Макияж. Уход за волосами. Уход за кожей

Макияж. Уход за волосами. Уход за кожей

» » Художник мстислав добужинский и художник алексей васильев.

Художник мстислав добужинский и художник алексей васильев.

Искать по имени художника

Добужинский Мстислав Валерианович
1875–1957

ДОБУЖИНСКИЙ Мстислав Валерианович

График, живописец, иллюстратор, сценограф

Родился в семье артиллерийского офицера, потомка обрусевшего старинного литовского рода. В 1884–1886 учился в рисовальной школе Общества поощрения художеств, затем перевелся во второй класс 1-й петербургской гимназии. В 1887 отца перевели на службу в Кишинев, и мальчик жил там до 1889, до переезда семьи в Вильно.

После окончания Виленской гимназии в 1895 приехал в Петербург и поступил на юридический факультет Петербургского университета. В 1896 пробовал поступить в Академию Художеств, но его не приняли. Повторил попытку в 1901, но с тем же успехом.

Одновременно в 1897 посещал Центральное училище технического рисования барона А. Л. Штиглица, частную художественную школу Н. Д. Дмитриева-Оренбургского, а потом и Л. Е. Дмитриева-Кавказского. К этому же году относится дебют начинающего художника в журналах: он опубликовал два рисунка в «Стрекозе» и «Шуте».

В марте 1899 был исключен из университета за участие в политических студенческих волнениях, но через месяц восстановили. Летом окончил университет с дипломом первой степени. В том же году для получения профессионального художественного образования он отправился в Мюнхен, где занимался у А. Ашбе, а потом и у Ш. Холлоши.

Вернувшись в Петербург в 1901, изучал офорт и гравюру под началом В. В. Матэ. Провал экзаменов в Академию Художеств не помешал ему посещать академический класс профессора П. О. Ковалевского.

В 1902 стал членом объединения «Мир искусства», а в 1903 в связи с его распадом - Союза русских художников. Регулярно начал участвовать в выставках этих обществ своими графическими рисунками и городскими живописными пейзажами. Только за 1904 он написал более двадцати работ, посвященных видам Петербурга, Вильно, Новгорода, Ростова-на-Дону и т. д. - тех городов России, по которым неоднократно путешествовал.

В 1905 принял участие в организации журнала «Жупел», а после его запрета в 1906 - в организации журнала «Адская почта». Тогда же впервые проявил себя в качестве книжного иллюстратора, оформив повесть А. С. Пушкина «Станционный смотритель».

Продолжал писать серию городских пейзажей, которая обогатилась и лондонскими мотивами, когда в том же 1906 художник посетил Европу. Свои произведения он представил в Париже на Осеннем салоне и в Берлине на Сецессионе.

Возвратившись в Москву, начал преподавательскую деятельность. Он давал уроки в частной художественной школе Е. Н. Званцевой (1906–1911), в художественном кружке при Петербургском университете (1907–1908), а с 1911 по 1917 - в организованной при его участии Новой художественной мастерской.

В 1907 познакомился с К. С. Станиславским, В. Э. Мейерхольдом, В. Ф. Комиссаржевской, Ф. Ф. Комиссаржевским и сделал свои первые работы как сценограф. Он сотрудничал с театром В. Ф. Комиссаржевской, со Старинным театром, с МХТ.

С 1908 работал в журнале «Сатирикон», в этом же году Третьяковская галерея приобрела его работу «Человек в очках». В 1910 выполнил панно «Петр I в Голландии» для школы Петра Великого в Петербурге. В этом же году вступил в повторно собранный «Мир Искусства» и сделался его секретарем.

В 1911 вышли две Азбуки - «Мира искусства» и «Стивы и Доди» (сыновей художника) с иллюстрациями Добужинского.

Много путешествовал по городам России и Европы, откуда привозил многочисленные рисунки и акварели. Расписывал интерьеры (имения П. И. Харитоненко Натальевка под Одессой; имения Е. П. Олив Качановка Харьковской губернии). В Париже в 1914 оформлял балеты для Дягилевской антрепризы («Мидас» и «Бабочки»).

Первая мировая война застала художника в Лондоне. Несколько раз он ездил на фронт в санитарных поездах: на Польский (1914), на Галицийский (февраль 1915), где выполнял натурные зарисовки, которые потом выставлял в Петербурге. В 1916 художник был призван в армию. Его зачислили в Главное управление Красного Креста.

С началом революционной эпохи развернул бурную общественную деятельность. В марте 1917 служил в Комиссии по делам искусств при Совете рабочих и солдатских депутатов, стал членом Совета Государственных трудовых мастерских декоративного искусства и профессором в них, после чего в 1919 профессорствовал в Институте истории искусств и на кафедре декоративного искусства при Институте фотографии и фототехники.

В апреле 1918 при участии Добужинского был создан Театр Трагедии в Петербурге, где он заведовал художественной частью и оформил несколько спектаклей. Также занимался оформлением города к первой годовщине Октября.

В ноябре 1918 по заданию отдела изобразительного искусства Северо-западного округа отправился в Витебск организовывать художественно-практический институт. Прожил в Витебске чуть больше года, участвовал в создании Витебского художественного музея, после чего вернулся в Петроград, где осенью 1919 открыл собственную художественную студию.

До 1922 работал в созданном при его участии Петроградском Доме искусств (вместе с М. Горьким), преподавал в разных школах, в том числе и в Академии Художеств. Исполнил декорации для Большого Драматического театра. В 1922 написал серию литографий «Петербург в 1921 году».

В 1923 отправился в заграничную командировку. Начались его поездки по европейским городам, сотрудничество с Дрезденской оперой, где в 1924 он оформил оперу П. И. Чайковского «Евгений Онегин». В том же году художник получил литовское гражданство, а в 1926 переехал в Париж, где жил до 1929, когда вернулся в Литву.

В парижский период он преподавал в Школе декоративного искусства (1926–1928), в частной Художественной академии Т. Л. Толстой-Сухотиной (1928), сотрудничал с театром-кабаре «Летучая мышь» Н. Ф. Балиева. Провел в Амстердаме персональную выставку и участвовал в организации выставки «Мира искусства» в Париже.

С 1925 в качестве художника-оформителя работал для ЛГТ и других европейских театров. В разные годы в ЛГТ он оформил: оперу П. И. Чайковского «Пиковая дама» (1925), оперу М. П. Мусоргского «Борис Годунов», оперу Р. Вагнера «Тангейзер» (1930), балет А. К. Глазунова «Раймонда», оперу А. П. Бородина «Князь Игорь» (1934), оперу Ю. Карнавичуса «Радзивилл Перкунас» (1936), балет Н. Н. Черепнина «Тайна пирамиды» (1938) и многие другие. В 1931 Добужинский был назначен главным художником ЛГТ, за год выполнял костюмы и декорации от четырех до семи постановок и гастролировал со спектаклями по всему миру.

Мастер также оформлял разнообразные постановки в амстердамском Рикка Хопер театре, в брюссельских театрах Де ла Моннэ и Дю Парк, в дюссельдорфском театре, в Рижской опере, в Чехословацком национальном театре и т. д.

С 1928 сотрудничал с кинематографом, оформил фильм «Плодородие» по роману Э. Золя «Земля» для парижской фирмы «Сентраль Синема». В 1937 жил в Париже в связи с работой в кино.

В 1938 получил предложение от М. А. Чехова принять участие в постановке «Одержимых» по роману Ф. М. Достоевского «Бесы». С этого времени начался американский период в творчестве мастера, его сотрудничество с Театром-студией Чехова, с которым он в 1939 уехал в США для продолжения работы над «Одержимыми».

