Макияж. Уход за волосами. Уход за кожей

Макияж. Уход за волосами. Уход за кожей

» » Алёнушкины сказки — Мамин-Сибиряк Д.Н. Краткая биография мамина-сибиряка

Алёнушкины сказки — Мамин-Сибиряк Д.Н. Краткая биография мамина-сибиряка

Мамин - Сибиряк Дмитрий Наркисович

(6.11.1852-15.11.1912)

Есть на Урале маленький город Висим. Затерялся он среди гор и лесов, долин и рек. Много лет тому назад

6 ноября 1852 г. в Висимо-Шайтанском заводе, Верхотурского уезда, Пермской губернии, недалеко от Нижнего Тагила родился мальчик Митя - русский писатель Дмитрий Наркисович Мамин - Сибиряк. Он был вторым ребёнком в семье.

Родители его были простые, добрые, честные люди. Отец его Наркис Матвеевич Мамин, был небогатым заводским священником. Кроме того, учил детей в церковно-приходской школе и чем мог, помогал больным и бедным людям. О матери своей писатель говорил как об идеале русской женщины.

Анна Семёновна день за днём записывала наблюдения за жизнью и развитием своих детей. Полноправными хозяевами в доме вместе с людьми были и домашние животные: чудесная собака-сибирская лайка с пушистым хвостом, рыжий кот с зелёными глазами; в клетке прыгала весёлая канарейка, а на жердочке сидел умный говорящий попугай. Дети трогательно заботились о них.

Вечером после трудового дня, вся семья собиралась вместе. Отец читал вслух стихи и рассказы Пушкина и Лермонтова, Гоголя и Некрасова, Аксакова; журналы, которые выписывали из столицы. Самое почётное место в доме занимал книжный шкаф. В нём дети находили книги о путешествиях. С героями этих книг они плавали по бурным морям, преодолевали пороги стремительных рек, открывали новые земли. А когда родители уезжали, сказки детям рассказывала бабушка.

До 14 лет Митя оставался дома, учился в школе, где преподавал отец. Митя рос бойким, хотя был слабее брата физически, любознательным, прилежным учеником. Дмитрий участвовал в играх заводской детворы – это были дети промысловых рабочих, рудокопов, крестьян, конечно, он хорошо знал, как живут его друзья. У отца его друга Кости Рябова была библиотека, где они проводили много времени. И ещё они очень любили гулять по родным местам горам и лесам знали все тропинки, часто оставались ночевать в лесу вместе с охотниками, слушали их увлекательные рассказы.

На всю жизнь сохранил Митя привязанность к Уралу. Когда взрослым ему пришлось покинуть его, он вспоминал дорогие его сердцу края. «Когда мне делается грустно, я уношусь мыслью в родные зелёные горы, мне начинает казаться, что небо там выше и яснее, и люди такие добрые, и сам я делаюсь лучше...» напишет он много лет спустя.

В 14 лет (1866 г.) Митя Мамин поступил учиться в духовное училище в Екатеринбурге. «Бурса» отличалась дикими нравами учеников, постоянной зубрёжкой и жестокостью учителей. Два года «бурсовской» учебы пролетели, и Митя счастливый вернулся домой на родной Урал. Эти годы своей жизни Дмитрий Наркисович считал потерянными, так как не прочитал ни одной книги.

В 16 лет (1868 г) Дмитрий Наркисович поступает в Пермскую духовную семинарию, постепенно он понимает, что хочет быть врачом, а не священником.

В 20 лет (1872 г) он подает заявление о выходе из семинарии. Тем же летом он уезжает в Петербург поступает на ветеринарное отделение Медико-хирургической академии. Здесь он оказывается в революционной студенческой среде. Посещает разные кружки, читает запрещённые книги. Представления о жизни и нужде простых людей расширились. Жизнь оказалась, очень тяжёлой приходилось на всём экономить: на квартире, на обеде, на одежде, на книгах на освещении. Но все, же Дмитрий Наркисович много читает и много пишет. В один из дней, когда было совсем плохо и всё валилось из рук, в дверь постучались и предложили Дмитрию Наркисовичу стать репортёром в газете «Русский мир». С этого времени он мог печататься и не умереть с голоду.

В 22 года(1874 г) он перевёлся на юридический факультет, считая, что для него как писателя лучше получить более широкие знания общественной жизни. Но болезнь легких заставила его оставить учёбу и уехать на родину, Урал. Он был счастлив, потому что постоянно тосковал об Урале.

Жизнь на Урале 1877-1891 г.

Весной 1877 г. (25 лет) Мамин возвращается на Урал, в Верхнюю Салду, куда переехала семья. В январе 1878 г. Семью постигло большое горе, скончался Наркис Матвеевич, и с этого времени Дмитрию Наркисовичу. пришлось, все заботы о семье взять на себя помогать матери, 2 братьям и сестре.

Вскоре они переезжают в Екатеринбург.

Дмитрию Наркисовичу, чтоб хоть как-то жить начинает заниматься частными уроками и скоро становится самым знаменитым репетитором г. Екатеринбурга. «В продолжении пяти лет я давал частные уроки по двенадцать часов в день»: вспоминал писатель. Писал для популярных литературно-публицистических петербургских и московских журналов.

