для рабочих, бегать курьером, много ездить с товаром по разным городам и ярмаркам. Позже он говорил: «Я на протяжении ряда лет сталкивался и тесно соприкасался с жизнью множества самых разнообразных личностей: хищных сибирских промышленников, бродяг, купцов, лавочников, рабочих, приказчиков, изуверов-старообрядцев». Картины тогдашней русской жизни, оставшиеся во впечатлениях юности, пригодились ему в его будущем творчестве.

Однажды его попросили на некоторое время заменить приказчика в лавке при фабрике. Исполненный гордости от важности порученного ему дела, мальчик впал в необыкновенную разговорчивость с покупателями. Он стал простодушно отвечать на их вопросы о том, за какую сумму покупается и за сколько продается товар и какая получается при этом прибыль. Узнав о размерах прибыли, покупатели стали возмущаться. Вернувшийся в магазин приказчик грубо вышвырнул Ивана из лавки.

Работа у Панфиловых давалась мальчику с большим трудом. Им помыкали, его презирали и в конечном итоге выгнали на улицу. Подросток был близок к самоубийству. Спасла его случайность. Бродя по улицам, он совершенно случайно оказался у ворот Екатеринбургской художественно-промышленной школы. Она была создана по типу училищ Строгановского и Штиглица. Находясь на Урале, школа главной своей задачей ставила подготовку мастеров гранильного дела, которые занимались бы обработкой уральских самоцветов.

Иван узнал от дворника, что в школе освободилось одно место. Чтобы попасть в школу, требовалось сдать экзамен. В конкурсе участвовало 32 человека. Экзаменующимся предложили изобразить один из элементов растительного орнамента. Шадр, не имея никакой предварительной подготовки и впавший в отчаяние от задания, одной линией, почти не отрывая руки от бумаги, очертил орнамент, оставил лист на столе и покинул класс. Он видел, как другие тщательно и умело справлялись с поставленной задачей, и не сомневался, что его не примут в школу. К счастью, на экзамене за Шадром наблюдал талантливый педагог М. Ф. Каменский, который в выполненном рисунке безошибочно увидел талантливую руку. И далее, когда будущий скульптор начал здесь учиться, Каменский всеми силами старался удержать Ивана в школе, защищая от нападок некоторых преподавателей, не веривших в одаренность ученика.

Огромное значение для Шадра имело и появление в школе нового педагога, ученика Родена, скульптора Ф. Э. Грюнберга (Залькальна). Он принес в школу новый метод преподавания, при котором ученикам предоставлялась полная свобода творческих исканий.

Каменский и Грюнберг сразу выделили Шадра из числа учеников и создали ему условия, в которых он мог заниматься главным образом скульптурой. Первую свою работу Иван лепил с добровольного натурщика – фабричного сторожа.

В связи с революционными событиями 1905 года М. Ф. Каменского отстранили от руководства школой и отправили в ссылку. Новое руководство школы под предлогом того, что Шадр учился вне школьной программы, отказалось выдать ему диплом, дающий право на звание художника-профессионала – вместо диплома он должен был получить лишь свидетельство о том, что он тут учился. С таким свидетельством работать по специальности было невозможно.

Не сдавая выпускных экзаменов, Иван отправился со своим другом П. Дербышевым в пешее путешествие по России в Петербург, где он планировал поступить в Академию художеств. Свое путешествие он с юмором называл «пешком за славой». По дороге, чтобы прокормиться, друзья брались за любое дело: работали то чернорабочими, то художниками. В Киеве друзья потеряли друг друга, но потом встретились в Москве. Дербышев в Петербург ехать отказался, и до столицы Шадр добрался один, голодный и измученный. Однако надежды его не оправдались: в Академию он не поступил. Начались дни голода и бродяжничества. Было даже время, когда Иван с шарманщиком и его обезьянкой ходили по улицам и пел «Когда б имел златые горы». Но пел он так хорошо, что прямо с улицы был приведен на экзамен в императорское театральное училище и стал его студентом. Однако голодать пришлось и в училище – стипендий в нем не полагалось. Выступления певцом и драматическим актером заработок давали мизерный. Жил он в трущобах Петербурга, снимая угол за печкой на кухне.