В январе 1940 успешно сдал экзамены на театрального художника и декоратора-исполнителя и сделался членом соответствующих союзов художников в Америке. К этому времени относится исполнение нескольких его сюрреалистических композиций (таких, как «Ундина» и «Четыре ветра») и оформление спектаклей в Метрополитен Опера (Дж. Верди «Бал-Маскарад», 1940), Америкэн балет Караван («Императорский балет» на музыку Чайковского, 1941), театре «Американский балет» («Русский солдат» на музыку С. С. Прокофьева, 1942) и т. д.

В 1943 создал серию пейзажей, посвященных блокадному Ленинграду. В 1945 написал сценарий и исполнил эскизы декораций балета «Ленинградская симфония» на музыку Д. Д. Шостаковича (не осуществлена).

После Второй мировой войны одно время жил во Франции, писал книгу своих воспоминаний. Потом переселился в Нью-Йорк, где оформил оперы С. С. Прокофьева «Любовь к трем апельсинам» в Центральной городской опере Нью-Йорка и М. П. Мусоргского «Хованщина» в Метрополитен Опера.

В последние годы жизни жил преимущественно в Европе: в Париже, Лондоне, Риме. Сотрудничал с итальянскими театрами: в миланском театре Ла Скала оформил балет «Мадемуазель Анго» (1953); в неаполитанском театре Сан Карло - оперу Чайковского «Евгений Онегин» (1954). В Лондоне оформил балет Л. Делиба «Коппелия» в театре Мари Рамбер.

Осенью 1957 отплыл в США в связи с необходимостью обменять паспорт. В ноябре того же года скончался в доме своего младшего сына в Нью-Йорке.

Добужинский - живописец и график, невероятно талантливый и плодовитый театральный художник, мастер оформления интерьеров, литератор и, наконец, художник книги. В числе книг, которые он иллюстрировал в разные годы, - «Слово о полку Игореве»; «Дон Карлос» Ф. Шиллера; «Бедная Лиза» Н. М. Карамзина; «Барышня-крестьянка», «Граф Нулин», «Скупой рыцарь» А. С. Пушкина; «Казначейша», «Поэмы» (издания 1941) М. Ю. Лермонтова; «Белые ночи» Ф. М. Достоевского; «Тупейный художник», «Левша» (30 иллюстраций) Н. С. Лескова; «Новый Плутарх» М. А. Кузмина; «Ночной трактир» И. А. Бунина; «Ночной принц» С. А. Ауслендера; «Примус» О. Э. Мандельштама; «Веселая азбука» Н. Павловой; «Три толстяка» Ю. Олеши; «Микель-Анджело Буонаротти» Г. Грима; «Свинопас» Г.-Х. Андерсена и многие другие.

В Америке и Европе художник провел в общей сложности около 50 выставок: в Париже (1926, 1929), Амстердаме (1928), Брюсселе (1928, 1931), Копенгагене (1929), Каунасе (1925, 1930, 1931, 1932, 1937, 1939), Риге (1925, 1930, 1937), Лондоне (1935, 1936, 1955, 1957), Монреале (1943, 1944) и Нью-Йорке (1941, 1945, 1946, 1950, 1951).

Посмертные выставки состоялись в Лондоне (1959), Ленинграде (1965), Сполетто (1971), Вильнюсе (1963, 1975), Москве (1975), Нью-Йорке (1979).

Работы Добужинского хранятся во многих музейных собраниях и частных коллекциях, в том числе в Государственной Третьяковской галерее, Государственном Русском музее, Бахметевском архиве (Колумбийский университет, Нью-Йорк).

  • 21.02.2019 Уголовное дело было возбуждено по части IV статьи 159 УК РФ «Мошенничество в особо крупном размере». Речь идет о продаже картин на сумму около 68 000 000 рублей - то есть на миллион долларов
  • 21.02.2019 Объект «Питер - город ангелов» вернется на автобусную остановку на стрелке Васильевского острова
  • 20.02.2019 Первая в сезоне крупная международная ярмарка искусства, завершилась с хорошим результатом. Количество посетителей достигло 66 000, что больше, чем в рекордном 2018 году
  • 19.02.2019 В номере опубликованы очерки Валентина Воробьева о московском «Сотбисе» 1988 года и рассказ Валентина Хромова об Анатолии Звереве, Дмитрии Плавинском и Александре Харитонове
  • 15.02.2019 Открытие музея-мастерской планируют на 2020 год. Илья и Эмилия Кабаковы передали это помещение в дар Третьяковской галерее
  • 18.02.2019 В ближайшую пятницу в 12:00 мы будем подводить итоги очередных торгов доступного искусства из частных собраний. Интересные авторы, смелые работы, дружественные цены. И никакого больше снега на картинах: хватит, встречаем весну!
  • 18.02.2019 Традиционные двадцать лотов - это восемь живописных работ, шесть листов оригинальной и три - печатной графики и три композиции, выполненные в смешанной технике
  • 15.02.2019 21 февраля 2019 года аукционный дом «Русская эмаль» проводит очередные филокартические торги, в коллекцию которых вошло без малого 350 лотов
  • 15.02.2019 21 февраля Аукционный дом «Литфонд» проведет очередной аукцион, на который выставлено 400 лотов редких книг, автографов, рукописей, исторических бумаг, фотографий, открыток, плакатов
  • 15.02.2019 Продали 55 %. Покупали Москва, Пермь, Екатеринбург, Владивосток, Иркутск

Добужинский Мстислав Валерианович

Dobuzhinsky Mstislav

(1875 - 1957)

М. В. Добужинский был сыном артиллерийского офицера, потомка обрусевшего старинного литовского рода. После первого курса юридического факультета Петербургского университета Добужинский попытался было поступить в Петербургскую Академию Художеств, но не был принят и занимался в частных студиях до 1899 г., когда, закончив университет, поехал за границу и продолжил художественные занятия в студиях Мюнхена.

Портрет М.Добужинского.

Вернувшись в 1901 г. в Петербург, он сблизился с объединением "Мир искусства" и вошел в число самых заметных его представителей. Дебютировал Добужинский в графике - рисунками в журналах и книгах, городскими пейзажами, в которых сумел впечатляюще передать свое восприятие Петербурга как города, где величественная классическая архитектура фантасмагорически соединяется с уродливыми реалиями урбанизма XX в.

Тема города сразу сделалась одной из главных в его творчестве, он обращался к ней в пейзажных циклах, создаваемых по следам частых поездок по России и за границу; городской пейзаж оказывается важным компонентом многих его произведений.

Добужинский занимался и станковой графикой, и живописью, успешно преподавал - сначала вместе с Л. С. Бакстом в частной художественной школе Е. Н. Званцевой, а позднее в разных учебных заведениях; после революции ему доводилось проектировать праздничное убранство улиц, состоять одним из хранителей Эрмитажа и даже читать популярные лекции по искусству. Но наиболее весомыми были его работы в театре и в книжной графике. Вскоре после того, как он удачно оформил несколько спектаклей в Старинном театре и Театре В. Ф. Комиссаржевской (1907-08), МХТ пригласил его на постановку пьесы И. С. Тургенева "Месяц в деревне" (1909).

Большой успех исполненных им декораций положил начало тесному сотрудничеству художника с прославленным театром. Вершиной этого сотрудничества стали декорации к спектаклю "Николай Ставрогин" (1913) по роману Ф. М. Достоевского "Бесы". Острая экспрессивность и редкий лаконизм сделали эту новаторскую работу явлением, предвосхитившим будущие открытия отечественной сценографии.

Театр Добужинский не оставлял и в дальнейшем, но в 1920-х гг. наибольших успехов ему было суждено достигнуть уже в книжной графике. Чуткость к радикальным переменам в искусстве предшествующего десятилетия помогла ему отойти от канонов "мирискуснической" книжной графики. Это было заметно уже в рисунках к "Свинопасу" Х.-К. Андерсена (1917), за которыми последовали рисунки к "Бедной Лизе" Н. М. Карамзина и "Тупейному художнику" Н. С. Лескова (1922) и, наконец, к "Белым ночам" Ф. М. Достоевского (1925), ставшие шедеврами русской книжной графики.