С 1882 г. начинается второй период литературной деятельности Мамина. Мамин считал себя "сибиряком", так как родился в Висимо-Шайтанском заводском поселке, расположенном в Верхотурском уезде, а Верхотурье в начале восемнадцатого столетия входило в состав Сибирской губернии. Поэтому псевдоним избирает для себя писатель - "Сибиряк". Присоединив к своему имени псевдоним, писатель быстро приобрел популярность, и подпись Мамин-Сибиряк осталась за ним навсегда. Пробыв в родных местах 14 лет, он активно ездит по родным местам, изучает жизнь людей, их быт экономику родного края и пишет, пишет, пишет.

В 38 лет (1890 году) Дмитрий Наркисович женился на артистке Марии Марицевне Абрамовой, её красота, артистизм произвели на писателя впечатление.

В 39 лет (1891 г.) они приехали в Петербург. Однако счастье их было коротким. 21 марта 1892 г. Мария Марицевна умерла от родов, оставив любимому человеку болезненную хрупкую девочку - Елену (ласково её называл Алёнушка).

Любовь к дочери открыла ему душу ребёнка и явила миру творца бессмертных творений детской литературы.

С 1892 г. по 1912 г. Д.Н.Мамин-Сибиряк создал более ста пятидесяти произведений для детей, после рождения дочери. В них он перенёс всё заветное, что накопилось в его душе: всю неизменную любовь к природе, к её сказочной красоте, любовь ко всему живому, что окружает человека и живёт рядом с ним своей особенной жизнью.

«Аленушкины сказки» ( 1896), ставшие признанной классикой детской литературы - книга, которую писала сама любовь и поэтому она переживёт все остальное. Сказки и рассказы для детей Мамин-Сибиряк стал писать в последние годы жизни, считая эту работу «важнее всего остального». Кроме смешных радостных «Алёнушкиных сказок» есть у писателя и другие произведения для детей, в которых он не утаивает суровую правду жизни. Сколько в мире жестокости и несправедливости, думают маленькие читатели «Серой шейки», «Зимовье на студёной», «Емели-охотника» «Рассказы и сказки для детей младшего возраста»(1895), «Зарницы»(1897), «Рассказы и сказки» (1898), «По Уралу» (1899) и др. эти книги невозможно читать и слушать спокойно они вызывают чувство сострадания к героям. Некоторые критики сравнивают сказки Мамина с андерсеновскими.

В 1894 г. Пишет роман-биографию «Черты из жизни Пепко» (блестящий роман- воспоминание о своей петербургской юности).

Умер Дмитрий Наркисович 15 ноября 1912 году. В наше время произведения Мамина - Сибиряка стали доступны всему народу, их знает каждый человек в самом раннем возрасте.

Русский писатель-прозаик, драматург Д.Н. Мамин-Сибиряк (настоящая фамилия Мамин) родился 25 октября (6 ноября) 1852 года в Висимо-Шайтанском заводском поселке Верхотурского уезда Пермской губернии, в 140 км от Нижнего Тагила. Этот поселок, находившийся в глубине Уральских гор, был основан еще Петром I, а богатый купец Демидов построил здесь завод, изготовлявший железо. Отцом будущего писателя был заводской священник Наркис Матвеевич Мамин (1827-1878). В семье было четверо детей. Жили скромно: отец получал маленькое жалованье, немногим больше заводского рабочего. Много лет он бесплатно учил детей в заводской школе. "Без работы я не видал ни отца, ни матери. Их день всегда был полон трудом", - вспоминал Дмитрий Наркисович.

Писатель с детских лет полюбил великолепную уральскую природу и всегда вспоминал ее с любовью: "Когда мне делается грустно, я уношусь мыслью в родные зеленые горы, мне начинает казаться, что и небо там выше и яснее, и люди такие добрые, и сам я делаюсь лучше". Так писал Мамин-Сибиряк много лет спустя, находясь вдали от родного Висима. Тогда же, в ранние детские годы, зародилась и окрепла у Мамина-Сибиряка любовь к русской литературе. "В нашем доме книга играла главную роль, - вспоминал писатель, - и отец пользовался каждой свободной минутой, чтобы заняться чтением". О небольшой домашней библиотеке заботилась вся семья Маминых.

С 1860 по 1864 год Митя учился в Висимской поселковой начальной школе для детей рабочих, помещавшейся в большой избе. Когда мальчику исполнилось 12 лет, отец отвез его и старшего брата Николая в Екатеринбург и отдал их в духовное училище. Правда, дикие бурсацкие нравы так подействовали на впечатлительного ребенка, что он заболел, и отец забрал его из училища. С большой радостью вернулся Митя домой и в течение двух лет чувствовал себя совершенно счастливым: чтение чередовалось со скитаниями по горам, ночевками в лесу и домах приисковых рабочих. Быстро пролетели два года. У отца не было средств отдать сына в гимназию, и его снова отвезли в ту же бурсу.

В книге воспоминаний "Из далекого прошлого" Д.Н. Мамин-Сибиряк описал свои впечатления от учения в бурсе. Рассказал он о бессмысленной зубрежке, телесных наказаниях, невежестве учителей и грубости воспитанников. Настоящих знаний в училище не давали, а учеников заставляли заучивать наизусть целые страницы из Библии, петь молитвы и псалмы. Чтение книг считалось делом недостойным "настоящего" бурсака. В бурсе ценилась только грубая сила. Старшие ученики обижали младших, жестоко издевались над "новичками". Мамин-Сибиряк считал не только потерянными, но и вредными годы, проведенные в училище. Он писал: "Нужно было много лет, много страшного труда, чтобы вытравить все то зло, которое вынесено мною из бурсы, и чтобы взошли те семена, которые были заброшены давным-давно родной семьей".

