Макияж. Уход за волосами. Уход за кожей

Макияж. Уход за волосами. Уход за кожей

» » Основные компоненты власти: субъект, объект, ресурсы. Структура политической власти

Основные компоненты власти: субъект, объект, ресурсы. Структура политической власти

Основными компонентами власти являются объект и субъект , т.к. власть всегда ассиметричное двухстороннее взаимодействие властителя и исполнителя (подчиняющегося).

Субъект власти

Субъект власти – это воплощение активного, направляющего начала власти (актор), т.е. это источник целенаправленной деятельности, направленной на объект. Субъект политической власти имеет сложный многоуровневый характер. Первичными действующими лицами (акторами) выступают индивидуумы, социальные группы, нации.

Вторичными являются созданные ими политические институты – государства, партии, гражданские объединения-носители, механизмы осуществления власти. Субъекты наиболее высокого уровня - политические элиты и лидеры, непосредственно представляющие во властных отношениях различные группы и организации. Важен, но все еще мало изучен вопрос о народе как субъекте власти. В демократическом обществе принцип “народ не только объект, но и субъект власти” реализуется через определение народа единственным источником власти, суверенном государства.

Объект власти

Второй важнейший компонент власти – объект , исполнитель власти, т.к. власть никогда не может быть отношением лишь одной действующей особы, а обязательно предполагает исполнителя воли властвующего: если подчинения нет, то нет и власти. Объектами власти являются все те, на кого направлена властная воля: индивиды, социальная группа, класс и т.п. Главным объектом власти в государстве являются его граждане.

Современная история дает многочисленные примеры неподчинения, мирного неповиновения как способа ненасильственной борьбы, отображающей зависимость власти от покорности населения (провозглашение независимости Индии в 1947 году в результате широких компаний неповиновения британским властям, массовые выступления в Донбассе, Приднепровье, Слобожанщине, приведшие к досрочным выборам парламента и президента в Украине в середине 90-х годов, “Революция роз” смела остатки тоталитарного режима в Грузии, “Оранжевая революция” в Украине в 2004 г. привела к падению кучмистского режима и др.).

Диапазон отношений объекта к субъекту власти очень широк: от упорного сопротивления власти и в результате – ее исчезновение до добровольного подчинения. Мотивация подчинения имеет в своей основе разные причины: страх, привычка, заинтересованность, убежденность в необходимости подчинения, авторитет и др. Наиболее благоприятной для власти мотивацией является авторитет: он создается на основе общей заинтересованности объекта и субъекта власти и убежденности подчиненных в особых способностях представителей власти. Следует подчеркнуть, что деление людей на субъекты и объекты является относительным: в одних случаях человек выступает начальником, а в других – подчиненным, а иногда они могут меняться местами.

Ресурсы власти

Наряду с субъектом и объектом важнейшим компонентом власти являются ресурсы – средства, которые используются для обеспечения влияния субъекта на объект власти. Именно неравномерное распределение ресурсов - важнейшая причина подчинения одних людей другим. Наряду со субъектом и объектом, ресурсы служат одним из важнейших оснований власти: они могут использоваться для поощрения, наказания, убеждения и пр..Существует несколько подходов к классификации ресурсов. Одним из самых распространенным является выделение ресурсов в соответствии с важнейшими сферами деятельности:

  • экономические ресурсы власти – материально-техническая база, необходимая для общественного производства и потребления(развитая технологическая основа производства, деньги, полезные ископаемые, выгодное географическое положение, продукты питания и пр.);
  • социальные ресурсы власти – способность повышения социального статуса, социального обеспечения, медицинского обслуживания и пр.. Социальные ресурсы тесно связаны с экономическими. Так прибыль – экономический ресурс, но он также характеризует социальный статус (должность, образование, социальное обеспечение);
  • культурно-информационные ресурсы – знания и информация и средства их получения (институты образования и науки, СМИ и пр.). Важное значение приобретает доступность образования и культуры для широких масс, овладение мировой, региональной и местной информацией, развитие электронных технологий, массовой информации и др.;
  • демографические ресурсы – люди, физически и интеллектуально здоровое население, отсутствие резкой возрастной дисгармонии, упорядочение демографических отношений и др.;
  • политические ресурсы – отлаженный государственный механизм, подготовленный аппарат управления, наличие развитых политических партий и политических лидеров, развитая политическая теория и политическая культура и пр.;
  • силовые ресурсы – армия, милиция, служба безопасности, суд, прокуратура, тюрьмы и пр..