Увлекаясь сценой, Иван не оставлял надежды стать скульптором и посещал занятия в училище Общества поощрения художеств Н. К. Рериха. Новый этап в жизни и творчестве Шадра начался после встречи с И. Е. Репиным. Поначалу знаменитый художник принял его у себя в Куоккале довольно холодно, однако позже дал высокую оценку его работам и пообещал свою поддержку. Друзья Шадра обратились с письмом в Городскую управу города Шадринска с просьбой выделить ему стипендию для поездки за границу для продолжения художественного образования. И в 1910 году он уезжает в Париж на деньги, выделенные ему родным городом.

Без преувеличения можно сказать, что если бы Шадру жизненном пути не попались такие преподаватели и друзья, вряд ли он состоялся бы как художник – скорее, он просто спился бы, так и пребывая в нищете и бродяжничая по дорогам России с песней «Когда б имел златые горы».

В Париже он обучается под руководством Родена и Бурдена, затем едет на стажировку в Рим. Возвратившись в Москву в 1912 году, учится в Московском археологическом институте, затем некоторое время живёт в Омске.

В 1922 году он снова появляется в Москве и начинает работать над заказом Гознака. Разработке новых советских банкнот и почтовых марок придавали огромное значение – как политическое, так и художественно-воспитательное. Для выполнения заказа можно было выбрать два направления. Первый путь – создание декоративно стилизованных, идеализированных образов в духе приспособления нового сюжета к старым геральдическим традициям. От этого Иван Дмитриевич сразу же отказался, выбрав другой путь – реалистическое изображение типичных образов людей из народа, что вполне соответствовало потребности нового строя в реалистическом искусстве.

Шадр предложил Гознаку создать серию моделей крупного размера, выполненных в скульптуре. Его предложение приняли. Теперь нужно было найти типически обобщенные образы. Шадр стал ездить с одного завода на другой, из одной казармы в другую. Достаточно быстро удалось создать обобщенный образ рабочего, который представал в скульптуре кузнецом-молотобойцем: он стоял, опираясь руками о тяжелый молот, задумавшись и одновременно напряженно всматриваясь куда-то вдаль. Другой обобщенный образ простого русского мужика, защищающего родину от интервентов, это «Красноармеец».

Настала очередь крестьянских образов. Где их искать? Перед Шадром этот вопрос не стоял: несомненно, на своей родине, в Шадринске.

Вместе с женой Шадр предпринял далекое и опасное для того времени путешествие в Шадринск. Далее в телеге с запасом глины и гипса он направился в деревню Прыговую. Шадр уже знает, кто ему нужен: в первую очередь, крестьянин, олицетворяющий богатырскую силу и крепость русского народа. Он долго вглядывался в лица крестьян, а когда находил кого-то подходящего, то ему наотрез отказывались позировать – из страха перед «греховным делом». О разговоре с одним крестьянином Шадр с юмором вспоминал: «Подсел к старику, долго и пространно рассказывал ему о цели своего приезда в деревню и, наконец, спросил его, не будет ли он для меня позировать. Дед не шелохнулся. Предположив, что он глухой, я заглянул ему в глаза и, повысив голос, стал убеждать его. Дед неожиданно встал, выпрямился, длинные седые брови космами затряслись, он высоко взмахнул над моей головой палкой: “Окаянный, что ты меня улещаешь? Я на карточку – то отродясь не снимался, а ты с меня куклу стряпать хошь, гадина этакая!”». Другой кандидат твердил: «Я не пойду, я не маленький, не чеши язык зря, не пойду и шабаш».

В конце концов, Шадру повезло с Порфирием (разг. Перфилий, Перфил) Петровичем Калгановым, который, впрочем, тоже сначала не соглашался позировать, но, в конце концов, сдался после уговоров односельчан. «Крестьянин» Шадра – немолодой мужик, широкоплечий и грузный, с лицом сосредоточенно-задумчивым, с внимательным взглядом. В этом образе, пожалуй, наиболее значительном из всей денежной серии, переданы и мудрость, и мужицкая хитринка. В народе марки и деньги с изображением «Крестьянина» называли просто – «Дед Перфил».

