Макияж. Уход за волосами. Уход за кожей

Макияж. Уход за волосами. Уход за кожей

» » Русская культура с 13 по 17 век. Культура Руси в XIII веке и ее развитие

Русская культура с 13 по 17 век. Культура Руси в XIII веке и ее развитие

Культура нашей страны, настолько интересна и многообразна, что хочется изучать ее все глубже и глубже. Окунемся в историю нашей страны XIII века.
Русский человек – это великий человек, он обязательно должен знать историю своей Родины.
Не зная историю своей страны, ни одно цивилизованное общество не будет развиваться, а наоборот начнет отставать в своем развитии, а возможно и вовсе остановится.
Период культуры XIII века принято называть домонгольским периодом, то есть до прихода монгол в наше государство. В этот период времени на развитие культуры большое влияние оказывала Византия. Благодаря Византии на Руси появилось православие.

Культура Древней Руси XIII века – великое творение прошлого времени. Каждый период времени в истории настолько не повторим, что каждый период по отдельности достоин глубочайшего изучения. Смотря на памятники истории можно говорить о том, что культура вошла в современную духовную жизнь. Несмотря на то, что многие произведения искусств не дошли до наших времен, красота того времени продолжает нас радовать и удивлять своим масштабом.

Особенности культуры XIII века:
- преобладало религиозное мировоззрение;
- в этот период придумали много примет, им не было объяснений наукой, и по сей день их не могут объяснить;
- большое внимание уделялось традициям, почитали дедов;
-медленные темпы развития;
Задачи, стоящие перед мастерами того времени:
- единство - сплочение всего русского народа, на тот момент времени в борьбе с недругами;
- прославление великих князей и бояр;
- оценивали все предыдущие исторические события. Культура XIII века тесно связана с прошлым.

В это время продолжала развиваться литература. Было написано произведение «Моление» Даниилом Заточником. Книга была посвящена князю Ярославу Всеволодовичу, сыну Всеволода Большое гнездо. В книге использовалась разговорная речь, совмещенная с сатирой. В ней автор осуждает засилье бояр, тот произвол, который они чинили. Он создал князя, защищающего сирот и вдов, тем самым пытаясь показать, что хорошие и добродушные люди не перевелись на Руси.
Центрами хранения книжности все еще оставались монастыри и церкви. На их территории переписывались книги, велись летописи.
Большое распространение получил жанр – Житие, основной мысль. Данных произведений было описание жизни святых. Особое внимание уделялось жизни монахов и простых людей.

Стали писать притчи.

Большое место в развитии литературы занимали летописи, где писалось все, что происходит в жизни людей, описывалось все по годам.
Былины прославляли подвиги воинов защищавших свою Родину. В основе былин, были события, происходящие на самом деле.

Архитектура.

В этот период получило свое развитие строительство. Как уже говорилось, вся культура этого периода прониклась веяниями Византии, что не могла положительно сказаться на культуре Руси. Начинается переход от деревянного строительства к каменному.
Кроме того, Византийская культура на первое место всегда ставила церковь, иконопись, отсекая все, что противоречило христианским принципам.
Пришедшие принципы искусства столкнулись с тем, что восточные славяне поклоняются солнцу, ветру. Но сила культурного наследия Византии оставила отпечаток на культуре Древней Руси.
Главным символом строительства этого периода времени стал Софийский собор. Стены собора, впервые на Руси, были сложены из красного кирпича. Церковь была с пятью куполами, за ними стояли еще восемь маленьких. Потолок и стены были украшены фресками и мозаикой. Многие фрески были не на религиозную тему, было много бытовых рисунков, посвященных семье великого князя.
Большое развитие получила резьба по дереву. Резками украшались дома бояр.
Помимо церквей в это время, зажиточные слои населения, начинают строить каменные дома из розового кирпича.

Живопись.

На живопись 13 века наложили свой отпечаток города, где творили мастера. Так новгородские живописцы стремились упростить стиль своего мастерства. Наибольшего своего выражения он достиг в росписи церкви Георгия в Старой Ладоге.
При этом стали рисовать мозаики прямо на стенах храмов. Большое распространение получили фрески. Фреска – живопись написанная водяными красками, прямо на стенах покрытых штукатуркой.

Фольклор.

История Руси настолько велика, что нельзя не сказать о фольклоре. Фольклор занимает огромное место в жизни русского народа. Читая былины можно узнать про все жизнь русского народа. В них воспевались подвиги богатырей, их сила и мужество. Богатыри всегда воспевались как защитники русского населения.