По окончании бурсы в 1868 году Мамин-Сибиряк поступил в Пермскую семинарию - духовное заведение, дававшее среднее образование. Семинария мало чем отличалась от бурсы. Та же грубость нравов и плохое преподавание. Священное писание, богословские науки, древние языки - греческий и латынь - вот что главным образом должны были изучать семинаристы. Однако лучшие из них стремились к научным знаниям.

В Пермской духовной семинарии в начале 1860-х годов существовал тайный революционный кружок. Преподаватели и семинаристы - члены кружка - распространяли революционную литературу на уральских заводах и открыто призывали к выступлению против хозяев. В то время, когда в семинарию поступил Мамин, кружок был разгромлен, были арестованы и исключены многие семинаристы, но подпольную библиотеку сумели спасти. В ней хранились запретные сочинения Герцена, работы , роман Чернышевского "Что делать?" и книги по естествознанию (Ч.Дарвина, И.М. Сеченова, К.А. Тимирязева). Несмотря на все преследования, в Пермской семинарии сохранялся дух свободомыслия, и учащиеся протестовали против лицемерия и ханжества. Стремясь получить знания, чтобы приносить пользу народу, Дмитрий Мамин ушел из семинарии после 4-го класса, не окончив ее: он больше не хотел быть священником. Но именно к пребыванию в Пермской духовной семинарии относятся его первые творческие попытки.

Весной 1871 года Мамин уехал в Петербург, а в августе 1872 года он поступил на ветеринарное отделение Медико-хирургической академии. Он был увлечен бурным общественным движением 1870-х годов, посещал революционные студенческие кружки, читал произведения Маркса, участвовал в политических спорах. Вскоре полиция установила за ним слежку. Жилось ему трудно. Приходилось экономить на всем: на квартире, на обеде, на одежде, книгах. Вдвоем с товарищем Дмитрий снимал холодную, неуютную комнату в большом доме, где жили студенты и городская беднота. Д.Н. Мамин сочувственно относился к движению народников-пропагандистов, но для себя выбрал другую дорогу - писательский труд.

В 1875 году в газетах "Русский мир" и "Новости" он начал репортерскую работу, давшую, по его словам, знание "подноготной" жизни, "умение распознавать людей и страсть окунаться в гущу повседневности". В журналах "Сын отечества" и "Кругозор" он публиковал остросюжетные истории, не лишенные, в духе П.И. Мельникова-Печерского, этнографической наблюдательности, рассказы о разбойниках, уральских старообрядцах, загадочных людях и происшествиях ("Старцы", 1875; "Старик", "В горах", "Красная шапка", "Русалки", все - 1876; "Тайны зеленого леса", 1877; роман "В водовороте страстей", авторское название "Виноватые", 1876, и т.д.).

Студент Мамин серьезно учился, много читал, слушал лекции, посещал музеи. Но, решив стать писателем, он осенью 1876 года, не окончив курс Медико-хирургической академии, переходит на юридический факультет Петербургского университета, считая, что ему необходимо изучить общественные науки, которые помогут лучше разобраться в окружающей жизни. В своих будущих книгах он хотел открыть людям Урал, рассказать о тяжелом труде заводских рабочих, о жизни золотоискателей и крестьян. Дмитрий Мамин перечитывает сочинения любимых писателей, много пишет, упорно работает над языком и стилем. Он становится газетным репортером и пишет короткие статьи по заданиям различных газет. Вскоре в петербургских журналах начинают появляться первые рассказы и очерки молодого писателя.

Ведя жизнь литературной богемы, Мамин занимался репортажем и писал рассказы. Его первое беллетристическое произведение "Тайны зеленого леса" напечатано без подписи в журнале "Кругозор" в 1877 году и посвящено Уралу. Зачатки таланта, знакомство с природой и жизнью края замечаются в этом произведении. Ему хочется жить за всех, чтобы все испытать и все перечувствовать. Продолжая учиться на юридическом факультете, Мамин пишет большой роман "В водовороте страстей" под псевдонимом Е. Томский, роман претенциозный и очень слабый во всех отношениях. Он отнес рукопись романа в журнал "Отечественные записки", который редактировал М.Е. Салтыков-Щедрин. Большим ударом для начинающего писателя была отрицательная оценка этого романа, данная Салтыковым-Щедриным. Но Мамин правильно понял, что ему недостает не только литературного мастерства, но, прежде всего, знания жизни. В итоге, его первый роман был напечатан лишь в одном малоизвестном журнале.

И на этот раз Мамину не удалось довести учебу до конца. На юридическом факультете он проучился около года. Чрезмерная работа, плохое питание, отсутствие отдыха надломили молодой организм. У него началась чахотка (туберкулез). К тому же, из-за материальных трудностей и болезни отца, Мамин не смог сделать взнос платы за учение и вскоре был исключен из университета. Весной 1877 года писатель уехал из Петербурга. Всем сердцем потянулся юноша на Урал. Там вылечился он от болезни и нашел силы для новых трудов.

