Соседская община – это традиционная форма человеческой организации. Она делилась на сельскую и территориальную общины.
Соседскую общину считают наиболее поздней формой родовой общины. В отличие от родовой общины, соседская община комбинирует в себе не только коллективный труд и потребление избыточного продукта, но и землепользование (общинное и индивидуальное).
В родовой общине люди были связаны кровным родством. Основным занятием такой общины было собирательство и охота. Основным же занятием соседской общины было земледелие и скотоводство.
Под соседской общиной принято считать некую социально-экономическую структуру. Эта структура состоит из нескольких отдельных семейств, родов. Это общество объединено общей территорией и совместными усилиями по средствам производства. Этим средством производства можно назвать землю, различные угодья, пастбища для животных.
– общая территория;
– общее землепользование;
– общинные органы управления такой общиной;
Признак, ярко характеризующий подобную общину – наличие отдельных семейств. Такие семейства ведут самостоятельное хозяйство, самостоятельно распоряжаются всем произведенным продуктом. Каждая семья самостоятельно занимается обработкой своей территории.
Хотя семья и обособлены в хозяйственном отношении, они могут быть связаны и не связаны родственными узами.
Соседская община противостояла родовой общине, она была главным фактором в разложении родового устройства обществе. У соседской общины было очень большое преимущество, что и помогло соседской искоренить родовое устройство. Главное преимущество – это не только социальная организация, но социально-экономическая организация общества.
Соседскую общину заменило классовое разделение общества. Причиной этому стало возникновение частной собственности, появление избыточного продукта и увеличение населения планеты. Общинная земля переходит в частное землевладение, в Западной Европе такое землевладение стало называться аллодом.
Не смотря на это, общинная собственность еще сохранилась до сих пор. Некоторые первобытные племена, в частности племена Океании, сохраняют соседское устройство общества.
Соседскую общину восточных славян историки называют вервью. Это термин был изъят из «Русской правды» Ярослава Мудрого.
Вервь – общинная организация на территории Киевской Руси. Вервь была распространена и на территории современной Хорватии. Впервые вервь упоминается в «Русской правде» (сборник законов Киевской Руси, созданный князем Ярославом Мудрым).
Для верви была характерна круговая ответственность. Это значит, что если кто-то из общины совершил преступление, то наказание может понести вся община. Например, если кто-то в верви совершил убийство, но все члены общины должны были выплатить князю штраф, называвшийся вира.
На вервь налаживались общая воинская повинность.
Во время своего развития вервь стала уже не селянская община, это уже несколько поселений, состоявшие из нескольких небольших поселков.
В личном владении семьи в верви были приусадебная земля, все домашние постройки, орудия труда и другой инвентарь, скот, участок для пахоты и покоса. В общественном владении верви находились леса, угодья, близлежащие водоемы, луга, пашня, места промыслов.
На раннем этапе развития вервь была тесно связана кровными узами, однако со времени они перестают играть господствующую роль.
Древнерусская община по данным летописи называлась мир.
Соседская община или мир – низшее звено социальной организации Руси. Такие общины зачастую объединялись в племена, иногда же племена во время угрозы нападения объединялись в союзы племен.
Земля превратилась в вотчину. За пользование вотчинной земли крестьяне (общинники) должны были платить дань князю. Такая вотчина передавалась по наследству, от отца к сыну. Крестьяне, жившие в сельской соседской общине, назывались «черными крестьянами», а такие земли назывались «черными». Все вопросы в соседских общинах решались народным собранием. Участвовать в нем могли объединялись в союзы племен.
Такие племена могли вести между собой войны. Вследствие этого появляется дружина – профессиональные конные воины. Дружиной руководил князь, кроме того, она была его личной охраной. В руках такого князя была сконцентрирована вся власть в общине.
Князья часто пользовались своей военной силой и авторитетом. И благодаря этому они отбирали часть остаточного продукта у простых общинников. Так началось формирование государства – Киевской Руси.
Земля превратилась в вотчину. За пользование вотчинной земли крестьяне (общинники) должны были платить дань князю. Такая вотчина передавалась по наследству, от отца к сыну. Крестьяне, жившие в сельской соседской общине, назывались «черными крестьянами», а такие земли назывались «черными». Все вопросы в соседских общинах решались народным собранием. Участвовать в нем могли только совершеннолетние мужчины, то есть воины. С этого следует сделать вывод, что формой управления в общине была военная демократия.
Родовая община и община соседская – последовательные этапы развития социума. Родовая община появилась раньше и впоследствии, по мере развития социальных отношений, постепенно трансформировалась в соседскую. Чем отличается родовая община от соседской, и что у них общего? Рассмотрим на исторических примерах.
Точной даты, когда родовая община сменила предыдущую общественную формацию – «человеческое стадо», не существует. По наиболее распространенной гипотезе, это произошло в промежутке от 50 до 100 тысяч лет назад. Процесс этот был небыстрым, и в разных регионах планеты протекал неравномерно. Известно, что родовые общины существовали и у кроманьонцев (людей современного типа), и у неандертальцев, которые позже, не выдержав видовой конкуренции со своими более высокоорганизованными соперниками, вымерли. Что же сплачивало людей, в чем отличие родовой общины от соседской?