А крестьянин Киприян (разг. Куприян) Кириллович Авдеев стал прообразом другой скульптуры – «Сеятеля». Первоначально Шадр хотел взять в модели первого сеятеля округи, 68-летнего старика, но затем отказался, и в качестве натурщика выбрал достаточно молодого мужчину, высокого, стройного, широкоплечего, с худощавым лицом и с широко поставленными глазами.

Сам К. К. Авдеев впоследствии с гордостью вспоминал: «У других или лицо неподходящее или руки не такие. А у меня тютелька в тютельку. Дело было перед самым покосом. Жара нестерпимая. Я стою на особом возвышении. Рука – на отлете, затекает, а пошевелить ею нельзя. Пот – градом. А он, Иванов (Шадр), значит, вокруг меня танцует, и отсюда зайдет, и оттуда подойдет. А то заставит меня ради практики насыпать в лукошко песку и ходить вдоль ограды: рассеивать, значит».

Шадр изумительно точно находит решение поясной фигуры, лаконичный и широкий жест придает фигуре экспрессивность, ощущается богатырский разворот фигуры. Но, стремясь обычно к достоверному изображению деталей, на сей раз он несколько отступает от натуры. Как правило, лучшие сеятели разбрасывали семена двумя руками. «Сеятель» Шадра разбрасывает семена одной правой рукой, левая же рука придерживает лукошко с семенами. Скульптор считал, что обе сеющие руки внесли бы ненужную суетливость в движение фигуры.

Все скульптуры были выполнены Шадром всего за год. Следует отметить, что позже, в 1936 году, он снова будет работать над скульптурой «Рабочий с молотом» и в 1939 – над скульптурой «Красноармеец». Теперь он выполнит их в полный рост, и придаст обеим скульптурам большую жизненную конкретность.

Серия работ для Гознака прочно вошла в золотой фонд советского искусства – во многом благодаря тому, что скульптору удалось преодолеть безликость, чрезмерную отвлеченность образов, создав жизненно-правдивые человеческие типы, вышедших из народа.

Но мы забыли про один вопрос, который наверняка мог возникнуть у многих: почему с заказом обратились именно к Шадру, ведь у Гознака были же и свои художники? Здесь можно сделать два предположения. Во-первых, художники Гознака, главным образом представители интеллигенции, создавали графические работы по тем принципам, которые были традиционными для Экспедиции заготовления государственных бумаг – а сейчас, как мы сказали, в этом смысле требовалось нечто совсем другое. Во-вторых, гознаковские художники могли быть просто перезагружены работой. Так или иначе, в то время достойной кандидатуры на Гознаке не оказалось. Позднее, в середине 30-ых годов, аналогичную работу по созданию образов для банкнот и почтовых марок выполнил художник Гознака И. И. Дубасов.

С другой стороны, не надо забывать, что скульптурные образы нужно было перевести на бумагу. Это была огромная работа, и художники-граверы П. С. Ксидиас и А. П. Троицкий с задачей великолепно справились.

«Рабочий», «Крестьянин» и «Красноармеец» украсили государственные денежные знаки СССР образца 1923 года достоинством 10000, 15000 и 25000 рублей соответственно, а «Сеятель» попал на билет государственного банка СССР – три червонца 1924 года выпуска. (Киприян Авдеев, прообраз шадровского сеятеля, получил от односельчан любовное прозвище «червонный сеятель».)

Шадровские образы появились и на других ценных бумагах. Так, например, в 1923 году «Рабочего» напечатали на сторублёвых платёжных обязательствах Центральной кассы Народного комиссариата финансов РСФСР. Вслед за денежными знаками скульптуры оказались и на почтовых марках. На первом стандартном выпуске почтовых марок СССР (1923–1928 гг.) и третьем стандартном выпуске РСФСР (1922–1923 гг.) есть три из четырех гознаковских скульптур: «Красноармеец», «Крестьянин» и «Рабочий».