В своем движении к новому Добужинский оказался союзником молодых художников, разительно преобразивших тогда оформление детской книги, о чем свидетельствуют его блестящие иллюстрации 1925 г. к "Веселой азбуке" Н. Павловой, "Примусу" О. Э. Мандельштама, "Бармалею" К. И. Чуковского.

Здравое восприятие событий, разворачивавшихся в послереволюционной России, заставило Добужинского в 1925 г. принять литовское гражданство и переехать в Каунас. Жизнь в эмиграции была не столь благополучной, как он надеялся. Сопротивление местных шовинистов лишило его возможности заниматься преподаванием, к чему он очень стремился. К счастью, у него сложились отличные отношения с Каунасским театром, в котором он оформлял спектакли. Заниматься же книжной графикой не было возможности из-за отсутствия заказов от издательств. Двумя счастливыми исключениями стали иллюстрации к "Трем толстякам" Ю. К. Олеши (1928), исполненные еще по заказу из Москвы, а также к "Евгению Онегину" (1936), в которых он реализовал свой давний замысел глубоко оригинального прочтения романа А. С. Пушкина.

Войтинская Надежда Савельевна Портрет М.В.Добужинского

В 1939 г. Добужинский выехал в США для работы с актером и режиссером М. А. Чеховым над спектаклем "Бесы", но из-за начавшейся Второй мировой войны в Литву уже не вернулся. Последние годы жизни оказались для него самыми трудными - он не сумел и не захотел приспособиться к чуждому для него американскому образу жизни и к нравам американского художественного рынка. Он часто испытывал материальные затруднения, жил в одиночестве, общаясь лишь с узким кругом русских эмигрантов, и старался использовать всякую возможность, чтобы хоть ненадолго выбраться в Европу.

________________________

ЭНЦИКЛОПЕДИЧЕСКИЙ СЛОВАРЬ

ДОБУЖИНСКИЙ МСТИСЛАВ ВАЛЕРИАНОВИЧ

(1875 - 1957)

Мстислав Валерианович Добужинский - график, театральный художник, живописец и мемуарист - родился 15 августа 1875 г. в Новгороде. Его отец служил в петербургском Михайловском артиллерийском училище и вышел в отставку в звании генерал-майора. После рождения сына родители разошлись, и мать, артистка и «радикалка», как ее называли знакомые, взяла мальчика к себе в Казань, затем переехала в Нижний Новгород. В четырехлетнем возрасте его увезли в Петербург к отцу. Несмотря на эту семейную драму, Добужинский в мемуарах назвал свои ранние годы «воистину золотым детством». В последних классах вильнюсской гимназии и затем в студенческие годы он каждое лето навещает мать, поселившуюся на своем хуторе в тургеневских местах в Кирсановском уезде. «Эпоха Тургенева, — писал Добужинский, — была мне душевно близка». Эта близость и знание помещичьего быта помогли ему впоследствии в работе над спектаклями в МХТ в качестве театрального художника.

Константин Сомов. Портрет М.В.Добужинского. 1910 г.

В 1885 - 1887 гг. он учился в школе рисования Общества поощрения художеств. Поступил в Петербургский университет, занимался в публичной библиотеке, где однажды Стасов, известнейший в ту пору художественный критик, показал ему собрание лубочных картинок и благословил на изучение народного искусства. Окончив университет в 1899 г., Добужинский едет в Мюнхен учиться рисунку в школе А. Ашбе. Затем переходит к другому учителю — венгру Ш. Холлоши, чья школа на лето переезжала из Баварии в Венгрию, и там ученики писали этюды на пленэре. Таким образом, Добужинский сумел наработать опыт в двух противоположных по своему подходу к искусству мюнхенских мастерских. По возвращении в 1901 г. в Петербург он вынужден был поступить на службу в Министерство путей сообщения помощником делопроизводителя в чине коллежского секретаря. «Тут действительно не было ничего общего с тем, чем был полон мой внутренний мир», — вспоминал Добужинский («Новый Журнал». 1963.№ 71. С. 160 - 161). В 1902 г. он сблизился с художниками «Мира искусства», разделял их ретроспективный эстетизм и культ Старого Петербурга, «полного горькой поэзии и тайны», в создании которого он сам принимал непосредственное участие. «Меня интересовала больше всего «изнанка» города… Я рисовал Питер, его «уголки», а красотами Петербурга любовался, но рисовать их не подмывало… За парадный С.-Петербург я взялся попутно лишь по настоянию друзей и «заказчиков», хотя довольно рано, с 1903 - 4 г.: большие графические рисунки — Зимний дворец, Фонтанка с Чернышевым мостом и ансамблем казенных зданий, Исаакий от Сената и Невский проспект с Казанским собором» (Письмо художнику Е. Климову // Новый Журнал. 1975. № 120. С. 174 - 175).

Кустодиев Б.М. Групповой портрет художников общества "Мир искусства".

1920 г. Эскиз Холст, масло. 52 х 89

Государственный Русский музей

Изображены (слева направо): И.Э.Грабарь, Н.К.Рерих, Е.Е.Лансере, И.Я.Билибин, А.Н.Бенуа, Г.И.Нарбут, Н.Д.Милиоти, К.А.Сомов, М.В.Добужинский, К.С.Петров-Водкин, А.П.Остроумова-Лебедева, Б.М.Кустодиев.

С осени 1906 г. он преподавал в мастерской ученицы Репина Е.Н. Званцевой, продолжая одновременно свою необременительную службу в министерстве, откуда вышел в отставку в 1909 г., став уже к тому времени известным художником. Мастерскую Званцевой обычно называли «Школой Бакста и Добужинского». Располагалась она в доме на Таврической улице, где этажом выше был знаменитый литературно-художественный салон Вячеслава Иванова («Башня»). Добужинский стал часто бывать на ивановских «средах», встречался там с Блоком, Белым, Сологубом, Волошиным, Ремизовым, Чулковым и многими другими поэтами и писателями. «У Вячеслава Иванова, — вспоминал Добужинский, — я еще бывал и по поводу затеянного им его собственного издательства «Оры». Он торжественно нарек меня почетным именем «художника Ор» и я сделал несколько обложек для крошечных книжек этого издательства, удовлетворяя Вячеслава Иванова моими символическими рисунками. Эти книжки были: антология «Цветник Ор», «Трагический зверинец» и «33 урода» Лидии Зиновьевой-Аннибал и “По звездам Вячеслава Иванова”».

Борис Григорьев. Портрет М.В.Добужинского. 1917 г.

История русской книжной графики не представима без Добужинского. Его иллюстрации, обложки, книжные марки, заставки и прочее украшают множество изданий той поры. Они встречаются в журналах «Мир искусства», «Золотое руно», «Аполлон», в альманахах «Шиповник» и «Подорожник», сборниках стихов Блока, Верховского, Крандиевской, Чулкова, Георгия Иванова, Мандельштама, Цветаевой, в книге Волошина «Лики творчества», М. Кузмина «Вторник Мэри» и «Нездешние вечера», в романе Сологуба «Мелкий бес» и его же «Политических сказочках», в книге для детей Ремизова «Морщинка», в книге В.А. Верещагина «Русская карикатура». Одним из значительных его достижений как художника-графика остались иллюстрации к «Бедной Лизе» Карамзина. Сам Добужинский называл в числе самых удачных своих работ той поры нарисованную им обложку к роману Ремизова «Пруд». Уже с богатым опытом театрального художника в театре Коммиссаржевской и в МХТ он начинает в 1914 г. работать для балета. Дягилев вызвал его в Париж для исполнения декораций. Делал он также эскизы к костюмам в дягилевских балетах и был одним из тех, кто внес вклад в блистательный «русский сезон» в Париже перед началом мировой войны.