Практически субъекты власти используют в комплексе все властные ресурсы, но самый универсальный, многофункциональный ресурс – это человек, создающий все другие ресурсы власти.

Субъекты политики – это те, кто участвует в политике.

К первой группе субъектов пол. относятся осн. соц. общности. Это народ, классы, нации, народности, соц. группы, слои, индивиды. Каждый из этих соц. субъектов облад. своим специфич. интересом, кот. и побуждает к участию в политике. Их наз. первичн. субъектами политики. Ко второй группе субъектов политики относ. соц. институты и организации, кот. формир. людьми и их общностями с целью участия в политике. Это гос-во, полит. партии, общественные организации и движения. Все они вторичны, так как созданы для выражения полит. интересов индивидов, классов, слоёв, наций. Конечно, различные соц. субъекты неравнозначны в политике. Главным субъектом в политике, источником власти является народ.

Субъекты политической власти – это группы людей, влияющие на принятие политических решений или участвующие в их принятии. К ним относятся:

1.Социальные общности(народы, группы, слои) влияют опосредованно. В период радикальных перемен могут взять власть в свои руки.

2.Государство – основной главенствующий орган, своеобразная форма организации обществ. Жизни, необходимо для существования и нормального развития страны.

3. Политич. партии и организации.

4. Правящая элита, бюрократия, лобби.

5. Групповое и индивидуальное лидерство

6. Отдельные личности, толпа.

Осуществление власти в любом обществе представляет собой функцию, к выполнению которой привлекаются различные субъекты. Субъектами политики являются и субъекты политической власти. К субъектам политической власти относят социальные общности, классы, этносы, социальные группы, народ в целом.

Источники: государство, политические партии, правящие элиты, бюрократия, групповое и индивидуальное лидерство, личная власть.

В декларации о государственном суверенитете РБ даётся такая трактовка народа: граждане РБ всех национальностей являются носителями суверенитета и источником государственной власти в республике. Его полновластие реализуется непосредственно через представительные органы государственной власти.

Правящие элиты, как субъекты политики. Концепция элиты была создана итальянскими социологами: Мосха, Михельсон, Парето. Они создали целостное представление о роли элиты в обществе. Основные положения этой концепции сводятся к следующему:

    Общ-во закономерно делится на правящее меньшинство и управляемое большинство. В основе этого деления лежит естественное неравенство людей по талантам и способностям, богатству и т.д.

    Элита представл. собой сплочённую группу, отлич. исключит. качествами и способностями, осознающую своё превосходство над другими.

    Развитие любого общества направл. и напрямую зависит от политической элиты.

    Главное предназнач. полит. элиты в принятии важных политических решений.

Сущ. различные подходы к рассмотрению стр-ры современной политической элиты. Так современный индийский политолог Шаран делит современную элиту на три группы:

  1. административная

Кроме них выделяются ещё маргинальная элита, т.е. потенциальные кандидаты в среднюю элиту, которым недостаёт тех или иных критериев для вхождения в неё.

Высшая элита – представлена теми, кто непосредственно участвует в процессе принятия решений и оказывает существенное влияние на него. Их немного, от 100 до 200 человек, занимающих политические посты.

Средняя элита – формируется на основе трёх пременных: доходов, профессионального статуса и образования. Составляет 5% взрослого населения страны, объединяемая указанными показателями. При отсутствии одного или двух критериев потенциальный кандидат относится к маргинальной элите.

К административной элите относят высший слой государственных служащих, занимающих руководящие посты в министерствах, департаментах и др. органах управления. К этой элите относятся и те высокообразованные управленцы, которые сохраняют нейтралитет и не проявляют своих партийных ориентаций.

Лобизм – это совокупность средств и методов воздействия на органы государственной власти, предпринимаемых различными заинтересованными группами (предприятиями, союзами, корпорациями, профсоюзами и другими общественными организациями). В практической политике лобизм используется и для определения отношений между самим органами государственной власти. Лобист – это любое должностное лицо, которое предпринимает действия, называемые лобизмом.