Быт и нравы народа.

Культура нашей страны неразрывно связана с его народом, бытом, нравами. Люди жили в городах, селах. Основной тип жилья была усадьба, дома строили их бревенчатого сруба. Киев в XIII веке был очень богатым городом. В нем были дворцы, усадьбы, терема бояр и богатых купцов. Любимой забавой богатого населения была охота на ястреба, сокола. Простое население устраивало кулачные бои, скачки.
Одежда была сшита из сукна. Основным костюмом была длинная рубаха и штаны у мужчин.
Женщины носили длинные юбки, сшитые из сукна. Замужние женщины носили платок. У незамужних девушек были длинные красивые косы, отрезать их можно было лишь, когда выйдет замуж.
С большим размахом играли в деревнях свадьбы, на них собиралось все село. Прямо во дворе дома накрывались огромные, длинные столы.
Так как в жизни населения в XIII веке большую роль играла церковь, церковные посты, праздники свято соблюдались жителями.

Во второй пол. XVII в. было создано несколько государственных школ.

1649г. – школа Ф.Ртищева (школа в Андреевском монастыре).

1640 – х – школа Епифания Славинецкого в Чудовом монастыре,

1665г. – школа Симеона Полоцкого в Заиконоспасском монастыре работала школа по подготовке служащих для центральных учреждений, для Печатного двора (Типографическая школа 1681г во главе с русским монахом Тимофеем и греком Мануилом), Аптекарского приказа и др. В 1687 г. в Москве было основано первое высшее учебное заведение - Славяно-греко-латинская академия, где учили «от грамматики, риторики, пиитики, диалектики, философии... до богословия». Возглавили Академию братья Софроний и Иоанникий Лихуды (после ссылки Лихудов 1701г. Академия пришла в упадок), ученые-греки, окончившие университет в Падуе (Италия). Здесь готовили священников и чиновников. В этой академии учился и М. В. Ломоносов.

Об интересе русских людей к грамоте свидетельствует распродажа в Москве (1651) в течение одного дня «Букваря» В. Ф. Бурцева , изданного тиражом 2400 экземпляров. Были опубликованы «Грамматика» Мелетия Смотрицкого (1648) и таблица умножения «Считание удобное» (1682). Но: Псалтырь.

В XVII в., как и раньше, шел процесс накопления знаний. Большие успехи были достигнуты в области медицины («Травники», «Лечебники», «Фармакопея» Ивана Венедиктова, «О строении тела человеческого» - перевод Епифания Славинецкого) в решении практических задач по математике (многие умели с большой точностью измерять площади, расстояния, сыпучие тела и т. п.), в наблюдении за природой.

Век великих географических открытий . 1632г. – казаки добрались до Лены, основали якутск; Елисей Буза открыл Яну, Индигирку, а Копылов добрался до Охотского моря (1639г. ). В 1643г. Колесников дошёл до Байкала, а Поярков открыл Амур, который был исследован в 1650-1651гг . Хабаровым. 1654г. были открыты реки Аргун, Селенга и Ингода. 1675-1678гг . – экспедиция в Китай О.Н. Спафарий, составлено «Описание первыя части Вселенныя, именуемой Азии», «Сказание о великой реке Амуре».

1692-1695гг . – голландец Исбрант Идес составил описание части России в районе границы с Китаем. В 1648 г. экспедиция Семена Дежнева (за 80 лет до Витуса Беринга) вышла к проливу между Азией и Северной Америкой, открыл р. Анадырь. Самая восточная точка нашей страны носит сейчас имя Дежнева. Е. П. Хабаров в 1649 г . составил карту и изучил земли по Амуру, где были основаны русские поселения. Его имя носят город Хабаровск и поселок Ерофей Павлович. В самом конце XVII в . сибирский казак В. В. Атласов обследовал Камчатку и Курильские острова. 1690г. морской офицер Дубровин составил карту Туркестана. Первая карта Московского государства была составлена на рубеже 16 – 17 веков, 1640г. - «Роспись сибирским городам и острогам», а в 1672г. - «Чертёж Сибирской земли».

Литература. В XVII в. созданы последние официальные летописные сочинения. «Новый летописец» (30-е годы) излагал события от смерти Ивана Грозного до окончания Смутного времени. В нем доказывались права новой династии Романовых на царский престол.

Центральное место в исторической литературе заняли исторические повести, имевшие публицистический характер. Например, группа таких повестей («Временник дьяка Ивана Тимофеева», «Сказание Авраамия Палицына», «Иное сказание» и др.) была откликом на события Смутного времени начала XVII в.