Годы революции и Гражданской войны Добужинский прожил в Петрограде. «На моих глазах город умирал, смертью необычайной красоты, и я постарался перед тем, как его покинуть навсегда, посильно запечатлеть его страшный, безлюдный и израненный облик» (Новый Журнал. 1949. № 21. С. 103). Добужинский принимал участие в художественной жизни «Дома искусств», основанного в 1919 г. К. Чуковским. Лично встречался практически со всеми петроградскими деятелями художественной культуры. С 1922 г. он был профессором факультета живописи Академии Художеств. Одна из последних работ Добужинского, завершенная в советской России, — иллюстрации к «Белым ночам» Достоевского, оставляющие незабываемое впечатление.

Б.М.Кустодиев.

Проводы Добужинского в Европу 1924 г.

Государственный Русский музей

Эмигрировал Добужинский в 1924 г. в Каунас. Вскоре переехал в Латвию, интенсивно включился в культурную жизнь Зарубежья. Точности ради следует упомянуть, что книги, оформленные Добужинским, выходили еще в начале 1920-х гг. в Берлине, когда немецкая столица на несколько лет фактически стала столицей Русского зарубежья и крупнейшим центром русского книгопечатания. В известном издательстве Зиновия Гржебина еще до эмиграции художника вышла книга Ганса Христиана Андерсена с рисунками Добужинского. В этих иллюстрациях сказалась давняя любовь мастера книжной графики к детской книге. В 1922 г. в Берлине выходит монография С. Маковского «М.В. Добужинский», а в следующем году в «Балтийском альманахе» (Каунас) была напечатана статья другого крупного искусствоведа - Эриха Голлербаха, - посвященная 25-летию творческой деятельности Добужинского, вскоре вышла его же книга «Рисунки М. Добужинского».

Переезд в Латвию по времени совпал с основанием в Риге иллюстрированного журнала «Перезвоны» (1925 — 1929 гг.). Редакция придавала особое значение оформлению своего издания и стремилась представить журнал как орган русского творческого слова, искусства и художественной старины. Политические разногласия авторов в «Перезвонах» были стерты, объединение творческих сил осуществлялось вокруг идеи русскости. Добужинский стал ближайшим постоянным сотрудником журнала. Он устраивает также персональные выставки, читает лекции, дает интервью для эмигрантской печати, пишет для рижской газеты «Сегодня» воспоминания о художниках Баксте и А. Яковлеве, об издателе Гржебине, статью о постановке «Ревизора» в эмигрантском театре.

Борис Кустодиев. Портрет художника М.В.Добужинского.

Этюд к неосуществленному групповому портрету художников объединения «Мир искусства». 1913 г.

В 1929 г. Добужинский переехал в Вильнюс. С этим городом у него были связаны детские воспоминания. Сюда он попал одиннадцатилетним, там же окончил гимназию. Вильнюс, как и некоторые другие старые города Европы, отразился в творческом наследии Добужинского. Но его справедливо называют по преимуществу художником Петербурга, связь с которым была для него «совершенно романтическим чувством». Он — поэт города, в графике и в станковой живописи, впитавший широкий диапазон традиций и преобразивший их в своем индивидуальном стиле, лирическом и психологическом. Он синтезировал в своем творчестве увлечение прерафаэлитами, мюнхенскую школу, изящество и ретроспективность «Мира Искусства», любовь к русскому лубку, народной игрушке, сатирический журнальный рисунок, японскую гравюру на дереве, мечтательную «музыку» символистов, «величие и гармонию» (по его собственным словам) архитектуры старого Петербурга. В творчество Добужинского вошел и древний Новгород. В этом городе он родился, здесь же родился и как художник, в девятилетнем возрасте нарисовавший свой первый пейзаж. Имя Мстислав дано ему было в честь новгородского князя, жившего в XII в., - св. Мстислава Храброго.

Н.А.Бенуа

Портрет Добужинского Ростислава Мстиславовича (1903-2000) - сына художника М.В. Добужинского, художник театра.

1921 г. Дерево, масло 61,2х50,8

Государственный Русский музей

Живя в эмиграции в Прибалтике, Добужинский становится членом парижского Общества русской книги. Участвует в основанном в Париже и сразу ставшем популярным журнале «Сатирикон». На его страницах появляется серия «Старая Москва в рисунках М.В. Добужинского». Наездами он бывает в Париже, а в 1935 г. переезжает в Лондон. Иллюстрировал выходившие за рубежом русские книги. В 1937 г. Зарубежье широко отмечало столетие со дня смерти Пушкина. В эмигрантском «Петрополисе» вышло юбилейное издание «Евгения Онегина» с иллюстрациями Добужинского. В пору Серебряного века он был одним из тех талантливых людей, чье творчество способствовало культурному возрождению в России. Так же и в эмиграции он был в числе тех, кто «помог наладить культурную жизнь Русского Зарубежья, участвуя в его культурных мероприятиях… и продолжил на чужбине традиции своего культурного наследия» (Раев М. Россия за рубежом. М., 1994. С. 134).

В 1939 г. Добужинский переехал в США. В эмиграции он много работал как театральный художник. Среди его театральных работ — декорации к постановкам «Евгения Онегина» (Дрезден, 1923 г., и в неаполитанском Сан Карло, 1954 г.), «Бориса Годунова» (Нью-Йорк, Филадельфия, Кливленд), «Половецких плясок» (Буэнос-Айрес, 1957 г.), «Пиковой дамы», «Бала-маскарада», «Хованщины». Две оперы и пять балетов с декорациями Добужинского были показаны в нью-йоркской Метрополитен-опере. Декорации и эскизы костюмов сделаны им для балетов, поставленных в Монреале. Живя в Нью-Йорке, а летом в Нью-Джерси у моря или в пригороде Нью-Йорка — на Лонг Айленде (г. Си Клиф), писал пейзажи. Несколько раз устраивал в Нью-Йорке свои выставки. В тот же период начал работать над историей театральной живописи и собрал сведения более чем о 200 русских театральных художниках. Сам Добужинский отдал работе в театре пятьдесят лет своей жизни. Им написаны воспоминания, главы из которых публиковались в эмигрантских изданиях — «Новоселье», «Возрождении», но главным образом в «Новом Журнале», где напечатаны его замечательные очерки «Круг Мира искусства», «О Художественном Театре», «Встречи с писателями и поэтами», «Новгород», «Петербург моего детства», «Деревня», «Историческая выставка портретов» и другие. Им же была нарисована обложка «Нового Журнала», под которой этот ежеквартальник выходит и в настоящее время. Мария Цетлина, жена основателя «Нового Журнала» Михаила Цетлина, устраивала вечера, на которых бывал и Добужинский, встречаясь там с Г. Федотовым, Керенским, пианистом В. Пастуховым и многими другими и, кроме того, с писателями и поэтами второй эмиграции (Елагиным, Анстей, Б. Филипповым, С. Максимовым). Виделся Добужинский и со своим петербургским другом, жившим в Нью-Йорке, - художником, бывшим мирискуссником, Константином Сомовым.

Кустодиев Б.М.

Портрет Добужинского (скульптура)

1909 г. гипс 37,5х27,5х26

В эмиграции Добужинский воспринимался как художник, вышедший из самой сердцевины Серебряного века, из эпохи, которую он сам ценил исключительно высоко и о которой писал года за полтора до своей смерти: «Время между двумя революциями (1905 — 1917) представляет небывалый по продуктивности подъем нашей художественной жизни во всех ее областях — в живописи, поэзии, в театре, издательском деле и т.д. Это петербургское Возрождение, начавшееся с «Мира искусства» еще недостаточно… оценено исторически, а в общую картину тех лет входит еще огромный мир Москвы, который был охвачен тем же подъемом. В перспективном отдалении кажется, что творчество точно инстинктивно торопилось проявить себя как можно полнее в предчувствии общей катастрофы» (Новый Журнал. 1956. № 44. С. 299 - 300).