В зависимости от степени вовлечения в политическую жизнь общества различных политических институтов, социальных групп, личностей выделяют субъекты и объекты политической власти. Субъекты политической власти (как и любого другого вида власти) являются ее непосредственными носителями и творцами. Субъекта политической власти отличает стремление к власти как к средству для реализации своих целей, компетентность, профессионализм, готовность взять на себя ответственность за последствия проводимой им политики, авторитет. Субъектами политической власти выступают: социальные общности (народ, классы, нации, социальные группы); государство; политические партии и организации; правящая элита, бюрократия, лобби; политические лидеры; отдельные личности (граждане) в условиях выборов, референдумов; толпа (может взять власть в свои руки в условиях политического кризиса, сопровождающегося вакуумом власти). В современном обществе социальные институты, социальные группы, личности могут выступать и как субъект, и как объект политической власти. Субъектами они выступают в том случае, если активно проводят свою волю в политике, а объектами – если вынуждены подчиняться воле других. Государство, например, является важнейшим субъектом политической власти, но в то же время оно выступает и как объект, когда на него направлена деятельность народных масс, различных партий, организаций, требующих проведения определенных реформ. Объект это то, на что направлена та или иная деятельность субъекта. Субъект политики – носитель предметно-практической политической деятельности» направленной на объект политики.

Функции политической власти Функциями политической власти являются: управление социальными и экономическими процессами, сферами духовной жизни; регулирование социальных, национальных, международных отношений; обеспечение национальной безопасности и общественного порядка; гарантирование соблюдения общеобязательных норм и правил в обществе и государстве и т.д.

Важнейшей функцией власти является урегулирование конфликтов и осуществление внутренних связей системы. Ведь в арсенале политических средств есть не только насилие или угроза применения насилия, наказание и порицание, но и обещание вознаграждения, сотрудничество, обмен и т.д. Власть как отношение между двумя или более партнерами опирается на общепринятые или юридически закрепленные в данном обществе ценности и принципы, определяющие и регулирующие место, роль и функции как отдельного человека, так и социальных групп в системе общественных и политических организаций. Таковы основные функции политической власти. Фактически их гораздо больше, и другие функции взаимосвязаны с основными.

Конец работы -

Эта тема принадлежит разделу:

Учение конфуция, мо цзы, лао цзы и легистов в китае. Основатель древнекитайской философии –конфуций

Основатель древнекитайской философии конфуций древнекитайский мыслитель основатель конфуцианства конфуций объявлял власть правителя священной а.. политическая мысль греции политические проблемы обсуждаются во многих.. образцами расцвета политической мысли древней греции и древнего рима могут служить известные политические теории..

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ:

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Учение Т.Мора и Томаззо Кампанелла
Наряду с политическими идеями, превозносящими и обосновывающими возникающий буржуазный строй, появляются политические учения, отрицающие этот строй. Это учения утопического социализма, выдвинутые м

Политические взгляды Томаса Гоббса
Гоббс (1588-1679) «подарил» политологии очень детальную аналогию между государством и живым организмом. Называя государство «смертным богом», представлял его подобием библейского чудовища Левиафана

Политические взгляды Джона Локка
Джон Локк более решительно, чем Гоббс, встал на позиции либерализма. Теория естественных прав и конститу­ционализм - основной его вклад в политическую мысль. Он показал необходимость преобладания в

Основные теории политической власти
Специфика политической власти выражается в следующем: · она формируется путем делегирования части прав и полномочий как «наверх», так и «вниз»; · всегда мобилизует на достижение к

Политическая власть и ее признаки
Политическая власть - способность и возможность осуществлять определяющее влияние на деятельность, поведение людей и их объединений с помощью воли, авторитета, права, насилия; организационно-управл

Харизма и ее роль в политике
ХАРИЗМА- экстраординарная способность, свойство, качество индивида, выделяющее его среди остальных и, что самое главное, не столь приобретенное им, сколько дарованное ему природой. Богом, судьбой.