Оказавшись в родных местах, Дмитрий Наркисович собирает материал для нового романа из уральской жизни. Поездки по Уралу и Приуралью расширили и углубили его знание народной жизни. Но новый роман, задуманный еще в Петербурге, пришлось отложить. Заболел и в январе 1878 года умер отец. Дмитрий остался единственным кормильцем большой семьи. В поисках работы, а также чтобы дать образование братьям и сестре семья в апреле 1878 года переезжает в Екатеринбург. Но и в большом промышленном городе недоучившему студенту устроиться на службу не удалось. Дмитрий стал давать уроки отстающим гимназистам. Утомительная работа оплачивалась плохо, но учитель из Мамина вышел хороший, и скоро он приобрел славу лучшего репетитора в городе. Не оставил он на новом месте и литературной работы; когда не хватало времени днем, писал по ночам. Несмотря на денежные затруднения, он выписывал из Петербурга книги.

В начале 1880-х годов в журналах Петербурга и Москвы стали печататься рассказы, очерки и повести до сих пор никому не известного писателя Д.Сибиряка. Вскоре, в 1882 году, вышел первый сборник путевых очерков "От Урала до Москвы" ("Уральские рассказы"). Очерки были опубликованы в московской газете "Русские ведомости", а затем в журнале "Дело" вышли его очерки "В камнях", рассказы ("На рубеже Азии", "В худых душах" и др.). Героями рассказов были фабричные рабочие, уральские старатели, чусовские бурлаки, в очерках оживала уральская природа. Эти произведения привлекли к себе читателей. Сборник быстро раскупили. Так входил в литературу писатель Д.Н. Мамин-Сибиряк. Его произведения стали ближе к требованиям демократического журнала "Отечественные записки", и Салтыков-Щедрин уже охотно печатал их. Так, в 1882 году начинается второй период литературной деятельности Мамина. Его уральские рассказы и очерки регулярно появляются в "Устоях", "Деле", "Вестнике Европы", "Русской Мысли", "Отечественных Записках". В этих рассказах уже чувствуется самобытный изобразитель жизни и нравов Урала, вольный художник, умеющий дать понятие о гигантском человеческом труде, изобразить всякие контрасты. С одной стороны, дивная природа, величественная, полная гармонии, с другой - неурядица людская, тяжелая борьба за существование. Присоединив к своему имени псевдоним, писатель быстро приобрел популярность, и подпись Мамин-Сибиряк осталась за ним навсегда.

Первым крупным произведением писателя был роман "Приваловские миллионы" (1883), который в течение года печатался в журнале "Дело". Этот роман, начатый еще в 1872 году, - самый популярный из его сочинений в наши дни, был совсем незамечен критикой в момент его появления. Герой романа, молодой идеалист, пытается получить наследство, находящееся под опекой, с тем, чтобы расплатиться с народом за жестокий фамильный грех угнетения и эксплуатации, однако безволие героя (следствие генетической деградации), утопичность самого социального проекта обрекает предприятие на неудачу. Яркие эпизоды быта, раскольничьи предания, картины нравов "общества", образы чиновников, адвокатов, золотопромышленников, разночинцев, рельефность и точность письма, изобилующего народными поговорками и пословицами, достоверность в воспроизведении различных сторон уральского быта сделали это произведение, наряду с другими "уральскими" романами Мамина-Сибиряка, масштабной реалистической эпопеей, впечатляющим образцом отечественной социально-аналитической прозы.

В 1884 году в журнале "Отечественные записки" появился следующий роман "уральского" цикла - "Горное гнездо", закрепивший за Маминым-Сибиряком репутацию выдающегося писателя-реалиста. Второй роман рисует также со всех сторон горнозаводский Урал. Это - великолепная страница из истории накопления капитализма, остро сатирическое произведение о несостоятельности "магнатов" уральских горных заводов как организаторов промышленности. В романе талантливо изображен горный царек Лаптев, форменный вырожденец, "замечательный тип из всех, какие только встречались в нашей литературе" по мнению Скабичевского, высоко ставившего роман "Горное гнездо" и находящего, что "Лаптева смело можно поставить в одном ряду с такими вековечными типами, как Тартюф, Гарпагон, Иудушка Головлев, Обломов".

В задуманном как продолжение "Горного гнезда" романе "На улице" (1886; первонач. назв. "Бурный поток") Мамин-Сибиряк переносит своих "уральских" героев в Петербург, и, рассказывая о взлете и крахе некоего газетного предприятия, подчеркивает отрицательный характер социального отбора в "рыночном" обществе, где лучшие (наиболее "нравственные") обречены на нищету и гибель. Проблема поиска смысла жизни совестливым интеллигентом поднимается Маминым-Сибиряком в романе "Именинник" (1888), рассказывающем о самоубийстве земского деятеля. В то же время Мамин-Сибиряк явно тяготеет к народнической литературе, стремясь писать в стиле почитаемых им Г.И. Успенского и Н.Н. Златовратского - в "беллетристическо-публицистической", по его определению, форме. В 1885 году Д.Н. Мамин написал пьесу "Золотопромышленники" ("На золотом дне"), не имевшую большого успеха. В 1886 году он был принят в члены Общества любителей российской словесности. Внимание литературной общественности привлек сборник Мамина-Сибиряка "Уральские рассказы" (тт. 1-2; 1888-1889), в котором сплав этнографических и познавательных элементов (как позднее у П.П. Бажова) воспринимался в аспекте своеобразия художественной манеры писателя, отмечалось его мастерство пейзажиста.