В 1950-е гг. продолжительное время он жил в Европе: во Франции, два года в Италии (Милан, Рим, с наездами на Ривьеру, в Неаполь и во Флоренцию), затем год в Англии. Побывал в Германии (Кельн, Дюссельдорф) и в Копенгагене - «моем издавна любимом городе». В Лондоне в 1955 г. была устроена его персональная выставка, на которой представлены были его эскизы, сделанные им для 24 балетных постановок. Это была его единственная выставка за несколько лет пребывания в Европе в 1950-е гг., и Добужинский с горечью в письме к Сомову говорит о себе как о «забытом художнике». К современному европейскому и американскому искусству 1950-х гг. он относился с недоверием, видя в нем «страшное падение вкуса». В октябре 1957 г. он вернулся в Нью-Йорк с большим количеством рисунков, эскизов и этюдов, выполненных за годы жизни в разных странах Европы, и через месяц после своего возвращения, 20 ноября, скончался.

Владимир Набоков

UT PICTURA POESIS

М. В. Добужинскому

Воспоминанье, острый луч,

преобрази мое изгнанье,

пронзи меня, воспоминанье

о баржах петербургских туч

в небесных ветреных просторах,

о закоулочных заборах,

о добрых лицах фонарей...

Я помню, над Невой моей

бывали сумерки, как шорох

тушующих карандашей.

Все это живописец плавный

передо мною развернул,

и, кажется, совсем недавно

в лицо мне этот ветер дул,

изображенный им в летучих

осенних листьях, зыбких тучах,

и плыл по набережной гул,

во мгле колокола гудели —

собора медные качели...

Какой там двор знакомый есть,

какие тумбы! Хорошо бы

туда перешагнуть, пролезть,

там постоять, где спят сугробы

и плотно сложены дрова,

или под аркой, на канале,

где нежно в каменном овале

синеют крепость и Нева.

Сочинения, живопись, графика:

Добужинский М.В. Воспоминания об Италии. Рисунки автора. Б.м., 1923.

Добужинский М.В. Памяти Рахманинова. Нью-Йорк, 1946.

Добужинский М.В. Воспоминания. Нью-Йорк, 1976.

Мстислав Добужинский: Живопись, графика, театр. М., 1982.

Добужинский М.В. Воспоминания. М., 1987.

Добужинский М.В. Письма. СПб., 2001.

В 1957 году в Нью - Йорке скончался талантливый русский художник, Мстислав Валерианович Добужинский, проведший последние 33 года своей жизни вне России.

При современных невероятных технических открытиях часто забывается чувство достоинства и свободы человека. В такое время голос человечности и призыв к сохранению свободы звучит подобно героическому набату. В современной живописи, к сожалению, приходится наблюдать игнорирование вопросов, направленных в глубину вещей и, боясь затрагивать эти проблемы, современная живопись уходить в абстракцию, обрекая себя на бездушие и внутреннюю пустоту.

Нужна полная убежденность в великом назначении начал прекрасного, чтобы достойно пронести через всю жизнь факел любви к искусству и его пламенем согреть и осветить сердце и мысль человека. Таким и было всегда искусство Добужинского .

Его творческие устремления пробивались не одним потоком, а шли многими «рукавами». Естественно поставить вопрос: в какой области (театр, книжные иллюстрации, городской пейзаж, портрет, литературная и педагогическая деятельность) его творчество проявилось наиболее плодотворно? Но имеет ли смысл задавать такой вопрос? Ведь мы не спрашиваем, которая из граней драгоценного камня самая прекрасная или какой лепесток в цветке наиболее красив. Красота драгоценного камня во всех его гранях, а очарование цветка во всех лепестках вместе. Так и дарование Добужинского раскрылось полностью во всех разнообразных проявлениях его творчества. Но это был не разнобой, а нечто объединенное сердцем и мыслью художника. Однако графические работы Добужинского и его театральная деятельность привлекли к себе еще в России значительно больше внимания, чем его педагогические занятия, а также его пейзажи и портреты .

1904. Акварель, белила

1923. Бумага, акварель, карандаш

1914. Холст, масло

В 1924 г. Добужинский переехал в Западную Европу как уже достаточно сложившийся мастер. Его имя прочно связано с деятельностью художников группы «Мир Искусства», в которую входили Александр Бенуа , Сомов , Лансере, Остроумова - Лебедева, Билибин и др.

Объединение художников «Мир Искусства » никогда не выражало своей «идеологии», смело избегая каких - либо платформ. Вместо направления там правили художественный вкус и свобода. По своему духу «Мир Искусства» был выразителем широкого идеализма. К объединению «Мир Искусства» Добужинский примкнул всецело, войдя в его основное ядро.

Отец художника, генерал артиллерии из старого литовского рода, всячески способствовал развитию художественных способностей сына. От матери художник унаследовал любовь к музыке. Отец матери был новгородским священником, в доме которого Добужинский и родился в 1875 году. Имя ему дали при крещении в честь святого князя новгородского Мстислава Храброго, жившего в XII веке. Мальчиком Добужинский каждое лето приезжал из Петербурга в Новгород. Далекие годы мирного детства прекрасно описаны Добужинским в его воспоминаниях. С осени начиналась петербургская жизнь. «В ранней юности, когда начиналась разлука с Петербургом, у меня долго длилась мучительная тоска по нему, и я мечтал, как о счастье, о жизни в Петербурге … впоследствии мое чувство к Петербургу совершенно неожиданно стало меняться… Вероятно, надо было пройти через это. . . иначе моя любовь к Петербургу была бы неполной», - говорил Добужинский.

В 1895 году он поступает на юридический факультет Петербургского университета, но вместе с тем продолжает заниматься рисованием, живописью и историей искусств. По окончании университета едет в 1899 году в Мюнхен, где работает два года в студиях Ашбе и Халлоши. Там он знакомится с Игорем Грабарем , который после возвращения Добужинского в Россию вводит его в круг художников «Мир Искусства ».

Настоящим «художественным университетом», как считал Добужинский, было общение с очаровательным и умнейшим собеседником Александром Бенуа . Любовь к петербургскому детству и Петербургу всецело непосредственно объединяла их.

Картон, гуашь, пастель

Бумага на картоне, пастель, гуашь

Бумага, акварель, белила, тушь, кисть, карандаш

Вернувшись из - за границы, художник увидел Петербург в его величии, но вместе с тем уколола изнанка города, - город казался мрачным и печальным. Казалось из этого состояния со спящими каналами, бесконечными заборами, складами черных дров и пустырей нет выхода. Все его поражало жуткими и в высшей степени острыми чертами.

Не надо представлять себе Добужинского певцом народного Петербурга. За народные изображения он брался только по предложениям заказчиков.

В этих словах слышна неумолимая требовательность к себе и непреклонная честность по отношению к искусству, не позволявшая ему успокоиться на однажды найденных формах.

В жизни Добужинского 1919 год был знаменательной датой: Станиславский предложил ему написать декорацию в МХТ для пьесы Тургенева «Месяц в деревне ». «Мирной деревенской жизни в пьесе «Месяц в деревне », - поясняет художник, - грозит душевная буря. В голубой гостиной, на стенах, меня постигла мысль сделать две большие картины: на одной изобразить вулкан, а на другой крушение корабля… это намек... внесение драматического момента в спокойствие и ясность… и создавало известное настроение».

В 1913 г. Добужинский написал декорации в МХТ по роману Достоевского «Бесы » для пьесы «Николай Ставрогин ». Декорации Добужинского чрезвычайно помогали восприятию всей драмы «Бесов », а сама работа открыла художнику многие трагические стороны жизни и затронула те области, которых раньше Добужинский не касался.