Государство - основной институт политической системы общества, организующий, направляющий и контролирующий совместную деятельность и отношения людей, общественных групп, классов, ассоциаций на осно

Концепции возникновения государства
Теократическая концепция вязывает возникновение государства с божьим установлением. Патриархальная теория (Р. Фильмер) Предполагает возникновение государственной власти как в

Структура и типология государства
В структуре государства четыре элемента, тесно связанные, но имеющие отдельное существование, это: нация, верховная власть (конкретное выражение принципа, принимаемого нацией за объедененное начало

Правовое,социальное государство
Социальное правовое государство - это государство, которое: 1) обеспечивает такое состояние в обществе, при котором взаимоотношения между классами, нациями, другими социальными группами не

Гражданское общество РБ
гражданское общество - совокупность организаций, объединений граждан, а также правовых норм, ценностных установок, идей и представлений, через которые реализуются групповые и частные интересы члено

Структура гражданского общества
Гражданское общество включает всю совокупность межличностных отношений, развивающихся вне рамок и без вмешательства государства. Оно имеет разветвленную систему независимых от государства обществен

Формы правления государства
По формам правления государства бывают двух типов: Республика и Монархия. Монархия - форма правления, при которой верховная государственная власть частично или полно

Государственное устройство современных стран
По формам государственного устройства государства можно разделить на унитарное (единое государственное образование), федерации (союзы, когда государство имеют несколько самостоятельных составных ча

Сущность, структура, типы и функции государства
Сущность государства - это главное в государстве как социальном явлении: то кому принадлежит государственная власть в обществе и, следовательно, чьи волю и интересы эта власть выражает. Сущность го

Тенденции в развитии современного государства
В развитии современного государства можно выделить несколько тенденций. Ведущей тенденцией в развитии многих государств, особенно европейских, является стремление к созданию подлинно демок

Генезис понятия «гражданское общество»
Считается, что понятие "гражданское общество" столь же древнее, как и политическая наука: нельзя разделить и отдельно изучать диалектически противоречивое единство "аполитич

Концепции гражданского общества: идейные истоки и основные вехи формирования
Гражданское общество как форма существования народа, его неполитических институтов относится к числу древних формирований. Первым, кто в этом направлении попытался заговорить о свободных гражданах

Соотношение понятий «правовое» и «социальное» государство
Правовое государство - реальное воплощение идей и принципов конституционализма. В его основе лежит стремление оградить человека от государственного террора, насилия над совестью, мелочной оп

Соотношение понятий «правовое государство» и «гражданское общество»
Анализ таких категорий как гражданское общество и правовое государство совершенно ясно дает представление о том, что они не могут существовать в отдельности. Если хотя бы зачатки или какие либо дру

Соотношение понятий «политическое лидерство» и «гражданское общество»
Политическое лидерство- это символ общности и образец политического поведения группы (групп), способный реализовать ее (их) интересы с помощью власти. Лидерство – феномен власти, с

Перспективы формирования гражданского общества в Республике Беларусь
Итогом последних лет, прошедших с момента принятия Конституции, явилась фактическая завершенность процессов национального и государственного строительства. Суть не только в создании легитимных орга

Президент Республики Беларусь в системе государственной власти
Особое место в системе государственной власти занимает Президент Республики Беларусь, который является Главой государства. Он обеспечивает, в частности, преемственность и взаимодействие органов гос

Парламент – Национальное собрание Республики Беларусь
Национальное собрание Республики Беларусь - высший законодательный орган Беларуси. Состоит из двух палат - Палаты представителей и Совета Республики. Состав Палаты представителей - 110 депутатов.

Политические партии: понятие, структура, их типология и основные функции
политическая партия - стабильная иерархическая политическая организация, объединяющая на добровольной основе лиц с общими социально-классовыми, политико-экономическими, национально-культурными, рел

Политические партии и общественные объединения Республики Беларусь
Первой 28 марта 1991 г. была зарегистрирована Объединённая демократическая партия Беларуси (ОДПБ).Второй по счёту 11 апреля 1991 г. в республике зарегистрирована Белорусская крестьянская партия (БК

Политические партия; основная цель партий
Политическая партия - особая общественная организация (объединение), непосредственно ставящая перед собой задачи овладеть политической властью в государстве или принять в ней участие через своих пр

Партийная система; однопартийная система; двухпартийная система; многопартийная система
Партийная система - это свойство политического строя, которое определяет количественный состав партий, их отношение к власти. Сложившиеся партийные системы можно классифицировать на многоп

Общественно-политическое движение; лобби; лоббизм; плюрализм
Общественное движение является общественно-политическим, если в своей деятельности оно направляет усилия на интеграцию интересов своих членов в плане их обращения к институтам государственно

Особенности становления партийной системы в Республики Беларусь
Существующим политическим партиям свойственны некоторые общие черты, без выяснения которых трудно судить о направлениях главных изменений в партийной системе Республики Беларусь. В числе наиболее п