В Екатеринбурге проходят 14 лет жизни писателя (1877-1891). Он женится на Марии Якимовне Алексеевой, которая стала не только женой и другом, но также и прекрасным советчиком по литературным вопросам. В эти годы он совершает много поездок по Уралу, изучает литературу по истории, экономике, этнографии Урала, погружается в народную жизнь, общается с "простецами", имеющими огромный жизненный опыт, и даже избирается гласным Екатеринбургской городской Думы. Два продолжительных выезда в столицу (1881-1882, 1885-1886) упрочили литературные связи писателя: он знакомится с Короленко, Златовратским, Гольцевым и другими. В эти годы пишет и печатает много небольших рассказов, очерков.

Но в 1890 году Мамин-Сибиряк разводится с первой женой, а в январе 1891 года женится на талантливой артистке Екатеринбургского драматического театра Марии Морицовне Абрамовой и переезжает с ней в Петербург, где проходит последний этап его жизни. Здесь он скоро сблизился с литераторами-народниками - Н. Михайловским, Г. Успенским и другими, а позднее, на рубеже веков, и с крупнейшими писателями нового поколения - А. Чеховым, А. Куприным, М. Горьким, И. Буниным, высоко оценившим его труды. Через год (22 марта 1892 года) трепетно любимая жена Мария Морицевна Абрамова умирает, оставив больную дочь Аленушку на руках отца, потрясенного этой смертью.

С годами Мамина все больше занимают процессы народной жизни, он тяготеет к романам, в которых главным действующим лицом оказывается не исключительный человек, а целая трудовая среда. Большую известность приобрели романы Д.Н. Мамина-Сибиряка "Три конца" (1890), посвященный сложным процессам на Урале после Крестьянской реформы 1861 года, "Золото" (1892), в жестких натуралистических подробностях описывающий сезон золотодобычи и "Хлеб" (1895) о голоде в уральской деревне в 1891-1892 годах. Подолгу работал писатель над каждым произведением, собирая огромный исторический и современный материал. Глубокое знание народной жизни помогло автору ярко и правдиво показать тяжелое положение рабочих и крестьян и с негодованием обличить богачей заводчиков и фабрикантов, присвоивших себе природные богатства края и эксплуатирующих народ. Сумрачный драматизм, обилие самоубийств и катастроф в произведениях Мамина-Сибиряка, "русского Золя", признаваемого одним из создателей отечественного социологического романа, явили одну из важных граней общественного умонастроения России конца века: ощущение полной зависимости человека от социально-экономических обстоятельств, выполняющих в современных условиях функцию непредсказуемого и неумолимого античного рока.

Красочным языком, мажорной тональностью отличаются исторические повести Мамина-Сибиряка "Братья Гордеевы" (1891; о демидовских крепостных, обучавшихся во Франции) и "Охонины брови" (1892; о восстании Уральского заводского населения в эпоху Пугачева), а также легенды из быта башкир, казахов, киргизов ("Лебедь Хантыгал", "Майя" и др.). "Кряжистый", "сильный и смелый", по воспоминаниям современников, типичный "уральский человек", Мамин-Сибиряк с 1892 года, после горькой утраты любимой жены, скончавшейся при рождении их дочери Аленушки, выдвигается еще как прекрасный писатель о детях и для детей. Его сборники "Детские тени", "Аленушкины сказки" (1894-1896) имели очень большой успех и вошли в русскую детскую классику. Произведения Мамина-Сибиряка для детей "Зимовье на Студеной" (1892), "Серая шейка" (1893), "Зарницы" (1897), "По Уралу" (1899) и другие приобрели широкую известность. Они открывают высокую простоту, благородную естественность чувств и любовь к жизни их автора, одухотворяющего поэтическим мастерством домашних животных, птиц, цветов, насекомых. Некоторые критики сравнивают сказки Мамина с андерсеновскими.

К детской литературе Мамин-Сибиряк относился очень серьезно. Он называл детскую книжку "живой нитью", которая выводит ребенка из детской комнаты и соединяет с широким миром жизни. Обращаясь к писателям, своим современникам, Мамин-Сибиряк призывал их правдиво рассказывать детям о жизни и труде народа. Он часто говорил, что только честная и искренняя книга приносит пользу: "Детская книга - это весенний солнечный луч, который заставляет пробуждаться дремлющие силы детской души и вызывает рост брошенных на эту благодатную почву семян".

Детские произведения очень разнообразны и предназначены для детей разного возраста. Младшие ребята хорошо знают "Аленушкины сказки". В них весело живут и разговаривают звери, птицы, рыбы, насекомые, растения и игрушки. Например: Комар Комарович - длинный нос, Мохнатый Миша - короткий хвост, Храбрый Заяц - длинные уши - косые глаза - короткий хвост, Воробей Воробеич и Ерш Ершович. Рассказывая о веселых приключениях зверей и игрушек, автор умело соединяет увлекательное содержание с полезными сведениями, малыши учатся наблюдать жизнь, у них развиваются чувства товарищества и дружбы, скромности и трудолюбия. Произведения Мамина-Сибиряка для детей старшего возраста рассказывают о жизни и труде рабочих и крестьян Урала и Сибири, о судьбе детей, работающих на заводах, промыслах и шахтах, о юных путешественниках по живописным склонам Уральских гор. Широкий и разнообразный мир, жизнь человека и природы раскрываются юным читателям в этих произведениях. Высокую оценку читателей получил рассказ Мамина-Сибиряка "Емеля-охотник", отмеченный в 1884 году международной премией.