Проникновение светских начал в литературу связано с появлением в XVII в. жанра сатирической повести , где действуют уже вымышленные герои. В «Службе кабаку», «Повести о куре и лисе», «Калязинской челобитной» содержалась пародия на церковную службу, высмеивались обжорство и пьянство монахов, в «Повести о Ерше Ершовиче» - судебная волокита и взяточничество. Новыми жанрами были мемуары («Житие протопопа Аввакума») и любовная лирика (Симеон Полоцкий).

Воссоединение Украины с Россией дало толчок созданию первго русского печатного сочинения по истории. Киевский монах Иннокентий Гизель составил «Синопсис» (обозрение), где в популярной форме содержался рассказ о совместной истории Украины и России, которая начиналась с момента образования Киевской Руси. В XVII - первой половине XVIII в. «Синопсис» использовался как учебник русской истории.

Монголо-татарское нашествие и золотоордынское иго затормозили темпы и ход развития древнерусской народности. В огне нашествия погибли многие тысячи людей. Оставшиеся в живых ремесленники были уведены в рабство. Наблюдалось падение ремесла: исчезли навыки изготовления шиферных пряслиц, сердоликовых бус, стеклянных браслетов, амфор-корчаг, полихромной (многоцветной) керамики. На полвека прекратилось каменное строительство. Захватчики разрушили множество архитектурных сооружений, и прежде всего городские соборы, бывшие, как правило, последними укреплениями, где защитники русских городов отражали натиск вражеских войск. Сгорели многие литературные памятники. Летописание стало немногословным и практически во всех русских землях (кроме Новгорода) прервалось.

Высокий уровень русской культуры дал ей возможность выстоять в труднейший период ее истории. Несмотря на ужасы монгольского завоевания, русская культура сохранила традиционный характер. Большую роль в передаче традиций и культурно-исторического опыта сыграли территории, не подвергшиеся военному разгрому, хотя и подчиненные Орде (Псков, Новгород).

Монгольское нашествие нарушило связи между отдельными частями страны. Единая древнерусская народность стала основой, на которой складывались великорусская (русская), белорусская и украинская народности и их культуры.

Период начала феодальной раздробленности.
В литературных текстах проявляются местные
черты и темы.
Усиливается злободневность и публицистичность
литературы.
Основная тема литературы – призыв князей к
объединению и тоска по утраченному единству.

Произведения:
«Поучение Владимира Мономаха
своим детям»
ПОУЧЕНИЕ - дидактическое высказывание, обращенное к
слушателям или читателям.
«Моление Даниила Заточника»
МОЛЕНИЕ – просительное обращение.
«Слово о полку Игореве»

Период татаро-монгольского нашествия.
Развивается жанр воинской повести. ВОИНСКАЯ
ПОВЕСТЬ – жанр, в основу которого положено
изображение исторического события, связанного с
героической борьбой народа против внешних
врагов.
Усиливается религиозное начало в объяснении
исторических событий. Нашествие воспринимается
как угроза вере => как угроза культуре и
государству.

Произведения:
«Повесть о разорении Батыем
Рязани»
«Повесть о битве на реке Калке»

Эпоха, совпадающая с экономическим и культурным
возрождением русской земли в период до и после Куликовской
битвы.
Возрождается искусство, культура, интерес к человеку
(летописание, архитектура, историческое повествование,
создание икон).
Новое течение – исихазм. ИСИХАЗМ - христианское мистическое
мировоззрение, древняя традиция духовной практики,
составляющая основу православного аскетизма (С. Радонежский,
А. Рублев).
Появление нового стиля – «плетение словес». Стиль витиеватый,
тяжеловесный, сложные синтаксические конструкции.

Произведения:
Цикл повестей о Куликовской битве
«Сказание о Мамаевом побоище»
«Задонщина»
(Рассказывает о победе русских войск, возглавляемых великим
князем Московским Дмитрием Ивановичем (Донским) и его
двоюродным братом Владимиром Андреевичем, над монголотатарскими войсками правителя Золотой Орды Мамая)

Строительство, формирование
централизованного Московского государства.
Бурное развитие общественной мысли и
публицистики. Литературе и публицистике
свойственны вера в силу слова и убеждений, в
силу разума.
Создаются произведения, которые можно
отнести к беллетристике (в основе произведений
повести исторического и бытового характера).