Важнейшие этапы формирования политических партий по Максу Веберу
Немецкий социолог Макс Вебер выделял в истории политических партий три этапа: партии как аристократические группировки, партии как поли В истории становления и развития института полити- ч

История формирования политических партий в Беларуси
В Республике Беларусь продолжается сложный процесс формирования многопартийной системы, начавшийся в условиях острого социально-экономического и политического кризиса конца 80-х – начала 90-х годов

Сущность и функции выборов в политической системе общества
Выборы рассматриваются также как форма контроля масс за правящей элитой. Если власть не выражает интересы избирателей, то выборы дают возможность сменить её, привести к власти оппозицию, которая, к

Избирательное право, его основные принципы
Избирательное право - это система законов, регулирующая процедуру выборов, т.е. кто может избирать и быть избранным, а также определяет порядок проведения выборов и подведение итогов голосов

Избирательные системы: понятия и их типология
В современном мире существуют два типа избирательных систем - мажоритарная и пропорциональная. Каждая из этих систем имеет свои разновидности. Мажоритарная избирательная система уже само н

Абсентеизм; избирательный ценз; избирательная квота
АБСЕНТЕИЗМ - неучастие в голосовании на выборах и референдумах граждан, обладающих активным избирательным правом. Это явление свойственно практически всем странам, где проводятся св

Избирательная система; мажоритарная система; пропорциональная система; смешанные избирательные системы; электорат; референдум
В современном мире существуют два типа избирательных систем - мажоритарная и пропорциональная. Каждая из этих систем имеет свои разновидности. МАЖОРИТАРНАЯ ИЗБИРАТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА уже

Мажоритарная избирательная система
Мажоритарная система относительного большинства. Это самая простая система, при которой избранным считается тот кандидат, который получил наибольшее число голосов, то есть больше голосов, чем любой

Пропорциональная избирательная система
Система пропорционального представительства политических партий. Главная идея этой системы, заключается в том, чтобы каждая политическая партия получала в парламенте или ином представительном орган

Избирательная система в Республике Беларусь
В Республике Беларусь применяется мажоритарная избирательная система, в соответствии с которой депутаты всех уровней и Президент Республики Беларусь избираются. Избирателями являются граждане РБ, д

Либерализм и неолиберализм: определение, основные принципы, цели
Либерализм – это идеология, провозглашающая признание политических и экономических прав индивида в рамках законов, которые являются обобщением естественных потребностей и неотчуждаемых прав людей н

Консерватизм и неоконсерватизм: определение, основные принципы, цели
Консерватизм – политическая идеология и практика, ориентирующаяся на сохранение исторически сложившихся форм государственной и общественной жизни, воплощенных в религии, государстве, семье, собстве

Особенности других идеологических течений современности
Ряд авторов причисляют к мировым идеологиям коммунизм, анархизм, демократическую идеологию. Некоторые исследователи выделяют консервативную, ли­беральную и социалистическую идеологию, причем к по­с

Идеология белорусского государства
Идеология белорусского государства – это учение о нормах жизни, идеалах и ценностях белорусского народа, об идеологической политике государственных институтов, об идеологических процессах, характер

Понятие политического развития и политической модернизации
Политическое развитие – это возрастание способности политической системы постоянно и эффективно адаптироваться к новым образцам социальных целей и создавать новые институты, обеспечивающие к

Сущность политической модернизации
В отличие от привычного для нашего обществоведения формационного подхода, теория модернизации не оперирует понятиями «капитализм» и «социализм». Политическая система, согласно этой теории, зависит

Политическая модернизация в Республике Беларусь
Политическая модернизация – это процесс формирования, развития и распространения современных политических институтов, практик: используемый механизм - заимствование (копирование, имитация)

Государственная политика и управление как категории политической науки
Государственная политика и управление – одна из отраслей политической науки, которая, вместе с тем, имеет немало пересечений с иными общественно-научными дисциплинами. Предметом данной науки являет

Социальная политика: понятие, функции, правовые системы
Социальная политика - одно из важнейших направлений, составная часть внутренней политики государства. Она призвана обеспечить расширенное воспроизводство населения, гармонизацию общественных отноше


Самой распространенной религией в республике является христианство. Христиане Беларуси исповедуют:православие;католицизм;униатство;;протестантизм Среди других религий наиболее распростране