Первая мировая война, революция и все последовавшие в России события не могли, конечно, пройти незамеченно для отзывчивой души художника. В воображении художника складываются печальные взгляды на будущее. Так возникает серия работ под названием «Городские сны ». Особенно впечатляет работа «». Вереница людей понуро поднимается по гигантским лестницам. По соседству работающие машины - гиганты как бы поглощают этих одинаковых людей, вынужденных двигаться.

На фоне этих гигантских машин маленькие люди кажутся муравьями и им не понять, для чего происходит это поглощение мира техникой. Им только и остается безропотно идти друг за другом, образуя несчастную тысячную толпу. Наше сознание протестует и несогласно с подобной судьбой. Человек достоин другой жизни и требует себе права на свободу.

Предчувствие трагических событий носит в рисунке «» из той же серии «Городские сны » пророческий характер и напоминает страницы Апокалипсиса.

Работы Добужинского из серии «Городские сны » говорят о том, как ошибались те, кто причислял художника к эстетам. Одно любование сочетанием линий и красок без внутреннего смысла никогда не привлекало Добужинского. Его искусство всегда трепетно и предметно, и зовет к постижению всего видимого.

В 1922 году был издан альбом литографий Добужинского под названием «Петербург в 1921 год ». Одна из лучших монографий этого альбома - «». Языком, полным скорби, поведал Добужинский о былом величии одичалого города. Собор в метель становится более призрачным, щемит сердце от этого вида, столь просто и выразительно показанного.

Тушь, перо

Из серии работ «Петербург в 1921 год». 1923.

Тушь, перо

Из серии работ «Петербург в 1921 год». 1923.

Тушь, перо

«Последним моим «прости» Петербургу были мои иллюстрации к «Белым ночам » Достоевского, - говорит художник, - куда я вложил всю мою любовь к Петербургу». «Работой над «Белыми ночами » завершается период творчества Добужинского на родине. Тридцать три последующих года показали, что художник был еще полон сил, и любовь к родным основам осталась незыблемой. В условиях эмигрантской жизни, не всегда легких, Добужинский не сдался и проявил себя широко и свободно в области театра и книжной иллюстрации.

Во время пребывания Добужинского в Лондоне бывали у него встречи с писателем А.Н. Толстым, который уговаривал художника вернуться на родину. Добужинский ему ответил: «У вас там начальства много, а я начальства не люблю».

В городах, где останавливался Добужинский, устраивались выставки его работ, находившие широкий отклик. Тут появились не только виды России, но и виды Парижа, Копенгагена, Риги, Вильны. Новые города давали художнику новые мотивы, которые он набрасывал смело, свободно и широко. Правда его несколько стесняли люди на улицах, когда он делал этюды, поэтому он чаще делал быстрые зарисовки с натуры, а затем дома создавал свои рисунки и акварели. Такой элемент «вторичного творчества» нередко превалировал в искусстве Добужинского и придавал характерность изображаемому.

С переездом в Западную Европу началась довольно интенсивная театральная деятельность художника. Для Дрезденской оперы Добужинский пишет декорации для «Евгения Онегина ». Особенно пленительны были декорации комнаты Татьяны. Пушкину Добужинский остался верен до конца. В государственном Литовском театре ставится опера «Пиковая дама » в оформлении Добужинского. Содержание оперы и ее музыка нашли страстный отклик в его динамическом искусстве. Запомнилась жуткая архитектура игорного дома, в котором сходит с ума Герман. Темная фантастика трагической сцены приобретает глубокий смысл.

2-я картина I действия. 1934.

Бумага, карандаш, темпера

2-я картина II действия. 1934.

2-я картина III действия. 1934.

Бумага, карандаш, темпера, тушь

Театральная работа порой целиком поглощала почти все время художника. И все же, даже в разгар театрального сезона, Добужинского влечет природа, и он юношески приветствует ее. Увлекаясь театральной деятельностью, он не забывал других отраслей искусства.

Добужинский давно уже поддавался затаенным желаниям к иллюстрированию любимого им Онегина, все страницы которого он знал наизусть с юных лет. Издание «Онегина » с рисунками Добужинского было осуществлено только в 1937 году, когда «Онегин » вышел в английском переводе. Был полный успех рисунков. А в 1938 году в Париже вышло русское издание с его же рисунками.

1935. Бумага, карандаш, темпера, тушь

1935. Бумага, карандаш, темпера, тушь

В главе I изображение Онегина, возвращающегося с бала. Всего лишь несколькими штрихами и пятнами дано представление о ясном морозном утре с встающим из - за легких туч солнцем. Наиболее сильным рисунком является дуэль Онегина с Ленским. Силуэтность рисунка помогает острее почувствовать контраст темных фигур и белизну снега. Здесь должно наступить нечто роковое. Простота рисунка основана на глубоком знании, а экономия средств показывает высокое мастерство Добужинского - графика.

Часто во время театральных постановок Добужинский зарисовывал артистов. Существует много набросков, исполненных художником еще в России, а потом и за границей. Портрет Федора Ивановича Шаляпина нарисован в 1934 г. в Ковно, когда Шаляпин приезжал в Балтийские страны на гастроли. Добужинский почувствовал в стареющем великом певце могучую силу. Усталые глаза, но все - таки это еще лев, величественный в своем артистическом благородстве.

В Лондоне Добужинский рисует композитора Николая Карловича Метнера. Проницательный взгляд умных и добрых глаз и общий поэтический облик композитора показан психологически тонко.

С 1939 года Добужинский в Соединенных Штатах Америки, куда его пригласил Михаил Чехов. «За эти годы Добужинский создал в театрах: четыре оперы, семь балетов, пять драм и комедий, и самую большую театральную работу - «Хованщина ».

1949. Бумага, гуашь, акварель

1949. Бумага, гуашь, акварель

1949. Бумага, гуашь, акварель

В первые годы своего пребывания в Америке Добужинский сотрудничает с Чеховым и выполняет некоторые его постановки, среди них инсценировку рассказа А. Чехова «Забыл », вызывающую своими декорациями улыбку. Сколько там было тонкого юмора! Но и пышная постановка оперы Верди «Бал - маскарад » показывала, каким мастером сцены был Добужинский , как легко он возводил великолепные чертоги и наполнял их феерическим светом.

В годы пребывания в Америке художник стал работать над темами русской истории, к которым он, живя на родине, не обращался. Известны его постановки «Бориса Годунова » и «Хованщины ». В эти же годы он пишет свои воспоминания о Новгороде и о своем детстве. Тут слышится голос любви к своему прошлому, это как бы благодарная дань тому, на что в молодые годы не было обращено достаточного внимания.

Добужинский иллюстрирует в 1951 году «Слово о полку Игореве ». Здесь отразился его взгляд на этот памятник древней русской литературы как на памятник трагического искусства. Заглавный лист «Слова » чрезвычайно динамичен. Зловещий крик птицы, померкнувшее солнце и стремительный поход дружины сплелись с терзаемым бурей деревом в выразительный графический узор. Перед боем с половцами войска Игоря показывают строй сомкнувшихся щитов и лес ровных копий. Но после побоища все смешалось, копья свалены, стяги порваны, птицы разметались. Самыми простыми средствами Добужинский достиг выражения полного поражения, разброда и ужаса. И все это дано только в одной вспышке!

По силе переживания рисунки к «Слову » должны быть отнесены к одним из самых сильных в творчестве Добужинского. Нечто стихийное чувствуется в их внутренней взволнованности и динамике.

В этих рисунках нет каллиграфической тонкости, но в них есть подлинная свобода в выражении могучих чувств, где птицы грозно каркают, где деревья мощно изгибаются под напором бури, где в дела людей властно вмешиваются силы неба.