Специалисты выделяют три параметра, характеризующих этот способ организации социума:
В условиях, когда производительность труда невысока и для добывания пищи необходимы слаженные действия большого количества людей, выжить могут только крупные коллективы. Довольно рано стало понятно, что браки внутри общины пагубно сказываются на здоровье потомков, поэтому возник запрет на женитьбу на своих близких родственниках, и жен начали брать из других родов. Это уже были предпосылки для более сложной организации общества. О слаженности действий близких родов говорит такой факт: в 8 тысячелетии до нашей эры (это верхний палеолит) люди создают довольно сложные сооружения, как, например, стену (предположительно для защиты от наводнений) и башню высотой восемь метров – ее остатки находятся в городе Иерихон (Израиль).
Соседская община является более сложной формой организации. Она возникает, когда производительность труда резко увеличивается и при добывании необходимых для выживания продуктов становится достаточно труда одной семьи. Это связано с совершенствованием орудий труда и технологий обработки почвы. Однако полного отделения семьи от общины не происходит, так как ряд задач (в первую очередь отражение нападения извне и некоторые особо трудоемкие работы) можно выполнять только сообща.
Члены соседской общины не являются кровными родственниками, и каждая семья имеет право на свою долю общинной собственности. Свою часть пашни каждая семья также обрабатывает самостоятельно, объединяясь с соседями лишь тогда, когда надо, например, расчистить участок леса, проложить дорогу или навести переправу через реку. Соседская община возникла уже в историческое время, но, понятно, разброс тут довольно большой. У восточных славян переход от родовой общины к соседской завершился только к 7 веку нашей эры. А город Рим, например, к этому моменту насчитывал уже около полутора тысяч лет истории, а самые старые из египетских пирамид – более трех тысяч лет.
Ликвидация соседской общины в нашей стране произошла всего около ста лет назад. Начало положила знаменитая столыпинская аграрная реформа, о которой ее инициатор так прямо и говорил, что одной из ее главных задач является «разрушение общины». В изменившихся исторических условиях община стала тормозом развития сельского хозяйства, поэтому ее дни были сочтены. Некоторые считают, что возникшие при советской власти колхозы послужили логическим развитием традиционной русской общины, однако принципы организации труда там были совсем иными. Колхозы, скорее, являлись государственными сельскохозяйственными предприятиями, выполняющими госзаказ.
Южноамериканские индейцы, живущие в родовой общине
Разобравшись, в чем разница между родовой и соседской общиной, остается добавить, что и та и другая не отмерли полностью. Появившись как способ организации социума в определенных исторических условиях, они сохраняется там, где эти условия не меняются уже тысячи лет. Это некоторые районы Африки, Южной Америки и Австралии, чьи аборигены не хотят отказываться от привычного уклада жизни. И при сохранении статус кво такое положение продлится неопределенное время.
Соседская община – это несколько родовых общин (семей), живших в одной местности. В каждой из этих семей есть своя глава. И каждая семья ведет свое хозяйство, по своему усмотрению использует произведенный продукт. Иногда соседскую общину еще называют сельской, территориальной. Дело в том, что члены ее проживали обычно в одной деревне.
Родовая община и соседская община– это два последовательных этапа в становлении общества. Переход от родовой общины к соседской стал неизбежным и закономерным этапом в жизни древних народов. И на это были свои причины:
Таким образом, произошел постепенный распад родовых отношений, который сменился семейными. Общая собственность стала уходить на второй план, а на первый выдвинулась частная. Однако долгое время они продолжали существовать параллельно: леса и водоемы были общими, а скот, жилище, орудия, участки земли – индивидуальными благами. Теперь каждый человек стал стремиться заниматься своим делом, зарабатывая им на жизнь. Это, несомненно, требовало максимального объединения людей, чтобы соседская община продолжала существовать.
Чем отличается родовая община от соседской?
Человек в соседской общине стал более свободным и независимым. Но, с другой стороны, он потерял мощную поддержку, которая была в родовой общине.
Когда мы говорим о том, чем отличается соседская община от родовой, то необходимо отметить один очень важный факт. Соседская община имела большое преимущество над родовой: она стала видом не просто социальной, а социально-экономической организации. Она дала мощный толчок для развития частной собственности и экономических отношений.
У восточных славян окончательный переход к соседской общине произошел в седьмом веке (в некоторых источниках ее называют «вервь»). Причем такой вид социальной организации просуществовал достаточно долго. Соседская община не давала крестьянам разориться, в ней царила круговая порука: более богатые выручали бедных. Также в такой общине разбогатевшие крестьяне всегда должны были ориентироваться на соседей. То есть еще как-то сдерживалось социальное неравенство, хоть оно и закономерно прогрессировало. Характерной особенностью для соседской общины славян была круговая ответственность за совершенные проступки, преступления. Это касалось и воинской повинности.