Геополитика: понятие и сущность
Геополитика (от греч. geo - земля, politicos - государственные или общественные дела) - это наука, изучающая в единстве географические, исторические, политические и другие взаимодействующие факторы

Этапы становления и развития геополитики
Период от появления первых идей и концепций, которые в той или иной степени можно отнести к разряду геополитических, до становления геополитики в качестве обособленной и достаточно самостоятельной

Геополитические факторы и реальности современного мира
В научном плане геополитику можно определить как междисциплинарную (комплексную) теорию, объясняющую зависимость государственных дейст­вий (политики) от таких факторов, как географическое положение

Основные признаки процесса глобализации
Неоднозначным остается и влияние на мировую политику процесса складывания глобального экономического пространства. Мировой рынок как целостная система сформировался уже в первой половине ХХ в. Стад

Сущность политической культуры. Уровни политической культуры
Политическая культура, как составная часть общей культуры человечества, относится к такому явлению духовной жизни народа, которое оказывает существенное влияние на самые разные стороны его политиче

Типы политических культур
Политологи выделяют несколько базовых моделей политической культуры. Различают фрагментарную и интегрированную политическую культуру. Для первой характерно наличие разнородных политических ориентац

Политическая социализация
Политическая социализация - это «процесс развития, в ходе которого дети и подростки воспринимают идеи, политическую позицию и поведение, типичное для данной общности». Другими словами, политическая

Политическое участие
Политическая культура индивида находит выражение в степени его вовлеченности в политическую жизнь. Политическая активность у разных людей варьируется. М. Вебер в своей лекции "Политика как при

Основные теоретические подходы к исследованию международных отношений
Основы реалистической концепции теории международных отношений. Реалистическая традиция как выражение наиболее характерных особенностей политического мышления Нового времени. Понятие «сила» (power)

Основные субъекты современных международных отношений
Международные отношения - это совокупность экономи¬ческих, политических, правовых, идеологических, дипломатических, военных, культурных и других связей и взаимоотношений между субъектами, действующ

Влияние процесса глобализации на международные отношения
Глобализация определяется несколькими факторами: 1)процессами интернационализации экономической жизни: свободным перемещением капиталов, товаров, взаимодействием национальных экономик в хо

Понятие «власть» относится к числу основополагающих категорий политологии. Оно дает ключ к пониманию политических институтов, самой политики и государства. Неразделимость власти и политики признается как само собой разумеющееся во всех политических теориях прошлого и настоящего. Политика как явление характеризуется прямой или косвенной связью с властью и деятельностью по осуществлению власти. Социальные общности и индивиды вступают в различные отношения: экономические, социальные, духовные, политические. Политика же представляет собой такую сферу взаимоотношений между социальными группами, слоями, личностями, которая касается главным образом проблем власти и управления.

Феномену власти уделяли пристальное внимание все выдающиеся представители политической науки. Каждый из них внес свой вклад в разработку теории власти.

Современные концепции власти очень многообразны. В рамках учебной лекции целесообразно сформулировать обобщающие положения.

В самом широком смысле слова власть – это способность и возможность осуществлять свою волю, оказывать определяющее воздействие на деятельность, поведение людей с помощью какого-либо средства – авторитета, права, насилия. В таком аспекте власть бывает экономическая, политическая, государственная, семейная и прочая. Такой подход также требует разграничения классовой, групповой и личной власти, которые переплетаются между собой, но не сводятся друг к другу.

Наиболее важным видом власти является политическая власть. Политическая власть – это реальная способность данного класса, группы, индивида проводить свою волю в политике и правовых нормах. Политическая власть характеризуется или социальным господством, или ведущей ролью, или руководством тех или иных групп, а чаще всего различными сочетаниями этих качеств.

Надо еще заметить, что понятие политическая власть шире понятия государственная власть. Политическая власть реализуется не только органами государства, но и через деятельность партий, общественных организаций различного типа. Государственная власть – своеобразное ядро политической власти. Она опирается на специальный аппарат принуждения и распространяется на все население той или иной страны. Государство располагает монопольным правом разрабатывать законы и другие распоряжения, обязательные для всех граждан. Государственная власть означает определенную организацию и деятельность в осуществлении целей и задач этой организации.