Помимо театральных и графических работ Добужинский собирает материалы по истории русской театральной живописи, пишет воспоминания, редактирует сборник - «Памяти Рахманинова» и не прекращает делать свои зарисовки с натуры.

Был еще одни мир, куда нередко уносился Добужинский в своих мечтах: это был мир давно прошедших дней, в котором природа и памятники культуры давали ему обильную пищу для творчества. Это был город его юности - Петербург.

В последние дни своей жизни вспомнил Добужинский Летний сад зимою в годы запустения Петербурга. Одиноко стоит в одной из аллей статуя Ночи, брошенная всеми и занесенная снегом.

Только деревья оголенными ветвями рассказывают о былом величии и красоте столицы. Есть в этом образе печально стоящей среди холода фигуры нечто более значительное, чем простое воспоминание о любимом городе. Это прощальный привет художника, открывшего много тайн и заповедавшего бережно хранить эти тайны творческого преобразования.

Беспредметность и абстракция не могли найти у Добужинского никакого признания. Слишком он был полон интереса к миру, архитектуре, человеку и вещам и находил в них тайный смысл.

Мстислав Добужинский

Мстислав Валерианович Добужинский родился 2 августа 1875 г. в Новгороде в семье офицера (впоследствии генерал-майора) и оперной певицы. Вскоре после рождения сына его родители разошлись, и воспитанием Мстислава занялся отец. Именно он, сам одаренный талантом рисовальщика, впервые заметил художественные способности в сыне и начал приучать его к творчеству оригинальным способом: просил проиллюстрировать только что прочитанную книгу. Рисование скоро стало настоящей страстью Мстислава, и еще до гимназии он посещает рисовальные классы Императорского общества поощрения художеств. Необходимую будущему художнику наблюдательность развивали постоянные переезды по месту службы отца - Кишинёв, Вильно, Тамбов, Петербург…

После окончания Виленской классической гимназии и первого курса юридического факультета Петербургского университета Мстислав дважды пытался поступить в Императорскую академию художеств, но не был принят и в 1899-м решил продолжать обучение в Мюнхене, в знаменитой художественной школе словенского живописца А. Ашбе. Именно Ашбе, полагавший, что талант каждого художника должен раскрываться индивидуально, без «подсказок» со стороны, придал Добужинскому уверенности в своих силах.

Вернувшись в 1901-м из Мюнхена в Петербург, Добужинский заинтересовался художественным объединением «Мир искусства» и вскоре стал самым молодым, но и одним из самых видных мирискусников. По собственному признанию мастера, в начале пути на него оказали большое влияние К. А. Сомов и А. Н. Бенуа, а также ведущие мастера модного тогда югендштиля. Городские пейзажи Добужинского 1900–1910-х гг. ярко передают образ Петербурга начала ХХ в. - странного, причудливого города, где архитектурная классика пушкинских времен соседствует с доходными домами в стиле модерн, проходными дворами, окраинными фабриками, обшарпанными заборами. Этот Петербург зыбок, призрачен, иногда даже пугающ. Так, на гуаши «Старый домик» (1905) трогательный деревянный особнячок зажат в кольцо несколькими бездушными каменными громадами. Одновременно создается и образ «нового горожанина» начала века - замкнутого, отгороженного от окружающего его мира. Таков «Человек в очках» (1906) - портрет критика и поэта К. А. Сюннерберга. Хрупкий немолодой интеллигент изображен на фоне унылого петербургского предместья - хаоса фабричных труб, огородов, безликих жилых многоэтажек. Скованная поза, непроницаемое лицо, «слепые» глаза за стеклами очков подчеркивают одиночество и враждебность человека бездушному, уродливому городу.

М. В. Добужинский. Художник О. Э. Браз. 1922 г.

Полнее всего талант Добужинского раскрылся в театре и книжной графике. После удачных дебютов в Старинном театре и Театре В. Ф. Комиссаржевской в 1909 г. его приглашает в Московский Художественный театр К. С. Станиславский - оформить постановку «Месяца в деревне» И. С. Тургенева. Безусловной вершиной Добужинского - театрального художника считаются декорации к спектаклю «Николай Ставрогин» (1913) по «Бесам» Ф. М. Достоевского. «Лучшего живописца трудно пожелать», - отзывался Станиславский о Добужинском. Книги художник начал оформлять в 1906-м («Станционный смотритель» А. С. Пушкина). Впоследствии именно Пушкин стал его любимым «героем» - Добужинский создал иллюстрации к «Барышне-крестьянке», «Графу Нулину», «Скупому рыцарю». Успешно пробовал он себя и в карикатуре, и в оформлении почтовых открыток.

В 1906–1911 гг. Добужинский преподавал в частной художественной школе Е. Н. Званцевой, в 1911–14 гг. - в Новой художественной мастерской при Петербургском университете. Первая мировая война застала художника в Лондоне. Вернувшись на родину, он создал цикл фронтовых зарисовок, а с 1916-го служил в Главном управлении Красного Креста.

Февральскую революцию Добужинский, как и большинство его современников, принял восторженно, в марте 1917-го начал сотрудничать в Комиссии по делам искусств при Совете рабочих и солдатских депутатов. Благожелательно он встретил и октябрьские события: активно участвовал в оформлении революционных праздников, стоял у истоков Театра трагедии, где заведовал художественной частью. В ноябре 1918 г. по заданию отдела изобразительного искусства Северо-Западного округа художник выехал в Витебск, где жил и работал около года. За это время им были основаны Витебский художественный музей и Витебское художественное училище (20 декабря 1918 г. Добужинский стал его первым директором). В ноябре 1919 г. в Петрограде Добужинский создал собственную художественную студию, параллельно преподавал в Петроградском Доме искусств и Академии художеств, писал декорации для Большого драматического театра, создал великолепный цикл литографий «Петроград в 1921 году» - своего рода летопись голодного, скованного холодом города первых лет Советской власти. К этому времени относятся и многочисленные стихотворения Добужинского (первые стихи он написал еще в 1903-м). Большим поэтом ему не суждено было стать, и единственный сборник «Тайны» так и остался неизданным.

В 1923-м Добужинский отправился в зарубежную командировку - сначала в Германию, где в Дрезденской опере он ставит оперу «Евгений Онегин» П. И. Чайковского, затем в Литву. В 1924 г. при поддержке знаменитого поэта-символиста, посла Литвы в СССР Ю. Балтрушайтиса Добужинский получил литовское гражданство. Этот выбор был связан с тем, что род Добужинских имел литовские корни - сам художник связывал происхождение своей фамилии с деревней Дабужяй, что недалеко от Укмярге. В отличие от большинства других русских эмигрантов, воспринимавших свое изгнание как «нравственную и физическую каторгу», а страну, давшую им приют, - как «неродную мать», Добужинский глубоко и искренне любил Литву, посвятил ей немало картин и стихотворений, мечтал о том, чтобы город Вильно, в 1920–1930-х входивший в состав Польши, стал литовским Вильнюсом. Художник даже вошел в состав комиссии по созданию государственного герба молодой республики.

1926–1929 годы Добужинский проводит в Париже, сотрудничая с «Летучей мышью» Никиты Балиева и преподавая в Школе декоративного искусства, а с 1929 г. работает главным художником Литовского государственного театра в Каунасе - тогдашней столице Литвы. В это время им были оформлены спектакли «Пиковая дама» П. И. Чайковского, «Борис Годунов» М. П. Мусоргского, «Тангейзер» Р. Вагнера, «Раймонда» А. К. Глазунова, «Князь Игорь» А. П. Бородина, «Радзивилл Перкунас» Ю. Карнавичюса. Мастера часто приглашали и другие театры - брюссельские «Де ля Моннэ» и «Да Парк», амстердамский «Рикка Хоппер», Латвийская национальная опера, Чехословацкий национальный театр. В 1928-м состоялся дебют Добужинского в кино - им был оформлен французский фильм «Плодородие» по роману Э. Золя «Земля».