Произведения:
«Повесть о Дракуле»
«Повесть о Петре и Февронии»
(соединение жития, исторической повести и
волшебной сказки)
«Хождение тверского купца Афанасия
Никитина за три моря» (первый светский
текст в жанре хождения, этот текст дает
начало литературе путешествий)

10.

Утверждение (организация) Русского централизованного
государства.
В литературе развивается публицистика (в жанре писем),
например, «Переписка А. Курбского и Ивана IV». В XV веке
переписка не носила личный характер.
В этот период сильно сказывается влияние официальной
власти и политики. От митрополита, царя или бояр
проводятся литературные предприятия, которые носят
характер предписания.

11.

Литературные предприятия:
«Стоглав» (документ, регламентирующий
церковную жизнь русского государства)
«Домострой» (сборник правил, советов и
наставлений по всем направлениям жизни
человека и семьи, включая общественные,
семейные, хозяйственные и религиозные
вопросы)

12.

Век перехода к литературе Нового времени.
Век развития индивидуального начала во всем: появляются
первые профессиональные писатели, развиваются
индивидуальные стили, появляется чувство авторской
собственности, появляются личностные черты в героях
литературных произведений.
Разрушаются старые литературные жанры (воинская
повесть => «Повесть об Азовском осадном сидении донских
казаков; житие => «Житие протопопа Аввакума»,
написанное им самим).
Появляется жанр повести (написаны для чтения, не имеют
никакой функции кроме литературной).

13.

Произведения:
«Повесть о Шемякином суде»
«Повесть о Савве Грудцыне»
«Повесть о Фроле Скобеееве»
«Повесть о Ерше Ершовиче»
«Повесть о голом и небогатом человеке»
«Повесть о куре и лисице»

Монголо-татарское нашествие и золотоордынское иго затормозили темпы и ход развития древнерусской народности. В огне нашествия погибли многие тысячи людей. Оставшиеся в живых ремесленники были уведены в рабство. Наблюдалось падение ремесла: исчезли навыки изготовления шиферных пряслиц, сердоликовых бус, стеклянных браслетов, амфор-корчаг, полихромной (многоцветной) керамики. На полвека прекратилось каменное строительство. Захватчики разрушили множество архитектурных сооружений, и прежде всего городские соборы, бывшие, как правило, последними укреплениями, где защитники русских городов отражали натиск вражеских войск. Сгорели многие литературные памятники. Летописание стало немногословным и практически во всех русских землях (кроме Новгорода) прервалось.

Высокий уровень русской культуры дал ей возможность выстоять в труднейший период ее истории. Несмотря на ужасы монгольского завоевания, русская культура сохранила традиционный характер. Большую роль в передаче традиций и культурно-исторического опыта сыграли территории, не подвергшиеся военному разгрому, хотя и подчиненные Орде (Псков, Новгород).

Монгольское нашествие нарушило связи между отдельными частями страны. Единая древнерусская народность стала основой, на которой складывались великорусская (русская), белорусская и украинская народности и их культуры.

Русская культура ХIII-XV вв.

В русской культуре XIII-XV вв. отчетливо прослеживаются два этапа. Внутренним рубежом в развитии культуры XIII-XV вв. явилась Куликовская битва (1380). Если для первого этапа характерны стагнация и падение после страшного удара монгольских полчищ, то после 1380 г. начинается ее динамичный подъем, в котором прослеживается начало слияния местных художественных школ в общемосковскую, общерусскую культуру.

Устное народное творчество . В период борьбы с монгольскими завоевателями и золотоордынским игом обращение к былинам и сказаниям киевского цикла, в которых яркими красками описывались битвы с врагами Древней Руси и славился ратный подвиг народа, придавало русским людям новые силы. Древние былины обрели глубокий смысл, зажили второй жизнью. Новые легенды (такие, как, например, «Сказание о невидимом граде Китеже» - городе, ушедшем на дно озера вместе со своими храбрыми защитниками, не сдавшимися врагам, и ставшем для них невидимым), звали русских людей на борьбу за свержение ненавистного золотоордынского ига. Складывается жанр поэтических исторических песен. К их числу относится «Песня о Щелкане Дудентьевиче», которая рассказывает о восстании в Твери в 1327 г.

Летописание. В условиях, когда шло восстановление хозяйства и наметился его подъем, все более необходимыми становятся деловые записи. С XIV в. начинается использование бумаги вместо дорогого пергамента. Рост потребностей в записях, появление бумаги повлекли за собой ускорение письма. На смену «уставу», когда буквы квадратной формы выписывались с геометрической точностью и торжественностью, приходит полуустав - более свободное и беглое письмо, а с XV в. появляется скоропись, близкая к современному письму. Наряду с бумагой в особо важных случаях продолжали использовать пергамент, различные виды черновых и бытовых записей делались, как и раньше, на бересте.

Как уже отмечалось, в Новгороде летописание не прерывалось даже в период монголо-татарского нашествия и ига. В конце XIII - начале XIV в. возникли новые центры летописания. С 1325 г. летописные записи стали вестись и в Москве. В период складывания единого государства с центром в Москве возросла роль летописания. Когда Иван III шел походом на Новгород, он не случайно взял с собой дьяка Степана Бородатого: тот мог хорошо «говорить по летописцам вины новгородские», т. е. доказать на основе летописи необходимость присоединения Новгорода к Москве.

В 1408 г. был составлен общерусский летописный свод, так называемая Троицкая летопись, погибшая в московском пожаре 1812 г., а к 1479 г. относят создание Московского летописного свода. В основе их - идея общерусского единства, исторической роли Москвы в государственном объединении всех русских земель, преемственность традиций Киева и Владимира.

Интерес к всемирной истории, стремление определить свое место среди народов мира вызвали появление хронографов - сочинений по всемирной истории. Первый русский хронограф был составлен в 1442 г. Пахомием Логофетом.

Исторические повести. Распространенным литературным жанром того времени были исторические повести. В них рассказывалось о деятельности реальных исторических лиц, конкретных исторических фактах и событиях. Повесть нередко являлась как бы частью летописного текста. Широкую известность до Куликовской победы получили повесть «О битве на Калке», «Повесть о разорении Рязани Батыем» (в ней рассказывалось о подвиге рязанского богатыря Евпатия Коловрата), повести об Александре Невском и др.

Блистательной победе Дмитрия Донского в 1380 г. посвящен цикл исторических повестей (например, «Сказание о Мамаевом побоище»). Софоний Рязанец создал знаменитую патетическую поэму «Задонщина», построенную по образцу «Слова о полку Игореве». Но если в «Слове» описывалось поражение русских, то в «Задонщине» - их победа.

В период объединения русских земель вокруг Москвы расцвел жанр житийной литературы. Талантливые писатели Пахомий Логофет и Епифаний Премудрый составили жизнеописания крупнейших церковных деятелей Руси: митрополита Петра, перенесшего центр митрополии в Москву, Сергия Радонежского - основателя Троице-Сергиева монастыря, поддержавшего великого Московского князя в борьбе с ордынцами, с чьим именем связано формирование русского национального самосознания.

«Хождение за три моря» (1466-1472) тверского купца Афанасия Никитина - первое в европейской литературе описание Индии. Свое путешествие Афанасий Никитин совершил за 30 лет до открытия пути в Индию португальцем Васко да Гамой.

Архитектура. Раньше, чем в других землях, возобновилось каменное строительство в Новгороде и Пскове. Используя предшествующие традиции, новгородцы и псковичи возводили десятки небольших по размеру храмов. Среди них такие значительные памятники архитектуры и живописи того времени, как церкви Федора Стратилата на Ручье (1361) и Спаса на Ильине улице (1374) в Новгороде, церковь Василия на Горке (1410) в Пскове. Обилие декоративных украшений на стенах, общая нарядность, праздничность характерны для этих построек. Яркая и самобытная архитектура Новгорода и Пскова практически не изменялась в течение столетий. Эту устойчивость архитектурно-художественных вкусов специалисты объясняют консерватизмом новгородского боярства, стремившегося сохранить независимость от Москвы. Отсюда ориентация главным образом на местные традиции.

Первые каменные постройки в Московском княжестве относятся к XIV-XV столетиям. Дошедшие до нас храмы: Успенский собор (1400) и собор Саввино-Сторожевского монастыря (1405) в Звенигороде, Троицкий собор Троице-Сергиева монастыря (1422), собор Андроникова монастыря в Москве (1427) - продолжали традиции владимиро-суздальского белокаменного зодчества. Накопленный опыт позволил успешно выполнить важнейший заказ великого московского князя - создать могучий, полный величия, достоинства и силы Московский Кремль.

Первые белокаменные стены Московского Кремля были возведены еще при Дмитрии Донском, в 1367 г. Однако после нашествия Тохтамыша в 1382 г. кремлевские укрепления сильно пострадали. Столетие спустя грандиозное строительство в Москве с участием итальянских мастеров, занимавших тогда ведущее место в Европе, завершилось созданием в конце XV - начале XVI в. ансамбля Московского Кремля, сохранившегося до наших дней.