Тогда же, в 1922 году, когда Шадр занимается «денежными мужиками», он создает портрет матери – Марии Егоровны. В отличие от отца, она была женщиной практичной, крепкой духом и закаленной тяжелой жизнью. Мария Егоровна сама учила детей счету и письму, для этого она писала цифры и буквы углем на печке, а потом забеливала ее, чтобы на следующий день продолжить уроки. В скульптурном портрете мы видим далеко немолодую и некрасивую русскую крестьянку, закаленную суровой жизнью, скупую на ласку, с усталым лицом, прожившую трудовую жизнь, полную невзгод и лишений, и сумевшей в тяжелые годы вырастить своих детей. Сейчас никто не скажет, могла ли она составить на банкнотах компанию красноармейцу, крестьянину, сеятелю и рабочему. Возможно, ее образ не подошёл по возрасту (матери Шадра тогда было уже больше 50 лет), чтобы стать символом государства. Но тот факт, что он выполнил эту работу в тот же период, когда работал над заказом Гознака, говорит о многом. На одной из фотографий, где изображена мастерская Шадра, «Портрет матери» стоит рядом со скульптурами: «Сеятель» и «Красноармеец».

Сам Шадр тоже как-то побывал в роли натурщика, позируя известному художнику М. В. Нестерову. Все началось с того, что Шадр оказался в числе приглашенных на день рождения Нестерова. «Когда вошел ко мне Шадр, запрокинув немного голову назад, – вспоминал Нестеров, – все в нем меня восхитило: и молодечество, и даровитость, полет. Тут со мной что-то случилось. Я почувствовал, что не могу не написать его». Нестеров изобразил Шадра на миг прервавшим работу и пристально всматривающимся в невидимые для зрителя образы. Лицо скульптора охвачено творческим волнением, и весь он находится в порыве самозабвенного труда. «Портрет И. Д. Шадра» кистей Нестерова, написанный в 1934 году, сейчас находится в Государственной Третьяковской галерее.

Мы рассказали только о коротком периоде в жизни и творчестве этого талантливого скульптора-монументалиста. На деле же он успел сделать чрезвычайно много, оставив заметный след в истории отечественного искусства. Большинство произведений Шадра стали классикой советской скульптуры: это и «Булыжник – оружие пролетариата» (1927), и «Девушка с веслом» (1936), и памятник В.И. Ленину на плотине Земо-Авчальской ГЭС (1927), и памятник М. Горькому в Москве у Белорусского вокзала (проект 1939 года, осуществлён в 1951 году группой скульпторов под руководством Веры Мухиной), и надгробие Екатерине Немирович – Данченко (1939), и надгробие Владимиру Дурову (1940), и многое другое. Стоит ли говорить, что жители Шадринска по сей день гордятся своим земляком: в городе ему уставлен мемориальный комплекс, есть мемориальная доска на месте родительского дома (самого дома нет), его именем названа одна из улиц.


Приносим благодарность Шадринскому краеведческому музею имени В.П. Бирюкова за предоставленную фотографию Ивана Шадра с матерью (оригинал хранится в фондах музея).

В 2012 году отмечают 125 - летие со дня рождения скульптора.

Детство будущего советского скульптора прошло в селе Такташинское Шадринского уезда Пермской губернии. Сын потомственного плотника, он с детских лет пошел работать - семья была большая, и отец, хоть и имел золотые руки, не мог дать сыну образования. Пять лет, с одиннадцати до шестнадцати Иван проходил свои «университеты» на фабрике купцов Панфиловых. Он топил печи, бегал за товаром, ездил с обозами, сторожил, получал пинки, колотушки, затрещины… Одаренный мальчик увлекался чтением и рисованием. Но лишь изредка удавалось ему рисовать, лишь урывками браться за книгу. И все же, занимаясь по ночам, он сумел подготовиться и поступить в Екатеринбуржскую промышленно-художественную школу (класс Т.Э. Залькална и М.Ф. Каменского).

Когда Шадру исполнилось 19 лет, он попал в Петербург. В Академию художеств его не приняли. «Пришлось голодать, зябнуть и спать на улицах. Ночуя на берегах Невы, под старой баркой, в окружении бесприютных бродяг, - писал Шадр, - я познакомился с шарманщиком. Впроголодь, с обезьяной на плечах, с полумертвой от истощения носительницей чужого счастья в клетке ходили мы по дорогам столицы, и под «Златые горы» я пел». Однако, в 1907 - 1908 годах Шадр еще учился в Петербурге в Рисовальной школе Общества поощрения художеств. Однажды, на выступлениях, Шадра встретил артист М. Е. Дарский, который помог ему поступить на Высшие театральные курсы. Шадр успешно их окончил и даже был принят К.С. Станиславским в труппу Художественного театра. Не отсюда ли у скульптора такое знание пластики и анатомии человеческого тела? Но больше всего Шадра влекла скульптура. Он обучался скульптуре несколько лет в Москве. И с помощью художников Репина и Рериха смог поехать для продолжения изучения искусства ваяния за границу, где обучался в Париже у О. Родена и Э. А. Бурделя (1910), в Риме и в Английской академии.