Именно к 1920-м гг. относятся высшие достижения Добужинского - книжного графика. Это иллюстрации к «Бедной Лизе» Н. М. Карамзина и «Тупейному художнику» Н. С. Лескова (1922) и «Белым ночам» Ф. М. Достоевского (1925). Замечательны также его рисунки к детским книгам - «Примусу» О. Э. Мандельштама и «Бармалею» К. И. Чуковского (1925). К художнику приходит международная слава: его работы выставляются в Амстердаме, Копенгагене, дважды - в Брюсселе и Париже, трижды - в Риге, а ставший ему родным Каунас устраивал выставки Добужинского целых шесть раз.

В 1939 г. Михаил Чехов пригласил художника в США для оформления спектакля «Одержимые» по роману Ф. М. Достоевского «Бесы». Вернуться в Европу не позволила начавшаяся Вторая мировая война. В январе 1940-го 64-летний мастер успешно сдал экзамены на театрального художника-декоратора и начал профессиональную карьеру в Америке. К наиболее значимым постановкам военных лет относятся посвященный «Храбрым русским солдатам Второй мировой войны» балет «Русский солдат» С. С. Прокофьева (1941) и «Бал-маскарад» Д. Верди (1942). В 1945-м Добужинский дебютировал в качестве либреттиста - им был создан балет на музыку Седьмой (Ленинградской) симфонии Д. Д. Шостаковича, выполнены эскизы декораций к этому балету, а также иллюстрации-фантазии к музыке Шостаковича. К сожалению, эта постановка не была осуществлена.

После войны старый художник жил попеременно в Нью-Йорке и Европе - Риме, Париже, Лондоне. Он успешно работал в миланском театре Ла Скала, неаполитанском Сан-Карло, лондонском «Рамбер Мари». В 1950-х его выставки не раз проходили в крупнейших залах Европы и Америки. А вот на родине о нем практически не вспоминали - первая выставка Добужинского в СССР состоялась только в 1963 г. в Вильнюсе. Московская публика увидела работы мастера еще позже, в 1975-м.

Но до этого момента художнику не суждено было дожить. В ноябре 1957 г. 82-летний Добужинский направился в США, чтобы обменять паспорт. Во время плавания он тяжело заболел и 20 ноября скончался в Нью-Йорке, в квартире своего младшего сына. Могила Добужинского находится на парижском кладбище Сен-Женевьев-де-Буа.

Из книги 100 великих музыкантов автора Самин Дмитрий

МСТИСЛАВ ЛЕОПОЛЬДОВИЧ РОСТРОПОВИЧ /1927/ 27 марта 1927 года в Баку у супругов Ростроповичей родился сын Мстислав. Его отец был преподавателем Бакинской консерватории, поэтому Леопольд Витольдович, рано заметивший музыкальные способности сына, и стал его первым учителем.

Из книги Большая Советская Энциклопедия (ДО) автора БСЭ

Из книги Большая Советская Энциклопедия (КЕ) автора БСЭ

Из книги Большая Советская Энциклопедия (МС) автора БСЭ

Из книги Большая Советская Энциклопедия (РО) автора БСЭ

Из книги Большая Советская Энциклопедия (ЦЯ) автора БСЭ

Из книги 100 великих супружеских пар автора Мусский Игорь Анатольевич

Из книги Полная энциклопедия наших заблуждений автора

Из книги Полная иллюстрированная энциклопедия наших заблуждений [с иллюстрациями] автора Мазуркевич Сергей Александрович

Мстислав Ростропович и Галина Вишневская Величайший музыкант современности Мстислав Ростропович родился в 1927 году в Баку. Его отец, Леопольд Витольдович, преподавал в Бакинской консерватории. Стремление дать детям лучшее образование побудило семью переехать в

Из книги Полная иллюстрированная энциклопедия наших заблуждений [с прозрачными картинками] автора Мазуркевич Сергей Александрович

Из книги 100 великих русских эмигрантов автора

Мстислав Келдыш В 1998 году многие информационные агентства сообщили о следующей дате: 20 лет назад в собственном гараже, отравившись выхлопными газами, покончил жизнь самоубийством самый талантливый ученый XX века в области прикладной математики, всемирно известный

Из книги 100 великих подвигов России автора Бондаренко Вячеслав Васильевич

Мстислав Келдыш В 1998 году многие информационные агентства сообщили о следующей дате: 20 лет назад в собственном гараже, отравившись выхлопными газами, покончил жизнь самоубийством самый талантливый ученый XX века в области прикладной математики, всемирно известный

Из книги Мастера исторической живописи автора Ляхова Кристина Александровна

Мстислав Ростропович (1927–2007) Мстислав Леопольдович Ростропович родился 27 марта 1927 г. в Баку в семье известного виолончелиста, профессора Азербайджанской консерватории Леопольда Витольдовича Ростроповича и его жены Софьи Николаевны, урожденной Федотовой. Семья

Из книги Галерея российских царей автора Латыпова И. Н.

С пистолетом на пулемет: Виктор Покровский, Мстислав Плонский 18 июля 1915 г.Виктор Леонидович Покровский родился 14 сентября 1889 года в Нижегородской губернии. В 1906 г. закончил Одесский кадетский корпус, в 1909-м - Павловское военное училище. С 6 августа 1909 г. служил в 10-м

Из книги автора

Из книги автора

Мстислав Владимирович Mstislav Vladimirovich 1125-1132 Мстислав Владимирович - старший сын Мономаха - после смерти отца занял киевский престол. Его правление было недолгим, но славным.Половцы, укрощенные Мономахом, узнав о его смерти, напали на Русь, но Мстислав, получивший ратный

Добужинский Мстислав Валерианович (1875-1957), художник.

Родился 14 августа 1875 г. в Новгороде в семье артиллерийского офицера, принадлежавшей к старинному роду литовских дворян.

В 1895-1899 гг. учился на юридическом факультете Петербургского университета. В студенческие годы увлёкся живописью, занимался в частных студиях. По окончании университета учился в Мюнхене в школе А. Ашбе, а после возвращения в Петербург стал одним из активных членов объединения «Мир искусства».

Дебютировал как график с рисунками в книгах и журналах. Выступил в качестве оформителя книг своих современников: Ф. Сологуба, Л. Зиновьевой-Аннибал, А. Ремизова, Вяч. Иванова, Г. Чулкова, С. Ауслендера и др.

Сотрудничал со многими журналами и издательствами, и именно графические работы принесли ему славу. В качестве художника-станковиста вместе с Л. С. Бакстом преподавал в различных учебных заведениях.

Как и его коллеги, Добужинский много и плодотворно сотрудничал с театрами. В 1907-1908 гг. он работал в так называемом Старинном театре, а с 1909 г. начал оформлять спектакли МХАТа (дебютировал в постановке комедии И. С. Тургенева «Месяц в деревне»).

В 1924 г. Добужинский принял литовское гражданство и покинул Россию. В эмиграции он иллюстрирует роман-сказку Ю. К. Олеши «Три толстяка» (1928 г.) и роман в стихах А. С. Пушкина «Евгений Онегин» (1936 г.). В числе театральных работ художника - спектакли Рижского театра (1925 г.), парижского театра «Летучая мышь» (1926-1929 гг.).

С 1929 г. Добужинский - ведущий художник Государственного литовского театра. В 1939 г. он переехал в США для работы над спектаклем по роману Ф. М. Достоевского «Бесы» с М. А. Чеховым в главной роли. Однако жизнь художника не стала за океаном успешной: он часто испытывал материальные затруднения, жил в одиночестве, общаясь с узким кругом русских эмигрантов.