В политологии используется понятие источник власти . Источники, или основания, власти разнообразны, поскольку многообразна структура общественных отношений. Под основаниями (источниками) власти понимаются средства, которые используются для воздействия на объекты власти с целью достижения поставленных задач. Ресурсы власти – это потенциальные основания власти, то есть средства, которые могут быть использованы, но еще не используются или используются недостаточно. Вся совокупность используемых и возможных оснований власти составляет ее потенциал .

Общепризнанным источником власти является сила . Однако сама сила также имеет определенные источники. Источниками силы могут быть богатство, занимаемое положение, владение информацией, знания, опыт, особые навыки, организация. Поэтому обобщенно можно сказать, что источник власти – это совокупность социальных факторов, создающих преобладающую, доминирующую, господствующую волю. Иными словами, это экономические, социальные, психологические основы политической власти.

Государственная власть может добиваться своих целей различными средствами, в том числе идеологическим воздействием, убеждением, экономическим стимулированием и иными косвенными способами. Но только она обладает монополией на принуждение с помощью специального аппарата в отношении всех членов общества.

К основным формам проявления власти относятся господство, руководство, управление, организация, контроль.

Политическая власть тесно связана с политическим лидерством и авторитетом, которые в определенных значениях выступают как формы осуществления власти.

Возникновение и развитие политической власти обусловлено жизненными потребностями формирования и эволюции общества. Поэтому власть, естественно, выполняет исключительно важные специальные функции. Она является центральным, организационным и регулятивно контрольным началом политики. Власть присуща организации общества и необходима для поддержания его целостности и единства. Политическая власть направлена на регулирование общественных отношений. Она является инструментом, основным средством управления всеми сферами общественной жизни.

Субъекты политической власти - воплощают её активное, направляющее начало. К ним относят:

· государство и его учреждения;

· политические партии и движения;

· политические элиты;

· политических лидеров.

Для возникновения развитых политических властных отношений необходимо, чтобы субъекты власти обладали определёнными качествами. Прежде всего, это желание властвовать (воля к власти); затем, готовность брать на себя ответственность за принятые решения; далее, знание сути дела, настроения, состояния и проблем подвластных; наличие необходимых средств и ресурсов, умение их эффективно использовать; и, наконец, опора в своей деятельности на такие принципы, как легитимность, предусмотрительность, действенность, компетентность, твёрдость и т.п.

2. Объекты политической власти . Политическая власть никогда не является свойством или отношением лишь одного субъекта власти. Она всегда двустороннее, хотя и асимметричное (с доминированием воли властвующих) взаимодействие субъекта и объекта властных отношений. Политическая власть невозможна без объектов, в качестве которых обычно выделяют:

· само общество;

· классы, социальные слои и группы;

· отдельных граждан.

3. Ресурсы политической власти. Под ресурсами политической власти понимают - совокупность средств, использование которых обеспечивает властвующим влияние на объекты властных отношений в соответствии со своими целями и задачами. В качестве основных ресурсов можно выделить:

· материальные;

· социальные;

· духовные;

· силовые;

· нормативно-правовые;

· кадровые.

Материальные ресурсы - это определённые вещи и их системы, необходимые для общественного производства, обмена, распределения и потребления. Под социальными ресурсами понимается возможность и способность власти повышать (или понижать) в рамках социальной структуры общества статусы как отдельных граждан, так и целых социальных групп. Духовные ресурсы представляют собой разнообразную информацию, а также средства её получения, обмена и распределения. Силовые ресурсы - это оружие и аппараты физического принуждения подвластных. К нормативно-правовым ресурсам относят законы и другие правовые нормы общества, а также программные документы различных политических движений и партий. Кадровые ресурсы - это специально подготовленные люди, способные принимать и проводить в жизнь политические решения.

4. Процесс осуществления политической власти. Под ним имеют в виду - механизм, приводящий в движение все её компоненты; способ взаимодействия субъекта и объекта властных отношений. Как указывают исследователи, процесс осуществления политической власти упорядочивается с помощью специального механизма, который представляет собой в самом общем виде систему организаций власти, норм и принципов её устройства и функционирования. В современном обществе таким механизмом выступает политическая система общества. [ 4, с.113.]

Важнейшими принципами устройства и деятельности механизма политической власти являются - её централизованное построение; обдуманное распределение по вертикали и горизонтали; демократическая выборность носителей власти; подотчётность и подконтрольность властвующих; наличие противовесов и сдержек между ветвями власти, обеспечивающих обществу определённые гарантии от узурпации и беспредела властителей; легитимность власти.