Люди и их жизнь, их труд - вот что интересовало Шадра. Он мечтал о создании монументальных образов, об искусстве значительном, об искусстве, которое служило бы делу прогресса. Скульптора интересовало не отрешенное от народа искусство, а искусство, связанное с современной жизнью, отражающее, как писал Шадр, современную ему социальную сложность. Член боевой дружины во время революции 1905 года, художник, выступавший с острыми политическими карикатурами в издававшемся в 1906 - 1907 годах и закрытом правительством сатирическом журнале «Гном», Шадр ставит свое искусство на службу Октябрьской революции. «Поймите, сколько красоты, - говорил он, - когда люди сбрасывают кандалы, когда раскрываются темницы и падают ворота крепости»…

Резцу Ивана Дмитриевича Шадра принадлежат барельефы Карла Маркса, Карла Либкнехта, Розы Люксембург, он создает ряд проектов памятников Советской России, Парижской коммуне, Октябрьской революции. Он берется за воплощение реалистических и одновременно символически-обобщенных образов людей новой эпохи в таких скульптурах, как «Рабочий», «Крестьянин», «Красноармеец», «Сеятель». Особенно удачным был его «Сеятель» . Свободный крестьянин на свободной земле, чуть развернув плечи, откинувшись немного назад, идет, бросая семена во вспаханную землю, словно сея семена новой жизни. Эти скульптуры Шадра воспроизводились на деньгах, почтовых марках, облигациях. Скульптор создал ряд памятников В. И. Ленину в городах страны, из них наиболее известен на ЗАГЭС в Грузии.

Самая известная работа Шадра - «Булыжник - оружие пролетариата» , созданная в 1925 - 1927 годах, закончена к Всероссийской выставке, посвященной десятилетию Октябрьской революции. Это одно из лучших советских скульптурных произведений, посвященных историко-революционной теме. Статую Шадра надо расценивать как продолжение традиций сюжетности, свойственных русской скульптуре конца ХУ111 - Х1Х веков (например, творчеству Козловского и Мартоса). Создавая это произведение, Шадр, безусловно, также отталкивался от традиций К. Менье - выдающегося мастера западноевропейской скульптуры нового времени, показавшего в своих произведениях образ пролетария, величие и красоту его характера. В первую очередь Шадр увидел пролетария-бунтаря, пролетария-революционера, который в своей борьбе за освобождение, за ликвидацию всяческого гнета и эксплуатации прошел через две революции.

Отсюда глубоко национальный характер образа рабочего, созданного Шадром, и отсюда естественная, органическая связь этого образа с образом человека труда в искусстве русских художников - реалистов Х1Х века. Это удалось сделать потому, что мастер отказался от создания отвлеченной фигуры, олицетворяющий рабочий класс. Он изобразил как бы реально существующую личность, несущую в себе все типичные черты, свойственные русским рабочим в годы подъема революционного движения. Такое решение художественной задачи обеспечило творческий успех Шадра. Полусогнутая фигура рабочего, выламывающая из мостовой булыжник, готова стремительно выпрямиться и развернуться, как туго сжатая пружина. Напрягшиеся узловатые мускулы его рук, напряженная игра мышц торса создают полную беспокойства и резких контрастов борьбу бликов света и тени, отличающуюся огромной динамикой и эмоциональной выразительностью.

Сама характеристика пропорций человеческого тела лишена какой бы то ни было идеальной отвлеченности. Поражает лицо рабочего, где из-под слипшихся волос, в беспорядке нависших над нахмуренным, собранным в морщины лбом, из-под сдвинутых бровей глядят глубоко сидящие и широко расставленные, полные сосредоточенной ненависти глаза. Индивидуальная, почти портретная выразительность лица рабочего сочетается с острой социальной характеристикой его. Великолепное мастерство владения силуэтом придает еще большую жизненность и монументальность образу. Фигура выразительна с любой точки зрения, поэтому зритель, обходя статую, связывая отдельные точки зрения друг с другом, получает возможность увидеть все богатство жизни образа.