Соседская община и родовая община – это разновидности социального устройства, существовавшие в свое время у каждого народа. С течением времени постепенно происходил переход к классовому строю, к частной собственности, к социальному расслоению. Эти явления были неизбежными. Поэтому общины ушли в историю и сегодня встречаются только в некоторых отдаленных регионах.
Во все времена люди старались объединиться в определенные группы для того, чтобы легче и удобнее было сосуществовать: добывать еду, поддерживать быт и обороняться от врага. В данной статье хочется рассказать о такой форме первичного сообщества, как община.
В первую очередь стоит разобраться с самим понятием «община». Это некая форма сосуществования людей (как кровных родственников, так и не имеющих тесных уз), которая возникла еще в первобытные времена. Стоит сказать о том, что существует родовая община, семейная, а также соседская. Начнем с самого главного. Сама по себе родовая община - это первый шаг к организации людьми своего быта, переход от такой неупорядоченной формы совместного проживания людей, как стадо. Стало это возможным в период расцвета матриархата (главой семьи считалась женщина). Сама же данная форма сожительства основывалась на кровном родстве. Суть ее заключалась в следующих моментах:
Это три тех главных пункта, которые объединяли людей для достижения одной цели - нормального существования. Также данная форма совместного проживания и ведения быта предполагала не только заботу о себе, но и о своих потомках (чего не было при стадной форме жизни). Важным моментом также являлось первичное разделение труда: женщины занимались в основном домашним хозяйством, мужчины - добывали еду. Как уже было сказано выше, родовая община возникла в период расцвета матриархата, поэтому часто отец ребенка не был известен (такова была в то время форма брачных отношений), линия родства велась от матери. Уже несколько позже был сужен круг лиц, которые могли участвовать в также запретили половые отношения между единоутробными родственниками - братьями и сестрами.
Кто управлял родовой общиной? Для этого существовала определенная структура органов власти:
Разобравшись, что такое родовая община, стоит несколько слов уделить и такой форме организации людей, как семейная община. Это следующий этап развития коллективного сосуществования людей, основанный на развитии земледельчества и возникновении особых орудий и технологий труда (возникновение плуга для обработки земли, распространение скотоводчества). Семейная община включала в себя несколько поколений кровных родственников. Интересно, что количество их могло достигать даже 100 человек. Суть семейной общины: коллективная собственность на все, что есть в роду. В самом начале управление данной формой организации людей велось более демократично: главой считался самый старший мужчина (или же выборный), с женской стороны - его жена. Несколько позже стали избирать «старшего», который фактически являлся собственником всего, что принадлежало семейной общине.
Следующий этап развития человеческих отношений - родовая Ее еще называли земельной, или сельской. Отличительная ее черта от вышеописанных - тут люди могли и не состоять в кровном родстве друг с другом. Данная форма отношений возникла в период распада родовых отношений. В первое время людей объединяла на все орудия труда, на скот и земли, несколько позже все изменилось: жители начали разделяться по умениям, трудолюбию, возможности накопить богатство. Эта форма сосуществования более тяжела тем, что она требовала единства соседской общины, чего не так и легко было добиться.
Характерными чертами первобытной соседской общины являются: наличие общей территории, общественного имущества и общинное землевладение при частном землепользовании, наличие общинных органов управления, различные формы кооперации и взаимопомощи между общинниками, их совместное выступление в войнах и делах, связанных с межобщинными отношениями, наличие определенного идеологического (религиозного) единства общинников, переплетение территориальных связей с распадающимися кровнородственными, в общественной сфере - сосуществование общины с позднеродовыми учреждениями.
Первобытная соседская община была формой превращения родовой общины в соседскую. Соответственно в ней переплетались распадавшиеся родовые и завязывавшиеся соседские связи. С одной стороны, сородичи, даже и утрачивая постепенно территориальное и экономическое единство, еще долго сохраняли различные черты общественной и идеологической общности. Эти черты сказывались как в отношениях между родственными семьями одной соседской общины, так и в отношениях между осколками родов, разбросанных в разных соседских общинах. С другой стороны, более прогрессивные для этой стадии развития соседские связи, где могли, вытесняли родственные, но лишь преодолевая силу традиции.
В этих условиях переплетались родовая и соседская собственность на землю, родовая и соседская взаимопомощь и взаимозащита, влияние родовых и влияние общинных лидеров или мужских домов, родовые культы и культы общины. Как всегда, новые отношения рождались в противоречиях. Например, нередко к родственникам начинали относиться как к соседям или соседей во всех отношениях приравнивали к родственникам.
Последнее породило распространенные обычаи общинной, или сельской (так называемой локальной), экзогамии, известной, в частности, кое-где на Кавказе, в Северной Албании, в Юго-Восточной Азии и т. п. Отношения с соседями укрепляли также различными видами искусственного породнения - усыновлением, побратимством, покумлением, для чего с этого времени стали широко использовать самые различные случаи, в том числе обряды жизненного цикла.
Вы также можете найти интересующую информацию в научном поисковике Otvety.Online. Воспользуйтесь формой поиска: