Макияж. Уход за волосами. Уход за кожей

Макияж. Уход за волосами. Уход за кожей

» » Рисование натуры. Организации уроков по рисованию с натуры

Рисование натуры. Организации уроков по рисованию с натуры

В качестве натуры здесь могут быть использованы более сложные и разнообразные предметы, чем в средней группе. Вначале натура проста - фрукты, овощи, но если в средней группе при рисовании яблока обращалось внимание на его основные признаки - круглую форму и цвет, то в старшей группе детей учат видеть и передавать характерные особенности именно того яблока, которое лежит перед ними,- форма круглая, удлиненная или сплющенная и т.

Д. Для того чтобы оттенить эти особенности, в качестве натуры можно предложить два яблока разной формы.

Кроме предметов простой формы, в старшей группе надо использовать и более сложную натуру - комнатные растения с крупными листьями и несложным строением. Подобранный экземпляр должен иметь немного листьев (5-6, у амариллиса 1-2 цветка). Можно рисовать с натуры ветки деревьев и кустарников с листьями или цветами (вербы, мимозы, ели, тополя), некоторые полевые и садовые цветы с простой формой листьев и цветов (ромашку, одуванчик, космею, нарцисс, тюльпан, лилию).

Рисовать такие предметы труднее, чем предметы, имеющие правильные геометрические формы с симметричным построением, как, например, неваляшка и др. Сложное построение растения, у которого листья прикреплены пучками, ветки имеют много ответвлений, дети старшей группы передать не смогут, но увидеть и нарисовать одни листочки поднятыми вверх, а другие опущенными им доступно.

Еще сложнее натура - игрушки, изображающие разные предметы. Если рисуется какое-либо животное, следует брать плюшевые игрушки с простыми формами - удлиненные лапы, овальное туловище, круглая голова, например мишку, зайца.

Расположение натуры перед детьми зависит от задания. Если нужно передать правильные пропорции, натура должна быть в статичном положении, повернута к детям так, чтобы ясно были видны все части. Иногда следует изменить положение частей, если детям дается задание передать движение.

В старшей группе дети могут научиться изображать лишь несложные движения живых объектов.

Основная структура предмета при этом движении не должна сильно изменяться, так же как и форма частей.

Руки в виде простой, продолговатой формы, но только подняты вверх, ноги повернуты носками в одну сторону и т. д.

Необходимость изменить форму при рисовании заставляет детей более внимательно всматриваться в натуру, сравнивать с ней рисунок.

Для еще большего уточнения понятия о характере движения и связанном с ним положении частей тела воспитатель может предложить тому, кто затрудняется нарисовать согнутую руку или ногу, самому принять эту позу и объяснять словами движение, например: «Взял в руку флажок, согнул ее в локте и поднял, другая рука опущена вниз, она осталась прямой».

Натура способствует усвоению правильного расположения рисунка на листе. С этой целью натура помещается перед цветным листом бумаги или картона такой же формы и оттенка, как и у детей, только соответственно большего размера. При рассматривании натуры педагог обращает внимание детей на то, что она находится в центре листа, по бокам ее видны края бумаги. Это облегчает ребятам задачу найти место рисунка у себя на листе.

Рассматривание и анализ формы и положения натуры сопровождается обрисовывающими жестами, вопросами воспитателя к детям. Рисование с натуры в старшей группе не требует обычно дополнительного показа приемов рисования, за исключением освоения новых технических приемов, например неотрывной штриховки хвои при рисовании ветки ели, или показа рисования сангиной, когда она внесена впервые.

После рассматривания натуры воспитатель объясняет детям последовательность изображения частей. Чтобы выяснить, поняли ли ребята объяснение, воспитатель спрашивает кого-нибудь из них, с чего они начнут рисовать, и в начале занятия прежде всего подходит к тем, кто начал работать неправильно.

Натура используется и в конце занятия для сравнения результатов работы с предметом. Для воспитателя критерием оценки будут служить поставленные программные задачи, а для детей - конкретное сходство с натурой.

Вы также можете найти интересующую информацию в научном поисковике Otvety.Online. Воспользуйтесь формой поиска:

Еще по теме Методика рисования с натуры в старшем дошкольном возрасте.:

  1. Усложнение содержания и методики проведения занятия по лепке в старшем дошкольном возрасте.
  2. Психическое развитие глухого ребенка в старшем дошкольном возрасте
  3. б) ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ НОД. ЗАНЯТИЯ КАК ФОРМА ОБУЧЕНИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА. ТИПЫ И ВИДЫ ЗАНЯТИЙ, ТРЕБОВАНИЯ К ОРГАНИЗАЦИИ, СТРУКТУРА. МЕТОДИКА ПРОВЕДЕНИЯ. ТРЕБОВАНИЯ К РАЗВИВАЮЩИМ ЗАНЯТИЯМ. САНПИН 2.4.1. 2660 - 10.
  4. Методика формирования графических навыков в дошкольном возрасте.
  5. 10.Теория и методика умственного воспитания детей дошкольного возраста
  6. Организация и методика проведения занятий по лепке в младшем дошкольном возрасте.
  7. Г) ОСОБЕННОСТИ ВОСПИТАТЕЛЬНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ В СТАРШЕМ ДОШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ. ПОДГОТОВКА ДЕТЕЙ К ШКОЛЕ. ПОНЯТИЕ ГОТОВНОСТЬ ДЕТЕЙ К ШКОЛЕ. «ОБЩАЯ И СПЕЦИАЛЬНАЯ ГОТОВНОСТЬ».

Вам понадобится

  • - бумага;
  • - простые карандаши:
  • - ластик;
  • - открытки;
  • - посуда и другие предметы простой формы;
  • - гипсовые модели.

Инструкция

Осваивать навыки рисования с натуры начните с рассматривания чужих рисунков. Это могут быть поздравительные открытки с персонажами из мультфильмов, иллюстрации к детским книжкам, репродукции рисунков известных художников и т.д. Попробуйте несложную картинку. Проанализируйте, из каких частей состоит изображение, какую геометрическую фигуру напоминает тот или иной элемент, под каким углом друг к другу располагаются фрагменты, установите соотношение размеров. На первых порах рисуйте твердым карандашом, а ошибочные линии убирайте ластиком.

После того, как научитесь срисовывать изображения с картинок, перейдите к рисованию объемных предметов простой формы. Например, это может быть непрозрачная чашка. Поставьте ее на некотором расстоянии от себя и внимательно рассмотрите. Установите соотношение высоты и ширины, посмотрите, на каком расстоянии от донышка находится ручка и какой она формы. Лучше всего поставить чашку так, чтобы одна сторона ее была очень хорошо освещена, а другая находилась в тени. Внимательно посмотрите, где проходит граница света и тени. Обратите внимание на то, что сторона, находящаяся в тени, выглядит более темной. Присмотритесь, есть ли на передней стенке световой блик. Как правило, он находится на самой выпуклой части. Обратите внимание также на то, что сверху немного видна противоположная стенка, а круг под углом кажется овалом.

Нарисуйте чашку. Начните ее изображать с вертикальной линии. Отложите высоту, проведите горизонтальные линии через отметки. Отложите на них ширину Прорисуйте прямоугольник. Сверху и снизу на осях нарисуйте овалы. Нижний будет виден не весь, а только та его часть, что расположена ближе к зрителю. Прорисуйте толщину стенок. Наметьте место для ручки и нарисуйте ее контуры. Штриховкой передайте форму чашки. Штрихи могут быть как вертикальными, так и дугообразными. В первом случае в затемненных местах штриховка будет гуще. Попробуйте изобразить еще несколько непрозрачных предметов простой формы, затем переходите к рисованию стеклянных вазочек, рюмок и т.д.

Освоив рисование посуды, возьмите гипсовую модель. Для начала больше всего подойдет маска. Прежде, чем браться за работу, очень полезно хотя бы бегло ознакомиться с анатомией для художников. В частности, вам нужен раздел, посвященный строению лица. Там вы найдете основные пропорции и элементарные сведения о том, как строится основа лица. Рисованию гипсовых моделей в художественных вузах отводится большое количество учебных часов. Самодеятельному художнику важно освоить общие принципы, чтобы в дальнейшем научиться рисовать фигуры живых людей.

Попробуйте нарисовать с натуры пейзаж. Сначала нужно выбрать то, что вы хотели бы изобразить. На начальном этапе больше всего подходит несложное архитектурное сооружение. Например, это может быть деревенский дом. Перед тем, как его рисовать, узнайте, перспектива и как она передается в рисунке. На листе наметьте места для всех объектов – дома, забора, дерева, грядки с цветами. Постарайтесь представить на плоскости то, что вы видите. Высота дерева по отношению к высоте дома зависит от расстояния того и другого объекта от зрителя. Предметы, расположенные дальше, кажутся более мелкими. Обратите внимание на то, что стена дома, который стоит к вам углом, кажется короче, чем она есть, а если представить ее на плоскости, она будет располагаться под некоторым углом вверх. Наметьте контуры всех объектов, а потом прорисуйте их, учитывая форму каждого, соотношение частей и т.п. Последовательность работы над пейзажем мало чем отличается от той, что вы применяли, рисуя элементы натюрморта, просто предметов на рисунке больше и соотношения между ними будут более сложными.

Рисование с натуры для учащихся школы восьмого вида представляет определенную сложность, так как они не могут самостоятельно, целенаправленно наблюдать и анализировать объект изображений (его форму, строение, величину отдельных частей, их взаимное расположение и цвет). Глядя на Икой-нибудь предмет, ученики не стремятся рассмотреть его во всех деталях, быстро переходят от одних признаков к другим, огра­ничиваются только Иамым общим узнаванием предмета. В свя­зи с этим рисование с натуры нередко заменяется рисованием по памяти, по представлению (знанию, припоминанию) пред­мета. Фактически процесс обучения приобретает некоторую двойственность: с одной стороны, учитель стремится научить ребенка «видеть» натуру, сформировать у него умение наблю­дать и изучать предмет, с другой стороны, в силу своих воз­растных и психофизических особенностей умственно отсталые дети рисуют по представлению, с воспроизведением лишь об­щих, наиболее характерных и существенных признаков объекта.

Таким образом, первоначальная задача заключается в том, чтобы постепенно научить школьников последовательно и целе­направленно ИДыиюдать натуру, а затем на последующих этапах выработать у них умения правильно воспринимать и гра­фически воспроизводить изображаемый предмет.

Недостаточная активность и слабая целенаправленность процесса восприятия умственно отсталых детей требует от учителя особой организации их деятельности на занятиях по рисованию с натуры. К этому необходимо приступать задолго до проведения урока. В первую очередь учителю следует под­готовить соответствующее оборудование.

Большое значение имеет правильный отбор моделей. При этом необходимо руководствоваться учебно-воспитательными задачами каждого урока рисования и учитывать возрастные и изобразительные особенности учащихся. Отбирая модели для рисования, важно предусмотреть, чтобы они имели четкое строение и не требовали слишком сложного анализа и синтеза. Важно также и то, чтобы предмет изображения был интерес­ным для учащихся. Существенную роль играет цвет предмета. Цветные предметы способствуют лучшему восприятию формы, так как привлекают учащихся в большей степени, чем бес­цветные.

Все объекты изображения располагаются, как правило, несколько ниже уровня зрения учащихся. Во время работы должны быть две-три однотипные постановки. Это обеспечит хорошую видимость предмета для всех учащихся. Модели не­больших размеров (например, листья деревьев, бабочки из коллекции, бумажные стаканчики, спичечные коробки и т. П.) раздаются Иаждому ученику.

В первом – четвертом классах учащиеся рисуют с натуры в основном плоские, имеющие незначительную толщину пред­меты, которые устанавливаются в наиболее простом для рисо­вания положении (без каких-либо перспективных сокращений). Имеется в виду фронтальное расположение таких предметов, как флажок, книга, папка и т.п. Это обеспечивается наличием в классе двух-трех одинаковых объектов изображения.


Объемные предметы, рекомендуемые учебной программой, как правило, включают в себя какую-либо одну форму и име­ют несложное строение (например, воздушный шар, мяч, яб­локо, огурец, раскладная пирамидка и т.д.). Объекты для ри­сования, сочетающие в себе несколько форм, должны быть хорошо известны учащимся (грузовик, трактор и т.п.).

В связи с тем, что учащиеся школы восьмого вида испы­тывают известные трудности в восприятии предметов, нахо­дящихся в измененном положении относительно вертикальной оси, иногда целесообразно некоторые модели располагать на­клонно. Например, игрушку грузовик можно поставить на наклонную плоскость («поднимается в гору» или «спускается с горы»).

На занятиях по рисованию с натуры очень важно вырабо­тать у учащихся потребность постоянно сравнивать свой рису­нок с натурой и отдельные детали рисунка между собой. Для этого необходимо развивать у детей умения применять среднюю осевую линию, а также пользоваться простейшими вспомога­тельными линиями для проверки правильности. Особое внима­ние этому следует уделять в третьем-четвертом классах.

Для выработки изобразительных навыков следует на каж­дом уроке рисования предлагать учащимся выполнить несколь­ко (в течение 3 – 4 минут) рисунков-набросков основных гео­метрических форм и отдельных простейших предметов. Много­кратное их рисование постепенно обеспечивает более правиль­ИД воспроизведение графических образов.

В первом – третьем классах учащиеся рисуют цветными ка­рандашами. Начиная с четвертого класса достаточное место в.рисовании с натуры занимает работа акварельными и гуашевыми красками, которая направлена в основном на выработку технических умений. Учащиеся упражняются в ровной заливке изображаемых предметов, соблюдая контуры рисунка.

Для того чтобы дети имели ясные и точные представления об изображаемом предмете, необходимо развивать у них уме­ния целенаправленно рассматривать и воспринимать объект рисования – натуру. Наблюдение, подробное изучение и анализ изображаемого предмета должны предшествовать процессу ри­сования. Развивая у детей умение «видеть», учитель должен задать ряд вопросов: «Как называется предмет? Из чего он сделан? Где применяется? Сколько в нем частей? Назовите эти части. Какую они имеют форму? Какого цвета каждая часть? Где они расположены? Что больше, что меньше? Что короче, что длин­нее?»

Учащиеся отвечают на вопросы учителя, называют форму частей предмета, отыскивают такую же форму среди геометри­ческих фигур, принесенных учителем на урок. Очень важно, чтобы основные геометрические фигуры (круг, квадрат, прямо­угольник, треугольник, овал), вырезанные из плотного картона, всегда были на уроке рисования.

Для закрепления понятия о какой-либо форме или освое­ния знакомой формы в определенных пропорциях и положениях рекомендуется использовать таблицы с изображением этой фор­мы. Рассматривание таблиц, называние форм, сравнение пред­метов с геометрической формой активизируют умственную дея­тельность школьников, повышают интерес к занятиям.

Для того чтобы учащиеся смогли выделить больше харак­терных признаков изображаемого предмета, следует привле­ИДы их внимание к другим сходным объектам. Например, для более точного восприятия формы квадрата рядом с ним надо расположить предмет прямоугольной формы. Изучая форму круга, желательно сравнить ее с овальной формой. Чтобы точ­нее передать пропорции предметов прямоугольной формы (на­пример, папку для тетрадей), рядом следует поместить другой предмет (например, чертежную линейку).

Чтобы учащиеся более точно передавали пропорции изобра­жаемого предмета, можно использовать следующий методический прием. Модель, установленная для рисования, сопостав­ляется с рядом геометрических форм, представляющих собой варианты общего контура модели. Эти варианты отличаются друг от друга своими пропорциями, и только один из них со­ответствует натурной постановке. Учащиеся, сравнивая модель с вариантами геометрических фигур, должны найти однотипный (похожий, правильный).

Вместо геометрических форм можно предложить для срав­нения несколько рисунков изображаемого предмета, один из которых выполнен правильно, а в других пропорции предмета сильно искажены и не соответствуют натуре. Рассматривая предъявленные рисунки, учащиеся обнаруживают, что один ри­сунок «правильный», «похож», «как настоящий», другие же обычно вызывают единодушный протест и категорически отвер­гаются (рис. 10).

Такой методический прием можно применять и для того, чтобы научить детей красиво размещать изображение на листе бумаги («Правильное расположение предмета», «Неправильное расположение предмета»), должным образом передавать вели­чину рисунка («Рисунок слишком велик», «Рисунок слишком мал», «Величина рисунка передана правильно») (рис. 11).

Чтобы точно нарисовать какой-либо предмет, учитель должен по­могать детям не только определить его форму, но и вычле­нить контур этого предмета, который затем будет изображен на бумаге. Для этого целесообразно, чтобы учитель несколько раз обвел рукой его очертания. Такие же операции должны проделать и сами ученики. Они обводят указательным пальцем предмет по контуру, в результате чего у них возникает двигательно-осязательное восприятие формы, что в свою очередь способствует образованию более четких представлений о пред­мете. Плоские предметы, воспринятые детьми и с помощью зрения, и с помощью тактильной чувствительности, передаются в рисунке значительно лучше, чем только при одном зритель­ном восприятии.

Для активизации мыслительной деятельности учащихся на уроках рисования с натуры целесообразно подбирать такие объекты, которые можно было бы анализировать, расчленяя их на части. Очень полезным в этом отношении может быть дет­ский строительный конструктор, позволяющий составлять из кубиков, брусков и других фигур различные варианты постро­ек, показанных на рис. 12 (домики, башенки, воротца и т. П.).

Собирая постройку из элементов строительного материала, учащиеся практически запоминают последовательность выпол­нения рисунка, так как сам рисунок выполняется в том же по­рядке, в каком составляется модель. Кроме того, дети могут воспринимать составные элементы модели отдельно друг от друга, что позволяет более точно определять их форму, цвет, ИДыиину, пропорции, лучше понимать назначение этих частей. Наряду с наблюдением предмета в натуре иногда целесообразно организовать рассматривание изображения этого же предмета, выполненного на листе бумаги. В этом случае уча­щимся будет легче понять то или иное направление линии, а также характерное строение объекта. Следует заметить, однако, что постоянная опора на готовые изображения при рисовании с натуры значительно ограничивает развитие самостоятельно­сти учащихся, порождает у них неуверенность в себе, они ока­зываются беспомощными, если требуется нарисовать с натуры даже очень несложный предмет. Поэтому готовыми рисунками ИДыьзя злоупотреблять.

Большое внимание на уроках рисования с натуры учитель должен уделять методу показа выполнения рисунка. Объясни­тельный рисунок учителя на классной доске – очень эффек­тивное средство обучения. Его цель состоит в том, чтобы на­глядно показать учащимся сам процесс создания рисунка, приемы проведения линий в различных направлениях, способы изображения от руки простейших фигур (квадратов, кругов, треугольников и др.), последовательность построения рисунка, технические приемы раскрашивания.

Выполняя рисунок на доске, учитель должен показывать и те движения, которые необходимо при этом произвести. Показ сопровождается подробными пояснениями и указаниями. Наи­более важные моменты своего объяснения надо повторить два-три раза. После этого целесообразно вызвать нескольких учеников, чтобы они выполнили построение рисунка на доске.

Соблюдение учащимися определенной последовательности в выполнении рисунка имеет большое значение для планирова­ния работы. Однако способность к планированию у умственно отсталых школьников формируется чрезвычайно медленно. В связи с этим учителю необходимо на каждом уроке объяснять и показывать ход построения рисунка, все этапы его выполнения. В первом – третьем классах надо проводить полный показ всего процесса рисования, в четвертом классе в ряде случаев можно ограничиться частичным показом самого основного, главного. После объяснения меловой рисунок, как правило, сти­рается, и учащиеся рисуют с натуры, соблюдая указанную по­следовательность.

Во всех случаях обязательно должен осуществляться прин­цип перехода от легкого к трудному, от общего к частному. Следует постоянно напоминать учащимся, что нельзя начинать рисунок с деталей, забывая об общей форме предмета. Какое бы пространственное положение ни занимал предмет, первое, что ученик должен определить в нем, а затем отметить на ли­сте, – это отношение высоты предмета к его ширине, после чего переходить к построению составных частей, принимая во вни­мание общую форму модели.

Побуждая учащихся к более активной деятельности, полезно ставить такие вопросы: «Что надо нарисовать сначала? Что вы уже нарисовали? Что еще надо нарисовать?» Включение речи учащихся в процесс изобразительной деятельности поло­жительно влияет на результаты детских работ. Слово помогает ученикам не только лучше познать объект изображения, но и осмыслить основные этапы создания рисунка.

Одна из задач, которая стоит перед учителем школы восьмого ашюючается в том, чтобы развить у учащихся уме­ние рассуждать в ходе работы над рисунком. Между тем можно наблюдать, что на уроках изобразительного искусства дети мало говорят. Такие уроки несовместимы с основными тре­бованиями дидактики специальной школы.

Важным условием, при котором усиливается коррекционное влияние уроков рисования с натуры, является установление тесной взаимосвязи с другими учебными дисциплинами, в ча­стности между рисованием и ручным трудом в младших клас­сах. Занятия лепкой на уроках труда и последующее рисова­ние вылепленного предмета служат своеобразным этапом на пути от зрительного и мышечно-осязательного восприятия объ­емного предмета к плоскостному его изображению (например, лепка из пластилина и рисование овощей, фруктов, грибов; изготовление из рыхлого пенопласта, а затем рисование снего­вика и т.п.).

В общей системе фронтального руководства уроками рисо­вания с натуры большое значение имеет усвоение учениками некоторых правил изображения. Назовем основные из них:

Прежде чем рисовать, хорошо рассмотри рисуемый пред­мет.

Прежде чем рисовать, подумай, как лучше разместить рисунок на листе бумаги – в длину или в ширину.

Располагай рисунок посередине листа.

Изображение не должно быть слишком большим или, наоборот, слишком маленьким.

Симметричные предметы рисуй с помощью осевой линии.

Начинай рисунок легкой линией. Не нажимай на каран­аш.

Раскрашивая рисунок цветными карандашами, не выходи за края рисунка. Накладывай штрихи в одном направлении.

Эти правила в виде таблиц могут быть вывешены в классе. Они помогут предупредить некоторые ошибки учащихся.

Приводим краткое содержание уроков рисования с натуры.

Тема урока. Рисование с натуры игрушки кораблика (I класс).

Цель урока. Развивать у учащихся умения передавать в рисунке строение предмета, состоящего из нескольких частей, соблюдать определенную последовательность работы.

Содержание урока. Урок начинается с анализа натуры. Натура – плоский кораблик из плотного картона. У учи­теля и у детей на партах имеются разборные модели этой иг­рушки. Ученики рассматривают кораблик, называют его части (лодочка, мачта, парус, флажок). Затем строят кораблик из отдельных элементов: сначала берут прямоугольник, к нему, слева и справа прикладывают треугольники (получается ло­дочка), посередине ставят узкую полоску (мачта), на мачту прикрепляют флажок, слева и справа от мачты – два больших треугольника (парус). Учитель показывает на доске последо­вательность выполнения рисунка, после чего учащиеся приступают к работе. Они рисуют кораблик в таком же порядке, в каком строили его из плоских фигурок (рис. 13).

Тема урока. Рисование с натуры носового платка (I класс).

Цель урока. Развивать у учащихся графические пред­ставления формы (круг, квадрат, треугольник) и умения видеть и передавать в рисунке характерные ее особенности. Учить их правильно рисовать предметы, имеющие форму квадрата.

Натура – носовой платок с каймой в полоску и темными уголками. Учащимся раздаются трафареты квадратов, вырезанные из плотного картона. (В начале урока дети находят ква­драты среди различных геометрических фигур, которые пока­зывает им учитель.)

Затем к доске прикрепляется развернутый носовой платок. Учащиеся рассматривают его. Прежде чем приступить к рисо­ванию, они обводят розданные им квадраты (сторона квадра­та равна 10 см) по контуру указательным пальцем (включа­ется зрительно-моторный анализатор).

Ученики рисуют квадрат, отмечают место каймы так, как показывает учитель на доске.

Тема урока. Рисование с натуры портфеля (II класс).

Цель урока. Развивать у учащихся умения видеть и пере­давать в рисунке характерные особенности формы предмета; учить правильно рисовать предметы прямоугольной формы.

Содержание урока. Урок начинается с рассматрива­ния натуры. Учитель напоминает детям, что предметы прямо­угольной формы они рисовали на предыдущих уроках (напри­мер, рамку для картины, аквариум). Он предлагает сравнить несколько прямоугольников, вырезанных из картона и имеющих разные пропорции, с формой, которую имеет портфель. Затем учитель спрашивает, из каких частей состоит портфель (ручка, замок, уголки, клапан), что больше – высота или ширина. Уча­щиеся с помощью мерки проводят измерения.