Одна из лучших книг Мамина-Сибиряка - автобиографический роман-воспоминание о петербургской юности "Черты из жизни Пепко" (1894), в котором рассказывается о первых шагах Мамина в литературе, о приступах острой нужды и моментах глухого отчаяния. Он ярко обозначил миросозерцание писателя, догмы его веры, взгляды, идеи, которые легли в основу лучших его произведений: глубокий альтруизм, отвращение к грубой силе, любовь к жизни и, вместе с тем, тоска о ее несовершенствах, о "море печали и слез", где столько ужасов, жестокостей, неправды. "Неужели можно удовлетвориться одной своей жизнью. Нет, жить тысячью жизней, страдать и радоваться тысячью сердец - вот где жизнь и настоящее счастье!" - говорит Мамин в "Чертах из жизни Пепко". Последние крупные произведения писателя - роман "Падающие звезды" (1899) и рассказ "Мумма" (1907).

Последние годы жизни писатель тяжело болел. 26 октября 1912 года в Петербурге отмечалось сорокалетие его творческой деятельности, но Мамин уже плохо воспринимал пришедших поздравить его - через неделю, 2 (15) ноября 1912 года, он скончался. Многие газеты поместили некрологи. Большевистская газета "Правда" посвятила Мамину-Сибиряку специальную статью, в которой отмечала большое революционное значение его произведений: "Умер яркий, талантливый, сердечный писатель, под пером которого оживали страницы прошлого Урала, целая эпоха шествия капитала, хищного, алчного, не знавшего удержу ни в чем". "Правда" высоко оценила заслуги писателя и в детской литературе: "Его влекла чистая душа ребенка, и в этой области он дал целый ряд прекрасных очерков и рассказов".

Д.Н. Мамин-Сибиряк был похоронен на Никольском кладбище Александро-Невской лавры; через два года рядом похоронили скоропостижно скончавшуюся дочь писателя "Аленушку" - Елену Дмитриевну Мамину (1892-1914). В 1915 году на могиле установили гранитный памятник с бронзовым барельефом (ск. И.Я. Гинцбург). А в 1956 году прах и памятник писателя, его дочери и супруги, М.М. Абрамовой, были перенесены на Литераторские мостки Волковского кладбища. На могильном памятнике Мамина-Сибиряка высечены слова: "Жить тысячью жизней, страдать и радоваться тысячью сердец - вот где настоящая жизнь и настоящее счастье".

"Земле родной есть за что благодарить Вас, друг и учитель наш... Ваши книги помогли понять и полюбить русский народ, русский язык..." - так писал Д.Н. Мамину-Сибиряку А.М. Горький.

Дата рождения: 6 ноября 1852 года
Дата смерти: 15 ноября 1912 года
Место рождения: Висимо-Шайтанский заводской поселок, Пермская губерния

Дмитрий Мамин-Сибиряк - великий прозаик, драматург и писатель. Дмитрий Наркисович Мамин-Сибиряк родился 6 ноября 1852 года в небольшом поселке Висимо-Шайтан (ныне Висим в Свердловской области). Его отец был представителем духовенства и очень хотел, чтобы сын также посвятил свою жизнь служению Господу. Его семья была просвещенной, поэтому мальчик получил прекрасное светское образование на дому и поступил в местную школу для продолжения образования.

По наставлению отца он поступил в 1866 году в духовное училище Екатеринбурга, а затем успешно перевелся в духовную семинарию Перми. Его характер и нестандартный ум уже там проявляют себя, он участвует в нескольких кружках, где начинает знакомство с идеями Герцена, Чернышевского, Добролюбова. Именно во время обучения в семинарии он начинает писать небольшие рассказы, проявляя, пусть и неотесанный, но талант.

Он успешно выпустился из семинарии 1871 году и поехал в Петербург. Его не привлекала профессия священника, а потому он решил продолжить свое обучение на научном поприще.

Он поступил в Медико-хирургическую академию, где учился сначала на ветеринарном, а потом и на медицинском отделении. Наука становится для него еще более интересной, в 1874 году он поступил в университет Петербурга на факультет естествознания, а через два года перевелся на факультет юриспруденции. В это время у него начинаются материальные трудности и развивается туберкулез.

Во время студенческого периода он уже публиковался, писал небольшие рассказы, но оплату получал небольшую. Этот период бедности и увлечения журналистикой он описал в автобиографическом романе "Черты из жизни Пепко".

В 1877 году он вернулся на Урал, а в 1878 похоронил своего отца и стал главой семьи. Ему нужно было обеспечить образование для братьев и сестер. Заработок можно было найти лишь в большом городе и потому в том же году его семья переезжает в Екатеринбург, где Дмитрий познакомился в прекрасной женщиной, Марией Алексеевой.

Она стала его женой, а также напарником в литературной деятельности. Мамин-Сибиряк много путешествовал по Урале и во время разъездов уделял внимание экономике, истории регионов, фольклору. Он набрал огромное количество материала для свой литературной деятельности.

Его путевые записки публикуются в сборнике "От Урала до Москвы", которые увидели свет в газете "Русские ведомости". Это был несомненный успех, который привлек внимание сразу нескольких изданий, включая известные журналы "Отечественные записки", "Вестник Европы", "Русская мысль и другие. В это же время он берет двойную фамилию. Дмитрий Сибиряк - это его литературный псевдоним, который стал частью фамилии.