Территория Кремля в 27,5 га была защищена стеной из красною кирпича, длина которой достигала 2,25 км, толщина стен - 3,5-6,5 м, а их высота - 5-19 м. Тогда же, в XV в., были возведены 18 башен из ныне существующих 20. Башни имели четырехскатные крыши. Кремль занимал место на мысу при впадении реки Неглинной (заключенной сейчас в коллектор) в Москва-реку. Со стороны Красной площади был сооружен ров, соединивший обе реки. Таким образом, Кремль оказался как бы на острове. Это была одна из крупнейших в мире крепостей, построенная по всем правилам тогдашней фортификационной науки. Под укрытием мощных стен были возведены дворцы великого князя и митрополита, здания государственных учреждений, монастыри.

Сердце Кремля - Соборная площадь, на которую выходят главные соборы; его центральным сооружением является колокольня Ивана Великого (окончательно достроена при Борисе Годунове, достигает в высоту 81 м).

В 1475-1479 гг. был сооружен главный собор Московского Кремля - Успенский. Храм начали строить еще псковские мастера (1471). Небольшой «трус» (землетрясение) в Москве разрушил стены здания. Возведение Успенского собора поручили талантливому зодчему итальянского Возрождения Аристотелю Фиораванти. Образцом ему послужил Успенский собор во Владимире. В Успенском соборе Московского Кремля Фиорованти сумел органично соединить традиции и принципы русского (прежде всего владимиро-суздальского) зодчества и передовые технические достижения европейской архитектуры. Величественный пятиглавый Успенский собор являлся крупнейшим общественным зданием того времени. Здесь цари венчались на царство, собирались Земские соборы, объявлялись важнейшие государственные решения.

В 1481-1489 гг. псковские мастера возвели Благовещенский собор - домовую церковь московских государей. Неподалеку от него, также на Соборной площади, под руководством итальянца Алевиза Нового была сооружена усыпальница Московских великих князей - Архангельский собор (1505-1509). Если план здания и его конструкции выполнены в традициях древнерусской архитектуры, то внешнее убранство собора напоминает настенные украшения венецианских дворцов. Тогда же была построена Грановитая палата (1487-1491). Она получила свое название от граней, украсивших наружные стены. Грановитая палата являлась частью царского дворца, его тронным залом. Почти квадратный зал, стены которого опираются на возведенный в центре массивный четырехгранный столб, занимает площадь около 500 кв. м и имеет высоту 9 м. Здесь представляли царю иностранных послов, проводили приемы, принимались важные решения.

Живопись. Слияние местных художественных школ в общерусскую наблюдалось и в живописи. Это был длительный процесс, его следы отмечены и в XVI, и в XVII вв.

В XIV в. в Новгороде и Москве работал замечательный художник Феофан Грек, приехавший из Византии. Дошедшие до нас фресковые росписи Феофана Грека в новгородской церкви Спаса на Ильине улице отличаются необычайной выразительной силой, экспрессией, аскетизмом, возвышенностью человеческого духа. Феофан Грек умел сильными длинными мазками своей кисти, резкими «пробелами» создать эмоциональное напряжение, достигающее трагизма. Русские люди приходили специально наблюдать за работой Феофана Грека. Зрителей поражало, что великий мастер писал свои произведения, не используя иконописные образцы.

Высший подъем русского иконописного искусства связан с творчеством современника Феофана Грека - гениального русского художника Андрея Рублева. К сожалению, почти не сохранилось сведений о жизни выдающегося мастера.

Андрей Рублев жил на рубеже XIV-XV вв. Его творчество было вдохновлено замечательной победой на Куликовом поле, экономическим подъемом Московской Руси, ростом самосознания русского народа. Философская глубина, внутреннее достоинство и сила, идеи единства и мира между людьми, человечность отразились в произведениях художника. Гармоничное, мягкое сочетание нежных, чистых красок создает впечатление цельности и законченности его образов. Знаменитая «Троица» (хранится в Третьяковской галерее), ставшая одной из вершин мирового искусства, воплощает основные черты и принципы живописной манеры Андрея Рублева. Совершенные образы «Троицы» символизируют мысль о единстве мира и человечества.

Кисти Андрея Рублева принадлежат также дошедшие до нас фресковая роспись Успенского собора во Владимире, иконы Звенигородского чина (хранятся в Третьяковской галерее), Троицкого собора в Сергиевом Посаде.