После этого учитель показывает на доске последователь­ность выполнения рисунка (рис. 14). Затем рисунок стирается.

Тема урока. Рисование с натуры башенки из элементов строительного материала (II класс).

Цель урока. Учить детей передавать в рисунке, следуя натуре, расположение кубиков в постройке, их форму и цвет, аккуратно раскрашивать рисунок: равномерно накладывать штрихи без излишнего нажима в одном направлении, не выхо­дя за контуры.

Содержание урока. Учитель устанавливает у себя на столе (на ИДыииальной подставке) башенку, построенную из кубиков строительного материала. Один из учеников строит точно такую же башенку у доски, остальные – у себя на партах. В процессе работы уточняются форма, цвет и величина деталей башенки, а также их взаимное расположение. Затем учитель показывает на доске, в какой последовательности нуж­но рисовать. Рисунок с доски стирается, и учащиеся присту­пают к работе.

Сначала по нижнему краю листа слева направо проводится прямая линия – это «земля», затем находится середина листа и проводится прямая линия сверху вниз. На «земле» учащие­ся рисуют длинные узкие бруски; на них устанавливают два кубика: один – слева, другой – справа от средней линии; после этого посередине изображают следующий кубик; наконец – узкий брусок и треугольную крышу.

Учащиеся, закончившие рисунок в карандаше, приступают к раскрашиванию «постройки».

Тема, урока. Рисование с натуры игрушечного домика (III класс).

Цель урока. Учить детей рисовать с натуры предмет слож­ной формы, части которого повторяют известные ученикам гра­фические образы (прямоугольник, квадрат, треугольник), на­зывая формы этих частей (на что похоже).

Особое внимание учитель уделяет композиции и правильной передаче пропорций рисунка.

Тема урока. Рисование с натуры будильника (III класс).

Цель урока. Учить детей рисовать предмет несложной формы, передавая в рисунке не только общий графический образ его, но и существенные признаки, и характерные для него детали.

Ног нет, а хожу, Слов нет, а скажу: Когда спать, когда вставать, Когда работу начинать.

После этого дети рассматривают натуру, определяют основ­ную форму циферблата (круг), уточняют детали – кнопка звонка, ножки, стрелки (одна большая, другая маленькая) и цифры: вверху – 12, внизу – 6, справа – 3, слева – 9, между ними – остальные цифры.

Для того чтобы нарисовать будильник, сначала нужно по­середине листа нарисовать круг, а затем все необходимые де­тали. Особое внимание следует уделить цифрам (располага­ются они на осевых линиях).

Тема урока. Рисование с натуры игрушки грузовика (IV класс).

Цель урока. Учить детей передавать строение и форму частей предмета, пользоваться правильным движением руки при рисовании прямых линий.

Учитель вместе с учащимися выясняет, из каких основных частей состоит грузовик. Радиатор (мотор), кабина, кузов со­единены между собой. Расположены они на раме (тележке), представляющей собой длинный брусок, к которому прикреп­лены передние и задние колеса.

Рисуют грузовик по частям: сначала тележку, затем мотор, кабину и, наконец, кузов.

Особое внимание учитель уделяет пропорциям каждой ча­сти машины и взаимному расположению этих частей.

Темя урока. Рисование с натуры раскладной пирамидки (IV класс).

Цель урок а. Развивать у учащихся умения рисовать предметы конической формы с использованием осевой линии; правильно определять величину рисунка по отношению к листу бумаги.

Приступая к выполнению рисунка, надо, прежде всего, нари­совать осевую линию (ось), затем определить высоту пира­ИДы; уточнив ширину нижнего кольца, соединить его с вер­шиной пирамиды; после этого надо сосчитать количество колец и отметить на осевой линии место для каждого кольца (прово­дятся горизонтальные прямые), оставив место для верхушки. Рисуя кольца, необходимо следить за изгибами линий их ос­нования и верха (рис. 16).

Учитель показывает на доске последовательный ход работы над рисунком, затем рисунок с доски стирается, и учащиеся приступают к работе.

Вопросы и задания

1.Какие коррекционно – развивающие задачи решаются на уроках рисования с натуры?

2. Какова роль восприятия в выявлении особенностей, подлежащего изображению объекта?

3. Какие методы и приемы применяются на уроках рисования с натуры?

4. На какие свойства объекта должно быть направленно внимание учащихся в первую очередь?

5. Какова специфика поэтапного построения рисунка? Какие приемы следует использовать при обучении учащихся соблюдать последовательность выполнения рисунка?

6. Каким требованиям должны удовлетворять предметы, которые используются на уроках рисования в качестве натуры?

Система Су-Джок , созданная талантливым корейским врачом, профессором Пак Чже Ву в в конце 80-х годов ХХ века, представляет собой уникальную по своей эффективности и простоте лечебную методику, доступную абсолютно любому человеку. Что бы начать пользоваться Су-Джок терапией нет необходимости иметь медицинское образование, хотя и многие врачи пользуются этой системой.

В переводе с корейского языка Су – кисть, Джок – стопа. Методика Су-Джок заключается в воздействии на кисти и стопе на определенные зоны, являющиеся отраженными рефлекторными проекциями внутренних органов, мышц, позвоночника точки соответствия. Обладая большим количеством рецепторных полей, кисть и стопа связаны с различными частями человеческого тела. При возникновении болезненного процесса в органах тела, на кистях и стопах возникают болезненные точки «соответствия», связанные с этими органами. Воздействуя на эти болезненные точки можно помочь организму справиться с заболеванием.

Метод включает в себя несколько направлений: диагностику, лечение, профилактику и оздоровление. Неоспоримыми достоинствами Су-Джока являются:

  1. Высокая эффективность – при правильном определении точек воздействия эффект наступает через несколько минут.
  2. Полная безопастность – неправильное применение метода не вызывает побочных реакций и осложнений.
  3. Универсальность – лечению поддаются буквально все болезни, особенно в комплексе с традиционным фармакологическими методами лечения, в несколько раз увеличивающими его результативность.
  4. Простота – для получения результата обычно используют специальные инструменты, разработанные для Су-Джок терапии, но если под рукой их нет, то начать стимуляцию биоактивных точек можно с помощью зубочистки или слегка заточенной спички.

Физически крепок тот ребенок, который не имеет хронических заболеваний, закален и не простужается при малейшем дунавении ветерка. К сожалению, таких детей у нас немного. Сегодня 30-35% первоклассников уже имеют хронические заболевания. Поэтому профилактику заболеваний детей надо начинать еще в детском саду.

В этой профилактики Су-Джок терапия незаменимый помощник.

Массаж пальчиков и кистей рук с помощю шестигранных карандашей, грецких орехов, специальных шариков «марблс» развивает не только мелкую моторику, но дает и удивительный оздоровительный эффект.

Массаж большого пальца повышает активность мозга . Если дети при речи волнуются и вертят в руках предметы, не следует их выхватывать из рук – так организм ребенка сбрасывает возбуждение.

Применение данных методов Су-Джок терапии служит помимо профилактики заболеваний, для создания благоприятного эмлционального фона6 что в конечном итоге, улучшает эффективность коррекционного воздействия.

СКАЗКА «ЕЖИК»

Во время занятий Су-Джок.

Катится колючий ежик, нет ни головы, ни ножек.

По ладошке бежит и пыхтит (шарик между ладошками).

Мне по пальчикам бежит и пыхтит, пыхтит, пыхтит.

Бегает туда-сюда, мне щекотно, да, да, да (движения по пальцам).

Уходи колючий еж в темный лес, где ты живешь! (пускаем по столу и ловим подушечками пальцев).

Предварительный просмотр:

ПО

РИСОВАНИЮ С НАТУРЫ

Воспитатель по изодеятельности

МДОУ № 40 «Ритм»

Ковалева О.Л.

2010 год.

Одной из самых трудных тем в изобразительной деятельности дошкольников является рисование с натуры. Познакомившись с тем, как эту тему дают в педагогических училищах, меня удовлетворила только методика Николая Петровича Костерина. У других авторов эта тема раскрыта недостаточно, порой встречается путаница в последовательности ведения работы.