Многие представители старшего поколения русских художников-реалистов высоко оценили работу Шадра. Чрезвычайно характерно отношение замечательного русского художника М. В. Нестерова к этому произведению. В письме к Шадру Нестеров писал: «Недавно я был в Третьяковской галерее, видел там поразившую меня по силе таланта, страсти, мастерства, так бывало умел это делать Ф.И. Шаляпин, скульптуру, мною раньше не виданную. Рабочий, молодой рабочий в порыве захватившей его борьбы за дорогое ему дело, дело революции, подбирает с мостовой камни, чтобы ими проломить череп ненавистному врагу. В этой великолепной скульптуре, так тесно связывает талант мастера красоту духа с вечной красотой формы, - все то, чем жили великие мастера, чем дышал Микельанджело, Донателло, а у нас «старики». Стою зачарованный, обхожу кругом - великолепно! спрашиваю: чья? Говорят - Иван Митрича…».

И.Д. Шадром были также изваяны надгробия Н.С. Аллилуевой в 1933 году, Е.Н. Немировича-Данченко в 1939 году, В.Л. Дурову в 1940 году. В 1952 году он стал лауреатом государственной премии, посмертно. Екатеринбуржское художественное училище, с 1987 года, носит имя И. Д. Шадра. Работы Ивана Дмитриевича находятся в Третьяковской галерее и других музеях России.

Материал взят из книг:
1.«Уральская историческая энциклопедия», Ур. Отд. Ин-т Истории и Археологии, Изд-во «Екатеринбург», Екатеринбург, 1998 г.
2.Б. Бродский, А. Варшавский «Века.Скульптуры. Памятники.», Москва, Изд-во «Советский художник», 1962г.
3.«Из бронзы и мрамора», Ленинград, Изд-во «Художник РСФСР», 1965г.

Иллюстрация:
«Сеятель»,
«Булыжник - оружие пролетариата».

Многолетняя творческая деятельность Ивана Дмитриевича Шадра (Иванова) поставила его в ряд наиболее выдающихся советских скульпторов. Его работы "Булыжник - оружие пролетариата", "Сеятель", памятники В. И. Ленину и А. М. Горькому являются образцами реалистического метода в пластике, а присущий им героический пафос отражает лучшие, главные, черты своего времени. Шадра не раз сравнивали с Горьким. Как и Горький, будущий художник вышел из бедной среды: его отец был плотником, в семье росло четырнадцать детей. Одиннадцати лет он был отдан "в люди" - на фабрику в Екатеринбурге и познал все лишения и невзгоды. Только инстинктивная любовь к искусству, смутное ощущение иного, прекрасного мира помогли ему изменить предопределенную внешними обстоятельствами судьбу. В 1902 году Шадру удалось поступить в Екатеринбургскую художественно-промышленную школу; здесь его учителем по скульптуре оказался известный художник Т. Э. Залькалн - он-то и посоветовал начинающему скульптору продолжить обучение в Петербургской Академии художеств.

Попытка Шадра поступить в Академию (а он для этого пришел в Петербург пешком) не увенчалась успехом - и здесь его биография сделала очередной, вполне беллетристический, поворот. Оставшись в столице без средств и существованию, ночуя на полуразвалившейся барже, Шадр нанялся в подручные к шарманщику - петь по дворам. В одном из выступлений его голос привлек внимание режиссера императорских театров М. Е. Дарского. Дарский принял участие в судьбе талантливого юноши, определив его без экзаменов в театральное училище, в класс артиста В. Н. Давыдова. Перед Шадром открылась карьера профессионального певца.

Однако навыки в скульптуре, полученные в Екатеринбургской школе, дали свои плоды - изобразительное искусство влекло Шадра более, чем вокал, хотя здесь дебют был удачен. В 1910 году, благодаря финансовой помощи И. Е. Репина, В. Н. Давыдова и других (а в становлении Шадра сыграли роль многие деятели русской культуры), он смог поехать в Италию и в Париж - для непосредственного знакомства с европейским искусством. Академического образовании художник так и не получил, и работа в Лувре и Ватиканском музее, копирование фресок Рафаэля, по существу сделались его единственной школой (если не считать уроков Залькална а Екатеринбурге). И в 1915 году, возвратившись в Москву, Шадр начинает самостоятельную профессиональную деятельность.