Остановимся более подробно на рассмотрении вопроса о легитимности власти. В современном обществе легитимности политической власти придаётся очень большое значение. Под легитимностью в самом широком смысле понимается способность власти создавать и поддерживать у подвластных убеждение в том, что она наделена правом принимать общезначимые решения, которые все граждане обязательно должны реализовать. Известный немецкий социолог Макс Вебер в своё время выделил три типа легитимности:

· традиционную;

· харизматическую;

· рационально-легальную.

Традиционная легитимность базируется на обычаях, привычке повиноваться властвующим, вере в непоколебимость установленного политического порядка.

Харизматическая легитимность власти основывается на абсолютном доверии людей к своим правителям, на вере в исключительные качества и величие личности правящих.

Рационально-легальная легитимность опирается на подчинение граждан законам, в рамках которых избираются и действуют представители политической власти. Данный тип легитимности характерен для стран с демократическим устройством.

По способу взаимодействия между субъектами и объектами властных отношений можно выделить следующие три типа политической власти - тоталитарную, авторитарную и демократическую.

Тоталитарная власть основывается на всеобщем, не знающим границ контроле и постоянном насилии властвующих над подвластными. В этом случае гражданам разрешается только то, что приказано властью, а всё остальное категорически запрещается.

Авторитарная власть характеризуется наличием узкого круга властителей, действия которых фактически недоступны контролю со стороны общественности. В этом случае рядовые граждане отчуждены от власти и принятия общезначимых решений. Здесь разрешено лишь то, что не имеет отношения к реализации процесса политической власти.

Демократический тип политической власти осуществляется представителями общества, избранными в соответствии с законами и нормами, принятыми в данном сообществе. При таком устройстве власти разрешено всё то, что не запрещено законами и соответствует наиболее общим ценностям и интересам данного Социума.

Функции политической власти. Под функциями политической власти понимаются её основные обязанности, предназначение, круг деятельности и направления данной деятельности. Как правило, к ним относят:

· выработку стратегии управления обществом и основные направления реализации данной стратегии;

· разработку и принятие конкретных решений по основным направлениям данной стратегии;

· осуществление оперативного управления и регулирования общественными процессами;

· контроль за важнейшими параметрами стабильности и развития общества;

· принуждение различных социальных общностей и отдельных граждан к выполнению определённых норм во имя общественного порядка и стабильности;

· выявление, ограничение и разрешение разнообразных социальных конфликтов;

· достижение общественного согласия (консенсуса) по наиболее важным вопросам функционирования и развития общества;

· мобилизацию граждан на реализацию общезначимых целей и программ, выдвигаемых правящими кругами;

· формирование единого нормативного пространства, необходимого для согласования интересов и взаимодействий различных классов, социальных слоёв и групп общества;

· организацию производства, распределения, обмена и потребления важнейших ресурсов жизнедеятельности общества;

· обеспечение внутренней и внешней безопасности общества.

Тенденции в развитии политической власти.

Возникнув в обществе и постоянно обеспечивая его функционирование, политическая власть проходит вместе с последним сложный и противоречивый путь развития. Ряд авторов выделяет следующие основные тенденции, характерные для развития политической власти конца ХХ в. и начала нового столетия:

· к первой тенденции относят усиление интенсивности процессов демократизации властных отношений;

· вторая тенденция заключается в усилении фактора легитимности как обязательного признака цивилизованности и зрелости политической власти;

· сущностью третьей тенденции является процесс разукрупнения политической власти и усиления роли разделения властей;

· четвёртая тенденция отражает негативный процесс усиления конфликтности между различными ветвями и уровнями власти;

· пятая тенденция выражается в увеличении темпов бюрократизации властных структур. [ 5, с. 67-68.]

Резюмируем наиболее важные положения данной темы. Итак, политическая власть выступает особым видом власти и обеспечивает процесс управления социально-неоднородным обществом. В её основе лежит особый тип социального неравенства - политическое неравенство. Она обладает определёнными неотъемлемыми характеристиками. Её концентрированным выражением выступает государственная власть. Политическая власть имеет определённую структуру, к основным элементам которой относят - субъект, объект, ресурсы и процесс осуществления власти. Нормальная реализация этого процесса невозможна без соблюдения основных принципов властной деятельности, важнейшим из которых выступает легитимность власти. Выделяют три типа легитимности - традиционную, харизматическую и рационально-легальную.