Мотивы его творчества остаются неизменными, он продолжает писать о жизни русского народа на Урале. В 1883 году Дмитрий Мамин-Сибиряк закончил работу над большим романом "Приваловские миллионы", который он писал в течение десяти лет. Этот роман принес ему известность после публикации в журнале "Дело". Затем "Отечественные записки" публикуют его роман "Горное гнездо", которое сразу же было принято общественностью и критиками, которые определили его как очень талантливого писателя в жанре реализма.

В 1890 году Дмитрий расстался со своей первой женой и женился на М. Абрамовой, актрисой драматического театра Екатеринбурга. Вместе с этой женщиной он переехал в Петербург. Его семейное счастье было недолгим, жена умерла всего года спустя после очень тяжелых родов. Эта трагедия наложила отпечаток на жизнь писателя, который остался с больной дочерью Аленой на руках.

Его депрессия не помешала ему сконцентрироваться на воспитании дочери и начать писать детские рассказы. Именно в этот период он написал очень известный цикл "Аленушкины сказки", который был написан специально для дочери. В течение следующего десятилетия он жил в Петербурге, уделяя дочери как можно больше внимания. Он написал также много прекрасных рассказов, повестей и романов, среди которых выделяются "Уральские рассказы" и знаменитый роман "Хлеб". К сожалению, в это же время его здоровье ухудшается из-за развивающегося туберкулеза.

Он умер от чахотки 15 ноября 1912 года, а его дочь умерла через два года после этого. Мамин-Сибиряк оставил после себя огромное литературное наследие. Самым большим его достижением можно считать использование уникальных персонажей и образов, которые он создавал для детей.

Его сказки всегда пронизаны не только любовью и пониманием, но и высокой моралью. Он защищал свою родную природу и старался научить тому же читателей, а также отразил многие изменения в общественной жизни России в своих романах и рассказах.

Важные вехи жизни Дмитрия Мамин-Сибиряка:

Родился 6 ноября 1852
- Поступление в духовное училище Екатеринбурга в 1866
- Поступление в духовную семинарию Перми в 1868
- Поступление в медико-хирургическую академию Петербурга в 1872
- Перевод на факультет юриспруденции в 1876
- Женился на Марии Алексеевой и начал путешествовать по Уралу после возвращения из Петербурга в 1877
- Публикация серии очерков "Старатели" и работа в журнале "Русская Мысль" в 1882
- Публикация романа "Приваловские миллионы" в 1883
- Публикация романа "Горное гнездо" в журнале "Отечественные записки" в 1884
- Женился на М. Абрамовой в 1890
- Переехал в Петербург, потерял жену и начал работу над сказками и детскими рассказами в 1891
- Публикация романа "золото", выход в свет "Охониных бровей" в 1892
- Публикация двухтомного сборника "Уральские рассказы", печать романа "Хлеб" в 1895

Занимательные факты из биографии Дмитрия Мамин-Сибиряка:

Статья посвящена популярному писателю-сказочнику - Д.Н. Мамину-Сибиряку. Вы узнаете биографические сведения об авторе, список его произведений, а также ознакомитесь с интересными аннотациями, раскрывающими суть некоторых сказок.

Дмитрий Мамин-Сибиряк. Биография. Детство и юность

Родился Дмитрий Мамин 6.11.1852 года. Его отец Наркис был священником. Большое внимание воспитанию Димы уделяла его мама. Когда он подрос, родители отправили его в школу, где обучались дети рабочих Висимо-Шайтанского завода.

Папа очень хотел, чтобы сын пошел по его стопам. Поначалу все было так, как запланировал Наркис. Он поступил в духовную семинарию в Перми и учился там целый год в качестве слушателя. Однако мальчик понял, что посвящать всю свою жизнь делу священника он не хочет, в связи с чем решил бросить семинарию. Отец был крайне недоволен поведением сына и не разделял его решение. Накаленная обстановка в семье вынудила Дмитрия уехать из дома. Он решил отправиться в Санкт-Петербург.

Поездка в Санкт-Петербург

Здесь он скитается по медицинским учреждениям. В течение года он обучается на ветеринара, после чего переходит на медицинское отделение. Потом он поступает в Петербургский университет на факультет естественных наук, после чего начинает заниматься юриспруденцией.

В результате шестилетнего "хождения" по разным факультетам он так и не получил ни одного диплома. В этот период времени он понимает, что всем сердцем хочет стать литератором.

Из-под его пера рождается первое произведение, которое называется "Тайны темного леса". Уже в этом сочинении виден его творческий потенциал и незаурядный талант. Но не все его произведения сразу стали шедеврами. Его роман "В водовороте страстей", который вышел в малотиражном журнале под псевдонимом Е. Томский, был раскритикован в "пух и прах".

Возвращение на родину

В возрасте 25 лет он возвращается на родину и пишет новые сочинения под псевдонимом Сибиряк, чтобы никак не ассоциироваться с неудачником Е. Томским.

В 1890 году последовал его развод с первой женой. Он женится на артистке М. Абрамовой. Вместе с новой супругой Дмитрий Наркисович Мамин-Сибиряк переезжает в Санкт-Петербург. Их счастливый брак продлился совсем недолго. Женщина умерла сразу после рождения дочери. Девочку назвали Аленушкой. Именно благодаря любимой доченьке Мамин-Сибиряк открылся читателям как очаровательный сказочник.