Поговорив с молодыми воспитателями, я узнала, что на практические занятия по изодеятельности отводится крайне мало времени, а на рисование с натуры тем более. В результате молодой воспитатель, не умея правильно сам написать пейзаж или натюрморт, не может научить этому ученика. Вместо рисования с натуры проводится рисование по воображению или представлению; или еще проще – перед детьми ставится предмет для рисования, чаще всего горшок с цветком, и говорится: «Рисуй, как видишь». А ребенок еще не умеет «видеть», когда смотрит на предмет, этому надо учить.

Способность наблюдать не есть еще способность правильно видеть и осознавать увиденное. Подавляющее большинство, даже взрослых людей, очень многого не замечают в предметах, не только в особенностях строения их формы и деталях, но и в их общем характере. Задача воспитателя помочь детям преодолеть эти барьеры.

Осмысление многообразных впечатлений, умение обобщать, наблюдать, выделять главное, а так же светлое на темном и темное на светлом – вот с чего надо начинать любое обучение изобразительному искусству.

Необходимо при каждом удобном случае обращать внимание детей на окружающее его пространство, на то красивое, необычное, что попадается на глаза («Какой сегодня интересный цвет неба», «Какой необычный силуэт дерева» и т.д.). Я даю задание детям по дороге в детский сад или домой понаблюдать за чем-нибудь, например, за цветом окон в домах утром и вечером.

При постоянном направлении внимания в этом русле и научается человек видеть, а не только смотреть.

Вот как раз рисование с натуры очень важная и полезная для этого вещь. Научив ребенка не просто смотреть на предмет рисования, но и «видеть» его. Научить сравнивать предмет со своим рисунком – это первая задача для педагога, решение которой позволяет установить связь: глаз – мозг – рука. В результате этой работы развивается рука ребенка, через руку – его мозг и, как следствие, его воображение, внимание, чувство пространства, цвета и тона.

Эти занятия строятся по двум направлениям: изучение формы путем зрения и путем осязания. Такой метод изучения дает прекрасный результат.

УПРАЖНЕНИЯ, которые полезны для развития чувства пространства, формы, цвета, тона. Эти упражнения желательно давать постоянно, но особенно перед рисованием с натуры.

Чтобы легче было уловить форму, следует дать для сравнения ребенку предметы разной формы, сначала попросить сравнить их зрительно, потом дать подержать их в руках и ощупать.

Попросить детей найти в комнате предметы светлые на темном фоне и темные на светлом фоне.

Рассмотреть один и тот же предмет на фоне стены, проема двери, окна, при дневном и вечернем освещении, а так же при включенном и выключенном свете.

Когда ребенок научится различать светлое на темном и наоборот, считайте, что пятьдесят процентов обучения «видеть» предмет уже есть.

Вырезать из плотной бумаги небольшой прямоугольник и в нем – прямоугольное отверстие. Это будет «фотоаппарат». Подносить его ближе и дальше к предмету, смотреть в окошечко, закрыв один глаз (можно рукой), искать хорошее положение предмета в окошечке рамки. Попросить детей «фотографировать» предметы в комнате. Потом можно «напечатать» (нарисовать) «фотографии» в альбоме.

Дети должны понимать форму, линию, пространство и открывать красоту там, где, казалось бы, она полностью отсутствует.

Для рисования с натуры лучше ставить две постановки, чтобы легче было выбрать место откуда рисовать. Постановку можно ставить в центре, а детей рассаживать вокруг, рисовать желательно за мольбертами.

Полезно давать детям самим составлять натюрморт.

Первые задания по рисованию с натуры лучше начинать графическими средствами (карандаш, сангина, пастель), далее переходить к технике гризали (письмо одной черной или коричневой краской). Техника гризали хорошо развивает чувство тона. Потом можно переходить к письму красками. Можно попросить детей выполнить натюрморт в технике аппликации или силуэтом, создавая образ по поводу натуры.

Рисовать с натуры можно начинать со средней группы. И здесь для постановок достаточно одного предмета (кубик, мячик, яблоко и т.п.).

В старшей группе – два предмета, разных по форме, величине и цвету. В подготовительной – два-три предмета, но не более трех.

Фон для постановок выбирается нейтральный или одного цвета, без драпировок , рисовать их сложно для дошкольников. Цвет фона можно создавать с помощью цветной бумаги. А первые работы лучше начинать на белом фоне.

Следует помнить, что при рисовании с натуры, расстояние от натуры до рисуюшего должно быть не менее 1,5 – 2 высоты постановки. Это необходимо, чтобы была возможность охватить взглядом всю постановку целиком вместе с фоном. Если рисующий сидит очень близко, он начинает рисовать постановку по частям, при этом очень трудно соблюсти пропорции, соотношения размеров предметов, целостность всей постановки.

ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ ЗАДАЧИ, которые следует ставить перед детьми:

  1. Пространственные – больше, меньше, ближе, дальше, выше, ниже, сравнение формы предметов, перекрывание одного предмета другим, передача цветом пространственных отношений;
  2. Цветовые – контрастные или сближенные цвета, различные оттенки одного и того же цвета, получение одного цвета путем смешения разных красок (например: получить зеленый цвет путем смешения желтой и синей, черной и желтой красок); выделение цветового центра, теплые и холодные цвета;
  3. Тональные – светлое на темном, темное на светлом.

Количество поставленных художественных задач должно быть одна-две, в подготовительной группе, при условии уже имеющегося опыта рисования с натуры, можно ставить и три задачи, но не более.

Когда перед рисующими поставлены конкретные задачи , то по окончанию работы легко оценить их выполнение. Анализ работ превращается еще в один полезный урок. В результате ребенок научается правильно видеть, сравнивать, оценивать свои работы. А подсказать, как исправить ошибки должен воспитатель.

В процессе работы полезно показать ребенку издали его работу или поднести рисунок к постановке, так будет легче сравнивать, видеть ошибки, и ребенок сам будет видеть, что надо исправить, ну а как- подскажет опять же воспитатель.

Если постановка состоит из нескольких предметов, то следует обратить внимание детей на общую форму постановки, для этого ее надо закрыть сверху тонкой материей или марлей. Так будет легче закомпоновать предметы на листе, выбрать наиболее удачную композицию.

Особое внимание детей надо обратить на то, чтобы они рисовали именно то, что они видят со своего места, так как у сидящего рядом, постановка будет выглядеть по-другому. У всех должны получиться разные композиции.

И, чтобы приучить детей смотреть на натуру и рисовать со своего места, а не по представлению или воображению, можно сделать следующее: держать лист бумаги над руками рисующего, чтобы ему не виден был его рисунок и просить его рисовать «вслепую», рисовать, смотря не отрываясь на натуру. Рука сама будет повторять форму предмета. В дальнейшем держать лист бумаги не обязательно, достаточно просить детей чаще смотреть на натуру. Это самый сложный этап в рисовании с натуры, от воспитателя требуется большое терпение и индивидуальная работа с каждым. В противном случае будут получаться композиции, где предметы поменялись местами, у однотонных яблок появились цветные бочки, листики и веточки, которых нет в натуре.

Работу красками лучше начинать с подготовительного рисунка карандашом тонкими линиями, по контуру. Вести работу надо одновременно по всему полю листа. Начинать писать красками с самого темного и заканчивать самым светлым. Одну постановку можно рисовать два-три занятия. На первом занятии поговорить, рассмотреть, проанализировать постановку и сделать подготовительноый рисунок. На втором (треьем) занятии закончить работу красками.

ВАРИАНТЫ ЗАНЯТИИ.

  1. «Я-фотограф». (5-6 лет).

Задание: красиво расположить предметы на «фотографиях», не крупно и не мелко, и расположить «фотографии» на листе бумаги.

Материалы: бумажные рамки, бумага, фломастеры.

  1. «Дары осени». (6-7 лет).

Рисование с натуры фруктов. Работа на сближенные цвета.

Задание: нарисовать каждому со своего места желтое яблоко и желтый банан. Составить два разных по тону желтых цвета, используя разные сочетания красок.

Материалы: бумага, бумажные рамки, гуашь.

  1. «Натюрморт в холодных тонах» (6-7 лет).

Задание: правильно закомпоновать натюрморт на листе, используя бумажную рамку. Написать натюрморт гуашью методом раздельного мазка. Выделить тоном главный предмет. Правильно взять тон предметов натюрморта относительно фона (светлый или темный).

Материал: бумажные рамки, бумага, гуашь, предметы постановки холодных цветов.

  1. «Две вазы». (5-7 лет). Аппликация.

Содержание занятия: вместе с детьми подобрать бумагу, подходящую по цвету для фона и ваз. Вспомнить законы композиции, расположение предметов на листе: ближе-ниже, дальше-выше; загораживание одного предмета другим. Сравнить вазы по форме, величине, цвету и тону. Вырезать вазы симметричной формы, сложив лист вдвое. Обязательно напомнить и у каждого проверить, чтобы сгиб листа приходился бы на середину вазы. Найти хорошее расположение ваз на листе и наклеить их.

Задание: подобрать цвета бумаги для ваз и фона. Вырезать две разные по цвету и форме вазы, соответствующие натуре. Закомпоновать вазы на листе и наклеить их.

Примечание: можно добавить к вазам фрукты или другие предметы.

Материал: цветной картон (для фона), цветная бумага, ножницы, клей, две вазы (бутылки) разные по форме и цвету, муляжи фруктов.

  1. «Деревенский натюрморт». (5-6 лет).

Задание: нарисовать симметричный горшок и рядом лежащий огурец. Рисовать строго со своего места. Правильно выдержать величину предметов.

Материалы: бумажные рамки, бумага, пастель, керамические горшки, муляжи огурцов.

  1. «Натюрморт в технике гризали». (5-6 лет).

Содержание занятия: повторить тональные соотношения: светлое на темном, темное на светлом. Определить какие предметы темнее, какие светлее. Показать, как смотреть на натуру рассеяным, расфокусированным взглядом или прищурившись, при этом яснее видны тональные градации. Напомнить о правилах композиции. Рассказать о технике гризали, методе заливок. Начинать писать с самого темного и заканчивать самым светлым.

Задание: написать натюрморт в технике гризаль методом заливок.

Выдержать тональные соотношения предметов.

Материалы: бумага, акварель, предметы натюрморта разные по тону.

Примечание: гризаль-техника письма одним черным или коричневым цветом. Допускается применять белила.

  1. «Силуэтное рисование». (4-5 лет).

Силуэтное рисование хорошо давать как подготовку к рисованию тоном.

Содержание занятия: « Представьте, что Вы идете по подземному переходу и видите в его конце светлый квадрат выхода и на его фоне идущих навстречу людей. Мы не видим лиц, цвета одежды, видим только темные силуэты, общую форму без деталей». Показать рисунки художников, выполненные силуэтом. Рассказать, как раньше в парках художники вырезали портреты людей из черной бумаги. Показать прием рисования силуэта от овала на середине листа.

Задание:изобразить пятном одного цвета дерево, животное, человека или любой предмет.

Примечание: в задании ориентироваться на возраст детей.

Материалы: бумага, гуашь, репродукции и оригиналы с силуэтами городов, пейзажей, людей, животных, предметов.

К рисованию с натуры относится и пленерная живопись (пейзажи), а так же портреты и наброски.

Рисование пейзажей на пленере – это сложное задание для дошкольников, не знакомых с законами воздушной и линейной перспективы. Для них хорошо простое наблюдение уголков природы. А пейзажи писать в группе по воображению.

Рисование с натуры человека тоже не годится для дошкольников, но давать делать наброски с натуры человека, животных, предметов нужно и полезно, хотя это скорее игра.

Можно делать наброски друг с друга, посадив детей по кругу.


Рисование с натуры

Наименование параметра Значение
Тема статьи: Рисование с натуры
Рубрика (тематическая категория) Искусство

Рисование с натуры для учащихся школы восьмого вида представляет определœенную сложность, так как они не могут самостоятельно, целœенаправленно наблюдать и анализировать объект изображений (его форму, строение, величину отдельных частей, их взаимное расположение и цвет). Глядя на Икой-нибудь предмет, ученики не стремятся рассмотреть его во всœех деталях, быстро переходят от одних признаков к другим, огра­ничиваются только Иамым общим узнаванием предмета. В свя­зи с этим рисование с натуры нередко заменяется рисованием по памяти, по представлению (знанию, припоминанию) пред­мета. Фактически процесс обучения приобретает некоторую двойственность: с одной стороны, учитель стремится научить ребенка ʼʼвидетьʼʼ натуру, сформировать у него умение наблю­дать и изучать предмет, с другой стороны, в силу своих воз­растных и психофизических особенностей умственно отсталые дети рисуют по представлению, с воспроизведением лишь об­щих, наиболее характерных и существенных признаков объекта.

Τᴀᴋᴎᴍ ᴏϬᴩᴀᴈᴏᴍ, первоначальная задача состоит по сути в том, чтобы постепенно научить школьников последовательно и целœе­направленно ИДыиюдать натуру, а затем на последующих этапах выработать у них умения правильно воспринимать и гра­фически воспроизводить изображаемый предмет.

Недостаточная активность и слабая целœенаправленность процесса восприятия умственно отсталых детей требует от учителя особой организации их деятельности на занятиях по рисованию с натуры. К этому крайне важно приступать задолго до проведения урока. В первую очередь учителю следует под­готовить соответствующее оборудование.

Большое значение имеет правильный отбор моделœей. При этом крайне важно руководствоваться учебно-воспитательными задачами каждого урока рисования и учитывать возрастные и изобразительные особенности учащихся. Отбирая модели для рисования, важно предусмотреть, чтобы они имели четкое строение и не требовали чересчур сложного анализа и синтеза. Важно также и то, чтобы предмет изображения был интерес­ным для учащихся. Существенную роль играет цвет предмета. Цветные предметы способствуют лучшему восприятию формы, так как привлекают учащихся в большей степени, чем бес­цветные.

Все объекты изображения располагаются, как правило, несколько ниже уровня зрения учащихся. Во время работы должны быть две-три однотипные постановки. Это обеспечит хорошую видимость предмета для всœех учащихся. Модели не­больших размеров (к примеру, листья деревьев, бабочки из коллекции, бумажные стаканчики, спичечные коробки и т. П.) раздаются Иаждому ученику.

В первом – четвертом классах учащиеся рисуют с натуры в основном плоские, имеющие незначительную толщину пред­меты, которые устанавливаются в наиболее простом для рисо­вания положении (без каких-либо перспективных сокращений). Имеется в виду фронтальное расположение таких предметов, как флажок, книга, папка и т.п. Это обеспечивается наличием в классе двух-трех одинаковых объектов изображения.

Объемные предметы, рекомендуемые учебной программой, как правило, включают в себя какую-либо одну форму и име­ют несложное строение (к примеру, воздушный шар, мяч, яб­локо, огурец, раскладная пирамидка и т.д.). Объекты для ри­сования, сочетающие в себе несколько форм, должны быть хорошо известны учащимся (грузовик, трактор и т.п.).

По причине того, что учащиеся школы восьмого вида испы­тывают известные трудности в восприятии предметов, нахо­дящихся в измененном положении относительно вертикальной оси, иногда целœесообразно некоторые модели располагать на­клонно. К примеру, игрушку грузовик можно поставить на наклонную плоскость (ʼʼподнимается в горуʼʼ или ʼʼспускается с горыʼʼ).

На занятиях по рисованию с натуры очень важно вырабо­тать у учащихся потребность постоянно сравнивать свой рису­нок с натурой и отдельные детали рисунка между собой. Для этого крайне важно развивать у детей умения применять среднюю осœевую линию, а также пользоваться простейшими вспомога­тельными линиями для проверки правильности. Особое внима­ние этому следует уделять в третьем-четвертом классах.

Для выработки изобразительных навыков следует на каж­дом уроке рисования предлагать учащимся выполнить несколь­ко (в течение 3 – 4 минут) рисунков-набросков базовых гео­метрических форм и отдельных простейших предметов. Много­кратное их рисование постепенно обеспечивает более правиль­ИД воспроизведение графических образов.

В первом – третьем классах учащиеся рисуют цветными ка­рандашами. Начиная с четвертого класса достаточное место в.рисовании с натуры занимает работа акварельными и гуашевыми красками, которая направлена в основном на выработку технических умений. Учащиеся упражняются в ровной заливке изображаемых предметов, соблюдая контуры рисунка.

Для того чтобы дети имели ясные и точные представления об изображаемом предмете, крайне важно развивать у них уме­ния целœенаправленно рассматривать и воспринимать объект рисования – натуру. Наблюдение, подробное изучение и анализ изображаемого предмета должны предшествовать процессу ри­сования. Развивая у детей умение ʼʼвидетьʼʼ, учитель должен задать ряд вопросов: ʼʼКак принято называть предмет? Из чего он сделан? Где применяется? Сколько в нем частей? Назовите эти части. Какую они имеют форму? Какого цвета каждая часть? Где они расположены? Что больше, что меньше? Что короче, что длин­нее?ʼʼ

Учащиеся отвечают на вопросы учителя, называют форму частей предмета͵ отыскивают такую же форму среди геометри­ческих фигур, принœесенных учителœем на урок. Очень важно, чтобы основные геометрические фигуры (круг, квадрат, прямо­угольник, треугольник, овал), вырезанные из плотного картона, всœегда были на уроке рисования.

Для закрепления понятия о какой-либо форме или освое­ния знакомой формы в определœенных пропорциях и положениях рекомендуется использовать таблицы с изображением этой фор­мы. Рассматривание таблиц, называние форм, сравнение пред­метов с геометрической формой активизируют умственную дея­тельность школьников, повышают интерес к занятиям.

Для того чтобы учащиеся смогли выделить больше харак­терных признаков изображаемого предмета͵ следует привле­ИДы их внимание к другим сходным объектам. К примеру, для более точного восприятия формы квадрата рядом с ним нужно расположить предмет прямоугольной формы. Изучая форму круга, желательно сравнить ее с овальной формой. Чтобы точ­нее передать пропорции предметов прямоугольной формы (на­пример, папку для тетрадей), рядом следует поместить другой предмет (к примеру, чертежную линœейку).

Чтобы учащиеся более точно передавали пропорции изобра­жаемого предмета͵ можно использовать следующий методический прием. Модель, установленная для рисования, сопостав­ляется с рядом геометрических форм, представляющих собой варианты общего контура модели. Эти варианты отличаются друг от друга своими пропорциями, и только один из них со­ответствует натурной постановке. Учащиеся, сравнивая модель с вариантами геометрических фигур, должны найти однотипный (похожий, правильный).

Вместо геометрических форм можно предложить для срав­нения несколько рисунков изображаемого предмета͵ один из которых выполнен правильно, а в других пропорции предмета сильно искажены и не соответствуют натуре. Рассматривая предъявленные рисунки, учащиеся обнаруживают, что один ри­сунок ʼʼправильныйʼʼ, ʼʼпохожʼʼ, ʼʼкак настоящийʼʼ, другие же обычно вызывают единодушный протест и категорически отвер­гаются (рис. 10).

Такой методический прием можно применять и для того, чтобы научить детей красиво размещать изображение на листе бумаги (ʼʼПравильное расположение предметаʼʼ, ʼʼНеправильное расположение предметаʼʼ), должным образом передавать вели­чину рисунка (ʼʼРисунок чересчур великʼʼ, ʼʼРисунок чересчур малʼʼ, ʼʼВеличина рисунка передана правильноʼʼ) (рис. 11).

Чтобы точно нарисовать какой-либо предмет, учитель должен по­могать детям не только определить его форму, но и вычле­нить контур этого предмета͵ который затем будет изображен на бумаге. Для этого целœесообразно, чтобы учитель несколько раз обвел рукой его очертания. Такие же операции должны проделать и сами ученики. Οʜᴎ обводят указательным пальцем предмет по контуру, благодаря чему у них возникает двигательно-осязательное восприятие формы, что в свою очередь способствует образованию более четких представлений о пред­мете. Плоские предметы, воспринятые детьми и с помощью зрения, и с помощью тактильной чувствительности, передаются в рисунке значительно лучше, чем только при одном зритель­ном восприятии.

Для активизации мыслительной деятельности учащихся на уроках рисования с натуры целœесообразно подбирать такие объекты, которые можно было бы анализировать, расчленяя их на части. Очень полезным в данном отношении должна быть дет­ский строительный конструктор, позволяющий составлять из кубиков, брусков и других фигур различные варианты постро­ек, показанных на рис. 12 (домики, башенки, воротца и т. П.).

Собирая постройку из элементов строительного материала, учащиеся практически запоминают последовательность выпол­нения рисунка, так как сам рисунок выполняется в том же по­рядке, в каком составляется модель. Вместе с тем, дети могут воспринимать составные элементы модели отдельно друг от друга, что позволяет более точно определять их форму, цвет, ИДыиину, пропорции, лучше понимать назначение этих частей. Наряду с наблюдением предмета в натуре иногда целœесообразно организовать рассматривание изображения этого же предмета͵ выполненного на листе бумаги. В этом случае уча­щимся будет легче понять то или иное направление линии, а также характерное строение объекта. Следует заметить, однако, что постоянная опора на готовые изображения при рисовании с натуры значительно ограничивает развитие самостоятельно­сти учащихся, порождает у них неуверенность в себе, они ока­зываются беспомощными, в случае если требуется нарисовать с натуры даже очень несложный предмет. По этой причине готовыми рисунками ИДыьзя злоупотреблять.

Большое внимание на уроках рисования с натуры учитель должен уделять методу показа выполнения рисунка. Объясни­тельный рисунок учителя на классной доске – очень эффек­тивное средство обучения. Его цель состоит в том, чтобы на­глядно показать учащимся сам процесс создания рисунка, приемы проведения линий в различных направлениях, способы изображения от руки простейших фигур (квадратов, кругов, треугольников и др.), последовательность построения рисунка, технические приемы раскрашивания.

Выполняя рисунок на доске, учитель должен показывать и те движения, которые крайне важно при этом произвести. Показ сопровождается подробными пояснениями и указаниями. Наи­более важные моменты своего объяснения нужно повторить два-три раза. После этого целœесообразно вызвать нескольких учеников, чтобы они выполнили построение рисунка на доске.

Соблюдение учащимися определœенной последовательности в выполнении рисунка имеет большое значение для планирова­ния работы. При этом способность к планированию у умственно отсталых школьников формируется чрезвычайно медленно. В связи с этим учителю крайне важно на каждом уроке объяснять и показывать ход построения рисунка, всœе этапы его выполнения. В первом – третьем классах нужно проводить полный показ всœего процесса рисования, в четвертом классе в ряде случаев можно ограничиться частичным показом самого основного, главного. После объяснения меловой рисунок, как правило, сти­рается, и учащиеся рисуют с натуры, соблюдая указанную по­следовательность.

Во всœех случаях обязательно должен осуществляться прин­цип перехода от легкого к трудному, от общего к частному. Следует постоянно напоминать учащимся, что нельзя начинать рисунок с деталей, забывая об общей форме предмета. Какое бы пространственное положение ни занимал предмет, первое, что ученик должен определить в нем, а затем отметить на ли­сте, - ϶ᴛᴏ отношение высоты предмета к его ширинœе, после чего переходить к построению составных частей, принимая во вни­мание общую форму модели.

Побуждая учащихся к более активной деятельности, полезно ставить такие вопросы: ʼʼЧто нужно нарисовать сначала? Что вы уже нарисовали? Что еще нужно нарисовать?ʼʼ Включение речи учащихся в процесс изобразительной деятельности поло­жительно влияет на результаты детских работ. Слово помогает ученикам не только лучше познать объект изображения, но и осмыслить основные этапы создания рисунка.

Одна из задач, которая стоит перед учителœем школы восьмого ашюючается в том, чтобы развить у учащихся уме­ние рассуждать в ходе работы над рисунком. Между тем можно наблюдать, что на уроках изобразительного искусства дети мало говорят. Такие уроки несовместимы с основными тре­бованиями дидактики специальной школы.

Важным условием, при котором усиливается коррекционное влияние уроков рисования с натуры, является установление тесной взаимосвязи с другими учебными дисциплинами, в ча­стности между рисованием и ручным трудом в младших клас­сах. Занятия лепкой на уроках труда и последующее рисова­ние вылепленного предмета служат своеобразным этапом на пути от зрительного и мышечно-осязательного восприятия объ­емного предмета к плоскостному его изображению (к примеру, лепка из пластилина и рисование овощей, фруктов, грибов; изготовление из рыхлого пенопласта͵ а затем рисование снего­вика и т.п.).