Одной из первых его работ стал проект "Памятника мировому страданию" (1915), принятый Думой и заслуживший одобрение Горького. Проект возник из конкурсной задачи - создать памятник тем, кто погиб на потопленном немцами госпитальном судне "Португаль", однако Шадр вышел за пределы задании. Впоследствии на основе этого замысла родился проект еще более грандиозного "Памятника человечеству". Эти ранние и неосуществленные работы уже дают представление о творческом лице скульптора - о его склонности к литературной символике и аллегоричности (образы и пластические группы "Памятника мировому страданию" имеют многозначительные названия - "Ворота вечности", "Озеро слез", "Человек перед лицом вечной тайны"), о масштабности и темпераментном размахе идей, о тяготении к монументальному и романтически-возвышенному.

Но окончательно творческая индивидуальность художника сложилась после революции. Ленинский план монументальной пропаганды открыл перед русскими скульпторами обширную перспективу деятельности, приложения творческих сил. На Урале Шадр создает памятник Карлу Марксу, рельефы с изображением Маркса, Карла Либкнехта и Розы Люксембург, а по возвращении в Москву (1921) исполняет большой заказ на серию круглых скульптур для Гознака - "Рабочий", "Красноармеец", "Сеятель", с них должны были делаться изображении на денежных знаках, марках, облигациях и т. д. Реалистическая достоверность и обобщенно-плакатная выразительность этих фигур отвечали складывающимся принципам новой советской эстетики.

Вслед за тем наступает длительный период работы над ленинской темой. Первым прикосновением к ней была скульптура "Ленин в гробу" (1924): в течение 46 часов в Колонном зале, пока шла церемонии прощания, Шадр лепил с натуры. От этой скромной, лишь на мемориальное значение рассчитанной работы - путь к обобщенным решениям образа в многочисленных памятниках Ленину - на ЗАГЭСе (1925 - 1926), в Днепропетровске (1930-1931, он остался в проектах), на Ижорском заводе (1932), в Горках (1934). Наиболее значителен "Ленин на ЗАГЭСе". Удачное сочетание скульптурной фигуры с ландшафтом сделалось образцом для советских скульпторов более чем на десятилетие.

1930-е годы - расцвет творчества Шадра. Он работает в разнообразных жанрах: исполняет психологически острые портреты ("Портрет художника Н. А. Касаткина", 1930), пробует свои силы в мемориальной скульптуре (надгробия Е. Н. Немирович Данченко, 1939; В. Л. Дурова, 1940), в создании садово-парковых ("Девушка с веслом", 1936) и городских скульптур (проекты памятников А. С. Пушкину и А. М. Горькому). Лучшие его работы рубежа 1920-1930-х годов - "Булыжник - оружие пролетариата" (1927). "Сезонник" (1929), экспрессивный эскиз группы "Рабочий и колхозница" (как известно, на конкурсе победил проект В. И. Мухиной и её скульптура была воздвигнута над советским павильоном на Парижской выставке 1937 года) - дают представление не только об индивидуальной манере художника, но и отчетливо представляют характерные тенденции пластики этих лет. По ним видно, в силу каких особенностей таланта Шадр смог стать одним из выдающихся скульпторов своего времени.

Стремление художника к типическому и обобщенному было созвучно устремлением эпохи. Темперамент Шадра, свойственная его образам романтическая приподнятость, истинно монументальный размах отвечали времени, требующему прежде всего масштабности и обобщенной героики. Однако Шадру парадоксально присуща и некоторая пластическая повествовательность: подробность лепки, однообразие фактур.

В его пластике есть привкус художественной неоднозначности. Но органически присущая ему широта дыхания (быть может, составляющая суть индивидуальности) уберегла скульптора от ординарности, а его произведения - от потери специфики пластической изобразительности.

Творчество Шадра не только принадлежит своему времени - как всякое крупное явление, оно это время одновременно выражает и определяет.

Г. Ельшевская

Сто памятных дат. Художественный календарь на 1987 год. М.: Советский художник, 1986.