Важно отметить такой интересный факт: некоторые произведения Мамина-Сибиряка вышли под псевдонимами Оник и Баш-Курт. Скончался он в возрасте шестидесяти лет.

Список произведений Мамина-Сибиряка

  • "Аленушкины сказки".
  • "Балабурда".
  • "Вертел".
  • "В каменном колодце".
  • "Волшебник".
  • "В горах".
  • "В ученье".
  • "Емеля-охотник".
  • "Зелёная война".
  • Серия "Из далекого прошлого" ("Дорога", "Казнь Фортунки", "Болезнь", "История одного пильщика", "Новичок", "Книжка").
  • Легенды: "Баймаган", "Майя", "Лебедь Хантыгая".
  • "Лесная сказка".
  • "Медведко".
  • "На пути".
  • "Около нодьи".
  • "Отцы".
  • "Первая корреспонденция".
  • "Постойко".
  • "Под землей".
  • "Приемыш".
  • "Сибирские рассказы" ("Авва", "Депеша", "Дорогие гости").
  • Сказки и рассказы для детей: "Акбозат", "Богач и Еремка", "В глуши", "Зимовье на Студеной".
  • "Серая шейка".
  • "Упрямый козел".
  • "Старый воробей".
  • "Сказка про славного царя Гороха".

Аннотации к сказкам Мамина-Сибиряка

Настоящим талантливым рассказчиком является Мамин-Сибиряк. Сказки этого автора очень нравятся детям и взрослым. В них чувствуются душевность и особая проникновенность. Они создавались для любимой дочери, мать которой умерла при родах.


Дми́трий Нарки́сович Ма́мин-Сибиря́к (настоящая фамилия Мамин ; 1852-1912) - русский прозаик и драматург.

Родился в семье священника в Висимо-Шайтанском Заводе, ныне посёлок Висим Свердловской области. Учился в Пермской духовной семинарии (1868-1872). В 1872 поступил на ветеринарный факультет Петербургской медико-хирургической академии; не окончив её, перешёл на юридический факультет Петербургского университета. В 1877 был вынужден из-за бедности оставить учёбу и уехать на Урал, где находился до 1891. Затем жил в Петербурге и Царском Селе. Начал печататься в 1875. Первое произведение «Тайны зелёного леса» посвящено Уралу.

С 1882 начинается второй период его литературной деятельности. С появления очерков из приисковой жизни «Старатели» Мамин, ставший подписываться псевдонимом Сибиряк, обращает на себя внимание публики и критики и довольно быстро приобретает известность. Выходят его уральские рассказы и очерки: «На рубеже Азии», «В камнях», «Все мы хлеб едим», «В худых душах», «Золотуха», «Бойцы», «Переводчица на приисках», «Дикое счастье», «Авва», «На Шихане», «Башка», «Гроза», «Блаженые» и другие. В них уже явно намечается авторский стиль: стремление к изображению природы и её влияния на человека, чуткость к переменам, совершающимся вокруг. С одной стороны, автор живописал полную гармонии величественную природу, с другой - людские неурядицы, тяжкую борьбу за существование. Подпись Мамин-Сибиряк осталась за писателем навсегда. Но многие свои вещи, в особенности этнографические статьи, он подписывал псевдонимами Баш-Курт и Оник. В 1883 появился первый его роман из заводской жизни на Урале: «Приваловские миллионы». Автор характеризует людей труда, типажи, фигуры, новые в русской литературе. Второй роман - «Горное гнездо (1884) описывает горно-заводский край с разных сторон. Здесь Мамин выразил свою идею о стихийных силах, слепо действующих в жизни. Естественным продолжением «Горного гнезда» является роман «На улице», где действие происходит в Петербурге. В нём показано становление капитализма, сопровождающееся ломкой старого уклада жизни, прежних идеалов, идейными шатаниями и поисками в среде представителей интеллигенции. В романе «Три конца» (1890) автор рассказывает о жизни раскольников на Урале.

В 1891 Мамин-Сибиряк окончательно перебрался в Петербург. К этому времени относятся его большой роман «Хлеб» (1895) и повесть «Братья Гордеевы». Романом он закончил серию произведений, рисующих Малую Родину, её нравы, обычаи, общественную жизнь, дореформенный и пореформенный быт. Множество рассказов посвящено всё тому же краю. Мамин-Сибиряк выступает также как писатель о детях и для детей, Его сборник «Детские тени» имел очень большой успех. Пониманием детской психологии отмечены «Алёнушкины сказки» (1894-1896), рассказы «Емеля-охотник» (1884), «Зимовье на Студёной» (1892), «Серая шейка» (1893) и другие. Мамин-Сибиряк автор романа «Золото», рассказов и очерков «Родительская кровь», «Лётные», «Лес», «Отрава», «Последняя треба», «Лебедка», сборника «Около господ». Его перу принадлежат также драматические произведения, легенды, исторические повести. Некоторые произведения отмечены чертами натурализма. Свои первые шаги в литературе, сопровождавшиеся приступами острой нужды, отчаяния, автор описал в романе «Черты из жизни Пепко» (1894). В нём раскрыты миросозерцание писателя, принципы его веры, взгляды, идеи; альтруизм соседствуете отвращением к людской недоброжелательности, к грубой силе, пессимизм - с любовью к жизни и тоской о её несовершенствах.
Художественный талант Мамина-Сибиряка высоко ценили Н. С. Лесков (1831-1895), А. П. Чехов (1860-1904), И. А. Бунин (1870-1953).