В общей системе фронтального руководства уроками рисо­вания с натуры большое значение имеет усвоение учениками некоторых правил изображения. Назовем основные из них:

Прежде чем рисовать, хорошо рассмотри рисуемый пред­мет.

Прежде чем рисовать, подумай, как лучше разместить рисунок на листе бумаги – в длину или в ширину.

Располагай рисунок посœерединœе листа.

Изображение не должно быть чересчур большим или, напротив - чересчур маленьким.

Симметричные предметы рисуй с помощью осœевой линии.

Начинай рисунок легкой линией. Не нажимай на каран­аш.

Раскрашивая рисунок цветными карандашами, не выходи за края рисунка. Накладывай штрихи в одном направлении.

Эти правила в виде таблиц бывают вывешены в классе. Οʜᴎ помогут предупредить некоторые ошибки учащихся.

Приводим краткое содержание уроков рисования с натуры.

Тема урока. Рисование с натуры игрушки кораблика (I класс).

Цель урока. Развивать у учащихся умения передавать в рисунке строение предмета͵ состоящего из нескольких частей, соблюдать определœенную последовательность работы.

Содержание урока. Урок начинается с анализа натуры. Натура – плоский кораблик из плотного картона. У учи­теля и у детей на партах имеются разборные модели этой иг­рушки. Ученики рассматривают кораблик, называют его части (лодочка, мачта͵ парус, флажок). Далее строят кораблик из отдельных элементов: сначала берут прямоугольник, к нему, слева и справа прикладывают треугольники (получается ло­дочка), посœерединœе ставят узкую полоску (мачта), на мачту прикрепляют флажок, слева и справа от мачты – два больших треугольника (парус). Учитель показывает на доске последо­вательность выполнения рисунка, после чего учащиеся приступают к работе. Οʜᴎ рисуют кораблик в таком же порядке, в каком строили его из плоских фигурок (рис. 13).

Тема урока. Рисование с натуры носового платка (I класс).

Цель урока. Развивать у учащихся графические пред­ставления формы (круг, квадрат, треугольник) и умения видеть и передавать в рисунке характерные ее особенности. Учить их правильно рисовать предметы, имеющие форму квадрата.

Натура – носовой платок с каймой в полоску и темными уголками. Учащимся раздаются трафареты квадратов, вырезанные из плотного картона. (В начале урока дети находят ква­драты среди различных геометрических фигур, которые пока­зывает им учитель.)

Затем к доске прикрепляется развернутый носовой платок. Учащиеся рассматривают его. Прежде чем приступить к рисо­ванию, они обводят розданные им квадраты (сторона квадра­та равна 10 см) по контуру указательным пальцем (включа­ется зрительно-моторный анализатор).

Ученики рисуют квадрат, отмечают место каймы так, как показывает учитель на доске.

Тема урока. Рисование с натуры портфеля (II класс).

Цель урока. Развивать у учащихся умения видеть и пере­давать в рисунке характерные особенности формы предмета; учить правильно рисовать предметы прямоугольной формы.

Содержание урока. Урок начинается с рассматрива­ния натуры. Учитель напоминает детям, что предметы прямо­угольной формы они рисовали на предыдущих уроках (напри­мер, рамку для картины, аквариум). Он предлагает сравнить несколько прямоугольников, вырезанных из картона и имеющих разные пропорции, с формой, которую имеет портфель. Далее учитель спрашивает, из каких частей состоит портфель (ручка, замок, уголки, клапан), что больше – высота или ширина. Уча­щиеся с помощью мерки проводят измерения.

После этого учитель показывает на доске последователь­ность выполнения рисунка (рис. 14). Далее рисунок стирается.

Тема урока. Рисование с натуры башенки из элементов строительного материала (II класс).

Цель урока. Учить детей передавать в рисунке, следуя натуре, расположение кубиков в постройке, их форму и цвет, аккуратно раскрашивать рисунок: равномерно накладывать штрихи без излишнего нажима в одном направлении, не выхо­дя за контуры.

Содержание урока. Учитель устанавливает у себя на столе (на ИДыииальной подставке) башенку, построенную из кубиков строительного материала. Один из учеников строит точно такую же башенку у доски, остальные – у себя на партах. В процессе работы уточняются форма, цвет и величина деталей башенки, а также их взаимное расположение. Далее учитель показывает на доске, в какой последовательности нуж­но рисовать. Рисунок с доски стирается, и учащиеся присту­пают к работе.

Сначала по нижнему краю листа слева направо проводится прямая линия - ϶ᴛᴏ ʼʼземляʼʼ, затем находится середина листа и проводится прямая линия сверху вниз. На ʼʼземлеʼʼ учащие­ся рисуют длинные узкие бруски; на них устанавливают два кубика: один – слева, другой – справа от средней линии; после этого посœерединœе изображают следующий кубик; наконец – узкий брусок и треугольную крышу.

Учащиеся, закончившие рисунок в карандаше, приступают к раскрашиванию ʼʼпостройкиʼʼ.

Тема, урока. Рисование с натуры игрушечного домика (III класс).

Цель урока. Учить детей рисовать с натуры предмет слож­ной формы, части которого повторяют известные ученикам гра­фические образы (прямоугольник, квадрат, треугольник), на­зывая формы этих частей (на что похоже).

Особое внимание учитель уделяет композиции и правильной передаче пропорций рисунка.

Тема урока. Рисование с натуры будильника (III класс).

Цель урока. Учить детей рисовать предмет несложной формы, передавая в рисунке не только общий графический образ его, но и существенные признаки, и характерные для него детали.

Ног нет, а хожу, Слов нет, а скажу: Когда спать, когда вставать, Когда работу начинать.

После этого дети рассматривают натуру, определяют основ­ную форму циферблата (круг), уточняют детали – кнопка звонка, ножки, стрелки (одна большая, другая маленькая) и цифры: вверху – 12, внизу – 6, справа – 3, слева – 9, между ними – остальные цифры.

Для того чтобы нарисовать будильник, сначала нужно по­серединœе листа нарисовать круг, а затем всœе необходимые де­тали. Особое внимание следует уделить цифрам (располага­ются они на осœевых линиях).

Тема урока. Рисование с натуры игрушки грузовика (IV класс).

Цель урока. Учить детей передавать строение и форму частей предмета͵ пользоваться правильным движением руки при рисовании прямых линий.

Учитель вместе с учащимися выясняет, из каких базовых частей состоит грузовик. Радиатор (мотор), кабина, кузов со­единœены между собой. Расположены они на раме (телœежке), представляющей собой длинный брусок, к которому прикреп­лены передние и задние колеса.

Рисуют грузовик по частям: сначала телœежку, затем мотор, кабину и, наконец, кузов.

Особое внимание учитель уделяет пропорциям каждой ча­сти машины и взаимному расположению этих частей.

Темя урока. Рисование с натуры раскладной пирамидки (IV класс).

Цель урок а. Развивать у учащихся умения рисовать предметы конической формы с использованием осœевой линии; правильно определять величину рисунка по отношению к листу бумаги.

Приступая к выполнению рисунка, нужно, прежде всœего, нари­совать осœевую линию (ось), затем определить высоту пира­ИДы; уточнив ширину нижнего кольца, соединить его с вер­шиной пирамиды; после этого нужно сосчитать количество колец и отметить на осœевой линии место для каждого кольца (прово­дятся горизонтальные прямые), оставив место для верхушки. Рисуя кольца, крайне важно следить за изгибами линий их ос­нования и верха (рис. 16).

Учитель показывает на доске последовательный ход работы над рисунком, затем рисунок с доски стирается, и учащиеся приступают к работе.

Вопросы и задания

1.Какие коррекционно – развивающие задачи решаются на уроках рисования с натуры?

2. Какова роль восприятия в выявлении особенностей, подлежащего изображению объекта?

3. Какие методы и приемы применяются на уроках рисования с натуры?

4. На какие свойства объекта должно быть направленно внимание учащихся в первую очередь?

5. Какова специфика поэтапного построения рисунка? Какие приемы следует использовать при обучении учащихся соблюдать последовательность выполнения рисунка?

6. Каким требованиям должны удовлетворять предметы, которые используются на уроках рисования в качестве натуры?

Рисование с натуры - понятие и виды. Классификация и особенности категории "Рисование с натуры" 2017, 2018.